Адмирал Флота Советского Союза
- высшее воинское звание Военно-морского Флота СССР. Введено Указом Президиума ВС СССР от 3.03.1955 о воинском звании Адмирал Флота.
Соответствовало званию Маршал Советского Союза.

Атаман
- предводитель, начальник - старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков или (устар.) вообще старший в деле.
Слово происходит от слова «ата» - «отец», «дед» у тюркских народов.

Бомбардир
- воинское звание, установленное в 1682 году для артиллеристов «потешных» войск Петра I.
С конца XVIII в. бомбардир - рядовой артиллерист, служивший при «бомбардирских» орудиях (мортиры, гаубицы, единороги). В дальнейшем (вплоть до 1917 года) бомбардир (а также бомбардир-наводчик, бомбардир-лабораторист и бомбардир-наблюдатель) - нижний чин артиллерийских частей русской армии с повышенной квалификацией (соответствовал ефрейтору в пехоте).

Бригадир
- военный чин выше полковника и ниже генерал-майора, существовавший в Русской Императорской армии в XVIII-XIX веках.
Был введён Петром I.
Во флоте ему соответствовал военный чин капитан-командора. В некоторых современных армиях ему соответствует бригадный генерал.

Вахмистр
- (нем. Wachtmeister) - воинское звание унтер-офицерского состава кавалерии и артиллерии в русской армии (кавалерия, и казачьи войска, а также Отдельный корпус жандармов) до 1917 года.
Обязанностью вахмистра было помогать командиру эскадрона в проведении строевой подготовки и организации хозяйства и внутреннего порядка; в пехоте вахмистру соответствовал фельдфебель.
До 1826 года это звание было высшим для унтер-офицеров.

Гардемарин
- (фр. garde-marine, «морская гвардия», «морская стража») - звание в российском императорском флоте, существовавшее с 1716 по 1917 год. С 1716 по 1752, и с 1860 по 1882 годы звание гардемарина в российском императорском флоте существовало как строевое, в остальное время гардемаринами называли воспитанников военно-морских учебных заведений.
На судах гардемарины числились на положении «нижних чинов», носили форму Преображенского полка и, согласно морскому уставу, были «в бою, как солдаты, в ходу, как матросы».
После практических плаваний в звании младшего и старшего гардемарина они производились в офицеры.
На время боя гардемарины расписывались по пушкам, где помогали канонирам.
Остальное время они исполняли обязанности матросов, но 4 часа в день они должны были осваивать обязанности других чинов.
Из них полтора часа в день с ними занимался штурман, тридцать минут - солдатский офицер (обучение обращению с мушкетом), один час - констапель или артиллерийский офицер (обращению с пушками), один час - командир корабля или один из офицеров (управление кораблем).
После Октябрьской революции звание гардемарина было отменено.

Генерал-аншеф
- (фр. general en chef) - воинское звание в вооружённых силах.
Звание ввёл Пётр I в 1698 году.
Согласно Воинскому уставу Петра I, принятому в 1716 году, генерал-аншеф - главнокомандующий, равный фельдмаршалу (хотя на практике стоял ниже его), возглавлявший «консилию» генералов.
После того как к концу царствия Петра I в Российской армии перестали использовать звания генерала от кавалерии и генерала от инфантерии, звание и чин генерал-аншеф стало обозначать полного генерала, стоявшего рангом ниже фельдмаршала.

Генерал от артиллерии
- Высший генеральский чин в артиллерии русской армии. Был предусмотрен «Табелью о рангах» 1722 года, но до конца XVIII века заменялся общим чином генерал-аншефа.
Должность начальника российской артиллерии именовалась генерал-фельдцейхмейстер.
Генерал от артиллерии по должности мог быть генерал-инспектором артиллерии, командующим войсками военного округа, руководить крупными воинскими соединениями (корпусом) и объединениями (армией, фронтом).

Генерал от инфантерии
- воинское звание младше фельдмаршала и выше генерал-лейтенанта. Звание введено Петром I в 1699 году.
Звание соответствовало чинам адмирала и действительного тайного советника.
Генерал от инфантерии по должности мог быть генерал-инспектором пехоты или стрелковой части в войсках, командующим войсками военного округа, руководить крупными воинскими соединениями (корпусом) и объединениями (армией, фронтом).
Чин упразднён 16 декабря 1917 года.
В современном значении - генерал-полковник.

Генерал от кавалерии
- воинское звание и чин в Российской империи.
Введен Петром I в качестве высшего генеральского чина в кавалерии, как роде войск русской армии.

Генерал от кавалерии по должности мог быть генерал-инспектором кавалерии, командующим войсками военного округа, руководить крупными воинским соединением (корпусом) или объединением (армией, фронтом).
Чин упразднён 16 декабря 1917 года.
В современном значении - генерал-полковник.

Генерал от фортификации
- В связи с особым положением артиллерии и инженерных войск, где требовались грамотные и знающие математику офицеры, в 1-й трети XVIII века существовал чин генерал-майор от фортификации с теми же правами и обязанностями, что и армейский генерал-майор. После 1730 года уточнение «от фортификации» не употреблялось.

Генерал-майор - воинское звание и чин в Российской империи в 1698-1917 годах.
В Русской Императорской Армии генерал-майор обычно командовал бригадой, либо дивизией, но практически никогда армейским корпусом или армией, также мог являться командиром гвардейского полка (при этом в гвардейских полках выше должности командира полка стояла должность шеф полка, которыми были как правила члены Императорского Дома Романовых, а в лейб-гвардии Преображенском, Семёновском и Конном полках - царствующий император.

Генерал-майор - первичное воинское звание высшего офицерского состава, находящееся между полковником или бригадным генералом и генерал-лейтенантом. Генерал-майор обычно командует дивизией (около 15 000 человек личного состава).
В ВМФ (ВМС) званию генерал-майор соответствует звание контр-адмирал.

Генерал-поручик
- воинское звание и чин в русской и украинской армиях.
Одновременно (практически в качестве синонима) использовали звание генерал-лейтенанта. Во второй половине Северной войны звание генерал-лейтенанта вытеснило звание генерал-поручика.
(Великая Северная война, Двадцатилетняя война - война между коалицией северных государств и Швецией за прибалтийские земли в 1700-1721 годах, продолжавшаяся более 20 лет и закончившаяся поражением Швеции).

Генерал-фельдмаршал
- высшее воинское звание в сухопутных войсках немецкой, австрийской и русской армий. В России введено в 1699 году Петром I.
Воинский чин I класса, равный генерал-адмиралу на флоте, канцлеру и действительному тайному советнику I класса в гражданской службе.
Знаком различия был фельдмаршальский жезл, с XIX века скрещённые жезлы стали изображаться также на погонах и в петлицах у генерал-фельдмаршалов.

Изображение маршальского жезла присутствует на Эмблеме Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации с 2009 г.

Генералиссимус
- высшее воинское звание в Священной Римской империи, позднее - также в Российской империи, СССР и других странах.
Исторически это звание присваивалось полководцам, командовавшим в ходе войны несколькими, чаще союзными, армиями, а в некоторых случаях государственным деятелям или лицам из семей царствующих династий в качестве почётного звания.
Высший чин, стоявший вне системы офицерских чинов.

28 октября 1799 года А. В. Суворов получил чин генералиссимуса в полном соответствии с Воинским Уставом, так как являлся принцем Сардинского королевства, князем Российской империи, графом Священной Римской империи и главнокомандующим российских, австрийских и сардинских войск.


Суворов Александр Васильевич
(1729, Москва - 1800, Санкт-Петербург)
Кавалер всех российских орденов своего времени.
Национальный герой России,
великий русский полководец,
не потерпевший ни одного поражения
в своей военной карьере
(более 60 сражений),
один из основоположников русского военного искусства.


В настоящее время в Российской Федерации это воинское звание законодательством не предусмотрено.

Генералиссимус Советского Союза
- После Великой Отечественной войны 26 июня 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР было введено высшее воинское звание «Генералиссимус Советского Союза» и 27 июня 1945 присвоено И. В. Сталину., в ознаменование исключительных заслуг в Великой Отечественной войне.
Кроме того, Иосиф Виссарионович был награжден орденом «Победа», и ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

По воспоминаниям современников, вопрос о присвоении звания генералиссимуса обсуждался несколько раз, однако Сталин неизменно отклонял данное предложение. И только после вмешательства Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского дал своё согласие, когда последний заявил: «Товарищ Сталин, вы маршал и я маршал, вы меня наказать не сможете!»

