Для постороннего человека Алтер Роуд в Детройте выглядит как обычная городская улица. Однако местные жители называют ее "Берлинской стеной" или же "линией Мейзон-Диксон". Это объясняется тем, что Алтер Роуд отделяет восточную часть Детройта - нищее гетто от фешенебельного, богатого пригорода Гросс Пойнт.

В "Уолл-стрит джорнэл" (1982) корреспондент Аманда Беннетт характеризует общности, проживающие по разные стороны Алтер Роуд: "В восточной части Детройта живут бедные, главным образом негры; Гросс Пойнт населяют богатые, сплошь белые. Помещения школ, где учатся дети жителей детройтского Ист-Сайда, охраняются полицейскими. Привилегированные дети из Гросс Пойнт посещают уроки игры на скрипке, имеют собственные компьютеры. Для жителей восточной части Детройта "пособие" означает выживание; для тех, кто обитает по другую сторону улицы Алтер Роуд, это слово обычно ассоциируется с мошенничеством. Различия настолько поразительны, что друзья детройтцев, приезжающие из других мест, бывают шокированы, когда их проводят по улице Алтер. В восточной части города свалки брошенных автомобилей, много сгоревших зданий, на стенах которых нацарапаны всяческие надписи и рисунки. По замусоренным улицам слоняются толпы ничем не занятых людей. На расстоянии всего лишь тысячи футов открывается другая картина - аккуратно подстриженные живые изгороди и окрашенные ставни напоминают о другом мире, где есть газонокосилки, служанки, гаражи на два автомобиля и благотворительные вечера. Как говорит сенатор-демократ Джон Келли, представляющий обе группы, с одной стороны, здесь - "западный Бейрут", с другой, - сказочная страна "Диснейленд". /273/

Экономический спад в начале 80-х годов по-разному повлиял на эти две общности. Беннет пишет: "Образ жизни изменяется на всех уровнях. На одной стороне Алтер Роуд безработный вынужден прекратить членство в теннисном клубе. На другой стороне безработная женщина не может себе позволить съесть гамбургер. В Гросс Пойнт представитель торговой фирмы, занятый неполный рабочий день, сдает свою летнюю дачу, в то время как в Детройте проститутка при недостаточной занятости повышает цену своих услуг. В Детройте нищие безработные пьяницы распивают одну бутылку на всех. Одни жители Гросс Пойнт со стыдом обращаются за пособием, другие беззастенчиво устремляются на вечеринки в поисках влиятельных работодателей".

Огромные различия между этими двумя группами ярко свидетельствуют о существовании "имущих" и "неимущих". Эта ситуация является одной из самых важных проблем, волнующих социологов. Они исследуют ее путем анализа трех переменных: неравенства, стратификации и классов.

НЕРАВЕНСТВО , СТРАТИФИКАЦИЯ И КЛАСС

НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НЕРАВЕНСТВО ВСЕОБЩИМ?

Религиозные лидеры помогают понять смысл жизни и смерти - создают моральный кодекс, которому люди следуют, чтобы обрести спасение. Поскольку эта функция очень важна, религиозные деятели обычно вознаграждаются в большей мере, чем рядовые члены общества. Речь не обязательно идет о финансовом вознаграждении, ведь многие представители духовенства или религиозных орденов получают не так уж и много денег; социальной наградой становятся признание и уважение.

Управление - еще одна ключевая социальная функция. Правители обладают значительно большей властью, чем те, кем они правят. Для правящего слоя усиление власти - награда, но они часто становятся обладателями и более весомой доли богатства, их престиж выше, чем у простых смертных.

Согласно Дэвису и Муру, еще одной ведущей сферой деятельности является технология. "Техники" действуют в специальных областях - например, в сфере совершенствования военного и сельскохозяйственного оснащения. Поскольку этот вид деятельности требует длительной и тщательной подготовки, общество должно предоставлять специалистам технического профиля большие материальные блага, чтобы стимулировать стремление людей предпринимать усилия в этом направлении (Дэвис, Мур, 1945).

ТЕОРИИ КОНФЛИКТА: ЗАЩИТА ПРИВИЛЕГИЙ ВЛАСТИ

Сторонники теории конфликта не согласны с представлением, что неравенство - естественный способ обеспечения выживания общества. Они не только указывают на недостатки /279/ функционалистских подходов (разве справедливо, например, что торговцы мылом зарабатывают больше, чем люди, обучающие детей чтению?), но и утверждают, что функционализм не более чем попытка оправдать статус-кво. По их мнению, именно в этом заключается сущность неравенства: оно является результатом такого положения, когда люди, под чьим контролем находятся общественные ценности (главным образом богатство и власть), имеют возможность извлекать для себя выгоды (Тумин, 1953).

Маркс

Многие идеи по проблеме социального неравенства почерпнуты из марксистской теории стратификации и класса. Согласно Марксу, человеческую историю можно разделить на периоды в зависимости от того, каким образом осуществляется производство товаров, - он назвал это способом производства. В период феодализма основным способом производства было сельское хозяйство: дворянин владел землей, а его подданные ее возделывали. В капиталистический период владельцы предприятий платят своим работникам, которые используют заработанные деньги для покупки товаров и услуг по своему желанию и потребностям.

Способ производства определяет экономическую организацию каждой формации. Маркс считал экономическую организацию основным аспектом жизни общества. В нее входят технология, разделение труда и, самое главное, отношения, складывающиеся между людьми в системе производства. Эти отношения играют ключевую роль в марксистской концепции классов.

