Использование психодиагностики в психологическом консультировании
Специфика индивидуальной консультативной деятельности связана с проведением диагностического обследования, на основе которого затем будет составлена программа помощи. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т. е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями ипроблемами психологического плана. Это могут быть проблемы:
♦ детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.);
♦ учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение);
♦ взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских
отношений).
Психодиагностика в консультировании представляет собой реальное взаимодействие психолога-консультанта и клиента. Поэтому важнейшими методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним на разговорном житейском языке. Правильность психологического заключения зависит не только от того, насколько удачно подобраны диагностические методики, но и от того, насколько успешно личное взаимодействие психолога с клиентом.
Психологический диагноз должен быть адекватным задачам, встающим в консультативной практике. Поэтому нельзя считать достаточным выявление психологических характеристик индивида с помощью специальных методик. Они должны рассматриваться в контексте целостного процесса развития индивида, в свете особенностей его онтогенеза, определяющих его специфические трудности и проблемы.
Использование психодиагностики для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности
Применение психодиагностики для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности касается в первую очередь следующего:
♦ профессионального отбора;
♦ организации профессионального обучения;
♦ профессионального консультирования.
Для их решения необходимо научное представление о такой психологической категории, как психологическая пригодность к профессии. К. М. Гуревич определил ее как свойство личности, о котором можно судить по двум критериям :
*по успешности овладения профессией и
*по степени удовлетворенности человека своим трудом.
Психологическая пригодность к профессии - это соответствие психологических особенностей работника требованиям профессии, которое формируется в процессе профессиональной деятельностии определяется наличием комплекса профессионально важных качеств индивида, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности.
В зависимости от того, какова природа этих качеств, К. М. Гуревич предложил выделить два типа профессий.
Первый тип -с абсолютной профессиональной пригодностью ; эти деятельности требуют важных индивидуальных черт, имеющих природное происхождение (задатков). К ним можно отнести профессии в области искусства и такие, где нужна специальная выраженность свойств нервной системы. Профессионально важные качества в такой работе носят некомпенсируемый характер, поэтому для них необходим профессиональный отбор кандидатов, которые обладают нужными природными свойствами. По отношению к профессиям первого типа основное назначение психодиагностики - профессиональный отбор.
Профессии второго типа -с относительной профессиональной пригодностью ; они не ставят для желающих работать в них индивидов непреодолимых преград (в виде особых природных качеств). Пригодность к профессиям второго типа может быть сформирована у любого человека на базе разнообразных индивидуальных черт. Поэтому отбор здесь не нужен. Психодиагностика по отношению к работающим в этих профессиях (или кандидатам на работу в них) нужна для выявления и оценки степени сформированности профессионально важных качеств, требующихся для эффективной работы в данной сфере деятельности. Диагностическое обследование проводится в этом случае для того, чтобы помочь индивиду сформировать свою профессиональную пригодность, а также свой индивидуальный стиль деятельности, который помог бы ему овладеть профессией, преодолеть те функциональные ограничения, которые обнаружились в результате такой работы психолога.
Профориентация и профконсулътирование проводятся в тех случаях, когда перед человеком стоит проблема выбора профессии, а он не знает, на чем остановиться, что ему больше подходит. При проведении такой работы следует помнить о двух типах профессий. Собственно диагностика здесь должна быть в первую очередь направлена на оценку и выявление склонностей, профессиональной мотивации клиентов. Использование методов беседы и опросников позволяет судить о том, чем охотнее всего и подолгу занимается индивид. Психологам известно, что точность прогноза уровня профессионализма в выбираемой профессии по этому фактору намного выше, чем на основе индивидуально-психологических свойств.
В процессе профориентации и профконсультирования психологическая диагностика предоставляет специалисту следующие возможности:
1) обсуждение
совместно с клиентом некоторых параметров его индивидуальности с точки зрения наличия и уровня развития необходимых и полезных для избираемой профессии психологических особенностей. Это важно для выработки стратегии формирования профессиональной пригодности, индивидуального стиля
деятельности, организации профессионального обучения;
2) выяснение :
Уровня и характера осведомленности индивида;
Особенности его социального окружения (в частности, профессиональную принадлежность близких людей);
Планов родителей относительно профессионального будущего их ребенка и др.
