Лопатин Герман Александрович

русский политический деятель. Род. в 1845 г в Нижнем Новгороде; кончил курс на физико-математическом факультете спб. университета. В 1866 г. привлекался к каракозовскому делу и просидел в Петропавловской крепости два месяца, но освобожден за отсутствием улик. В 1868 г. арестован по делу кружка (основанного в Москве Волховским), имевшего задачей отправку в деревни учителей и легальных книг. Общество не преследовало никаких противозаконных целей; тем не менее Л. просидел 8 месяцев в Петропавловской крепости и был выслан в Ставрополь-Кавказский, с определением на службу в канцелярию местного губернатора. Здесь Л. удалось преобразовать местную библиотеку и провести вопрос о замене в общинно-захватного крестьянского землевладения общинно-передельным по постановлениям сельских волостных сходов. В конце 1869 г. Л. арестован вследствие его письма, найденного у одного из привлеченных к нечаевскому делу. Л. находился в переписке с Нечаевым и , но разошелся с ними во взглядах и в нечаевском деле участия принять не пожелал. Через несколько недель после ареста Л. удалось бежать с военной гауптвахты. Прибыв в Кадников (), где в ссылке жил , Л. тайно увез его в Петербург, а оттуда отправил за границу. Вскоре после того Л. поселился в Лондоне, чтобы быть ближе к Карлу Марксу, с которым находился в дружеских отношениях; там он перевел на русский язык начало 1 тома его "Капитала" (СПб., 1872). Сделавшись членом международного общества рабочих (интернационала), он был избран в генеральный совет его. В конце 1870 г. Л. отправился в Сибирь с целью освобождения , но был арестован. Оправданный судом, он работал по вольному найму в иркутской контрольной палате. Узнав о том, что его вновь собираются арестовать, он летом 1872 г. уплыл на 2-весельной душегубке по Ангаре и, проплыв свыше 1000 верст, вышел на берег в Усть-Тунгузке; оттуда он доехал до Томска, но там был арестован и очутился вновь в Иркутском остроге. Летом 1873 г. он был вызван в суд, но бежал и пробрался в Петербург, а оттуда за границу. В Цюрихе он застал приготовлявшийся к выпуску первый журнала "Вперед", но, вследствие теоретических разногласий с , отказался от близкого участия в этом журнале и ограничился помещением биографического очерка умершего перед тем и заметкой о любопытной секте "Не наших". Следующие 5 лет (1874—79) Л. провел за границей. В это время он не принадлежал активно ни к одной из революционных партий внутри России. Несколько раз он ездил под чужим именем в Россию на короткие сроки. В начале 1879 г., когда в революционных кругах идеи народничества стали сменяться идеями народовольчества, которым сочувствовал Л., он вернулся в Россию, но скоро был арестован и весной 1880 г. выслан административным порядком в Ташкент, где занимался в частном банке, затем в Вологду. В феврале 1883 г. он бежал из Вологды в Париж. Сформирование партии Народной Воли (май 1879 г.), ее развитие и главная деятельность имели место в то время, когда Л. сидел в тюрьме и находился в ссылке. В Париже Лавров издавал тогда "Вестник Народной Воли", в котором Л. принял участие. Тяготясь сравнительно спокойной жизнью за границей, он поехал в Петербург, где натолкнулся на Дегаева. Непосредственного участия в деле убийства Судейкина Л. не принял, так как считал невозможным действовать заодно с двойным предателем, но побудил Дегаева исполнить взятое на себя обязательство. В начале 1884 г. Л. отправился в Париж, где формально примкнул к партии Народной Воли и в марте того же года вернулся в Петербург в качестве члена нового исполнительного комитета. Своей задачей он считал собрать разрозненные остатки в сущности уже погибшей партии Народной Воли, изыскивать денежные средства, основывать новые и поддерживать только что возникшие тайные типографии, выпускать №№ журнала Народной Воли. Дело оказалось неисполнимым: партия Народной Воли оказалась не в состоянии воскреснуть. 6 октября 1884 г. Л. был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. В июне 1887 г. он был приговорен к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением в Шлиссельбургской крепости. Там он провел 18 лет. Амнистия 1891, 1896, 1904 гг. не были распространены на него. Его освободил только указ 23 октября 1905 г., при чем, ввиду расстройства этапных путей в Сибири, куда его предполагалось сослать на 4 года, ему было разрешено проживать временно в г. Вильне за поручительством его брата. Л. вышел из тюрьмы больным стариком. Человек очень большой эрудиции, он считался всегда одной из самых крупных интеллектуальных сил русского революционного движения. Во всякой организации, в которую он входил во время кратковременных перерывов между тюремными заключениями и ссылками, он сразу занимал первенствующее место. Он перевел на русский язык "Психологию", "Социологию" и "Этику" Спенсера, 1-й том "Происхождения современной Франции" Тэна, "Спиритизм и аналогичные ему психозы" Карпентера, сочинение Грант-Аллена о Дарвине и несколько других книг по физике, биологии и т. п. См. Р. L. Lawrow, "H. Lopatin" (в "Neue Zeit", 1889). В русских газетах о лопатинском процессе появились лишь небольшие заметки; более полный отчет, под названием "Процесс 21", вышел в Женеве в 1888 г. Речь В. Д. Спасовича, защищавшего в этом процессе П. Ф. Якубовича, напечатана в сборнике: "Семь судебных речей по уголовным делам В. Д. Спасовича. 1877-1887 гг." (Берлин, 1900).