Маркс утверждал, что при любом типе экономической организации есть господствующий класс , который владеет средствами производства (фабриками, сырьем и т.д.) и осуществляет над ними контроль. Благодаря экономической власти господствующий класс решает судьбу тех, кто на него работает. В феодальном обществе дворяне осуществляют контроль над крепостными, в капиталистическом обществе буржуазия (владельцы средств производства) - над пролетариатом (рабочими). Приведем пример из современной жизни: буржуа - это собственники фабрик и их оборудования (средств производства), а пролетариат обычно представляют люди, работающие на сборочном конвейере. Такое разделение общества на классы - основа теории Маркса. Маркс также утверждал, что история - последовательность перемен, при которых одна классовая система (например, феодализм) преобразуется в другую /280/ (например, капитализм). В ходе преобразования на новом этапе развития сохраняются некоторые черты предыдущего этапа. Например, в Англии в период капитализма аристократия продолжала владеть землей, это было наследие феодальной эпохи. Маркс также признавал, что существует разделение среди основных классов - так, внутри буржуазии владельцы магазинов и купцы по своему положению в социальной иерархии отличаются от владельцев важнейших средств производства (фабрик и земли). Наконец, Маркс учитывал существование люмпен-пролетариата - преступников, наркоманов и т.п., полностью выброшенных из общества.

Согласно Марксу, сущность взаимоотношений между господствующими и эксплуатируемыми классами состоит в том, что правящий класс эксплуатирует трудящийся класс . Форма этой эксплуатации зависит от способа производства. При капитализме владельцы собственности покупают труд рабочих. Именно трудом рабочих из сырья создается продукт. Когда этот продукт продается, владельцы собственности получают прибыль, так как его можно продать дороже, чем стоит само производство. Маркс подчеркивал, что прибавочная стоимость создается рабочими:

СТОИМОСТЬ ПРОДУКТА - стоимости технического оборудования и сырья + заработная плата рабочих + прибыль владельца (прибавочная стоимость).

Маркс сделал вывод, что в конечном итоге рабочие поймут: прибавочная стоимость поступает в карманы владельцев средств производства, а не в их собственные. Осмыслив это, они увидят, что подвергаются эксплуатации. Это приведет к глубокому, неизбежному конфликту между рабочими и собственниками. Маркс предсказывал, что по мере развития капитализма буржуазия будет становиться богаче, а пролетариат - беднее. Конфликт усилится, в конце концов рабочие совершат революцию. Революция станет всемирной, что приведет к свержению капитализма и переходу к социализму.

Предсказание Маркса не сбылось, капитализм не привел к результатам, которые он предполагал. Во-первых, произошло значительное расслоение внутри пролетариата. В экономике заметно увеличилась сфера услуг; являясь наемными работниками, люди из этой сферы не обязательно идентифицируют себя с рабочим классом. Джорджиано Гаглиани (1981) высказал предположение, что работники, не занятые физическим трудом ("белые воротнички") - от секретарей до инженеров, заинтересованы в союзе с капиталистами: за политическую поддержку хозяева платят им более высокую заработную плату, чем работникам физического труда. Теория Маркса /281/ также ослаблена тем фактом, что правительство и сами капиталисты стали больше учитывать нужды и требования рабочих вследствие политического давления и благодаря системе заключения коллективных договоров. Рабочие в США имеют высокую зарплату и премиальные, кроме того, им выплачивается пособие по безработице. По этим причинам их вряд ли вдохновляет призыв Маркса: "Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"

Микельс

Другие критики приняли основные принципы теории Маркса, но поставили под сомнение идею о том, что экономическая организация является главной причиной конфликта между классами. В своем исследовании деятельности профсоюзов и политических партий конца XIX - начала XX в. Роберт Микельс доказал, что олигархия (власть немногих) складывается в любом случае, если численность организации превышает определенную величину (скажем, возрастает от 1000 до 10 000 человек). Эту теорию называют "железным законом олигархии" (Микельс, 1959). Тенденция к концентрации власти обусловлена главным образом структурой организации. Огромное количество людей, составляющих организацию, не может обсуждать вопрос, чтобы начать действовать. Они возлагают ответственность за это на нескольких лидеров, власть которых возрастает.

Дарендорф

Этот "железный закон" характерен для организации всей социальной жизни, а не только экономики. Ральф Дарендорф (1959) утверждает, что классовый конфликт определяется характером власти. Он вызван не экономическими отношениями между начальством и подчиненными, скорее его главной причиной является власть одних над другими. Не только власть предпринимателей над рабочими создает основу конфликта; последний может возникнуть в любой организации (в больнице, военном формировании, университете), где существуют начальники и подчиненные. /282/

ТЕОРИЯ ВЕБЕРА: БОГАТСТВО-ПРЕСТИЖ-ВЛАСТЬ

Макс Вебер, писавший свои научные труды через несколько десятилетий после Маркса (1922-1970), в отличие от него не считал организацию экономики основой стратификации. Вебер выделил три основных компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в существенных отношениях независимыми. Первый компонент - имущественное неравенство . Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений, недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных классов - крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров.

Исследование факторов достижения статуса

В последнее время исследование интергенерационной мобильности уступило место изучению особенностей приобретения статуса. Это связано с анализом социальной мобильности людей в течение их жизни. Данные об их мобильности "считываются в обратном порядке", чтобы выявить факторы, влияющие на их нынешний статус. Таким образом, ученые установили, что важнейшими факторами, определяющими статус /293/ человека, являются социальное и экономическое положение, раса, образование , род занятий родителей, пол, размер семьи, место

Таблица 9-3. Влияние расы и пола на профессиональный статус, 1984 г. (в %)

Род занятий

Белые и другие

Латиноамериканцы

Руководящие и высоко- квалифицированные специалисты

Специалисты технического профиля, торговые и административные работники

Работники сферы обслуживания

Работники системы производства точных приборов, изделий, специалисты по ремонту

Операторы, сборщики, разнорабочие

Специалисты в области земледелия, лесоводства и рыболовства

3. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

«Любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы “плоской” и в которой все члены были бы равными. Общества без расслоения, с реальным равенством их членов – миф, так и никогда не ставший реальностью».

П.А. Сорокин

1. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В ОБЩЕСТВЕ, ЕГО ПРИЧИНЫ И ЗНАЧЕНИЕ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕРАВЕНСТВА.