Консультирование проводится в свете всей разнообразной информации, в результате чего клиент должен самостоятельно и осознанно сделать свой выбор. Этот итог работы есть следствие принятия индивидом активной позиции относительно своего будущего. Последнее связано с тем, что человек с помощью специалиста приходит к отчетливому пониманию своих склонностей, интересов, индивидуальных черт, а также к знанию профессий, условий труда в них, характера профессиональных учебных заведений, потребности общества в этих профессиях и пр.
Описание
Психологическое образование в последние годы очень популярно: российское общество осознало необходимость и безусловную пользу профессиональной психологической помощи, стали создаваться рабочие места и возникла острая необходимость в квалифицированных специалистах. Однако большинство образовательных программ были теоретического толка, а знание фундаментальных основ теоретической психологии хоть и само по себе полезно в практическом консультировании, но его явно недостаточно для оказания полноценной помощи и поддержки.
Практический психолог ведёт свою работу сразу по нескольким направлениям. Это консультации, психодиагностика, психопрофилактика и коррекция, просветительская деятельность и психологическая работа. Но основными определяющими качество психолога как специалиста, являются консультативные и диагностические навыки.
Эта программа для вас, если вы...
- Стремитесь познать тайны человеческих переживаний и эмоций;
- Готовы к ответственной интересной работе;
- Планируете развиваться в одной из самых сложных и нужных сфер - психологии.
Цель программы
Обучение всем видам психологического консультирования. По завершении обучения вы будете компетентны в вопросах общей и возрастной психологии, семейного и корпоративного бизнес-консультирования, то есть, станете универсальным специалистом, способным реализовать свои компетенции в самых разных условиях.
Развитые навыки психодиагностики помогут вам выполнять свою работу с высоким качеством. Комплекс профессиональных методик и приёмов будет особо полезен в работе с клиентами, не способными прямо выражать свои чувства и переживания, в том числе с детьми. Корректная психодиагностика позволяет выстроить психологическую работу оптимальным образом и добиться положительной динамики, поэтому изучение этого раздела является неотъемлемой частью образования психолога-практика.
Задачи дистанционной подготовки:
- Подготовить слушателей к практическому консультированию посредством формирования ряда практических компетенций;
- Развить коммуникативные психодиагностические навыки;
- Сформировать представление о современных подходах и методах психологического консультирования;
- Подтвердить знания и умения выпускников документально.
Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 месяцев (620 ч.).
Методы обучения
Методики дистанционного обучения несколько отличаются от привычных традиционных форм. Вы будете так же посещать занятия, но видеть преподавателя не перед собой, а на мониторе. Вам так же будут читать лекции, но теперь вы можете послушать их и в записи. Вам будут доступны также материалы прошлых выпусков и обширная библиотека знаний, включающая не только тексты, но и многочисленные графические материалы, аудио, видео и прочие форматы информации. За ходом обучения следит тьютор - прикреплённый к вам преподаватель. Он контролирует процесс и сопровождает вас с первого дня и до получения диплома.
Результат обучения:
- Вам выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
- Вы становитесь представителем одной из наиболее востребованных в современном обществе профессий;
- Вы готовы приступить к работе и способны проводить консультативную и диагностическую работу действительно эффективно.
Ваши перспективы
После завершения курса профпереподготовки вы можете работать психологом в социальных службах и центрах реабилитации, в корпоративных психологических центрах и др. Безгранична потенциальная сфера реализации профессиональных возможностей в индивидуальном консультировании - ваше образование более всего располагает именно к такому направлению работы.
Требования к Слушателям:
Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
- Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании.
- Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
- Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
- Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Профессионально-психологическое консультированиеотносится к деловому консультированию. Специфика его состоит в том, что оно имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека профессиональных способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров, консультирование руководителей и персонала организации и т.п.
В профессиональной диагностике можно выделить как минимум два направления:
во-первых – психодиагностика как средство информационного обеспечения профессиональной ориентации и профконсультирования.
