"Русский крест" - выражение, придуманное демографами для печально известного пересечения кривой рождаемости и кривой смертности. Случилась эта беда с Россией в 1992 г., да так по сей день и продолжается. На сегодня суммарный коэффициент рождаемости в России (кстати, весьма посредственный способ оценки демографической ситуации, по мнению некоторых экспертов) составляет 1,38 ребенка на одну женщину. При этом суммарный коэффициент рождаемости, достаточный для простого воспроизводства населения - примерно 2,14 ребенка на одну женщину . Тут невольно задумаешься об образности выражения "русский крест" - а сколько нам его еще нести, и что сделать, чтобы сбросить эту непосильную ношу? Непосильной "ноша", если не изменить ситуацию в ближайшее время, станет очень скоро. К 2025 г. примерно каждый пятый житель на постсоветском пространстве будет старше 65 лет, население страны, по некоторым прогнозам (в том числе и западным), сократится до 120 млн человек.

А что же наши соседи? Все к тому же 2025 г. Китай может достигнуть пика населенности, точнее перенаселенности. При этом Поднебесная займет второе место по экономической мощи. "Если он [Китай] продолжит развиваться нынешними темпами, то в 2015-м его ВВП превысит японский, а в 2040-м - американский. При этом миллионы китайцев станут представителями среднего класса", - еще в прошлом году предостерегал французский ученый-экономист Жак Аттали. Собственно, уже не раз говорилось о возможных последствиях демографического кризиса, еще больше в последнее время говорится о том, как ситуацию исправить, о том, что вроде бы, со скрипом и сбоями, она начинает исправляться (спасибо ипотеке, нацпроектам и просто отчаянно смелым семьям).

26 февраля в Екатеринбурге при полном аншлаге прошел весьма интересный круглый стол, посвященный демографической политике и организованный … генеральным консульством Германии. Собравшимся экспертам - демографам, социологам, историкам, философам и экономистам, чиновникам и предпринимателям, представителям ЗАГСов и журналистам - предстояло сравнить опыт Германии и России в реализации демографической политики.

Почему вдруг немцы предложили сравнить? Все очень просто. Оказывается, несмотря на, казалось бы, гигантские отличия в экономическом положении, ментальности и просто количестве населения, у России и Германии почти одинаковый коэффициент рождаемости: у нас - 1,38, у немцев - 1,39. Конечно, последних такая ситуация очень тревожит: делается гораздо больше, чем в России, а ситуация такая же. Как рассказал специально прилетевший из Берлина эксперт фонда "Наука и политика" Райнер Линдер, в одной из федеральных земель Германии недавно было создано специальное министерство демографии. Однако сказать, что подобное ведомство сильно помогло немцам, нельзя. Но еще актуальнее такое сравнение для России - учиться всегда лучше на чужих ошибках. Тем более, что, как отметили эксперты, сейчас в российском обществе действительно формируется устойчивое мнение по поводу материальной обеспеченности семьи. Да, конечно хорошо, что придумали "материнский капитал", что ипотеку стало проще взять, но для успешного воспроизводства нации этого недостаточно. Вернее, не эти факторы должны быть решающими. А пока именно так и происходит. По данным советника заместителя председателя правительства Свердловской области по социальной политике Елены Лайковской , социологический опросы на Среднем Урале свидетельствуют, что на первое место женщины при решении обзавестись потомством ставят материальное благополучие, на второе - жилищные условия, на третье - возможность дать хорошее образование детям.

Каких только мнений не прозвучало на круглом столе! От самых экзотичных - массового "внедрения" искусственных маток и даже клонирования россиян - до вполне разумных. Например, одна из участниц круглого стола искренне удивилась, почему на обсуждении демографической ситуации так мало людей "детородного" возраста? В самом деле, складывается впечатление, что обсуждать демографию готовы все, кроме собственно молодежи - главной надежды. Впрочем, в какой-то момент эксперты подошли к самому важному вопросу. "Мы много говорим о рождаемости, но не она главная причина уменьшения населения, а смертность. И именно с ней в первую очередь следует бороться", - заметил декан философского факультета УрГУ Александр Перцев. И действительно, статистика такова - только 15% россиян умирает от старости ! В прошлом году на на 1,602 млн новорожденных пришлось 2,080 млн умерших. За год от болезней системы кровообращения умерло (вы только вдумайтесь в эти цифры!) более миллиона человек, еще 287 тысяч умерло от различных новообразований. Транспортные травмы, отравления алкоголем, самоубийства и убийства унесли жизни еще 248 тысяч россиян. И теперь прибавим к этому пару-тройку миллионов абортов, ежегодно совершаемых в нашей стране. Ах, да, забыли про мигрантов! По данным федеральной миграционной службы России, в 2007 г. разрешение на работу в нашей стране получили более миллиона иностранцев - это в 3,7 раза больше, чем в 2006 г. Более половины гастарбайтеров находятся вне правового поля, и, к примеру, из 800 тыс. граждан Таджикистана только 22 тыс. имеют специальное образование и могут выполнять квалифицированную работу. Само собой, что нелегалы не платят абсолютно никаких налогов в России, зато исправно переводят трудовые копеечки в свои родные республики. По разным данным, в прошлом году гастарбайтеры вывезли из России $30-37 млрд! Естественно, что из всех этих денег в России остались разве что проценты за денежные переводы. Вот так и живем.

