Прочитайте. Понятно ли вам, какая мысль выражена в этом предложении?

Дочк_ слуша_ мам_.

Добавим к словам части.

Дочка слушает маму .

Дочку слушает мама .

Дочки слушают маму .

Это часть слова, которая внесла своё значение, называется окончанием.

Чтобы в речи связывать слова друг с другом, мы изменяем их.

Часть слова, которая изменяется, - это окончание.

Окончание, как правило, находится в конце слова после корня или суффикса. Выделяется значком, похожим на прямоугольную рамочку.

Итак, окончание - это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.

Так как окончание - это изменяемая часть слова, слово нужно изменить.

Возьмём слово стол.

Его можно изменить по числам и по командам вопросов (падежам). Будем выделять часть слова, которая изменилась.

В слове стол окончание сначала «невидимка», а потом появляется; окончание-«невидимку» выделяй пустой рамкой. Его называют нулевым окончанием.

Итак, чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам или по команде одного-двух вопросов.

Найдём окончания в словах: дом, большой, красят . Для этого изменим слова по числам и по команде одного-двух вопросов.

Мы изменяли слова. В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы. О значении, которое передаётся окончанием, говорят: значение окончания .

Например, прочитаем слова со значением множественного числа. (Дома, домов, большие, красят, красим ). На него указали окончания -а, — ов, -ие, -ят, -им.

Значение окончания учёные назвали грамматическим (от греческого «грамма» - «буква»)

Представь, что ты лепишь из пластилина. Можешь из одного кусочка сначала сделать одну фигурку, а потом смять его и слепить другую. В твоих руках кусочек пластилина каждый раз менял свою форму .

Так же мы поступаем и со словами, когда используем их в речи. Слово может изменяться, или, как говорят учёные, изменять свою форму.

Каждое изменение слова - это его форма. Формы одного слова чаще всего различаются окончаниями.

Понаблюдаем за словами: красишь, покрасишь, перекрасишь, выкрасишь.

Это изменения одного слова или разные слова?

Окончание у слов одинаковое - -ишь.

Эти слова различаются основами. Это разные слова.

Часть слова без окончания называется основой слова. Основа отделяется от окончания на письме значком.

Понять это название (основа) поможет слово основное .

У каждого слова есть свой смысл, своё значение. Оно хранится прежде всего в корне . Значение корня может дополняться значением приставок и суффиксов.

Смысл слова - это основное , что отличает его от других слов. Поэтому ту его часть, которая передаёт смысл, называют основой слова.

Значение слова, которое передаётся его основой, так и называют: значение основы слова. Значение основы учёные назвали лексическим (от греческого «лексис» - «слово, речь»).

Сравним слова. В каком столбике собраны разные слова, а в каком изменения, формы одного слова?

1. берёза

на берёзе

под берёзой

берёзы

2. берёза

березняк

берёзка

подберёзовик

В первом столбике слова отличаются окончаниями.

Основа слов одинаковая (берёз-).

Когда различны окончания - это формы одного слова.

Во втором столбике у слов различны основы (берёз-, березняк-, берёзк-, подберёзовик-).

Когда у слов различны основы - это разные слова.

Эти слова однокоренные, так как у них одинаковый корень (-берёз-) и слова близки по смыслу.

Начальная форма слова:

Прочитайте текст и найдите формы одного слова.

Журавль - самая высокая птица. Ноги длинные, шея длинная. Нос и тот длинный. А голос зычный - за три километра слыхать. (По Н. Сладкову)

длинные (какие?)

длинная (какая?)

длинный (какой?)

Это формы одного слова, так как различны окончания.

Одна их форм слова является начальной.

У каждого слова есть первая, начальная форма , с которой начинаются его изменения. По ней обычно слово и называют.

Начальная форма имени прилагательногоотвечает на вопрос какой?

Какой? - длинный, зычный. Эти прилагательные в начальной форме.

Начальная форма имени существительного - это форма ед. числа, которая отвечает на вопросы кто? или что? При ней никогда не бывает предлогов.

