Марксизм и вопросы языкознания - произведение, написанное И. В. Сталиным в 1950 г. в связи с дискуссией в «Правде» по вопросам языкознания. В этом произведении И. В. Сталин подверг глубокой критике антимарксистскую теорию Марра о языке, которая пыталась столкнуть советское языкознание с правильного пути. Исходя из основных положений диалектического и исторического материализма, И. В. Сталин глубоко и всесторонне обосновал и развил марксистско-ленинскую теорию языкознания.

Основные установки Марра о том, что язык есть надстройка над экономическим базисом, что язык имеет классовый характер и его развитие происходит якобы в форме периодических взрывов, что язык есть не средство общения между людьми, а орудие борьбы одного класса против другого, и другие немарксистские, вульгаризаторские установки мешали правильно решить основные „вопросы языкознания. И. В. Сталин показал, что язык не есть надстройка. В отличие от надстройки, которая изменяется вместе с экономическим базисом и является продуктом одной эпохи, язык живёт несравненно дольше, чем любой базис и любая надстройка, являясь продуктом целого ряда эпох. Он порождён не тем или иным базисом, как надстройка, а всем ходом истории развития общества в течение веков.

В отличие от надстройки, которая связана с производством лишь косвенно, посредством базиса, язык отражает изменения в производстве сразу и непосредственно. Поэтому ошибочно и вредно относить язык к явлениям классового порядка. Попытка Марра и его учеников объявить язык классовой категорией противоречит марксистскому пониманию нации, ибо одним из характерных признаков нации является общность языка. И. В. Сталин раскрыл и обосновал законы развития языка. Он отверг никчёмную и противоречащую фактам теорию Марра о стадиальности, согласно которой старый язык на той или иной ступени внезапно путём взрыва исчезает, а на его месте возникает новый язык, якобы соответствующий новому экономическому базису. «Марксизм,- писал И.В.Сталин,- не признаёт внезапных взрывов в развитии языка, внезапной смерти существующего языка и внезапного построения нового языка».

И. В. Сталин раскрыл законы взаимодействия различных языков в прошлом, показал, как будет происходить процесс слияния языков в один общий язык в будущем, коммунистическом обществе. Труд И. В. Сталина о языкознании указал ясный путь советской науке о языке и подвёл глубокий теоретический фундамент под практику языкового строительства в нашей стране - одного из важнейших звеньев строительства советской социалистической культуры. Он развенчал вредные взгляды на отношение к языковому наследию и показал, что «учение» Марра, отрицающее преемственность в развитии языка, одна из разновидностей пролеткультовского и рапповского вульгаризаторства.

И.В.Сталин дал определение базиса как экономического строя общества на данном этапе его развития. Определяя надстройку как политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения, И. В. Сталин охарактеризовал особенности надстройки, показал взаимодействие между (см.).

Большое значение имеет указание И. В. Сталина по вопросу о диалектическом законе перехода от старого качества к новому. Критикуя марровскую теорию о развитии языка путём взрывов, И. В. Сталин показывает, что «закон перехода от старого качества к новому путём взрыва неприменим не только к историй развития языка,- он не всегда применим также и к другим общественным явлениям базисного или надстроечного порядка. Скачок как революционный взрыв существующего и замена его новым обязателен лишь для общества, состоящего из антагонистических классов, например при переходе от капиталистического строя к социалистическому строю. Но скачок в форме взрыва вовсе не обязателен для общества, не имеющего враждебных классов. Примером может служить коллективизация сельского хозяйства в СССР - переворот, который совершился путём постепенного перехода от старого к новому.

В работе И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» нашёл своё дальнейшее развитие также вопрос об историческом подходе к действительности. Эта работа наносит удар по догматизму и талмудизму при анализе общественных явлений. «Марксизм не признаёт,- указывает И. В. Сталин,- неизменных выводов и формул, обязательных для всех эпох и периодов. Марксизм является врагом всякого догматизма».
В труде И. В. Сталина нашёл своё дальнейшее развитие национальный вопрос. И. В. Сталин показал закономерности развития наций и национальных языков до и после победы социализма во всём мире. Труд И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» имеет огромное значение для марксистской теории познания. И. В. Сталин показал, что нельзя разрывать, как это делал Марр, язык и мышление. Брать мышление вне языка - значит попасть в болото идеализма.