Главный маршал рода войск
(Звание введено 9 октября 1943 года)
- группа воинских званий в Вооружённых Силах СССР:

  • Главный маршал артиллерии,
  • Главный маршал авиации,
  • Главный маршал бронетанковых войск,
  • Главный маршал инженерных войск,
  • Главный маршал войск связи.
Стояли рангом выше званий «маршал рода войск».
Звание введено 9 октября 1943 года.
За всё время существования звание «Главный маршал» получили 4 артиллериста, 7 военных лётчиков и 2 представителя бронетанковых войск. В инженерных войсках и войсках связи эти звания формально существовали, но никогда не присваивались.
В 1984 году были оставлены только звания «Главный маршал артиллерии» и «Главный маршал авиации».
25 марта 1993 года звания Главных маршалов были исключены из перечня воинских званий ВС России.

Есаул
- обер-офицерский чин в России в казачьих войсках.
Есаул - наименование помощника военачальника, его заместителя.
Есаулы были:

  • генеральные,
  • войсковые,
  • полковые,
  • сотенные,
  • станичные,
  • походные,
  • артиллерийские.

Кадет
- с 29 июля 1731 г. в дореволюционной России - звание воспитанников кадетских корпусов (средних военно-учебных заведений для детей дворян и офицеров, с 7-летним курсом)
- в 80-х гг. XX в. - неофициальное именование курсантов военно-учебных заведений.

Капитан-командор
- чин в 1707-1732 и в 1751-1827 гг. на русском военном флоте. Введён в 1707 году, в 1722 году включён в Табель о рангах, относился к V классу, при этом считался ниже контр-адмирала, но выше капитана корабля (с 1713 выше капитана первого ранга). В армии капитан-командору соответствовало звание бригадира, а также статского советника в гражданских (статских) чинах. Обращение - «Ваше высокородие».
В обязанности капитан-командора входило командование небольшими отрядами кораблей, а также временное замещение контр-адмирала.

Капрал
- начальник команды - воинское звание младшего командного состава и низший унтер-офицерский (сержантский) чин.
В России появилось в 1647 г. и официально введено «Воинским уставом» Петра I.
В первой половине XIX в. заменено званием унтер-офицера.
В современных ВС России капралу соответствует звание «младший сержант».

Кондуктор
- (лат. conductor «наниматель, предприниматель, подрядчик») - воинское звание в русском флоте, присваиваемое унтер-офицерам, прослужившим установленный срок и сдавшим экзамен.
Кондукторы были ближайшими помощниками офицеров, на них возлагались обязанности по обучению нижних чинов специальности. Старший боцман был главным над корабельными кондукторами. На флоте кондукторы пользовались привилегиями: имели отдельную кают-компанию, получали повышенное денежное содержание, в том числе пособие на воспитание детей, пользовались бесплатным лечением, имели отпуск с сохранением денежного содержания и т. д.
Срок службы в звании кондуктора составлял 25 лет.
После 1917 года звание было упразднено.

Корнет
- (от итал. corno - рог, боевая труба) - воинское звание в армиях ряда стран, преимущественно в кавалерии. Название происходит от должности трубача при полководце, который по приказу военачальника передавал сигналы войскам во время битвы.
Корнеты числятся в том же классе, что и армейские подпоручики и носят такие же погоны, при этом звания подпоручик в кавалерии нет.

Красноармеец
- (боец) - воинское звание и должность военнослужащего рядового состава Вооружённых сил СССР /ВС СССР/ (Рабоче-крестьянской Красной армии /РККА/) с февраля 1918 года, солдат (от слова «солдат» в Советской России отказались, как от «контрреволюционного».
Как персональное воинское звание введено в 1935 г.
В ВМФ в 1918-1946 гг. званию красноармейца соответствовало звание краснофлотец.
В 1946 г. звание красноармеец заменено званием рядовой, в связи с переименованием РККА в Советскую Армию ВС СССР.
В 1924 г. в РККА была введена форма одежды нового образца.
Отменялись нагрудные клапаны и нарукавные знаки различия, на шинели и гимнастерке нашивались
петлицы :

  • пехота - из малинового сукна с черной окантовкой;
  • кавалерия - из синего сукна с черной окантовкой;
  • артиллерия и бронетанковые войска - из черного сукна с алой окантовкой;
  • технические войска и связь - из черного сукна с синей окантовкой;
  • авиация (ВВС) - из голубого сукна с красной окантовкой;
  • административно-хозяйственный состав - темно-зеленые с красной окантовкой;
У красноармейцев на петлицах указывались номера полков.

Военный чин в Русской императорской армии, существовавший в 18-19 веках, ниже генерал-майора и выше полковника. Введен он был Петром I.

Соответствовал ему во флоте чин капитан-командора. в некоторых армиях сегодня соответствует чину "бригадир".

Вахмистр

Данная должность была распространена в кавалерии, унтер-офицерском ее составе, а также в артиллерии в армии нашей страны (казачьи войска, кавалерия, а также корпус жандармов). Существовала она до 1917 года, когда действовали воинские звания царской армии России. Аналог званиям в СССР был не у всех. Вахмистра, например, в не было. Обязанностью человека с данным чином было помогать в проведении подготовки войск и организации внутреннего порядка и хозяйства командиру эскадрона. Соответствующее звание в пехоте - фельдфебель. Для унтер-офицеров этот чин бы высшим до 1826 года.

Генерал-поручик

Продолжаем описывать воинские звания в царской России, перейдем к генерал-поручику. Этот чин и воинское звание был в украинской и русской армиях. Его использовали одновременно (почти в качестве синонима) со Последнее во время Северной войны, точнее, во второй ее половине, вытеснило чин генерал-поручика.

Генерал-фельдмаршал

Это высшее в сухопутных войсках австрийской, немецкой и русской армии воинское звание. Введено было в нашей стране Петром I в 1699 году. Данный чин I класса соответствовал на флоте званию генерал-адмирала, в гражданской службе - канцлера, а также тайного советника (тоже I класса). Фельдмаршальский жезл служил знаком различия, с 19 века в петлицах у генерал-фельдмаршалов они стали изображаться в скрещенном виде. Различали воинские звания в царской России погоны, где у представителей описываемого нами чина также изображались жезлы. Пример известного генерал-фельдмаршала в истории нашей страны - Д. А. Милютин.

С 2009 года этот символ присутствует также на эмблеме нынешнего всеми Вооруженными силами нашей страны.

Генералиссимус

В Священной Римской империи это было высшее воинское звание, а позднее стало таковым и в Российской империи, а также в СССР и ряде других стран.

Исторически оно присваивалось командовавшим несколькими, в основном союзными, армиями, полководцам, а в отдельных случаях также государственным деятелям либо лицам, принадлежащим к семьям царствующих династий, как почетное звание. Чин этот стоял вне системы других офицерских званий.

А. В. Суворов 28 октября 1799 года получил это звание в соответствии с Воинским уставом, поскольку был принцем Сардинского королевства, и вместе с тем графом Римской империи, князем Российской, а также главнокомандующим австрийских, сардинских и российских войск. В настоящее время в нашей стране оно не предусмотрено законодательством.

Есаул

Продолжает наш список "Воинские звания в царской России" следующий чин. Есаул - это чин обер-офицерский в казачьих и российских войсках. Звание это обозначает помощника, заместителя военачальника. Есаулы бывают: войсковые, генеральные, сотенные, полковые, походные, станичные, артиллерийские.

Капитан-командор

Чин этот существовал в 1707-1732 годах, а также в 1751-1827 на флоте нашей страны. Он введен в 1707 году и занесен в Табель о рангах в 1722, принадлежал к V классу, считался при этом ниже контр-адмирала и выше, чем звание капитана корабля (капитана первого ранга - с 1713 года). В армии этому чину соответствовал бригадир, а в статских (гражданских) должностях - статский советник. Обращение к представителю данного звания - "Ваше высокородие". В его обязанности входило командование отрядами кораблей (небольшими), а также замещение на время контр-адмирала.

