Вопрос 1. Почему общество нуждается в порядке? Какова роль законов в жизни общества?

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон – это юридический документ, содержащий нормы права. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти или всего народа. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Вопрос 2. Почему законопослушный человек вызывает уважение? В каком случае наказание считается справедливым?

Законопослушный человек знает и умеет пользоваться законом. Наказание считается справедливым в таком случае, в котором соответствует тяжести и мотивам содеянного, личности виновного.

Вопрос 3. В каких детских играх есть правила, напоминающие первобытное табу? А существуют ли подобные правила в нашей повседневной жизни?

В играх: прятки – нельзя подглядывать; в казаках разбойниках – держать пароль в секрете; в жмурках не подглядывать.

В жизни: законы – не убий, не укради.

Вопрос 4. Почему профессия юриста требует гуманного отношения к людям, а подчас и мужества?

Предлагая нам помощь эти люди ставят себя на наше место и представляют, как бы они поступили в нашей ситуации. Юристы, адвокаты –должны всегда своему клиенту говорить правду, независимо какая ситуация и насколько она тяжелая и несмотря ни на что предлагать возможные и приемлемые пути решения проблемы помогая человеку до конца. В этом проявляется гуманизм профессионала.

Вопрос 5. Может быть, малолетние нарушители закона действительно не осознают, что наносят вред людям? Нужно ли наказывать таких «несмышлёнышей»? Что ты об этом думаешь?

Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит. Ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие - с 14. К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых.

Вопрос 6. Кого называют законопослушным человеком?

Законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность. Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами, честно выполняет свои обязанности. Можно сказать, что руками законопослушных людей создаются богатства нашей страны. Законопослушные люди составляют большую часть нашего народа. Это нормально, когда люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.

Вопрос 7. В чём коварство мелкого нарушения порядка? Объясни на примере.

Многие привыкли закрывать на него глаза - пусть, мол, немного пошалят. Но юристы предостерегают: от такого проступка до грубого нарушения общественного порядка - один шаг. И этот шаг зачастую такой предательски неожиданный: вроде бы и не хотел ничего плохого - и вдруг беда.

Возьмём такой случай. Любил парнишка пострелять из рогатки. Сначала целился в банку, потом в птичку, а затем в человека - пошутить хотел. Выстрелил камешком - и попал случайно в глаз. Вот и всё - предательский шаг сделан, беда пришла: человек пострадал, может быть, даже стал инвалидом на всю жизнь. Это уже нарушение закона, которое определяется как преступление против жизни и здоровья.

Вопрос 8. По каким признакам определяют противозаконное поведение?

Противозаконное поведение - это такое поведение, которое, во-первых, запрещено законом, а во-вторых, причиняет вред людям, всему обществу.

Вопрос 9. Какое наказание считается справедливым?

Наказание зависит от вреда, причиняемого нарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание.

Вопрос 10. Почему все нарушения разделяют на разные группы? Какая разница между этими группами?

В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы. К одной относят преступления - наиболее вредные нарушения. Наш закон (Уголовный кодекс) содержит их перечень. Это нарушения, которые направлены против здоровья и жизни человека (убийство, побои, истязания и др.), против его чести и достоинства (похищения людей, оскорбление, клевета и др.), против прав и свобод граждан (нарушение равноправия граждан, нарушение правил охраны труда и др.). Преступления могут быть направлены также против собственности (кража, грабёж, вымогательство и др.), общественной безопасности и порядка (терроризм, захват заложников, хищение оружия и др.).

Справедливо, что за преступления положены очень суровые наказания. Они указаны в Уголовном кодексе. Основные виды наказаний - это исправительно-трудовые работы и лишение свободы.

Другая группа - проступки. К ним относят, например, мелкое хулиганство. Закон (Кодекс об административных правонарушениях) даёт ему чёткое определение. Это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. К проступкам закон относит также и нарушение различных правил общественного порядка: дорожного движения, пожарной безопасности, экологических правил и т. д. За подобные нарушения наказывают предупреждением, штрафом, лишением специальных прав (вождения автомобиля и др.).

К проступкам относятся нарушения, которые причиняют вред чужому имуществу. Закон (Гражданский кодекс) требует полностью возместить причинённый ущерб. Если, например, кто-то взял чужой велосипед и сломал его, то он обязан починить или заплатить за него.

Бывают различные нарушения дисциплины по месту работы или учёбы (например, опоздания, прогулы). Согласно закону (Трудовому кодексу) за такие нарушения могут сделать замечание, объявить выговор и даже уволить, исключить.

Вопрос 11. Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? Чего хочет добиться государство, наказывая несовершеннолетних нарушителей?

Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит. Ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие - с 14 (например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабёж, терроризм или ложное сообщение об акте терроризма, за хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, за приведение в негодность транспортных средств и др.).

К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия.

Но не надо думать, что общественно вредные действия в раннем подростковом возрасте вообще остаются безнаказанными. Безнаказанность обещают подросткам более взрослые подстрекатели: «Давай, ты же несовершеннолетний! Тебе всё равно ничего не будет!» Это подлая ложь. И конечно, предательство - прятаться за спину ребёнка. Закон считает подстрекателя соучастником преступления и сурово его наказывает.

Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учёт в полицию, наложить штраф на родителей. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет - в спецшколу, а с 14 - в воспитательно-трудовую колонию (ВТК). И всё-таки, принимая строгие, но справедливые меры к нарушителю, государство, конечно, не мстит ему. Оно хочет одного - помочь оступившемуся подростку вернуться к нормальной жизни.

Вопрос 12. Ты знаешь, что бывает поведение, которое вызывает моральное осуждение. Но есть и такое, за которое наказывает закон. Как ты думаешь, чем моральное осуждение отличается от наказания по закону?

Моральное осуждение – это по большей мере наказание общества, то есть обида общества или отчуждение от общества. Моральное осуждение – это нравственный аспект, не несущий правовой (уголовной) ответственности. По закону – юридический аспект, со всеми вытекающими последствиями.

