Иван Захарович Суриков родился в глухой деревушке Новосёловке, Угличского уезда, Ярославской губернии. Отец его был крепостным графа Шереметева, жившим в Москве на оброке, где у него была небольшая лавочка.

Восьми лет будущего поэта привезли в Москву. Мальчик помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте у соседей.

В конце 50-х годов, начитавшись Пушкина , Суриков начал складывать стихи. У его родственников и знакомых это вызывало лишь раздражение, над юношей жестоко глумились. Жизнь Сурикова, проводившего целые дни в мелочной лавке отца или дяди, была очень тяжёлой; однажды он едва не утопился.

В молчан джи ночи тайной - Рахманинов

Он попытается забыть их, а затем снова принести им в голову. В конце концов, он проснется ночью, называя ее имя. «Туман» - это установка слов Ады Негри. Певец смотрит, страдает, холоден и одинок, когда туманы поднимаются по безмолвной равнине. Вороны раскалываются, ветви деревьев растут, как растерянный поэт сетует на свое одиночество.

Цур Розензейт - Григ

Поэт поет к увядшим розам, аллегории его умирающей любви. Он вспоминает дни, когда любовь была молода, и надежда возникла в его сердце. Это веселый испанский танец, «джота», в котором Дон Кихот жарит радости и удовольствия от питья. Говоря о женщине, - говорит он, - если она хмурится твоим питьем. Хорошее вино заставляет тебя смеяться, как мальчик.

В 1862 Суриков свёл знакомство с поэтом А. Н. Плещеевым . Плещеев оценил талант юноши и помог ему выступить со стихами в печати. Это было в 1862, а в 1871 Суриков издал первый сборник своих стихотворений. Его печатали уже не только мелкие журналы, но и такие издания, как «Вестник Европы», «Дело».

В 1875 поэт был избран членом «Общества любителей российской словесности», его кандидатуру поддержал Лев Толстой. Собирая вокруг себя писателей из народа, живших в разных городах России, в 1872 г. Суриков подготовил и напечатал сборник их произведений под названием «Рассвет». Группа поэтов - «суриковцев» впоследствии издавала газету «Доля бедняка» и объединилась в «Суриковский литературно-музыкальный кружок», существовавший вплоть до Октябрьской революции.

Поэт обращается к своей невесте, чье сердце столь же колючее, как терн, и слова которого столь же остры, как бритва. Ее глаза сияли так сильно, что они поджигали его сердце. Поэт полон меланхолии под звездным небом, вспоминая своего мертвого любовника. Он слышит ее душу в мечтательном лесу; он стоит у своего фонтана и видит голубые глаза в воде и звездах. Стихотворение от Теодора де Банвиля.

Монднахт - Шуман

В этом ноктюрне небо, кажется, целует землю, ветер бьет по полям и лесу, и душа летит по всей земле. Стихотворение - Иосиф Карл Бенедикт фон Айхендорф. Это печальная песня Миньона из книги Гете Вильгельма Мейстера, которая вдохновила многих композиторов такими же разнообразными, как Шуман, Шуберт, Амбруаз Томас, Вольф и Чайковский. Миньон поет о своей тоске по родине лимонных расцветок, сияющий дом и скалистая, покрытая горами гора. Она чувствует себя одинокой и очень грустной.

Суриков преимущественно лирик. Он с гордостью сознавал себя демократом и считал свою поэзию наследницей музы Кольцова и Никитина . Горестные стихи Сурикова о народной нужде, о жизни крестьянской бедноты и ремесленного люда близки по духу к народной песне. Его , , , стали песенным достоянием народа. На слова Сурикова писали музыку Чайковский и Кюи.

Страсть к поэзии

Соловей пел всю ночь в саду, заставляя розы оживать. Девушка, когда-то дикая молодая дева, теперь ходит в саду, глубоко задумавшись, не боясь солнца. Пара построила свою жизнь вместе, но будет радоваться и снова встретится только во сне. Они освободили друг друга от печали.

Это стихотворение Ричарда Дехмеля. В «Секретном приглашении», стихотворении Джона Генри Маккей, поэт хочет найти подходящий момент, чтобы спокойно договориться со своим возлюбленным, чтобы ускользнуть от вечеринки. Пока все их друзья наслаждаются, они будут встречаться и заниматься любовью под кустами роз в саду.

Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьём и угольём; умер он от чахотки в расцвете своего незаурядного таланта.

СУРИКОВ, Иван Захарович - русский поэт. В 1849 был привезён родителями в Москву, где помогал отцу, работавшему в мелочной лавке. С детства, научившись грамоте, стал писать стихи. В 1862 познакомился с А. Н. Плещеевым , который способствовал формированию поэтического таланта Сурикова. Начал печататься в 1864. Выпустил три сборника стихов (1871, 1875, 1877). Основные темы поэзии Сурикова - жизнь крестьянства, городской бедноты, изнурительный труд, тяжёлое положение женщины (стихотворения , «Что не жгучая крапивушка» , «Два образа» , «На мосту» , «В могиле» , и другие). С любовью рисовал Суриков крестьянский труд (стихотворения «Утро» , и др.), русскую природу («Весна» , «Летом» , , ). Особое место занимают в его творчестве стихи о детях: («Вот моя деревня…»), , «На реке» , «Клад» . В произведениях на исторические темы ярко сказалась связь его поэзии с фольклором (поэмы «Канут Великий» , «Богатырская жена» , «Василько» ). Глубокое сочувствие человеку из народа, стойко переносящему невзгоды, не желающему мириться с тяжкой долей, звучит в поэмах , «Садко» (на её основе создана одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова) и др. Бунтарскими настроениями отмечена поэзия Сурикова периода революционного подъёма 70-х гг. (стихотворения «Дубинушка» , «Трудящемуся брату» ).

Ночь приходит из леса и берет весь цвет и свет от мира - все, что мы дорожим. Он ворует серебро ручья и золото из медной крыши собора. Певец говорит своему возлюбленному приблизиться, опасаясь, что эта ночь также украдет ее у него. Текст - Герман фон Гилм.

