Почитание чудотворного образа Пресвятой Богородицы, ныне именуемого Иверским, восходит к IX веку. По преданию, во времена правления императора-иконоборца Феофила в окрестностях города Никеи в Малой Азии жила благочестивая вдова, в доме которой хранилась чтимая икона Пресвятой Богородицы. Один из царских надсмотрщиков, увидев икону, пронзил ее. Из правой щеки потекла кровь, как из раны живого человека, и злодей, придя в ужас, пал на колени и со слезами просил у Богородицы прощения. Понимая, что чудотворный образ могут найти и уничтожить, раскаявшийся иконоборец посоветовал вдове спрятать ее. Вдова ночью отправилась на берег моря и, помолившись, пустила икону по морю — на волю Божию.

Через некоторое время икона приплыла к берегам Афона. Монахи Иверского монастыря ночью заметили, что от предмета, плывущего по водам моря, исходит сияние, похожее на восходящий к небу огненный столп. Это дивное явление продолжалось несколько ночей подряд. Подплыв в лодке поближе, иноки увидели икону Богоматери, но вынуть из воды не сумели: по мере их приближения образ удалялся. Иноки собрались в храм для совместной молитвы, прося Саму Богородицу о помощи в обретении иконы. Божия Матерь явилась в видении одному из монахов, иноку Гавриилу, сказав, что желает даровать Свой образ Иверской обители. После усердных молитв иноки крестным ходом вышли на берег моря, икона приблизилась к берегу, Гавриил вошел в морские воды и благоговейно принял ее.

Образ был внесен в монастырский храм, но уже на следующее утро исчез: монахи нашли его на стене над вратами обители. Его возвратили в храм, но на следующее утро история повторилась. Богоматерь вновь явилась в видении иноку Гавриилу и открыла Свою волю: икона должна находиться над вратами обители, охраняя ее. Монахи исполнили воля Пречистой Девы: над вратами был сооружен небольшой храм, а чудесным образом обретенная икона Богоматери получила название Портатиссы или Вратарницы.

Происхождение иконы стало известно через несколько лет, когда в Иверскую обитель попал сын вдовы — прежней владелицы иконы; он принял здесь монашеский постриг.

История почитания Иверского образа на Руси начинается в первые годы царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676), когда в Москву за сбором пожертвований на обители Святой Горы прибыл игумен Афонского Иверского монастыря архимандрит Пахомий.

Наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит , будущий Всероссийский Патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для российского государя точный ее список.

По свидетельству архимандрита Пахомия, в течение всего времени работы иконописец иеромонах Ямвлих Романов строго постился, вкушая пищу по субботним и воскресным дням, а вся братия Иверской обители дважды в неделю совершали всенощные бдения и Литургии. Список полностью идентичен древнему чудотворному образу, не отличаясь от него ни размерами, ни изображением. На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)», а также другая греческая надпись: «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского. Лета 1648». Над главой Богоматери между изображениями двух ангелов надпись «Вратарница Иверская», над правым Ее плечом — «Милующая», на правой ланите Пречистой — рана, нанесенная образу рукой иконоборца. На полях иконы — изображения 12-ти апостолов.

13 октября 1648 года список Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем Алексеем Михайловичем и , духовенство, бояре и множество народа. В память принесения Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 13/26 октября.

Первоначально Вратарницу поставили в Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход, завершившийся разгромом поляков под Вязьмой. По возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе , который в XVI-XVII веках именовался домом Пречистой Богородицы и имел статус «царского богомолья».

Почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в в Сокольниках. В Третьяковской галерее хранится еще один список Иверской иконы — она находилась в Иверской часовне и предназначалась для совершения молебнов на дому у тяжкоболящих; в нижней части этой иконы имеются специальные петли для удобства транспортировки.

Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле.

После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах организованного в стенах монастыря филиала Государственного Исторического музея.

В 1994 году в Новодевичьем монастыре возродилась монашеская жизнь; в 2010 году архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря.

25 апреля 2012 года Патриарший наместник направил министру культуры Российской Федерации А.А. Авдееву письмо с просьбой о передаче в бессрочное и безвозмездное пользование Новодевичьему монастырю находящейся в Государственном историческом музее и входящей в федеральный музейный фонд исторической святыни Русской Православной Церкви — Иверской иконы Божией Матери, вывезенной в 2010 года из Смоленского собора, а также комплекта евхаристических сосудов, принадлежавших обители.