С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

ЛОПАТИН Герман Александрович

– рус. революционер. Род. в Н. Новгороде. Окончил естеств. отделение физико-математич. фак-та Петерб. ун-та (1866), защитив дисс. "О самопроизвольном зарождении" (см. "Историч. архив", 1960, No 3), свидетельствующую о материалистич. подходе Л. к явлениям природы и его атеистич. убежденности. В 70-х гг., живя за границей, находился в дружеских отношениях с Марксом и Энгельсом; был избран в Ген. совет 1-го Интернационала (1870), где поддерживал борьбу Маркса против бакунистов. Перевел на рус. яз. часть 1-го т. "Капитала" Маркса. Зимой 1870–71 сделал неудачную попытку освободить из ссылки Чернышевского. Неск. раз подвергался арестам. В 1883 совершил побег из ссылки. Отстаивая необходимость вовлечения широких нар. масс в борьбу против самодержавия, но не сумев найти правильного пути для революционной деятельности, Л. примкнул к народнич. орг-ции "Народная воля", хотя и не разделял политич. идей народовольцев. В 1887 был приговорен к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. Освобожден в 1905.
В своих выступлениях Л. разрабатывал вопросы революц. борьбы, резко критиковал либералов. Маркс неоднократно писал о Л. в письмах к своим рус. корреспондентам. По воспоминаниям , "о немногих людях Карл Маркс говорил... с такой теплой симпатией к человеку и с таким уважением к силе его ума...", как о Л. ("Г. А. Лопатин", П., 1919, с. 29). Большой интерес представляет запись Л. своей беседы с Энгельсом (1883), во время к-рой Энгельс охарактеризовал задачи и перспективы революции в России (см. "Воспоминания о Марксе и Энгельсе", 1956, с. 207–08).

Соч.: Не наши, в кн.: Вперед! (Непериодич. обозрение), 1874, т. 3, отд. 2; Письма... редактору газеты "Daily News", там же; Вместо внутреннего обозрения, "Народная воля", 1884, No 10; [К истории "Вперед" ], "Речь", 1916, No 350, 20 декабря; Первые дни революции, "Одесские новости", 1917, 12 марта; Автобиография (1845–1918), П., 1922.


Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, 2 изд., [Л. ], 1951; , Соч., 4 изд., т. 20, с. 405; Бурцев Вл., Из моих воспоминаний, "Свободная Россия", 1889, No 1, с. 48–56; Бернштейн Эд., Карл Маркс и рус. революционеры, "Минувшие годы", 1908, No 10, с. 23; Ποпов И. И., Г. А. Лопатин, М., 1926; Попов А. В., Г. А. Лопатин, в кн.: Материалы по изучению Ставропольского края, вып. 1, Ставрополь, 1949; Саморуков Н., Общественно-политич. деятельность Г. А. Л. (1845–1918), "Вопр. истории", 1951, No 3; Савицкий А. П., Г. Л. в Ташкенте, в кн.: Тр. Среднеазиатского ун-та, вып. 142, Историч. науки, кн. 30, Ташкент, 1958; Рапопорт Ю. М., Из истории связей рус. революционеров с основоположниками науч. социализма (К. Маркс и Г. Лопатин), М., 1960; Антонов В. Ф., Г. Лопатин, Липецк, 1960; его же, Рус. друг Маркса Г. А. Л., М., 1962; Hаучитель М. В., Г. Л. в Сибири, [Иркутск ], 1963.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.

ЛОПАТИН Герман Александрович

(13.I.1845 - 26.XII.1918) - рус. революционер, член Ген. совета 1-го Интернационала, первый переводчик "Капитала" в России. Род. в Н. Новгороде в семье чиновника. Окончил Петерб. ун-т (1866). В диссертации "О самопроизвольном зарождении" (см. "Ист. архив", 1960, No 3) отстаивал материалистич. взгляды. В 1867 ездил в Италию с намерением сражаться на стороне Гарибальди. Л. пытался создать общество (т. н. рублевое) для изучения экономики страны, быта народа, его способности восприятия идей социализма, но этому помешал его арест в янв. 1868. Отбывая ссылку в Ставрополе, изучал труды К. Маркса. В нач. 1870 бежал в Петербург, организовал побег из ссылки и вслед за ним скрылся за границей. В Париже вступил в 1-й Интернационал и приступил к переводу "Капитала", в связи с чем летом 1870 выехал в Англию, чтобы иметь постоянные консультации автора. К. Маркс оценил выдающиеся способности Л., к-рый становится его близким другом. В сент. 1870 Л. вошел в состав Ген. совета Интернационала, где оказывал Марксу помощь в борьбе с бакунизмом. Зимой 1870-71 сделал неудачную попытку освободить из сибирской ссылки, был арестован. Передал права переводчика Н. Ф. Даниельсону, к-рый завершил первый перевод "Капитала", опубл. в 1872. Летом 1873 Л. удалось бежать за границу. В 1879 с наступлением новой революц. ситуации вернулся на родину, но сразу был арестован, вновь бежал (1883). Под влиянием Маркса и Энгельса укрепилось его материалистич. понимание действительности, Л. понял, что Россия его времени стояла не перед социалистической, а перед бурж.-демократич. революцией. В 1884 предпринял попытку воссоздать разгромленную царизмом "Народную волю", превратить ее в широкую нар. орг-цию, к-рая смогла бы осуществить демократич. преобразования в стране. Однако в окт. 1884 вновь был арестован, по "процессу 21-го" (1887) навечно заточен в Шлиссельбургскую крепость. Освобожден во время революции 1905. Здоровье Л. было сильно подорвано, и он отошел от политич. деятельности.

Соч.: Г. А. Лопатин (1845-1918). Автобиография. Показания и письма. Статьи и стихотворения. Библиография, П., 1922.

Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, (М.), 1951; , Соч., 4 изд., т. 20, с. 405; , Заметка о Г. А. Лопатине, в сб.: Процесс 21-го, Женева, 1888; Попов И. И., Г. А. Лопатин, М., 1930; Саморуков Н., Обществ.-политич. деятельность Г. А. Лопатина, "ВИ", 1951, No 3; Рапопорт Ю. М., Из истории связей рус. революционеров с основоположниками науч. социализма (К. Маркс и Г. Лопатин), М., 1960; Антонов В., Рус. друг Маркса Г. А. Лопатин, М., 1962; Научитель М. В., Г. Лопатин в Сибири, Иркутск, 1963.

В. Ф. Антонов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982.

