Введение

Актуальность темы. Жилищно-коммунальный сектор национальной экономики всегда отличался сложной, многофункциональной спецификой работы предприятий этой сферы, что оказывает непосредственное влияние на учет доходов и расходов, формирующих финансовый результат. С 19 века основной задачей для предприятий ЖКХ является оформление финансовых результатов путем сопоставления категорий доходов и расходов для получения результирующего финансового показателя – прибыли или убытка. Сложность их учета состоит в том, что доходы и расходы в жилищно-коммунальном хозяйстве не имеют юридического обоснования, их величина зависит от норм, правил и концепций, изложенных законодательством.

Финансовое положение предприятия характеризуется показателями доходов и расходов, которые отражаются в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках». Проанализировав информацию этой части отчетности, внутренние и внешние пользователи могут сделать выводы о финансовом, имущественном положении организации, результатах ее хозяйственной деятельности, поскольку разница сумм доходов и расходов предприятия является финансовым результатом его деятельности. Превышение доходов над расходами означает прирост чистых активов – прибыль, а расходов над доходами – их уменьшение – убыток. На основе данных о доходах и расходах организации соответственно производится вывод о финансовом состоянии предприятия, которое отражает его конкурентоспособность, платежеспособность, кредитоспособность в производственной сфере и, следовательно, эффективность использования собственного капитала.

В условиях перехода к рыночной экономике жилищная проблема в России существенно обострилась. К 1992 г. отрасль оказалась практически полностью зависимой от бюджетных дотаций, так как ставки оплаты жилья и коммунальных услуг в этот период практически не были затронуты первым этапом либерализации цен.

ЖКХ России сегодня - это около 52 тысяч предприятий различных форм собственности и более 4 миллионов работников. На долю отрасли приходится 1/3 часть основных фондов, 1/3 часть потребляемых энергоресурсов и 1/5 часть бюджета России. ЖКХ существует, в основном, на дотации из федерального, регионального (субъектов Федерации) и муниципальных бюджетов. Как правило, местные бюджеты выделяют на содержание ЖКХ почти 60%. Степень изношенности основных фондов отрасли, в среднем по России, составляет до 50-60% сетей водо- и теплоснабжения, канализации и нуждается сегодня в капитальном ремонте, значительная часть - в незамедлительной замене. Жилищно-коммунальное хозяйство страны находится в тяжелом положении из-за недостатка средств. Оно финансируется из всех источников не более на 50% от необходимого уровня, который может обеспечить воспроизводство основных фондов. Платежи населения в составе коммунальных услуг на содержание жилья, производство и поставку коммунальных услуг в различных районах Российской Федерации выросли с 20-30 до 60-70%. Поскольку темпы роста затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг росли опережающими инфляцию темпами, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и на разницу в ценах на тепловую энергию в городских бюджетах не уменьшалась.

Актуальность, экономическая важность решения вопросов бухгалтерского учета расходов и доходов в организации учета на предприятиях ЖКХ, формирование достоверной информации в форме внутренней их отчетности, а также недостаточная изученность этих вопросов в российской экономической науке обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Отражение доходов и расходов СМУП «ЖЭУ-15» в системе бухгалтерского учета».

Цель и задачи исследования. Целью исследования, проводимого в выпускной квалификационной работе, является выявление особенностей формирования доходов и расходов жилищно-коммунального хозяйства, оценка финансовых результатов, а также выявление внутренних резервов их роста.

Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить следующие задачи:

исследовать состав и порядок формирования доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности;

сгруппировать доходы и расходы организации для целей финансового и управленческого учета;

проанализировать применяемую технику составления формы 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

разработать план прибылей и убытков в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;

создать механизм увязки информации о доходах и затратах, получаемой в управленческом учете, с информацией, подготовленной в финансовом учете

Предметом исследования выступает производственно–хозяйственная деятельность предприятия с точки зрения системы учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности.

Объектом исследования данной работы является: Смоленское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплутационный участок №15».

Методами исследования выпускной работы являются экономико-статистические методы, наблюдение, синтез. Методологические основы для выполнения работы явились труды Российских и зарубежных авторов, а так же статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия.


Сокращенно: СМУП «ЖЭУ-15». Место нахождения организации: 214018, г. Смоленск, ул. Урицкого, д. 15. СМУП «ЖЭУ-15» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, коммерческой организацией, имущество которой находится в собственности города Смоленска и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Оно создано для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Учредителем организации является администрация города Смоленска. СМУП «ЖЭУ-15» находится в ведомственном подчинении Смоленского унитарного предприятия «Жилищник». Предприятие действует на основании устава (Постановление главы администрации города Смоленска от 23.06.2003 года), разработанной учетной политики (Приказ № 101 от 26.12.2003 года).

Целью создания организации является осуществление уставной деятельности по техническому содержанию находящегося в его ведении жилищного фонда и поддержания его в исправном состоянии, обеспечению бесперебойной работы инженерного оборудования и устройств жилых домов, своевременному проведению текущего и капитального ремонта жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности.

В установленном законодательном порядке СМУП «ЖЭУ-15» осуществляет следующие виды деятельности:

Проведение общих плановых осмотров жилищного фонда (весной, осенью) для выявления неисправности и причин их проявления, а также для определения объемов работ на следующий год.

