Рыбинцева Галина Валентиновна
учитель-логопед МБДОУ№127, г.Мурманска

При знакомстве с гласными звуками и буквами сочиняю короткие стихи, которые вносят в занятие оживление, служат “мостиками” при переходе от одного задания к другому и помогают детям быстрее и легче усвоить предложенный материал.

*Рот открыт, и звук поётся, нет преграды на пути.
Скажет кто, как он зовётся?..
Верно! Гласный! Молодцы! /авт./

*Гласную песенку красиво пропевай
И место на занятии скорее занимай. /авт./
(Дети могут пользоваться при этом карточками с символами гласных звуков.)

*Правило о звуках и буквах вспоминайте,
Громко и чётко нам отвечайте. /авт./

*Услышишь гласный звук – фонарик поднимай.
Не спеши, подумай, но и не отставай. /авт./

*Похожи они, как родные сестрёнки,
Есть голос у них и поют они звонко”. /авт./

*Чтоб в тетрадочках писать – нужно пальчики размять. /авт./
(Пальчиковая гимнастика с маленькими шариками или другими тренажерами).

*Слова по картинкам вы называйте
И гласный в них определяйте. /авт./
(Дети называют картинку и определяют какие гласные звуки есть в названии)

*А сейчас -
Буквы все мы назовём
И стихи о них прочтём. /авт./
(Дети называют буквы и читают стихи)

*Гласные звуки очень важны,Гласные звуки всем нам нужны.
Даже животные, птицы и звери
Без гласных звуков
Жить не умеют. /авт./
(Дети подбирают символы гласных звуков к картинкам с изображение птиц и животных)

*Звуки гласные ловите
И слова мне подарите. /авт./
(Придумывают слова с предложенным гласным звуком.)

Физминутка. /авт./

Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики.
Будем гласные считать: Хлопают ладошками и кулачками.
А – это АИСТ на крышу забрался, Стоят на одной ноге, руки на поясе.
У – это УШКИ у зайки дрожат. “Дрожат” поднятыми вверх руками.
О – это ОСЛИК в дорогу собрался, Наклоняются вперёд, руки на спине.
И – это ИГЛЫ торчат у ежат. Наклонившись вперёд, поднимают назад-вверх руки с разведёнными пальчиками.
это ЭХО кричит нам из леса. Руки рупором около рта, повороты вправо, влево.
Ы – отдыхает А где его место? На сложенные ладошки наклоняют голову. На вопрос - удивляются, приподнимая плечи.
Пусть отдыхает, но каждый узнает, Машут рукой.
Что слов на звук Ы никогда не бывает. Грозят пальчиком.
А, У, О, И, Э, Ы – Хлопают попеременно ладошками и кулачками.
Это точно знаем мы,
Что гласных звуков ровно шесть,
Их не сложно перечесть.

*Если в слове буква Ё – ударение падает на неё. /авт/

При знакомстве с согласными звуками и буквами тоже использую свои коротенькие стихи.

*Чтобы твёрдый звук найти,
Крепко кулачок сожми. Дети крепко сжимают кулачок.
Чтобы мягкий отыскать,
Не надо сильно его сжимать. /авт./ Дети чуть-чуть сжимают пальцы.

*Если звук глухой,
Мы знаем-
Наши ушки отдыхают.
Если звонкий –
То звенят,
Очень радуют ребят. /авт./

При работе с предлогами тоже помогают стихи. Дети отлично запоминают, что предлог – это отдельное слово, только коротенькое и писать его нужно раздельно с другими словами.

*Я – предлог - господин,
Я всегда стою один.
Между мной и словом
Всегда “окно” готово. /авт./

Занятия по подготовке детей к обучению грамоте предполагают работу в тетрадях. Вырабатываю умение работать самостоятельно, следить за своей осанкой.

*В тетрадь к соседу заглянул –
Ошибку к себе перетянул./авт./

*За своей спинкой я слежу-
Всегда прямо её держу./авт./

Воспитываю у детей умение слушать своего товарища.

*Своего товарища я уважаю,
Слушая его ответ, не перебиваю. /авт./

Занятия по подготовке детей к обучению грамоте проходят живо, интересно, доставляют большое удовольствие и мне, и детям.

Уже можно говорить о гласных и согласных звуках, о твердых и мягких согласных, о позиции звука в слове. Такие занятия обычно проводятся до обучения чтению, но если вы специально этим не занимались, я думаю, что их можно добавить по ходу урока. Я хочу привести несколько интересных примеров для более подробного знакомства со звуками [а] и [м]. Обратите внимание на то, что посты со стихами и загадками будут постепенно пополняться. Это только начало.

1.Когда мы говорим, мы произносим звуки, а пишем буквы. В прошлый раз вместе с Мальвиной мы пели звуки а, о, у, и, ы, и. Эти звуки называются гласными , их можно петь. Послушай стишки про гласные звуки.

Гласные тянутся

К песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу

Звать и аукать,

Но не желают

Свистеть и ворчать.

Воздух свободно идет через рот

Звук получается гласный

2. Давай попробуем, кто дольше сможет протянуть гласный звук. Набираем воздух в легкие, а на выдохе поем звук [о] (или другой звук). Воздух проходит свободно не встречая преград.

3. Постарайся назвать как можно больше слов со звуком [а], после того как прослушаешь сказку «Почему А первая?»

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра» (т.е. неразбериха).

Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-штучки.

Все правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

Я не понимаю, почему все же первая А не Я?!

А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово малыша начинается на А.

Это какое же такое слово? – не унималась Я.

Агу, - сказала А, - и, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

4. А теперь послушай первый звук в слове Мальвина. Это звук [м]. Легко ли проходит воздух? Нет. Ему мешают губы. Такой звук называют согласным. Какие еще ты знаешь слова, которые начинаются на звук [м]. Послушай стишок о согласных звуках. Что они согласны делать?

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

5. Теперь послушай два слова и скажи, чем отличается звук [м] в первом слове от звука [м] во втором слове.
Мышка - мишка (мыло - Мила, сом - семь)
Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

6.Хлопай в ладошки, когда услышишь слова со звуком [м, м’].

Поэты

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на поляне и ели малину. Мыша и говорит:

Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей …

Малины! – заорал Миша.

Да при чем тут «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы!

Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий рыжий …

Айболит! – заорал медвежонок.

Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

Откуда ты так много знаешь?

-Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша. (Г. Юдин)

Какие слова ты сможешь повторить? Определи позицию звука м в словах "муравей", "много", "упрямо", "мама", " мухомор".

