Чуприна- причёска древнерусских князей, запорожских казаков. И не только. December 28th, 2013

Оригинал взят у в

Лет двадцать назад отдыхал я с женой на турбазе под г.Запорожье в сосновом лесу, на берегу тихого Днепра. Под конец отдыха заехали в музей "Казацкой славы" о.Хортица. Как оказалось там же и погиб от рук печенегов в марте 972 и Киевский князь Святослав. Здесь же в старом Днепре был найден предположительно его меч, франкского типа 10 века.

Длина до метра и малый вес [около 950 граммов] был смертоносным оружием ближнего боя. Отделка рукояти, переплетенной пайкой серебряных, медных и латунных пластинок, подчеркивала статус владельца. Его стоимость тогда составляла примерно стоимость сегодняшнего Мерседеса. Простые дружинники были вооружены попроще. Печенеги перекрыли путь ладьям топлёными брёвнами и обстреляв из луков убили князя с дружиной.


Фрагмент картины

Тогда меня поразила картина, с изображением князя. На ней он выглядел, как запорожский казак. Я спросил гида и она подтвердила, что так выглядели киевские князья. Я заинтересовался, но прояснил эту тему только недавно.

Вот как описывает Святослава византиец Лев Диакон
Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга: она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. (Лев Диакон. История. IX 11. М., 1988. С. 82.)
Неизвестный персидский автор 9-го века н.э. в труде «Книга границ мира» описывает русов: «народ русов воинственен. Они воюют со всеми неверными и всегда выходят победителями, среди них есть группа из моровват (рыцарей). Они шьют шаровары приблизительно из 100 гязев ткани, которые надевают и вращают выше колена...они шьют шапки из шерсти с хвостом (шлыком)». Полное описание казака в шароварах и в шапке со шлыком.


Художник Целестин Медович "Путь хорватов" 1903. (Хорваты пересилились на Балканы в 7 веке)

Нужно сказать, что у древних славян не было однородной причёски, кто стриг волосы под горшок, кто чуб, кто носил подлинее.. Но очевидно что эта причёска (Чуприна) была воинской, так легче было ухаживать за волосами в походах и не быть похожим на раба, которым брили головы и усы. В Украине её могли носить только казаки побывавшие на Сечи и "понюхавшие пороху". Таких называли- чуприндёры. Молодые необстрелянные сечевики не имели право на неё. Чуприну носят на левую сторону, там где носят ордена и саблю, за левым ухом- это знак доблести, пояснял атаман Головатый, великому князю Константину.
Чуприну часто путают с причёской "Под чуб". Так попутал и художник И.Репин со своими запорожцами, и с, его лёгкой руки Целестин Медович, оставив воинам, какие-то китайские косички, почти на макушках. Да ещё и на правое ухо. Ну может, его казаки были в возрасте и лысыватые

Вся голова брилась, над самим же лбом оставлялся пучок в 3 пальца шириной и длиной от 3-4 пальцев.

Думаю история Сечи значительно древнее, чем считают историки с 14 века. В 1054г от единой христианской апостольской церкви откололась восточная. Серьёзные трения начались уже к празднованию тысячелетия Христа даже из-за слова "Миллениум"(тысячелетие), которое Патриарх Константинопольский отказался упоминать в молитвах, было много и других расхождений... А закончилось анафемой друг- друга. Одно из обвинений выдвигаемых латинянам восточной церковью было-
Брадобритие у латинян: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: „да не бреете брад ваших“ (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что (лишь) женам благопристойно этот (вид) при творении устроил Бог, мужам же судил быть несообразным (сему виду)»;
До этого, русичи, кто хотел- брился и стригся. Набожный князь Ярослав (Мудрый), скорее под давлением церковников, как явствует из содержания издал (Церковный устав)-
Аще кто пострижеть голову или бороду, митрополиту 12 гривень, а князь казнить .
До этого, если судить по более старинному канону, заимствованному от варяжских племен, Ярослав изображался на иконах с короткой стрижкой, гладко выбритый и с и с небольшим скосом волос, очень похожим на казацкую чуприну, что было представлено как символ величия и знатности. И несмотря на такой суровый закон казаки сохранили эту причёску на столетия.

После разгрома Руси татарами, эти законы можно было не соблюдать.. Вскоре значительная часть русских княжеств вошла в состав нового независимого от монголо- татар государства- "Великое княжество Литовское, Руское, Жомойтское и иных" А потом в союзное государство- "Речь Посполита" (Республика Обьеденённая).
И никто ни там, ни там не запрещал никаких стрижек или бритья. Стрижек было много, но основными считались причёски - Под Чуб и Под Макитру.

1. "Под Чуб" стриглась так: над лбом, на висках и на затылке волосы брились, и только на макушке оставлялся с ладонь пучок круглого и длинного волоса. Эти волосы расчёсывали на все стороны и подстригали кругом- выше надо лбом и ниже на затылке. Таким образом волосом закрывалась вся бритая голова и создавалось впечатление, что она вся покрыта волосами, но когда поднимался ветер то волосы поднимались и оголялся бритый череп, от этого лицо становилось диковатым и воинственным. Причёску "Под чуб" носили в основном помещики, городские и реестровые казаки, свободные казаки и крестьяне. "Под чуб по польски" подстригался повыше. Наверное и панских домовых холопов паны подстригали так-же для красоты и чубы трещали, когда разнимали своих дерущихся панов. Отсюда и происхождение знаменитой пословицы.

Причёска "Чуб".

2. "Под макитру" (под горшок) стриглись так- на голову одевался горшок и всё вокруг выстригалось или выбривалось, это была самая простая стрижка, которая не требовала специальных навыков.

