Чтобы решить задачи по геометрии, надо знать формулы - такие, как площадь треугольника или площадь параллелограмма - а также простые приёмы, о которых мы расскажем.

Для начала выучим формулы площадей фигур. Мы специально собрали их в удобную таблицу. Распечатайте, выучите и применяйте!

Конечно, не все формулы по геометрии есть в нашей таблице. Например, для решения задач по геометрии и стереометрии во второй части профильного ЕГЭ по математике применяются и другие формулы площади треугольника. О них мы обязательно расскажем.

А что делать, если надо найти не площадь трапеции или треугольника, а площадь какой-либо сложной фигуры? Есть универсальные способы! Покажем их на примерах из банка заданий ФИПИ.

1. Как найти площадь нестандартной фигуры? Например, произвольного четырёхугольника? Простой приём - разобьём эту фигуру на такие, о которых мы всё знаем, и найдем её площадь - как сумму площадей этих фигур.

Разделим этот четырёхугольник горизонтальной линией на два треугольника с общим основанием, равным . Высоты этих треугольников равны и . Тогда площадь четырёхугольника равна сумме площадей двух треугольников: .

Ответ: .

2. В некоторых случаях площадь фигуры можно представить как разность каких-либо площадей.

Не так-то просто посчитать, чему равны основание и высота в этом треугольнике! Зато мы можем сказать, что его площадь равна разности площадей квадрата со стороной и трёх прямоугольных треугольников. Видите их на рисунке? Получаем: .

Ответ: .

3. Иногда в задании надо найти площадь не всей фигуры, а её части. Обычно речь здесь идет о площади сектора - части круга.Найдите площадь сектора круга радиуса , длина дуги которого равна .

На этом рисунке мы видим часть круга. Площадь всего круга равна , так как . Остается узнать, какая часть круга изображена. Поскольку длина всей окружности равна (так как ), а длина дуги данного сектора равна , следовательно, длина дуги в раз меньше, чем длина всей окружности. Угол, на который опирается эта дуга, также в раз меньше, чем полный круг (то есть градусов). Значит, и площадь сектора будет в раз меньше, чем площадь всего круга.

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Измерьте все необходимые расстояния в метрах. Объем многих трехмерных фигур легко вычислить по соответствующим формулам. Однако все значения, подставляемые в формулы, должны измеряться в метрах. Таким образом, перед подстановкой значений в формулу убедитесь, что все они измеряются в метрах, или что вы конвертировали другие единицы измерения в метры.

  • 1 мм = 0,001 м
  • 1 см = 0,01 м
  • 1 км = 1000 м
  • Для вычисления объема прямоугольных фигур (прямоугольный параллелепипед, куб) используйте формулу: объем = L × W × H (длину умножить на ширину умножить на высоту). Эту формулу можно рассматривать как произведение площади поверхности одной из граней фигуры на ребро, перпендикулярное этой грани.

    • Например, вычислим объем комнаты длиной 4 м, шириной 3 м и высотой 2,5 м. Для этого просто умножим длину на ширину и на высоту:
      • 4 × 3 × 2,5
      • = 12 × 2,5
      • = 30. Объем этой комнаты равен 30 м 3 .
    • Куб – объемная фигура, у котрой все стороны равны. Таким образом, формулу для вычисления объема куба можно записать в виде: объем = L 3 (или W 3 , или H 3).
  • Для вычисления объема фигур в виде цилиндра используйте формулу: пи × R 2 × H. Вычисление объема цилиндра сводится к умножению площади круглого основания на высоту (или длину) цилиндра. Найдите площадь круглого основания, умножив число пи (3,14) на квадрат радиуса круга (R) (радиус - расстояние от центра окружности до любой точки, лежащей на этой окружности). Затем полученный результат умножьте на высоту цилиндра (H), и вы найдете объем цилиндра. Все значения измеряются в метрах.

