Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь, учитель Основ Православной Культуры МБОУ Тацинская СОШ № 3, преподаватель Воскресной школы храма Рождества Пресвятой Богородицы. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам православную викторину «Православная культура – это наша история». Материалом для составления православной викторины послужила православная литература и журналы. Использовать материал можно в самой разнообразной форме, как на уроках Основ православной культуры в 7 – 9 классах так и на занятиях в Воскресных школах.
Цель:
1. Расширение историко-культурологического образования и духовно - нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания.
Задачи:
Образовательная: Изучение православной религиозной традиции; изучение истории христианства. Ознакомление с особенностями церковного искусства; изучение устроения православного храма.
Ознакомление с основными видами православного богослужения; формирование целостного восприятия мира. Воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека. Формирование культуры общения. Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры. Возрождение православных основ семьи. Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории. Творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории. Воспитывать потребность школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества
Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес и уважение к православной традиции, являющееся стержнем национальных культур России, Украины, Белоруссии; приобщать к высшим ценностям: мужество, взаимоуважение, терпимость.
Развивающая: Развивать у учащихся цельные, отвечающие современному состоянию науки представления о православии в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры.
Оборудование: Выставка православных книг

современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней. Люди блуждают, носимые ветром судьбы, как опавшие листья, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая, нигде не становясь верою как внешне, так и внутренне".
Русский философ Иван Ильин

Православная викторина «Православная культура – это наша история»

1. А с весной к нам Пост приходит,
В жизни новый чин заводит.
В храме свечи, ладан росный
И слова Триоди постной
С.Ю. Высоцкая
Скажите, что значит Триодь постная?
- Триодь постная – с наступлением Великого Поста в православном богослужении начинают звучать песнопения из сборника молитв «Триодь постная». В них – молитвы покаяния.
2. Какой праздник празднуют христиане в первое воскресенье Великого Поста? Когда был установлен этот праздник?
- В первое воскресенье Великого Поста христиане празднуют праздник Торжество Православия. Праздник был установлен святыми Отцами христианской Церкви в 787 году на Вселенском Соборе в городе Нике в честь победы над противниками почитания икон. Церковный Собор постановил необходимость почитания икон, объяснив, что христиане поклоняются Первообразу – тому, кто изображен на иконе – Христу, Богородице, святым, а не живописному изображению.
3. «Пришел месяц – бокогрей,
Землю – матушку не грел –
Бок корове обогрел,
И корове, и коню,
И седому Старику Морозу Морозычу…
Ты, Морозко, не серчай,
Из деревни убегай –
Что за тридевять земель,
Да за тридесять морей!
Там твое хозяйство
Ждет тебя – заброшенно,
Белым снегом запорошено,
За ледяными печатями,
За семью железными замками
Да за семью засовами!»
Скажите, с каким праздником в народе связывали приход весны? Когда в православном календаре отмечается этот праздник?
- Праздником Сретения Господня. В православном календаре он отмечается 15 февраля. «Зима с весной встретились» - говорили на Руси в этот день, хотя лежали еще сугробы снега и лютовали морозы. Но в этой поговорке заключалось и глубокое понимание смысла праздника.
4. Когда был установлен праздник Сретения Господня? Через сколько дней от Рождества Христова празднуется этот праздник?
- Праздник Сретения Господня установлен около четвертого века. Придя на Русь, он стал одним из самых почитаемых. Сретение празднуется на сороковой день после Рождества Христова. Об этом очень просто и красиво рассказывает икона, посвященная этому празднику.
5. Скажите, что такое пост?
- Пост – время особого внимания к своей душе, время духовного труда над преодолением страстей гнева, злобы, гордости и совершения добрых дел воздержания, милостыни, любви. Христиане стараются воздерживаться от удовольствий, развлечений, вкусной еды.
6. Назовите поговорки и пословицы о Великом Посте…
- А) Не все коту масленица, настал и Великий Пост.
Б) На смену весёлым праздникам всегда приходят трудовые будни.
В) Пост – это возвращение к самому себе
Г) Пост приводит к вратам рая, а милостыня открывает их.
Д) Мил Господь, да Велик Пост.
Е) Великий Пост всем прижмет хвост.
7. Скажите, от кого первую христианскую проповедь, согласно преданию, услышала Русская земля?
- Первую христианскую проповедь, Русская земля, по приданию услышала от святого апостола Андрея Первозванного.
8. "Доколь нам, други, пред тираном
Склонять покорную главу
И заодно с презренным ханом
Позорить сильную Москву?
Не нам, не нам страшиться битвы
С толпами грозными врагов:
За нас и Сергия молитвы
И прах замученных отцов!
Надежда наша - бог и меч!
Сразим моголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!"

