Как сообщил глава комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев, в перспективе учебный день учащихся старшей школы будет делиться на две части: образовательную и воспитательную. От изучения некоторых предметов предполагается отказаться «в пользу воспитания патриотизма». Обсуждение нововведения будет проходить до 15 февраля, а реализуют идею в течение всего года.

Два года назад педагоги и родители протестовали против введения в школах Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который разрушал всю сложившуюся методику преподавания и систему критериев, по которым оценивались достижения ученика. Специалисты жаловались: тупая и бессмысленная зубрежка заменяет усвоение знаний, детей отучают от самостоятельного мышления, вместо того, чтобы развивать его; в основе реформы лежит возведенное в административный принцип недоверие и неуважение к учителю.

Увы, сейчас даже эта система, в том виде, в каком ее навязали нам за последние два года, может показаться верхом совершенства по сравнению с новой реформой образования, продвигаемой в Государственной Думе депутатами от «Единой России». В соответствии с предлагаемым проектом учебный день в старших классах будет делиться на две части: образовательную и воспитательную. Иными словами, под предлогом борьбы за нравственность программа обучения будет сокращена почти наполовину. Отмене подлежат целые учебные направления. Разные науки скомкают в общий предмет «естествознание», заменив систематическое обучение обрывочными сведениями из разных наук. Зато половину времени посвятят теперь урокам нравственности и патриотизма. Как этому можно научить? И по каким критериям будет оцениваться результат? Что будет с учениками, патриотизм которых будет оценен ниже среднего? И кто будет оценивать?

Нравственность и патриотизм, бесспорно, очень важны, но в том-то и дело, что общество и государство, которое не может воспитать эти качества естественным образом, не достигнет успеха, сколько бы часов ни отводить на подобные занятия в школе. Хотя все прекрасно понимают, что слова о нравственности и патриотизме имеют в понимании чиновников и депутатов от «Единой России» специфический смысл.

Под любовью к Родине и уважением к старшим, они понимают исключительно послушание и подчинение начальству. Иными словами, самим себе.

Депутатам, впрочем, и этого мало: в качестве обязательной части обучения предлагается возить старшеклассников по местам боевой и трудовой славы. Интересно, куда и за чей счет будут возить школьников, скажем, из Якутии, где, по счастью, никаких боев ни с кем не было? Видимо, деньги в стране еще не совсем кончились. На ремонт школьных зданий и зарплату учителей-предметников их найти не удастся, а вот на дорогостоящие экскурсии — запросто.

Поскольку специалистов по обучению школьников нравственности и патриотизму нигде не готовят, подобная задача, скорее всего, упадет на тех самых чиновников, которых президент Д. Медведев собирается сократить из министерств по причине нехватки денег. Финансирование школ тоже будет резко сокращено, но, разумеется, не за счет заботы о нравственности.

С методической точки зрения в школе произойдет катастрофа. Просто не может такого быть, чтобы половина учебного времени в старших классах была отдана одному единственному предмету. В течение прошедших двух лет расписание и программу старших классов радикально перекраивали, дабы обеспечить подготовку учеников к сдаче ЕГЭ. Однако теперь именно эта система, построенная под давлением чиновников и депутатов, навязавших школе предыдущую реформу, в очередной раз ломается - ради введения чего-то ещё более дикого и абсурдного.

Параллельно Министерство образования и науки выступило с другой, не менее поразительной инициативой. Школы, где готовят будущих музыкантов, танцоров балета, и другие подобные заведения, будут реорганизованы. Согласно планам чиновников, детей начнут учить не с 7 лет, как раньше, а только с 15 лет. Школы при этом лишаются и права отбора учеников. Важно будет не то, у кого есть, например, музыкальный слух, а кто первым подал заявку.

Не дожидаясь принятия подобного закона, правительство уже перевело финансирование художественных школ из федерального бюджета в местный. Иными словами, денег там не будет, а в перспективе большинство этих школ будет просто закрыто.

Россия, которая давно уже утратила статус великой промышленной державы, могла до недавнего времени утешать себя, что наша скрипичная школа всё равно лучшая в мире, «а также в области балета мы впереди планеты всей». Теперь не будет и этого.

О том, что реформа, проводимая министерством образования и депутатами-единороссами, чудовищна, нет смысла долго рассуждать. Это очевидно настолько, что даже знакомые мне чиновники и функционеры «партии власти» при упоминании подобных инициатив прячут лица и начинают оправдываться: мол, они лично к этому безобразию не имеют никакого отношения. Но в последнее время больше всего меня стал занимать вопрос о том, что творится в мозгах у тех, кто разрабатывает и принимает такие законы. И неожиданно я осознал, что руководствуются они исключительно любовью к людям. Ведь им самим, несомненно, трудно давалась учеба в школе, у них нет музыкального слуха, а кого-то наверняка мучили родители бесполезными занятиями. Они так ничего и не усвоили в школе, ничего не выучили, ничего не знают, ничего не поняли, а по большому счету вообще ничего не соображают. И, тем не менее, именно они обладают богатством, властью, влиянием. И они, несомненно, счастливы — в отличие от бьющихся в поисках финансирования ученых, специалистов, с ужасом наблюдающих за развалом отраслей, которым отдали жизнь, интеллектуалов, понимающих, куда катится общество.

Меньше знаешь — крепче спишь, говорит известная пословица. Авторы «патриотической идеи» явно судят о человечестве по себе. И они искренне желают нам всем долгого и приятного сна.

  • Следуйте своим предпочтениям. И выбирая метод, и решая, какой терапевт вам нужен.
  • Проверяйте компетентность психотерапевта. Он должен четко и ясно ответить на ваши вопросы о своем образовании, методе работы и расценках.
  • Не позволяйте вовлечь себя в отношения за пределами терапии. Профессиональный этический кодекс запрещает психотерапевтам любовные, сексуальные, дружеские и деловые контакты с клиентами.

Итак, вы решились и не намерены откладывать этот шаг. Вы идете к психотерапевту! Да, но к какому именно? И как узнать, заслуживает ли он доверия? Пять читателей Psychologies рассказали о своем опыте. Прокомментировать эти истории мы попросили клинического психолога и психотерапевта Елену Т. Соколову.