Социальные связи соединяют индивидов в определенные устойчивые объединения, группы, которые характеризуются разными признаками, дифференцируются по различным критериям. Это могут быть пол, возраст, профессия и т. д. При этом мы видим, что как отдельные люди, так и группы занимают в обществе неравное положение. Неравенство - характерная черта любого общества. Исследования антропологов говорят о том, что оно существовало уже в примитивных обществах и определялось силой, ловкостью, смелостью, религиозной осведомленностью и т. д.

Социологи по-разному объясняют причины происхождения неравенства. Одно из первых объяснений неравенства в социологии было дано Э. Дюркгеймом в его работе « О разделении общественного труда ». Вывод автора состоит в том, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе. Соответственно они образовывают определенную иерархию. Кроме того, сами люди обладают разной мерой таланта, умения и т. д. Общество должно позаботиться о том, чтобы самые способные и компетентные выполняли наиболее важные функции; в свою очередь это определяет различные вознаграждения

Марксисты (К. Маркс, Ф.Энгельс) главную причину неравенства видят в неравномерном распределении собственности на средства производства. По мнению сторонников функционального подхода (К. Дэвис, У. Мур), неравенство и статусное распределение в обществе основаны на функциональной значимости данного статуса, его важности для общества. Согласно теории социального обмена (Дж. Хоманс), неравенство в обществе возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности. Неравенство при этом выступает как естественный способ саморегуляции и выживания общества, его организации, как стимул к продвижению

Истоки социального неравенства многие современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Изначальные различия людей по физическим данным и личностным качествам приводят к тому, что наиболее сильные, энергичные, целеустремлённые и высокомотивированные личности получают преимущество в ходе обмена социальными ценностями. Эти преимущества дают возможность таким личностям совершать асимметричные, неравные обмены. В ходе постоянно совершающихся взаимопересекающихся асимметричных обменов начинается формирование нормативной основы неравенства. Нормативная основа представляет собой совокупность специфических норм, закрепляющих поведение индивида в соответствии с их рангом. Начинается закрепление и создание законодательной базы для возвышения отдельных социальных групп в обществе.

Следующим этапом формирования отношений неравенства является закрепление существующего положения, которое складывается в некоторый момент в ходе обмена. Это закрепление осуществляется путём создания нормативной базы, которая устанавливает ранговое место (или статус) каждого индивида или социальной группы в социальной структуре при условии наличия в его распоряжении необходимого количества ценностей. Характер имеющихся ценностей формирует вид структуры, относительно которой определяется статус индивида или группы. Например, может иметь значение ранг индивида в имущественной структуре (или отношение к средствам производства) или нормативно-должностной структуре и т.д.

Самый распространённый способ измерения неравенства – сравнение величин самых высоких и самых низких доходов. Это явление называется масштабом неравенства . В настоящее время для измерения масштабов неравенства принят так называемый децильный коэффициент (соотношение средних доходов 10% наименее обеспеченных и 10% наиболее обеспеченных слоёв населения). Другой способ – анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание (богатые платят за продовольствие 5-7% от своих доходов).

Если неравенство характеризует всё общество в целом, то бедность касается только части населения. Масштабом бедности социологи называют долю населения страны, проживающей у официальной черты, или порога бедности. Порог (черта) бедности – это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жильё. Его также называют уровнем бедности. Черта бедности устанавливается на уровне минимальной потребительской корзины. В нашей стране также используется понятие прожиточный минимум .

В 2007 году прожиточный минимум в России равнялся в целом 3809 рублей. Потребительская корзина выглядела следующим образом: 1506 рублей– продукты питания; 643 рубля – непродовольственные товары; 1410 рублей – услуги.

В социологии различают абсолютную и относительную бедность .

Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности.

Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт, принятый в обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Нижней границей относительной бедности является прожиточный минимум, или порог бедности, а верхней - уровень приличествующий уровень жизни (это количество материальных благ, позволяющих человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущёмлённым, вести достойный образ жизни, удовлетворять все разумные потребности).

В социальной статистике приняты такие показатели уровня жизни :

    размер и форма доходов;

    структура потребления;

    качество и обеспеченность жильём;

    условия труда и отдыха;

    состояние окружающей среды;

    образовательный и культурный уровень потребления;

    здоровье и продолжительность жизни.

В 2004 году Отдел по борьбе с бедностью и управлению экономикой Всемирного банка подготовил специальный доклад, оценивающий состояние бедности в России. По методологии Всемирного банка бедным в России можно считать человека, который располагает тысячей рублей в месяц и может тратить в день не более 3,5 доллара. Это каждый пятый житель страны. Аналитики банка поражаются, что большинство бедных в России – это работающие семьи, взрослые граждане со средним и профессионально-техническим образованием, а также семьи с детьми. По расчетам Всемирного банка, при падении доходов граждан в национальном масштабе на 10% количество бедных увеличивается сразу на 50%.

Российская бедность чрезвычайно чувствительна к любым шокам – бедные быстрее богатеют в случае процветания и беднеют в кризисной ситуации. К наиболее типичным факторам, обусловливающим риск оказаться в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень квалификации, вытеснение с рынка труда, высокую семейную «нагрузку» (многодетные, неполные семьи и др.), индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, ценностными ориентациями (нежелание трудиться, вредные привычки).

В настоящее время социологические исследования, проводимые различными научными коллективами, аналитическими центрами, дают пёструю картину масштабов бедности в России. Причём оценки доли бедных в составе населения колеблются от 50 до 80%. Это объясняется тем, что разные социологические группы опираются на различную теоретико-методологическую базу. Согласно официальной статистике (данные Росстата) в 2007 году число живущих ниже черты бедности составило 22,3 млн. человек (15,8% населения).

Депривация . Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами), или с интернализованным набором стандартов. Ощущение депривации может быть сознательным или бессознательным.

Можно выделить пять типов депривации.

