Настоящее издание является учебником к обязательному курсу «Методологические основы психологии». Психологическая наука в нем представлена в контекстах основных методологических подходов, специфики психологического знания и принципов психологии, изменения критериев научности и связи психологического объяснения с представлениями о ее предмете и методах исследования. Соотношение теории, закона и методов в психологии раскрывается на фоне динамики представленных в ней парадигм и обсуждения таких центральных проблем, как проблема кризиса (в разных вариантах ее осмысления), особенности психологического понимания и объяснения, стадиальность развития научного знания. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности 030301 (020400) «Психология» и 030302 (022700) «Клиническая психология», а также преподавателей и исследователей в различных областях психологии и методологии научного знания.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

    Темы контрольных работ

    для студентов заочной формы обучения

    по дисциплине «Методологические основы психологии»

    Задание. Выберите из предложенных тем одну и напишите, по заинтересовавшей вас теме доклад. Работу необходимо оформить письменно в тетради (12 листов).

    1.​ Соотношение школ и парадигм в психологии.

    2.​ Понятие научного метода в философии науки и в психологии.

    3.​ Деятельность как философская и общепсихологическая категория.

    5.​ Принцип активности в современной психологии познания и психологии личности.

    6.​ Дискуссия Г. Эббингаусса и В. Дильтея об описательной и объяснительной психологии.

    7.​ Рефлексивный характер методологического знания. Виды рефлексии в науке.

    8.​ Конструктивный метод и социальный конструкционизм.

    9.​ Критерии прогресса психологической науки.

    10.​ Культурно-историческая концепция: саморегуляция в противовес причинной детерминации.

    11.​ Сравнение позиций В.Вундта, Л. С. Выготского и М. Коула в понимании становления высших психических функций.

    12.​ Сознание и бытие в концепциях М.К. Мамардашвили и С.Л. Рубинштейна.

    13.​ Экспериментальная и нарративная психология.

    14.​ Неклассический идеал рациональности и неклассическая психология.

    15.​ Принцип сетевой организации знаний в психологии.

    16.​ Ценности в выделении предмета психологии и обосновании методов психологического исследования.

    17.​ Три идеала рациональности и этапы развития психологии.

    18.​ Дискуссия по проблеме, может ли психология быть монопарадигмальной наукой или полипарадигмальной.

    19.​ Разные трактовки принципа системности в психологии.

    20.​ Психологическая причинность и реализация трех основных условий причинного вывода в психологии.

    21.​ Ложные дихотомии в психологии.

    22.​ Понимание и объяснение в психологии.

    23.​ Принцип единства интеллекта и аффекта в психологии (от Б. Спинозы до современных представлений).

    24.​ Специфика качественных подходов в психологии.

    1.​ Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – М.: Юрайт, 2010. (Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006-2009).

    2.​ Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. Т.1. М., 1982. С. 291-436.

    3.​ Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии// Вопросы философии, 1977. №7. С. 109-125.

    4.​ Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы

    неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.

    5.​ Барр В. Социальный конструктивизм в психологии // Постнеклассическая психология. 2004. №1. С. 145 –151.

    6.​ Брунер Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский // Вопросы психологии, 2001. №1. С. 3-13.

    7.​ Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ, Смысл, 2003.

    8.​ Гусельцева М.С. Культурно-историческая психология: от неклассической к постнеклассической картине мира // Вопросы психологии, 2003. №1. С. 99−115.

    9.​ Ильенков Э.В. О роли противоречия в познании// Э.В. Ильенков: личность и творчество/ Ред.-составитель И.П.Фарман. – М.: Языки русской культуры, 1999. С. 245 –257.

    10.​ Ильенков Э.В. Проблема идеального// Вопросы философии. 1979. № 7–8.

    11.​ Каган М.С. Человек как проблема современной философии. 1971. // Электронный ресурсhttp://anthropology.ru/ru/texts/kagan/man.html .

    12.​ Корнилова Т.В. Многоуровневые концепции познания в российской и грузинской психологии // Психологический журнал, 1995. №4. С. 61 –71.

    13.​ Корнилова Т.В. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений (или о роли редукционизма и пристрастиях в методологии психологии) // Психологический журнал. 2006. №5. С. 92 –100.

    14.​ Корнилова Т.В. Принцип толерантности к неопределенности: основания и проблемы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. №3 (11). URL: http:/ psystudy.ru/ index.php/num/2010n3−11/320−kornilova11.html.

    15.​ Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

    16.​ Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1984.

    17.​ Марцинковская Т.Д. Междисциплинарность как системообразующий фактор современной психологии/ Методологические проблемы современной психологии/ Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Смысл, 2004. с. 61-81.

    18.​ Пиаже Ж. Экспериментальный метод / Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I-II. М.: Прогресс, 1966. С. 99-194.

    19.​ Полани М. Личностное знание. М., 1985.

    20.​ Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

    21.​ Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

    22.​ Психология и новые идеалы научности (материалы "круглого стола")// Вопросы философии, 1993. № 5. С. 3-42.

    23.​ Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии// Вопросы психологии, 2005. №4. С. 3-8.

    24.​ Степин В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М., 2000.

    25.​ Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: Изд-во ИП РАН, 2007.

    26.​ Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997.

    27.​ Юревич А.В. Ценностные основания психологической науки / Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: ИП РАН, 2008. С. 21-40.

    Пример оформления титульного листа

    Уральский институт экономики, управления и права

    Кафедра психологии

    Контрольная работа

    по дисциплине « Методологические основы психологии»

    Исполнитель:

    студент 3 курса заочного отделения,

    гр. П-301, Иванов Иван Иванович

    Руководитель:

    д.пс.н., профессор Н.В.Жукова



    1. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. - 1630с. (или более поздние издания).
    Дополнительная литература:

          1. Bedny G.Z., Karwowski W. A A functional model of the human orienting activity // Theoretical Issues in Ergonomics Science. 2004. Vol. 5. Number 4. – pp. 255 – 274.
    Семинары 8 и 9

    Принцип системности в психологии

    Вопросы:


    1. Понятия «система», «системный подход».

    2. Функциональный анализ.

    3. Структурный анализ.

    4. Системно-исторический подход.

    5. Подготовить краткое описание личности Вашего знакомого (учащегося) по следующей схеме:
    а) перечислить надсистемы; б) функции (Петрова) в его надсистемах (только социальных); в) структура личности; г) генез личности; д) избыточная неадаптивность.

    6. Подготовить краткое описание известной Вам семьи по следующей схеме:

    а) перечислить надсистемы; б) подсистемы; в) функции в надсистемах (только социальных); г) структура семьи; д) генез; е) избыточная неадаптивность; ж) системообразующий фактор.

    7. Анализ фирмы, организации. +функциональные подсистемы; + единицы анализа.

    Доклады:

    1. Понятие о единицах анализа системы.


          1. Избыточные неадаптивные элементы системы.

          2. Теория систем Л. фон Берталанфи.

          3. Синергетика.

          4. Автопоэзис (аутопоэзис).

          5. Теория диссипативных структур.
    Основная литература:

    1,2. базовые учебники.


    3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.

    Дополнительная литература:

    1. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. - 1630с. (или более поздние издания).

    Основная литература:

    1,2. Базовые учебники.

    Дополнительная литература:


          1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.

          2. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. - 1630с. (или более поздние издания).
    Семинар 12

    Дискуссия по проблеме соотнесения психологической науки и психологической практики

    Группа будет разделена на две части по алфавиту (списку).


    1. Группа 1 (фамилии от «А») готовит обоснование следующей позиции: «Психологическая практика опирается на разработки ученых-психологов».
    Подготовить аргументацию, примеры. Подумать, какие Ваши оппоненты могут привести контрпримеры, контраргументацию. Какие вопросы Вы сможете задать к аргументации оппонентов? Каков базис Вашей аргументации и аргументации оппонентов? Как сможете показать, что примеры оппонентов скорее подтверждают Вашу позицию, чем их позицию?

