знаменитый древнегреческий учёный и философ; ученик Платона; c 343 года до н. э. - воспитатель Александра Македонского; в 335/4 годах до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειον Лицей, или перипатетическую школу); натуралист классического периода; наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики; создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления; был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику

384 - 322 до н. э.

Многое может случиться меж чашей вина и устами.

Опьянение - добровольное сумасшествие.

Бедность - источник возмущений и преступлений.

Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

Благодарность быстро стареет.

Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.

Все мы испытываем блаженство вдвойне, когда можем разделить его с друзьями.

Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.

Не хорошо многовластье: один да будет властитель.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

Воспитание - в счастье украшение, а в несчастье прибежище.

Воспитание - лучший припас к старости.

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

Все кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.

Талантливые врачи придают исключительную важность точному знанию анатомии человека.

При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.

Больше должны ценить тех, кто растят и хорошо воспитывают детей, чем тех, кто их рожает.

Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать.

Добро для человека - это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью.

Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.

Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных.

Достоинство стиля заключается в ясности.

Друг - это одна душа, живущая в двух телах.

Никто не согласился бы жить без друзей, даже если бы ему предложили взамен все прочие блага.

Друг всем - ничей друг.

Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами.

О, друзья мои! Нет на свете друзей!

У кого есть друзья, у того нет друга.

Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить.

В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья - это надежное прибежище.

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.

Дружба - это одна душа, живущая в двух телах.

Наслаждение общением - главный признак дружбы.

Чувство жизни относится к вещам, которые сами по себе доставляют удовольствие, потому что жизнь - благо по природе.

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Жизнь требует движений.

Жить - значит делать вещи, а не приобретать их.

Из двух зол выбирай меньшее.

Познание начинается с удивления.

Это долг - ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.

Платон мне друг, но истина дороже.

Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине.

Хорошая книга - та, в которой сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так, как должно.

В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.

Все льстецы - прихвостни.

Хвалить людей в лицо - признак лести.

Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Не любит тот, кто не любит всегда.

Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино.

Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.

Матери больше любят своих детей, потому что они больше уверены, что это их дети.

Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.

Мудрость - это самая точная из наук.

Быть мужественным - значит обуздывать свой нрав. Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, т. е. направляет их туда, куда нужно и полезно.

Никто лучше мужественного не перенесёт страшное.

Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.

Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.

Мужество - добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.

Мужество - это мужество перед страхом, так что, когда страх умерен, мужество увеличивается.

Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.

Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется ему.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

Надежда - это сон наяву.

Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.

Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.

Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.

Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.

Корень учения горек, а плоды его сладки.

На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».

Остроумен тот, кто шутит со вкусом.

Политика - наилучшая [величайшая, важнейшая] из наук.

Принципы поступков - это то, ради чего они совершаются.

Совершать проступок можно по-разному… между тем поступать правильно можно только одним единственным способом…

Хвалу и осуждение получают в зависимости от того, по принуждению или нет совершен поступок.

В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.

Преступление нуждается лишь в предлоге.

Привычка находить во всем только смешную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит всегда на поверхности.

Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот раб.

речь

Ясность - главное достоинство речи.

Скромность - середина между бесстыдством и стеснительностью.

Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.

Серьёзное разрушается смехом, смех - серьёзностью.

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.

Совесть - это правильный суд доброго человека.

Человек достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости.

Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее - несправедливость - не часть порочности, а порочность вообще.

Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда.

Пусть будет страх - некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинит нам неприятность.

Страх определяют как ожидание зла.

Счастье на стороне того, кто доволен.

Счастье, по-видимому, заключается в досуге.

Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия - лучших, чем существующие.

Везение - это удачи, к которым непричастен испытующий разум.

Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Цель умозаключения - найти метод, при помощи которого можно было бы из правдоподобных делать умозаключение о всякой выдвинутой проблеме и не впадать в противоречие, когда мы сами отстаиваем какое-нибудь положение.

Оставил после себя не только открытия. Его высказывания стали крылатыми фразами и цитатами для людей во всём мире, афоризмы Аристотеля не перестали быть актуальными и сейчас. Подборку таких замечательных фраз греческого философа сделала Ольга Хлопкова , чтобы показать нам, что мудрость не стареет.