Приказом министра культуры РФ от 26 апреля 2012 года Государственному историческому музею было дано разрешение на передачу испрашиваемых святынь в безвозмездное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви в порядке, предусмотренном государственным законодательством Российской Федерации. В тот же день между Государственным историческим музеем и Московской епархией был заключен Договор о передаче музейных предметов религиозного назначения в безвозмездное пользование. В соответствии с этим договором для хранения и использования в богослужебных целях безвозмездно на срок существования православной религиозной организации Московской епархии Русской Православной Церкви в Новодевичий монастырь Московской епархии передаются икона Божией Матери Иверская, а также комплект серебряных евхаристических сосудов XIX века — потир, дискос и звездица.

6 мая 2012 года чтимый образ в Новодевичий монастырь. В торжественной церемонии приняли участие председатель Правительства Российской Федерации, избранный Президент России , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил молебное пение перед иконой в Смоленском храме обители.

Затем святыня была перенесена в Успенский собор обители, где и будет отныне находиться, поскольку историческое место пребывания святыни — Смоленский собор — является летним храмом, богослужения в котором совершаются лишь несколько раз в году.

Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, она была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее, а с начала XI в. неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон (в честь которого и получила свое название).

Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Во времена второго периода иконоборчества (813-843) вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалеку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошло несколько веков. И вот в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. Монахи Иверской обители вместе с другими афонскими иноками, поспешившими на место чудесного явления, пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. Тогда они собрались в главном соборе Иверского монастыря и стали просить Богородицу позволить забрать Ее чудотворную икону.

В описываемое время рядом с Иверской обителью подвизался благодатный старец Гавриил, родом из Иверии. Он вел подвижническую отшельническую жизнь и непрестанно творил Иисусову молитву. Днем и ночью он изучал Священное Писание и творения Святых отцов. Единственной пищей преподобного были горные травы и ключевая вода. Вот этому богоносному старцу и было видение Божией Матери, повелевавшей ему взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону.

Братия Ивирона отправилась к морю крестным ходом, по пути церковными песнопениями воспевая Пресвятую Богородицу. Преподобный Гавриил вошел в морские воды, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел к ней по волнам, как по суше, а икона приплыла к нему прямо в руки. На месте, где старец Гавриил вышел с иконой из воды, была воздвигнута часовня (ныне парклис Пресвятой Богородицы Портаитиссы (Вратарницы, Иверской)). Это чудесное событие произошло во вторник Светлой седмицы.
Братия Иверской обители с великим благогоговением перенесла обретенный чудотворный образ в свой монастырь. Три дня подряд иноки служили Всенощные Бдения и Божественные Литургии, благодаря Пресвятую Богородицу за оказанную милость.

Первоначально икону Божией Матери поместили в главном соборе Иверского монастыря. Но наутро следующего дня она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Пресвятая Богородица, явившись преподобному Гавриилу, сказала:
«Ступай в монастырь и скажи игумену и монахам, чтобы не искушали они Меня. Не для того явилась Я им, чтобы они Меня охраняли, а чтобы Мне Самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. И еще скажи им: пока на горе этой монахи будут жить в страхе Божием и во благоговении и будут по силе своей трудиться для снискания добродетели, то пусть имеют дерзновение и надежду на милость Сына Моего и Владыки, ибо их Я у Него в Свой удел испросила, и Он дал Мне их. В знамение же этих слов Моих да будет им Моя икона: пока они будут зреть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога».

С тех пор чудотворную Иверскую икону стали называть «Вратарница», а некоторое время спустя ее поместили в специально построенную церковь у врат обители.
Однажды во время сарацинского набега один варвар дерзко ударил икону своим копьем. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на нем и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение.

Божественная кара постигла корабли напавших на Иверскую обитель пиратов: разразившаяся буря потопила все корабли, кроме судна их предводителя. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление монастыря.
В 1651 году русский царь Алексей Михайлович подарил Ивирону Обитель Святого Николая, ставшей подворьем этого афонского монастыря. Сделано это было в благодарность за излечение царской дочери, получившей исцеление у списка «Вратарницы», привезенного насельниками Иверской обители в Москву.

Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский:
«В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие ее чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами».
Предание Иверского монастыря повествует о чуде, сотворенном Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета – одна из многих пожертвованных Божией Матери.

Из-за того, что монахи отказали путнику в безвозмездном гостеприимстве, все продукты в Иверском монастыре испортились.
Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм.

Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в черное Женщину. Она усердно подметала обитель.
Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметеный, – сказала Жена и сделалась невидимою.
Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания ее обители.
Знаменитый певчий Нектарий Влах (1812-1890), приглашенный как лучший афонский протопсалт на престольный праздник в Иверский монастырь, был во время братской трапезы отравлен другими певчими, завидовавшими его мастерству. Почувствовав недомогание, Нектарий пошел в церковь Пресвятой Богородицы Вратарницы и, обратившись с горячей молитвой к Божией Матери, выпил масла из лампады от Ее иконы. Яд утратил силу, и Нектарий пел на празднике так хорошо, как никогда в жизни.

Перед первой мировой войной кроткое выражение лика Младенца Христа на Иверской иконе изменилось и стало грозным
Множество исторических данных сохранилось о случаях исцелений у Иверской иконы недужных, слепых, хромых и бесноватых. По молитвам у чудотворного образа, братия Иверского монастыря неоднократно получала чудесную помощь во время недостатка муки, вина и масла.

Перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы». У нее есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении общемировых бедствий или каких то важных событий. Так, перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед землетрясением в Армении и многими другими событиями общемирового масштаба.

Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:
– накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остается там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;
– с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;
– на Успение Пресвятой Богородицы.

Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813-1819 гг. монаху Феофану.

Дни празднования Иверской иконе Божией Матери:

12 февраля (25 февраля) и во вторник Светлой седмицы - обретение образа на горе Афон;
13 октября (26 октября) - перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона;

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «АФОНИТ.INFO» ()

Из исторических источников известно, что в X веке в Иверском монастыре на Афоне появилась чудотворная Иверская икона Божией Матери, значение которой в жизни монашеской обители огромно. На многие века она стала сокровищем и талисманом, защитницей от недругов и помощницей во всех начинаниях. Священный образ имеет и другие названия - Привратница, Вратарница, Портаитисса.

Есть отличительная особенность, по которой легко узнается икона Иверской Божьей Матери. Фото святыни позволяет рассмотреть рану на правой щеке Богородицы и струйку крови.

Иконы предназначены для того, чтобы люди молились и просили заступничества и помощи. Святые, которые изображены на них, являются прямыми посредниками между человеком и Богом. Особенно почитаются образа Христа и Богородицы. Ликов Девы Марии много, и все они имеют свои имена и назначение.

И все же, среди них особо выделяется Иверская икона Божией Матери, значение которой - хранение дома, защита от врагов, покровительство женщин, исцеление телесных и душевных недугов. История этой святыни начинается со времен Христа. Считается, что ее написал апостол Лука - первый иконописец, запечатлевший скорбный лик Богородицы с Младенцем Христом на руках.

Чудесная историяИверской иконы Божьей Матери

По христианским преданиям, в Малой Азии, недалеко от города Никея, жила вдова. Женщина была благочестивая и верующая, христианскую веру она привила и своему единственному сыну. В ее доме и хранилась эта икона. В те времена страной правил император Феофил, который всячески преследовал христиан.

Однажды в дом пришли императорские надсмотрщики. Один из них заметил образ и пронзил его копьем. Когда иконоборец увидел, что из правой щеки Богородицы потекла кровь, он пришел в ужас, упал на колени и просил прощения. Уверовав, он решил спасти чудотворную икону и посоветовал женщине, как это сделать.

Помолившись, вдова ночью пришла на берег моря и пустила святыню по волнами. Она поплыла и спустя некоторое время прибилась к Иверскому монастырю, что на Святой Горе. Ночью монахи заметили в море необычное свечение, от которого к небу восходил огненный столп. Такое чудо продолжалось на протяжении нескольких дней. Наконец, иноки решились узнать, что же это такое, и на лодке подплыли ближе.