    1. Группа 2 (вторая половина списка) готовит обоснование следующей позиции: «Психологическая практика НЕ опирается на разработки ученых-психологов».
    Подготовить аргументацию, примеры по инструкции для группы 1.

    Основная литература:

    1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. – С. 125 – 131.

    Дополнительная литература:


    1. Берулава Г.А. Методология современной психологии . М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – Главы 5,6.
    Семинары 13 и 14.

    Вопросы:


          1. Пояснить смысл терминов, используемых в таблице 1 и в таблице 2 (см. ниже).

          2. Как проявляется принцип детерминизма в вертикальном сопряжении понятий таблицы 1 и таблицы 2.

          3. Как проявляется принцип развития в вертикальном сопряжении (снизу вверх) таблицы 1 и таблицы 2.

          4. Как проявляется принцип системности в вертикальном и горизонтальном сопряжении понятий таблицы 2.

          5. Почему А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский считали задачу поиска единиц анализа психики бесперспективной?

          6. Сформулируйте теоретические проблемы современной психологии как проблемы объяснения сопряженности онтологической составляющей соседних по вертикали понятий. Сформулируйте понятия «теоретическая проблема психологии», «теоретическая психология».

          7. Какие известные Вам психологические феномены не охвачены системой категорий из таблицы 2?
    Доклады к семинару 14.

    1 – 12. Проблема сопряжения понятий и ее решение в современной психологии. Например: проблема соотношения : 4. Потребности и мотива. 5. Мотива и ценности. 6. Ценности и идеала.


    Табл. 1. Структура пространства природы и социума

    Ноосфера

    Психосфера

    Биосфера

    Табл. 2. Структура психосферы


    Экстрапсихологические категории:

    Личность

    Идеал

    Активность

    Логос

    Соучаствование

    Смысл

    Метапсихологические категории:

    Я

    Ценность

    Деятельность

    Сознание

    Общение

    Чувство

    Базисные психологические категории:

    Индивид

    Мотив

    Действие

    Образ

    Отношение

    Переживание

    Протопсихологические категории:

    Организм

    Потребность

    Реакция

    Сигнал

    Различение

    Аффективность

    Основная литература:

    Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998. – Раздел: Категориальная система – ядро теоретической психологии (вместо заключения).

    Дополнительная литература:

    Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. – Глава 3.

    Семинар 15

    Общение


          1. Понятие «общение».

          2. Категория «общение» в системе категорий психологии. Соотнесение категорий (см. Табл. 2 семинара 14).

          3. Функции общения.

          4. Структура общения.
    Доклады: 1. «Язык животных» и язык человека. Функции, различия. 2. Совместная деятельность. 3. Совместное творчество как ресурс деятельности организации (понятия). 4. Групповая рефлексивность и корпоративная память.

    Основная литература:

    Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. – 444 с. (или более поздние издания). – Глава 5. Общение.

    Дополнительная литература:


          1. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. 2011, № 3 (Т. 32), с. 3 – 21.

          2. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Обмен знаниями, групповая рефлексивность и корпоративная память как объекты социальной психологии // Психологический журнал. 2010, № 3 (Т. 31), с. 5 – 16.
    Семинар 16

    Сознание


    1. Онтологический аспект проблемы сознания .

    2. Теории сознания.

    3. Структура сознания.

    4. Функции сознания: когнитивная, регулятивная, коммуникативная, проектировочная.

    5. Проблемы разработки теории сознания.
    Вопрос для обсуждения:

    Зачем А.Н. Леонтьев, описавший структуру (образующие) сознания (значение, личностный смысл, чувственная ткань), ввел еще понятие «образ мира»?

    Доклады:

    Теории сознания.

    Основная литература:


          1. Зинченко В.П. От потока к структуре сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009, Т.6., № 2. – С. 3 – 36.

          2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. – С. 173 - 189.

          3. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Пчела, 2008. – С. 308 - 320.
    Дополнительная литература:

    1. Акопов Г.В. Психология сознания. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 272 с.

    2. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб: «Издательство ДНК», 2000. – 528 с.


    1. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. – Глава 4.

    2. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная архитектоника смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. – 287 с.

    3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с. – Гл. 6.

    4. Akopov Garnik V. Consciosness as a central problem of modern psychology // Psychology in Russia: state of the Art. Scientific Yearbook / Ed by Yu.P. Zinchenko & V.F. Petrenko. – Moscow: Lomonosov Mocrow State University; Russian Psychology Society, 2011. – pp. 15 – 23.

    5. Yung R.M. Mental Space. London: Process Press, 1994.
    Семинар 17

    Актуальные проблемы современной психологии (1)

    Вопросы:


    1. Психофизическая проблема.

    2. Психофизиологическая проблема.

    3. Психогенетическая проблема.

    4. Психогностическая проблема.

    5. Психосоциальная проблема.

    6. Проблема соотношения социального и биологического в психическом развитии.
    Семинар 18

    Актуальные проблемы современной психологии (2)
    Вопросы:


    1. Критерии научности (повторить).

    2. Психопраксическая проблема.

    3. Психоэнергетическая проблема.

    4. Психотерапевтические мифы.

    5. Психология и парапсихология.

    6. Психология и религия.
    Основная литература:

    1. Берулава Г.А. Методология современной психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – С. 51 – 64, 161 – 180.

    2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. – Гл.2.

    3. Ломов Б.Ф. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. – Гл.7.

    4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии . М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Гл.5.
    Дополнительная литература:

    1. К читателям // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. № 4. С. 3 - 6.

    2. Серкин В.П. Влияние религиозных и эзотерических учений на развитие психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. № 4. С. 75 – 79.

    3. Слободчиков В.И. Толерантность к нетерпимости // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. № 4. С. 13 - 17.

    4. Выберите статью из этого номера журнала «Психология для обсуждения».

    5. Benner David G. Psycotherapy and the Spirits Quest. Grand Rapids, Michigan: Baker Books House, 1988.

    6. Anthony Freeman. A Daniel Come To Judgement? Dennett and the Revisioning of Transpersonal Theory // Journal of Consciousness Studies, 13, No. 3, 2006, pp. 95–109

    7. Panov V.I., Khisambabeyev Sh.R. Climate Chandge and the Ecological Psychology // Psychology in Russia: state of the Art. Scientific Yearbook / Ed by Yu.P. Zinchenko & V.F. Petrenko. – Moscow: Lomonosov Mocrow State University; Russian Psychology Society, 2011. – pp. 62 – 73.
    Семинар 19

    Культурно-историческая теория (КИТ)

    Вопросы:


    1. Основания КИТ.

    2. Суть КИТ.

    3. Наиболее эвристичные понятия КИТ (единицы анализа, интериоризация-эксетриоризация, ЗБР, ССР и др.).

    4. Критика и развитие КИТ.

    5. Культурно-историческая психология.
    Доклады

    Темы

    581

    582

    583

    584

    Суть КИТ (до 10 мин.).

    ЗБР (до 5 мин.).

    ССР (до 5 мин.).

    Критика КИТ (до 7 мин.).

    Развитие КИТ (до 10 мин.).

    Культурно-историческая психология (до 7 мин.).

    Основная литература:

    1. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.С. 48 – 57.

    2. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. М.: Академический проект; Трикста, 2011. – С. 499 – 500.

    3. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 227 - 230.

    4. Роджер Смит. История психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 326 - 330.

    5. Шабельников В.К. История психологии. Психология души. М.: Академический проект: Мир, 2011. – С. 293 - 297.
    Дополнительная литература (для обучавшихся по другому (непсихологическому) профилю):

    1. Константинов В.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.

    2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2010. - С. 95 -98.

