Использование психодиагностики в психологическом консультировании

Специфика индивидуальной консультативной деятельности связа­на с проведением диагностического обследования, на основе которого затем будет составлена программа помощи. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т. е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встрети­вшимся с какими-либо трудностями ипроблемами психологического плана. Это могут быть проблемы:

♦ детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.);

♦ учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоня­ющееся поведение);

♦ взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликт­ные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских
отношений).

Психодиагностика в консультировании представляет собой реальное взаимодействие психолога-консультанта и клиента. Поэтому важней­шими методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним на разговорном житейском языке. Правильность психологиче­ского заключения зависит не только от того, насколько удачно подо­браны диагностические методики, но и от того, насколько успешно личное взаимодействие психолога с клиентом.

Психологический диагноз должен быть адекватным задачам, вста­ющим в консультативной практике. Поэтому нельзя считать доста­точным выявление психологических характеристик индивида с помо­щью специальных методик. Они должны рассматриваться в контексте целостного процесса развития индивида, в свете особенностей его он­тогенеза, определяющих его специфические трудности и проблемы.

Использование психодиагностики для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности

Применение психодиагностики для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности касается в первую очередь следующего:

♦ профессионального отбора;

♦ организации профессионального обучения;

♦ профессионального консультирования.

Для их решения необходимо научное представление о такой психо­логической категории, как психологическая пригодность к профессии. К. М. Гуревич определил ее как свойство личности, о котором можно судить по двум критериям :

*по успешности овладения профес­сией и

*по степени удовлетворенности человека своим трудом.

Психологическая пригодность к профессии - это соответствие психологических особенностей работника требованиям профессии, которое формируется в процессе профессиональной деятельностии определяется наличием комплекса профессионально важных ка­честв индивида, обеспечивающих успешное выполнение профес­сиональной деятельности.

В зависимости от того, какова природа этих качеств, К. М. Гуревич предложил выделить два типа профессий.

Первый тип -с абсолютной профессиональной пригодностью ; эти деятельности требуют важных индивидуальных черт, имеющих природное происхождение (задатков). К ним можно отнести профес­сии в области искусства и такие, где нужна специальная выражен­ность свойств нервной системы. Профессионально важные качества в такой работе носят некомпенсируемый характер, поэтому для них необходим профессиональный отбор кандидатов, которые обладают нужными природными свойствами. По отношению к профессиям пер­вого типа основное назначение психодиагностики - профессиональ­ный отбор.

Профессии второго типа -с относительной профессиональ­ной пригодностью ; они не ставят для желающих работать в них инди­видов непреодолимых преград (в виде особых природных качеств). Пригодность к профессиям второго типа может быть сформирована у любого человека на базе разнообразных индивидуальных черт. Поэто­му отбор здесь не нужен. Психодиагностика по отношению к работаю­щим в этих профессиях (или кандидатам на работу в них) нужна для выявления и оценки степени сформированности профессионально важных качеств, требующихся для эффективной работы в данной сфе­ре деятельности. Диагностическое обследование проводится в этом случае для того, чтобы помочь индивиду сформировать свою профес­сиональную пригодность, а также свой индивидуальный стиль дея­тельности, который помог бы ему овладеть профессией, преодолеть те функциональные ограничения, которые обнаружились в результате такой работы психолога.

Профориентация и профконсулътирование проводятся в тех случа­ях, когда перед человеком стоит проблема выбора профессии, а он не знает, на чем остановиться, что ему больше подходит. При проведении такой работы следует помнить о двух типах профессий. Собственно диагностика здесь должна быть в первую очередь направлена на оцен­ку и выявление склонностей, профессиональной мотивации клиентов. Использование методов беседы и опросников позволяет судить о том, чем охотнее всего и подолгу занимается индивид. Психологам извест­но, что точность прогноза уровня профессионализма в выбираемой профессии по этому фактору намного выше, чем на основе индивиду­ально-психологических свойств.

