Опарин Александр Иванович (1894 - 1980), биохимик, основатель технической биохимии.

С 1925 г. Опарин преподавал в МГУ, где в течение 20 лет заведовал кафедрой биохимии растений. Позднее руководил кафедрой биохимии Московского технологического института пищевой промышленности. Один из основателей, а с 1946 по 1980 г. - директор Института биохимии имени А. Н. Баха.

В 1922 г. выдвинул теорию происхождения жизни. Согласно теории Опарина, всё живое на Земле возникло из коацерватов - самоорганизующихся высокомолекулярных структур, спонтанно образовавшихся в «первичном океане». Теория Опарина стала фундаментом эволюционной биохимии.

Международный авторитет Опарина был чрезвычайно высок. В 1970 году было организовано Международное научное общество по изучению возникновения жизни (International Society for the Study of the Origin of Life, ISSOL), первым президентом, а затем почётным президентом которого был избран Опарин. Исполком ISSOL в 1977 году учредил Золотую медаль имени А. И. Опарина, присуждаемую за важнейшие экспериментальные исследования в этой области.

Член-корреспондент по Отделению математических и естественных наук (1939 г.), академик по Отделению биологических наук (биохимия растений) (1946 г.), академик-секретарь Отделения биологических наук.

Награждён золотой медалью имени И. И. Мечникова за работу «Происхождение жизни на Земле», 1957 г. (1960 г.); золотой медалью имени М В. Ломоносова за выдающиеся достижения в области биохимии (1980 г.).

Академик Александр Иванович Опарин - советский биохимик, создатель материалистической гипотезы возникновения жизни на Земле.

С детства будущего ученого интересовала биология: он знал названия многих растений и условия их произрастания. В Московском университете Опарин слушал лекции К. А. Тимирязева. Учение Ч. Дарвина потрясло его, но одновременно оставило чувство неудовлетворенности: не была решена проблема происхождения живого. Этой проблеме Александр Иванович посвятил всю свою жизнь (см. Жизнь и ее происхождение).

Уже в 1922 г. он сформулировал основные положения своей теории происхождения жизни на Земле в результате эволюции углеродистых соединений. Но лишь в 1953 г. появилось ее первое экспериментальное подтверждение. Американские ученые С. Миллер и Г. Юри поставили эксперимент по программе, намеченной Опариным, и получили результаты, которые побудили ученых различных стран заняться исследованиями возможных путей предбиологической эволюции.

В 1957 г. в Москве состоялся 1-й Международный симпозиум по проблеме происхождения жизни. Спустя десятилетие было организовано Международное общество по изучению происхождения жизни, объединившее ученых разных специальностей: биологов и химиков, геологов и астрономов, физиков и математиков. По предложению американских ученых в 1977 г. им была учреждена Золотая медаль имени А. И. Опарина, присуждаемая раз в три года за выдающиеся заслуги в изучении возможных путей происхождения жизни.

А. И. Опарин работал не только над проблемой происхождения жизни. Его трудами заложены основы советской технической биохимии: биохимии хлебопечения (совместно с А. Н. Бахом), сыроделия, виноделия, хранения овощей и др.

Более 50 лет жизни посвятил Опарин подготовке советских биохимиков, в течение 25 лет он заведовал кафедрой биохимии растений Московского государственного университета.

Всех, кто работал с Опариным, поражала его способность необычайно быстро вникать в суть любой проблемы и находить лучшие пути ее решения. Энциклопедические знания, острота и широта ума, способность воспринимать новое, умение радоваться жизни и желание прийти на помощь привлекали к нему людей, работавших рядом с ним.

С основания Института биохимии АН СССР (1935) Опарин был заместителем директора, а затем его директором. Долгое время работал академиком-секретарем отделения биологии Академии наук СССР, был первым президентом, а затем почетным президентом Всесоюзного биохимического общества и Международного общества по изучению происхождения жизни, председателем Всесоюзного общества «Знание», членом Всемирного Совета Мира и вице-президентом Международной федерации ученых.

А. И. Опарину присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда и лауреата Ленинской премии.

ОПАРИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
(1894-1980)

Академик Александр Иванович Опарин - советский биохимик, создатель материалистической гипотезы возникновения жизни на Земле.

С детства будущего ученого интересовала биология: он знал названия многих растений и условия их произрастания. В Московском университете Опарин слушал лекции К. А. Тимирязева. Учение Ч. Дарвина потрясло его, но одновременно оставило чувство неудовлетворенности: не была решена проблема происхождения живого. Этой проблеме Александр Иванович посвятил всю свою жизнь.