Язык есть «природная материя» мышления, и мышление может существовать лишь на базе языка. Такое подлинно марксистское понимание взаимоотношения языка и мышления вооружает советских учёных в борьбе как против тех идеалистов, которые отрывают мысль от языка, так и против тех идеалистов, которые превращают язык в нечто самодовлеющее и сознательно смазывают тот факт, что язык тесно связан с мышлением, регистрирует и закрепляет работу мышления.

В современной буржуазной реакционной философии широкое распространение имеет так называемый семантический идеализм, который коренную противоположность классовых мировоззрений и идеологий, противоположность материализма и идеализма сводит к «неточности» языковых терминов и выражений и т. п. Подобным приёмом буржуазные реакционеры в философии пытаются отстоять безнадёжное дело идеализма. Положение марксизма о том, что пет мышления без языка, что язык регистрирует и закрепляет в словах и в соединении слов в предложения результаты работы мышления по познанию объективной действительности, разоблачает шарлатанские фокусы буржуазных философов. В работе И. В. Сталина показана тесная связь между философским учением о познании и наукой о языке, значение языка для теории познания.

В своём труде И. В. Сталин подчеркнул значение дискуссий и борьбы мнений в развитии науки, без которых никакая наука не может развиваться и преуспевать.

Труд И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» является творческим развитием марксизма-ленинизма, новым словом в учении марксизма о языкознании. Это произведение И. В. Сталина подняло на новую ступень всю науку о языкознании и серьёзно обогатило марксизм.

Вначале было слово, и те, кто его создали назывались славяне. Речь не дана природой для передачи по биологическому наследству. Речь была создана предками в определенных условиях (об этих условиях в другом месте), те же, кто жил в иных, более благоприятных условиях, просто не имели необходимости создавать речь.

Отсюда и ценности у этих двух ветвей человечества разные, разное построение общественных отношений, построение общества.

Англосаксы произошли от кроманьонцев, не создавших речь, а воспринявших её от других кроманьонцев, тех самых, которые эту речь создали. Говорящие и неговорящие резко отличались биологически. То, что они различались и технически и социально – банальность.

Дело в том, что одновременно с речью говорящие обрели еще семью, общину и безграничные возможности уровня предметных действий. Говорящие жили в обществе, социально и технически – человеческом.

Неговорящие были животные в животном обществе, хотя жили в домах, пользовались одеждой и огнем, имели религию. Все коллизии формирования человека и его современной деградации основаны на противостоянии создателей речи и тех, кто получил речь в готовом виде.

С точки зрения говорящих неговорящие были недоразвитыми людьми, что полностью соответствовало действительности.

Эмоционально большинство говорящих относились к неговорящим как старшие к младшим. Им хотелось довести недоразвитых до совершенства, научить. Справиться с таким желанием – достаточно трудная задача для развитого разума. Ценность общения с равным для них несомненна. В отличие от недоразвитых – неговорящих.

Неговорящие остановились в развитии эволюционно.

У их предков не было жизненной необходимости в волевых усилиях для развития мозга выше животного уровня.

А раз не было жизненной необходимости, то необходимость формировать речь ими воспринималась как навязанная извне докучливая обязанность. Отсюда, их речь основана не на доведенном до предела стремлении быть понятым, а на усилиях троешника, за мелкую награду согласного сделать домашнее задание.

Или, точнее, усилия дрессируемого животного поддержанные то ли рефлексами, то ли стремлением избежать наказания, короче – вынужденность внешними обстоятельствами, причем учитель поневоле навязывает свою волю. Отсюда и несимметричные отношения.

Мы ждем от Запада понимания, а Запад ждет от нас покорности.

Более того, само слово „славянин” для англосаксов есть обозначение раба. Это явление есть последствие несимметричности взаимоотношений говорящих и неговорящих.