    • Например, вычислим объем колодца диаметром 1,5 м и глубиной 10 м. Разделите диаметр на 2, чтобы получить радиус: 1,5/2=0,75 м.
      • (3,14) × 0,75 2 × 10
      • = (3,14) × 0,5625 × 10
      • = 17,66. Объем колодца равен 17,66 м 3 .
  • Для вычисления объема шара используйте формулу: 4/3 х пи × R 3 . То есть вам нужно знать только радиус (R) шара.

    • Например, вычислим объем воздушного шара диаметром 10 м. Разделите диаметр на 2, чтобы получить радиус: 10/2=5 м.
      • 4/3 х пи × (5) 3
      • = 4/3 х (3,14) × 125
      • = 4,189 × 125
      • = 523,6. Объем воздушного шара равен 523,6 м 3 .
  • Для вычисления объема фигур в виде конуса используйте формулу: 1/3 х пи × R 2 × H. Объем конуса равен 1/3 объема цилиндра, который имеет такую же высоту и радиус.

    • Например, вычислим объем конуса мороженного радиусом 3 см и высотой 15 см. Конвертируя в метры, получим: 0,03 м и 0,15 м соответственно.
      • 1/3 х (3,14) × 0,03 2 × 0,15
      • = 1/3 х (3,14) × 0.0009 × 0,15
      • = 1/3 × 0.0004239
      • = 0,000141. Объем конуса мороженного равен 0,000141 м 3 .
  • Для вычисления объема фигур неправильной формы используйте несколько формул. Для этого попробуйте разбить фигуру на несколько фигур правильной формы. Затем найдите объем каждой такой фигуры и сложите полученные результаты.

    • Например, вычислим объем небольшого зернохранилища. Хранилище имеет цилиндрический корпус высотой 12 м и радиус 1,5 м. Хранилище также имеет коническую крышу высотой 1 м. Вычислив отдельно объем крыши и отдельно объем корпуса, мы можем найти общий объем зернохранилища:
      • пи × R 2 × H + 1/3 х пи × R 2 × H
      • (3,14) × 1,5 2 × 12 + 1/3 х (3,14) × 1,5 2 × 1
      • = (3,14) × 2,25 × 12 + 1/3 х (3,14) × 2,25 × 1
      • = (3,14) × 27 + 1/3 х (3,14) × 2,25
      • = 84,822 + 2,356
      • = 87,178. Объем зернохранилища равен 87,178 м 3 .
  • Цели и задачи:

    Образовательные:

    • повторить и обобщить знания о треугольнике;
    • доказать теорему о сумме углов треугольника;
    • практически убедиться в правильности формулировки теоремы;
    • научиться применять полученные знания при решении задач.

    Развивающие:

    Воспитательные:

    • развивать личностные качества учащихся, таких как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, умение работать в коллективе.

    Оборудование: мультимедийный проектор, треугольники из цветной бумаги, УМК «Живая математика», компьютер, экран.

    Подготовительный этап: учитель дает задание ученику подготовить историческую справку о теореме «Сумма углов треугольника».

    Тип урока : изучение нового материала.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Приветствие. Психологический настрой учащихся на работу.

    II. Разминка

    С геометрической фигурой “треугольник” мы познакомились на предыдущих уроках. Давайте повторим, что нам известно о треугольнике?

    Учащиеся работают по группам. Им предоставлена возможность общаться друг с другом, каждому самостоятельно строить процесс познания.

    Что получилось? Каждая группа высказывает свои предложения, учитель записывает их на доске. Проводится обсуждение результатов:

    Рисунок 1

    III. Формулируем задачу урока

    Итак, о треугольнике мы знаем уже достаточно много. Но не все. У каждого из вас на парте есть треугольники и транспортиры. Как вы думаете, какую задачу мы можем сформулировать?

    Ученики формулируют задачу урока - найти сумму углов треугольника.