Елена Теодоровна Соколова, клинический психолог, доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова.

Как выбрать психотерапевта?

«Первый раз я искала психотерапевта по интернету, – делится 48-летняя Нина. – Не зная разницы между специалистами, я действовала от обратного. Психоаналитик? Не хочу, чтобы это длилось десять лет. Психиатр? Я не сошла с ума, а просто пытаюсь понять, что со мной. Я выбрала психолога – она к тому же принимала поблизости от меня. Первая встреча прошла плохо: она все время отвлекалась, отвечала на звонки. На вторую встречу я не пошла. Прошло несколько месяцев, прежде чем я обратилась к другому психологу».

Елена Т. Соколова: Полезно заранее иметь некоторое представление о традиционных методах психотерапии – это позволит избежать псевдоспециалистов. Кроме того, необходимо узнать о репутации того, к кому вы идете на прием. В идеале после первой же встречи должно остаться ощущение, что вам стало лучше, легче оттого, что кто-то вас действительно слушает, внимателен к вашим переживаниям, пытается понять и помочь. Обстановка в кабинете, внешность терапевта, то, как он вас встречает, насколько он пунктуален и в то же время естественен, – все это факторы, которые побуждают довериться ему. Но если вы сомневаетесь, поговорите с ним об этом. Хороший психотерапевт примет ваши сомнения и использует их, чтобы вместе разобраться, где проявляются ваши страхи и установки, а где он действительно что-то делает не так. Это станет еще одним шагом к установлению доверия. Плохой терапевт не обратит внимания на ваши сомнения или придумает для себя оправдание. Так что у вас останется ощущение, что он вас не понимает».

О чем спросить на первой встрече?

«На первом сеансе я выложила все свои проблемы, – вспоминает 36-летняя Раиса, – и психотерапевт мне сказал: «Будем встречаться два раза в неделю, за сеанс 5000 рублей». Я согласилась, хотя не могла позволить себе такие расходы. Только через несколько недель я поговорила с ним об этом. Он спросил, сколько я собиралась платить и как часто хотела встречаться. Мы это обсудили. Тут я осознала, что при первой встрече я ничего у него не спросила. Я полностью положилась на психотерапевта, так же как я полагаюсь на других людей – до такой степени, что теряю себя. Навязывая мне тариф и частоту встреч, психотерапевт побудил меня на это реагировать и тем самым начать меняться».

Е. С.: На первой встрече психотерапевт старается понять, в чем состоит ваша проблема, чтобы выбрать направление психотерапии. Но и вы тоже должны задавать вопросы. Спросите у него, какую подготовку он получил, состоит ли он в каком-либо объединении, имеющем свой кодекс профессиональной этики. Если психотерапевт отказывается отвечать на эти вопросы, вас должно это насторожить. Будьте внимательны: на первом приеме психотерапевт должен предложить вам обсудить практическую сторону ваших взаимоотношений (частоту встреч, их длительность, оплату, возможные санкции за пропущенные сеансы). При этом квалифицированный психотерапевт будет руководствоваться прежде всего диагностическими критериями, полученными в ходе первичного интервью с вами. Будьте критичны, но избегайте проекций: неудовлетворенность работой психотерапевта может быть признаком вашего сопротивления процессу психотерапии. Можно отдавать себе отчет в том, что нуждаешься в помощи специалиста, однако бессознательно уклоняться от пересмотра форм поведения или отношений, которые хоть и заставляют страдать, но (в силу привычки) кажутся более безопасными, нежели неопределенность нового. В этом случае легче объявить всех специалистов плохими – лишь бы не подвергаться столь неприятной, как правило, длительной, а часто и болезненной процедуре, как психотерапия. Однако если вы не чувствуете на первой встрече, что это «ваш» терапевт, вы можете обратиться к другому специалисту.

Стоит ли обращаться к психотерапевту моего друга?

«Когда меня уволили, я решил посоветоваться с психологом и обратился за советом к своему другу Севе, потому что знал, что он доволен своим психотерапевтом, – объясняет 28-летний Сергей. – А через несколько месяцев влюбился в Наталью, с которой познакомился у того же Севы. Я много говорил о своих чувствах на сеансах. И вдруг Сева сообщил, что сделал Наталье предложение! Я был в смятении. Конечно, психотерапевт, к которому мой друг продолжал ходить все это время, знал о его намерениях. Он сохранил наши тайны, но все равно я чувствовал себя преданным. Это было очень тяжело».

Е. С.: Есть плюсы в том, чтобы обратиться к специалисту, которого вам порекомендовали, – не нужно наводить справки, ведь друг может удостоверить компетентность своего терапевта. Но ситуация, когда два пациента знакомы и одновременно проходят терапию у одного специалиста, недопустима. Терапевт рискует оказаться меж двух огней. Доверие пациентов будет вступать в конфликт с его обязанностью хранить тайну. Если это не семейная психотерапия, он должен отказаться их принимать. Другое дело, если терапия друга или близкого родственника окончена: тогда конфликта интересов не будет. Чтобы работа была эффективной, не следует обращаться за помощью к специалистам, с которыми у вас есть деловые контакты; с которыми вы состоите в родственной, интимной или дружеской связи. В этом случае все ее участники оказываются в запутанных и двойственных отношениях.

Мужчина или женщина?

«В 17 лет я страдала от расстройства пищевого поведения, – рассказывает 25-летняя Алина. – Врач предложил пройти психотерапию. Я согласилась при условии, что это будет мужчина. Думаю, что я надеялась соблазнить его, чтобы убедить его в том, что со мной все в порядке, и таким образом избежать сложного копания в себе. Это был хороший терапевт, он не позволил собой манипулировать, и мы два года работали вместе. Позже я работала с психотерапевтом-женщиной, для того чтобы вернуть себе женственность. Мне был важен пол психотерапевта, но помогло мне, думаю, то, что они оба хорошо были знакомы с проблемой анорексии».

