Вера – важный персонаж для понимания образа Печорина

Характеристика Веры в романе «Герой нашего времени» даёт читателю возможность лучше узнать и понять главного героя – Печорина. Вера была его единственной любовью, а ведь именно в любви человек проявляет себя ярче всего.

С Верой мы знакомимся в главе «Княжна Мери». Она вместе с мужем приезжает на отдых и лечение в Кисловодск, где к тому времени уже находится Печорин. О её приезде рассказывает ему доктор Вернер, ещё не зная, что они знакомы. Выясняется, что эта девушка – давняя любовь Печорина, и что чувство к ней не угасло в нём до сих пор. Уже зная о Печорине много нелицеприятного из предыдущих глав, эта информация о нём кажется нам необычной, раскрывает его с новой, неожиданной стороны. Неужели он способен по-настоящему любить? И кто же та женщина, которая смогла в эгоисте Печорине пробудить искреннюю привязанность?

Характеристика Веры

Портрет

Описание Веры, её внешности даёт всё тот же доктор Вернер, приятель Печорина. От него мы узнаём, что она является родственницей княгини Лиговской по мужу, «очень хорошенькая… среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка». Лицо её поразило доктора своей выразительностью. Такие лица бывают только у людей с богатым внутренним миром, они отражают наличие у них глубоких чувств и мыслей. Таким образом, уже по одному внешнему виду Веры можно сказать, что это не пустышка, а женщина привлекательная, мудрая и тонко чувствующая.

Умение любить

Образ Веры в романе «Герой нашего времени» ярко характеризует её любовь к Печорину. Она уже второй раз замужем, но в сердце хранит верность ему одному. Замужество – это лишь материальная необходимость, возможность поставить на ноги сына, дань условностям общества. Тогда как любовь к Печорину – неподвластное её воле душевное влечение. Из содержания разговора во время их первой встречи на водах становится понятно, что Вера пыталась, но так и не смогла забыть свою любовь. И в Кисловодск, возможно, приехала, чтобы попрощаться с ним, предчувствуя свою близкую смерть от болезни.

Она ничего не требует от своего возлюбленного взамен, принимает его таким, какой он есть, – со всеми слабостями и пороками. Для неё наслаждение просто быть с ним рядом, ловить его взгляд, ощущать пожатие руки.

Нравственная чистота

Вера уважает своего мужа как отца и ничего не может поделать со своим чувством к Печорину. Она назначает ему тайное свидание у себя ночью в отсутствие супруга. Однако когда разразился скандал и все стали думать, что Печорин в это время посещал княжну Мери, Вера не выдерживает и во всём признаётся мужу. Лгать для неё – невыносимо.

Ценность Веры для Печорина

То, что Печорин полюбил именно эту женщину, а не какую-либо другую, говорит о том, что он нашёл в ней качества, изначально близкие и ему. Только с Верой он чувствует себя тем, кто он есть на самом деле, ему не нужно притворяться, лицемерить. С ней он может быть нежен и честен, открыто проявлять свои чувства. Она его очень хорошо понимает, потому что и сама вынуждена жить в свете, уродующем всё доброе и светлое. Насколько ему повезло встретить в этой духовной пустыне родную душу, Печорин понимает только тогда, когда теряет её.

В романе «Герой нашего времени» Вера выступает показателем здорового нравственного начала Печорина.

