Правописание падежных окончаний имен существительных
Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний -е или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.
Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного -е :
Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи
Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее
Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее
Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание -е : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.
Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и :
Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши
Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши
Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши
Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .
Разносклоняемые существительные
Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и :
Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени
Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени
Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени
Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия
1.
Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий
и -ие
в предложном падеже женского рода на -ия
в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание -и
(а не -е
по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.
Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание -е :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .
2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)
3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .
Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях
Существительные с суффиксом -ищ-
,
если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -е
, например: домище, верблюдище, удилище, болотище
. Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а
, например: коровища, ручища, грязища
.
Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .
Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание -о , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .
В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).
Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .
В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые
-ья
и -ье
, пишется -ий
, а от существительных, оканчивающихся на -ья
и -ье
под ударением, пишется -ей
, например: шалу
нья – шалу
ний, уще
лье – уще
лий
, но: скамья
– скаме
й, ружье – ру
жей
.
Склонение имен собственных
В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .
Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .
В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:
город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом
- Окончания существительных. Сложным является выбор е/и в окончаниях существительных родительного, дательного и предложного падежей единственного числа.
Запомните: остриё - на острий, забытьё - в забытьи.
Обратите внимание: в предложном падеже слов на -ия, - ие, -ий буква и, предшествующая окончанию, «зовет» за собой окончание -и, предшествующие буквы е или ь - окончание -е: об
энергии, созвездии, счастии, но о ливрее, галерее, безлюдье, веселье, счастье.
Обратите внимание на правописание окончаний существительных с суффиксами -ищ-, -ушк-/-юшк-, -ышк-/-ишк-, -л-: -ищ-е - у сущ. мужского и среднего рода: город - город- ищ-е, карась - карас-ищ-е; болото - болот-ищ-е, предместье - предместь-ищ-е;
-ищ-а - у сущ. женского рода: нога - нож-ищ-а, голова - голов-ищ-а;
-ушк-о (-юшк-о),
-ишк-о (-ышк-о) - у неодушевленных сущ. мужского и среднего рода: хлеб - хлеб-ушк-о, дом - дом-ишк-о, горе - гор- юшк-о, крыло - крыл-ышк-о;
-ушк-а (-юшк-а),
-ишк-а (-ышк-а) - у всех других существительных (одуш. сущ. м. р.; одуш. и неодуш. сущ. ж. р.): брат - брат-ушк-а, дядя - дяд-юшк-а, студент - студент-ишк-а; девочка - девч-ушк-а, воля - вол-юшк-а,мелочь - мелоч-ишк-а;
-л-а - у существительных общего рода: вообража-л-а, зап- рави-л-а, зубри-л-а, чуди-л-а;
-л-о - у существительных среднего рода со значением орудия действия: грузи-л-о, покрыва-л-о, свети-л-о, точи-л-о, зуби- л-о, моча-л-о.
- Окончания глаголов. В безударных личных окончаниях глаголов написание е/и зависит от спряжения глагола:
- спряжение - в окончаниях буква е: брить - бреешь, бреет, бреем, бреете; бороться - борешься, борется, боремся, боретесь.
- спряжение - в окончаниях буква и: обидеть - обидишь, обидит, обидим, обидите; молиться - молишься, молится, молимся, молитесь.
1) на спряжение «ошибкоопасных» глаголов (глаголы I спряжения; см. их перечень в § 4 п.5):
сеять - сеешь, сеет, сеем, сеете, сеют; веять - веешь, веет, веем, веете, веют; каяться - каешься, кается, каемся, каетесь, каются; плесневеть - плесневеешь, плесневеет, плесневеем, плесневеете, плесневеют;
стлать, стелить - стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют;
- непереходные глаголы с приставкой обес-/обез- являются глаголами I спряжения, переходные - II спряжения: обессилеть (перех.) - обессилеешь, обессилеет, обессилеем, обессилеете, обессилеют; обессилить (неперех.) - обессилит, обессилим, обессилите, обессилят.
Цель:
- вовлечение учащихся в ситуацию деятельности на уроке;
- создать условия для развития орфографической зоркости и навыков правописания, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать;
Формирование новых знаний и ценностных отношений к ним;
Формирование предметных знаний и УУД на основе ранее сформированных знаний;
Формирование опыта применения ранее сформированных знаний и действий;
Задача
: развитие УУД
Подход к обучению
: деятельностный.
Тип урока:
комбинированный. Оборудование:
презентация
Ход урока
1. Адаптационный этап.
1. Организационный момент
Учитель: Девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять пословицу «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок»».
На доске: С.бирай по яг.дк., н.берёшь кузовок.
2. Целеполагание
Учитель: Как вы видите, в этой пословице пропущены буквы. Определите, что это за буквы и какое место они занимают . Ученик выходит к доске, выделяет части слов.
Найдите словарное слово.
- Определите тему сегодняшнего урока.
Запишите предложение. Дети определяют безударные гласные. Проверьте себя.
Солнце как печка - всех с.гр.ва.т.
3. Актуализация опорных знаний.
Что же мы знаем о способах проверки приставки? (Приставки пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся. )
Что же мы знаем способах проверки безударной гласной в корне? (подобрать проверочное слово, изменив форму слова, или подобрать однокоренное)
Умеем ли мы проверять безударную гласную в окончаниях имён существительных? Как? (пользуемся алгоритмом или проверочным словом)
Учитель: Теперь, когда сформулирована тема, попробуйте сформулировать цель урока.
