Внешне млекопитающие очень разнообразны, их строение тела зависит от условий среды обитания и образа жизни. У млекопитающих имеется голова, шея, туловище с двумя парами конечностей и хвост. На голове есть рот, нос, глаза, уши. Рот у млекопитающих ограничен мягкими подвижными губами, которые в детстве участвуют в сосании молока, а позже в захвате пищи. Глаза предохраняют развитые веки. По их краям расположены ресницы. Мигательная перепонка у млекопитающих недоразвита.

В отличие от земноводных и пресмыкающихся конечности у млекопитающих располагаются под туловищем, поэтому оно приподнято над поверхностью земли.

Тело млекопитающих покрыто прочной и эластичной кожей. В ней находятся основания волос. Различают длинные толстые остевые волосы и короткие мягкие пуховые волосы. Особо выделяют жёсткие длинные волосы - вибриссы. Как правило, вибриссы располагаются на голове (так называемые «усы» зверей), на нижней части шеи, на груди. Более подробно строение различных систем млекопитающих расмотрено в таблице ниже.

На рисунке ниже дано внешнее строение млекопитающих (на примере кролика)

Особенности строения млекопитающих

Строение млекопитающих

Особенности строения млекопитающих

Покровы тела

Кожа (прочная и эластичная, есть салные и потовые железы);

Волосяной покров (состоит из жестких остевых волос и мягких тонких волос подшерстка, вырастающих из волосяных луковиц в коже);

Когти, ногти или копыта на концах пальцев

1. Череп (мозговая часть и лицевая)

2. Позвоночник - 7 шейных позвонков; 12-15 грудных (к ним прикреплены ребра, соединенные спереди с грудиной, образуя грудную клетку), 2-9 поясничных позвонков, 3-4 крестцовых, хвостовые позвонки (количество зависит от длины хвоста)

3. Пояс передних конечностей (две лопатки и две ключицы)

4. Пояс задних конечностей (три пары сросшихся тазовых костей)

5. Скелеты конечностей (строение зависит от условий жизни)

1. Защита головного мозга, захват и измельчение пищи

2. Опора тела.

3. Связь передних конечностей с позвоночником.

4. Связь задних конечностей с позвоночником

Особенно развиты мышцы спины, поясов конечностей и конечностей.

Осуществление различных движений

Пищеварительная система

Ротовая полость (имеет зубы, язык, слюнные железы) --» глотка --> пищевод --> желудок --» кишечник (тонкий и толстый отделы и прямая кишка, в него впадают протоки поджелудочной железы и печени) --» анальное отверстие.

Измельчение, переваривание пищи, всасывание питательных веществ в кровь

Дыхательная система

Носовые полости, гортань, трахея, два легких. Дыхание с помощью диафрагмы.

Насыщение крови кислородом, удаление углекислого газа

Кровеносная система

Четырехкамерное сердце, два круга кровообращения.

Обмен веществ клеток с кровью.

Выделение

Почки (по одной с каждой стороны тела) --» мочеточники (от каждой почки) --» мочевой пузырь (один) --» мочеиспускательный канал.

Удаление избытка воды и продуктов распада

Нервная система

1. Головной мозг - на больших полушариях переднего мозга есть кора с извилинами (связано с более сложным, чем у остальных животных, поведением); хорошо развит мозжечок (связано с координацией более сложных движений)

2. Спинной мозг.

Управление движениями, безусловные и условные рефлексы; восприятие и проведение сигналов

Органы чувств

Степень развития каждого из органов чувств зависит от образа жизни животного.

Поведение

Сложное, легко формируются рефлексы, обеспечивая быстрое приспособление к меняющимся условиям среды

Размножение

Все раздельнополые, большинство (кроме яйцекладущих) вынашивают детенышей в особом органе - матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой (через пуповину).

Беременность - процесс внутриутробного развития зародыша.

Детенышей выкармливают молоком, образующимся в млечных железах (молоко - смесь белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды, необходимых детенышу).

Проявляют заботу о потомстве.

На рисунке ниже представлено внутреннее строение млекопитающих

Тема: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЛЕКОПИТАЮЩИХ НА ПРИМЕРЕ СОБАКИ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ».

Учитель биологии МКОУ Мирнинской СОШ

Задачи:

Образовательные: продолжить формировать познавательный интерес учащихся к изучению млекопитающих как наиболее высокоорганизованных позвоночных животных; сформировать у учащихся знания об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих, о прогрессивных чертах организации млекопитающих, об особенностях органов полости млекопитающих; сформировать у учащихся специальные умения: распознавать млекопитающих среди других позвоночных животных; объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении; продолжать формировать у учащихся общеучебные умения: работать с текстом учебника, составлять план-конспект прочитанного, работать с рисунками учебника; использовать инструкцию к лабораторной работе и фиксировать результаты в тетради; организовывать свое рабочее место; работать с натуральным материалом.

Развивающие: продолжить формировать у учащихся личностные качества: память, биологическую речь при работе с биологическими понятиями, внимание, аккуратность при выполнении лабораторной работы, логику, самостоятельность при составлении плана-конспекта прочитанного; продолжать формировать у учащихся приемы логического мышления: анализ, синтез, сравнение при изучении прогрессивных черт млекопитающих, сравнивать, классифицировать, обобщать и делать выводы при выполнении лабораторной работы, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания, обосновывать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать относительный характер приспособленности; продолжить формировать поисковые и исследовательские умения и навыки.

Воспитательные: продолжать формировать научно-материалистическое мировоззрение на основе познаваемости мира, взаимосвязи органов и функций, выполняемыми ими, взаимосвязи строения со средой обитания, единстве живого мира; эстетическое воспитание на основе красоты животного мира; воспитывать интерес к изучению биологии, внимательность, взаимоуважение, коммуникабельность; продолжить формировать у учащихся активную позицию, уверенность в себе, в своих знаниях; экологическое на основе приспособленности строения млекопитающих со средой обитания; санитарно-гигиеническое на основе гигиенических знаний при проведении лабораторной работы.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные: объяснение, беседа; наглядные: демонстрация ЦОР и иллюстраций; практические: распознавание и определение типов костей в скелете.

Оборудование и средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; чучела млекопитающих; таблицы, рисунки, фотографии млекопитающих; таблицы, рисунки, фотографии с изображением представителей всех классов позвоночных животных; чучела сусликов, белок, зайцев, кроликов, кротов, мышей; небольшие кусочки овчины и обработанного меха кролика, песца, нутрии, куницы, норки, нерпы; полые и костные рога копытных млекопитающих; схема строения млекопитающих; скелет кошки; влажный препарат «Вскрытая крыса»; муляж головного мозга млекопитающих; схемы «Круги кровообращения», «Строение головного мозга позвоночных животных»; компьютер; мультимедийная установка; набор ЦОР.

Ход урока:

I. Организация класса.

- Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Спасибо, садитесь, пожалуйста. С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Ученики поднимают карточки (зелёная - хорошее, синяя - плохое, красная - тревожное). Если много синих и красных, то учитель предлагает релаксацию с закрытыми глазами под спокойную музыку.

