Данияр Сугралинов


© Д. Сугралинов, 2014

© Издание, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

Дорогой читатель! Первым делом поясню название.

Если ты не читал первые «Кирпичи» – не сомневайся, читай сразу вторую версию, которую ты держишь в руках. «2.0» в заголовке свидетельствует о том, что это вторая версия книги и ты ничего не упустишь.

Если же ты читал первые «Кирпичи» – не сомневайся, можешь читать и эту книгу, причем с начала. Ведь здесь многое изменилось, добавилось. И если ты ждал продолжения, то оно у тебя в руках. Просто история Сергея Резвея стала подробнее и длиннее.

Первая версия книги была написана мной осенью 2004 года.

Это была небольшая повесть, выходившая поглавно на одном из популярных тогда «контркультурных» интернет-ресурсов. Когда я начинал ее, даже не думал о том, что это будет книга. Я писал небольшой рассказ о неуверенном в себе молодом человеке. По задумке он должен был переоценить себя, влипнуть в какую-нибудь криминальную историю и этим закончить свой жизненный путь.

Я выслал первую главу, которая практически не отличается от той, что представлена в этой книге, владельцу и редактору «контркультурного» сайта Дмитрию Соколовскому, и он ее опубликовал.

Читатели сайта, или, как их там называли, «фтыкатели», неожиданно для меня стали симпатизировать главному герою Сергею Резвею и требовать продолжения.

Воодушевленный, я писал главу за главой, и к шестой о «Кирпичах» заговорили в сети. От идеи прикончить главного героя пришлось отказаться – читатели бы не простили. К тому времени он и мне полюбился. А вскоре персонажи зажили собственной жизнью, мне оставалось только записывать происходящее.

Ночами я писал продолжение, утром высылал очередную главу Диме, а днем читал отзывы-комментарии читателей и мотивировал себя к тому, чтобы продолжить «писательство». В кавычках, потому что никогда не считал себя писателем, трезво оценивая свои силы.

После десятой главы мне позвонили из одного питерского издательства и предложили публикацию повести. Еще один звонок был с популярного московского телеканала – они решили снять фильм. На протяжении последующих десяти лет каждый год ко мне обращались продюсеры, кинорежиссеры, небольшие издательства с аналогичными предложениями.

Забавно, но ни книга, ни фильм по разным не зависящим от меня причинам так и не вышли, и сейчас я уверен, что это к лучшему.

Потом на кураже я тут же написал продолжение, но вторая книга так и не увидела свет. Продолжение было откровенно неудачным – мне было 25 лет, и просто не хватало жизненного опыта, чтобы написать так, как надо. Первую главу неудавшегося продолжения по сей день можно найти в сети. Она, кстати, вошла и в эту книгу с незначительными изменениями. Больше от тех «вторых кирпичей», как их называли в сети, ничего не осталось: файл был утерян при переезде.

К началу 2013 года количество прочтений книги в сети превысило пару миллионов. Первую версию «Кирпичей» активно размещали в электронных библиотеках, на форумах, развлекательных, пикаперских и мотивационных сайтах. Кто-то выпустил аудиоверсию, а кто-то опубликовал на Google Play. В соцсетях создавались группы поклонников, книгу разодрали на цитаты.

Я к тому времени окончательно отпустил историю с «Кирпичами», занимаясь карьерой и семьей.

Наступил 2013 год. Мы с семьей были в отпуске, и мне подумалось, что я готов. Десять лет с выхода первой версии дали мне столько жизненного опыта и интересных людей, что я ощущал готовность написать продолжение. Для этого я прочел первую версию книги – чтобы вспомнить героев, события. Дочитав, я понял: продолжения не будет. Идея и мораль первой книги категорически не соответствовали мне, тридцатичетырехлетнему. Я решил полностью переписать книгу и развить историю.

И я это сделал.

У тебя в руках, читатель, «Кирпичи 2.0».

Инициация

– Ты в магазин? Купи мне шоколадку, Резвей, – попросила Лида. – Пожалуйста!

Лидка Фрайбергер, вопреки стереотипу о некрасивых немках, обладала сногсшибательной внешностью. Конечно, она это знала и – хуже всего – вовсю этим пользовалась.

Народ в офисе встрепенулся. Всем стало интересно, как я отреагирую. Черт!

А дело было так. Шеф дал нам проект. Свою часть я выполнил, а деловая стрекоза Лидочка, занятая куда более важными делами, не успела. И ладно бы покаялась – шеф побурчал бы, но продлил срок. Нет!

Утром на планерке не моргнув глазом заявила: «Михаил Степанович, выполнение проекта задержано по вине Резвея, не собравшего в срок данные по заказчику». Резвей – это моя фамилия.