    IV. Объяснение нового материала

    Практическая часть (способствует актуализации знаний и навыков самопознания).Проведите измерения углов с помощью транспортира и найдите их сумму. Результаты запишите в тетрадь (заслушать полученные ответы). Выясняем, что сумма углов у всех получилась разная (так может получиться, потому что неточно приложили транспортир, небрежно выполнили подсчет и т.д.).

    Выполните перегибания по пунктирным линиям и узнайте, чему еще равна сумма углов треугольника:

    а)
    Рисунок 2

    б)
    Рисунок 3

    в)
    Рисунок 4

    г)
    Рисунок 5

    д)
    Рисунок 6

    После выполнения практической работы ученики формулируют ответ: Сумма углов треугольника равна градусной мере развернутого угла, т. е. 180°.

    Учитель: В математике практическая работа дает возможность лишь сделать какое-то утверждение, но его нужно доказать. Утверждение, справедливость которого устанавливается путем доказательства, называется теоремой. Какую теорему мы можем сформулировать и доказать?

    Ученики: Сумма углов треугольника равна 180 градусов.

    Историческая справка: Свойство суммы углов треугольника было установлено еще в Древнем Египте. Доказательство, изложенное в современных учебниках, содержится в комментариях Прокла к «Началам» Евклида. Прокл утверждает, что это доказательство (рис. 8) было открыто еще пифагорейцами (5 в. до н. э.). В первой книге «Начал» Евклид излагает другое доказательство теоремы о сумме углов треугольника, которое легко понять при помощи чертежа (рис. 7):


    Рисунок 7


    Рисунок 8

    Чертежи высвечиваются на экране через проектор.

    Учитель предлагает с помощью чертежей доказать теорему.

    Затем доказательство проводится с применением УМК «Живая математика» . Учитель на компьютере проецирует доказательство теоремы.

    Теорема о сумме углов треугольника: «Сумма углов треугольника равна 180°»


    Рисунок 9

    Доказательство:

    а)

    Рисунок 10

    б)

    Рисунок 11

    в)

    Рисунок 12

    Учащиеся в тетради делает краткую запись доказательства теоремы:

    Теорема: Сумма углов треугольника равна 180°.


    Рисунок 13

    Дано: Δ АВС

    Доказать: А + В + С = 180°.

    Доказательство:

    Что требовалось доказать.

    V. Физ. минутка.

    VI. Объяснение нового материала (продолжение)

    Следствие из теоремы о сумме углов треугольника выводится учащимися самостоятельно, это способствует развитию умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее:

    В любом треугольнике либо все углы острые, либо два острых угла, а третий тупой или прямой .

    Если в треугольнике все углы острые, то он называется остроугольным .

    Если один из углов треугольника тупой, то он называется тупоугольным .

    Если один из углов треугольника прямой, то он называется прямоугольным .

    Теорема о сумме углов треугольника позволяет классифицировать треугольники не только по сторонам, но и по углам. (По ходу введения видов треугольников учащимися заполняется таблица)

    Таблица 1

    Вид треугольника Равнобедренный Равносторонний Разносторонний
    Прямоугольный
    Тупоугольный
    Остроугольный

    VII. Закрепление изученного материала.

    1. Решить задачи устно:

    (Чертежи высвечиваются на экране через проектор)

    Задача 1. Найдите угол С.


    Рисунок 14

    Задача 2. Найдите угол F.


    Рисунок 15

    Задача 3. Найдите углы К и N.

    Рисунок 16

    Задача 4. Найдите углы P и T.


    Рисунок 17

    1. Решить задачу самостоятельно № 223 (б, г).
    2. Решить задачу на доске и в тетрадях уч-ся №224.
    3. Вопросы: Может ли треугольник иметь: а) два прямых угла; б) два тупых угла; в) один прямой и один тупой угол.
    4. (выполняется устно) На карточках, имеющихся на каждом столе, изображены различные треугольники. Определите на глаз вид каждого треугольника.