7. Доскажи словечко

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

8. Можно заштриховать мухомор или апельсин. Можно нарисовать что-нибудь по теме или сделать аппликацию.

9. Рассмотреть картинку и составить рассказ по ней. Найти все слова на определенный звук.

10. Разучить чистоговорку. Мама Милу мыла с мылом. Мила мыло не любила.


_________________________________________________________________

Для старшего возраста.

Фрагмент из книги "Куда пропали буквы"

Однажды первокласснику Серёже купили коробку новых пластмассовых букв. Буквы очень гордились своим умом и тем, что они новые, поэтому, презрительно оглядев старые Серёжины игрушки, даже не стали с ними разговаривать. Тем не менее самые любопытные игрушки – старая сова и маленький шустрый паровозик – подошли познакомиться с новыми соседями.
– Ого, как вас много в одной коробке! – удивился паровозик.
– Букв много, но мы, десять гласных, здесь самые главные, – ответили хором буквы А и Я .
– О да, мы, гласные, самые необходимые! – подхватили буквы О и Ё .
– Ведь только с нашей помощью слова становятся звонкими и мелодичными, – почти пропели буквы У и Ю .
– И благодаря нам согласные не сливаются друг с другом, – сообщили Ы и И .
– А слова не превращаются в сплошной скрип и шипение, – добавили Э и Е .
– Да не слушайте вы их, – наконец вмешались согласные, – мы самые главные, так как нас больше и мы придаем словам смысл.
– Это просто смешно! Если бы не мы, то слов и слышно бы не было и все они превратились бы в сплошное, с трудом произносимое шуршание, – стояли на своём гласные.
– А если бы не мы, то от вас один звон бы стоял, и слов бы не получалось, – парировали согласные.
Сова всё это время лишь переводила взгляд с одного спорщика на другого, пока, наконец, и ей не удалось вставить фразу.
– А вы попробуйте составить слова из одних гласных и одних согласных, тогда мы и увидим, кто из вас нужнее.
Буквы обрадовались и, не чувствуя подвоха, наперебой начали составлять слова: гласные из гласных, а согласные из согласных.
Но, увы, кроме коротких воплей – Аа , Оо , Уу , Ау , Уа , у гласных ничего не вышло.
Да и у согласных вышло не лучше.
– Мм , Тр , Пр , Шш , – безголосо мычали, трещали и шипели они.
Тут в комнату вошёл Серёжа, взял буквы и стал из гласных и согласных складывать своё любимое слово ШКО ЛА .
– Ну вот, а вы зря ссорились, – прошептал паровозик.
Но буквы смущенно промолчали и сделали вид, что изо всех сил помогают Серёже складывать слова.

Игра «Поем гласные звуки».

Цель. Познакомить с понятием «гласный звук», познакомить с артикуляцией гласных звуков.

Оборудование. Карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков.

Проведение игры. Педагог рассказывает детям стихи про гласные звуки:

Гласному легко живется:

Звуки гласные мы знаем,

Гласных – 6, запоминаем.

Нет во рту у них преграды.

Дети их пропеть все рады.

Затем педагог показывает карточки со схемами артикуляции, произносит звуки и просит повторить детей:

А – открыт рот широко,

гласный звук пропеть легко.

У – мы гласный не забыли,

губы в трубочку сложили.

О – овалом ротик сделай,

гласный звук поём мы смело.

И – скорее улыбнись,

Звук, как ниточка, тянись.

Ы – ты гласный звук пропой,

Улыбнись и рот открой.

Э – пошире рот открой,

улыбнись и звук пропой.

Игра «Ротики».

Цель . Закрепить понятие «гласный звук», учить соотносить гласные звуки с их схематическими изображениями («ротиками»)

Оборудование. Карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков (по количеству детей).

Проведение игры.

1 вариант. Педагог повторяет с детьми стихи про гласные звуки из предыдущей игры. Дети повторяют стихи и показывают соответствующую схему («ротик»). Затем педагог произносит гласный звук, дети слушают и показывают соответствующую карточку.

2 вариант. Педагог произносит 2 или 3 гласных звука. Дети выкладывают на столе соответствующие схемы. Затем анализируют, сколько гласных звуков было названо, какой 1-ый, 2-ой, 3-ий.

Игра «Узнай букву».

Цель. Закрепить понятие «гласный звук», учить соотносить гласные звуки с буквами и с определенными движениями.

Оборудование. Карточки с буквами А, У, О, И, Ы, Э.

Проведение игры.

1 вариант . Педагог показывает букву, произносит стишок и одновременно показывает движение, дети повторяют за педагогом.

А – А – А – А – закачалась голова, (качать головой вправо-влево)

О – О – О – О – закрутилось колесо, сложить руки кольцом перед собой,

Слегка вращать вправо-влево)

У – У – У – У – у машины руль держу, (вытянуть руки вперед, «держать

Руль»)

И – И – И – И – руки выше потяни, (тянуть руки вверх)

Ы – Ы – Ы – Ы – моем в доме мы полы. (опустить руки вниз, отводить

Вправо-влево)

Э – Э – Э – Э – две руки на голове. (поднять руки за голову)

2 вариант. Когда дети запомнят буквы, педагог может показывать только буквы, а дети будут произносить стишок и выполнять соответствующие движения.

Игра «Сказочные герои».

Цель. Упражнять в выделении гласного звука в начале слова.

Оборудование. Картинки со сказочными героями (Незнайка, Буратино, Винни-Пух, Карлсон, Чиполлино), картинки: арка, абрикос, аист, улитка, ухо, утюг, ослик, облако, окунь, иголка, игрушки, инструменты, экран, электричка, экскаватор.

Проведение игры. Педагог расставляет картинки на наборном полотне.

Затем говорит детям, что к ним в гости пришли сказочные герои. Они знают очень много слов, которые начинаются с гласных звуков А, У, О, И, Э.

Только эти слова все перепутались, и нужно помочь героям разобрать слова так, как они просят:

Незнайка: Назовите мне слова –

В начале слова гласный - А.

Буратино: Слов придумать не могу

В начале слова гласный – У.

Винни-Пух: Вспомнить слово не легко –

В начале слова гласный – О.

Карлсон: Слово быстро назови,

В начале слова гласный – И.

Чиполлино: Не в середине, не в конце,

В начале слова гласный – Э.

Дети по очереди выбирают нужные картинки и «отдают» их сказочным героям.

Игра «Вагончики».

Цель. Упражнять в выделении гласного звука в середине слова.