Уже в 1922 г. он сформулировал основные положения своей теории происхождения жизни на Земле в результате эволюции углеродистых соединений. Но лишь в 1953 г. появилось ее первое экспериментальное подтверждение. Американские ученые С. Миллер и Г. Юри поставили эксперимент по программе, намеченной Опариным, и получили результаты, которые побудили ученых различных стран заняться исследованиями возможных путей предбиологической эволюции.

В 1957 г. в Москве состоялся 1 и Международный симпозиум по проблеме происхождения жизни. Спустя десятилетие было организовано Международное общество по изучению происхождения жизни, объединившее ученых разных специальностей: биологов и химиков, геологов и астрономов, физиков и математиков. По предложению американских ученых в 1977 г. им была учреждена Золотая медаль имени А. И. Опарина, присуждаемая раз в три года за выдающиеся заслуги в изучении возможных путей происхождения жизни.

А. И. Опарин работал не только над проблемой происхождения жизни. Его трудами заложены основы советской технической биохимии: биохимии хлебопечения (совместно с А. Н. Бахом), сыроделия, виноделия, хранения овощей и др.

Более 50 лет жизни посвятил Опарин подготовке советских биохимиков, в течение 25 лет он заведовал кафедрой биохимии растений Московского государственного университета.

Всех, кто работал с Опариным, поражала его способность необычайно быстро вникать в суть любой проблемы и находить лучшие пути ее решения. Энциклопедические знания, острота и широта ума, способность воспринимать новое, умение радоваться жизни и желание прийти на помощь привлекали к нему людей, работавших рядом с ним.

С основания Института биохимии АН СССР (1935) Опарин был заместителем директора, а затем его директором. Долгое время работал академиком-секретарем отделения биологии Академии наук СССР, был первым президентом, а затем почетным президентом Всесоюзного биохимического общества и Международного общества по изучению происхождения жизни, председателем Всесоюзного общества "Знание", членом Всемирного Совета Мира и вице президентом Международной федерации ученых.

А. И. Опарину присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда и лауреата Ленинской премии

Биохимик.

Родился в 1894 году.

В 1917 году окончил Московский университет.

С 1929 года – профессор Московского университета.

В 1935 году перешел в Институт биохимии им. А. Н. Баха Академии наук СССР. С 1946 года – директор института. В том же году избран в действительные члены Академии наук СССР. С 1949 года – академик-секретарь Отделения биологических наук АН СССР.

В течение многих лет Опарин занимался изучением биохимических основ переработки растительного сырья и действия ферментов в живом растительном организме. Огромный фактический материал привел Опарина к выводу, что в основе технологии ряда производств, имеющих дело с сырьем растительного происхождения, лежит биологический катализ. Некоторые принципы технологии, предложенные Опариным, используются в пищевой промышленности и сейчас. Например, специальный режим длительного хранения сахарной свеклы позволил существенно удлинить сезон работ сахарных заводов, а тщательный биохимический контроль производства на чайных фабриках обеспечил получение новых сортов чая более высокого качества. Разработанная Опариным теория обратимости ферментативных реакций хорошо объяснила ряд таких хозяйственно важных особенностей культурных растений, как сахаристость, скороспелость, засухоустойчивость.

«В течение нескольких десятилетий Опарин занимал видное положение в советской биохимии, – писал американский исследователь Л. Грэхем. – Он принадлежал к молодому поколению российской интеллигенции, на которое наложил глубокий отпечаток политический радикализм последних лет царизма и периода русской революции. Опарин считал, что радикализм и наука прекрасно совместимы. В своем интервью в 1971 году в Москве Опарин рассказал, как еще до революции он, будучи совсем юным, был поражен лекциями об эволюции, прочитанными российским „дарвиновским бульдогом“ К. А. Тимирязевым. Учителем Опарина впоследствии был ученый и революционер А. Н. Бах, который писал о марксизме еще в 1880-е годы. Ко времени Октябрьской революции Опарину было уже за двадцать, и он был намерен (и даже горел желанием) применить к научным исследованиям радикальную идеологию. На протяжении полувека в многочисленных книгах и статьях он писал о значении марксизма в биологии. В конце концов, он стал одним из самых известных в СССР биологов, профессором Московского университета, действительным членом Академии наук и ведущим администратором в области биологических наук. В разгар сталинизма он поддержал Лысенко. Тем не менее, он никак не опирался на взгляды Лысенко в своих собственных исследованиях. После смерти Сталина Опарин даже оказал противодействие ряду последователей Лысенко».

Следует подчеркнуть, что эти слова принадлежат человеку, никогда особо не симпатизировавшему русской, тем более, советской науке.