Хайленд-Балу - Бриттен

Мать надеется, что ее ребенок, Дональд, вырастет сильнее, поэтому он может сначала украсть лошадь, а затем использовать ее, чтобы пересечь границу в Англию, чтобы украсть крупный рогатый скот из Карлайл.

Очарование - Бриттен

Эта колыбельная не очень успокаивает - угроза следует за угрозой, так как мать пытается успокоить ребенка и заставить его спать. Она будет бить его змеей и окунать его огнем и серой: она пошлет его в ад, где Цербер будет лаять на него, и Фурии набросится на него. Стихотворение принадлежит Томасу Рэндольфу, который жил в 17 веке.

Творчество Сурикова впитало демократические традиции русской литературы и некоторыми сторонами перекликается с поэзией А. В. Кольцова , Т. Г. Шевченко, Н. А. Некрасова . Многие его стихи стали народными песнями: («Что шумишь, качаясь»), «Малороссийская песня» («Я ли в поле да не травушка была»), (в народной обработке - «Степь да степь кругом») и др. Сурикова основал объединение писателей из народа (Суриковский литературно-музыкальный кружок).

Песня медсестры - Бриттен

Эта колыбельная гораздо более успокаивает - медсестра уверяет ребенка, что она всегда будет качать его и держать его в безопасности. Она призывает богов быть его щитом и утешением и приносить ему удачу. Певец рассказывает о приходе любимой в ее жизни, в шторм и дождь. Они подошли ближе - он украл ее сердце или украл его? Теперь весна здесь, и шторм ушел. Он продолжает свое путешествие, но она рад видеть, как он уходит, поскольку он будет навсегда. Это стихотворение Фридриха Рюкерт.

Ее судьба - быть вынужденной выйти замуж за старика, которого она не любит. Текст принадлежит Ивану Захаровичу Сурикову. Поэт жаждет своего возлюбленного прийти к нему, когда он спит. Ее взгляд поднимает темную тень с его лица, поцелуй от ее губ пробудит его душу, и возлюбленная будет преобразована от ангела к женщине.

Соч.: Стихотворения. [Вступ. ст. Н. А. Соловьева-Несмелова], М., 1884; Песни. Былины. Лирика. Письма. [Вступ. ст. Г. Д. Деева-Хомяковского], М., 1927; Собр. стихотворений. [Вступ. ст. А. Дымшица], Л., 1951; в кн.: И. З. Суриков и поэты-суриковцы. [Вступ. ст. Е. С. Калмановского], М. - Л., 1966.

Лит.: «Друг народа», 1916, № 1 [статьи о И. З. Сурикове]; Ерзинкян Е. В., Худож. мастерство И. З. Сурикова, «Тр. Кутаисского пед. ин-та», 1957, т. 17; Лосев П., Песни поэта. И. З. Суриков. [Вступ. ст. Н. Рыленкова ], Ярославль, 1966; Щуров И., Поэт из народа, «В мире книг», 1966, № 4; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1962.

Гретхен сидит на своем вращающемся колесе, грустно, потому что она была оставлена ​​Фаустом. У нее нет покоя, и у нее тяжелое сердце. Она постоянно ищет Фауста, ищет свою прогулку, свою улыбку и думает о своих поцелуях. Это одна из нескольких настроек Шуберта, сделанных из сцен из «Фауста» Гёте.

Всадник предлагает лошади скакать по лесу и ручьям, через заборы и канавы, копыта, испускающие искры, рот пенится, его дыхание быстро наступает. Начальник племени призывает всех молодых людей продвигаться вперед, и всадник закрывает глаза и позволяет лошади нести его в великое неведомое. Стихотворение принадлежит Салли Прюдом.

И. А. Щуров

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 7. - М.: Советская энциклопедия, 1972

СУРИКОВ Иван Захарович - поэт. Родился в деревне Новосёловке, Угличского уезда, Ярославской губернии. Отец Сурикова был крепостным графа Шереметьева и служил в Москве «по торговой части», пока не сделался самостоятельным торговцем. Восьми лет Суриков был взят отцом из деревни в Москву, а десяти лет его отдали для обучения грамоте к двум купеческим вдовам. Суриков помогал в торговле, но его тянуло к книге. Урывками, не зная правил стихосложения, Суриков начал писать стихи. В 1862 Суриков познакомился с поэтом А. Н. Плещеевым ; поэт одобрил его стихотворные опыты, и в 1863 в журнале «Развлечение» появилось первое стихотворение Сурикова. В 1864 Суриков после ссоры с отцом покинул его и, не имея ни средств к существованию, ни профессии, впал в отчаяние. Ища забвения от жизненных испытаний, Суриков пристрастился к водке; был близок к самоубийству. О своих переживаниях этого времени он говорит в стихотворениях: «На мосту» , «На могиле матери» , «Шум и гам в кабаке» . После примирения с отцом Суриков вновь стал помогать ему в торговле. В 1871 вышел из печати первый сборник стихов Сурикова, и с этого года его стихи начали появляться не только в мелких журнальчиках, но и в журнале «Дело», а затем в «Вестнике Европы», где печатались его поэмы на исторические и легендарные сюжеты («Садко» , «Богатырская жена» и др.).

Поло - де Фалья

В «Памяти» песни любви пробуждают эмоции поэта и заставляют его думать о романтических песнях. Все связано - губы, которые поцелуют и поют. Стихотворение - это Ричард Фольманн под псевдонимом Ричард Лиандер. Певица страдает от горя, глубоко в ее сердце - настолько глубоко, что она не может говорить об этом.

Поэт вспоминает сон, в котором возлюбленный явился ему, сияя любовью, называя его убегать с ней. Но, проснувшись, он понимает, что все это сон, и просит ночь вернуться и вернуть ему прекрасную ложь. Стихотворение - это перевод Романа Буссина из анонимного тосканского текста.