Оборудование. Поезд с двумя вагончиками, в каждом вагончике по 3 кармашка. На кармашках написаны буквы А, У, О, И, Ы, Э. Картинки: мак, рак, лук, дуб, сом, дом, кит, рис, бык, сыр, мэр, сэр.

Проведение игры.

Педагог показывает детям картинку с поездом и говорит, что в этом поезде едут слова, в середине которых есть гласные звуки А, У, О, И, Ы, Э. У каждого гласного есть свое окошко в вагончике.

Гласных звуков 6 всего.

Три вначале: А, У, О.

И еще есть три в конце.

Называем: И, Ы, Э.

Дети по очереди должны брать картинку и помещать ее в нужное окошко.

Игра «Последнее окошко».

Цель. Упражнять в выделении гласного звука в конце слова.

Оборудование. Картинка автобуса с нарисованными окошками. Вместо последнего окошка – кармашек. Буквы: А, О, У, И, Ы. Картинки: сова, трава, колесо, пальто, сидящий ребенок, пишущий ребенок, очки, туфли, цветы, конфеты.

Проведение игры.

Педагог показывает детям картинку с автобусом и говорит, что в конце автобуса находится последняя буква слова. Показывает картинку совы. Произносит это слово, выделяя звук «а» в конце слова. Одновременно проводит пальцем по окошкам, останавливается в конце автобуса. Говорит:

Вот последнее окошко,

Мы подумаем немножко,

Что за буква здесь стоит,

Из окошечка глядит.

Педагог вместе с детьми определяют, что последняя буква в слове «сова» - «а». вставляют эту букву в последнее окошко.

Педагог показывает и называет слова: «трава», «колесо», «пальто», «сижу», «пишу», «очки», «туфли», «цветы», «конфеты».

Дети поочередно ставят нужную букву в последнее окошко.

Игра «Сколько гласных в слове».

Цель . Упражнять в выделении всех гласных звуков в слове.

Оборудование. Картинки: вазы, роза, лиса, утка, совы, балкон, бабушка, малина, курица.

Проведение игры.

Педагог говорит детям, что в слове может быть один гласный звук, например: «бок», «сам», «дым»; а может быть два гласных звука, например: «вазы». Педагог протяжно произносит это слово, выделяя гласные «а», «ы». Затем спрашивает детей, какие гласные звуки они услышали.

Сколько гласных звуков в слове,

Вы назвать мне их готовы?

Игра «Скажем слово по слогам».

Цель. Упражнять в выделении всех гласных звуков в слове и делении слов на слоги.

Оборудование . Картинки: рука, зубы, забор, стол, кирпич, картина, рубашка, вагоны.

Проведение игры.

Педагог говорит детям, что слова можно разделить на части, или слоги, слогов в слове столько же, сколько гласных звуков. Затем показывает на примере слова «рука», как можно разделить это слово на слоги. При этом педагог хлопает руками на каждый слог.

Хлопай тут (хлопать руками с левой стороны на каждый слог)

и хлопай там, (хлопать руками справой стороны на

Каждый слог)

Скажем слово по слогам. (хлопать руками попеременно с правой и с

Левой стороны на каждый слог)

Рука (хлопать попеременно с правой и с левой стороны на каждый слог).

Аналогично проводится работа с другими словами.

Игра «Три домика» .

Упражнять в делении слов на слоги и определении количества слогов в слове.

Оборудование : рисунки трех домиков (в первом домике 1 окошко, во втором – 2 окошка, в третьем – 3 окошка), маленькие картинки: волк, бык, слон, кошка, лиса, лошадь, собака, корова, бурундук.

Проведение игры.

Педагог объясняет детям, что в этих домиках поселились разные животные;

если в названии животного 1 слог, он живет в первом домике; если в названии животного 2 слога, он живет во втором домике; если в названии животного 3 слога, он живет в третьем домике.

Вот три домика у нас,

Мы подумаем сейчас:

Поселился кто же там.

Называем по слогам.

Дети по очереди называют животных и «селят» в разные домики.

Игра «Мяч лови».

Цель . Упражнять в делении слов на слоги и определении последовательности слогов в слове.

Оборудование: мяч.

Проведение игры.

Педагог просит послушать слово и определить, какой слог в слове первый, второй или третий.

Слушай слово, мяч лови,

Первый слог нам назови.

Слушай слово, мяч лови,

Слог второй нам назови.

Слушай слово, мяч лови,

Третий слог нам назови.

Педагог произносит разные слова и говорит одно из заданий. Дети поочередно выполняют задания.

Игра «Собери корзинки» .

Цель. Познакомить с понятием «согласный звук». Учить различать гласные и согласные звуки.

Оборудование. Две корзинки с кармашками. Картинки грибочков.

Проведение игры. Педагог объясняет детям, что кроме гласных звуков в русском языке есть согласные звуки. Называет некоторые из них. Затем добавляет, что при произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит свободно, а при произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает на своем пути различные препятствия: язык, губы, зубы.

Гласному легко живется:

У согласного в пути

Много кочек впереди:

Губы, зубы и язык.

Он к препятствиям привык.

Затем предлагает детям брать по очереди грибочек и слушать звук. Если педагог произнесет гласный звук, ребенок повторяет звук и кладет грибочек в первую корзинку, если согласный – во вторую.

Игра «Веселые звуки».

Цель. Закрепить понятие «согласный звук», учить соотносить согласные звуки с буквами и с определенными движениями.

Оборудование. Карточки с буквами.

Проведение игры.

Затем показывает букву, читает стих и одновременно выполняет соответствующее движение. Дети повторяют. Буквы и движения показываются постепенно (по одной новой – за игру), пока дети не запомнят все буквы.

Б – Барабан звучит не зря,

Марширую бодро я.

Б – Б – Б – Б – Б.

(Маршировать и имитировать игру на барабане).

В – Вьюга воет, вьюга злится,

Белый снег летит, кружится.

В – В – В – В – В.

(Вращать двумя поднятыми руками пред собой).

Г – Гусь гогочет, гусь гогочет,

Искупаться в речке хочет.

Г – Г – Г – Г – Г.

(«Хлопать крыльями» по бокам).

Д – Домик чинят мастера,

Целый день стучат с утра.

Д – Д – Д – Д – Д.

(Стучать кулаком одной руки по ладошке другой руки).

Ж – Жук летает и жужжит.

Он на месте не сидит.

Ж – Ж – Ж – Ж – Ж.

(Махать руками, как «крыльями»).

З – Зазвонил с утра звонок,

Начинается урок.

З – З – З – З – З.

(«Звонить» воображаемым звонком).

Й – Йог наклоны выполняет,

Очень громко выдыхает.

