Широко известно, что английский писатель Даниэль Дефо (около 1660-1731), автор романа о Робинзоне Крузо, не выдумал историю своего героя. Прототипом последнего был шотландский моряк, боцман английского корабля «Пять портов» Александр Селькирк, проживший в одиночестве на острове Маса-Тьерра 1580 дней, или 4 года и 4 месяца (с 1705 по 1709 г.)

Однако не многие знают, что у А. Селькирка был предшественник, который более чем на полвека раньше сумел прожить на бесплодном клочке суши у берегов Перу долгих 7 лет - с 1540 по 1547 год. Им оказался испанский матрос Педро Серрано. Этот отважный человек, проявив волю, настойчивость, мужество, победил смерть и вышел с честью из единоборства с природой. А сделать это было чрезвычайно трудно.

Остров, на который он попал после кораблекрушения, представлял собой длинную 8-километ-ровую песчаную косу. Здесь полностью отсутствовала какая-либо растительность и не было ни капли пресной воды. Бедственное положение моряка усугублялось также тем, что из самых необходимых вещей в его распоряжении имелись лишь нож да бывшая на нем одежда.

К слову, у А. Селькирка, когда он покинул борт корабля, находились одежда, ружье, порох, пули, нож, огниво, котелок, а также компас, кирка и Библия. Кроме того, на своем острове он не испытывал недостатка ни в питьевой воде, ни в пище. Боцман-робинзон питался рыбой, омарами, козьим мясом и даже разнообразил свой рацион капустой, в изобилии росшей на Мас-а-Тьерра.

Обо всем этом Педро Серрано мог только мечтать. Его мучили голод, жажда, ночами доставлял страдания холод. Хотя кругом находилось много сухих водорослей и обломков дерева, разжечь огонь было нечем. Моряк был близок к отчаянию, так как хорошо понимал, что обречен на голодную смерть. И вот однажды, уже в который раз обследуя свои «владения», он заметил черепах, поднимавшихся по сухому песку на остров.

П. Серрано перевернул на спину нескольких из них, затем перерезал одному животному горло и прильнул пересохшими губами к ране... Кровь пресмыкающегося утолила жажду, она была пресной и чем-то напоминала рыбий сок. Мясо черепах оказалось съедобным, а главное, достаточно питательным. В дальнейшем Педро заготавливал его впрок - разрезал на мелкие куски и высушивал на знойном солнце.

Панцири животных тоже пригодились. Моряк сделал из них сосуды, в которые собирал небесную влагу. Несчастный был спасен.

Черепах на этом затерянном в океане клочке суши оказалось великое множество, но есть их сырое мясо было отвратительно. Необходим был огонь. На костре можно приготовить горячую пищу, а дым, поднимающийся к небу, давал надежду на спасение. Как уже говорилось, топлива имелось предостаточно. Нитки от сухой одежды вполне могли бы послужить трутом, металлический нож - кресалом, однако кругом не было ни одного камня. Быть может, их можно найти под водой? Во время штиля на море моряк до изнеможения нырял у берега, пытаясь обнаружить хоть мелкие камни...

Наконец ему повезло, и с помощью найденного «кремня» ярким пламенем запылал костер. Чтобы дождь не загасил с таким трудом добытый огонь, Серрано соорудил над ним навес из панцирей черепах. Как оказалось, животные пригодились на все случаи жизни.

Минуло три года. Все попытки привлечь дымом костра к острову хоть какое-то судно были тщетными. Ежедневно долгие часы робинзон до боли в глазах вглядывался в горизонт, но белоснежные паруса, показывающиеся вдали, неизменно «растворялись» в безбрежных просторах океана.

Однажды утром во время завтрака невольный поселенец острова увидел двуногое существо, направлявшееся к его очагу. Вначале человек не заметил отшельника... но, когда увидел обросшего робинзона, закричал и бросился прочь. Серрано сделал то же самое, ибо думал, что его посетил сам дьявол. Не останавливаясь, он во все горло орал: «Иисусе, избавь меня от дьявола!» Услышав это, пришелец остановился и закричал: «Брат, не беги от меня! Я христианин, как и ты!» Серрано не останавливался. Тогда незнакомец стал громко читать молитву. Моряк повернул обратно. Он подошел к человеку, одетому в синие штаны и рубашку, заключил в свои объятия.

Неизвестный рассказал, что его корабль потерпел крушение, а сам он, схватившись за обломок мачты, добрался до острова. К сожалению, анналы истории не сохранили имя второго робинзона. Серрано предложил все, чем располагал - воду, мясо, рыбу, которую теперь добывал гарпуном, сделанным из куска дерева с наконечником из острой рыбьей кости.