15 афоризмов Аристотеля из нашей жизни

Философ и мыслитель Древней Греции, Аристотель, обладал удивительной способностью давать четкие, законченные по смыслу определения тем или иным понятиям. Именно благодаря этому, его высказывания легко запоминались, повторялись и пронеслись через века. Мало кто из нас задумывается, что афоризмы Аристотеля, мы используем в своей речи и сегодня, иногда меняя слова, но суть остается неизменной.

  • Мы часто слышим «Из двух зол выбирай меньшее». А в «Никомаховой этике» Аристотеля: «Меньшее из зол надо выбирать» . Эту мысль продолжает древнеримский политик Цицерон: «Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может в них быть хорошего».
  • «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более».
  • «Желающий добиться успеха должен задавать правильные предварительные вопросы».
  • Не обошел он и денежную тему: «Нельзя гоняться за деньгами – нужно идти им навстречу».
  • Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.
  • Аристотель о любви: «Любовь – это теорема, которую необходимо доказывать каждый день».
  • Так же ясно Аристотель выделил признак дружбы.
    «Наслаждаться общением – главный признак дружбы».
  • Об отношении к людям:
    «Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами».
  • Каждый из нас когда-либо находился в ситуации, когда надо было разрядить обстановку. Что лучше всего справляется с этой задачей? Правильно, шутка. И по Аристотелю «шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых».
  • Понравился афоризм: «Остроумен тот, кто шутит со вкусом» .
  • По-моему, следующее изречение больше относится к человеческим взаимоотношениям: «Серьезное разрушается смехом, смех – серьезным».
  • Сложно спорить с тем, что «воспитание – лучший припас к старости» . Но здесь хочется вспомнить и английскую пословицу: «Не воспитывайте детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!»
  • Мы задаем вопрос, что такое счастье. Ответ, что каждый понимает его по своему, имеет место быть, но все-таки это очень расплывчато. Не так давно мне попалась одна статья, прочитав которую, я смогла дать определение «счастья». Это отсутствие неудовлетворенности в своей жизни. Будь-то здоровье, дети, родители, любимый человек, дом, друзья, любимое дело, достаток, дающий многие возможности в жизни и так далее. Аристотель сказал более ясно и красиво: «Счастье на стороне того, кто доволен».
    Но он же был философом. Как же без рассуждений)):

    «Для одних счастье — это нечто наглядное и очевидное, скажем, удовольствие, богатство и почет. У разных людей разное; а часто даже для одного человека счастье – то одно, то другое: ведь, заболев, люди видят счастье в здоровье, впав в нужду – в богатстве, а зная за собой невежество, восхищаются теми, кто рассуждает о чем-нибудь великом и превышающем их понимание»

    Немного объемнее, но суть та же – быть довольным своей жизнью.

  • Да, и еще одно. Мне кажется, что нам следует помнить: «Достоинство речи быть ясной и не быть низкой» .
  • И в заключение главный философский вопрос «в чем смысл жизни?»
    «В чем смысл жизни? — Служить другим и делать добро» . А «чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать» . Аристотель)))

Если каждый будет этому следовать, то мир станет чуточку лучше…

Мне бы этого очень хотелось. А вам?

Ольга Хлопкова.

Благодарю Ольгу за активную поддержку конкурса, до окончания которого осталось всего три дня. Мысли Аристотеля не потеряют своей актуальности ещё многие века, ведь люди остаются теми же, человеческая природа не меняется.

Ещё несколько афоризмов Аристотеля, уже на греческом языке:

«Тот, кто дружит со всеми, никому не является другом» . Короткая фраза, имеющая глубокий смысл. Нормальный человек не способен одинаково относиться ко всем, настоящая дружба — редкий дар. А тот, кто пытается угодить всем для собственной выгоды, просто холодный эгоист.

«Каждый может рассердиться, это легко. А вот рассердиться на того, на кого надо, так сильно, как надо, по правильной причине, в нужный момент и нужным способом, вот это совсем не легко.» Наверное, сердиться так, как говорит Аристотель, — это высший пилотаж, доступный немногим. Но — опять прав!

«Правда и справедливость от природы имеют бОльшую силу, чем ложь и несправедливость». А вот это то, во что очень хочет верить каждый человек. Раз в это верил такой мудрец, как Аристотель, есть надежда, что так и есть!

