И Сифа - первых людей, рожденных за пределами Эдемского сада. Соблазненная змеем, дала мужу Адаму попробовать запретный плод с Древа познания Добра и Зла, что в христианской мифологии стало причиной грехопадения первых людей.

Сотворение человека

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию. Предполагалось, что прародители человечества станут властвовать над всем, что ни есть на земле живого. Первым Бог «из праха земного» изготовил Адама и вдохнул в того жизнь через ноздри. Затем Бог Адама усыпил и взял у него ребро, и из этого материала создал Еву - первую женщину.

Ева стала женой Адама. Оба жили в Эдемском саду, ходили «наги и не стыдились». «Каноническая» история Адама и Евы содержится в книге Бытия. Однако есть и апокрифы, согласно которым Ева - не второй человек, созданный после Адама, а третий, потому что второй стала Лилит, первая «неудачная» жена Адама, которую Бог создал до Евы. Об этом рассказывается в книге Зогар.

Лилит можно назвать первой в мифологической истории феминисткой, подавшей голос в пользу равноправия мужчин и женщин. Лилит отказалась подчиняться Адаму, заявив, что Бог сотворил женщину равной тому. Лилит улетела от Адама, произнеся тайное имя Бога, и Адам пошел к Богу жаловаться.


Вслед за беглянкой послали трех ангелов, которые настигли Лилит у Красного моря. Женщина отказалась возвращаться к супругу и понесла наказание. Лилит превратилась в злого демона, который убивает младенцев, а по версии каббалы - в дьяволицу, которая приходит к молодым холостякам во сне и соблазняет тех.

Созданная из ребра Ева уже не считала себя равной мужу, но тоже принесла тому неприятности.

Первородный грех

Создавая Эдемский сад, Бог «включил в проект» два особенных дерева - Древо познания Добра и Зла и Дерево Жизни. Плоды со второго даровали вечную жизнь, а плоды с первого Господь запретил пробовать. Наказанием тем, кто преступит запрет, станет смерть. Остальная флора в Эдеме была в полном распоряжении Адама и Евы.


Первое время люди соблюдали господень запрет, пока к Еве не обратился змей, бывший «хитрее всех зверей полевых». Змей стал уламывать Еву отведать запретного плода. Сначала Ева отказывалась слушаться змея и говорила, что Бог запретил приближаться к тому дереву и пробовать плоды с него под угрозой смерти.

Змей убеждал Еву, что смерть им не грозит, напротив – съевши плод, люди сами станут как боги. Увлеченная речами дьявольской рептилии, Ева попробовала плод, который в массовой культуре принято считать яблоком. На самом деле вид плода в Библии не уточняется и на счет того, что конкретно съела Ева, есть разные мнения - от фиги или инжира в версии иудеев до персика в версии армян.


Попробовав плод, Ева накормила тем и мужа. Отведав запретного плода, Адам и Ева неожиданно заметили, что оба обнажены, смутились и попытались спрятаться от Бога. Господь наказал каждого участника событий. Змея проклял, чтобы тот вечно ползал на брюхе и питался прахом. А совершивших первородный грех Адама и Еву изгнал из Эдема.

За пределами райского сада мужчине пришлось всю жизнь трудиться в поте лица и возделывать землю, а Ева была обречена подчиняться мужу и «в болезни рождать детей». Люди утратили бессмертие, которое было им свойственно в саду Эдема, и после смерти обречены были вернуться в прах - в землю. Чтобы люди не пробрались обратно в Эдем и не вкусили там плодов Дерева жизни, которые дают бессмертие, Господь поставил на входе херувима - многокрылого ангела с огненным мечом.


После изгнания из рая люди начали плодиться и размножаться. Ева родила первого сына - Каина, а за ним второго - Авеля. Третий сын, Сиф, родился у Евы, когда той было уже 130 лет. Из рода этого Сифа произошел Ной - ветхозаветный патриарх, который спасся в ковчеге во время Всемирного потопа вместе с небольшой группой избранных праведников. Потомки других сыновей Евы - Каина и Авеля - погибли во время потопа. Таким образом, Сиф считается родоначальником современного человечества.

Экранизации

В 11 эпизоде первого сезона сериала «Секретные материалы» имя Евы носят женщины и девочки-клоны, искусственно созданные в ходе генетического эксперимента. Эти усовершенствованные в лаборатории детки должны были стать суперсолдатами. Но что-то пошло не так, и подопытные Евы начали в подростковом возрасте слетать с катушек, превращаясь в убийц-психопаток.