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, дневник. Дежурные, раздайте карточки с тестом.

II. Проверка домашнего задания.

а) Фронтальная беседа.

1. Какой тип животных мы изучаем?

2. Какие классы относят к типу Хордовые?

3. Какие отряды класса Млекопитающих вам известны?

4. На основании, каких признаков этих животных относят к одному классу?

б) Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. Все млекопитающие - живородящие животные.

2. Млекопитающие выкармливают детенышей молоком.

3. У большинства видов млекопитающих имеется особый орган матка, а в ней развивается детское место - плацента.

4. Плацента слабо развита у однопроходных.

5. Млечные железы располагаются у всех млекопитающих на брюшной стороне тела.

6. Количество сосков равно количеству рождаемых детенышей.

7. У кенгуру новорожденный детеныш настолько слаб, что молоко впрыскивается ему в рот при сокращении особых мышц матери.

8. У утконоса млечные железы не имеют сосков и детеныши слизывают выделяемое ими молоко с поверхности кожи.

9. В поясе передних конечностей у большинства млекопитающих имеются такие же кости, как и у пресмыкающихся.

10. Млечные железы - своеобразное видоизменение сальных желез.

11. У всех млекопитающих хорошо развита забота о потомстве.

12. Утконосы живут только в Австралии и на о. Тасмания.

13. На брюшной стороне тела у самки утконоса образуется кожистая сумка, в которую она помещает отложенные яйца.

14. Ехидны ведут наземный образ жизни, а утконосы - полуводный.

15. Самки ехидн откладывают по одному яйцу.

16. Все сумчатые передвигаются прыжками.

17. В Австралии живут кенгуру, ведущие древесный образ жизни.

Правильные ответы: 2, 3, 7, 8, 11, 14, 15, 17.

В то время, когда учащиеся выполняют тест, учитель проверяет таблицу, которую учащиеся выполнили дома.

в) Проверка выполнения творческого задания.

г) А теперь внимание на доску. Здесь даны два задания под названием «Кто

лишний» ? В каждом задании написаны названия животных, относящиеся к одному отряду или классу, кроме одного. Ваша задача: назвать это лишнее животное, поместить его в свой класс или отряд, а также сказать к какому классу или отряду относятся все остальные животные.

Речной рак – представитель класса Членистоногие, а все остальные относятся к классу Млекопитающие.

– Почему к названию класса нельзя добавить частицу «ся»?

- Тогда название приобрело бы другой смысл - животные сами питаются молоком

Коала – лишнее животное, так как оно относится к сумчатым, а все остальные к однопроходным.

- Изученные отряды млекопитающих являются наиболее древними, поэтому в их строении сохранились признаки, присущие их предкам. Подавляющее большинство представителей отряда Плацентарные млекопитающие, составляющих основную часть ныне распространенных млекопитающих, отличаются некоторыми структурно-функциональными особенностями, изучение которых и составляют познавательную задачу урока.

III. Изучение нового материала.

1. Особенности внешнего строения плацентарных млекопитающих.

Млекопитающие в настоящее время завоевали все среды обитания: наземную, водную, воздушную, почвенную и наземно-водную.

Млекопитающие завоевали все области земли от Северного полюса до берегов Антарктиды. Они обитают во всех средах: на суше, в почве, в воде, в воздухе, на деревьях; во всех природных зонах. Экологические типы млекопитающих определяются средой их обитания: водные и полуводные имеют обтекаемую рыбообразную форму тела, ласты или перепонки на лапах; живущие на открытой местности копытные имеют высокие стройные ноги, плотное туловище, длинную подвижную шею. Благодаря разнообразию приспособлений и необычайно широкому использованию пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире.

Какие главные особенности обеспечили млекопитающим превосходство над другими животными?

Что объединяет в одну большую систематическую группу столь разнообразных животных?

Эти два важных вопроса друг с другом взаимосвязаны. Попробуем найти на них ответы. С этой целью выполним лабораторную работу «Изучение строения млекопитающих».

Тема: «Изучение внешнего строения млекопитающих».

Цель: изучить особенности внешнего строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов позвоночных, продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: чучела млекопитающих, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих.

Инструктивная карточка.

1. Рассмотрите внешний облик млекопитающего. Найдите основные отделы тела: голову, шею, туловище, хвост и парные конечности. Обратите внимание на расположение конечностей под туловищем, поднимающих его над поверхностью земли. Какое значение для млекопитающих имеет такое расположение конечностей?

2. Найдите отделы конечностей, постарайтесь сосчитать количество пальцев на передних и задних ногах. Обратите внимание на когти, имеющиеся на пальцах ног. Какое значение они имеют для млекопитающих?

3. Осмотрите голову млекопитающего. Найдите ушные раковины, окружающие слуховой проход. Обратите внимание на подвижность ушных раковин. Какое значение это имеет для жизни млекопитающего? Найдите на морде млекопитающего (около носа, рта и глаз) чувствительные волосы – вибриссы. Обратите внимание на ресницы, расположенные на веках вокруг глаз. Какое значение для жизни млекопитающих имеют вибриссы и ресницы?

4. Изучите кожные покровы млекопитающих. Используя рисунок учебника «Строение кожного покрова млекопитающих», выясните, из каких слоев и образований состоит кожа. Какое значение имеют сальные и потовые железы, расположенные в коже? Обратите внимание на волосяной покров, состоящий из остевых волос и подшерстка. Какую роль в жизни млекопитающих выполняют остевые волосы и подшерсток?

5. Выясните, равномерно ли расположен волосяной покров на теле млекопитающего. Однороден ли он? На каких участках тела волосяной покров отсутствует и почему?

6. Изучите разнообразие волосяного покрова млекопитающих. Рассмотрите кусочки овчины, меха различных пушных зверей. Проведите ладонью по направлению роста остевых волос и против. Что ощущаете? Волосяной покров каких зверей лишен остевых волос, а каких – подшерстка?

7. Обратите внимание на встречающиеся у некоторых млекопитающих производные кожи - рога. Какое значение они имеют в жизни этих зверей? Выясните, какие еще производные кожи встречаются у млекопитающих и каково их значение.

8. Сделайте в тетрадях вывод об особенностях внешнего строения млекопитающих.

https://pandia.ru/text/80/147/images/image005_9.png" width="43" height="54 src=">Конечности

Передние Задние

Типы шерсти

Вибриссы Ость Подпушь

Пахучие Сальные Потовые

Лицевой Черепной

Чем покрыто тело млекопитающих? Каково значение волосяного покрова в жизни этих животных? Какие отделы тела можно выделить у млекопитающих? Какие органы чувств расположены на голове? Каково их значение? Как расположены конечности по отношению к туловищу? Каково значение такого их расположения в жизнедеятельности млекопитающих? В чем состоит отличие расположения конечностей пресмыкающихся по отношению к телу? С чем, на ваш взгляд, связано изменение положения млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?