В тоже время причёска "Под чуприну" оставалась уделом избранных. Под неё стриглись и литовские и польские и руские князья. В Молдавии в 1595- 1606 годах правил господарь Иєремия Могила, дядя знаменитого Петра Могили. Так его, его сыновья Александр и Константин, которые тоже позже стали молдавскими господарями, на старинных портретах тоже изображены с чупринами. Молдавия в старину была частью Киевской Руси (Шипотская земля) и вся её правящая верхушка была руского происхождения, они даже сберегли название главы государства- Господарь (Хозяин. укр) и знаменитый казацкий гетман Иван Пидкова происходил из рода молдавских Господарей.
Так же турки стригли своих грозных янычар, воспитываемых исключительно из христианских мальчиков.


Янычары на тренировке.

Запорожская Сечь была своеобразной рыцарской республикой на окраине Европы, со своим уставом и законами. Если посмотреть списки сечевых казаков, то помимо украинцев там не только много поляков, немцев и татар, но встречаются даже французы, шотландцы испанцы и итальянцы. Занимались они не только набегами на татарские и турецкие города, но и брали деньги ото всех кто просил защиты. Платил, им деньги и московский царь за защиту южных границ и Турки и татары и поляки.. Широко они были известны и в Западной Европе...
Вместе с Дартаньяном и мушкетёрами освобождали от испанцев крепость Дюнкерк в 30 летнюю войну(1618-1648 гг.). В то время казаки считались чуть ли не самыми лучшими наемниками в Европе. В 1645 г. Б.Хмельницкий, Солтенко и Сирко через кардинала Мазарини договорились о ведении боевых действий на стороне Франции. В отряд вошло более 2 тысяч профессионалов, которым обещали заплатить по 12 талеров каждому казаку и по 120 – сотникам и полковникам...
Прибыв под крепость, казацкий флот атаковал испанские корабли, взял на абордаж а потом высадившись на берег взял и крепость, которую так долго осаждали мушкетёры.
Вместе с донскими казаками составляли костяк наёмного войска лже-Дмитрия. Честь освобождения от которого так широко празднуют в России....и.т.д

Позже различия в волосяном покрове послужили основой, для взаимных прозвищ россиян и украинцев. Пётр 1, был в ярости, топал на бояр и кричал. От бритья освобождал только очень большой выкуп. Раздражал его и внешний вид, его новых поданных. Немку Екатерину вторую тоже раздражали не только запорожские казаки, но и, их причёски, во времена париков, которые она прозвала "Селёдками", по укр. Оселедець. Военное значение запорожских казаков было утрачено после взятия Крыма. Часть казачества было уничтожено, часть разогнана.. Правда было организовано "Черноморское казачество" но после взятия ими Очакова, Хаджибея и Измаила оно также было распущено и 14 тысяч казаков переселена на хорошие, но опасные земли на Кубани. Около 5 тысяч основало Задунайскую Сечь под протекторатом турецкого султана.

Я был в Румынии в украинских сёлах на Дунае весной 1991г и приятно удивился - они ничем не отличались от типичных украинских, а местная светловолосая ребятня, в отличие от румынской, не бегала и попрошайничала вокруг автобуса с туристами. Нам с женой, ещё дома посоветовали набрать конфет леденцов- дюшес по 17 коп за кг, для раздачи детям и они подбежали к нам гурьбой только когда мы, их позвали и стали раздавать запаянные в целлофан пакетики по 10-12 конфет. В их речи не было никакого акцента.
Осенью 1991г я не мог выбраться из Омска и взял билет поближе куда были к дому- В Минеральных Водах вообще билетов не было никуда, даже на поездах в любом вагоне и направлении на неделю. Возле касс на Ж.Д. в 22.00 царило столпотворение. Вы с Украины- спросила меня старушка лет 70 на чистом украинском языке. Помогите мне выбраться отсюда. А вы с Украины?- спросил я. Да нет, я кубанская ответила она мне. Я был удивлён, тогда история была затемнена и широко не афишировались эти переселения. В 23.00 от вокзала отходил один левый автобус на Ростов, всю ночь я простоял, но старушку удалось пристроить и посадить.
Также ушли в прошлое и чуприны. Носить, их запрещали и лишь некоторые потомки казаков оставляли на голове, небольшой не стриженный клочок волос до 70х годов 20 века, как утверждают некоторые историки. Я же встретил такого дедка в 2004г. Он приехал ко мне на работу из какого- то села Черкасской области в командировку. Дедок был крепок, как дуб и мне запомнилась его необычная причёска.

P.S
Написал и подумал- Рано я наверное "Похоронил казацкую чуприну". Среди украинской молодёжи она набирает популярность.

Бритая голова с реденькой челкой - в 1990-е так ходила провинциальная молодежь и почти все столичные пэтэушники. Позже фотографии подобных персонажей публиковались как курьез на «Одноклассниках», а к концу 2010-х так стали стричься модели на подиумах недель моды. разбиралась, почему это произошло.

Гопота и «волосатые»

В юности и ранней молодости нынешних сорокалетних мужчин пристальное внимание к внешности представителей их собственного пола не было признаком нетрадиционной ориентации. Скорее наоборот: некоторым это внимание сохранило здоровье, работоспособность и даже жизнь. «Волосатые» неформалы - панки с поставленными на пиве или даже манной каше гребнями волос на голове, хиппи с длинными патлами, перетянутыми на лбу «хайратниками», рокеры (они же металлисты) с длинными хвостами на затылке и серьгами в ушах должны были остерегаться попадавшихся на их пути бритоголовых гопников. Если неформал видел гопника - он сразу понимал: перед ним враг, надо бежать или готовиться к драке. Это было мгновенно считываемым культурным кодом.