Сайкин О. Владимир Гиляровский и Г.А. Лопатин // Диалог. – 2001. - № 1

Герман Александрович Лопатин - крупнейший деятель освободительного движения в России конца ХIХ - начала XX века - прожил яркую и богатую событиями жизнь. Практически не существовало революционной организации в России 60-х - начала 80-х. годов прошлого столетия, с которой он не был бы связан. Еще студентом Петербургского университета он был арестован в мae 1866 г. и привлечен к следствию по делу Д. В. Каракозова, покушавшегося на жизнь царя Александра II. Это он в 1867 г. нелегально уезжает в Италию, чтобы вступить в отряды волонтеров Д. Гарибальди. Это он в феврале 1870 г. организовал побег П. Л. Лаврова, крупного революционного деятеля, философа и идеолога народнического движения, из вологодской ссылки. В 1871 г., тайно приехав из-за границы, предпринял дерзкую попытку освобождения из сибирской ссылки Н. Г. Чернышевского. Затем последовал арест, и Лопатин оказался в Иркутском остроге. Но он не сдался и летом 1873 г. сумел бежать из Сибири и выехать за границу.
Оказавшись в эмиграции, принимал участие в рабочем движении в Западной Европе (Англии, Германии, Франции), сблизился с его вождями: К. Марксом и Ф. Энгельсом, А. Бебелем, В. Либкнехтом, П. Лафаргом и др. Он был принят в Генеральный Совет Интернационала.
Позднее, в начале 1884 г., Лопатин занят восстановлением партии «Народная воля». Был приговорен к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. Провел более двадцати лет в одиночных камерах Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей. Кроме того, Г. А. Лопатин известен и как талантливый литератор-публицист, переводчик и ученый. Его статьи очерки печатались в заграничных и русских изданиях. Известны его переводы на русский язык фундаментальныx трудов К. Маркса (том 1 «Капитала»), Г. Спенсера, И. Тэна, Г. Роменса и других мыслителей и ученых по политэкономии, философии, социологии, биологии, физике. Незаурядная личность Лопатина, аналитический ум, блестящая образованность, талант рассказчика, отчаянная смелость, исключительная воля и сила, вся его большая, полная настоящих подвигов жизнь, отданная освобождению русского народа, привлекали постоянно к нему внимание современников. Г. А. Лопатина считали своим другом И. С. Тургенев, Г. И. Успенский, В. Г. Короленко, А. М. Горький, А. В. Амфитеатров, Вас. И. Немирович-Данченко и многие другие.
К их числу, на наш взгляд, следует отнести и известного московского журналиста и писателя В. А. Гиляровского, который высоко ценил и глубоко уважал Лопатина, о чем мы и расскажем ниже.
Сам факт их знакомства, неизвестный биографам Г. А. Лопатина, помог мне установить случай. Однажды, работая в Центральном Государственном историческом архиве в Москве, я просматривал статью о Г. А. Лопатине, написанную для справочного издания начала 30-х годов, которое осталось неопубликованным. В статье были освещены все основные направления деятельности революционера. Каких-то новых фактов о Г. Лопатине обнаружить здесь не удалось. Просматривая затем библиографию к этой статье, увидел, что большинство авторов, перечисленных в ней, мне также были хорошо известны. Но одно имя пробудило особый интерес. В библиографии указана книга: В. Гиляровский «Мои скитания». Обратился в Историческую библиотеку РФ, но там ее не оказалось. Потом разыскал ее в Российской государственной библиотеке (бывшая Ленинка), Впервые она увидела свет при жизни автора в 1928 году [Гиляровский Вл. Мои скитания. Повесть о бродяжной жизни. Издательство «Федерация». М., 1928 г.]. «Книга «Мои скитания» - самая любимая из всех написанных мною»,- говорил Гиляровский [Гиляровский Вл. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М., 1989. С.472.]. Первое издание книги, вышедшее небольшим тиражом, понятно, давно уже стало раритетом. Поведать о своем детстве, скитаниях по России он собирался давно, еще в самом начале XX столетия. Тогда же и приступил к работе. Но позже пришлось оставить эту тему. Вернулся он к ней лишь много лет спустя. «Мои скитания» были написаны в 1926-1927 гг. Почему же эта книга Гиляровского включена в библиографию к статье о Г. А. Лопатине, известном революционном деятеле? Ведь многие, писавшие о Лопатине как до революции, так и после, в том числе и до настоящего времени, никогда не упоминали о Гиляровском, о знакомстве его с Лопатиным.
Обратимся к самой книге. Автор ее, в частности, рассказывает о своей поездке в конце декабря 1882 года на Рождество на родину, в Вологду [Гиляровский Вл. Мои скитания. М., 1928. С.63]. Тогда это был молодой человек, начинающий репортер газеты «Московский листок», чье имя ничего не говорило современному читателю, а было известно лишь товарищам по редакции. Веселые рождественские праздники в родительском доме пролетели быстро: теплота общения с близкими, родственниками, сверстниками, знакомства и беседы со ссыльными. Вологда была местом политической ссылки. Некоторые встречи запали глубоко в душу журналиста, запомнились на всю жизнь, повлияли на нее. И совсем не случайно, спустя 40 с лишним лет, в книге «Мои скитания» автор написал: «Впоследствии в 1882 году, приехав в Вологду, я застал во флигеле Кудрявой живших там Германа Лопатина и Евтихия Карпова, драматурга, находившихся здесь в ссылке» [Гиляровский Вл. Мои скитания. М., 1928. С.21]. Особенно восхитила его удивительная жизнь и личность самого старшего из них - Германа Лопатина. В этом человеке его поразила твердая воля, неуемная сила, постоянная готовность к действию и инициативе, высокий интеллект. Знакомство Гиляровского с Лопатиным имело, несомненно, для него особое значение. Лопатин стал для молодого журналиста, по нашему убеждению, фактически живой легендой революции. Гиляровский всегда помнил о Лопатине. Подтверждением этому служат его книги. Кроме того, он посвятил Лопатину рассказ.