Экономическая депривация проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп.

Социальная депривация объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующее ему участие в социальной жизни.

Организмическая депривация связана с врождёнными или приобретёнными индивидуальными недостатками человека – физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.п.

Этическая депривация связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп.

Психическая депривация возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума – отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь.

Информация к размышлению

Продолжительность жизни на рубеже веков

(по данным ООН)

Мужчины Женщины

Япония 77 83

Австралия 76 81

Швеция 76 81

Греция 76 81

Испания 75 82

Норвегия 75 80

Голландия 75 81

Великобритания 75 80

Германия 73 80

Армения 71 78

Аргентина 70 77

Турция 67 72

Египет 65 68

Белоруссия 62,7 74,4

Россия 59 72

Казахстан 59 70

(Источник журнал «Российская Федерация сегодня», № 13 за 2001 г.)

Среднемесячный заработок

США 3000 долларов

Великобритания 2700 долларов

Германия 1700 долларов

Польша 459 долларов

Венгрия 396 долларов

Чехия 394 долларов

Литва 280 долларов

Китай 200 долларов

Россия 90 долларов

Узбекистан 49 долларов

Азербайджан 46 долларов

Украина 39 долларов

Армения 37 долларов

Молдавия 33 долларов

Киргизия 22 доллара

Таджикистан 8,9 доллара

(Источник журнал «Российская Федерация сегодня», № 10 за 2001 г.)

2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ.

Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих значительно большими ресурсами богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа, чем другие группы. В таком иерархически упорядоченном способе распределения социально значимых благ и их символов выражается сущность социального расслоения, с помощью которого социум обеспечивает свою интеграцию, поощряя одни виды социальной деятельности и подавляя другие. Анализ вертикального расслоения общества находит отражение в теории стратификации . Само понятие «стратификация » пришло в социологию из геологии, где «страта » означает геологический пласт. Данное понятие достаточно точно передает содержание социальной дифференциации, когда социальные группы выстраиваются в социальном пространстве в иерархически организованный вертикально последовательный ряд по какому-либо измерению неравенства.

В основе стратификационного деления лежит неравенство между людьми, разделение их по доходам, престижу своей деятельности, политическому статусу. У каждого своё место в общественной иерархии, а отсюда и неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

Таким образом, общество имеет многоуровневое строение, оно делится на социальные слои (или страты), которые расположены иерархически. Один из авторов теории социальной стратификации Питирим Александрович Сорокин полагал, что стратификация в обществе может быть трёх видов: экономическая, политическая и профессиональная. Это означает, что мы должны разделять общество по критериям дохода (и богатства), по критериям влияния на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается со стороны членов общества.

В работах П. Сорокина выделяется несколько основополагающих признаков расслоения общества на страты:

    экономический (бедный – богатый);

    профессиональный (престижный – непрестижный труд);

    политический (властвующий - управляемый);

    личностный (различные способности и качества людей).

Точку зрения Сорокина успешно развил его ученик, видный представитель функционализма Толкотт Парсонс , который полагает, что в основе стратификации лежат ценностные ориентации членов общества. При этом оценивание и приписывание людей к определённым социальным слоям осуществляется по следующим основным критериям:

    качественным характеристикам членов общества, которые определяются генетическими чертами и предписанными статусами (происхождение, родственные связи, личностные качества и способности);

    ролевым характеристикам, которые определяются тем набором ролей, которые индивид исполняет в обществе (должность, уровень профессионализма, уровень знаний и т.д.);

    характеристиками владения материальными и духовными ценностями (деньгами, средствами производства, произведениями искусства, возможностями духовного и идеологического влияний на другие слои общества и т.д.).

В настоящее время наиболее влиятельной точкой зрения на формирование социальных страт можно считать теорию стратификации К. Дэвиса и У. Мура . С их точки зрения, неравенство и статусное распределение в обществе основаны на функциональной значимости данного статуса, требованиях к исполнению роли и трудности заполнения социального статуса, функционально значимого для общества.

Современные теории социальных классов также основаны на теории стратификации. Большинство социологов видят в отношении к собственности базовое различие, тем не менее, признают классообразующими такие факторы, как должностной статус, власть, престиж и т.д. Если социальная страта может обозначать разделение по одному параметру, то для класса основой служит ряд классообразующих параметров, причём владение (возможность распоряжаться) ресурсами является основой классового разделения общества. При этом каждый класс обладает различными социальными возможностями и привилегиями, что является решающим условием при достижении наиболее престижных и вознаграждаемых статусов.

Итак, социальную стратификацию можно определить как структурированную систему социального неравенства , в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом .

В современной социологии выделяют следующие основные критерии социальной стратификации:

доход – количество денежных поступлений за определённый период (месяц, год);

богатство – накопленные доходы (движимое и недвижимое имущество);

власть ;

образование ;

престиж – общественная оценка значимости той или иной деятельности, профессии, статуса.

В современной социологии существует множество моделей социальной стратификации. Социологи преимущественно выделяют три основных класса: высший , средний и низший . Иногда они внутри также подразделяются на уровни. Так, американский социолог У . Л . Уорнер в своем исследовании « Город - янки » (Янки-сити) выделил 6 классов: 1) высший высший класс (наиболее богатые, знатного происхождения), 2) высший низший класс (богатые, но не выходцы из аристократии), 3) высший слой среднего класса (состоятельная интеллигенция), 4) низший слой среднего класса («белые воротнички»), 5) высший слой низшего класса (рабочие), б) низший слой низшего класса (люмпены и т. д.).