Теперь их было двое, и жили они в дружбе и согласии. Хозяйство вели совместно: один следил за костром, собирал сухие водоросли или обломки дерева, выброшенные морем, другой добывал пищу. В свободное время вели длинные беседы, рассказывая друг другу о своей прошлой жизни. Однако потом темы разговоров исчерпались. Люди едва обменивались несколькими фразами. Затем последовали упреки, злоба, абсолютное молчание. Нередко из-за обид по ничтожным поводам возникали даже драки...

Они расстались. Теперь каждый вел охоту на черепах, ловил рыбу, поддерживал огонь на своей территории острова. Прошло время - и наступило примирение. Одному из моряков хватило решимости первому сделать шаг навстречу. Слезы стыда текли по лицам, губы дрожали, но была и безграничная радость - радость того, что они вновь вместе.

И вот, наконец, к острову подошел корабль. На воду спустили шлюпку, и матросы дружно навалились на весла. Приблизившись к берегу, гребцы увидели стоящих на песке двух волосатых «исчадий ада». Испуганные, бормоча молитвы, они тотчас повернули назад. В любую минуту ниточка надежды на спасенье могла порваться...

Серрано и его товарищ кричали, что было сил: «Вернитесь, мы люди!» Но шлюпка по-прежнему удалялась к кораблю. Доведенные до отчаяния робинзоны громко запели молитву. Лодка вновь развернулась носом к песчаной косе.

Матросы с нескрываемым страхом осмотрели и ощупали косматых существ, а затем доставили их на судно, где спутник Педро Серрано, не выдержав волнений, умер от разрыва сердца. Оставшегося в живых доставили вначале в Испанию, а потом в Германию, чтобы показать императору. Для доказательства своего рассказа Серрано не стригся, и во время поездки его, как экзотического зверя, показывали всем желающим за определенную мзду.

Император пожаловал отважному «робинзону» огромное богатство - 4000 унций (1 унция = 29,86 г) золота. Используя этот дар, моряк хотел поселиться в Перу напротив того острова, где провел 7 лет, однако по пути туда он скончался.

Австралийский отшельник

А известны ли современные «робинзоны», прочтя эти строки, спросит читатель? Да, известны. И наиболее драматично сложилась судьба австралийского отшельника Джеймса Кароля. Это произошло в 1926 году. Однажды доктор Корлянд со своими друзьями отправился на охоту в ту часть Зеленого континента, где еще сохранились селения людоедов. Вступив с ними в дружеское общение, путешественник узнал, что недалеко живет один белый. Компания охотников заинтересовалась этим «смуглолицым» дикарем и решила его навестить...

Подойдя к пещере, на которую указали аборигены, они внезапно услышали рычание зверя. Спустя несколько минут, из ее чрева показалась косматая голова. Корлянд побежал навстречу гориллоподобному созданию, но как только то заметило чужого, набросилось на пришельца с такой силой, что охотник упал. Спутники доктора кинулись на помощь и схватили мохнатое существо. Они пытались заговорить по-английски, по-французски, по-немецки и по-голландски, но в ответ дикарь только рычал и пытался кусать людей. Его связали и только тогда проникли в пещеру.

К величайшему удивлению, там обнаружили толстую тетрадь-дневник, которую в течение ряда лет вел этот человек-зверь. Из рукописи выяснилось, что в каменном жилище обитал доктор Джеймс Кароль, который 25 лет назад убил из ревности свою жену и от отчаяния и страха убежал, неизвестно куда. В дневнике он писал о своих переживаниях в дикой местности, окруженной опасными зверями и ядовитыми животными. С течением времени беглец превратился в зверя. Кароль был помещен в санаторий близ Сиднея. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Да, далеко не каждому, оказавшемуся оторванным от людей, удавалось остаться человеком. Ведь человек - социальное существо, и самым ужасным наказанием для него является гнетущий страх Одиночества.

Плачевный опыт

В 1962 году репортер французского радио Жорж де Кон решил на собственном опыте попробовать, каково пришлось Робинзону Крузо на необитаемом острове. Для своего эксперимента он выбрал пустынный островок Энао в Полинезии, служивший некогда местом ссылки каторжников, и решил прожить на нем в полном одиночестве год. Репортер взял с собой большой запас консервов, лекарств, орудия труда, а также радиопередатчик, которым мог пользоваться в течение 5 минут ежедневно.

Опыт закончился плачевно. После 4-месячного пребывания на острове, потеряв в весе 15 кг, он был доставлен в больницу на Маркизовых островах. Де Кон признался, что не выдержал одиночества и спасовал перед москитами и акулами, не дававшими заниматься рыбной ловлей.