Маргарет Тэтчер как-то довольно жестко заявила, что экономически обоснованным для СССР было бы население в 50 млн человек. Чтобы предположение английского экс-премьер-министра однажды не стало явью, Россия сейчас всеми силами, кажется, пытается отодвинуться от края демографической не то что ямы - могилы. И идеи-то выдвигаются подчас вполне разумные - например, бороться не со следствиями, а с причинами: улучшать экологию, отучать россиян пить, курить и материться, взяться за детское телевидение и т.д. Но и это, наверное, не самое главное. Возможно, сейчас нужно просто остановиться, оглянуться и подумать: а кто рожать-то будет? В погоне за улучшением условий для абстрактной мамочки мы часто забываем, что еще чуть-чуть, и этой самой мамочки просто не будет. Почему? Потому что буквально через пять-шесть лет детородный возраст наступит для той самой "демографической ямы", что мы вырыли сами себе в 90-е годы. Тот самый "русский крест" обрушится на плечи стремительно стареющего российского населения с двойной силой. Тогда хоть по миллиону давай за каждого рожденного ребенка - эффекта не будет, потому что не будет молодых семей, некому будет брать ипотеку, работать в престижных компаниях, добывать углеводороды из недр Родины, некому будет Родину защищать.

Но все-таки у России есть еще спасительная палочка-выручалочка. Она часто негативно характеризуется как "потерянное поколение". Это дети, рожденные в последний советский бэби-бум, "андроповско-горбачевский", как его еще называли. Называли их и "детьми перестройки".

Пришло время рожать тем самым "детям перестройки", наступает их детородный возраст. И эти уже взрослые молодые люди и девушки, эти последние годы переполненных вузов, эти последние перевыполненные планы в военкоматах и есть надежда новой России. Именно эти люди при желании смогут родить и двоих, и троих отпрысков, взять ипотеку, работать в престижных компаниях и добывать углеводороды из недр Родины. Конечно, они ничуть не виноваты в том, что их родители когда-то соорудили "русский крест", но именно им придется его тащить, и, хочется надеяться, вытащить. Желательно, в светлое будущее.

Варфоломеевская ночь – массовое убийство гугенотов католиками в Париже и ещё в 12 провинциальных городах, начавшееся 24 августа 1572 года, один из самых страшных эпизодов в истории Франции, отпечатавшийся в памяти не только профессиональных историков, но и простых людей. Картина этого события во многом создана писателями, художниками, режиссёрами – людьми искусства. Она не лишена стереотипов и мифов, и часто Варфоломеевская ночь представляется нам чересчур односторонне. Попробуем восстановить хронологию тех событий и разобраться в его причинах и последствиях.

Реформация и Религиозные войны

Варфоломеевская ночь возникла не сама по себе, важно знать контекст, логику событий того времени, чтобы правильно её представить. XVI век – это время Реформации и Котрреформации, время церковных реформ, противостояния новых религий старым, гражданских войн. И сложно в то время найти более ожесточённое и длительное противостояние жителей одной страны, чем это было во Франции, где гугеноты и католики обладали собственными армиями и полководцами, собственными королями и выдающимися лидерами. Нам сейчас сложно представить, что люди могли ссориться и воевать из-за догматических расхождений, зачастую даже не самых значительных, ведь и те, и другие всё-таки верили в одного бога. И даже в рядах протестантов нередко возникали теологические споры и расхождения, появлялись собственные еретики, многие из которых и просто использовали народный протест в личных целях, для обогащения и разбоя, отрицая все моральные нормы и государственные законы.

К. Ф. Гун. Канун Варфоломеевской ночи

Реформация явилась реакцией на произвол католических властей, падение нравов, вмешательство духовных лиц в мирские дела, обогащение и интриги католической церкви, циничную продажу индульгенций и «мест в раю», подавление аристократией самостоятельности горожан. За пышной религиозной формой, торжественностью, роскошью католицизма терялось действительное содержание. Священнослужители пренебрегали правилами своей собственной религии, думая больше о мирских благах, участвуя в дворцовых интригах, вмешиваясь в дела князей и королей. Папа Римский был таким же участником политических процессов и дипломатических отношений, как и обычные короли, он мог возводить на трон, устраивать политические браки, а мог отлучать от церкви и провоцировать войны и смуты. Папы давно уже больше заботились о собственных богатствах и об удержании влияния и власти, чем о духовности народов и мире между странами. Именно поэтому беднеющий и закрепощённый народ чувствовал необходимость в обновлении и реформе религии, в избавлении от гнёта католической церкви, очищении веры от мирского, заботе о ближних. Реформация вызывало пробуждение национального самосознания, способствовало общественной перестройке, освобождению стран от влияния Рима. В каждой стране в XIV-XVI вв. являлись собственные проповедники и духовные лидеры. В Германии это был Мартин Лютер, во Франции — Жан Кальвин, в Чехии – Ян Гус, в Англии – Джон Виклиф. Реформация способствовала ослаблению влияния Рима и пробуждению национальных настроений, улучшению жизни и нравов, усилению роли буржуазии, среднего класса. Протестанты быстро богатели благодаря тому, что отказывались от дорогих обрядов, церковной роскоши, предпочитали посту и молитве реальные дела, профессиональный и честный труд, ценили бережливость, практичность. Моральная часть их религии соблюдалась более строго, чем у католиков. Но церковь не могла столь легко сдаться и просто позволить людям верить в то, во что они хотят, религиозные реформы не обошлись без противостояния и жертв. На реформацию церковь повсеместно отвечала контрреформацией, кровавой борьбой с еретиками, кострами инквизиции, судебными процессами, пытками и реставрацией католичества. Но для многих протестантов вера не была пустой формой, многие из них не отступили от неё до конца и пошли ради неё на смерть, стали мучениками. Рим со временем вынужден был отступить, однако произошло это не сразу. И одним из эпизодов этой борьбы, охватившей разные государства, стала Варфоломеевская ночь.