Капрал

Это воинское звание, которое имел младший командный состав, является низшим сержантским (унтер-офицерским) чином. В нашей стране оно появилось в 1647 году, введено Петром I "Воинским уставом". Позже, в первой половине 19 века, его заменил чин унтер-офицера. Сегодня в современных ВС капралу соответствует такое звание, как "младший сержант".

Корнет

Это воинское звание, которое было в армиях некоторых стран, в основном в кавалерии. Название его происходит от древней должности трубача, находящегося при полководце, который по его приказу передавал войскам сигналы во время битвы. Обладатели этого чина числятся в одном классе с армейскими подпоручиками, поэтому носят такие же погоны. Отметим, что в кавалерии звания подпоручик не существует.

Подъесаул

Продолжаем описывать воинские звания в царской России, представляем вам следующее. Должность эта существовала с 16 века, а далее в России это был обер-офицерский чин в казачьих войсках X класса (в 1798-1884 годах) и IX класса в вышеупомянутом списке "Табель о рангах" (1884-1917 годы), в котором были указаны воинские звания в царской России и их жалование.

Приравнено оно было в 1798 году в кавалерии к чину штабс-ротмистра, в пехоте - штабс-капитана, во флоте - лейтенанта, а также чину титулярного советника в гражданской службе.

Подпоручик

Это обер-офицерское звание, существовавшее в русской армии, введено Петром I в России в 1703 году.

После того как в 1884 году был упразднен чин прапорщик для мирного времени, он стал первым офицерским для всех войск, кроме казачьих и кавалерии, где ему соответствовали звания хорунжего, корнета. В военно-морском флоте Империи чин мичмана был аналогом ему, а в гражданской службе - губернского секретаря. В вооруженных силах РФ чину подпоручика соответствует "лейтенант".

Поручик

Воинское звание, принадлежащее младшему офицерскому составу, в армиях дореволюционной России и Польши соответствовало должности старшего лейтенанта. В 18-19 веках существовал также "порутчик" в качестве орфографического варианта этого чина. Воинские звания в царской России 1812 года, например, включали в себя этот чин.

Это был офицер для поручений, которому соответствует в СССР и России звание старшего лейтенанта.

Прапорщик

Продолжаем описывать воинские звания в царской армии. Прапорщик существует в вооруженных силах, а также других силовых структурах в ряде стран. По указу Алексея Михайловича в русской армии в 1649 году стали называться прапорщиками знаменосцы, которые назначались из числа самых физически крепких, мужественных и проверенных в сражениях воинов. Создавая регулярную армию, Петр I в 1712 году ввел это звание в качестве младшего (первого) чина офицерского состава в кавалерии и пехоте. До 1917 года оно присваивалось лицам, которые окончили в школах прапорщиков или военных училищах ускоренный курс и сдали по определенной программе экзамены. В присвоение его допускалось без экзамена за боевые отличия унтер-офицерам, имевшими среднее или высшее образование. Прапорщики обычно назначались на должность командирами взводов. В Красной армии (в 1917-1946 годах), а также Советской (до 1972 года) аналогичного званию прапорщика не существовало. С 1 января 1972 года оно было введено (вместе со званием мичмана) в Вооруженных силах СССР. В современной армии нашей страны ему соответствует должность младшего лейтенанта.

Ротмистр

Завершает наш список "Воинские звания в царской армии" ротмистр. Это был старший в кавалерии офицерский чин (в Российской империи - обер-офицерский). В 1730 годах появились в связи с созданием тяжелой кавалерии новые названия чинов, среди которых был и ротмистр. Уланские и в 1882 году были преобразованы в драгунские, а для установления единообразия в званиях во всей кавалерии драгунские капитаны стали называться ротмистрами. В 1917 году данный чин был упразднен. В 20 веке он существовал, например, в Польше.

Таковы основные воинские звания в царской армии России.

Просто заспорили с товарищем, почему "маршал" - главное в армии звание? Оказалось, что это вообще "конюх" с французского...

Прапорщик

Прапорщиками в русской армии изначально называли знаменосцев. С церковно-славянского языка "прапоръ" - знамя. Впервые звание было введено в 1649 году по указу царя Алексея Михайловича. Высокое звание прапорщика русские воины должны были заслужить своей отвагой и военной доблестью.
Сын Алексея Михайловича, Петр I, при создании регулярной армии в 1712 году ввёл воинский чин прапорщика как первый (младший) чин обер-офицерского состава в пехоте и кавалерии.
С 1884 года первым офицерским чином после выхода из военной академии стал подпоручик (у кавалеристов - корнет), тогда как звание прапорщика сохранилось за офицерами запаса, в кавказской милиции и для военного времени. Кроме того, чин прапорщика могли получать солдаты, отличившиеся во время боя.
С 1886 года нижние чины могли сдать экзамен на прапорщика. Сдавшие экзамен кандидаты состояли в запасе 12 лет и ежегодно должны были проходить шестинедельные военные сборы.
Осенью 1912 года Николай II утвердил Положение об ускоренных выпусках при мобилизации армии из Пажеского Его Императорского Величества корпуса, военных и специальных училищ. Теперь прапорщиком можно было стать после 8 месяцев обучения. Таким образом, прапорщики стали как бы "скороспелыми офицерами", что сказалось на отношение к ним в Русской императорской армии.
С 1917-го года по 1 января 1972 года звания прапорщика не существовало. По статусу "новые прапорщики" были выше старшины и ниже младшего лейтенанта. В сравнении с дореволюционными чинами, советский прапорщик был равен подпрапорщику царской армии.
С 2009 года шла ликвидация института прапорщиков, но в феврале 2013 года министр обороны Сергей Шойгу объявил о возвращении институтов прапорщиков и мичманов в армию и флот.
В "Словаре русского арго" Елистратова отмечено, что на армейском жаргоне прапорщиков называют "кусками".

Слово "сержант" пришло в русский язык из французского (sergent), а в язык французский - из латыни (serviens). Переводится как "служащий".
Первые сержанты появились ещё в XI веке в Англии. Только тогда так называли не военных, а землевладельцев, выполнявших для короля разнообразные поручения. В XII веке сержантами в Англии также называли служащих, исполнявших полицейские функции.
Как воинское звание "сержант" появился только в XV веке, во французской армии. После это оно перешло в немецкую и английскую армии, а в XVII веке - в Российскую. Звание было в ходу с 1716 по 1798 год, когда Павел Первый заменил чины сержанта и старшего сержанта на унтер-офицера и фельдфебеля соответственно.
В Красной армии звание "сержант" появилось 2 ноября 1940 года. Особенность советского сержантского состава состояла в том, что сержантами становились не кадровые военные, а военнослужащие срочной службы, что, по замыслу советского военного руководства, повышает мобилизационные качества армии. Такой подход оправдал себя - в декабре 1979 года за 2 недели была сформирована крупная группировка войск для ввода в Афганистан (50 тысяч солдат, сержантов и офицеров).
Совершенно отличная система сержантов в армии США. По данным на 2010 год, там сержанты составляют около 40 % от общей численности Вооруженных сил. Из более чем 1 371 000 военнослужащих армии США 547 тыс. представляют американские сержанты. Из них: 241 500 - сержанты, 168 000 - штаб-сержанты, 100 000 - сержанты 1 класса, 26 900 - мастер-сержанты, 10 600 - сержант-майоры.
Сержант в армии США - первый после Бога для солдат и вторых лейтенантов. Сержанты их обучают и берут над ними шефство.

Лейтенант

Слово "лейтенант" происходит от французского lieutenant что переводится как "заместитель". В начале XV века во Франции так называли лиц начальствующего состава, которые занимали должности заместителей начальников отрядов, после - заместителей командиров рот, на флоте так называли заместителей капитанов кораблей. Со второй половины XVII века "лейтенант" стало воинским званием.
В Испании XV-XVI веков такая же должность называлась "lugar teniente" или просто "teniente".
В России с 1701 по 1917 год чин лейтенанта был только на императорском флоте. В СССР звание лейтенанта было введено 22 сентября 1935 года как первичное офицерское звание, получаемое при окончании военного училища или при окончании военной кафедры в гражданских вузах. Младшим лейтенантам звание лейтенант присваивается по истечении установленного срока выслуги при положительной аттестации.