Й – Й – Й – Й – Й.

(Наклоняться в стороны)

К – Капли падают, летят,

По окошечку стучат.

К – К – К – К – К.

(Хлопать в ладоши).

Л – Лайнер по небу летит,

У него мотор гудит.

Л – Л – Л – Л – Л.

(Поднять руки в стороны, выполнять повороты туловища вправо-влево).

М – Машка, рыжая корова,

Целый день мычать готова.

М – М – М – М – М.

(Сживать ладошки перед грудью. Руки согнуты в локтях).

Н – Надя ноет и хандрит:

У нее нога болит.

Н – Н – Н – Н – Н.

(Тереть поочередно правое и левое колено).

П – Паровоз пускает пар.

Рядом с топкой - кочегар.

П – П – П – П – П.

(Руки вытянуть вперёд. Резко опускать руки вниз).

Р – Рысь мяукает, урчит,

А рассердится – рычит.

Р – Р – Р – Р – Р.

(Наклоняться вперёд, выгибать спину).

С – Сурок в степи свистит-свистит

По сторонам сурок глядит.

С – С – С – С – С.

(Руки согнуть в локтях, прижать к туловищу, кисти опустить вниз, кружиться вправо и влево).

Т – Таракан топочет тихо,

Громко топает слониха.

Т – Т – Т – Т – Т.

(Топать тихо и сильно).

Ф – Филин фыркал в вышине,

Задремал он на сосне.

Ф – Ф – Ф – Ф – Ф.

(Соединять большие и указательные пальцы обеих рук, согнутых в локтях).

Х – Холод нам зимой не страшен:

Мы согреем руки наши.

Х – Х – Х – Х – Х.

(Поднимать скрещенные ладошки к губам).

Ц – Цапля просит: «Не шумите,

Лягушат в тиши ловите»

Ц – Ц – Ц – Ц – Ц.

(Прикладывать поочередно указательные пальцы правой и левой руки к губам).

Ч – Чайка к морю прилетела,

Успокоить шторм хотела.

Ч – Ч – Ч – Ч – Ч.

(Поднимать и опускать руки перед собой).

Ш – Шепчут шепотом подружки

Что-то важное друг дружке.

Ш – Ш – Ш – Ш – Ш.

(Поворачивать голову вправо-влево).

Щ – Щетка чистит вещи наши:

Шубы, шляпы и гамаши.

Щ – Щ – Щ – Щ – Щ.

(Тереть ладошки одна другую перед собой).

Игра «Червяк».

Цель. Упражнять в выделении согласного звука в конце слова.

Оборудование . Картинка с изображением червячка у педагога, маленькие «червячки» у детей, картинки: мох, паук, кот, дым, лес и т. п.

Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.

А затем показывает картинку с червячком, читает стишок:

В гости к нам червяк ползет,

Слово нам червяк несет,

Это слово повторите,

Звук последний назовите.

Показывает картинку паука. Медленно произносит слово «мох», ведя пальцем по червячку. Последний звук выделяет голосом и говорит детям, что в конце слова «мох» стоит согласный звук «х».

Затем просит произнести это слово детей и провести пальчиками по червячкам. После этого педагог показывает другую картинку, читает стишок и просит детей выделить последний звук в слове.

Игра «Гости».

Цель. Упражнять в выделении согласного звука в начале слова.

Оборудование. Картинки с изображением сороконожки, слона, пса, кита, жеребенка, крокодила, мотылька, ишака, хамелеона, жирафа; маленькие картинки: мошка, змей, шапка, волны, жаба, цапля, ласточка, рак, спящий ребенок, шкаф.

Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.

Говорит, что к ним придут гости и будут называть слова, нужно внимательно послушать слово и сказать, какой согласный звук стоит в начале слова.

Сороконожка.

Приползла сороконожка,

Принесла нам слово «мошка».

Слон.

Приходил огромный слон,

Слово «змей» оставил он.

Пёс.

Прибежал лохматый пес,

Слово «шапка» он принес.

Кит.

Полосатый кит приплыл,

Он со словом «волны» был.

Жеребенок.

Жеребенок прискакал,

Слово «жаба» он назвал.

Крокодил.

Появился крокодил,

Слово «цапля» сообщил.

Мотылёк.

Мотылёк к нам прилетал,

Слово «ласточка» сказал.

Ишак.

Побывал у нас ишак,

Предоставил слово «рак».

Хамелеон.

Навестил хамелеон.

Подсказал нам слово «сон».

Жираф.

Вдруг пожаловал жираф,

Произнес он слово «шкаф».

Игра «Камень - подушка».

Цель . Учить различать твердые и мягкие согласные звуки.

Оборудование. Камень и маленькая подушечка.

Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки. Затем говорит, что некоторые согласные звуки можно произнести твердо, например: «м», «н», «п»; а можно – мягко, например: «мь», «нь», «пь».

Затем говорит, что есть согласные, которые всегда звучат твердо. «Это – «ц», «ш», «ж». А некоторые - всегда мягко: «ч», «щ», «й».

«Твердые согласные звуки очень твердые, как камень, а мягкие согласные звуки очень мягкие, как подушка». Педагог показывает камень и подушку. А потом просит послушать, как звучат согласные звуки и показать камень (сжатый кулак) или подушку (две ладошки под головой, склоненной набок).

Игра «Две страны».

Цель. Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков.

Оборудование. Две картинки с изображением двух стран: одна синего цвета. Другая – зеленого цвета. Квадратики синего и зеленого цвета.

Проведение игры. Педагог показывает две картинки и читает стихи:

Снежные горы, синие льды,

Айсберги острые всюду видны.

Твердые согласные звуки здесь живут,

Твердые согласные дети назовут.

Дети должны вспомнить и назвать твердые согласные звуки.

Добрая, мягкая, нежная страна,

Травка зеленая всюду здесь видна.

Мягкие согласные звуки здесь живут.

Мягкие согласные дети назовут.

Дети должны вспомнить и назвать мягкие согласные звуки.

Затем педагог раздает детям по два квадратика зеленого и синего цвета.

Дети по очереди называют твердые и мягкие согласные и ставят квадратики к картинкам со странами.

Игра "Переезд".

Цель . Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, учить называть парный по твердости-мягкости согласный звук.

Оборудование. Две картинки с изображением двух стран: одна синего цвета. Другая – зеленого цвета. Картинка машинки.

Проведение игры.

Сначала дети вспоминают, какие звуки живут в Синей стране, какие – в Зеленой.