Хотя фактическая сторона этих событий почти полностью известна, в историографии нет единого мнения относительно событий 24 августа 1572 года. Ранее господствовала старая теория, сложившаяся во многом под влиянием протестантов. Согласно этой версии, Варфоломеевская ночь была частью плана короля Карла IX, его матери Екатерины Медичи и герцогов де Гизов, желавших разом избавиться от наиболее влиятельных представителей гугенотов. Закреплению этой концепции в массовом сознании во многом способствовал Александр Дюма своим романом «Королева Марго». Однако сложно назвать массовую расправу над протестантами спланированной акцией. В том, что народ в данном случае мог действовать по приказу Екатерины Медичи, представляющейся многим настоящим исчадием ада, возникают серьёзные сомнения. Проследим основные события, предшествовавшие трагедии в Париже.

Предшествующие события

Третья религиозная война во Франции была одной из самых кровавых и жестоких, огромные потери понесли обе стороны. И, хотя гугеноты в ней понесли поражение на поле боя, война закончилась в 1570 г. подписанием Сен-Жерменского мирного договора, во многом выгодного протестантам. Власть шла на значительные уступки и провозглашала веротерпимость, предоставляя гугенотам возможность свободно отправлять свои богослужения во многих городах, самостоятельно избирая себе священников, не соблюдая обязательные для католиков посты, не отмечая их праздники. Льготы и послабления распространялись не на всю территорию Франции, однако видно, что этот договор был действительной попыткой успокоить и примирить две враждующие религиозные фракции, объединить расколотое общество. Этот мир был во многом детищем именно Екатерины Медичи, сделавшей немало для того, чтобы прекратить войну и найти компромисс. Нужно понимать, что война не была выгодна ни одной из сторон, смута сильно ослабила Францию экономически, чему была только рада католическая Испания, являвшаяся в то время основным защитником старой веры, борцом с ересями и главным помощником Рима. Вначале Екатерина долго и упорно пыталась сблизиться с могущественной Испанией, однако Филипп II в действительности не хотел усиления Франции, смута в ней была ему выгодна. Несчастная Маргарита де Валуа, сестра Карла IX, в судьбе которой как в зеркале отразилась вся история религиозных и политических противостояний, была инструментом и средством в дипломатических играх. В течение многих лет её прочили в невесты разным принцам и королям, однако переговоры с Испанией и Португалией были намеренно затянуты, а однозначного ответа никто не давал, отговариваясь различными причинами. Поняв наконец, что испанцы лишь играются с Францией и всерьёз не намеренны заключать брачный союз, Екатерина решила и отомстить за нанесённую обиду, и использовать Маргариту наиболее выгодным способом, который ещё оставался. Было решено выдать её за протестантского принца Генриха Бурбона, будущего короля Наварры. Таким образом, казалось, можно было помирить две религии и партии.

Брак было не так-то просто заключить, потому как и в самой стране, и за рубежом к нему не все относились положительно. Испанский король, конечно, был недоволен таким итогом, он не хотел мира во Франции и сближения католиков и гугенотов. С другой стороны, брак был явно неприятен Риму, и долгое время не удавалось получить разрешение папы на брак, которого так жаждала Екатерина. В итоге свадьба состояталась и без письменного позволения папы (разрешение было просто подделано Медичи), которое было дано лишь позже. Да и при самом дворе, и в народе многие были недовольны этим браком. Особенно же он был невыгоден герцогам де Гизам, очень влиятельной католической семье, давно желавшей породниться с королевским домом и яро ненавидевшим гугенотов и особенно самих Бурбонов. Генрих де Гиз уже сватался к Маргарите, а девушка, кажется, и сама была неравнодушна к нему, как говорят некоторые источники, однако Гизы получили отказ, который мог быть истолкован и как оскорбление. Влияние Гизов на слабовольного Карла IX было огромным, сами Валуа вряд ли хотели ещё большего усиления этой могущественной фамилии. Ещё одним препятствием на пути к браку с Генрихом Бурбоном было недоверие к католическому двору его матери, Жанны д’Альбре, давней противницы Екатерины.

Кровавая свадьба

В любом случае, после долгой подготовки и переговоров свадьба была организована. Она состоялась 18 августа 1572 года, причём народ Франции никогда раньше не видел ничего подобного – особым образом, каждый по-своему, венчались католическая принцесса Маргарита и гугенот Генрих. Свадьба была организована очень богато и торжественно, что могло восприниматься парижанами и резко отрицательно – так как сам народ в это время был не в лучшем финансовом положении. К тому же, парижане, в отличие от менее религиозных провинциалов, были настроены очень фанатично. В Париже сильно преобладали католики. О свадьбе горестно рассуждали католические проповедники, говоря, что она не может закончиться ничем хорошим и что бог обязательно пошлёт кровавое возмездие на головы еретиков. На празднество собралась большое число влиятельных особ от обеих партий, никогда ещё в Париже не было такого количества протестантов.

Последнее время влиятельных Гизов при дворе несколько сместил недавно приехавший ко двору адмирал Гаспар де Колиньи, благородный, сильный, обаятельный и харизматичный лидер протестантов, по условию Сен-Жерменского мира вошедший в королевский совет. Карл IX всерьёз увлёкся его рассказами о боевых приключениях и поддался его обаянию, проводя с ним много времени. Считалось, что Колиньи вполне может убедить Карла оказать помощь восставшим против Испании Нидерландам. Войны с Испанией боялись, Екатерина Медичи была уверена, что она закончится большой бедой для ослабленной сейчас Франции. И в лучшие свои годы французы уже проигрывали Испании, а сейчас к этой борьбе они были тем более не готовы. Неизвестно, изначально ли было так задумано и кому было известно о заговоре, однако 22 августа в Колиньи, спокойно, ничего не подозревая, идущего по улице Парижа, выстрелили из открытого окна. Только благодаря тому, что в этот момент адмирал нагнулся, чтобы поправить обувь, он не был убит на месте. Выстрелом его лишь ранило, а на одной руке у него оторвало палец. Сопровождавшие его люди тут же кинулись в дом, но стрелявшему удалось сбежать, у окна же была найдена ещё дымящаяся аркебуза. Колиньи доставили к нему в апартаменты и вызвали врача. Карл IX, узнав о происшествии, лично навестил адмирала и поставил у его двери дополнительную охрану из своих солдат. Как выяснилось, дом, откуда стреляли, принадлежал кому-то из людей де Гизов, давних противников Колиньи. Гизы враждовали с адмиралом и гугенотами не только по политическим и религиозным причинам, они считали, что Франсуа де Гиз был убит выстрелом в спину именно по вине Колиньи, подосланным им убийцей, и поклялись отомстить адмиралу. Ни у кого не было сомнений в том, что это они организовали покушение. Также никто не сомневался, что это приведёт к обострению отношений между партиями и что гугеноты будут мстить за своего раненого вождя и потребуют справедливого возмездия. Король же, которому де Гизы были нужны, не мог выступить против герцогов и наказать их. Царственная семья была не на шутку обеспокоена, следующие два дня проходило что-то похожее на тайное экстренное совещание, на котором присутствовали король и его брат герцог Анжуйский, Екатерина, канцлер Бираг и некоторые другие вельможи. Неизвестно, кому из них первому в голову пришла мысль нанести «превентивный удар», пока вся гугенотская знать находится в Париже. В субботу вечером милиции приказали крепко запереть городские ворота. Примерно в два часа ночи к резиденции Колиньи пришли люди Генриха Гиза с ним во главе, к которым тут же примкнули и солдаты, охранявшие адмирала. Раненый Колиньи и его помощник были тут же убиты, а позже в дома знатных гугенотов стали врываться люли Гиза и герцога Анжуйского. Убивали гугенотов даже и в самом Лувре. Генриху Наваррскому и младшему принцу Конде, а также некоторым другим знатным гугенотам сохранили жизнь, однако лишь после обещания, что они вскоре перейдут в католичество. Историки пишут о том, что Генриху и Конде удалось уцелеть лишь благодаря заступничеству Маргариты, в этот момент ощутившей себя будущей протестантской королевой и действительно проявившей стойкость и храбрость. Но это была лишь первая часть расправы над гугенотами. Часть, которая точно была организована с позволения самого короля.

Хотя говорят обычно о ночи 24 августа, на самом же деле самое страшное началось лишь утром. Источники указывают на то, что на следующий день народ, услышавший весть об убийстве Колиньи, возрадовался. Одновременно парижане узнали о том, что на кладбище Невинноубиенных этой ночью внезапно расцвёл сухой боярышник, что тут же было истолковано католическими проповедниками как знак, что люди начали богоугодное и праведное дело. Неизвестно, исходили ли непосредственные указания от короля или Екатерины, однако народ вслед за солдатами стал резать и убивать гугенотов повсюду, где их находил. Мало кому из них удалось выжить в этой мясорубке, однако протестанты, жившие в предместье Парижа, прослышав о происходящем, вовремя убежали. Современные историки всё же сомневаются в том, что Карл IX мог отдавать какие-то указания по поводу массовой резни, к тому же, на следующий день он сам приказал прекратить беспорядки. Впрочем, приказ был отдан не очень решительно, и католики к нему не сочли нужным прислушаться, а серьёзного противостояния им никто не оказал. Волна ненависти перекинулась и на другие города. Помимо Парижа, убийства совершались ещё в 12 провинциях, как например, в Лионе, Орлеане, Руане, Мо, Бордо и др. Правда, там не было столь многочисленных общин гугенотов, и пострадало меньше людей. Любопытно, что волнение не распространилась повсеместно, а число жертв было меньшим, чем можно было бы ожидать. Можно предположить, что французы, живущие не в Париже, были настроены менее фанатично и агрессивно. Кроме того, некоторые чиновники сами взяли протестантов под защиту, как было, например, в Дижоне, где граф де Шарни, наместник провинции, не спеша отдавать гугенотов на растерзание толпы, заключил их в крепость и приставил стражу, рассудив, что если король и в действительности хочет их смерти, то торопиться всё равно незачем, ведь монарх ещё может и передумать.

Кого убивали в Варфоломеевскую ночь

Резня длилась повсюду в течение шести недель. Сложно назвать точное число потерь, современные историки осторожно говорят, что жертв было не менее пяти тысяч. Убийства обусловливались не одними лишь религиозными причинами. 24 августа убивали не только протестантов, но и просто нелюбимых соседей, таких же католиков. Прикрываясь борьбой с еретиками, расправлялись с теми, чьей собственностью хотели завладеть, тех, кому были должны деньги. Люди и просто сводили старые счёты, т.к. в этих беспорядках невозможно было ничего разобрать. Гибли и женщины, в том числе беременные, и дети, и старики, ожесточённая толпа не щадила никого.

История Варфоломеевской ночи содержит множество мифов. Одним из них является миф о белых крестах, которые якобы наносили на дома, и о белых повязках на одежде католиков. На самом деле данная бойня вряд ли могла быть так тщательно организована и спланирована, что кто-то думал об одежде и опознавательных знаках. К тому же, списки всех гугенотов и без того были у парижан, т.к. они обязательно должны были регистрироваться во дворце, незачем было помечать дома. Да и сами гугеноты носили традиционную для них чёрную одежду, их было легко узнать. Историки предполагают, что миф о белых крестах возник позднее в пересказе гугенотов, ассоциировавших данные события с библейским текстом и убитыми младенцами.

