Сострадание и Сочувствие — это способность души сопереживать, то есть понимать чувства другого человека, понимать то, что происходит у него в душе (понимать и сопереживать его победам и радостям, страданиям и боли).

Задумывались ли вы над тем, в чем отличие сострадания и жалости? Ведь чаще всего люди именно «жалеют» кого-то…

И хорошо ли это — жалеть кого-то, жалеть себя? Задавались ли Вы когда-нибудь вопросом: почему я людей жалею, многим помогаю, а в ответ только получаю лишние проблемы и никакой благодарности?

Давайте сегодня попробуем разобраться с этим подробнее.

В чем различие между состраданием и жалостью? Как понять и почувствовать ту тонкую грань, которая разделяет эти две сопереживающих реакции? Думаю, что каждому было бы полезно задать себе подобный вопрос и понять для себя значения этих двух понятий.

На первый взгляд это одно и тоже, просто сопровождается различным эмоциональным подтекстом. Сострадание — нечто более высокое, идущее из глубин души, а жалость там, где страх и боль.

Сострадание — это то, что в итоге помогает душе того, кому мы помогаем, стать лучше и развиться. И в итоге это воздается свыше тому, кто наделен состраданием.

А жалость — это то, что в итоге губит душу того, кому мы помогаем из жалости. А если это идет во вред другим, то и воздается человеку «по заслугам», т. е. притягивает в его жизнь проблемы.

Сострадание — это способность к сопереживанию, способность точно определить эмоциональное состояние другого человека и понять, что с ним происходит. Сострадание — это умение при любых условиях действовать так, чтобы причинять как можно меньше вреда окружающим существам.

Жалость же — это по своей сути констатация слабости, неспособности или «ущербности» другого существа по сравнению с собой, констатация его страданий с некоторой дистанции.

Жалость порождает поток разрушительной энергии, потому что жалея, человек обычно признаёт ущербность объекта жалости, его неспособность самостоятельно выйти из сложных ситуаций, в конце концов — жалость — это признание за другим положения жертвы: «Бедненький, несчастненький, как тебе плохо…» и этот образ вкладывается в чувство жалости.

Очень простой пример диалога…

— Как мы жалеем человека. Вот человека надо пожалеть… как ты определяешь, что ему плохо?

— Себя поставить на его место.

— Ну конечно, мы ставим себя на его место. Значит, кого жалеем-то? Себя. А жалось к себе, это не то, чтобы плохо. Жалость к себе — это как труба, через которую вылетает вся энергия. Вот какая бы энергия ни была, в тот момент, когда жалеешь себя, она сделала ручкой и ф-и-и-и-ть — как в унитаз. Энергия ушла! А-а-а-… бедный я бедный, вот и я также буду стоять… и буду руку протягивать, меня никто не любит, никто не подаст монеточку. Бедный, я бедный! Только ты не думаешь «Бедный я бедный», ты думаешь «Бедная бабушка бедная».

А это — то же самое. Когда ты жалеешь людей, ты ставишь себя на их место, по сути ты себя жалеешь. И жалость, она всегда из такого… ну с одной стороны чувства превосходства, потому что ты-то сейчас не у церкви стоишь и не просишь денег. Значит ты лучше, чем она. Но ты ставишь себя на ее место, и ты пожалел собой сверху, себя снизу. И жалость, из-за того, что она лишает тебя силы, не дает тебе возможности адекватного взаимодействия.

Например, ты думаешь, что ей плохо, а она, может быть, собирает на машину. И ей очень хорошо. И она не знает, как еще на машину заработать в ее возрасте.

А может быть, она действительно голодная, может быть, ее надо накормить. Потому что придет чувак какой-нибудь, и отберет у нее деньги. Она стоит, а он приходит потом, забирает у нее деньги, дает тумака и все.

А может ее просто покормить надо. А почувствовать это можно, если ты ей сострадаешь. Не жалеешь ее, а сострадаешь. То есть ты настраиваешься на нее, чувствуешь ее как продолжение себя, ты чувствуешь ее состояние. И вот из этого сочувствия, из этого сострадания, ты чувствуешь, что будет лучшим для нее.

Может лучше просто пройти мимо, потому что это не на пользу, все ее сборы денег не на пользу.