Степаныч, старый хрыч, внимательно изучив длиннющие Лидкины ноги, вынес вердикт:

– Проект закончить до завтра, Резвея лишить квартального бонуса.

В общем, послать Лидку в далекие края или принести шоколад, темный с орехами, как всегда, вопрос не стоял. Первое сделать не позволяли врожденная робость и воспитание. Оставалось второе. Но вопрос в том, как бы ответить, не растеряв остатки гордости. Если бы мы с Лидкой были одни, я не задумываясь согласился бы, но коллектив, до того сосредоточенно кликавший мышками, замолк в ожидании.

Подумав, я нашел, казалось бы, компромиссное решение:

– Хорошо, возьму. Слушай, а ты не поможешь мне вечером с проектом? Хочу задержаться, но добить его наконец сегодня.

– Вот еще, разбежался, – Лида скривила губы, – у меня уже весь вечер расписан. Ничего, сам закончишь, из-за тебя же сроки горят.

Такого ответа я не ожидал. Где-то в углу программистов прозвучал смешок. Это Саня Бородаенко не сдержал презрения. Он вообще всех презирал, а меня – особенно.

– Резвей, и мне сигарет купи! – крикнул стажер Панченко.

– А мне щенка, кроссовки и барабан! Ладно, Резвей? С получки отдам! – проявил остроумие Бородаенко.

Тут уж и сидящий на диете Гараян не сдержался и заказал упаковку овсяного печенья.

– От него не толстеют, Сережа, – пояснил он. – А деньги я тебе с получки верну, хорошо?

* * *

Чавкающая грязь при каждом шаге взлетала и опускалась на штаны. Моросящий дождь заставлял жмуриться, а это при моем плохом зрении преимуществ в ориентации на местности не давало.

Коммунальные службы перекопали участок дороги возле офиса, сменили трубы, но заасфальтировать забыли. Местность напоминала колхозное поле после уборки урожая.

Мимо с гудением пронесся грузовик, водитель которого весело погрозил мне кулаком. Меня облепили комья грязи, а сопутствующие водопады залили очки. В голову упорно лезли мысли о ковровых бомбардировках. Настроение ухудшалось с каждой секундой, срочно хотелось кого-нибудь убить.

Цель, ради которой я вышел из офиса, явно не стоила всех этих мучений. Разболелось горло, и мне хотелось смягчить его какими-нибудь леденцами. До продуктового магазина недалеко, но черт меня дернул выйти в такую погоду!

В магазине душно. Остановившись у витрины с колбасами, я снял и очистил очки, вытер лицо. Жизнь налаживалась. За кассой стояла женщина лет сорока, очки в роговой оправе грозно сверкали, а копна обесцвеченных волос превращала ее в пришельца из 80-х двадцатого века. На меня – ноль внимания.

Пока я приводил себя в порядок, в магазин зашел еще один покупатель. Тяжелые облепленные грязью ботинки, щетина и короткая стрижка – мужчина среднего возраста, рабочий класс. Зал магазина заполнил запах перегара и пота.

– Бутылку водки «Журавли» и два пива! – приятный голос работяги не сочетался с его внешностью.

– Какое именно пиво?

– Мне «Балтику», а вот этому… – мужчина обернулся ко мне. – Какое пиво предпочитаешь, чудик? Угощаю! И зовут-то тебя как?

«Эх! – пронеслась шальная мысль. – Неудобно отказываться!»

– Мне, пожалуйста, «тройку». А зовут меня Резвей.

– Вы слышали? Две «тройки»! – бросил он продавщице и снова повернулся ко мне. – Очень приятно, Резвей! Меня Лехой зовут! Верняк – моя фамилия!

– Я, конечно, извиняюсь, Леха…

Мужик поморщился.

– Погоди, так ты, получается, сам себя извиняешь? – поинтересовался он.

– В смысле? – не понял я.

– Смотри. Я умываюсь – значит, я умываю сам себя, да? Получается, ты извиняешь сам себя?

Что делать, когда не видишь никакого особого смысла в своем существовании? Если даже сам себе пользу принести не можешь? В таком случае книга Данияра Сугралинова «Кирпичи» может стать хорошим мотиватором. Она позволяет пересмотреть свои ценности, посмотреть на мир под другим углом, а главное – на самого себя, ведь перемены в жизни начинаются именно с изменения самого себя.

Эта книга о простом парне Сергее, которому еще не исполнилось и тридцати лет, но он уже убежден, что его преследуют неудачи. И таких людей на самом деле очень много. Сергей уверен, что ничего из себя не представляет. Ему не везет ни в карьере, ни в личной жизни. И даже когда приходит осознание, что нужно что-то менять, не приходит ответа на вопрос, как это сделать.