К высшему классу относятся лица, занимающие наиболее высокие позиции по критериям власти, богатства, образования, престижа. Это влиятельные политики и общественные деятели, крупные бизнесмены, банкиры, менеджеры ведущих фирм, военная элита, видные представители научной и творческой интеллигенции. Высший класс обычно составляет небольшой процент Населения (не более 10%). Его роль в жизни общества неоднозначна. С одной стороны, он владеет мощными средствами влияния на политическую власть. С другой - его интересы, главными из которых являются сохранение и приумножение накопленной собственности, постоянно сталкиваются с интересами остальной части общества. Не обладая при этом достаточной численностью, высший класс не является гарантом устойчивости и стабильности общества

В состав среднего класса входят мелкие и средние предприниматели, управленческие работники, государственные служащие, военнослужащие, врачи, юристы, преподаватели, инженерно-технические работники, рабочие высокой квалификации, фермеры и некоторые другие категории. Средний класс характеризуют экономическая независимость и активность. Он (прежде всего предпринимательский слой) обеспечивает занятость населения и большую часть национального дохода. Как субъект политики средний класс выступает за твердый правопорядок, законность, соблюдение прав человека, а также за стабильную устойчивую власть. Он противник анархии, произвола и экстремизма в политике, сторонник умеренных, взвешенных, продуманных реформ. Выступая оппонентом крупного капитала и сдерживая радикальные устремления низшего класса, в целом средний класс играет роль стабилизатора общества, сохраняя его равновесие и устойчивость. О том, что средний класс составляет основу стабильности общества, говорил ещё Аристотель. Оценивая средний класс, английский историк А. Тойнби подчеркивал, что современная западная цивилизация - это, прежде всего цивилизация среднего класса, и западное общество стало современным лишь после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный средний класс. И, наоборот, там, где по разным причинам не оформился средний класс, налицо социально-экономическая и политическая нестабильность, значительно затруднен процесс модернизации общества и т. д.

Можно выделить основные признаки принадлежности к среднему классу :

    наличие собственности в виде накопленного имущества или существующего как источник дохода (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские и т. д.);

    высокий уровень образования (как правило, высшее или среднее специальное), что можно характеризовать как интеллектуальную собственность;

    доход, размер которого колеблется вокруг среднего уровня по стране;

    профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе.

В низшей части социальной лестницы находится низший класс. Его составляют лица, имеющие невысокие доходы и занятые преимущественно неквалифицированным трудом, а также различные деклассированные элементы (нищие, бездомные, бродяги и т.д.). Само положение этих слоев определяет их позиции как неустойчивые. Обычно именно эти слои становятся социальной базой партий радикального и экстремистского толка.

Если изобразить графически, социальная стратификация современного развитого демократического общества будет выглядеть как ромб:

высший класс

средний класс

низший класс

Как видно, наиболее широкую стабилизирующую часть ромба, «буферную» между высшим и низшим классами занимает средний класс, удельный вес которого составляет в среднем 60-80%.

Иной профиль будет иметь социальная стратификация развивающегося общества. Это - пирамида, где нижнюю часть от основания представляет низший класс, составляющий большинство населения, а верхняя часть представлена высшим и средним классами, в сумме составляющими меньшинство (менее 30%) населения.

Нужно иметь в виду, что высота и профиль стратификации могут меняться, но не беспредельно. Выравнивание, движение к плоскости стратификации приводит к разрушению экономики, анархии и хаосу.

Беспредельное повышение ее также чревато катастрофическими последствиями. Как отмечал П.А. Сорокин, «существует точка «насыщения», дальше которой общество не может продвигаться без риска крупной катастрофы. Когда же она достигнута, социальное здание рушится, и его верхние слои низвергаются». 6

Формирование и поддержание социальной стратификации не является абсолютно саморегулируемым и естественным процессом. Значительное влияние на него оказывает власть. В зависимости от ее характера могут быть внесены те или иные коррективы в построение системы ранжирования социальных позиций. Речь идет в сущности об одном из аспектов социального контроля, осуществляемого в обществе властными структурами.

Типы стратификации. Для стратификации населения в разные исторические эпохи и в разных обществах применялись различные принципы и виды страт. Традиционно выделяют четыре типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия, классы. Однако в любом обществе существует комбинация различных стратификационных систем и множество переходных форм. В современной социологии выделяют девять типов стратификационных систем, которые могут быть использованы для описания любого социального организма: физико-генетическая, рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая, этакратическая, социально-профессиональная, культурно-символическая, культурно-нормативная.

Физико-генетическая стратификационная система основана на дифференциации отдельных людей и социальных групп по естественным социально-демографическим признакам (пол, возраст, физические данные – красота, сила, ловкость). Данная «естественная» стратификационная система доминировала в первобытном обществе, но продолжает воспроизводиться и по сей день.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Существовало в странах Древнего мира (Египет, Вавилон, Греция, Рим). В некоторых странах (США, страны Латинской Америки) рабство существовало вплоть до XIX в.

Кастовая система – стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определённой стратой в зависимости от его происхождения. Каста представляла собой замкнутую группу. Переход из одной касты в другую невозможен. Наибольшее распространение кастовая система получила в Индии.

Сословная система - стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за определённой стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству. Но при этом в исключительных случаях были возможны браки между сословиями или переход из одного сословия в другое. Сословия делились на привилегированные (дворяне, духовенство) и непривилегированные (купцы, ремесленники, крестьяне).

Классовая система – стратификационная система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определённой стратой. Принадлежность к классам определяется, прежде всего, владением собственностью, уровнем получаемых доходов. Классовая система характерна для современного индустриального общества. В ней существуют возможности для перехода из одной страты в другую.

Этакратическая стратификационная система характеризуется тем, что в основе дифференциации социальных групп лежит их положение во властно-государственных иерархиях. В древности этакратическая система наблюдалась в азиатских деспотических государствах. В ХХ веке она была присуща «социалистическим обществам».

Социально-профессиональная стратификационная система основана на делении социальных групп в зависимости от содержания и условий труда, рода занятий. Особое значение имеют квалификационные требования – обладание опытом, умениями, навыками. Утверждение и поддержание иерархического порядка обеспечивается при помощи сертификатов (дипломов, лицензий, патентов и др.), которые фиксируют уровень квалификации и способность выполнять определённые виды деятельности. Они не передаются по наследству.