Понимаете? И тогда нет жалости, есть сострадание. А сострадание всегда проявляется в адекватной форме, наиболее адекватной. Иногда сострадание это… как хирург на операции, сострадание хирурга. Он не жалеет пациента. Представьте «Ой-ой-ой, ой как сейчас мне будет больно! Ой-ой, лучше не резать сильно!» Как ему больно будет.

Сострадание хирурга, это когда он действует собрано и точно. Иначе пациенту будет только хуже. Так вот это сострадание действием. И это самое эффективное.

Жалость приучает к слабости и бездействию. Жалея себя, человек часто с удовольствием делится личной ношей с окружающими, перекладывает на кого-то ответственность за свои действия, требуя понимания или поддержки.

Человеку одинаково плохо и когда у него действительно что-то болит, и когда всего лишь не реализуется какая-то его прихоть. Человек приучается, чуть что, жалеть себя изо всех сил, даже сам не понимая, что его страдание не столь велико, насколько он его изображает. И более того, утешение для него нередко важнее, чем решение проблемы, из-за которой ему стало плохо.

И вместо того, чтобы быть сильным и самостоятельным, человек живет слабым и зависимым — потому что за всю свою жизнь, по большому счету, ничего не делает самостоятельно. А тот, кто его жалеет, помогает ему оставаться в этом состоянии как можно дольше.

Пикап. Самоучитель по соблазнению Богачев Филипп Олегович

Третья позиция восприятия

Третья позиция восприятия

Кто сторожит сторожей?

Латинская пословица.

Кто хранит хранителей?

Фильм «Хранители».

Эта позиция самая интересная. Не в смысле, что в ней находиться интереснее всего, а в смысле, что в этой позиции обычный человек находится достаточно редко. Особенность третьей позиции состоит в том, что это позиция стороннего наблюдателя в любой ситуации. Если в первой или второй позиции мы часто бываем захвачены внутренними процессами, то в третьей позиции восприятия мы имеем возможность оценить коммуникацию вообще.

Помнишь, как в школьном курсе физики - систему описать изнутри невозможно? Точно так же в общении. Из процесса общения заметить те вещи, которые стоит в коммуникации улучшать, невероятно сложно. Поглядев на общение своего друга с девушкой, ты можешь сразу выдать четкие и понятные советы. То есть, можно представить себе третью позицию восприятия, как общение в стиле приглашенного эксперта - мне все равно, что тут происходит, я даю советы.

Застрять в третьей позиции сложнее всего. Хотя, такие люди встречаются - они обычно сидят на отшибе во время самой суровой пьянки, и молча наблюдают за тем, что происходит. И теперь настало время обобщить то, что я тут написал про позиции восприятия в одной таблице:

Таблица 1. Характеристики позиций восприятия.

Теперь сама техника: трехпозиционное описание .

Разумеется, что ни одна позиция восприятия не полезна сама по себе. Полезно и жить своими интересами, и учитывать интересы другого человека во время общения с ним, и улучшать свои коммуникативные навыки для дальнейшего личностного роста. И в этом нам сильно поможет трехпозиционное описание, которое направлено на разрешение коммуникативных проблем, или улучшение наших навыков общения через глубокое встраивание позиций восприятия.

Напоминаю, что эта техника делается строго по условиям, которые написаны в начале главы!

И теперь, как эту технику делать самому с собой. Тебе потребуется много свободного места (например, пустая комната), и несколько листочков бумаги. После такой простой подготовки тебе необходимо строго соблюдать последовательность следующих шагов, и делать их один за другим, пропускать шаги или изменять технику строго не рекомендуется. Ну что же, начнем.

1. Определи для себя сам ситуацию, которую ты хотел бы изменить, улучшить или исследовать. Восстанови в памяти местоположения персонажей - тебя и твоего собеседника.

2. Положи на пол листок, на котором будешь стоять ты сам, как участник общения.

3. Встань на этот листок, и вспомни, как происходило общение. Что ты видел, что ты слышал, что ты чувствовал в своем теле? Чем более подробное описание будет, тем лучше. Определи, что большего всего мешает тебе, что дискомфортно в коммуникации. Определи, как ты воспринимаешь собеседника в этом состоянии. (Это будет описание ситуации из первой позиции).