Появление иконы в Иверском монастыре

Увидев чудесную икону, монахи попытались достать ее из воды, но это им не удалось. Она не давалась в руки, а уплывала все дальше, как только они приближались. Вернувшись ни с чем в монастырь, иноки собрались в храме и стали молить Богородицу о помощи в обретении ее образа.

Ночью Божия матерь явилась во сне старцу Гавриилу и сказала ему, что желает даровать свой образ обители Иверской. Утром монахи крестным ходом отправились на берег моря. Гавриил вошел в воду, и принял лик с благоговением. Чудесный образ с почестями и молитвами был помещен в монастырском храме.

Далее с иконой происходили другие чудеса. Утром она оказалась на стене над воротами Иверской обители. Иноки несколько раз помещали ее в храм, но назавтра опять находили над воротами. Богоматерь вновь приснилась иноку Гавриилу и открыла ему свою волю: она не хочет, чтобы ее охраняли, а будет сама хранительницей и защитницей обители, и пока ее образ будет в монастыре, благодать и милость Христа не оскудеют.

Иноки построили в честь Богоматери надвратную церковь и поместили туда чудотворный образ. Через много лет в обитель пришел сын вдовы и узнал свою фамильную реликвию. Более десяти столетий здесь пребывает Иверская икона Божией Матери, значение которой очень велико, ведь она - хранительница обители. Свое имя образ получил по названию монастыря, где и находится до настоящего времени. Для иконы был сделан серебряный оклад. Открытыми остались только лики Богородицы и Младенца. Известно много случаев, когда Матерь Божия приходила на помощь инокам, избавляя от голода, болезней и от многочисленных варваров, пытавшихся захватить святую обитель.

Иверский монастырь

Иверский монастырь - одна из 20 святых обителей, расположенных на горе Афон, находящейся на одноименном полуострове в Греции. Его основали грузины, и преподобный Гавриил по национальности также был грузином.

Наименование имеет грузинские корни, по древнему названию их страны (Иберия). Сейчас это греческий монастырь. Греки зовут его Ибирон, а Портаитиссой называют святой образ Иверской иконы Божьей Матери. Значение этого слова звучит по-русски как "Привратница".

В настоящее время здесь обитает около 30 послушников и монахов. Два раза в год в торжественные даты (день Успения Богородицы и на второй день после Пасхи) устраиваются шествия с выносом главной святыни Ивирона из обители (литания). Совершается крестный ход вокруг монастыря, и далее процессия отправляется на то место на берегу моря, где чудотворная икона явилась монашеской братии.

Поражает тот факт, что святой образ может нести любой желающий из присутствующих зрителей-мужчин (женщины в монастырь не допускаются). Портаитиссу выносят в любую погоду, и ничего с ней не случается. Она не является бесценным раритетом, который можно смотреть только на расстоянии. Греки относятся к чудотворному образу как к святыне, а не как к музейному экспонату.

Иверская икона Божией Матери. Значение в русской истории

Списки (копии) чудесной иконы, первые из которых были доставлены в Россию еще при царе Алексее Михайловиче, были особенно почитаемы на Руси. Святыни из Афона встречал в Москве сам царь Алексей Михайлович в окружении многочисленной толпы православных.

Один из списков был отправлен на Валдай, где был основан Иверский монастырь. Второй поместили над московскими парадными Воскресенскими воротами, через которые въезжали в город все гости и сами цари. Существовал ритуал: отправляясь в поход или возвратившись из него, царские особы обязательно шли поклониться Богородице, прося у нее защиты и покровительства.

Простой народ имел свободный доступ к Воскресенским воротам, и Вратарница стала одной из самых почитаемых икон, заступницей москвичей. Еще один список возили по домам хворых, которые сами не могли прийти помолиться. После октябрьских революционных потрясений часовня была уничтожена.

В 1994 г. у Воскресенских ворот была заложена новая часовня, и прибывший из Афона новый список Иверской иконы сейчас хранится в ней.

Тот, кто глубоко верит, находит у чудотворной Иверской Божией Матери защиту и утешение.

Иверская Божья Матерь - хранительница домашнего очага. Она считается покровительницей всех женщин, их помощницей и заступницей перед Господом. Икона, с помощью которой снимают венец безбрачия как с мужчин, так и с женщин. Перед иконой также молятся об исцелении недугов телесных и душевных, об утешении в бедах.

