ИА REX публикует статью из цикла «Убитая Москва», подготовленную в рамках совместного проекта с ОД Архнадзор .

Улица Тимура Фрунзе, д. 11 стр. 56 — городская усадьба Всеволожских . Деревянный дом, переживший Московский пожар 1812 года. В городском реестре недвижимого культурного наследия этот дом датируется началом XIX века, однако исследователи недавно установили, что он гораздо старше. Предположительно он датируется первой половиной XVIII в. На момент своей гибели дом Всеволожских был самой старой жилой деревянной постройкой Москвы.

Участок в Тёплом переулке (историческое название ул. Тимура Фрунзе) находился во владении древнего и знатного, восходящего к Рюрику, рода Всеволожских с 1736 г. В начале XIX в. тогдашний владелец усадьбы Николай Сергеевич Всеволожский стал известен как издатель. В его частной типографии было напечатано более 140 книг: биографии, книги по истории (в том числе, труд самого Всеволожского «Историко-географический словарь Российской империи»), мемуары, карта Москвы.

Во время французской оккупации в 1812 г. усадьба стала резиденцией генерала Жана-Доминика Компана . Здесь он залечивал рану, полученную при Бородине. Здесь же на типографском оборудовании, принадлежавшем хозяину усадьбы, печатались официальные издания наполеоновской армии и агитационные материалы, обращённые к населению Москвы.

С 1820 г. Всеволожские сдали дом в аренду семейству Спиридовых, из которого вышел будущий участник движения декабристов Михаил Матвеевич Спиридов . А в 1838 г. дом был окончательно продан купцу Альфреду Ралле — организатору первого крупного парфюмерно-косметического производства в Москве. К середине XIX в. Торговому дому «Товарищество Ралле и Ко» принадлежали уже 22 строения в Тёплом переулке, включая главный дом усадьбы Всеволожских.

В 1878 году усадьбу приобрели компаньоны — купцы Клавдий Осипович (Клод Мари) Жиро и Алексей Михайлович Истомин , которые организовали на её территории текстильное производство. В 1919 г. фабрика была национализирована, и, поскольку большинство её работников составляли женщины, получила название «Красная Роза» в честь лидера международного женского движения Розы Люксембург.

Удивительным образом многочисленные перемены, изменившие лицо всего прилегающего района, почти не затронули главный дом усадьбы. Он лишь подвергался ремонтам и отчасти внутренней перепланировке, одна из его стен была заменена на кирпичную, но до последнего времени в его интерьерах сохранялись колонны ионического ордера из искусственного мрамора, межкомнатные двери, изразцовые печи и камины.

Дом Всеволожских был единственным известным в России рубленным деревянным домом дворцового типа, относившимся к первым десятилетиям XVIII века. В середине 90-х годов он был повреждён пожаром и в течение ряда лет пустовал и ветшал.

Столь уникальное здание, несомненно, могло рассчитывать на то, чтобы стать памятником федерального значения, а пока в ожидании присвоения категории оно было поставлено на государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия.

В рамках реконструкции территории бывшей фабрики «Красная Роза», реализуемого застройщиком ЗАО «Красная Роза 1875» , было принято решение приспособить памятник к современному офисному использованию в качестве офиса. Заказчиком работ выступило ООО «СтройПроект» , генеральные подрядчики менялись несколько раз.

В процессе исследований внутри дома под штукатуркой были обнаружены остатки нескольких слоев редчайших бумажных обоев ручной работы, самые старые из которых датируются XVII — началом XVIII века. Учитывая срок, необходимый для того, чтобы французские обои добрались до далёкой Москвы, это даёт основания для достаточно ранней датировки постройки самого дома.

Исследование обоев, проведённое крупнейшим специалистом в области истории и реставрации русского интерьера Игорем Киселёвым , показало, что коллекция обоев в доме Всеволожских не имеет отечественных аналогов по хронологическим характеристикам и художественным качествам.

В 2008 г. дом Всеволожских был полностью разобран в соответствии с утверждённым Москомнаследием проектом реставрации, предполагавшим переборку старинного сруба. Однако реставрационная фирма «Карэнси» , разработавшая проект научной реставрации дома, была отстранена от работ, и при полном попустительстве со стороны городского органа охраны культурного наследия на месте памятника был сооружён 100-процентный новодел .

