Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Главная заповедь смартфонографии: неважно, насколько крут фотоаппарат, - важно, у кого он в руках. И на самую шикарную зеркалку можно сделать четкие, но скучные фотографии. Такие, что лежат на диске и никто их годами не открывает.

И можно делать интересные фотографии на смартфон, тем более что техника эта всегда с тобой, ее не надо долго расчехлять и не забудешь снять крышку с объектива. И в большинстве своем смартфоны дешевле зеркалок, что тоже очень радует.

сайт собрал для вас несколько советов, как делать крутые фотографии, снимая на смартфон.

Программы

Фотоаппарат в смартфоне - это прежде всего программа, обслуживающая линзу и матрицу. Поэтому не стоит останавливаться на том, что диктует вам Android или iOS. Возможно, вы захотите пользоваться разными программами для разных случаев съемки. Одни дают более интересную цветопередачу, другие - чуть более крупные планы: Pudding Camera, CameraMX, Photosynth, VSCO Cam, Slow shutter cam, Pro HDR, Camera+ и т. д. Зачем себя ограничивать, если есть выбор?

Выбрав программу, стоит покопаться в настройках. Установить высокое разрешение снимков, запомнить, что можно в трудных случаях поиграть с балансом белого, ISO и отключить автофокус. И вообще узнать, что интересного может сотворить конкретная программа.

Зум

Кадрирование как замена зума.

О том, что в смартфоне есть цифровой зум, лучше забыть раз и навсегда. Такое увеличение в большинстве случаев достигается серьезными потерями в качестве изображения. Лучший зум - это ноги: подойти ближе, отойти дальше.

Если это невозможно, то разумнее в процессе постобработки вырезать из большой фотографии нужный вам кадр. Функция кадрирования есть даже в самых простых программах. Плюс вы не теряете времени на подгонку размера, а просто снимаете. А уже в спокойной обстановке вы грамотно выстраиваете кадр, не пропуская детали, которые вы могли случайно обрезать, орудуя зумом в полевых условиях.

Серии

Делайте несколько кадров одного и того же сюжета. Впоследствии вы сможете выбрать самый удачный снимок и работать уже с ним. И, прежде чем удалять фотографии из смартфона, не лишним будет просмотреть их на компьютере, так как на маленьком экране телефона вы можете не заметить хорошие фотографии только потому, что они покажутся пересвеченными или недоэкспонированными.

Если не получается интересно, стоит поменять угол съемки.

Когда фотографируете что-то или кого-то, не бойтесь менять ракурсы. Можно сфотографировать лоб в лоб, а можно чуть-чуть изменить угол и получить интересный кадр. Тем более что компактные размеры смартфона позволяют брать ракурсы, ради которых фотографу с большим фотоаппаратом придется изрядно попотеть.

Свет

Вспышкой на смартфоне стоит пользоваться очень осторожно. Как правило, она "мертвит" фотографию, искажает цвета и тени. Вспышка хороша только тогда, когда фотографировать надо немедленно, иначе упустишь момент.

В то же время свет - это главный инструмент фотографа. Это важно и для профессиональных камер, но для смартфонов - это важнее в разы. Поэтому всегда ищите свет, присматривайтесь, как он ложится на объект, и будет вам кадр.

Хорош свет утром и вечером. В солнечный полдень придется работать со слишком высокой контрастностью, которая грозит артефактами на снимках. Роскошные эффекты дает предгрозовое небо.

Предметная съемка

Слева снимок при недостатке освещения, справа - с фонариком.

Если хочется сфотографировать что-то или кого-то дома, смартфон может заупрямиться - в помещении редко бывает достаточно света. Зато можно взять простой светодиодный фонарик и лист белой бумаги, чтобы компенсировать слишком резкую тень. Скажем, сверху справа светит фонарик, слева подносим лист белой бумаги, который отражает свет фонарика и дополнительно подсвечивает объект, и нажимаем кнопку на телефоне.

Чистота объектива

Кадр сквозь отпечаток пальца.

Казалось бы, очевидная вещь - чистота объектива, но на ней часто попадаются любители смартфонографии. Телефон используется постоянно, лежит в кармане, а когда вы берете его, чтобы ответить на звонок или СМС, меньше всего вспоминаете о том, что оставили отпечаток пальца на стеклышке объектива. При съемке этот отпечаток дает, конечно, легкий загадочный блюр, но, как правило, именно этого эффекта вы не ждете на задуманном снимке.

Задержка срабатывания

Важно учитывать тот факт, что программа съемки в смартфоне в большинстве случаев срабатывает с задержкой. Вы уже нажали кнопку, а фотоаппарат еще думает, прежде чем сделать снимок. Поэтому важно мыслить на упреждение, как охотник, который стреляет не по зайцу, а по тому месту, где, по его предположению, заяц окажется в следующий момент.

Скажем, фотографируете цветочек в поле, а в этот день ветрено, вам надо учесть скорость срабатывания фотоаппарата и одновременно поймать момент между порывами ветра. Сложно, но результат будет ценнее благодаря потраченным усилиям.

Программы постобработки

Простейшее редактирование в Instagram.

Постобработкой фотографий занимаются большинство профессиональных фотографов, абсолютно всегда в коммерческой фотографии, а для смартфонографии это жизненная необходимость. Вы не можете подкручивать выдержку и диафрагму на смартфоне. Это ограничение компенсируется множеством программ постобработки. Это сверх известных всем Instagram и Flickr.

