Дальнобойщики России готовятся к очередной акции протеста. На этот раз это будет бессрочная забастовка, которую они намерены продолжать вплоть до выполнения их требований. Несмотря на некоторые разногласия дальнобойщики готовы к решительным шагам.

Среди требований не только отмена системы "Платон" (плата за тонну), но и отставка правительства. Очередным поводом для столь решительных заявлений стало повышение стоимости использования большегрузами федеральных трасс.

На сегодняшний день она составляет 1,53 рубля за километр, а с 15 апреля увеличится вдвое - до 3, 06 рубля за километр. Как будет организована стачка, и как на нее отреагирует правительство пока до конца не понятно.

Однако, есть предположение, что на фоне некоторой либерализации внутренней политики правительства по отношению к оппозиционно настроенным силам общества в преддверии главных выборов в стране, о которых писал Устав. ком (практически безнаказанные акции протеста феминисток, череда освобождений политзаключенных), есть основания предположить, что правительство может пойти на некоторые уступки. Хотя бы из элементарного чувства самосохранения.

Ведь если забастовка приобретет те масштабы, которые прогнозируют дальнобойщики,

Во всяком случае, этого не исключают и сами дальнобойщики. Эту мысль их представители высказывали в эфире передачи "Артподготовка" оппозиционного блогера Вячеслава Мальцева. Более того, они рассказали о том, что правозащитникам и политикам, представляющим их интересы, удалось "достучаться" и до премьера Медведева, и до Президента Путина.

Тогда речь шла только о недопустимости повышения платы за километр. И оба руководителя пообещали этому воспрепятствовать. Тем не менее, это решение было принято, что и вызвало очередную волну протестных настроений.

А это, как следствие, уже возникновение массовых акций протеста остального населения. А "русский бунт", как известно исходя из определения А. С. Пушкина - "бессмысленный и беспощадный". При определенном градусе напряженности, который вызовет коллапс в работе торговых сетей, он может приобрести любые формы, вплоть до вооруженных выступлений, и уж тогда правительству мало не покажется.

Кстати, ОПР, и профсоюзы ищут союзников не только в среде коллег и населения. В настоящее время идут переговоры с лидером "Партии прогресса" Алексеем Навальным и КПРФ, другими оппозиционными политиками (движениями националистического толка). Вся беда только в том, что между оппозицией нет единства, как, впрочем, и между дальнобойщиками тоже.

И, тем не менее, в стачке, по мнению лидеров, могут принять участие от 45 до 50% всех дальнобойщиков России.

При этом стоит привести еще две цифры. По предварительным подсчетам общая сумма сборов системой "Платон" должна была составлять более 7миллиардов рублей в год. Однако, как уверяли Ротенберги, само содержание системы обходится дороже, и попросили у правительства РФ еще более 10 миллиардов, что и было сделано.

Таким образом, огромные суммы денег уходит на содержание и обслуживание "Платона" (или семьи Ротенбергов?), а дороги при этом остаются в прежнем состоянии, которое, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

"Жадные" Ротенберги, кстати, еще с самого начала (ноябрь 2015 года) находятся под "прицелом" перевозчиков. Прежде всего, независимо от того, является ли сбор за порчу дорог справедливым, или несправедливым (это отдельный разговор), сам по себе факт передачи права взимания государственного сбора одиозному семейству Ротенбергов (сын Аркадия Ротенберга Игорь является бенефициаром компании ООО "РТ-Инвест Транспортные системы") вызвала возмущение не только у дальнобойщиков, но и у представителей общественности и некоторых оппозиционных политиков.

На сегодняшний день дальнобойщики объединились в несколько организаций, которые были в соответствии с законодательством РФ официально зарегистрированы.

Среди них Объединение перевозчиков России, Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов и еще несколько региональных организаций.

Первоначально же это было стихийное движение, о причинах возникновения которого Устав. ком рассказывал подробно. Но главное в том, что с тех пор их требования практически не изменились. Первое, как уже было сказано - принципиальный протест против дополнительной (по сути) финансовой нагрузки.

Напомним, на сегодняшний день по инициативе правительства РФ компания ООО "РТ-Инвест Транспортные системы" получает более 10 миллиардов рублей для обеспечения работы системы "Платон", предназначенной для взимания платы с дальнобойщиков.

Еще в ноябре 2015 года в "Манифесте дальнобойщиков России" сами дальнобойщики видели решение этой проблемы следующим образом - "дальнобойщики требуют не только отмены системы "Платон", но и наказания тех, кто предложил ее ввести. Например,

Ротенбергов протестующие требуют оштрафовать на 30 миллиардов рублей и направить эти деньги в дорожные фонды РФ.

Премьер-министр Дмитрий Медведев, должен быть уволен с запретом работать на государственной должности и в государственных компаниях сроком на 10 лет.

Таких же наказания должны быть применены к генеральному директору компании "Ростех" Сергею Чемезову, руководителю Росавтодора Роману Старовойту и генеральному директору компании "РТ-Инвест Транспортные системы" Александру Советникову. На всех вышеупомянутых лиц надо завести уголовные дела в связи подозрениями об их участии в коррупционных схемах", - говорится в документе.