Выполнение работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации зданий.

Выполнение непредвиденного текущего ремонта, в т. ч. по заявкам граждан.

Подготовка домов к эксплуатации в зимних условиях.

Проведение расчетов за содержание и текущий ремонт жилого фонда, техническое содержание и обслуживание лифтов.

Оформление регистрации граждан и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства и выдача справок.

Сбор платежей за содержание и текущий ремонт жилого фонда, техническое содержание и обслуживание лифтов, за коммунальные услуги.

Своевременное предоставление гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.

Контроль за соблюдением нанимателями, арендаторами или собственниками жилых помещений в многоквартирных домах требований по пользованию жилыми помещениями, коммунальными услугами в соответствии с договорами найма, аренды или обслуживания (для приватизированных квартир и квартир, находящихся в собственности граждан).

Осуществление претензионно-исковой работы, связанной с невнесением платежей за жилищно-коммунальные услуги.

В состав СМУП «ЖЭУ-15» входят различные производственные подразделения: участки, обслуживающие хозяйства, органы управления и организации по обслуживанию работников предприятия.

Руководит предприятием СМУП «ЖЭУ-15» начальник, назначенный Главой администрации г. Смоленска. Под его руководством находятся отделы и службы предприятия, общей численностью 130 человек.

Функции и организация деятельности структурных подразделений определяются положением, утвержденным приказом руководителя предприятия. Функции подразделяются на административные, функции обслуживающего персонала и функции, связанные с технической эксплуатацией жилищного фонда. На рис. 0.1. представлена организационно-производственная структура предприятия, предусматривающая функциональные группы подразделений для выполнения определенных задач и управления процессом их выполнения.

Рисунок 0.1. Организационно-производственная структура СМУП «ЖЭУ-15»

Функции административного и обслуживающего персонала организации включают:

руководство деятельностью предприятия в соответствии с действующим законодательством РФ и согласно утвержденному уставу;

организацию и ведение учета бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами бухгалтерского учета и отчетности;

планирование финансово-хозяйственной деятельности организацию труда и заработной платы работников предприятия;

обеспечение кадрами требуемой квалификации и специальности; организацию учебно-методической работы по повышению квалификации работников предприятия;

документальное оформление управленческих решений, действий, связей;

организацию документооборота; упорядочение и хранение документации;

контроль своевременного исполнения приказов, поручений;

обеспечение предприятия всеми необходимыми для его деятельности материальными ресурсами;