Учитель поясняет и дополняет ответы учащихся.

Конечности млекопитающих, расположенные у большинства под туловищем, поднимающих его над поверхностью земли, обеспечивают быстроту передвижения. Число пальцев варьирует от пяти до одного. Сокращение числа пальцев или рудиментация крайних из них наблюдается у быстро бегающих видов, например копытных, тушканчиков. Сравнительно медленно перемещающиеся звери, например медведи, обезьяны, опираются при хождении на всю ладонь и ступню (стопоходящие виды); быстрые бегуны, например собаки, копытные, опираются только на пальцы (пальцеходящие виды).

Кожа, как и у других позвоночных, состоит из двух слоев: наружного - эпидермиса и внутреннего - кутиса, или собственно кожи. Эпидермис в свою очередь подразделяется на два слоя: глубинный, ростковый (иначе мальпигиев), состоящий из живых, делящихся клеток, и наружный, представленный постепенно отмирающими, в связи с роговым перерождением, клетками. Наиболее поверхностно расположенные клетки полностью ороговевают и слущиваются в виде мелкой перхоти или целых лоскутов (у некоторых тюленей). За счет деятельности эпидермиса у млекопитающих возникают такие его производные, как волосы, ногти, когти, копыта, рога (кроме оленьих), роговые чешуи и кожные железы. Собственно кожа сильно развита и состоит преимущественно из волокнистой ткани. Нижняя часть этого слоя рыхлая, и в ней откладывается жир - это так называемая подкожная жировая клетчатка. Собственно кожа особенно сильно развита у водных зверей - тюленей и китов, у которых она выполняет термоизолирующую роль и уменьшает плотность тела. Общая толщина кожи у разных видов млекопитающих различна. Как правило, у наземных обитателей холодных стран, имеющих пышный волосяной покров, она меньше. Есть разница и в прочности кожи. Встречается своеобразная кожная хвостовая аутотомия у мышей, тушканчиков и особенно у сонь. Кожный хвостовой футляр у них легко обрывается и соскальзывает с хвостовых позвонков, что дает возможность схваченному за хвост зверьку уйти от врага. Такое же биологическое значение имеет и очень тонкая, непрочная и бедная кровеносными сосудами кожа зайцев. Кожный покров млекопитающих имеет существенное терморегуляционное значение. Роль мехового покрова понятна, но нужно еще указать и на значение кожных кровеносных сосудов. При расширении их просветов, которые регулируются нервнорефлекторными механизмами, теплоотдача резко возрастает. Волосяной покров - наиболее характерное эпидермическое образование млекопитающих. Отсутствие его у некоторых видов (например, у китообразных) - явление вторичное. Хотя волос - производное эпидермиса, при развитии его зачаток - волосяная луковица - глубоко внедряется в толщу собственно кожи, образуя волосяную сумку. В дно волосяной луковицы вдается сосочек кориума с кровеносными сосудами и нервами. Это так называемый волосяной сосочек. Волосяной покров млекопитающих состоит из волос различного типа. Основными категориями их будут пуховые волосы, ость и чувствующие волосы, или вибриссы. У большинства видов преимущественное развитие получают пуховые волосы, формирующие подшерсток, или пух. Однако у некоторых животных, например оленей, кабанов, многих тюленей, подшерсток редуцирован, и волосяной покров состоит главным образом из остей. Наоборот, у подземных млекопитающих (крота, слепыша, цокора и др.) остевых волос почти нет. У большинства видов волосы на поверхности кожи распределяются неравномерно, собраны в пучки, состоящие из остевого волоса, вокруг которого расположено несколько пуховых (от двух до двухсот). Наблюдается периодическая смена волосяного покрова, или линька. У некоторых видов она бывает дважды в году - осенью и весной; таковы белки, некоторые зайцы, песцы, лисицы. У кротов бывает и третья, летняя линька. Суслики, сурки линяют один раз в году, в весенне-летнее время. У северных млекопитающих по сезонам меняется густота меха, а у некоторых и окраска. Так, у белки на 1 см2 на огузке летом бывает в среднем 4200 волос, а зимой - 8100. На зиму белеют горностаи, ласки, песцы, зайцы-беляки и некоторые другие. Особую категорию волос представляют вибриссы - очень длинные жесткие волосы, выполняющие осязательную функцию. Они расположены на голове, нижней части шеи, груди, а у некоторых лазающих (например, у белки) - и на брюхе. Видоизменениями волос являются щетина и иглы.

Кроме волос, на коже млекопитающих бывают роговые чешуи. Наиболее сильно они развиты у ящеров. Роговые чешуйки наблюдаются также на лапах (мышевидные грызуны) и на хвосте (мышевидные, бобр, выхухоль, некоторые сумчатые). Роговыми образованиями будут полые рога копытных, ногти, когти, копыта. Рога оленей также представляют придатки кожи, но развиваются они из кутиса и состоят из костного вещества.

В отличие от птиц и пресмыкающихся, кожа млекопитающих богата железами.

Перечислите железы, которые свойственны млекопитающим и охарактеризуйте их значение в жизни животных, просмотрев соответствующий фрагмент ЦОР (16, 17).

Учащиеся отвечают:

- Кожа млекопитающих богата железами – потовыми, сальными, млечными и пахучими. При испарении пота охлаждается тело, выделения сальных желез смазывает кожу и волосы, молоко содержит все необходимые для развития детенышей питательные вещества, выделение пахучих желез у одних животных служат для самозащиты (американский скунс , хорек), у других помогают особям разного пола находить друг друга (мускусные железы самцов кабарги, выхухоли, бобра). Выделения слезных мешков оленей и антилоп, а также копытных желез козлов служат для разыскивания особей одного вида.

Название класса Млекопитающие связано с функционированием млечных желез, продуктом секреции которых (молоком) они выкармливают своих детенышей.

2. Особенности строения скелета млекопитающих.

Давайте вспомним основные отделы позвоночных животных. Млекопитающие имеют тот же план строения.

На доске начерчена таблица, в первую графу которой учащиеся записывают отделы скелета, вторую графу заполняют, просмотрев соответствующий фрагмент ЦОР (18).

Отдел скелета

Из каких костей состоит

Два отдела: мозговой и лицевой с верхней и нижней челюстями.

Позвоночник

Состоит из позвонков. Отделы позвоночника: шейный (7), грудной (10 – 24), поясничный (2 – 9), крестцовый (1-9), хвостовой (4-46).

Пояс передних конечностей

Лопатки, ключицы (у некоторых ключиц нет)

Передняя конечность

Плечевая кость, кости предплечья (локтевая и лучевая), кости кисти

Пояс задних конечностей

Кости таза

Задняя конечность

Бедренная кость, кости голени (большая и малая берцовая) и кости стопы

Грудная клетка

Ребра, грудина

После выполнения работы организуется беседа.

Из каких отделов состоит скелет млекопитающих? У каких ранее изученных классов позвоночных животных имеются те же отделы? Какие характерные особенности имеются в скелете млекопитающих? С чем это связано?