Робинзоны поневоле

А вот при каких обстоятельствах 44-летний летчик гражданской авиации Анри Бурден и его жена Жозе начали свою робинзонаду. В конце 1966 года они отправились в многомесячное путешествие на своей яхте «Синга Бетина» из Сингапура на родину. Разыгравшийся шторм сильно повредил утлое суденышко мореходов, сбил его с курса, и после многих недель дрейфа разбитую яхту принесло к берегам небольшого острова Батерст в 5D милях к северу от австралийского порта Дарвин.

Путешественники были настолько уверены в том, что их быстро обнаружат, что не стали утруждать себя заботами о запасах пищи на длительный срок. Они перенесли с яхты лишь немного риса, муки и консервов. Но проходили дни, недели, - и Бурдены поняли, что оказались в изоляции.

Когда кончились запасы провизии, супруги стали питаться крабами, ящерицами, улитками. «Остров кишел ядовитыми змеями, - рассказывала Жозе. - Я так боялась, что они покусают нас. Мы слушали музыку - у нас был портативный радиоприемник и транзисторный магнитофон, которые уцелели на яхте. Бах и Моцарт были нашими верными друзьями. Они помогали нам остаться в здравом уме». Прошло долгих два месяца, но самое страшное ожидало впереди.

«Мой муж сделал плот из обломков яхты. Мы решили добраться до материка...» Однако древесина, из которой он был сооружен, быстро набухла и потеряла плавучесть. Одни среди бескрайней водной пустыни, без пищи - только котел с пресной водой - медленно, очень медленно они стали тонуть. Непонятно, каким чудом впитавшее влагу дерево еще выдерживало их вес. Так текли бесконечные часы. Людям казалось, что сама смерть отвернулась от них. У супругов сохранились еще остатки сил, они стояли по пояс в воде, а плот медленно двигался по океану...

Шли четвертые сутки. Жозе и Анри были еще живы. Небесное светило клонилось к закату, еще немного, и оно уйдет за горизонт. «Я подняла голову, - продолжала женщина, - и увидела судно... Мираж? Галлюцинация? Нет! Кажется, и оно нас заметило, Я закричала. У мужа хватило сил зажечь дымовую шашку - не.знаю, как ему удалось сохранить ее сухой». Несчастные были спасены австралийским сторожевым катером.

В 1974 году четверо потерпевших кораблекрушение молодых искателей приключений 42 дня просидели на коралловом рифе в Тасмановом море. Лишь когда пошла седьмая неделя их «заточения», рыболовному траулеру удалось пробиться сквозь шторм и взять на борт вконец измученных жаждой и голодом людей.

Легкомысленные путешественники бросили вызов морской стихии, отправившись на небольшой яхте из новозеландского города Окленд в австралийский порт Сидней. Им предстояло преодолеть 1280 миль. Как заявили потом специалисты из центра спасения на морс в Канберре, это было одно из самых неподготовленных путешествий. Океан, однако, принял дерзкий вызов: в 350 милях от восточного побережья Австралии яхту поджидал коварный риф Мидлтон...

Эта подводная отмель, полностью скрывающаяся под водой во время большого волнения, снискала печальную славу кладбища кораблей. Среди его жертв были грузовое судно водоизмещением 13,5 тысячи тонн и рыболовная шхуна, в обломках которой горе-робинзоны укрывались от палящих лучей солнца, ветра и дождя.

В том же году члены экипажа американского военного корабля, высадившись на полинезийский остров Анто-раж в архипелаге Кука, который значился в лоции как необитаемый, обнаружили там... робинзона. Им оказался новозеландец Том Нил. Он рассказал, что вот уже в течение двух лет живет на этом клочке земли, разочаровавшись в «прелестях капиталистического общества равных возможностей».

На острове он развел кур, свиней и голубей. Вместе с Нилом была только его верная собака. На предложение вернуться домой отшельник ответил категорическим отказом. А когда моряки предложили ему американские газеты и журналы, заявил: «Ваш мир меня не интересует!» Избранный им путь добровольного одиночества продолжается и поныне.

Завершая повествование, нельзя не остановиться на удивительной судьбе еще одного современного робинзона - 14-летнего паренька Саши Бараша, жившего с отцом в поселке одной из советских океанологических станций Приморья.

В 1977 году во время плавания на научно-исследовательском катере «Бурун» его смыло за борт. Вплавь мальчик добрался до необитаемого острова. Все богатство потерпевшего составляли: надетая одежда, перочинный нож, две большие английские булавки, огрызок карандаша, двухметровый кусок капронового шнура и кеды. Питался он яйцами чаек, мидиями, съедобными дикорастущими растениями. Спустя месяц с небольшим паренька спасли советские пограничники.