"Капитан" и "капут" - слова однокоренные. По латыни caput - голова. Капитан переводится как "военачальник".
Впервые звание "капитан" стало использоваться опять же во Франции, в Средние века так называли начальников военных округов. С 1558 года капитанами стали называть командиров рот, начальники военных округов стали называться генерал-капитанами.
В России чин капитана появился в XVI веке. Так стали называть ротных командиров. В кавалерии и драгунских полках и корпусе жандармов с 1882 года капитан назывался ротмистором, а в казачьих полках - есаулом.
До 1917 года чин армейского капитана пехоты был равен званию современного армейского майора, чин капитана гвардии равен званию армейского подполковника.
В Красной армии звание капитана было введено 22 сентября 1935 года. тогда же для корабельного состава ВМФ были введены звания капитан 1-го, 2-го и 3-го ранга и капитан-лейтенант (последнее соответствует званию капитан).
В артиллерии звание капитан соответствует должности командир батареи (комбатр).

Майор переводится как "старший". Че Гевара - тоже майор, поскольку в испаноязычных странах звание команданте равняется майору.
Звание появилось в XVII веке. Так называли помощников командира полка, ответственных за питание и караул. При разделении полков на батальоны майоры становились командирами батальонов.
В русской амии чин майора был введен Петром I в 1698 году. По аналогии с генерал-майорами того времени майоры получали не одну звезду, как сейчас, а две. Различие между чинами было в бахроме на эполетах. У генерал-майоров она была генеральская, крученая, у майоров - штабс-офицерская, из тонких нитей.
С 1716 по 1797 годы в русской армии также были чины премьер-майора и секунд-майора. Разделение было отменено Павлом Первым.
В казачьих войсках чину майора соответствовал чин "войсковой старшина", в статских чинах - "коллежский асессор".
В 1884 году чин майора был упразднён, а майоры стали подполковниками.
В Красной армии звание майора было введено в 1935 году, на флоте ему соответствовало корабельное звание капитана 3-го ранга.

Генерал и старше

"Генерал" - значит "главный", а вот "маршал" переводится как "конюх" (французское maréchal и сейчас означает "кузнец подков"). Тем не менее, маршал до 1917 года было высшим воинским званием в Российской армии, а после - со все того же 1935 года.
Но кроме маршалов и генералов есть ещё и генералиссимусы. Впервые в русской истории титул "генералиссимус" был пожалован 28 июня 1696 Петром I воеводе А.С. Шеину за успешные действия под Азовом (про "потешных генералиссимусов мы не говорим). Официально воинское звание генералиссимуса было введено в России Воинским уставом 1716 года.
Генералиссимусами в русской истории стали: князь Александр Меншиков (1727), принц Антон Ульрих Брауншвейгский (1740), Александр Суворов (1799).
После Великой Отечественной войны 26 июня 1945 указом Президиума Верховного Совета СССР было введено высшее воинское звание "Генералиссимус Советского Союза". На следующий день это звание получил Иосиф Сталин. По воспоминаниям Рокоссовского, он лично уговорил Сталина принять звание, сказав, что "маршалов много, а генералиссимус только один".

Первые 13 низкопольных трамваев «Витязь-М» вышли на бестурникетный маршрут № 17. сайт рассказывает, почему новые вагоны удобнее и тише и куда на них можно будет добраться.

В салоне трамваев две скамьи с 20 местами для сидения летом и 18 — зимой, четыре больших окна, матовые электрические фонари. На передней и задней площадках — электрооборудование для управления и стоячие места, а во входной двери — отверстие для переговоров с кондуктором и получения билетов. Таким был первый электрический трамвай, вышедший на улицы Москвы .

В сравнении с конкой, которую тянула по рельсам пара лошадей, — настоящий прорыв. Медленным экипажам, управляемым кучером, москвичи кричали: «Конка, конка, догони цыплёнка!», а электрический трамвай развивал скорость до 25 вёрст (около 27 километров) в час. «Все находившиеся в вагонах воочию убедились в преимуществах электрической тяги пред конной; со всех сторон высказывались пожелания, чтобы Москва поскорее покрылась сетью электрических трамваев», — писала газета «Московские ведомости» 26 марта 1899 года.

И Москва покрылась: сегодня протяжённость трамвайной сети — 417 километров. В будние дни по 47 маршрутам проезжает более 620 трамваев. 17 марта трамвайный парк пополнили новые низкопольные составы «Витязь-М» — вместительные, удобные и тихие. За три года столица получит 300 таких вагонов российского производства, 100 из которых — в 2017-м.

Климат-контроль, низкий пол и много места

Низкопольный «Витязь-М» длиннее своих предшественников: его вагон достигает 27,5 метра. Это на 11,1 метра больше, чем у модели 71-623. Максимальная вместимость «Витязя-М» — 260 человек, мест для сидения — 60. Модель 71-623 вмещала не больше 127 пассажиров, причём здесь было всего 33 сидячих места.

Турникетов в новых составах не будет, как и во всех трамваях 17-го маршрута. Входить и выходить можно через любую дверь. Их у «Витязя-М» тоже прибавилось: две из шести дверей — одностворчатые, четыре — двустворчатые.

Ещё одно отличие от других моделей — система климат-контроля. Новые трамваи российского производства также оснащены спутниковой навигацией и камерами видеонаблюдения, а система климат-контроля будет функционировать не только в салонах подвижного состава, но и в кабине водителя. Для маломобильных пассажиров на двери оборудовали кнопку для вызова водителя, а также откидную аппарель, место для инвалидной коляски и сидячие места.

Быстрее, удобнее и тише: что изменится

«Витязь-М» сможет перевозить больше пассажиров и разгрузит другие маршруты. Благодаря дополнительным дверям и отсутствию турникетов увеличится скорость посадки и высадки пассажиров в пять раз на крупных остановочных пунктах.

Новые составы будут гораздо тише: особая конструкция тележки повышает плавность хода. Это не только удобнее для пассажиров и жителей окрестных домов, но и лучше для рельсов — так они будут меньше изнашиваться.

Пол в новых трамваях одинаково низок по всему вагону, а не разного уровня, как в предыдущей модели. Поэтому «Витязь-М» будет удобнее для мам с колясками, пожилых людей и маломобильных пассажиров.

Срок службы составов почти вдвое больше — 30 лет, а не 16, как раньше. Всё это время обслуживать и ремонтировать трамваи должен производитель.

Из Останкина в Медведково на новом трамвае

13 низкопольных трамваев «Витязь-М» вышли на маршрут № 17 от Останкина до Медведкова. Он проложен по улице Академика Королёва, проспекту Мира, улицам Лётчика Бабушкина, Енисейской и Менжинского, проезду Дежнёва и улице Полярной.

На 17-м трамвае можно доехать от Останкинского сквера до ВДНХ, крупных торговых центров на проспекте Мира, парка «Акведук», ГКБ имени А.К. Ерамишанцева, станции метро «Бабушкинская», Певческого поля. По пути расположены несколько поликлиник, библиотек, центр госуслуг «Мои документы» . По рабочим дням этим маршрутом пользуются больше 80 тысяч человек.

«Витязи-М» будут курсировать и по площади Тверская Застава, когда там . Трамвай № 7 поедет до Белорусского вокзала по улицам Палихе и Лесной. Сейчас он ходит от станции метро «Бульвар Рокоссовского» до Нововоротниковского переулка. Пока что на «семёрке» можно добраться до станций метро «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Проспект Мира», «Новослободская». За счёт нового вместительного состава пассажиропоток этого маршрута может вырасти примерно на 30 процентов.

По Палихе и Лесной улице продлят трассу трамвая № 19 . Сейчас на нём можно доехать от Каланчёвской улицы до Нововоротниковского переулка. Этот трамвай ходит мимо станции метро «Проспект Мира», Московской соборной мечети, театра «Уголок дедушки Дурова», Антроповского сквера, нескольких корпусов Медицинского университета имени И.М. Сеченова, Еврейского музея и центра толерантности.



От центра до самых до окраин — куда запустят трамваи

В будние дни по 47 городским маршрутам проезжает 620 трамваев. К 2019 году парк обновится на 300 новых вагонов «Витязь-М». В планах не только модернизировать парк, но и запустить новые линии. Трамвай может поехать от станции метро «Пражская» в район Бирюлёво Западное и северную часть района Бирюлёво Восточное.