  • VSCO Cam . Позволяет применять самые разные фильтры и настройки. Распространяется бесплатно.
  • Afterlight . Хороша для цветокоррекции. Стоит 34 рубля.
  • Touch retouch . Этот простой инструмент позволяет убирать мелкие недостатки на снимке и клонировать части изображения. Есть бесплатная и платная версии.
  • SnapSeed . Огромное количество фильтров и эффектов, таких как tilt-shift и корректировка фокуса, настройка резкости и цветопередачи. Распространяется бесплатно.
  • Pixlr Express . Большой выбор фильтров, рамок, эффектов. Полностью бесплатная.
  • Photoshop Express . Никаких особых настроек не дает, но зато очень много разных фильтров, которые делают процесс обработки максимально быстрым. Может работать с файлами RAW. Условно бесплатна.
  • Rookie . Есть как бесплатный, так и платный набор функций. В стандартном пакете приложения множество винтажных фильтров, адаптированных под разные жанры фотографии: портреты, пейзажи, городские зарисовки, макро и т. п.
  • Phonto . Позволяет добавлять на фотографию любые шрифты по желанию. Распространяется бесплатно.
  • Moldiv . Бесплатное приложение на русском языке, которое позволяет делать коллажи, объединяя до 9 снимков.
  • MultiExpo (для iOS). Интересное приложение для создания эффекта мультиэкспозиции. Распространяется бесплатно.
  • Photo Grid . Бесплатное приложение для создания коллажей. Может работать с файлами в высоком разрешении.
  • LensLight . Приложение позволяет добавлять эффекты бликов, свечений и боке на фотографии. Стоит 99 рублей.

    Нормальной фотографии не получиться - Вы не видите себя - как Вы будете выглядеть. Не можете правильно выбрать ракурс и позицию. Лучше просто попросите кого то Вас сфоткать - вс лучше получится.

    Во-первых нужен телефон с хорошей камерой, достаточно высокого разрешения в мегапикселях.

    Во-вторых сфотографировать себя с телефона можно несколькими способами:

    1 Держать телефон на вытянутой руке, камерой к себе, и фотографировать. Правда так можно сделать только портрет. Чтобы видеть, что попало в камеру, расположите за телефоном зеркало и в отражении смотрите, что в камере. Если же у вас продвинутый смартфон, то можно сфотографировать себя фронтальной камерой. Тогда на самом экране будет видно, что попало в кадр.

    2 Фотографировать сво отражение в зеркале, держа телефон в руках. Минусы этого - это то, что в кадре будет виден сам телефон и то, что будет ваше зеркальное отражение. К примеру то, что было слева (родинки, форма прически), окажется справа и наоборот.

    3 Попросить другого человека себя сфотографировать. Это наилучший вариант, но только в том случае, если этот человек желает, чтобы вы хорошо получились и умеет достаточно хорошо прицеливаться фотоаппаратом.

    4 Поставить фотоаппарат в мобильнике на автоматическое снятие без нажатия кнопки, и с интервалом-задержкой перед срабатыванием. За этот интервал успеть встать в нужное место и принять нужную позу. Можно даже до снимка пометить карандашом на полу, куда вставать, чтобы точно в кадр попасть, без сдвигов. А для этого, возможно придтся прицеливаться и сделать несколько предварительных снимков.

    5 Снять себя на видео, а затем, прокручивая это видео, вытащить из него несколько наиболее удачных скриншотов. Для этого способа нужно иметь в мобильнике видеокамеру достаточно хорошего разрешения.

    Чтобы красиво сфотографировать себя, нужно потренироваться - посмотреть прри каком освещении, ракурсе Вы лучше получаетесь, какая прическа, одежда больше подходит и лучше смотрится на фото. Чем больше будет опыта, тем лучше будут получаться фотографии - уже интуитивно человек чувствует, как сфотографироваться удачно.

    Иногда люди говорят: Ну вот, я сделал штук 10 фото и ни на одном из них не вышел, чтобы мне понравилось. Но опыт - это не 10 фотографий, а, порой, даже и не 100 ;), но оно того стоит, ведь фотографии - это наша память.

    К сожалению, телефоны на сегодняшний день не особо предназначены для того, чтобы человек сам себя фотографировал. Безусловно, если уже весьма качественные камеры, на уровне с цифровыми мыльницами, но фотографировать себя все равно не столь и удобно. Если пробовать фоткать на фронтальную камеру, как правило они очень малой пиксельности, изображение будет зернистым.

    Так что тут приходится фотографировать наугад, вытянув руку перед собой и сделав несколько кадров, после уже выбирать лучший, так как глянуть, как именно получится фото до того - не получится.

    Понятие красоты вообще растяжимое. Есть фотогеничные люди, а есть нет. А поз для фотографирование на телефон может быть великое множество!

    Первый вариант самый простой, просто вытянуть руку подальше и поиграть со своими волосами. Будет очень эффектно выглядеть.

    Второй вариант самый распространенный наверно) Одеть самую красивую одежду и подойти к зеркалу, предварительно выключив вспышку конечно

    С телефоном много поз не придумаешь, ведь всегда одна рука будет занята телефоном или селфи палкой)

    А когда тебя снимает кто или можно телефон поставить на какую нибудь подставку то тут можно пофантазировать. Например такие позы кажутся мне очень привлекательными.

    Для того, чтобы вы могли себя хорошо сфотографировать в первую очередь нужно найти место где будет достаточно света .

    • используйте яркий макияж, нужно учесть, ведь фотовспышка ослабляет цвет косметики;
    • не используйте при нанесении макияжа фиолетовые и перламутровые краски, на фотографии они будут выглядеть, как синяки;
    • более светлым маскировочным карандашом затушуйте круги под глазами;
    • припудрите лоб и переносицу;
    • Не используйте темную помаду - это придаст лицу строгое выражение.
  • Для начала покрутитесь у зеркала, попозируйте, определите свои лучшие стороны, улыбки и взгляды. А потом можно пофотографировать себя, не обязательно у зеркала, просто делайте снимки с разных углов, наклоняя голову и так много сяк, по разному улыбаясь, можно и прически делать разные. А потом оптом все снимки скиньте на компьютер и примерно из 10 фотографий - 2 точно выйдут удачными.