Кто? - журавль, птица, что? - шея, нос, голос

Начальная форма глагола отвечает на вопрос: что делать? или что сделать? Чтобы поставить глагол в начальную форму, нужно выполнить команду одного из этих вопросов.

Что делать? - слыхать.

Ставим слова в начальную форму:

Поставим слова в начальную форму. Сначала зададим вопрос и определим часть речи.

За крыльцом - за чем?, имя сущ., что? - крыльцо.

Синяя - какая?, имя прил., какой? - синий.

Придумывает - что делает?, глагол, что делать? - придумывать.

Придумает - что сделает?, глагол, что сделать? - придумать.

Вам, наверное, интересно узнать, что не все слова имеют окончания.

Например, не имеют окончаний существительные, которые не изменяются : метро, пальто, кино, пианино, шоссе и другие.

Не имеют окончаний глаголы в начальной форме. Что делать? прыгать, нести, печь. Что сделать? написать, принести, испечь.

И другие слова, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Русский язык, не зря говорят - самый богатый и самый красивый, но при этом и самый сложный в мире. Ни в одном языке мира не существует такого огромного количества правил и исключений из них, а также ни один из них не может похвастаться таким большим разнообразием не только слов, но и их форм, которые могут образоваться, если, например, просклонять существительное по падежам, либо проспрягать глаголы. Особую сложность составляют окончания, поскольку они связывают все слова в предложении в единое целое. Также проблемы может вызвать определение нулевого окончания. Более подробно разобраться в том, что такое нулевое окончание попробуем в данной статье.

Что представляет собой окончание?

Окончание - это одна из морфем, которая указывает на связь этого слова с другими словами в одном словосочетании или же в предложении. Окончание чаще всего находится в конце предложения, но существуют и некоторые исключения. Их мы затронем чуть позже. Окончания в отличие от остальных морфем не влияют на значение слова, поскольку не являются словообразующими. Именно благодаря ему можно определить род, падеж, число и лицо данного слова. Например, в слове «материкА» окончание -а указывает, что данное слово в единственном числе, родительного падежа и мужского рода, а в слове «думаЕТ» окончание -ет говорит, что данная конструкция третьего лица единственного числа.

Случаи, когда окончание находится не в самом конце слова

При определении окончания у некоторых людей могут возникнуть сложности, поскольку они уверены, что оно обязательно должно находиться в конце слова. Случаи, при которых окончание может находиться в середине слова:

При наличии в слове постфикса окончание будет располагаться перед ним. Например: убиралАсь, кОГО-либо, чЕГО-нибудь, идЁМте.

В сложных количественных числительных окончание присутствует как в середине слова, так и в конце, то есть окончание будет после каждой основы. Например: пятьØдесятØ, четырЕстА. Однако не стоит путать и порядковые числительные либо прилагательные, которые от них образованы. Например: пятидесятЫЙ, четырёхсотЫЙ,тридцатипятитысячнЫЙ, восьмиэтажнЫЙ, трехлетнИЙ, первокласснЫЙ, семиугольнЫЙ.

Грамматические значения окончаний

Окончания являются очень значимой морфемой, поскольку они полностью влияют на лексическое значение слова и всего предложения в целом. Ведь порой легче всего выявить среди толпы людей иностранцев получается именно благодаря тому, что правильное использование окончаний в словах им дается с большим трудом.

Все окончания в словах могут обозначать следующие грамматические значения:

Числа, рода и падежа у таких частей речи как, например, (например: полотно - окончание -о говорит о том, что слово в именительном падеже, еще оно в единственном числе и среднего рода); имя прилагательное (например: чистое полотно - окончание -ое указывает на единственное число, на средний род и именительный падеж); причастие (например: выстиранное полотно - окончание -ое также гласит, что перед нами слово в единственном числе, в именительном падеже и среднего рода); некоторые местоимения (например: твоё полотно - окончание -ё также указывает на слово в единственном числе, именительном падеже и среднем роде) и некоторые числительные (например: одно полотно - окончание -о показывает на слово в единственном числе среднего рода и в именительном падеже);

Только падежа у некоторых местоимений (например: нет чего - окончание -ого говорит о родительном падеже) и части числительных (нет семи - окончание -и говорит, что данное слово в родительном падеже);

Лишь лица и числа у глаголов в будущем и настоящем времени (например: пишу - глагол первого лица единственно числа);

Только числа и рода у глаголов в прошедшем времени (например: говорила - глагол женского рода и единственного числа).