Скелет млекопитающих состоит из крепких и прочных костей; череп включает мозговую и лицевую части, на челюстях имеются зубы; позвоночник состоит из подвижного шейного отдела (7 позвонков), грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов; имеют грудную клетку – защиту и опору внутренних органов; кости конечности расположены под туловищем, что содействует большей подвижности; скелет млекопитающих имеет более сложное строение по сравнению со скелетом пресмыкающихся.

3. Особенности внутреннего строения млекопитающих.

Млекопитающие характеризуются достаточно высокой и постоянной температурой тела, что позволяет отнести их к теплокровным животным. У песца, например, при температуре внешней среды до -600С температура тела равна 390С. О чем говорят эти данные?

Этой группе животных свойственен интенсивный обмен веществ.

Вспомните, что представляет собой обмен веществ. Из каких процессов он складывается? Какие вещества принимают участие в обменных процессах? С помощью каких систем органов они поступают в организм и выводятся за его пределы?

- Пищеварительная система отвечает за поступление в организм питательных веществ и дальнейшую их переработку. Чем быстрее и эффективнее идет процесс пищеварения, тем больше веществ поступает в кровь, а затем в ткани и клетки организма.

Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода, который расходуется в клетках при распаде и окислении веществ. Именно в таких реакциях выделяется большая часть энергии, которая тратится на работу внутренних органов, мышечную работу и выделение тепла, что обеспечивает сохранение температуры тела на высоком уровне.

Кровеносная система доставляет питательные вещества от органов пищеварения и кислород от легких к органам и тканям всего организма.

Предположим, какие отделы присутствуют в пищеварительной системе млекопитающих, какова их последовательность, зная, что млекопитающие это хордовые животные.

Какой должна быть дыхательная система, чтобы обеспечить поступление достаточного для теплокровности количества кислорода?

Предположите, какое строение имеет дыхательная система млекопитающих, сравнивая их с такими же высокоразвитыми животными, как птицы.

Какой тип кровеносной системы обеспечивает высокий уровень обмена веществ?

По какому классу животных мы можем об этом судить?

Таким образом, мы с вами построили модель внутреннего строения млекопитающих и выглядит она следующим образом (учитель раскрывает заранее подготовленную на доске схему).

Кровеносная система

сердце четырехкамерное

два круга кровообращения

Посмотрим еще раз на созданные нами схемы органов полости тела. Здесь мы видим общие черты строения систем внутренних органов в ряду: пресмыкающиеся – птицы – млекопитающие. А есть ли у них отличия и в чем они заключаются?

Используя влажный препарат «Вскрытая крыса», учитель называет и демонстрирует отдельные органы пищеварительной системы млекопитающих.

Рот окружен мясистыми губами, которые облегчают захват и удержание пищи. Между зубами и губами располагается преддверие рта. У грызунов и мартышек здесь находятся защечные мешки, в которых зверьки переносят пищу. Ее отрывают и пережевывают зубами, обильно смачивая слюной. Ферменты слюны воздействуют на сложные сахара, расщепляя их до более простых соединений. Пищевой комок проходит в глотку, пищевод и поступает в желудок. У большинства млекопитающих желудок простой, состоящий из одной камеры. В стенках его находятся железы, которые выделяют пищеварительные ферменты и кислоту. Они воздействуют на белки. У жвачных парнокопытных желудок сложный, состоящий из рубца, сетки, книжки и сычуга. Только последний отдел у них является собственно желудком. Предыдущие отделы служат для сбраживания пищи, где под влиянием простейших, бактерий и дрожжей происходит расщепление трудно перевариваемой клетчатки. Из рубца пища периодически отрыгивается, вновь пережевывается и смачивается слюной. У коровы за сутки выделяется до 50 л слюны. В кишечнике пища подвергается воздействию ферментов, выделяемых пищеварительными железами.

Чем отличается пищеварительная система зверей (млекопитающих) от пищеварительной системы птиц?

- В отличие от птиц, у млекопитающих нет зоба, нет клоаки. У зверей есть зубы, а у птиц – нет. У млекопитающих появляется прямая кишка. Непереваренные остатки пищи выходят через анальное отверстие. На границе между тонкой и толстой кишкой лежит слепая кишка – там происходит брожение и расщепление растительной клетчатки.

Дополнение к схеме: прямая кишка, анальное отверстие, слепая кишка.

Чем отличается пищеварительная система млекопитающих от пищеварительной системы пресмыкающихся?

- В отличие от пресмыкающихся, у млекопитающих зубы делятся на клыки, резцы, коренные, а у пресмыкающихся они одинаковые, недифференцированные. У пресмыкающихся так же, как у птиц, есть клоака, а у млекопитающих – прямая кишка и анальное отверстие. Только у одной группы, в которую входят ехидна и утконос, сохраняется клоака».

Дополнение к схеме: зубы (коренные, резцы, клыки), прямая кишка, анальное отверстие, слюна с ферментами.

Чем отличается дыхательная система зверей (млекопитающих) от дыхательной системы птиц? Найдите на рисунке в учебнике органы дыхательной системы и приготовьтесь показать их по таблице у доски.

- У птиц легкие представляют собой губчатые тела и содержат «перегородки». В легких млекопитающих бронхи ветвятся на большое количество еще более мелких ответвлений (бронхиол), которые заканчиваются пузырьками (альвеолами). Кроме того, в механизме дыхания участвуют не только межреберные мышцы, но и диафрагма.

Дополнение к схеме: альвеолы, диафрагма.

Вспомните, как устроено сердце рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц. Сколько кругов кровообращения имеют представители каждой группы.

Ответы учащихся учитель иллюстрирует схемами кровообращения на таблице «Кровеносная система позвоночных». Затем он знакомит учащихся с особенностями строения сердца млекопитающих и циркуляцией крови по двум кругам кровообращения.

Кровеносная система млекопитающих похожа на кровеносную систему птиц, но имеется не правая, а левая дуга аорты.

Сердце четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Оно разделено перегородкой на две половины: правую – венозную и левую – артериальную. Таким образом, у млекопитающих происходит полное разделение венозной и артериальной крови, что в значительной степени обеспечивает более совершенный обмен веществ у млекопитающих, чем у ранее изученных классов позвоночных. Большой круг начинается от левого желудочка, здесь берет начало левая дуга аорты, несущая насыщенную кислородом кровь к органам и тканям. От аорты отходят венечные артерии, питающие сердце. Венозная кровь от головы, туловища и конечностей вливается в правое предсердие через верхнюю и нижнюю полые вены, замыкающее большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения берет начало в правом желудочке легочной артерии, которое идет к легким. Из легких окисленная кровь возвращается в левое предсердие, где малый круг оканчивается.

Красные кровяные тельца (эритроциты) в сформированном состоянии лишены ядер.

Чем отличается кровеносная система зверей (млекопитающих) от кровеносной системы птиц? Найдите на рисунке органы (отделы) кровеносной системы и приготовьтесь показать их по таблице у доски.