Тест по произведению

Тренировка
Списать, подчеркнуть чередующиеся гласные и согласные.
Спорить – оспаривать,
облако-облачный
,
морозить-мороженое
,
вопль-вопить
,
огурец-огуречный
,
казах-казачий-казацкий
,
воздух-воздушный
,
князь-княгиня-княжеский
.
Сп
о
рить – осп
а
ривать,
обла
к
о-обла
ч
ный
,
моро
з
ить-моро
ж
еное
,
воп
л
ь-вопи
т
ь
,
огуре
ц
-огуре
ч
ный
,
каза
х
-каза
ч
ий-каза
ц
кий
,
возду
х
-возду
ш
ный
,
кня
з
ь-кня
г
иня-кня
ж
еский
.
Цели и задачи:
Повторить морфемы.
Познакомить с новыми понятиями.
Добиться понимания, что такое варианты морфем.
Варианты
морфем
Сравните:
У
прос
тить – у
праш
ивать
По
глот
ит – по
глощ
ение
Мух
а-
муш
иный
Под
лить-
подо
звать
Раз
делить-
рас
тереть
Трав
ян
ой-дерев
янн
ый
Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав. Те части слова, в которых
появляется чередование
, называются
вариантами морфем
.
Вторые имена морфем.
Варианты морфем.
Составила:
О.П.Толстухина
Еще раз повторим:
1. Приставки, суффиксы, окончания, постфиксы называются…
2. Приставки называются…
3. Окончания называются…
аффиксы
префиксы
флексия
Новый материал
приставка
корень
суффикс
окончание
аффиксы
пр
е
фикс
фл
е
ксия
П
о
стфикс (-
ся
, -
сь
Мо
ю
сь
мо
ешь
ся
Что нового узнали на уроке?
Что было интересно?
Чему научились?
Д.з
. упр.415
Повторим:
Назовите морфемы.
Какая морфема в слове самая главная?
Какая морфема живет перед корнем?
А какие морфемы располагаются после корня?
приставка
корень
окончание
суффикс
Записать текст, найти глаголы с приставкой и разобрать их по составу:
Впереди в..дна мутная сталь в..
ды
. Из-за озера, из еловых
перел
..сков выплывают орлы. Они
выд
..
ляют
..
ся
грозными силуэтами на фоне закатного со..
нца
. Испуганный их внезапным по..
влением
, замирает весь п..
рнатый
мир. Прекратили драку селезни. См..
лкла
л..
бединая

переклич
..
ка
. Орлы доз..ром обл..тают озёра.

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Основная единица морфемики - морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Наприм.: Возвращение

ВОЗ имеет значение «обратное действие» или «направление движения». Действие обычно направлено на субъект или объект.

ВРАЩ круговое движение

ЕНИj – процесс, мыслимый предметно

Е – ср.р., ед.ч., им.п.

Также как и фонема, морфема – это структурный элемент слова. Поскольку морфема явл-ся языковой единицей, мы наблюдаем в ней те же системные признаки, что и у фонемы. Морфема – инвариант (образец, эталон), а варианты морфемы наз-ся морфами.

Наприм.: ДРУГ – ДРУЖ, ДРУЗ’, ДРУГ, ДРУ[К], ДРУ[Ш]

Морфы одной морфемы по отн-ию друг к другу наз-ся алломорфами . Даже если морфема равна по структуре фонеме, наприм., О, С, К, она все равно имеет знач-ие.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования; от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

Морфема и слово

Общее: наличие знач-ия, воспроизводимы, непроницаемость, постоянство звучания и значения. И слово, и морфемы состоят из фонем.

Отличительные признаки:

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые (аффиксальные). Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).



Корневые морфемы

К корневым морфемам относятся КОРЕНЬ, АФФИКСОИД.

Корень общая часть родственных слов, к-рая выражает главное вещественное значение основы.

Корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру).

Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду , очень , увы , многие собственные существительные, называющие географические названия.

Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол’. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения - ‘детский праздник’ - не выражен ни одной из морфем.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но , над , если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти .

Корень выдел-ся при сопоставлении слов одного словообразовательного гнезда.

В корне чаще всего наблюд-ся исторические чередования.

Корни бывают 2 типов: свободные и связанные.



Свободный корень – это корень, к-рый способен выступать без аффиксов в составе нечленимых основ (встреч-ся без приставок и суффиксов).

Наприм., ВОДа, ВОДный – свободный корень

Связанный корень известен только в составе членимых основ и не может употреб-ся без аффиксов.