Главная > Учебник

21.2. Финансирование жилищного хозяйства

Жилищное хозяйство - одна из важнейших отраслей соци-ально-бытовой инфраструктуры. Рост народного благосостояния тесно связан с улучшением жилищных условий. Принимаемые за последние десятилетия меры по решению жилищной проблемы привели к значительному возрастанию жилищного фонда городов. Улучшилось инженерное оборудова-ние домов и оснащение их водопроводом, канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т. д. Жилищный фонд стал главным общественным богатством городов, удельный вес его в общем объеме основных фондов, подведомственных городским самоуправлениям, составляет 70-80%. Бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только из территориальных бюджетов, в том числе около 30% - из региональных бюджетов и 70% - из местных. В общем объеме территориальных бюджетов расходы на со-держание жилищного хозяйства составляют 16%, в том числе в региональных бюджетах - 11%, в местных - 19%. Наблюдается рост этих расходов. Он обусловлен не только увеличением са-мого жилого фонда, но и повышением качества строений, их технической оснащенности, заработной платы работников. С ростом этажности, технической оснащенности домов возрастают расходы. Так, затраты на содержание девяти- и шестнадцатиэтажных домов выше, чем затраты на пятиэтажные дома, соот-ветственно на 18 и 23%. С увеличением объема крупнопанель-ного домостроения возрастают расходы на капитальный и теку-щий ремонт. В таких домах эти расходы превышают восстанови-тельную стоимость в 2,5 раза, из них 30% приходится на теку-щий ремонт. Таким образом, в перспективе с развитием в городах много-этажного и крупнопанельного строительства расходы на содер-жание жилищного фонда будут возрастать. Все это свидетельст-вует о необходимости серьезного подхода к вопросам эффектив-ного использования финансовых ресурсов, направляемых на со-держание и ремонт жилых домов. Главной задачей при этом должно быть изыскание путей снижения темпов роста расходов и сокращение их. В затратах на содержание жилых строений значительную часть занимают расходы на оплату труда, которые составляют более 30%. Причинами высокого уровня заработной платы в эксплуатационных расходах в жилищном хозяйстве являются слабая механизация работ, отсутствие автоматизации инженер-ных систем в домах, широкое применение ручного труда. Снижение роста расходов на содержание жилищного фонда в значительной степени зависит от улучшения организации его эксплуатации. Расширение объемов жилищного строительства, увеличение технической оснащенности домов, повышение тре-бовательности к качеству услуг, оказываемых жилищным хозяй-ством, привели к тому, что существующая система организации эксплуатации жилищного фонда, при которой все основные ра-боты по его содержанию осуществляются силами домохозяйств с их низкой материально-технической базой и производительно-стью труда, тормозит развитие коммерческого расчета в этой отрасли и дает значительные экономические потери. Основными путями совершенствования системы эксплуата-ции жилищного хозяйства, выявления резервов снижения уров-ня эксплуатационных расходов являются: механизация и автоматизация производственных процессов; создание специализированных организаций, осуществ-ляющих на высоком техническом уровне обслуживание внутридомовых инженерных систем и ремонт зданий; концентрация материальных и финансовых ресурсов, вы-деляемых в эту отрасль; совершенствование системы оплаты труда. Из общего объема средств, выделяемых на содержание жи-лищного фонда, наибольшая часть направляется на проведение текущего ремонта. Своевременное и в достаточном объеме вы-деление финансовых и материальных ресурсов на текущий ре-монт позволяет содержать жилые дома в технически исправном состоянии. В перспективе, по мере увеличения материальных и финансовых возможностей общества и в связи с необходимо-стью проведения более эффективных мер по сохранению жи-лищного фонда размер средств, выделяемых на текущий ремонт, и их удельный вес в эксплуатационных расходах будут возрас-тать и могут превысить 50% эксплуатационных расходов. Большой объем и высокий удельный вес финансовых ресур-сов, ассигнуемых на текущий ремонт, выдвигают задачу повы-шения эффективности их использования. Вместе с тем в этой сфере жилищного хозяйства имеются возможности наибольших резервов экономии. 