И напоследок — актуальные особенно сейчас для Греции слова Аристотеля о жестоком налогообложении:

«…Цель тирании — нищета граждан, чтобы, во-первых, содержалась на их деньги стража её безопасности, и во-вторых, чтобы граждане были заняты и чтобы у них не оставалось времени для посягательств на режим. К такому результату стремится как наложение больших налогов, всасывание имущества граждан, так и затея строительств больших сооружений, истощающих государственную казну…»

Тут, по-моему, и комментарии не нужны. Налоги в Греции выросли значительно, некоторые — в несколько раз, появились новые. Граждане озабочены выживанием, поисками работы и не слишком активно участвуют в протестных акциях. А о сооружениях — достаточно вспомнить Олимпиаду 2004 года, проведенную с такой помпой, как будто она проходила не в маленькой стране с 10-миллионным населением, а где-нибудь в… ну, скажем, в Германии. Тогдашний премьер был большим поклонником этой державы. Олимпиада, кроме всего прочего, ознаменовалась скандалами по поводу взяток политикам от компании Siemens и много чего другого. А дорогущие олимпийские сооружения, за редким исключением, благополучно сгнили и разрушились за эти годы.

Тирания в данном случае — не правительства Греции, которое давно уже перестало что-то решать, как бы они там не надували щёки. Скорее — Евросоюза, хотя тут не буду лезть в политические дебри и искать причины всех проблем.

В общем, вы уже поняли, что афоризмы Аристотеля таковы, как будто он писал о нашей с вами жизни и о современном мире. Его фразы пробуждают работу ума, заставляют задуматься. После окончания конкурса я сама подберу интересные мысли Аристотеля, любопытно сравнить его понимание жизни и современность.

Нет сомнений в том, что Аристотель является самым известным философом на планете. Несмотря на то что он жил в далеком прошлом, его до сих пор чтут, читают его изречения и труды, размышляют над его теориями, которые не утратили своей актуальности и в XXI веке. Наверняка Аристотель, цитаты и афоризмы которого очень популярны среди народа, был человеком со сложным характером (его недоброжелатели говорили, что он любил яркие одежды, имел подстриженную бороду, лицо его всегда выражало насмешку, а сам он был болтлив до неприличия), но нас это не должно разочаровывать - все гении со странностями. Тем более что за достоверность информации никто ответственности сегодня не несет, и вполне возможно, что этот древнегреческий философ был совсем не таким, каким его описывали те, кто его недолюбливал - попросту враги. Потому отнесемся к их высказываниям о нем с долей разумного скептицизма.

Аристотель - мудрец и философ

Тысячелетия прошли с тех пор, как Аристотель выражал свои мысли вслух, и можно предположить, что его изречения, миллионы раз переписанные и перепечатанные, имели в своем первоначальном виде несколько иное содержание. Вероятно также, что часть из них была высказана совсем иными людьми, а затем уже им было приписано авторство Аристотеля. Тем не менее в большинстве своем цитаты Аристотеля, которые сегодня читает современный пользователь интернета, имеют его стилистику и манеру преподнесения, что дает возможность предположить, что их изрек когда-то именно этот гений Древней Греции.

Великий учитель и легендарный ученик

Конечно, Аристотель был неординарным человеком. Человеком с большой буквы. Слава о нем разошлась по всему свету еще во времена его жизни. Его по достоинству оценил отец Александра Македонского, потому и нанял его в качестве наставника для своего отпрыска, ставшего позже легендарным полководцем и царем. Думается, что Александр и стал Великим во многом благодаря знаниям, полученным от своего учителя. Давайте и мы станем на время учениками Аристотеля и попытаемся понять изречения легендарного мыслителя. Наверняка во многих из них заложены зерна истины, которые могут помочь в жизни, если грамотно к ним отнестись.

Цитаты Аристотеля о жизни

Вот одна из его цитат: «Жизнь требует движения». Аристотель много путешествовал, постоянно переезжал из города в город. И если говорить применительно к его жизни, то она уж точно не стояла на месте. Философ был весьма деятельным человеком, он не любил спать подолгу и, ради того чтобы пораньше проснуться, всегда ложился на ночь, держа в руке медный шар, который падал на медную же пластину и создавал чудовищный грохот. Вот такой интересный, хоть и примитивный, будильник придумал Аристотель, прозванный за свои нетривиальные изобретения некоторыми его современниками чудаком.

Любая цитата Аристотеля ясна и понятна каждому человеку. К примеру, вот это высказывание: «Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования». С ним очень трудно не согласиться. Неизвестно, был ли счастлив сам философ, однако наверняка стремился к этому всей своей душой. Вероятно, на пути к счастью он не единожды разочаровывался, но своего мнения, думается, насчет смысла жизни не поменял и будучи на смертном одре.

