"Внутренняя идея эсперанто такова: на нейтральной языковой основе убрать стены, разделяющие племена, и приучить людей к тому, чтобы в ближнем своём они видели только человека и брата."

Л. Л. Заменгоф, 1912

Этот искусственный язык был придуман Лазарем (Людвигом) Заменгофом. Он создал грамматику на основе европейских языков с минимумом исключений. Лексика в основном взята из романских языков, хотя также есть слова из германских и других языков. Новый язык, сначала появившийся в виде учебника в 1887 году, привлёк внимание общественности, и начался нормальный процесс эволюции языка внутри сообщества, которое его использовало в разной среде и создало культуру, связанную с этим языком. Два десятилетия спустя родились первые дети, которые говорили со своими родителями на эсперанто, они стали первыми носителями языка. Таким образом, можно сказать, что этот язык, созданный для международного общения, потом креолизировался и сегодня стал языком диаспоры эсперантоговорящих.

Он был создан на базе лексики индоевропейских языков, с целью быть легким в изучении. По этой причине грамматика является агглютинативной (характерная черта турецкого и финно-угорских языков), а на более глубоком уровне язык изолирующий (как северокитайский и вьетнамский). Это означает, что морфемы в нём могут использоваться как отдельные слова. У него строго регулярная (без исключений) грамматика. Этот язык также допускает создание огромного множества слов путем комбинирования лексических корней и около сорока аффиксов (например, из san- ("здоровый"), можно создать такие слова как: malsana (“больной”), malsanulo (“больной человек”), gemalsanuloj (“больные люди обоих полов”), malsanulejo (“больницы”), sanigilo (“лекарство”), saniĝinto (“выздоровевший”), sanigejo (“место лечения”), malsaneto (“маленькая болезнь”), malsanego (“огромная болезнь”), malsanegulo (“очень больной человек”), sanstato (“состояние здоровья”), sansento (“ощущение здоровья”), sanlimo (“границы здоровья”), malsankaŭzanto (“патогены”), kontraŭmalsanterapio (“лечение”)…). Основные части речи (существительные, глаголы, прилагательные и наречия) обладают системой окончаний, которые позволяют распознавать все части речи. Систематичность делает язык лёгким в изучении, а его гибкость в создании новых слов превращают его в один из наиболее продуктивных языков с потенциально неограниченным числом слов, способным выражать всё новые идеи или состояния. Например, возможно написать фантастический роман о придуманных марсианах в форме стола и назвать их tablo (“стол”), tablino ("стол женского пола”), tablido (“потомство стола”)… Мы можем представить себе устройство, которое упрощает сексуальную жизнь и назвать его sekssimpligilo (“упроститель секса”), человека, который ходит задом наперёд ( inversmarŝanto , “задом ходящий”), средство против догматизма ( maldogmigilo , “антидогматизатор”), и тому подобное.

Важные особенности эсперанто

Основная идея эсперанто состоит в поддержании терпимости и уважения между людьми различных народов и культур. Общение является необходимой частью взаимопонимания, и если общение происходит на нейтральном языке, это может укрепить чувство, что вы „встречаетесь” на равных условиях и с уважением друг к другу.

Международный

Эсперанто полезен для общения между представителями различных наций, у которых нет общего родного языка.

Нейтральный

Он не принадлежит какому-то отдельному народу или стране и поэтому выступает в роли нейтрального языка.

Равный

Когда вы используете эсперанто, вы чувствуете себя с собеседником на равных с языковой точки зрения в отличие от ситуации, когда вы, например, используете английский язык для разговора с человеком, который говорит на нём с рождения.

Относительно лёгкий

Благодаря структуре и устройству этого языка, обычно намного легче овладеть эсперанто, чем каким-то иностранным национальным языком.

Живой

Эсперанто развивается и живёт точно так же, как и прочие языки; на эсперанто можно выразить самые различные оттенки человеческих мыслей и чувств.

Равноправный

Все, кто учат эсперанто, имеют хороший шанс достичь высокий уровень владения языком и потом, с лингвистической точки зрения, общаться на том же уровне с другими, независимо от языкового фона.