    Рисунок 18

    1. Найдите сумму углов 1, 2 и 3.


    Рисунок 19

    VIII. Итог урока.

    Учитель: Что мы узнали? Для любого ли треугольника применима теорема?

    IX. Рефлексия.

    Передайте мне свое настроение, ребята! С обратной стороны треугольника изобразите свою мимику.


    Рисунок 20

    Домашнее задание: п.30 (1 часть), вопрос 1 гл. IV стр. 89 учебника; № 223 (а, в), № 225.

    Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.

    Сумма углов треугольника.

    Смирнова И. Н., учитель математики.
    Информационный проспект открытого урока.

    Цель методического занятия: познакомить учителей с современными методами и приемами использования средств ИКТ в различных видах учебной деятельности.
    Тема урока: Сумма углов треугольника.
    Имя урока: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н Толстой.
    Методические новшества, которые будут положены в основу урока.
    На уроке будут показаны методы научного исследования с использованием ИКТ (использование математических экспериментов, как одной из форм получения новых знаний; экспериментальная проверка гипотез).
    Обзорное описание модели урока.
    1. Мотивация изучения теоремы.
    2. Раскрытие содержания теоремы в ходе математического эксперимента с использованием учебно-методического комплекта «Живая математика».
    3. Мотивация необходимости доказательства теоремы.
    4. Работа над структурой теоремы.
    5. Поиск доказательства теоремы.
    6. Доказательство теоремы.
    7. Закрепление формулировки теоремы и ее доказательства.
    8. Применение теоремы.

    Урок по геометрии в 7 классе
    по учебнику «Геометрия 7-9»
    на тему: «Сумма углов треугольника».

    Тип урока: урок изучения нового материала.
    Цели урока:
    Образовательные: доказать теорему о сумме углов треугольника; получить навыки работы с программой «Живая математика», развитие межпредметных связей.
    Развивающие: совершенствование умений осознанно проводить такие приемы мышления как сравнение, обобщение и систематизация.
    Воспитательные: воспитание самостоятельности и умения работать в соответствии с намеченным планом.
    Оборудование: мультимедийный кабинет, интерактивная доска, карточки с планом практической работы, программа «Живая математика».

    Структура урока.

    1. Актуализация знаний.
      1. Мобилизующее начало урока.
      2. Постановка проблемной задачи с целью мотивации изучения нового ма-териала.
      3. Постановка учебной задачи.
      1. Практическая работа «Сумма углов треугольника».
      2. Доказательство теоремы о сумме углов треугольника.
      1. Решение проблемной задачи.
      2. Решение задач по готовым чертежам.
      3. Подведение итогов урока.
      4. Постановка домашнего задания.

    Ход урока.

    1. Актуализация знаний.

      План урока:

      1. Экспериментальным путем установить и выдвинуть гипотезу о сумме углов любого треугольника.
      2. Доказать это предположение.
      3. Закрепить установленный факт.
    2. Формирование новых знаний и способов действий.
      1. Практическая работа «Сумма углов треугольника».

        Учащиеся садятся за компьютеры и им раздаются карточки с планом практической работы.

        Практическая работа по теме «Сумма углов треугольника» (образец карточки)

        Распечатать карточку

        Учащиеся сдают результаты практической работы и садятся за парты.
        После обсуждения результатов практической работы выдвигается гипотеза о том, что сумма углов треугольника равна 180°.
        Учитель: Почему мы пока не можем утверждать, что сумма углов абсолютно любого треугольника равна 180°.
        Ученик: Нельзя выполнить ни абсолютно точных построений, ни произвести абсолютно точного измерения, даже на компьютере.
        Утверждение, что сумма углов треугольника равна 180°, относится только к рассмотренным нами треугольникам. Мы ничего не можем сказать о других треугольниках, так как их углы мы не измеряли.
        Учитель: Правильнее было бы сказать: рассмотренные нами треугольники имеют сумму углов приблизительно равную 180°. Чтобы убедиться в том, что сумма углов треугольника точно равна 180° и при том для любых треугольников, нам надо еще провести соответствующие рассуждения, то есть доказать справедливость утверждения, подсказанного нам опытом.