Культурно-символическая стратификационная система базируется на различии доступа к социально-значимой информации, неравных возможностях фильтровать и интерпретировать эту информацию, способности быть носителем сакрального (научного, мистического) знания. В основе неравенства лежит специфический капитал – символический, позволяющий манипулировать обществом.

Культурно-нормативная стратификационная система. Дифференциация построена на различиях в образе жизни и норм поведения отдельных людей и социальных групп. Здесь происходит ранжирование групп на «благородные – неблагородные», «элита – обычные люди – дно» и т.п. Образ жизни, поведение социальных групп, занимающих высокие социальные позиции зачастую превращаются в нормативные ориентиры и начинают играть роль морального регулирования.


Учебно-методический комплекс

2006 СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ... дисциплины . 2. Нормативные ссылки Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специалиста по ... и социология» шкалой...

  • Образовательный стандарт по специальности 210107 «электронное машиностроение»

    Государственный образовательный стандарт

    Характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО...

  • По определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний по специальности

    Методические рекомендации

    ... ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ... г. Государственным образовательным стандартом по базовой специальности... и кредит; социологию и психологию управления... 2.3.Перечень дисциплин образовательной программы, ...

  • Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом

    Учебно-методический комплекс

    Написано в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Управление персоналом». В... содержание изучаемых тем на основе образовательных стандартов . По ... на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом...

  • При рассмотрении классово-стратификационной теории, раскрывающей процесс расслоения общества на социальные классы и слои, мы видим, что в основе этого расслоения лежит неравный доступ людей к материальным благам, власти, образованию, престижу, что и способствует иерархическому строению общества, т. е. размещению одних слоев выше или ниже других. Таким образом, проблема равенства и неравенства и характеризует процесс стратификации.

    Социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и др.

    На вопрос о том, что является причиной неравенства в социологии, нет единого ответа. Представители философских и социологических направлений пытаются со своих позиций объяснить этот процесс.

    Так, марксизм объясняет существующее в обществе социальное неравенство его экономической организацией. С точки зрения марксизма неравенство является результатом того, что люди, под чьим контролем находятся общественные ценности (главным образом средства производства, богатство и власть), извлекают выгоды для себя. Такое положение может порождать недовольство и приводить к классовой борьбе. Это так называемая теория конфликта .

    Не согласны с марксисткой теорией сторонники теории функционализма. Они рассматривают социальное неравенство как условие существования общества, дающее возможность поощрять наиболее полезные виды труда и лучших представителей общества. Так, М. Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» один из первых объясняет неравенство тем, что во всех обществах одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Все функции общества - закон, религия, семья, труд и т. д. - образуют иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся. Да и сами люди талантливы в разной мере. В процессе обучения эти различия усиливаются. Для привлечения лучших и одарённых общество должно способствовать социальному вознаграждению их заслуг.

    М. Вебер свою теорию неравенства основывает на понятии статусных групп , которые пользуются почётом и уважением и имеют неодинаковый социальный престиж.

    По П. Сорокину, причиной социального неравенства являются собственность, власть, профессия.

    Своеобразный подход к объяснению социального неравенства - в репутационной теории Л. Уорнера. Он определял принадлежность людей к той или иной страте, исходя из оценки их статусов другими членами общества, т. е. репутации. Проводя исследование, он пришёл к выводу, что люди сами привыкли делить друг друга на высших и низших. Таким образом, причиной неравенства является психика людей. (См.: Рязанов, Ю. Б. Социальное неравенство / Ю. Б. Рязанов, А. А. Малыхин // Социология: учеб. пособие. - М. , 1999. - С. 13).

    Констатируя факт социального неравенства в обществе и раскрывая его причины, многие социологи, и не только функционалисты, оправдывают его. Так, П. Сорокин отмечал, что неравенство - не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник социального развития. Уравнивание в доходах, в отношении к собственности, власти лишает индивидов важного внутреннего стимула к действию, самореализации, самоутверждению, а общество - единственного энергетического источника развития. Но жизнь доказывает, что есть разное неравенство, когда один работает, мягко говоря, имеет всё и даже больше, а другой, работая, еле влачит нищенское существование. Такое неравенство нельзя спокойно оправдывать.

    Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность

    ТЕМА 4. Социально-классовая структура общества

    Основные группы в стратификационной структуре общества

    Социально-классовая структура общества

    Субъектами, носителями социальных отношений являются социальные общности и группы. Именно субъекты связывают в единую социетальную систему основные сферы общественной жизни, поэтому анализ социальной структуры общества является центральной проблемой социологии.

    В самом общем виде социетальная структура - это устойчивая связь таких элементов социокультурной системы, как классы, слои и группы, которые различаются своим местом в системе социальных неравенств общества.

    Поэтому сначала необходимо выяснить истоки социального неравенства и его влияние на социальную дифференциацию людей в обществе.

    Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность

    Социальное неравенство существовало на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Истоки социального неравенства многие современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, темпераменту, силе мотивации. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к институциональному закреплению. Например, сильный, волевой, целеустремлённый человек может быть лидером и подчинять себе членов группы, получая больше материальных благ, почёта до тех пор, пока не появится более сильный и амбициозный претендент. Авторитет лидеров родоплеменных социальных структур должен был постоянно поддерживаться успешным достижением групповых целей.

    Следующим этапом формирования социального неравенства является закрепление существующего положения в условиях общественного разделения труда и обмена. В обществе дифференцируются группы, неравные по характеру труда (работники умственного и физического труда), по социальным ролям (отец, врач, продавец, политический деятель), по типу поселения и образу жизни (городское и сельское население).

    Закрепление неравенства осуществляется путём институционализации и нормативной базы, устанавливающей место каждого индивида в социальной структуре. Даже естественные различия приобретают социально институционализированную форму. Женщины оказываются социально неравными мужчинам, младшие - старшим. Появляется устойчивая система социальных статусов, определяющих ранги индивидов по таким критериям, как имущество, доступ к власти и др.