Как после каждой неудачи находить в себе силы подняться и сделать следующий шаг? Как сделать так, чтобы окружающие уважали и любили тебя? Как самому научиться любить и уважать себя? Нужно работать над собой, развиваться, изменить свой образ жизни и мышление. Но как на это все найти силы и вдохновение? Сергей смог это сделать, по кирпичикам строя свое счастье. И его история способна вдохновить многих.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Кирпичи" Сугралинов Данияр бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Здравствуйте, господа хорошие!

Сразу скажу, что те, кто приготовился читать очередную накачательную или питательную статью, могут спокойно вернуться к своим делам, ибо сегодня мы будем говорить на весьма отвлеченную тему. Связана она будет с мотивацией, постановкой и достижением целей, и знакомить нас со всеми этими понятиями будет рассказ "Кирпичи"Данияра Сугралинова. Это не классическое художественное произведение, а автор далеко не претендует на получение пулитцеровской премии за “охренеть какой роман”, однако ценности это ему не убавляет.

Итак, не буду долго Вас томить, а сразу же перейду к делу.

Кирпичи: суровый рассказ о реалиях жизни.

У Вас, наверное, возник вполне резонный вопрос – почему я захотел рассказать именно про этот рассказ и почему он так странно называется?Предупрежу заранее, к строительной тематике он не имеет никакого отношения, в нем нет прорабов, нет цемента и тп, присущей данной отрасли, атрибутики. Однако в нем есть куда более ценное – невыдуманная (а может и выдуманная, потом разберемся) история становления типичного представителя офисного “планктона”, который своими действиями круто поменял собственную жизнь. Сергей Резвей (так зовут главного героя) совершает мужественный поступок – он четко осознает и принимает ответственность за свои скромные текущие результаты на себя и начинает “херачить” и производить работу над ошибками.

Этот путь он прокладывает себе сам - шаг за шагом, кирпич за кирпичом, постепенно выстраивая мощный фундамент, основанный на “мелких” собственных победах (в т.ч. над собой) . Конечно, все перемены не делаются с бухты-барахты, на них кто-то (или что-то) должен подвинуть, причем чаще всего со стороны. Так произошло и в этом рассказе, "нюню" и размазню Сергея наставил на путь истинный Алексей – человек, совершенно ему незнакомый, но разглядевший в нем внутреннюю силу и дух. Вообще, в рассказе очень четко прослеживается одна китайская мудрость, которая гласит:

У нас в России она называется “взять на слабо” (т.е. когда даешь слово самому себе, что слепишь даже из такого “материала” человека с большой буквы) .

Надо сказать, что произведение цепляет с первых же строк, т.к. манера повествования - простая, ненавязчивая и одновременно заставляющая задуматься. На протяжении всего рассказа ты как бы сопоставляешь главного героя и его жизненные ситуации и думаешь, как бы ты поступил, оказавшись на его месте. В "Кирпичах" описывается жизнь простого человека (которой, как правило, живет большинство среднестатистических людей), и тем еще ценнее рассказ для читателя.

Да, он (не главный герой) не причесан, более того, там проскакивают различные жаргонные словечки и пошлости. Однако вся эта похабщина настолько удачно вплетена в книгу (мнение автора) , что впоследствии начинаешь понимать, что все к месту и по делу. Собственно, будем с собой откровенны, сейчас по зомбоящику льют такие словечки, что уши порой в трубочку сворачиваются, а это все таки общественное телевидение.

Кроме того, если Вы ранимая натура, и слова, которые запикиваются по телевизору Вам режут слух, то тогда прошу прийти немного пораньше в зал и задержаться в раздевалке до тех пора, покуда не нагрянет толпа оголтелой молодежи, возвращающихся с тренировки. Вы наберетесь таких крепких высказываний, что бранные слова из рассказа "Кирпичи" Вам покажутся детским лепетом:). А если серьезно, то у нас в стране демократия (если кто не знал), и тут дело сугубо каждого, что ему читать и смотреть, я Вас предупредил, что произведение с пометкой “18+ ”, значит, моя совесть чиста.

Жанр рассказа "Кирпичи" я называю мелодрама, а все потому, что он точно никого не оставит равнодушным, и дело здесь в его эмоциональной составляющей. Знаете, какие книги, фильмы, истории хочется смотреть и слушать снова и снова? Те, которые дарят человеку сильные эмоции, те, в которых ты сопереживаешь главному герою, те, в которых происходит постоянное изменение уровня Ваших эмоций. Такие произведения я называю – “из грязи в князи”, к ним, например, можно отнести сказку “Золушка” или фильм "Рокки" (со Сталлоне в главной роли) .