В 2014 году вышел библейский эпический фильме «Ной», где образ Евы воплотила актриса Ариан Райнхарт.

В сериале «Сверхъестественное» Ева - праматерь монстров, могущественное существо, которое появилось задолго до ангелов и людей. Обитала в Чистилище, пока не вырвалась оттуда на Землю, где облике смертной женщины собирает собственную армию, чтобы противостоять ангелам, демонам и вообще всем.


В 2013 году вышел фильм Джима Джармуша «Выживут только любовники», где речь идет о паре вампиров - андеграундном музыканте (), который живет в полузаброшенном Детройте и подумывает о самоубийстве, и его стильной жене (), которая любит поэзию и поболтать по вечерам с современником английским поэтом Кристофером Марло в теплом марокканском городе Танжере. Оба вампира названы именами библейских прародителей - Адам и Ева.

  • Образы Адама и Евы многократно обыгрывались в искусстве. Знамениты на весь мир изображения прародителей человечества на диптихе немецкого художника Альбрехта Дюрера и на створках Гентского алтаря братьев ван Эйков. Иероним Босх изобразил Адама и Еву на левой створке знаменитого триптиха «Сад земных наслаждений», где показаны последние три дня творения мира.

  • Молекулярные биологи окрестили «митохондриальной Евой» женщину, которая стала последним общим предком по материнской линии для всех живущих сейчас людей и жила примерно две сотни тысяч лет назад. Митохондриальная ДНК этой гипотетически существовавшей дамы есть у всех человеческих женщин, но это не значит, что та была единственной «праматерью» человечества, как библейская Ева. В одно время с так называемой «митохондриальной Евой» жили и другие женщины, и тоже вносили в генофонд человечества собственный вклад. Этому открытию посвящен двухсерийный фильм «Discovery» «Настоящая Ева».
  • В Петергофе есть парные фонтаны «Адам» и «Ева», изваянные итальянцем Джованни Бонацца по заказу русского дипломата Рагузинского во времена . За три века существования фонтаны не менялись и сохранили изначальный вид.
  • В авраамических религиозных традициях считается, что у ветхозаветных персонажей есть вполне реальные места погребения. Прародительница Ева, согласно иудаизму, погребена в пещере Патриархов, она же пещера Махпела, в древней части города Хеврон на берегу реки Иордан. Вместе с Евой там покоятся Сарра, жена Авраама, Ревекка, жена Исаака, и Лия, супруга Иакова. А по исламской версии могила Евы находится в городе Джидда в Саудовской Аравии, где есть место под названием Гробница Хаввы, или Мукбарат умна Хавва.

  • В мусульманской традиции Ева именуется Хаввой. В Коране о супруге Адама ничего не сказано, та только упоминается, без подробностей. Зато подробности присутствуют в хадисах, или преданиях, которые рассказывают о жизни . В этой версии Господь услал Адама и Хавву в различные части света: мужчина после грехопадения оказался в Индии, а женщина - на Аравийском полуострове. Считается, что Хавва рожала не три раза, а двадцать, причем каждый раз - близнецов. Последним Хавва родила одного сына. Всего у Хаввы по исламской версии родилось 39 детей.
  • Именем Евы назван астероид 164, обнаруженный в 1876 году.

Цитаты

«И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих». - Быт.3:20
«И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». - Быт.3:1-6
«Наш Сад есть единое Древо,
С многолиственным сонмом ветвей.
Его насадила лучистая Ева,
В веках и веках непорочная Дева...»

В этой статье вы найдете сведения о значении имени Ева, его происхождении, истории, узнаете о вариантах толкования имени.

Что означает имя Ева : живая (имя Ева еврейского происхождения).

Короткое значение имени Ева: Евочка, Евушка, Евка.

День ангела Евы : 12 апреля (30 марта) – Св. Ева-великомученица (III в.) скончалась во имя православной веры. Также именины имени Ева празднуются в неделю праотец.

Приметы имени Ева : В этот день домовой бесится до полуночи, пока не запоет петух.

  • Зодиак Евы – Овен
  • Планета – Солнце
  • Цвет Ева Ева - красный
  • Благоприятное дерево – финиковая пальма
  • Заветное растение Евы – магнолия
  • Покровитель имени Ева – лань
  • Камень-талисман Ева Евы – рубин

Характеристика имени Ева

Положительные черты: Это - романтичная личность, символизирующая мир и гармонию. На добро Ева отвечает добром. Она дипломатична, миролюбива, предпочитает компромисс, а не конфронтацию, и все-таки пробует соблюсти свои интересы при каждом удобном случае.