Цель урока: проверить умение правильно писать безударную гласную в окончаниях имён существительных.
4. Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель: Итак, мы уже можем проверять безударные гласные в приставке, корне, окончании существительных в единственном числе?
А хотите ли вы ещё больше узнать об окончаниях существительных?
Учитель: Для проверки безударной гласной, в какой части слова необходимо умение определять склонение имён существительных?»(Правописание безударной гласной в окончании имён существительных .)
Достаточно ли для правильного написания окончаний имён существительных знать склонение?»(Нет, нужно правильно определить падеж, и вспомнить нужное окончание)
- Кто расскажет алгоритм?
2. Основной этап.
5. Практическая работа в парах.
От ёлк. к ёлк. , от алле. к беседк. , на крышк. коробк. , у Кол. в тетрад. , по алле. парк. , на берегу речк. ., с капельк..ми росы
6. Выявление места и причины затруднения.
- Кто справился? У кого возникло затруднение? Почему? (сущ. во мн.числе)
- Встречались ли мы с такими существительными раньше? Как проверить безударное окончание, если существительное во множественном числе? (проверочным словом с ударным окончанием- «с руками»)
Проверим написание безударных падежных окончаний имён существительных в ед.числе. Чем вы пользовались при определении окончания? (алгоритмом)
Мы выяснили причины затруднения. Уточните, как будет звучать наша цель ? (учиться определять безударное окончание у существительных во множественном числе)
3. Творческий этап.
7 . Построение проекта выхода из затруднения. Информационный поиск.
Как поступим, чтобыопределить безударное окончание у существительных во множественном числе? (посмотрим в учебник с.48)
8. Первичное закрепление. (учебник с. 48, упр.127)
Т.п. ед.ч.: -ом, -ой, -ою
Т.п. мн.ч.: -ами, -ями
Физкультминутка (см. приложение)
Учитель: Теперь, давайте сделаем вывод, что же надо знать и уметь, чтобы правильно написать безударное окончание существительного? (сначала определить число существительного, далее действовать по алгоритму)
Дети записывают в тетради, а Учитель выносит на доску опору комментируемую детьми.
Т.п. ед.ч.: -ом, -ой, -ою
Т.п. мн.ч.: -ами, -ями
7. Самостоятельная работа
С. 48, упр. 128. 1вариант - 1,3 загадки; 2вариант- 2,4 загадки.
Физкультминутка под музыку
8. Обобщение
Учитель: «Достигли ли мы цели урока?»
Над чем работали? - Соответствовала ли работа на уроке нашему девизу? (кузовок - это наши знания, чтобы много знать, нужно каждый день эти знания собирать.)
9. Домашнее задание.
С.49 упр.132
10. Рефлексия.
Кто оценил себя? Прочитайте. Учитель заслушивает несколько учеников.
У всех остальных я увижу ваши собственные оценки в тетрадях.
Приложение.
Игра на снятие общего напряжения и психологической усталости «Волшебный сон».
Дети повторяют слова педагога хором, стараясь при этом показать, что они проговаривают.
Педагог: Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -а, -я
жена , земля | ,
-о, -е
конь, село , поле |
ночь, лошадь |
Р. п. | -ы, -и
жены , земли | -а, -я
коня , села , поля | -и
ночи , лошади |
Д. п. | -е
жене , земле | -у, -ю
коню , селу , полю | -и
ночи , лошади |
В. п. | -у, -ю
жену , землю | ,-а, -я, -о, -е
коня , село , поле |
ночь, лошадь |
Т. п. | -ой (-ою), -ей (-ею)
женой , землей | -ом, -ем
конём , селом , полем | -ью
ночью , лошадью |
П. п. | -е
жене , земле | -е, -и
коне , селе , поле | -и
ночи , лошади |
В падежных окончаниях единственного числа пишется:
- буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
- буква и
:
- в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
- в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
- в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .
Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание -и ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание -е ).
Падежные окончания в фамилиях и названиях
В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .
В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .
Падежные окончания существительных множественного числа
Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -ы, -и
жены , земли | а, -я, -ы, -и
кони , сёла , поля | -и
ночи , лошади |
Р. п. |
жён, земель | -ов, -ей,
коней , сёл, полей | -ей
ночей , лошадей |
Д. п. | -ам, -ям
жёнам , землям | -ам, -ям
коням , сёлам , полям | -ам, -ям
ночам , лошадям |
В. п. | -ы, -и,
жён, земли | -а, -я, -ы, -и, ей, -ов
коней , сёла , поля | -и, -ей
ночи , лошадей |
Т. п. | -ами, -ями
жёнами , землями | -ами, -ями
конями , сёлами , полями | -ами, -ями
ночами , лошадями |
П. п. | -ах, -ях
жёнах , землях | -ах, -ях
конях , сёлах , полях | -ах, -ях
ночах , лошадях |
- В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
- В родительном падеже множественного числа существительных на -ья
и -ье
в безударном положении пишется -ий
, под ударением — -ей
, например: лгу́ний
(лгунья), разду́мий
(раздумье),
но стате́й
(статья), скаме́й
(скамья)
. Исключения: ру́жей
(ружьё), платьев
(платье), устьев
(устье), верховьев
(верховье), низовьев
(низовье).
У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) . - Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .