Владимир Путин о Д.С.Лихачёве

Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны. Сегодня, когда миру реально угрожает идеология экстремизма и террора, ценности гуманизма остаются одним из принципиальных средств противодействия этому злу. В своих исследованиях академик Лихачев сформулировал саму миссию культуры, которая состоит в том, чтобы из «просто населения делать народ».

Академик Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЕВ:

Никакой особой миссии у России не было и нет!
Народ России спасёт культура и искусство!
Не надо искать никакую национальную идею для России - это мираж.
Культура и искусство — основа всех наших достижений и успехов.
Жизнь с национальной идеей неизбежно приведет сначала к ограничениям, а потом возникнет нетерпимость к другой расе, к другому народу и к другой религии.
Нетерпимость же обязательно приведет к террору.
Нельзя добиваться возвращения России к какой-либо единой идеологии, потому что единая идеология рано или поздно приведёт Россию к фашизму.

Память противостоит уничтожающей силе времени... Д.С. Лихачёв

+ О "БАРХАТНОЙ КНИГЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"+

Убежден, что жизненно необходимы такие труды, как История человеческой совести . История совести должна быть и историей ошибок — отдельных государств, политиков, и историей совестливых людей и совестливых государственных деятелей. История совести должна создаваться под знаком борьбы со всякого рода национализмом — страшной опасностью наших дней. Настало время мыслить категориями макросоциума. Каждый должен воспитать в себе Гражданина мира — независимо от того, в каком полушарии и стране он живет, какого цвета его кожа и какого он вероисповедания.

+ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ +

Никакой особой миссии у России нет и не было! Народ спасёт культура, не надо искать никакую национальную идею, это мираж. Культура — основа всех наших движений и успехов. Жизнь на национальной идее неизбежно приведет сначала к ограничениям, а потом возникает нетерпимость к другой расе, к другому народу, к другой религии. Нетерпимость же обязательно приведет к террору. Нельзя добиваться возвращения вновь какой-либо единой идеологии, потому что единая идеология рано или поздно приведет к фашизму.

+ О РОССИИ КАК НЕСОМНЕННОЙ ЕВРОПЕ ПО РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЕ +

Сейчас в моду вошла идея так называемого евразийства. Ущемленная в своем национальном чувстве часть русских мыслителей и эмигрантов соблазнилась легким решением сложных и трагических вопросов русской истории, провозгласив Россию особым организмом, особой территорией, ориентированной главным образом на Восток, на Азию, а не на Запад. Отсюда был сделан вывод, будто европейские законы не для России писаны, и западные нормы и ценности для нее вовсе не годятся. На самом же деле Россия — это никакая не Евразия. Россия — несомненная Европа по религии и культуре.

+ О РАЗНИЦЕ МЕЖДУ ПАТРИОТИЗМОМ И НАЦИОНАЛИЗМОМ +

Национализм - страшное бедствие современности. Несмотря на все уроки XX века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семь, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим. Национализм, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает ее. Национализм — это проявление слабости нации, а не ее силы. Национализм же - это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью, к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Народы, в которых патриотизм не подменяется национальным «приобретательством», жадностью и человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе и в мире со всеми народами. Националистами мы никогда и ни при каких случаях быть не должны. Мы, русские, в этом шовинизме не нуждаемся.

+ ОБ ОТСТАИВАНИИ СВОЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ +

Даже в случаях тупиковых, когда все глухо, когда вас не слышат, — будьте добры высказывать свое мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставлю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос. Пусть люди знают, что кто-то протестует, что не все смирились. Каждый человек должен заявлять свою позицию. Не можете публично, — хотя бы друзьям, хотя бы семье.

+ О СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЯХ И СУДЕ НАД КПСС +

Мы претерпели от Сталина огромные, миллионные жертвы. Придёт время, когда все тени жертв сталинских репрессий встанут перед нами стеной, и мы уже не сможем пройти сквозь них. Весь так называемый социализм строился на насилии. На насилии ничего построить нельзя, ни хорошего, ни даже плохого, все развалится, как у нас и развалилось. Мы должны были судить коммунистическую партию. Не людей, а сами безумные идеи, которыми оправдывались чудовищные преступления, беспримерные в истории.