Вопрос 13. Французский учёный Пьер Буаст (1765-1824) призывал «всегда соизмерять наказания с нарушениями, иначе они будут мщением». Подумай, к чему призывал учёный. Какое слово ты употребишь, чтобы выразить мысль о соответствии наказания преступлению? Найди в тексте фразу, подтверждающую это мнение.

В частности к правопорядку и справедливости. Наказания по своей силе должно быть таким же, как нарушение. Если наказание серьёзнее, чем нарушение, тогда это, действительно, мщение, нарушение закона.

Вопрос 14. Представь ситуацию. Ребята повздорили, и один сильно толкнул другого. У него упали и разбились очки. Какие последствия могут наступить после этого для толкнувшего? Почему ты так считаешь? Найди в тексте фрагмент, который подтвердит твою мысль.

За это он может выплатить денежную компенсацию за разбитые очки.

Вопрос 15. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Как ты оцениваешь этот поступок: как мелкое нарушение порядка или как нарушение закона? Объясни.

Нарушение закона, т.к. он умышленно испортил чужое имущество. Мелкое нарушение закона РФ, за которое нужно привлечь к административной ответственности.

Вопрос 16. Ребята заспорили. Один говорит: «Кому нет 16 лет, тому ничего не будет, даже за очень серьёзное нарушение». Другой отвечает: «Нет, будет, за очень серьёзное - будет». Кто из них прав? Объясни.

Прав второй, так как закон предусматривает ответственность за серьезное правонарушение с 14 лет.

Распознаванием и лечением душевных заболеваний и расстройств традиционно занимается психиатрия. Изучаются те нарушения психической деятельности человека, которые проявляются в мыслях, чувствах, эмоциях, поступках, поведении в целом. Эти нарушения могут быть явно, сильно выраженными, а могут быть не настолько явными, чтобы говорить о «ненормальности». Не всегда неуравновешенные люди являются психически нездоровыми.

Та грань, где за нормой начинается патология, довольно размыта и четко не определена до сих пор ни в психиатрии, ни в психологии. Поэтому душевные болезни с трудом поддаются однозначной трактовке и оценке. Если наблюдаются признаки психического расстройства у женщин, то они могут быть такими же у мужчин. Явные гендерные различия в характере проявления душевных болезней порой заметить трудно. Во всяком случае, при явно выраженных психических расстройствах. А вот уровень распространенности по половому признаку может быть различным. Признаки психических расстройств у мужчин проявляются с не меньшей силой, хотя не лишены своеобразия.

Если человек, считает, например, что он Наполеон или обладает сверхспособностями, либо у него без причины наблюдаются резкие перепады настроения, либо начинается тоска или он впадает в отчаяние из-за самых тривиальных житейских проблем, то можно предположить, что у него наблюдаются признаки психических заболеваний. Также могут быть извращенные влечения или его поступки будут явно отличаться от нормальных. Проявления болезненных состояний психики самые различные. Но общим будет то, что изменению подвергнутся, прежде всего, личность человека, его восприятие мира.

Личность – это совокупность психических и душевных свойств человека, его способ мышления, реагирования на изменения окружающей среды, его характер. Свойства личности разных людей имеют такие же отличия, как телесные, физические – форма носа, губ, цвет глаз, рост и т.д. То есть индивидуальность личности имеет такое же значение, как индивидуальность физическая.

По проявлениям свойств личности мы можем узнать человека. Свойства личности не существуют отдельно друг от друга. Они находятся в тесной взаимосвязи, как по своим функциям, так и по характеру проявления. То есть, они организованы в некую целостную систему, точно так же, как все наши органы, ткани, мышцы, кости образуют телесную оболочку, тело.

Точно также, как тело с возрастом или под влиянием внешних факторов подвергается изменению, личность не остается неизменной, она развивается, меняется. Изменения личности могут физиологическими, нормальными (особенно, с возрастом) и патологические. Изменения личности (нормальные) с возрастом, под влиянием внешних и внутренних факторов происходят постепенно. Душевный облик человека постепенно также меняется. При этом свойства личности меняются так, чтобы гармоничность и целостность личности не были нарушены.

Что происходит при резкой смене свойств личности?

Но порой, личность может поменяться резко (или во всяком случае, так покажется окружающим). Знакомые люди вдруг из скромных становятся хвастливыми, слишком резкими в суждениях, были спокойные, уравновешенные, а стали агрессивные и вспыльчивые. Из обстоятельных превращаются в легкомысленных, поверхностных. Такие изменения трудно не заметить. Гармония личности уже нарушена. Такие изменения уже явно патологические, являются отклонениями в психике. То, что именно психическая болезнь может вызвать такие изменения, очевидно. Об этом говорят и медики, и психологи. Ведь психически больные люди ведут себя часто неадекватно обстановке. Да и окружающим это становится со временем очевидно.

Факторы, провоцирующие возникновение и развитие душевных заболеваний:

  • Травматические повреждения головы и головного мозга. Психическая деятельность при этом резко меняется, явно не в лучшую сторону. Порой она вообще останавливается, когда человек впадает в бессознательное состояние.
  • Органические заболевания, врожденные патологии головного мозга. При этом могут нарушаться или «выпадать» как отдельные психические свойства, так и вся деятельность психики человека в целом.
  • Общие инфекционные заболевания (тиф, септецемия или заражение крови, менингит, энцефалит и др.). Они могут вызвать необратимые изменения в психике.
  • Интоксикация организма под влиянием алкоголя, наркотических средств, газов, лекарственных средств, бытовой химии (типа клея), ядовитых растений. Эти вещества могут вызвать глубокие изменения психики и нарушения работы ЦНС (центральной нервной системы).
  • Стресс, психологическая травма. В этом случае, признаки психических отклонений могут быть временными.
  • Отягощенная наследственность. Если в анамнезе человека есть близкие родственники с психическими хроническими заболеваниями, то вероятность проявления такого заболевания среди последующих поколений повышается (хотя и этот момент порой оспаривается).