Что такое нулевое окончание?

Также некоторые сложности могут возникнуть при определении окончания, если оно нулевое. Для того чтобы его с легкостью выявить в слове, необходимо разобраться, что такое нулевое окончание. Слова с подобными окончаниями часто путают со словами вообще без окончаний.

Нулевое окончание слова - это окончание, которое не выражено ни буквами, ни звуками. Несмотря на то, что материально данный вид окончания никак не выражается, при анализе морфологического строения слова обязательно следует обозначить его в виде пустого квадрата.

Виды слов с нулевыми окончаниями

Нулевое окончание имеют в русском языке следующие виды слов:

Имена существительные первого лица в родительном падеже и множественном лице. Например: птичекØ, пломбØ, коровØ, питомцевØ.

Качественные имена прилагательные, а также причастия в краткой форме единственного числа мужского рода, например: находчивØ, индивидуаленØ, склоненØ, великолепенØ, задержанØ, вооруженØ.

Нулевое окончание существительных мужского рода второго типа, а также женского рода в третьем склонении. Например: тараканØ, парканØ, войлокØ, печьØ, речьØ, ночьØ.

Притяжательные имена прилагательные в форме Например: отцовØ, маминØ, коровийØ, лисийØ, СережинØ.

Глаголы единственного числа в повелительном наклонении. Например: учиØ, смотриØ, помогиØ, переведиØ, попросиØ.

Глаголы в сослагательном и изъявительном наклонении в мужском роде в прошедшем времени и при наличии единственного числа. Например: говорилØ - говорилØ бы, слушалØ - слушалØ бы, проголосовалØ - проголосовалØ бы, попросилØ - попросилØ бы.

Часто при люди путают слова с нулевым окончанием со словами, у которых вообще нет никаких окончаний. Чтобы понять все различия, рассмотрим, у каких слов окончание вообще отсутствует.

Слова, у которых вообще нет окончания

Окончание не имеют такие неизменяемые слова и группы слов:

Несклоняемые имена существительные, например: такси, кофе, авто, пальто;

Несклоняемые имена прилагательные, например: бордо, хаки, маренго, нетто, барокко, эсперанто, плиссе;

Притяжательные местоимения, которые указывают на принадлежность третьему лицу, например: их, её, его;

Все наречия, поскольку наречие - это неизменная часть речи и по определению уже не имеет окончания, например: плохо, грустно, заметно, неясно, спутано, окрашено, переделано;

Слова в сравнительной форме, например: сильнее, умнее, быстрее, понятнее, красивее, грустнее, величественнее;

Все деепричастия, поскольку данная часть речи взяла от наречия свою несклоняемость и также, как и наречие, не может иметь окончание, например: прочитав, умывая, поняв, читая, запомнив, запоминая, разбирая, осознав;

Все служебные части речи, например: чтобы, если, не, ни, несмотря на то что, только, едва, как раз, без, над, под, в;

Междометия, например: ну да, да уж, батюшки, ух, ах, шлеп, ба-бах, вот те раз;

Начальная форма глагола в случае, если -ть и -ти воспринимается как суффикс, например: кушать, принимать, чувствовать, понимать, уважать, переживать, действовать.

Также не следует обозначать на письме при морфологическом анализе пустым квадратом слова, у которых вообще нет окончаний. С легкостью отличить слова без окончаний от нулевого окончания поможет одно правило. Слова без окончания не изменяемы, в отличие от слов с нулевым окончанием.

Как определить окончание?