Отрицательные черты: Ева считает, что в мире все должно сложиться само по себе, что ей можно спокойно плыть по течению времени. Для нее характерна неспособность действовать в критических ситуациях, но именно благодаря своей пассивности Ева часто единственная может выйти невредимой из сложных переделок.

Характер имени Ева : Какие черты характера определяет значение имени Ева? Ева тянется ко всему чудесному, несбыточному. Еще в детстве удивляет домочадцев разными страшными и таинственными историями, которые якобы случились с него и ее друзьями. Став взрослой, легко попадает под влияние разного рода прорицателей, адептов всемирного братства и т.д.

Ева и ее личная жизнь

Совместимость с мужскими именами: Благоприятен союз имени с Августом, Агафоном, Адамом, Виссарионом, Дасием, Евграфом, Елизаром, Иосифом, Кононом, Миланом, Никоном, Орестом, Трифоном. Сложные отношения имени вероятны с Аланом, Булатом, Валентином, Валерием, Германом, Емельяном, Зиновием, Капитоном, Кимом, Корнеем, Львом, Манилом, Мирко, Натаном, Самуилом, Фролом, Харитоном, Эрастом.

Любовь и брак: Обещает ли счастье в любви значение имени Ева? Добрая, мирная, несколько ленивая и непредсказуемая Ева с трудом переносит властного, последовательного и прямолинейного мужчину. В браке с таким человеком она будет страдать.

Таланты, бизнес, карьера

Выбор профессии: В спокойных ситуациях Ева работает продуктивно, а при сильных стрессах теряет работоспособность. В деловом партнерстве Еве нужна определенная свобода для проявления своего подхода и творческих замыслов, и в то же время она нуждается в поддержке и одобрении коллег. Девушка с именем Ева может стать хорошим секретарем, библиотекарем, историком, биологом.

Бизнес и карьера Евы: Ева часто бывает капризна, любит, чтобы ее баловали и потакали ее прихотям. Деньги она часто тратит расточительно, не откладывая на «черный день», но ей, случается, везет в лотереях.

Здоровье и энергетика

Здоровье и таланты имени Ева : У Евы может быть пониженное давление крови (гипотония). Многие предрасположены к полноте, ожирению.

Психика у имени Ева неуравновешенна, она склонна к семейным скандалам, после которых надолго затаивает злость.

Единственный выход для мужа – посещать вместе с Евой театры, показы мод, участвовать в веселых дружеских пирушках. Здесь его супруга Ева – само очарование.

Судьба Евы в истории

Что означает имя Ева для женской судьбы?

  1. Чтобы не было одиноко в раю первому человеку, Бог, вынув у спящего Адама ребро, сотворил женщину. Они жили в счастье и блаженстве. Единственным запретом Бога, о котором знали и Адам и Ева, был наказ не брать плодов с древа познания добра и зла, которое росло отдельно от других на круглой зеленой лужайке. Предание об Адаме и Еве, прародителях человечества, изгнанных из рая, существует у всех народов земли.
  2. Ева-Александра Васильевна Смирная, урожденная княгиня Вяземская, внучка Данилы Яковлевича Земского, современника и сподвижника Петра Великого, родилась в 1771 г., под старость поселилась в Ново-Девичьем монастыре в Санкт-Петербурге; здесь писала мемуары, отрывок которых напечатан в "Русской Старине" (1883 г.); умерла после 1850 г.
  3. Ева Анна Паула Браун (в последний день жизни - фамилия Гитлер; любовница Адольфа Гитлера, затем его жена)
  4. Ева Романова (чехословацкая фигуристка, выступавшая в танцах на льду со своим братом Павлом Романом; четырёхкратные чемпионы мира и двукратные чемпионы Европы)
  5. Ева Жаклин Лонгория Паркер (американская актриса и модель, наиболее известна ролью Габриэль Солис в сериале «Отчаянные домохозяйки»)
  6. Эв Кюри, Эва Кюри, Ева Кюри ((1904 - 2007) французская писательница и общественный деятель, дочь Пьера Кюри и Марии Склодовской-Кюри)
  7. Ева Руткаи ((1927 – 1986) венгерская актриса)
  8. Ева Симонайтите ((1897 – 1978) литовская писательница, народная писательница Литвы)
  9. Ева Мендес (американская актриса)
  10. Ева Файджес (английская писательница, литературный критик, автор исследований в области феминизма, а также мемуаров, описывающих её детство в Берлине и последующий опыт еврейской беженки из фашистской Германии)
  11. Ева Герцигова (Херцигова) (чешская топ-модель и актриса)
  12. Ева Нейман (германско-украинский кинорежиссёр, гражданка Украины)
  13. Ева Ривас (настоящее имя - Валерия Александровна Решетникова-Цатурян; российско-армянская поп-певица)
  14. Ева Олин (шведская актриса)
  15. Ева Арнольд (американский фотожурналист и первая женщина член «Magnum Photos»)
  16. Ева Мэри Сэйнт (американская актриса, обладательница премии «Оскар» (1954))

