В 1967 году знаменитый режиссер Роман Полански (Roman Pоlanski, «Нож в воде», «Ребенок Розмари», «Девятые врата», «Пианист» и т.д.) снял фильм на весьма популярную в кинематографе тему - про вампиров. Фильм первоначально назывался «Бал вампиров», в американском же прокате он вышел под названием «Бесстрашные убийцы вампиров или Извините, но Ваши зубы у меня в шее». У Полански получилась оригинальная, красочная, ироничная картина о том, как профессор Абронсиус и его юный ассистент Альфред пытаются спасти население трансильванской деревушки от вампира графа фон Кролока и его собратьев. Сам Полански сыграл роль Альфреда, а его жена Шэрон Тэйт (Sharon Tate) - роль девушки Сары, в которую Альфред влюблен и которую хитроумный фон Кролок похищает. Профессора играл Джек МакГоуран (Jack MacGowran), графа-вампира - Ферди Мэйн (Ferdy Mayne).

Фильм имел успех в Европе, но в Америке потерпел полный провал из-за того, что его сократили на целых двадцать минут, полностью исказив сюжетную линию.

Эндрю Браунсберг (Andrew Braunsberg), коллега и продюсер Романа Полански, предложил ему превратить «Бал вампиров» в мюзикл. Они встретились в Вене с директором Ассоциации Венских Театров, чтобы обсудить эту возможность, и в итоге пришли к выводу, что наилучшими кандидатурами для воплощения их замысла являются композитор Джим Стейнман (Jim Steinman) и либреттист Михаэль Кунце (Michael Kunze). Джим Стейнман, автор песен Мит Лоуфа (Meat Loaf) и Бонни Тайлер (Bonnie Tyler), соавтор Эндрю Ллойд-Уэббера, общепризнанный Князь Тьмы и вампир, талантливый музыкант и поэт, большой поклонник творчества Романа Полански в целом и его вампирского фильма в частности, с радостью согласился поучаствовать в проекте. Кунце, автор «Элизабет» (Elisabeth) и «Моцарта!» (Mozart!) и главный переводчик всех иноязычных мюзиклов на немецкий язык, также с готовностью откликнулся на предложение.

На превращение фильма в спектакль ушло около четырех лет. Двадцать первого июля 1997 года, спустя три десятилетия после выхода фильма, начались репетиции, а 4 октября того же года в венском театре Раймунд состоялась премьера мюзикла, который назывался также как и фильм - «Бал вампиров». Спектакль имел большой успех и шел в течение 677 вечеров (за это время его успели посмотреть 800 000 человек). Роль графа исполнил талантливый актер и певец Стив Бартон (Steve Barton). До этого он играл в венской постановке мюзикла «Красавица и Чудовище», однако наибольшую известность ему принесла роль Рауля в первой постановке «Призрака Оперы» (позже он сменил эту роль на роль самого Призрака, так что играть персонажей типа фон Кролока ему было не привыкать). Его фон Кролок, несмотря на свои вампирские наклонности, вышел чрезвычайно обаятельным аристократом-интеллектуалом. Роли Альфреда, профессора и Сары исполнили Арис Сас (Aris Sas), Гернот Краннер (Gernot Kranner) и Корнелия Зенс (Cornelia Zenz). Режиссировал, разумеется, сам Полански. До этого он еще не ставил полномасштабного мюзикла, но имел дело со множеством спектаклей - в том числе музыкальных, и даже с операми.

Действие мюзикла разворачивается в конце XIX века. Профессор Абронсиус вместе со своим ассистентом Альфредом приезжают в Трансильванию в поисках вампиров, на изучении которых профессор специализируется. Остановившись в трактире некого Шагала, профессор понимает, что близок к своей цели - жители деревни поют хвалебную песнь чесноку - известному средству борьбы с вампирами. Шагал и его семейство, однако, отрицают тот факт, что вампиры где-то поблизости. Альфред тем временем занят другим - он и дочь трактирщика Шагала, красивая девушка Сара, понимают, что очень нравятся друг другу. Но Сара нравится не только Альфреду - граф фон Кролок приглашает девушку к себе в замок, на бал. Он дарит ей волшебные башмачки, надев которые, она убегает к нему (в отличие от фильма, в котором граф похищает Сару прямо из ванной комнаты). Шагал уходит искать свою дочь. На следующее утро его находят мертвым.

Шагал становится вампиром. Профессор и Альфред удерживаются от того, чтобы проткнуть его осиновым колом, решая вместо этого последовать за ним в замок фон Кролока, где, по их мнению, находится Сара. Они изображают из себя туристов. Граф приветствует их в своем замке и знакомит Альфреда со своим сыном Гербертом.

Сара уже увлечена загадочным графом, но он не собирается соблазнять ее прямо сейчас - до бала. Альфреда же преследуют ночные кошмары - ему снится, что он навеки теряет любимую девушку. Днем профессор и его ассистент пытаются пробраться в фамильный склеп Кролоков - в итоге Альфреду удается сделать это, однако увидев графа и его сына, спящих в гробах, он не находит в себе сил убить их. Чуть позже он находит Сару в ванной комнате и уговаривает ее убежать с ним, но все ее мысли заняты предстоящим балом. Размышления Альфреда о его любви к Саре прерваны появлением Герберта - тот, оказывается, тоже влюблен, но вовсе не в Сару, как вы могли бы подумать, а... в Альфреда. Вовремя подоспевший профессор спасает своего помощника от «ухаживаний» молодого вампира.