После «Моих скитаний» я обратился к другим книгам В. А. Гиляровского, надеясь найти в них еще какие-либо свидетельства автора о Г. А. Лопатине. И здесь меня ожидала большая удача, можно сказать, открытие. В книге «Москва газетная» автор ярко изображает газетный мир, показывает быт, нравы издателей, редакторов, репортеров московских газет, а также сообщает об опыте своей работы в газетах. В этой книге, над которой он работал в последние годы жизни (с 1931 г. по 1934 г.), мы находим важное признание писателя, увы, но известное историкам и литературоведам ни до революции, ни после нее, ни сейчас. «В «Русских ведомостях», изредка,- писал Гиляровский,- появлялись мои рассказы. Между прочим, «Номер седьмой», рассказ об узнике в крепости на острове среди озер. Под заглавием я написал: «Посвящаю Г. А. Лопатину», что, конечно, прочли в редакции, но вычеркнули. Я посвятил его в память наших юных встреч Герману Лопатину, который сидел тогда в Шлиссельбурге, и даже моего узника звали в рассказе Германом... Об этом знали и говорили только друзья в редакции. Цензуре, конечно, и на ум не пришло» [Гиляровский Вл. Сочинения в 4-х томах. Т.3. М., 1989. С.48].
Газета «Русские ведомости», издававшаяся в Москве более полувека (с 1863-го по 1918 г.) была одной из наиболее влиятельных в дореволюционной России. Значительную часть ее читателей составляла радикальная интеллигенция. И, думается, совсем не случайно рассказ Гиляровского был напечатан именно в ней.
Когда же был опубликован этот рассказ? Автор отвечает на него, в приведенной выше цитате, весьма неопределенно. Он писал: «Я посвятил его в память наших юных встреч Герману Лопатину, который сидел тогда и Шлиссельбурге...» Как следует из этого, газета поместила рассказ Гиляровского в то время, когда Г. Лопатин отбывал одиночное заключение в Шлиссельбургской крепости. А в крепостном заточении он находился более 18 лет (с 23 июня 1887 г. по 28 октября 1905 г.). Теперь необходимо было, чтобы отыскать забытый рассказ, просмотреть «Русские ведомости» за весь этот период. Следовало ознакомиться с огромным числом газетных подшивок. Осилить такое было чрезвычайно трудно. Понятно, что пришлось избрать иной путь. Я обратился к справочной литературе, и в ней удалось разыскать очень редкую и ценную книгу, вышедшую к 50-летию этой газеты, содержавшую богатый фактический материал о всех ее авторах, редакторах, сотрудниках, в частности, и о В. А. Гиляровском. Так удалось установить, что рассказ Гиляровского был напечатан в 1908 году (№ 17) [Русские ведомости. 1863-1913. Сб. статей. М., 1913. С.50]. После нeгo мне оставалось лишь отправиться в газетный зал Российской государственной библиотеки, что в Химках, и сделать копию этого рассказа. В отдельные сборники и собрания сочинений «Номер седьмой» никогда не входил. Поэтому современному читателю он совершенно неизвестен. Герой его - узник, заключенный в каземат № 7 тюрьмы-крепости, находившейся на острове среди озер. В ее описании, описании тяжелых условий содержания узников в рассказе легко угадывается облик Шлиссельбургской крепости, заметим кстати, располагавшейся также на острове - в Ладожском озере, политической тюрьмы для государственных преступников. Прототипом героя рассказа послужил, несомненно, Г. А. Лопатин. У героя Гиляровского немало общего с Лопатиным. Каждого заключенного в этот страшный каменный мешок называли не иначе, как по номеру камеры. Лопатин сидел в камере № 27. У Гиляровского - узник № 7, который провел в одиночной камере 40 лет. Герман Лопатин, как известно, томился в Шлиссельбургской крепости более 18 лет, в Петропавловской - 3 года, а всего тюрьмы и ссылки отняли у него 30 лет жизни. Таким образом, Лопатин, как и герой рассказа Гиляровского, провел несколько десятилетий в тюрьмах и ссылках.
Есть у них и еще ряд общих черт. Так, № 7 - это «проповедник добра и правды», который «страдал не за себя, а за свой темный бедный народ». Народоволец Г. Лопатин тоже, как известно, посвятил всю свою жизнь великому делу борьбы за народное освобождение. И, наконец, Лопатин, как вождь «Народной воли», был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением в Шлиссельбургской крепости. И «Номер седьмой» Гиляровского был заточен в крепость позже «навсегда», т. е. пожизненно... Видимо, писатель хорошо знал о пребывании Г. А. Лопатина в Шлиссельбургской крепости, о тяжелом режиме, который многие узники не выдерживали и погибали. Возможно, он встречался с Лопатиным вскоре после его освобождения из крепости в 1905 году или позднее 1914-1916 гг., когда тот не раз приезжал в Москву.
Итак, сделаем выводы. Рассказ В. .А. Гиляровского «Номер седьмой» был напечатан спустя два с лишним года после освобождения Лопатина из крепости, а не во время нахождения его в заточении, как ошибочно указал писатель в книге «Москва газетная». Во-вторых, есть еще одна неточность в приведенной выше цитате из этой книги. Гиляровский писал: «...Даже моего узника звали в рассказе Германом». В рассказе «Номер седьмой» узник носил другое имя - Вилли. Похоже, в обоих случаях писателя подвела аберрация. Ведь, когда он писал «Москву газетную», ему уже было под восемьдесят, а рассказ, посвященный шлиссельбуржцу, был опубликован 25 годами ранее.
И в заключение особо хочется отметить глубокую и выразительную концовку рассказа: «А «Нумер седьмой», безвестный узник, первый почти полвека тому назад провозгласивший то, о чем теперь говорят всенародно, все сидел и сидел в безмолвном каземате, никому неведомый, забытый, глубоко страдающий за свой народ... Его забыли!»
Ниже публикуется этот (также забытый) малоизвестный рассказ В. А. Гиляровского. Впервые напечатанный 92 года назад, летом 1908 года, он с тех пор ни разу не переиздавался ни в сборниках, ни в сочинениях писателя, и поэтому, несомненно, представляет большой интерес для современного читателя. Его актуальность налицо, особенно сейчас, когда электронные СМИ, многочисленные органы печати и ретивые журналисты, а также различного рода перерожденцы, находящиеся на содержании у олигархов, ежедневно поносят духовные ценности нашего народа, обливают грязью его историческое прошлое, его культуру, литературу, традиции. Делают все, чтобы народ забыл и свой язык, и свою историю. Потерять память - значит потерять разум. Боже, убереги и спаси нас всех от этого.