          1. Приложение 2
    Темы прочитанных лекций

    Лекция 1


    1. Понятие «методология».

    2. Научная рефлексия. Методология как форма рефлексии науки.

    3. Понятие «метод».
    Лекция 2

    1. Понятие «наука».

    2. Формы существования науки.

    3. Научные революции.
    Лекция 3

    1. Проблема демаркации.

    2. Различия: методология, мировоззрение, наука, философия.

    3. Проблема знания.

    4. Предмет и объект исследования, познавательная ситуация: предмет.
    Лекция 4

    1. Предмет и объект исследования.

    2. Основные методы методологического исследования.

    3. Научные модели.
    Лекция 5

    1. Проблемы современной психологии (внешние рамки развития).

    2. Рациональная, эмпирическая и практическая психология.
    Лекция 6

    1. Теоретические и эмпирические методы психологии.

    2. Моделирование в психологии.

    3. Требования к модели.
    Лекция 7

    1. Особый вид моделей – единицы анализа психического .

    2. Математическое моделирование и психология.
    Лекция 8

    1. Теория как модель реальности в психологии.

    2. Характеристики теории.

    3. Компоненты теории (по В.Н. Дружинину).
    Лекция 9

    1. Классификации научных теорий.

    2. Структура теорий.

    3. Теория и практика (психогностическая проблема).
    Лекция 10

    1. Проблема закона в психологии.

    2. Классификация законов (по Б.Ф. Ломову).

    3. Виды детерминизма: причинный, целевой, множественный, синхронный, «вероятностный», опосредствованный.
    Лекция 11

          1. Варианты решения проблемы детерминизма в отечественной психологии .

          2. Категории психологии.
    Лекция 12

                1. Слово и его значение.

                2. Обобщающая, абстрагирующая и анализирующая функции слова .

                3. Понятия и категории. Функции категорий. Виды категорий.

                4. Выделение категорий: исторический аспект. Базовые категории диалектики.

                5. Группы категорий психологии, выделяемые разными авторами.
    Лекция 13

    1. Определения понятия «психика».

    2. Критерии психического.

    3. Стадии развития психики.

    Лекция 14

    1. Вопрос о субстанции психического.

    2. Материалистический подход.

    5. Стадии развития психики.

    Лекция 15

    1. Стадии развития психики.

    2. Подходы к пониманию психического в отечественной психологии.

    4. Субъективный характер психического.

    5. Поиски механизмов психического отражения.

    6. Уровни психического отражения.

    Лекция 16. Сознание


          1. Взгляды на природу сознания.

          2. Определения понятия «сознание».

          3. Сознание как качественно новая форма психического отражения.

          4. Структура сознания.

          5. Свойства сознания.
    Лекция 17. Теория деятельности

    2. Решаемые теоретические проблемы.

    3. Характеристика деятельности.

    4. Теория деятельности как общепсихологическая парадигма.

    15. Приложение 3

    Дополнительное задание 1

    (необязательное)

    Дополнительное задании студент не обязан выполнять. Студент может выполнить дополнительное задание при желании набрать один или два дополнительных балла.

    Суть задания состоит в самостоятельном составлении теста по предмету. Тест должен состоять из закрытых вопросов следующего типа:


          1. Выбрать правильный ответ из нескольких вариантов ответа.

          2. Правильно совместить понятия, расположенные в случайном порядке .

          3. Вставить правильный ответ соответственно контексту (предложению, фразе).
    За десять зачтенных преподавателем вопросов студентов получает один балл. Более двух баллов набрать с помощью дополнительного задания нельзя.

          1. При составлении вопросов постарайтесь быть оригинальными (подумайте, какие вопросы, прежде всего, составят Ваши однокурсники и постарайтесь не повторить их).

          2. Тематика не менее половины Ваших вопросов должна быть шире , чем тематика первых трех глав базовых учебников.
    Сроки: д ополнительные задания, сданные после 22.12.11 до зачета преподавателем не рассматриваются, баллы не учитываются.

    16. Приложение 4

    Дополнительное задание 2

    (необязательное)

    Студентам, желающим получить по итогам текущей работы до 2 (двух) дополнительных баллов, необходимо составить до 10 (десяти) обучающих упражнений по предмету «Теория и методология современной психологии», аналогичных выполняемым на семинарских занятиях. Каждое зачтенное преподавателем упражнение оценивается в среднем на 0,2 балла. Более двух баллов набрать с помощью этого задания нельзя (не нужно присылать по 100 упражнений).

    Описание каждого упражнения должно включать с себя следующие четыре составляющие : 1) текст задания – не более 800 знаков с пробелами; 2) правильный ответ (варианты правильного ответа); 3) инструкция (задание) студентам; 4) объяснение получаемого в результате упражнения учебного результата.

    Учебными результатами могут быть следующие: навыки рефлексивной работы; навыки выделения оснований; выделения принципа; объединения данных в систему (не просто перечисление); получение знаний по предмету как результат выполнения учебных действий; получение знаний по предмету для выполнения учебных действий; получение знаний по предмету как результат решения предложенной проблемы; навыки переформатирования текста с сохранением смысла и информации; навыки обобщение, нахождения закономерности, аналогии; опровержения и пр.

    Просто запоминание знаний по предмету в результате выполнения упражнения не
    2012 -> Программа дисциплины Международные стратегии развития организации для направления 080500. 62 «Менеджмент»
    2012 -> 5 Аминокислоты
    2012 -> -
    2012 -> Элементы теории случайных процессов

    Год выпуска: 2006

    Жанр: Психология

    Формат: PDF

    Качество: OCR

    Описание: Несмотря на то что курс «Методологические основы психологии» является обязательным для специалиста-психолога, а интерес к данной области психологии усиливается, соответствующих университетских учебников до сих пор не существует. Этот пробел во многом восполняется настоящим изданием, в котором много внимания уделяется анализу методологии науки как особому типу знания, а также сущности научною знания в психологии. Изменение критериев научности, смена парадигм в психологии и связи психологического объяснения с используемыми методами - эти проблемы предваряют анализ основных принципов психологическою исследования. Cooтношение теории, закона и методов психологии раскрывается па фоне обсуждения одной из центральных проблем - проблемы кризиса (в разных вариантах ее осмысления и понимания возможностей ее разрешения).
    Книга «Методологические основы психологии» рекомендуется студентам и аспирантам, а также преподавателям и исследователям в различных областях психологии и методологии научного знания.

    «Методологические основы психологии»