    Заходишь в туалет. Идешь к зеркалу. Достаешь телефон. Включаешь камеру. Направляешь объектив на зеркало (вспышку не забудь отключить). Нажимаешь пипку, которая сделает затвор, то есть зафоткает. Отправляешь в Инстаграм. Все! Вы великолепны! 🙂

Самые красивые фотографии девушек обычно получаются во время . Но дело в том, что далеко не у каждой представительницы прекрасного пола имеется в наличии знакомый фотограф, к тому и время для таких фотосессий есть не всегда. А вот в новых фотографиях девушки нуждаются довольно-таки часто. Хотя бы для того, чтобы обновить аватар в социальной сети или же, например, отправить свое фото новому воздыхателю. Так что же делать в такой ситуации, когда новый снимок себя любимой просто необходим, а кого-нибудь, кто мог бы вас сфотографировать, поблизости нет? Давайте же разберемся более подробно в том, как красиво сфотографировать саму себя, если больше вас фотографировать некому.

Как самой себя красиво сфотографировать?

Итак, есть несколько различных способов того, как самому сделать свою фотографию. Выбор способа зависит от того, каким фотографирующим устройством вы на данный момент обладаете. Рассмотрим каждый из этих способов по отдельности и со всеми возможными подробностями.

Веб-камера. Сфотографировать себе на веб-камеру – казалось бы, что может быть проще? Но не тут-то было. Вообще, когда в домашних условиях срочно нужен новый снимок самой себя, мысли сразу же обращаются к веб-камере. Это действительно очень удобно, так как фотография сразу же окажется на компьютере, где ее можно будет быстренько обработать и уже использовать по назначению. Но есть и несколько «но», которые делают веб-камеру не лучшим выбором для . Качество таких фотографий часто оставляет желать лучшего – расплывчатость, нечеткость, плохое освещение… Это совсем не играет вам на руку. Но если иных вариантов нет и нужно фотографироваться на веб-камеру, то постарайтесь расположиться в комнате с хорошим освещением, возможно даже возле окна. И не забывайте, что фотографии на фоне не заправленных кроватей, ковров и прочей домашней не особо привлекательной обстановки вряд ли можно будет назвать красивыми, даже если вы на них будете выглядеть очаровательно.

Телефон. Так как в наше время производители мобильных телефонов стали оснащать свои детища качественными камерами, у многих девушек даже не стоит вопрос о том, как самой себя сфотографировать – вытянула руку, щелкнула на кнопку и можно уже любоваться очередным снимком. Но здесь не вес так просто. Одна фотография из десяти, сделанных таким образом, будет действительно хорошо выглядеть. Поэтому помните, что фотографируя саму себя при помощи вытянутой руки, необходимо держать камеру на уровне глаз, при этом, не задирая голову и не опуская ее слишком низко, лучше делать подобные снимки вполоборота. Кроме того, сейчас часто можно увидеть фотографии самой себе в зеркале. Пусть это не ново, но часто такие фото выглядят очень даже неплохо. Главное – не забывайте отключать вспышку и смотрите не вниз, в свой собственный телефон, а в зеркало, чтобы всем было видно на снимке ваши прекрасные глаза и позитивную улыбку.

Фотоаппарат. Если вы являетесь счастливым обладателем фотоаппарата, возможно, даже профессионального, то с фотографией самого себя не возникнет никаких проблем. Конечно, и в этом случае действуют правила, упомянутые выше – необходимо подобрать хорошее освещение, красивое место и так далее. Но так как качество фотографий все же будет куда лучше, то здесь на пути фотолюбителя встречается меньше проблем. К тому же, есть и еще один вариант того, как хорошо сфотографировать саму себя – если у вас есть штатив, то вы можете просто поставить фотоаппарат на автоспуск с таймером, прежде продумав свою позу. Снимки получатся очень красивыми, с целым пейзажем, а не исключительно вашим лицом. Кроме того, здесь даже будет сложно догадаться – сами вы фотографировались или нет.

Вот мы и разобрались, как правильно сфотографировать саму себя. Не забывайте о красивой улыбке, так как она залог удачного снимка. И пользуйтесь фотошопом, ведь при его помощи можно сделать хорошую фотографию просто отличной, но, главное, не переусердствовать.

Первые попытки теоретически осмыслить природу денег были сделаны еще выдающимися мыслителями древности - Ксенофонтом, Платоном и особенно Аристотелем, которого по праву счи­тают родоначальником экономической науки, в том числе науки о деньгах. В частности, Аристотель утверждал, что все должно быть оценено в деньгах, потому что это позволяет людям всегда обмениваться услугами и таким образом делает возможным су­ществование общества. Аристотель не только высказал ряд исключительно важных научных гипотез о природе и функциях денег, но и сделал небезуспешные попытки анализа денег в их взаимосвязи с такими экономическими категориями, как «то­вар», «капитал», которые фактически положены в основу науч­ной теории денег.

Проблеме денег посвящено множество исследований, но по-прежнему остается загадкой: почему увеличение количества де­нежных знаков у отдельного лица приумножает его индивидуаль­ное богатство, а рост денежной массы у общества в целом не спо­собствует возрастанию общественного богатства? Как и прежде, вызывает улыбку известная шутка английского политика Глад-стона:

«Даже любовь не свела с ума такого большого числа людей, как мудрствование по поводу сущности денег».