Е. С.: Если вы ощущаете больше доверия к мужчинам или к женщинам, прислушайтесь к себе. Ваша терапия будет проходить конструктивнее, если не начинать ее с конфронтации или вынужденной уступки. Постепенно вы придете к тому, чтобы исследовать бессознательные мотивы вашего выбора. Задача психотерапевта – помочь вам разобраться в причинах слишком пристрастных предпочтений.

Как узнать, подходит ли мне этот психотерапевт?

«У меня был период сложных отношений с мужем, я была растеряна и отправилась к психотерапевту, – признается 32-летняя Лариса. – Он советовал: «Уйдите из дома и по-ужинайте с подругой», «Не отвечайте ему». Я не могла следовать его указаниям, чувствовала себя виноватой и нуждалась в новых советах. Когда я поняла, что любой спор с мужем я прерываю, чтобы позвонить терапевту и выяснить, что он об этом думает, я прекратила к нему ходить».

«ЕСЛИ ПЫТАТЬСЯ САМИМ РАЗОБРАТЬСЯ В СВОЕЙ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ, ТО НАЧАТЬ МОЖНО С ПРИЗНАНИЯ СВОЕЙ СЛАБОСТИ»

Е. С.: Избегайте психотерапевтов, которые вовлекают вас в отношения зависимости. Испытывая трудности, мы ищем помощи у другого человека, которого, осознанно или бессознательно, наделяем огромной властью: мы связываем с ним свои надежды и убеждены, что именно он нам поможет. Поэтому можно сказать, что психотерапевт плох в одном-единственном случае – если он злоупотребляет своим влиянием на нас. Недопустимо использовать пациента для улучшения собственного социального и материального положения, повышения самооценки или избавляться с его помощью от чувства одиночества, создавая и поддерживая отношения зависимости. Психотерапевт должен заботиться о благе пациента, содействовать развитию его самостоятельности, сохранять конфиденциальность. Эти правила помогают терапевту воздерживаться от директивных советов и рекомендаций, тем самым показывая пациенту, что он уважает его личность, видит его ресурсные возможности и поощряет попытки собственного выбора, даже если иногда пациент сталкивается с неудачей.

Кроме того, психотерапевт не имеет права завязывать с пациентом дружеские или (особенно!) сексуальные отношения. Нарушение любого из этих правил, даже если оно кажется вполне безобидным, говорит о том, что с этим специалистом что-то не так. И от его услуг лучше отказаться.

Мировая Хартия личности, проходящей курс психотерапии

Позиции этой Хартии были приняты в Вене 14 июля 2002 года на Третьем мировом конгрессе по психотерапии, который объединил 4000 специалистов из 80 стран, включая Россию.

1. Право на уважение достоинства личности

Личность, которая проходит психотерапию, имеет право на уважение собственного достоинства, своей ментальной и физической целостности, без дискриминации, независимо от содержания ее запроса или ее психического состояния.

2. Право на выбор

Личность, которая проходит психотерапию, имеет право свободно выбирать метод и психотерапевта и, если считает необходимым, пересмотреть свой выбор.

3. Право на доступ к информации

Личность, которая проходит психотерапию, имеет право знать, какой метод использует психотерапевт, а также его квалификацию, образование и к какому профессиональному объединению он принадлежит.

4. Условия психотерапии

Условия психотерапии должны быть четко определены до принятия каких-либо обязательств: формы (вербальная, эмоциональная, телесная…), продолжительность и частота сеансов, предполагаемая продолжительность лечения и условия его пролонгации или прекращения, стоимость (гонорары, плата за пропущенные сеансы).

5. Право на конфиденциальность

Психотерапевт должен взять на себя обязательство хранить в абсолютной профессиональной тайне все, что ему доверено во время психотерапии. Конфиденциальность является непременным условием терапевтических отношений. Но конфиденциальность в отдельных случаях ограничивается действующим законодательством.

6. Моральные обязательства психотерапевта

Практикующий психотерапевт обязан соблюдать этический кодекс профессионального объединения, к которому он принадлежит. Чтобы ознакомиться с этим кодексом, достаточно выразить просьбу. Психотерапевт не имеет права использовать доверие для манипуляции в политических, сектантских или личных целях (эмоциональная зависимость, экономические интересы, сексуальные отношения…). В противном случае он несет за это ответственность.

7. Процедура подачи жалоб

В случае жалобы или претензий личность, которая проходит психотерапию, может обратиться за помощью в профессиональные объединения или органы правосудия.

На что обратить внимание

Когда человек чувствует себя беспомощным, он становится легкой добычей мошенников. Вот несколько моментов, которые вам помогут распознать сомнительных психотерапевтов.

  • Он не дает ясных ответов на вопросы о своем образовании, методе, который использует.
  • Он отказывается обсуждать практическую сторону ваших взаимоотношений (частоту встреч, длительность, оплату).
  • Он звонит вам домой.
  • Он назначает встречу вне своего кабинета.
  • Он делает вам недвусмысленные намеки, или вы ощущаете себя предметом его сексуального интереса.
  • Он фамильярен.
  • Он использует эзотерический или наукообразный жаргон.
  • Он опаздывает на назначенный сеанс.
  • Он разговаривает по телефону во время сеанса.
  • Он просит у вас оплату за несколько сеансов вперед.
  • У вас появляется ощущение, что он вас не слышит.

Одна, а тем более несколько таких особенностей в поведении психотерапевта должны насторожить вас и побудить прервать терапию и найти другого специалиста. Е. C.

Сейчас много хороших специалистов психологов и психотерапевтов, и возникает вопрос: как же выбрать своего, подходящего именно Вам?

В этой статье я решила рассказать, как выбирать психолога, опираясь на свой клиентский опыт. Расскажу, на что я обращала внимание, какие способы выбора психолога я использовала, их плюсы и минусы.

Сразу оговорюсь, что я не претендую на то, чтобы сделать качественное описание всех способов выбора психолога. Это просто мой личный опыт, опыт женщины с психологическим образованием, которая искала себе психолога. Какие-то классные специалисты попадают под мои критерии отбора, какие-то, увы, нет. У меня есть много коллег, которых я уважаю, но они не подходят под критерии, которыми я пользовалась. Кому-то из клиентов мои способы выбора психолога подойдут, кому-то нет. Наверно, в первую очередь мой опыт будет полезен людям, склонным прислушиваться к своим ощущениям и анализировать то, что они видят и слышат, и то, какой контакт складывается.