Среди вышеперечисленных факторов могут быть другие причины. Их может быть много, но далеко не все они известны медицине и науке. Обычно явно психически неуравновешенный человек заметен сразу, даже обывателям. И все же, психика человека – это, пожалуй, самая малоизученная система человеческого организма. Поэтому ее изменения так плохо поддаются четкому и однозначному анализу.

Каждый случай патологических изменений психики нужно изучать индивидуально. Душевное расстройство или болезнь могут быть приобретенными или врожденными. Если они приобретенные, значит, в жизни человека наступил определенный момент, когда патологические свойства личности выступили на первый план. К сожалению, момент перехода из нормы в патологию проследить невозможно и когда возникли первые признаки трудно узнать. Также, как и предотвратить этот переход.

Где и когда начинается «ненормальность»?

Где та черта, за которой сразу начинается болезнь психики? Если не было явного вмешательства извне в психику (травма головы, интоксикация, болезнь и т.д.), во всяком случае не было, по-мнению как самого больного человека, так и его окружения, то почему он заболел или возникли нарушения психики, пусть даже не психогенные? Что пошло не так, в какой момент? На эти вопросы медики пока не дают ответа. Можно только предполагать, тщательно изучать анамнез, пытаться найти хотя бы то, что могло спровоцировать изменения.

Говоря о врожденных , предполагается, что душевные свойства человека никогда и не были в гармонии. Человек родился уже с нарушенной целостностью личности. Психические расстройства у детей и их симптомы представляют отдельно выделенную область для изучения. У детей свои особенности психики, которые отличаются от взрослых. И следует учитывать, что признаки психического расстройства могут быть явными и очевидными, а могут проявляться как бы исподволь и невзначай, изредка. Причем, анатомические изменения (при этом чаще всего имеются ввиду изменения головного мозга, в первую очередь) при болезнях и расстройствах психики могут быть видны и очевидны, а бывает, что их проследить невозможно. Либо их изменения настолько тонкие, что их при данном уровне развития медицины проследить нельзя. То есть с чисто физиологической точки зрения, нарушения отсутствуют, но человек психически больной и нуждается в лечении.

Патофизиологической основой психических заболеваний следует считать прежде всего расстройства функций ЦНС - нарушение основных процессов высшей нервной деятельности (по И.П.Павлову).

Если говорить непосредственно о признаках психически расстройств, то следует учитывать особенности классификации душевных болезней. В каждый исторический период развития психиатрии, классификации претерпевали различные изменения. Со временем, стало очевидно, что есть необходимость согласованной диагностики одних и тех же больных разными психиатрами, независимо от их теоретической ориентации и практического опыта. Хотя и сейчас этого достигнуть бывает трудно, ввиду концептуального разногласия в понимании сущности психических расстройств и заболеваний.

Трудность еще состоит в том, что существуют различные национальные систематики заболеваний. Между собой они могут отличаться по различным критериям. На данный момент с точки зрения значимости воспроизводимости, используются международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ 10) и американская DSM-IV.

Виды патологии психики (согласно отечественной классификации) в зависимости от основных причин, их вызывающих:

  • Эндогенные (под действием внешних факторов) психические болезни, но при участии экзогенных факторов. К ним относят шизофрению, эпилепсию, аффективные расстройства и др.
  • Экзогенные (под воздействием внутренних факторов) психические болезни, но при участии эндогенных факторов. К ним относят соматогенные, инфекционные, травматические заболевания и т.д.
  • Болезни, обусловленные нарушениями развитий, а также из-за дисфункций или нарушений работы сформировавшихся систем организма. К этим видам болезней относят различные расстройства личности, и проч.
  • Психогении. Это болезни с признаками психозов, неврозы.

Стоит учесть, что все классификации не совершенны и открыты для критики и доработки.

Что такое психическое расстройство и по каким признакам его могут диагностировать?

Пациенты с психическим расстройствами могут часто посещать врачей. Много раз могут быть в больнице и проходить многочисленные обследования. Хотя, прежде всего, психически нездоровые люди чаще предъявляют жалобы на соматическое состояние.

Всемирной организацией здравоохранения определили основные признаки психического расстройства или заболевания:

  1. Явно выраженный психологический дискомфорт.
  2. Нарушение способности выполнять обычные обязанности по работе или учебе.
  3. Повышение риска смерти. Суицидальные мысли, попытки покончить с собой. Общее нарушение психической деятельности.

Стоит насторожиться, если даже при тщательном обследовании не выявлены соматические нарушения (а жалобы не прекращаются), больной долго и безуспешно «лечился» у разных врачей, а его состояние не улучшается. Заболевания психики или душевные болезни могут выражаться не только признаками нарушения психической деятельности, но в клинике заболевания могут быть и соматические нарушения.

Соматизированные симптомы, вызываемые тревогой


Тревожные расстройства встречаются в 2 раза чаще у женщин, чем у мужчин. При тревожных расстройствах пациенты чаще предъявляют соматические жалобы, чем жалобы на изменения общего психического состояния. Нередко соматические нарушения наблюдаются при различного вида депрессии. Это также очень часто встречающееся среди женщин психическое расстройство.

Соматизированные симптомы, вызываемые депрессией

Тревожные и депрессивные расстройства нередко встречаются вместе. В МКБ 10 даже есть отдельно выделенное тревожно-депрессивное расстройство.

В настоящее время в практике психиатра активно используется комплексное психологическое обследование, включающее в себя целую группу тестирований (но их результаты не являются достаточным основанием для постановки диагноза, а играют только уточняющую роль).