+ О ЛЮБВИ К РОДИНЕ +

Многие убеждены, что любить Родину — это гордиться ею. Нет! Я воспитывался на другой любви — любви-жалости. Наша любовь к Родине меньше всего походила на гордость Родиной, ее победами и завоеваниями. Сейчас это многим трудно понять. Мы не пели патриотических песен, — мы плакали и молились.

+ О СОБЫТИЯХ АВГУСТА 1991 +

В августе 1991 года народ России одержал великую социальную победу, которая сравнима с деяниями наших предков времен Петра Великого или Александра II Освободителя. Волей сплоченной нации было окончательно сброшено ярмо духовного и телесного рабства, которое почти на век сковало естественное развитие страны. Освобожденная Россия стремительно начала набирать скорость движения к высшим целям современного общечеловеческого бытия.

+ ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ +

К интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам. Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли. Меня лично смущает распространенное выражение "творческая интеллигенция", - точно какая-то часть интеллигенции вообще может быть "нетворческой". Все интеллигенты в той или иной мере "творят", а с другой стороны, человек пишущий, преподающий, творящий произведения искусства, но делающий это по заказу, по заданию в духе требований партии, государства или какого-либо заказчика с "идеологическим уклоном", с моей точки зрения, никак не интеллигент, а наемник.

+ ОБ ОТНОШЕНИИ К СМЕРТНОЙ КАЗНИ +

Я не могу не быть против смертной казни, ибо я принадлежу к русской культуре. Смертная казнь развращает тех, кто ее осуществляет. Вместо одного убийцы появляется второй, тот, кто приводит приговор в исполнение. И поэтому, как бы ни росла преступность, все же смертную казнь применять не следует. Мы не можем быть за смертную казнь, если считаем себя людьми, принадлежащими русской культуре.

«Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации» [с.9].

«Культура — это святыни народа, святыни нации» [с.9].

«Смертный грех народа — продажа национальных культурных ценностей, передача их под залог (ростовщичество всегда считалось у народов европейской цивилизации самым низким делом). Культурными ценностями не может распоряжаться не только правительство, парламент, но и вообще ныне живущее поколение, ибо культурные ценности не принадлежат одному поколению, они принадлежат и поколениям будущим» [с.10].

«Одно из главных проявлений культуры — язык. Язык не просто средство коммуникации, но прежде всего творец , созидатель . Не только культура, но и весь мир берет свое начало в Слове» [с.14].

«Несчастье русских — в их легковерии» [с.29].

«Мы свободны — и именно поэтому ответственны. Хуже всего все валить на судьбу, на авось и небось, надеяться на „кривую“. Не вывезет нас кривая!» [с.30].

«Уклад и традиции важнее законов и указов. „Незаметное государство“ — примета культуры народа» [с.84].

«Нравственность — это то, что превращает „население“ в упорядоченное общество, смиряет национальную вражду, заставляет „большие“ нации учитывать и уважать интересы „малых“ (а вернее малочисленных). Нравственность в стране — самое могучее объединяющее начало. Необходима наука о нравственности современного человека!» [с.94].

«Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель» [с.103].

«Многие думают, что раз приобретенная интеллигентность затем остается на всю жизнь. Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать. Читать, и читать с выбором: чтение — главный, хотя и не единственный воспитатель интеллигентности и главное ее «топливо». «Не угашайте духа!» [с.118].

«Прежде всего надо спасать культуру провинции... Большинство талантов и гениев в нашей стране родилось и получило первоначальное образование не в Петербурге и не в Москве. Эти города только собирали все лучшее,...но рождала гениев именно провинция.
Следует помнить одну забытую истину: в столицах живет по преимуществу „население“, народ же живет в стране, в стране многих сотен городов и сел» [с.127].

«Краеведение не только наука, но и деятельность!» [с.173].

«История народов — это не история территорий, а история культуры» [с.197].

«Культура беззащитна. Ее надо защищать всему роду людскому» [с.209].

«Есть музыка времени и есть шум времени. Шум часто заглушает музыку. Ибо шум может быть безмерно велик, а музыка звучит в заданных ей композитором нормах. Зло знает это и поэтому всегда очень шумливо» [с.291].

«Быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. ... Вот почему нужно начинать с себя» [с.292].

«Отсутствие морали вносит хаос в социальную жизнь. Без морали в обществе уже не действуют экономические законы и невозможны никакие дипломатические соглашения» [с.299].

«Человек не обладает истиной, но неутомимо ее ищет.
Истина отнюдь не упрощает мир, а усложняет его, заинтересовывает в дальнейших поисках истины. Истина не завершает, она открывает пути» [с.325].

«Там, где нет аргументов, там есть мнения» [с.328].

«Силовые методы возникают из некомпетентности» [с.332].

«Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен» [с.371].

«Эпоха воздействует на человека, даже если он ее не принимает. Нельзя „выскочить“ из своего времени» [с.413].

«Обижаться следует только тогда, когда вас хотят обидеть, если же говорят что-то невежливое по невоспитанности, по неловкости, просто ошибаются, — обижаться нельзя» [с.418].

«Если мы сохраним нашу культуру и все то, что способствует ее развитию, — библиотеки, музеи, архивы, школы, университеты, периодику (особенно типичные для России „толстые“ журналы) — если сохраним неиспорченным наш богатейший язык, литературу, музыкальное образование, научные институты, то мы безусловно будем занимать ведущее место на Севере Европы и Азии» [с.31].


Заслуга Д. С. Лихачева не только в том, что он привлекал внимание к жизненно важным проблемам культурной среды обитания человека, видел пути их решения, но и в том, что умел говорить о сложных явлениях нашей жизни не на академическом, а на простом и доступном, безукоризненно грамотном, русском языке.

В данной подборке приведены выдержки только из одной книги Д. С. Лихачева «Русская культура» (М., 2000). Это труд всей его жизни, который является завещанием выдающегося ученого всему русскому народу.

По отдельным цитатам невозможно составить общего представления о книге, но если вам близки и понятны отдельные мысли ее автора, вы непременно придете в библиотеку, чтобы прочесть книгу полностью и этот «выбор» будет правильным.

Художественная литература подарила нам множество прекрасных произведений, цитаты из которых стали крылатыми выражениями. Например, фразеологизм «Тяжела ты, шапка Мономаха». В этой статье мы рассмотрим это выражение. Изучив его этимологию, узнаем, откуда пошла поговорка «Тяжела ты, шапка Мономаха». Также отметим точное толкование фразеологизма, его автора и сферы применения.

«Тяжела ты, шапка Мономаха»: значение выражения

Для более точного определения этого обратимся к фразеологическому словарю Розе Т. В. В нем дается следующее толкование: «О неприятных и тяжелых обязанностях, налагающихся на кого-либо».

Откуда пошла поговорка «Тяжела ты, шапка Мономаха»

Прежде всего рассмотрим структуру этого выражения. В нем присутствует обращение к с отметкой на то, что она тяжела. Почему же именно этот головной убор? Обратимся к истории.

На Руси в 12 веке правителем, великим Киевским князем был Владимир Мономах. Он делал очень многое для сохранения целостности государства. Он мирил и сплачивал князей, чтобы совместно с ними дать отпор половцам.

Есть интересное поверье. Когда Владимир Мономах стал князем великим и решил покорить Византию, он приблизился к ней, но император по своей воле передал ему регалии императорской власти. Среди этих ценностей был и царский венец. Состоящий из золота, собольего меха, украшенный драгоценными камнями и завершенный крестом, он был достаточно тяжел.

Со временем его прозвали шапкой Мономаха. Вплоть до правления Петра Первого она была одним из символов власти царя на Руси, ее возлагали на головы князей и царей при обряде венчания на царство.

Но откуда пошла поговорка «Тяжела ты, шапка Мономаха»? Она пришла к нам из драмы «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Это цитата из сцены «Царские палаты». В ней Борис Годунов узнает, что в Литве появился самозванец, и тогда он произносит рассматриваемую нами фразу.