Посмотрите на их эмоциональный спектр, и все поймете сами.

Нам неинтересно, когда все хорошо или все плохо на протяжении какого-то длительного времени, нам надо, чтобы была яма и потом взлет (или наоборот) и так постоянно, т.е. чтобы нас "бросало" по эмоциям, тогда мы запоминаем информацию лучше. Если произведение не обладает подобными характеристиками, то ему автоматически выносится вердикт – “тягомотина”. Так вот, рассказ "Кирпичи" назвать таким ну никак нельзя - там эмоций и сопереживаний хоть отбавляй, поэтому Вы точно не уснете.

Теперь что касается самого формата рассказа. В настоящий момент “Кирпичи” доступны в платно-электронном варианте в интернет-магазинах. Т.е. можно отстегнуть (аж целых) 50 рублей, закачать ее к себе на любой гаджет и почитывать при любой удобной возможности. Для аудиофилов есть звуковой вариант, т.е. Кирпичи mp3 – аудио-дорожки (всего около 14 ) заливаются в плеер/телефон и слушаются через наушники.

Учитывая вседозволенность и легкодоступность всего и вся в интернете, можно предположить, какой формат Вы выберете, поэтому (думаю, автор, Данияр Сугралинов, будет не против) я выложу книгу здесь (mp3 вариант) для Вашего удобства.

Примечание:

Теперь пару слов о читательской аудитории.

Она обширная и подойдет всем, кому важно не просто плыть по течению жизни (и ждать куда оно тебя вынесет) , но и самому что-то менять, создавать, развиваться. Идеальный вариант для молодых людей, так что девушки, если читаете эти строки и не знаете, что подарить своему молодому человеку на какое-нибудь торжество, возьмите на заметку!

Также в заключении приведу некоторые отзывы людей, которые уже познакомились с сим произведением. Уверен, они помогут Вам сделать окончательный и правильный выбор.

Ну вот, собственно, и все, о чем хотелось бы доложить, как и всегда - подведем итоги и будем прощаться.

Послесловие

Сегодня я постарался не грузить Вас профильной информацией о вопросах построения тела, а решил уделить внимание таким важным аспектам как развитие силы воли, терпения и духа. Эти качества несомненно пригодятся Вам в накачательных вопросах, ведь всем известно, что тело – это ножны для духа, значит, нужно быть сильными по всем фронтам. Прокачать “духовную” сторону как раз и призваны “Кирпичи”. На сим все, до новых встреч!

PS. Как только познакомитесь с рассказом, милости прошу сюда для отписки комментариев, отзывов и степени его “зацепки” Вас, жду!

PPS. Помог проект? Тогда оставьте ссылку на него в статусе своей социальной сети - плюс 100 очков к карме, гарантированно:).

С уважением и признательностью, Протасов Дмитрий .

Альберт Бандура

Теория социального научения

Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия

Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» - это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория, систематически излагающая его взгляды на поведение человека. Дальнейшая работа в данном направлении привела его к более общим умозаключениям, постулированным в социально-когнитивной теории, которая существенно отличается от классического обусловливания по Павлову и от оперантного научения Скиннера.

Господствовавшие ранее в психологии точки зрения сводили объяснение поведения либо к личностным факторам, либо к ситуационным, исключая из поля зрения когнитивные структуры и процессы. Но человек не является абсолютно свободным от собственной природы. Наиболее важным оставался вопрос о том, является ли связь между ситуационным побуждением и последующим поведением примой (так, например, в теории научения Скиннера, которого часто критикуют за механистичность), или опосредована разного рода когнитивными процессами: оценкой актуальной ситуации, антиципацией событий и оценкой их последствий. Конечно, сложно наблюдать когнитивное переменные, можно лишь косвенно заключить об их существовании по отдельным признакам.

Бандура создал обоснованную теорию, в противовес-точке зрения, в которой индивидуум рассматривался как пассивный ответчик на внешние стимулы или жертва неосознанных побуждений. Автор показывает, что поведение объясняется в терминах непрерывной реципрокной интерактивности, в которой личностные, ситуационные и поведенческие факторы взаимодействуют между собой как взаимозависимые детерминанты. В рамках этого подхода наиважнейшую роль играют символические, косвенные и саморегуляционные процессы.

С самого начала своей научной деятельности Альберт Бандура уделял особое внимание огромной роли символического моделирования в формировании и распространении новых форм поведения и социальных отношений. С развитием коммуникационных технологий, символическое окружение играет все возрастающую роль в распространении идей, ценностей и стилей поведения.