Лопатин Герман Александрович

русский политический деятель. Род. в 1845 г в Нижнем Новгороде; кончил курс на физико-математическом факультете спб. университета. В 1866 г. привлекался к каракозовскому делу и просидел в Петропавловской крепости два месяца, но освобожден за отсутствием улик. В 1868 г. арестован по делу кружка (основанного в Москве Волховским), имевшего задачей отправку в деревни учителей и легальных книг. Общество не преследовало никаких противозаконных целей; тем не менее Л. просидел 8 месяцев в Петропавловской крепости и был выслан в Ставрополь-Кавказский, с определением на службу в канцелярию местного губернатора. Здесь Л. удалось преобразовать местную библиотеку и провести вопрос о замене в общинно-захватного крестьянского землевладения общинно-передельным по постановлениям сельских волостных сходов. В конце 1869 г. Л. арестован вследствие его письма, найденного у одного из привлеченных к нечаевскому делу. Л. находился в переписке с Нечаевым и , но разошелся с ними во взглядах и в нечаевском деле участия принять не пожелал. Через несколько недель после ареста Л. удалось бежать с военной гауптвахты. Прибыв в Кадников (), где в ссылке жил , Л. тайно увез его в Петербург, а оттуда отправил за границу. Вскоре после того Л. поселился в Лондоне, чтобы быть ближе к Карлу Марксу, с которым находился в дружеских отношениях; там он перевел на русский язык начало 1 тома его "Капитала" (СПб., 1872). Сделавшись членом международного общества рабочих (интернационала), он был избран в генеральный совет его. В конце 1870 г. Л. отправился в Сибирь с целью освобождения , но был арестован. Оправданный судом, он работал по вольному найму в иркутской контрольной палате. Узнав о том, что его вновь собираются арестовать, он летом 1872 г. уплыл на 2-весельной душегубке по Ангаре и, проплыв свыше 1000 верст, вышел на берег в Усть-Тунгузке; оттуда он доехал до Томска, но там был арестован и очутился вновь в Иркутском остроге. Летом 1873 г. он был вызван в суд, но бежал и пробрался в Петербург, а оттуда за границу. В Цюрихе он застал приготовлявшийся к выпуску первый журнала "Вперед", но, вследствие теоретических разногласий с , отказался от близкого участия в этом журнале и ограничился помещением биографического очерка умершего перед тем и заметкой о любопытной секте "Не наших". Следующие 5 лет (1874—79) Л. провел за границей. В это время он не принадлежал активно ни к одной из революционных партий внутри России. Несколько раз он ездил под чужим именем в Россию на короткие сроки. В начале 1879 г., когда в революционных кругах идеи народничества стали сменяться идеями народовольчества, которым сочувствовал Л., он вернулся в Россию, но скоро был арестован и весной 1880 г. выслан административным порядком в Ташкент, где занимался в частном банке, затем в Вологду. В феврале 1883 г. он бежал из Вологды в Париж. Сформирование партии Народной Воли (май 1879 г.), ее развитие и главная деятельность имели место в то время, когда Л. сидел в тюрьме и находился в ссылке. В Париже Лавров издавал тогда "Вестник Народной Воли", в котором Л. принял участие. Тяготясь сравнительно спокойной жизнью за границей, он поехал в Петербург, где натолкнулся на Дегаева. Непосредственного участия в деле убийства Судейкина Л. не принял, так как считал невозможным действовать заодно с двойным предателем, но побудил Дегаева исполнить взятое на себя обязательство. В начале 1884 г. Л. отправился в Париж, где формально примкнул к партии Народной Воли и в марте того же года вернулся в Петербург в качестве члена нового исполнительного комитета. Своей задачей он считал собрать разрозненные остатки в сущности уже погибшей партии Народной Воли, изыскивать денежные средства, основывать новые и поддерживать только что возникшие тайные типографии, выпускать №№ журнала Народной Воли. Дело оказалось неисполнимым: партия Народной Воли оказалась не в состоянии воскреснуть. 6 октября 1884 г. Л. был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. В июне 1887 г. он был приговорен к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением в Шлиссельбургской крепости. Там он провел 18 лет. Амнистия 1891, 1896, 1904 гг. не были распространены на него. Его освободил только указ 23 октября 1905 г., при чем, ввиду расстройства этапных путей в Сибири, куда его предполагалось сослать на 4 года, ему было разрешено проживать временно в г. Вильне за поручительством его брата. Л. вышел из тюрьмы больным стариком. Человек очень большой эрудиции, он считался всегда одной из самых крупных интеллектуальных сил русского революционного движения. Во всякой организации, в которую он входил во время кратковременных перерывов между тюремными заключениями и ссылками, он сразу занимал первенствующее место. Он перевел на русский язык "Психологию", "Социологию" и "Этику" Спенсера, 1-й том "Происхождения современной Франции" Тэна, "Спиритизм и аналогичные ему психозы" Карпентера, сочинение Грант-Аллена о Дарвине и несколько других книг по физике, биологии и т. п. См. Р. L. Lawrow, "H. Lopatin" (в "Neue Zeit", 1889). В русских газетах о лопатинском процессе появились лишь небольшие заметки; более полный отчет, под названием "Процесс 21", вышел в Женеве в 1888 г. Речь В. Д. Спасовича, защищавшего в этом процессе П. Ф. Якубовича, напечатана в сборнике: "Семь судебных речей по уголовным делам В. Д. Спасовича. 1877-1887 гг." (Берлин, 1900).

С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

ЛОПАТИН Герман Александрович

– рус. революционер. Род. в Н. Новгороде. Окончил естеств. отделение физико-математич. фак-та Петерб. ун-та (1866), защитив дисс. "О самопроизвольном зарождении" (см. "Историч. архив", 1960, No 3), свидетельствующую о материалистич. подходе Л. к явлениям природы и его атеистич. убежденности. В 70-х гг., живя за границей, находился в дружеских отношениях с Марксом и Энгельсом; был избран в Ген. совет 1-го Интернационала (1870), где поддерживал борьбу Маркса против бакунистов. Перевел на рус. яз. часть 1-го т. "Капитала" Маркса. Зимой 1870–71 сделал неудачную попытку освободить из ссылки Чернышевского. Неск. раз подвергался арестам. В 1883 совершил побег из ссылки. Отстаивая необходимость вовлечения широких нар. масс в борьбу против самодержавия, но не сумев найти правильного пути для революционной деятельности, Л. примкнул к народнич. орг-ции "Народная воля", хотя и не разделял политич. идей народовольцев. В 1887 был приговорен к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. Освобожден в 1905.
В своих выступлениях Л. разрабатывал вопросы революц. борьбы, резко критиковал либералов. Маркс неоднократно писал о Л. в письмах к своим рус. корреспондентам. По воспоминаниям , "о немногих людях Карл Маркс говорил... с такой теплой симпатией к человеку и с таким уважением к силе его ума...", как о Л. ("Г. А. Лопатин", П., 1919, с. 29). Большой интерес представляет запись Л. своей беседы с Энгельсом (1883), во время к-рой Энгельс охарактеризовал задачи и перспективы революции в России (см. "Воспоминания о Марксе и Энгельсе", 1956, с. 207–08).