История

Грамматика

Алфавит

Это алфавит эсперанто. Каждая буква всегда читается одинаково вне зависимости от позиции в слове, и слова пишутся так же, как слышатся. Щёлкните на примере, чтобы услышать произношение!

  • Aa ami любить
  • Bb bela красивая
  • Cc celo цель
  • Ĉĉ ĉokolado шоколад
  • Dd doni давать
  • Ee egala равный
  • Ff facila лёгкий
  • Gg granda большой
  • Ĝĝ ĝui наслаждаться
  • Hh horo час
  • Ĥĥ ĥoro хор
  • Ii infano ребёнок
  • Jj juna молодой
  • Ĵĵ ĵurnalo газета
  • Kk kafo кофе
  • Ll lando страна
  • Mm maro море
  • Nn nokto ночь
  • Oo oro золото
  • Pp paco мир
  • Rr rapida быстрый
  • Ss salti прыгать
  • Ŝŝ ŝipo корабль
  • Tt tago день
  • Uu urbo город
  • Ŭŭ aŭto автомобиль
  • Vv vivo жизнь
  • Zz zebro зебра

Существительные

Все существительные в эсперанто заканчиваются на -o . (Существительные — это названия вещей и явлений)


Множественное число

Чтобы получить слово во множественном числе, просто добавьте окончание -j :


Дополнение

В эсперанто мы обозначаем прямое дополнение (то есть слово в винительном падеже) в предложении, добавляя к нему -n . Это позволяет менять порядок слов в предложении так, как нам нравится, а смысл от этого не изменится. (Прямое дополнение это то, что напрямую испытывает на себе действие)


Прилагательные

Все прилагательные в эсперанто заканчиваются на -a . (Прилагательные используются для описания существительных)


Приставки

Смотрите! Добавляя mal- в начало слова, мы меняем его значение на противоположное.


mal- - это приставка. Приставку помещают перед корнем, чтобы получать новые слова. В эсперанто есть 10 различных приставок.

Суффиксы

Также есть много способов строить новые слова с помощью специальных окончаний. Например, -et- уменьшает что-либо.


Et- - это суффикс. Суффиксы нужно вставлять после корня, чтобы получать новые слова. В эсперанто есть 31 различный суффикс.

Глаголы

Глаголы, само собой, очень важны. Но вы обнаружите, что в эсперанто и они тоже очень просты. (Глаголы показывают исполнение действия или нахождение в каком-то состоянии)


Формы глаголов

Глаголы в неопределённой форме заканчиваются на -i . Глаголы в настоящем времени заканчиваются на -as , в прошедшем — на -is , и в будущем — на -os . В эсперанто нет ни классов спряжения, ни неправильных форм глаголов!

  • mi estas я есть
  • mi estis я был
  • mi estos я буду
  • vi estas ты/вы есть
  • vi estis ты был / вы были
  • vi estos ты будешь / вы будете
  • li estas он есть
  • li estis он был
  • li estos он будет
  • ŝi estas она есть
  • ŝi estis она была
  • ŝi estos она будет
  • ĝi estas оно/это есть
  • ĝi estis оно/это было
  • ĝi estos оно/это будет
  • ni estas мы есть
  • ni estis мы были
  • ni estos мы будем
  • ili estas они есть
  • ili estis они были
  • ili estos они будут

Наречия

С помощью окончания -e мы создаём наречия. (Наречия — это слова, которые описывают глаголы)


Cтраница 1


Общественный характер производства и образ жизни людей вызывают необходимость соподчинять: связи с чем каждый из них выступает носителем определенных обязанностей и ответственности.  

Общественный характер производства вызывает потребность его планомерного регулирования.  

Общественный характер производства выражается, во-первых, во все большем укрупнении непосредственной кооперации наемных работников в рамках фабрично-заводской и фирменной системы машин.  

Общественный характер производства и возрастающая специализация вызывают необходимость в обмене информацией одновременно между более чем двумя абонентами. Отсюда следует, что для части абонентов в перспективных АТС необходимо предоставить возможность организации совещаний.  