«Когда в 1971 году, – писал Грэхем, – интервьюируя Опарина, я обвинил его в поддержке Лысенко, он ответил: „Легко вам, американцу, выступать с подобными обвинениями. Жили бы вы в то время, хватило бы у вас мужества говорить открыто и потом отправиться за это в Сибирь?“ В его словах была, конечно, доля истины, хотя он не учел того, что некоторые из его коллег все-таки высказывали открыто свое мнение и некоторые при этом выжили».

Имя Опарина стало известным благодаря разработанной им теории возникновения жизни на Земле. Людям вообще свойственно задумываться над такими вопросами. «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» – это написал еще Пушкин. Одно время казалось, что ответить на вопрос о возникновении жизни сможет палеонтология. Однако, опускаясь в глубины времен, палеонтологи рано или поздно упиралась в некое «дно», ниже которого шли только «немые» толщи. Даже в самых древних по возрасту ганфлитских черных кремнистых сланцах, расположенных в африканских провинциях Трансвааль и Свазиленд, были найдены следы лишь достаточно сложных структур, похожих на сине-зеленые водоросли. Тщательный анализ указанных пород позволил обнаружить следы углеводородов, идентичных тем, которые получаются при распаде и окислении хлорофилла; это позволяет считать, что уже в те чрезвычайно отдаленные от нас времена процесс фотосинтеза на планете работал.

Но как появились на Земле самые первые организмы?

«Подход Опарина был материалистическим, – писал Грэхем, – но он не базировался на простой гипотезе самозарождения жизни, которой придерживались ранние теоретики, в частности, Феликс Пуше в его знаменитом споре с Луи Пастером в 1860-е годы. Опарин отметил, что все живые организмы, включая те, что описывал Пуше, являются крайне сложными материальными образованиями. Совершенно невероятно, чтобы высокоупорядоченная протоплазма, способная поддерживать координированные метаболические процессы, могла, как полагал Пуше, случайно возникнуть из относительно неупорядоченной и бесформенной смеси органических соединений. Такое предположение, считал Опарин, требовало метафизического скачка, нарушения научного принципа поиска наиболее простого и правдоподобного объединения природных явлений. Гораздо более разумно, продолжил Опарин, было бы вернуться к простейшим формам материи и распространить дарвиновские принципы эволюции не только на живую, но и неживую материю. Опарин заявил о своем намерении связать „мир живого“ с „миром неживого“, изучая их в процессе исторического развития. Он отметил, что происхождение любой сложной структуры, живой или неживой, будь то одноклеточный организм, неорганический кристалл или орлиный глаз, покажется необъяснимым, если не рассматривать его в исторических, эволюционных терминах. Он заявил, что будет искать истоки возникновения простейших живых существ не в их непосредственном окружении, как это безуспешно пытался сделать Пуше, а в долгой эволюционной предыстории таких организмов, рассматривая среды, резко отличные от их нынешней среды обитания».

Несомненно, первые организмы, возникшие на Земле, не обладали той степенью совершенства, что свойственна живым организмам в наше время. Даже у наименее развитых бактерий степень такого совершенства является результатом очень длительной эволюции. Мы можем лишь предполагать, что первые организмы, скорее всего, существовали в среде, практически лишенной кислорода, но содержавшей минеральные и органические вещества, происхождение которых следует искать в тех химических реакциях, на которых Опарин, собственно, и основывал материалистическое объяснение возникновения жизни, и частичный синтез которых несколько позднее был осуществлен известным американским генетиком Миллером.

Весьма немаловажным вопросом, сразу вставшим перед исследователями, был такой – а как, собственно, разграничить живое и неживое? Понятно, что трудность такого разграничения не выступает открыто в тех случаях, когда мы имеем дело с высокоорганизованными формами жизни – с человеком, например, или с животными, или с высшими растениями. Как не без мрачного юмора заметил один известный биолог, вопрос об определении границы между живым и неживым не встает перед нами при чтении колонки с некрологами в газете, однако, переходя к низшим формам жизни, мы встречаемся с большими трудностями. Весьма нелегко провести четкую границу между самыми низшими, одноклеточными или неклеточными организмами, с одной стороны, и крупными неживыми молекулами – с другой, или между крайне простыми способами метаболизма и размножения, очень сходными с химическими реакциями, но все же неотделимыми от живого организма, и сложными химическими взаимодействиями очень крупных молекул, которые по многим причинам следует считать неживыми.