Итоги и последствия Варфоломеевской ночи

В последующие за 24 августа дни Карл IX увидел результат того, что они сами пробудили и, кажется, был всерьёз напуган и расстроен. Говорят даже о том, что данное событие он уже никогда не мог забыть и оно оставило след на его и без того хрупком здоровье. После того, как волнения утихли, Екатерина Медичи и двор поспешили взять ответственность за совершившееся на себя, объявив повсюду, что это они приказали расправиться с гугенотами, которые готовили заговор против короля и оскорбляли священные ценности, религию и обряды. Но ужаснее всего была даже не сама резня, а то, что папа Григорий XIII, узнав о ней, отслужил хвалебную мессу и даже велел выбить памятную табличку с ангелами, изображающую данное событие. Благосклонно отнеслись к убийствам многие католики, король Испании и вовсе сказал, что «превозносит сына, имеющего такую мать, и мать, имеющую такого сына». Правда, некоторым правителям, как королеве Англии или Максимилиану II, императору Германии, убийства показались бесчеловечными и несправедливыми. На событие отозвался и русский царь Иван Грозный, который тоже в своём письме Максимилиану II сожалел о невинно убиенных младенцах. Сложно сказать, насколько Екатерина изначально была причастна к заговору и какое отношение она имела к организации массовых убийств, но сама она никогда не жалела о жертвах Варфоломеевской ночи и с готовностью воспользовалась данным событием в политических целях. Многие считали, что всё это она задумала ещё тогда, когда заключала невыгодный для католиков мир в 1570 году, что совсем уж маловероятно. Протестанты же изображали Екатерину как чудовище и во многом повлияли на восприятие Варфоломеевской ночи впоследствии. Но даже если Екатерина и не была организатором бойни, её очень хорошо характеризует один небольшой эпизод. Генрих Бурбон вскоре после убийств вынужден был перейти в католичество. Когда на одной церемонии он склонился перед алтарём, как обычный католик, Екатерина Медичи, увидев это, в присутствии многих иностранных послов громко и радостно рассмеялась, ей было приятно унизить своего врага, никакого сочувствия к убитым протестантам у неё не было и в помине. По-видимому, это была очень хладнокровная и жестокая женщина. Так что Дюма не так уж сильно ошибся в её характере.

Говоря о зверствах католиков, будет неправильным совсем не упомянуть о том, чем вообще была вызвана такая ненависть их к протестантам, а то это выглядит совсем непонятным. Дело в том, что Варфоломеевская ночь, хотя оправдывать никакие зверства ни при каких обстоятельствах абсолютно недопустимо, была вызвана не просто религиозными различиями, догматическими спорами. Сами гугеноты были не столь добры к католикам, как мы иногда думаем. В тех местах, где их вера преобладала или где их было много, они вели себя крайне вызывающе, устраивали погромы, нападали на католиков, врывались в христианские храмы, издевались над иконами, открыто высмеивали христианские обряды, нарушали закон и способствовали разжиганию ненависти, не выполняя условий Сен-Жерменского мира. Поэтому и Варфоломеевская ночь воспринимались как возмездие за всё это. Да и война сильно озлобила обе стороны, сами гугеноты некогда пытались даже похитить короля, захватить его вместе с матерью в плен, пока те отдыхали в провинции близ Монсо.

Хотя, казалось бы, правящему дому была выгодна Варфоломеевская ночь, тем более что после убийств многие протестанты вынуждены были перейти в католичество, а тысячи других бежали в другие страны, на самом деле резня лишь вызвала ещё одну, новую религиозную войну во Франции, способствовала продолжению вражды и экономическим потерям, а мир ещё долго не мог воцариться. В итоге власть всё равно была вынуждена пойти на уступки гугенотам. Многие из самих католиков выделились в отдельную партию «политиков» и стали искать мира, ужаснувшись совершённому и не желая повторений подобных зверств. Протестанты же считали, что видят в Варфоломеевской ночи истинное лицо католицизма и использовали это событие для собственной пропаганды, боролись за независимость внутри самой Франции.

Восприятие и образ Варфоломеевской ночи в искусстве

Мы в большинстве своём совсем мало знаем о Реформации и Религиозных войнах, Варфоломеевская же ночь, хотя и была лишь частным эпизодом, причём не единственным примером крайней жестокости и нетерпимости, сохранилась в памяти у многих людей, далёких от исторической науки. Во многом это заслуга Дюма, который известен в России даже больше, чем во Франции, и других писателей: Проспера Мериме, Бальзака, Генриха Манна. Они сформировали образ этого события в массовом сознании. И если в частностях они могли ошибаться и отступать от фактов и хотя не во всём их картина произошедшего достоверна, но зато их произведения обладают большой художественной силой и выразительностью. Помимо литературы, на наше восприятие повлияли также кинематограф и театр, роман Дюма часто экранизировался. Варфоломеевская ночь нашла отражение во многих фильмах, к ней обращались не раз и художники.

Варфоломеевская ночь для всех нас остаётся символом бездумной жестокости, религиозной вражды, ненависти к тем, кто чем-то отличается от остальных. В наше время не лишним бывает вспомнить о том, до чего может дойти человек, когда перестают работать законы, когда он думает, что насилием и жестокостью может и должен защитить свою веру, свои идеалы и ценности. Это явное заблуждение – нельзя отстаивать свою веру, убивая людей.

Использованная литература

1. Варфоломеевская ночь, событие и споры. М., 2001. Под ред. П.В. Уварова.

2. Йегер, О. Всемирная история. Том 3. Новая история.

May 22nd, 2011


Варфоломеевская ночь — массовое уничтожение гугенотов (протестанты кальвинисты)католиками во Франции в период Религиозных войн. Началось в Париже в ночь на 24 августа 1572 г. (праздник святого Варфоломея).