Второе, работа самой системы "Платон" с первых дней (начала работать с 15 ноября) вызывает нарекания, поскольку сопряжена с большим количеством ошибок в расчетах километража, предлагаемых маршрутах, сбоях при осуществлении оплаты, и всегда не пользу водителей и владельцев транспортных средств, т.д. и т.п.

Стоит напомнить, "Платон", система, которая используется для взимания платы с грузовиков, масса которых больше 12 тонн. Считается, кто каждый из них наносит ущерб дорожному хозяйству на 3 рубля 53 копейки при прохождении каждого километра дороги (теперь эта сумма выросла вдвое).

Особое возмущение вызвало то, что налоги на содержание дорог с владельцев транспортных средств уже взимаются, что касается большегрузов, то на эти цели идет и часть акцизов на дизтопливо.

Поэтому систему "Платон" восприняли как дополнительный, третий (а потому несправедливый налог).

Третье, в России, как впрочем, и во всем мире, существуют "дальнобойщики" и дальнобойщики". То есть водители, работающие по найму в транспортных компаниях, и водители, которые являются владельцами транспортных средств, на которых сами же и работают. Что характерно для нынешнего кризиса, в акциях протеста не участвуют водители, работающие по найму. Налоговое бремя, в том числе и выплаты по системе "Платон" за них несут владельцы транспортных компаний, поэтому в данном случае их волнует только одно - вопрос понижения зарплаты, если введение системы "Платон" скажется на прибылях компании.

Совсем в другом положении оказались владельцы-частники. Это, как правило, ИП-шники, которые никогда не были защищены от государственного прессинга, и которым приходится решать все возникающие текущие проблемы (запчасти, топливо, ремонт) в одиночку.

При этом, существует мнение, что часть бремени "Платона" могли бы взять на себя грузоотправители. Ведь не по собственной прихоти дальнобойщики, неважно какие - частники, или работающие по найму, "портят" российские дороги. Они выполняют заказы, в которых в свою очередь заинтересованы поставщики товаров, и, конечно, потребители. По большому счету, выполняя, важную социальную задачу.

Однако, таким образом, грузоотправители станут закладывать тарифы на дороги в стоимость отправляемых ими товаров, а в конечном итоге, это отразится опять же на цене товара, за которую конечный потребитель цепочки - покупатель будет приобретать его в магазине.

Впрочем, логист, публикующийся под ником cargomax на профессиональном сайте www.dalonoboi.ru считает, что перевозчикам следует договариваться с диспетчерскими компаниями: "С появлением "Платона", диспетчерские компании не гарантировали перевозчикам компенсации затрат на возмещение вреда дорогам, в виде индексации ставок - не смогли договориться с грузотправителями или захотели подзаработать на этом моменте, видимо, в каждом случае индивидуально".

Тем не менее, пока получается замкнутый круг, вырваться из которого, дальнобойщики видят возможность только одним путем - каким, нам уже известно. Какой выход видит из этого положения правительство РФ и персонально Дмитрий Медведев - нет. Но он напрашивается сам собой - "Платон"?

Напомним, российские власти не только на такие меры не пошли, но и дважды обманули дальнобойщиков, пообещав не поднимать оплату (Медведев и Путин). Поэтому требования дальнобойщиков нам представляются справедливыми. По крайней мере - в части передачи государственных полномочий частным лицам.

При всем вышеперечисленном именно последнее решение ставит под сомнение как "чистоту помыслов" государственных чиновников, так и состоятельность самого проекта, который, судя по всему, давно превратился в "кормушку" для узкого круга лиц, что, очевидно, так и задумывалось изначально.

Дальнобойщики против «Платона»: стачка продолжается

В понедельник стартовала бессрочная всероссийская стачка водителей большегрузных машин против системы «Платон», автоперевозчиков поддержали фермеры с Кубани, сообщают СМИ. В числе требований дальнобойщиков – отставка правительства Дмитрия Медведева и вынесение вотума недоверия президенту Владимиру Путину.

Организаторы акции заявляли, что в ней примут участие 50 регионов и более 10 тысяч водителей, пишет газета «Ведомости».

На сайте «Объединения перевозчиков России» (ОПР), выступившего одним из организаторов стачки, приводится полный список выдвигаемых требований, куда помимо политических требований входят полная отмена системы «Платон» (или ее реорганизация под транзитный транспорт с передачей управления государству), отмена транспортного налога, приведение режима труда и отдыха водителей в соответствие с российскими реалиями, наведение порядка на весовом контроле и предоставление перевозчикам обоснования расчётов размера акциза на топливо.

Стачка действует на территории всей страны – от Москвы и Санкт-Петербурга до Находки и Тюмени. Акция началась, несмотря на то что премьер-министр Дмитрий Медведев отказался от удвоения тарифа «Платона» с 15 апреля. Тариф повысили «лишь» на 25%. Водители жалуются, что при существующих раскладах в их сфере деятельности они могут работать только себе в убыток.