Употребление выражения

Рассмотрев значение фразеологизма, мы узнали, что он означает неприятные и тяжелые обязанности, налагаемые на кого-либо. В связи с «царским» происхождением, это выражение, как правило, использовали для того, чтобы показать, как нелегко приходится руководителям, высоким должностным лицам с возложенной на них ответственностью.

Однако стоит отметить, что этот фразеологизм можно применять не только по отношению к тем, кто занимает высокие посты. Его употребляют люди разных слоев общества для того, чтобы показать, как нелегко приходится, когда на человека возлагаются обстоятельства, которые его тяготят.

Это выражение активно используется в литературе. Именно из художественного произведения оно к нам и пришло.

В СМИ, как и многие другие устойчивое сочетание слов также популярно. Журналисты, политики активно используют его в своих статьях и речах. Как правило, его применяют в заголовках. Таким образом журналисты привлекают читателей и отмечают тему статьи.

Этой цитатой именуют исторические выставки, например, посвященные Борису Годунову.

Заключение

В этой статье мы узнали, что означает и откуда пошла поговорка «Тяжела ты, шапка Мономаха». Отметили мы и сферы ее употребления. Напоследок предлагаем вам узнать следующие факты о виновнике появления этого фразеологизма.

Шапка Мономаха - одна из древнейших регалий. Хранят ее в Московском Кремле в Оружейной палате. Ее вес составляет 698 грамм. Немалая тяжесть для головного убора.

Эта шапка смастерена восточными умельцами. Она состоит из золота, соболиного опушка, жемчуга, рубинов, изумрудов и креста. Она упомянута в грамотах князей московских. При этом названа она в них золотой шапкой.

В своем высказывании русский писатель Пушкин затрагивает проблему особенностей монархии. Чем больше власти находиться в руках одного человека, который не готов разделить ее с другими, тем сложнее ему правильно управлять страной, своевременно реагировать на все изменения в обществе.

Для начала следует разобраться, что же такое монархия. Монархия - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы – монарха.

И в зависимости от вида монархии (абсолютная, дуалистическая или конституционная) определяется полнота власти, сконцентрированная в руках субъекта власти.

Я согласна с высказыванием автора. При абсолютной монархии и законодательная власть, и осуществление исполнительной власти, и назначение главы правительства находится во власти монарха. Весь курс развития страны связан с личностью верховного правителя, который несет ответственность за общее благосостояние государства, народа, предоставление наследника.

В качестве исторического примера можно привести правление Святослава Игоревича, который первый из русских князей стал назначать наместниками своих сыновей. Данное действие привело к междоусобицам и в последствии многолетней раздробленности Древней Руси. Таким образом, решение одной личности значительно повлияло как на жизни людей, так и на общий ход всей истории страны.

Первую мировую войну называют империалистической войной, то есть войной трех императоров. Императоры из личных целей, стремления обогатиться развязали войну, в которой погибло огромное количество людей, как солдат, так и ни в чем неповинных мирных жителей. Решения монархов привело к плачевным последствиям для всего человечества.

Таким образом, можно сделать вывод, что абсолютная власть – это тяжкое бремя, поскольку монарх должен думать о последствиях своих решений, потому что в итоге ему отвечать за свои поступки перед своей страной.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Тяжела ты, шапка Мономаха!
Из трагедии «Борис Годунов» (1825) А. С. Пушкина (1799-1837). Это заключительные слова сцены «Царские палаты», которые произносит царь Борис Годунов, после того как узнает, что в Литве объявился самозванец:
Кто на меня? Пустое имя, тень -
Ужели тень сорвет с меня порфиру,
Иль звук лишит детей моих наследства?
На призрак сей подуй - и нет его.
Так решено: не окажу я страха, -
Но презирать не должно ничего...
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

«Мономах» (по-древнегречески «Единоборец») - прозвание некоторых византийских императоров. В Древней Руси так стали называть великого князя киевского Владимира Всеволодовича (1053-1125) - Владимира Мономаха, по имени его матери - дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Поскольку от князя Владимира стали вести свое происхождение и московские цари, то великокняжеский венец (шапка Мономаха) стал неотъемлемым атрибутом власти царя всея Руси.
Церемония восшествия на трон стала включать в себя и торжественное водружение на голову будущего царя всея Руси специально изготовленного царского венца (шапки Мономаха) - венчание на царство.
После того как в период правления Петра I Россия стала империей (1721 - 1725), вместо обряда венчания на царство, типичного для Московской Руси, стала устраиваться церемония коронации, и на смену архаичному царскому венцу пришла корона Российской империи, которая стала выполняться придворными ювелирами (Иеремией Позье и др.) в европейских традициях. Обычно для каждого государя, вступающего на императорский трон России, изготавливалась своя, особая корона.
Цитируется: как жалоба на тяжелую долю, большую ответственность руководителя, лидера и т. д.