    Общие представления о методологии науки

    1. Понятие метода в узком и широком смысле
    2. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение»
    3. Виды и формы рефлексии научного знания
    4. Структура методологического знания (уровни и подходы)
    5. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания
    6. Понятия объекта и предмета научного исследования (познавательная ситуация)
    7. Соотношение методологии и психологии. Значение психологического знания для методологии науки
    История развития и современные представления о научном познании
    1. Историческая относительность форм, средств, идеалов и норм научного познания
    2. Субъективное и объективное знание в теориях познания
    3. Научная революция XX в.: возникновение неклассического естествознания
    4. Позитивизм и его роль как методологического базиса наук на определенной ступени развития научного познания
    5. Понятия парадигмы и научной революции по Т. Куну
    6. Принцип фальсифицируемости гипотез в теории критического реализма К. Поппера
    7. И. Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения
    8. Старые дихотомии в современных методологических подходах
      1. Новые критерии научного знания
      2. Фаллнбилизм
      3. Релятивизм и операционализм
      4. Номинализм, реализм, рационализм
      5. Интуитивизм
      6. Теоретическое - эмпирическое
    9. Постнеклассическая стадия развития науки
    10. Постпозитивистская трактовка развития науки
    Специфика методологии психологии
    1. Особенности психологического знания
    2. Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного
    3. Рациональная и эмпирическая психология (в истории становления психологии как науки)
    4. Ассоцианизм как первое направление психологии
    5. Современное представление о теоретических и эмпирических методах в психологии
    6. Моделирующий подход в теории познания и психологические гипотезы
    Причинность и детерминизм в методологии науки
    1. Причинность как принцип научного объяснения
      1. Принцип детерминизма: от античного к механистическому и вероятностному
      2. Биологический детерминизм и классическая картина мира
    2. Зарождение представлений о психологической причинности
      1. Возникновение представлений о психологической причинности
      2. Каузальность в классической и неклассических парадигмах
      3. Причинность и закон
    3. Формирование новых подходов к пониманию причинности в естествознании
    Психология как самостоятельная наука
    1. Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса
    2. Структура и специфика психологических теорий
      1. Множественность подходов к выделению структуры
      2. Теории разной степени общности
    3. Психологические теории и пограничные области знания
    4. Практика в противопоставлении психологической теории
    Кризис в психологии и поиск общей методологии
    1. Постановка проблемы кризиса в психологии
      1. От понятия кризиса к пониманию психологии как мультипарадигмальной науки
      2. Основные признаки кризиса
      3. Кризисная или мультипарадигмальная наука? (Резюме)
    2. Теоретическая психология как оппозиция общей психологии
    3. Классификация общепсихологических теорий на основе закрытой типологии
    4. Методологический плюрализм в психологии
    5. Методология без общепсихологической теории и в контексте логики науки
    Теория деятельности как методологический подход в психологии
    1. Деятельностное опосредствование
    2. Соотношение понятий «взаимодействие», «отражение» «активность», «деятельность»
      1. Категории «взаимодействие» и «отражение»
      2. Категория «активность»
      3. Деятельность как философская категория
    3. Теория деятельности как общепсихологическая парадигма
    4. Возвращение категории образа в подходе А. Н. Леонтьева (как аспект преодоления постулата непосредственности)
    5. Перспективы деятельностного подхода
    Психологическая причинность
    1. Различия в понимании психологической причинности и сути психологического экспериментирования
      1. Множественность представлений о психологической причинности

    Транскрипт

    1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ им. М. В. Ломоносова Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ УЧЕБНИК 2-е издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии Ìîñêâà Þðàéò 2011

    2 УДК 159.9(075) ББК 88.4я73 К67 Авторы: Корнилова Татьяна Васильевна доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; Смирнов Сергей Дмитриевич доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, действительный член Международной академии наук высшей школы. Рецензенты: Зинченко В. П. доктор психологических наук, академик РАО; Знаков В. В. доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психологии РАН. К67 Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии: учебник / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, с. Серия: Основы наук. ISBN Настоящее издание является учебником к обязательному курсу «Методологические основы психологии». Психологическая наука в нем представлена в контекстах основных методологических подходов, специфики психологического знания и принципов психологии, изменения критериев научности и связи психологического объяснения с представлениями о ее предмете и методах исследования. Соотношение теории, закона и методов в психологии раскрывается на фоне динамики представленных в ней парадигм и обсуждения таких центральных проблем, как проблема кризиса (в разных вариантах ее осмысления), особенности психологического понимания и объяснения, стадиальность развития научного знания. Для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности (020400) «Психология» и (022700) «Клиническая психология», а также преподавателей и исследователей в различных областях психологии и методологии научного знания. УДК 159.9(075) ББК 88.4я73 ISBN Корнилова Т. В., Смирнов С. Д., 2011 ООО «Издательство Юрайт», 2011

    3 Предисловие Предлагаемый учебник отвечает программе курса «Методологические основы психологии», обязательного для обучающихся в университетах по специальностям и направлениям «психология». Он является переработанным и дополненным изданием предыдущего учебного пособия авторов. Если в учебном пособии возможны авторские приоритеты в степени раскрытия разных тем, то учебник представляет дисциплину в той полноте, которая предполагает ориентировку студента во всех ведущих подходах к построению методологического знания в психологии. Авторы уже столкнулись с тем, что если ими раскрывается та или иная система взглядов, то сам факт ее представленности на страницах учебника рассматривается как «методологическое пристрастие». Поэтому хотелось подчеркнуть, что в учебнике в равной степени раскрываются (обосновываются и подвергаются критическому анализу) как разделяемые нами взгляды, так и те, которые не разделяются нами, но должны быть известны студенту и аспиранту как будущим профессионалам. В новом варианте представления проблем методологии психологии учтены дискуссии последних лет. Проблема движения психологии к единой теории или отстаивание многообразия теоретического мира психологии этот аспект, как и аспект связи представления методологии психологии с ориентировкой на концепции стадиальности развития науки (и изменением критериев научности при переходе к неклассическому и постнеклассическому этапу) стали интегрирующими звеньями при представлении основных тем. Процесс деидеологизации отечественной психологии и внутренние движения в построении психологического знания на основе развития различных парадигм имели следствием обострение споров, которые на самом деле решаются не в развитии «методологии сверху», т.е. от философии и мировоззрения, а в «методологии снизу» на путях изме-

    4 10 Предисловие нений способов организации самих психологических исследований. Мы не включили в учебник специальную главу, посвященную психологическим дискуссиям, полагая, что классические дискуссии уже известны (в том числе и по нашему предыдущему учебному пособию), а для представления новых не хватит одного тома. Совсем недавно вышел ряд сборников, представляющих дискуссионные позиции в отношении перспектив развития психологии (Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива. М. : ИП РАН, 2007; Прогресс психологии. Критерии и признаки. М. : ИП РАН, 2009). Подытоживание отраженных в них споров ушедшего пятилетия не могло бы поместиться в рамках главы учебника. С другой стороны, мы имели их в виду при структурировании материала по главам и по темам внутри глав. Универсальность университетского образования психолога предполагает целостность построения взаимопереходов от постановки задач к теории, от теории к типу проверяемых гипотез, от формулирования гипотез к выбору методов и т.д. Вопросы методологии сегодня необходимо пронизывают как курсы общей психологии (в соотнесении психологических теорий и общенаучных предпосылок исследования) и курсы экспериментальной психологии, так и конкретные психологические дисциплины (клинической психологии, социальной психологии, психологии образования и т.д.). Курс «Методологические основы психологии» связан как с курсами философии науки и истории психологии, так и с введением в методы психологического исследования (проходящим под названием экспериментальной психологии), поскольку они предполагают знакомство с разными типами и общими направлениями развития представлений о предмете, т.е. ориентировку в теоретическом мире психологии, и с методологией в контексте организации теоретико-эмпирического исследования. Что такое образ или личность, каковы закономерности их функционирования и развития, а также чем отличаются содержательно эти категории (в разных теоретических подходах и средствах операционализации), изучает собственно психология, а вот как их изучать, чтобы полученное знание соответствовало критериям научности, каковы сами эти критерии и закономерности их исторического развития это предмет методологии психологии.

    5 Предисловие 11 Хотя и сегодня теоретические курсы методологии психологии остаются авторскими, в то же время они не могут игнорировать интересы студентов, которые должны иметь общие точки опоры в представлении методологических проблем не только в исторической перспективе, но и в проспективном их ракурсе. При отборе материала для включения в учебник мы руководствовались также пониманием того, что предметом методологи науки выступает прежде всего сама наука, взятая в целостности своих принципов и методов добывания нового знания, а не непосредственно те реалии, с которыми связывается выделение предмета этой науки (или отдельных исследований). Признание онтологического статуса субъективной реальности, пожалуй, единственное, что роднит сегодня совершенно разные научные направления в психологии. В последние несколько лет появился ряд новых интересных публикаций по методологии психологии в отечественных периодических изданиях и сборниках, которые частично отражены в настоящем учебнике. Однако не были высказаны точки зрения, которые ввели бы принципиально новые темы или могли бы стать основой для переструктурирования нашего курса. В нем мы опирались в том числе и на опыт взаимодействия со студентами, поскольку этот курс для них выступает достаточно трудным, требующим предварительной подготовки (в указанных связях с другими курсами).