Во многом сложность денег объясняется их необычным свой­ством - быть воплощением способности товаров подвергаться обмену, различным образом проявляющейся в разные истори­ческие эпохи. Характерно, что в некоторых современных учебниках по «деньги определяются как любой товар, который функционирует в качестве средства обращения, счетной единицы и средства сохранения стоимости». Отмечая значимость денег, еще Дж.С. Милль (1806-1873) писал, что «в экономике не могло бы быть … по природе своей менее значимой вещи, чем деньги, если бы изобретение их не экономило ТРУД и время. Это лишь машина, которая быстро и удобно делает то, что в ее отсутствие делалось бы с меньшей быстротой и удобством, и, как у большинства других усовершенствований, его значимость отчетливо проявляется лишь тогда, когда про­исходит его поломка».

Деньги - историческая категория товарного производства, объективно обусловленный результат длительного развития процесса обмена. В каждом меновом отношении первостепенное значение приобретает эквивалентность обмениваемых друг на друга товаров. Но для того чтобы выяснить количественное соотношение между двумя сравниваемыми продуктами общественного труда, необходимо иметь третью, постоянную величину, к которой при­равнивался бы каждый из сравниваемых товаров. Поэтому, возникая на основе стоимостной соизмеримости различных продуктов труда, деньги служат внешней формой для выражения их стоимостных пропорций. Образно говоря, деньги схожи и не схожи с другими мерами: метром, килограммом, градусом и т.д.

Предистория возникновения современных денег состоит в том, что первое крупное общественное разделение труда (выделение скотоводства из земледелия) и специализация производства на определенном этапе исторического развития неизбежно приводят к превращению обмена продуктами человеческой деятельности из случайного в устойчивое, систематически повторяющееся яв­ление. На этой основе формируется система объективных, устой­чивых, постоянно возобновляемых связей, принимающих силу закона. Закон стоимости начинает овладевать товарным обращением, а продукт человеческого труда (вещь), становясь носителем определенных общественных отношений его производителей и потребителей, принимает форму товара. Превращение вещи в товар создает объективные предпосылки для возникновения денег.

Товар и деньги представляют собой единство противополож­ностей. Деньги - это тоже товар, но товар специфический, особо­го рода, противостоящий всем остальным товарам и играющий особую общественную роль. Деньги являются единственным то­варом, эквивалентом, особым товаром, в котором выражается стоимость всех других товаров и при посредстве которого непрерывно совершается обмен продуктами труда между товаропроизводителями.

При отсутствии «особого» товара, выступающего в роли все­общего эквивалента, обмен мог не состояться, ввиду несовпаде­ния в данный момент и предложения на конкретном рын­ке. Даже если спрос и предложение для данного рынка в целом соответствуют друг другу, то непосредственно интересы товаро­производителей могут не совпадать, поскольку, например, владелец зерна хочет обменять его только на скот, владельцу после­днего требуются современные автомобили, а ему в обмен предлагают компьютеры (фактически обмен в данной ситуации состояться не может). Пропорции обмена в значительной степени обусловлены потребительскими свойствами товаров, поскольку можно, напри­мер, обменять товар на любую меру зерна, но нельзя обменять его на половину электрической лампочки, четверть топора из-за от­сутствия у последних произвольной делимости.

Только появление специфического товара в роли «общего зна­менателя» меновых сделок товаропроизводителей способствовало разрешению данного противоречия, позволило преодолеть труд­ности обмена товаров. Исторически это связано с переходом от полной или развернутой формы стоимости ко всеобщей форме стоимости, осуществившимся в условиях простого товарного производства. Более полное представление об этом процессе дает рас­смотрение форм стоимости, начиная от простой, единичной или случайной формы стоимости, и заканчивая денежной формой.

Суть простой, единичной или случайной формы стоимости состоит в том, что один товар выражает свою стоимость в другом товаре. При этом первый товар играет активную, а второй пассивную роль. Первый товар находится в относительной форме стоимости, а второй - в эквивалентной форме стоимости, т.е. каждая из них исключает другую и одновременно ее предполагает. Поэтому один товар не может одновременно быть в относительной и эквивалентной форме стоимости.

Полная или развернутая форма стоимости предполагает, что стоимость одного товара выражается в бесконечном множестве других товаров, каждый из которых отражает стоимость первого товара. В данном случае между собой сравниваются не просто различные количества разных товаров, а равное количество затрат человеческого труда. Тем не менее полная или развернутая форма стоимости имеет недостатки, состоящие в том, что:

  • относительное выражение стоимости товара в данном случае является незавершенным, поскольку ряд выражений его стоимос­ти практически никогда не заканчивается
  • образуется пестрая картина разрозненных и разнородных выражений стоимости
  • возникает бесконечный ряд выражений стоимости, отличаю­щейся от выражения относительной формы стоимости всякого иного товара

В значительной мере эти недостатки устраняет всеобщая форма стоимости, представляющая собой выражение стоимости бесчисленного множества товаров в одном товаре, т.е. в данном случае всеобщая эквивалентная форма может принадлежать любому то­вару. Однако такой товар находится в эквивалентной форме лишь потому, что он выделяется или выталкивается множеством товаров из их среды. Такой эквивалентной формой становится денеж­ный товар, функционирующий в качестве денег. Выполнение денежным товаром роли всеобщего эквивалента в товарном мире становится его специфической общественной функцией или его общественной . Поэтому, заменив во всеобщей форме стоимости единственный товар на конкретный товар - «золото», получили денежную форму стоимости. Как только золото завоевало себе монополию на выражение стоимостей товарного мира, оно сделалось денежным товаром, а всеобщая форма стоимости превратилась в денежную.

Противоречия товарного обмена, являющиеся следствием внут­реннего диалектического противоречия товара, создают условия для выделения из мира товаров особой меновой стоимости, вы­полняющей роль эквивалента при товарных сделках. Следова­тельно, деньги являются необходимым продуктом товарообмена. Вместе с тем они становятся условием для того, чтобы обмен про­дуктов труда, превращающихся в товары, приобрел всеобщий характер.