«…Некоторые биологи и биохимики считают вопрос об определении жизни бессмысленным, – заметил в дискуссии 1957 года на Московском международном симпозиуме „Возникновение жизни на земле“ американский биолог Н. Горовиц. – Они рассматривают живую и неживую материю как непрерывность, и проведение границы между ними считают произвольным. Жизнь, с этой точки зрения, связана со сложным химическим аппаратом клетки – с ферментами, мембранами, метаболическими циклами и тому подобное, и считается невозможным решить, на каком этапе эволюции подобная система становится живой…»

Разумеется, гипотезы о возникновении жизни на Земле высказывались и до Опарина. Широкой известностью, например, пользовалась гипотеза панспермии. Создатель ее шведский исследователь С. Аррениус был убежден, что жизнь во Вселенной вечна, что она как бы распылена в пространстве и споры ее разносятся космическими течениями на разные планеты, – так они были занесены и на Землю. Столь же вечной, как сама материя, считали жизнь и виталисты. Вообще, до 1922 года, когда Опарин впервые выступил в Московском отделении общества русских ботаников с замечательным тезисом о том, что возникновение жизни является событием, управляемым исключительно законами природы, то есть вполне закономерной, неотъемлемой частью общей эволюции Вселенной, – проблему возникновения жизни на Земле относили больше к области веры, чем к области естественных наук.

К 1924 году Опарин в общих чертах сформулировал представление о том, каким образом процессы органической и физической химии могли привести к возникновению жизни. Особо он подчеркнул тот факт, что все живые клетки (а значит и первичные) являлись и являются термодинамически открытыми системами. Столь же несомненной заслугой Опарина явился космологический подход к проблеме, а также сам термин – «возникновение жизни». Более удачный термин, отмечали многие ученые, просто трудно себе представить. Ведь предложенный Опариным термин подразумевает только то, что жизнь действительно когда-то возникла, и не навязывает нам никаких предвзятых мнений по поводу механизма такого возникновения. «Термин настолько широк, – писали в свое время известные американские исследователи С. Фокс и К. Дозе, – что может подразумевать даже особый акт творения, даже божественного».

«В авангарде исследований происхождения жизни оказались русские ученые во главе с академиком А. И. Опариным, – отмечал известный голландский исследователь М. Руттен. – Конечно, развитию этих исследований в СССР сильно способствовало марксистское мировоззрение. Вспомним, что самыми верными сторонниками Опарина были английский биофизик профессор Дж. Холдейн и английский физик (точнее, кристаллограф) профессор Дж. Бернал – оба они, по крайней мере в какой-то период своей жизни, придерживались марксистского учения. Русские ученые намеревались опровергнуть широко распространенную церковную доктрину. Их целью было создание полностью материалистической теории жизни, не только ее эволюции, но и ее происхождения. Короче говоря, они стремились разбить в пух и в прах учение о Творце».

Теория, выдвинутая Опариным, использовала результаты многих исследований геологов, геохимиков и астрономов. И Опарин, и Холдейн (совершенно независимо друг от друга) пришли к выводу, что, видимо, первичная атмосфера Земли не имела свободного кислорода. Скорее всего, первичную атмосферу составляли углекислый газ, метан, азот, аммиак, окись углерода, пары воды, водород, и, возможно, пары очень ядовитой синильной кислоты. Ни одна форма современной жизни, может быть, за исключением очень немногих бактерий, и минуты не смогла бы просуществовать в такой убийственной атмосфере. Но именно эта, казалось бы, совершенно убийственная атмосфера и послужила необходимым сырьем для будущей жизни. Ультрафиолетовое излучение Солнца и грозовые явления в первичной атмосфере, содержавшей вышеперечисленные газы, непременно должны были привести к массовому образованию сложных углеводородных соединений, в том числе белков или белковоподобных соединений и комплексных коллоидных систем – «коацерватов».

В начале 50-х годах американский ученый С. Миллер поставил очень простой и убедительный опыт. В колбе из жаростойкого стекла кипела вода. Пары воды постепенно конденсировались в верхней части прибора, где в атмосфере из водорода, метана и аммиака между вольфрамовыми электродами непрерывно проскакивала миниатюрная молния, получаемая от разрядов высоковольтной катушки. Уже через несколько дней вода в колбе желтела. В ней возникали разнообразные полимерные соединения кремния (благодаря растворяющемуся, пусть и в ничтожных количествах, стеклу колбы), а беспрерывные реакции в искусственной атмосфере приводили к появлению ряда простейших органических веществ, в том числе аминокислот и различных кислот – от муравьиной и уксусной до янтарной и мочевины.

Опыт Миллера раскрепостил ученых.

В подобных опытах использовались самые разные атмосферы.

Результаты оказались не просто интересными, результаты оказались очень обнадеживающими. Экспериментаторам удалось воспроизвести синтез практически всех аминокислот, входящих в состав белка, даже таких, которые природа в естественном процессе возникновения жизни не использовала. То есть было подтверждено главное положение теории Опарина: возникновение первичного примитивного «бульона» – не случайность, а закономерность.