4. Встряхнись. Это поможет тебе выйти из неприятных ощущений. Именно встряхнись, можно попрыгать на одной ноге. Точно так же, как собака, выйдя из воды, отряхивается, сгоняя с себя капли воды, ты сгонишь с себя негативные эмоциональные переживания.

5. Положи на пол листок, на котором будет «стоять» твой собеседник. Понятно, что физически его в комнате нет, но представь, как если бы он был.

6. Встань на этот листок бумаги, и представь, как если бы ты сам разговаривал с собой, представь, как если бы ты был другим человеком. Что бы ты тогда видел? Чтобы ты тогда слышал? Как бы ты себя чувствовал? Насколько тебе комфортно? Что ты думаешь про собеседника? (Это будет описание ситуации из второй позиции).

7. Снова встряхнись. Определи место в комнате, откуда ты легко можешь наблюдать обоих участников общения, если бы ты их видел. Положи листочек на пол.

8. Войди в ситуацию наблюдателя. Представь, что ты наблюдаешь через одностороннее зеркало ситуацию общения. Определи, что происходит в ситуации, и помни, что у хорошего эксперта не бывает эмоций, у него бывают только оценки, как эксперта. Как эксперт, определи, что может пригодиться человеку в первой позиции, чтобы его коммуникация была для него удобной? Какое состояние будет ему более полезно, чем текущее? (Это будет описание ситуации из третьей позиции).

9. Положи на пол четвертый листочек, и назови его листком ресурсов. В этом месте тебе будет хорошо. Пожалуйста, вспомни в своей жизни ситуации, где ты проживал состояние, которое тебе было бы полезно. То есть, если из третьей позиции восприятия, ты определил, что тебе будет полезно больше уверенности, вспомни в своей жизни момент, когда ты был уверен. Вспомни, как ты видел мир, когда был уверен. Вспомни, как ты слышишь мир, когда уверен. Почувствуй, как живет уверенность внутри тебя. И когда ты вспомнишь это состояние максимально полно, пройди в этом состоянии уверенности в первую позицию.

10. Восприми, как изменилась ситуация общения, когда ты стал себя чувствовать другим образом. Тут есть важный пункт если состояние осталось дискомфортным, сделай разбивку (встряхнись) и снова иди на шаг номер (8). Если состояние комфортно, продолжай.

11. Войди во вторую позицию, и восприми общение, и восприми, как и что изменилось. Если состояние комфортно, продолжай. Если нет - иди на шаг номер восемь. То есть, если что-то не так. продолжай улучшать коммуникацию, внося в нее новые состояния. Важно! Ресурсы стоит вносить только в первую позицию.

12. Выйди в позицию наблюдателя и посмотри, насколько комфортно это общение выглядит со стороны. Если все хорошо - продолжай. Если нет - восьмой шаг.

13. Теперь восприми это новое состояние общения. Чему ты научился за это упражнение? Что ты в себе открыл? Как можно теперь общаться с людьми? И просто подумай, что если вдруг в своей жизни возникнет похожая ситуация, то как ты будешь себя вести?

14. Это просто такой вот шаг, самый завершающий. Впусти в себя все образы, которые ты создал на бумажках. Собери бумажки, и снова стань сам собой, более другим, но таким же целостным. Представь, что ты вбираешь в себя все хорошее, что образовалось во время этой техники.

Вот такая простая техника. Маленькое предупреждение: сначала она может выполняться достаточно долгое время, около часа. Потом - значительно быстрее, до двадцати минут, после приблизительно десяти отработок время может сократиться до пяти минут. Признаком мастерского владения техникой будет то, что она проходит у тебя в голове просто в момент начала мыслей, что у тебя с девочкой прямо сейчас что-то идёт не так, как хотелось бы.

А так, сама по себе, это великолепная техника, которую стоит делать всегда для анализа того, почему и что было не так во время общения с девушками. Из второй позиции про себя самого можно узнать много весьма любопытных вещей, по опыту говорю.