Дело в том, что сформированная речь дает толчок к развитию уровня предметной деятельности. Вследствие этого говорящие очень быстро и легко сформировали предметный мир, превосходящий предметный мир неговорящих даже не на порядок, а просто невероятно превосходящий воображение неговорящих.

При соприкосновении этих двух групп (славян и англосаксов) различие в предметных мирах вызывало соразмерную, то есть космических масштабов, зависть у будущих англосаксов. Их уровень развития позволял им оценить качество предметов славян, значение этих предметов для жизни, и вызывал желание обладать этими предметами.

Среди будущих англосаксов обладание предметами славян стало признаком иерархического статуса. Чем больше славянских предметов ты имеешь, тем выше твой уровень. Так были заложены основы современной элиты Запада.

Славяне – творцы предметного мира, относились к вещам иначе.

Их отношение к вещам было, а во многом и сейчас продолжает быть основано на умении изготовить эти вещи, и даже не изготовить, а увидеть несовершенство окружающего мира, найти решение по усовершенствованию мира и воплотить это решение в изготовлении предмета, заполняющего брешь в несовершенстве мира. Усовершенствовав актом творения творец отнюдь не претендует на авторство.

Вместе с речью он обрел еще и чувство долга.

Творя, он выполняет долг – продукт воспитания славянских мальчиков. Он счастлив своим творением как исполнением долга. Вот эта радость творца, выполняющего долг перед своими близкими, непостижима для англосакса.

Славянин творит предметный мир из соображения построения правильных отношений с близкими. Славянин, творя предметный мир, строит человеческие отношения. Англосакс строит свой предметный мир на основе стремления к обладанию, из стремления стать альфа-самцом, он тем самым воспроизводит животные отношения.

Говорящий, попав в компанию неговорящих (вынужденно) не стремился к доминированию, он мог бы быть учителем для желающих учиться, но в стае неговорящих всегда уже был собственный обладатель технологии изготовления важных (священных) предметов (прежде всего огонь), и говорящего ждала участь Прометея.

Приходится не только их кормить всем миром, но еще и непрерывно оправдываться перед ними в каждом своем действии. При этом мы вынуждены выносить на публичное обсуждение вопросы, публичное обсуждение которых приводит к разрушению педагогической среды в мире. Тем самым мы помогаем англосаксам в их борьбе с культом личности и формированием личностей в подрастающем поколении.

Более того, наша собственная молодежь пополняет ряды пятой колонны. Это значит, что педагогическая среда формируется под влиянием Запада.

Англосаксы уже никогда не примут точку зрения русских. При этом они великолепно понимают русских. Они изучали русских со многих точек зрения в течение многоих веков, их знания безупречны. Русские не понимают англосаксов.

Это непонимание основано на эмоциональном неприятии стремления стать альфа-самцом. Для русского это значит стать животным, то есть понизить свой статус как личности.

Для англосакса вполне естественна постановка вопроса о ликвидации какого-либо народа, в первую очередь того, традиции которого наиболее полноценно формируют педагогическую среду, формирующую личности. Англосаксы имеют богатый исторический опыт в этой области.

В настоящее время они запланировали и проводят в жизнь план геноцида в отношении русских. Для русского это за гранью воображения. Русские, даже услышав из пасти тэтчер, гайдара и прочих «сверхчеловеков» планы уничтожения девяти из десяти русских, не могут относиться к этому как к серьёзной опасности.

НЕ МОЖЕТ РУССКИЙ ДОПУСТИТЬ ДАЖЕ В МЫСЛЯХ, ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ЗАПЛАНИРОВАТЬ УНИЧТОЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЕМУ НИЧЕГО ПЛОХОГО НЕ СДЕЛАЛИ.

Это и есть главная беда русских.

Что мешает русским поступить с англосаксами симметрично?

Почему бы нам не изучить их так же, как они изучили нас? Почему бы нам не создать фонды, которые чисто за бабки найдут негодяев в англосаксонском мире (а их там и искать не надо, там продажность в крови, они только дубинки закона боятся), чтобы эти негодяи написали им их историю на тех же принципах, на каких они создали нашу историю?

Чтобы в этой истории их лучшие люди были выставлены негодяями, а их власовы и солженицыны были бы представлены светочами чистоты и непорочности?