  • - 1982, 68 мин., цв., тво. жанр: мелодрама. реж. Искандер Хамраев, сц. Маргарита Мосякова, Тамара Лихоталь, опер. Лев Колганов, худ. Валерий Юркевич, зв. Геннадий Корховой...

    Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • - истор...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - корона русских великих князей и царей, один из символов самодержавия в России; золотой филигранный остроконечный головной убор с соболиной опушкой, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом...

    Энциклопедия моды и одежды

  • - 1) Чонг-Карлыктаг 2) вершина см....

    Географическая энциклопедия

  • - золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в., с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России...

    Русская энциклопедия

  • - один из символов самодержавия в России, венец русских великих князей и царей...

    Большая Советская энциклопедия

  • - "", золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом; регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России...

    Современная энциклопедия

  • - золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Ср. 26-го января 1861 г. государь... в соединенном собрании Комитета министров и Главного комитета по крестьянскому делу.....
  • - о женщинах и животных в тягости; беременна Ср. Танцорки, как ни горячились, Не получили похвалы: Они не то чтобы ленились, Но вечно были тяжелы. Некрасов. Притча о "Киселе"...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Из трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - ША́ПКА, -и,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Ср. 26-го января 1861 г. Государь... въ соединенномъ собраніи комитета министровъ и главнаго комитета по крестьянскому дѣлу.....
  • - о женщинахъ и животныхъ - въ тягости, беременна. Ср. Танцорки, какъ ни горячились, Не получили похвалы: Онѣ не то, чтобы лѣнились, Но вѣчно были тяжелы. Некрасовъ. Притча о „Киселѣ“...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Ист. В России до начала XVIII в. - царский венец, хранившийся, по преданию, со времён князя Владимира Мономаха и являвшийся символом княжеской и царской власти. Русская земля - моя единая вотчина...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - корона, власть,...

    Словарь синонимов

"Тяжела ты, шапка Мономаха!" в книгах

Ох, тяжела ты шапка Мономаха!

Из книги Рок автора Чазов Евгений Иванович

Ох, тяжела ты шапка Мономаха! …Рок судилИ нам, житейски испытанья,И смерти дух средь нас ходилИ назначал свои закланья.А.С. ПушкинСмерть… Она неизбежна (вспомните П.А. Вяземского: «смерть жатву жизни косит»). Выражаясь научно, это лишь одна из составляющих биологического

Тяжела ты, Кепка мономаха!

Из книги Почему он выбрал Путина? автора Мороз Олег Павлович

Тяжела ты, Кепка мономаха! «КАНДИДАТУРУ ЛУЖКОВА МЫ НЕ ОБСУЖДАЕМ» Президентские амбиции Лужкова стали проявляться давно. Точнее, не проявляться (сам он не торопился делать их явными), а ощущаться обществом. И многими поддерживаться…Результаты опросов(Апрель 1997-го? март

Шапка Мономаха

Из книги Александр II, или История трех одиночеств автора Ляшенко Леонид Михайлович

Шапка Мономаха Теперь пришла пора вернуться к нашему герою и посмотреть, что ему лично принесла «шапка Мономаха», а прежде – насколько он был готов к вступлению на престол и действительно ли оказался одиноким «по определению», в силу занимаемого им поста. Начнем с того,

Тяжела ты, шапка Мономаха

Из книги Янгель: Уроки и наследие автора Андреев Лев Вячеславович

Тяжела ты, шапка Мономаха Успехи, сделавшие М.К. Янгеля несомненным лидером боевой ракетной техники, давались непросто. Так уж принято, что когда заходит речь о человеке, работающем на переднем крае науки и техники, то на первый план выступают его награды и почетные звания,

