Редко встретишь человека, который бы хотя бы раз в жизни не заглянул в словарь. С их помощью мы не только узнаем значение тех или иных слов, подбираем синонимы или антонимы, но и узнаем немало нового.

Давайте поговорим о том, какие бывают словари, какова их классификация и вспомним основные "лингвистические справочники" русского языка.

Наука о словарях

Лексикография - один из разделов языкознания, занимающийся проблемами изучения и составления словарей. Именно она занимается классификацией, выдвигает требования к оформлению статей и их содержанию.

Ученые, составляющие словари, называют себя лексикографами. Важно отметить, что у словарей нет авторов, есть лишь составители. Связано это с тем, что они составляются при помощи специальных карточек, на которых фиксируются значения слов, их формы. При этом составитель может использовать как собранные им лично карточки, так и карточки, собранные целым штатом лингвистов.

Классификация современых словарей

Все словари делятся на энциклопедические и филологические, или же лингвистические.

Энциклопедические словари сообщают сведения о различных событиях. Ярким примером такого словаря может служить БЭС - Большой энциклопедический словарь. К энциклопедическим относятся и

Какие бывают словари лингвистические? Даная группа словарей занимается непосредственно словами и их толкованием. Они также делятся на двуязычные и одноязычные.

Двуязычные словари содержат языка и их эквивалент на иностранном языке.

Одноязычные словари делятся на группы в зависимости от их предназначения.

Наиболее используемые виды словарей

Какие бывают словари по типу? Среди одноязычных словарей следует выделить следующие:


Известные словари русского языка

Давайте теперь обсудим то, какие бывают словари русского языка.

  • Наиболее известным считается «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный известным ученым В. И. Далем. Данный справочник содерит около 200 тысяч слов. Несмотря на то что ему уже более века, он читается одним из наиболее полных и употребляемых в наше время.
  • Второй не менее важный «Толковый словарь», составленный еще одним известным лингвистом С. И. Ожеговым.
  • «Орфоэпический словарь» был издан двумя разными лингвистами - Р. И. Аванесовым и И. Л. Резниченко. Оба словаря имеют внушительный список слов и пригодятся не только школьникам и студентам.
  • Отметим также и «Словарь синонимов» З. Е. Александровой и «Словарь антонимов» под редакцией Л. А. Введенской.

Какие бывают словари еще? Узнать историю многих привычных нам слов можно обратившись к труду Н. М. Шанского «Краткий этимологический словарь русского языка», а ознакомиться с фразеологизмами и их значением поможет «Фразеологический словарь русского языка» А. И. Молоткова.

Стоит также отметить «Словарь трудностей русского языка» под редакцией известного русского филолога, автора множества монографий и сборника правил русского языка Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой.

Строение словарной статьи

В заключение хотелось бы добавить несколько слов и о структуре словарной статьи.

Любая словарная статья начинается с заголовочного слова, которое зачастую прописывается прописными буквами и выделяется полужирным шрифтом.

Отметим сразу, что используемые в словарях слова всегда пишутся правильно, поэтому, если вы сомневаетесь в правильности написания того или иного слова, необязательно обращаться к орфографическому словарю. Достаточно открыть любой имеющийся у вас под рукой.

В большинстве словарей также указывается и правильное ударение. Данную информацию сдержат практически все русские словари. Какие бывают еще пометки?

После заголовочного слова идет информация о том, к какой части речи оно принадлежит. Затем описывается его значение или идет перечень синонимов, антонимов - все зависит типа словаря. Завершается словарная статья примерами употребления - цитатами из книг, журналов. В случае если данное слово имеет особенности в употреблении, в конце статьи указывается и эта информация.

Выводы

Мы с вами разобрали, что такое лексикография, какие бывают словари и их значение, перечислили основные типы, а также привели список наиболее полезных для любого образованного человека.

Помните, если вы испытываете трудности при написании или произношении слова, не можете подобрать наиболее удачное, вам достаточно открыть одну из перечисленных нами книг.

Обозначают совокупность однородных в каком-то отношении лиц (молодёжь, учительство, гвардия, человечество, родня, знать), предметов живого и растительного мира (хвоя, березняк, листва, вороньё, зверьё), предметов обихода и изделий (бельё, обувь, мебель, посуда), продуктов деятельности (писанина), представленных как единое целое.