Потом педагог показывает картинку машинки и говорит, что иногда звук переезжает из одной страны в другую, но тогда он звучит иначе, например: «В Синей стране живет звук «Б». Потом он переезжает в Зеленую страну; теперь он уже не «Б», а «БЬ».

Затем педагог говорит:

Любит звук переезжать.

Как теперь его сказать?

Называет разные звуки и «перевозит» их в другую страну. Дети говорят, как будут звучать эти звуки в другой стране.

Игра «Назови парный слог».

Цель. Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, в подборе парного слога к заданному.

Оборудование: мяч.

Проведение игры. Педагог и дети стоят в кругу. Педагог говорит детям, что мягкие и твердые согласные входят в состав слогов. «Слог с твердым согласным звуком «Б» звучит – «БА». Если поменять «Б» на мягкий согласный «БЬ», получится «БЯ»; «БА» и «БЯ» - это пара». Затем педагог называет еще несколько пар.

Потом бросает мячик ребенку и говорит:

Слушай слог и не зевай,

Парный слог нам называй.

Педагог называет слог, ребенок должен произнести парный слог и бросить мяч обратно педагогу.

Игра «Чистоговорки» .

Цель . Упражнять в определении наличия определенного согласного звука в словах.

Оборудование . Буквы: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.

Проведение игры . Педагог рассказывает чистоговорку, показывает букву и просит назвать только те слова, в которых есть такой звук:

С - Связал паук суркам носки.

Спокойно спят зимой сурки.

Не мерзнут лапки у сурков,

Связал паук сто пар носков .

З - Зубр к бизону заходил:

У бизона праздник был.

Зазывал бизон гостей

На салат из овощей.

Ц - Уронила под крыльцо

Цапля ценное кольцо.

Как кольцо теперь достать?

Нелегко крыльцо поднять.

Ш - Шили мышки малышам

И большим уже мышам

Шапки, шарфики, штанишки

И мышиные пальтишки.

Ж - Дождь в пустыне не идёт.

Верблюжонок дождик ждёт:

- Дождик, дождик, жду тебя,

Жарко жить мне без дождя!

Ч – Прячут, как в мешочки,

Хомячки за щечки

Семечки, пшеничку,

Гречку, чечевичку.

Щ - Утащил у нас щенок

Щетку в дальний уголок.

Чтобы щётку потрепать

И щетинки пощипать.

Л – Белка ловко поскакала,

Спелый желудь отыскала.

Положила на зубок,

Спелый желудь щелкнул: Щелк!

Р – У кого растут рога?

У коровы и быка,

У архара и джейрана,

У жирафа и барана.

Игра «Загадки».

Цель. Упражнять в определении места согласного звука в слове.

Оборудование. Гимнастические палки, картинки: белка, лопата, лиса, лейка, ковер, гриб, нос, беседка, заяц, корзина, зубы, душ, ёжик, щенок, мяч.

Проведение игры. Педагог загадывает загадки. Дети называют отгадку. Педагог показывает букву обозначающую заданный звук (если звук мягкий, буква на зеленом фоне, если твердый – на синем) и объясняет детям, что нужно встать на левый край палки, если звук стоит в начале слова, на середину палки, если звук стоит в середине слова, на правый край палки, если звук стоит в конце слова.

Л - Средь ветвей мелькал зверёк

И орешки - щелк да щелк. (Белка).

Л - Если дерево сажаю,

Ею землю я копаю. (Лопата).

ЛЬ - Нет в лесу ее хитрей,

Ловит зайцев и мышей.(Лиса).

ЛЬ - Лучше всякого дождя

Поливаю ею я. (Лейка).

Р - Мы на пол его кладём,

По нему потом идём. (Ковер).

РЬ - Он под ёлкой притаился,

Сверху шапочкой накрылся. (Гриб).

С - Отгадаешь сразу ты:

Им мы нюхаем цветы. (Нос).

СЬ - Жарким летом чай в ней пьём

И беседуем потом. (Беседка).

Ц - От лисы он убегает,

Между ёлок след виляет. (Заяц).

ЗЬ - Если в лес с тобой пойдём,

Мы грибы в нее кладем. (Корзина).

З - Можно ими хлеб жевать,

Можно яблоки кусать. (Зубы)

Ш - Этот дождик не простой,

В ванной он у нас с тобой. (Душ).

Ж - Он в колючках не спроста:

Сила в них и красота. (Ёжик).

Щ - У собаки есть сыночек,

Он пушистый, как комочек. (Щенок)

Ч - Любит прыгать и скакать,

Можно им в футбол играть. (Мяч).

Игра «Кто на чем летит?»

Цель. Упражнять в различении согласных звуков «с» и «ш» в словах.

Оборудование. Картинки самолета и воздушного шара с кармашками. Маленькие картинки: мышка, слон, барсук, сорока, кошка, сова, лошадь.

Проведение игры. Педагог показывает две картинки. Уточняет названия «шар» и «самолет». Спрашивает, с какого звука начинается слово «шар» и с какого звука - «самолет». Затем говорит, что на самолете летят только те животные, в названии которых есть звук «с», а на шаре только те, в названии которых есть звук «ш».

Шар воздушный полетел,

В самолетик кто-то сел.

Все расселись по местам.

Кто куда, скажите нам.

Дети по очереди называют животных, выделяют звуки «с» или «ш» и кладут картинку в кармашек.

Игра «Подарки».

Цель . Упражнять в различении согласных звуков «з» и «ж» в словах.

Оборудование. Картинки девочки и мальчика с кармашками. Маленькие картинки: журнал, флажок, ножик, лыжи, заколка, зонт, ваза, роза.

Проведение игры. Педагог показывает нарисованных мальчика и девочку. Говорит, что девочку зовут Зоя, а мальчика Женя. Спрашивает, с какого звука начинается имя «Зоя» и с какого звука - «Женя». Затем говорит, что у детей сегодня день рождения, Зоя любит подарки, в названии которых есть звук «з», а Женя любит подарки, в названии которых есть звук «ж».

День рождения у Жени,

И у Зои день рожденья.

Мы подарки им подарим,

Что кому, мы сами знаем.

Дети поочередно выбирают подарки для Зои и Жени, выделяя звуки «з» и «ж».

Аналогично можно провести игру на различение звуков «с» и «сь» с именами

Сеня и Саня.

Игра «Ранец и лукошко».

Цель. Упражнять в различении согласных звуков «р» и «л» в словах.

Оборудование. Картинки ранца и лукошка с кармашками. Маленькие картинки: рубашка, картинка, карандаш, ручка, расческа, булка, ложка, лук,

яблоко, жёлудь.