1. Одним из условий сокращения трудовых затрат, повыше-ния эффективности средств, выделяемых на текущий ремонт, является концентрация этих работ в специализированных ремонтно-строительных организациях. Такая концентрация связана с передачей домохозяйствами штата ремонтных рабочих и мате-риальных фондов этим организациям. Домохозяйства освобож-даются от ведения этих работ, становятся заказчиками и контро-лируют объем и качество выполняемых работ. 2. Создание объединенных диспетчерских служб, специализи-рованных предприятий и передача им на обслуживание техниче-ского оборудования домов, проведение текущего и капитального ремонтов жилищного фонда обеспечат эффективное использо-вание средств, а также снижение расходов жилищного хозяйст-ва. Создание таких служб возможно и целесообразно при нали-чии у местных органов власти жилой площади 100 тыс. м 2 и бо-лее, т. е. крупных домовладений, где, как правило, уровень экс-плуатации выше, а расходы на 1 м 2 жилья ниже. В последнее десятилетие наблюдается интенсивный процесс объединения жилищных организаций главным образом в муниципальном жи-лищном хозяйстве. Во многих городах, особенно в средних и малых, применение новых форм эксплуатации жилищного хо-зяйства невозможно или затруднено в связи с тем, что оно рас-пределено между местными органами власти и ведомствами. 3. Концентрация всего государственного жилищного фонда в ведении местных органов власти даст возможность централизованно проводить научно обоснованную техническую политику в этой отрасли, шире внедрять автоматизацию и механизацию труда. Это также открывает новые возможности для улучшения обслужива-ния населения и достижения экономического эффекта. Мобилизация доходов - один из важнейших резервов улуч-шения финансового состояния жилищного хозяйства. Источниками доходов жилищного хозяйства являются: квартирная плата; арендная плата; сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы; прочие доходы. Главные источники доходов - это квартирная и арендная платы. Удельный вес их в доходах достигает 80%. В общем объеме доходов, получаемых жилищными органи-зациями, квартирная плата не превышает 55%. В последние де-сятилетия улучшилось качество жилищ, их техническая осна-щенность и комфортабельность. В то же время функционирует еще и значительная часть старого жилого фонда. Удельный вес домов, построенных более 20-30 лет назад, составляет свыше 30%. Особенно велик удельный таких зданий в крупных старых городах. Несмотря на проводимые работы по модернизации старого жилищного фонда, условия проживания в старых домах при некоторых их преимуществах ниже, чем в новых. Это отсут-ствие технических средств, коммунальное заселение и т. д. Квартирная же плата как в старых, так и в новых домах почти не отличается. Поэтому проблема большей дифференциации размера оплаты за проживание в старом и новом жилом фонде очень актуальна. Следующим по значению источником доходов муниципаль-ного жилищного хозяйства являются арендная плата и сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы домохозяйств. Их доля в доходах составляет около 30%. Учитывая тенденцию к росту эксплуатационных расходов жилищного хозяйства и исхо-дя из необходимости укрепления его финансового положения, значение арендной платы как источника доходов должно повы-шаться. Этому должен способствовать ряд мер экономического и организационного характера, в том числе расширение фонда нежилых помещений, увеличение тарифных ставок за пользова-ние ими, укрепление хозрасчета и повышение уровня экономи-ческой работы в отрасли. Повышение рентабельности домохозяйств связано с укреп-лением коммерческого расчета. Для этого требуется создание оп-ределенных условий, в том числе увеличение источников дохо-дов, позволяющих покрывать все эксплуатационные расходы. При переходе на коммерческий расчет и ликвидации дотаций как источника покрытия эксплуатационных расходов улучшится финансовая деятельность домохозяйств, усилится их стремление к эффективному использованию средств и к максимальному вы-явлению резервов доходов. Взаимоотношения жилищного хозяйства с бюджетом будут строиться на общей для всех отраслей налоговой основе, т. е. жи-лищные организации будут платить налоги. В то же время сле-дует отметить, что и из бюджета будут выделяться ассигнования на муниципальное жилищное строительство. Кроме того, в целях социальной защиты населения малоимущим семьям будут выде-ляться пособия на оплату ими жилищно-коммунальных услуг.