Соч.: Не наши, в кн.: Вперед! (Непериодич. обозрение), 1874, т. 3, отд. 2; Письма... редактору газеты "Daily News", там же; Вместо внутреннего обозрения, "Народная воля", 1884, No 10; [К истории "Вперед" ], "Речь", 1916, No 350, 20 декабря; Первые дни революции, "Одесские новости", 1917, 12 марта; Автобиография (1845–1918), П., 1922.


Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, 2 изд., [Л. ], 1951; , Соч., 4 изд., т. 20, с. 405; Бурцев Вл., Из моих воспоминаний, "Свободная Россия", 1889, No 1, с. 48–56; Бернштейн Эд., Карл Маркс и рус. революционеры, "Минувшие годы", 1908, No 10, с. 23; Ποпов И. И., Г. А. Лопатин, М., 1926; Попов А. В., Г. А. Лопатин, в кн.: Материалы по изучению Ставропольского края, вып. 1, Ставрополь, 1949; Саморуков Н., Общественно-политич. деятельность Г. А. Л. (1845–1918), "Вопр. истории", 1951, No 3; Савицкий А. П., Г. Л. в Ташкенте, в кн.: Тр. Среднеазиатского ун-та, вып. 142, Историч. науки, кн. 30, Ташкент, 1958; Рапопорт Ю. М., Из истории связей рус. революционеров с основоположниками науч. социализма (К. Маркс и Г. Лопатин), М., 1960; Антонов В. Ф., Г. Лопатин, Липецк, 1960; его же, Рус. друг Маркса Г. А. Л., М., 1962; Hаучитель М. В., Г. Л. в Сибири, [Иркутск ], 1963.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.

ЛОПАТИН Герман Александрович

(13.I.1845 - 26.XII.1918) - рус. революционер, член Ген. совета 1-го Интернационала, первый переводчик "Капитала" в России. Род. в Н. Новгороде в семье чиновника. Окончил Петерб. ун-т (1866). В диссертации "О самопроизвольном зарождении" (см. "Ист. архив", 1960, No 3) отстаивал материалистич. взгляды. В 1867 ездил в Италию с намерением сражаться на стороне Гарибальди. Л. пытался создать общество (т. н. рублевое) для изучения экономики страны, быта народа, его способности восприятия идей социализма, но этому помешал его арест в янв. 1868. Отбывая ссылку в Ставрополе, изучал труды К. Маркса. В нач. 1870 бежал в Петербург, организовал побег из ссылки и вслед за ним скрылся за границей. В Париже вступил в 1-й Интернационал и приступил к переводу "Капитала", в связи с чем летом 1870 выехал в Англию, чтобы иметь постоянные консультации автора. К. Маркс оценил выдающиеся способности Л., к-рый становится его близким другом. В сент. 1870 Л. вошел в состав Ген. совета Интернационала, где оказывал Марксу помощь в борьбе с бакунизмом. Зимой 1870-71 сделал неудачную попытку освободить из сибирской ссылки, был арестован. Передал права переводчика Н. Ф. Даниельсону, к-рый завершил первый перевод "Капитала", опубл. в 1872. Летом 1873 Л. удалось бежать за границу. В 1879 с наступлением новой революц. ситуации вернулся на родину, но сразу был арестован, вновь бежал (1883). Под влиянием Маркса и Энгельса укрепилось его материалистич. понимание действительности, Л. понял, что Россия его времени стояла не перед социалистической, а перед бурж.-демократич. революцией. В 1884 предпринял попытку воссоздать разгромленную царизмом "Народную волю", превратить ее в широкую нар. орг-цию, к-рая смогла бы осуществить демократич. преобразования в стране. Однако в окт. 1884 вновь был арестован, по "процессу 21-го" (1887) навечно заточен в Шлиссельбургскую крепость. Освобожден во время революции 1905. Здоровье Л. было сильно подорвано, и он отошел от политич. деятельности.

Соч.: Г. А. Лопатин (1845-1918). Автобиография. Показания и письма. Статьи и стихотворения. Библиография, П., 1922.

Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, (М.), 1951; , Соч., 4 изд., т. 20, с. 405; , Заметка о Г. А. Лопатине, в сб.: Процесс 21-го, Женева, 1888; Попов И. И., Г. А. Лопатин, М., 1930; Саморуков Н., Обществ.-политич. деятельность Г. А. Лопатина, "ВИ", 1951, No 3; Рапопорт Ю. М., Из истории связей рус. революционеров с основоположниками науч. социализма (К. Маркс и Г. Лопатин), М., 1960; Антонов В., Рус. друг Маркса Г. А. Лопатин, М., 1962; Научитель М. В., Г. Лопатин в Сибири, Иркутск, 1963.

В. Ф. Антонов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982.

Лопатин Герман Александрович

Улица Германа Лопатина (Октябрьский район) носила название 8-я Иерусалимская. В 20-е гг. переименована в 8-ю Советскую. С 1967 г.- улица Лопатина. Застроена каменными и дерезямными домами.

Стоял жаркий июнь 1873 года. Зноем дышала земля. Редких прохожих можно было увидеть на запылен­ных улицах деревянного Иркутска. Сонливость, нето­ропливость чувствовались везде. Герман Лопатин си­дел за столом у окна в окружном суде. Вот уже кото­рый день его приводят из тюрьмы на суд. Но судьи не торопятся, то и дело запрашивают новые документы, справки, уточняют детали последнего его побега из Иркутска.

К зданию подъехал всадник, соскочил с коня, не­брежно привязал его и зашел в помещение. У Лопати­на молниеносно возник дерзкий план. Он попросил позволения выйти во двор. Часовой неторопливо по­шел следом. Герман мгновенно вскочил на коня, дер­нул за узду. Конь вынес его со двора и галопом помчал по улице. Часовой оторопело стоял во дворе. Лопатин домчался до Ушаковки и скрылся в лесу.