- Главное различие кровеносной системы млекопитающих и птиц в том, что у птиц дуга аорты отходит вправо; левой дуги аорты нет. У млекопитающих же наоборот, нет правой, но есть левая дуга аорты. У пресмыкающихся есть и правая, и левая дуги аорты.

Дополнение к схеме: левая дуга аорты, эритроциты безъядерные, высокая кислородная емкость крови.

Каковы конечные продукты обмена веществ млекопитающих? Какие органы составляют выделительную систему млекопитающих? В чем отличие выделительной системы млекопитающих от выделительной системы птиц?

- Выделительная система п редставлена почками. Они расположены в тазовой области и представляют собою компактные тела. В почках из крови отфильтровываются продукты белкового обмена: мочевина и некоторые соли вместе с водой. По мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь и через мочеиспускательный канал удаляется наружу. У птиц нет мочевого пузыря. Мочевой пузырь открывается не в клоаку, а в мочеиспускательный канал, у птиц мочеточники открываются в клоаку.

Нервная система млекопитающих имеет более высокий уровень организации, чем у всех ранее изученных классов позвоночных животных. Используя таблицу «Схемы строения головного мозга позвоночных животных», вспомните название основных отделов головного мозга представителей ранее изученных классов позвоночных животных. Какие функции связаны с каждым из них?

Используя муляж головного мозга млекопитающих, учитель знакомит учащихся с особенностями его строения.

Центральная нервная система млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных. Наиболее развит передний мозг, имеющий крупные полушария. Поверхность полушарий образована несколькими слоями нервных клеток. У млекопитающих со сравнительно простым поведением (кролики, мыши) полушария гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведением, полушария имеют многочисленные извилины, складки и борозды, увеличивающие поверхность полушарий. Полушария переднего мозга прикрывают сверху промежуточный и средний мозг. Хорошо развит мозжечок, где находятся центры координации движений. Периферическая нервная система представлена двенадцатью черепно-мозговыми нервами и многочисленными нервами, отходящими от спинного мозга. Наиболее мощные нервные стволы отходят от спинного мозга к передним и задним конечностям. Из органов чувств наиболее развиты обоняние, слух, зрение. Хорошо развиты отделы мозга, связанные с обонятельным, слуховым и зрительным анализаторами.

Затем организует беседу по прослушанному материалу.

Какое строение имеет кора больших полушарий мозга? Какой вывод о поведении млекопитающих можно сделать на основе изучения строения головного мозга?

IV. Осмысление и первичное закрепление знаний.

Сравните строение Млекопитающих и Пресмыкающихся.

У Пресмыкающихся: кожа лишена желез, 6 шейных позвонков; туловище близко к поверхности земли, так как конечности расположены сбоку туловища; нервная система слабо развита, сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается; ячеистые лёгкие; низкий обмен веществ; непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.

В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися?

- Прогрессивные черты:

1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.

2. Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.

3. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.

4. Появление шерстного покрова.

5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.

6. Возникновение альвеолярных лёгких.

Мы ответили с вами на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

- Да (ещё раз перечисляют прогрессивные черты).

Таким образом, Млекопитающие, составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей самая прогрессивная группа животных.

V. Домашнее задание.

Изучите статью учебника «Класс Млекопитающие, или Звери» (до пункта «Многообразие млекопитающих»).

Решение биологических задач (желающим учащимся).

Задача №1

    В отличие от других позвоночных у млекопитающих имеется грудобрюшная мышца - диафрагма. Какую роль выполняет в организме этот орган?

Задача №2

    У большинства птиц на грудине имеется киль. Может ли быть такое образование на грудине млекопитающих? Если “да”, то у каких и в связи с чем он развит?

Задача №3

    У мелких зверьков (мыши, крысы, хори, ласки и др.) позвоночник отличается большой подвижностью, гибкостью. У крупных млекопитающих, например у копытных, все отделы позвоночника (кроме шейного и хвостового) малоподвижны. Как можно объяснить такое различие в строении позвоночника млекопитающих?

Задача №4

    Лошади, волки, собаки и ряд других млекопитающих при передвижении перемещают конечности вдоль оси своего тела. Имеются ли у них особенности в строении пояса передних конечностей? Если “да”, то какие?

Задача №5

    Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафы длинная. Чем определяются такие различия

Задача №6

    Суммарная дыхательная поверхность лёгких млекопитающих в 50-100 раз больше, чем поверхность кожи. Благодаря чему лёгкие этих позвоночных животных имеют большую дыхательную поверхность?

Опережающее задание для отдельных учащихся:

Подготовьте сообщение об особенностях организации и биологии представителей разных отрядов класса Млекопитающие.

Опорно-двигательная система. Скелет млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других наземных позвоночных животных: черепа, позвоночника, скелетов туловища, поясов и свободных конечностей (рис. 193).

Рис. 193. Скелет млекопитающего: 1 - верхняя челюсть; 2 - нижняя челюсть; 3 - череп; 4 - зубы; 5 - шейные позвонки; 6 - грудные позвонки; 7 - поясничные позвонки; 8 - хвостовые позвонки; 9 - ребра; 10 - лопатка; 11 - плечо; 12 - предплечье; 13 - кисть; 14 - тазовая кость; 15 - бедро; 16 - голень; 17 - стопа

Кости млекопитающих прочные, многие срастаются вместе. Череп крупный, состоит из меньшего, чем у рептилий, числа костей, так как многие срастаются еще в эмбриональном периоде. Челюсти сильные, вооруженные зубами, которые находятся в углублениях - альвеолах.

Позвоночник состоит из следующих пяти отделов: шейного (семь позвонков), грудного (двенадцать позвонков), поясничного (шесть-семь позвонков), крестцового (четыре слившихся позвонка) и хвостового отдела из разного числа позвонков у разных млекопитающих. Позвонки массивные, с уплощенными поверхностями тел. К позвонкам грудного отдела причленя-ются ребра, часть их соединяется с грудиной, образуя грудную клетку. Пояс передних конечностей состоит из парных ключиц и парных лопаток. Кора-коиды (вороньи кости) у большинства зверей редуцированы. У лошадей и собак, у которых ноги движутся только вдоль продольной оси тела, редуцированы и ключицы. Пояс задних конечностей (тазовый пояс) состоит из двух крупных тазовых костей. Каждая из них возникла при срастании лобковой, седалищной и подвздошной костей. Тазовые кости срастаются с крестцом.

У млекопитающих сложная система мышц. Наиболее развиты мышцы, двигающие конечности. Они начинаются на костях поясов и прикрепляются к костям свободной конечности. Длинные сухожилия подходят к костям стопы и кисти, что обеспечивает хорошую подвижность конечностей, расширяя их приспособительные (адаптивные) возможности.

Хорошо развиты межреберные дыхательные мышцы, сокращение которых поднимает и опускает грудную клетку. Есть мышцы, которые соединяются с кожей: например мимические мышцы, сокращение которых вызывает подергивание кожи, движение шерстного покрова, вибрисс.

У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой - диафрагмой. Она широким куполом входит в грудную полость и прилегает к легким.