Стремясь объединить поэтов-самоучек, Суриков совместно с ними выпустил в 1872 коллективный сборник «Рассвет». В 1875 меценат Солдатенков напечатал второе дополненное издание стихов Сурикова. В 1875 Суриков был избран в члены Общества любителей российской словесности. К этому времени здоровье поэта расшаталось окончательно; тяжёлые материальные условия и крайне неблагоприятные условия работы привели Сурикова к туберкулёзу.

Пробуждение весны - Шостакович

В «Весеннем пробуждении» поэт благодарит Творца за отправку весны. Кот посмотрел на календарь и позвал всех женщин-кошек пойти на чердак для весеннего брака. Слюна очищается от улиц и закладывается зимняя одежда. Есть хорошие вещи - голубое небо и солнце, но вода грязная, и есть много пьяниц. Стихотворение писателя использует псевдоним Саша Чорный.

Романтика - Дебюсси

Душа возлюбленного исчезла, как запах лилий. Поэт помнит времена, когда сладость любви окутала его и удивлялась, если любовь когда-либо вернется. Звуки колоколов в ясном небе напоминают поэта лилий на алтаре в более счастливые времена. Они освежают выцветшие листья прошлых лет.

В стихах Сурикова показана горькая доля бедняков: умирающая от тяжких родов жена крестьянина, оставившая мужу пятерых сирот; пьяница-сапожник и его горемычная умирающая жена; десятник трудовой артели, придавленный рухнувшей балкой и умирающий с прощальным завещанием жене; тягостная доля фабричного рабочего, сделавшегося жертвой несчастного случая на фабрике, - таковы характерные образы Сурикова. Но, показывая картину страданий городской бедноты, стихи Сурикова были лишены действенного гнева. «Грустны песни мои, как осенние дни», говорит Суриков в одном из своих стихотворений; «Мой стон больной звучит тяжёлою тоской», - повторяет он в другом. Суриков чужд настроений революционного крестьянства, нашедших выражение в стихах Некрасова и Курочкина . Суриков считал себя преемником и продолжателем Кольцова и Никитина . Влияние Кольцова на Сурикова носит более формальный характер, к Никитину же он близок органически. Ко второй половине 70-х гг. Суриков дал несколько более оптимистических стихотворений, как «Ой, дубинушка, ты ухни» и . Но суриковская «Дубинушка» носит слишком отвлечённый характер, а стихотворение о Стеньке Разине лишено каких-либо намёков, позволяющих перекинуть мост от далёкого прошлого к революционным событиям 70-х гг.

Нани минани, Дамяньо - Любомир Пипков

Пары построили свою жизнь вместе, но теперь довольствуются тем, что они участвуют и снова встречаются только в мечтах. В этой колыбельной матери мать просит своего ребенка спать, чтобы она могла справиться со своей работой, расчесывая большое поле пшеницы.

Поэт ничего не изменит в отношении прелестей любви. Хотя люди говорят, что плоды любви горькие, он утверждает, что они милы. Название «Дорогой дом радости» происходит от второй строфы стихотворения. Текст исходит от «Принцессы» Альфреда, лорда Теннисона, а Квилтер устанавливает только первую и последнюю строфы. Сцена, установленная первой строфой, - это дворец дворца в ночи. Поэт просит возлюбленного проснуться, как светлячок. В последней строфе он просит ее свернуть в него, так как цветы лилии закрываются ночью.

Несмотря на все эти недостатки, в ряде своих оригинальных стихотворений Суриков выразил с достаточной силой стоны и скорбь придавленной городской бедноты. Популярность произведений Сурикова сказалась в том, что многие его стихи распевались этой беднотой и сделались достоянием народных песенников (, «Сиротою я росла» , «Толокно» , и др.).

Поэт описывает «хираты» в звуках и безмолвии пейзажа - море, реках и горах, ветры в камышах. Звук петуха, кричащего на близлежащих воротах, издалека слышит ответ с печалью расстояния в голосе. Уильямсу Парри. Певица напоминает любимого в тот день, когда они встречались, и обещания, которые они делали друг другу, когда они были в восторге от любви. Но она солгала и стала холодно к нему. Теперь он протестует против того, что ему не нужны ее поцелуи, или думать о ней, или любить ее больше. Текст написан Кармело Эррико.

Поэт задает вопросы о жизни и смерти. Жизнь полна надежды или горечи? Вам нужны мечты, мир, вера? Он не знает, но вы делаете, по ту сторону берега жизни. Стихотворение - Джузеппе Адами. В «Рассвет делит свет от тьмы» поэт боится восхода солнца, так как его мечты о желании исчезнут в свете дня. Стихотворение - Габриэле Д. «Аннунцио».

Библиография: I. Стихотворения И. З. Сурикова (Полное собрание с портретом автора и биографич. очерком Н. А. Соловьёва-Несмелова), 4 изд., М., 1884; И. З. Суриков, Его жизнь и песни. Сост. И. Белоусовым, М., 1923; Песни, былины, лирика, письма к самородкам-писателям, М., 1927.

II. Марков В. Навстречу (Очерки и стихотворения), СПБ, 1878 [см. гл. Новейшая поэзия]; Н-в Н., И. З. Суриков, «Живописное обозрение», СПБ, 1900, № 19 от 7 мая; Козырев М. А., Воспоминания об И. З. Сурикове, «Историч. вестник», 1903, сентябрь; Яцимирский А. И., Из жизни народного певца, «Образование», 1905, № 4; Его же, И. З. Суриков (1841-1880) в семье своих литературных преемников (по неиздан. материалам), «Русская старина», 1905, апрель; Скабичевский А. М., История новейшей русской литературы (1848-1908), 7 изд., СПБ, 1909; Суриков И. З., в кн.: Русский биографич. словарь, том Суворова - Ткачёв, СПБ, 1912; Брусянин В., Поэты-крестьяне Суриков и Дрожжин , 3 изд., М., 1915; Иванов А., Поэт печали, «Ежемесячный журнал», 1916, № 5; Золотарёв С., Писатели-ярославцы [вып. I], Ярославль, 1920; Кубиков И., И. Суриков и Ф. Решетников, «Дело», 1916, № 3; И. З. Суриков, «Лит. учёба», 1936, № 4.