      2. Доказательство теоремы о сумме углов треугольника.

        Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока «Сумма углов треугольника».

        Работа над структурой теоремы.

        Чтобы сформулировать теорему, ответьте на следующие вопросы:
        • Какие треугольники использовались в процессе проведения измерений?
        • Что входит в условие теоремы (что дано)?
        • Что мы обнаружили при измерении?
        • В чем состоит заключение теоремы (что надо доказать)?
        • Попробуйте сформулировать теорему о сумме углов треугольника.

        Построение чертежа и краткая запись теоремы

        На этом этапе учащимся предлагается сделать чертеж и записать, что дано и что требуется доказать.

        Построение чертежа и краткая запись теоремы.

        Дано: Треугольник ABC.
        Доказать:
        டA + டB + டC = 180°.

        Поиск доказательства теоремы

        При поиске доказательства следует попытаться развернуть условие или заключение теоремы. В теореме о сумме углов треугольника попытки развернуть условие безнадежны, поэтому разумно заняться с учениками развертыванием заключения.
        Учитель: В каких утверждениях говорится об углах, сумма величин которых равна 180°.
        Ученик: Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма внутренних односторонних углов равна 180°.
        Сумма смежных углов равна 180°.
        Учитель: Попробуем для доказательства использовать первое утверждение. В связи с этим необходимо построить две параллельные прямые и секущую, но необходимо это сделать так, чтобы наибольшее количество углов треугольника стали внутренними или входили в них. Как можно этого добиться?

        Поиск доказательства теоремы.

        Ученик: Провести через одну из вершин треугольника прямую параллельную другой стороне, тогда боковая сторона будет являться секущей. Например, через вершину В.
        Учитель: Назовите образовавшиеся при этих прямых и секущей внутренние односторонние углы.
        Ученик: Углы DBA и ВАС.
        Учитель: Сумма каких углов будет равна 180°?
        Ученик: டDBA и டBAC.
        Учитель: Что можно сказать о величине угла ABD?
        Ученик: Его величина равна сумме величин углов ABC и СВК.
        Учитель: Какого утверждения нам не хватает, чтобы доказать теорему?
        Ученик: டDBC = டACB.
        Учитель: Какие это углы?
        Ученик: Внутренние накрест лежащие.
        Учитель: На основании чего мы можем утверждать, что они равны?
        Ученик: По свойству внутренних накрест лежащих углов при параллельных прямых и секущей.

        В результате поиска доказательства составляется план доказательства теоремы:

        План доказательства теоремы.

        1. Через одну из вершин треугольника провести прямую, параллельную противолежащей стороне.
        2. Доказать равенство внутренних накрест лежащих углов.
        3. Записать сумму внутренних односторонних углов и выразить их через углы треугольника.

        Доказательство и его запись.

        1. Проведем BD || АС (аксиома параллельных прямых).
        2. ட3 = ட4 (так как это накрест лежащие углы при BD || АС и секущей ВС).
        3. டА + டАВD = 180° (так как это односторонние углы при BD || АС и секущей АВ).
        4. டА + டАВD = ட1 + (ட2 + ட4) = ட1 + ட2 + ட3 = 180°, что и требовалось доказать.

        Закрепление формулировки теоремы и ее доказательства.

        Для усвоения формулировки теоремы учащимся предлагается выполнить следующие задания:

        1. Сформулируйте теорему, которую мы только что доказали.
        2. Выделите условие и заключение теоремы.
        3. К каким фигурам применима теорема?
        4. Сформулируйте теорему со словами «если …, то…».
    3. Применение знаний, формирование умений и навыков.