Лабораторная работа № 10

Тема. Строение скелета млекопитающих.

Цель. Изучить особенности строения скелета млекопитающих.

Оборудование: пинцет, лупа, скелет (и его части) кролика (кошки, крысы).

Ход работы

  1. Рассмотрите общее строение скелета. Найдите его части: скелеты головы, туловища, конечностей. Обратите внимание на соединение костей между собой.
  2. Рассмотрите скелет черепа. Обратите внимание на размеры мозговой коробки, соединения костей, дифференцированные альвеолярные зубы.
  3. Определите отделы позвоночника и особенности их строения.
  4. Рассмотрите строение грудной клетки, вспомните ее значение для животного.
  5. Рассмотрите строение скелетов поясов и свободных конечностей - передних и задних. Найдите и назовите основные их части. Рассмотрите места прикрепления мышц.
  6. Найдите сходство и различия в строении скелетов млекопитающих и пресмыкающихся.
  7. Запишите свои выводы в тетрадь, сделайте необходимые рисунки.

Нервная система. Центральная нервная система млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных (рис. 194). Наиболее развит передний мозг, имеющий крупные полушария. Поверхность полушарий образована несколькими слоями нервных клеток - так называемой корой.

Рис. 194. Нервная система млекопитающего: А - общий план строения: 1 - головной мозг; 2 - спинной мозг; 3 - периферические нервы; Б - головной мозг кролика: 1 - обонятельные доли переднего мозга; 2 - полушария переднего мозга; 3 - извилины коры; 4 - промежуточный мозг; 5 - средний мозг; 6 - мозжечок; 7 - продолговатый мозг

У млекопитающих со сравнительно простым поведением (кролики, мыши) полушария гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведением, кора полушарий имеет многочисленные извилины (складки) и борозды, увеличивающие их поверхность. Крупные полушария переднего мозга прикрывают сверху промежуточный и средний мозг. Хорошо развит мозжечок, где находятся центры координации движений.

Периферическая нервная система, как и у других позвоночных, представлена двенадцатью парами черепно-мозговых нервов (отходят от головного мозга) и многочисленными нервами, отходящими от спинного мозга. Мощные нервные стволы направляются от спинного мозга к передним и задним конечностям.

Из органов чувств у зверей наиболее развиты обоняние, слух, зрение. Хорошо развиты отделы мозга, связанные с обонятельным, слуховым и зрительным анализаторами.

Более сложное строение опорно-двигательной и нервной систем млекопитающих в сравнении с рептилиями свидетельствует об их прогрессивном развитии, дальнейшей дифференцировке в ряду позвоночных и огромных приспособительных возможностях.

Пищеварительная система у млекопитающих более сложная, чем у пресмыкающихся (рис. 195). Рот окружен мясистыми губами, которые облегчают захват и удержание пищи. Зубы дифференцированы (подразделены на группы) на резцы, клыки, предкоренные и коренные. У представителей разных семейств они развиты по-разному в зависимости от способа питания и характера корма. Так, у грызунов и зайцев хорошо выражены резцы, у хищников - клыки и т. п.

Рис. 195. Внутреннее строение кролика (самки): 1 - трахея; 2 - пищевод; 3 - сердце; 4 - легкие; 5-желудок; 6 - слепая кишка; 7 - печень; 8 - селезенка; 9 - тонкая кишка; 10 - поджелудочная железа; 11 - почка; 12 - толстая кишка; 13 - яичник; 14 - матка; 15 - яйцевод; 16 - мочевой пузырь

Между зубами и губами расположено преддверие рта. У грызунов и мартышек здесь находятся защечные мешки, в которых они переносят пищу. Еду звери отрывают и пережевывают зубами, обильно смачивая слюной. Ферменты слюны воздействуют на сложные сахара (крахмал, клетчатку), расщепляя их до более простых соединений. Пищевой комок проходит в глотку, пищевод и поступает в желудок (рис. 196, А). У большинства млекопитающих желудок простой: он состоит из одной камеры. В стенках его находятся железы, которые выделяют пищеварительные вещества и кислоту, переваривающие белки.

Рис. 196. Схемы строения пищеварительных систем млекопитающих: А - общий план строения (кролик): 1 - рот; 2 - ротовая полость; 3 - глотка; 4 - пищевод; 5 - желудок; 6 - печень; 7 - поджелудочная железа; 8 - тонкая кишка; 9 - толстая кишка; 10 - слепая кишка: 11 - прямая кишка; 12 - анальное отверстие; Б - строение желудка жвачного парнокопытного: 1 - рубец; 2 - сетка; 3 - книжка; 4 - сычуг

У жвачных парнокопытных желудок сложный, состоящий из четырех отделов - рубца, сетки, книжки и сычуга (рис. 196, Б). Только последний из них является собственно желудком. Предыдущие отделы представляют собой расширения пищевода и служат для сбраживания пищи. Здесь под влиянием простейших, бактерий и дрожжей перерабатывается трудно перевариваемая клетчатка. У коровы за сутки выделяется до 50 л слюны, а пища из желудка периодически отрыгивается и пережевывается зубами (отсюда происходит название «жвачные»). В кишечнике пища подвергается воздействию ферментов, выделяемых пищеварительными железами, расположенными в стенках кишечника, и поступающими из печени и поджелудочной железы. Они воздействуют на все группы пищи: белки, жиры и сахара. Переваренная пища всасывается в тонком кишечнике, а непереваренные остатки поступают в толстую кишку, где формируются каловые массы, удаляемые наружу.

Дыхательная система состоит из тех же отделов, что и у пресмыкающихся: проводящих путей и легких (см. рис. 195). Легкие у зверей устроены сложнее, чем у рептилий, у них большая поверхность, обеспечивающая совершенный газообмен.

Трахея разделяется на два бронха, которые входят в легкие и здесь многократно ветвятся. Самые тонкие ответвления - бронхиолы. Они оканчиваются легочными пузырьками, или альвеолами, дыхательная поверхность которых в 50-100 раз больше поверхности тела. Альвеолы обильно оплетены кровеносными капиллярами. Именно здесь происходит газообмен. Углекислый газ из крови за счет разницы давлений выделяется в альвеолы, а кислород поступает из альвеол в капилляры, соединяется с гемоглобином эритроцитов и разносится кровью по организму. Вентиляция легких происходит за счет вдоха и выдоха. Вдох происходит за счет сокращения межреберных мышц и диафрагмы, благодаря чему увеличивается объем грудной полости. При расслаблении межреберных мышц и диафрагмы объем грудной полости и объем легких уменьшается - происходит выдох.

Кровеносная система млекопитающих похожа на кровеносную систему птиц. Сердце четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. В левой половине сердца находится артериальная кровь, в правой - венозная (рис. 197).