Рассмотренный выше процесс перехода от простой, единичной формы стоимости к денежной был обусловлен также изменениями в общественном разделении труда и развитием производства. Так, второе крупное общественное разделение труда - выделение ремесла из земледелия, привело к совершенствованию всеобщего эквиваленте. Самый несовершенный тип всеобщего эквивалента - скот, меха, рыба - заменяются эквивалентами, для которых свойственны весовые характеристики: делимость, однородность, портативность, долговременность, стандартизированность, узнаваемость.

С образованием городов, где проживали преимущественно ре­месленники, и деревень с оседлым населением, занимающимся сельским хозяйством, способность скота выполнять функцию все­общего эквивалента стала ненужной. На смену ему пришли раз­личные малопортящиеся растительные продукты. В отдельных частях Центральной Европы орудием обращения стали хлеб, на территории современной Мексики - маис, в Малой Азии - олив­ковое масло, на Филиппинских островах - рис и т.д. Из продуктов минерального сырья на определенном этапе в качестве денег выс­тупала соль в слитках или брусках.

Второе крупное общественное разделение труда способствова­ло внедрению в качестве эквивалента металлов: железа и олова, свинца и меди, серебра и золота. Оловянные деньги были извест­ны в древней Мексике и на острове Ява. Медь в качестве денег употреблялась в древнем Китае и древнем Риме, впоследствии в качестве разменной монеты она использовалась в большинстве цивилизованных стран. Свинцовые шарики в мелких платежах применялись в середине XVII века в Северной Америке.

Вместе с тем, среди самих металлов главенствующее положе­ние начинает отводиться золоту и серебру, ибо именно они обла­дают теми качествами, которые наиболее важны для всеобщего эквивалента, т.е. большой стоимостью при малом объеме и устой­чивостью к внешней среде. Они не окисляются, а следовательно, удобны для использования. С появлением полноценных металли­ческих денег товарный обмен трансформировался в товарно-де­нежное обращение, где обращение товаров и обращение денег вза­имно обусловливают друг друга. В этой цепи товарное обращение есть первоначальная предпосылка денежного обращения. Будучи вторичным, денежное обращение лишь отражает и закрепляет те процессы, которые развиваются в товарном производстве.

Хотя развитие денег детерминировано товарным производством, все же денежному обращению нельзя отводить лишь пассивную, несамостоятельную роль. Оно имеет и собственные законы разви­тия, что, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на товарное обращение, а через него и на товарное производство. Кро­ме того, появление металлического денежного обращения поставило его под воздействие жесткого государственного контроля, в то время как товарный рынок подвергался лишь весьма отдален­ному его влиянию. Субъективная связь денег и государственной власти наложила свой отпечаток на все последующее развитие денежного обращения.

Поэтому деньги понадобились производству и обмену как то­варный и всеобщий эквивалент, позволяющий соизмерять затра­ты общественного труда на изготовление различных продуктов при различной квалификации труда и, соответственно, разной . Товарное происхождение денег позволяет раскрыть их сущность как определенную систему производственных отношений между товаропроизводителями, возникающих в связи с обменом продуктами труда посредством рынка. Поэтому деньги представляют собой важное звено всей совокупности про­изводственных отношений, без которого не может существовать товарное производство.

По своей природе товары и деньги гомологичны, т.е. они име­ют сходства на основе общего происхождения, содержат однопорядковую естественную основу. Но выделяясь из товарного мира и абсолютно противостоя ему, деньги приобретают общественное неравенство с товарами. Если товары - временны в сфере обраще­ния, из которой они рано или поздно уходят, то деньги являются вечным спутником этой сферы, призванным постоянно обращать­ся в ней. Их природа в этом отношении глубоко отлична от природы товара. Поэтому, развившись из товара, деньги продолжают оставаться товаром особенным, отличающимся от всего прочего товарного мира. Выделение денег из товарного мира приводит к тому, что они начинают выполнять специфически общественную функцию — быть посредником при обмене товаров на рынке.

С одной стороны, деньги как и любой товар имеют внутрен­нюю стоимость, определяемую затратами общественно необходи­мого труда, а с другой, — будучи особым товаром, они не могут выразить эту стоимость в цене как обычный товар, а выражают ее относительно в бесконечном многообразии товаров в виде фикси­рованных меновых пропорций или меновых стоимостей. Меновая стоимость денег — это их относительное выражение или покупательная способность.

Внутренняя и меновая стоимость денег, будучи тесно связанными между собой, относительно самостоятельны. Каждая из них находится под воздействием как общих, так и специфических факторов. С одной стороны, на меновую и внутреннюю стоимость равнонаправленное влияние оказывают рыночные условия, с другой — на меновую стоимость денег с появлением монет сильно воздействует государство.

Деньги являются средством обращения и цементирующей силой, связывающей отдельных товаропроизводителей через общественное разделение труда и рынок в единый экономический организм. Они включают частный труд в систему общественного труда, обеспечивают эквивалентность обмена между товаропроизводителями.

Деньги можно сравнить с мостом, переброшенным через реку, на разных берегах которой расположились продавцы и покупатели, спрос и предложение, цена и заработная плата. Фактически деньги — средство связи между товаропроизводителями, хотя они и не формируют общественные связи, которые возникают в сфере производства посредством общественного разделения труда и кооперации обособившихся товаропро­изводителей. Деньги закрепляют общественные связи, придают устойчивость обмену, являются залогом надежности общественных связей товаропроизводителей посредством рынка. Подобная форма меновых связей отсутствовала в натуральном хозяйстве, где существовало естественное разделение труда, и обмен внутри хозяйственной ячейки проходил на основе кровнородственных отношений.