С позиций социального научения моделирование влияет на научение главным образом через информативную функцию\Если бы люди руководствовались в повседневной жизни только методом проб и ошибок, то научение было бы очень трудоемким, не говоря уж рискованным процессом. Но, в большинстве случаев, наблюдая за другими, мы обучаемся на примерах пусть даже приблизительных, и поэтому избегаем многих ошибок. V Наиболее спорным вопросом в научении через наблюдение является вопрос о роли подкрепления. Предполагается, что последствия автоматически подкрепляют поведение, без участия когнитивных структур. Однако в процессе изучения ученые пришли к заключению, что когда научение происходит неосознанно, то оно крайне замедленно во времени и малоэффективно. Чаще всего подкрепление переживается непосредственно или опосредовано. Однако, кроме прямого и косвенного подкрепления, люди свое собственное поведение регулируют посредством самоподкрепления. Самоподкрепление осуществляется в том случае, если люди придерживаются высокого уровня исполнения и вознаграждают или наказывают себя за достижения и неудачи. Люди способны осуществлять некоторый когнитивный контроль над своим собственным поведением, мотивацией и окружающей их средой. В контексте самоподкрепления Альберт Бандура вводит термин саморегуляция и показывает, как человеческое поведение мотивируется и регулируется внутренними стандартами и самооценочными реакциями.

Самоэффективность занимает центральное место в размышлениях Бандуры. Когда люди осознают собственную эффективность в специфической ситуации, они начинают прилагать больше усилий, дольше могут противостоять препятствиям, выдерживают враждебные обстоятельства и неприятные переживания. Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к хорошему результату и повышает таким образом самоуважение. И, напротив, низкая самоэффективность приводит к неудаче и снижению самоуважения. Человек постоянно пытается контролировать непредсказуемые ситуации и таким образом пытается осуществлять контроль над разнообразными аспектами бытия.

Бандура считает поведение достаточно целенаправленной активностью, а эффективность намерений в регулируемом поведении определяется частично тем, насколько далеко цели устремлены в будущее.

Чубарь Н. Н.

Теория социального научения

Предисловие

В этой книге я предпринял попытку ввести анализ человеческого мышления и поведения в унифицированные теоретические рамки. Ведь то, какие именно аспекты психологического функционирования подвергаются более тщательному изучению, а какие остаются без внимания, во многом зависит от взглядов на человеческую природу. Теоретические концепции аналогичным образом определяют парадигмы, используемые для сбора доказательств каждой рассматриваемой теории. Так, например, теоретики, которые исключают из круга человеческих возможностей способность к самоуправлению, ограничивают исследования только внешними источниками влияния. И хотя подобные исследования предоставляют весьма убедительные доказательства, что поведение действительно подчиняется внешнему контролю - все же, если ограничивать диапазон научных исследований лишь узким кругом психологических процессов, пренебрегая прочими, можно прийти к крайне обедненному представлению о человеческом потенциале.

На протяжении многих лет самые разнообразные бихевиоральные теории и вносили свой вклад в наше понимание того, как поведение усваивается и изменяется под воздействием непосредственного опыта. Однако традиционные способы концептуализации и изучения человеческого поведения были слишком ограниченными и часто затруднялись механическими моделями более ранних периодов развития. В последние годы достигнут значительный прогресс в нашем понимании психологических процессов, что привело к необходимости пересмотра отдельных фундаментальных допущений о том, как человеческое поведение приобретается и регулируется. Эта книжная серия представляет некоторые важнейшие открытия в рамках основных работ по теории социального научения.

В теории социального научения особо подчеркивается роль косвенных, символических и саморегуляционных процессов в психологическом функционировании. Изменения в теоретических перспективах добавили к стандартным методам исследования новые парадигмы. Так, признание факта, что человеческие мысли, эмоции и поведение могут подвергаться значительному воздействию в результате наблюдения или непосредственного опыта, поспособствовало развитию парадигм наблюдения для изучения возможностей социально опосредованного опыта.

Экстраординарная способность человека использовать символы позволяет ему репрезентировать события, анализировать свой сознательный опыт, связываться с другими людьми на любом расстоянии во времени и пространстве, планировать, творить, воображать и исполнять предвосхищаемые действия. Новый акцент на символические функции мышления расширяет сферу применения методик анализа мышления и механизмов, посредством которых мышление регулирует действие.

Третьей отличительной чертой теории социального научения является то, что центральная роль в ней отводится процессам саморегуляции. Люди не являются простыми механизмами, полностью зависящими от внешних влияний. Они сами отбирают, организуют и трансформируют стимулы, со всех сторон обрушивающиеся на них. Через самовырабатываемые побуждения и их последствия люди могут оказывать существенное влияние на свое поведение. То есть, другими словами, среди детерминант действий человека можно обнаружить и влияния, выработанные им самостоятельно. Признание человеческих самоуправляющих способностей подтолкнуло к исследованию парадигм саморегуляции, где индивидуумы сами служат главными агентами происходящих с ними изменений.