Чтобы определить в любом слове окончание, достаточно просто его просклонять по падежам. Та часть слова, которая будет изменяться, им и является. Именно таким образом легко выявить нулевое окончание. Примеры слов с таким окончанием, а также слов, у которых его вообще нет, представлены в следующей таблице:

Единственное число

Множественное число

Неизменяемое слово

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

зеркалАМ

Винительный

Кого? Что?

Творительный

зеркалОМ

зеркалАМИ

Предложный

О ком? О чём?

зеркалАХ

На данном примере заметно, как с легкостью можно определять данную морфему в словах. Поскольку слово «плиссе» не склоняется по падежам, то это слово без окончания, а в слове «зеркал» представлены лишь корень и нулевое окончание, ведь это имя существительное во и в родительном падеже.

Морфемы, с которыми взаимодействует нулевое окончание

В большинстве рассмотренных примеров чаще всего встречаются слова, у которых среди морфем используются лишь корень и нулевое окончание. С подобным окончанием могут сочетаться и все другие морфемы. Например, слова, у которых присутствует приставка, корень, нулевое окончание: рассказ, переход, вылет, выход, заплыв. Также существуют слова, при морфемном анализе которых можно увидеть приставку, корень, суффикс и нулевое окончание. Например: подросток, положил, предсказал, приурочил. Очень часто используются слова, в которых одновременно присутствуют постфикс и нулевое окончание в русском языке. Например: накрасился, взбодрился, присядьте, помогите, представьте, вооружился.

Мягкий знак при морфемном анализе

Обратите внимание на то, что мягкий знак не может быть окончанием слова. Данный знак не обозначает никакого звука, а лишь указывает на мягкость согласной, которая стоит перед ним. Если слово заканчивается на мягкий знак, то его следует считать, что у него нулевое окончание. Однако это правило не относится к неизменяемым словам. Например, несмотря на то что в конструкциях лишь, прочь, вскачь на конце находится мягкий знак, не стоит эти слова считать с нулевым окончанием. Они являются неизменными, и у них вообще нет окончаний.

Особенности морфемного анализа слова

Окончание - единственная изменяемая часть в слове. Все остальные морфемы составляют вместе его основу. При морфемном анализе, пожалуй, легче всего выявить в слове именно окончание, поскольку для этого достаточно лишь немного видоизменить слово.

Небольшие трудности, которые могли возникнуть при правильном определении окончания - это отличить слова, у которых нулевое окончание, а также слова вообще без окончания. Поскольку в данной статье было выяснено, что такое нулевое окончание, то при анализе данная морфема не составит никаких сложностей.

Школьники учатся определять окончание в словах, когда знакомятся с составом слова, и неоднократно возвращаются к этому при изучении орфографии. Этот навык необходим при определении личных окончаний глагола и падежных - у имен существительных. Как научиться определять окончание в слове ?

Инструкция

  • Вы должны знать, что окончание - это изменяемая часть слова. Таким образом, у неизменяемых частей речи его нет. Отсутствуют они у наречий и деепричастий.
  • Если вы испытываете затруднения при выявлении окончания, изменяйте форму слова и выявляйте ту часть, которая изменяется. Это и будет окончание. Например, вам нужно выделить окончание у слова "стол". Попробуйте изменить его форму: "стола", "столу", "столом" и т.д. Обратите внимание, что изменение происходит сразу после корня. Можно сделать вывод, что окончанием у слова "стол" нулевое.
  • Нулевые окончания - это такие части слова, которые не выражены звуками. Как правило, они встречаются у существительных в форме именительного падежа мужского рода первого склонения или в третьем склонении.
  • Если вам необходимо определить личные окончания у глаголов, обратите внимание на то, к какому спряжению он относится. Так, в слове "читает" окончанием будет "ет", так как глагол относится к первому спряжению.
  • Научитесь различать окончания глаголов повелительного и изъявительного наклонений. Звучание в них может быть одинаковым, а вот части слова разными. Обратите внимание на глагол "крикните". Он употребляется в повелительном наклонении. Измените форму и сможете увидеть, что в слове "крикни" окончанием будет "и". Значит в глаголе "крикните" - "те".
  • Обратите внимание на предложение "Когда крикнете, сообщите". В нем глагол "крикнете" употреблен в изъявительном наклонении. Если измените форму слова, то увидите, что окончанием будет "ете".
  • Определяя окончание у прилагательных или причастий, можно поставить вспомогательный вопрос или узнать падеж, род и число. Например, в прилагательном "сильным" окончанием является "ым", так как оно относится к мужскому роду, единственному числу, творительному падежу.
  • Если вы определяете падежное окончание у существительного, выясните, в каком падеже и склонении употребляется оно. У существительного " в деревне" окончанием будет "е", так как слово относится к первому склонению, предложному падежу.