Поэт говорит о разбитых сердцах, где царит смерть и печаль. Любовь приходит в сердце, обманывает ее в чувства счастья, и этот сладкий рай возвращает сердце к жизни. Стихотворение - Густав Пфлегер-Моравский. Поэт вспоминает прекрасную мечту, которую он поделился со своей возлюбленной, но время, проведенное ими, было таким коротким. Он печально жаждет своего возлюбленного.

Твои темные глаза к моему - Чарльз Т Грифс

Поэт мечтает о пожаре в темных глазах любимой. Если он воображает ее поцелуй, его душа будет прыгать, как падающая звезда. Текст написан шотландским поэтом Уильямом Шарпом, написанным как Фиона Маклеод. В Стэндхене поэт просит возлюбленную спокойно открыть дверь, не разбудить никого и присоединиться к нему в саду. Там цветы у ручья спали, и только любовь бодрствует. Соловей будет мечтать о своих поцелуях, а утром роза будет светиться своей страстью. Стихотворение - Адольф Фридрих, Граф фон Шак.

И. К.

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

Даровитый поэт-самоучка, один из самых выдающихся представителей своеобразной плеяды поэтов-самородков, поэтов-страдальцев (Раззоренов, Дерунов, Тарусин и др.), выросшей из народной среды и развившейся на русской почве в первые десятилетия пореформенной эпохи. Тяжелые условия жизни поэта преждевременно свели его в могилу, не давши ему возможности проявить свой талант во всей яркости. Родился С. 25 марта 1841 г. в маленькой деревушке Новоселове, Юхтинской волости, Углицкого уезда, Ярославской губ. Отец его, оброчный крестьянин, жил в Москве, - куда еще в молодые годы ушел на заработки и где был на побегушках, служил приказчиком "по овощной части", а затем открыл собственную овощную лавочку, - и лишь изредка наезжал в деревню, чтобы навестить жену и родных. Будущий поэт, тихий, слабый и болезный в детстве, до девяти лет жил в родной деревне, которая своим простым, мирным и спокойным укладом и своими красотами на всю жизнь оставила в нем неизгладимое впечатление, - впоследствии в его стихотворениях часто встречаются деревенские мотивы. В 1849 г. он вместе с матерью переехал к отцу в Москву. Городская жизнь с ее шумом и гамом, грязью и отсутствием простора, удушливым и отравляющим воздухом подействовала на впечатлительного мальчика самым тягостным образом, и он стал еще тише, еще молчаливее и запуганнее. На десятом году он был отдан для обучения грамоте двум пожилым девушкам разорившегося купеческого рода, сестрам Финогеновым, одна из которых выучила своего ученика гражданской и церковной азбуке, чтению, письму палочек и букв по старинным прописям, а другая, женщина в высшей степени религиозная, ввела его в область житий святых, подвижников и пр.; эти сказания действовали на мальчика так сильно, что он порою сам мечтал об иночестве, о спасении души в "лесных дебрях" или в "тихой матери-пустыне". Как и всякая даровитая натура, С., едва выучившись грамоте, с жадностью набросился на чтение, причем поглощал все, что попадалось под руки, - сказки, путешествия, романы. Между прочим, он наткнулся также на несколько романов Мерзлякова, песен Цыганкова и басен Дмитриева и за чтением этих стихотворений, по собственному признанию, впервые сам почувствовал смутное влечение к поэзии. Привыкнув учиться грамоте "на старинный лад", нараспев, мальчик и стихи не читал, а распевал; эта манера осталась у него почти на всю жизнь и сослужила ему известную службу: когда он начал сам писать, то размер стихов долгое время проверял пением, оставив этот "натуральный" метод только значительно позже, когда познакомился с теорией стихосложения. Еще более приохотил его к чтению живший в одном доме с ним мелкий чиновник, "отставной семинарист" Ксенофонт Добротворский, неудачник и с виду угрюмый пессимист, но в сущности человек добрейшей души, к тому же имевший недурную библиотечку.

Как только мальчик несколько подрос и отец заметил, что сын может быть ему полезен в торговле, он поспешил засадить его за прилавок, вооружившись вместе с тем против склонности мальчика к чтению и против завязанных им у Добротворского знакомств с несколькими интеллигентными лицами. Строгости, почти гнет отца тяжелым образом отражались на С., но своего любимого занятия он не бросил и урывками, украдкой поглощал книгу за книгой. Смутное влечение его к поэзии вскоре реальным образом выразилось в форме стихотворения, написанного им под сильным впечатлением пожара, случившегося в их доме. "Дерзай, юноша", сказал ему Добротворский, прочитавший этот первый опыт. Похвала из уст такого непогрешимого, по мнению С., человека окрылила его, и за первым стихотворением последовал ряд пьес, написанных преимущественно в форме песен. Уже в этих опытах, из которых сохранились только немногие, чувствовался талант, светилось искреннее чувство и искрилась теплота, хотя, как произведения незрелые, они страдали, разумеется, значительными недостатками - неточностью образов, отсутствием простоты и пластичности, подражанием, иногда манерностью. При тех условиях, среди которых он жил у отца, работать над усовершенствованием стиля и устранением недостатков было чрезвычайно трудно, тем более, что малообразованный юноша только инстинктом поэта чувствовал недостатки своих стихотворений, но ясного представления об этом он не имел и иметь не мог. К 1857 г., т. е. когда С. было 16 лет, из написанного им составилась довольно объемистая тетрадь, которую он, по совету своих друзей и ос рекомендательным письмом профессора К. Ф. Рулье, отнес к одному из русских поэтов. Последний принял в нем теплое участие, указал на недостатки, дал указания, как избежать их, и пр. Но неблагоприятный отзыв другого поэта, на суд которого С. также отдал свои опыты, отзыв резкий, почти безжалостный, чрезвычайно тяжело отразился на молодом таланте. С. однако не пришел в полное уныние и не забросил своих занятий, но стал к своему творчеству относиться серьезнее и строже, начал в трудиться над обработкой стиха и формы, над звучностью, плавностью и краткостью стиха, - и эта упорная работа постепенно привела его к простоте и художеству образов. Этот период в жизни С. совпал со временем расцвета торговых дел у его отца, открывшего еще одну лавку, значительно больше первой. С. хотя и просиживал долгими часами за прилавком и отчетностью, все же имел и некоторое свободное время, которое он целиком мог посвящать своим любимым занятиям. Но скоро отец его, возбужденный успехом и сгорая нетерпением быстро разбогатеть, начал играть на скачках; дела его приняли дурной оборот. Чтобы забыться, он стал пить, и это окончательно его разорило. Пришлось закрыть сначала большую, затем и меньшую лавку; отец уехал в деревню, а С. вынужден был поступить в подручные к своему дяде, брату отца, старику придирчивому и капризному, имевшему тоже овощную лавочку. Жилось С. у дяди еще хуже, чем прежде - весь его день уходил на подметание лавки, услуги покупателям и развозку на тачке товаров по заказчикам. В это время, длившееся около 1½ лет, С. должен был почти совсем забросить любимое чтение и совершенно прекратить занятия над усовершенствованием своего дарования. Когда жизнь у дяди стала совсем невыносимой, С. продал все, что мог, сколотил кое-какие гроши, за 10 руб. снял маленькое помещение на Тверской и вместе с матерью стал скупать и продавать старый лом железа, меди, тряпье и др. Торговля пошла довольно бойко, особенно когда стали продавать также уголь, сначала древесный, а затем и каменный. В 1860 г. С. женился на сиротке M. K. Ермаковой, с которой жил вполне счастливо до конца жизни.