Моменты, на которые можно обратить внимание в контакте со специалистом, я считаю довольно универсальными, подходящими для диалога с психологами разных направлений. Обратить на них внимание - это хороший способ позаботиться о своей безопасности.

Часть 1. Как найти и выбрать психолога.

Плюсы этого способа:

1) Скорее всего, Вам дадут контакты действительно хорошего специалиста, работа с которым помогла кому-то из Ваших близких.

Минусы этого способа:

1) У нас у всех есть индивидуальные особенности, и специалист, который подошел Вашему близкому человеку, может не подойти Вам;

2) Не все люди говорят, что ходят или ходили к психологу, то есть Вам могут не ответить на просьбу;

3) Ну и да - Вам самим надо будет признаться, что сейчас хочется получить консультацию у специалиста... Насколько я знаю, не все готовы к таким признаниям.

Второй способ - самостоятельный поиск психолога в интернете . Тут к Вашим услугам множество психологических сайтов, сообществ в социальных сетях, и просто сайтов специалистов в интернете. В интернете множество действительно хороших специалистов размещает свои контактные данные, чтобы к ним приходили клиенты. Вопрос в том, как читать информацию о психологе, как понять, что специалист компетентный.

Есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание при самостоятельном поиске психолога.

Во-первых, можно обратить внимание на следующее:

Высшее психологическое образование. Лучше, если оно будет в «сильном» профильном вузе, со специализацией клинического психолога или повышением квалификации по клинической психологии. Еще есть хорошие практикующие психологи с фундаментальным психиатрическим образованием. Не у всех хороших психологов есть образование из профильного вуза, но вероятность найти хорошего психолога, среди психологов-практиков с хорошим базовым образованием выше.

Повышение квалификации по одному из направлений психотерапии. Это может быть гештальт-терапия, психоанализ, психодрама, когнитивно-бихевиоральная терапия и т.д. Важно, чтобы это было фундаментальное психотерапевтическое направление, и человек учился ему какое-то длительное время, а также проходил личную терапию.

Участие (членство или обучение) в профессиональном психологическом сообществе и в разных профессиональных мероприятиях.

Если Ваш психолог проходит или проходил длительную личную терапию, обращается за супервизией, интегрирован в профессиональное сообщество – то, вероятно, это человек соблюдает "профессиональную гигиену", и работа с ним безопасна и полезна для его клиентов, он не нарушает профессиональную этику. Это некоторые формальные признаки того, что к человеку можно идти и ему/ей можно довериться в работе со своими проблемами.

Во-вторых, посмотрите, какой контент производит этот человек, то есть что он/она пишет. Что специалист пишет о себе, о психотерапии, и какие пишет статьи. Это все можно почитать и прикинуть, полезно ли Вам это, подходит ли Вам то, что предлагает автор, есть ли у Вас точки соприкосновения, возможен ли диалог.

В-третьих, посмотрите на фото человека. Нравится ли Вам его лицо? Если Вы придете на консультацию и решите остаться на длительную терапию, то Вы будете видеть этого человека на протяжении длительного времени. Может быть, у психолога есть видео, и тогда Вы сможете составить более подробное впечатление.

В-четвертых, если Вы хотите обратиться к специалисту, но почему-то сомневаетесь, то можно просто позвонить по указанному номеру и задать несколько вопросов о том, что Вас интересует. Например, можете что-то уточнить про образование и квалификацию, спросить работает ли психолог с той проблемой, которая Вас волнует. Просто послушайте, что человек отвечает и как отвечает, и прислушайтесь к себе, готовы ли Вы идти на консультацию.

Плюсы этого способа:

1) Высока вероятность подобрать подходящего именно Вам психолога;

2) Пока Вы читаете материалы психологов, Вы бесплатно для себя повышаете свою психологическую грамотность, а это способствует решению проблем.

Минусы этого способа:

1) Такой поиск занимает время.

С помощью интернета я сама выбирала себе психологов два раза. В первый раз я обратила внимание на дипломы. Хорошее фундаментальное образование специалиста меня впечатлило. Я посетила две консультации, получила то, что хотела от них, и поняла, что дальше я с этим специалистом работать не хочу, поскольку он мне не подходит для длительной работы. Во второй раз я долго изучала не только диплом и сертификаты психолога, но и её статьи. Я была со многим не согласна с тем, что она написала, но у меня осталось впечатление, что специалист она, во-первых, компетентный, во-вторых, мне будет о чем с ней поговорить, между нами возможен диалог. С ней я задержалась в работе надолго.

Третий способ – посещение какого-либо психологического мероприятия , конференции, фестиваля, мастер-класса, где можно посмотреть или попробовать работу со специалистом.

1) Если это большое мероприятие, то можно посмотреть работу нескольких специалистов и выбрать себе подходящего психолога.

2) Как правило, это оказывается дешевле, чем индивидуальная психологическая консультация.

1) Туда приходит много людей, кого-то это может смущать.

2) На индивидуальной консультации все внимание к Вам, а на мероприятиях с групповой работой внимание психолога распространяется на всю группу.

В третий раз я выбирала себе специалиста как раз с помощью первого и третьего способа. То есть сначала увидела психолога на конференции, потом ее порекомендовали, как компетентного в моем запросе специалиста. У нас сложилась длительная работа.

Часть 2. Контакт со специалистом.

Зачастую нужно 1-2 консультации, чтобы понять, подходит ли именно Вам этот специалист, и это нормально, если Вы пришли к хорошему, компетентному специалисту, но он Вам не подошел, что-то не сложилось. Это вопрос просто человеческих предпочтений, люди не универсальны, и доверительный контакт возможен не со всеми.

Есть более тонкий момент - польза и безопасность в работе с психологом. В мире есть много компетентных специалистов, к которым можно обращаться, работа с ними будет полезна. Но, увы, есть действия психолога, которые могут нанести клиенту вред. Это злоупотребления со стороны психолога, например, секс с клиентами или ещё какое-то использование клиента в своих целях.