В процессе профориентации и профконсультирования психологиче­ская диагностика предоставляет специалисту следующие возможности:

1) обсуждение совместно с клиентом некоторых параметров его инди­видуальности с точки зрения наличия и уровня развития необхо­димых и полезных для избираемой профессии психологических особенностей. Это важно для выработки стратегии формиро­вания профессиональной пригодности, индивидуального стиля
деятельности, организации профессионального обучения;

2) выяснение :

Уровня и характера осведомленности индивида;

Особенности его социального окружения (в частности, професс­иональную принадлежность близких людей);

Планов родителей относительно профессионального будущего их ребенка и др.

Консультирование проводится в свете всей разнообразной инфор­мации, в результате чего клиент должен самостоятельно и осознанно сделать свой выбор. Этот итог работы есть следствие принятия инди­видом активной позиции относительно своего будущего. Последнее связано с тем, что человек с помощью специалиста приходит к отчет­ливому пониманию своих склонностей, интересов, индивидуальных черт, а также к знанию профессий, условий труда в них, характера про­фессиональных учебных заведений, потребности общества в этих про­фессиях и пр.

Описание

Психологическое образование в последние годы очень популярно: российское общество осознало необходимость и безусловную пользу профессиональной психологической помощи, стали создаваться рабочие места и возникла острая необходимость в квалифицированных специалистах. Однако большинство образовательных программ были теоретического толка, а знание фундаментальных основ теоретической психологии хоть и само по себе полезно в практическом консультировании, но его явно недостаточно для оказания полноценной помощи и поддержки.

Практический психолог ведёт свою работу сразу по нескольким направлениям. Это консультации, психодиагностика, психопрофилактика и коррекция, просветительская деятельность и психологическая работа. Но основными определяющими качество психолога как специалиста, являются консультативные и диагностические навыки.

Эта программа для вас, если вы...

  • Стремитесь познать тайны человеческих переживаний и эмоций;
  • Готовы к ответственной интересной работе;
  • Планируете развиваться в одной из самых сложных и нужных сфер - психологии.

Цель программы

Обучение всем видам психологического консультирования. По завершении обучения вы будете компетентны в вопросах общей и возрастной психологии, семейного и корпоративного бизнес-консультирования, то есть, станете универсальным специалистом, способным реализовать свои компетенции в самых разных условиях.

Развитые навыки психодиагностики помогут вам выполнять свою работу с высоким качеством. Комплекс профессиональных методик и приёмов будет особо полезен в работе с клиентами, не способными прямо выражать свои чувства и переживания, в том числе с детьми. Корректная психодиагностика позволяет выстроить психологическую работу оптимальным образом и добиться положительной динамики, поэтому изучение этого раздела является неотъемлемой частью образования психолога-практика.

Задачи дистанционной подготовки:

  • Подготовить слушателей к практическому консультированию посредством формирования ряда практических компетенций;
  • Развить коммуникативные психодиагностические навыки;
  • Сформировать представление о современных подходах и методах психологического консультирования;
  • Подтвердить знания и умения выпускников документально.

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 месяцев (620 ч.).

Методы обучения

Методики дистанционного обучения несколько отличаются от привычных традиционных форм. Вы будете так же посещать занятия, но видеть преподавателя не перед собой, а на мониторе. Вам так же будут читать лекции, но теперь вы можете послушать их и в записи. Вам будут доступны также материалы прошлых выпусков и обширная библиотека знаний, включающая не только тексты, но и многочисленные графические материалы, аудио, видео и прочие форматы информации. За ходом обучения следит тьютор - прикреплённый к вам преподаватель. Он контролирует процесс и сопровождает вас с первого дня и до получения диплома.

Результат обучения:

  • Вам выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
  • Вы становитесь представителем одной из наиболее востребованных в современном обществе профессий;
  • Вы готовы приступить к работе и способны проводить консультативную и диагностическую работу действительно эффективно.

Ваши перспективы

После завершения курса профпереподготовки вы можете работать психологом в социальных службах и центрах реабилитации, в корпоративных психологических центрах и др. Безгранична потенциальная сфера реализации профессиональных возможностей в индивидуальном консультировании - ваше образование более всего располагает именно к такому направлению работы.

Требования к Слушателям:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

Профессионально-психологическое консультированиеотносится к деловому консультированию. Специфика его состоит в том, что оно имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека профес­сиональных способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров, консультирование руководителей и персонала организации и т.п.