Екатерина Медичи (мать Карла IX) Карл IX
Было организовано матерью французского короля Карла IX Екатериной Медичи (оба католики) и Католической лигой, которую возглавляли представители аристократического рода Гизов. Опасаясь усиления гугенотов (так во Франции называли протестантов-кальвинистов) и влияния их главы адмирала Колиньи на короля, они решили уничтожить своих политических противников, воспользовавшись назначенной на этот день в Париже свадьбой одного из вождей гугенотов Генриха Наваррского (позднее — король Генрих IV) с сестрой короля Маргаритой.


Генрих Наваррский (позднее — король Генрих IV) с сестрой короля Маргаритой.

Дома гугенотов в городе были отмечены белыми крестами. Резня началась глубокой ночью. Во время Варфоломеевской ночи погибли Колиньи и др. влиятельные гугеноты, а также несколько тысяч простых горожан.

Сцена в спальне Маргариты в Варфоломеевскую ночь
Различия между протестантскими движениями были незначительными. Отвергая католицизм, протестанты упразднили многие таинства, согласившись оставить только крещение и евхаристию (причащение). Ими было отвергнуто учение о благодати, почитание святых, мощей и образов. Были отменены молитвы за усопших, а молитвенные дома освобождены от алтарей, образов, статуй, лишились колоколов и пышного убранства. Богослужение было упрощено и сводилось к проповеди, молитве, пению псалмов и гимнов на родном языке паствы. Библия была провозглашена единственным источником вероучения и переведена на национальные языки.

Убийство Колиньи в Варфоломеевскую ночь.
В протестантизме не было монахов и не существовало обета безбрачия. А главное, с чем никак не могли согласиться в Ватикане, отвергалась власть Римского папы и был введен принцип всеобщего священства, когда обязанности священника мог выполнять любой член общины.

Естественно, что новое религиозное движение встречало яростное сопротивление, выливавшееся в кровавые противостояния и войны. Ареной жестокого противостояния католиков и протестантов стала Франция, где новое учение распространялось в виде кальвинизма. Французские католики стали презрительно называть последователей учения Кальвина гугенотами, но вскоре это название прижилось и среди самих протестантов.

Милле.На картине изображена романтичная пара,девушка пытается привязать юноше защитную повязку католиков,
что-бы они его не убили,потомучто он гугенот.Но он отказывается и одной рукой обнимает девушку,другой рукой решительно снимает с себя повязку.
.

.
В преддверии свадьбы Генриха и Маргариты в Париж приехало большое количество высокопоставленных гугенотов и масса дворян. Население столицы, среди которого преобладали католики, встретило появление гугенотов крайне неприязненно. Эти отношения к гугенотам умело подогревало католическое духовенство. В столице распространялись слухи о гугенотском заговоре с целью свержения короля и введения новой религии.

Пышная свадьба, состоявшаяся 18 августа 1572 года, только усилила неприязнь горожан к гугенотам, которых они видели в королевской свите. События нарастали стремительно. На адмирала Колиньи 22 августа было совершено покушение, организатором которого оказался герцог Генрих де Гиз, пользовавшийся у парижан популярностью как защитник веры. Раненого адмирала с соболезнованиями посетили король и Екатерина Медичи. Но гугенотская знать требовала от короля наказания Гиза. Среди гугенотов распространялись слухи о неизбежности новой войны. Кальвинисты начали покидать Париж.

Сложившейся обстановкой умело воспользовалась Екатерина Медичи, убедившая короля в необходимости физического устранения вождей гугенотов, ради предотвращения новой гражданской войны. Парижскому муниципалитету 23 августа отдали приказ закрыть ворота и подготовить к действию городскую милицию.


В ночь на 24 августа заговорщики, перебив охрану, ворвались к Колиньи и пронзили его шпагами. В городских церквях ударили в набат, призывая народ к расправе над гугенотами. Началась откровенная резня, гугенотов убивали даже в королевском дворце. Только из городского предместья Сен-Жермен-де-Пре части гугенотов удалось вырваться с боем и спастись бегством. Скоординированное уничтожение гугенотов началось и в других французских городах. В столице король милостиво сохранил жизнь Генриху Наваррскому и его кузену Генриху Конде, но потребовал от них перехода в католичество.

Резня в Париже продолжалась несколько дней. Дома протестантов были заранее помечены мелом. В них врывались озверевшие от крови католики и убивали всех без разбора. Уничтожались не только французские гугеноты, вырезали всех, кто имел отличную от католицизма веру. Католическими священниками была организована «информационная поддержка» убийств. Сомневающихся в оправданности такой жестокости убеждали или грозили отлучить от церкви, прямо на залитых кровью улицах убийцам отпускали грехи, в церквях шли службы в благодарность за избавление города от гугенотов.

Ильяс Файзулин Видение Варфоломеевской ночи.1998г.
Этот момент представлен в форме мистики, что по мысли художника придает большую напряженность происходящему событию. Композицию держит фигура автора, лежащего в бредовом забытьи на подушках и видящего этот кошмар. Колорит картины тревожен. В слабом свете факелов написаны рыскающие убийцы - католики в поисках своих жертв - гугенотов. Это - сюжетная сторона. Художественный замысел раскрывается колоритом картины и пластическим решением. В верхнем правом углу - зловещая мистическая фигура католического священника, благословляющего эту бойню. Внизу на балконе - вдохновители резни - Екатерина Медичи и ее сын Карл IX


Миллес. Варфоломеевская ночь

26 августа Карл IX официально признался, что уничтожение кальвинистов проводилось по его приказу, так как он стремился сорвать новый гугенотский заговор и покарать мятежников.