Наприм., ТРЯПица , ТРЯПка, ТРЯПочный, ТРЯПочка

Аффиксоид – морфема переходного типа между собственно корнем и аффиксом. С одной стороны, аффиксоид несет в себе такое же вещественное знач-ие как и корень, с другой стороны, аффиксоид создает словообразовательную модель как аффикс, т.е. явл-ся серийным элементом, создает серию.

Наприм., САДОВОД, ПТИЦЕВОД, ЦВЕТОВОД

-ВОД- аффиксоид «тот, кто занимается резведением чего-либо, кого-либо»

Аффиксоиды дел-ся на префиксоиды (перед корнем) и суффиксоиды (после корня) в зависим-ти от места расположения.

Аффиксальные морфемы

– морфемы, создающие словообразовательные модели и уточняющие, дополняющие знач-ие корня. Аффиксальные морфемы явл-ся общими для ряда неоднокоренных слов.

Наприм., УРАЛЕЦ, ЛЕНИНГРАДЕЦ, АМЕРИКАНЕЦ – «житель какой-то местности» -ЕЦ-

К аффиксам относятся: ПРЕФИКС (), СУФФИКС (), ИНТЕРФИКС (), ОКОНЧАНИЕ (ФЛЕКСИЯ), ПОСТФИКС ().

Аффиксы выполняют либо деривационную (словообразовательную) функцию : морфемы использ-ся для создания новых слов; либо реляционную (формообразовательную) функцию : морфемы новых слов не создают, а создают форму одного и того же слова.

Наприм., УЧИТЕЛЬНИЦА – 4 аффиксальные морфемы

И, ТЕЛЬ - словообразоват ф-я

А - формообраз. ф-я

НИЦ - словообраз. ф-я + формообраз. ф-я

Однако есть морфемы, к-рые выполняют обе ф-и одновременно. Они наз-ся синкретичными .

Аффиксы могут быть продуктивными и непродуктивными.

Продуктивными наз-ся аффиксы, к-рые использ-ся на современ. этапе развития языка для создания новых слов или форм одного слова: ОТксерокопИРОВАть – продуктивные.

Непродуктивные аффиксы – аффиксы, к-рые не использ-ся в настоящее время для создания наст. слов: заКОулок, простОТа, теплОТа – непродуктивные

Аффиксы могут быть регулярными и нерегулярными. Регулярные – часто встреч-ся (-н-, -к-), нерегулярные – редко встреч-ся в словах (-их-).

Есть суффиксы, к-рые встреч-ся в 1-2 словах: почтАМПТ, стеклЯРУС, апплодИСМЕНТы.

Как и слова, морфемы могут быть исконно русскими и заимствованными.

Наприм., чудАК, рыбАК (-ак-); пирожОК, мужичОК (-ок-) – исконно русские

ТРАНС-, ДЕЗ-, А-, СУПЕР-; -ИРОВА-, -ФИЦИРОВА-, -ИЗМ- заимствованные

Суффикс -

Аффиксальная морфема, к-рая стоит после корня и служит для образования новых слов и грамматических форм.

МОРЕ + -СК- →МОРСКОЙ – словообраз. суффикс

СЫН – сынОВЬjЯ – грамматич. форма

РАЗРИСОВАТЬ – разрисовЫВАть – формообраз. суффикс

В слове может быть неско-ко суффиксов, но словообразующим, т.е. тем, к-рый создает данное слово, будет всегда последний суффикс.

Наприм., УЧИТЕЛЬСКИЙ ← УЧИТЕЛЬ (УЧИТЬ + -ТЕЛЬ-) + СК

Суффиксы могут быть разными по структуре. Они могут быть простыми: -ИСТ-, -ИЗМ-, -И-, -ТЕЛЬ-, -СК-, а могут быть сложными (составными): -НИЧА-, -ФИЦИРОВА(ТЬ)-

Суффиксы бывают материально выраженными и нулевыми.

Наприм., засох, засохЛа, засохЛо, засохЛи

Префикс (приставка) –

Аффиксальная морфема, к-рая стоит перед корнем, и служит для образования новых слов или форм одного и того же слова.