В профессиональной диагностике можно выделить как минимум два направления:

во-первых – психодиагностика как средство информационного обеспечения профессиональной ориентации и профконсультирования.

во-вторых – психодиагностика того, как человек справляется с профессией, а также выявление наличия определенного уровня профессионализма у конкретного специалиста.

Так, например, Э.Ф. Зеер в своей книге «Психология профессий» считает, что «психодиагностика – это теория и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков». Из этого определения следует, что психодиагностика является средством информационного обеспечения профконсультирования. Объектами психодиагностики выступают знания, умения, общие и специ­альные способности, особенности психических процессов, состояния, направленность, мотивы, интересы, черты личности и др.

Психодиагностический этап профконсультационной работы – это этап, когда делается основной акцент на исследование уровня выраженности психологических и психофизиологических характеристик субъекта. Изучению подвергаются:

мотивационная сфера личности , где дается характеристика интересов, ценностных ориентаций и других мотивов выбора профессии оптантом, их содержание, глубина и устойчивость;

способности субъекта и особенности личности. Устанавливается уровень выраженности свойств основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), психомоторных качеств, личностных особенностей;

подготовленность личности . Оценке подвергаются знания, умения и навыки по конкретным областям науки и практики. Особое внимание уделяется не только воспроизводству знаний, но и умению применять их при решении конкретных проблем;

устойчивые психические состояния . Такие психические состояния, как агрессивность, тре­вожность, нейротизм и др., влияют как на выбор, так и на осуществление профессиональной деятельности, могут стать как конструктивным, так и деструктивным фактором во взаимоотношениях в трудовом коллективе;

самооценка и особенности формирования профессиональных планов . В данном случае определяются реальность самооценки, содержание и обоснованность жизненных планов, степень самостоятельности в их построении.

Психодиагностические методы, в основном, те же, что и исследовательские. Отличия в целях обусловливают их состав и область применения. Исследовательские методы направлены на получение нового научного знания, психодиагностические – на сбор информации об объекте консультирования. Эта информация имеет субъективную новизну. И конечно, психодиагностический инструментарий определяется проблемами, которые находятся в компетенции профконсультирования.

В практике профконсультирования широко используется развивающая психодиагностика .Ее особенности заключаются в следующем:

· результаты диагностики используются для стимулирования потребностей личности в самопознании, самосовершенствовании, профессиональном становлении;

· выявляются деструктивные тенденции профессионального развития: кризисы, стагнации, деформации, а также недостаточный уровень развития профессионально важных качеств, способ­ностей с целью коррекции профессионально-психологического профиля личности;

· осуществляется мониторинг профессионального развития личности;

· определяются ограничения в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющих жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.

Для решения проблем профконсультирования применяют следующие методы.

1. Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.

2. Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.

3. Методики субъективного шкалирования и самооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого. Консультируемому предлагают определенные шкалы в словесной, числовой или графической форме для оценки и шкалирования. К этой группе относятся методика самооценки Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциал, методики ранжирования (тест Люшера), сортировки (каузометрия) и др.

4. Интерактивные методики .В эту группу входят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра, которая так же, как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.

5. Проективные методики, построенные, главным образом, на интерпретации ответов клиента на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям психолог-консультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т.д. Наиболее известные проективные тесты: «Незаконченные предложения», анализ продуктов деятельности (психобиография), тематический апперцептивный тест и др.

6. Стандартизированное аналитическое наблюдение, характеризуемое наличием цели и предмета наблюдения, процедурной схемы, выделенными признаками наблюдения и способами их регистрации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принимается решение.

7. Приборные психофизиологические методики, применяемые, в основном, в целях профотбора. С их помощью регистрируют физиологические индикаторы: дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.

К этой группе психодиагностических методик относятся также аппаратурные поведенческие методики .С их помощью диагностируют элементарные психические функции (скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений.

Рассмотренные группы методов психодиагностики позволяют осуществить сбор информации, необходимой для оказания профконсультационной помощи. Совокупность конкретных методов диагностики, направленных на решение профконсультационной проблемы, определяет психодиаг­ностическое поле деятельности практического психолога (табл.15).