Почему бы нам не стравить Канзас с Оклахомой, или США с Англией? Почему бы нам не заставить этих существ прыгать по Уолл-стрит с криком «кто не скачет тот не англосакс»?

У нас что, некому такое придумать? Я думаю, нашли бы мы таких мастеров.

У нас времени нет. За десять лет нам не успеть пройти путь, которой уроды прошли за тысячелетия, а вопрос о нашем существовании будет решен именно в ближайшее десятилетие.

Но самое главное, если мы будем действовать как англосаксы, думать как англосаксы, воспитывать детей как англосаксы, то мы и общество получим неотличимое от англосаксонского. Стоит ли менять шило на мыло?

Мы и не можем дать симметричный ответ. Мы не англосаксы, мы русские. Мы наследники тех, кто создал речь и человечество.

Ответ мы дадим асимметричный…

еще немножко антифашизьму

В разделе на вопрос почему англо-саксы ненавидят славян? заданный автором Европеоидный лучший ответ это Почему только славян? Они вообще больше зверушек любят - собачек там, лошадок, а людей не любят. Даже собственных детей. Традиционная англо-саксонская система воспитания подразумевает отправку отпрысков для воспитания в закрытый пансион концлагерного типа, где царят нравы, по сравнению с которыми дедовщина в российской армии - просто детский утренник.

Ответ от Марк Екимов [гуру]
У них эта хрень в крови.. . Завидуют славянам, суки...


Ответ от Николай Абраменко [новичек]
От куда токаяненависть.


Ответ от Просыпать [активный]
Еще в январе 2015г официальное издание Пентагона Stars and Stripes привело слова командующего сухопутными войсками США в Европе генерала-лейтенанта Бена Ходжеса: «Европейское командование ВС США готовится направить в Восточную Европу так называемые мониторинговые группы. Военные эксперты должны определить места для размещения танков и иных видов вооружения


Ответ от сложносочиненный [гуру]
Вам кто, сами англо-саксы об этом поведали? Я вот, их ненаввисти никак не ощущаю. А вот ненависть русских придурков к западу - постоянно вижу. Пусть бы кто-то из ненавидящих всяких англичан, немцев. французов и прочих, взял и сказал, чем ему лично они плеш переели? Агитками старших товарищей - не пользоваться. Ответить за себя.


Ответ от Марсик [гуру]
Англо-саксы? Или вы о современной ожидовленной Великобритании?))


Ответ от Василий пинин [гуру]
пищевые конкуренты.


Ответ от Asdf sdgf [гуру]
откуда инфа? пруф линк дай плз


Ответ от Ёерёга Головко [гуру]
давно ждал этот вопрос СЛОВЯНЕ ОТДЕЛЬНАЯ РАССА

Последние годы стали очень показательными с точки зрения противостояния Запада и Востока. Отношения обострились и продолжают шлифоваться на точильном камне времени.

Следующая новость

Существует одна очень старая мексиканская пословица, появившаяся еще в период колонизации Америки испанскими конкистадорами и англосаксонскими разбойниками. Вот как она звучит: «Они пытались нас похоронить, но не знали, что мы - семена». Мудрые слова, определяющие многое в понимании силы и слабости наций. Похоронить семена, значит, свершить естественный акт посадки будущих буйных всходов. Дальше лишь следует набраться терпения - и урожай поразит мир.

В американской континентальной истории получилось, надо признать, совсем не так, как предсказывала пословица. С трудом выжившие немногочисленные потомки индейских племен были заключены в резервации, а великие культуры погибли безвозвратно. Теперь ведутся почти бессмысленные раскопки на землях древних цивилизаций и слагаются красочные легенды, подходящие больше для авантюрных голливудских лент, чем для серьезных учебников.

Однако же история самой Европы, творящаяся ежечасно, алгоритму этого изречения следует с куда большей настойчивостью, чем это происходило в обеих Америках.