На данном этапе дальнобойщики пообещали не перекрывать трассы. Тем не менее, власти усиливают репрессии как против автоперевозчиков, так и против фермеров.

Как сообщает ВВС, в Санкт-Петербурге по решению суда на 14 суток арестован глава ОПР Андрей Бажутин. Его накануне задержали сотрудники дорожной полиции, обвинив в незаконном управлении автомобилем. Это произошло вскоре после начала протестной акции в городе на Неве. Адвокат Бажутина назвал решение суда политически мотивированным.

Не менее драматично развиваются события в Краснодарском крае, откуда во вторник, 28 марта, группа фермеров намеревалась организовать второй тракторный марш на Москву. Фермеры возмущены произволом регионального и местного чиновничества и коррупцией.

Это не первая их попытка добраться до столицы с тем, чтобы пожаловаться президенту на невыносимую ситуацию. В августе прошлого года группа кубанских фермеров уже направлялась в путь на 17 тракторах. Но тогда полиция сорвала их планы, перехватив колонну в Ростовской области.

Шансы провести марш и в этот раз тоже невелики. Полиция под разными надуманными предлогами нейтрализовала организаторов акции. Один из них арестован на 12 суток за неуплату алиментов, несмотря на то, что он вызвался немедленно погасить месячную задолженность.

Кроме того, неизвестные в масках и балаклавах жестоко избили двух корреспондентов Радио Свобода, прибывших делать репортаж о фермерском марше. У журналистов отобрали компьютер и съемочное оборудование. Полиция фактически саботировала расследование преступления. По утверждению блюстителей порядка, записи с камер видеонаблюдения, установленных поблизости, не сохранились.

Президент Радио Свободная Европа/Радио Свобода Томас Кент выступил со специальным заявлением, в котором назвал неприемлемым «разбойное нападение на репортеров, выполнявших свои профессиональные обязанности. Томас Кент потребовал провести тщательное и всестороннее расследование нападения с акцентом на роль местной полиции, чтобы случившееся не стало еще одним звеном в цепи безнаказанных преступлений, совершенных в России против журналистов.

Лидер движения «Выбор России» Владимир Рыжков считает, что действия дальнобойщиков и их союзников – «предвестники более серьезных протестов».

«Если посмотреть, то протесты (в России) становятся все более частыми, массовыми, и тематика их тоже расширяется, – добавил он в интервью «Голосу Америки». – Так, только в Алтайском крае буквально за последнюю неделю прошло несколько массовых акций протеста. То есть, социальная напряженность в стране очень велика, и она не выражается только в акциях сторонников Алексея Навального, она гораздо шире. Это ответ властям неуклонно беднеющего работающего населения».

По мнению Владимира Рыжкова, пример дальнобойщиков, поддержанных кубанскими фермерами, в этом смысле весьма показателен.

«Система «Платон» отдана в частные руки и принадлежит людям, близким к президенту, – продолжил он. – Это фактически как винный откуп при царе. В случае с Кубанью фермеров изгоняют с земли люди, причастные к министру сельского хозяйства Александру Ткачеву (бывшему губернатору края – В.В.), представителю власти. Так что не удивительно, что социально-экономический протест здесь легко переходит в политический».

Это происходит потому, что

выгоду в данном случае получают люди, близкие к власти или напрямую с нею связанные, а потери несут миллионы простых граждан,

утверждает лидер движения «Выбор России».

По официальным данным, система «Платон» по концессии отдана оператору «РТ-инвест транспортные системы» (принадлежит Игорю Ротенбергу и фонду «РТ-инвест»).

Председатель партии «Гражданская инициатива», экс-министр экономики России Андрей Нечаев в комментарии Русской службе «Голоса Америки» рассказал, что он много ездит по различным регионам страны и для него совершенно очевидно, что градус недовольства населения растет.

«Пока он выражается в разного рода конкретных акциях по частным поводам – экологические преступления, точечная застройка в жилых районах, пресловутая система «Платон», – заметил политик. – Но люди тем самым получают вкус к протестным действиям и соответствующий опыт. Провинция на самом деле бурлит. Хотя пока еще, конечно, эти проявления недовольства не выходят за рамки конкретных случаев и не носят подлинно массового характера».

Как представляется Андрею Нечаеву, воскресные манифестации в Москве и других городах в поддержку расследования, проведенного ФБК Алексея Навального, показали, что протестные акции приобретают новые черты и масштабы.

«Они уже достигают довольно большой величины, в том числе среди молодежи, - констатировал он. – И хотя формально шествие было направлено против коррупции, но понятно, что оно стало выражением общего недовольства властью и недоверия к ней».

По словам председателя партии «Гражданская инициатива», дальнобойщики проделали сложный эволюционный путь: «Сначала они были ярыми сторонниками власти, приверженцами лозунга «Крым – наш» и теории, что Россия «встает с колен». Я несколько раз с ними встречался, когда они стояли в Химках, и уже тогда в их рядах стали появляться политические требования.