Самостоятельность С. позволила ему вернуться вновь к своим любимым занятиям. К этому времени относится его знакомство с поэтом А. Н. Плещеевым, который в опытах С. признал зачатки яркого таланта, отнесся к нему весьма сочувственно и поощрил его к дальнейшему творчеству и самообразованию. Несколько наиболее удачных стихотворений Плещеев передал Ф. Б. Миллеру, редактору "Развлечения". Первое из них появилось в этом журнале в 1863 г. Окрыленный успехом, С., как истинный талант, стал еще строже относиться к своим произведениям и, при теплом участии Плещеева, еще усерднее работать над совершенствованием стиха и формы. Жизнь С., хотя и трудная, стала кое-как налаживаться. Но вскоре умерла его мать, а из деревни приехал отец, который, поселившись у сына, стал вести нетрезвую жизнь, а затем женился во второй раз на раскольнице, оказавшейся женщиной тяжелого и сварливого характера. С. вместе с женою ушел от отца. Началась жизнь, полная тяжелых страданий, лишений и скитаний, пошли бесконечные поиски работы. С. испробовал всякие профессии - был переписчиком, снова поступил в подручные к своему дяде, но не вынес его гнета и ушел, наконец, поступил учеником в типографию, но, проработав всего несколько дней, заболел и слег. Нужда в семье была страшная, все было продано и заложено; дело дошло до того, что С., оправившись несколько от болезни, одно время помышлял даже о самоубийстве. После ухода мачехи, обобравшей своего мужа, С. переселился к отцу и вновь принялся за торговлю и за перо. Произведения его стали появляться в ряде журналов - "Развлечении", "Воскресном досуге", "Иллюстрированной Газете". Талант его постепенно крепнет, принимает определенное направление, известность его растет. Несмотря на это, печатают его не всегда охотно. "Если бы я рассказал тебе мои неудачи (литературные), - пишет он по этому поводу в 1872 г. И. Г. Воронину, - ты бы верно сказал: как это тебя угораздило все вынесть и не пасть духом?.. Да вот, устоял же... Только робкий дома сидеть остается". В 1870 г. одно из его стихотворений появилось в "Деле", и с этих пор С. стал часто печататься в этом журнале, поощряемый издателем Благосветловым и стоявшим близко к редакции A. K. Шеллером. В 1871 г. отпечатано первое собрание его стихотворений, в которое вошло 54 пьесы.

Сам поэт-самоучка, С. чрезвычайно сочувственно относился к таким же, как и он, самородкам, гибнущим под тяжестью неблагоприятных житейских условий. Чтобы поднять в них дух и веру в себя, он через публикацию призывает их объединиться и издать свой сборник, сборник исключительно поэтов-самоучек. Целый ряд их отозвалось на призыв С., и он организовал кружок, в который вошли Тарусин, Кондратьев, Дерунов, Раззоренов, Григорьев, Радиенов, Козырев (питомец С.) и др. Кружок, полный оживления, энергии и обмена мыслей, в 1872 г. выпустил свой первый альманах "Рассвет". Это было лучшим временем С. В этот же период он написал ряд былин, сказаний и поэм: "Садко" ("Вестн. Евр.", 1872), "Богатырская жена", "Василько", "Канут Великий", "Казнь Стеньки Разина", "Правеж", "Удалой", - и много простых образных, полных тепла и свежести стихотворений для детей (печатались в "Детском Чтении", "Семье и Школе", "Воспитании и Обучении", "Сборниках" А. Н. Якоби и пр.).

На творчество С. неизгладимую печать наложила его собственная жизнь, полная горя, лишений и страданий. В своих простых прочувствованных стихах он правдиво выразил все то, что он пережил и выстрадал, и не только он, но тысячи и десятки тысяч детей народа. Как его страдания являются не только личными, ему одному присущими, а характеризуют целые народные слои, так и его творчество отражает чувства не только его самого, но и многих пасынков жизни, борющихся с гнетущими условиями жизни и в этой борьбе изнемогающих. Область житейских невзгод и страданий является лейтмотивом в произведениях С., и только в этой области он остается самим собою - настоящим, непосредственным лириком: с глубоким чувством и неподдельной искренностью оплакивает он тяжелую крестьянскую долю, скорбит о погибших в жизненной борьбе силах, об униженных и оскорбленных, мучается людским бессилием вообще и своим в частности. Вне этого же он часто впадает в риторику, перестает быть самим собою и обнаруживает явные следы подражания Кольцову, Некрасову, Никитину, Михайлову-Шеллеру. Прекрасно удаются С. также и небольшие картинки природы (стих.: "На берегу", "На дороге", "В воздухе смолкает", "Весной", "На одре", "На чужбине", "Ночью", "От деревьев тени", "Сон и пробужденье", "Помнишь: были годы", "У могилы матери" и др.). Характер своего творчества сам С. определяет в следующем восьмистишии:

Мне доставались нелегко

Моей души больные звуки,

Страдал я сердцем глубоко,

Когда слагалась песня муки.