Так Дмитрий, рать обозревая,
Красуясь на коне, гремел
И, в помощь бога призывая,
Орланом грозным полетел…
"Бог нам прибежище и сила! -
Рек Дмитрий на челе полков. -
Умрем, когда судьба судила!"
И первый грянул на врагов.

Повсюду хлещет кровь ручьями,
Зеленый побагровел дол…
А там, под тению кургана,
Презревший славу, сад и свет,
Лежит, низвергнув великана,
Отважный инок Пересвет.

Уж многие из храбрых пали,
Как вдруг орлом из-за дубравы
Волынский грянул на врагов.
Враги смещались - от кургана
Промчалось: "Силен русский Бог!" -
И побежала рать тирана…

И князь, воздевши к небу длани:
"Велик нас ополчивший в брань!
Велик! - речет, - к нему молитвы!
Он Сергия услышал глас;
Ему вся слава грозной битвы;
Он, он один прославил вас!"
О каком событии русской истории рассказывает поэт 19 века К.Ф. Рылеев? Какой сан носил Пересвет?
- К.Ф. Рылеев рассказывает о ходе Куликовской битвы. Пересвет носил сан инока.
9. В православном календаре этот день всегда приходится на субботу шестой недели Великого Поста. Скажите, как называют эту субботу?
- Называют ее Лазаревой субботой. Перед наступлением недели Страстей Христовых укреплял Иисус Своих учеников, чтобы Его страдания не поколебали в них веру в Него как Христа Спасителя. Укрепляла и Церковь своих детей и духовно, и телесно: даже строгий пост в этот день облегчался.
10. Скажите, что такое заутреня?
- Заутреня - это богослужение, которое совершается ночью, задолго до восхода солнца.
11. Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат -
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву – и смиренье.
О каком празднике рассказал в стихотворении Иван Бунин? О каких дарах, принесенных христианами в день праздника, рассказано в стихотворении? Какая часть храма усыпана травой; какая – цветами?
- О празднике Троица. - В день праздника христиане приносят:
Дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей.
- Амвон весь усыпан Зеленою травой. Алтарь, сияющий и убранный цветами
12. Расскажите, какой праздник в православном календаре 19 августа празднуют христиане? Как этот праздник называют еще?
- 19 августа православные христиане празднуют Преображение Господне. Называется этот праздник «Вторым Спасом». Народ добавил к нему еще и прозвище «Спаса яблочного», потому что к этому времени поспевали яблоки. Считалось грехом есть до Второго Спаса какие – нибудь плоды. Отсюда – поговорка «На второй Спас и нищий яблочком разговеется!».
13. Назовите, несколько «Духовных завещаний» святителя Митрофана Воронежского с которыми он обратился к своим духовным детям с последними наставлениями, полезными для спасения души, благополучия жизни.
- Употреби труд, храни умеренность – богат будешь.
Воздержанно пей, мало ешь – здоров будешь.
Твори добро, беги от зла - спасен будешь.
14. Кто нас учил любви великой
И сам ее примером был?
Пред кем смирялся злобы дикой
В сердцах смятенный ярый пыл?
Кто жаждал вечного спасенья
С дней детства раннего палим,
Кто жил надеждой Воскресенья?
Он -…?
И ныне всюду вспоминая
Его великие дела,
Молитвам старца Русь Святая
Себя навеки предала!
А. Красницкий
Назовите имя святого, о котором написано стихотворение. Скажите, когда празднуется память этого святого.
- Он – преподобный Серафим. Память преподобного Серафима Саровского празднуется 15 января и 1 августа.
15. Назовите слова заповедей о любви к Богу и ближнему, о которых напоминает преподобный Серафим Саровский?
- А) О любви к Богу: Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.
Б) О любви к ближним: Когда мы оскорбляем человека, тогда на сердце нашем как бы камень ложится. Мы должны любить ближнего не менее себя, по заповеди Господней… Но не так, чтобы любовь к ближним, выходя из границы умеренности, отвлекала нас от исполнения первой и главной заповеди…
16. Скажите, что такое Ризница?
- Ризница – это помещение в храме, где хранится облачение священнослужителей (ризы) и церковная утварь.
17. Скажите, что такое Амвон?
- Амвон – это возвышение перед Царскими Вратами, с которого священник обращается к народу с проповедью.