Проведение игры. Педагог показывает ранец и лукошко. Говорит, что сейчас нужно уложить вещи в ранец и лукошко. Спрашивает, с какого звука начинается слово «ранец» и с какого звука - «лукошко». Затем говорит, что в ранец нужно положить вещи, в названии которых есть звук «р», а в лукошко – вещи, в названии которых есть звук «л».

Эти ранец и лукошко

Собираем мы в дорожку.

Быстро вещи выбираем,

«Р» и «л» мы различаем.

Дети поочередно выбирают вещи для ранца и лукошка, выделяя звуки «р» и «л».

Статьи

Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков

В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А - Я, О - Ё, У - Ю, Ы - И, Э - Е.

1-я игра. «Ветер».
Объясните ребёнку, что красные буквы - это большие братья, а синие - маленькие братики. Потом скажите: «Налетел ветер и перемешал всех братиков». Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А - рядом Я, О - рядом Ё (поначалу с вашей помощью).

2-я игра. «Прятки».
Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: «Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я!»

3-я игра. «Перепрятки».
Играете так же, но на этот раз наоборот - большие братья прячутся под маленькими.

4-я игра. «Ворона».
Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: «Ворона летела, летела, летела, летела и… буковку съела». Быстро накройте ладонью одну из букв: «Какую букву ворона съела?» Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: «Рядом с О. Правильно, Ё!» Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.

5-я игра. «Карты».
Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: «Что это?» Назвал правильно - выиграл и забрал карточку, ошибся - забирает другой ученик, а дома - мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О, за ней Ё, А - Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.

Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: «В другой раз доиграем».

Показ трех пар гласных (А - Я, О - Ё, У - Ю).

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У - Ю, надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).

А Я
О Ё
У Ю

Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке №1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке №1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:
«Это - А».
«Это - Я».
«Это - О».
«Это - Ё».
«Это - У».
«Это - Ю».

Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.

Внимание! После урока №2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А - Я, О - Ё) один раз в день.

Урок №3

К началу этого урока дети уже выучили стишок:
«Это - А».
«Это - Я».
«Это - О».
«Это - Ё».
«Это - У».
«Это - Ю».
А буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю.

Закрепляющие игры.

Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке №2.

А Я
О Ё
У Ю

Показ трех пар гласных (О - Ё, У - Ю, Ы - И).

Начиная с этого урока, вы, каждый раз добавляя новую пару гласных, убираете первую пару, чтобы общее количество показываемых букв не превышало шести. Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке:

О Ё
У Ю
Ы И

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).

Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже эти три пары гласных, отложив в сторону хорошо знакомые ему А - Я. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры лишь на первые три пары: А - Я, О - Ё, У -Ю (пока без Ы - И).

Урок №4

К началу четвертого урока дети знают парами следующие гласные: А - Я, О - Ё, У - Ю, Ы - И, а буквыА, Я, О, Ё, У, Ю благодаря закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных Ы и И.

Закрепляющие игры. Вы уже поняли, что количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым уроком: на втором уроке мы играли с четырьмя буквами, на третьем - с шестью, а теперь в эти пять игр нужно сыграть уже с восьмью буквами.

Разложите на столе перед ребенком следующие восемь карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке №2.

А Я
О Ё
У Ю
Ы И

Показ трех пар гласных (У - Ю, Ы - И, Э - Е).

На этот раз вы убираете уже две первые пары карточек А - Я и О - Ё, а достаете последнюю изготовленную вами пару Э - Е. Надпишите и эти карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку. Общее количество показываемых букв по-прежнему равно шести, и стишок остается таким же легким для запоминания. Важно и то, что буквы Е и Ё, которые дети часто путают, никогда не «встречаются» при показе: когда «пришла» буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже «ушла». Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.

У Ю
Ы И
Э Е

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а новые для него Э и Е вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (лишний раз напомните об этом и маме). Отдайте маме все десять изготовленных вами букв, попросите приносить их с собой на занятия. Скажите ей, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести-семи минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже последние три пары гласных, отложив хорошо знакомые ему А - Я и О - Ё. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры на первые четыре пары: А - Я, О - Ё, У - Ю, Ы - И (пока без Э - Е).

Урок №5

К началу пятого урока дети знают все десять гласных, осталось лишь закрепить знание двух последних выученных ими гласных Э и Е.

Закрепляющие игры.

На этом уроке в пять игр нужно сыграть уже со всеми десятью гласными.

Разложите на столе перед ребенком десять карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке №2.

А Я
О Ё
У Ю
Ы И
Э Е

Теперь вы можете подарить маме ребенка все десять изготовленных вами букв с тем, чтобы она продолжала играть с ним в закрепляющие игры один раз в день до тех пор, пока ребенок не начнет читать. Если ребенок потеряет интерес к этим играм, можно оставить только последнюю - «Карты». С помощью этой игры необходимо добиться того, чтобы ребенок узнавал каждую букву мгновенно. Для этого буквы при показе надо прикрывать ладонью, приоткрывая их лишь на миг. Эта игра не занимает много времени, она длится не более полминуты.

Заключение.

Если вы строго придерживались этого плана занятий, то после урока №5 ваш ребенок знает все десять гласных так, как знаете их вы: называет их не задумываясь и не ошибаясь. Бывает все же, что ребенок запинается, прежде чем назвать какую-нибудь букву, а иногда и путает какие-нибудь две между собой. Я заметил, что это происходит в двух случаях. Во-первых, если ребенка уже учили раньше бессистемно, и ошибка «засела» у него в голове. Во-вторых, если родители занимаются самодеятельностью, «забегают» вперед и показывают дома ребенку те гласные, которые вы пока на уроке не давали. Напоминайте родителям, что этого делать не следует, даже если ребенок какие-то буквы уже знал раньше.

Если все же по какой-то из этих причин ребенок допускает ошибки или называет какую-то букву неуверенно, просто продолжайте играть с ним еще какое-то время в «Карты». При этом, если ребенок плохо помнит какую-нибудь букву, например, Ё, бросайте эту карточку в паре с О: сначала О, за ней Ё. Потом бросайте их парой, но в обратном порядке, и лишь со временем начинайте бросать вразброс. Но никогда не пытайтесь помочь ребенку запомнить букву по внешним признакам или ассоциациям:«Это мамина буква, а это Юлина буква, это Ё с точками, а это Е без точек». Это его окончательно запутает: он будет помнить, что какая-то из них с точками, но не будет знать - какая, и будет стараться угадать. А прочитать что-нибудь несложное, вроде «любимый котёнок», ему и вовсе будет не под силу. Ведь придется не только с «Ё с точками» разобраться, но еще и вспомнить подружку Юлю, тетю Иру и маму Олю. Так что не поддавайтесь искушению научить ребенка буквам поскорее как-нибудь, а с помощью этой методики заложите в него с самого начала прочный фундамент знания гласных. Тем более что запоминание систематически показываемых букв в виде стишков из трех строчек не требует от ребенка никаких усилий, а закрепляющие игры нравятся и детям, и родителям.