Иверская икона Пресвятой Богородицы дарит молящемся людям надежду на осознание своих ошибок, искупление грехов и обретение внутренней чистоты. Эта икона помогает людям, которые оступились в жизни и согрешили, найти в себе духовные силы, чтобы искренне покаяться в содеянном, преодолеть пагубные желания и вернуться к праведной жизни.

Также перед Иверской иконой молятся о защите своего жилья от всякой опасности, об избавлении от недугов души и тела, причем не только за себя, но и за своих близких, друзей и врагов.

Молитва Иверской иконе Божией Матери

От святой иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления подаются с верой и любовью тем, кто приходит к ней, так и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

О Пресвятая Владычице Богородице! Прими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от клеветы злых людей и от внезапной смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моления наши умилосердись и радость вместо печали даруй. И избавь нас, Владычице, от всякой беды и напасти, скорби и болезни и от всякого зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стать во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследниками быть Царства Небесного и жизни вечной со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь.

Праздник Иверской иконы Божьей Матери установлен 25 февраля в честь обретения чудотворного образа на горе Афон в XI веке.

История этой иконы началась в IX веке в небольшом поселении близ города Никеи во времена царствования императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.).

Одна благочестивая женщина, вдова, жившая вместе со своим сыном, хранила дома заветный образ Божьей Матери. Случилось, что о ее духовном сокровище стало известно. Времена иконоборчества были обозначены пренебрежительным отношением к священным изображениям.

Более того, за хранение и почитание икон человека могли подвергнуть жестоким наказаниям. Образы угодников Божьих отбирали у верующих, забирали из храмов, показательно уничтожали, демонстрируя пренебрежение, осквернение святыни.

Но если христианская душа, видя милость Божию к себе через благословение от иконы, твердо верила в то, что поклоняется не рукотворному образу, не сотворению рук, а Бога уважает, то как можно было заставить благочестивого человека священное изображение отдать на поругание?

Очевидно именно такие мысли и чувства были у той женщины-христианки, которая вместе со своим сыном уединялась, чтобы помолиться перед честным образом Девы Марии. «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой в Боге Спасителе моем» - эти слова, сказанные Пресвятой Богородицей, ярко свидетельствуют и о наших чувствах, когда мы сами молимся.

Для нас видимое присутствие Богоматери через Ее иконы - свидетельство того, что не только на словах признаем Пречистую Деву первой нашей Заступницей пред Богом, но и имеем возможность лицезреть в священном образе Ее материнскую любовь к человеку. Для бедной женщины, которая хранила у себя икону Богородицы, потерять ее, очевидно, означало не просто избавиться имущества, а больше, чем это - потерять видимый признак покровительства Божьей Матери. Поэтому и сохраняла она икону, как бесценное сокровище, ценнее любых богатств этой земной временной жизни.

Однажды в дом упомянутой благочестивой вдовы пришли вооруженные воины, выполняя приказ правителя - изъять и уничтожить икону, а ее владельцев наказать. Но почему-то начальник тех воинов решил дать возможность бедным людям оставить свою святыню дома, если они до утра соберут выкуп. Вот только количество золота, которую он захотел получить за свою снисходительность, была невероятно большой, чтобы бедная женщина смогла ее собрать, тем более за ночь.

Один из воинов пришедших, полный пренебрежения к иконам, ударил в священный образ копьем. И вот чудо увидели все присутствующие - с сухой доски потекла кровь, как из раны на теле живого человека! Не может понять ум, как после такого видения могли исполнители нечестивого приказа остаться равнодушными, не впасть на колени прося прощения у Бога за свое жестокое сердце, за нечувствительность души. Но так случилось.

Когда воины ушли, женщина, понимая, что помилование она не получит и икону тоже не спасет, отправила своего сына в безопасное место, чтобы сохранить его жизнь, а свое сокровище - икону Божьей Матери - отнесла на берег моря, полагаясь на Божий промысел. Последний раз взглянув на святыню, женщина опустила икону в воду. И снова чудо - образ Богоматери стоя поплыл по воде.