    6 Глава 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ 1.1. Понятие метода в узком и широком смысле В словарях и энциклопедиях обычно дано определение методологии как учения о методе, под которым, в свою очередь, имеется в виду совокупность приемов, способов, регулятивных принципов познавательной деятельности 1, обеспечивающих ей «верный путь к цели», т.е. к объективному знанию. Сообразность действия поставленной цели есть то сходное значение метода в широком смысле как «пути к цели», которое нередко заслоняется пониманием его в качестве характеристики операциональной стороны действия (способ, прием и т.п.). Такое более широкое понимание метода можно найти, например, в философской энциклопедии, где он определяется как форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта. Метод (в широком смысле) путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). Методология учение о методах и принципах познания. Можно выделить по крайней мере два понимания методологии, развиваемых: 1) как представленное при рефлексии теории познания понимание метода в указанном широком смысле и 2) как учение о системе методов (в узком смысле), посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретико-эмпирического ис- 1 Методологический аспект может быть вычленен не только в познавательной, но в любой другой деятельности. Предметом анализа в данном учебнике является методология познавательной, и даже уже научной, деятельности.

    7 1.1. Понятие метода в узком и широком смысле 13 следования проверяется правдоподобие (или истинность) теории (или теоретической гипотезы). Таким образом, в методологии психологии должно присутствовать как общефилософское представление о методе и связи его с принципами познания, так и более детально разрабатываемое в методологии науки (или в науковедении) понимание методов как системы исследовательских способов отношения к познаваемой действительности. Метод (в узком смысле слова) представляет собой реализацию определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования. Так, «пассивный» метод наблюдения отличается от экспериментального метода как «активного» тем, что во втором случае реализуется активное отношение посредством вмешательства в изучаемые реалии. В психологии второе понимание методологии предполагает выделение системы методов, направленных на достижение цели познания психологической реальности. Однако вернемся к первому из названных пониманию метода. Метод находится в неразрывном единстве с теорией: любая система объективного знания может стать методом. По существу метод это сама удостоверенная практикой теория, обращенная к практике же исследования; любой закон науки, будучи познанным, выступает и как принцип, и как метод познания. Поэтому правомерно говорить о методе как теории в действии. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология, естественно, делится на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с мировоззрением. В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования. В этом определении сняты крайности понимания методологии как исключительно философско-мировоззренческого основания познания или только как набора технических средств, приемов, процедур исследования. Вторая

    8 14 Глава 1. Общие представления о методологии науки из названных точек зрения свойственна ученым и философам позитивистских ориентаций, которые отрицают важную роль мировоззрения в познании. Итак, говоря о методологии, мы имеем в виду особую форму рефлексии, самосознания науки (особый род знания о научном знании), включающую в себя анализ предпосылок и оснований научного познания (прежде всего философско-мировоззренческих), методов, способов организации познавательной деятельности; выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры; критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации [Юдин Э. Г., 1978]. Применительно к конкретной науке методологический анализ включает также ответы на вопросы о предмете науки, в том числе о критериях, отграничивающих ее предмет от предмета смежных с ней наук; об основных методах данной науки, о строении ее концептуального аппарата. К методологии относится также анализ используемых в науке объяснительных принципов, ее связей с другими науками, критическая оценка полученных результатов, общая оценка уровня и перспектив развития данной науки и ряд других вопросов. Прежде чем рассмотреть строение и функции методологии в научном познании, необходимо обсудить соотношение понятия методологии с близкими ему понятиями рефлексии, философии, мировоззрения, науковедения Соотношение понятий наука, философия и мировоззрение Вопросы соотношения философии и науки, их специфика широко обсуждаются в современной философской литературе. В западной философии существует две тенденции в решении вопроса о соотношении философии и науки. С одной стороны, такие иррационалистические концепции, как экзистенциализм, философия жизни, философская антропология полностью отвергают значение науки для формирования философского мировоззрения и даже рассматривают ее как враждебную человеку силу. С другой стороны, неопозитивизм (прежде всего сци-

    9 1.2. Соотношение понятий наука, философия и мировоззрение 15 ентизм) признает собственно научное познание высшей культурной ценностью, способной без других форм общественного сознания обеспечить ориентацию человека в мире. Согласно второй точке зрения философия должна отбросить мировоззренческие аспекты и ценностные подходы, выступая при этом лишь в функции логики и методологии науки. И в том и в другом случае отрицается внутренняя взаимосвязь, растущая заинтересованность науки и мировоззрения друг в друге. Фундаментальная особенность, которая отличает философское знание от всех других видов знания, состоит в том, что «философия специфически теоретическими средствами (и это обстоятельство определяет ее глубокую общность с наукой) выполняет мировоззренческую функцию» [Юдин Э. Г., 1978, с. 82]. Из приведенных высказываний видно, что главный вопрос, который встает при рассмотрении соотношения философии и науки, касается мировоззренческих аспектов философского и конкретно-научного знания, так как последнее также несет высокую мировоззренческую нагрузку. Вопреки имевшейся ранее тенденции отождествить философию и мировоззрение в философской литературе все более последовательно проводится различие философии и мировоззрения. Это различие следует и из определения мировоззрения, данного в философской энциклопедии: Мировоззрение обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей. Отношение человека к миру бесконечно разнообразно. Это и обуславливает различные аспекты осознания человеком себя в мире, различные грани единого мировоззрения. Именно отношение человека к миру составляет специфику мировоззрения в отличие от других систем знания, т.е. оно включает в себя не просто знание о мире самом по себе и не просто о человеке безотносительно к миру. Основной мировоззренческий вопрос это и есть вопрос о том, каково отношение человека к объективной реальности и в каком отношении она находится к человеку. Сегодня он отражается в постановке проблемы ценностей в научном познании

    10 16 Глава 1. Общие представления о методологии науки и психологии в частности. Любой другой вопрос является мировоззренческим постольку, поскольку он связан с отношением такого рода, является конкретизацией основного вопроса философии. В то же время без знания двух соотносимых миров любой разговор об их отношении становится бессодержательным. Из сказанного ясно, что мировоззренческий аспект может иметь любое знание, в том числе и конкретно-научное. Мировоззренческое значение могут приобрести и приобретают не только эпохальные открытия, но и любые факты науки, знания, включая обыденное знание и даже знание-заблуждение. Нельзя провести черту между знаниями мировоззренчески бессодержательными и знаниями мировоззренчески ценными. Но любые знания, в том числе и факты науки, не становятся автоматически фактом мировоззрения личности, группы людей или класса. Для приобретения этого последнего качества нужна особая работа, выполняемая сознательно или неосознанно носителем мировоззрения. Суть ее состоит в том, чтобы спроектировать полученный наукой результат на свой внутренний мир, придать ему не только объективное, но и обязательно субъективное значение. Различные виды знания отличаются по своей потенциальной способности приобрести мировоззренческий статус. Данные науки, благодаря своей объективности и прямому влиянию на образ жизни людей, начинают приобретать все большую мировоззренческую силу, несмотря на происходящий время от времени всплеск интереса к иррационалистическим концепциям. В той или иной мере экспликация мировоззренческого потенциала научного знания осуществляется в рамках самой науки, особенно отчетливо и даже с необходимостью она присутствует в общественных и гуманитарных науках, но только философия является непосредственно и собственно мировоззренческой наукой, специальной задачей которой является анализ совокупного содержания мировоззрения, раскрытие его общей основы и изложение его в виде обобщенной и логической системы. Осуществляя эту задачу, она тем самым выступает как наиболее концентрированное и обобщенное, теоретически оформленное выражение мировоззрения. Философия образует сердцевину мировоззренческой системы, является теоретической формой мировоззрения, его общеметодологическим ядром.