В настоящее время на месте подлинного дома Всеволожских выстроен сруб из стандартного оцилиндрованного бревна, применяемого в дачном строительстве. Здание получило высокий кирпичный подклет, бетонные крыльца и подземный этаж. Муляж дома Всеволожских уже подведен под крышу, также сооруженную с использованием других современных материалов и технологий.

Во дворе ещё можно видеть небольшую кучку старых брёвен, фрагментов дверных коробок и проч. — всё, что осталось от старейшего деревянного дворца Москвы и, возможно, России. Все не до конца исследованные элементы исторических интерьеров погибли.

Произошедшее с домом Всеволожских стало грубейшим нарушением принципов научной реставрации вообще и, в частности, «Принципов сохранения исторических деревянных построек», принятых в 1999 г. ИКОМОС (Международным советом по вопросам памятников и достопримечательных мест) .

На сегодня дом Всеволожских всё ещё числится в городском реестре недвижимого культурного наследия, однако уникальный памятник архитектуры должен быть признан утраченным, причём не в результате стихийного бедствия или вандализма, а в результате псевдореставрационных работ.

Производство и испытание боевого стрелкового оружия, спортивно-охотничьего оружия, авиационных пушек, высокоточных управляемых артиллерийских снарядов, контрольно-проверочных машин комплексов, а также станков и высококачественного инструмента. Является материнской компанией холдинга Концерн «Калашников».


Местонахождение 426006, пр-д Дерябина, 3, г. Ижевск, Удмуртская Республика, Россия Контактные данные E-mail: [email protected] Представительство в г. Москва 119021, ул. Тимура Фрунзе, д.11 стр.56, г. Москва, Россия Контактные данные Тел. горячей линии: 8 800 200 18 07

АО "Ижевский механический завод"

Многопрофильное предприятие с современными технологиями машиностроения, металлургии, приборостроения, микроэлектроники, выпускающее гражданское и служебное оружие, электроинструмент, упаковочное оборудование, нефтегазовое оборудование, медицинскую технику, точное стальное литье. Находится под управлением АО «Концерн «Калашников».

До недавнего времени - один из старейших деревянных домов в Хамовниках, а возможно и Москве. Здесь в 1806-1840-х гг. жил писатель и историк Н.С.Всеволожский, в начале XIX в. - историк М.Т.Спиридов.

фото 1 - осень 2008 г.

фото 2 - 2004 г.

Усадьба в Хамовниках принадлежала роду Всеволожских, потомкам великого князя Владимира Святославовича, а позднее князей Смоленских, с начала XVIII века. Сам дом ранее датировался концом XVIII века, то есть принадлежал к числу немногих деревянных зданий города, переживших пожар 1812 года. Несколько лет назад исследователи нашли под штукатуркой фрагменты обоев. Ведущий эксперт в этой области Игорь Киселев датировал их петровским временем. Сруб не мог быть намного моложе обоев; скорее всего, он был старше. Характер конструкции подтверждал это, дом оказался примерно 300-летним.

Кстати, в дни пожара и оккупации Москвы усадьба не пустовала: знаменитая частная типография Николая Сергеевича Всеволожского, занимавшая флигель, стала "Императорской типографией великой армии", а в главном доме, покинутом владельцами, поселился генерал Компан. Известен анекдот о том, как он присвоил себе напольные часы хозяина, оставив взамен кобылу. Потомство "Мадам Компан" высоко ценилось в коннозаводстве Всеволожских.

Усадьба Всеволожских еще в XIX веке стала промышленной территорией - шелкоткацкой фабрикой Клода-Мари Жиро, после революции переименованной в "Красную Розу". В советское время дом не считался памятником и отношение к нему было самое утилитарное - в доме размещался даже спортзал.

В 2003 году фабрика была выкуплена ООО ""Нерль" и 15.02.2006 появился документ 206-РП "О реабилитации территории ЗАО "Красная Роза 1875" со строительством многофункционального комплекса общественно-делового и гостиничного назначения с подземной автостоянкой по адресу: ул. Тимура Фрунзе , вл. 11"

www.stroi.ru/nrmdocs/d3421dr404209m6.html

По сообщением прессы, именно наличие памятников архитектуры затянуло на 3 года окончательное поглощение фабрики.