Процесс усложняется технически, потому что человечество давно перешагнуло опасный рубеж кровавых локальных войн с еще более жестокими войнами широкого регионального и даже планетарного масштаба. Война клинков превратилась в войну информационных технологий и соответствующего им вооружения: от ядерного, стратегического до высокоточного, тактического оружия. Пионеры американских прерий, называвшиеся когда-то следопытами, превратились в шпионов. Они вооружены такими электронными и цифровыми технологиями, что масштаб их деятельности не идет ни в какое сравнение с тем полем битвы за сокровища и земли, которое отражалось в приключенческих романах прошлых веков.

За подтверждением далеко ходить не нужно. Достаточно открыть первую же рутинную новость в ленте. РБК сообщает: «В ответ на кибератаку из России страны НАТО могут применить процедуру, предусмотренную ст. 5 устава организации. Она гласит, что нападение на одну из стран блока рассматривается как нападение на всех членов Альянса».

Речь идет не о прямом военном вмешательстве со стороны России в дела англосаксонского мира, представленного мощным Североатлантическим блоком, а о кибератаках, в которых постоянно обвиняют Россию. Генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг ответил в одном из последних интервью порталу Axios на вопрос, какого масштаба планируются ответные действия, следующее: «Не автоматически. Это зависит от характера кибератаки. <…> Я считаю, что мы не должны давать это преимущество никакому потенциальному противнику».


Источник фото: РИА «Новости»

Упомянутая статья 5 устава НАТО гласит, что вооруженное нападение на одну из стран блока «будет рассматриваться как нападение на них в целом», то есть на всю организацию. Киберпространство, таким образом, расширило поле битвы между старыми историческими противниками. Запад традиционно возглавляют англосаксонские страны, а в центре европейского Востока, как всегда, стоит Россия - самая крупная и мощная страна со славянскими и среднеазиатскими геополитическими интересами.

Столтенберг пояснил, что между НАТО и ЕС достигнуты соглашения по 74 направлениям сотрудничества, в том числе по кибербезопасности и военному сотрудничеству.

«Прогресс существенный. Например, наши организации теперь в режиме реального времени обмениваются информацией о кибератаках и деятельности вредоносных программ», - констатировал генсек НАТО.

Речь идет о более чем 500 кибератаках на объекты альянса в год, согласно отчету за 2015-й. Конфликт интересов в таких заявлениях воспринимается сторонами практически так же, как военные угрозы в период новой и новейшей истории человечества. Поэтому недооценивать их нельзя.

Две мощные цивилизации - англосаксонская - с одной стороны и российская, она же славянская, - с другой, - всегда находились в состоянии объявленных и необъявленных войн. Порой эти страны даже объединялись против общего противника (например, против Германии и Австро-Венгрии), но, одолев его, вновь занимали стратегическую оборону в отношении друг друга. Англосаксы неустанно стремились разбить славянский мир на осколки и использовать в качестве военной или логистической поддержки в противостоянии России как самой крупной и богатой ресурсами стране мира.

Абсурдность положения состоит в том, что миры сталкивает между собой как раз не разобщенность, а общность культур, их почти полная идентичность и целенаправленное стремление подмять под себя весь окружающий свет. Вопрос лишь в узнаваемой форме цивилизаций, а не в их глубинной сущности. Они с испугом обнаруживают свое почти зеркальное сходство и тут же стремятся изменить друг друга методами военного воздействия. Сферы влияния - вот главная генетическая проблема этих старых близнецов.

Обратите внимание: аналогичные политические, экономические и, как следствие, военные союзы с обеих сторон существовали всегда. То, что происходит на наших глазах, ничем не отличается по своей сути от того, что совершалось в европейской и мировой истории на протяжении столетий.

Образование Советского Союза настолько устрашило англосаксов и западных партнеров, что надолго объединило их в холодной войне с Россией и ее восточно-европейским окружением. Мощное влияние СССР на страны Азии и Латинской Америки предопределило все будущие планы англосаксов на век вперед. С момента трагического развала СССР и разобщения его политического блока была поставлена новая, а, по существу, ничем не отличающаяся от старой задача по приведению России в такое экономическое и политическое состояние, когда она будет не в силах вновь объединить союзников и закрыть свои территории от проникновения традиционных противников.

К числу этих мер относится не только стягивание военного пояса альянса вокруг России, но и направленное развитие конфликтов в ее отношениях с соседями - близкими и находящимися в относительном удалении от ее национальных территорий. Обращает на себя внимание постоянный аргумент американской внешней политики о том, где бы что ни происходило, это затрагивает жизненные интересы США и их политических партнеров. Особая тяжесть такого аргумента заключается в том, что он логично предопределяет зеркальный вариант ответа. Иными словами, страх ущерба жизненным интересам США столь же обоснован, как и таким же интересам России. Если в период новой истории геополитические проблемы касались лишь ведущих европейских стран, а Соединенные Штаты были еще слишком слабы, то новейший и нынешний периоды вывели на широкое поле боя в первую очередь именно это государство, которое не только возглавило англосаксонский мир, но и подавило его своей мощью.


Источник фото: РИА «Новости»

Перечислю то, что уже открыто лежит на поверхности истории человечества конца XX и начала XXI веков и вполне уже может быть суммировано для окончательных выводов серьезного политологического характера. Острый конфликт на Балканах, закончившийся развалом казавшейся благополучной Югославии; вступление в НАТО восточно-европейских стран, когда-то входивших в Варшавский пакт, и даже прибалтийских республик СССР; серия внутринациональных и политических конфликтов на Украине; череда кровавых мятежей в странах Средней Азии и Ближнего Востока; военные перевороты и скандальные правительственные отставки в странах Латинской и Центральной Америки; и, наконец, сирийская эпопея затяжных гражданских войн и широких террористических кампаний. Как еще оценивать то, что президент Украины Петр Порошенко сегодня объявил о прекращении в одностороннем порядке договора о дружеских отношениях и партнерстве с Россией, практически завершив виток опаснейших для всей Европы русофобских акций. Неужели он и его Совет национальной безопасности посмели бы заикнуться о таком, не имея поддержки в англосаксонском мире? Вопрос исключительно из области риторики.

Россия вступила в такой период своего существования, когда-либо она согласится с тем, что англосаксонский мир окончательно одержал победу над общеславянским миром со всей его культурой и огромным населением, либо обратится за поддержкой к государствам, которые в новой истории еще не играли отведенной им теперь роли.

Деятельным участником конфликтов стал могучий, энергично развивающийся Китай. Но не только он. То, что многие страны - официально или нет - стали обладателями ядерного и высокоточного оружия, приобретают или разрабатывают свои собственные военные технологии, внесло в этот застарелый англосаксонско-славянский конфликт решительные и порой даже решающие коррективы. Тот, кто обопрется об их древние стены, тот в конечном счете и выживет в нашем беспокойном веке.

Не только вооружение, но и энергетические ресурсы и их острая конкурентная составляющая стали целью виртуальных и уже нередко открытых войн. Разве можно усомниться в том, что не только интересы ведущих военных держав и альянсов имеют значение в нынешнем мире? А как же тогда Иран, Турция, Сирия, Индия, Бразилия, страны ЕС второго уровня (не англосаксы, а славяне) и даже три беспокойных государства Закавказья?

Россия с учетом ее территории и мощного военного потенциала не может оставаться в стороне от перманентно возникающих конфликтов интересов. Однако в основе всего этого лежат древние противоречия двух глобальных родственных культур: англосаксонской и славянской.

Напомню мексиканскую пословицу о том, что семена не хоронят, а сажают, и они дают сначала ростки, а потом уже урожай. Лучший способ их уничтожения - сжечь прямо в земле. Нынешние технологии это позволяют. А потом на выжженном поле утвердить всего один мир, у которого не будет конкуренции, но именно поэтому же не будет и будущего.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Следующая новость


Патриоты очень любят в сетях постить множество различных постиков о том, как, мол, славяно-русы "духовно" сохранили все народы, а вот например, бездуховные англосаксы уничтожили коренные кельтские народы в Великобритании. Так ли всё однозначно и "духовно-скрепно"?
В действительности любые захватнические колонизационные системы действуют примерно в одинаковом ключе, конечная цель - присвоенная территория, обязательно с абсолютно лояльным населением, желательно впоследствии разговаривающая на понятном языке и желательно не вспоминающая о прежнем суверенитете.