При исследовании сущности денег как общественной формы производственных отношений не имеет никакого значения тот материал, из которого они изготовлены, будь то металл или бума­га, так же как при измерении длины не важно, из чего сделан метр — из железа, дерева или ткани. В то же время деньги не являются статической категорией, их нельзя рассматривать как нечто неизменное, навсегда застывшее в своем бытии. Они развиваются, сменяя одну свою форму другой, т.е. конкретное воплощение всеобщего эквивалента меняется, он находится в постоянном развитии.

Исторически деньги существовали в различных формах. Но на ранних стадиях развития общества деньги, которые только и характеризовались высшим качеством, были обычно каким-либо материальным товаром длительного пользования… Например, это было железо, медь, латунь, лошади, овцы, козы, черепаховые панцири, зубы морской свиньи, китовый ус, кабаньи клыки, пти­чьи перья, стекло, полированные шарики (ожерелья), сельскохо­зяйственные орудия, круглые камни с отверстиями, раковины улиток, игральные карты, кожа, золото, серебро, смола, коровы, рабы, бумага и т.д.

Вместе с тем, исторический генезис денег — не следствие от­дельных случайностей. С одной стороны, их эволюция определяет­ся общими закономерностями производственных отношений, с дру­гой — развитие денег диктуется закономерностями, содержащими­ся в них самих. Возникнув как результат разрешения противоре­чия, заложенного в товарной форме продукта труда, деньги имеют источник развития — собственно диалектическое противоречие.

Поэтому научное определение сущности денег должно в обоб­щенной форме содержать историю их развития и в то же время найти подтверждение в их каждой конкретной форме. Это означа­ет, что рассмотрение возникновения и развития денег в процессе исторического движения форм товарного обмена раскрывает сущ­ность денег. Характерно, что разные теории описывают деньги с различных сторон. Так, металлическая теория отождествляет деньги с благородными металлами и приписывает им свойство быть деньгами от природы. Номиналистическая теория сводит деньги к условным знакам, а количественная рассматривает деньги с точки зрения их меновых пропорций при обмене на товары и услуги. Государственная теория денег приписывает их создание государству.

Деньги представляют собой совокупность производственных отношений, возникающих в товарном производстве при всех ви­дах обмена результатами трудовой деятельности. Этот обмен может происходить в разных формах на национальном или международ­ном рынках. Вместе с тем, деньги должны иметь собственный материальный носитель. Они связаны с конкретным товаром, в котором в каждый исторический период находит свое выражение всеобщий эквивалент. Поэтому сущность денег выражается по­средством понятия «всеобщий эквивалент». В то же время понятие «всеобщий эквивалент» на каждом этапе исторического развития должно рассматриваться как выражение не сущности денег вообще, а специфической сущности, наполняющейся новым содержанием в границах различных этапов товарного производства и обращения.

Развитие денег как экономической категории осуществляется так, что, с одной стороны, совершается количественное нараста­ние актов купли-продажи, отражающее усиление масштабности производства, возрастание его динамизма, появление качественно новых связей в сфере производства, которые, с другой стороны, наталкиваются на все более ограниченную возможность данной формы стоимости осуществлять их реализацию, поскольку потребительная стоимость денежного товара с определенного мо­мента начинает тормозить развитие тех общественных функций, которые опосредуются деньгами.

Тем самым создаются условия для обострения исходного про­тиворечия денежного отношения - диалектического противоре­чия между товаром и деньгами как передаточным механизмом между сферами производства и обращения. Например, в силу своих естественных свойств ни скот, ни зерно, ни меха не смогли больше выполнять денежные функции с того момента, как начи­нает складываться национальный рынок. Выполнение этой роли стало посильно лишь металлам, которые вытеснили из обращения все предшествующие виды всеобщего эквивалента. Поэтому ис­точником развития денег выступает их внутреннее диалектическое противоречие, сутью которого является конфликт между веще­ственным носителем денежных отношений и теми общественны­ми функциями, которые деньги выполняют. Это противоречие дает ключ к пониманию всего последующего развития денег:

  • воз­никновению и эволюции их отдельных функций
  • развитию форм денег
  • смене одного носителя денежных отношений другим
  • изме­нению форм стоимости
  • обособлению национальной денежной и международной валютной систем

Эволюция денег как экономической категории - закономер­ный результат разрешения внутреннего диалектического проти­воречия самих денег. Процессы же, происходящие в современном производстве, показывают, что реальной стоимостью начинают обладать только товары, но не бумажные (кредитные) деньги. Подтверждением этого служит то, что затраты труда (в денежной форме) на изготовление современных денег не совпадают с тем денежным номиналом, который они выражают. Тем не менее они обладают определенной стоимостью, поскольку принимаются в оплату за товары, имеющие конкретную, реальную цену. Это оз­начает, что современные деньги обладают способностью удовлет­ворять потребности товарообмена как специфический всеобщий эквивалент, на который непосредственно обменивается товарная масса. Поэтому в настоящее время деньги представляют собой символическую форму носителя стоимости специфического денеж­ного товара, т.е. выступают знаками стоимости.

Иными словами, с уходом золота из сферы денежного обраще­ния на смену классической денежной форме стоимости товара пришла новая форма стоимости, в которой каждый товар получа­ет свое меновое выражение как часть всей стоимости товаров, находящихся на рынке. Части или доли товарных масс фиксируются их ценами, которые с помощью современных денег прямо и непосредственно привязываются к совокупной стоимости всей товарной массы. Поэтому современные деньги представляют собой только модель реальных денег, способных имитировать и достаточно точно воспроизводить те функции, которые органически выполняли настоящие деньги, обладающие реальной стоимостью.

Введение

"Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка". Эту замечательную фразу, которая коротко и ясно характеризует деньги, использовали в своей книге авторы учебника "Экономикс".

В данной контрольной работе я попытаюсь ответить на вопрос «что явилось причиной возникновения денег», а также раскрыть понятие денег, их сущность, функции и виды, а также их роль в экономике и социальной сфере.