От западных скинхедов, с которыми все, в общем, понятно, гопоту 1990-х отличало две вещи: объект ненависти (за почти полным неимением в те времена в российских городах чернокожих людей и необычно выглядящих мигрантов, она, в отличие от скинов, охотилась за соплеменниками из других субкультур) и, как ни странно, челочка. Если честный западный скин брил голову полностью или, в особо тяжелых случаях, выбривал на затылке свастику, то верные сыны славян и присоединившиеся к ним оставляли на лбу трогательные длинные (сравнительно с прочими, практически отсутствующими) волосики.

У челочки был долгий и интересный жизненный путь в российской истории. Начался он задолго до гопников 1990-х годов и тем более воспевающих их ныне модельеров Демны Гвасалии из Vetements и , а также постоянной стилистки обоих Лотты Волковой (дочки моряка из Владивостока и эксперта в предпочтениях гопоты, которой она поколенчески ровесница). Образы «брутальных челов», братков с бритыми головами и слипшимися от боевого пота челочками, выведенные ею на парижский подиум на показах Vetements, зародились не двадцать и не тридцать лет назад, а все сто, а то и больше: так стригли еще в царской армии, а потом и в Красной.

Рад стараться

Стиль и размер военной челки на бритой или коротко стриженной голове военнослужащего варьировались в зависимости от предписаний начальства, фантазии полкового (корабельного, дивизионного etc.) парикмахера и традиции рода войск. То, что сейчас называют челочкой, нельзя было путать с чубом: привилегию носить пышный чуб имели казаки, чей статус в армии вообще отличался от положения солдата из крестьянских рекрутов. Позже, в Красной и Советской армии, солдаты носили пилотки, из-под которых чубом не покрасуешься - не тот вид, а казаки - фуражки и папахи-кубанки: то, что нужно.

Самый, пожалуй, лиричный рассказ о челочке в рядах вооруженных сил, во все времена выступавших нравственной кузницей кадров мужской половины российского (и советского) общества, приводится в повести «Сын полка». По сюжету мальчик-сирота во время войны попадает на воспитание в артиллерийскую часть, и солдаты первым делом одевают и стригут его на военный манер. «Его острые уши, освобожденные из-под волос, казались несколько великоваты, зато лоб оказался открытый, круглый, упрямый, но только с небольшой, хорошенькой челочкой. Челочка вызвала у разведчиков особенное восхищение. Это было как раз то, что нужно. Не бесшабашный кавалерийский чубчик, а именно приличная, скромная артиллерийская челка».

Кадр: фильм «Сын полка»

Примерное представление о том, какой была челка малолетнего солдата Вани, дает одноименный фильм 1946 года. Тогда с такими прическами (наголо или очень коротко остриженная голова с челкой) ходили все послевоенные школьники, не только суворовцы: помимо традиционной маскулинно-армейской эстетики, внедряемой таким образом с головы в голову отрока, стрижка еще и защищала от педикулеза, сиречь вшей. Что характерно, в более поздней экранизации повести (1981 года) сын полка острижен по застойной моде - то есть, по солдатским меркам, на радость вшам лохмат как стиляга.

Академиев не кончали

Посыл советского кинохудожника по прическам начала 1980-х понятен: мальчик должен был вызывать симпатию, а значит - соответствовать культурному коду времени, в которое уже можно было носить и «виски», и бакенбарды, и - если волосы были достаточно кудрявы - прическу «афро», как у Анджелы Дэвис. Если в 1940-е, 1950-е и даже ранние «добитловские» 1960-е традиционный и положительный мужчина должен был стричься коротко, то позже либерализация моды позволила людям из интеллигентных слоев общества не стричься под машинку.

А вот «неинтеллигентные» слои, чей трудовой и боевой путь пролегал по короткой линии школа-ПТУ-армия-завод, «стиляжьи патлы» не носили и интеллигенцию слегка презирали. Для таких граждан срочная служба зачастую была и на всю жизнь оставалась самым ярким, формирующим личность воспоминанием - отсюда и любовь к бритой голове с челкой из-под пилотки или, позже, голубого (защитного или иного) берета. В стране, где в тюрьме сидел каждый десятый мужчина, челка поясняла: я реальный пацан, но я не зек, по крайней мере в данный момент (в местах не столь отдаленных при санобработке челочками не заморачивались). Впрочем, и сидевший мог, «откинувшись» с зоны, отрастить челку в знак свободы - зачастую временной, оставив голову удобно коротко обритой.

Фото: @lookatthisrussian / Instagram

В 1990-е, когда сдержанная интеллигенция в процессе перехода к рыночному обществу породила в лице своих отпрысков-подростков множество неформальных, но, как правило, лохматых субкультур, честная бритая башка с челкой у пацана «с раёна» демонстрировала простоту и чистоту намерений, далеких от всей этой заумной металлической музыки на нерусском языке, и неразрывные до гроба дружеские отношения с себе подобными, взращенные армейским братством. «Волосатые», как правило, в армию не ходили, этих «хлюпиков» родители «поступали» в институты или как-то иначе отмазывали.