Как же выяснить про полезность и безопасность работы со специалистом?

Во-первых, если Вас интересует какой-то вопрос про психолога (образование, опыт личной терапии, отношение к чему-либо или к какой-то группе людей), то не стесняйтесь сразу спрашивать об этом. Какие-то важные вещи лучше обозначить сразу, психолог сможет Вам сказать, будет ли работа с ним Вам полезна, или лучше обратиться к другому специалисту.

Во-вторых, прислушивайтесь к тому, как выстраивается диалог, к тому, как Вы чувствуете себя во время консультации, подходит ли Вам это.

Слышит ли Вас психолог? Если специалист Вас не слышит, не понимает о чем Вы говорите, то, вероятно, работа с таким специалистом будет для Вас бесполезной.

Не хочет ли психолог от Вас чего-то, помимо посещения консультаций и оплаты за них. Если психолог хочет от Вас восхищения или дружбы, обижается на Вас или стыдит Вас, или хочет с Вами каких-то ещё отношений (например, какой-то совместной деятельности вне Ваших консультаций), то работа может быть небезопасна. Потому что непонятно, каковы цели психолога в работе с Вами.

Итак, если Вы хотите сходить к психологу, то, надеюсь, моя статья поможет выбрать специалиста, который будет полезен Вам. Возможно, по началу, это может показаться сложной и трудоемкой задачей, ведь может захотеться обратить внимание на многое. Но это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Плюс ко всему, пока вы выбираете себе психолога, Вы читаете статьи разных специалистов и узнаете много полезного для себя. А пока Вы присматриваетесь к особенностям контакта, Вы приобретаете полезные навыки пребывания в диалоге, повышаете свою социальную компетентность. И сам процесс поиска и выбора специалиста повышает психологическую грамотность и развивает клиента.

Иметь «своего» психотерапевта или психолога еще недавно было модно и даже престижно. Теперь это становится просто нормой, ведь скорость жизни и прессинг информации так влияют на жителей больших городов, что обратиться за помощью к специалисту, чтобы обрести душевное равновесие, хотели бы многие. Только вот как его выбрать? Об этом рассказала корреспонденту «Мир 24» кандидат педагогических наук, психолог, гештальттерапевт, тренер и супервизор Московского гештальтинститута Дарья Рязанова.

Дарья, большинство людей просто не знает, как именно должен называться необходимый им специалист: психолог, психотерапевт, психиатр? В чем разница между ними и чего ожидать от каждого из них?

Психиатр - это человек с медицинским образованием, который лечит в основном медикаментозно - выписывает лекарственные препараты. Или, как вариант, назначает иные медицинские воздействия, включая медицинский гипноз.

При общении с психиатром особой активности от пациента не требуется. От него требуется выполнять назначения и ждать облегчения от курса лекарств. Надо понимать, что посещение психиатра не решает никаких личностных проблем пациента, но многим этого и не требуется. Иногда успокоение - это достаточный для конкретного человека эффект, которого он и пытается достичь. А лекарства как раз и работают либо в направлении успокоения, либо, при необходимости, в направлении возбуждения. Это необходимо, к примеру, если человек находится в состоянии клинической депрессии.

От психиатра не следует ждать беседы как процесса, приводящего к изменениям. Психиатр беседует с пациентом, чтобы поставить диагноз и точнее подобрать препарат.

Некоторые психиатры на каком-то этапе понимают, что медикаментозного лечения не всегда достаточно, и начинают получать дополнительное психотерапевтическое образование. У меня в группах студентов бывает, в среднем, по одному - два психиатра на группу. И я испытываю к таким людям большое уважение, поскольку они понимают, что, даже если они окончили медицинский вуз и интернатуру по специализации «психотерапия», то это еще не значит, что они стали психотерапевтами.

Мои коллеги, которые имеют два образования - психиатрическое и психотерапевтическое - стараются не совмещать в работе с одним клиентом методы из этих разных областей. Либо они назначают таблетки, либо работают с клиентом как психотерапевты. И это совершенно логично, ведь роль психиатра - это направляющая, можно даже сказать «авторитарная» роль. А психотерапевт работает с совсем других позиций.

На другом полюсе у нас психологи, которые не имеют медицинского, а имеют общее психологическое образование. От психолога не надо ждать, что он пропишет таблетки. Он не имеет на это права. Психолог-консультант «лечит» словом, иногда какими-то психологическими упражнениями, иногда проводит занятия в группах. От него надо ожидать, что он будет говорить с вами о вашей проблеме.

Психолог также может понять, что в конкретном случае его методов недостаточно и человеку нужна помощь психиатра. Тогда он направит клиента к врачу. И в этом случае, на месте клиента, я никогда от такого направления не отказывалась бы, поскольку, если предположительно есть болезнь, то ее нужно лечить, а не работать с проблемой психологическими методами.

Психологическое консультирование предназначено для самого широкого круга не очень сложных проблем. Это совсем не принижает важность работы психолога. Просто у него четко очерченный спектр задач. Зачастую именно психологической консультации человеку достаточно. А иногда и нет, и тогда нужна работа с психотерапевтом, который помогает решить более глубокие проблемы.

Когда-то я придумала для студентов такой пример: представьте, что на консультацию приходит мама с дочкой 13 лет. И мама говорит, что у нее раньше была такая прекрасная послушная девочка, а теперь ее как подменили: грубит, поздно возвращается домой, не делает уроки и так далее.

Психолог слушает маму, проясняет, что именно ее беспокоит, помогает разобраться в спектре самых разных ее эмоций, а также - рассказывает ей об особенностях подросткового возраста, об изменениях, которые происходят с дочкой. Затем они вместе вырабатывают новые стратегии поведения с подростком, думают, как наладить с девочкой контакт. Иногда этого бывает достаточно.

Но представьте, что мама говорит: «У меня это третий ребенок и я прекрасно знаю, что такое подростковый возраст. Но с этим ребенком я просто не могу держать себя в руках. Я готова броситься на нее и убить». Вот это уже показания к работе с психотерапевтом.