Теория социального научения подходит к объяснению человеческого поведения в терминах непрерывной реципрокной интерактивности между когнитивными, поведенческими и внешними детерминантами. Возможности людей оказывать влияние на свою судьбу, а также их самоуправление ограничены рамками процесса реципрокного детерминизма. Такая концепция человеческого функционирования, с одной стороны, не делает человека бессильным существом, брошенным на произвол внешних сил; с другой стороны, не представляет его и абсолютно свободным физическим агентом, способным стать кем угодно. Человек и его окружение являются взаимовлияющими детерминантами.

Прошлое столетие в странах Западного мира стало настоящим веком психологии, именно в этот период зародились многие из современных психологических школ. Теория социального научения была создана в тот же исторический отрезок. сегодня остается весьма популярной в странах Западного мира, у нас же, в России, не все еще имеют о ней подробную информацию.

Рассмотрим в этой статье основные положения данной теории и историю ее развития.

О чем эта теория?

Согласно данной концепции, ребенок, появляясь на свет, усваивает ценности, нормы поведения и традиции общества, в котором он живет. Этот механизм можно использовать как целостное научение детей не только навыкам поведения, но и определенным знаниям, так же, как и умениям, ценностям и навыкам.

Особое внимание ученые, разработавшие эту теорию, уделяли научению путем подражания. Причем они, с одной стороны, опирались на бихевиоризм как классическую теорию, объясняющую причины человеческого поведения, а, с другой стороны, на психоанализ, созданный З. Фрейдом.

Вообще данная концепция представляет собой работу, которая, появившись на страницах толстых академических журналах, стала очень востребована американским обществом. Ею увлекались как политики, мечтавшие узнать законы человеческого поведения и управлять посредством их большим количеством людей, так и представители других профессий: от военнослужащих и полицейских до домохозяек.

Социализация как центральное понятие концепции

Теория социального научения во многом способствовала тому, что понятие социализации, под которым подразумевалось усвоение ребенком норм и ценностей общества, в котором он живет, стало очень популярным в психолого-педагогической науке. В социальной психологии понятие социализации стало центральным. При этом западные ученые разделяли стихийную социализацию (неуправляемую со стороны взрослых людей, в процессе которой ребенок от сверстников узнает информацию, которую ему не всегда стремятся рассказывать его родители, например, об особенностях половых взаимоотношений между людьми) и централизованную социализацию (под ней ученые понимали непосредственно воспитание).

Подобное понимание воспитания, как специально организованного не нашло понимания в среде отечественной педагогике, поэтому это положение до сих пор оспаривается в российской педагогической науке.

Теория социального научения утверждает, что социализация - это понятие, равное феномену воспитания, однако в других психолого-педагогических школах Запада социализация получила и иные качественные трактовки. Например, в бихевиоризме оно трактуется как непосредственно само социальное научение, в гештальтпсихологии - как последствие между людьми, в гуманистической психологии - как результат самоактуализации.

Кто разработал эту теорию?

Теория социального научения, основные идеи которой были озвучены учеными в начале прошлого века, создавалась в американских и канадских трудах авторов, таких как А. Бандура, Б. Скиннер, Р. Сирс.

Однако даже эти психологи, будучи единомышленниками, по-разному рассматривали основные положения созданной ими теории.

Бандура изучал данную теорию с точки зрения экспериментального подхода. Путем многочисленных экспериментов автор выявил прямую зависимость между примерами различного поведения и подражанием ему детьми.

Сирс последовательно доказывал, что ребенок в течение своей жизни проходит через три фазы подражания взрослым, первая из которых является бессознательной, а вторые две - осознанными.

Скиннер создал теорию так называемого подкрепления. Он полагал, что усвоение новой модели поведения у ребенка происходит именно благодаря такому подкреплению.

Таким образом, нельзя ответить на вопрос о том, кто из ученых разработал теорию социального научения, однозначно. Это было сделано в работах целой группы американских и канадских ученых. Позже эта теория стала популярна и в странах Европы.

Эксперименты А. Бандуры

Например, А. Бандура полагал, что целью воспитателя является необходимость сформировать у ребенка новую модель поведения. При этом в достижении этой цели нельзя использовать только традиционные формы воспитательного воздействия, такие как убеждения, награды или наказания. Необходима принципиально иная система поведения самого воспитателя. Дети, наблюдая за поведением значимого для них человека, будут на бессознательном уровне перенимать его чувства и мысли, а затем и всю целостную линию поведения.