Наприм., ПРОслушать←слушать – словообразующий

писать→Написать – формообразующий

Префиксы не могут создавать слова других частей речи. Приставки не бывает нулевой, она всегда материально выражена (в отличии от суффиксов и окончаний)

Префиксы: простые (о-, на-, про-, за-); сложные (обез-, недо-); исконно русские и заимствованные

Интерфикс

В производных словах встреч-ся морфема, к-рая не совсем соответствует признакам данной единицы языка, поскольку не имеет знач-ия ни лексич., ни грамматич., но использ-ся для создания новых слов или форм одного слова.

Не все ученые признают интерфикс как морфему, и называют данный формант морфемной прокладкой.

Интерфикс может соед-ть основы в сложных словах: пищЕвод, сорвИголова.

К интерфиксам относятся застывшие окончания внутри сложных производных основ: сумАсшедший.

Не нужно путать интерфиксы и суффиксы внутри сложных слов. Ср.: вечнОзеленый (суффикс), плодОовощной (интерфикс).

Интерфикс может соед-ть корень и суффикс: ялта + -ец- + ИН →ялтИНец

Флексия (окончание)–

Значимая морфема в изменяемых словах.

Окончание всегда говорит о возмож-ти замены данной морфемы другим звуковым комплексом. Список возможных изменений опред-ся частью речи.

Наприм., зимА, зимЫ, зимЕ, зимУ, зимОЙ, зимЕ, ЗимЫ, зим, зимАМ, зимЫ, зимАМИ, зимАХ – 12 парадигм; книжный – 24 парадигмы.

Весь список грамм. форм одного слова наз-ся парадигмой этого слова, а оформляется парадигма с помощью смены окончаний.

Остается нерешен. вопрос о том, явл-ся ли окончание только формообразующей морфемой, или можно признать, что также и словообразовательная морфема.

Постфикс –

Аффиксальная морфема, к-рая стоит после флексии и использ-ся для создания новых слов или форм одного слова. Постфикс наблюд-ся в прерывистых основах.

Наприм., крутитСЯ – словообразовательный

СЯ явл-ся формообраз. в формах страдат. залога в страдат. конструкциях.

Ср.: Кран поднимает груз. Груз поднимаетСЯ краном.

-ТО, -ЛИБО,-НИБУДЬ, создающие неопред. местоимения явл-ся постфиксами.

Формообразующей явл-ся морфема ТЕ в формах повелительного наклонения глаголов и имеет граммматич. знач-ие множ. числа: ходиТЕ

Не все однозначно оценивают эту морфему: одни считают ТЕ постфиксом, т.к. эта морфема стоит после др. формообразующей морфемы И ; другие считают, что это суффикс.

Основа слова -

это часть слова, которая предшествует окончанию и выражает лексическое значение данного слова. Основа изменяемых и неизменяемых слов различна. В изменяемых (склоняемых или спрягаемых) словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующих суффиксов: окн о , груст ный , гнал ся . Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующие суффиксы. Основа неизменяемых слов равна слову: грустно , по-моему , хаки .

Многие слова русского языка имеют первичный характер, то есть не образованы от каких-либо других слов. Основа таких слов называется непроизводной , например: сер-ый, чёрн-ый, лес, вод-а, трав-а. Непроизводная основа всегда нечленима, то есть её нельзя разбить на морфемы; она состоит только из корня. К непроизводной основе присоединяются различные словообразовательные аффиксы (приставки,

суффиксы, интерфиксы, постфиксы), в результате этого появляются новые слова с производной основой, например: гор-а - горн-ый - горн-о-лыж-н-ый; брат - брат-ск-ий - по-братски. Таким образом, производная основа - это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем.

В составе производной основы, кроме корня, может быть:

1) один или несколько суффиксов (муж-еств-о, муж-еств-енн-ый, муж-еств-енн-ость );

2) только приставки (за-муж, не-друг, пра-внук );

3) различные сочетания приставок и суффиксов (по-муж-ск-и, воз-муж-а-тъ, воз-муж-а-л-ый ).