Дальнобойщики – люди неглупые и прекрасно понимают, что эта частная проблема – система «Платон» – на самом деле порок системы.

Соответственно, отсюда следует вывод: без каких-то глобальных изменений в системе власти данный вопрос не решить».

Оба политика сошлись во мнении, что протестные действия скажутся на предстоящих в 2018 году выборах президента РФ и положении правительства.

«Президентские выборы уже не за горами, а экономическая ситуация продолжает стагнировать и ухудшаться, – подчеркнул Владимир Рыжков. – Предполагаю, что оппозиционные настроения будут расти и повлияют на итоги президентских выборов».

На его взгляд, это также вполне может привести к падению правительства Дмитрия Медведева.

«Если президент Путин решит, что нужно кого-то принести в жертву протестным настроениям и получить какие-то дивиденды от этого, так и произойдет», – резюмировал лидер движения «Выбор России».

Как видится Андрею Нечаеву, в администрации президента России есть разные сценарии выборов, но общий тренд понятен.

«Владимир Путин хочет сделать эти выборы как референдум доверия к себе лично как к лидеру нации, мудрому руководителю и слуге народа, – утверждает он. – И в этом смысле для него очень важно, чтобы в стране была стабильность, социальный мир, чтобы можно было говорить, что уровень поддержки близок к 90 процентам. Но протестные акции на корню подрывают эту теорию».

В отношении Дмитрия Медведева возможны все варианты, считает глава партии «Гражданская инициатива» – от скорейшей отставки, которая может последовать в самое ближайшее время, до сохранения за премьером его поста после выборов.

«Все будет зависеть от того, какую тактику изберет Путин на выборах. Если он не станет ничего не менять в системе управления, Медведев останется на месте. Если попытается поменять вертикаль власти, уйти от старого «политбюро», тогда будут появляться новые лица», – заключил политик.

Грузоперевозчики заявили о новой всероссийской акции протеста , на этот раз водители большегрузов, которые уже второй год вынуждены платить за проезд по федеральным трассам, начнут всеобщую стачку. Протест против "Платона" традиционно не поддерживают крупнейшие логистические компании, а также транспортные предприятия ритейла, но объединения дальнобойщиков рассчитывают, что за счет вовлечения оставшейся части собственников фур грузоотправители почувствуют дефицит автомобилей. Акция приурочена и к подорожанию километра пробега в системе "Платон" - с 15 апреля тариф будет увеличен вдвое . Организаторы стачки заявляют, что на этот раз они намерены добиваться не новой скидки (а именно после "улитки" и митингов Правительство в 2015 г. изменило тариф "Платона"), а полной отмены системы взимания платы .

Координатор "Объединения перевозчиков России" (ОПР) Александр Чревко заявляет, что цель стачки - остановка трафика перевозки грузов по стране . Таким образом дальнобойщики пытаются доказать, что автоперевозки остаются наиболее востребованными у грузоотправителей. Чревко уверен, что одна из задач "Платона" - увеличить грузооборот РЖД с помощью выдавливания с рынка части перевозчиков.

"Мы хотим обратить на себя внимание, потому что нам регулярно отказывают в проведении пробегов и митингов, не приглашают к участию в рабочих группах по обсуждению проблем нашей отрасли. Если такая политика будет продолжаться и наши митинги не согласуют, мы выгоним свои грузовики, поставим их вдоль обочин трасс так, чтобы нас было видно. Каких-то противоправных действий не будет, мы просто хотим, чтобы с нами начали вести диалог. Вокруг грузоперевозок сосредоточено много другого бизнеса, не будет нас - не будет и их ", - рассказал Александр Чревко, он добавил, что новой "улитки" - движения фур по трассам с низкой скоростью - не будет, хотя такие предложения поступают от ряда политических партий .

Помимо отмены "Платона", перевозчики требуют отмены транспортного налога, проведения реформы режима труда и отдыха водителей, наведения порядка весового контроля и предоставления перевозчикам обоснования расчетов размера акциза на топливо. Кроме того, одно из требований стачки - отставка Правительства РФ и даже недоверие президенту .

Акции будут заметными, уверены в ОПР, но точного количества участников там назвать не смогли. Стоит отметить, что ОПР создана в 2015 г. на фоне протестов дальнобойщиков, и сейчас к организации присоединилось довольно много грузоперевозчиков. В числе соорганизаторов стачки - Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов под руководством Александра Котова , под флагами которого проходили . Котов в беседе с отметил, что единения в сообществе дальнобойщиков все же нет и на прикол готовы встать далеко не все водители. Кроме того, дальнобойщики, выходя на протест, хотят оставаться анонимами .

"Каждый водитель - директор собственного автомобиля, они не хотят объединяться, каждый делает то, что считает нужным. То, что было после 2015 г. с "Платоном", ничему водителей не научило, они до сих пор пытаются "тихариться" от силовых структур, что невозможно. Действенны акции гражданского неповиновения только тогда, когда они открыты и с флагом. Самые активные действия у нас запланированы в Челябинской области и на юге. Активных действий в Москве не будет, потому что там ситуация не очень плохая, а вот на периферии народ сидит без средств ", - рассказал Котов.