Собирательные существительные указывают на множество предметов как элемент лексического значения слова, указывают на «качественную» (термин Ал-ра Аф. Потебни) и «вещественную» (термин Ал-ра Матв. Пешковского) множественность однородных предметов, на неопределённость количества конкретных предметов. У производных существительных эта собирательность может быть оформлена суффиксами типа: -ур(а) (профессура), -еств(о) (человечество), -от(а) (беднота), -н(я) (дворня), -як (сосняк), -итет (генералитет) и др. Другую группу представляют существительные, чьё собирательное значение выражено только семантически: знать, мафия, кудри, финансы и т.п. Собирательные существительные: а) имеют форму ед. числа, не сочетаются с количественными числительными (но могут соотноситься с сингулятивом: крестьянство - крестьянин); б) у них отсутствует категория одушевлённости (поздравить молодёжь, народ). Подобные существительные необходимо отличать от слов, называющих совокупность разнородных предметов: куча, коллектив, толпа, класс, стая, табун, хор, оркестр и др. Они обозначают часть общего: группа студентов, стадо овец; ограничены в сочетаемости: табун лошадей, стая волков; употребляются во мн. числе и с числительными: народы, толпы, три хора, два полка, четыре класса, подобно собирательным существительным, не имеют категории одушевлённости: отметить коллектив, обмануть народ и т.д.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Собирательные существительные:

  1. 45. Употребление собирательных числительных и счетных существительных.
  2. 29.Имя существительное как часть речи, категории и формы. Трудно­сти изучения имени существительного в начальной школе. Психологиче­ский анализ урока. Реализация основных принципов обучения в изучении имени существительного.
  3. 29 Имя существительное как часть речи, категории и формы. Трудности изучения имени существительного в начальной школе. Психологический анализ урока. Реализация основных принципов обучения в изучении имени существительного.
  4. 9. Унификация типов склонения существительных во множественном числе. Формы множественного числа существительных в русских диалектах..
  5. Д) Механизм концентрирования мочи в собирательных трубочках почек.
  6. 25. Дайте определение собирательных и несобирательных понятий (общих и разделительных)
  7. 12. В чем своеобразие категории рода у имен существительных по сравнению с другими грамматическими категориями данной части речи. Определение рода у имен существительных со значением лица. Слова общего рода.

Собирательные существительные обозначают неопреде­ленное множество предметов или лиц как одно неделимое це­лое: молодежь, родня, мошкара, беднота, белье, березняк, гене­ралитет, листва, пролетариат и т. п. Выделяются тематичес­кие группы - слова, обозначающие совокупность: 1) лиц (знать, профессура, братва, военщина и т. п.); 2) животных (мошкара , воронье и т. п.); 3) растений (ельник, ивняк и т. п.); 4) пред­метов (аппаратура, мебель, белье, хлам, старье и т. п.).

Важнейшими грамматическими признаками собирательных суще­ствительных являются: 1) неизменяемость по числам, наличие у них только формы единственного числа; 2) неспособность соче­таться с количественными числительными.

Формы единственного числа собирательных существительных выражают множественность в отличие от форм единствен­ного числа конкретных существительных, которые обозначают один предмет. Ср.: студент- студенчество, дуб - дубняк, мошка - мошкара. Выражая множественность, они сближаются с формами множественного числа конкретных существительных. Ср.: студенты - студенчество, дубы - дубняк, мошки - мошкара. Однако члены таких пар не полностью совпадают по значению. Формы множественного числа студенты, дубы, мош­ки обозначают раздельное множество, состоящее из отдель­ных и самостоятельных предметов, которые поддаются счету. Формы единственного числа собирательных существительных студенчество, дубняк, мошкара выражают неделимое мно­жество, которое не поддается счету. Поэтому они не сочетают­ся с количественными числительными, но могут определяться с помощью неопределенно-количественных слов или сочетаться с дробными числительными, а также со словами, обозначающими соотношение частей и целого: вся родня, большая часть моло­дежи, мало зелени, немало дичи, уйма мелочи, одна пятая сту­денчества, целая куча листвы, чемодан белья и т. п.

Большинство собирательных существительных - производ­ные слова, образованные безаффиксным путем (зелень, мелочь, ветошь, нечисть, дичь, бездарь, голь и т. п.) и с помощью суф­фиксов (агентура, сырье§, родня, учительство, кустарник, орешник, ивняк, беднота, старостат, секретариат и др.).

Непроизводные собирательные существительные немногочис­ленны: сор, мусор, хлам, хвоя, бакалея, ботва, дрянь, знать и т. п. В этих существительных значение собирательности являет­ся компонентом их лексической семантики.

Лексически выражается значение собирательности и в тех слу­чаях, когда формы единственного числа конкретных существитель­ных употребляются в функции собирательных: С 15 июня появились молодые бекасы и дупеля, но такие стоят жары и столько комара и мошки, что охотиться нет возможности (Некрасов).

Нередко к собирательным существительным относят слова типа народ, группа, взвод, полк, табун, стадо, куча, созвездие, кол­лектив и т. п. Эти слова не выражают собирательности. Они обозначают раздельное множество. Об этом свидетельствуют их грамматические признаки: 1) наличие формы множественного числа (народы, группы и т. п.); 2) сочетаемость их с количественными числительными (два народа, пять групп, три взвода и т. п.).