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Независимая Позиция (В4) Такое положение занимают люди, не желающие взаимодейство-вать за столом друг с другом. Обычно это происходит в библиотеке, в парке на скамейке или в ресторане за столиком. Оно свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Это положение можно

Из книги Стратегическая семейная терапия автора Маданес Клаудио

Позиция терапевта Какова позиция терапевта, когда он стоит перед лицом проблем, предъявленных для терапии? О чем ему следует спрашивать пациента, чтобы получить информацию, необходимую для построения гипотезы? Какие вопросы он должен задать самому себе, чтобы яснее

Из книги Групповое лечение [На вершине психотерапии] автора Берн Эрик

ИСХОДНАЯ ПОЗИЦИЯ Когда терапевт садится перед собравшимися пациентами, первой его задачей становится собраться с мыслями для решения предстоящей задачи. Каждую новую группу и в идеале каждую встречу с группой он должен начинать с непредвзятым и свежим умом. Очевидно,

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Первая позиция восприятия Если эгоистическое благополучие - единственная цель жизни, жизнь быстро становится бесцельной, Роллан Ромен. Самая интересная позиция. Наверное, потому, что каждый из нас в этой позиции восприятия живет подавляющее количество времени. Эта

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Вторая позиция восприятия Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина, Лев Толстой. Вторая позиция восприятия встречается в жизни немного реже, чем первая, но она тоже есть. Часто ли тебе доводилось слышать слова типа: «Ну, ты

Из книги Техники семейной терапии автора Минухин Сальвадор

Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

Из книги 33 стратегии войны автора Грин Роберт

Промежуточная позиция Занимая промежуточную позицию, терапевт присоединяется к семье в качестве активного, но нейтрального слушателя. Он помогает людям излагать свои истории. Такую модальность присоединения, которую называют прослеживанием, воспитывают у терапевтов

Из книги Почему одни семьи счастливы, а другие нет [Как преодолеть разногласия и приумножить любовь] автора Аксюта Максим

Отстраненная позиция Терапевт может также присоединяться к семье, занимая отстраненную позицию. Здесь он пользуется своим положением специалиста, создавая терапевтические контексты, которые вызывают у членов семьи ощущение своей компетентности или надежду на

Из книги Психоаналитические теории личности автора Блюм Джералд

Центральная позиция Однажды августовским утром 490 года до н. э. по Афинам разнеслась весть о том, что в двадцати четырех милях севернее города к прибрежным равнинам Марафона подошел огромный персидский флот. Над городом нависла растерянность и тревога, люди чувствовали,

Из книги Освоение одиночества. О чем молчат любимым. автора Покрасс Михаил Львович

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Гора третья. Постоянное обновление отношений Чтобы подняться на эту гору, нужно научиться периодически непринужденно и весело флиртовать друг с другом – как в дни

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Позиция Кляйн Мелани Кляйн (50, 53) считает, что психосексуальное развитие разворачивается до первого года жизни, в отличцр от ортодоксальных аналитиков, приписывающих его всему периоду раннего детства. С середины первого года жизни оральная фрустрация вместе с

Из книги автора

Позиция Юнга Точка зрения Юнга (45) на раннее психосексуальное развитие радикально отличается от фрейдовской. Мы уже знаем, что Юнг отвергает понятие либидо как сексуальной силы. Кроме того, он определяет инфантильную сексуальность в гораздо более узком смысле. Юнг

Из книги автора

Ортодоксальная позиция Эдипов комплекс. Развитие отношения к объекту у мальчика относительно простое, так как в фаллической стадии он остается связанным со своим первым объектом, матерью. Эдипов комплекс подразумевает сексуальную любовь к родителю противоположного

Из книги автора

ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ Определение и классификация типов характера Фенихель описывает характер как «привычный способ приспособления эго к внешнему миру, к ид и супер-эго, а также специфический тип сочетания этих приспособлений друг с другом» (прим. 1). В основе

Из книги автора

Моя позиция. Заканчивая разбор исходных позиций, с которых ставится и решается вопрос о смысле жизни, и подытоживая разговор, изложу еще одну, которой придерживаюсь я сам. Собственно ею пронизан весь анализ.Моя позиция зиждется на убеждении, что бытие - первично, а

Из книги автора

Позиция дикаря Мышление дикаря эгоцентрично. Штерн приводит пример девочки, которая на просьбу посчитать его пальцы, ответила, что умеет считать только свои пальцы. Взрослому кажется очевидным, что нет разницы в том, считать свои или чужие пальцы. Но если вдуматься,