Общественный характер производства - необходимое, но недостаточное условие полной планомерности. Установление коллективных форм собственности является достаточным условием превращения необходимости планомерного развития экономики в возможность.  

Но общественный характер производства был скован частнособственническим присвоением. Капитализму стало тесно в рамках старых национальных государств, он настолько развил концентрацию производства, что целые отрасли промышленности оказались захвачены союзами капиталистов и почти весь земной шар поделен между ними как в форме колоний, так и посредством запутывания чужих стран в сетях финансовой зависимости.  

Рост общественного характера производства проявляется в усилении его концентрации, специализации и взаимозависимости различных отраслей хозяйства. Маркса по этому вопросу, писал: Обобществление труда капиталистическим производством состоит совсем не в том, что люди работают в одном помещении (это только - частичка процесса), а в том, что концентрация капиталов сопровождается специализацией общественного труда, уменьшением числа капиталистов в каждой данной отрасли промышленности и увеличением числа особых отраслей промышленности; - в том, что многие раздробленные процессы производства сливаются в один общественный процесс производства. А между тем каждое производство ведется отдельным капиталистом, завися от его произвола, отдавая общественные продукты в его частную собственность. Неужели же не ясно, что форма производства становится в непримиримое противоречие с-формой присвоения.  

Углубление общественного характера производства предъявляет новые требования к формам и методам ведения капиталистического хозяйства. Основной их смысл сводится к обеспечению большей планомерности регулирования общественного производства и распределения ресурсов. Создание все более крупных капиталистических объединений, образование транснациональных корпораций способствуют частичному разрешению этого противоречия на основе частнокапиталистического обобществления. Однако без участия государства невозможно обеспечить относительную пропорциональность развития экономики в целом и даже ее отдельных сфер.  

Усиление общественного характера производства товарных благ.  

Однако общественному характеру производства противостоит частная форма присвоения. Это означает, что продукты общественного производства не принадлежат всему обществу, а являются частной собственностью отдельных лиц или компаний. Это порождает диспропорциональность общественного производства.  

Современные условия общественного характера производства приводят к установлению обмена информацией между группой абонентов. Следовательно, в проектируемых системах АТС необходимо предусматривать организацию конференц-связи (совещаний), а также возможность переадресования вызова на другой номер или бюро обслуживания, автоматический поиск абонента и др. Чрезвычайно актуальной задачей становится сокращение численности обслуживающего персонала. Поэтому в перспективных системах АТС трудоемкость эксплуатации должна быть значительно сокращена за счет повышения надежности оборудования, создания необслуживаемых АТС малой и средней емкости, а также введения автоматизации процесса отыскания повреждений в коммутационной системе.  

Противоречие между общественным характером производства и капиталистической формой присвоения в об-ластп классовых отношении проявляется в обострении антагонизма между трудом и капиталом, пролетариатом и буржуазией. Рабочий класс, главная производительная сила при капитализме, органически связан с обобществленным крупным производством.  

Противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением продуктов труда является основным при капитализме и ведет к абсолютному и относительному обнищанию пролетариата. Обнищание рабочего класса является законом развития капитализма и результатом капиталистической эксплуатации, а не естественным законом, как это пытаются доказать защитники человеконенавистнических идей мальтузианства, широко г используемых в настоящее время идеологами империализма.  

Противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения проявляется с особой силой в антагонизме между трудом и капиталом.  

Невиданный ранее рост общественного характера производства при сохранении частнокапиталистической собственности до предела усиливает конфликт между современными производительными силами и капиталистическими производственными отношениями, обостряет противоречие между трудом и капиталом, ускоряет развитие государственно-монополистического капитализма.  


Человек является общественным существом. Поэтому труд человека всегда носит общественный характер, который проявляется в двух взаимосвязанных формах: разделение труда и кооперация труда.

Разделение труда - это дифференциация и специализация видов труда, закрепляющаяся путём профессиональной подготовки каждого работника. Разделение труда осуществляется на различных уровнях:

а) международное разделение труда между странами, т.е. между национальными экономиками;

б) разделение общественного труда на крупные роды: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т.д.;

в) межотраслевое разделение труда - в промышленности, сельском хозяйстве и т.д. Например, в современной промышленности обособленно существуют и развиваются свыше 700 отраслей;

г) внутрипроизводственное разделение труда - на предприятиях, в том числе подетальное и пооперационное разделения труда.