При проведении психодиагностики практический психолог обязательно должен иметь четкое представление о цели консультации, уметь подобрать эффективный диагностический инструмен­тарий, произвести отбор наиболее важных материалов, обработать, проанализировать и интерпретировать данные, установить психологический диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание психокоррекционных и развивающих мероприятий с клиентом.

Таблица 15

Психодиагностическое поле профессионального консультирования

Проблема
профконсультирования

Методы психодиагностики

Профессиональное самоопределение

Тесты-опросники: ДДО Е.А. Климова; опросники профессиональных интересов; тесты интеллекта: тест Амтхауэра, ШТУР, тест Векслера и др.

Тесты специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди, юмористических фраз и др. Беседа, интервью

Профессиональная пригодность

Приборные психофизиологические и аппаратурные поведенческие методики. Тесты интеллекта, специальных способностей. Тесты достижений

Профессиональная адаптация

Стандартизированное аналитическое наблюдение, тесты-опросники. Проективные методики: «Завершение предложения», цветовой тест Люшера, ТАТ, фрустрационный тест Розенцвейга, графические проективные методики и др.

Реализация профессионально-психологического потенциала

Объективные тесты интеллекта и креативности, тесты достижений, способностей. Опросники: потребность в достижении, самоотношение. Методики шкалирования и самооценки. Стандартизированное аналитическое наблюдение. Психологическая беседа, интервью

Профессиональный рост, карьера

Объективные тесты интеллекта, креативности. Тесты достижений, самоотношения. Проективные методики: «Завершение предложения», ТАТ, фрустрационный тест Розенцвейга, цветовой тест Люшера, графические проективные методики. Методики шкалирования: семантический дифференциал, методики определения самооценки, уровня притязаний и др.

Профессиональные деструкции (стагнация, кризисы, конфликты)

Тесты-опросники: ММР1, тест Кеттелла. Психобиография, каузометрия. Проективные методики: фрустрационный тест Розенцвейга. Методы шкалирования: репертуарные решетки Келли, методики определения самооценки, семантического дифференциала и др.

Профессиональная реабилитация

Патохарактерологический диагностический опросник А. Личко. Проективные методики рисуночной фрустрации Розенцвейга, графического проектирования. Тесты интеллекта, достижений и специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди. Психологическая беседа (интервью), стандартизированное наблюдение и др.

Психологическая диагностика ,как отмечает Е.М. Борисова, начинается еще в процессе в школьной профориентации.

Методики психологической диагностики являются объективным способом изучения индивидуально-психологических различий учащихся. Вряд ли можно признать правильной точку зрения, согласно которой главная цель профориентационного психодиагностического обследования учащегося состоит в том, чтобы, опираясь на полученные результаты, подобрать ему наиболее подходящую профессию или область деятельности. В основе такого подхода лежит представление о профессиональной пригодности как некоем изначально присущем человеку качестве, которое можно выявить с помощью психодиагностического обследования. При этом предполагается, что, с одной стороны, есть объективные требования профессий к психологическим качествам человека, с другой – сами эти качества, поддающиеся диагностике, надо лишь соотнести одно с другим, и сразу будет решен вопрос о том, к какой профессии «предназначен» данный человек. Внешне логичная, эта схема оказывается внутренне противоречивой и несостоятельной в практике профконсультирования. Не говоря уже об отсутствии исчерпывающего перечня требований профессии к человеку, вряд ли можно полагать, что проводимое диагностическое исследование даст возможность получить достаточно устойчивую картину индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося.

Для любого профессионального психолога ясно, что возможности формирования психики, развития способностей в учебной, профессиональной деятельности под воздействием специальных тренировок очень велики. Следовательно, получаемая в психодиагностическом испытании картина актуального состояния развития профессионально важных качеств, способностей не может быть надежной основой для выбора профессии в силу своей изменчивости, динамичности. Выявляемое в психодиагностическом эксперименте актуальное состояние психики складывается под влиянием многих факторов, но без направленного ее формирования на какую-либо деятельность. Откуда же ждать соответствия диагностируемых способностей профессиональным требованиям?