21.3. Коммунальное хозяйство и бюджет

Коммунальное хозяйство призвано обеспечить жителей населенных мест водой, теплом, дорогами, транспортом и т. д. Рас-ходы на оплату услуг, производимых коммунальными предпри-ятиями, осуществляются за счет средств территориальных бюджетов, средств юридических и физических лиц. Главный источник финансирования коммунальных предпри-ятий - территориальные бюджеты. Из всех средств, поступающих коммунальным предприятием из бюджетной системы, на местные бюджеты приходится 58%, на региональные бюджеты - 42%. В территориальных бюджетах расходы на финансирование коммунальных предприятий составляют от 10 до 12%. Бюджет-ные средства коммунальным предприятиям поступают в виде дотаций: на покрытие разницы в ценах за предоставляемые насе-лению услуги и продукцию (тепло для жилых домов и транспортные услуги); на капитальные вложения (водопроводно-канализационное хозяйство, городской пассажирский транспорт, дороги и др.); на оплату произведенных работ и оказанных населенным местам услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.). Водопроводно-канализационное хозяйство. Проблема обеспе-чения населенных мест водой и очистки сточных жидкостей имеет важное значение для развития городов, особенно в густо-населенных и промышленных районах. Водообеспечение, отвод и очистка сточных вод являются жизненно необходимыми с точки зрения как благоустройства жилых районов, дальнейшего развития промышленности, так и охраны окружающей среды. Наличие водных источников и средств подачи воды позволяет развивать промышленное произ-водство и связанное с ним жилищно-коммунальное строительст-во. В то же время централизованное водоснабжение с достаточ-но налаженной технологией обработки воды дает возможность не только контролировать ее качество, но и искусственно обо-гащать питьевую воду необходимыми для здоровья населения микроэлементами. Строительство водоотводных и очистных со-оружений позволяет сохранять экологическое равновесие окру-жающий среды, беречь водные ресурсы страны. Системами внутреннего водопровода в настоящее время ос-нащена значительная часть обобществленного жилого фонда; канализацией - большая часть домов городов. И все же потреб-ности в услугах водопроводно-канализационного хозяйства еще не удовлетворены. В будущем объем потребляемой воды будет постоянно уве-личиваться и в перспективе возрастет в 2,5 раза. С ростом водопотребления связано повышение мощностей канализационных предприятий. Предполагается, что объем сточных вод в бли-жайшей перспективе увеличится в 2,5 раза, а на более далекую перспективу - в 5-10 раз. Такой рост обусловлен развитием городов и современных отраслей промышленности с повышен-ной водоемкостью производства. Все это повлечет увеличение капитальных вложений на строительство и реконструкцию водопроводно-канализационных сооружений, главным источником которых станут бюджетные средства. Дальнейшее развитие жилищного строительства, улучшение инженерного оборудования жилых и общественных зданий, по-вышение уровня благоустройства городов, развитие промыш-ленности и рост ее водопотребления вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных пред-приятий. Это будет важным фактором роста и валовых доходов. Вместе с тем рост доходов и прибыли этих предприятий не будет прямо пропорционален росту производственных мощностей и увеличению подачи воды. Дальнейшее развитие водопро-водно-канализационного хозяйства будет проходить при нарас-тающем дефиците водных ресурсов в индустриальных районах. Это потребует доставки воды из других, как правило, отдален-ных районов, где имеются пока свободные водные ресурсы. Кроме того, надо учесть, что в результате увеличения водо-потребления промышленными предприятиями и объема сбрасы-ваемых в водоемы стоков, недостаточной их очистки возрастает загрязненность водоемов. Положение усугубляется химизацией сельского хозяйства, смывом с полей удобрений в открытые во-доемы. Это в свою очередь требует расширения работ по очист-ке воды. Таким образом, перед отраслью стоят важные задачи. В их числе: создание крупных централизованных систем водоснабжения; централизация и специализация строительно-монтажных работ по созданию водопроводно-канализационных со-оружений; автоматизация работ насосных станций; внедрение в крупных городах автоматизированных систем управления водопроводным хозяйством; повышение в общем балансе подаваемой воды удельного веса воды, добываемой из артезианских скважин; обеспечение высокой санитарной очистки воды; разработка эффективных средств фторирования и озони-рования питьевой воды. Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных ра-бот требуют повышения уровня технической оснащенности от-расли, квалификации ее работников. Все это связано с ростом капитальных вложений, амортизационных отчислений, заработ-ной платы и т. д. Естественно, это ведет к росту себестоимости воды, отпускаемой потребителям. При объективном влиянии удорожающих факторов особо важное значение приобретают активизация разработки и осуще-ствления мероприятий, содействующих снижению себестоимости воды. К их числу в первую очередь надо отнести сокращение нерациональных расходов и потерь воды у потребителей, эконо-мию энергоресурсов в водопроводно-канализационном хозяйст-ве, повышение уровня механизации и автоматизации работ в целях высвобождения трудовых ресурсов отрасли. На развитие водопроводно-канализационного хозяйства не-обходим значительный объем капиталовложений. Поэтому вопрос о повышении эффективности их использования чрезвы-чайно актуален. В структуре основных фондов доля активной части весьма незначительна, 96% занимают фонды долговремен-ных сооружений с длительным сроком эксплуатации. Средняя норма амортизации в этой отрасли по сравнению с другими от-раслями довольно низка (3,5-4%), однако в водопроводно-канализационном хозяйстве удельный вес амортизации в себе-стоимости продукции высок (35-55%). Следовательно, главные резервы снижения темпов роста расходов в этой отрасли следует искать в улучшении использования основных фондов и умень-шении потребности в их расширении. Наиболее важный резерв в водопроводно-канализационном хозяйстве - снижение потерь воды из-за технического несовер-шенства водопроводного оборудования и его несвоевременного ремонта, а также халатного отношения потребителей. Потеря воды по стране достигает в среднем 7-8% общего количества воды, подаваемой в сеть. В целом ряде населенных пунктов эти потери значительно больше. Многолетней практикой установле-но, что средние потери воды в сетях могут быть снижены прак-тически до 5%. Основную роль в снижении потерь воды из-за неисправно-сти и несовершенства конструкции водопроводного оборудова-ния должна играть организация действенного контроля, включающая систематическую проверку сети оборудования и прибо-ров, проведение профилактических ремонтов, организацию ава-рийных бригад, учет и инспектирование расходования воды с целью выявления ее сверхнормативных расходов и перерасходов. Определено, что с организацией действенного контроля расход воды снижается на 25%. Главными статьями эксплуатационных расходов предприятий водопроводно-канализационного хозяйства являются расходы по электроэнергии, заработной плате и амортизации, удельный вес которых в общей сумме