Кооперация труда - это совместный (коллективный) труд многих людей, участвующих в создании определенного вида блага. Кооперация труда характеризуется следующими чертами:

а) совместный труд нуждается в управлении (со стороны бригадира, мастера, прораба и т.д.);

б) в процессе совместного труда применяется коллективная сила труда. Наглядным примером здесь может служить бревно, которое не поднять в одиночку и легко поднять вшестером;

в) при кооперации труда объективно возникает эффект соревнования, который проявляется не только в стремлении работника быть первым среди равных, но также в согласовании действий, высокой профессиональной ответственности и взаимном доверии между всеми работниками предприятия.

При сравнении кооперации труда и разделения труда выявляется ведущая, т.е. определяющая, роль разделения труда. Впервые этот приоритет разделения труда рассматривал А.Смит. Он привёл два существенно важных аргумента. Во-первых, «богатство рождается из разделения труда». Для иллюстрации этого тезиса А.Смит применил пример с изготовлением булавок. Если ремесленнику предложить изготовить булавки, выполняя все необходимые трудовые операции, начиная от поиска руды в земле, то возможно за один год он изготовит одну булавку. Если же этому ремесленнику предложить готовую проволоку, то возможно в один день он изготовит 20 булавок. Но если 100 ремесленников объединить в мануфактуре, где их труд разделить по операциям, то в один день они будут изготавливать 2000 булавок. Здесь количество разделенных операций равняется 100-кратному увеличению объёма выпуска продукции. Однако ремесленник превращается в рабочего, выполняющего лишь одну трудовую операцию и, как следствие, получающего заработную плату за выполнение своей трудовой операции в течение рабочего дня.

Во-вторых, при разделении труда между хозяйственно-обособленными профессиональными работниками (например, ремесленниками) обнаруживается действие закона экономии рабочего времени. Действие данного закона А.Смит иллюстрирует с помощью следующего примера.

Предположим, на рынке встречаются кузнец и столяр. Первый покупает стул и отдает за него три топора. Известно, что на изготовление одного топора кузнец затрачивает полтора часа, а столяр делает один стул за шесть часов. Экономия рабочего времени выявляется, если далее предположить, что кузнец начнет сам для себя делать такой же стул, а столяр захочет выковать для себя такой же топор. Тогда в силу недостаточности профессиональных умений и навыков каждый из них затратит большее время на изготовление названных изделий. Допустим, что столяр изготовит «свой» топор за 12 часов, а кузнец сделает «свой» стул за 36 часов. Следовательно, когда кузнец и столяр совершают обмен - один стул за три топора, каждый из них экономит свой труд. «Каждый из них как бы получает больше труда, чем отдает, каждый выигрывает время и силы» .

В заключение отметим, что профессиональное разделение труда, порождающее эффект экономии рабочего времени, объективно нуждается в обмене результатами труда, т.е. в рыночных отношениях между двумя хозяйственно-обособленными профессиональными работниками (товаропроизводителями). Эти рыночные отношения выполняют, по сути, роль кооперации труда, развивающейся в общественном масштабе, благодаря которой (рынку!) развивается и вся система общественного разделения труда.

Экономические отношения состоят из взаимодействия субъектов и объектов. Субъектами считают всех агентов экономической деятельности (предприниматели, наёмные рабочими, банкиры...), но главным экономическим субъектом считается государство. К экономическим объектам относятся ресурсы, хозяйственные объекты, экономические явления.

Процесс производства

- Общественный характер производства

- Натуральное и товарное производство

- Товар и его свойства

- Эффективность производства

- Деньги- элемент товарного производства

Производство- это процесс создания материальных благ и услуг, с целью максимального удовлетворения потребностей. Производство носит общественный характер. Существует естественное разделение труда (по полу и возраста) и общественное разделение труда, вызванное развитием производства. С позиции масштабности выделяют три уровня общественного разделения труда: общее (разделяет крупные сферы), частная (распределение деятельности внутри крупных сфер между более узкими отраслями и под отраслями), единичное (внутри предприятий и цехов).