Где раньше проходила одна из первых линий Москвы, трамвай вернётся. Так появится удобная пересадка на городской наземный транспорт с поездов дальнего следования и пригородных электричек Белорусского направления. Трамвайную линию от Лесной улицы до Белорусского вокзала, а на самой площади появятся остановки и разворотное кольцо длиной 1,2 километра.

Когда последнее достроят, продлят два действующих маршрута. Трамвай № 7 начнёт ходить до Белорусского вокзала по улице Палихе и Лесной улице. Сейчас он сворачивает на Сущёвскую улицу и доезжает до станции метро «Новослободская». Также по улицам Палихе и Лесной до Белорусского вокзала продлят маршрут № 19, который пока тоже ходит только до «Новослободской».

Новые трамвайные пути на этих маршрутах обособят. Всего их отделят от остального транспорта . Это будут делать с помощью разметки и специальных конструкций — плит с боковыми выступами. Последние мешают проезду автомобилей, поэтому ни один водитель не сможет оставить машину на трамвайных путях. На улице Свободы в ходе эксперимента такими плитами отделили 200 метров путей. Время движения трамваев маршрута № 6 сократилось на три — пять минут.

А я вам вот что расскажу:

25 марта по старому стилю от Брестского, ныне Белорусского вокзала в сторону вокзала Бутырского, ныне именуемого Савёловским, отправился в первый пассажирский рейс трамвайный вагон, заказанный в Германии на фирме «Сименс и Гальске».

Годом появления общественного пассажирского транспорта в Москве следует считать 1847 год, когда было открыто движение десятиместных летних и зимних экипажей по 4 радиальным линиям и одной диаметральной. От Красной площади стало возможным проехать на экипажах до Смоленского рынка, Покровского (ныне Электрозаводского) моста. Рогожской и Крестовской застав. По диаметральной линии можно было путешествовать в экипажах от Калужских ворот через центр города до Тверской заставы.

Экипажи, курсирующие по заранее определенным направлениям, москвичи в просторечии стали называть линейками. К этому времени город имел уже около 337 тыс. жителей и возникла потребность в организации общественного транспорта. Созданное в 1850 г. общество московских линеек уже более квалифицированно стало решать проблему обслуживания пассажиров. В линейке помещалось 10-14 человек, имелось 4-5 скамеек. Они были шире обычных извозчичьих экипажей, имели крышу от дождя, везли их обычно 3-4 лошади.

Линия конки была одноколейной, имела протяженность 4,5 км с колеёй 1524 мм, на линии располагалось 9 разъездов. На линии эксплуатировалось 10 двухэтажных вагонов с империалами, куда вели крутые винтообразные лестницы. Империал не имел навеса и пассажиры, располагаясь на лавках, не были защищены от снега и дождя. Вагоны конки были закуплены в Англии, где они производились на заводе Старбек. Особенностью этой линии конной железной дороги явилось то, что строили ее военные строители как временную.
-

Паровичок

Одновременно в Москве была построена и линия парового пассажирского трамвая от Петровско-Разумовского через парк Петровской Академии до станции Смоленского вокзала. Обе линии должны были прекратить существование сразу после закрытия Политехнической выставки, однако новый общественный транспорт понравился москвичам: ехать из центра на Смоленский вокзал было удобнее и дешевле в вагоне конного трамвая, чем извозчиком. Первая пассажирская линия конки продолжала эксплуатироваться и после закрытия Политехнической выставки до 1874 года, а линия парового пассажирского трамвая сохранила свое существование только на участке от Смоленского вокзала до Петровского парка.

Московский трамвай, 1900-е гг. / Инв. № КП 339

Вопреки распространенному мнению, пуск трамвая не был простой электрификацией конки, существовавшей в Москве с 1872 года. До 1912 года конка существовала параллельно трамваю. Дело в том, что конка приносила в городскую казну значительную часть поступлений, и тогдашние городские власти рассматривали трамвай в качестве конкурента их дойной корове. Лишь с 1910 года город стал выкупать коночные железные дороги при сохранении рабочих мест коночников. Кучеров переучивали на вагоновожатых, а кондукторы, которых переучивать не было необходимости, так и оставались кондукторами.
-

На фото изображён вагон, по внешним признакам определяющийся как двухосный моторный Балтийского завода 1905 г.в. или двухосный моторный MAN 1905-1906 г.в

В 1918 году протяжённость трамвайных путей в городе составляла 323 км. Однако этот год для московского трамвая начался с того, что количество маршрутов трамвая стало сокращаться. Неустроенные мастерские, отсутствие деталей и запасных частей, материалов, уход части инженерно-технических работников – все это вместе создало исключительно тяжелое положение. Число вагонов вагонов, выходящих на линии в январе сократилось до 200 единиц.

Численность работников трамвая снизилась с 16475 человек в январе 1917 г. до 7960 человек в январе 1919 года. В 1919 года пассажирское трамвайное движение из-за отсутствия в городе топлива было приостановлено с 12 февраля по 16 апреля и с 12 ноября по 1 декабря. В конце декабря трамвай в городе был снова остановлен. Освобождающиеся при этом рабочие направлялись на работу по очистке путей и дорог и для заготовки топлива в пределах восьмиверстовой полосы.
-

-
Вместе с тем, впервые в истории московский трамвай стал использоваться для проведения культурно-просветительских и агитационных мероприятий. 1 мая 1919 года по маршрутам А и Б, № 4 курсировали трамвайные поезда с летучими цирковыми представлениями на открытых прицепных вагонах. Моторный вагон был обращен в помещение для духовного оркестра, а на прицепной товарной платформе расположились цирковые артисты, акробаты, клоуны, жонглеры и атлеты, дававшие представления на остановках. Массы народа восторженно встречали артистов.

С 1 июня 1919 года Управление городских железных дорог по распоряжению Моссовета стало предоставлять по заявкам учреждений и организаций трамвай для экскурсии за город рабочих. С осени 1919 г. трамвай становится основным перевозчиком дров, продовольствия и других грузов для большинства городских учреждений, С целью обеспечения новых функций трамвая ко всем товарным станциям, дровяным и продовольственным складам Москвы были подведены подъездные трамвайные пути. По заказам предприятий и организаций трамвайщики выделяли до 300 грузовых трамвайных вагонов. За 1919 г. для решения вопросов организации грузовых перевозок было проложено около 17 верст новых путей. К концу 1919 года и 778 моторных и 362 прицепных вагонов были исправными 66 моторных и 110 прицепных трамвайных вагонов.

Трамвай типа Ф на Садовом кольце в районе Красных ворот напротив дома Афремова. Октябрь 1917 года.

Трамвайные поезда курсировали по восьми литерным маршрутам. Ими пользовались, в основном, рабочие крупных заводов. В декабре 1920 г. на инвентаре числилось 777 моторных и 309 прицепных пассажирских вагонов. При этом бездействовало 571 моторных и 289 прицепных трамвайных вагонов.В 1920 году проезд в трамвае для рабочих стал бесплатным, но из-за нехватки подвижного состава Моссовет был вынужден организовать движение специальных пассажирских маршрутных поездов для доставки рабочих на работу и с работы в утренние и вечерние часы пик.

В октябре 1921 года все подразделения московского трамвая были вновь переведены на коммерческую самоокупаемость, что позволил значительно увеличить количество работающих на московском трамвае, в 1922 г. уже насчитывалось более 10000 работающих.

Стремительно рос выпуск пассажирских вагонов. Если в марте 1922 года на линию выпускался лишь 61 пассажирский вагон, то в декабре их число составило 265 единиц.
С 1 января 1922 года была прекращена выдача бесплатных проездных билетов для рабочих. Суммы, выделяемые предприятиями на бесплатный проезд своим рабочим и служащим, были включены в их заработную плату, и с этого времени городской транспорт стал платным для всех пассажиров..

Люди в московском трамвае, 1921 год

В феврале 1922 года пассажирское трамвайное движение осуществлялось по тринадцати трамвайным маршрутам, и оно вновь стало регулярным.

Весной 1922 г. стало активно восстанавливаться движение на довоенных сетях: в Марьину Рощу, до Калужской заставы, до Воробьевых гор, по всему Садовому кольцу, в Дорогомилово. Летом 1922 года была электрифицирована линия парового трамвая от Бутырской заставы до Петровско-Разумовского, построена линия от Петровского дворца до села Всехсвятского.