расходов достигает 90%. Расходы по оплате за электроэнергию составляют более 40% всех затрат водопроводных предприятий. С удлинением сетей, рос-том многоэтажного жилищного строительства, с необходимостью увеличения напора воды и мощностей насосов расход электро-энергии повышается, увеличиваются и затраты на ее оплату. С оснащением предприятий новым, более мощным и доро-гим оборудованием увеличиваются амортизационные отчисле-ния, удельный вес которых составляет 35-55% всех расходов. Возрастают и расходы, связанные с повышением заработной платы работникам водопроводно-канализационного хозяйства. Помимо мероприятий технического характера, способствую-щих снижению темпов роста расходов в водопроводном хозяйст-ве, большое значение должно иметь строительство крупных предприятий и объединение мелких. Крупные сооружения и систе-мы по сравнению с мелкими позволяют добиваться более высо-кой производительности труда. Например, в крупных водопро-водных предприятиях выработка на одного работника почти в 20 раз выше, чем на мелких предприятиях, а средняя себестои-мость 1 м 3 воды почти в семь раз ниже. Одновременно с этим объединение и укрупнение систем позволяет добиваться лучшего использования водных ресурсов, более высокой надёжности обеспечения потребителей и более высоких санитарных качеств подаваемой воды. Организация крупных предприятий водопро-водно-канализационного хозяйства в известной степени связана с процессом передачи ведомственных предприятий местным органам власти в городах и создания межрайонных предприятий в поселках городского типа и сельских местностях. Анализ состояния и перспективы развития водопроводно-канализационного хозяйства показывают, что в будущем при стабильности тарифов и росте эксплуатационных расходов, вы-зываемом необходимостью доставлять воду, отводить сточные жидкости на более удаленные расстояния и повышать уровень их очистки, опережение роста расходов над доходами будет уве-личиваться. Это приведет к дальнейшему снижению темпов рос-та прибыли водопроводно-канализационных предприятий. В связи с такой тенденцией особую актуальность приобрета-ют вопросы улучшения экономических показателей предпри-ятий этой отрасли городского хозяйства. Помимо повышения уровня технической оснащенности и организации производства важное значение имеет проблема тарифов. Опережающие темпы роста средней себестоимости над тем-пами роста средних тарифов снижают рентабельность водопроводно-канализационных предприятий. В этих условиях необхо-димо проводить работу по регулированию тарифов. Устанавли-ваемые тарифы должны покрывать все издержки системы водо-проводно-канализационного хозяйства, способствовать усилению его заинтересованности в достижении наилучших результатов, ак-тивизировать работу промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и организаций в направлении более эко-номного и рационального использования водных ресурсов. Городской пассажирский транспорт становится одним из глав-ных средств осуществления производственных и социальных связей в городских системах, фактором экономии времени насе-ления. В выполнении возлагаемых на транспорт функций главная роль отводится общественному пассажирскому транспорту. По сравнению с индивидуальным транспортом он обеспечивает большую экономическую эффективность, безопасность, эко-номнее использует дорожное пространство. Развитие транспорта еще значительно отстает от растущих потребностей в его услугах. С увеличением территорий городов возросла дальность поез-док их жителей. Увеличиваются затраты времени на передвиже-ние в городах. Еще недостаточна насыщенность территорий го-родов линиями общественного транспорта и значительны интер-валы движения машин. При этом в региональном разрезе име-ются существенные различия в насыщенности транспортных линий подвижным составом. Отсутствие нужного количества подвижного состава является причиной его переполнения. Удовлетворение потребностей населения городов в транс-портных услугах связано со значительным объемом работ и рос-том капитальных вложений. В ближайшее десятилетие предсто-ит значительно расширить линии городского транспорта, в связи с чем капитальные вложения на эти цели значительно возрастут. Основную часть средств на развитие транспорта составляют бюджетные ассигнования. Это объясняется тем, что городской пассажирский электротранспорт не только не располагает собст-венными средствами для финансирования дальнейшего разви-тия, но в значительной мере требует бюджетных дотаций на со-держание. Для улучшения транспортного обслуживания населения го-сударство увеличивает капитальные вложения на развитие всех видов городского транспорта, на расширение его подвижного состава, при этом происходит замена старых машин на более вместительные. В результате повышения цен на основные средства, материа-лы и электроэнергию, увеличения заработной платы водителей, амортизационных отчислений, стоимости ремонта и др. экс-плуатационные расходы транспортных организаций возросли, себестоимость одной пассажиро-поездки систематически увели-чивается, превышая действующие тарифы. Наряду с объективными причинами роста себестоимости пе-ревозок пассажиров увеличение затрат связано и с недостатками в организации перевозок, а также с непроизводительными рас-ходами и потерями транспортных предприятий. Велико выбытие подвижного состава по технической неис-правности, поскольку рост подвижного состава нередко опере-жает строительство производственной базы пассажирского транспорта. Имеются серьезные трудности с техническим об-служиванием и размещением подвижного состава. Все это при-водит к длительным простоям машин в ремонте, преждевремен-ному их износу и частым возвратам с линии, а в конечном итоге - к росту эксплуатационных расходов и увеличению убытков. Действуют и другие факторы, снижающие рентабельность этой отрасли местного хозяйства. Велики потери городского пассажирского транспорта от безбилетного проезда и провоза багажа. Для укрепления финансового положения городского пасса-жирского транспорта необходимо осуществление ряда организа-ционных технических и экономических мероприятий, направ-ленных на повышение рентабельности его работы. Анализ структуры эксплуатационных затрат городского пас-сажирского транспорта показывает, что наиболее высокий удельный вес в них занимают расходы на заработную плату, электроэнергию, амортизационные отчисления, техническое об-служивание и накладные расходы. Пути снижения себестоимости перевозок видятся в более эффективном использовании средств на заработную плату, в по-вышении производительности труда на транспорте. Особо следует рассмотреть экономическую сторону решения вопроса об улучшении транспортного обслуживания в городах. Действующая система тарифов за проезд приводит к тому, что чем больше подвижного состава выпускается на линию, чем комфортабельнее машины, тем выше эксплуатационные расходы транспортных хозяйств и, следовательно, их убыточность. Сис-тема показателей, с помощью которых оценивается работа транспортных предприятий, снижает из заинтересованность в повышении качества обслуживания. Выход из такого положения - в изменении порядка организации производственной дея-тельности транспортных предприятий, оценки их результатов, в совершенствовании системы оплаты транспортных услуг.