Стоит добавить, что с руководством межрегионального профсоюза встречались представители КПРФ , коммунисты ранее поддерживали митинги дальнобойщиков. Но организаторы решили не придавать стачке политического окраса , по словам Котова, КПРФ будет помогать только в освещении протеста через СМИ .

К стачке готовятся грузоотправители, компании просят ОПР предоставить официальные письма об акции, чтобы они могли предупредить контрагентов о возможных срывах поставок из-за нехватки грузовиков.

"Есть компании, которые категорически против нашего протеста. Они делают рассылки в адрес своих перевозчиков, угрожают прекращением сотрудничества в случае участия в стачке ", - рассказал Чревко.

Основной канал распространения информации о стачке - рация, водители в регионах, недовольные качеством дорог и грядущим ростом тарифов, работают на сарафанное радио. В разных масштабах стачка начнется в более 50 регионов России .

Председатель миасского отделения профсоюза дальнобойщиков Николай Матвеев сообщил, что в Челябинской области стачку готовы поддержать до 70% грузоперевозчиков , в оставшиеся 30% входят федеральные компании, которые бастовать не намерены.

"В большинстве случаев наши перевозчики являются собственниками своих грузовиков, при этом они работают официально, платят все налоги. Поэтому и до "Платона" работали на грани рентабельности, выживали последние несколько лет, "Платон" забил последний гвоздь в крышку гроба. Те, кто оказался хитрее и умнее, ушли из бизнеса два года назад, сейчас продать грузовик невозможно , машины стоимостью 1 млн руб. продают за 250 тыс. руб. - по цене металлолома и даже дешевле. В Миассе 90% перевозчиков примут участие в стачке, по остальным городам области - около 70% поддерживают. На 27 марта мы попробуем заявить официальный автопробег, если нам откажут, то мы его проведем, но машин будет в два раза больше. В прошлом году в Миассе мы ограничили число участников пробега 300 машинами и отдали приоритет легковым авто, чтобы не застопорить город полностью. Сейчас мы выведем 200-300 автомобилей , если нам откажут в согласовании, но выведем максимальное количество грузовиков, подключатся жители ближайших деревень ", - рассказал Матвеев.

В стачке в Екатеринбурге примут участие порядка 60 машин , рассказал глава Объединения перевозчиков Свердловской области Наиль Нигаматуллин . Грузоперевозчики намерены провести митинг, но у них есть сомнения в том, что власти согласуют мероприятие.

"Мы хотим проехать по ЕКАДу, провести митинг на 10-м километре Московского тракта. В прошлом году мы собрали все документы и нам согласовали акцию, в этом году мы будем подавать заявку от областного объединения, ОПР и Межрегионального профсоюза дальнобойщиков ", - рассказал Нигматуллин .

Он отметил, что дальнобойщики не будут создавать препятствий движению , пробег пройдет со скоростью 60-80 км в час. Пока что крупные грузоперевозчики региона не дали согласия на участие в стачке .

Координатор курганского регионального отделения "Объединения перевозчиков России" Николай Зверев сообщил , что в области стачку поддержат, в основном, самозанятые грузоперевозчики и компании, имеющие 5-10 машин . Ячейка ОПР находится в Шадринске, возможно, дальнобойщики проведут автопробег до Кургана .

"Для нас самое главное не шествия и не митинги - все это было и не дало результата. Главное показать, что работа грузоперевозчиков отражается на экономике. Сейчас сама перевозка становится убыточной для нас, страдают даже крупные перевозчики" , - рассказал Зверев.

По его словам, дальнобойщики региона намерены встать на прикол до того момента, пока не будет принято решение об отмене "Платона". Грузовые компании области работают по всей России и доставляют широкий ассортимент продукции: от продуктов до металлопродукции, курганцы полагают, что забастовка будет ощутима для рынка.

С 15 апреля тариф "Платона" для большегрузов до 3,06 руб. за км, также появлялась информация за отказ работать в системе. Росавтодор отрицает, что "Платон" оказал негативное влияние на рынок, по словам руководителя ведомства Романа Старовойта , перевозки грузов автотранспортом в 2016 г. выросли на 1,8% .

В понедельник началась всероссийская стачка автоперевозчиков против системы " ", запущенной в России в ноябре 2015 года. Организаторы акции заявляют, что в ней примут участие 50 регионов и более 10 тыс. дальнобойщиков.

В Шушарах, на обочине трассы Петербург - Москва, стоит уже около 40 грузовых и легковых автомобилей - участников акции протеста. "Мы не выставляли все машины. Некоторые стоят дома, в гаражах. На сегодняшний день по всей стране в стачке участвует 70% грузоперевозчиков", - заявляет Сергей Владимиров, представитель петербургского отделения Организации перевозчиков России (ОПР). По его словам, перевозчики настроены решительно и будут бастовать до победного конца. Ситуация изменится через пару недель, когда на складах гипермаркетов начнут заканчиваться запасы, полагает собеседник .