К 1926 году протяжённость путей выросла до 395 км. В 1918 году перевозили пассажиров 475 вагонов, а в 1926 году - 764 вагона. Средняя скорость движения трамваев выросла с 7 км/ч в 1918 году до 12 км/ч в 1926 году. С 1926 года на линию стал выходить первый советский трамвай типа КМ, построенный на Коломенском паровозостроительном заводе. От предшественников КМ отличался четырёхосной конструкцией.

Московский трамвай достиг наивысшей точки развития в 1934 году. Тогда он ходил не только по Бульварному кольцу, но и по Садовому. Последнее обслуживалось трамваем маршрута Б, который потом заменили одноименным троллейбусным маршрутом. В сутки трамваем тогда перевозилось 2,6 млн человек в день при населении города около четырех миллионов. Продолжали действовать грузовые трамваи, развозившие по городу дрова, уголь и керосин.

Трамвай М-38 отличался весьма футуристичным обликом.

Перед войной в Москве появился довольно футуристичного вида трамвай М-38 . Первый образец трамвайного вагона М-38 прибыл с Мытищинского завода в ноябре 1938 г. в трамвайное депо им. Баумана и начал проходить испытания на 17 маршруте от Ростокина до Трубной площади.

В июле 1940 года в связи с угрозой войны вся страна перешла на восьмичасовой рабочий день и шестидневную рабочую неделю. Это обстоятельство навсегда определило режим работы трамвайных поездов в столице. Первые вагоны начинали работу на маршруте в 5 час.30 мин и заканчивали работу в 2 часа ночи. Этот график работы сохранился до наших дней.

После открытия первых линий метрополитена в середине 1930-х были сняты трамвайные линии, совпадающие с линиями метро. Также были перенесены на второстепенные улицы линии с северной и западной частей Садового кольца.

Более радикальные изменения произошли в 1940-х годах, когда трамвайные маршруты были заменены на троллейбусные в западной части Бульварного кольца и убраны от Кремля. С развитием метрополитена в 1950-х была закрыта часть линий, ведущих к окраинам.

Трамвай МТВ-82

Вагон Татра-Т2 №378.

С 1947 года на линиях появились вагоны МТВ-82 , корпус которых был унифицирован с троллейбусом МТБ-82. Первые такие вагоны поступили в Бауманское депо в 1947 году и стали эксплуатироваться сначала по 25-му (Трубная пл. — Ростокино), а затем и по 52-му маршруту. Однако из-за более широких габаритов и отсутствия характерных скошенных углов (ведь кабина трамвая в точности соответствовала троллейбусной) вагон не вписывался во многие кривые и мог ходить только там же, где и вагон М-38 . По этой причине все вагоны этой серии эксплуатировались только в Бауманском депо и были прозваны широколобыми. Уже в следующем годуим на смену стал поступать модернизированный вариант МТВ-82А . . вагон был удлинен на одну дополнительную стандартную оконную секцию (грубо говоря, стал длиннее на одно окно), и его вместимость увеличилась со 120 (55 сидячих) до 140 (40 сидячих) мест. С 1949 года выпуск этих трамваев переведен на Рижский вагоностроительный завод, который выпускал их под старым индексом МТВ-82 до середины 1961 года.

Трамвай РВЗ-6 на Шаболовке, 1961 год

13 марта 1959 г. в депо им. Апакова прибыл первый чехословацкий четырехосный моторный вагон Т-2, которому был присвоен № 301. До 1962 вагоны Т-2 поступали исключительно в Апаковское депо, и к началу 1962 года их собралось уже 117 штук — больше, чем было приобретено каким-либо городом мира. Поступающим вагонам присваивались трехсотые и четырехсотые номера. Новые вагоны были направлены прежде всего на маршруты 14, 26 и 22.

С 1960 году в Москву прибыли первые 20 вагонов РВЗ-6. Они поступили в Апаковское депо и эксплуатировались до 1966 года, после чего были переданы в другие города.
С середины 1990-х началась новая волна снятия трамвайных линий. В 1995 года закрыта линия по Проспекту Мира, затем на Нижней Масловке. В 2004 в связи с предстоящей реконструкцией Ленинградки было закрыто движение по Ленинградскому проспекту, а 28 июня 2008 года закрыли линию на Лесной улице, где ходили 7-й и 19-й маршруты. Именно этот участок был в составе самой первой линии московского электрического трамвая.

Трамвай типа КМ на Краснопрудной улице в 1970 году. Справа от него в противоположном направлении движется Троллейбус ЗиУ-5 .

По данным на 2007 год на долю трамвая приходится около 5 % перевозок пассажиров в городе, хотя в некоторых окраинных районах он является основным транспортом, позволяющим добраться до метро. В центре сохраняются северная и восточная части большого «трамвайного кольца» 1930-х и линия до Чистых прудов. Наибольшая плотность линий - к востоку от центра, в районе Яузы.

22 сентября 2012 г. было восстановлено трамвайное движение по улице Лесная и улице Палиха. Был открыт маршрут № 9 — станция метро «Белорусская» — МИИТ. Для него возле станции метро «Белорусская был построен тупик, так как кольцо из-за строящегося на его месте бизнес-центра невозможно было устроить. Маршрут обслуживают трамвайные поезда с двумя кабинами — трамвайный поезд заходит в тупик,вагоновожатый переходит в другую кабину и ведет трамвай обратно.

Сеть московского трамвая – одна из крупнейших в мире. Её протяжённость – 416 километров одиночного пути (или в европейском исчислении – 208 км по оси улиц). Из них 244 км путей проложено на обособленном полотне, а 172 км путей – в одном уровне с проезжей частью. В сети московского трамвая действуют 908 стрелочных переводов, 499 переездов через пути для автомобильного транспорта, 11 пересечений с железнодорожным полотном, 356 оборудованных остановочных площадок.

41 трамвайный маршрут связывает как окраинные районы со станциями метрополитена, так и служит для межрайонных связей. Многие маршруты трамвая достигают протяжённости 10–15 километров. Трамвайную сеть обслуживают пять депо, более 900 вагонов и один ремонтный завод.

Комплекс работ по техническому содержанию, строительству и модернизации трамвайных путей ведёт специальная служба пути силами шести дистанций.

Бесперебойную работу трамвая обеспечивают служба энергохозяйства, служба автоматики и связи, служба движения, служба по обслуживанию линейных сооружений и другие.

Капитальный ремонт и модернизацию трамвайных вагонов ведут на трамвайно-ремонтном заводе и Сокольническом вагоноремонтном заводе (СВАРЗ).

Наиболее распространённый тип покрытия путей московского трамвая - песчано-бетонная плитка (308 км). Велика также протяжённость путей с асфальтовым покрытием (60 км). 8 км путей имеют блочное покрытие (это участки с бесшпальной конструкцией), ещё 8 км покрыты булыжным камнем (прежде этот вид покрытия был значительно более распространённым, к настоящему времени он вытеснен другими видами). В местах пересечения трамвайных путей с автомобильным дорогами укладываются резиновые панели (7 км). Лишь на немногих участках уложены крупноразмерные железобетонные плиты (1 км) и резиново-железобетонные плиты (0,02 км). 25 км путей не имеют покрытия

В Москве по состоянию на июнь 2012 года в пассажирской эксплуатации находятся вагоны следующих типов:

  • Серия ЛМ-99
  1. 71-134А (ЛМ-99АЭ) - 45 единиц
  • Серия ЛМ-2008 — 23 единицы
  1. 71-153 (ЛМ-2008) - 2 единицы
  2. 71-153.3 (ЛМ-2008) - 21 единица
  • Серия КТМ-8 — 249 единиц
  1. 71-608К - 53 единицы
  2. 71-608КМ - 185 единицы
  3. 71-617 - 11 единиц
  • Серия КТМ-19 — 418 единиц
  1. 71-619А - 194 единицы
  2. 71-619К - 125 единиц
  3. 71-619КС - 2 единицы
  4. 71-619КТ - 95 единиц
  5. 71-621 - 1 единица
  6. КТМА — 1 единица
  • Серия Т3 — 188 единиц
  1. Tatra KT3R - 1 единица
  2. Tatra T3SU - 9 единиц
  3. МТТА - 14 единиц
  4. МТТД - 3 единицы
  5. МТТЕ -18 единиц
  6. МТТМ - 20 единицы
  7. МТТЧ - 124 единицы
  • Нетипичные вагоны — 6 единиц
  1. 71-135 (ЛМ-2000) - 1 единица
  2. 71-405-08 - 3 единицы
  3. VarioLF - 1 единица
  4. 71-630 - 1 единица

Серия КТМ-19

Устройство трамвая

Современные трамваи сильно отличаются от своих предшественников по конструкции, однако основные принципы устройства трамвая, порождающие его преимущества перед другими видами транспорта, остались неизменными. Электросхема вагона устроена приблизительно так: токосъёмник (пантограф, бугель, или штанга) — система управления тяговым двигателем — тяговые двигатели (ТЭД) — рельсы.