После благополучного возвращения в беседе с корреспондентом газеты «Тихоокеанский комсомолец» юный робинзон рассказал: «Однажды вечером я в который уже раз вспоминал острова, описанные в книгах Жюля Верна и Дефо. Мне вдруг стало смешно. Как выдумывали эти писатели! Ни один из способов (выживания), описанных в «Таинственном острове» и «Робинзоне Крузо», мне так и не пригодился».

И действительно, как мы видим, каждый робинзон находил собственный способ выжить, каждый шел своим путем к спасению.

Александр Селькирк родился в 1676 году в Шотландии на побережье Северного моря в семье башмачника. В мастерской отца ему было скучно. Зато неудержимо влекло в харчевню «Красный лев», где собирались бывалые моряки. Спрятавшись за бочки, он слушал рассказы о «Летучем голландце» – паруснике с командой из мертвецов, о стране золота Эльдорадо, об отважных моряках и жестоких штормах, о дерзких набегах корсаров и награбленных богатствах.

Восемнадцати лет он покинул дом и отправился в море. Увы: вскоре судно захватили французские пираты. Молодого матроса пленили и продали в рабство. Но ему удалось освободиться и наняться на пиратский корабль.

Домой он вернулся с золотой серьгой в ухе и туго набитым кошельком. Но тихая жизнь скоро наскучила. И вот в начале 1703 года в «Лондон газетт» Селькирк прочитал, что знаменитый капитан Дампьер на двух судах готовится в плавание в Вест-Индию за золотом. Такая перспектива устраивала «заболевшего» морем и приключениями шотландца, и Александр записался в члены экипажа. Ему предстояло служить боцманом на 16-пушечной галере «Сэнк пор». Кроме нее во флотилию входил 26-пушечный бриг «Сент Джордж» – подарок короля Англии.

Цель похода – нападение на испанские суда, захват городов на суше. Курс – южные моря, страны Латинской Америки. Словом, обычная для того времени грабительская экспедиция под лозунгом борьбы Англии с враждебной Испанией.

Списан на берег

Поначалу корабельная жизнь протекала спокойно, но внезапно скончался капитан судна «Сэнк пор», на котором служил Селькирк. Дампьер назначил нового – Томаса Стредлинга, человека, знаменитого своим крутым нравом и жестоким характером. Началось трудное плавание. И не только потому, что у боцмана Селькирка не заладились отношения с новым капитаном. Теперь суда плыли по почти неисследованным морям. Полтора года корабли скитались по Атлантическому океану, совершая дерзкие набеги на испанские суда, а затем, следуя путем Магеллана, вышли в Тихий океан. У чилийского побережья английские корабли разошлись. «Сэнк пор» взял курс на острова архипелага Хуан Фернандес, где рассчитывал запастись пресной водой. Здесь-то и разыгрались события, благодаря которым имя Селькирка осталось в истории.

После очередной стычки с капитаном Стредлингом боцман Селькирк решил покинуть «Сэнк пор», к тому времени уже изрядно потрепанный и давший течь. В октябре 1704 года в судовом журнале появилась запись: «Александр Селькирк списан с судна по собственному желанию». В шлюпку погрузили кремневое ружье, фунт пороху, пули и огниво, платье и белье, табак, топор, нож, котел, не забыли даже Библию.

Селькирк предпочел ввериться судьбе на необитаемом острове Мас а Тьерра, входящем в архипелаг Хуан Фернандес, что в 600 км к западу от Чили, вместо того чтобы остаться на ветхом корабле под началом враждебного капитана. В душе он надеялся, что пробыть на острове долго не придется. Ведь корабли нередко заходили сюда за пресной водой. Но до того как на горизонте появится судно, надо было заботиться о еде – съестных припасов ему оставили лишь на один день.

К счастью, на острове оказалось множество диких коз. Значит, пока есть порох и пули, питание обеспечено. Однако время шло, а спасительный корабль так и не появлялся. Волей-неволей пришлось обосновываться всерьез на клочке земли, затерянном в океане. Обследовав «владения», Селькирк установил, что остров покрыт густой растительностью и имеет около 20 км в длину и 5 км в ширину. На берегу можно было охотиться на черепах и собирать в песке их яйца. В изобилии водились птицы, у берегов встречались лангусты и тюлени.