Германцы действительно отличались воинственностью, таковыми были и германские племена англов, саксов и ютов, вторгшихся в Британию. Но и славянские племена также были не "одуванчиками", также представляли из себя достаточно экспансивные и воинственные народы. Об этом, к слову, писали и сами германцы. Например готский хронист Иордан.

В обоих случаях, вопрос "истребления" зависел более от уступчивости коренного населения: если выходишь с дарами к пришельцам- хозяевам - то мирно ассимилируешься, если выходишь с копьём, чтобы дать отпор, то тут начинается истребление сопротивленцев до тех пор, пока те не сменят копья на дары. И естественно выбирались различные методы принуждения к "выходу с дарами" - уговоры, договоры, подкупы, шантаж и в конце концов истребление.

Конечно, сравнивать кельтов Британии и финнов волго-окского региона не совсем объективно. Бриттские племена, строившие каменные крепости, имели королевства, кое-чему научились от Римской империи, в то время как финны были не сильно "попачканы" цивилизацией, хотя протогосударственные образования вовсю формировались, городища имелись, неплохие военные "девайсы" умели делать и применять. А вот плотность населения скорее всего была разная - Британия была более густо заселена, т.е. по идее с финнами было легче совладать.

Однако сравним. Возьмём для сравнения площадь Великобритании - 240 тыс. км2.
Соотнесём эту площадь с некоторыми территориями расселения "ранних" финских народов, для примера, ряд граничащих областей Волго-Окского региона: Рязанская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская, Вологодская, общая площадь более 330 тыс. км2, это несколько крупнее площади Великобритании.
Это коренные территории расселения сразу нескольких достаточно крупных групп финских племён, каждое примерно соотносилось например, с эстами(предки эстонцев): меря, мурома, мещера(+рязано-окские племена), весь. К настоящему времени все эти народы "высокодуховно" прекратили существование и спеклись в "русском мире"... А что там с Великобританией? Оказывается, одних только валлийцев(что сформировались из нескольких бриттских и кимрских племён) сохранилось несколько миллионов человек + семьсот с лишним тысяч человек владеет валлийским языком, корнцев сохранилось несколько сот тысяч только в одной Великобритании(всего потомки корнцев(включая переселенцев в Новый Свет и Австралию) оцениваются в несколько миллионов человек - они отделяют себя от англичан и имеют собственные диаспоры), но владеет корнским языком значительно меньше - несколько тысяч человек(ассимиляция там поработала на славу, ведь язык еле-еле вытащили с "того света"). Сейчас работают школы(ок. 50 шт.), печатные издания, СМИ и т.д. Шотландцы, сохранившие национальное самосознание, но потерявшие язык то и дело пытаются отделиться, референдумы проводят, причём гэлы - этнографическая группа в несколько десятков тысяч человек, сохранила гэльский язык(также один из древних кельтских языков Британии). А Ирландцы вовсе пытаются отбить от костлявых имперастских рук весь ирландский остров. Получается недоистребили? Какие-то хреновые уничтожители. Миссия не выполнена.
На минуточку, а где сейчас мещера, меря, мурома, весь и их языки при нашей-то духовности и "всесохранности"? Их нет, причём достаточно давно. Кто успешнее достиг цели захватить территории в 240 тыс.км2, англосаксы или славяне? Очевидно славяне, поэтому сейчас англосаксы "мурыжат себе будущее" всякими референдумами о независимости Шотландии, проблемами Уэльса, Северной Ирландии, всякими кимрскими националистами, которые продолжают расширять влияние валлийского языка во всех сферах жизни(отвоевывает информационное пространство у... английского языка!), к слову англосаксонские власти сами не особо противятся, наоборот - даже иногда поддерживают. А у нас? А у нас "стабильность"! Стабильно-тяжёлое состояние. Тут разве, что несколько неомерян(осознанно использовал приставку нео-, т.к мерянская идентичность не фиксировалась историческими документами уже несколько веков) пытаются реконструировать мерянский язык, который исчез несколько столетий назад... И даже тут понимаешь-ли видится угроза "русскому миру"...