Психотерапевт - это специалист, который после базового психологического или психиатрического образования получил дополнительное очень серьезное образование в области психотерапии. Это образование позволяет ему выявить бессознательные проблемы, которые есть у клиента и помочь ему их осознать. А затем и научиться с ними работать. Но психотерапевт никогда не будет стоять на авторитарной позиции и никогда не будет ничего советовать. Хорошим тоном в психотерапии является спросить у особо настойчивого клиента, добивающегося советов, зачем ему это надо.

Психотерапевт - это самая сложная и запутанная категория специалистов. Официально в государственном дипломе специальность «психотерапия» стоит только у выпускников медицинских ВУЗов. Однако, даже сами эти выпускники часто жалуются на недостаток способов работы, опыта. И они все же по методам работы ближе к психиатрам. Также существуют многочисленные программы подготовки немедицинских психотрепевтов, которые с начала XX века в Европе и США годами формировались, апробировались, что-то отметалось, и в результате была создана стройная система подготовки, которая была взята за основу в нашей стране и успешно практикуется уже более 20-ти лет. Однако, все эти программы негосударственные, поэтому, несмотря на международный сертификат, где есть запись «присвоена квалификация психотерапевт» (гештальттерапевт, психоаналитик и тд), официально этот специалист таковым не является. Отчего происходит и вся путаница в терминологии.

Программа подготовки немедицинских психотерапевтов, которая является дополнительным образованием для тех, кто уже получил высшее психологическое образование, длится от 4-х до 7-ми лет, в зависимости от направления. Она устроена так, что, прежде чем студенты программы начинают работать с клиентами, они довольно долго работают друг с другом - во время групповых занятий, где все эти сессии досконально разбираются, а потом еще внеаудиторно - в мини-группах, куда регулярно приглашается супервизор. А потом предусмотрено огромное количество часов супервизии, когда молодой специалист работает под пристальным наблюдением коллеги с устойчивой многолетней практикой. Есть и выездные интенсивы, когда каждый студент получает своего клиента, с которым плотно взаимодействует несколько дней подряд, получая обратную связь о своей работе от супервизора.

Психотерапевтическое образование включает в себя, в том числе, достаточно длительное прохождение личной психотерапии. Студент специально работает с практикующим психотерапевтом, изучая, как устроен он сам. Это крайне важно, поскольку психотерапевт работает, можно так сказать, своей чувствительностью, и он должен хорошо отличать свои собственные проблемы от проблем клиента. Кстати, для того, чтобы понять, какую квалификацию имеет психотерапевт, при встрече можно смело задавать вопрос, «проходили ли вы личную терапию». И, если нет, то я бы опасалась связываться с таким специалистом. Это довольно четкий маркер.

Плохим симптомом при выборе специалиста будут также исходящие от него прямые советы.

Масштаб подготовки психотерапевтов немедицинского профиля очень серьезный, и работать специалист начинает также под супервизией. Это огромное вложение времени, сил и денег, но оно того стоит.

- Если речь идет о выборе специалиста для себя, то с чего надо начать? Каков может быть алгоритм поиска?

Как правило, люди стараются найти специалиста через рекомендации друзей и знакомых. Сарафанное радио - это хороший путь. Я часто говорю, что у меня много общего со стоматологом. Во-первых, потому что все приходят, когда уже болит, а не для профилактики. А во-вторых, потому что обычно ко мне приходят друзья моих клиентов, которые стараются найти «своего» специалиста по рекомендации. Это вполне нормальный путь и им можно пользоваться.

Есть вариант искать специалиста через Интернет. Очень многие практикующие специалисты сейчас ведут блоги. Можно почитать эти записи и выбрать того человека, чьи мысли находят в тебе отклик и есть ощущение, что вам есть, что обсудить вместе.

Психотерапевты достаточно широко представлены в соцсетях, особенно в фэйсбуке, в живом журнале.

Есть еще раскрученный сайт психологов и психотерапевтов b17.ru. Там они пишут статьи, которые помогают понять, что человек собой представляет. А еще там есть экспресс-консультации в виде чата. Можно зайти и посмотреть, как ведет консультацию конкретный психолог. Рассказывая, зачем это нужно, я говорю студентам, начинающим создавать свою клиентуру: «Те люди, которые приходят на экспресс-консультацию - это не ваши клиенты, они, скорее всего, ограничатся общением по Интернету. Зато за вашим общением с клиентом наблюдает человек 20 со стороны, оставаясь незамеченными. И вот среди них наверняка окажется тот, кто потом придет к вам на консультацию».

Конечно, на b17 присутствуют далеко не все психотерапевты. Есть те, у кого практика уже давно сформировалась, а есть множество прекрасных специалистов, которые не умеют достаточно быстро письменно реагировать в чате, а предпочитают разговаривать. Так что это не универсальный способ поиска. Тем не менее, если в результате первичного знакомства тем или иным способом человек показался «своим», то уже можно попроситься к нему на разовую консультацию.

Особо осторожные клиенты, которые хотели бы со стороны понаблюдать за работой специалиста, прежде чем к нему обратиться, могут посещать профессиональные мероприятия для психотерапевтов. В каждой психотерапевтической школе есть свое сообщество, которое проводит деятельность, поддерживающую квалификацию его членов. Это могут быть тренинги, конференции или семинары, визиты именитых специалистов, мастер-классы и прочее. Эти мероприятия достаточно часто открыты для людей извне. Любой желающий может прийти на них, посещать по мастер-классы и смотреть, как работает тот или иной специалист. Во всяком случае, Московский гештальт-институт, Институт экзистенциальной психотерапии, юнгианцы и Институт психодрамы совершенно точно часто открыты для всех желающих. Исключения составляют закрытые семинары и конференции для профессионалов.

- Какую первичную информацию стоит собрать о специалисте, прежде чем обратиться к нему?

Многие мои коллеги считают, что лучше опираться на свое впечатление, верить себе, рекомендациям и отзывам больше, чем бумажкам. Ведь рынок психотерапевтических услуг очень разнообразен и плохо отрегулирован. На нем можно встретить и шарлатанов с липовыми дипломами.