Система управления тяговым двигателем предназначена для изменения силы тока проходящего через ТЭД — то есть для изменения скорости. На старых вагонах применялась непосредственная система управления: в кабине находился контроллер машиниста — круглая тумба с ручкой наверху. При повороте ручки (было несколько фиксированных положений) на тяговый двигатель подавалась определённая доля силы тока из сети. При этом остальная часть превращалась в тепло. Сейчас таких вагонов не осталось. С 60-х годов начала применяться так называемая реостатно-контакторная система управления (РКСУ). Контроллер разделился на два блока и стал более сложным. Появилась возможность параллельного и последовательного включения тяговых двигателей (в итоге вагон развивает разную скорость), и промежуточные реостатные позиции — таким образом, процесс разгона стал значительно плавнее. Появилась возможность сцеплять вагоны по системе многих единиц — когда управление всеми двигателями и электрическими цепями вагонов осуществляется с одного поста машиниста. С 1970-х и по настоящее время во всём мире внедряются импульсные системы регулирования, выполненные на полупроводниковой элементной базе. На двигатель подаются с частотой несколько десятков раз в секунду импульсы тока. Это позволяет достичь очень высокой плавности хода и высокой экономии электроэнергии. Современные трамваи, оборудованные тиристорно-импульсной системой управления (такие как воронежский КТМ-5РМ или бывшие до 2003 года в Воронеже Татры-Т6В5), дополнительно экономят до 30% электроэнергии за счет ТИСУ.

Принципы торможения трамвая похожи на аналогичные в железнодорожном транспорте. На старых трамваях тормоза были пневматическими. Компрессор вырабатывал сжатый воздух, и с помощью специальной системы приспособлений его энергия прижимала тормозные колодки к колёсам — так же как на железной дороге. Сейчас пневмотормоза используются только на вагонах Петербургского трамвайно-механического завода (ПТМЗ). С 1960-х годов на трамваях применяется в основном электродинамическое торможение. Тяговые двигатели при торможении вырабатывают ток, который на реостатах (много последовательно соединённых резисторов) превращается в тепловую энергию. Для торможения на низких скоростях, когда электроторможение неэффективно (при полной остановке вагона) применяются колодочные тормоза, действующие на колёса.

Низковольтовые цепи (для освещения, сигнализации и всего такого) питаются от электромашинных преобразователей (или мотор-генераторов — того самого, что постоянно гудит на вагонах Татра-Т3 и КТМ-5) или от бесшумных полупроводниковых преобразователей (КТМ-8, Татра-Т6В5, КТМ-19 и так далее).

Управление трамваем

Примерно процесс управления выглядит так: водитель поднимает пантограф (дугу) и включает вагон, постепенно поворачивая ручку контроллера (на вагонах КТМ), или нажимает педаль (на Татрах), автоматически собирается схема на ход, на тяговые двигатели поступает всё больший и больший ток, и вагон ускоряется. По достижении требуемой скорости водитель устанавливает ручку контроллера в нулевое положение, ток выключается, и вагон движется по инерции. Причём в отличие от безрельсового транспорта, так двигаться он может довольно долго (это экономит огромное количество энергии). Для торможения контроллер устанавливается на тормозную позицию, собирается схема на торможение, ТЭДы соединяются с реостатами, и вагон начинает тормозится. При достижении скорости около 3-5 км/ч автоматически включаются механические тормоза.

В ключевых точках трамвайной сети — как правило, в районе оборотных колец или развилок — имеются диспетчерские пункты, контролирующие работу трамвайных вагонов и соответствие ее заранее составленному расписанию. За опоздания и обгоны расписания водители трамвая подвергаются штрафам — эта особенность организации движения значительно повышает предсказуемость для пассажиров. В городах с развитой трамвайной сетью, где трамвай сейчас является основным перевозчиком пассажиров (Самара, Саратов, Екатеринбург, Ижевск и другие) пассажиры, как правило, выходят на остановку с работы и на работу, заранее зная время прихода попутного вагона. За движением трамваев во всей системе следит центральный диспетчер. В случае аварий на линиях диспетчер по централизованной системе связи указывает пути объезда, что выгодно отличает трамвай от его ближайшего родственника — метрополитена.

Путевое и электрическое хозяйство

В разных городах трамваи используют разную ширину колеи, чаще всего — ту же, что и обычные железные дороги, как, например, в Воронеже — 1524 мм. Для трамвая в разных условиях могут применяться как обычные рельсы железнодорожного типа (только в отсутствие мощения), так и специальные трамвайные (желобчатые), с жёлобом и губкой, позволяющие утопить рельс в мостовой. В России трамвайные рельсы производятся из более мягкой стали, чтобы можно было изготавливать из них кривые меньшего радиуса, чем на железной дороге.

На смену традиционной — шпальной — укладке рельс, все чаще применяют новую, при которой рельс укладывается в специальный резиновый желоб, расположенный в монолитной бетонной плите (в России такую технологию называют чешской). Несмотря на то, что такая укладка пути обходится дороже, проложенный так рельсовый путь служит без ремонта гораздо дольше, полностью гасит вибрацию и шум от трамвайной линии, ликвидирует блуждающие токи; переезд уложенной по современной технологии линии не представляет трудности для автомобилистов. Линии по чешской технологии существуют уже сейчас в Ростове-на-Дону, Москве, Самаре, Курске, Екатеринбурге, Уфе и других городах.

Но даже без применения специальных технологий шум и вибрации от трамвайной линии могут быть сведены к минимуму за счет правильной укладки полотна и его своевременного обслуживания. Пути должны укладываться на основу из щебня, на бетонных шпалах, которые затем должны быть засыпаны щебнем, после чего линия асфальтируется или закрывается бетонной плиткой (для поглощения шума). Стыки рельсов свариваются, а сама линия по мере необходимости шлифуется с помощью рельсошлифовального вагона. Такие вагоны выпускались на Воронежском ремонтном трамвано-троллейбусном заводе (ВРТТЗ) и имеются не только в Воронеже, но и в других городах страны. Шум от уложенной таким образом линии не превышает шума от дизельного двигателя автобусов и грузовиков. Шум и вибрации от вагона, идущего по линии, уложенной по чешской технологии, меньше шума, производимого автобусами, на 10-15%.

В ранний период развития трамваев электрические сети еще не имели достаточного развития, поэтому почти каждое новое трамвайное хозяйство включало в себя собственную центральную электростанцию. Сейчас трамвайные хозяйства получают электроэнергию от электрических сетей общего назначения. Так как трамвай питается постоянным током сравнительно невысокого напряжения, передавать его на большие расстояния слишком затратно. Поэтому вдоль линий размещаются тягово-понизительные подстанции, которые получают из сетей переменный ток высокого напряжения и преобразуют его в постоянный ток, пригодный к подаче в контактную сеть. Номинальное напряжение на выходе тяговой подстанции - 600 вольт, номинальным напряжением на токоприёмнике подвижного состава считается 550 В.

Моторный высокопольный вагон Х с безмоторным прицепом М на проспекте Революции. Такие трамваи были двухосными, в отличии от четырехосных, применяемых сейчас в Воронеже.

Трамвайный вагон КТМ-5 — четырехосный высокопольный трамвайный вагон отечественного производства (УКВЗ). Трамваи этой модели запустили в серийное производство в 1969 году. С 1992 года такие трамваи не производятся.