Конечно, аминокислоты еще не жизнь, но они – первая ступенька к жизни.

В мелких первичных морях под воздействием перечисленных условий вполне могли возникать вещества, лежащие в основе белка, а там и первичные клетки, удачно названные Опариным коацерватами; от латинского – «объединяться», «слипаться». Бернал, правда, считал, что такие самые первые клетки могли образовываться только путем оседания органических молекул на частицах глины, а Берг полагал, что жизнь вообще могла иметь наземное, даже подземное происхождение, что удачно должно было уберегать ее от воздействия мощного солнечного излучения, но это, в конечном счете, были детали.

«В тридцатые и в сороковые годы, – писал Грэхем, – эти идеи помогли Опарину разработать теорию эволюции коацерватов, но в пятидесятые и в шестидесятые, когда бурно стала развиваться область молекулярной биологии, такие взгляды привели к немалым осложнениям. Структура ДНК в том виде, как она была представлена Уотсоном и Криком, выглядела вполне механистически, и их подход был совершенно редукционистским. С их точки зрения, подход Опарина был нестрогим и умозрительным. Более того, молекулярные биологи зачастую считали кристаллизованные вирусы, кусочки ДНК, живыми, в то время как они едва ли подходили под опаринское определение жизни, как – потока, обмена веществ, диалектического единства . Эти разногласия привели к конфликту Опарина с рядом молекулярных биологов. Опарин считал, например, что есть серьезные основания исключить вирусы из сферы подлинно живых существ, так как они могут существовать в кристаллической форме. Для Опарина сущностью жизни был метаболический процесс».

Знаменитый Московский симпозиум 1957 года дал возможность выговориться ученым, придерживающимся самых разных точек зрения. «Говоря о жизни вне Земли, – даже и об этом зашла речь (академик Павловский), – мыслят о тех формах жизни, которая есть на Земле. Но нет ничего невероятного в том, что и на каких-то планетах Вселенной могла возникнуть органическая материя. Если вместо понятия жизнь мы поставим другое понятие бытие , то нет ничего невероятного в том, что бытие какой-то органической материи и вне Земли возможно; но, принимая эту гипотезу, было бы бесцельно стремиться наделить эту органическую материю теми качествами, которые знакомы нам по особенностям жизни на Земле и тем менее представлять ее себе какими-то существами вроде марсиан, описанных пылкой фантазией сочинителей».

Заключая одну из самых шумных дискуссий симпозиума, Опарин сказал:

«Проблема сущности жизни неотделима от проблемы ее происхождения. Сущность жизни можно понять только в тесной связи с познанием ее возникновения. Однако, как мы видели, весьма спорным является вопрос, на каком уровне усложнения эволюционирующей материи возникла жизнь – на мономолекулярном или на комплексном многомолекулярном. Присуща ли жизнь только единичной молекуле белка, нуклеиновой кислоты или нуклепротеида, а остальная часть протоплазмы есть лишь безжизненная среда? Или же жизнь присуща многомолекулярной системе, где белки и нуклеиновые кислоты играют исключительно важную роль, но все же роль части, а не целого, подобную роли органа, выполняющего ответственную функцию в целом организме? Может вызвать некоторое сожаление, что эти точки зрения на данном совещании не только не слились, но даже еще и не сблизились между собой, но ясно, что для этого необходима еще большая работа и вряд ли это можно было сделать при первой нашей встрече…

Сейчас я хотел бы формулировать в двух словах свою точку зрения, которую я подробно изложил и обосновал в своей книге. Мне представляется, что первично абиогенным путем могли возникнуть не те, в функциональном отношении в высшей степени совершенно построенные нуклеиновые кислоты или белки, которые мы сейчас выделяем из организмов, а только довольно беспорядочно построенные полинуклеотиды и полипептиды, из которых образовались многомолекулярные исходные системы, и только на эволюции этих систем возникли функционально совершенные формы строения молекул, а не наоборот. В противном случае мы должны будем мыслить эволюцию подобно тому, как это себе представлял Эмпедокл, согласно которому сперва возникли руки, ноги, глаза и уши, а затем в результате их объединения возник организм…»

Смерть Опарина, последовавшая в 1980 году, не дала ученому возможности довести свою работу то того уровня, когда смелая гипотеза действительно становится подтвержденной многочисленными и убедительными фактами теорией. Тем не менее, гипотеза Опарина надолго определила принципиальные пути дальнейших исследований.

В 1950 году работы академика Опарина были удостоены премии им. А. Н. Баха и премии им. И. И. Мечникова. В 1952 году он был избран вице-президентом Международной федерации ученых, а в 1969 году получил звание Героя Социалистического труда. Имел академик Опарин и другие высокие правительственные награды, но в памяти многочисленных своих коллег и учеников он остался тем ученым, который на знаменитый вопрос Луи Пастера: «Может ли материя организоваться сама по себе?» – прямо ответил.