В подтверждение своей теории Бандура проводил следующий эксперимент: он собирал несколько групп детей и демонстрировал им фильмы с разным содержанием. Дети, которые смотрели фильмы с агрессивным сюжетом (агрессия в конце фильма вознаграждалась), после просмотра кино в своих манипуляциях с игрушками копировали жестокое поведение. Дети, смотревшие фильмы с таким же содержанием, однако в которых агрессия наказывалась, также демонстратировали ярко выраженную враждебность, но уже в меньших объемах. Дети, которые смотрели фильмы без агрессивного содержания, не показывали ее в своих играх после просмотра кино.

Таким образом, экспериментальные исследования, проведенные А. Бандурой, доказывали основные положения теории социального научения. Эти исследования выявили прямую связь между просмотром различных кинолент и поведением детей. Вскоре положения Бандуры были признаны в качестве истинных положений во всем научном мире.

Суть теории Бандуры

Автор теории социального научения - Бандура - полагал, что личность человека следует рассматривать во взаимодействии его окружения и познавательной сферы. По его мнению, именно факторы ситуационные и факторы предрасположенности детерминируют поведение человека. Ученый считал, что сами люди сознательно могут многое изменять в своем поведении, однако для этого очень важно их личное понимание сути происходящих событий и желание.

Именно этому ученому принадлежит мысль о том, что люди являются как продуктом собственного поведения, так и творцами собственного социального окружения и, соответственно, его поведения.

В отличие от Скиннера, Бандура не указывал на то, что все зависит от внешнего подкрепления поведения человека. Ведь люди могут не просто копировать чье-то поведение, наблюдая за ним, а читать о таких проявлениях в книгах или видеть их в кинолентах и прочее.

По мнению А. Бандуры, центральным понятием в теории социального научения выступает именно научение, сознательное или бессознательное, которое перенимает каждый рождающейся на земле человек от своего ближайшего окружения.

При этом ученый указывал на то, что поведение людей регулируется главным образом тем, что они понимают последствия своих действий. Даже преступник, идущий грабить банк, понимает, что последствием его действий может стать длительный тюремный срок, однако он идет на это дело, надеясь, что избежит наказания и получит крупный выигрыш, который выражается в определенной сумме денежных средств. Таким образом, психические процессы человеческой личности дают людям, в отличие от животных, способность предвидеть свои действия.

Работы психолога Р. Сирса

Теория социального научения нашла свое воплощение и в трудах психолога Р. Сирса. Ученый предложил концепцию диадического анализа личностного развития. Психолог говорил, что личность ребенка формируется в результате диадических отношений. Это отношения между матерью и ее ребенком, дочери и матери, сына и отца, учителя и ученика и т. д.

При этом ученый полагал, что ребенок в своей развитии проходит как бы три стадии подражания:

Рудиментарное подражание (происходит в раннем возрасте на бессознательном уровне);

Первичное подражание (начало процесса социализации внутри семьи);

Вторичное мотивационное подражание (начинается с момента поступления ребенка в школу).

Важнейшей из этих фаз ученый считал вторую, которая была связана с семейным воспитанием.

Формы зависимого поведения ребенка (по Сирсу)

Теория социального научения (кратко называющаяся теорией научения) в работах Сирса предполагала выделение несколько форм зависимого поведения детей. Их формирование зависело от взаимоотношений между ребенком и взрослыми (его родителями) в первые годы жизни малыша.

Рассмотрим их более подробно.

Первая форма. Негативное внимание. При этой форме ребенок старается привлечь внимание взрослых людей любыми способами, пусть и самыми негативными.

Вторая форма. Поиск подтверждения. Ребенок ищет постоянно утешения со стороны взрослых.

Третья форма. Позитивное внимание. Поиск ребенком похвалы со стороны значимых взрослых.

Четвертая форма. Поиск особой близости. Ребенок требует постоянного внимания со стороны взрослых.

Пятая форма. Поиск прикосновений. Ребенок нуждается в постоянном физическом внимании, выражающим любовь со стороны родителей: ласке и объятиях.

Ученый считал все эти формы достаточно опасными тем, что они являли собой крайности. Родителям он советовал придерживаться золотой середины в воспитании и не доводить дело до того, чтобы эти формы зависимого поведения стали прогрессировать в ребенке.

Концепция Б. Скиннера

Теория социального научения нашла свое воплощение и в работах Скиннера. Главным в его научной теории выступает феномен так называемого подкрепления. Он предполагает, что подкрепление, выраженное поощрением или наградой, в значительной степени усиливает вероятность усвоения ребенком предложенной ему модели поведения.