Инфраструктура- вспомогательные отрасли. Выделяют производственную инфраструктуру, институциональную инфраструктуру (подготовка кадров), социальную.

Натуральное и товарное производство.

Товарное производство это такое производство, когда продукты труда предназначены для обмена и продажи.

Под товарным производством подразумевается такая организация общественного хозяйства, когда каждый товаропроизводитель специализируется на выработке какого-либо продукта, предназначенного для обмена и продажи.

Условия общественного товарного производства:

Разделение труда

Экономическая обособленность товаропроизводителей

Наличие различных собственников

Различают простое и развитое(капиталистическое) товарное производство. Простое товарное производство отличается от капиталистического тем, что при простом товарном производстве производитель не отделён от средств производства как собственник, а при капиталистическом отделён.



Общие черты:

Продукты труда предназначены для обмена

Товарное производство основано на частной собственности, на средствах производства.

Товар и его свойства.

Товар- это продукт общественно-необходимого труда, способный удовлетворять те или иные потребности и предназначенный для обмена. Общественно необходимый труд- это труд большинства товаропроизводителей, имеющих одинаковую степень квалификации и технической оснащенности.

Свойства товара

Стоимость- это количество общественно необходимого труда, затраченного на производство. Потребительная стоимость- это способность товара удовлетворять тем или иные потребности. Потребительная стоимость создаётся конкретным, целенаправленным трудом. Меновая стоимость-это стоимость обмениваться одним товарам на другой, это не свойство товара, а форма проявления стоимости.

Результатом общественного производства выступает общественный продукт, который представляет собой всю сумму благ, находящихся в распоряжении общества и созданный за определённый период времени.

  • 9. Средневековая философия: период схоластики. Философия Аквинского.
  • 10. Рационализм как философское направление эпохи нового времени. Р. Декарт, г. Лейбниц
  • 11. Эмпиризм как философское направление эпохи нового времени. Ф. Бэкон, Дж. Беркли
  • 12. Вопросы теории познания и этики в учении и. Канта
  • 13. Основные черты философии Гегеля.
  • 14. Особенности развития русской философии 19-20 веков
  • 15. Позитивизм и его разновидности
  • 17. Экзистенциализм: ж.-п.Сартр, а.Камю.
  • 18. Понятие «бытие» и его трактовка в различных философских учениях. Бытие и существование.
  • 19. Понятие материи как субстанции. Современные представления о сущности и структуре материального мира
  • 20. Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития (прогресс, регресс). Движение и покой. Основные формы движения материального мира.
  • 21. Понятие пространства и времени, их характеристика. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Современная наука о пространстве и времени.
  • 22. Сознание как предмет философского исследования. Различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание.
  • 23. Бессознательное как предмет философского исследования: з.Фрейд, к.Юнг.
  • 24. Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятия «знание» и «понимание».
  • 25. Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании.
  • 26. Понятие истины. Основные концепции: корреспондентская, когерентная, прагматистская.
  • 27. Характерные черты истинного знания: соотношение объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретность. Критерии истинного знания.
  • 28. Виды познавательной деятельности: обыденно-практическая, мифическая, религиозная, философская, художественная, научная.
  • 30. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.
  • 31. Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
  • 32. Эмпирические методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов.
  • 33. Теоретические методы научного познания: абстрагирование и идеализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный.
  • 34. Диалектика как метод познания. Принципы и законы диалектики.
  • 35. Диалектика категорий, выражающих универсальные связи: единичное и общее, явление и сущность.
  • 36. Диалектика категорий, выражающих связи детерминации: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.
  • 37. Диалектика категорий, выражающих структурные связи: содержание и форма; целое и часть; элемент, структура, система
  • 38. Общество как предмет философского анализа. Философия как методологическая основа обществознания.
  • 39. Общество как целостная и саморазвивающаяся система, его специфика и структура. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
  • 40. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства.
  • 41. Материальное производство как сфера общественной жизни. Структура материального производства: характеристика производительных сил и производственных отношений.
  • 43.Исторические формы общности людей:семья,род,народность,нация.Место и роль национальных культуры национальных отношений в современном мире.
  • 44. Понятие и условия возникновения политических отношений в обществе. Понятие политической власти. Политическая система общества и ее элементы.
  • 45.Государство, его сущность, происхождение и функции, выполняемые в обществе.
  • 46. Формы государственного устройства
  • 47. Политический режим: понятие и его виды (тоталитарный, авторитарный, демократический). Понятие гражданского общества и правового государства.
  • 48.Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции морали.
  • 49.Основные этические категории:добро,зло,дог,справедливость.Классические и современные проблемы этики.
  • 50.Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции религии. Место и роль религии а современном обществе.
  • 51. Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, пантеизм, деизм. Сущность атеистического мировоззрения.
  • 52.Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции науки. Соотношение науки, религии и философии.
  • 53.Духовная жизнь общества: сущность эстетического отношения к действительности. Искусство как вид духовной деятельности.
  • 54. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке. Различные подходы к определению сущности человека.
  • 55. Человек, индивид, личность. Понятие личности, ее формирование и развитие. Личность и история.
  • 56. Проблема свободы человека и ее различные решения в философии. Фатализм, волюнтаризм.
  • 57. Формационный подход к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений.
  • 58. Цивилизационный подход к анализу исторического развития. Теории локальных культур и цивилизаций о.Шпенглера и Тойнби.
  • 59. Этапы развития мировой цивилизации в теориях технологического детерминизма: д.Белл, о.Тоффлер.
  • 60. Общественный прогресс как философская проблема. Критерии общественного прогресса. Человек перед лицом глобальных проблем.
  • 40. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства.