Жизнь на острове

Первые месяцы новоявленному робинзону было особенно трудно. И не столько из-за ежечасной борьбы за существование, сколько из-за одиночества. Как он рассказывал позже, потребовалось 18 месяцев, чтобы примириться с отшельничеством. Порой Селькирка охватывал страх: что если эта добровольная ссылка – на всю жизнь?! И он проклинал землю, приютившую его в океане, как и тот час, когда решился на необдуманный поступок. Знай он тогда, что корабль «Сэнк пор» вскоре после его высадки потерпел крушение и почти вся команда погибла, возможно, благодарил бы судьбу.

Каждый день Селькирк взбирался на самую высокую гору и стоял, часами всматриваясь в горизонт. Немало труда и выдумки потребовалось, чтобы наладить «нормальную» жизнь на острове. Подобно первобытным людям, он научился добывать огонь трением, а когда кончился порох, стал ловить диких коз руками. Однажды во время такой охоты он сорвался вместе с козой в пропасть и трое суток пролежал там без сознания. После этого Селькирк стал подрезать у козлят сухожилия ног, отчего те утрачивали резвость.

Прошло более четырех лет. Тысяча пятьсот восемьдесят дней и ночей один на один с природой! Какое напряжение физических и моральных сил, дабы не впасть в уныние, не дать отчаянию одержать верх! Трудолюбие, настойчивость в достижении цели, предприимчивость – все эти качества были присущи Селькирку так же, как в еще большей степени ими будет наделен его литературный собрат Робинзон Крузо.

Парус на горизонте

В начале 1709 года отшельничеству Селькирка пришел конец. 31 января в полдень со своего наблюдательного поста он заметил точку. Парус! Первый раз за эти годы! Но неужели корабль пройдет мимо? Нужно скорее подать сигнал! Но и без того было видно, что судно держит курс к берегу Мас а Тьерра. Корабль бросил якорь, от него отчалила шлюпка. Это были первые люди, которых он видел после 4,5 лет одиночества. Можно представить, как удивились матросы, встретив на берегу «дикого человека» в звериных шкурах, обросшего, который не мог поначалу произнести ни слова. Только оказавшись на борту «Дьюка», так называлось судно, спасшее Селькирка, он обрел дар речи и рассказал, что с ним произошло.

Немало был удивлен и сам Селькирк: своим спасением, оказывается, он обязан… Уильяму Дампьеру! Именно Дампьер сумел снарядить экспедицию, в состав которой вошел и «Дьюк», и, совершая кругосветное плавание, вновь посетить архипелаг, дабы забрать несчастного боцмана.

Лишь 14 октября 1711 года Александр Селькирк вернулся в Англию. Когда лондонцы узнали о похождениях земляка, он стал популярен. Но уже скоро Селькирк наскучил публике. Он не сумел ярко рассказать о пережитом. Спустя 8 лет этот пробел блестяще восполнил Даниэль Дефо.

Если мы двинемся по Восточно-Европейской равнине с севера на юг, то перед нами последовательно появятся 15 восточнославянских племен:

1. Ильменские словене, центром которых был Новгород Великий, стоявший на берегу реки Волхов, вытекавшей из озера Ильмень и на чьих землях стояло немало других городов, отчего соседние с ними скандинавы называли владения словен «гардарикой», то есть «землей городов».

Это были: Ладога и Белоозеро, Старая Русса и Псков. Свое имя ильменские словене получили от названия озера Ильмень, находящегося в их владениях и называвшегося также Словенским морем. Для жителей, отдаленных от настоящих морей, озеро длиною в 45 верст и шириною около 35 казалось огромным, потому и носило свое второе название - море.

2. Кривичи, жившие в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска и Изборска, Ярославля и Ростова Великого, Суздаля и Мурома.

Их название происходило от имени основателя племени князя Крива, по-видимому получившего прозвище Кривого, от природного недостатка. Впоследствии кривичем называли в народе человека неискреннего, лживого, способного кривить душой, от которого не дождешься правды, но столкнешься с кривдой. (На землях кривичей впоследствии возникла Москва, однако об этом вы прочтете дальше.)

3. Полочане расселялись на реке Полоти, при ее впадении в Западную Двину. На месте слияния двух этих рек и стоял главный город племени - Полоцк, или Полотск, название которого производят и по гидрониму: «река по границе с латышскими племенами» - латами, летами.

К югу и юго-востоку от полочан обитали дреговичи, радимичи, вятичи и северяне.

4. Дреговичи жили на берегах реки Принять, получив свое имя от слов «дрегва» и «дряговина», означающих «болото». Здесь находились города Туров и Пинск.

5. Радимичи, обитавшие в междуречье Днепра и Сожи, назывались по имени их первого князя Радима, или Радимира.