Современный четырехосный высокопольный вагон КТМ-19 (УКВЗ). Такие трамваи составляю сейчас основу парка в Москве, их активно закупают другие города, в том числе такие вагоны есть в Ростове-на-Дону, Старом Осколе, Краснодаре…

Современный сочлененный низкопольный трамвай КТМ-30 производства УКВЗ. В ближайшие пять лет такие трамваи должны стать основой создаваемой в Москве сети скоростного трамвая.

Другие особенности организации трамвайного движения

Трамвайное движения отличает большая провозная способность линий. Трамвай — это второй по провозным возможностям транспорт после метрополитена. Так, линия традиционного трамвая способна вывезти пассажиропоток в 15.000 пассажиров в час, линия скоростного трамвая способна вывезти до 30.000 пассажиров в час, а линия метрополитена способна вывезти — до 50.000 пассажиров в час. Автобус и троллейбус в два раза уступают трамваю по провозной способности — для них она составляет всего лишь 7.000 пассажиров в час.

Трамвай, как и всякий рельсовый транспорт, обладает большей интенсивностью оборота подвижного состава (ПС). То есть требуется меньшее число вагонов трамвая, чем автобусов или троллейбусов, чтобы обслужить одинаковые пассажиропотоки. Трамвай обладает наибольшим среди средств наземного городского транспорта коэффициентом эффективности использования городской площади (отношение числа перевозимых пассажиров к площади, занимаемой на проезжей части). Трамвай может использоваться в сцепках из нескольких вагонов или в многометровых сочлененных трамвайных поездах, что позволяет перевозить массу пассажиров силами одного водителя. Это дополнительно снижает себестоимость такой перевозки.

Также следует отметить относительно большой срок службы ПС трамвая. Гарантийный срок службы вагона до капитально-восстановительного ремонта составляет 20 лет (в отличие от троллейбуса или автобуса, где время службы без КВР не превышает 8 лет), причем после проведения КВР срок службы продляется настолько же. Так, например, в Самаре имеются вагоны Татра-Т3 с 40-летней историей. Стоимость КВР вагона трамвая значительно ниже стоимости покупки нового и проводится, как правило, силами ТТУ. Это же позволяет без проблем приобретать б/у вагоны за границей (по ценам в 3-4 раза ниже стоимости нового вагона) и использовать их без проблем порядка 20 лет на линиях. Покупка б/у автобусов сопряжена с большими тратами на ремонт такой техники, и, как правило, после покупки такой автобус не может использоваться дольше 6-7 лет. Фактор значительно большей длительности службы и повышенной ремонтопригодности трамвая полностью компенсирует дороговизну приобретения нового ПС. Приведенная стоимость ПС трамвая оказывается почти на 40% ниже, чем для автобуса.

Достоинства трамвая

· Первоначальные затраты (при создании трамвайной системы) хоть и высоки, но тем не менее они ниже, чем затраты, необходимые для строительства метро, так как нет необходимости в полном обособлении линий (хотя на отдельных участках и развязках линия может проходить в туннелях и на эстакадах, но нет нужды устраивать их на всём протяжении трассы). Однако строительство наземного трамвая обычно сопряжено с переустройством улиц и перекрёстков, что повышает цену и приводит к ухудшению дорожной обстановки во время строительства.

· При пассажиропотоке более 5.000 пасс./час эксплуатация трамвая обходится дешевле эксплуатации автобуса и троллейбуса.

· В отличие от автобусов, трамваи не загрязняют воздух продуктами сгорания и резиновой пылью от трения колес об асфальт.

· В отличие от троллейбусов трамваи более электробезопасны и более экономичны.

· Трамвайная линия обосабливается естественным образом путём лишения её дорожного покрытия, что важно в условиях низкой водительской культуры. Но даже в условиях высокой водительской культуры и при наличии дорожного покрытия трамвайная линия заметна лучше, что помогает водителям держать выделенную полосу для общественного транспорта свободной.

· Трамваи хорошо вписываются в городскую среду разных городов, в том числе в среду городов со сложившимся историческим обликом. Различные системы на эстакадах, вроде монорельса и некоторых видов легкорельсового транспорта, с архитектурно-градостроительной точки зрения хорошо подходят только для современных городов.

· Низкая гибкость трамвайной сети (при условии её исправного состояния) психологически благотворно влияет на ценность недвижимости. Владельцы недвижимости исходят из того, что наличие рельсов гарантирует наличие трамвайного сообщения, как следствие, недвижимость будет обеспечена транспортом, что влечёт за собой высокую цену на неё. По данным бюро Hass-Klau & Crampton, стоимость недвижимости в районе трамвайных линий возрастает на 5-15%.

· Трамваи обеспечивают большую провозную способность, чем автобусы и троллейбусы.

· Хотя трамвайный вагон стоит намного дороже автобуса и троллейбуса, однако трамваи отличаются гораздо большим сроком службы. Если автобус редко служит дольше десяти лет, то трамвай может эксплуатироваться 30-40 лет, а при условии регулярных модернизаций даже в таком возрасте трамвай будет удовлетворять требованиям комфорта. Так, в Бельгии наряду с современными низкопольными успешно эксплуатируются трамваи PCC, выпущенные в 1971-1974 годах. Многие из них недавно прошли модернизацию.

· Трамвай может совмещать скоростные и нескорсотные участки в рамках одной системы, а также иметь возможности объезда аварийных участков, в отличие от метрополитена.

· Трамвайные вагоны можно сцеплять в поезда по системе многих единиц, что позволяет экономить на заработной плате.

· Трамвай, оборудованный ТИСУ, экономит до 30% электроэнергии, а трамвайная система, позволяющая использовать рекуперацию (возврат в сеть при торможении, когда электродвигатель работает как электрогенератор) электроэнергии, дополнительно экономит до 20% энергии.

· По статистике трамвай — это самый безопасный вид транспорта в мире.

Недостатки трамвая

· Хотя трамвайная линия в сооружении и дешевле метро, она намного дороже троллейбусной и тем более автобусной.

· Провозная способность трамваев ниже, чем у метро: 15.000 пассажиров в час у трамвая, и до 30.000 пассажиров в час в каждом направлении у легкого метро.

· Трамвайные рельсы представляют опасность для неосторожных велосипедистов и мотоциклистов.

· Неправильно припаркованный автомобиль или дорожно-транспортное происшествие могут остановить движение на большом участке трамвайной линии. В случае поломки трамвая его, как правило, выталкивает в депо или на резервный путь, следующий за ним состав, что в итоге приводит к сходу с линии сразу двух единиц подвижного состава. Трамвайная сеть отличается сравнительно низкой гибкостью (что, однако, может быть компенсировано разветвлённостью сети, допускающей объезд препятствий). Автобусную сеть очень легко изменить в случае необходимости (например, в случае ремонта улицы). При использовании дуобусов весьма гибкой становится и троллейбусная сеть. Однако этот недостаток сводится к минимуму при использовании трамвая на обособленном полотне.

· Трамвайное хозяйство требует хоть и недорогого, но постоянного обслуживания и очень чувствительно к его отсутствию. Восстановление запущенного хозяйства обходится очень дорого.

· Прокладка трамвайных линий на улицах и дорогах требует искусного размещения путей и усложняет организацию движения.

· Тормозной путь трамвая заметно больше тормозного пути автомобиля, что делает трамвай более опасным участником дорожного движения на совмещенном полотне. Однако по статистике трамвай — это самый безопасный вид общественного транспорта в мире, в то время как маршрутное такси — самый опасный.

· Вызываемые трамваем вибрации почвы могут создавать акустический дискомфорт для обитателей окрестных зданий и приводить к повреждению их фундаментов. При регулярном обслуживании пути (шлифовка для устранения волнообразного износа) и подвижного состава (обточка колёсных пар) вибрации могут быть сильно уменьшены, а при применении усовершенствованных технологий укладки путей - сведены к минимуму.

· При плохом содержании пути обратный тяговый ток может уходить в землю. «Блуждающие токи» усиливают коррозию близлежащих подземных металлических сооружений (оболочек кабелей, труб канализации и водопровода, арматуры фундаментов зданий). Однако при современной технологии укладки рельсов они сводятся к минимуму.

источники
http://www.opoccuu.com/moscowtram.htm
http://inform62.ru
http://www.rikshaivan.ru/

А что касаемо трамваев, вот что я вам напомню: , а еще интересный Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=30270