«В церкви я в принципе недавно, с 1994 года, когда я принял крещение. Однако мои связи с адвентизмом уходят в далекий 1913 год. Дело в том, что первым адвентистом в нашей семье был мой прадедушка Хаченков Матвей Лаврентьевич, который, будучи в Крыму, принял крещение и впоследствии долгое время был пресвитером евпаторийской общины. К сожалению, мой дед не пошел по стопам своего отца, и поэтому связь с адвентистской церковью на некоторое время прервалась. Однако через наших родственников, друзей, которые продолжали посещать церковь, мы всегда знали, что адвентисты - это та церковь, которая базирует свое вероучение только на Библии.

Не могу описать то чувство, которое овладело мной при первом посещении церкви. У меня было ощущение, что я как будто бы вернулся туда, где не был очень долгое время в силу каких-то причин. Может быть, это было на уровне генетической памяти или что-то другое, но чувство комфорта в атмосфере церкви меня не покидало все время. Вскоре я принял крещение.

Моя прямая профессия - врач. Я очень доволен своей профессией, потому что она приносит чувство удовлетворения, когда оказываешь человеку помощь и видишь, что ему стало легче. Также эта профессия во многом помогает изменить негативные черты характера, ибо часто на прием приходят люди с различными заболеваниями и для того, чтобы их понять, понять их заболевание, нужно иметь много терпения.

История является моим хобби, которое во многом уже переросло во вторую мою специальность. Совмещение таких разных направлений нисколько не мешает, а наоборот даже помогает в исследованиях.

В ближайшее время я планирую закончить работу по археологическому исследованию книг Библии. Что касается медицинской части - я совсем недавно защитил докторскую диссертацию и поэтому здесь тоже есть определенные дальнейшие планы. Но самое главное, я стараюсь, чтобы мои планы максимально соответствовали тому, что хочет от меня видеть Бог. С одной стороны это, может быть очень громкие слова, но с другой стороны, это очень важные для меня слова, потому что в них заключено то, ради чего и во имя чего мы живем».

Книги (14)

Белые одежды

Белые одежды. Археологическое исследование книги пророка Захарии.

В своей работе автор обратился к одной из апокалиптических книг Ветхого Завета - книге пророка Захарии, которая наряду с книгами пророка Даниила и Откровение рисует перед нами панораму будущих событий, поднимая извечные вопросы человеческого бытия и раскрывая механизмы Всемирной истории и философии истории.

Монография написана на основе обширного исторического и богословского материала с привлечением как классических работ, так и современных исследований. В работе удачно сочетается анализ Библейских и исторических сведений из книги пророка Захарии с духовными параллелями на наше время, что делает ее интересной не только для специалистов, но и для самого широкого круга читателей.

Источник книги - www.e-puzzle.ru

В поисках бессмертия

В поисках бессмертия. Археологическое исследование Первой книги Царств.

В монографии на основании богатого фактического историко-археологического материала проведено исследование поисков бессмертия в истории человечества.

В царстве пигмеев и каннибалов

В царстве пигмеев и каннибалов. Археологическое исследование книг Ездры и Неемии.

С детства каждый из нас читал популярные книги о далёких путешествиях, диких племенах туземцев, каннибалах и отважных мореплавателях. Именно в этот таинственный мир, но уже с научной точки зрения вводит нас пятнадцатая научная работа кандидата наук, докторанта Медицинской Академии Алексея Опарина "В царстве пигмеев и каннибалов. Археологическое исследование книг Ездры и Неемии".

Написанная на основании богатейшего фактического материала, с привлечением работ ведущих современных и классических историков воссоздана широкая панорама истории народов Австралии, Океании и Сибири. Перед глазами читателя предстанет страшная трагедия, превратившая высококультурные народы в дикие племена кровожадных каннибалов и деградировавших как физически, так и морально пигмеев.

Древние города и Библейская археология

В монографии на современном уровне и в увлекательной форме изложены великие археологические открытия, подтверждающие верность Библии.

Собран и систематизирован большой материал по истории Древнего Востока и доколумбовой Америки, с привлечением редких и малоизвестных фактов.

Древний мир и Библейская хронология

На основании последних открытий в области истории, археологии, геологии, палеонтологии, биологии в данной книге собран и систематизирован большой фактический материал по истории Древнего мира.

Освещены малоизвестные факты по археологии допотопных и других исчезнувших цивилизаций, происхождению земли и человека. Мировая история излагается в неразрывной связи с Библейскими событиями и их хронологией.