У школьников очень часто возникают вопросы о том, как отличить слова без окончания от слов с нулевым окончанием. Путаница с этим происходит от непонимания того, что такое окончание, какую роль оно играет. И этот вопрос одновременно и прост, и сложен. Прост потому, что понимание этого лингвистического термина абсолютно доступно школьнику. А сложен потому, что его изучение требует знания того, что такое изменение слова, чем отличается слово от словоформы, а значит, в конечном счете, знания того, что такое грамматическое значение слова.

Что такое окончание

Итак, начнем с того, что существуют слова с окончанием и слова без окончания. Примеры слов с окончанием: дом-а, кошк-а, пап-а, колодц-а, окн-у, красот-ы, земл-е, ям-ах. Примеры слов без окончаний: вкусно, весело, не, за, надеясь, работая.

Первая группа слов оканчивается на звуки или сочетания звуков, которые меняются, если изменить форму слова: домов (дом-ов), кошк-у, пап-ой, окн-а, красот-ой, земл-ях, ям-е. Точнее, именно из-за того, что меняется окончание, меняется форма слова. Если у слова «кошка» на конце будет -а, то мы поймем, что речь идет об одной кошке: «На заборе сидит толстая кошка». Если же на конце слова -и, то, в зависимости от контекста, речь может идти, например, об отсутствии кошки: «На заборе больше нет толстой кошки», либо о нескольких кошках: «Все кошки любят посидеть на заборах». В приведенных предложениях мы использовали три формы одного и того же слова «кошка»: в именительном падеже единственного числа (кошка сидит), в родительном падеже единственного числа (нет кошки) и в именительном падеже множественного числа (кошки любят).

Так же мы можем, например, изменить слово «мир»: мир-а, мир-е, мир-ом, мир-ы.

Грамматическое и лексическое значение слова

Обратим внимание, что это именно одно и то же слово, так как речь идет об одном и том же явлении действительности, которое одинаково характеризуется. Если бы мы захотели иначе охарактеризовать это явление, мы бы использовали возможности многочисленных аффиксов русского языка: кошечка, кошуня, кошуля, кошуся, кошандра… Добавив в слово эмоцию, оценку, мы образовали новое слово: кошка и кошуся - это разные слова, а не формы одного и того же слова. У этих слов разное лексическое, но одно и то же грамматическое значение: именительный падеж, единственное число. Мы можем образовать и другие формы этих слов: кошек, кошусей. Это разные слова в одной и той же форме, то есть их лексические значения разные (словом «кошка» мы нейтрально указываем на животное, а словом «кошуся» ласково его называем), а грамматические - одинаковые (родительный падеж, множественное число).

Аналогично мы можем поступить со словом «мир». Формы того же самого слова: дом-а, дом-у, дом-ом, дом-ами, дом-ах. Образованные от него слова с другим значением (то же значение плюс выражение нашего отношения или уточнение размера): дом-ик, дом-ин-а, дом-ищ-е.

Словообразующие и формообразующие морфемы

Как можно увидеть, лексическое значение здесь изменяется с помощью суффикса, а грамматическое - с помощью окончания. Но это не значит, что суффикс может менять только лексическое значение. Например, в слове «ходи-л-а» суффикс -л- - это суффикс прошедшего времени глагола «ходить», то есть с его помощью не образуется новое слово, а образуется его форма.