Производная основа членима, то есть, кроме корня, в ней выделяются другие морфемы; производная основа может быть непрерывной (рыбк-а, столов-ый, мечта-ть ) и прерывистой (встречаюсь, увлекл-а-съ ).

У каждой производной основы есть своя производящая основа. Производящая основа - это основа того слова, от которого данное слово образовано. Например: вода ->вод-ян-ой - водянистый -водянистость.

4) сочетание приставки, суффиксов и постфиксов (за-дох-ну-тъ-ся, о-дум-а-вши-съ ).

К производящей основе присоединяются те словообразовательные аффиксы, с помощью которых производится данное слово.

В результате возникают разнообразные словообразовательные цепочки, в основе которых находится слово с непроизводной основой. Все слова, входящие в цепочку, являются однокоренными (родственными) словами.

22. Словообразование. Производное слово. Способы словообразования в современном русском языке.

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка.

Словообразование изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования слов.

Словообразование связано с лексикологией , так как вновь образованные слова пополняют словарный состав языка и новые слова образуются на базе уже существующих в языке слов по моделям данного языка.

Словообразование также связано с морфологией , так как вновь образованное слово оформляется по грамматическим законам данного языка.

Связь словообразования с синтаксисом проявляется в том, что синтаксические преобразования обусловливаются словообразовательным потенциалом слова.

Новые слова появл-ся 2-мя типами словообразования:

1. морфологический; 2. неморфологический.

При морфологическом словообразовании новое слово создается путем прибавления/усечения морфем, т.е. производится какая-то операция с морфемой. К ним относятся частные способы сложения и аффиксация.

Неморфологические способы – способы, где образование нового слова связано с изменениями в его семантики. Новых морфем не добавляется, и даже иногда не меняется структура основы.

К неморфологическим способам словообразования относятся:

Лексико-семантический способ

Лексико-грамматический способ (морфолого-синтаксический)

Лексико-синтаксический способ

Неморфологические типы словообразования

Лексико-семантиченский

Новое слово появл-ся в рез-те семантических изменений у уже изменившегося в языке слова. Т.е. первоначально разв-ся полисемия (многозначность) и новое знач-ие отрывается, превращаясь в омоним.

Наприм., пионер (первооткрыватель) → пионер (член детской организации); завод (предприятие) → завод (заводить); лопатка (орудие труда) → лопатка (кость)

Морфемная струк-ра не изменилась, часть слова не изменилась, изменилась семантика!!!

Вариант морфемы

(алломорф). Разновидность морфемы. Варианты морфемы, тождественные по значению и генетически родственные, различаются своим фонем ным составом. Выделяются:

1) варианты морфем, фонетически обусловленные, например: (дуп) - (дуб)а, (вос) - (воз)а;

2) варианты морфем, исторически обусловленные, например: бp-/бep-/бepь-/бop-/ бopь-|бup-|; ср. : брать - беру - берет - сбор - при сборе - собирать);

3) варианты морфем, морфологически обусловленные, например: -ой - -ою в окончании творительного падежа единственного числа существительных, прилагательных, числительных и местоимений женского рода.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "вариант морфемы" в других словарях:

    вариант фонемы - Модификация фонемы, подвергающейся в составе морфемы фонетическому варьированию. Варианты фонемы подразделяются на: 1) фонетические; 2) нефонетические: а) индивидуальные; б) диалектные; в) орфоэпические. Фонетические варианты фонемы обязательны… …

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Морф - Морф, морфа (от греч. μορφή форма) минимальная значимая единица текста, текстовый представитель морфемы. Термин «морф» предложен Ч. Ф. Хоккеттом в 1947 в качестве параллели к термину «(алло)фон»: предполагалось, что отношение (алло)фона к… …

    Морфонема - (морфофонема) элементарная единица морфонологии, предельный элемент означающего морфемы. Х. Улашин, предложивший понятие «морфонема» (1927), определял её как фонему в семасиолого морфологической функции; термин в этом значении (Дж. Л. Трейджер,… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Единицы языка по уровням Синтаксический Лексический … Википедия