Крах и возвращение гопников

Гопническая субкультура была зачастую околоуголовной, но только около: переварить всех носителей челочки не смогла бы и обширная российская пенитенциарная система. С открытием границ и доступа к западному кино среднего пошиба оказалось, что у отечественных гопников немало общего с фанатскими «мобами» из британской и немецкой глубинки: сходясь на «махачах», наши гопники и иностранные скины, помимо зуботычин и оплеух, обменивались и некультурными кодами. Развитие рынка товаров народного потребления, усиление деятельности органов правопорядка по пресечению мелкого хулиганства, распространение высшего образования и смена образцов для подражания привели к тому, что те, кто раньше носил челочки, стали носить стрижки а-ля высокооплачиваемые западные футболисты и американские рэперы: от хвостика на макушке до «гусеницы» из волос от лба к затылку.

Так бы и остались российские гопники 1990-х - в своих штанах с полосками, кроссовках, на кортах, с бритыми головами и челками, - только фольклорными персонажами: героями анекдотов, репортажных фото залетных западных фотографов, радующихся собственной прогрессивности, и полотен украинского художника Ивана Семесюка, - если бы не уже упомянутые Гвасалия, Рубчинский и Волкова. Сила их таланта - иронического, но многими неискушенными простецами воспринимаемого буквально, - возродила гопников из пепла, предварительно творчески переработав до степени карикатурности. Впрочем, и карикатурность считывается не всеми: не исключено, что эти саркастические образы вновь станут образцами для подражания. Правда, пока непонятно, для кого: для выпускников ПТУ, как в оригинале, или для юных постмодернистов из хороших семей.

Прическа казака — чуб, чуприна или стрижка "под макитру" (горшок) — это не просто элемент образа. За каждым способом стрижки стоит целая легенда. В этой статье мы поговорим об истории появления своеобразных причесок и значении их в жизни казачества.

Чуб Тараса Бульбы

Для начала давайте вспомним о том, какова была внешность одного из самых известных казаков в литературе. Тарас — это пожилой мужчина, голова его обрита, но есть чуб (оселедец). Эта прядь волос совсем он бреет, но зато отрастил длинные свисающие усы. Его лицо исписано шрамами, которые он получил в бою. Как видите, один из самых яркий представителей казачества носит традиционную прическу — чуб.

Разновидности причесок

Волосы для казаков имели особое значение. Никто не давал указаний носить казакам чуб, но для них это было знаком принадлежности к одной общине, роду, станице. Шапку воины также всегда носили, нахлобучив на одну сторону.

Давайте же разберем, какие именно прически носили казаки и в чем их отличие. Среди широко известных можно выделить такие:

  • хохол;
  • чуб "оселедец";
  • стрижка "под чуприну";
  • "скобка", прическа "под горшок" или "под арбузную корку".

Хохол

Обычай носить такую прическу был в основном у казаков-черкесов. Стрижку «хохол» делали мальчикам, которые прошли обряд инициации. После того как ребенка посвятили в воины, по краям его голову гладко брили, а посередине оставляли то, что сейчас принято называть «ирокезом». Такой хохолок и стал основанием для немного насмешливого прозвища славянских воинов. Интересно, что у живших по соседству персов слово «казак» и имело значение "хохолок".

Оселедец

Чуб "оселедец", или чуприну имели право носить только воины, которые «понюхали пороху». Это не просто прическа, а древний обряд. У норманнов, к примеру, это было посвящение в служение богу с одним глазом - Одину. Считалось, что такую прическу носил сам одноглазый владыка и все его войско. Есть документальные подтверждения тому, что воины-язычники князя Святослава Киевского носили такие же прически.

Как выглядел казак с чубом? Известно, что художник Репин, изображая в 1880 году казаков на одноименном полотне, явно ошибся. Если рассмотреть картину, то можно увидеть что оселедцы у казаков какие-то очень тонкие, похожие на китайские косички. К тому же они заложены за правое ухо, что было непозволительно. Есть, правда, на картине запорожцы и со стрижками "под горшок".

Как выглядел оселедец?

Вся поверхность головы полностью обривалась, а над самим лбом спереди оставляли пучок волос. Он имел ширину, которая равнялась трем пальцам, и длину как минимум в три-четыре пальца и более. Некоторые казаки отращивали достаточно длинные чубы. Во время боя они развевались на ветру и устрашали противника.

Прически "хохол" и чуб-оселедец было принято носить на севере Украины, к примеру на Черкащине.

Какое значение казаки придавали чубу?

Носить такую прическу казака, как чуб, имели право только бывалые воины. Считалось, что чем больше на войне прошел мужчина, тем более длинной может быть прядь волос. Таких казаков так и называли «чуприндерами». Молодые воины свои чубы подстригали.

Существовал обычай закладывать казацкий чуб исключительно за левое ухо. Считалось, что на правой стороне у воина сидит ангел, а на левой черт. Вот его и смахивали запорожцы своими длинными прядями волос.

Воины, которые чтили казачьи традиции, или, как их тогда называли, традиции «низового товариства», считали чуб знаком отличия, таким же, как шпага, медаль, орден.

Некоторые историки считают, что казачий чуб в Киевской Руси был признаком принадлежности к знатному роду. До наших дней дошло описание сына княгини Ольги - Святослава Игоревича, в котором говорилось о том, что у великого полководца была лысая голова, и только на одной стороне оставался локон волос. Также у князя были длинные висячие усы и одна большая серьга в ухе. Все три признака относились к облику запорожских казаков.

Что же означает слово "чуб"? Есть версия, что оно произошло от персидского слова «чоб». Оно означает гроздь или пучок. Для казака такая прическа была визитной карточкой или паролем. Куда бы ни занесло бравых воинов, а своих они всегда могли узнать по традиционной прическе.