При диагностике психического расстройства проводят комплексное личностное обследование и учитывают различные факторы:

  • Уровень развития высших психических функций (или их изменения) – восприятия, памяти, мышления, речи, воображения. Какой уровень его мышления, насколько адекватны суждения, выводы. Нет ли нарушений памяти, не истощено ли внимание. Насколько соответствуют мысли настроению, поведению. Например, некоторые люди могут рассказывать печальные истории и при этом смеяться. Оценивают темп речи – не замедленна ли она или наоборот, человек говорит быстро, бессвязно.
  • Оценивают общий фон настроения (угнетенный или неоправданно завышенный, к примеру). Насколько адекватны его эмоции окружающей обстановке, изменениям окружающего мира.
  • Наблюдают за уровнем его контактности, готовности обсуждать свое состояние.
  • Оценивают уровень социальной, профессиональной продуктивности.
  • Оценивается характер сна, его продолжительность,
  • Пищевое поведение. Не страдает ли человек перееданием или наоборот, принимает пищу слишком мало, редко, бессистемно.
  • Оценивается способность испытывать удовольствие, радость.
  • Может ли пациент планировать свою деятельность, контролировать свои поступки, поведение, нет ли нарушений волевой деятельности.
  • Степень адекватности ориентации в себе, других людях, во времени, месте – знают ли пациенты свое имя, осознают ли себя тем, кто они есть (или считают себя сверхчеловеком, например), узнают ли родных, близких, могут выстроить хронологию событий своей жизни и жизни близких.
  • Наличие или отсутствие интересов, желаний, влечений.
  • Уровень сексуальной активности.
  • Самое главное, насколько критичен человек к своему состоянию.

Это только самые общие критерии, список далеко не полный. В каждом конкретном случае будут также учитываться возраст, социальное положение, состояние здоровья, индивидуальные особенности личности. По сути, признаками психических расстройств могут послужить обычные поведенческие реакции, но в гипертрофированном или искаженном виде. Особый интерес для многих исследователей представляет творчество душевнобольных, его влияние на течение заболевания. Душевные заболевания - не такой уж редкий спутник даже для великих людей.

Считается, что «Душевные болезни обладают способностью вскрывать иногда внезапно родники творческого процесса, результаты которого опережают обычную жизнь иногда очень надолго». Творчество может служить средством успокоения и благотворно влиять на пациента. (П.И. Карпов, «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие искусства, науки и техники», 1926 г.). А также помогают врачу глубже проникнуть в душу пациента, лучше его понять. Считается также, что творцы в области науки, техники и искусства нередко страдают нервной неуравновешенностью. Согласно этим воззрениям, творчество душевнобольных обладает нередко обладает не меньшей ценностью, чем творчество здоровых людей. Тогда какие должны быть психически здоровые люди? Это тоже неоднозначная формулировка и признаки приблизительные.

Признаки психического здоровья:

  • Адекватное внешним и внутренним изменениям поведение, поступки.
  • Здоровая самооценка не только себя, но и своих возможностей.
  • Нормальная ориентация в своей личности, времени, пространстве.
  • Способность нормально трудиться (физически, умственно).
  • Умение критически мыслить.

Психически здоровый человек – это человек, который хочет жить, развиваться, умеет радоваться или грустить (проявляет большое количество эмоций), не угрожает своим поведением себе и окружающим, в целом является уравновешенным, во всяком случае, так он должен оцениваться окружающими людьми. Эти характеристики не исчерпывающие.

Психические расстройства, наиболее часто встречающиеся у женщин:

  • Тревожные расстройства
  • Депрессивные расстройства
  • Тревожно-депрессивные расстройства
  • Панические расстройства
  • Расстройства пищевого поведения
  • Фобии
  • Обсессивно-компульсивное расстройство
  • Расстройство адаптации
  • Истерическое расстройство личности
  • Зависимое расстройство личности
  • Болевое расстройство и др.

Нередко признаки психического расстройства наблюдаются у женщин после рождения ребенка. Особенно, могут наблюдаться признаки неврозов и депрессий различного характера и степени выраженности.

В любом случае, диагностикой, лечением психических расстройств должны заниматься медики. Успех излечения сильно зависит от своевременности терапии. Очень важна поддержка близких и родных. При лечении психических расстройств обычно используются сочетанные методы фармакотерапии и психотерапии.

Противозаконное поведение - это такие действия человека, в результате которых совершается преступление. При этом должно быть соблюдено определенное условие. А именно: человек не только полностью осознает свои поступки, но и способен руководить ими.

Противозаконное поведение - это не только какое-либо противоправное действие, но и бездействие. Оно представляет собой отсутствие какого-либо движения, которое должно было быть выполнено.

В уголовно-правовом смысле противозаконное поведение - это преступление. Дело в том, что оба эти понятия (противоправное поведение и преступление) подразумевают аналогичные явления социальной жизни.

Отличительные признаки

В любом обществе правонарушения являются наказуемым общественно опасным явлением. Ведь незаконная деятельность причиняет вред интересам не только государства, но и его граждан. Как же определить правомерность того или иного поступка человека? Для того существуют признаки противозаконного поведения. Среди них:

1. Противоправные действия. К ним относятся те поступки, которые противоречат указанным в норме границам поведения.
2. Противоправные бездействия. Это пассивность и неисполнение должностных обязанностей (сон сторожа на посту, и т. д.).
3. Нарушение норм права, содержащего юридические запреты и обязанности.
4. Наличие причиненного вреда. Данный признак выражается во всей совокупности тех отрицательных последствий, которые повлекло за собой противозаконное поведение. Это уничтожение ценностей и благ, а также дезорганизация общественных отношений. Вред является непременным признаком любого противозаконного поведения. Причем нанесенный ущерб может быть моральным или материальным, организационным, личным или физическим. Кроме того, вред классифицируют как незначительный или значительный, невосстановимый или восстановимый, а также неизмеряемый или измеряемый. Иногда то, что подпадает под противозаконные действия, не относится к правонарушениям. Это все, что сделано в силу форс-мажорных обстоятельств, и т. д.
5. Наличие вины как субъективного момента деяния. Это умысел или неосторожность, показывающие психологическое отношение человека к своему противозаконному поведению.
6. Присутствие причинной связи. Этот признак говорит о том, что наступление вреда стало возможным только после совершенного преступления.