    11 1.2. Соотношение понятий наука, философия и мировоззрение 17 Мировоззренческий аспект имеет категория гуманизма, утверждающая в качестве основной ценность человеческого бытия. Место дихотомии субъект-объект занимает при этом диада «человек и мир». В современной философской антропологии, утвердившей «исходным пунктом философской рефлексии человека, не редуцируемого ни к божьей твари, ни к природному существу, ни к общественному животному, но представляющего собой особый, наиболее сложный путь бытия» [Каган М. С., 1971], мировоззренческие аспекты сдвигаются в сторону ответственности человека перед историей, поскольку в случае забвения общечеловеческих ценностей и «воли к диалогу» вообще ставится под вопрос существование человечества. Итак, мировоззрение включает в себя не только общефилософские положения, но и ценностные аксиологические установки, а также частные положения, в том числе формулируемые частными науками. Более того, и это особенно важно подчеркнуть для психолога, мировоззрение опирается на всю духовную культуру и впитывает в себя, синтезирует в себе отражение всех форм и аспектов основного мировоззренческого вопроса об отношении человека к миру. Философия высший уровень сознательно отрефлексированного и теоретически оформленного мировоззрения, изложенного в систематической форме. При этом те или иные исторически сложившиеся формы мировоззрения могут не иметь философски оформленного завершения. Мировоззрение и его теоретическое ядро философия, выполняя общеметодологическую функцию в психологическом исследовании, вносят большой вклад в обеспечение объективности и научности получаемых в нем результатов. Рассмотрев кратко вопрос о соотношении мировоззрения и философии и определив философию как теоретическую форму мировоззрения, необходимо отметить, что философия вскрывает и наиболее общие законы развития природы и общества. При этом философия опирается не только на науку, но и на всю совокупность духовной культуры; она использует свои специфические методы, не сводящиеся к специально-научным методам исследования (пример такого метода рефлексия). Принципиальное отличие философии от любой науки сводится к различию самих объектов частных наук и философии. Философия имеет своим специфическим объектом не просто действительность, освоенную в других формах сознания; она сопоставляет тип ориентации, задаваемый наукой, и все иные типы ориентации. Потому философия

    12 18 Глава 1. Общие представления о методологии науки и является самосознанием культуры и еще шире эпохи в целом, а не одной только науки. Философия как теоретически оформленное мировоззрение опирается на всю совокупность общественной практики, в которой наука является лишь одной из форм кристаллизации человеческого опыта. Именно ассимиляция философией всего богатства человеческого опыта позволяет ей задавать ориентиры самой науке и даже часто выполнять содержательно эвристическую функцию. Нелишне вспомнить, как часто наука «переоткрывала» на конкретном материале те истины, которые были известны философии в виде более абстрактных формулировок на столетия раньше, какую роль сыграло знание философии при совершении научных открытий в области такой «точной» науки, как физика (А. Эйнштейн, Н. Бор). Нам осталось рассмотреть соотношение понятий философия, методология и науковедение. Иногда можно встретиться с утверждением, что методология это и есть совокупность философских вопросов данной науки. Действительно, будучи формой рефлексии над научным знанием методология науки тесно связана с философией. Следует иметь в виду, однако, что кроме философского уровня методологический анализ науки включает в себя и ряд других уровней или этажей (см. параграф 1.4). Науковедение дисциплина, изучающая организационную специфику научной деятельности и ее институтов, осуществляющая комплексный анализ научного труда, деятельности по производству научных знаний. К ее ведению относятся вопросы структурных единиц науки (дисциплинарное строение науки, организация междисциплинарных исследований); факторы, влияющие на эффективность работы научных коллективов; способы оценки этой эффективности и многие другие вопросы из области социологии и социальной психологии науки, наукометрии и др. Ряд вопросов, изучаемых науковедением, имеет безусловный методологический статус, но они носят характер, так называемой, внешней, неспецифической рефлексии над наукой, касаются, в основном, социально-организационных проблем и не входят в предмет настоящего курса (социология науки, психология науки, психология ученого, этические проблемы научной деятельности).

    13 1.3. Виды и формы рефлексии научного знания Виды и формы рефлексии научного знания Рефлексия один из видов и даже методов познания, главной особенностью которого является направленность на само знание, на процесс его получения. Можно сказать, что рефлексия является самопознанием коллективного или индивидуального субъекта. В первом случае рефлексия осуществляется над объективированными формами знания и ее условно можно назвать объективной, а во втором случае над знанием, неотделимым от индивидуального субъекта, и она является субъективной по своей форме. Примером рефлексии над объективированным знанием является рефлексия над наукой, а примером субъективной рефлексии может служить самонаблюдение как прием познания индивидом своих собственных психических процессов. Рефлексия представляет собой единство отражения и преобразования объекта; применение ее в исследовании приводит к творческой переделке самого изучаемого предмета. «В результате рефлексии ее объект система знаний не только ставится в новые отношения, но достраивается и перестраивается, т.е. становится иным, чем он был до процесса рефлексии... Столь необычное отношение между познанием и изменением объекта объясняется тем, что мы имеем в данном случае дело не с таким предметом, который существует независимо от познания и сознания, а с познавательным воспроизведением самого познания и сознания, т.е. с обращением познания на самого себя» [Лекторский В. А., 1980, с. 266]. В отношении самопознания индивида этот тезис, берущий свое начало в гегелевском понимании рефлексии, кажется очевидным, но в отношении объективированных систем знания он имеет безусловную эвристическую ценность. В последнем случае имеет место не только выход за пределы существующей системы знания, но и преобразование ее за счет включения рефлектируемого знания в другой контекст, в новую систему отношений с другими элементами знания. При этом важнейшим механизмом приращения знания является превращение некоторого неявного знания (совокупности предпосылок и допущений, стоящих «за спиной» тех или иных формулировок) в знание явное, прямо формулируемое. Такой переход, разумеется, не остается без последствий для самого знания, он ведет к его уточне-

    14 20 Глава 1. Общие представления о методологии науки нию, часто к отказу от некоторых, неявно принимавшихся предпосылок. То, что раньше казалось ясным, интуитивно понятным и простым, в результате рефлексии оказывается достаточно сложным и нередко проблематичным, а иной раз просто ошибочным. Исключительно важно понять, что всякий раз, когда отодвигаются рамки неявного, нерефлектируемого знания за счет рефлексии, неизбежно возникают новые неявные допущения, имплицитно присутствующие предпосылки. Следовательно, всякая рефлексия одновременно порождает новое неявное знание, что служит хорошей иллюстрацией диалектического характера любого акта познания. Это новое неявное знание, в свою очередь, может быть отрефлектировано и т.д. Но при этом всегда необходима некоторая «смысловая рамка», которая выполняет роль средства рефлектирования, а сама при этом не рефлектируется. Осмыслить ее можно лишь с помощью иной смысловой рамки, которая в новом контексте будет оставаться нерефлектируемой. Предел такого движения определяется теми познавательными или практическими задачами, которые необходимо решить с помощью нового знания. Рефлексия является одной из наиболее существенных имманентных черт науки, как, впрочем, и всякого разумного действия индивида. Она предполагает не просто отображение в знании реальности, но и сознательный контроль за ходом и условиями процесса познания. Само зарождение науки связано с переходом от дорефлективных представлений обыденного сознания к научным понятиям с помощью рефлексивных процедур. Выделение эмпирической и теоретической стадий развития науки также включает в себя в качестве одного из критериев степень отрефлексированности, осознания познавательных средств. Дальнейший прогресс научного познания заключается во все большем преодолении этой инерции обыденного нерефлективного сознания по отношению к концептуальным средствам. Рост саморефлективности научно-теоретического мышления связан с усложнением средств познавательной деятельности, ростом количества звеньев посредников между верхними этажами теории и ее эмпирическим базисом, что приводит к появлению принципиально новых компонентов в самой системе научного знания: теоретической рефлексии