    Причины социального неравенства социологи объясняют по-разному. Функционалисты, начиная с Э.Дюркгейма, указывают на разделение функций по их значимости для конкретного общества. На основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия неравных друг другу социальных групп.

    Марксисты считают, что неравенство есть не только следствие разделения труда, но и собственности, формы собственности и способа владения ею.

    Теории социального обмена утверждают, что неравенство возникает в результате несправедливого, неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности. М.Вебер впервые обосновал важность выделения неравных статусных групп, которые различаются социальным престижем, принадлежностью к определённым политическим кругам (партиям), доступом к власти.

    Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях социальной системы: в семье, в быту, на производстве, в организациях, больших группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни в известных нам типах социальных систем. Неравенство упорядочивается социальными институтами, потому что оно придаёт устойчивость социальным отношениям и стимулирует развитие производительных сил общества. Воспроизводство неравенства ведёт к стратификации общества.

    Социальная стратификация - это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определённом обществе, в определённый исторический отрезок времени.

    Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить в виде разделения всего общества на страты (это означает - слой). Расслоение общества на страты можно сравнить с геологическими наслоениями почвы. Вместе с тем, по сравнению с естественными стратификациями, социальная предполагает: ранговое расслоение , когда высшие слои находятся в привилегированном положении по отношению к низшим; меньшую численность верхних слоёв.

    Тщательно разработанную теорию стратификации создал наш соотечественник П.А.Сорокин, который считал, что невозможно дать единую совокупность критериев принадлежности к какой-либо страте и видел в обществе три стратификационные структуры: экономическую, профессиональную и политическую . Он использовал критерии, выявленные его предшественниками и современниками: собственность, доходы, профессия, власть, социальные роли и т.д.

    Как представлял себе П.А.Сорокин социальное расслоение общества?

    Прежде всего, он различал одномерную стратификацию , осуществляемую посредством выделения групп по какому-либо одному признаку , например, по доходам. Далее, в ходе многомерной стратификации определяются группы, имеющие целый набор общих признаков, например, женщины определённой национальности, возраста, с низкими доходами.

    По мнению П.А.Сорокина, в современном мире существуют миллионы социокультурных систем, в которых можно выделить и микрогруппы (диады, триады), и суперсистемы, всемирные религиозные объединения (миллиард католиков, несколько миллиардов мусульман). Это множество социальных систем классифицируется по множеству оснований.

    Среди одномерных групп выделяются биосоциальные : расовые, половые, возрастные; социокультурные : род, территориальное соседство, языковые, этнические группы, государства, профессиональные группы, экономические группы, религиозные объединения, политические организации, идеологические группы (научные, образовательные, этические, группы отдыха и развлечений), номинальные элитарные группы (вожди, гении, исторические личности).

    К многосторонним (комбинация нескольких ценностей) группам П.А.Сорокин относит: семью, клан, племя, нацию, сословие и классы.

    Данная схема в социологии особенно не оспаривается, хотя предлагаются и другие теории стратификации.

    В работах американских социологов насчитывается до 90 признаков стратификации. В разные периоды истории на передний план выходят то одни, то другие основы социального деления. Древние египтяне затрачивали огромную часть своего национального дохода на обслуживание мёртвых, включая их в свою ранговую систему. В России в течение многих столетий заметную роль в стратификации играла религия. Русские раскольники (дворяне, купцы, крестьяне) шли в огонь ради права креститься по-своему.



    Согласно взглядам американского социолога Э.О.Райта, в современном капиталистическом производстве существуют три вида контроля над экономическими ресурсами, позволяющие выделить главные страты.

    1. Контроль за инвестициями или денежным капиталом.

    2. Контроль за землёй и промышленными средствами производства.

    3. Контроль за трудом и властью.

    Класс капиталистов контролирует все три вида ресурсов, в то время как рабочие - ни одного.

    Фрэнк Паркин, британский социолог, последователь М.Вебера, рассматривает собственность, контроль за денежными ресурсами, расу, национальность, язык, религию - как особые социальные перегородки, разделяющие страты. Например, в Южной Африке до недавнего времени союзы белого населения исключали членство в них чернокожих, чтобы сохранить своё привилегированное положение.

    Немецкий социолог Р.Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между группами за престижное место в стратификационной системе. Р.Дарендорф делит современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, первые делятся на две подгруппы: управляющих-собственников и управляющих-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Между двумя основными стратами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих.

    Наиболее влиятельной точкой зрения на процесс формирования социальных страт можно считать теорию стратификации К.Дэвиса и У.Мура - сторонников функционального подхода Э.Дюркгейма.

    Согласно этой теории, каждое общество должно решить проблему размещения и мотивации индивидов в социальной структуре в соответствии с их функциональными возможностями. Для распределения людей по социальным статусам и их мотивации используется вознаграждение, которое воспроизводит и неравенство доходов, и самих статусов. Чем сложнее работа, чем большей профессиональной подготовки она требует, тем выше статусный ранг и оплата труда. Однако есть ещё одна группа статусов, которые функционально не значимы, но, тем не менее, высоко вознаграждаются. Это трудно заполняемые статусы, т.е. непрестижная, вредная для здоровья работа. Религиозная деятельность также важна, поэтому духовенство вознаграждается в большей мере, чем рядовые работники. Наградой не всегда являются деньги. Это может быть больший почёт, уважение, знаки отличия, ордена.

    Таким образом, с точки зрения функционалистской теории, неравенство и статусное распределение на шкале стратификации зависит, прежде всего, от функциональной значимости данного статуса, требований к исполнению роли (профессиональные качества) и трудностей заполнения социального статуса.

    Социологии известны четыре основные исторические системы социальной стратификации.

    Рабство - наиболее выраженная форма социального неравенства, при которой часть людей принадлежит другим как собственность. Как основная, массовая система стратификации, рабство исчезает в ХΙХ веке, но и сегодня элементы работорговли сохраняются в некоторых странах третьего мира.