Третья позиция восприятия - это взгляд на себя и ситуацию со стороны, позиция стороннего наблюдателя: «Ничего личного!». Это спокойная объективка, взгляд эксперта, умение видеть себя со стороны, давать себе оценки те, которые дадут тебе люди посторонние - те, которые будут оценивать твой диплом или внешность, брать тебя на работу или замуж, предлагать интересные проекты. Дополнительно - способность в любой ситуации видеть прежде всего интересы дела, а не свои трудности, переживания и эмоции. Смотри из фильма «Дьявол носит Прада»

Оценка третьей позиции восприятия

В сравнении с первой и второй позициями восприятия, третья позиция убирает , . С точки зрения других позиций третья все омертвляет, превращает в предметы. Формируется объект-объектное отношение. С точки зрения третьей позиции, первая позиция - это и , вторая - сплошные эмоции и слюнтяйство. Конфликт между позициями виден на видео из фильма «Майор Пэйн».

Что нам дает позиция стороннего наблюдателя, зачем нам нужно знать, как мы выглядим со стороны? В первую очередь, это помогает нам быть в реальности, уходить от , если они деструктивны. Взгляд на себя и ситуацию со стороны помогает выработать более объективный, к жизни, снизить или преодолеть . Это, в свою очередь, помогает быть более адекватным, создавать о себе нужное впечатление на людей со стороны, .

Для делового человека это нужно всегда. Для других такой человек - , для себя - «понимаю ситуацию, создаю успех».

Как развивать у себя третью позицию восприятия

  • Уметь абстрагироваться от в . Подробнее смотри " "
  • Уметь определить критерии по которым есть возможность быстро оценить себя или ситуацию, переводить показатели в режим количественных показателей (деньги, время)
  • Развивать


Когда человек начинает изучать балет, одна из первых вещей, с которой он столкнется, это пять основных положений ног. Они крайне важны, поскольку каждое па в балете начинается и заканчивается именно одной из этих пяти положений. Поэтому с правильного исполнения в медленном темпе базовых позиций, которые впервые были определены французским танцором Пьером Рамо (1674-1748), начинается все обучение хореографии.


В первой позиции носки ног полностью разведены в стороны, а пятки касаются друг друга. Возможно, такое положение не сразу получится у обучающегося, но важно, чтобы даже с первого занятия подошвы обеих ног полностью контактировали с полом. Если посмотреть на профессиональных балерин в первой позиции, то можно также заметите, что бедра при этом полностью соприкасаются, равно как и пятки.


Хороший способ войти во вторую позицию - начать с первой, а затем раздвинуть ноги друг от друга. При этом расстояние между пятками должно быть не менее длины стопы, а сами стопы находиться на одной линии.


Когда новичок начинает учиться балету, инструктор может познакомить его с третьей позицией ради полноты картины, поскольку это популярная позиция при упражнениях. Но на практике третья позиция редко используется современными хореографами, которые предпочитают похожую, но более сложную пятую позицию. Обе выглядят несколько схожими, и даже некоторые могут сказать, что третья позиция выглядит слегка небрежным исполнением пятой.

Лучший способ войти в третью позицию - начать во второй позиции, затем сдвинуть одну ногу к другой, чтобы пятка передней ноги касалась мыска стоящей сзади ноги. Одна нога располагается впереди другой (пятка стоящей впереди ноги находится напротив носка стоящей сзади, а расстояние между стопами равно или больше длины стопы).


Ноги расположены так же, как и в третьей позиции, но дальше друг от друга. В четвертую позицию можно с третьей, сдвинув вперед ногу в направлении к воображаемой аудитории. Одна нога находится впереди другой, при этом пятка одной ноги находится напротив носка другой (расстояние между стопами равно примерно 30 сантиметров).


Пятая позиция немного более требовательна к новичкам. Она похожа на четвертую позицию (и, на самом деле, можно начать выполнять пятую позицию с четвертой), но ноги в ней находятся не на некотором расстоянии друг от друга, а при полностью контактируют. Пальцы стоящей впереди ноги прикасаются к пятке находящейся сзади ноги, и наоборот.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Методология и техника работы.
Анализ терапевтических случаев

ГЛАВА II

Работа с патологическими стратегиями

Понятие «третья позиция», одно из важнейших понятий структурной психосоматики в целом, было выработано в теории НЛП для определения одной из позиций восприятия реальности или, в более узком контексте, одного из вариантов межличностного общения. В этом случае директивная, подавляющая волю партнера позиция называется «первой», пассивная, подчиненная, уступающая давлению - «второй», а позиция нейтрального наблюдателя за процессом общения - «третьей». Такой трактовке соответствует следующая схема:

а) III
I → I I

где (→) обозначает директивное действие, а () - наблюдение.