во-вторых – психодиагностика того, как человек справляется с профессией, а также выявление наличия определенного уровня профессионализма у конкретного специалиста.
Так, например, Э.Ф. Зеер в своей книге «Психология профессий» считает, что «психодиагностика – это теория и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков». Из этого определения следует, что психодиагностика является средством информационного обеспечения профконсультирования. Объектами психодиагностики выступают знания, умения, общие и специальные способности, особенности психических процессов, состояния, направленность, мотивы, интересы, черты личности и др.
Психодиагностический этап профконсультационной работы – это этап, когда делается основной акцент на исследование уровня выраженности психологических и психофизиологических характеристик субъекта. Изучению подвергаются:
мотивационная сфера личности , где дается характеристика интересов, ценностных ориентаций и других мотивов выбора профессии оптантом, их содержание, глубина и устойчивость;
способности субъекта и особенности личности. Устанавливается уровень выраженности свойств основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), психомоторных качеств, личностных особенностей;
подготовленность личности . Оценке подвергаются знания, умения и навыки по конкретным областям науки и практики. Особое внимание уделяется не только воспроизводству знаний, но и умению применять их при решении конкретных проблем;
устойчивые психические состояния . Такие психические состояния, как агрессивность, тревожность, нейротизм и др., влияют как на выбор, так и на осуществление профессиональной деятельности, могут стать как конструктивным, так и деструктивным фактором во взаимоотношениях в трудовом коллективе;
самооценка и особенности формирования профессиональных планов . В данном случае определяются реальность самооценки, содержание и обоснованность жизненных планов, степень самостоятельности в их построении.
Психодиагностические методы, в основном, те же, что и исследовательские. Отличия в целях обусловливают их состав и область применения. Исследовательские методы направлены на получение нового научного знания, психодиагностические – на сбор информации об объекте консультирования. Эта информация имеет субъективную новизну. И конечно, психодиагностический инструментарий определяется проблемами, которые находятся в компетенции профконсультирования.
В практике профконсультирования широко используется развивающая психодиагностика .Ее особенности заключаются в следующем:
· результаты диагностики используются для стимулирования потребностей личности в самопознании, самосовершенствовании, профессиональном становлении;
· выявляются деструктивные тенденции профессионального развития: кризисы, стагнации, деформации, а также недостаточный уровень развития профессионально важных качеств, способностей с целью коррекции профессионально-психологического профиля личности;
· осуществляется мониторинг профессионального развития личности;
· определяются ограничения в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющих жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.
Для решения проблем профконсультирования применяют следующие методы.
1. Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.
2. Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.
3. Методики субъективного шкалирования и самооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого. Консультируемому предлагают определенные шкалы в словесной, числовой или графической форме для оценки и шкалирования. К этой группе относятся методика самооценки Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциал, методики ранжирования (тест Люшера), сортировки (каузометрия) и др.
4. Интерактивные методики .В эту группу входят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра, которая так же, как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.
5. Проективные методики, построенные, главным образом, на интерпретации ответов клиента на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям психолог-консультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т.д. Наиболее известные проективные тесты: «Незаконченные предложения», анализ продуктов деятельности (психобиография), тематический апперцептивный тест и др.
6. Стандартизированное аналитическое наблюдение, характеризуемое наличием цели и предмета наблюдения, процедурной схемы, выделенными признаками наблюдения и способами их регистрации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принимается решение.
7. Приборные психофизиологические методики, применяемые, в основном, в целях профотбора. С их помощью регистрируют физиологические индикаторы: дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.
К этой группе психодиагностических методик относятся также аппаратурные поведенческие методики .С их помощью диагностируют элементарные психические функции (скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений.
Рассмотренные группы методов психодиагностики позволяют осуществить сбор информации, необходимой для оказания профконсультационной помощи. Совокупность конкретных методов диагностики, направленных на решение профконсультационной проблемы, определяет психодиагностическое поле деятельности практического психолога (табл.15).
При проведении психодиагностики практический психолог обязательно должен иметь четкое представление о цели консультации, уметь подобрать эффективный диагностический инструментарий, произвести отбор наиболее важных материалов, обработать, проанализировать и интерпретировать данные, установить психологический диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание психокоррекционных и развивающих мероприятий с клиентом.