Еще одна цитата Аристотеля показывают его отношение к разным слоям общества. «Жить - значит делать вещи, а не приобретать их». И тут все очень доходчиво Аристотель объяснил всем нам. Наверняка и в его время ценились ремесленники и крестьяне, которые тяжким трудом создавали вещи и продукты, приобретаемые богачами. Нетрудно предположить, на чьей стороне были симпатии прославленного мыслителя.

Цитата Аристотеля о человеке и о его главном отличии, доказывающем его исключительность в сравнении с другими представителями флоры и фауны, - «Из всех живых существ только человеку свойственен смех». Вновь Аристотель высказал истину, которую подтвердит сегодня каждый школьник. Видимо, он ценил юмор, любил и сам пошутить и любил тех, кто умел это делать. Можно еще добавить, что человеку свойственны еще и насмешки, но это уже совсем про другое.

Аристотель: емко о любви

Высказывался также Аристотель о любви. Цитаты его и про нее заслуживают пристального внимания. Например, вот эта: «Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо». Философ о любви знал не понаслышке, был дважды женат. Первая его жена была не совсем приятной по характеру женщиной, сообщают его современники, однако думается, что Аристотель любил ее со всеми недостатками, потому и многое ей прощал. Наверняка следовал своему же правилу, потому и желал добра даже тем, кто не соответствовал стандартам хорошего человека.

«Любовь — это теорема, которую необходимо каждый день доказывать». Что подразумевается под этим? Думается, Аристотель в этом случае высказывается о необходимости постоянного проявления своих чувств при помощи своих поступков. Что же, и это верно, ведь даже дерево зачахнет, если к нему не отнестись с должным вниманием, что уж тут говорить о людях, которые обделены любовью со стороны близких и друзей.

«Не любит тот, кто не любит всегда». Аристотель, видимо, указывает на тех, кто не способен на чувства - людей черствых и эгоистичных. Понятие «любовь» очень широкое, и для тех, кого волнует лишь собственная судьба и ничья более (то есть для людей, узко видящих мир), оно абсолютно недоступно.

С Аристотелем по жизни

Цитата Аристотеля - это руководство к жизни. Многое из сказанного этим величайшим философом нужно выучить наизусть и попытаться выстроить свою жизнь по принципам, обозначенным в этих изречениях.

Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.Благодарность быстро стареет.Достоинство речи - быть ясной и не быть низкой.В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия.Друг всем - ничей друг.Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.Жизнь требует движения.Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия - лучших, чем существующие.Кто спрашивает, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, тот слеп.Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.Многое может случиться меж чашей вина и устами.Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.Надежда - это сон наяву.Наслаждаться общением - главный признак дружбы.Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они суть, и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не таковыми, какими он их знает.Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.О, друзья мои! Нет на свете друзей!Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.Преступление нуждается лишь в предлоге.Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.Серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.Счастье человека состоит в беспрепятственном приложении его преобладающей способности.Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.У кого есть друзья, у того нет друга.Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь.Хороша книга, если автор в ней высказывает только то, что следует, и так, как следует.Хотя мы и смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего.Человек по своей природе есть существо общественное.Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.Это долг - ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.Воспитание - в счастье украшение, а в несчастье - прибежище.Все льстецы - прихвостни.Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь, истинных.Деяние есть живое единство теории и практики.Друг - это одна душа, живущая в двух телах.Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом - одно и то же.Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.И в каком-то отношении вещи подвергаются воздействию со стороны времени - как мы имеем обыкновение говорить: "точит время", "все стареет от времени", "все со временем забывается", но не говорим: "научился от времени" или "сделался от времени молодым и красивым", ибо время само по себе скорее причина уничтожения: оно есть число движения. Движение же лишает существующее того, что ему присуще.Излишество в удовольствиях - это распущенность, и она заслуживает осуждения.Каждый может разозлиться - это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно - это дано не каждому.Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.Мудрость - это самая точная из наук.Мужество - добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.Мы вместе ощущаем и движение, и время; и если даже темно и мы не испытываем никакого воздействия на тело, а какое-то движение происходит в душе, нам сразу же кажется, что вместе с тем протекло и какое-то время. И наоборот, когда нам кажется, что прошло какое-то время, вместе с тем, предполагается, что произошло какое-то движение.Назначение человека - в разумной деятельности.Начало есть более чем половина всего.Не любит тот, кто не любит всегда.Никто лучше мужественного не перенесет страшное.Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.Остроумен тот, кто шутит со вкусом.Платон - друг, но истина дороже.Привычка находить во всем только смешную сторону - самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.Раб предпочитает раба, господин - господина.Свойство тирана - отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.Совершенно очевидно, что из числа полезных (в житейском обиходе) предметов следует изучать те, которые действительно необходимы, но не все без исключения.Страдательные состояния души неотделимы от природной материи живых существ. Страдательные состояния существуют вместе с телом."Теперь" - каждый раз иное, оно непрерывно возобновляется, мы мыслим о нем как о точке, но это не одна и та же точка. А поскольку мы мыслим о нем и ощущаем его, оно имеет смысл только в связи с человеческой душой. Без души, способной считать, будет существовать только субстрат времени, субстрат считаемого. И нам кажется, что время присуще всему на небе, на море и на земле только потому, что мы все это наблюдаем.Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо Бог.У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать, известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают.Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.Хорошо рассуждать о добродетели - не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит еще быть справедливым на деле.Человек - это то, что он постоянно делает.Ясность - главное достоинство речи.Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых.