Третья позиция может характеризовать и парное общение, тогда:

б) III ↔ Х

где (↔) обозначает взаимодействие.

Как мы видим, третья позиция отличается от первой и второй с точки зрения структурной психосоматики именно тем, что воздействие сменяется взаимодействием партнеров. Строго говоря, любое общение всегда двухсторонне, но для нашей классификации важно как сама личность воспринимает такой процесс: как вектор, направленный от себя (директивность, первая позиция; тогда партнер - объект манипуляции), как вектор, направленный к себе (пассивность, вторая позиция, тогда партнер - манипулятор), как двухсторонний вектор (наблюдения за двумя, третья позиция, тогда партнер - именно партнер и ничто более). Очень важно и то, что взаимодействие в третьей позиции само по себе подвергается отражению, оно подконтрольно и управляемо.

Уже самый беглый анализ показывает, что третья позиция невозможна для личности, пребывающей на первом или втором логическом уровне сознания. Дело в том, что на этих уровнях вектор внимания направлен исключительно вовне, а значит, собственная личность не осознается и не учитывается; в этом случае, во-первых, любое общение будет трактоваться только как воздействие (манипуляция или подчинение манипуляции), а во-вторых, никакого сканирования общения происходить не будет - ведь для этого необходимо отслеживать и собственные реакции.

При этом оказывается, что третья позиция всегда предполагает самонаблюдение и самоконтроль, т.е. мы можем более точно изобразить ее в виде следующей схемы:

Рис.47 Третья позиция

Таким образом, третья позиция характеризуется следующими особенностями: учетом обеих ветвей - центростремительной и центробежной - отражения-отреагирования (в данном случае - межличностного общения); обязательным параллельным отражением «внутренних» объектов, задействованных в отражении-отреагировании.

Это позволяет нам легко разобраться в содержательной, качественной характеристике третьей позиции - она объективна, сдержанна и сугубо нейтральна. Это позиция отстраненного анализа обеих ветвей процесса, балансировки их между собой и синтеза своей и партнерской позиций с целью обеспечения такой балансировки.

Учитывая изложенные особенности, выведем структурные психосоматические понятия третьей позиции за рамки межличностного общения на любое отражение-отреагирование вообще. Оказывается, личность может иметь к любому «внешнему» или «внутреннему» объекту (а таковыми являются и предметы, процессы, явления «внешней» реальности, и различные жизненные контексты, вплоть до глобального, и «внутренние» объекты и проблемы, и собственная личность, и Глобальное взаимодействие, и даже Абсолют, уровень «+0») определенное отношение, которое может трактоваться как первая, вторая или третья позиция, причем только третья позиция лежит в рамках сущностной структуры и продиктованной этой структурой модели отраже¬ния-отреагирования, деятельности, поведения.

Сказанное легко пояснить на основе уже рассмотренных нами примеров.

Проблемой С. Н. было отсутствие истинных (или сущностных) карт, соответствующих социальному поведению в условиях контекстов межличностного конфликта. В отношении собственной проблемы, а также всех связанных с ней обстоятельств: убежденческих схем, элементов космограммы, стратегий, смежных контекстов - его созна¬ние всегда занимало первую, директивную позицию, что и сказыва-лось на всех уровнях - от декларируемой идеологии до агрессивного поведения.

Проблемой М. было отсутствие истинных (или сущностных) карт удовольствия. В отношении собственной проблемы и всех сопутствующих феноменов и обстоятельств он занимал вторую, пассивную позицию, что сказывалось и в поведенческих аспектах - избегании травмирующих контекстов, - и в соответствующих идеологических конструкциях, которые выдвигало его сознание для обоснования собственного образа действий.