Кроме того, казаки считали, что в волосах есть энергетическая сила, а значит, полностью обрезать их — лишиться защиты. В народе также ходит поверье, что чуб нужен казаку, чтобы после того, как он падет на поле брани, ангел смог его поднять и отнести в рай.

Его также называли «искупительным». Существовала еще одна легенда, в которой речь шла о том, почему у казаков такая прическа. Чуб — это прядь волос, за которую Господь должен был достать из адового котла казака, поскольку человек, который убивает людей, пусть они и являются врагами, не может быть чист перед небом.

Стрижка "под чуб" или "чуприну"

Эта прическа возникла после того как татары разгромили Русь, а большая часть русских княжеских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Позже оно превратилось в Речь Посполитую, что в переводе означает «Республика Объединенная».

Прическа "под чуприну" создавалась очень просто. Шевелюра наголо обривалась надо лбом, на висках и на затылке. Часть волос размером с ладонь взрослого мужчины оставляли на макушке. Их расчесывали, равномерно распределяя по всей голове, и стригли по кругу. Складывалось впечатление, что голова полностью покрыта волосами, однако при порыве ветра, оголялся череп воина. Это делало его облик более воинственным и диким. Такую стрижку носили по большей части:

  • свободные крестьяне;
  • помещики;
  • городские жители.

Была также разновидность этой стрижки, которая имела название "под чуб по-польски". Отличие было в том, что здесь прядь волос оставляли повыше. Прическу носили в основном паны, но, видимо, своих крепостных они стригли так же. Отсюда и взялась поговорка о том, что когда паны дерутся, то у холопов чубы трещат.

Все же "под чуб" чаще всего стриглась знать. Такую "прическу казака" носили князья, которые относились к литовскому, польскому и русскому роду.

Стрижка "под чуприну" также была актуальна и в Молдавии в 1595-1606 и позже. В это время там правил господарь Иеремия Могила. Он приходился дядей Петру Могиле. Такую стрижку предпочитал он сам, и с такими же прическами были изображены на картинах его дети, Александр и Константин. В старину Молдавия звалась Шипотской землей и входила в состав Киевской Руси. Главы государств звались господарями и все были русского происхождения. Иван Пидкова — легендарный казацкий гетман — были из рода молдавских господарей. Турки, которые, как известно, воспитывали из христианских мальчиков янычар, также стригли их "под чуприну".

Стрижка "под макитру"

Также она имела название "под горшок", "под арбузную корку". Выполнить ее было очень просто. На голову надевалась какая-то округлая емкость или та же арбузная корка. Все волосы, которые выглядывали из-под нее, остригались. Эту прическу носили по большей части казаки среднего Дона и Яика. Образ кузнеца Вакулы - яркий пример представителя казачества со стрижкой "под горшок".

Борьба царей с прическами запорожцев

Русских правителей раздражали прически казаков. Петр 1 издал указ сбрить усы и чубы. От этого можно было только откупиться крупной суммой.

Екатерина 2, которая не очень жаловала казаков, называла чубы "селедками". По-украински это звучит как "оселедець". В моде в то время были накрахмаленные огромные парики с локонами, и казаки смотрелись на этом фоне весьма странно.

Значение волос для казаков

Волосы, которые остаются после стрижки, несут информацию о человеке, поэтому с их помощью можно причинить вред владельцу. Казаки верили в это. После стрижки они закапывали их в землю, ведь часть шевелюры могла попасть к врагу, который может навести порчу на хозяина.

До наших дней дошел казачий обычай первый раз подстригать мальчика, когда ему исполнится год. В процессе участвует крестная мама, которая и стрижет малыша, и другие родственницы. Родная мама в процедуре участия не принимает.

Обычаи казаков, связанные с волосами

Когда воины хоронили друга, который был предательски убит, они вырывали из чуба по клочку волос и кидали в могилу. Это означало, что они обязательно найдут убийцу и отомстят.

У Гоголя также упоминался чуб Тараса Бульбы и проклятие. Старый отец вырвал клок волос из головы и проклял тот день, когда породил на свет божий предателя.

Но казаки знали, что Господь запрещает думать о мести, и поэтому понимали, что обрекают и себя. Если воин решил мстить, то знал, что теперь не попасть ему в рай, и что покоя ему не будет ни на том свете, ни на этом. Поэтому, наверное, и погиб гоголевский Тарас Бульба.

Традиции, связанные с внешностью и одеждой

Особое отношение у казаков было к шапкам. Потерять ее означало потерять голову. В нее зашивали иконы, а за отворот клали важные документы. Сбить шапку с головы, так же как и снять платок с женщины, — кровная обида, за которую мстили.

Казаки носили несколько видов головных уборов: или фуражку. На первую нашивались награды.

Когда казаки собирались в круг (на совет), то голосовали шапками. Шапку также закидывали во двор девушке, к которой собирались засылать сватов. Называли таких "хваленками". Девушка должна была взять папаху и положить на стол перед отцом. Если она клала ее дном вниз, то это означало, что она согласна на замужество, а если вверх, то нет.

Если казак погибал на войне, его папаху или фуражку приносили в дом и клали на божницу. Если воин решил взять в жены вдову с детьми, то он приходил к реке и кидал в нее папаху погибшего с клятвой беречь и любить его жену и защищать детишек.

По уставу, казак обязан был тщательно следить за своей внешностью. Это должно было войти в твердую привычку, поскольку на войне несоблюдение гигиенических норм могло привести к заражению и гибели.

Старший по званию мог прямо на улице остановить казака и попросить показать, насколько чисты ноги или белье бойца. Делалось это также с целью предотвращения болезней, которые в полевых условиях разносились очень быстро и могли стать причиной смерти целого полка.