    Социально-философский анализ материального производства предполагает рассмотрение следующих основных компонентов материально-производственной сферы:

    1) труда, как комплексного социального явления;

    2) способа производства материальных благ;

    3) закономерностей и механизмов функционирования материально-производственной сферы в целом.

    Смысл труда заключается в достижении определенных результатов, реализации поставленных целей, он есть процесс созидания, положительная творческая деятельность. Продуктами труда являются материальные (продукты питания, жилье, транспорт, одежда, услуги, без которых немыслима жизнь) так и духовные (достижения науки, искусства, идеологии и т.д.) блага.

    Но труд несет в себе и другой, не менее важный, социальный результат. В процессе труда развивается сам субъект труда, человек. Таким образом человек, общество, общественные отношения являются всегда конечными результатами труда.

    Общественный характер труда заключается в исторической его перманентности, непрерывности возрастания потребностей общества в труде и его продуктах, непрерывности самой жизнедеятельности общественного субъекта труда народа, его сопряженностью со всеми сторонами жизни. Только труд как совокупная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ является основной причиной общественного богатства.

    Труд, являясь источником разделения и ядром производства, представляет собой:

    1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия людей на природный мир;

    2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих, возрастающих его потребностей;

    3) оптимизацию создания, использования и совершенствования средств производства, техники, научных знаний;

    4) совершенствование самого человека как субъекта общественного производства и личности.

    Способу производства материальных благ принадлежит особая роль в общественной жизни он является основным фактором, определяющим развитие взаимосвязь и взаимодействие различных сторон и сфер общественной жизни: экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т.д. Материализм подчеркивает, что в конечном счете именно способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. история общества рассматривается в первую очередь как история способов производства. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, и как производится, какими средствами труда. Каждый способ производства, развивая способности человека является определенным видом и способом производства субъективных человеческих сил, способом развития производительно действующего индивида. Способ производства в конце концов утверждает и определенный образ жизни людей.

    41. Материальное производство как сфера общественной жизни. Структура материального производства: характеристика производительных сил и производственных отношений.

    Материальное производство играет определяющую роль в жизни человеческого общества. Прежде всего потому, что оно является источником жизни общества. Люди, прежде чем думать, заниматься искусством или политикой, должны жить. Но для того чтобы жить, они должны производить материальные блага- предметы пищи, одежды, обуви, жилища. Животные берут готовыми свет и тепло солнца, растительную и животную пищу из внешней природы. Этого достаточно для того, чтобы они могли существовать и развиваться по биологическим законам природы. Человеческое общество как общество погибнет, если не будет создавать из вещества природы продукты питания, одежду и жилища.