Игровая методика изучения согласных

Для того чтобы приступить к изучению букв, обозначающих согласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто «согласными»), вам совершенно необязательно дожидаться, пока ваш ребенок выучит все гласные. Изучение согласных может начинаться одновременно с изучением гласных на тех же пяти уроках.

Для начала выпишите или напечатайте все 10 пока еще неизвестных ему гласных в два столбца таблицы:

В левый красным цветом, а в правый синим цветом
А Я
О Ё
У Ю
Ы И
Э Е

Скажите ребенку, что крупные красные буквы - это понарошку большие братья, а меньшие синие буквы - это маленькие братики. И те, и другие любят петь песенки.

Большие братья (красные буквы) поют стра-а-а-шными голосами, потому что они такие большие и притворяются страшными. Пропойте низким голосом А, О, У, Ы, Э так, как предлагал в первоначальном варианте своей методики выдающийся педагог-новатор Н. А. Зайцев. Не тратя понапрасну время на различные «попевки», я выбрал простейшую мелодию, соответствующую соль-фа-ми-ре-до.

А маленькие братики (синие буквы) поют то-о-о-ненькими голосочками, потому что они такие маленькие. Пропойте высоким голосом Я, Ё, Ю, И, Е (та же мелодия соль-фа-ми-ре-до, но на одну октаву выше). Пропевая, показывайте каждую букву пальцем.

Вы можете петь эти две песенки со своим ребенком по несколько раз в день уже после Урока №1 до тех пор, пока ребенок не начнет их петь самостоятельно. Но ни в коем случае при этом не спрашивайте ребенка, где какая буква, ведь он только что приступил к изучению гласных с помощью стишка А-Я, О-Ёи пока не должен их знать. Не спрашивайте его это даже в том случае, если какие-то из гласных он уже знал раньше. Эти песенки не для изучения гласных, дети пока должны просто запомнить их на слух.

Вы можете спросить: «А зачем мы должны пропевать гласные, ведь мы же хотим учить согласные, а гласные мы и так уже начали учить другим способом?».

Сейчас вы все поймете. Эти песенки - лишь переходной этап к следующим песенкам, с помощью которых ваш ребенок и выучит согласные. К Уроку №2 приготовьте шесть таблиц, аналогичных той, что была на Уроке №1. Только теперь таблицы состоят из шести строк: в верхних строках размещены согласные, твердые - красные и мягкие - синие, а в остальных строках перед каждой гласной приписана согласная, и эти сочетания образуют короткие открытые слоги, или склады.

Таблицы можно написать или напечатать на плотной бумаге.

Б БЬ
БА БЯ
БО БЁ
БУ БЮ
БЫ БИ
БЭ БЕ
В ВЬ
ВА ВЯ
ВО ВЁ
ВУ ВЮ
ВЫ ВИ
ВЭ ВЕ
Г ГЬ
ГА ГЯ
ГО ГЁ
ГУ ГЮ
ГЫ ГИ
ГЭ ГЕ
Д ДЬ
ДА ДЯ
ДО ДЁ
ДУ ДЮ
ДЫ ДИ
ДЭ ДЕ
З ЗЬ
ЗА ЗЯ
ЗО ЗЁ
ЗУ ЗЮ
ЗЫ ЗИ
ЗЭ ЗЕ
Л ЛЬ
ЛА ЛЯ
ЛО ЛЁ
ЛУ ЛЮ
ЛЫ ЛИ
ЛЭ ЛЕ

Теперь вместе с ребенком вы сначала пропеваете песенки гласных, а вслед за ними точно так же песенки в шести таблицах: низкими голосами - песенки больших красных братьев и высокими - маленьких синих братиков.

Каждую песню предваряйте четким произношением согласных в верхних строках. Учите ребенка произносить согласные чистыми звуками, чтобы после согласных звуков не слышались гласные Ы и И, и прежде всего научитесь этому сами. Имейте в виду, что если ребенок привыкнет говорить Ды, Сы вместо чистых звуков Д, С, то и читать он будет впоследствии ло ды ка вместо ло д ка, сы ту л вместо с ту л. Если звук БЬ он будет произносить, как Би, то при чтении сам не сможет понять, где го лу бь, а где го лу би. И тогда его придется долго переучивать.

Покажите сразу ребенку в таблицах букву Ь и скажите, что она называется «мягкий знак». Время от времени напоминайте ему ее название. В эти таблицы не попала буква Й. Напишите ее на отдельной карточке, покажите ее ребенку и назовите так, как она звучит (а название «И краткое» ребенок узнает гораздо позже, когда будет читать книжки и учить алфавит). Скажите, что на этот звук начинаются словайод и йогурт. Время от времени напоминайте ребенку об этой букве, произнося ее звуком.

Сложнее всего и для детей, и, поначалу, для родителей произносить чистые звуки Б, В, Г, Д; БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ. Остальные легче, особенно глухие. А вот З и ЗЬ - совсем просто. Спросите детей: «Знаете, как большой комар гудит? З-З-З. Нет, не Зы, а З-З-З! Комар не умеет говорить Зы, он делает З-З-З. А как маленький комарик гудит? ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Комарик не умеет говорить Зи, он делает ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Вот так мы и называем эти буковки: З-З-З и ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ».

Пропевайте склады в этих шести таблицах вместе со своим ребенком ежедневно по несколько раз в день, а звуки в верхней строке называйте сами, не требуя этого от ребенка. Обычно, если мама не забывает делать это регулярно, к третьему уроку ребенок уже начинает самостоятельно и правильно называть твердые и мягкие согласные в каких-то двух таблицах из шести. В этом случае так же, как и при изучении гласных, используется принцип Глена Домана: после Урока №3 эти две таблицы изымаются из ежедневной пропевки, а на их место добавляются две новые.

М МЬ
МА МЯ
МО МЁ
МУ МЮ
МЫ МИ
МЭ МЕ
Н НЬ
НА НЯ
НО НЁ
НУ НЮ
НЫ НИ
НЭ НЕ

В дальнейшем такая замена будет происходить каждый раз, как только ребенок в результате ежедневных пропевок запомнит две новые буквы.