Участники требуют полной отмены сбора за проезд по федеральным трассам. Сейчас системой "Платон" по концессионному соглашению управляет компания (РТИТС, принадлежит и фонду ).

Аванс Медведева

Дальнобойщики протестуют несмотря на то, что на прошлой неделе председатель правительства встречался с представителями некоторых ассоциаций водителей. По итогам встречи глава правительства распорядился повысить с середины апреля тариф на проезд по федеральным трассам не в 2 раза, а только на 25%, до 1,91 рубля за километр.

Кроме этого, премьер поручил своим подчиненным: упростить порядок предоставления льгот по транспортному налогу дальнобойщикам (они получают налоговый вычет на сумму, уплаченную "Платону"); проработать вопрос о скидках при оплате проезда в зависимости от пробега грузовика по федеральной трассе (чем дальше едет грузовик, тем ниже тариф); представить предложения по механизмам государственной поддержки лизинга большегрузных автотранспортных средств. В общем, премьер отреагировал на все жалобы дальнобойщиков. Тем не менее акция протеста началась.

Президент , встречавшийся с Дмитрием Медведевым (он, собственно, был основным спикером на встрече), сегодня в 11 утра приехал в Шушары к бастующим коллегам с предложением отказаться от акции протеста и вступить с властью в конструктивный диалог. "Откровенно говоря, я был послан некоторыми товарищами. Мне кажется, что людям, организующим стачки, не нужен порядок, они не хотят договариваться, им нужен бардак. Некоторые участники акции даже не знают, что была встреча с премьером, не знают, о чем мы договорились. Организаторы ничего не говорят об этом протестующим. Так проще управлять людьми. У нас разные пути. Я донес до людей информацию", - говорит Владимир Матягин.

"Мы уважаем Матягина, но он не дальнобойщик, у него ничего нет, и за ним никто не пойдет, - заявили несколько опрошенных "ДП" дальнобойщиков, участвующих в акции протеста. - Матягин договорился о скидках на "Платон", вот пусть и платит теперь, а мы не будем".

Все опрошенные "ДП" участники акции протеста оказались индивидуальными предпринимателями. Каждый откровенно сказал, что в системе "Платон" не зарегистрирован и регистрироваться не собирается. Любопытно, что за неоплату проезда никто не наказывает. Хотя законом предусмотрены штрафы 5 тыс. рублей и 10 тыс. - при вторичном нарушении за сутки. "Они боятся штрафовать. Сегодня напротив Смольного сожгли "Ниву". Это сделали не мы, а сочувствующие нам граждане, которые поддерживают нас и готовы пойти на более решительные меры, чтобы усилить нашу акцию", - говорит один из дальнобойщиков.

"Роль государства в том, чтобы сделать исполнение закона обязательным для всех. А так получается, что система "Платон" подрывает конкуренцию. Ставит законопослушных предпринимателей в невыгодное положение", - сетует Артем Баршай, генеральный директор ЗАО "Союзхимтранс-Авто".

Участники бессрочной акции не говорят, кто их финансирует, как будут жить их семьи, если акция затянется на несколько месяцев. "Моя семья поддерживает меня. Буду стоять вместе со всеми!" - выражает типичное мнение протестующих индивидуальный предприниматель Иван.

Не хотим, чтобы стало хуже

Зачем протестовать, если перевозчики могут переложить расходы по "Платону" на заказчика транспортных услуг? "Во-первых, конкуренция сегодня очень высокая, спрос низкий, рынок не позволяет поднять нам цену. Тарифы не менялись с 2008 года. Во-вторых, система "Платон" приведет к монополизации рынка. Мы недавно вернулись из Германии, где действует система TollCollect, наш "Платон" - аналог этой системы. Так вот, за время ее действия рынок автомобильных грузоперевозок Германии монополизировался. На нем действуют три крупные компании. Доходы водителей, которые работали как индивидуальные предприниматели, а потом перешли на работу в компании, существенно упали. Если раньше водитель мог снять номер в гостинице, то теперь ему приходится спать и есть в кабине. Вот что нас ждет. Мы этого не хотим. Я уже не говорю о повышении потребительских цен, когда все перевозчики начнут платить за проезд по федеральным трассам", - говорит Сергей Владимиров.

По оценкам дальнобойщиков, сегодня в системе "Платон" реально зарегистрировано 800 тыс. грузовиков из 1,6 млн транспортных средств массой свыше 12 тонн, которые обязаны оплачивать проезд по федеральным трассам. Причем не все из зарегистрированных перевозчиков платят, отмечают перевозчики. Платят, по их словам, крупные компании, в частности "Деловые линии". На долю крупных перевозчиков приходится примерно 25% подвижного состава 12-тонников.