Я в песне жил не головой,

A жил скорбящею душою, -

И оттого мой стон больной

Звучит тяжелою тоскою.

Еще ярче проявляется, может быть, эта самохарактеристика в другом стихотворении, где поэт говорит: "...Грустны песни мои, как осенние дни: звуки их - шум дождя, за окном ветра вой. То рыданья души, стоны груди больной".

В 1875 г. вышло 2-е издание "Сборника стихотворений" С., довольно быстро разошедшееся. О С. заговорила печать, если и не всегда сочувственно, то во всяком случае вполне серьезно, как о несомненном таланте, а "Общество любителей русской словесности в Москве" избрало его в свои члены.

Между тем тяжелые условия жизни С. скоро подорвали его здоровье и силы, и с 1879 г. он начинает серьезно прихварывать; у него развивается чахотка. Третье издание его произведений, вышедшее в 1877 г. у Солдатенкова, дало ему кое-какие средства, и он по совету врачей весною 1878 г. ездил лечиться в кумысолечебное заведение (в Самарских степях), а в 1879 г. с той же целью некоторое время жил в Крыму. Но было уже поздно; чахотка прогрессировала, и дни его были сочтены. 24 апреля 1880 г. он умер и похоронен на Пятницком кладбище в Москве. В апреле 1910 г. в Москве и отчасти и в других городах литературными обществами праздновалась память 30-летия со дня кончины С. и на могиле его был сооружен памятник.

Стихотворения С. выдержали 4 издания. Лучшее из них последнее (М., 1885 г.), при котором помещен и подробный биографический очерк жизни С., написанный его другом, Н. А. Соловьевым-Несмеловым.

Важнейшим материалом для биографии С. являются его письма к различным лицам (напечатаны при 4-м издании его произведений) и упомянутый "Биографический очерк С." Соловьева-Несмелова (там же); неполные сведения разбросаны в повременной печати; "Голос", 1880 г., № 118 (некролог), "Иллюстрированная Газета", 1871 г., № 17. В связи с 30-летней годовщиной со дня смерти С. в газетах петербургских ("Новое Время", "Русь", "Речь") и московских ("Голос Москвы", "Русское Слово") от 23-25 апреля 1910 г. помещены более или менее беглые статьи, посвященные жизни и творчеству С.

{Половцов}

Суриков, Иван Захарович

Даровитый поэт-самоучка (1841-1880). Род. в дер. Новоселово, Углицкого уезда Ярославской губ.; сын оброчного крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего собственную овощную лавку. Сын его был отдан на десятом году для обучения грамоте к двум пожилым девушкам из разоренного купеческого рода - Финогеевым. Они ввели своего ученика в область житий святых "подвижников", так что он порою мечтал об иночестве, о спасении души в лесных дебрях или в тихой матери-пустыне. Он выучил также несколько романсов Мерзлякова, песен Цыганкова, басен Дмитриева. Привыкнув учиться грамоте нараспев, мальчик распевал и эти стихи и смутно почувствовал влечение к поэзии. Манера читать стихи нараспев осталась у него на всю жизнь, и когда он сам начал творить, то долго проверял размер стихов пением, пока не усвоил окончательно теорию стихосложения. К чтению еще более приохотил С. живший в одном доме с ним мелкий чиновник, бывший семинарист, Добротворский, имевший много книг. Как только отец заметил, что сын может быть полезен ему в торговле, он поспешил поставить его за прилавок и вместе с тем вооружился против излишней, по его мнению, склонности сына к книжной мудрости. Несмотря на строгости отца, С. не только продолжал усиленно читать всевозможные книги, но под сильным впечатлением пожара, случившегося в их доме, написал свое первое стихотворение, одобренное Добротворским. За этим опытом последовал целый ряд пьес, которые С. писал преимущественно в форме песен. Под строгим надзором отца С. жилось плохо, особенно когда дела отца пошатнулись и он стал выпивать. В 1860 г. С. сосватали невесту по сердцу, с которой он обвенчался и жил счастливо до конца жизни. Вместе с тем ему удалось познакомиться с А. Н. Плещеевым, который, признав в опытах С. следы таланта, поощрил его к дальнейшему творчеству и передал несколько его стихотворений Ф. Б. Миллеру, редактору "Развлечения". Первая пьеса С. появилась в печати в 1863 г. Успех окрылил поэта, строже с тех пор относившегося к своим произведениям и при теплом участии Плещеева все более совершенствовавшегося в форме. Между тем дела отца приняли окончательно дурной оборот, к тому же он вступил во второй брак с раскольницей; С. пришлось уйти от отца, служить в лавочке дяди, быть наборщиком, торговать углем и железом. Это довольно скоро подорвало его здоровье и силы и ярко отразилось на его творчестве. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, то оплакивая невеселую крестьянскую долю, то скорбя о погибших в жизненной борьбе силах, об узниках, об униженных и оскорбленных, то мучась людским бессильем вообще и своим в частности. Настоящий, непосредственный лирик, С. проявляет много искренности и задушевности там, где дело касается той среды, из которой он вышел, впечатлений детства и юности, любви к матери, которую он обожал. Вне этого С. впадает в риторику, перестает быть самим собою, подражает Кольцову, Некрасову, Никитину, Михайлову-Шеллеру. У С. есть прекрасные картинки природы ("В воздухе смолкает", "На одре", "На чужбине", "От деревьев тени", "Сон и пробуждение", "Помнишь: были годы", "У могилы матери" и др.). Характер своей поэзии С. определяет в следующем восьмистишии: "Мне доставались нелегко моей души больные звуки, страдал я сердцем глубоко, когда слагалась песня муки. Я в песне жил не головой, а жил скорбящею душою, - и оттого мой стон больной звучит тяжелою тоскою". В другом стихотворении он говорит, что его песни грустны, "как осенние дни. Звуки их - шум дождя, за окном ветра вой: то рыданья души, стоны груди больной". С начала семидесятых годов стихотворения С. стали появляться в "Деле" и "Вестнике Европы". В 1871 г. вышел первый, небольшой сборник его стихотворений. Московское общество любителей российской словесности избрало его в свои члены. Но дни поэта были сочтены; он медленно таял, ему не помогло пребывание на востоке России, в кумысолечебном заведении, и он скончался от чахотки. Стихотворения С. выдержали 4 издания. Лучшее из них последнее, где помещен и подробный биографический очерк поэта, написанный другом его, Н. А. Соловьевым-Несмеловым (М., 1885).