Классификация противозаконного поведения

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни совершено противоправное деяние, различают преступления:
- в экономике;
- в управленческой деятельности;
- в семейно-бытовой области.

Кроме того, противозаконное поведение может быть:
- направленным на достижение определенной цели;
- не ставящим перед собой какой-либо конкретной задачи.

Нарушение нормы права может иметь различную степень При этом оно признается либо преступлением, либо проступком. Отнесение совершенного деяния к тому или иному типу правонарушений зависит от того, насколько значительный вред принесло противозаконное поведение человека.

Объекты преступного деяния

Противозаконное поведение может быть направлено на ослабление государственного и общественного строя, существующей системы хозяйствования, разнообразных форм собственности. Объектом противозаконного поведения могут стать и права граждан, в том числе имущественные, личностные, трудовые, политические и др.

Совершение преступления

При характеристике противоправного поведения, прежде всего, рассматривается его общественная опасность. При этом совершенные преступления классифицируются как имеющие небольшую или среднюю тяжесть, тяжкие или особо тяжкие.

Принятые в нашей стране основные нормы права за такие противозаконные действия предусматривают применение наиболее строгих мер государственного принуждения. Весь перечень таких наказаний содержится в Уголовном кодексе России. При этом данный список является закрытым. Какие-либо изменения в перечне таких мер могут быть внесены только при уточнении и дополнении самого Уголовного кодекса.

Признать человека виновным в совершенном преступлении имеет право лишь суд. Данный орган назначает и соответствующее противозаконному поведению наказание. При этом судья руководствуется Уголовным кодексом, где содержится полный перечень всех преступных деяний. Список считается исчерпывающим и не подлежит какому-либо расширительному толкованию.

Административные правонарушения

Все те действия, которые являются незаконными, но не рассматриваются в Уголовном кодексе, являются проступками. Они не признаются общественно опасными, хотя и наносят определенный вред.

Одним из видов таких проступков являются административные. Они выражаются в действии или пассивности юридического или физического лица. При этом за данный проступок законодательством предусмотрена административная ответственность.
Такого рода деяния наносят ущерб государственному и общественному порядку, собственности, окружающей среде, правам и свободам граждан, а также установленным нормам и правилам управления. Примеров такого противозаконного поведения множество. Это и и нарушение транспортного режима, и несвоевременное предоставление налоговой декларации, и т. д.

Устанавливается законодательными актами РФ и федеральным кодексом «Об административных правонарушениях». В некоторых случаях такие деяния рассматриваются судами или арбитражными, или общей юрисдикции. Однако в основном решения по административным правонарушениям выносятся специально уполномоченными на то органами или их представителями, в числе которых находятся пожарный контроль, таможня и многие другие.

Дисциплинарный проступок

О таком противозаконном поведении можно говорить в том случае, когда работник ненадлежащим образом исполняет свои служебные, трудовые или воинские обязанности, предусмотренные нанимателем и внутренними актами предприятия.

Дисциплинарный проступок как противозаконное поведение - это прогул или опоздание на работу, нарушение требований охраны труда и т. д. В отличие от преступлений данный вид деяний не имеет исчерпывающего перечня. Также ни в одном из законодательных актов нет самого определения термина «дисциплинарный проступок».
В качестве наказания за опоздание или некачественно выполненную работу администрация предприятия может наложить на своего сотрудника одно из взысканий, которые предусматривает ТК РФ или локальные акты организации.

Гражданско-правовой проступок

Это особый вид противозаконных деяний. Рассматривает его Гражданский кодекс. Обязательства, содержащиеся в договоре и не выполненные одной из подписавших его сторон, считают деликтом. Это и есть гражданско-правовой проступок. В перечень таких действий входит также незаконное решение о заключении сделки, нарушение прав собственника и многое другое. Исчерпывающий список таких проступков, касающихся как физических, так и юридических лиц, законодательством не определен.

Какие санкции применяются за подобные проступки? Это возмещение материального, а также морального вреда, восстановление всех нарушенных прав, исполнение предусмотренных договором обязанностей, принудительное взыскание долгов и т. д.

Существует основное правило, по которому ответственность за гражданско-правовые проступки несут лица, не исполнившие или исполнившие ненадлежащим образом предварительно принятые договоренности. Однако у каждого правила есть свои исключения, предусмотренные законом. Так и в случаях с гражданско-правовыми проступками. Например, возмещение вреда производится владельцем источника опасности вне зависимости от имеющейся вины причинителя ущерба. Таковой может быть полностью освобожден от ответственности, если сумеет доказать, что его поведение стало следствием непреодолимой силы и не имело умысла.

Материальные правонарушения

К таковым проступкам относятся те случаи, когда служащими или рабочими причинен ущерб своей организации, предприятию или учреждению. В этой ситуации к ним применяются санкции правовосстановительного типа. Это удержание части заработной платы, возмещение стоимости испорченной вещи и т. п.

Процессуальные правонарушения

К таким проступкам относят, например, неявку в суд, на допрос к следователю, отказ от добровольной выдачи вещественного доказательства и т. д. В качестве санкций применяется принудительный привод в соответствующий орган или к определенному должностному лицу.

Почему люди нарушают закон?

Общество принимает различные меры, направленные на то, чтобы граждане вели себя в рамках, установленных принятыми нормами и правилами. Однако, несмотря на это, большое количество людей все же совершают противозаконные поступки. Отчего же они идут на это?

В формировании противоправного поведения значительную роль играют различные общественные процессы. Сюда относят несовершенство законодательства и слабость власти, невысокий уровень жизни и социальные катаклизмы.

Мотивацией некоторых людей в совершении ими противоправных действий становится стремление любой ценой достичь успеха и получить большой доход. К тому же, если у человека нет возможности беспрепятственно пользоваться общественными благами, то легально прийти к этой цели просто невозможно.