21.4. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства

Наиболее значимым компонентом дотаций, предоставляемых из территориальных бюджетов отраслям социальной сферы, являются дотации на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), включающие дотации на квартирную плату и жилищно-коммунальные услуги. Например, в 1994 г. доля этих дотаций составила 4,7% ВВП, или 27% от суммарных расходов территориальных бюджетов. Рост дота-ций ЖКХ в этот период был связан с необходимостью предотвра-щения дальнейшего снижения уровня жизни населения и обеспе-чения гарантии доступа к таким жизненно необходимым услугам, как жилье и коммунальные услуги. Как показывает анализ, на увеличение дотаций ЖКХ в этот период оказали влияние два основных фактора. 1) предприятия из-за резкого уменьшения государственного финансирования и падения спроса на свою продукцию сокра-щали расходы на эти цели. В результате расширялась сфера от-ветственности местных бюджетов за дотированиеЖКХ, 2) рост цен на энергоносители опережал общий уровень ин-фляции (по оценкам Всемирного банка, в период 1992-1994 гг. это опережение составило по электроэнергии 2,8 раза, по топли-ву - 1,9 раза) Соответственно такое опережение, по-видимому, лишь отчасти могло быть компенсировано за счет установления льготных тарифов населению и перераспределения этих расхо-дов на предприятия. Учитывая, что социальная сфера в России, как правило, фи-нансируется по остаточному принципу, доля затрат на нее в объеме ВВП, по оценкам, может снизиться на 3-4 пункта. Однако наиболее негативные последствия для развития соци-альной сферы может иметь изменение приоритетов при бюд-жетном финансировании ее отраслей. В связи с этим при перво-очередном исполнении текущих платежей наиболее вероятным является дальнейшее снижение объемов инвестиций в отраслях социальной сферы, что существенно ограничит возможности их функционирования и развития. Реальными действиями в этом направлении можно считать проводимые Правительством России реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с представленным Правительством планом предполагаемая реформа в данной сфе-ре будет включать два этапа Первый этап предусматривает реализацию мер, направленных на повышение эффективности использования затрат на содержание ЖКХ. В числе таких мер, в частности, предусматри-вается формирование системы учета потребления коммунальных услуг, формирование конкурентной среды и новой, более со-вершенной и экономичной, системы обслуживания жилищно-коммунального хозяйства. На втором этапе реформы предполагается осуществле-ние ряда мер, обеспечивающих постепенный переход ЖКХ на полное самофинансирование. При этом, учитывая реальную экономическую ситуацию в стране, а также низкий уровень до-ходов основной массы ее населения, при реализации реформы для населения предусматриваются определенные лимиты затрат на ЖКХ Предусматривается, что доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в 2000 г. не превысит 20% от совокупных доходов российских семей. По оценкам, при введении новой системы оплаты услуг ЖКХ в 1996 г. из расчета 16% совокупного семейного дохода на дотации из бюджета в соответствии с проектом было бы израс-ходовано около 75 трлн. руб. вместо примерно 100 трлн. руб. бюджетных средств, фактически израсходованных в этом году. При сохранении существующих тенденций в динамике объемов ВВП в результате реализации правительственного проекта в 1997 г. экономия в данной сфере, по оценкам, может составлять около 35 трлн. руб. Необходимо учитывать, что практическая реализация реформ в ЖКХ в России будет осуществляться при существенно более низких среднедушевых объемах ВВП и доходах населения по сравнению с экономически развитыми странами мира. Напри-мер, в 1995 г. фонд заработной платы в России составил около 23% от объема ВВП, а доля денежных доходов населения в его объеме - 5% при значении соответствующих показателей для США в данном периоде 59 и 85%. Соответственно при четырех-пятикратном превышении объемов ВВП на душу населения в развитых странах и примерно равных относительных расходах на ЖКХ в семейных бюджетах на содержание данной сферы в раз-витых странах будут использованы финансовые ресурсы, как минимум в 6-7,5 раз превышающие по объемам ресурсы, ис-пользуемые в России. Это означает, что даже с учетом более низкого качества жилья в России, а также более низких удель-ных затрат на содержание данной сферы, эти средства составят только небольшую часть от средств, необходимых для полной компенсации затрат наЖКХ. Кроме того, при оценке возможностей реализации данного проекта необходимо учитывать и то, что в период проведения экономических реформ в России темпы роста потребительских цен, как правило, превышали соответствующие показатели, ха-рактеризующие динамику объемов ВВП и средней заработной платы населения. Поэтому при наиболее вероятном варианте развития и сохранении данной тенденции на ближайшую пер-спективу (о чем свидетельствует и динамика этих показателей, наблюдаемая в 1996-1997 гг.), дополнительные затраты семей-ного бюджета на содержание ЖКХ могут в еще большей степени снизить уровень жизни большей части населения России.

Проблемы финансирования этой отрасли всегда были в поле зре-ния финансовой науки и практики. Большой вклад в исследование фи-нансовых взаимоотношений отрасли с государством и населением вне-сли В.В. Бармин, М.Г. Гершман, Б.Н. Колотилкин, И.Г. Минц, Г.Б. Поляк, Ю.В. Пешехонов, Н.Л. Филатов. Контрольные вопросы 1. Назовите подотрасли, включенные в отрасль ЖКХ, и ис-точники финансирования расходов на содержание и раз-витие ЖКХ. 2. Охарактеризуйте пути снижения роста расходов на содер-жание жилищного фонда. 3. Какие резервы экономии финансовых ресурсов в сфере ЖКХ вы можете назвать? 4. Что означает мобилизация доходов в сфере ЖКХ? 5. Как осуществляются взаимоотношения коммунального хозяйства с территориальным бюджетом?

Жилищно-коммунальное хозяйство включает ряд подотраслей:

1. жилищное хозяйство;

2. водопроводно-канализационное хозяйство;

3. топливно-энергетическое хозяйство;

4. городской пассажирский транспорт;

Гостиницы;

6. благоустройство населенных мест.

Источники финансирования расходов на ЖКХ:

1) бюджетные средства (31% - из региональных бюджетов и 69% - из местных бюджетов);

2) средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию своих услуг юридическим и физическим лицам;

3) средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.

Роль бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ различна:

1) дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест - финансируются полностью за счет бюджетных ассигнований;

2) водопроводно-канализационное хозяйство - средства бюджета лишь на капитальные вложения;

3) городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

В связи с действием ряда факторов (повышение стоимости сырья, топлива, материалов, заработной платы и др.) себестоимость их услуг постоянно росла. При стабильности тарифов это привело к снижению рентабельности, убыточности и дотациям из бюджета. Дотационность производства негативно отражается на развитии коммерческого расчета, не способствует повышению заинтересованности в более экономном использовании ресурсов.