П. Быков.

{Брокгауз}

Суриков, Иван Захарович

{Половцов}

Суриков, Иван Захарович

Поэт. Род. в деревне Новоселовке, Угличского уезда, Ярославской губ. Отец С. был крепостным графа Шереметьева и служил в Москве "по торговой части", пока не сделался самостоятельным торговцем. Восьми лет С. был взят отцом из деревни в Москву, а десяти лет его отдали для обучения грамоте к двум купеческим вдовам. С. помогал в торговле, но его тянуло к книге. Урывками, не зная правил стихосложения, С. начал писать стихи. В 1862 С. познакомился с поэтом А. Н. Плещеевым; поэт одобрил его стихотворные опыты, и в 1863 в журнале "Развлечение" появилось первое стихотворение С. В 1864 С. после ссоры с отцом покинул его и, не имея ни средств к существованию, ни профессии, впал в отчаяние. Ища забвения от жизненных испытаний, С. пристрастился к водке; был близок к самоубийству. О своих переживаниях этого времени он говорит в стихотворениях: "На мосту", "На могиле матери", "Шум и гам в кабаке". После примирения с отцом С. вновь стал помогать ему в торговле. В 1871 вышел из печати первый сборник стихов С., и с этого года его стихи начали появляться не только в мелких журнальчиках, но и в журнале "Дело", а затем в "Вестнике Европы", где печатались его поэмы на исторические и легендарные сюжеты ("Садко", "Богатырская жена" и др.).

Стремясь объединить поэтов-самоучек, С. совместно с ними выпустил в 1872 коллективный сборник "Рассвет". В 1875 меценат Солдатенков напечатал второе дополненное издание стихов С.

В 1875 С. был избран в члены Общества любителей российской словесности. К этому времени здоровье поэта расшаталось окончательно; тяжелые материальные условия и крайне неблагоприятные условия работы привели С. к туберкулезу.

В стихах С. показана горькая доля бедняков: умирающая от тяжких родов жена крестьянина, оставившая мужу пятерых сирот; пьяница-сапожник и его горемычная умирающая жена; десятник трудовой артели, придавленный рухнувшей балкой и умирающий с прощальным завещанием жене; тягостная доля фабричного рабочего, сделавшегося жертвой несчастного случая на фабрике, - таковы характерные образы С. Но, показывая картину страданий городской бедноты, стихи С. были лишены действенного гнева. "Грустны песни мои, как осенние дни", говорит С. в одном из своих стихотворений; "Мой стон больной звучит тяжелою тоской", - повторяет он в другом. С. чужд настроений революционного крестьянства, нашедших выражение в стихах Некрасова и Курочкина. С. считал себя преемником и продолжателем Кольцова и Никитина. Влияние Кольцова на С. носит более формальный характер, к Никитину же он близок органически. Ко второй половине 70-х гг. С. дал несколько более оптимистических стихотворений, как "Ой, дубинушка, ты ухни" и "Казнь Стеньки Разина". Но суриковская "Дубинушка" носит слишком отвлеченный характер, а стихотворение о Стеньке Разине лишено каких-либо намеков, позволяющих перекинуть мост от далекого прошлого к революционным событиям 70-х гг.

Несмотря на все эти недостатки, в ряде своих оригинальных стихотворений С. выразил с достаточной силой стоны и скорбь придавленной городской бедноты. Популярность произведений С. с казалась в том, что многие его стихи распевались этой беднотой и сделались достоянием народных песенников ("Эх, ты, доля, моя доля", "Сиротою я росла", "Толокно", "Казнь Разина" и др.).

Библиография: I. Стихотворения И. З. Сурикова (Полное собрание с портретом автора и биография, очерком Н. А. Соловьева-Несмелова), 4 изд., М., 1884; И. 3. Суриков, Его жизнь и песни. Сост. И. Белоусовым, М., 1923; Песни, былины, лирика, письма к самородкам-писателям, М., 1927.

II. Марков В. Навстречу (Очерки и стихотворения), СПб, 1878 [см. гл. Новейшая поэзия]; Н-в Н., И. 3. Суриков, "Живописное обозрение", СПб, 1900, № 19 от 7 мая; Козырев М. А., Воспоминания об И. 3. Сурикове, "Историч. вестник", 1903, сентябрь; Яцимирский А. И., Из жизни народного певца, "Образование", 1905, № 4; Eго же, И. 3. Суриков (1841-1880) в семье своих литературных преемников (по неиздан, материалам), "Русская старина", 1905, апрель; Скабичевский А. М., История новейшей русской литературы (1848-1908), 7 изд., СПб, 1909; Суриков И. З., в кн.: Русский биографич. словарь, том Суворова - Ткачев, СПб, 1912; Брусянин В., Поэты-крестьяне Суриков и Дрожжин, 3 изд., М., 1915; Иванов А., Поэт печали, "Ежемесячный журнал", 1916, № 5; Золотарев С., Писатели-ярославцы [вып. I], Ярославль, 1920; Кубиков И., И. Суриков и Ф. Решетников, "Дело", 1916, № 3; И. 3. Суриков, "Лит. учеба", 1936, № 4.