Об иконе с проколотым ликом стало известно на Афоне, поскольку единственный сын той вдовы стал монахом на Святой Горе. Он подвизался в обители вблизи того самого места, где когда-то раньше пристал корабль, который вез на остров Кипр Пречистую Богородицу, и там же в Х веке грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торнике основали монашескую обитель, получившую название Иверской.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп, поднимавшийся в небо - он поднимался от образа Богоматери, который странным образом стоял на воде. Монахи сели в лодку и хотели забрать икону в свою обитель, но как только они приближались к образу Божьей Матери, то святыня удалялась от них. Тогда игумен монастыря возглавил молитвенное служение с просьбой даровать икону обители.

И вот ночью благочестивый старец того монастыря, позже причисленный к лику святых Гавриил Грузин сподобился видеть видения Небесной Царицы.

«Передай настоятелю и братии, что я хочу дать им Мою икону в покров и помощь. Войди в море и с верой иди по волнам - тогда все узнают мою любовь и благоволение к вашей обители», -т акие слова произнесла Пречистая Дева к угодникам Божьего в видении.

Утром вся братия монастыря с пением молебна отправились на берег моря. Старец Гавриил без страха и колебания ступил на воду и сподобился принять священный образ Богоматери. Икону поставили в небольшом храме на берегу моря и три дня подряд перед ней не умолкала монашеская молитва. Позже образ перенесли в соборный храм монастыря.

В конце старец Гавриил снова получил видение Божией Матери, которая сообщила ему, что не желает, чтобы охраняли Ее, а сама хочет быть Хранительницей в этой жизни и будущем.

«Я сподобилась милости от Бога для вас и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в своей обители, благодать и милость Сына Моего к вам не уменьшится», - сказала Пречистая Дева Мария.

Монахи построили надвратную церковь в честь Пресвятой Девы, Хранительницы обители, где чудотворная икона пребывает и до нашего времени. Православные греки называют икону «Портаитисса» - «Вратарница», а по месту своего явления на Афоне икона называется Иверской.

По преданию обители явления иконы состоялось 31 марта (по другим источникам - 27 апреля) во вторник Светлой седмицы. Поэтому братия Иверского монастыря совершают праздничное богослужение по этому случаю именно во вторник пасхальной недели, идя крестным ходом на берег моря к месту, где старец Гавриил получил чудотворный образ.

История обители свидетельствует о заступничестве Божией матери за монастырь. Были случаи чудесного восполнения запасов пшеницы и елея в монастырских кладовых, исцеления больных, молящихся перед этим образом, спасение монастыря от нападений врагов. Когда персидские войска взяли монастырь в осаду, монахи стали взывать к помощи Богородицы, молясь перед Ее чудотворным образом. Внезапно поднялась буря, потопила вражеские корабли. Живым остался лишь один военачальник, будучи пораженным чудом гнева Божия, раскаялся, начал просить прощения за грехи, а позже стал одним из жертвователей обители, материально способствуя развитию монастыря.

На территории нашей Руси об Иверской иконе стало известно в XVII веке, когда будущий Патриарх Московский, а тогда еще архимандрит Новоспасского монастыря Тихон обратился к настоятелю Иверского монастыря с просьбой сделать список иконы для верующих русичей.

«И новонаписаная икона не отличается от старой ничем: ни длиной, ни шириной, ни ликом», - говорится в летописи о списке чудотворного образа.

На Иверской иконе Пресвятая Богородица держит Иисуса на левой руке, а ее правая рука протянута к Нему. На правой щеке Пресвятой Богородицы изображена кровоточащая рана - след от копья иконоборца. Такое характерное описание иконы Иверской Божьей Матери объясняет ее главное отличие от других икон Богородицы.

13 (26 по новому стилю) октября 1648 года Иверская икона Богородицы прибыла в Москву. Ее встречал Патриарх Иосиф вместе с царской семьей, а также большое количество православных верующих христиан. Так и для нашей земли русской Богородица обнаружила ту же ласку и благодать, которой одарила Иверскую обитель.

Нет сильнее молитвы, чем та, которую мать читает за своих детей. Святые отцы называли Богородицу новой Евой, благодатной Матерью рода христианского. А потому и надежда на Ее материнское покровительство - это наша помощь среди бурных волн житейского моря.