Шапка Мономаха

Из книги автора

Шапка Мономаха Дедушка Константин… Два годика… Пятьсот лет назад «Сказание о князьях Владимирских», памятник русской литературы начала XVI века, сообщило читателям некоторые подробности: В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах… И принял он

Шапка Мономаха

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Шапка Мономаха К только что сказанному добавим, что Владимир Всеволодович Мономах был по матери внуком византийского императора Константина Мономаха («Мономах» по-гречески означает «единоборец») и получил в наследство от деда не только его прозвище, но, и по

«Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

Из книги 100 великих интриг автора Еремин Виктор Николаевич

«Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» Сама судьба вела Бориса Годунова на царство. Когда ему было 17 лет, умер отец – мелкопоместный дворянин, и юноша перебрался жить к дяде Дмитрию Ивановичу Годунову под Вязьму. Эти земли уже входили в опричнину Ивана Грозного, а Годунов-старший

Шапка Мономаха

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Шапка Мономаха Почти трехвековое царствование дома Романовых вознесло Россию на очень высокую ступень славы. Сокровища государства непрестанно умножались каждым царем, и царский двор удивлял посланников всех иностранных государств пышностью и богатством. Так,

Шапка Мономаха

Из книги Русский капитал. От Демидовых до Нобелей автора Чумаков Валерий

Шапка Мономаха В Москве Сорокоумовским принадлежали три главных меховых магазина, в которых можно было купить любой вид меха (от горностая до кролика) и любой фасон мехового изделия, – в Верхних торговых рядах (ныне ГУМ), на Ильинке и на Кузнецком мосту. И хотя цены там

1. Шапка Мономаха

Из книги Сокровища и реликвии эпохи Романовых автора Николаев Николай Николаевич

1. Шапка Мономаха Почти трехвековое царствование Дома Романовых вознесло Россию на очень высокую ступень славы. Сокровища государства непрестанно умножались каждым царем и царский двор удивлял посланников всех иностранных государств пышностью и богатством.

1.1.7. Тяжела ли «шапка Мономаха»? (государственная деятельность Владимира II Мономаха)

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.1.7. Тяжела ли «шапка Мономаха»? (государственная деятельность Владимира II Мономаха) Наиболее известны читающей публике такие персонажи, как Иван Грозный, Петр Первый, Иосиф Грозный и т. п. Рядовые «труженики престола» в нашей стране привлекают куда меньшее

Тяжела ты, шапка Мономаха!

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Тяжела ты, шапка Мономаха! Из трагедии «Борис Годунов» (1825) А. С. Пушкина (1799-1837). Это заключительные слова сцены «Царские палаты», которые произносит царь Борис Годунов, после того как узнает, что в Литве объявился самозванец: Кто на меня? Пустое имя, тень - Ужели тень

"Тяжела ты, шапка Мономаха": страх перед узурпатором

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

"Тяжела ты, шапка Мономаха": страх перед узурпатором Власть и паранойя часто идут рука об руку. Мужчины, поднявшиеся на вершину, боятся быть свергнутыми, подозрительно относятся к побуждениям других людей, не верят в верность друзей и подавляют рост окружающих, чтобы те не

Тяжела ты, кепка Мономаха!

Из книги Главная ошибка Ельцина автора Мороз Олег Павлович

Тяжела ты, кепка Мономаха! Президентские амбиции Лужкова стали проявляться давно. Точнее, не проявляться (сам он не торопился делать их явными), а ощущаться обществом. И многими поддерживаться...В открытую, явную фазу президентские устремления московского мэра перешли

Глава 27 «Не фарт», провоцирующий инфаркт, или «Тяжела ты, шапка Мономаха!»

Из книги Чего не видит зритель. Футбольный лекарь №1 в диалогах, историях и рецептах автора Карапетян Гагик

Глава 27 «Не фарт», провоцирующий инфаркт, или «Тяжела ты, шапка Мономаха!» – После провала сборной на чемпионате мира-1994 и освобождения Павла Садырина главную команду под российским триколором впервые принял Олег Романцев, который удержался там лишь один отборочный