Таким образом, ребенок ежедневно в промежутках между уроками будет петь с вами склады только из шести таблиц, не более, но таблицы по мере запоминания букв будут обновляться. А для того чтобы ребенок не забывал уже выученные буквы, ему достаточно будет пропевать их самостоятельно лишь во время уроков.

Напоминаю, что уроки проводятся с ребенком два раза в неделю преподавателем, но в роли преподавателя может быть и кто-нибудь из родителей, а в промежутках между уроками вы повторяете с ребенком содержание предыдущего урока.

После Урока №4 вы уберете еще две таблицы и добавите две новые.

Р РЬ
РА РЯ
РО РЁ
РУ РЮ
РЫ РИ
РЭ РЕ
П ПЬ
ПА ПЯ
ПО ПЁ
ПУ ПЮ
ПЫ ПИ
ПЭ ПЕ

После Урока №5 уберете еще две таблицы и добавите еще две новые.

Ф ФЬ
ФА ФЯ
ФО ФЁ
ФУ ФЮ
ФЫ ФИ
ФЭ ФЕ
К КЬ
КА КЯ
КО КЁ
КУ КЮ
КЫ КИ
КЭ КЕ

После чего у вас останутся невыученными еще восемь букв, т.е. четыре пары таблиц.

Т ТЬ
ТА ТЯ
ТО ТЁ
ТУ ТЮ
ТЫ ТИ
ТЭ ТЕ
С СЬ
СА СЯ
СО СЁ
СУ СЮ
СЫ СИ
СЭ СЕ
Х ХЬ
ХА ХЯ
ХО ХЁ
ХУ ХЮ
ХЫ ХИ
ХЭ ХЕ
Ж ЖЬ
ЖА
ЖО ЖЁ
ЖУ
ЖИ
ЖЕ
Ш ШЬ
ША
ШО ШЁ
ШУ
ШИ
ШЕ
Ч ЧЬ
ЧА
ЧО ЧЁ
ЧУ
ЧИ
ЧЕ
Щ ЩЬ
ЩА
ЩО ЩЁ
ЩУ
ЩИ
ЩЕ
Ц
ЦА
ЦО
ЦУ
ЦЫ ЦИ
ЦЕ

Если вы по-прежнему будете проводить с ребенком по два урока в неделю, а от урока до урока пропевать по шесть таблиц, заменяя каждый раз по две таблицы, то на изучение этих оставшихся восьми букв вам понадобится еще две недели. А всего на изучение тридцати двух букв русского алфавита вы потратите от четырех до шести недель.

Я не оговорился: «тридцати двух букв русского алфавита». С тридцать третьей буквой Ъ вы познакомите ребенка позже, когда он уже будуе читать слова, в которых эта буква встречается, поскольку, повторюсь, любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение, а слова с буквой Ъ он прочтет еще не так скоро.

Мне осталось только пояснить вам, как пропевать с ребенком некоторые склады в таблицах Ж, Ш, Ч, Щ, Ц. В девяти строках этих таблиц склады расположены парами. Это Ж-ЖЬ, ЖО-ЖЁ, Ш-ШЬ, ШО-ШЁ, Ч-ЧЬ, ЧО-ЧЁ, Щ-ЩЬ, ЩО-ЩЁ, ЦЫ-ЦИ. В каждой из этих пар склады пишутся по-разному, а звучат одинаково, поэтому при пропевании эти парные склады следует озвучивать одним и тем же соответствующим звуком, указывая поочередно на тот и другой склад. Одна моя четырехлетняя ученица предположила: «Они, наверное, близнецы». С тех пор я их тоже так называю детям.

Итог занятий по этой методике - освоение ребенком в кратчайший срок и без заметных усилий всех букв русского алфавита и приобретение им навыка называть их чистыми звуками. Ребенку, и в самом деле, не пришлось прилагать усилия. Он только слушал, повторял простые стишки, играл, пел песенки. И в результате легко освоил то, на что другие тратят месяцы и даже годы. А если кому-то для этого и довелось потрудиться, так это маме.

Эта простая методика стоит на трех китах:

  • на принципе многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенном Гленом Доманом;
  • на разработанных мной играх, закрепляющих каждый этап обучения;
  • на пропевке таблиц складов, предложенной другим выдающимся педагогом Н. А. Зайцевым. (Крайне сложно научить ребенка произносить согласную чистым звуком, если только не пропевать или, в крайнем случае, не проговаривать вместе с ним склады, начинающиеся на эту согласную, т.к. многие согласные в чистом виде почти неразличимы между собой на слух). Кроме того, пропевка этих таблиц не только помогает в изучении букв, но и знакомит ребенка со складами, а это первый шаг к обучению чтению*.

*Дальнейшие шаги в обучении чтению я изложил в своей игровой методике «Семь ступенек к книжке». В этой методике я использую уже не таблицы, а свое ноу-хау, так называемые «домики для букв».






Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука е – [йэ] ё – [йо] ю – [ту] я – [йа] 1) в начале слова: яхта – [й а х т а] 2) после гласных: диета – [д и й э т а] 3) после ь и ъ: пьеса – [п й э с а] В остальных случаях они обозначают один звук (е – [э]; ё– [о]; ю – [у]; я – [а]) и мягкость предыдущего согласного.


БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ – СИГНАЛ ОРФОГРАММЫ! Безударный гласный произносится нечетко, поэтому говорят, что он находится в слабой позиции. Например, слова леса и лиса произносятся одинаково ([лиса]), а пишутся по-разному. Для проверки безударного гласного в корне слова надо так его изменить или подобрать такое однокоренное слово, чтобы этот звук оказался под ударением (в сильной позиции). Например: зеленеть – з Елень, зелЁный; удивительный – д Ивный.
















Фонетические процессы На конце слова звонкие согласные произносятся как глухие (их парные): снег – [с н э к], кровь – [к р о ф] Перед глухими звонкие согласные произносятся как глухие (их парные): лодка – [л о т к а], под столом – [п а т ] [с т а л о м] Перед звонкими (кроме [л], [м], [н], [р,] [в]) глухие согласные произносятся как звонкие: просьба – [п р о з б а], сделать – [з д э л а т] Группы согласных упрощаются (в сочетании трех согласных – один непроизносимый): поздний – [поздний] ([здн] – [зн]), постный – [постный] ([стн ]- [сн]) и др. Другие: счет – [щот ] (с + ч = щ), улыбаться – [у л ы б а ц: а] (т + с = ц), сшить – [ш: ы т] (с + ш =ш).