Реформа в ЖКХ предполагает реализацию мер, направленных на повышение эффективности использования средств на содержание жилищно-коммунальных предприятий:

1) переход к самофинансированию предприятий жилкомсервиса путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им

дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;

2) увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в результате конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.

Согласно финансово-бюджетной политике государства на 2010-2012 гг. в сфере ЖКХ государственные корпорации – форма бесперспективная, нужна свободная рыночная конкуренция в сфере предоставления данных услуг, чтобы потребитель мог выбирать управляющую компанию, оказывающую более качественные услуги.

Финансирование жилищного хозяйства

Жилищное хозяйство - одна из важнейших отраслей социально-бытовой инфраструктуры. В последние годы увеличился жилищный фонд городов, улучшилось инженерное оборудование домов, оснащение их водопроводом, канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т.д. Однако с ростом этажности, технической оснащенности домов возрастают и расходы на их содержание.

Для улучшения финансового состояния жилищного хозяйства:

1) необходимо снизить расходы на оплату труда (путем механизации и автоматизации производственных процессов);

2) требуется мобилизация доходов (концентрация этих работ в специализированных ремонтно-строительных организациях; создание объединенных диспетчерских служб, специализированных предприятий).

Источники доходов жилищного хозяйства: квартирная и арендная плата (80% от всех доходов); сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы; прочие доходы.

Финансирование коммунального хозяйства

Коммунальное хозяйство призвано обеспечить жителей населенных мест водой, теплом, дорогами, транспортом и т.д.

Источники финансирования:

1) средства территориальных бюджетов;

Главным источником финансирования коммунальных услуг являются бюджетные средства, которые поступают в виде дотаций:

На покрытие разницы в ценах за предоставляемые населению услуги и продукцию (тепло для жилых домов, транспортные услуги);

На капитальные вложения (водопроводно-канализационное хо­зяйство, городской пассажирский транспорт, дороги и др.);

На оплату произведенных работ и оказанных населенным местам услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.).

Водопроводно-канализационное хозяйство

Основные проблемы водопроводно-канализационного хозяйства:

1) Дальнейшее развитие жилищного строительства и промышленности вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных предприятий. При нарастающем дефиците воды в индустриальных районах потребуется ее доставка из отдаленных районов, где пока есть свободные водные ресурсы.

2) В результате увеличения водопотребления промышленными предприятиями и объема сбрасываемых в водоемы стоков, недостаточной их очистки возрастает загрязненность водоемов.

3) Химизация сельского хозяйства, смыв с полей удобрений в открытые водоемы требует расширения работ по очистке воды.

Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных работ ведут к росту себестоимости воды, отпускаемой потребителям.

Перед отраслью стоят важные задачи, в том числе:

· создание крупных централизованных систем водоснабжения;

· автоматизация работ насосных станций;

· обеспечение высокой санитарной очистки воды;

· разработка эффективных средств фторирования и озонирования питьевой воды и др.

Главные резервы снижения темпов роста расходов:

1) улучшение использования основных фондов;

2) снижение потерь воды из-за технического несовершенства водопроводного оборудования и его несвоевременного ремонта;

3) строительство крупных предприятий и объединение мелких;

4) необходимо проводить работу по регулированию тарифов.

Городской пассажирский транспорт

Источники финансирования:

1) бюджетные ассигнования (большая часть).

2) средства юридических и физических лиц.

Основные проблемы городского пассажирского транспорта:

1) увеличение себестоимости перевозок и тарифов на транспортные перевозки (в результате повышения цен на основные

средства, материалы и электроэнергию, увеличения зарплаты и др.);

2) недостатки в организации перевозок, а также непроизводительные расходы и потери транспортных предприятий;

3) велико выбытие подвижного состава по технической неисправности, длительные простои машин в ремонте;

4) значительны потери городского пассажирского транспорта от безбилетного проезда и провоза багажа.

Пути снижения себестоимости перевозок:

1) более эффективное использование средств на заработную плату, повышение производительности труда на транспорте;

2) изменение порядка организации производственной деятельности транспортных предприятий, оценка их результатов, совершенствование системы оплаты транспортных услуг.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Импульсом к развитию ЖКХ в нашей стране стала Федеральная целевая программа «Жилище» 2005 г., которая затем получила статус Национального проекта.

Главные цели Национального проекта:

1) доведение к 2010 г. по сравнению с 2004 г. объемов годового ввода жилья с 41,2 млн. до 80 млн. м2;

2) увеличение объемов выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов гражданам с 20 млрд. руб. до 415 млрд. руб.;

3) снижение времени нахождения в очереди на улучшение жилищных условий в форме получения социального жилья с 20 лет до 7 лет;

4) увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья с помощью собственных и заемных средств с 9 до 30%.

Контрольные вопросы к теме 8:

1) Раскройте структуру отрасли ЖКХ и источники финансирования расходов на ее содержание и развитие.

2) Каковы пути снижения роста расходов на содержание жилищного фонда?

3) Перечислите источники финансирования коммунального хозяйства.

4) Назовите основные проблемы ВКХ, пути для их решения и резервы экономии финансовых ресурсов.

5) Назовите пути снижения себестоимости перевозок.

6) Какова цель проведения жилищно-коммунальной реформы?