    15 1.3. Виды и формы рефлексии научного знания 21 над логической структурой и познавательным смыслом тex концептуальных систем, которые отображают объективную реальность. Именно эти компоненты в своей развитой форме и составляют «тело» методологии как особой отрасли человеческого знания. Рефлексия как форма теоретической деятельности общественно развитого человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов, свойственна не только научной деятельности. Она зародилась и получила наивысшее развитие в философском знании. И до сих пор, несмотря на появление рефлексии внутри самой науки, за философией сохраняется прерогатива обеспечения верхних этажей самосознания научной деятельности. Рефлексию над философским знанием выполняет, повидимому, сама философия, обладая в этом смысле «саморефлектирующим свойством». В начале XX в. началось резкое расширение сферы рефлексии над наукой. Возникла принципиально новая ее форма внешняя, «неспецифическая» рефлексия, направленная на изучение социальных условий и результатов процесса познания, в частности, вопросов о роли науки в обществе и ответственности ученых за результаты своей деятельности. Что касается тенденций в развитии специфической, внутринаучной рефлексии, то, используя терминологию П. П. Гайденко , ее можно обозначить как движение от онтологизма через гносеологизм к методологизму. Онтологизм характеризует сосредоточение на отношении объекта и знания, в последнем выделяется только его объективное содержание. Познание рассматривается как поступательное движение на пути к объективной истине, и цель рефлексии заключается в контроле за правильностью этого движения, в выделении предельных оснований в объекте, открытие которых и дает ту самую единственную, искомую истину. Такой тип рефлексии наиболее характерен дня эмпиризма и всей классической науки, о которой будет сказано в следующих главах (В. Степин, М. Мамардашвили). Под влиянием немецкой классической философии и в связи с усложнением объектов конкретных наук с середины XIХ в. центром самосознания науки становится отношение субъект объект. Философы начинают искать пред-

    16 22 Глава 1. Общие представления о методологии науки посылки и последние основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которые влияют на содержание и логическую организацию знания. Этот тип рефлексии, условно названный гносеологизмом, предполагает множественность оснований познания и относительный характер истины. Об истинности знания при этом судят по его адекватности задаче 1, реализуемому способу реконструкции объекта изучения, а не по его близости к некоторой абсолютной и единственной истине, постулируемой онтологической рефлексией. Этот вид научной рефлексии характерен и для неклассической стадии развития науки, что будет раскрыто позже. Для методологизма как наиболее характерного типа рефлексии на современной постнеклассической стадии развития науки свойственна направленность на средства познания в самом широком смысле этого слова, которые были нами перечислены выше при обсуждении терминов «методология» и «метод». При этом в прикладных и экспериментальных исследованиях развитие методологизма приводит к тому, что анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство, а в некоторых частях даже в своего рода индустрию, поскольку индустриальными становятся формы организации и характер научной деятельности. Свидетельством этого является изменение, вернее повышение требований к самому научному результату, он должен иметь стандартизованную «инженерную» форму, т.е. быть пригодным для «стыковки», «увязывания» и использования вместе с другими результатами в ходе коллективной научной деятельности. Конструктивный характер приобретает рефлексия на уровне методологизма и в фундаментальных науках, где идет построение идеального объекта науки, модели изучаемой реальности. Важным следствием качественного развития самосознания науки является возникновение общенаучных концепций и дисциплин, выполняющих функцию рефлексирования определенных сторон процесса познания в специальных науках. 1 Соответствующий критерий в психологии был обоснован Б. М. Тепловым в его работе «Об объективном методе в психологии», которая отразила содержание доклада, сделанного им на Совещании по психологии в 1952 г. и затем опубликованного [Теплов Б. М.,1985].


    Ò. Â. Êîðíèëîâà, Ñ. Ä. Ñìèðíîâ ÌÅÒÎÄÎËÎÃÈ ÅÑÊÈÅ ÎÑÍÎÂÛ ÏÑÈÕÎËÎÃÈÈ Ó ÅÁÍÈÊ ÄËß ÀÊÀÄÅÌÈ ÅÑÊÎÃÎ ÁÀÊÀËÀÂÐÈÀÒÀ 2-å èçäàíèå, ïåðåðàáîòàííîå è äîïîëíåííîå Ðåêîìåíäîâàíî Ñîâåòîì ïî ïñèõîëîãèè ÓÌÎ ïî êëàññè åñêîìó

    Методологические основы психолого-педагогического исследования План: 1. Сущность методологии и методики. 2. Три уровня методологии. 3. Методы организации исследований. 4. Методологические основы выявления

    Ë. Ä. Ñòàðèêîâà ÈÑÒÎÐÈß ÏÅÄÀÃÎÃÈÊÈ È ÔÈËÎÑÎÔÈß ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВУЗОВ 3-е издание, исправленное и дополненное Äîïóùåíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îáúåäèíåíèåì ïî ïðîôåññèîíàëüíî-ïåäàãîãè åñêîìó

    Требования к экзамену по философии Целью освоения учебной дисциплины является осмысление истории и философии науки как отрасли знания, ее особенностях, основных школах и направлениях. Дисциплина вводит

    Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Тема урока: Проблема познаваемости мира. План 1. Понятие истины, ее критерии. 2. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения.

    Философия и методология науки ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ... 3 РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 8 Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общ ества... 8 1.1. Философия, мировоззрение,

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Ê. Ì. Îãàíÿí ÔÈËÎÑÎÔÈß ÅËÎÂÅÊÀ УЧЕБНИК ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè

    К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Кривошеев Владимир Александрович, доцент кафедры акмеологии, ГУО «Гомельский областной институт развития образования», E-mail:

    МЕТОДОЛОГИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ И МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ С.А. Крестников В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с разработкой методологии методики обучения физике.

    Ж. Ю. Брук К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В условиях модернизации системы образования, появления разнообразных педагогических концепций и новых тенденций в развитии педагогической

    Основные направления изучения культуры Мишина Т.В Современная методология представляет собой сложное и многомерное явление. «На передний план вышли проблемы социокультурной обусловленности научного познания,

    Ë. ß. Äîðôìàí ÌÅÒÎÄÎËÎÃÈ ÅÑÊÈÅ ÎÑÍÎÂÛ ÝÌÏÈÐÈ ÅÑÊÎÉ ÏÑÈÕÎËÎÃÈÈ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ñîâåòîì ïî ïñèõîëîãèè ÓÌÎ ïî êëàññè åñêîìó

    КУРС «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» (Бабич Е.Н.) Наука и основные формы организации научных знаний Знание нужно человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования

    Тема 1. Теория государства и права как наука Понятие Теория государства и права обычно употребляется в двух смыслах: в широком и в узком. В широком смысле под ТТЛ понимается система всех знаний о государстве

    (Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. В. В. Миронова. М. : Гардарики,

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Что такое учебная деятельность? В. В. ДАВЫДОВ Положительные изменения в системе современного образования во многом будут зависеть от того, сумеют ли педагоги

    ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МГУ имени М. В. ЛОМОНОСОВА Â. Ô. Øàïîâàëîâ ÔÈËÎÑÎÔÑÊÈÅ ÏÐÎÁËÅÌÛ ÍÀÓÊÈ È ÒÅÕÍÈÊÈ УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî

    Задания С8. Примеры по составлению развернутых планов Тема: Познание и знание. С8. Подготовьте развернутый ответ по теме «Уровни познания». 1. Две стороны познания. 2. Основные формы чувственного познания:

    АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АННОТАЦИИ РАБОЧИХ

    «ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ АСПИРАНТАМИ» Модуль I. Основы ТЕЛЕФОН ПРИЕМНОЙ: 20-23 В О П Р О С Ы Л Е К Ц И И: 3. Метод 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ». 2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО

    Деленной системе. При этом, методически обосновано использование наглядных средств описания алгоритмов. Определенный эффект дает применение алгоритмов в роли вспомогательных средств обучения: схемы решения

    Основные сферы современных исследований Одновременно с широким распространением во второй половине XX в. системных исследований в различных областях науки, техники, организации и управления производством

    Неклассическая наука и ее особенности реферат знание различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности (место и

    Аннотация рабочей программы по естествознанию 10-11 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. (Приказ Министерства

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА в аспирантуру

    Аннотация к рабочей программе по истории 5 класс (ФГОС) Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО второго поколения с учётом всех требований. Рабочая программа по истории для 5 класса составлена

    "ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ" (Москва, 2000) работа Степина, в которой представлена оригинальная концепция структуры и генезиса теоретического знания, разработанная автором в

    Ã. Ä. Áóõàðîâà ÔÈÇÈÊÀ. ÝËÅÊÒÐÈ ÅÑÒÂÎ È ÌÀÃÍÅÒÈÇÌ. ÌÅÒÎÄÈÊÀ ÏÐÅÏÎÄÀÂÀÍÈß УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СПО 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îòäåëîì ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî

    Лекция 5. Сознание как высший уровень развития психики. Сознание и бессознательное 5.2 Сознание, его сущность и структура Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными

    1 Раздел 1 Код и формулировка компетенции УК-1 Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию научных идей при решении исследовательских и практических задач,

    Дата: 20 февраля 2019 г. Группа: ДО-17 Предмет: Основы проектно-исследовательской деятельности. Практическая работа 2 Задание 1. Используя теоретический материал составить структурно-логическую схему (кластер)

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рыбинский государственный авиационный технический университет

    Общительность как одно из проявлений социальной активности личности следует рассматривать в качестве совокупности личных потребностей. Движущей силой в развитии общительности выступает диалектическое единство

    НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «СОЦИОЛОГИЯ» МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ» «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК» Объект дисциплины - проблемное поле философии и методологии

    1 Пояснительная записка Программа: Обществознание, 10-11 класс Авторы: Л. Н. Боголюбов (руководитель авторского коллектива), Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Е. И. Жильцова, кандидат педагогических

    87 м ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Учебное пособие «Hypoteses non flngo» «Неравновесностъ - это т о, что порождает порядок из хаоса» Р*"г "зх

    Современные подходы к развитию ценностных ориентаций у студентов вуза средствами музыкального искусства. Камалова И.Ф. Реализация воспитательного потенциала музыкального искусства как фактора развития

    Ë. Ï. Ðåïèíà, Â. Â. Çâåðåâà, Ì. Þ. Ïàðàìîíîâà ÈÑÒÎÐÈß ÈÑÒÎÐÈ ÅÑÊÎÃÎ ÇÍÀÍÈß УЧЕБНИК ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА Под общей редакцией Ë. Ï. Ðåïèíîé 4-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî

    Аннотация к дисциплине «Философия» 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины Целью изучения дисциплины является приобретение студентом знаний и умений в сфере философии и развитие навыков, необходимых

    ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПОСТУПАЮЩИХ В АСПИРАНТУРУ На вступительном экзамене поступающий в аспирантуру должен: иметь представление о своеобразии философии, ее предмете и месте в системе культуры; научных,

    ФИЛОСОФИЯ УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРОВ 6-е издание, переработанное и дополненное Под редакцией доктора философских наук, профессора, академика РАЕН В. Н. Лавриненко Рекомендовано Министерством образования Российской

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

    СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА С.В. Лапина, г. Минск, Беларусь Общественные трансформации, происходящие в глобальном масштабе, привели к осознанию того факта, что сформировавшееся

    Б.1.В.2 Методы познания Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Философии, политологии и права 51.03.06 Библиотечно-информационная

    Учебно-методический комплекс по обществознанию 5-6 класс ФГОС 5 класс: 1. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой

    Ì. Ì. Êàøàïîâ ÏÑÈÕÎËÎÃÈß ÊÎÍÔËÈÊÒÀ УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îòäåëîì âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ â êà åñòâå ó

    УТВЕРЖДАЮ Проректор МГУ имени М.В.Ломоносова доктор физико-математических наук профессор А.А.Федянин 2018 г. ОТЗЫВ ВЕДУЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

    (Кыргызский национальный А. X. Бугазов университет) ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В СОЗНАНИИ УЧАЩИХСЯ Традиционно процесс образования, помимо усвоения учениками новых знаний, всегда включал

    NovaInfo.Ru - 6, 2011 г. Философские науки 1 ОТРАЖЕНИЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ, СОЗНАНИЕ, ИДЕАЛЬНОЕ Дубровский Давид Израилевич Непременным эмпирическим базисом категории идеального служат многообразные психические

    Министерство культуры Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» Факультет дизайна, изобразительных

    Заключение. Подводя итоги того исследования, которое составило основу данной книги, я хотел бы высказать свои представления о полученных результатах, о том, что в ней было для меня наиболее важным и, возможно,

    Пояснительная записка Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа Закон РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный компонент государственного

    3. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала: Вопросы дидактического анализа. М. 1974 4. Чистякова Г.Д. Предметное содержание текста как способ представления знаний //Научн.тр / МГПИНЯ им М.Тореза.

    Бездухов В.П., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент О, заведующий кафедрой педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Этико-педагогический подход к формированию

    Ìàãíèòîãîðñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò ÏÐÎßÂËÅÍÈÅ ÎÑÍÎÂÍÛÕ ÇÀÊÎÍΠÄÈÀËÅÊÒÈÊÈ Â ÍÀÓ ÍÎÌ ÏÎÇÍÀÍÈÈ Â ñòàòüå ðàññìàòðèâàåòñÿ ðîëü îñíîâíûõ çàêîíîâ äèàëåêòèêè (åäèíñòâà è áîðüáû ïðîòèâîïîëîæíîñòåé, ïåðåõîäà

    Т. В. Шершнёва, кандидат психологических наук, доцент ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Познавательная деятельность является одной из составляющих

    А. А. Зарубина Студент Сибирско-американский факультет менеджмента Байкальской международной бизнес-школы Иркутского государственного университета ЕДИНСТВО ЛОГИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО КАК МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

    ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Утверждена Президиумом Ученого совета Протокол 1 от 31.08.2011 г. Факультет философии,

    Ã. Ä. Áóõàðîâà ÝËÅÊÒÐÈ ÅÑÒÂÎ È ÌÀÃÍÅÒÈÇÌ. ÌÅÒÎÄÈÊÀ ÏÐÅÏÎÄÀÂÀÍÈß УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îòäåëîì âûñøåãî

    ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для аспирантов по организации и содержанию научно-исследовательской деятельность и подготовки научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание

    6. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: Изд. группа «Прогресс. Культура», 1993. 352 с. 7. Платон. Соч. в 4-х томах (Философское наследие) . Коммент. А.Ф. Лосева. М.: Мысль,

    ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Дисциплины:История и философия науки п/п Контролируемые модули, разделы (темы) дисциплины Индекс контролируемой компетенции (или еѐ части) Наименование оценочного средства

    Министерство культуры Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская государственная специализированная академия искусств» Утверждаю

    I Материалы заданий олимпиады школьников «Ломоносов» по обществознанию 2017-2018 гг. Отборочный этап. Задания для учащихся 10-11 классов. Тур I Сегодня человечество сталкивается с рядом серьезных угроз.