При подготовке контрольной работы изучалась литература, список которой приведен на странице 20.

Деньги - это одна из тех вещей, которая сопровождает нас на протяжении всей жизни. «Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободится от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей» .

Однако, как возникли деньги? В примитивных обществах, когда рыночные отношения носили еще не утвердившийся характер, преобладал натуральный обмен, т.е. один товар обменивался на другой без посредства денег (Т-Т). Акт купли был одновременно и актом продажи. Пропорции устанавливались в зависимости от случайных обстоятельств, например, насколько была выражена потребность в предлагаемом продукте у одного племени, а также насколько дорожили своим излишком другие. К стихийно-натуральному обмену люди возвращаются и поныне. В международной торговле по сей день осуществляются бартерные сделки, где деньги выступают лишь как счетные единицы. При системе взаимных расчетов (клиринг) разница погашается обычно дополнительными товарными поставками. По мере расширения обмена, особенно с возникновением общественного разделения труда между производителями продуктов в меновых операциях нарастали трудности. Бартер становится громоздким и неудобным. Владелец рыбы, с тем, чтобы сохранить ее стоимость и облегчить себе дальнейшие обменные операции, вероятно, попытается обменять свою рыбу на такой товар, который чаще всего встретить на рынке, который уже начал производиться как средство обмена. Таким образом, некоторые товары приобретали особый статус, начинали играть роль общего эквивалента, причем этот статус устанавливался общим согласием, а не навязывался кем-то извне. У некоторых народов богатство измерялось численностью голов скота, и стада пригонялись на рынок для оплаты предполагаемых покупок. Акты купли и продажи уже не совпадают, а разделяются во времени и пространстве. В России обменные эквиваленты назывались “кунами” - от меха куницы. В древности на части нашей территории имели хождение “меховые” деньги. А деньги в виде кож обращались в отдаленных районах страны чуть ли не в Петровские времена.

Развитие ремесел и особенно плавки металлов несколько упростило дело. Роль посредников в обмене прочно закрепляется за слитками металлов. Первоначально это были медь, бронза, железо. Эти обменные эквиваленты расширяют сферу действия и стабилизируются, превращаясь тем самым в подлинные деньги в современном смысле. Обмен осуществляется уже по формуле Т- Д -Т. Факт появления и распространения денег не ведет непосредственно к росту потребления товаров и услуг в обществе. Потребляют лишь то, что производится, а производство есть результат взаимодействия труда, земли и капитала. Опосредованное положительное влияние денег на производство несомненно. Их использование сокращает общие издержки, время, необходимое для нахождения партнера, способствует дальнейшей специализации труда, развитию творчества. По мере увеличения общественного богатства роль всеобщего эквивалента закрепляется за драгоценными металлами (серебром, золотом), которые в силу своей редкости, высокой ценности при малом объеме, однородности, делимости и прочих полезных качествах были, можно сказать, обречены выполнять роль денежного материала в течение длительного периода человеческой истории. На нашей территории чеканка монет, серебряных и золотых, восходит к временам князя Владимира Первого (Киевская Русь). В XII - XV в.в. князья пытались чеканить свои «удельные» монеты. В Новгороде имели хождение иностранные деньги - «ефимки» (от «иохимсталеров» - серебряных немецких монет). В Московском княжестве инициатива чеканки серебряных монет принадлежала Дмитрию Донскому, который начал переплавлять в русские «гривны» татарскую серебряную «деньгу». Иван III установил, что право чеканки монет должно принадлежать лишь «старшему» из князей, держателю Московского престола. При Иване Грозном произошло первое упорядочение российской денежной системы. В начале его княжения в Московском государстве свободно обращались «московки» и «новгородки», причем первые по своему номиналу равнялись половине «новгородки». В начале XVII века на Руси установилась единая денежная единица-копейка (на монете был изображен всадник с копьем), весившая 0,68 грамм серебра. Кроме того, в счетную систему были введены рубль, полтина, гривна, алтын, хотя чеканка серебряного рубля стала правилом лишь при Петре I. Золотые деньги - «червонцы» появились в России с 1718 года. Выпуск князьями неполноценных монет, порча серебряных гривен путем их обрезания, появление «воровских» денег вели к повсеместному исчезновению полновесных монет, волнениям среди населения («медный бунт» при царе Александре Михайловиче в середине XVII в.). Пытаясь найти выход из трудностей, правительство начало чеканить медные деньги, придав им принудительный курс. Как следствие, стал рост рыночной цены серебряного рубля по сравнению с номиналом, исчезновение серебра из обращения и его сосредоточение у ростовщиков и менял, общее повышение товарных цен. В конце концов, медные деньги были изъяты из обращения. В конце XVII в. вес серебра в рублевых монетах был уменьшен на 30 %. В России вплоть до XVII в. собственная добыча благородных металлов почти отсутствовала поэтому, монетные дворы, ставшие в XVII в. монополия государства, переплавляли иностранные деньги. Согласно «монетарной регалии» Петра I был наложен жесткий запрет на вывоз из страны слитков драгоценных металлов и полноценных монет, между тем как вывоз порченой монеты разрешался. Итак, золото и серебро стали основой денежного обращения. Биметаллизм сохранялся вплоть до конца XIX века. Однако, в Европе XVIII - XIX в.в. золотые и серебряные монеты ходили в обороте, платежах, и прочих операциях наряду с бумажными деньгами.