Рис. 197. Схема строения кровеносной системы млекопитающего: 1 - сердце; 2 - левая дуга аорты; 3 - сонная артерия; 4 - спинная аорта; 5 - яремная вена; 6 - легочная артерия; 7 - легочная вена; 8 - задняя полая вена; 9 - капиллярная сеть внутренних органов

Чисто артериальная кровь из левого желудочка по большому кругу кровообращения движется ко всем органам и тканям организма. Правда, в отличие от птиц, у млекопитающих сохранилась не правая, а левая дуга аорты. Венозная кровь из правого желудочка по сосудам малого круга кровообращения направляется в легкие, где обогащается кислородом. Быстрое движение чисто артериальной и чисто венозной крови (особенно к голове по сонным артериям и от мозга по яремным венам) обеспечивает организм кислородом и быстро удаляет вредные продукты жизнедеятельности. Это обеспечивает быстрый обмен веществ, высокую и постоянную температуру тела млекопитающих.

Выделительная система представлена почками. Они расположены в тазовой области и представляют собой компактные тела. В почках из крови отфильтровываются продукты белкового обмена: мочевина и некоторые соли вместе с водой. По мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь и через мочеиспускательный канал удаляется наружу (рис. 198).

Рис. 198. Строение выделительной и половой систем млекопитающих - самца (А) и самки (Б): 1 - почки; 2 - мочеточники; 3 - мочевой пузырь; 4 - семенники; 5 - яичник; б - семяпроводы; 7 - яйцеводы; 8 - матка; 9 - мочеиспускательный канал

Строение и деятельность систем внутренних органов млекопитающих свидетельствует об их более совершенном, прогрессивном развитии: интенсивном обмене веществ, постоянной и высокой температуре тела. Сравнение млекопитающих с птицами показывает их независимое и параллельное историческое развитие.

Упражнения по пройденному материалу

  1. В чем сходство и различия в строении покровов тела млекопитающих и рептилий?
  2. Перечислите основные особенности строения скелета головы, туловища, конечностей, связанные с наземным образом жизни, с типом питания.
  3. Поясните, чем отличается строение коры больших полушарий хищников и приматов от коры грызунов.
  4. На примере грызунов и жвачных животных объясните характерные особенности строения пищеварительной системы.
  5. Какие усложнения произошли в строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями?

Лабораторная работа № 11.
Строение яйца птицы

У птиц яйца созревают в яичнике. По мере созревания они поступают в яйцевод, в котором происходит оплодотворение. Стенки яйцевода богаты железами. Проходящие по нему яйца покрываются толстым слоем белка и другими оболочками.

Цель: ознакомиться со строением яйца, определить функции оболочек яйца.

Оборудование: свежее сырое яйцо, лоток (тарелка), скальпель, пинцет, лупа.

Техника безопасности. Для работы используйте лабораторный фартук. Осторожно обращайтесь со скальпелем, чтобы не порезаться.

ХОД РАБОТЫ

1. Скальпелем осторожно, как показано на рис. 10, разбейте яйцо над лотком и вылейте в него содержимое яйца. Не повредите желток!

2. На половинке скорлупы с тупым концом с внутренней стороны найдите полость, отгороженную внутренней подскорлуповой оболочкой. Какую функцию выполняет эта воздушная камера?_________________________________________________________________________

3. Пинцетом отделите подскорлуповую оболочку. Что она из себя представляет? Какую функцию она выполняет?______________________________________________________________________________

4. Рассмотрите скорлупу под лупой. Найдите поры. Какое они имеют значение?___________________
_

5. Найдите в прозрачном белке уплотненные канатики, идущие к желтку. Какую функцию они выполняют?__________________________________________________________________________

Какую функцию выполняет белок?_________________________________________________________
__

6. Рассмотрите желток, покрытый желточной оболочкой. Найдите на его поверхности круглое светлое пятнышко – зародышевый диск. Каковы функции желтка и зародышевого диска? ___________________

7. Зарисуйте яйцо и сделайте подписи.

Выводы

1. В процессе длительной эволюции у птиц возникли приспособления к размножению на суше. Оплодотворение у птиц _______________. Оплодотворенные яйца содержат большой запас ________________ и покрыты ___________, ________________, защищающей их от высыхания и повреждения. В яйце, вокруг зародыша, образуется особый мешок, наполненный __________. Это дало возможность птицам размножаться вне воды и заселить________________ .

2. В чем преимущество в строении яйца птицы по сравнению с яйцом пресмыкающихся?_____________
__________________________________________

3. Какие особенности строения яйца связаны с размножением птиц в наземной среде?_______________
________________________________________________________________________________________

Проблемные задачи

1. Почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху?____________________________________
______________________________________________________________________________________

2. Почему не советуют мыть куриные яйца, предназначенные для длительного хранения?___________

Лабораторная работа № 12.
Внешнее строение млекопитающих

Млекопитающие, или звери, – самые высокоорганизованные позвоночные животные. Их кожа покрыта шерстью, имеются млечные железы, челюсти с дифференцированными зубами, ушные раковины. Теплокровность, живорождение, выкармливание детенышей молоком, высокоразвитая нервная система позволяют млекопитающим обитать в самых различных условиях.

Цель: ознакомиться с внешним строением млекопитающих, найти черты приспособленности к жизни в различных средах обитания.

Оборудование: таблица «Внешнее строение млекопитающего», рисунки в учебнике.

ХОД РАБОТЫ

1. Опишите форму тела млекопитающего. Укажите, из каких отделов оно состоит. _________________
_______________________________________________________________________________________

2. Чем кожа млекопитающих отличается от кожи пресмыкающихся и птиц?_______________________
________________________________________________________________________________________

Перечислите типы желез, находящихся на коже. Каково их значение?___________________________
_______________________________________________________________________________________

Волосы каких типов различают на теле млекопитающего, и каково их значение?__________________
_______________________________________________________________________________________

3. Рассмотрите голову млекопитающего. Какие органы расположены на голове?____________________
_________________________________________________________________________________________

Каковы особенности строения этих органов?________________________________________________
________________________________________________________________________________________

4. Чем отличаются конечности млекопитающего от конечностей пресмыкающегося? В чем преимущество такого строения ног?

5. Сделайте подписи к рис. 11, 12.

Выводы

1. В чем проявляется усложнение строения млекопитающего по сравнению с пресмыкающимися?
_____________________________________________________________________________________

2. Какие особенности покровов кожи являются доказательством происхождения млекопитающих от пресмыкающихся?______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

3. Можно ли по внешнему виду млекопитающего определить среду обитания? Приведите пример.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

Можно ли по внешнему виду млекопитающего предположить какой образ жизни он ведет? Приведите пример.________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Проблемные задачи

1. В процессе эволюции жизнь в каких средах повлекла за собой исчезновение ранее существовавших конечностей у млекопитающих? Приведите пример. __________________________________________
_______________________________________________________________________________________

2. Чем домашние животные отличаются от диких предков по строению и поведению?_______________
__________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 13.
Строение скелетов позвоночных животных

Строение тела хордовых животных различных классов сходно. Для всех них характерно наличие внутреннего скелета, который обеспечивает поддержку и защиту внутренних органов и является местом крепления мышц.
Круглоротые (миноги) и хрящевые (акулы и скаты) рыбы имеют хрящевой скелет. Костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие имеют костный скелет, основой которого является позвоночник, что позволяет отнести их к позвоночным.
Сходство скелетов хордовых животных различных классов является доказательством эволюционной связи между ними и подтверждает наличие общего предка.
Скелет образован костями, которые, имея общее происхождение, выполняют различные функции. Примером могут служить ласты кита, лапа крота, крыло птицы. Такие органы называются гомологичными.