Разорительный "Платон"

Дальнобойщики отмечают, что система "Платон" избыточна, они платят акцизы, транспортный налог, которые идут в дорожные фонды, и этого вполне достаточно. За прошлый год "Платон" собрал 18,5 млрд рублей, или 3% от совокупного дорожного фонда России. При этом большая часть сборов "Платона" пойдет не на дороги, а на вознаграждение оператора системы "Платон". , базовый размер ежегодного вознаграждения концессионера РТИТС, связанного с семьей Ротенбергов, составляет 10,610 млрд рублей без НДС. А с учетом налога надо ежегодно выплачивать из бюджета 12,520 млрд рублей в год - это минимум, так как вознаграждение, а точнее его неснижаемая часть (4,978 млрд рублей), индексируется "в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен".

За время правления Владимира Путина (16 лет) среднегодовой прирост потребительских цен в РФ составил 11,49%. При сохранении этих темпов роста можно предположить, что вознаграждение концессионера ежегодно будет возрастать в среднем на 796 млн рублей и через 13 лет достигнет 20,725 млрд рублей в год (24,456 млрд с НДС). А всего за 13 лет концессионер может заработать на "Платоне" 201,497 млрд рублей.

А если из собранных "Платоном" средств вычесть не только вознаграждение концессионера, но и вычет дальнобойщиков по транспортному налогу (9 млрд рублей), то получится, что совокупный объем средств, направляемых на дороги, сократился за прошлый год на 3 млрд рублей.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Протест водителей большегрузов чреват дефицитом основных товаров. Фото Кирилла Шипицина/ТАСС

Забастовка водителей большегрузов становится в России значимым экономическим фактором. «В связи с проведением всероссийской стачки дальнобойщиков возникли сложности с выполнением контрактных сроков доставки товаров», - предупреждает своих российских дилеров одна из крупных иностранных компаний. Из многих регионов страны поступают жалобы на невозможность грузового транспортного сообщения. И ситуация с каждым часом обостряется. Вчера в Москве был задержан Рустам Малламагомедов – один из активных участников протестов дальнобойщиков Дагестана.

На фоне угрозы возникновения дефицита машин и товаров в правительстве тем не менее обещают вернуться к обсуждению вопроса об отмене льготного тарифа и возвращению к изначально планируемому тарифу в 3,06 руб. за 1 км пробега. Об этом, в частности, сообщил вчера вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. «Вернемся (к этому вопросу. – «НГ»), только когда будут исполнены те поручения, которые дал премьер», – сказал он.

Напомним, еще в конце марта премьер Дмитрий Медведев провел встречу с представителями бизнеса в сфере автоперевозок, по итогам которой поручил рассмотреть ряд вопросов, в том числе упростить предоставление льгот по транспортному налогу для пользователей системы «Платон», подготовить предложения о введении скидок в зависимости от пробега автомобиля. Также было поручено представить предложения по господдержке лизинга большегрузных автомобилей и по совершенствованию системы весогабаритного контроля автомобилей. Тогда же Дмитрий Медведев пообещал «растянуть» экспериментальный период работы системы «Платон» (см. ).

Изначально же предлагалось сделать тариф по системе в размере 3,06 руб. за 1 км, но позже было принято решение ввести льготный период. Так, сейчас тариф составляет 1,53 руб. за 1 км, а с 15 апреля составит 1,91 руб. за 1 км.

Однако такое «послабление» властей не слишком устроило бастующих дальнобойщиков. Объявленная 27 марта всероссийская стачка водителей большегрузов не сходит на нет. Из разных регионов страны поступают сообщения о все большем числе примкнувших к ней перевозчиков.

На сегодняшний день к акции протеста присоединились водители из Уссурийска, Хабаровска, Владивостока, Благовещенска, Читы, Челябинска, Иркутска, Приморья, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Саратова, Казани, Сочи и других городов. Активными участниками оказались дальнобойщики из Дагестана.

Какова сегодня общая численность митингующих водителей, неизвестно. Перед началом стачки в Объединении перевозчиков России (ОПР), координирующем действия бастующих, полагали, что в акции примут участие около 10 тыс. дальнобойщиков из 50 регионов.

Свою стачку перевозчики называют бессрочной и выдвигают властям несколько требований. Среди них – полная отмена системы «Платон» и транспортного налога (поскольку перевозчики уже платят налог – акциз в плате за топливо), строительство адекватной инфраструктуры для отдыха водителей на трассах, а также корректировка норм в сфере контроля весогабаритных параметров.

При этом в ОПР подчеркивают, что свои требования дальнобойщики выдвинули не от хорошей жизни. Они, в частности, указывают, что себестоимость пробега грузового авто составляет 35 руб/км. Это почти равно средней стоимости фрахта – 35–40 руб. за км. С учетом ввода «Платона» за последние два года налоговые сборы с перевозчиков увеличились в три раза – со 150 тыс. руб. в год в 2015-м до 450 тыс. руб. в год в 2017-м, сообщают активисты.