Считается, что в эти дни в Париже погибло от 2,5 до 3 тысяч гугенотов, а по всей стране порядка 10 тысяч. События во Франции были с одобрением встречены в католическом мире. Папа Римский Григорий ХIII не только поддержал резню, но даже на радостях устроил в Ватикане фейерверк и распорядился изготовить памятную медаль. Справедливости ради заметим, что через 425 лет после Варфоломеевской ночи Римский папа Иоанн Павел II резню гугенотов осудил.
источник;

Распространение протестантизма беспокоило французских королей не меньше, чем правителей Испании и Священной Римской империи. Однако в связи с некоторыми внешнеполитическими обстоятельствами борьба с Реформацией велась не так рьяно. Болонский конкордат между папой Львом X и Франциском I в 1516 г. позволил королю самому назначать высших церковных сановников, что уже приближало католическую церковь во Франции к реформаторской. Да и постоянные стычки с императором объективно не способствовали одновременной борьбе с протестантами внутри страны. Однако к концу правления Франциска все более проявлялись его антипротестантские настроения. Гонения на протестантов во Франции начались в середине 30‑х годов XVI в.

В 1547 г. уже Генрихом II была заведена специальная судебная комиссия для разбора дел еретиков – «Огненная палата». Наибольшее влияние среди протестантов в этой стране имели гугеноты (так здесь называли кальвинистов; от исковерканного немецкого Eidgenossen – «швейцарцы»). Основу гугенотов составляли горожане и мелкие дворяне, т. е. представители рождающегося класса буржуазии.

В начале 1560‑х годов начались настоящие религиозные войны. Во главе гугенотской оппозиции стояли родовые дворяне южных и западных провинций, недовольные укреплением абсолютизма. Последними крупными землевладельцами, пострадавшими от собирательной политики короля Франциска, стали герцоги Бурбонские. Именно представители Бурбонов (принц Конде, затем Генрих Наваррский) стали вождями противников католической церкви. Вождями же католической партии были герцоги Гизы – боковая ветвь Лотарингского герцогского дома. Франсуа де Гиз прославился обороной Меца от Карла V и взятием Кале в 1558 г. Вместе с братом Карлом (Шарлем), епископом Лотарингским, он являлся фактическим правителем страны при Франциске II. Франсуа был убит в 1563 г., после чего во главе дома стал его сын Генрих.

В 1560 г. принц Конде возглавил так называемый Амбуазский заговор против Гизов и Франциска II. Заговор провалился. После вступления на престол малолетнего Карла IX регентша Екатерина Медичи пыталась примирить католиков и гугенотов, но эта попытка была сорвана Гизами. 1 марта 1562 г. в местечке Васси были убиты молившиеся кальвинисты, что послужило сигналом к началу войны. В ходе нее и те и другие стремились захватить короля и править от его имени, а также искали союзников вне Франции: гугеноты – в Нидерландах и Англии, католики – в Испании. За первыми тремя религиозными войнами (1562–1563, 1567–1568, 1568–1570) последовал Сен‑Жерменский мир (1570), по которому гугеноты получили четыре важных города‑крепости, право занимать государственные должности и другие привилегии. По всему королевству было разрешено кальвинистское богослужение.

Однако в 1572 г. хрупкое равновесие было нарушено. 18 августа в Париже состоялось бракосочетание сестры короля Карла Маргариты Валуа и лидера гугенотов Генриха Наваррского (Бурбона). Эта свадьба должна была означать прекращение религиозной вражды в государстве. Генрих и Марго были помолвлены еще в раннем детстве. В столицу, естественно, прибыли виднейшие вожди протестантской партии. В частности, прославленный адмирал Гаспар де Колиньи, виновник убийства Франсуа де Гиза. Как показало развитие событий, католическая партия во главе с Екатериной Медичи и Гизами подготовила гугенотам ловушку.

Де Колиньи оказывал определенное влияние на Карла, в частности пытался убедить его, что необходимо поддержать нидерландских повстанцев в противовес Испании. Он уверял, что эта война сплотит французов и удержит их от междоусобиц. Тесные отношения гугенотского лидера и короля не устраивали Екатерину.

22 августа на Колиньи было совершено покушение. Стреляли из дома герцога Гиза. Адмирал чудом остался жив, поскольку в момент выстрела нагнулся поправить обувь. Ему раздробило руку и оторвало палец. Гугеноты негодовали, король оправдывался и выслал Гиза из Парижа. Но вечером следующего дня герцог тайно вернулся. Католические лидеры решили устроить массовую расправу. Слабохарактерный монарх дал свое согласие на это, поскольку злополучное покушение на адмирала загнало его в политический тупик. Гугеноты требовали слишком многого, а радикальные католики могли поднять войну против самого короля.

23 августа в Лувр были приглашены все высшие чины монархии. В принятии решения помимо Карла и его матери участвовали брат короля герцог Анжуйский, маршал Таван, канцлер Бираг и еще несколько вельмож. В ночь с 24 на 25 августа началась резня гугенотов, вошедшая в историю как Варфоломеевская ночь (24 августа отмечался День св. Варфоломея).

В ночь с 24 на 25 августа, незадолго до рассвета, колокол собора Сен‑Жермен‑Л’Оксеруа известил всех католиков о начале бойни. Вооруженный отряд во главе с Гизом проник в дом Колиньи. Герцог собственноручно выбросил тело убитого адмирала из окна. Позже король приказал повесить главного гугенота, которому католики успели оторвать голову, за ноги. Генрих Наваррский укрылся в королевском дворце и отрекся от веры. Пусть так, но ему удалось спастись. Намного печальнее оказалась судьба простых протестантов: по легенде, их жилища были заранее отмечены, чтобы ночью все знали, где находятся гугеноты. Озверевшая толпа врывалась в дома, разрушала, грабила, насиловала, убивала. Католики не жалели никого, даже младенцев. Позже тела убитых были сброшены в Сену. Каким‑то чудом из Парижа удалось вырваться гугенотам, жившим в предместье Сен‑Жермен‑де‑Пре. Гиз бросился за ними в погоню. Безумие продолжалось даже после того, как 25 августа король приказал прекратить бойню. Карл объяснял, что произошедшее, конечно, ужасно, но это лишь реакция католиков на якобы имевший место тайный заговор гугенотов.