Затерянные королевства

Затерянные королевства. Археологическое исследование Третьей книги Царств.

В монографии на основании последних работ в области истории, религиоведения и археологии проведено исследование Затерянных королевств, философия которых сегодня правит духовным миром планеты.

Для историков, теологов, студентов гуманитарных вузов, их преподавателей и всех, интересующихся Библией и историей.

И камни возопиют

Данная монография посвящена изучению Вавилона, исторического и духовного.

На уровне последних научных открытий с привлечением материалов древневавилонской хроники проводится археологическое исследование книги пророка Даниила. В одной из частей рассказывается о лжеучениях, пришедших в христианство из язычества, их влиянии на историю Церкви и жизнь человека.

Для историков, археологов и всех интересующихся Библией и историческим прошлым человечества.

Кривые зеркала

Кривые зеркала. Археологическое исследование книги Иова.

В монографии на основании обширного археологического и исторического материала проведено исследование библейской книги Иова, поднимающей извечные вопросы бытия и «кривых зеркал» в жизни человека.

Для студентов гуманитарных ВУЗов, их преподавателей, а также для всех интересующихся Библией и историей.

Манкурты XXI века

Манкурты XXI века. Археологическое исследование Второй Книги Царств.

В своей новой монографии автор обратился к одной из самых интересных и сложных тем мировой истории - теме анализа механизмов духовного зомбирования человека, применяющихся на протяжении всемирной истории человечества вплоть до наших дней.

В работе удачно сочетается обширный фактический историко-археологический материал с описанием патогенетических механизмов управления и манипулирования психикой человека с их общим анализом в контексте философии библейской Второй книги Царств.

Но как было во дни Ноя

В монографии па уровне последних открытий в области этнографии, теологии и археологии излагается история происхождения народов Земли. Большое внимание уделено истории становления христианской церкви, происхождению ее обрядов и догматики.

Издание может служить пособием для студентов, обучающихся по специальностям история и теология, их преподавателям, а также всем, интересующимся Библией и историей.

Поверженные алтари

Поверженные алтари. Архелогическое исследование книги пророка Малахии.

В монографии на основе комплексного изучения данных истории, археологии, религиоведения и теологии проведено систематическое исследование темы Богопоклонения в контексте библейской книги пророка Малахии.

Судьи, приговорившие себя. Археология Нового Завета

На земле вот уже много столетий слушается дело... Библии. На протяжении многих веков каждому человеку предоставлялось право сделать свой выбор: принять Библию как Слово Божье или отвергнуть.

Принять Христа как личного Спасителя или отвергнуть. Принять Божий путь или отвергнуть, продолжая идти своей дорогой. На этот выбор каждому дано неодинаковое количество времени.

Хранители времени

Хранители времени. Археологическое исследование книги судей.

Вопросы времени всегда волновали человечество в целом и человека в частности. Всю историю земли можно в определенной мере назвать борьбой со временем и за время. Именно этому интереснейшему вопросу и посвящена очередная монография доцента Алексея Опарина. Работа хорошо структурирована.

В монографии на основании последних данных в области истории, теологии и археологии проведено комплексное исследование проблемы Времени и библейской книги Судей.

Комментарии читателей

ex / 15.09.2018 Книги написаны классно и гениально с т.з. маркетинга... а вот фактология и тем более логика, увы страдают... но что можно ожидать от человека ставящего веру выше знания...

Дмитрий Рашитович / 11.02.2017 Прочитал, Манкурты XXI века, как тонко подмечена человеческая природа, хорошо же человечество может прятать своих скелетов в шкафу.
Я могу представить лица археологов и докторов науки над которыми посмеиваются и потешаться публика. ---- Сами закопали дескать,а теперь всем сказки рассказываете.---- . Хоть Кумранские свитки с собой носи. А еще лучше Библию на иврите от Самого Автора с датой написания и автографом.
Когда люди сажая картофель в огороде, осенью выкапывают картофель и не удивляются.
Жаль,что в школе я не изучал история по вашим книгам, было бы куда более интереснее.
респект автору за книгу. Пиши еще Алексей.

Владимир / 23.02.2016 Юрий -грамотей! А ну, ка расскажи нам неучам, сколько лет планете Земля? Ты видать живешь уже много, и всё наешь! И учился Ты наверное у истинных педагогов! И только Твоё мнение верно, и только Ты умеешь писать грамотно интересно и правдиво!

надежда / 21.02.2016 Алексей,а живете ли Вы такой жизнью,как пишите? Ведете ли борьбу за очищение Церкви? И гонимы ли Вы за правду? Ибо "все,желающие жить благочестиво во Христе Иисусе,будут гонимы."Вам хочеться быть мужем правды,что бы в конце концов мир перестал смеяться над Богом, смотря на страшные дела адвентистов.Ведь Церковь не за что гнать!!! Она слилась с миром!