В современном русском языке новые собирательные суще­ствительные возникают редко. В необходимых случаях значе­ние собирательности выражается лексически, чаще всего в формах единственного числа конкретных существительных.

В английском языке есть особый разряд существительных, которые называются собирательными (collective nouns). Они обозначают группу людей, животных, предметов, явлений и т.д., которые воспринимаются говорящим как единое целое.

Собирательных существительных в английском довольно много, причем одни из них встречаются довольно часто, а другие вы редко услышите даже в речи носителя языка. Некоторые из них вам наверняка уже знакомы:

Family - семья
class - класс
audience - зрители; люди в аудитории
police - полиция
team - команда
a herd of geese - стадо гусей
a pack of dogs - свора собак
a school of fish - косяк рыб

Как видите, некоторые из этих выражений нельзя дословно перевести с английского на русский и наоборот: например,a school of fish - это совсем не «школа рыб». Чтобы правильно и точно перевести такие выражения с собирательными существительными иногда необходимо обратиться к словарю.

По своему значению можно выделить несколько основных групп собирательных существительных:

  • Обозначающие группу людей:

A class of students , a crowd of people , a team of players и др.

  • Обозначающие группу животных:

A herd of cattle , a flock of birds , a pack of dogs и др.

  • Обозначающие группу предметов:

A bunch of keys , a deck of cards , a bouquet of flowers и др.

Особенности употребления собирательных существительных

Основная сложность в употреблении собирательных существительных в английском языке - их согласование с глаголами и с местоимениями. Если такое существительное стоит в форме единственного числа, оно может употребляться с глаголами и местоимениями, как в единственном, так и во множественном числе. Выбор очень часто зависит от контекста и намерения говорящего. Например, если вы говорите о группе людей или предметов как о едином целом, используйте глаголы и местоимения в единственном числе. Если же важно подчеркнуть, что группа состоит из отдельных личностей, которые могут вести себя по-разному в одной и той же ситуации, - будет уместно употребить собирательное существительное с глаголами и местоимениями во множественном числе.

My family is invited to the Rachel’s wedding.
Моя семья приглашена на свадьбу Рейчел.

The class is going to take an exam this Friday.
В эту пятницу класс будет сдавать экзамен.

В этих случаях семья и класс действуют как единое целое: вся семья приглашена на свадьбу, весь класс будет сдавать экзамен. Поэтому с собирательными существительными в данных примерах используется глагол to be в форме единственного числа.

Возможен и такой контекст, когда говорящий хочет подчеркнуть, что семья (или класс) состоит из отдельных людей, у каждого из которых свой характер, свои привычки и предпочтения, поэтому члены группы в одной и той же ситуации действуют по-разному. Например:

My family are getting ready for a journey: my mom is packing her clothes, and my brother is trying on his new suit.
Семья собирается в поездку: мама пакует свою одежду, а брат меряет свой новый костюм.

The class are preparing for the exam.
Класс готовится к экзамену.

В этом контексте члены семьи действуют как отдельные личности, выполняя разные действия. Скорее всего, ученики также готовятся к экзамену по-разному - каждый повторяет темы, которые вызывают сложности лично у него, делает упражнения или решает задачи. Поэтому в данных примерах используются глаголы в форме множественного числа.

Все члены предложения также должны быть согласованы по числу: если существительное и глагол стоят в форме единственного числа, то местоимение (если таковое есть в предложении) тоже должно быть в форме единственного числа. То же самое касается и множественного числа.

The team is on its way to the Super Bowl.
Команда на пути к Суперкубку.

The team are celebrating their win.
Команда празднует свою победу.

В случаях, когда определить число глагола (и местоимений) затруднительно, можно поступить следующим образом: перефразируйте предложение так, чтобы в нем не пришлось использовать собирательные существительные . Например:

family members вместо family
jury members вместо jury
students вместо class
players вместо team
zebras вместо herd и т.д.

В этом случае существительное в форме множественного числа однозначно требует употребления с глаголами и местоимениями также во множественном числе.

Среди собирательных существительных есть ряд исключений - существительные, которые согласуются с глаголами только в единственном числе или только во множественном числе. Например, всегда согласуются с глаголом в единственном числе следующие существительные: foliage , machinery .

The summer foliage is green, becoming olive and orange later.
Летняя листва зеленая, позже становится оливковой и оранжевой.

Существительные people , police и некоторые другие почти всегда согласуются с глаголом во множественном числе.

Police are investigating the bank robbery.
Полиция расследует кражу денег из банка.

People in the room are waiting for someone to come.
Люди в комнате ждут, когда кто-то придет.

Собирательные существительные в английском языке относятся к разряду исчисляемых, т.е. могут употребляться и во множественном числе: families , classes , teams и т.д. Такие случаи, как правило, не вызывают затруднений - если речь идет о нескольких семьях, классах, командах и т.д., существительное употребляется с глаголом в форме множественного числа.