Сообщается, что проект реставрации принадлежит Людмиле Барщ (ГИПРОНИИ РАН). Общая площадь: 758 кв.м. Планируемый срок сдачи в эксплуатацию - конец 2009 г.

В «Жилом доме Всеволожских» единственным способом проведения научной реставрации признан метод полной перерубки сруба. В процессе долгой и кропотливой работы, которая продолжалась не один год, при обследовании были обнаружены фрагменты потрясающе красивых фасадов, каминов с изразцами, лепнины, потолочных розеток, паркета и многое другое. Этому памятнику истории нелегко было придать какую-либо коммерческую функцию. В конце концов было решено, что в нем разместится представительский офис.

До раскатки дома специалисты называли разные проценты сохранности дерева: от 40 до 60% в конструкциях и от 30 до 40% в срубе. Притом "плотники" знают, что стволы можно лечить, были бы деньги и желание.

Сейчас дом воссоздан из полностью новых кругляков (промышленно обработанные стволы). По идее, идентичного диаметра и идентичной породы. Рабочий проект передан от бюро "Карэнси", специализирующегося на реставрации дерева, к ЗАО "Осби-строй", совмещающему функции проектировщика и подрядчика. Осенью 2008 работы замерли. Меньшая часть маркированных бревен лежит во дворе, большая часть, по словам руководителя "Осби-строя" Михаила Мичника, списана в утиль. Утверждалось, что дом гнил снизу и что подлинные венцы лягут лишь в верхние ряды сруба. По Мичнику, подлинных венцов останется 15-20%. На глаз их еще меньше.

История улицы Тимура Фрунзе

Улица Тимура Фрунзе (с XVIII века по 1965 Тёплый переулок) в районе Хамовники ЦАО Москвы проходит параллельно Садовому кольцу от Комсомольского проспекта до Зубовской улицы. К ней примыкают с западной (нечётной) стороны улица Россолимо, с восточной (чётной) - Зубовский проезд, Дашков переулок, а также превратившиеся во внутриквартальные проезды Большой и Малый Чудов п :

Одноэтажный дом на территории бывшего комбината "Красная Роза", а еще раньше фабрики Жиро, сразу привлекает внимание людей, идущих по улице Тимура Фрунзе. Домик виден в промежутке между двумя красными корпусами комбината. До недавнего времени это был старейший подлинный деревянный дом, сохранявшийся в Москве с конца XVIII в. При исследовании дома был обнаружен фрагмент обоев петровских времен.
В 1736 г. владение принадлежало семье Всеволожских. Род Всеволожских вел свое начало от великого князя Владимира Святославовича, князей Смоленских. На плане 1799 г. уже можно было найти "дом деревянный, хоромы" расположенный именно на месте нынешнего здания.
Тогда усадьба принадлежала государственному и военному деятелю Николаю Сергеевичу Всеволожскому. В 1809 г. в одном из флигелей усадьбы, будучи вице-президентом и управляющим московским отделением Медико-хирургической академии, он основал типографию, которая печатала художественные, исторические и медицинские книги. Типография просуществовала здесь до 1817 г., когда Всеволожский был назначен гражданским губернатором Твери и уехал из Москвы.
В 1812 г. при захвате Москвы армией Наполеона в доме Всеволожского жил генерал Компан, типография была переименована в "Имперскую типографию великой армии". Покидая Москву, генерал забрал с собой напольные часы Всеволожских, взамен он оставил свою кобылу, которую хозяева метко именовали "Мадам Компан".
В 1838 г. Всеволожский покинул Хамовники. Одна часть владения была приобретена фабрикой стеариновых свечей, другая парфюмерной фабрикой Ралле. В 1875 году обе фабрики проданы владельцу шелковой фабрики Клоду-Мари Жиро, который наладил здесь производство шелковых тканей, сохранявшееся после революции.
В то время в главном доме Всеволожских размещалась бухгалтерия фабрики.
В советское время дом не был объявлен памятником и медленно разрушался. В 2003 г. территория фабрики "Красная Роза" была выкуплена для строительства общественно-делового комплекса.