Александр Данилович Меншиков (6 (16) ноября (1670?)1673, Москва - 12 (23) ноября 1729, Берёзов) - российский государственный и военный деятель, сподвижник и фаворит Петра Великого, после его смерти в 1725-1727 - фактический правитель России. «...Счастья баловень безродный, полудержавный властелин...», как назвал его А. С. Пушкин, не знал устали в больших и малых делах, помогая великому Петру во всех его начинаниях.

Имел титулы Светлейшего князя Российской империи, Священной Римской империи и герцога Ижорского (единственный русский дворянин, получивший герцогский титул), первый член Верховного Тайного Совета Российской империи, президент Военной коллегии, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга (1703-1727), первый российский сенатор, полный адмирал (1726). Генерал-фельдмаршал (1709), при Петре Втором - генералиссимус морских и сухопутных войск (12 мая 1727).

Сын польского шляхтича из Великого княжества Литовского Даниэля Менжика (ум. 1695) и дочери купца Анны Игнатьевны. Александр Меншиков был родом из обедневших литовских дворян (по одной из официально признаных при его жизни версий, написанной в 1720-х годах, вызывающей сомнения у историков), имел образование, хотя зарубежные источники, с которых копировали свои выводы отечественные историки, часто представляли Меншикова безграмотным.



В детстве Александр Меншиков по воле случая был взят в слуги Ф. Я. Лефортом. В 1686 году двенадцатилетний Александр Меншиков, отданный отцом к московскому пирожнику, продавал в столице пироги. Мальчишка отличался остроумными выходками и балагурством, что долго было в обычае у русских разносчиков, этим он заманивал к себе покупателей. Случилось ему проходить мимо дворца знаменитого и сильного в то время Лефорта; увидев забавного мальчика, Лефорт позвал его к себе в комнату и спросил: «Что возьмешь за всю свою коробку с пирогами?» - «Пироги извольте купить, а коробки без позволения хозяина я продать не смею», - отвечал Алексашка - так звали уличного мальчика. «Хочешь у меня служить?» - спросил его Лефорт. «Очень рад, - отвечал Алексашка, - только надобно отойти от хозяина». Лефорт купил у него все пирожки и сказал: «Когда отойдёшь от пирожника, тотчас приходи ко мне».


С неохотой отпустил пирожник Алексашку и сделал это только потому, что важный господин брал его в свою прислугу. Меншиков поступил к Лефорту и надел его ливрею. По близости последнего к царю Александр в 14 лет принят Петром в денщики, сумел быстро приобрести не только доверие, но и дружбу царя, стать его наперсником во всех затеях и увлечениях. Помогал ему в создании «потешных» войск в селе Преображенском (с 1693 года значился бомбардиром Преображенского полка, где Пётр являлся капитаном).



Меншиковский дворец. Ораниенбаум.

Имеется еще русское известие о том, что Меншиков родился около Владимира и был сыном придворного конюха, а генерал П. Гордон говорит, что отец его был капралом в Преображенском полку. И то и другое вполне возможно: ведь первые потешные полки и набраны были из конюхов и придворных служителей. "…Меншиков происходил от дворян белорусских. Он отыскивал около Орши своё родовое имение. Никогда не был он лакеем и не продавал подовых пирогов. Это шутка бояр, принятая историками за истину." - Пушкин А.С.: История Петра. Подготовительные тексты. Года 1701 и 1702.


Меншиков безотлучно находился при царе, сопровождая его в поездках по России, в Азовских походах 1695-1696, в «Великом посольстве» 1697-1698 в Западную Европу. Со смертью Лефорта Меншиков стал первым помощником Петра, оставаясь его любимцем многие годы. Наделённый от природы острым умом, прекрасной памятью и большой энергией, Александр Данилович никогда не ссылался на невозможность исполнить поручение и делал всё с рвением, помнил все приказания, умел хранить тайны, как никто другой мог смягчать вспыльчивый характер царя.


Слишком известно, каким образом мариенбургская пленница сделалась царицей Екатериной Алексеевной, чтобы на этом подробно останавливаться. Приблизительно в феврале или марте 1704 г. в доме Меншикова встретился с Екатериной Петр, и с этого времени начинается их связь, закрепившаяся в том же году рождением сына, Петрушки. Меншиков был настолько благоразумен, что не только не стал противодействовать развивавшейся привязанности царя, но и всячески ей содействовал, верно оценив все выгоды такого образа действий; а Екатерина, всецело обязанная ему своим возвышением, не только помнила и покровительствовала своему старому приятелю, но и сохранила на всю жизнь к нему дружественное расположение.


18 августа 1706 г. состоялась свадьба Меншикова с Дарьей Михайловной Арсеньевой. Красавица собой, по общему отзыву современников, Дарья Арсеньева была простой и веселой, преданной и любящей женщиной, ничем не выдававшейся в жизни, настолько скромной, что в письмах всей компании к "радости-капитану" Петру она подписывалась "Дарья-глупая". Родились дети- Мария (26 декабря 1711, Санкт-Петербург - 1729, Берёзов), Александра (17 декабря 1712-13 сентября 1736), Александр(1 марта 1714-27 ноября 1764).



Портрет светлейшей княгини Д. М. Меншиковой. Неизвестный художник. 1724-1725 гг.


Портрет Марии Меншиковой. И. Г. Таннауэр (?). 1722-1723 гг


Портрет Александры Меншиковой. И. Г. Таннауэр (?). 1722-1723 гг.

Показав себя прекрасным кавалерийским начальником, Меншиков одержал блестящую победу над шведско-польским корпусом под Калишем 18 октября 1706 года, ставшую первой победой русских войск в «правильной битве». В награду за эту победу Александр Данилович получил от царя жезл, украшенный драгоценными камнями, и был произведён в полковники лейб-гвардии Преображенского полка.


Награды, получаемые Меншиковым, были не только военными. Ещё в 1702 году он по ходатайству Петра пожалован титулом графа Римской империи, в 1705 году стал князем Римской империи, а в мае 1707 года царь возвёл его в достоинство светлейшего князя Ижорского. Постепенно росло и материальное благосостояние светлейшего князя, число дарованных ему поместий и деревень.


Пётр I во многих военных вопросах полностью доверял интуиции и расчётливому уму своего любимца, почти все инструкции, директивы и наставления, которые царь рассылал войскам, проходили через руки Меншикова. Он был у Петра как бы начальником штаба: подав мысль, царь нередко поручал разработать её своему ближайшему помощнику, и тот находил способ воплотить её в дело. Его быстрые и решительные действия вполне соответствовали кипучей энергии Петра.


Меншиков сыграл большую роль в Полтавском сражении (27 июня (8 июля) 1709), где командовал сначала авангардом, а затем левым флангом русской армии. За Полтаву Меншиков был удостоен чина генерал-фельдмаршала. Кроме того, в его владения были переданы города Почеп и Ямполь с обширными волостями, увеличившие число его крепостных на 43 тысячи душ мужского пола. По числу крепостных он стал вторым после царя душевладельцем в России. При торжественном въезде Петра в Москву 21 декабря 1709 года Александр Данилович находился по правую руку царя, чем подчёркивались его исключительные заслуги.


В 1714 году Александр Данилович Меншиков был избран членом Лондонского королевского общества. Письмо о принятии было написано ему лично Исааком Ньютоном, оригинал письма хранится в архиве Российской Академии Наук. Меншиков стал первым русским членом Королевского общества.