  • - мордовский советский писатель. Член КПСС с 1942. Писал на мордовском и русском языках. Печататься начал в 1936. Участник Отечественной войны...
  • - Род. 1919, ум. 1960, мордовский писатель. Публикации: роман "В семье единой" , очерки, рассказы...
  • - г.-л., участник наполеонов. войн, род. в 1781 г. Записанный в 1786 г. капралом в л.-гв. Кон. полк, он в 1797 г. был произведен в корнеты Сумск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - действительный статский советник, лейб-хирург, род. в Риге, в 1722 г., ум. 1800 г. Был сначала врачом в доме гр. З. Г. Чернышева, затем сделался членом Вольного Экономического общества и с 1785 по 1792 г. состоял...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - дворовый живописец г. Яковлева, при Александре I и Николае I, писал прекрасно иконостасные образа для местных церквей в Москве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - 1640-41 г. 2-й воев. в Мценске...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - ген.-майор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - даровитый поэт-самоучка, один из самых выдающихся представителей своеобразной плеяды поэтов-самородков, поэтов-страдальцев, выросшей из народной среды и развившейся на русской почве в первые десятилетия...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - спец. по филос. науки и культурологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Орле. Окончил Харьковский гос. ун-т. Работал инженером Сибгипротранса Минтрансстроя СССР. С 1962 - асп. кафедры филос. Харьк...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - архитектор, потом директ. Госуд. заемного банка...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писатель, автор множества напыщенных лубочных произведений беллетрист, и духовно-историч. содержания. Сравнительно более обработаны: "Очерк жизни и литературных трудов Н. А. Полевого" ...
  • - даровитый поэт-самоучка. Род. в дер. Новосёлово Углицкого у. Ярославской губ....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский поэт. Родился в семье крепостного крестьянина. Жил в бедности, торгуя в Москве с 1849 с отцом, а затем в собственной мелочной лавке. Самостоятельно научился грамоте и стихотворству...

    Большая Советская энциклопедия

  • - советский военачальник, генерал-полковник танковых войск. Член КПСС с 1925. Родился в крестьянской семье. В Советской Армии с 1924...

    Большая Советская энциклопедия

  • - мордовский писатель. Роман "В семье единой" о сплоченности советского народа в годы Великой Отечественной войны, очерки и рассказы... Из книги Путник по вселенным автора

    Василий Суриков Отрывок из работы Волошина о Сурикове печатается по: Волошин Максимилиан. Суриков. – Л., 1985.– С. 200–209.В январе 1913 г. Волошин начал работу над монографией о Василии Ивановиче Сурикове (1848–1916), заказанной ему художником и искусствоведом Игорем

    Суриков

    Из книги Суриков автора Волошин Максимилиан Александрович

    Суриков I. Историческая живопись Многие ли в наши дни сохранили способность глядеть на многосаженные полотна, изображающие «несчастные случаи истории», без тайной, сосущей тоски?Такую же тоску вызывает в нас и чтение старых исторических романов, ставших, подобно

    XXXIII. В. И. Суриков

    Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

    XXXIII. В. И. Суриков Здесь же, на рубеже современной нам эпохи, придется говорить об одном из самых изумительных русских художников - о Сурикове, несмотря на то что он был учеником Академии и до сих пор состоит членом передвижных выставок. Приходится же о нем говорить

    По вертикали Суриков

    Из книги Фантики автора Генис Александр Александрович

    По вертикали Суриков Василий СуриковПереход Суворова через Альпы в1779 году. 1899Холст, масло. 495 х 373 смГосударственный Русский музей,Санкт-ПетербургИз семи великих исторических картин Сурикова “Переход Суворова через Альпы” считается наиболее патриотической и самой

    Суриков

    Из книги От Леонардо да Винчи до Нильса Бора. Искусство и наука в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

    Суриков Ответ 3.28В Академии Суриков больше всего занимался композицией.Ответ 3.29Соответственно: «Боярыня Морозова» и «Утро стрелецкой казни».Ответ 3.30Граф Лев Николаевич

    СУРИКОВ

    Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

    СУРИКОВ Фамилия нашему великому художнику В.И. Сурикову досталась знаковая. Ведь сурик (с двойным ударением, в разных регионах говорят по-разному) – это свинцовая красная окись, идущая на краску. Суриковый цвет – киноварный, с примесью желтизны. Правда, использовался он

    Антонов Иван Захарович

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

    Суриков Иван Захарович

    БСЭ

    Сусайков Иван Захарович

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

    СУРИКОВ, Иван Захарович

    Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

    СУРИКОВ, Иван Захарович (1841–1880), поэт 661 Вот моя деревня; / Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках / По горе крутой. «Детство» (1866; опубл. в 1871) ? Русская поэзия детям, с. 244 662 Что шумишь, качаясь, / Тонкая рябина <…>? «Рябина» (1864) ? Песни рус. поэтов, 2:151 Песенный вариант: «Что

    Из книги Универсальная хрестоматия. 4 класс автора Коллектив авторов

    Иван Захарович Суриков (1841–1880)

    Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

    Иван Захарович Суриков (1841–1880) Иван Захарович Суриков родился в деревне Новосёлово Угличского уезда Ярославской губернии в семье оброчного крепостного графа Шереметева. Некоторое время Суриков жил в деревне, затем весной 1849 года вместе с матерью переехал в Москву к

    Суриков

    Из книги автора

    Суриков I Историческая живопись Многие ли в наши дни сохранили способность глядеть на многосаженные полотна, изображающие «несчастные случаи истории», без тайной, сосущей тоски?Такую же тоску вызывает в нас и чтение старых исторических романов, ставших, подобно

    СУРИКОВ А.В

    Из книги Распад мировой долларовой системы:ближайшие перспективы. автора Маслюков Ю. Д.

    СУРИКОВ А.В Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы сегодня организует "круглый стол" на тему "Ситуация в мировой долларовой системе и ее влияние на Россию". Непосредственным поводом для данного "круглого стола" явился