Кроме того, участники акции обещали остановить доставку грузов по всей стране в знак протеста против системы «Платон». И некоторые сложности в доставке можно наблюдать уже сейчас. К примеру, компания Bosch в письме к дилерам и торговым сетям (копия письма есть в распоряжении редакции) сообщила, что «с 27 марта 2017 года в связи с проведением всероссийской забастовки дальнобойщиков по ряду направлений возникли сложности с исполнением контрактных сроков доставки заказов Bosch». «По поставкам, которые отгружаются с задержками, будем информировать вас дополнительно», – следует из письма компании.

При этом география перебоев с поставками и список товаров довольно широки. Так, сообщения о перебоях с поставками приходят из Красноярского края. «Приостановлены поставки овощей и фруктов с Китая. Сейчас Пасха на носу, уже звонят, заоблачные цены предлагают, чтобы мы поставляли яйца в город Красноярск, мы все отказываемся», – рассказывал региональным СМИ дальнобойщик Евгений Панков, подчеркивая, что в будущем следует ожидать напряженку с продовольственными товарами. Если же говорить о дефиците товаров, то на сегодняшний день ощущаются проблемы с перевозкой круп, продолжает руководитель компании «Автосоюз» Оксана Просяных.

В Алтае, как передают местные СМИ, к акции дальнобойщиков присоединились около сотни мелких грузоперевозчиков. Акция протеста не получилась массовой, но в отдельных сегментах транспортники смогли создать дефицит. «Сотня протестующих – капля в море. В Алтайском крае более тысячи перевозчиков. Но даже выпадение сотни игроков рынка способно создать небольшой дефицит транспорта», – отмечает директор транспортной компании «Сигма-5» Андрей Казанцев.

Как рассказал «НГ» один из участников рынка перевозок, дефицит транспорта наблюдается и в направлении Северо-Кавказского федерального округа. «Есть также сомнения и в сохранности груза и даже водителей. Многие собственники транспортных средств не отправляют машины в рейсы даже вместе с охраной», – рассказывает собеседник «НГ».

Отметим, ранее в СМИ проходили сообщения о том, что владельцам большегрузов, которые не желают участвовать в стачке дальнобойщиков, поступают угрозы. Об этом, в частности, сообщали активисты движения дальнобойщиков «12 тонн».

В целом же в результате стачки недозагрузка товарами на полках в магазинах вряд ли превысит 10%, рассуждают эксперты «НГ». «И речь будет идти здесь не о сетевых ретейлерах – так как у них система «дружбы» с «Платоном» уже налажена, а о средних и мелких единичных магазинах или небольших местных сетях», – полагает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Что касается регионов, то в большей степени стихийные забастовки могут негативно сказаться на Алтайском крае, сибирских регионах, а также в некоторых регионах Центральной России, продолжает он. «Кроме того, из-за бессрочного периода акций может образоваться дефицит некоторого вида товаров, например, накануне Пасхи может не хватать такого обязательного атрибута, как яйцо, или же цены на него поднимутся еще выше, чем обычно», – не исключает Яковенко.

При продолжении такой ситуации все жители крупных городов в скором времени смогут испытать проблемы с ограничением подвоза овощной продукции из теплых регионов, замечает директор Центра агропродовольственной политики Академии народного хозяйства и госслужбы Наталья Шагайда. «Проблемы будут и у самих производителей этой продукции. Это регионы с высокой плотностью населения и не самым богатым населением. А продукцию нужно быстро довести из Дагестана в Москву. При этом уже через пару месяцев пойдет сезонная продукция из теплых регионов», – обращает внимание она.

Впрочем, в Объединении перевозчиков России «НГ» указали на повышенную активность диспетчерских компаний по поиску автомобилей. «Это свидетельствует о том, что действительно дефицит автомашин присутствует», – полагают в организации. Сообщают в объединении и о наличии продуктового дефицита в таких регионах, как Забайкалье и Дагестан. «Здесь в основном говорят о недостачи молочной продукции», – говорит председатель мурманского отделения ОПР Мария Пазухина. Могут страдать от дефицита и северные регионы РФ. «То есть от недопоставок продуктов могут пострадать регионы, где в соответствии с климатическими условиями производство таких продуктов питания, как молоко и мясо, невозможно или крайне мало и не закрывает потребность региона», – поясняет она.

Впрочем, наличие дефицита признают далеко не все. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) указали, что большинство компаний – членов АКОРТ пользуются собственным транспортом либо услугами крупных транспортных компаний, поэтому не отмечают перебоев с поставками продуктов из-за забастовки дальнобойщиков. «Поставщики также исправно доставляют продукцию в соответствии с договорами», – сообщают в ассоциации. Впрочем, в АКОРТ не исключают, что «возможны отдельные случаи несоблюдения условий поставок».

Между тем конфликт вокруг «Платона» далек от разрешения. «В Москве на Хохловском переулке, 10, на выходе из здания, где проходила пресс-конференция о стачке перевозчиков, два человека в штатском с удостоверениями сотрудников полиции схватили Рустама Малламагомедова, активного участника движения дальнобойщиков, затащили в машину без номерных знаков и увезли в неизвестном направлении», – сообщают в ОПР.