В 1718-1724 и 1726-1727 годах светлейший князь являлся президентом Военной коллегии, отвечал за обустройство всех вооружённых сил России. В день заключения Ништадтского мира, завершившего длительную борьбу со шведами, Меншикову присвоен чин вице-адмирала.


Несмотря на щедрые награды и почести, получаемые от царя, Александр Данилович отличался непомерным корыстолюбием, неоднократно уличался в присвоении казённых средств и лишь благодаря снисходительности Петра отделывался выплатой крупных штрафов. «Где дело идёт о жизни или чести человека, то правосудие требует взвесить на весах беспристрастия как преступления его, так и заслуги, оказанные им отечеству и государю… - считал Пётр - …а он мне и впредь нужен». По сведениям официальных историков, Петр I "разрешил" Меншикову использовать свою монограмму "РР".


Основной нечестно нажитый капитал составили отнятые под самыми разными предлогами земли, вотчины, деревни. Специализировался на отнятии у наследников выморочного имущества. Покрывал раскольников, беглых крестьян, взимая с них плату за проживание на своих землях. После смерти Лефорта Петр скажет о Меншикове: «Осталась у меня одна рука, вороватая, да верная».


После смерти Петра светлейший князь, опираясь на гвардию и виднейших государственных сановников, в январе 1725 года возвёл на престол жену покойного императора Екатерину I и стал фактическим правителем страны, сосредоточив в своих руках огромную власть и подчинив себе армию. Со вступлением на престол Петра II (сына царевича Алексея Петровича) он был удостоен чина полного адмирала и звания генералиссимуса, его дочь Мария была обручена с юным императором.



Портрет генералиссимуса А. Д. Меншикова. Первая четверть XVIII в. Неизв. худ.

Но, недооценив своих недоброжелателей и по причине продолжительной болезни, утратил влияние на юного императора и вскоре был отстранён от управления государством. Вследствие борьбы за власть, закулисных интриг в среде высших государственных чиновников и придворных, сторона Меншикова проиграла. Александр Данилович был арестован, без суда, но по результатам работы следственной комиссии Верховного Тайного совета, указом 13-летнего мальчика-императора Петра II был отправлен в ссылку в крепость Раненбург (г. Ранненбург Ряз. губ., сейчас Чаплыгин Липецкой области).



г. Чаплыгин Липецкой области. Дом А.Д. Меньшикова.

11 сентября 1727 г. громадный поезд, состоявший из четырех карет и множества разнообразных экипажей, конвоируемый отрядом в 120 человек, увозил Меншикова с семьею и многочисленной прислугой из столицы, которая была ему стольким обязана, чтобы больше никогда уже не вернуться в "парадиз" Петра Великого. Радость по поводу падения Меншикова была всеобщей - "погибла суетная слава прегордого Голиафа", "тирания, ярость помешанного человека, разрешилась в дым".


После первой ссылки был лишён по обвинению в злоупотреблениях и казнокрадстве всех занимаемых должностей, наград, имущества, титулов и сослан со своей семьёй в сибирский городок Берёзов Тобольской губернии. Жена Меншикова, любимица Петра I, княгиня Дарья Михайловна, скончалась в пути (в 1728 году в 12 верстах от Казани). В Берёзове Меншиков сам построил себе деревенский дом (вместе с 8 верными слугами) и церквушку. Известно его высказывание того периода: «С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу».



В. И. Суриков. "Меншиков в Берёзове".

Позже в Сибири началась эпидемия оспы. Сначала умерла его старшая дочь (по одной из версий), а затем и он сам, 12 ноября 1729 года, в возрасте 56 лет. Меншикова похоронили у алтаря построенной его руками церкви; потом река Сосьва смыла эту могилу.



Березово. Храм, построенный Меньшиковым.

Несчастная царская невеста, княжна Марья, которая принадлежала к тем тихим, кротким и простым женским натурам, которые умеют только любить и страдать, которые как бы созданы для семейных радостей, забот и печалей домашней жизни. И характером, и лицом она сильно напоминала свою мать. Местное предание рассказывает, что будто вслед за Меншиковым приехал в Березов молодой князь Ф. Долгоруков, любивший княжну Марью, и обвенчался с нею. Через год княгиня Долгорукова скончалась родами двух близнецов и была похоронена вместе с детьми в одной могиле недалеко от Спасской церкви, на крутом берегу р. Сосвы.