Стихотворение С.Есенина «Письмо матери» – одно из программных произведений поэта, изучаемых школьниками в 11 классе. Это своеобразная исповедь поэта. В нём отражаются чувства и настроение, которые он испытывал в последние годы жизни. В нём он обращается к самому дорогому для него человеку, жалеет и успокаивает мать, говорит, как он её любит. Стихотворение «Письмо матери» – обращение к матери и самоанализ поэта. В нём он говорит о себе, своих ошибках, критикует и жалеет себя.

Читать стих «Письмо матери» (Есенин) можно в онлайн режиме или скачать и распечатать. Произведение написано в 1924 году, входит в число произведений, созданных Есениным на Кавказе. Вся лирика этого времени автобиографична. Поэт пишет стихи, в которых обнажается его душа, создаёт образы, без которых нельзя представить его творчество.

Текст стихотворения Сергея Есенина «Письмо матери» интересен тем, что в нём раскрывается истинный талант поэта, его неповторимая манера. В 1924 году он обращает внимание на «лирическое чувствование и образность», которую он «первым развил и положил камнем в своих стихах». По своей простоте и искренности стихотворение схоже с пушкинской лирикой. Это то, к чему стремился Есенин.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

Ты жива еще, моя старушка?

Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина

Трогательное и чистое стихотворение «Письмо матери» было написано Есениным в 1924 г. К этому времени поэт уже имел широкую славу, его окружали многочисленные поклонники. Бурная жизнь не давала поэту возможности побывать на своей родине, в селе Константиново. Однако в мыслях Есенин всегда возвращался туда. Лирика Есенина пропитана мотивами родного дома. После восьмилетнего отсутствия поэт все же находит возможность совершить поездку в свое село. Накануне отъезда он и написал произведение «Письмо матери».

Стихотворение начинается с радостного приветствия.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!

После долгих лет разлуки встреча могла и не состояться. Мать поэта уже очень стара, а он сам вполне мог расстаться с жизнью со своим неугомонным характером. До Есенина доходят сведения о состоянии матери. Она знает о сыне также по рассказам и слухам. Поэт понимает, что его литературная слава и известность не имеют для матери никакого значения. Крестьянская женщина представляла будущее своего сына совершенно другим: спокойная семейная жизнь и простой деревенский труд. Поэтическая деятельность для нее – бесполезное несерьезное занятие, за которую сын получает деньги от таких же чудаков и неудачников. Да и какое счастье может быть в деньгах, если они уходят на бесконечные праздники и попойки.

О Есенине и в городских кругах шла недобрая слава, как о хулигане и скандалисте. Известны его частые столкновения с органами правопорядка. Поэт понимает, какого чудовищного размера могли достигнуть эти слухи, дойдя до отдаленной деревни через десятки человек. Есенин с горечью представляет себе переживания матери, ее бессонные ночи, во время которых возникает зловещий образ «финского ножа», направленного в сердце любимого сына.

В стихотворении Есенин пытается успокоить мать, утверждая, что «не такой уж горький я пропойца». Его душа, благодаря воспоминаниям о самом дорогом человеке, осталась такой же чистой и светлой. Поэт не дает себе права умереть, не повидавшись с матерью. В этом обращении Есенин успокаивает и самого себя. Зная подробности его жизни, можно уверенно предположить, что поэт уже не раз сталкивался лицом к лицу со смертью. Шальная пуля или пьяный нож никогда не считаются с чувствами человека.

В финале Сергей Есенин представляет себе счастливую встречу с матерью. Его захлестывает волна нежности к родному дому. Поэт жаждет возвращения в привычную обстановку. Он заранее предчувствует тихую печаль этого возвращения. Поэт стал взрослым человеком, испытал серьезные страдания и лишения, многое «отмечталось» и «не сбылось». Накопленный опыт не позволит ему полностью погрузиться в родную атмосферу. Только мать даст ему возможность почувствовать себя снова ребенком. Она – единственная отрада и надежда в жизни блудного сына, «несказанный свет» в темной неизвестности.