Вампиры со всей округи вылезают из своих гробов и собираются на бал. Фон Кролок в это время предается грустным размышлениям о своей судьбе - одна из кульминационных песен мюзикла, «Бесконечный аппетит», является своеобразным «антигимном» потребительского общества XX века. Начинается бал. Граф танцует с Сарой - она потеряла много крови, но все еще жива. Альфред и профессор переодетыми пробираются на бал, но вампиры замечают, что они отражаются в зеркале, и герои, прихватив с собой Сару, убегают.

Профессор слишком окрылен успешным побегом и увлечен своими научными изысканиями, поэтому не замечает, что творится у него за спиной - Сара, ставшая вампиром, кусает своего возлюбленного. Вампиры в замке фон Кролока радуются - их полку прибыло... Этой ночью вампиры будут танцевать...

Мощная, динамичная и мелодичная музыка Стейнмана, представляющая собой замечательное сочетание классики и рока, серьезные тексты, мастерская игра актеров, роскошные декорации Уильяма Дадли (William Dudley), эффектная хореография американца Денниса Каллахана (Dennis Callahan) - все это сделало «Бал вампиров» настоящим шедевром.

Говоря о музыке, конечно, нельзя не упомянуть о том, что наряду с совершенно новыми мелодиями в мюзикле встречаются фрагменты из старых песен Джима Стейнмана, в том числе, мелодия из хита Бонни Тайлер Total eclipse of a heart, ставшая одной из основных тем мюзикла. Поклонники Стейнмана также услышат в «Бале вампиров» отрывки из песен Original sin, Objects in a rear view mirror... и некоторых других. Однако новых музыкальных фрагментов там тоже хватает, да и старые звучат совсем по-другому.

После Вены мюзикл переехал в Штуттгарт. Немецкая премьера состоялась 31 марта 2000 года, в городском Мюзик-холле. Фон Кролока исполнил Кевин Тарт, Сару - Барбара Кохлер, Альфреда вновь играл Арис Сас. Как и в Вене, «Вампиров» ждал огромный успех. В этом же году мюзикл был показан в Таллинне.

Успех мюзикла в Европе заставил его создателей задуматься о постановке спектакля на Бродвее. Джим Стейнман сам написал английские тексты, адаптировав его для американского зрителя. Сценарий было решено переработать в комедийном ключе, и эта работа была поручена драматургу Дэвиду Айвзу (David Ives). Роман Полански не смог принять в работе над спектаклем из-за скандала 1978 года, после которого ему запретили появляться в Соединенных Штатах. Стейнман объявил о том, что собирается сам поставить шоу, однако постановщиком в итоге стал обладатель премии «Тони» Джон Рэндо (John Rando).

Планировалось, что главную роль вновь исполнит Стив Бартон, певец даже принял участие в записи демо-версии шоу, однако в 2001 году в возрасте сорока лет он скончался, и авторам пришлось искать ему замену. В качестве возможной кандидатуры рассматривали Джона Траволту, Дэвида Боуи, Ричарда Гира и даже Пласидо Доминго, но выбор в итоге пал на 59-летнего Майкла Кроуфорда (Michael Crawford). Звезде «Призрака Оперы» вновь предстояло сыграть мрачного, таинственного персонажа, претендующего на власть над красивой юной девушкой. Однако Кроуфорд больше всего на свете опасался, что его граф-вампир будет походить на Эрика, поэтому он решил, что фон Кролок в его исполнении должен быть максимально комичным.

Долгожданная американская премьера состоялась 9 декабря в театре Minskoff. Помимо Майкла Кроуфорда, в мюзикле были заняты Мэнди Гонзалес (Mandy Gonzalez, Сара) и Макс Фон Эссен (Max von Essen, Альфред). Однако жизнь спектакля на Бродвее оказалась недолгой: спустя 61 превью и 55 представлений «Бал вампиров» закрылся. Это был настоящий провал: потери инвесторов составили 12 миллионов долларов, аудио запись оригинального бродвейского состава мюзикла, к сожалению, так и не была осуществлена.

Неудача на Бродвее никак не сказалась на популярности мюзикла в Европе. В 2003 году открылась постановка в Гамбурге, а через год - в Варшаве. В 2006 году состоялись премьеры в Токио и Берлине, годом позже - в Будапеште. В 2008 году мюзикл поставили в Оберхаузене, а годом позже обновленная постановка открылась в Вене. Ее режиссером стал голландец Корнелиус Балтус со-режиссер и единомышленник Полански. Художник-постановщик из Венгрии Кентаур (Kentaur) наполнил спектакль атмосферой готической чувственности, а музыкальный супервайзер Майкл Рид (Michael Reed) создал новую оркестровку.