Именем «Ева » (Наvvа - евр., ῾Ευα , Ζωἡ - греч.) называлась жена первого человека - Адама, праматерь всего человечества. Такое имя она получила от своего мужа и, что особенно важно, не с самого начала, а значительно позднее, после грехопадения первых людей и даже после божественного суда над ними. Выслушав строгий божественный приговор о всеобщности и неизбежности смерти, Адам, по словам бытописателя, «нарек имя жене своей Ева, потому что она мать всех живущих» (Быт. 3, 20).

В приведенной библейской глоссе дан ключ к пониманию имени «Ева». Действительно, слово «Наvvа» происходит от евр. глагола hajja - «жить» и означает «жизнь» (χωἡ - греч.) или, точнее, «источник жизни» «производительница жизни» (Ζωογὁνος - Симмаха), как это прекрасно и раскрывается в словах библ. текста: «потому что она мать всех живущих» (kol-hajja - собственно «всего живущего»). Среди всеобщего разрушения, которое верховный Судия провозгласил последним и физическим уделом всех людей, одна жена являлась как бы некоторым исключением; правда, лично и она разделяла общую участь, но благодаря акту чадорождения она как бы продолжала жить в своем потомстве. Да и само по себе это чадорождение, первовиновницей которого была Ева, являлось как бы протестом против господства смерти и символом непрестанно возрождающейся жизни. Отсюда становится вполне понятным смысл названия первой жены именем «Евы», т. е. «источника жизни», в переносном смысле - самой «жизнью».

Но библейский текст дает нам даже еще больше. По точному смыслу еврейского подлинника, Ева есть «мать всего сущего» (3, 20), т. е. источник всей и всякой вообще жизни, представляющий в этом отношении Прямую противоположность навлеченной грехом смерти. Это обстоятельство, по мнению святых отцов и лучших экзегетов, заставляет нас имя Евы поставить в связь с первообетованием о Семени жены. Смотря, с точки зрения первоевангелия, очами веры на свою жену, Адам пророчески видел в ней производительницу потомства, деятельно противоборствующего диаволу и в частности - праматерь Того великого Потомка, Который поразит змия и тем самым освободит человечество от тяготеющего над ним ига греха и его оброка - смерти. Таким образом, в факте наречения своей жене имени Евы Адам выразил горячую и твердую веру в непреложность божественного обетования о Семени жены. Примерами этого рода полна и вся последующая история наших прародителей, поскольку это открывается из анализа других первобытных имен. Так, первого же своего сына Ева называет Каином, т. е. «приобретением», ибо, как разъясняется дальше, она думала, что «приобрела человека от Бога», т. е. в лице своего первенца получила того самого потомка, о котором возвещало первоевангелие. Всю горечь своего разочарования в такой поспешной надежде Ева излила в имени второго своего сына - «Авеля», что значит «плач». Наконец, пробуждение новой надежды с рождением третьего сына, на место безвременно погибшего Авеля, она выразила в его имени «Сиф», что значит «заместитель, поддержка». Отсюда ясно, что все патриархальные имена (сифитов) и имя Евы, прежде всего, стояли в самом ближайшем отношении к первообетованию о Семени, которое было главным жизненным нервом всей ветхозаветной религии, религии падшего, но еще не возрожденного человечества.

Но если первая жена получила имя Евы лишь после грехопадения, в связи с идеей первообетования, то как же называлась она раньше, до этого факта? Обращаясь за разрешением данного вопроса к библейскому тексту, мы видим, что раньше у неё не было собственного, личного имени, а называлась она общим, родовым определением - иша , что значит «жена, женщина» вообще. Филологический анализ этого слова раскрывает нам не менее важные и глубокие истины, непосредственно отсылая нас к истории творения первой жены.