Ужасные новости из Парижа моментально достигли провинции. Католики Лиона, Боргеза, Орлеана и Бордо решили не отставать от парижан и устроили аналогичную резню. Локальные беспорядки продолжались до октября. Папа Григорий XIII и король Испании были в восторге от известия о варфоломеевском ужасе. Папа даже приказал отчеканить в честь «торжества» медали. Он считал, что это событие стоит пятидесяти таких битв, как при Лепанто.

В одном только Париже погибло более трех тысяч гугенотов, по всей же Франции число жертв составляло десятки тысяч. Естественно, что после Варфоломеевской ночи о религиозном примирении не могло быть и речи.

Варфоломеевской ночью было названо массовое истребление гугенотов в Париже в ночь с 23 на 24 августа 1572 года в преддверии дня святого Варфоломея. Резня, устроенная в Париже, послужила сигналом для уничтожения гугенотов по всей Франции.

За два года до описываемых событий был подписан Сен-Жерменский мир, который завершил Третью гугенотскую войну во Франции и дал французским протестантам свободу вероисповедания, остановив религиозное противостояние в стране. В результате представители концессии получили доступ к высшим государственным должностям. Так, глава гугенотов адмирал де Колиньи стал членом государственного совета при короле. Ради укрепления мира между гугенотами и католиками было принято решение о заключении брака между принцессой Маргаритой Валуа и одним из видных представителей протестантской конфессии Генрихом Наваррским.

Адмирал де Колиньи был политиком, мечтающим о благополучии и мировом могуществе Франции. Он считал главным врагом Франции католическую Испанию. Став первым советником Карла IX, Колиньи предложил оказать помощь протестантам из Нидерландов, которые отстаивали независимость у испанских католиков. Это послужило бы, по мнению адмирала, началом войны с королевой морей, но поспособствовало сплочению французских католиков и гугенотов, которых бы объединила общая национальная идея. Карл IX, мечтавший о присоединении Нидерландов к Франции и подстрекаемый де Колиньи, всё более и более склонялся к войне с Испанией.

Однако война с католической Испанией категорически не устраивала королеву-мать Екатерину Медичи, крайне недовольную усилением влияния гугенота на молодого короля. Она небезосновательно полагала, что планируемый военный конфликт ополчит против Франции папу римского и всех католиков Европы.

Свадьба Маргариты и Генриха, назначенная на 18 августа, привлекла в Париж огромное число гостей – богатых вельмож из числа гугенотов. Разместившись в центре города, традиционно населённом исключительно католиками, они вызвали негодование и злость горожан. Роскошная свадьба явно пришлась не по душе парижанам. Атмосфера в городе накалялась.

Начало кровавым событиям положило убийство адмирала де Колиньи. Убийство адмирала взял на себя герцог де Гиз, рьяный католик, ненавидевший Колиньи. Выстрел, произведенный из дома Гизов, однако оказался не смертельным – проходивший мимо дома де Колиньи был лишь ранен в руку. Дело довершил наёмник герцога, который вечером 24 августа ворвался во главе толпы в дом раненого адмирала, добил его шпагой и выбросил в окно.

Сигналом для начала массовой резни гугенотов по всему Парижу послужил колокольный звон королевской часовни. Насилие захлестнуло улицы города. Легко различимые своей черной одеждой протестанты нигде не могли найти себе спасения от опьяненной кровью толпы – смерть настигала их на улицах и в домах. Не щадили никого – ни женщин, ни детей, ни стариков.

Екатерина Медичи планировала убить лишь несколько десятков гугенотских вожаков, но ситуация стала неуправляемой. Наступило утро 24 августа, а убийства все не прекращались. В Париже начались грабежи, вооружённые стычки. Граждане гибли просто так. Уже была не важна религиозная принадлежность. Власти потеряли контроль над городом.

Ужас ситуации заключался ещё и в том, что беспорядки в Париже положили начало массовых убийств гугенотов и в других городах. Были убиты тысячи. Беспорядки пошли на спад лишь после издания королевского воззвания, в котором он призвал жителей страны к восстановлению порядка. Также были разосланы письма по городам Франции, в которых писалось, что король предотвратил антигосударственный переворот.

Жертвами кровавых событий стало, по разным оценкам, от 5 до 30 тысяч человек. Позициям протестантов во Франции был нанесён сокрушительный удар – большинство гугенотских предводителей были убиты.

Генрих Наваррский остался невредим, так как принял католичество. Так же поступил и его кузен Генрих Конде.

Современники неоднозначно отнеслись к событиям Варфоломеевской ночи. Одобрение на массовую резню гугенотов дали папа римский и испанский король. Зато это вызвало неодобрение у Англии и Германии. Плохо это восприняли также и в Московском царстве. Даже Иван Грозный, отнюдь не отличавшийся человеколюбием, посчитал «что такое безчеловечество Француской король над толиком народом учинил и кровь толикую без ума пролил».

Но теперь ни католики, ни протестанты не желали повторения этой ужасной ночи. Это было расценено как вышедший из-под контроля народный бунт. Поэтому с тех пор словосочетание «Варфоломеевская ночь» стало нарицательным, а произошедшее не перестает волновать воображение писателей и кинорежиссеров.