Первых «чубатыков» вживую я увидел в конце 1980-х, когда пробудилась волна национального возрождения (до этого казаков с оселедцами видел в советском детстве только в книжках и на УТ-1 во время фольклорных программ). В 1990 г., когда мы со всей Украины съехались на Запорожские земли на могилу Ивана Сирка, с чубами было много и молодых хлопцев, и убеленных сединой старцев. Постепенно мода на оселедцы стала расширять географию. Как-то в метро я встретил современного парня, с ноутбуком подмышкой, по модному одетого и в стилизованной рубашке-вышиванке, а на голове у него стильный оселедец! И такие примеры уже не редкость, а данность. Прически оселедцы можно смело называть украинским брендом.

С первых дней Евромайдана, в здании мэрии, где разместились протестующие, даже открылась парикмахерская, где выбривают тризубы и оселедцы на головах. В помещении Киевской госадминистрации работают два парикмахера. Они выбривают всем желающим украинские модные прически.

Кроме тризубов, мастера могут выбрить традиционный украинский “оселедец”, или в кратчайший срок сделать стрижку “под горшочек”. Стильная услуга пользуется “шаленым попитом” у протестующих.

Но, не только революционный дух вывел моду на оселедцы на новые рубежи. Украинские парикмахеры намерены продвигать во всем мире национальные прически. Вице-президент Союза парикмахеров Украины Людмила Абрамова еще три года назад сообщила газете «День» , что в последние годы среди женщин и девушек все более популярной становится плетеная коса, независимо от формы укладки и цвета волос. «На всех конкурсах и в повседневной работе, сказала она, мы пропагандируем косы в современном виде.

Украинский «оселедец» - как креативная прическа - тоже постепенно входит в моду среди молодых мужчин».

Современный оселедец - это не обязательно чуб с высоко выбритыми висками. Так, во время отборочного тура чемпионата по парикмахерскому искусству «Молодые таланты Украины», который проходил в Днепропетровске, мастера предлагали самые различные варианты мужских стрижек в номинации «ОSеледець international». Многие участники конкурса и члены жюри, рассказала Л.Абрамова, обратили внимание на очень интересную стрижку, при которой на затылке оставляют свободную прядь волос. «Если Всемирная организация парикмахеров увидит в этом нечто новое, то мы попадем на конкурсы с новым названием стрижки - «оселедец», - подчеркивает Абрамова. - Ведь, по большому счету, оселедец, так же, как и коса - это способ продвижения нашей национальной идеи в мировом парикмахерском искусстве».

На футбольном чемпионате Евро-2012 украинские парикмахеры также пропагандировали оселедцы среди болельщиков. И похоже, эта идея не только прижилась в Украине, но старинная казацкая причёска получила второе рождение. Оселедец Киевской Руси и Запорожской Сечи сегодня уже стал трендом среди молодежи.
Сегодня казацкими чубами никого не удивишь, они разных форм и модификаций. Видел «хохлатых» ребят в Донецке, Сичеславе (временно Днепропетровск), во Львове и Житомире, Одессе и Харькове, и даже в Крыму! Олимпийский чемпион по боксу Александр Усик из Симферополя своей визитной карточкой сделал оселедец. Кстати, серебряный призер Олимпиады в Лондоне еще один украинский боксер Денис Беринчик тоже выступал с оселедцем. Можно смело говорить о некоей оселедцемании, покорившей Украину.

*******
Википедия трактует чуб (Чупрун, Чуприна), как прядь волос, вихор, хохол. Этот термин может относиться как к части шевелюры, так и к причёске, целиком из него состоящей (такой, как айдар у скифов, сарматов, казаков).
Бытует мнение, что чуб первоначально являлся ирокезом, который носили войны на территории Украины. Со временем ирокез превращался в прядь в следствии старения и утраты волос. Продолговатая форма ирокеза заметна на многих картинах. В фильме "Пропала грамота" также хорошо прослеживается ирокез на головах главных героев.

Украинские чубы очень хорошо описаны в книге Яворницького Д. І. Історія запорозьких козаків. - К.: Наукова думка, 1990. - Т.1

Оселедец носил и легендарный киевский князь Святослав. Свято¬слав был первым из династии Рюриковичей, кто называл себя не на варяжский, а на славянский манер. Норманы к его рождению уже прилично ославянились и пустили руськие корни на Руси.

В Киевской Руси чуб мог означать принадлежность к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности величайшего руського полководца Святослава Игоревича (жившего, согласно традиционной истории, в Х веке). Вот описание встречи императора Цимисхия со Святославом на берегу Дуная, включенное в "Историю Льва Диакона" со слов очевидца: "...Он (Святослав) приплыл на скифской ладье... был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода... в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами...".

Встреча руського князя с императором Византии, как описал ее очевидец

У Святослава был брат - Глеб. В отличие от Святослава, Глеб, как и княгиня Ольга, уже был христианином. Его также изображали с чубом:

Многие исследователи говорят об арийских корнях украинских оселедцев.

Владимир Супруненко на сайте "«Корчма Тарас Бульба» пишет:

«Трезубец – один из государственных символов Украины, ее герб. Знак этот очень древний, официальное происхождение его ведется от Рюриковичей и князя Владимира, а корни уходят в доисторические времена. Путешествуя по Индии, я обратил внимание на то, как похожи изображения «тришула» – атрибута бога Шивы – и украинского трезубца. Впрочем, стоит ли удивляться, ведь происходят эти изображения из общих арийских источников. И это не единственное совпадение. Вы только посмотрите на прически индусов, готовящихся к священному омовению в водах Ганга. Ничего не напоминает?