Таблица 15
Психодиагностическое поле профессионального консультирования
Проблема | Методы психодиагностики |
Профессиональное самоопределение | Тесты-опросники: ДДО Е.А. Климова; опросники профессиональных интересов; тесты интеллекта: тест Амтхауэра, ШТУР, тест Векслера и др. Тесты специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди, юмористических фраз и др. Беседа, интервью |
Профессиональная пригодность | Приборные психофизиологические и аппаратурные поведенческие методики. Тесты интеллекта, специальных способностей. Тесты достижений |
Профессиональная адаптация | Стандартизированное аналитическое наблюдение, тесты-опросники. Проективные методики: «Завершение предложения», цветовой тест Люшера, ТАТ, фрустрационный тест Розенцвейга, графические проективные методики и др. |
Реализация профессионально-психологического потенциала | Объективные тесты интеллекта и креативности, тесты достижений, способностей. Опросники: потребность в достижении, самоотношение. Методики шкалирования и самооценки. Стандартизированное аналитическое наблюдение. Психологическая беседа, интервью |
Профессиональный рост, карьера | Объективные тесты интеллекта, креативности. Тесты достижений, самоотношения. Проективные методики: «Завершение предложения», ТАТ, фрустрационный тест Розенцвейга, цветовой тест Люшера, графические проективные методики. Методики шкалирования: семантический дифференциал, методики определения самооценки, уровня притязаний и др. |
Профессиональные деструкции (стагнация, кризисы, конфликты) | Тесты-опросники: ММР1, тест Кеттелла. Психобиография, каузометрия. Проективные методики: фрустрационный тест Розенцвейга. Методы шкалирования: репертуарные решетки Келли, методики определения самооценки, семантического дифференциала и др. |
Профессиональная реабилитация | Патохарактерологический диагностический опросник А. Личко. Проективные методики рисуночной фрустрации Розенцвейга, графического проектирования. Тесты интеллекта, достижений и специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди. Психологическая беседа (интервью), стандартизированное наблюдение и др. |
Психологическая диагностика ,как отмечает Е.М. Борисова, начинается еще в процессе в школьной профориентации.
Методики психологической диагностики являются объективным способом изучения индивидуально-психологических различий учащихся. Вряд ли можно признать правильной точку зрения, согласно которой главная цель профориентационного психодиагностического обследования учащегося состоит в том, чтобы, опираясь на полученные результаты, подобрать ему наиболее подходящую профессию или область деятельности. В основе такого подхода лежит представление о профессиональной пригодности как некоем изначально присущем человеку качестве, которое можно выявить с помощью психодиагностического обследования. При этом предполагается, что, с одной стороны, есть объективные требования профессий к психологическим качествам человека, с другой – сами эти качества, поддающиеся диагностике, надо лишь соотнести одно с другим, и сразу будет решен вопрос о том, к какой профессии «предназначен» данный человек. Внешне логичная, эта схема оказывается внутренне противоречивой и несостоятельной в практике профконсультирования. Не говоря уже об отсутствии исчерпывающего перечня требований профессии к человеку, вряд ли можно полагать, что проводимое диагностическое исследование даст возможность получить достаточно устойчивую картину индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося.
Для любого профессионального психолога ясно, что возможности формирования психики, развития способностей в учебной, профессиональной деятельности под воздействием специальных тренировок очень велики. Следовательно, получаемая в психодиагностическом испытании картина актуального состояния развития профессионально важных качеств, способностей не может быть надежной основой для выбора профессии в силу своей изменчивости, динамичности. Выявляемое в психодиагностическом эксперименте актуальное состояние психики складывается под влиянием многих факторов, но без направленного ее формирования на какую-либо деятельность. Откуда же ждать соответствия диагностируемых способностей профессиональным требованиям?