Таким образом, есть такие части слова, с помощью которых образуются новые слова - это словообразующие морфемы, и такие, при помощи которых меняются, образуются формы слова - это формообразующие морфемы. Окончание (флексия) - это формообразующая морфема.

В каких словах может быть окончание

Отсюда мы можем сделать следующий логический вывод. Если окончание - это формообразующая морфема, то есть часть слова, меняющая его формы, значит, оно может быть только в тех словах, которые изменяются. Перебирать случайный ряд слов в поисках слов с окончаниями нерационально. Их нужно искать среди слов определенных категорий, а именно - среди определенных частей речи. Скажем, имена существительные в большинстве своем изменяемые, а значит, у них есть окончания.

Слова без окончания. Примеры

Однако существуют такие слова, которые не меняют своей формы. А значит, это слова без окончания. Примеры нужно искать среди слов определенных грамматических групп. Например, это наречия. Как известно, это неизменяемая часть речи, значит, у наречий нет окончаний: весело, терпеливо, находчиво (собака весело бежала за нами; мама терпеливо слушала дочку; в спорах этот человек всегда находчиво изворачивался).

Наречия следует отличать от кратких форм прилагательных среднего рода: "Это предложение было находчиво и остроумно". Здесь конечное -о является окончанием, указывающим на средний род и единственное число.

Проверка наличия окончания

Доказать, что в кратких прилагательных -о - это окончание, легко. Нужно изменить слово: "Эта реплика была находчива и остроумна". Конечное -о заменилось на конечное -а, которое указывает на женский род. Прилагательное изменило свою форму, чтобы согласоваться в форме рода с существительным.

Соответственно, есть только один способ того, как определить слова без окончания. Если невозможно образовать формы слова, значит, у слова нет окончания.

Нулевое окончание

Так же легко «вычисляются» и слова с нулевым окончанием. Правило здесь простое: если слово имеет формы (изменяется), и на месте «немого» окончания появляется окончание, выраженное звуками, значит, видимое отсутствие флексии - это нулевое окончание.

Допустим, слово "мир" заканчивается согласной корня Р, после нее в слове ничего не звучит. Однако стоит изменить это слово: мира, миры, миром, мирами, как мы видим, что после корня появляется звучащее окончание. Значит, его отсутствие в именительном падеже единственного числа мнимое, на самом деле вместо произносимых звуков там есть пустое окно, пустая клетка, которая в любой момент может заполниться. Более того, именно по тому, что она не заполнена, мы и определяем падеж и число. Это пример «минус-знака». Немота окончания в данном случае значима не меньше, чем его определенное звучание.

Примеров таких значимых отсутствий много и в жизни. Скажем, над входом кафе в рабочие часы может зажигаться вывеска с его названием. Тогда, если лампочки не горят (молчат), для потенциальных посетителей это означает, что кафе закрыто. Если не горит зеленый свет светофора, это не значит, что его вообще нет, его "молчание" - значимое.

Прочерк или пропуск на месте указания цены в ресторане может означать, что указанное блюдо отсутствует в ассортименте.

Если вы входите домой и кричите: «Кто дома?», то молчание будет для вас знаком того, что домашние еще отсутствуют. Об этом же может говорить темное окно.

Нулевое окончание и отсутствие окончания

Таким образом, нулевое окончание - это своего рода «выключенная» морфема. Ее выключили, чтобы выразить ее «молчанием» определенное значение. В словах «рук-(-)», «ног-(-)», «голов-(-)», «туч-(-)» это пустое, «негорящее» окно означает родительный падеж множественного числа. В глаголах «ходил-(-)», «говорил-(-)», «пел-(-)» - мужской род единственного числа. Во всех этих словоформах есть окончание, но оно выражено нулем звука.

Поэтому неправильно будет сказать, например, что «рук» - это слово без суффикса и окончания. Суффикса здесь действительно нет, а вот окончание есть. Звучание слова заканчивается звуком «к», а его состав, фактические границы - морфемой, выраженной нулевым звуком.