Зачем индусу чуб-«оселедец»?

…В одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Это не касается священного Ганга, смывающего все грехи и дарующего благодать телу и душе. В Ганге можно совершать омовения бесконечно. Весь город расположен на западном берегу Ганга – кстати, на трех холмах, которые олицетворяют три острия трезубца Шивы. На его набережной, вовсю кипит жизнь. И связана она, прежде всего, с рекой. Перед тем, как совершить омовение, нужно привести в порядок голову. То, что внутри нее, и то, что на ней растет. Работы цирюльникам хватает. Моя походная щетина сразу привлекла их внимание, однако я стойко отказывался от услуг брадобреев, лишь наблюдая за тем, как перед ними склонял головы и млад, и стар.

Тело перед ритуальным омовением должно быть тщательно обрито. Наиболее рьяные ревнители обычая сбривают все, вплоть до бровей и ресниц. Однако многие мужчины, обрив наголо макушку, все же оставляют на ней пучок волос. Я присмотрелся к одному худощавому скуластому индусу, который после бритья сидел на ступенях и смотрел на реку, и вдруг увидел… кошевого Ивана Сирко. В другом мускулистом полнотелом паломнике с задиристо торчащим хохолком на голове угадывался… казак из свиты Тараса Бульбы.

Я, естественно, не мог не поинтересоваться его названием: у индийцев (на хинди) – это «чутия», у непальцев – «тупи». Именно за эту характерную прическу украинцев называют «хохлами», как же тогда называть жителей Индостана, украшающих головы хохолками? У индийцев они, правда, по сравнению с казацкими оселедцами, которые можно было закручивать за ухо, коротки и жидковаты. Но вполне возможно, что у древних ариев чуприны были подлиннее. Ведь именно они могли быть родоначальниками этой прически, которую впоследствии переняли многие кочевые народы. Как известно, касты появились в Индии после прихода туда ариев. Брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы, ремесленники) и шудры (крестьяне) отличались не только родом занятий, образом жизни, но и обликом. Кшатрии-воины брили голову, оставляя небольшой пучок волос на затылке. Возможно, поэтому их называли шикханди – чубатыми (от слова «шикханда» – чуб). «Шикха» в центре головы считалась символом превосходства и чистоты. Она обозначала «дваждырожденных» (для воина, который часто встречался со смертью, очень важна была именно эта символика).

«Чубатый идет, беду за собой ведет» – так нередко высказывались о казаках враги. Что ж, развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля. В Бенгалии я встречал памятники индийским вождям и воинам-героям. Многие из них были удивительно похожи на украинских казацких предводителей. «Чубатые» арии когда-то пришли к берегам Ганга со степного севера. Они не только «привели» с собой беду, не только были завоевателями. Многие арийские традиции и обычаи стали частью мировых культур, а некоторые по-прежнему живы на берегах Ганга и Днепра».

*****
Оселедец вызывает приступ злобы украинофобов - евразийских имперцев. Редкий тролль блогосферы пропустит тему казацкого чуба мимо себя. Вбросы в основном такие: мол, чубы – это тюркское наследие. В качестве ответа поделюсь с постом Лайвжурнала:

Позичив звідси smelding at ОСЕЛЕДЦЫ - ЗА ТЫСЯЧИ ЛЕТ ДО ТЮРОК

И снова о вечнозеленой теме оселедцев - не столько для клинических оселедцеборцев (этим ничто не поможет, кроме регулярных доз галоперидола, освежающих душей и рубашек оригинального покроя, застегивающихся на спине), сколько для того, чтоб не позволить им засирать мозги тем, кто не в теме.


Пленный хетт, представитель арийского народа из Малой Азии (примерно там, где сейчас Турция). Про хеттов можно говорить долго и интересно - все же это не только народ, впервые массово начавший применять железо, но и создавший "конституцию" и двухпалатный парламент (!!!) в те годы, когда кругом безмолвные подданные лизали сандалии очередного "Сына Солнца", "Столпа Небес", а "закон" сводился к прейскуранту - сколько и каких частей тела надобно оттяпать у подданного за ту или иную провинность.
Но нам сейчас интересно иное. Конечно, в век халявного интернета и сильно облегченного образования, иные полиграф полиграфычи из подмосковных ПТУ, тыча в клаву заскорузлыми от пивасика и семак пальцами, дотрынделись до "тюркского племени хеттов". Но если б они не поленились заглянуть хотя бы в википедию, то узнали бы, что хеттов от первого упоминания о тюрках отделяет более двух тысяч лет.
Рогдай Росомаха, большой знаток хеттской темы, обнаружил еще два изображения хеттов с оселедцами

(рисунки являются ссылками на комментирующие их посты Рогдая).

Арийцы-хетты пришли в Малую Азию с Балкан, где остались их сородичи-фракийцы
Вот как их описывает Гомер в Илиаде (песнь IV)

До "тюрок" полторы тысячи лет...
Ну и, наконец, прославленные чубы-шикханду индоариев. Очередной сетевой "знаток" и "исследователь", помнится, плакался, что читать про них читал, да все никак не увидит
Увидите бедняжку - покажите ему это фото

Наши дни. Северная Индия, Каши (Бенарес). Представитель касты браминов. Фото aryadev_beda
Объяснять, что в Индии никаких "тюрок" в заметном без микроскопа количестве, сроду не бывало, надо? а что обычаи высших каст, мягко говоря, консервативны, и заимствованиям от "нечистых" чужеземцев не подвержены, надо растолковывать?
И да, кстати. Первое упоминание о похожих на оселедцы прическах у тюркских племен появляется веку к 14-му, среди восточноевропейских половцев-кыпчаков, исконной прической которых были косы, как можно судить по многочисленным каменным "бабам". Где-то через век после того, как у половецкой знати замелькали имена вроде Судимир, Ярун, Глеб, Роман, Данила, Юрий. Скорее всего, и происхождение новой прически было то же, что и у этих имен.
И, соответственно, первые "тюркские" оселедцы младше хеттских даже не на два, а на три тысячелетия.