Есть группа в fb «психологи и психотерапевты». Клиенты очень часто обращаются с запросом туда. Это одна из групп связи клиентов и специалистов, и я сама часто рекомендую в ней тех коллег, которых я лично знаю как очень хороших специалистов. Рекомендации коллег - это то, чему можно доверять.

На первой встрече незазорно спросить специалиста, где вы обучались психотерапии и сертифицированы ли вы. Это очень важно! Международный сертификат - это серьезная вещь, и его дают не всем. Скажем, у нас в гештальт-институте в среднем из группы в 20 человек до сертификации доходят человек 7-8, с первого раза сертифицируют обычно двоих- троих, другие добирают знания и идут на вторую попытку, потом на третью - пока не достигнут нужного уровня.

Еще можно спросить, сколько длилось ваше психотерапевтическое образование и сколько потом было лет практики. Четыре, пять и более лет образования - это хороший результат. Экзестенциальное и психоаналитическое образование и вовсе длится целых семь лет. Что касается практики, то от пяти лет практики - это скорее всего специалист с серьезным опытом.

Если специалист еще обучается, то это тоже вариант для клиента, причем недорогой вариант. Студентам мы рекомендуем брать первых клиентов под супервизией после двух лет обучения. Важно, что здесь и далее имеются в виду студенты программ психотерапии, а не студенты ВУЗов. Во-первых, молодой специалист будет очень стараться, он будет очень предан своему клиенту, поскольку от первого успеха многое зависит. А во-вторых, это тот вариант, когда помощь вы можете получить за существенно другие деньги. Для уверенности можно спросить, проходил ли такой специалист психотерапию и есть ли у него супервизия. Последнее означает, что он относится к себе критически и перепроверяет себя.

По большому счету, супервизия в том или ином виде должна присутствовать на протяжении всей практики специалиста. Если у него возникли сложности, то он должен уметь обратиться за советом к коллегам. А если психолог или психотерапевт спрашивает, зачем мне личная терапия или зачем мне супервизия, то с таким специалистом я бы вежливо попрощалась, поскольку это основы профессии.

Как человеку, ищущему помощи, понять, нужен ли ему гештальт-терапевт, психоаналитик или, скажем, специалист в области психодрамы?

Люди очень по-разному выбирают терапевтов. Некоторым из них важно проходить терапию у специалиста определенной школы, они читают соответствующую литературу, иногда даже ходят на семинары, и только потом обращаются к специалисту.
Для меня, например, важно было, чтобы терапевт был человеком с близкими мне ценностями и чтобы у нас с ним возникло взаимопонимание, а к какой он относится школе - было не так важно.

В современной психотерапии методы разных направлений не противоречат друг другу. У нас бывают конференции профессионалов, где собираются представители разных школ и разбирают сложные случаи. Так вот, на этапе обсуждения стратегии иногда бывает больше противоречий у коллег одного направления, чем у представителей разных течений.

Даже специалист не всегда по работе коллеги может определить его принадлежность к той или иной школе. Это становится ясно, скорее, на этапе обсуждения случая между профессионалами.

Что нужно сообщить на первой встрече со специалистом? Только лишь описать проблему, или обобщенно сообщить, чего вы ждете от результатов работы, сформулировать заказ?

Я бы просто предложила клиенту подумать о том, с чем он идет к специалисту. Скорее всего, его спросят потом не только о том, какие у него проблемы, но и о том, каких результатов он хочет добиться. Но если сразу ответ не приходит в голову, не надо долго мучиться по этому поводу, чтобы эти размышления не тормозили процесс обращения. Вы не поверите, но иногда люди годами не идут за помощью только потому, что не могут точно и красиво сформулировать запрос.

Психотерапевтов специально учат тому, как от этапа жалоб вывести клиента на этап осмысления и формулировки запроса.

Каковы должны быть симптомы того, что специалист вам подходит или, наоборот, надо продолжать поиск? Сколько бывает нужно сеансов, чтобы это понять?

Первый фильтр - разговор по телефону. Я бы опиралась на свое ощущение, на свое доверие. Может настораживать также слишком большая или слишком маленькая цена.

Дальше - встреча. Если прямо на первой встрече возникает напряжение, неприятие, ощущение, что вы не находите общего языка, то это серьезная предпосылка для того, чтобы отказаться от этого специалиста и поискать другого.

Хорошим тоном в психотерапии считается предложить 4-5 встреч, а затем, при необходимости, перезаключить контракт уже на больший срок. За это время и клиент присмотрится к терапевту, и терапевт поймет, готов ли работать именно с этим клиентом.

Может насторожить сразу с первой встречи предложение заключить контракт на очень большой срок - на полгода или год, например. Да и вообще, всякое лишение клиента свободы выбора - ходить, не ходить на терапию, когда остановиться - должны обратить на себя внимание. Хотя, тут есть исключения.

Специалист может предложить оплатить последнюю сессию (последнюю встречу). Вот это как раз настораживать не должно. Дело в том, что на каком-то этапе у клиента возникает сопротивление. Это связано с тем, что клиент и психотерапевт совместно добрались до каких-то болевых точек. А когда больно, то хочется немедленно все бросить. Заплаченные деньги обычно являются гарантией того, что этого не произойдет и сквозь неприятный этап клиент прорвется.

Какие только сопротивления не встречались в моей практике! Одна клиентка рассказывала, что она подошла к входной двери, надела шубку, села на мгновенье на табуретку и заснула. Проснулась, когда сессия закончилась. При этом абсолютно не слышала ничего, даже моих звонков по телефону. Поэтому есть практика оплачивать пропущенные занятия, если о пропуске предупреждают меньше, чем за сутки. И это не является разводкой, хотя и может так выглядеть. Заплаченные деньги работают во благо клиента, они позволяют ему держать себя в узде и не пропускать «трудные» сессии.

Чтобы понять, подходит ли вам специалист, и отличить естественное сопротивление от всего прочего, я бы посоветовала опираться на впечатление от первых двух встреч. Оно должно быть достаточно позитивным. И если на третий-четвертый раз эйфория сменилась отторжением, то через это надо прорываться. А если и с первого, и со второго раза у вас были серьезные сомнения в специалисте, то лучше сразу его сменить.