Отсутствие окончания, в отличие от присутствия нулевого, - это место за границами слова. Оно не противопоставлено «включенному» окончанию, так как грамматическая природа этого слова вообще не предполагает окончания. Хорошо, боязливо, под, с, углубляясь - все это примеры слов без окончания.

Таким образом, при морфемном анализе слова нужно отличать слова без окончания от слов с нулевым окончанием. Изменяемые лексические единицы будут иметь окончание, пусть и выраженное нулем звука, а состав неизменяемых слов не предполагает окончания, в том числе нулевого.

Чтобы правильно находить остальные части слова, принято самым первым выделять окончание и только потом - основу. Другие части, вроде суффикса, корня и приставки можно легко найти на втором этапе. Так ребенок не запутается и сможет вовремя понять где именно он допустил ошибку. О том, какими способами отыскать эти части слова, вы узнаете в данной статье.

Как найти окончание

Первым делом, нужно найти именно окончание, так как вся остальная часть слова - это его основа. Для того чтобы ребенок понял саму суть такой части, как окончание, нужно ему объяснить, что она помогает нам менять слова по числам и родам. Без окончания мы бы просто не смогли указывать принадлежность той или иной части речи к определенному человеку.

Изменение по числам

Самый верный шаг - изменять слово. Если вы можете изменить число, то определение окончания займет всего пару секунд. Возьмем несколько простых примеров:

  • Ребенку нужно определить окончание в слове «брала». Изменим его число, а именно: они брали. Изменилась только последняя буква, следовательно, это и будет окончанием.
  • Слово «красивая» изменим на «красивые». Сразу становится видно, что окончанием является связка «ая».
  • В существительном «белка» легко найти окончание, изменив его на «белки».

Чтобы быть полностью уверенным в результате, мало изменить слово один раз. Так вы можете ошибиться, а ребенок запутается. После того, как вы изменили слово по числам, перейдите к следующему способу.

Изменение по родам

Так вы сможете убедиться, что меняется в слове действительно та часть, которую вы посчитали окончанием. Меняйте род на средний, мужской и женский.

  • В слове «взяла» пропадает окончание, когда мы ставим его в мужской род «взял».
  • «Изумительный» раскрывает окончание, меняясь на «изумительная».
  • «Построило» отбрасывает последнюю букву в слове «построил».

Этим способом легче всего находить окончания в глаголах и прилагательных, так как они либо полностью меняют свое окончание, либо вовсе его отбрасывают.


Используйте родительный падеж

Чтобы отбросить сомнения с существительными, можно поставить слово в родительный падеж. Сначала ребенку придется его проанализировать и представить в именительном падеже, так как сходу менять падеж на родительный довольно сложно. Уже на этом этапе малыш может догадаться чем является основа. Далее, подставляется родительный падеж.

  • Слово «дача» так и просится стать полностью корнем, но подставьте его в родительный падеж и буква «а» пропадет: нет чего? - нет дач.
  • Слово «хвоя» больше не кажется таким сложным для разбора: нет чего? - нет хвои.
  • «Синица» тоже лишается окончания, при постановке в родительный падеж: «синиц».

Если сначала существительное изменить по временам, а потом поставить в родительный падеж, то окончание найти очень легко.


Как найти основу слова

Если вы смогли отыскать окончание, то определение основы - крайне простая задача. Сначала объясните ребенку, что основа - это все части слова, кроме окончания. То есть, выделив окончание квадратиком, вы видите основу.
Она подчеркивается прямой линией с небольшими загибами по краям, чтобы учителю было проще понять: где начало, а где конец. Давайте посмотрим на пример.

  • В слове «Красивый» окончанием является «ый», значит основой будет «красив».
  • В слове «Дома» убираем окончание «а» и выделяем «дом».

Основа может содержать много частей слова, а может получиться и так, что в ней будет только корень - никакой разницы нет, главное, чтобы в основу не входило окончание.

Если в слове нет окончания, то в большинстве школьных программ принято ставить пустой квадратик рядом, который символизирует нулевое окончание слова. Это означает, что оно может быть теоретически, но именно в данной форме слова его просто нет.