Чуб казака Запорожской Сечи, или оселедец – это не просто прическа и элемент казацкого образа, это еще и статусный атрибут, и целая легенда, пишет Facte.ru . Во-первых, нужно отметить, что лишь зрелые казаки, которые уже успели, что называется, понюхать пороха, имели право на длинный чуб. Такая прическа была под запретом для молодых воинов. Это не говорит о какой-либо иерархии, а показывает, что опытные казаки за время проведенных сражений успели «заработать» столько грехов перед Богом, что никакими молитвами их уже не замолить. Любой запорожский казак был уверен в том, что многочисленные прегрешения после смерти сулят ему лишь одно – «гореть в аду». В этой связи нужно было придумать какое-то решение, способное смягчить казацкую участь. Выход был найден. Он заключался в следующем: казак не зря отращивал себе оселедец (чуб) – именно за него смилостивившийся Господь все-таки вытащит казака из адского пламени. При этом опытный казак должен был носить оселедец так, чтобы тот ниспадал на левую сторону. Это было нужно для того, чтобы волосы смахивали нечистую силу, которая, якобы, сидела у казака на левом плече и пыталась толкнуть того на безбожие. Оселедец был отличительным признаком настоящего казака, который не забыл о вере и осознал все свои неправедные поступки. Именно поэтому, у пленных запорожцев турки часто отрубали длинные чубы, чтобы их вера пошатнулась, и спасения из ада можно было не ждать.

Вспоминая шедевр отечественной мультипликации - серию мультфильмов про казаков, как не вспомнить героя Око – самого маленького, но при этом самого воинственного из троицы, лучше всех владеющего элементами боя и постоянно таскающего с собой, помимо обычного оружия, еще и небольшую мортиру. Судя по всему, он - самый старший и опытный. Столь большой и длинный оселедец на выбритом черепе говорит о том, что он участвовал в большом количестве битв. По некоторым версиям, первоначально в Сечи оселедец могли носить только те казаки, которые в бою устояли против 50 противников - особые бойцы, владеющие древним боевым искусством (что-то вроде казацкого кунг-фу).

Войско запорожских казаков, которое действовало на пограничной территории за днепровскими порогами, можно назвать отрядом специального назначения, а запорожского воина - современным термином «спецназовец». Жизнь в условиях дикой степи и плавневых дебрей Великого Луга (так раньше называли плавни в нижнем течении Днепра) выработала в казаках особые умения и приемы проведения разведывательных операций, наступательных и оборонительных боев, сделала из них настоящих закаленных следопытов, чей опыт выживания в экстремальных природных условиях (добыча и приготовление еды, защита от непогоды, диких зверей) весьма ценен для нас и сегодня, пишет Славянский мир .

Стать «истинным» казаком мог не каждый. Для кандидатов в степные «лыцари» существовала строгая система отбора, которая включала в себя различные испытания. На острове Хортица есть ущелье, которое называют Сечевыми воротами. Поговаривают, что именно тут устраивали испытание новичкам. Вот как это происходило. Между скалами укрепляли жердь, по которой с завязанными глазами должен был пройти парень, решивший стать казаком. Кто оступался (внизу его ловили дюжие сечевики), приходил сдавать экзамен на следующий год.

«Не тот казак, что на коне, а тот, что под конем», - шутили запорожцы. Умение обращаться с конем было одним из главных требований к кандидату. Один исследователь казацкого быта писал: «Поймают дикого лошака и велят садиться без седла, без уздечки, лицом к хвосту. Кто проскочит степь и вернется здоровым, тот и казак!».

Серьезным испытанием для юношей был бурный Днепр. Его нужно было переплыть туда и обратно в районе грозных порогов. Экзамен продолжался и под водой. Сидел над кручей старый казак, дымил трубкой и рассказывал о подвигах казацких героев. Вокруг него - толпа новобранцев. Вдруг трубка (будто бы случайно) выпадала из рук и исчезала под водой. Того, кто не раздумывая кидался за ней и находил трубку на днепровском дне, казаки охотно принимали к себе, зачисляя в разведывательный отряд, действовавший в плавнях. Существовало у запорожцев еще одно любопытное «испытательное» развлечение. Новичкам завязывали глаза и ставили посреди площади. Казаки-ветераны длинными кнутами сбивали с них шапки. Во время этого экзамена на лице испытуемого не должен был дрогнуть ни один мускул…

Гладко бритая голова и длинный чуб-оселедец были характерной и оригинальной приметой запорожского казака. Дело тут в очень древних традициях, как степняков, так и вероятных предков казаков. Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» - гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось, как «хохол». У воинственных готов длинный чуб означал посвящение богу Одину (готское «хох оол» - сын неба). Чуб был для казака и своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест (не говоря уже о разведчиках, которые проникали в стан врага) мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором, даже если это была мусульманская чалма, всегда оставался на месте, был своего рода паролем при встрече с другим казаком.

Как правило, чуб носили за левым ухом. Чтившие традиции «низового товариства» и во всем соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне».

Оселедец был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.