Поднялся переполох. Лопатина искали по всей Си­бири. Телеграммы полетели во все концы России. А он был в это время в Иркутске, где его меньше всего ис­кали, скрывался на квартирах политических ссыльных. Через несколько дней под видом крестьянина он при- строился к обозу и пустился в дальний путь.

В Иркутске долго не могли забыть дерзкий побег Лопатина. Имя его стало легендарным. Ведь многие узнали не только о побеге, но и о том, зачем он ока­зался в Иркутске.

В январский день 1871 года к гостинице «Амур» подъехала ямская кибитка. Из нее вышел среднего роста щеголеватый блондин в очках, лет двадцати шес­ти. С чемоданом в руке, скорой походкой он вошел в гостиницу. Предъявил паспорт на имя почетного гражданина Николая Любавина. Он член Русского географического общества, занимается и коммерцией. Ему отвели номер.

Этим путником, приехавшим в Иркутск под именем Николая Любавина, был революционер Герман Лопатин. Уже в гостинице он начал обдумывать, как при­ступить к реализации давно созревшего плана: орга­низовать побег Николая Гавриловича Чернышевского. Лопатина, как и всю революционно-настроенную моло­дежи России, угнетала мысль, что тот, кого К. Маркс назвал великим русским ученым, отключен от общест­венной жизни и томится в Сибири. Только он смог бы стать вождем революционного движения. Ради этого Лопатин и проделал путь от Лондона до Иркутска.

Герман Лопатин родился в 1845 году в Нижнем Нов­городе, в небогатой дворянской семье чиновника, учился в гимназии г. Ставрополя на Кавказе, куда пе­реехали Лопатины. В 1866 году он блестяще окончил физико-математический факультет Петербургского университета. Ему предлагали научно-педагогическую деятельность, но его влекло другое - общественная жизнь. В то время Г. Лопатин совершил поездку в Италию с намерением сражаться на стороне Гарибальди, но опоздал... Г. Лопатин изучил труды Герцена, Доб­ролюбова, Чернышевского, под влиянием которых начало складываться его материалистическое мировоззрение. Юноша возненавидел деспотизм и произвол самодержавия. Он поставил целью своей жизни до­биться низвержения царизма и освободить от угнета­телей народ.

Следуют аресты, тюрьмы, ссылки. В январе 1870 года Герман Лопатин бежал из ставропольской ссыл­ки. Нелегально заехал в Вологодскую губернию, где находился в ссылке известный деятель революционно­го движения, теоретик народничества П. Л. Лавров. Лопатин сумел чуть ли не из-под носа жандармов увез­ти Лаврова за границу, в Париж.

Еще в Ставрополе Герман заинтересовался эконо­микой, социализмом, читал труды К. Маркса в решил перевести на русский язык «Капитал», который так нужен был русским революционерам.

5 июля Г. Лопатин с рекомендательным письмом П. Лафарга появился в лондонской квартире К. Марк­са. Семья любезно встретила молодого русского рево­люционера и высоко оценила его дарование, ум и по­знания. В те дни Маркс писал Энгельсу о Германе Ло­патине: «...У него очень живой, критический ум, весе­лый характер, стоический, как у русского крестьянина, который довольствуется тем, что имеет». Вскоре Маркс познакомил Лопатина с Энгельсом. Их знакомство переросло в долголетнюю дружбу. По рекомендации Маркса Г. Лопатин был выбран в Генеральный совет I Интернационала.

Г. Лопатин приступил к переводу «Капитала» на русский язык. Маркс удивлялся тому, как его новый русский друг глубоко понимал идея «Капитала». Не­смотря на молодость, у Лотапина был ясный и анали­тический ум большого ученого. «...О немногих людях,- вспоминал П. Л. Лавров,- К. Маркс говорил мне и с такой теплой симпатией к человеку и с таким уваже­нием к силе его ума, как о Германе Александровиче».

Г.Лопатин разработал методику перевода, ввел русские термины важнейших теоретических понятий (например, «Прибавочная стоимость» и другие). Маркс помогал ему в переводе «Капитала» и стремился до­казать Лопатину утопичность народнических взглядов на особый путь развития России, на русский крестьян­ский социализм. В то же время Маркс в разговорах с восторгом отзывался о Чернышевском, называл его оригинальным ученым и мыслителем. Г. Лопатин еще большим уважением проникся к «сибирскому узнику», впрочем,

он давно вынашивал свои планы...

Осенью 1870 года, не завершив перевода «Капита­ла» (эту работу закончил другой русский революцио­нер- И. Даниельсон), ничего не сказав Марксу (он полагал, что Маркс убедит его не делать попытки в одиночку спасти Чернышевского), Лопатин взялся за опасное предприятие. В Петербурге друзья снабдили его документами, деньгами.

В Иркутске, в центре царской политической ссыл­ки, Лопатин сразу начал устанавливать связи, интере­соваться местонахождением Чернышевского. Чтобы не вызвать подозрения, он через три дня переехал на частную квартиру. Но охранка уже знала от своих заграничных агентов о том, что кто-то должен при­ехать в Иркутск для организации побега Чернышев­ского. «Таинственный путешественник», который дорогой проявил большую любознательность относительно всего касающегося Сибири, вызвал подозрения. А тут еще пришла телеграмма от начальника Амур­ского телеграфа Ларионова, в которой он уведомлял о том, что в Любавине, с которым ехал от Казани до Иркутска, он опознал Германа Лопатина.

Первого февраля квартира, в которой жил Лопатин, была оцеплена полицией. Операцией руководил сам полицмейстер полковник Бориславский. Обыск и арест Герман Лопатин встретил внешне спокойно, однако вы­сказал протест. Полетели телеграммы министру внут­ренних дел, шефу жандармов об аресте в Иркутске подозрительного человека.

Первое дознание ничего не дало. «В силу исключи­тельной важности» для следствия были выделены спе­циальный чиновник и жандармский полковник. Лопа­тина поместили не в тюрьму, а на главную гауптвахту при жандармских казармах; был приставлен специаль­ный конвой. Через несколько дней личность Лопатина была окончательно установлена, и завертелась след­ственная машина вокруг «Дела о дворянине Лопатине, покушавшемся освободить государственного преступ­ника Чернышевского». За самим Чернышевским уси­лили надзор.