Источник: "Строительство и Архитектура Москвы",1983/8, с.36

В рамках реновации делового квартала "Красная Роза 1875" было решено восстановить главный дом усадьбы с целью его последующего использования в качестве представительского здания.
После изучения состояния дома специалисты признали единственно возможным способом научной реставрации - переборку сруба. Еще в советское время одна из деревянных стен дома (южная) была заменена кирпичной, что нарушило конструкцию сруба. Кроме того, сохранность старинных бревен составляла не более 12%.
При реставрации было сохранено симметричное композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов на начало XIX века.
В пределах капитальных стен ХVIII – XIX веков была воссоздана анфилада парадных и жилых помещений. В пяти помещениях со стороны главного фасада были восстановлены, по старым фотографиям, интерьеры (печи, камины, штукатурная отделка стен, карнизы). Также восстановлены окна и двери. При этом были использованы такие достижения современности, как приточно-вытяжная система вентиляции, единая система тепло- и холодоснабжения.
Усадьба в 2013 году стала лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация 2013" в номинации ": "За лучший проект реставрации/приспособления".

Одноэтажный дом на территории бывшего комбината "Красная Роза", а еще раньше фабрики Жиро, сразу привлекает внимание людей, идущих по улице Тимура Фрунзе. Домик виден в промежутке между двумя красными корпусами комбината. До недавнего времени это был старейший подлинный деревянный дом, сохранявшийся в Москве с конца XVIII в. При исследовании дома был обнаружен фрагмент обоев петровских времен.
В 1736 г. владение принадлежало семье Всеволожских. Род Всеволожских вел свое начало от великого князя Владимира Святославовича, князей Смоленских. На плане 1799 г. уже можно было найти "дом деревянный, хоромы" расположенный именно на месте нынешнего здания.
Тогда усадьба принадлежала государственному и военному деятелю Николаю Сергеевичу Всеволожскому. В 1809 г. в одном из флигелей усадьбы, будучи вице-президентом и управляющим московским отделением Медико-хирургической академии, он основал типографию, которая печатала художественные, исторические и медицинские книги. Типография просуществовала здесь до 1817 г., когда Всеволожский был назначен гражданским губернатором Твери и уехал из Москвы.
В 1812 г. при захвате Москвы армией Наполеона в доме Всеволожского жил генерал Компан, типография была переименована в "Имперскую типографию великой армии". Покидая Москву, генерал забрал с собой напольные часы Всеволожских, взамен он оставил свою кобылу, которую хозяева метко именовали "Мадам Компан".
В 1838 г. Всеволожский покинул Хамовники. Одна часть владения была приобретена фабрикой стеариновых свечей, другая парфюмерной фабрикой Ралле. В 1875 году обе фабрики проданы владельцу шелковой фабрики Клоду-Мари Жиро, который наладил здесь производство шелковых тканей, сохранявшееся после революции.
В то время в главном доме Всеволожских размещалась бухгалтерия фабрики.
В советское время дом не был объявлен памятником и медленно разрушался. В 2003 г. территория фабрики "Красная Роза" была выкуплена для строительства общественно-делового комплекса.

Источник: "Строительство и Архитектура Москвы",1983/8, с.36

В рамках реновации делового квартала "Красная Роза 1875" было решено восстановить главный дом усадьбы с целью его последующего использования в качестве представительского здания.
После изучения состояния дома специалисты признали единственно возможным способом научной реставрации - переборку сруба. Еще в советское время одна из деревянных стен дома (южная) была заменена кирпичной, что нарушило конструкцию сруба. Кроме того, сохранность старинных бревен составляла не более 12%.
При реставрации было сохранено симметричное композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов на начало XIX века.
В пределах капитальных стен ХVIII – XIX веков была воссоздана анфилада парадных и жилых помещений. В пяти помещениях со стороны главного фасада были восстановлены, по старым фотографиям, интерьеры (печи, камины, штукатурная отделка стен, карнизы). Также восстановлены окна и двери. При этом были использованы такие достижения современности, как приточно-вытяжная система вентиляции, единая система тепло- и холодоснабжения.
Усадьба в 2013 году стала лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация 2013" в номинации ": "За лучший проект реставрации/приспособления".