Работа с С. на одном из этапов и сводилась к тому, чтобы существовавшую у него вторую, пассивную позицию по отношению к смерти вообще и к смерти матери, в частности, заменить на третью, которая только и позволяла ему жить (перед лицом «вдруг обнаружившейся» собственной смертности) спокойной и адекватной жизнью «нормального» человека.

Дело в том, что неверно, как мы видим, отождествлять третью позицию с равнодушием - но это, несомненно, состояние максимальной внутренней свободы, трезвости и объективности. Первая и вторая позиции предполагают априорность подхода, третья позиция - никогда. Это не значит, что находящийся в ней человек не имеет собственного взгляда, собственного мнения или собственного мировоззрения, но он полностью открыт для новой информации и всегда способен, во-первых, к корректировке собственной модели реальности в соответствии с вновь открывшимися обстоятельствами, а во-вторых, готов к ее разумному согласованию с позицией партнера. Он плюралистичен и выбирает наиболее экологичный для себя и других план действий.

Когда мы говорим о «воспитании третьей позиции» или о ее «формировании» и т.д., это не совсем точно. На самом деле обретение третьей позиции и формирование сущностной структуры личности -это едва ли не синонимичные понятия или, по крайней мере, понятия взаимосвязанные. На базе непроработанной, несущностной зоны личности никакая третья позиция невозможна. Невозможность занять в том или ином вопросе, третью позицию как раз и свидетельствует о наличии здесь конфликта, внешнего проявления дефекта структуры. С Другой стороны, структурализация определенной личностной зоны неизбежно ведет к такому свободному оперированию в ней, сопровождающемуся разделением внимания и внутренним наблюдением, что третья позиция становится естественной и единственно возможной.

Из этого следуют два имеющих важное практическое значение обстоятельства:

  1. третья позиция образует у каждой конкретной личности многоуровневую иерархию: можно иметь устойчивую третью позицию на четвертом логическом уровне и не иметь ее на пятом; можно иметь ее в одних контекстах и не иметь в других; можно иметь третью позицию по отношению к собственной третьей позиции и т.д.;
  2. само по себе погружение на глубинные логические уровни третью позицию еще не образует, хотя и является необходимым условием ее формирования; точно так же и рефлексия сама по себе не является третьепозиционной.

Очевидно, что любой терапевт, любой практик, работающий в техниках структурной психосоматики, должен находиться в третьей позиции и по отношению к своему пациенту, и по отношению к процессу работы, и по отношению к собственным практическим навыкам, знаниям, анализу и концептуальным предпосылкам. Таким образом, становится ясно, что подготовка терапевта начинается с «личной эволюции» - направленной и зрячей структурализации собственного существа; параллельно происходит формирование третьей позиции и обучение нелинейным способам мышления. Что касается таких профессиональных навыков как калибровка, присоединение, ведение, раппорт, суггестивные и телесно-ориентированные техники, то они важны, но производны. Можно научиться массажу или внушению, но, оставаясь на сугубо директивных позициях, невозможно приблизиться ни к пониманию методов структурной психосоматики, ни, тем более, к практике в ее русле.

Как следует из всего сказанного в этой книге, структурная психосоматика придает огромное значение «личной эволюции» и нелинейным методам мышления. Разбирая эти вопросы, бывает трудно четко разграничить отдельные приемы и техники, отдельные феномены и этапы. Третья позиция относится, в этом смысле, к таким же сквозным, переплетенным с другими понятиям, как, скажем, «экологичность», «метаязык », или «экскурсивность». При беглом знакомстве они кажутся очень простыми или даже тривиальными. Хорошо, если это действительно так, но очень часто представление такого «элементарного» понятия в разных ракурсах, с разных точек зрения открывает совершенно неожиданные и даже парадоксальные аспекты, которые отторгаются несущностным сознанием, включающим множество имплантированных культуральных и социальных стереотипов.

Именно такое представление, с разных позиций, и необходимо, чтобы личностью рано или поздно был пережит своеобразный культуральный шок, скачок понимания , свидетельствующий, в частности, о перестройке структуры. Мы будем еще не раз возвращаться к понятию «третья позиция» - прежде всего, в главах о «личной эволюции», «методах мышления» и «знаковых системах»; можно сказать, что наше изложение, в целом, представляет собой своеобразный сеанс в техниках структурной психосоматики, цель которого - тот самый «скачок понимания ».