6. Вятичи являлись самым восточным древнерусским племенем, получив свое название, подобно радимичам, от имени своего прародителя - князя Вятко, что представляло собою сокращенное имя Вячеслав. В земле вятичей располагалась старая Рязань.

7. Северяне занимали поречье Десны, Сейма и Суды и в древности были самым северным восточнославянским племенем. Когда же славяне расселились до Новгорода Великого и Белоозера, они сохранили свое прежнее название, хотя изначальный его смысл оказался утраченным. В их землях стояли города: Новгород Северский, Листвен и Чернигов.

8. Поляне, населявшие земли вокруг Киева, Вышгорода, Родни, Переяславля, назывались так от слова «поле». Обработка полей стала главным их занятием, что привело к развитию сельского хозяйства, скотоводства и животноводства. Поляне вошли в историю как племя, в большей степени, чем другие, способствовавшее развитию древнерусской государственности.

Соседями полян на юге были русь, тиверцы и уличи, на севере - древляне и на западе - хорваты, волыняне и бужане.

9. Русь - название одного, далеко не самого крупного восточнославянского племени, которое из-за своего имени стало наиболее знаменитым и в истории человечества, и в исторической науке, ибо в спорах вокруг его происхождения учеными и публицистами было поломано множество копий и пролиты реки чернил. Многие выдающиеся уче-ные -лексикографы, этимологи и историки - производят это название от почти повсеместно принятого в IX-Х веках имени норманнов - русы. Норманны, известные восточным славянам под именем варягов, завоевали около 882 года Киев и окружающие его земли. Во время своих завоеваний, происходивших 300 лет - с VIII по XI век - и охвативших всю Европу - от Англии до Сицилии и от Лиссабона до Киева, - они оставляли иногда за покоренными землями свое имя. Так, например, территория, завоеванная норманнами на севере Франкского королевства, получила название Нормандия.

Противники этой точки зрения считают, что название племени произошло от гидронима - речки Рось, откуда впоследствии и вся страна стала называться Россией. А в XI-XII веках Русью стали называть земли руси, полян, северян и радимичей, некоторые территории, населенные уличами и вятичами. Сторонники этой точки зрения рассматривают Русь уже не как племенной или же этнический союз, но как политическое государственное образование.

10. Тиверцы занимали пространства по берегам Днестра, от его среднего течения до устья Дуная и берегов Черного моря. Наиболее вероятным кажется происхождение, их названия от реки Тивр, как древние греки называли Днестр. Их центром был город Червень на западном берегу Днестра. Тиверцы граничили с кочевыми племенами печенегов и половцев и под их ударами отошли на север, смешавшись с хорватами и волынянами.

11. Уличи были южными соседями тиверцев, занимай земли в Нижнем Поднепровье, на берегах Буга и побережье Черного моря. Их главным городом был Пересечень. Вместе с тиверцами они отошли на север, где и смешались с хорватами и волынянами.

12. Древляне жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра. Их главным городом был Искоростень на реке Уж, а кроме того, были еще и другие города - Овруч, Городск, несколько иных, названий которых мы не знаем, но следы их остались в виде городищ. Древляне были самым враждебным восточнославянским племенем по отношению к полянам и их союзникам, образовавшим древнерусское государство с центром в Киеве. Они были решительными врагами первых киевских князей, даже убили одного из них - Игоря Святославовича, за что князь древлян Мал, в свою очередь, был убит вдовой Игоря, княгиней Ольгой.

Древляне жили в густых лесах, получив свое имя от слова «древо» - дерево.

13. Хорваты , жившие вокруг города Перемышль на реке. Сан, именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноименного с ними племени, жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранского слова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном его занятии - скотоводстве.

14. Волыняне представляли собою племенное объединение, образовавшееся на территории, где ранее проживало племя дулебов. Волыняне селились по обоим берегам Западного Буга и в верховьях Припяти. Их главным городом был Червень, а после того как Волынь была завоевана киевскими князьями, на реке Луге в 988 году был поставлен новый город - Владимир-Волынский, который дал название образовавшему вокруг него Владимир-Волынскому княжеству.

15. В племенное объединение, возникшее на месте обитания дулебов, входили кроме волынян и бужане, размещавшиеся на берегах Южного Буга. Существует мнение, что волыняне и бужане были одним племенем, а их самостоятельные названия произошли только вследствие различных мест обитания. По данным письменных зарубежных источников, бужане занимали 230 «городов» - скорее всего, это были укрепленные городища, а волыняне - 70. Как бы то ни было, но эти цифры свидетельствуют о том, что Волынь и Побужье были заселены довольно плотно.