По словопроизводству с еврейского, слово иша представляет собой женскую форму от слова иш , что значите «муж», и, следовательно, буквально должно быть передано словом «мужняя» (ἁνδρις от ἁνἡρ ). Смысл такого наименования прекрасно раскрывается в предшествующем ему библейском повествовании о создании первой жены из ребра мужа, дающем полное основание считать жену частью самого, мужа. Более же частные детали данного повествования еще ближе определяют как саму природу жены, так и сущность их взаимных отношений с мужем. Так, прежде всего, останавливает на себе внимание уже сам мотив к созданию жены: для человека же не нашлось помощника, подобного ему из среды всех сотворенных Богом и приведенных к Адаму живых существ (2, 20). Следовательно, жена, созданная для восполнения этого пробела, трактуется здесь в качестве ближайшей помощницы и сотрудницы мужа, во всем ему подобной, со стороны своих физических, умственных и нравственных качеств; однако, только подобной, а не тождественной с ним, чем устанавливается индивидуальность половых различий, отражающаяся на каждой из трех вышеуказанных областей. Равным образом жена называется здесь только помощницей, а не начальницей и даже не равноправным товарищем, чем ясно определяется ее зависимое от мужа положение, которое еще резче выступает после грехопадения (3, 16).

Но особенно знаменателен сам факт создания жены из ребра мужа, служащий основой для целого ряда важных и великих истин. На нем, как на втором своем основании (первое - творение Адама), утверждается, прежде всего, истина единства человеческого рода: жена, созданная из существа первого человека, была первым наглядным примером того, что все люди произошли от одного человека. Во-вторых, создание жены из ребра мужа указывало на физиологическое и вместе духовно-нравственное основание для их теснейшего союза, в частности для того взаимного тяготения двух полов друг к другу, которое обыкновенно называется любовью. Наконец, заключительный акт создания первой жены - приведение ее Богом к Адаму и исповедание последнего по этому поводу являются главнейшим библейским базисом для таинства брака, на который впоследствии указал и сам Христос Спаситель (Мф. 19, 4-6). Подробнее см. Брак.

Из последующей истории Евы Библия отмечает еще два важных факта: это нарушение первоначально ею райской заповеди и склонение к тому же мужа и божественный приговор над падшей женою, возвестивший ей муки чадорождения. Но о них у нас уже была речь в своем месте (см. Грихопадение прародителей).

Образ исторической Евы, по примеру большинства ветхозаветных личностей, в Новом Завете получил еще и преобразовательное значение. Так, напр., сам процесс создания Евы из ребра Адама дал повод для святоотеческой аналогии, изображающей рождение церкви из прободеннаго ребра Спасителя (Иоан. 19, 34). Но все это нисколько не отрицает исторического характера за самими фактами библейской первоистории, которые всегда понимались и толковались в прямом и буквальном их смысле (1 Кор. 11-9; Еф. 5,23; 1 Тим. 2, 12-13; Кол. 3, 18-19 и др.).

Отсюда все попытки как древних (Ориген, гностики), так и в особенности новых богословов (Реусс, Вельгаузен и пр. рационалисты) перетолковать библейский рассказ в смысле поэтической аллегории, или в смысле первобытного мифа - несостоятельны уже в самом исходном своем пункте: они насилуют прямой, положительный смысл текста, разрывают всякую связь предыдущего с последующим, открывают дверь полному произволу во взгляде на то, что должно стоять твердо и непоколебимо, словом - отрицают разумный смысл у всей ветхозаветной истории, вытекающей из данных фактов.

Что касается, наконец, несомненного и нередко довольно близкого родства библейского повествования с аналогичными мифами древности, то в этом мы видим доказательство за , а не проти в Библии. Все эти фантастические сказания, варьирующиеся около одной и той же темы, самим фактом своего существования наглядно доказывают, что они возникли на одной и той же исторической канве, на которой индивидуальная фантазия каждого народа плела лишь свои субъективные узоры; но внутренняя сущность всех их одна и та же, именно та самая, которую в неповрежденном и чистом виде сохранило нам Откровение.

Литература. Hummelauer - «Genesis», Parisiis 1859. Vigouroux «La Bible et les decouvertes modenes» II, II. Palis in «Dictionnaire de la Bible » Vigouroux XV, 1899. A. B. Покровский «Библейское учение о первобытной религии», 1901.

* Покровский Александр Иванович,
магистр богословия, преподаватель
Московской духовной семинарии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 164. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.