Одной из социальных причин противозаконного поведения может стать и принятая у людей склонность к навешиванию ярлыков. В ряде случаев человек снова и снова идет на преступление в связи с действием принципа порочного круга. Первоначальное противоправное действие совершено им случайно. Далее за ним последовало наказание.

Затем человек приобрел в местах заключения опят насильственных отношений. После освобождения у него возникают трудности с социальной адаптацией. На человека вешают ярлык преступника, который, в совокупности с возникшими жизненными трудностями, толкает его на более тяжкое противоправное действие.
На формирование антисоциального поведения влияют и те условия, которые создаются в неблагополучных семьях.

Юридическое просвещение и помощь

На Первом канале российского телевидения с 1974 года выходит общественно-политическая программа «Человек и Закон». С 1996 г. ее бессменный ведущий - журналист В программе поднимаются темы борьбы с преступностью и коррупцией, рассказываются криминальные истории. В студию приглашаются политики и журналисты, представители правоохранительных органов и силовых структур.

На базе данного популярного телепроекта создан и успешно работает правовой центр с одноименным названием. ПЦ «Человек и Закон» оказывает высококвалифицированную юридическую помощь и отстаивает права своих клиентов. На сегодняшний момент здесь можно получить своевременную и грамотную поддержку при правильно составляемой правовой документации. Специалисты центра помогают своим клиентам предотвратить большое количество негативных последствий и избежать множества рисков и конфликтов. В ПЦ «Человек и Закон» обращается тот, кому понадобились юридические услуги самого высокого качества, опытные адвокаты по гражданским и уголовным делам. Квалифицированные специалисты решают проблемы клиентов в сжатые сроки и с максимальной эффективностью.

«Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?» - сказала несравненная Фаина Раневская. И в чем-то была права, ведь в отношениях между сильным и слабым полом женская смекалка очень важна.

Игра «мужчина - охотник, женщина - добыча» стара как мир и актуальна по сегодняшний день. Ведь дамам нравятся решительные и смелые рыцари. Но, согласитесь, иногда желание охотиться нужно подогреть. И тут не обойтись без женской хитрости - играть нужно тонко, ведь доступность снижает ценность любой добычи.

Как сделать так, чтобы он понял вашу заинтересованность, но при этом сохранил азарт и желание играть дальше?

1. Улыбайтесь

Ученые доказали, что улыбающиеся женщины нравятся сильному полу больше, чем те, которые выглядят слишком загадочными или уверенными в себе. Улыбаясь, вы посылаете мужчине сигнал: «Я счастлива и таким же сделаю тебя». А кто откажется от такого предложения? Поэтому улыбайтесь. Даже когда разговариваете с ним по телефону, ведь ваш настрой чувствуется на расстоянии.

2. Покажите свой интерес

Сильный пол (впрочем, как и слабый) любит, когда к нему проявляют интерес. Поинтересуйтесь у мужчины его увлечениями, взглядами, целями. Наблюдайте за собеседником и развивайте ту тему, на которую он отреагировал наиболее живо. Если вы ничего в ней не понимаете, не стесняйтесь признаться в этом - это может выглядеть мило, главное, делать это не с пренебрежением, а заинтересованно.

Не очень:

    • «Понятия не имею, что может нравиться в езде на мотоциклах, ведь это опасно!»

Намного лучше:

    «Давно хотела разобраться, что так привлекает людей в езде на мотоциклах, ведь со стороны это выглядит опасно».

3. Попросите о помощи

Создайте ситуацию, в которой мужчина, который вам нравится, почувствует себя нужным. В эпоху сильных и независимых женщин возможности сильного пола проявить себя добытчиком и защитником сильно ограничены.

Приглашать его к себе домой, чтобы повесить полку, не всегда уместно, а вот попросить перенести вещи или посмотреть, что стучит в двигателе, вполне подойдет. Так вы предоставите мужчине возможность почувствовать себя спасателем и одновременно намекнете о своей симпатии, ведь среди всех вы выбрали именно его.

4. Искренне поблагодарите

Если просьба о помощи - это намек, то благодарность - это прямое, но тонкое признание в том, что мужчина вам интересен. Также это возможность сделать комплимент, ценность которого нельзя преуменьшать. Поэтому замените «спасибо» фразой «У тебя отлично все получилось. Ты мне действительно очень помог, без тебя я бы не справилась».

Кстати, благодарность - это идеальный момент для флирта. Подойдите поближе, дотроньтесь, посмотрите в глаза. Пригласите его в знак благодарности на чашку кофе или бокал вина.

5. Помогите мужчине почувствовать себя сильным

Дайте мужчине ощущение того, что вы за ним как за каменной стеной. Почаще говорите, что рядом с ним как ни с кем другим вы чувствуете себя в безопасности и ничего не боитесь. Защита женщины - опция, заложенная в сильном поле природой, и, активируя ее, вы даете непрямой, но очень понятный посыл мужчине: «Ты мне нравишься».

Без предлога говорить о безопасности странно, поэтому «помогите» мужчине о вас позаботиться. Например, попросите проводить домой, потому что темно или потому что дождь, а у вас нет зонта (даже если он есть).

6. Говорите прямо

О неумении мужчин понимать намеки не даром придумывают анекдоты, равно как и о женском пристрастии к этим намекам. Предположим, вы хотите показать мужчине свое расположение, пригласив его в кино. Так приглашайте! По фразе «В кинотеатре идет хороший фильм» мужчина вряд ли поймет, что вы хотите пойти с ним в кино, а какой там фильм - вообще неважно.

Выражайте свои мысли конкретно. Самое страшное, что может произойти в этом случае, - он откажется. В таком случае следует задуматься, а стоит ли вообще игра свеч.

7. Будьте последовательной

В общении с мужчиной, особенно с тем, кому вы хотите понравиться, важно придерживаться одной линии поведения. Но часто бывает так, что женщины из-за желания казаться загадочной или из-за банальной смены настроения резко меняют стратегию своих действий, чего сильный пол не понимает, а иногда и нервничает по этому поводу. Если вчера вы всем своим видом показывали, что он вам нравится, сегодня показываете безразличие, а завтра опять интерес, вы создаете сложности. А кому они нужны?