Подкрепление ученый разделяет на две большие группы, условно называя его положительным подкреплением и отрицательным. К положительным он относит то, что позитивно воздействует на развитие ребенка, к отрицательным - то, что приводит к сбоям в его развитии и формирует социальные девиации (например, увлечение алкоголем, наркотиками и прочее).

Также, по мнению Скиннера, подкрепление может быть первичным (природное воздействие, пища и прочее) и условным (знаки любви, денежные единицы, знаки внимание и прочее).

К слову сказать, Б. Скиннер являлся последовательным противником любых наказаний в воспитании детей, считая, что они абсолютно вредны, так как представляют собой отрицательное подкрепление.

Работы других ученых

Теория социального научения, кратко рассмотренная нами выше, нашла свое воплощение и в трудах других психологов в США и Канады.

Так, ученый Дж. Гевирц занимался изучением условий рождения социальной мотивации у детей. Психолог пришел к выводу о том, что такая мотивация создается в процессе взаимодействия взрослых и детей и проявляется с младенчества у последних в том, что дети смеются или плачут, кричат или, наоборот, ведут себя умиротворенно.

Коллега Дж. Гевирца, американец У. Бронфенбреннер, особое внимание уделял проблеме развития личности в семейной среде и указывал, что социальное научение происходит в первую очередь под воздействием родителей.

Как автор теории социального научения, Бронфенбреннер описал и подробно рассмотрел феномен так называемой возрастной сегрегации. Суть его заключалась в следующем: молодые люди, выйдя из определенных семей, не могут найти себя в жизни, они не знают, чем им заниматься, и чувствуют себя чужими для всех окружающих.

Работы ученого по этой тематике оказались очень востребованными в современном ему обществе. Причинами такого социального отчуждения Бронфенбреннер называл необходимость женщин-матерей проводит очень много времени в отрыве от семьи и детей на работе, рост разводов, приводящих к тому, что дети не могут полноценно общаться со своими отцами, дефицит общения с обоими родителями, увлечение членов семьи продуктами современной технической культуры (телевизорами и прочее), что тормозит взаимодействие взрослых и детей, уменьшение контактов внутри большой межпоколенной семьи.

При этом Бронфенбреннер полагал, что подобная организация семьи отрицательно влияет на личности детей, что приводит к их отчуждению как от членов семьи, так и от всего общества.

Полезная таблица: эволюция теории социального научения в течение прошлого столетия

Таким образом, рассмотрев работы ряда ученых, можно сделать вывод о том, что данная теория, возникнув в начале прошлого столетия, прошла долгий период своего формирования, обогатившись в работах многих ученых.

Сам термин возник в 1969 году в трудах канадца однако сама теория получила свое целостное оформление как в сочинениях самого ученого, так и его идейных последователей.

Эволюция теории социального научения, которую еще называют социально-когнитивной теорией, предполагает, что самым главным в жизни человека является пример поведения окружающих его людей.

Еще одним ключевым термином этой концепции стал феномен саморегуляции. Человек может изменять свое поведение по своему желанию. Более того, он может в своем сознании сформировать образ желаемого будущего и сделать все, чтобы его мечта стала реальностью. Люди, лишенные цели в жизни, имеющие размытые представление о своем будущем (таких называют «плывущими по течению»), многое теряют по сравнению с теми людьми, которые определились, каким они хотят видеть себя через годы и десятилетия. Другая проблема, которую застрагивают в своих работах в том числе и сторонники этой концепции: что делать, если цель не удается воплотить в жизнь?

Ведь в таком случае у человека возникает жгучее разочарование в жизни, которое может привести его к депрессии и суицидальным мыслям.

Итоги: что же нового внесла эта концепция в науку?

На Западе данная концепция остается в ряду популярных теорий развития личности. По ней написано множество книг, защищены научные работы, сняты киноленты.

Каждый представитель теории социального научения - это ученый с большой буквы, признанный в научном мире. К слову сказать, во многих популярных книгах по психологии используется эта теория либо целиком, либо частично. В этой связи уместно вспомнить книгу популярного когда-то психолога Д. Карнеги, в которой давались простые советы о том, как завоевывать расположение людей. В этой книге автор опирался на труды представителей изучаемой нами теории.

На основе данной теории были разработаны принципы работы не только с детьми, но и со взрослыми людьми. На нее до сих пор опираются при обучении военнослужащих, работников медицины, работников образования.

Психологи, обращаясь к проблемам семейных взаимоотношений и консультируя семейные пары, прибегают к основам этой концепции.

Первый автор теории социального научения (является им А. Бандура) многое сделал для того, чтобы его научные изыскания получили такое широкое распространение. И действительно, сегодня имя этого ученого известно во всем мире, а его концепция вошла во все учебники по социальной психологии!