Michael Jefferson / 14.12.2015 Все(!) книги Опарина читаю подряд и буквально взахлеб. Автор, пиши еще!

Галина / 25.11.2015 Юрий, а Библия тоже бред? Прочитайте внимательно Библию и сопоставьте исторические факты,впрочем зачем убеждать косные умы..

Юрий / 7.12.2014 Адвентисты - это секта типа свидетелей иеговы.
Кто-то серьёзно относится к ним? :)
Все их "исследования" направлены на подтверждение их толкования библии.
Что эти книги делают в такой библиотеке?

Оля / 8.11.2014 Юрий, ни одна серьезная наука, ни одно серьезное богословие не использует такие эмоциональные слова какие читаем у Вас. Используйте аргументы, а не фразы на стандартном личностно-оскорбляющем уровне.

Залина / 16.05.2014 Юрий,высказался несдержанно.Все факты можно проверить, в конце книг есть литература заслуженных ученных не адвентистов.По поводу земли, давно думающим людям понятно, что это молодая планета, что был всемирный потоп и что религия имеет смысл,а кто отвергает факты и не хочет думать, чтоб понять - жалко,на весах жизнь вечная или смерть.Но многие отвергают сознательно, скрывая факты от простых людей, питая исхудавшую теорию эволюции - понесут тяжелые последствия своего обмана,потому что обманывают себя и других людей для погибели.Не пиши если не знаешь ничего, а то и ты разделишь с ними участь,а если хочешь найти доказательства творческой силы Бога - ищи в правдивых источниках, копай, молись и,самое главное,не отвергай здравый смысл.Могу кое-что подсказать в этом вопросе, если ты не гордый...

Сергей / 10.05.2014 Спасибо автору,отличные книги.

наше имя / 7.03.2014 Замечательные книги! С нетерпением жду продолжения.

Imm0rtall / 21.01.2014 Меня удивляют люди здесь шибко возмущающиеся. Это монографии, естественно, там есть мнение автора. Напишите свою книгу как хотите. Со своим предположением истории... которую, как известно, пишут победители... Ну так, товарищи проигравшие - ваше место известно где...

Вольф / 25.11.2013 А чего доныне нет книги А. Опарина о путешествиях и археологических открытиях адвентиста Рона Уайета? Этот его коллега по фабрикации и распространении врак давно уже растрезвонил о том, что он, якобы,нашел и обломки каменных скрижалей, разбитых Моисеем у подножия той горы Синай,на которой лицом к лицу разговаривал с Богом, и остатки колесниц и оружия войска фараона, утонувшего в водах Красного моря, и раскопал тот настоящий холм, на котором был распят Иисус, собственными глазами видел ковчег со скрижалями, на крышке которого были пятна засохшей крови Иисуса Христа,стекавшей туда,когда он был пронзён копъём и "земля расселась", пробовал из золотого сосуда на вкус ту манну и нюхал, как пахнет рассцветший жезл Аарона, о которых упоминается в книге "Исход" и послании к евреям и которые и доныне сохранились, как свежие и много других археологических находок, подтверждающих правдивость библейских рассказов, совершил. Пора бы уже и А. Опарину поддержать своего единоверца, написать и издать книгу о его сенсационных археологических открытиях. Чего он медлит?

Тарасенковец / 24.11.2013 В книге "Древний мир и библейская хронология" прочитал главу "Ковчег найден", в которой автор, подведя итоги собранных им газетно журнальных публикаций, выаваемых за достоверные научные факты, безапеляционно утверждает, что, якобы, "Ковчег беспрекословно найен!" Это что прикол такой, чтоли? Он что, не видит, что опубликованные им "факты" явно противоречат один другому: то на самой вершине г. Арарат ковчег нашли, то недалеко от подножия,на берегу озера, куда к нему и малые дети из ближайшего селения часто играть в прятки ходили; то вдруг он переместился на высоту 4000м, где его летчики засекли и сфотографировали, и отличные фотографии получились. То ковчег находят хорошо сохранившимся, даже та смола, которой он был осмолен с двух сторон, не облезла, то вдруг какие-то куски окаменелого дерева от него откалывают и доставляют в лабораторию, где учёные неведомых наук,произведя анализ, подтвержают, что древесина точно отколота от Ноева ковчега. То его находят с огромной зияющей дырой в кровле, то вдруг, не заметив этой огромной дыры, проникают внутрь при помощи взрывчатки, которую предусмотрительно прихватили с собой... В общем,как говорится, полный ералаш - бре-е-е-е-е-ехня-а-а, как говорил герой известного кинофильма.