8. Не пытайтесь стать подругой

Пытаясь обратить на себя внимание мужчины, женщина иногда начинает вести себя как его близкий друг: слушает рассказы о других девушках, дает советы и предлагает помощь. Такое поведение противоречит правилам игры, которую вы затеяли, ведь за другом не нужно охотиться. Поэтому если мужчина вам интересен как партнер, не начинайте строить дружбу. Будьте однозначны в своих действиях: смотрите на него, говорите и ведите себя так, как увлеченная им женщина, а не близкий друг.

И еще несколько слов

Придерживаясь намеченной вами линии поведения, не переборщите с комплиментами, просьбами о помощи и прочим. Мужчина до последнего должен сомневаться, правильно ли он интерпретирует ваш интерес к себе, - это позволяет не утратить чувство того, что это он охотится за вами, а не наоборот.

Что делать, если эти приемы не работают? Тут есть 2 варианта: сказать мужчине прямо о своих чувствах или перестать терять время и посмотреть вокруг, ведь наверняка там немало других объектов, достойных вашего внимания. Каждое из этих решений верное, и выбор зависит лишь от женщины, ее принципов и характера. Какое из них выберете вы?

1 сентября 1939 г. фашистская Германия, мечтавшая о всемирном господстве и реванше за поражение в первой мировой войне, развязала боевые действия против Польши. Так началась вторая мировая война - самое крупное военное столкновение нашего века.

Накануне этих событий СССР и Германия подписали договоры о ненападении и дружбе. Существовали и секретные протоколы, в которых велась речь о разделе сфер влияния между двумя государствами, содержание которых стадо достоянием общественности только спустя четыре десятилетия.

Подписанные документы сулили выгоды обеим сторонам. Германия обезопасила свои восточные границы и могла спокойно проводить военные действия на Западе, Советский Союз же относительно безопасно для своих западных рубежей мог сосредоточить военную мощь на Востоке.

Разделив с Германией сферы влияния в Европе, СССР заключил договоры с государствами Прибалтики, на территорию которых вскоре были введены войска Красной Армии. Вместе с Западной Украиной, Западной Белоруссией и Бессарабией эти земли вскоре вошли в состав Советского Союза.

В результате боевых действий с Финляндией, проходивших с 30 ноября 1939 г. по март 1940 г., к СССР отошел Карельский перешеек с городом Выборгом и северное побережье Ладоги. Лига Наций, определив эти действия как агрессию, исключила Советский Союз из своих рядов.

Короткое военное столкновение с Финляндией выявило серьезные просчеты в организации Вооруженных Сил СССР, в уровне имеющейся у них техники, а также в подготовке командного состава. Вследствие массовых репрессий многие должности среди офицерского состава занимали специалисты, не имевшие необходимой подготовки.

Мероприятия по укреплению обороноспособности Советского государства


В марте 1939 г. XVIII съезд ВКП(б) принял четвертый пятилетний план, намечавший грандиозные, трудно выполнимые темпы экономического роста. Основное внимание в плане было обращено на развитие тяжелого машиностроения, оборонной, металлургической и химической промышленности, увеличение промышленного производства на Урале и в Сибири. Резко возрастали затраты на производство вооружения и другой продукции оборонного значения.

На промышленных предприятиях вводилась еще более жесткая трудовая дисциплина. Опоздание на работу более чем на 20 минут грозило уголовным наказанием. В стране повсеместно была введена семидневная рабочая неделя.

Военное и политическое руководство страны сделало далеко не все возможное в стратегическом плане. Недостаточно анализировался опыт военных операций, многие талантливые командиры высшего ранга и крупнейшие военные теоретики были репрессированы. В военном окружении И. В. Сталина господствовало мнение, что грядущая война для СССР будет носить только наступательный характер, военные действия будут только на чужой земле.

В этот период ученые разработали новые виды вооружения, которые вскоре должны были поступить в Красную Армию. Однако к началу Великой Отечественной войны этот процесс не был завершен. Многим образцам новой техники и оружия не хватало запасных частей, а личный состав вооруженных сил в должной мере еще не овладел новыми видами вооружения.

Начало Великой Отечественной войны


Весной 1940 г. германское военное командование разработало план нападения на СССР: армия рейха должна была молниеносными ударами танковых группировок на Севере (Ленинград - Карелия), в центре (Минск-Москва) и на Юге (Украина-Кавказ-Нижняя Волга) разбить Красную Армию до наступления зимы.

К весне 1941 г. к западным границам Советского Союза была подтянута невиданная ранее по масштабам военная группировка, насчитывающая более 5,5 млн человек и огромное количество боевой техники.

О стремлении германского фашизма начать боевые действия Советскому Союзу было известно благодаря агентурной работе разведки. На протяжении 1940 - начала 1941 г. в распоряжение правительства страны поступала убедительная информация о планах потенциального противника. Однако руководство во главе с И. В. Сталиным не принимало всерьез эти донесения, до последнего момента верило, что Германия не может вести войну сразу на западе и на востоке.

Только около полуночи 21 июня 1941 г. нарком обороны С. К. Тимошенко и начальник Генштаба Г. К. Жуков отдали распоряжение привести войска западных военных округов в полную боевую готовность. Однако директива пришла в некоторые воинские части уже в тот момент, когда началась бомбардировка. В полную боевую готовность был приведен только Балтийский флот, встретивший агрессора достойным отпором.

Партизанская война


В годы Великой Отечественной войны развернулась всенародная партизанская борьба. Постепенно в партизанские отряды вливались бойцы и командиры из окруженных частей и соединений. Весной 1942 г. в Москве был создан Центральный штаб партизанского движения. С расширением наступательных действий Красной Армии все более активно проводились совместные боевые действия партизан и регулярных воинских частей.