Диагностическое обследование позволяет понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей (в том числе и профессиональных), но не дает оснований строить долговременный прогноз. Никакое, даже самое обширное, психодиагностическое испытание не может учесть всего многообразия факторов, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование будущей профессиональной пригодности, которое зависит и от мотивации (которая и изучается психодиагностическими методами в первую очередь), и от отношений в трудовом коллективе, в который попадет человек, и от других причин. Следовательно, поскольку актуальное развитие способностей, выявляемых в диагностическом испытании, не предопределяет будущей профессиональной успешности, оно не может служить критерием профессионального выбора. Этот результат лишь ориентировочный.
Самый существенный недостаток «диагностической» профконсультации состоит в том, что она по существу исключает активность самого субъекта в выборе профессии, так как задачу выбора решает за него психолог. Такую процедуру вообще трудно назвать выбором, это скорее подбор профессии путем наложения «сетки» выявленных с помощью диагностики качеств на «сетку» профессиональных требований.
В чем же тогда состоит смысл психодиагностической работы в профконсультации, и нужна ли она вообще? Психодиагностическое обследование, безусловно, полезно, но его результаты должны использоваться таким образом, чтобы в наибольшей степени активизировать стремление школьников к самопознанию и самосовершенствованию. Психолог не просто диагностирует, а проводит диагностико-коррекционную работу, главной целью которой является подготовка учащегося к своему профессиональному будущему путем направленного формирования необходимых качеств, свойств личности. Сама консультация не одноразовое мероприятие, это большой, иногда длительный совместный труд психолога и учащегося, в котором полностью применимы принципы педагогики сотрудничества. Решение о выборе профессии или области деятельности должно рождаться в ходе совместной работы.
Школьный психолог в своей профконсультационной работе должен проводить идею о том, что нет практически ни одной профессии, в которую школьник мог бы «шагнуть» без предварительной психологической работы над собой. Не существует такой индивидуальной психофизиологической организации, которая еще до начала профессиональной деятельности оказалась бы и в целом, и в отдельных функциях соответствующей этой деятельности. Индивидуализированная структура способностей, удовлетворяющая требованиям определенной деятельности, формируется только в процессе этой деятельности и благодаря усилиям самого человека.
Психодиагностическое обследование должно помочь учащемуся лучше узнать себя, свои возможности, способности, интересы, активизировать его стремление к работе над собой, к самовоспитанию и самосовершенствованию. При налаженных контактах психолога со школьником обследование может быть повторено через полгода, год, и полученные результаты позволят судить об эффективности проделанной школьником работы по подготовке к профессии, поставят перед ним новые задачи.
Методы психологической диагностики могут быть использованы для выявления интересов, способностей, психофизиологических особенностей учащегося на начальном этапе работы с ним профконсультанта, а также для осуществления контроля за развитием требуемых качеств после проведения коррекции или тренинга.
Как уже было сказано, профдиагностическое обследование в школе начинается с диагностики мотивационной сферы личности, диагностики способностей и достижений.
Актуальность психологической диагностики мотивов и способностей определяется, в первую очередь, большой практической значимостью этой проблемы для профориентации, их развития и последующего профотбора. Существующее в обществе разделение труда, продолжающаяся его дифференциация в эпоху НТР, неуклонное увеличение числа профессий повышают важность изучения побудительной сферы, интеллекта, способностей и склонностей человека в отношении разных видов деятельности. Такие области практики, как профессиональная ориентация и консультация, профотбор и размещение кадров по рабочим постам, производственное обучение, требуют разработки и применения надежных, действенных, прогностичных методов диагностики уровня развития способностей и их качественного своеобразия. В профессиональной ориентации одним из важнейших направлений выбора профессии являются некоторые представления о том, какого рода знания и умения являются необходимыми для обучения в средне-специальном, высшем учебном заведении или для успешной работы. Абитуриент или претендент на какое-либо рабочее место должен продемонстрировать, что он знает и какими умениями владеет.
Психодиагностика – это всегда диагностика какого-либо конкретного психического содержания. Важнейшим содержательным разделом диагностики является оценка индивидуальных различий в области интеллекта, способностей и уровня достижений. Тесты, предназначенные для получения показателей этих различий, называют тестами на определение «максимальных возможностей», поскольку тестируемый человек должен показать все, на что он способен. При этом его ответы в соответствии с определенным правилом оцениваются как правильные или неверные.