Цель: найдите сходство и различие в строении скелетов различных позвоночных животных. Определите, какие кости являются гомологичными.

Оборудование: раздаточный материал по скелету земноводного, пресмыкающегося, птицы, млекопитающего.

ХОД РАБОТЫ

1. Последовательно рассмотрите скелеты представителей различных классов позвоночных животных. Найдите отделы скелета и подпишите рис. 13–17.

2. Какие отделы имеются в скелетах животных, изображенных на рисунках?_____________________
______________________________________________________________________________________

Какие различия вы нашли?______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

3. Рассмотрите черепа. Подпишите на рис. 13–17 названия костей черепа. Найдите сходство _______
_________________________________________________________________________________________;

различия______________________________________________________________________________

Чем зубы пресмыкающегося отличаются от зубов млекопитающих?_____________________________
_____________________________________________________________________________________

Сделайте подписи к рис. 13.

Животным каких отрядов принадлежат челюсти, изображенные на рис. 13?

Можно ли определить по форме, величине и числу зубов, к какому отряду принадлежит млекопитающее? Ответ поясните. _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________.

4. Рассмотрите позвоночник. Подпишите на рис. 14–17 названия отделов позвоночника. Из каких отделов он состоит у земноводного_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________;

пресмыкающегося_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________;

птицы_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________;

млекопитающего_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________.

Какие отделы позвоночника подвижны, а какие малоподвижны?________________________________
______________________________________________________________________________________

Из каких костей состоит позвоночник?______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Какое значение имеет такое соединение костей?______________________________________________
________________________________________________________________________________________

5. Из каких костей состоят грудные клетки животных, изображенных на рис. 14–17?

В чем сходство грудных клеток?___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

В чем их различие?_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Каково значение грудной клетки? ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

6. Найдите пояса передних конечностей.

Из каких костей они состоят?____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

В чем их сходство?______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

В чем различие?______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Какое значение они имеют?_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

7. Из каких костей состоят передние конечности? Подпишите рис. 14–17.

Чем сходство крыла птицы с передней конечностью других животных? ___________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

8. Найдите кости поясов задних конечностей. Подпишите рис. 14–17. Как они соединяются между собой и какое это имеет значение?_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

9. Рассмотрите отделы задних конечностей. Подпишите рис. 14–17.

В чем их сходство?_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

В чем различие?_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

Выводы

1. Какие особенности скелета характерны для всех позвоночных животных?_______________________
_________________________________________________________________________________________

2. Каковы особенности строения зубов млекопитающих? В чем заключается взаимосвязь их строения и функций?_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

3. Какое значение имеет подвижное соединение частей конечностей?___________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

4. Какое значение в жизни пресмыкающихся, птиц и млекопитающих имеет подвижное соединение головы и туловища посредством шеи?_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Проблемные задачи

1. Докажите, что крыло птицы представляет собой видоизмененную конечность наземного позвоночного животного?____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

2. У какой птицы – страуса или стрижа лучше развит киль? Ответ поясните.__________________

Лабораторная работа № 14.
Внутреннее строение позвоночных животных

Внутреннее строение позвоночных животных различных классов сходно. Для всех них характерно наличие следующих систем внутренних органов: пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, нервной, половой.
Сходство внутренних органов позвоночных животных подтверждает эволюционную связь между ними. В строении и работе всех систем внутренних органов по мере повышения уровня организации животных происходят существенные изменения.

Цель: найти сходство и различие в строении внутренних органов позвоночных животных различных классов.

Оборудование: влажные препараты рыбы, лягушки, птицы, крысы; таблицы «Сердце», «Головной мозг», рисунки в учебнике.

Техника безопасности: осторожно обращайтесь с влажными препаратами в стеклянных сосудах.

ХОД РАБОТЫ

1. Последовательно рассмотрите влажные препараты представителей разных классов позвоночных животных. Найдите с помощью рисунков в учебнике пищеварительную систему. Из каких органов она состоит?_____________________________________________________________________________
Протоки каких желез впадают в отдел двенадцатиперстной кишки?_____________________________
____________________________________________Каковы особенности пищеварения у птиц?______
_______________________________________________________________________________________

Рис. 29

6. При помощи рисунка в учебнике найдите органы размножения. Назовите их.

У самок__________________________________
У самцов_________________________________

Заполните таблицу.

Чем яйцо отличается от икринки?__________________________________________________________

Чем яйцо птицы отличается от яйца пресмыкающегося?______________________________________
______________________________________________________________________________________

В чем преимущество развития зародыша в матке у млекопитающих?___________________________
_______________________________________________________________________________________

Выводы

1. В каких отделах пищеварительного канала происходит пищеварение?_________________________
________________________________________________________________________________________

Какие пищеварительные железы участвуют в этом процессе?__________________________________
_______________________________________________________________________________________

2. Какое значение имеют пищеварительная, кровеносная, дыхательная и выделительная системы в обмене веществ?_________________________________________________________________________

Чем объяснить высокий уровень обмена веществ у птиц и млекопитающих?______________________
________________________________________________________________________________________

3. Какое значение имеет нервная система?_________________________________________________

4. Какие особенности развития зародыша указывают на родство млекопитающих с более низкоорганизованными животными?________________________________________________________

Проблемные задачи

1. Чем объяснить, что у растительноядных млекопитающих длина кишечника превышает длину тела в 15–28 раз, а у хищных в 4–6 раз?___________________________________________________________

2. В чем заключается разница между безусловным рефлексом и инстинктом? Приведите примеры.
_______________________________________________________________________________________

Задание 1. Выполните лабораторную работу.

Тема: «Строение скелета млекопитающих».

Цель работы: изучить особенности строения млекопитающего.
3. Раскрасьте кости скелета млекопитающего (фиолетовым цветом – кости черепа, зеленым – позвоночника, голубым – пояса передних конечностей, коричневым – передние конечности, красным – пояс задних конечностей, желтым – задние конечности) и обозначьте их.

4. Запишите вывод об особенностях строения скелета млекопитающих.


Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. Раскрасьте системы внутренних органов млекопитающего (красным – кровеносные органы, зеленым – пищеварительной системы, голубым – дыхания, коричневым – выделения, черным –размножения) и обозначьте их.


Задание 4. Количество пищи, съедаемой в течение суток маленьким млекопитающим -землеройкой, превосходит массу ее тела в 2-4 раза. А тигр, имеющий массу 250-300 кг, довольствуется 10-12 кг мяса в сутки. Почему существует такое несоответствие в количестве пищи, съедаемой различными животными?