В результате четко проведенной операции "рельсовая война" партизанские соединения, выводя из строя железные дороги, нарушали передвижение вражеских формирований, наносили врагу существенный материальный урон.

К началу 1944 г. большое количество партизанских отрядов влилось в армейские соединения. Руководители партизанских отрядов С. А. Ковпак, А. Ф. Федоров были дважды удостоены звания Героя Советского Союза.

Совместно с партизанами активно действовали подпольные группы. Они организовывали диверсии, вели разъяснительную работу среди жителей оккупированных областей. Многочисленные сведения о дислокации вражеских воинских соединений, благодаря действиям подпольщиков, становились достоянием армейской разведки.

Героическая работа тыла


Несмотря на внезапное вторжение противника, благодаря четкой организации и героизму миллионов граждан страны за короткие сроки удалось эвакуировать значительное число промышленных предприятий на Восток. Основное промышленное производство было сосредоточено в Центре и на Урале. Там ковалась победа.

Всего несколько месяцев потребовалось для того, чтобы не только наладить выпуск оборонной продукции в новых районах, но и добиться высокой производительности труда. К 1943 г. советское военное производство по количественным и качественным показателям существенно превзошло германское. Было налажено крупное серийное производство средних танков Т-34, тяжелых танков КВ, штурмовиков ИЛ-2 и другой военной техники.

Эти успехи были достигнуты самоотверженным трудом рабочих и крестьян, большинство которых составляли женщины, старики и подростки.

Высок был патриотический дух народа, верившего в победу.

Освобождение территории СССР и Восточной Европы от фашизма (1944-1945)


В январе 1944 г. в результате успешно проведенной операции Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов была снята блокада Ленинграда. Зимой 1944 г. усилиями трех Украинских фронтов освобождена Правобережная Украина, а к концу весны была полностью восстановлена западная граница СССР.

В таких условиях в начале лета 1944 г. в Европе был открыт второй фронт.

Ставка Верховного Главнокомандования разработала грандиозный по масштабам и удачный по тактическим задумкам план полного освобождения советской территории и вступления войск Красной Армии в Восточную Европу с целью ее освобождения от фашистского порабощения. Этому предшествовала одна из крупных наступательных операций - Белорусская, получившая кодовое наименование "Багратион".

В результате проведенного наступления Советская Армия вышла к предместьям Варшавы и остановилась на правом берегу Вислы. В это время в Варшаве вспыхнуло народное восстание, жестоко подавленное фашистами.

В сентябре-октябре 1944 г. были освобождены Болгария и Югославия. В боевых действиях советских войск активное участие принимали партизанские соединения этих государств, составившие затем основу их национальных вооруженных сил.

Ожесточенные бои разгорелись за освобождение земель Венгрии, где находилась крупная группировка фашистских войск, особенно в районе озера Балатон. Два месяца советские войска осаждали Будапешт, гарнизон которого капитулировал лишь в феврале 1945 г. Только к середине, апреля 1945 г. территория Венгрии была полностью освобождена.

Под знаком побед Советской Армии с 4 по 11 февраля в Ялте прошла конференция руководителей СССР, США и Англии, на которой были обсуждены вопросы послевоенного переустройства мира. Среди них установление границ Польши, признание требований СССР по репарациям, вопрос о вступлении СССР в войну против Японии, согласие союзных держав на присоединение к СССР Курильских островов и Южного Сахалина.

16 апреля - 2 мая - Берлинская операция - последнее крупное сражение Великой Отечественной войны. Проходила в несколько этапов:
-взятие Зееловских высот;
-бои в предместьях Берлина;
-штурм центральной, наиболее укрепленной части города.

В ночь на 9 мая в пригороде Берлина Карлс-хорсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии.

17 июля - 2 августа - Потсдамская конференция глав государств - членов антигитлеровской коалиции. Главный вопрос - судьба послевоенной Германии. Был создан Контроль- . ный совет - совместный орган СССР, США, Великобритании и Франции для осуществления верховной власти в Германии на период ее оккупации. Особое внимание он уделял вопросам польско-германской границы. Германия подлежала полной демилитаризации, запрещалась деятельность социал-нацистской партии. Сталин подтвердил готовность СССР принять участие в войне против Японии.

Президент США, получивший к началу конференции положительные результаты проведенных испытаний ядерного оружия, начал давление на Советский Союз. Ускорилась работа над созданием атомного оружия и в СССР.

6 и 9 августа США подвергли ядерной бомбардировке два японских города - Хиросиму и Нагасаки, которые не имели никакого стратегического значения. Акт носил предупредительно-угрожающий характер, в первую очередь для нашего государства.

В ночь на 9 августа 1945 г. Советский Союз начал военные действия против Японии. Было образовано три фронта: Забайкальский и два Дальневосточных. Совместно с Тихоокеанским флотом и Амурской военной флотилией была разгромлена отборная японская Квантунская армия и освобождены Северный Китай, Северная Корея, Южный Сахалин и Курильские острова.

2 сентября 1945 г. подписанием на американском военном крейсере "Миссури" Акта о капитуляции Японии завершилась вторая мировая война.

Итоги Великой Отечественной войны


Из 50 млн человеческих жизней, унесенных второй мировой войной, около 30 млн пришлось на долю Советского Союза. Огромны и материальные потери нашего государства.

Все силы страны были брошены на достижение победы. Значительную экономическую помощь оказали страны - участницы антигитлеровской коалиции.

В годы Великой Отечественной войны родилась новая плеяда полководцев. Ее по праву возглавил четырежды Герой Советского Союза заместитель Верховного Главнокомандующего Георгий Константинович Жуков, дважды удостоенный ордена "Победа".

Среди прославленных полководцев Великой Отечественной войны К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев и другие талантливые военачальники, которым приходилось нести ответственность и за неверные стратегические решения, принимаемые политическим руководством страны и лично И. В. Сталиным, особенно в первый, наиболее тяжелый период Великой Отечественной войны.