Диагностическое обследование позволяет понять, чего испытуемый достиг на пути форми­рования тех или иных способностей (в том числе и профессиональных), но не дает оснований строить долговременный прогноз. Никакое, даже самое обширное, психодиагностическое испытание не может учесть всего многообразия факторов, которые оказывают положительное или отри­цательное влияние на формирование будущей профессиональной пригодности, которое зависит и от мотивации (которая и изучается психодиагностическими методами в первую очередь), и от отношений в трудовом коллективе, в который попадет человек, и от других причин. Следовательно, поскольку актуальное развитие способностей, выявляемых в диагностическом испытании, не предопределяет будущей профессиональной успешности, оно не может служить критерием профессионального выбора. Этот результат лишь ориентировочный.

Самый существенный недостаток «диагностической» профконсультации состоит в том, что она по существу исключает активность самого субъекта в выборе профессии, так как задачу выбора решает за него психолог. Такую процедуру вообще трудно назвать выбором, это скорее подбор профессии путем наложения «сетки» выявленных с помощью диагностики качеств на «сетку» профессиональных требований.

В чем же тогда состоит смысл психодиагностической работы в профконсультации, и нужна ли она вообще? Психодиагностическое обследование, безусловно, полезно, но его результаты должны использоваться таким образом, чтобы в наибольшей степени активизировать стремление школьников к самопознанию и самосовершенствованию. Психолог не просто диагностирует, а проводит диагностико-коррекционную работу, главной целью которой является подготовка учащегося к своему профессиональному будущему путем направленного формирования необходимых качеств, свойств личности. Сама консультация не одноразовое мероприятие, это большой, иногда длительный совместный труд психолога и учащегося, в котором полностью применимы принципы педагогики сотрудничества. Решение о выборе профессии или области деятельности должно рождаться в ходе совместной работы.

Школьный психолог в своей профконсультационной работе должен проводить идею о том, что нет практически ни одной профессии, в которую школьник мог бы «шагнуть» без предварительной психологической работы над собой. Не существует такой индивидуальной психофизиологической организации, которая еще до начала профессиональной деятельности оказалась бы и в целом, и в отдельных функциях соответствующей этой деятельности. Индивидуализированная структура способностей, удовлетворяющая требованиям определенной деятельности, формируется только в процессе этой деятельности и благодаря усилиям самого человека.

Психодиагностическое обследование должно помочь учащемуся лучше узнать себя, свои возможности, способности, интересы, активизировать его стремление к работе над собой, к самовоспитанию и самосовершенствованию. При налаженных контактах психолога со школьником обследование может быть повторено через полгода, год, и полученные результаты позволят судить об эффективности проделанной школьником работы по подготовке к профессии, поставят перед ним новые задачи.

Методы психологической диагностики могут быть использованы для выявления интересов, способностей, психофизиологических особенностей учащегося на начальном этапе работы с ним профконсультанта, а также для осуществления контроля за развитием требуемых качеств после проведения коррекции или тренинга.

Как уже было сказано, профдиагностическое обследование в школе начинается с диагностики мотивационной сферы личности, диагностики способностей и достижений.

Актуальность психологической диагностики мотивов и способностей определяется, в первую очередь, большой практической значимостью этой проблемы для профориентации, их развития и последующего профотбора. Существующее в обществе разделение труда, продолжающаяся его дифференциация в эпоху НТР, неуклонное увеличение числа профессий повышают важность изучения побудительной сферы, интеллекта, способностей и склонностей человека в отношении разных видов деятельности. Такие области практики, как профессиональная ориентация и консультация, профотбор и размещение кадров по рабочим постам, производственное обучение, требуют разработки и применения надежных, действенных, прогностичных методов диагностики уровня развития способностей и их качественного своеобразия. В профессиональной ориентации одним из важнейших направлений выбора профессии являются некоторые представления о том, какого рода знания и умения являются необходимыми для обучения в средне-специальном, высшем учебном заведении или для успешной работы. Абитуриент или претендент на какое-либо рабочее место должен продемонстрировать, что он знает и какими умениями владеет.

Психодиагностика – это всегда диагностика какого-либо конкретного психического содержания. Важнейшим содержательным разделом диагностики является оценка индивидуальных различий в области интеллекта, способностей и уровня достижений. Тесты, предназначенные для получения показателей этих различий, называют тестами на определение «максимальных возможностей», поскольку тестируемый человек должен показать все, на что он способен. При этом его ответы в соответствии с определенным правилом оцениваются как правильные или неверные.