    Касты связывают с культурой индийского субконтинента, где они тщательно продуманы и связаны с индуистской религией. Религия и традиции закрепляют принадлежность к касте настолько сильно, что брахманы, например, вообще избегают любых контактов с неприкасаемыми, а те, в свою очередь, занимаются в основном животноводством.

    Подобные кастам системы стратификации возникали и в других странах, когда проводилась политика расовой сегрегации. Например, в США, после ликвидации рабства, степень отделения чёрных от белых оставалась настолько сильной, что стратификационная система была фактически кастовой.

    Сословия были частью европейского феодализма и других традиционных цивилизаций. Место сословий в стратификационной системе закреплялось законом, все сословия имели разные права, обязанности, одежду и т.п. Места в иерархии распределялись следующим образом: аристократия, дворянство, духовенство, торговцы, свободные крестьяне, слуги, художники и т.п.

    Классы различаются, прежде всего, экономическими возможностями, являются безличными, мобильными и не зависящими от правовых и религиозных норм.

    Страты должны рассматриваться не в застывшем неизменном положении, а в постоянных движениях и перемещениях. Эти перемещения в социологии получили название «социальная мобильность».

    Социальная мобильность - это любой переход индивида, группы, социального объекта из одной социальной позиции в другую, из страты - в страту, или в пределах одного слоя. (Под социальным объектом П.А.Сорокин понимает собственность, предметы культуры).

    Горизонтальная мобильность - это перемещение индивида (социального объекта) из одной группы в другую, расположенную на том же уровне (смена места жительства, семьи, религии). Статус, доход, престиж при этом не меняются. Если такое перемещение происходит вверх (служебное повышение, увеличение доходов), то имеет место вертикальная мобильность. Лишение статусов, банкротство, потеря уважения, лишение наград - примеры нисходящей вертикальной мобильности.

    В связи с тем, что социальные перемещения людей и социальных объектов осуществляются как индивидуально, так и совместно, различают индивидуальную и групповую вертикальную мобильность.

    По образному выражению П.А.Сорокина, «первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту». Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности связан с действием основных социальных каналов (лифтов). Под ними П.А.Сорокин понимает основные социальные институты: армию, систему образования, политические и экономические организации, брак и семью, собственность.

    Например, отдельный индивид избирает карьеру военного, поскольку она гарантирует стабильный, постепенный подъём из одной страты в другую, рост доходов, статуса, престижа. Война может ускорить движение этого социального лифта, поскольку предполагает выбытие вследствие гибели тех, кто занимает более высокие ранги, даёт возможность проявить воинскую доблесть, получить награды и т.п.

    В духе позитивистской традиции П.А.Сорокин предлагает различать абсолютную и относительную интенсивность мобильности (количество перемещённых за единицу времени), рассчитывать совокупный индекс мобильности и т.п. Его работа «Социальная мобильность» до сих пор считается официальным учебником в американских университетах.

    Позитивизм П.А.Сорокина отчётливо проявляется также в формулировке основных закономерностей стратификации. Приведём некоторые примеры:

    1. Любое общество стратифицировано; нестратифицированное общество - утопия.

    2. Ни один индивид, ни одна группа не могут постоянно сохранять одно и то же место в системе стратификации.

    3. Чем у́же границы стратификации, тем вероятнее социальный застой, прекращение развития; чем шире границы стратификации, тем вероятнее социальные взрывы и революции.

    Для измерения социальных дистанций в социальной иерархии П.А.Сорокин предложил термин «децильный коэффициент» , означающий разницу в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных.

    Изменения положения индивида в стратификационной системе могут происходить не только под воздействием вертикальной и горизонтальной мобильности, а также в результате реорганизации социальной структуры, введения новой системы стратификации. Появляются или исчезают новые отрасли промышленности, сферы обслуживания, новые профессии.

    Массовые перемещения по горизонтали и вертикали связаны с глубокими изменениями в экономической системе общества, с изменением идеологических ориентиров, появлением новых социальных групп.

    Здесь Райт начинает модифицировать теорию Дж.Ремера и фиксирует три вида эксплуатации – эксплуатацию, основанную, соответственно, на собственности на средства производства, на организационной иерархии и на владении квалификационными дипломами (первая, по его мнению, более характерна для капитализма, вторая – для стэйтизма (госсоциализма), а тре ья – для (реального) социализма). Последние два вида эксплуатации, возникающие из монопольного обладания современными менеджерами и экспертами организационными и квалификационными ресурсами, по мнению Райта, овеществляются в части их оплаты труда, носящей, по его мнению, откровенно рентный характер. (Перед нами, таким образом, творческая замена старомарксистской теории «производительного и непроизводительного труда»).

    Наконец, все более явным становится заимствование Райтом в пылу полемической борьбы веберовской проблематики и методологии. Это и переход на уровень индивидуального сознания, и важность формальной квалификации для процессов классообразования, и проскальзывающие высказывания о роли карьерных траекторий как динамич ского аспекта классовых позиций. Множество точек соприкосновения сыграло очевидно не последнюю роль в провоцировании ож сточ нной д скуссии Райта с неовеберианцами.

    5. Жизненные шансы социальных групп определяются не только их текущим полож нием на разных рынках, но рассматриваются как продукт специфических карьерных возможностей. Перспективы социальной мобильности становятся внутренним моментом определения положения разных групп.

    6. Наиболее интересным и сложным моментом становится анализ статусных позиций, определяемых престиж м образования и профессии, стилем жизни, социокультурными ориента иями и нормами поведения, а также фиксация их связи с рыночными позициями. Статусные группы являются р альными общностями, осуществляющими коллективное действие, в противоположность классам, представляющим лишь возможную основу совместного действия

    Конфликтные группы (классы) как субъекты ИКА возникают из осознания квази-группами своих противоположных инт