То же касается пограничных с восточными славянами земель и народов, то эта картина выглядела так: на севере жили финно-угорские племена: черемисы, чудь заволочская, весь, корела, чудь; на северо-западе обитали балто-славянские племена: корсь, земигола, жмудь, ятвяги и пруссы; на западе - поляки и венгры; на юго-западе - волохи (предки румын и молдован); на востоке - буртасы, родственная им мордва и болгары волжско-камские. За пределами этих земель лежала «терра инкогнита» - неведомая земля, о которой восточные славяне узнали лишь после того, как их познание мира очень сильно раздвинулось с появлением на Руси новой религии - христианства, а вместе с тем и письменности, которая была третьим признаком цивилизации.

Вятичи - союз восточнославянских племён, живших во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки. Название вятичи предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко. Однако некоторые связывают по происхождению это название с морфемой "вен" и венедами (или венетами/вентами) (название «вятичи» произносилось как «вентичи»).

В середине X века присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени.
С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.

Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей, общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.

Бужане (волыняне) - племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга (от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).

Волыняне - восточнославянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними, волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.
В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Древляне - одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву. Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах. Из археологических раскопок в стране древлян можно заключить, что они обладали известной культурой. Прочно установившийся обряд погребения свидетельствует о существовании определенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, что торговля была меновая. Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень; в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий (Овруч)

Дреговичи - восточнославянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной. Скорее всего, название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото». Под именем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь в стороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли в истории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Дулебы (не дулёбы ) - союз восточнославянских племён на территории Западной Волыни в VI-начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе Олега на Царьград. Распались на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Киевской Руси.

Кривичи - многочисленное восточнославянское племя (племенное объединение), занимавшее в VI-X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян. Кривичи были, вероятно, первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад и запад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена, кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими там финнами. Поселяясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию (путь из варяг в греки), кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк. Уже в эпоху образования русского государства у кривичей существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.

Считается, что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 г. новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128 г., а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 г. и 1162 г. После этого кривичи больше не упоминаются в восточнославянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках (вплоть до конца XVII века). В латышский язык слово krievs вошло для обозначения русских вообще, а слово Krievija для обозначения России.

Юго-Западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Северо-восточная ветвь кривичей, расселённая главным образом на территории современных Тверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами.
Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологически по типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.

Полочане - восточнославянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии. Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название, как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того, летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей. Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Они являются одними из родоначальников современного белорусского народа.

Поляне (поли) - название славянского племени, в эпоху расселения восточных славян, поселившегося по среднему течению Днепра, на правом берегу его. Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе - к южным поселениям дреговичей, на юго-западе - к тиверцам, на юге - к уличам. Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху». Поляне резко отличались от соседних славянских племен и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».

История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов - общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян - охоте, рыболовстве и бортничестве - у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля. Последняя была довольно обширна не только со славянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке- прекратилась же во время усобиц удельных князей.
Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне, благодаря культурному и экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательное; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центром полянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты - Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.

Земля полян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944 г., по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно, уже в конце Χ века, именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208 г.

Радимичи - наименование населения, входившего в союз восточнославянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны. Около 885 г. радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII веке они освоили большую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.

Северяне (правильнее - севера) - племя или племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.

Происхождение названия севера до конца не выяснено. Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.

Словене (ильменские славяне) - восточнославянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородской земли.

Тиверцы - восточнославянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточнославянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах Олега на Царьград в 907 г. и Игоря в 944 г. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси. Потомки тиверцев стали частью украинского народа, а их западная часть подверглась румынизации.

Уличи - восточнославянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря. Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

Хорваты - восточнославянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени, жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранского слова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном его занятии - скотоводстве.

Бодричи (ободриты, рароги) -полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII-XII вв. - союз вагров, полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) – главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии.
По одной из версий, Рюрик - славянин из племени бодричей, внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).

Висляне - западнославянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше. В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В X веке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.

Зличане (чешск. Zličane, польск. Zliczanie) - одно из древне-чешских племен. Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия).Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 г. Зличане были подчинены Пржемысловичами.

Лужичане, лужицкие сербы, сорбы (нем. Sorben), венды - коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы - областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э. Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий. Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы - название вендов и вообще полабских славян». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония. Лужицкие сербы - одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан, из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. - в Верхней Лужице (Саксония).

Лютичи (вильцы, велеты) - союз западнославянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.
Лютичи возглавили славянское восстание 983 г. против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике, Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.

Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х гг. среди лютичей разразилась междоусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125 г., союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Поморяне, помераны - западнославянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 г. граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания. В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.

С 1180-х гг. начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации поморянского населения. Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы, насчитывающие 300 тысяч человек.

Античные историки были уверены, что на территории Древней Руси живут воинственные племена и "люди с песьми головами". С тех прошло много времени, но многие загадки славянских племен не разгаданы до сих пор.

1. Северяне, живущие на юге

Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск. Название племени по мнению Льва Гумилева связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия Сибирь.

Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река». Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары.

Северяне были представителями средиземноморского типа людей: они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты. В Византию они везли хлеб и меха, обратно - золото, серебро, предметы роскоши. Торговали с болгарами, с арабами. Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград. В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.

2. Вятичи и радимичи – родственники или разные племена?

Земли вятичей располагались на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей.

Внешне вятичи напоминали северян, но не были так носаты, зато у них была высокая переносица и русые волосы. В «Повести временных лет» указано, что название племени пошло от имени родоначальника Вятко (Вячеслав), который происходил «от ляхов».

Другие ученые связывают название с индоевропейским корнем ven-t (влажный), или с праславянском vęt (большой) и ставят название племени в один ряд с венедами и вандалами. Вятичи были умелыми воинами, охотниками, собирали дикий мед, грибы и ягоды. Было распространено скотоводство, подсечное земледелие. Они не входили в состав Древней Руси и не раз воевали с новгородскими и киевскими князьями.

По преданию, брат Вятко Радим стал родоначальником радимичей, которые расселились между Днепром и Десной на территориях Гомельской и Могилевской областей Беларуси и основали Кричев, Гомель, Рогачев и Чечерск.

Радимичи тоже восставали против князей, но после битвы на Пещани покорились. Летописи упоминают о них в последний раз в 1169 году.

3. Кривичи – хорваты или «ляхи»?

Доподлинно неизвестно прохождение кривичей, которые с VI века жили в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра и стали основателями Смоленска, Полоцка и Изборска. Название племени пошло от родоначальника Крива. От других племен кривичи отличались высоким ростом. Имели нос с выраженной горбинкой, четко очерченный подбородок. Антропологи относят кривичей к валдайскому типу людей.

Согласно одной версии кривичи - это мигрировавшие племена белых хорват и сербов, по другой – выходцы с севера Польши.

Кривичи тесно сотрудничали с варягами и строили корабли, на которых те ходили в Константинополь.

В состав Древней Руси кривичи вошли в IX веке. Последний князь кривичей Рогволод был убит с сыновьями в 980 году. На их землях появились Смоленское и Полоцкое княжества.

4. Словене-вандалы

Словены (ительменские словены) были самым северным племенем. Жили на берегах озера Ильмень и на реке Мологе. Происхождение неизвестно. Согласно преданиям, их предками были Словен и Рус, которые еще до нашей эры основали города Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу.

От Словена власть перешла к князю Вандалу (известен в Еропе как остготский предводитель Вандалар), у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят, и четыре брата: Рудоток, Волхов, Волховец и Бастарн. Жена князя Вандала Адвинда была из варягов.

Словене то и дело воевали с варягами и соседями. Известно, что правящая династия происходила от сына Вандала Владимира. Славене занимались земледелием, расширяли владения, оказывали влияние на другие племена, занимались торговлей с арабами, с Пруссией, с Готландом и Швецией.

Именно здесь стал княжить Рюрик. После возникновения Новгорода словене стали зваться новгородцами и основали Новгородскую Землю.

5. Русы. Народ без территории

Посмотрите на карту расселения славян. У каждого племени – свои земли. Русов там нет. При всем при том, что именно русы дали название Руси. Существуют три теории происхождения руссов.

Первая теория считает русов варягами и опирается на «Повесть временных лет» (написана с 1110 по 1118 года), где сказано: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти».

Вторая говорит о том, что русы - отдельное племя, пришедшее в Восточную Европу раньше или позже славян.

Третья теория гласит, что русы – высшая каста восточнославянского племени полян или же само племя, которое жило на Днепре и на Роси. «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» - было написано в «Лаврентьевской» летописи, которая шла за «Повестью временных лет» и была написана в 1377 году. Здесь же и слово «Русь» употреблялось в качестве топонима и название русы употреблялось и в качестве названия отдельного племени: «Русь, чудь и словене», - так летописец перечислял народы, населявшие страну.

Несмотря на исследования генетиков, споры вокруг русов продолжаются. Например, норвежский исследователь Тур Хейердал считал, что варяги сами являются потомками славян.