В феврале 1871 года «дело Лопатина» было закон­чено. Герман Александрович смело, умно отметал от себя все политические обвинения, следствию не уда­лось доказать, что он приехал в Иркутск с попыткой освободить Чернышевского. Осталось только обвине­ние в том, что Лопатин проживал под чужим именем и использовал фальшивые документы. А это он объ­яснил просто: хотел вернуться из-за границы на ро­дину и поселиться там, где его никто не знает.

Иркутские жандармы запросили Петербург. III От­деление долго молчало, его явно не устраивало такое обвинение; только в апреле поступило указание: су­дить. Но жандармы тянули: собирали дополнительные материалы. В это время Лопатин сделал первую попытку бежать. На Ленинской улице был схвачен жан­дармами.

15 июля дело рассматривалось в Иркутском окруж­ном суде. Царизм хотел подальше упрятать опасного революционера. Суд поэтому постановил: поскольку- де преступление совершено в Сибири, сослать Лопа­тина на поселение в Якутию... Герман Лопатин об­жаловал это постановление и блестяще доказал не­состоятельность и вздорность такого приговора. Губернский суд отменил решение окружного суда и приговорил его к штрафу в 100 рублей за проживание под чужим именем. Приговор был утвержден губер­натором. Лопатину вернули деньги, взятые при обыске, валенки и даже револьвер.

Но шефа жандармов графа Шувалова не устраи­вало такое решение: по его указанию Лопатина продолжали содержать в тюрьме. Тогда Герман написал протест генерал-губернатору Восточной Сибири Синельникову. Столица затребовала дело Лопатина, а пока дала указание выпустить его из тюрьмы под над­зор полиции. Местные же власти не торопились. У них было основание: в те зимние дни в Иркутск тайно привезли Н. Г. Чернышевского. Через два дня, 20 де­кабря, в жандармской повозке его отправили в новую ссылку, на Север. Г. А. Лопатина выпустили под но­вый 1872 год. Он с сожалением узнал, что Чернышевского всего 10 дней назад провезли в нескольких мет­рах от него в жандармской повозке. Г. Лопатин посту­пил на работу в контрольную палату, давал уроки, кое- как сводил концы с концами - деньги, которые ему дали друзья в Петербурге, он не считал вправе тратить на свои личные нужды. Лопатин поселился на Троицкой улице (ныне 5-й Армии). Недалеко от него проживал политический ссыльный, известный революционер - демократ ученый Афанасий Прокопьевич Щапов. Они подружились. Лопатин рассказал Щапову о Марксе, познакомил с его произведениями. Вскоре Щапов по­лучил из столицы «Капитал» на русском языке и пер­вым в Иркутске читал его.

Наконец из Петербурга последовало указание - продолжать следствие. Жандармы вовсе не собирались оставлять Лопатина на свободе.

Понимая это, он теплым августовским днем поки­нул Иркутск: на небольшой весельной лодке поплыл вниз по Ангаре. Это был опасный путь: следовало ос­терегаться полиции, бандитов, диких зверей и, нако­нец. ангарских порогов. Жандармы спохватились толь­ко через неделю. Во все концы были разосланы фото­графии «опасного государственного преступника».

Через месяц Лопатин был уже в Томске, но не про­явил достаточной осторожности. На улице его опознал по фотографии полицейский. Так вновь попал он в Ир­кутскую тюрьму. Жандармерия скрупулезно подбира­ла материалы. В июне 1873 года должно было слушать­ся в окружном суде дело Лопатина о побеге... А он совершил третий и последний побег из Сибири.

Герман Лопатин благополучно добрался до Лон­дона. Еще долго его не покидала мысль освободить Чернышевского. Он было уже собрал деньги для новой поездки в Сибирь, но неудачная попытка организовать побег Чернышевского в 1875 году, предпринятая на­родником Ипполитом Мышкиным, заставила Лопатина расстаться со своей мечтой.

Свою дальнейшую жизнь Г. А. Лопатин посвятил борьбе с самодержавием, делу освобождения народа. Он неоднократно бывал в России, попадал под арест, его ссылали в Ташкент и Вологду, он вновь совершал побеги.

В 1883 году Г. Лопатин принял решение вернуться на родину навсегда и возродить партию «Народная воля». За полгода он побывал в Риге, Харькове. Ростове, Москве, других городах, восстановил прежние и на­ладил новые связи. Лопатин был против того, чтобы возрождаемая партия замыкалась в тесных рамках тер­рористической борьбы и ограничивалась только круж­ковой работой, распространяла свое влияние лишь на интеллигенцию. Он пытался превратить «Народную во­лю» в массовую партию, которая бы обращалась с при­зывами ко всему угнетенному народу. Но завершить начатую работу Лопатину не удалось. В октябре 1884 года в Петербурге его арестовали. Александр III нало­жил на донесении об аресте резолюцию: «Надеюсь, что на этот раз он не уйдет». Лопатина в третий раз заточили в Алексеевский равелин Петропавловской кре­пости. В мучительном ожидании потянулись безрадост­ные дни. И только летом 1887 года состоялся суд. Г. Лопатина приговорили к смерти. Он стойко встретил приговор. В заключительном слове сказал, что не при­знает царский суд законным, что над всеми есть «суд высший, который произнесет со временем свой прав­дивый и честный приговор, этот суд - история».

В последний момент смертную казнь царь заменил пожизненной каторжной тюрьмой. Эго было тоже ли­шение жизни, только растянутое на неопределенное время. Александр III умел карать своих врагов.

Освободиться Г. А. Лопатину помогла революция 1905 года. Вышел он больным, полуслепым стариком, но по мере сил принимал деятельное участие в ре­волюционном движении и восторженно принял Вели­кую Октябрьскую революцию.

Умер Герман Лопатин в Петрограде в декабре 1918 года. «В стране культурно дисциплинированной, - пи­сал о нем его друг М. Горький,- такой даровитый человек сделал бы карьеру ученого, художника, путе­шественника, у нас он 20 лет, лучшие годы, просидел в Шлиссельбургской тюрьме». Великий писатель на­звал Лопатина одним из талантливых русских людей.

Герман Александрович принадлежал к плеяде русских революционеров-семидесятников - предшест­венников социал-демократов, которые своими герои­ческими делами приблизили победу пролетарской ре­волюции.