Изобретение бумажных денег приписывают, конечно, с большей доли условности, древним китайским купцам. Первоначально в виде дополнительных средств обмена выступали расписки о принятии товара на хранение, об уплате налогов, выдаче кредита. Их обращение расширяло торговые возможности, но вместе с тем, нередко затрудняло размен этих бумажных дубликатов на металлические монеты. В Европе появление бумажных денег связывают обычно с опытом Франции 1716-1720гг. Эмиссия бумажных денег, проведенная банком Джона Ло, окончилась неудачей. В России эмиссия бумажных денег-ассигнаций впервые началась в 1769г. Предполагалось, что, как и в других странах, рискнувших ввести бумажные деньги, их можно будет при желании обменять на серебро или золото. Но все оказалось иначе. Уже к концу века излишек ассигнаций заставил приостановить размен, курс ассигнационного рубля, естественно, начал падать, а товарные цены расти. Деньги делились на «плохие» и «хорошие». По закону Томаса Грехэма, плохие деньги вытесняют хорошие. Закон гласит, из обращения исчезают деньги, рыночная стоимость которых по отношению к плохим деньгам и официально установленному курсу повышается. Они просто припрятываются - дома, в банковских сейфах. В XX в. исполнителями роли «плохих» денег выступали банкноты, вытеснявшие из обращения золото.

Со времени первой мировой войны, тенденция к прекращению размена банкнот на золото распространяется повсеместно. Перед центральными банками встала задача неусыпного контроля над денежным обращением. На самом деле, бумажные деньги сами по себе полезной ценности не имеют. Бумажные деньги - символы, знаки стоимости. Почему же тогда произошел повсеместный и в последствии закрепившийся отход от золота? Ведь кроме войн и других бедствий, кроме издержавшихся владык и услужливых банкиров, должны существовать объективные причины. Самое простое объяснение: бумажные деньги удобны в обращении, их легко носить с собой. Неплохо вспомнить слова великого англичанина Адама Смита, который говорил, что бумажные деньги должны рассматриваться в качестве более дешевого орудия обращения. Действительно, в обороте монеты стираются, часть благородного металла пропадает. К тому же, возрастают потребности в золоте у промышленности, медицины, потребительской сферы. И главное - товарооборот в масштабах, исчисляемых триллионами долларов, марок, рублей, франков и других денежных единиц, золоту просто не под силу обслужить. Переход к бумажно-денежному обращению резко расширил рамки товарного обмена. Бумажные деньги - банкноты и казначейские билеты - обязательны к приему в качестве платежного средства на территории данного государства. Их стоимость определяется лишь количеством товаров и услуг, которые можно купить на эти деньги. Итак, XX в. ознаменован переходом к обращению бумажных денег и превращением золота и серебра в товар, который можно купить по рыночной цене.

Сегодня деньги диверсифицируются , буквально на глазах множатся их виды. Вслед за чеками и кредитными карточками, появись, дебетные карточки и так называемые «электронные деньги», которые, посредством компьютерных операций, можно использовать для переводов с одного счета на другой. А во времена экономического кризиса, при рационировании , появляются талоны, обращающиеся наряду с денежными купюрами.

Западные экономисты склоняются к тому, что в будущем бумажные деньги - банкноты и чеки вообще исчезнут и их заменят электронные межбанковские трансакции. Деньги останутся, но станут «невидимыми». Хотя сегодня, в обращении ходят бумажные деньги, которые не могут быть разменяны на золото, среди части экономистов до сих пор сохраняется мистическое представление о всемогуществе денег, которые могут быть разменяны на золото.

В России металлистическая теория имела своих приверженцев и порою удачное практическое применение. При подготовке к денежной реформе 1897г. в стране накапливался золотой запас, главным образом путем стимулирования хлебного экспорта. Торговый баланс стал устойчиво активным. В надписи на кредитных билетах вместо обязательства размена «на звонкую монету», гарантировался обмен на «золотую монету».

Попытка возрождения золотого обращения была предпринята уже Советской властью в 1922г. В обращение был веден золотой червонец. Естественно, что монеты стали довольно быстро исчезать из сферы обращения, а товарооборот обслуживали их бумажные дубликаты - банкноты и казначейские билеты. Последние представляли собой бумажные деньги меньшего достоинства и не разменивались на золото.

Ход рассуждений неометаллистов таков: золото имеет высокую внутреннею стоимость, поэтому не обесценивается подобно его бумажным дубликатам, символам. Если возрастает производительность труда в золотодобыче или открываются новые месторождения, то товарные цены растут, однако понижаются сами издержки производства прежнего весового количества золота. К тому же переполнение каналов денежного обращения золотыми деньгами маловероятно, поскольку, золото - воплощение богатства и оно перетекает, при наличии благоприятных возможностей, в сферу тезаврации. А при изменившихся условиях - экономический бум, рост потребности в оборотных средствах - накопленные золотые монеты возвращаются в сферу обращения. Таким образом, при золотом стандарте стихийно поддерживается товарно-денежное равновесие.

Некоторые западные ученые склоняются к другой позиции. Э. Дж Долан, К. Кэмпбелл, К. Макконел считают, что инфляция и при золотом денежном обращении возможна. Если технология в добыче или производстве золота поднимается на качественно новую ступень, инфляция, и при сохранении размена, вполне вероятна. Поддержание же золотого обращения при дефиците золотого материала вызывает упадок, экономика просто задыхается. Разумнее поэтому использовать бумажные деньги, но умело управлять их предложением.

Золото может оказывать, однако, косвенное воздействие на денежное обращение. Государственные продажи золота по ценам мирового рынка позволяют закупить товары и увеличить их предложение внутри страны. Но в этой операции роль золота принципиально не отличается от роли других экспортных благ, хотя оно является более ликвидным товаром. Представляется, что возможности использования золотого потока для оздоровления денежного обращения невелики, носят паллиативный характер, и сами по себе не решают проблемы инфляции.

Итак, в науке преобладает мнение, что время золотых денег ушло безвозвратно, что при разумном подходе к делу функции денег нормально выполняют бумажные купюры, чеки, пластиковые карточки и др.