- Как понять, что результат терапии достигнут?

Психологи много говорят об этом между собой. Ряд терапевтов просто начинают работу с клиентом с формулировки запроса. Они не начнут серьезно работать с проблемой, пока не достигнут с клиентом взаимопонимания по этому вопросу и не зафиксируют, иногда и письменно, что будет для клиента хорошим результатом, что он хочет получить по окончании работы.

Дело в том, что иногда изменения происходят настолько исподволь, что человек к этому привыкает и думает, что он всегда таким был. Это парадокс, но это так. У меня была клиентка с боязнью лифтов, но в процессе мы решали и другие ее проблемы, а через полгода она напрочь отрицала, что у нее была серьёзная проблема с лифтами. Она искренне считала, что это было не так сильно, и справилась она с этим сама.

Может быть, это и спорный момент, но терапевт, у которой училась я, говорила, что если работа сделана на «четверку», то клиент будет очень благодарен и опишет все изменения, которые с ним произошли. А если работа сделана на «пятерку», то он просто ничего не заметит, ему будет казаться, что он всегда таким и был. Это как вставной зуб: если забываешь и думаешь, что он твой, то работа сделана на «отлично».

Поэтому есть смысл фиксировать изначальный запрос. И работать, пока результаты не достигнуты. А потом, при необходимости, перезаключить контракт. Я обычно подвожу промежуточные итоги и выясняю у клиента, требуется ли продолжение работы, и над чем теперь мы будем работать.

Многие клиенты все-таки фиксируют изменения, которые с ними происходят. Хотя иногда люди приходят ко мне в кризисной ситуации, и весь их запрос сводится к преодолению кризиса. А дальше работать и понимать, как устроен их внутренний мир, они не стремятся.

Некоторые могут зафиксировать изменение качества жизни: что она стала более осознанной. Один мой клиент сказал, мол, раньше я думал, что все люди вокруг омерзительны и весь мир плох, а теперь я понимаю, как именно я попадаю в то место, где мир плох и что делаю для того, чтобы люди вели со мной себя так мерзко.

Глубинная серьезная терапия позволяет клиенту осознать, как он устроен, как он живет в мире и как он попадает в те ситуации, в которые попадает.

Как сориентироваться в ценах? Сколько должны стоить услуги психотерапевта и как понять, адекватна ли запрашиваемая цена?

Несмотря на большой разброс, все-таки есть определенная «вилка» цен, которая более-менее отражает ситуацию. Причем в каждом конкретном месте цены разные: в Москве одни, в Подмосковье и Питере другие, а в регионах третьи.

В Москве самые высокие цены в русскоязычном профессиональном сообществе. В столице средняя цена за сессию, то есть за одну встречу, составляет от двух до пяти тысяч рублей. Хотя я знаю специалистов, которые за сессию просят и 7 и 10 тыс. руб. Стандартная длительность сессии - астрономический час или 50 минут. Некоторые психотерапевты предпочитают работать полтора часа.

Ниже двух тысяч за сессию расценок обычно не бывает. Такая цена является показателем: если специалист просит меньше двух тысяч, то он либо находится вне сообщества, либо не уверен в себе, что плохо. Иногда специалисты даже очень высокого класса берут в терапию несколько клиентов по очень низкой для себя цене в плане помощи тем клиентам, которым сложно платить. Иногда эти специалисты объявляют, что у них есть два (или три) льготных места. Также меньше двух тысяч могут брать люди, которые обучаются психотерапии. И вот это вполне допустимый вариант, особенно если вам этого студента порекомендовали представители профессионального сообщества.

Планкой для повышения цены до двух тысяч является сертификация. Если человек близится к этой ступени, то это уже довольно хорошо подготовленный специалист и с ним вполне можно работать. Такие специалисты просят за сессию тысячу - полторы тысячи. И в профессиональном сообществе довольно часто появляются запросы такого рода: «У меня есть клиент, который не может платить больше полутора тысяч. У кого есть хорошие студенты, которых вы можете рекомендовать?» Я периодически откликаюсь: некоторые мои студенты просто отлично работают, но у них пока нет достаточной практики.

Оценить правильность цены для данного специалиста - очень сложная задача. Обычно клиенты присматриваются к специалисту и решают, сколько они готовы заплатить. Можно спросить терапевта, как давно он практикует. Есть еще статусные вещи: если в сертификате стоит статус супервизор или тренер, то это позволяет повышать цену.

- Может быть, учитывая разницу в ценах с регионами, клиентам стоит попробовать работать по скайпу?

Виртуальные консультации чем дальше, тем больше становятся востребованными. На них очень большой запрос, который рождает предложение. Иногда, если задачи терапии не столь глубоки, можно попробовать и скайп. Наверное, это лучше, чем ничего. Но важно понимать, что качество работы будет несомненно ниже. Виртуальные консультации - это очень тяжелая работа с негарантированными результатами. Дело в том, что 80% информации о человеке нам дает его тело, и лишь 20% - речь. А скайп, даже при очень хорошем качестве связи, дает только часть обзора. Он запаздывает, притормаживает, искажает картинку. Что мне показывает камера, то я и вижу. И делаю выводы на основе увиденного. Какая часть этих выводов ложная - трудно понять. Достроить реальность - это отдельная работа.

Иногда выясняется, что в комнате находятся еще люди, которые вне обзора камеры, но вдруг начинают вмешиваться в работу. Это, конечно, редкость, но это пример, чтобы показать сложности работы по скайпу. Я довольно редко работаю по скайпу, во всяком случае, с теми людьми, которых я не видела вживую. У меня есть случаи, когда моим клиентам, которых я хорошо знаю, нужна поддержка в отпуске или в командировке.

Тем не менее, эта услуга достаточно популярна и терапевтические сообщества уже пытаются в той или иной мере реагировать на запрос потребителей, например, чередуя личные встречи с виртуальными консультациями. Проводятся семинары и тренинги на эту тему и, вероятно, в этом направлении предложений будет больше.