    Основные изменения в обществе начинаются прежде всего в материальном производстве, а затем уже находят отражение в духовной жизни общества. Общественные взгляды и учреждения в конечном счёте отражают характер производства и порожденных им материальных (экономических) отношений между людьми. Новые общественные взгляды и теории рождаются лишь тогда, когда созревают материальные условия для их осуществления.

    Человек является социальным существом и формирование сознания вне общества не возможно, т.е. при рождении человек, не обладает сознанием и если его изолировать от общества, то само по себе сознание сформироваться, не сможет. Развиваясь в обществе человек, прежде чем он осознаёт, что живёт в тех или иных производственных отношениях, уже включён в эти отношения. Как сказал К. Маркс: “не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”.

    Некоторые философы в структуре материального производства различают сегодня, с одной стороны, технологический способ производства - способ взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда и по этому поводу между собой, а с другой стороны, экономический способ производства , т. е. общественный способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, который позволяет обществу нормально функционировать на данной конкретно-исторической ступени своего развития

    Будучи процессом создания материальных благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в обществе, материальное производство включает в себя целесообразную деятельность, т. е. труд; предметы труда: различные материалы, как естественные, природные, так и подвергшиеся обработке; средства труда, служащие для воздействия на предмет труда, главная их часть - орудия производства (инструменты, машины, автоматы).

    42 . Социальная структура общества: различные подходы к ее определению. Классы, социальные группы, слои. Теория социальной стратификации.

    Социальная структура общества: различные подходы к ее определению.Классы,социальные группы,слои.Теория социальной стратификации.Социальная структура общества. Социальные структуры общества - совокупность классов, слоев, групп и взаимоотношения между ними. Социальные структуры выделяют по различным признакам, например социально-демографическая структура общества. Все зависит от главного критерия по которому производится структурирование. В завис от численности, социальные общности подразделяют на «большие»(классы, нации), «средние»(территориальные общности и производственные коллективы), и «малые»(семья).Каждая ОЭФ имеет свою, присущую только ей социально-классовую структуру, которая, отражая степень развития СП, является необходимым условием его функционирования и саморазвития.» Источником разделения общества на классы является общественное разделение труда (ОРТ) по конкретным видам деятельности. Исторически определенное отделение пастушества от земледелия, отделение ремесла от сельхозработ. Отделение умственного труда от практически-прикладного. ОРТ приводит к появлению частной собственности. В обществе появляется социальное неравенство.

    Пути происхождения класса.

    1.Через отделение в общине эксплуататорской верхушки.

    2.Посредством обращения людей в рабство.(Сначала чужеплеменников, затем - своих)

    Главная причина разделения общества на классы лежит в прогрессе. Бывают основные и неосновные классы. Основные - те, существование которых обусловлено существующими СП. Неосновные - те, что на основе отжившего или зарождающегося СП. Кроме классов в обществе существуют сословия, касты, слои. Экономические условия и занимаемое ими место в обществе определяют их интересы. Несовпадение интересов приводит к классовой борьбе. Классовая борьба всегда особенно обостряется в период смены ОЭФ. Формы классовой борьбы:

    1.Экономическая борьба за наивыгоднейшие условия существования.

    2.Политическая борьба за власть

    3.Идеологическая борьба(«Борьба за идеи»).

    Социальные стратификации. Если в основе деления общества на классы лежит критерий отношения собственности на средства производства, то в теории социальной стратификации, выработанной западными учеными лежит понятие страты. Страта – это слой, пласт. Критерием разделения общества на страты является не один признак а совокупность ряда признаков. Причем эти признаки могут быть выбраны произвольно. (например в качестве признака может быть выбран доход, количество членов семьи и даже хобби. При этом в теории стратификации различают вертикальную мобильность (перемещение из одной страты в другую), и горизонтальную мобильность (перемещение в пределах одной страты).