    В Инкубаторе Викимедиа есть пробный раздел Википедии … Википедия

    - (алломорфа) (от греч. allos другой + mогphe форма). То же, что вариант морфемы … Словарь лингвистических терминов

    морфа - Конкретный фонетический вариант морфемы … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    - (МФШ) одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме (наряду с Ленинградской фонологической школой (ЛФШ), основанной Л. В. Щербой). Возникновение школы… … Википедия

    Эту страницу предлагается переименовать в Щербовская школа или Ленинградская фонологическая школа. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/6 января 2012. Возможно, её текущее название не соответствует… … Википедия

Конспект урока

по русскому языку в 5 классе

Тема урока: Варианты морфем. Морфемный разбор.

Цели: сформировать понятие о вариантах морфем; познакомить учащихся с порядком морфемного разбора слов; сформировать умение производить морфемный разбор слов разных частей речи.

Задачи урока:

    познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора слова;

    научить проводить морфемный разбор слова;

    формировать навык выделения значимых частей слова.

Структура урока

1. Орг. момент (тетради с домашними работами на середину парты)

Чтобы проверить ваши знания по теме «Морфемика» вы напишите небольшую проверочную работу, состоящую из двух частей (на 7-10 минут). Работу выполняйте на листах, не забудьте подписать.

2. Проверочная работа

Теоретическая часть.

Наименьшая значимая часть слова (морфема).

Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов (корень).

Значимая часть слова, которая служит для образования формы слова (окончание).

Часть изменяемого слова без окончания (основа).

Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов (приставка).

Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов (суффикс).

Для сильных учеников – кроссворд.

По горизонтали:

1. Морфема – наименьшая … часть слова.

2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

3. Значимая часть слова, которая служит для образования формы слова.

4. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

По вертикали:

1. Часть изменяемого слова без окончания.

2. Окончание, которое не выражено звуками.

3. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Практическая часть.

1. В какой строке названы однокоренные слова с чередованием гласных в корне?

1) заберу – забирает

2) снег – снежок

3) грабли – грабить

4) сон – Соня

2. В какой строке названы однокоренные слова с чередованием согласных в корне?

1) влезет – лазить

2) друг – подружка

3) спор – споры

4) слон – прислониться

3. В словах жать – жму, сон – сновидение, день – дня встречается:

1) изменения ударения

2) изменение значения

3) чередование гласного с нулём звука, т.е. беглые гласные

4) переход в другую часть речи

3. Проверка знаний

1. Вспомнить, что изучили про беглые гласные.

Выполняя домашнюю работу, какое чередование вы заметили еще, кроме беглых гласных?

(записать пример на доске) орех – орешек – орешка

Назовите все чередования в данном ряду слов. Такие изменения называются вариантами морфем .

Давайте потренируемся находить варианты морфем, выполняя упражнение 431 по парам (5 минут). Пара, которая первая выполнит задание, получит оценки.

Проверка выполнения упражнения всем классом.

Давайте посмотрим на состав данных слов. Можно наблюдать, что они состоят из разных морфем, несущих свое лексическое значение. Чтобы правильно выделять морфемы, определять их значения нужно уметь делать морфемный разбор слова.

Итак, запишите тему урока и подумайте, какие задачи вы можете себе поставить.

4. Знакомство с порядком морфемного разбора слова

Разбираем вместе с учениками подробно порядок разбора на с. 27-28, тренируемся на примерах.

5. Физминутка

Поднять руки через стороны вверх. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

6. Закрепление материала

Устно: заработаешь, (у) побережья, маленькому (брату)

Письменно: черноглазую (девушку), (любоваться) утёнком, придумала

(один выполняет у доски, класс слушает и проверяет)

7. Рефлексия «Радуга»

С каким цветом ассоциируется данный урок?

    оранжевый– радостное, восторженное настроение;

    красный- нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;

    синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть.

8. Домашнее задание – параграф 81,упражнение 432 (объяснить)