В 2010 году «Бал» увидели зрители Штуттгарта и Антверпена, а осенью 2011 прошли премьеры в финнском городе Сейняйоки (в новой постановке) и в Санкт-Петербурге.

В 2017 году в музыкальном театре швейцарского города Сент-Галлен состоялась премьера независимой постановки мюзикла «Бал вампиров», действие которой перенесено в 20 век, а эстетика оформления пародирует современные фильмы ужасов. Главные роли исполнили Томас Борхерт (граф фон Кролок), Мерцедес Чампаи (Сара), Тобиас Биери (Альфред), Себастьян Брандмайер (профессор Абронсиус).

Мюзикл «Бал вампиров»
в Санкт-Петербурге и Москве

В России домом для культового мюзикла стал Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. Редакцию 2009 года воссоздал Корнелиус Балтус. Генеральный директор питерской «Музкомедии» Юрий Шварцкопф стал продюсером постановки, которая обошлась театру в 1,5 миллиона евро.

В труппу мюзикла вошли лучшие актеры музыкального театра Санкт-Петербурга и Москвы, отобранные западными постановщиками в ходе многоэтапного кастинга. Главные роли в премьерном спектакле исполнили Иван Ожогин (граф фон Кролок), Елена Газаева (Сара), Георгий Новицкий (Альфред), Андрей Матвеев (Профессор), Кирилл Гордеев (Герберт), Константин Китанин (Шагал), Манана Гогитидзе (Ребекка), Наталья Богданис (Магда), Александр Чубатый (Куколь).

Премьера «Бала вампиров» состоялась 3 сентября 2011 года. Спектакль шел на сцене «Музкомедии» три сезона и принес театру три «Золотые Маски», «Золотой софит», премию «Музыкальное сердце театра», премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры за 2011 год. Всего за время проката было сыграно около 280 спектаклей, которые посмотрели 220 тысяч зрителей. Последнее представление состоялось 31 июля 2014 года.

В конце августа 2016 года мюзикл ненадолго вернулся в Санкт-Петербург, где был показан блоком в 40 спектаклей, после чего отправился в Москву. Премьера состоялась 29 октября в театре МДМ.В главных ролях Иван Ожогин, Ростислав Колпаков и Александр Суханов - граф фон Кролок; Елена Газаева и Ирина Вершкова - Сара, Наталия Диевская - Магда, Александр Казьмин - Альфред, Александр Суханов и Олег Красовицкий - Шагал, профессор Абронсиус - Андрей Бирин и Сергей Сорокин, Кирилл Гордеев - Герберт, Манана Гогитидзе и Таис Урумидис - Ребекка, Леонид Шаврин - Куколь. В ансамбль постановки вошли Василий Глухов, Амарби Цикушев, Агата Вавилова, Наталья Буртасова, Ирина Сатюкова, Мария Решавская, Павел Томниковский, Натали Плотвинова, Мария Лиепа-Шульц, Анастасия Евтюгина, Иван Черненков, Сергей Иванов, Роман Гайкалов, Арлтан Анджаев, Сергей Барткайтис, Дмитрий Цыбульский, Юлия Чуракова, Ирина Гарашкина, Анна Вершкова, Эльмира Диваева, Сергей Коцюбира, Богдана Прихода.

13 февраля 2017 года вышел альбом с 11 композициями из мюзикла, записанными во время спектакля. На диске звучат голоса основных солистов проекта. Отзыв на постановку в Москве вы можете прочитать .

Решил поведать вам историю своей жизни. В первую очередь, мне хотелось бы, что бы её прочитали те дети, которые требуют от своих родителей дорогие гаджеты, а если не получают желаемую игрушку, считают, что они обделены родительской любовью и заботой. Они просто не знают, что значит тяжелое детство…

Мама, завтра Новый год, мы поставим елочку? - спросил я с надеждой.
- Какая елочка? У нас даже хлеба на завтра нет! - крикнула моя мать.
- Но, если у нас не будет елки, то Дед Мороз, не принесет мне подарок! - заплакал я.

Виталик, хватит нести чушь! Иди делай уроки!

Мама, у нас сейчас каникулы…

Значит, просто иди куда-нибудь, не видишь, у меня голова болит!

Я долго ходил по заснеженным улицам, и наблюдал, как люди скупаются к празднику. Все ходили в, приподнятом настроении, несли домой ёлки и мандарины.

От обиды, я сел на скамейку и заплакал. Я жил с матерью, своего отца я не знаю. Мама сказала, что у меня его никогда не было. Я очень любил свою мать, она была доброй и любила меня.

Единственное, моя мама постоянно пила. Её давно уже уволили с работы, и мы кое-как перебивались. Иногда мать убирала лестницы и ей платили за это небольшие деньги.

Мальчик, ты почему плачешь? - ко мне подошла девочка с санками, на вид моя ровесница.

Ничего. Отстань! - отмахнулся я.

Ты уже, написал письмо Деду Морозу? Загадал желание? - продолжала девчонка.

Нет. А нужно писать? - удивился я. - И кому его отправить?

Письмо нужно писать в новогоднюю ночь, а после того, как пробьют куранты, бросить его в окно. Ты, писать то умеешь?

Умею, не глупее тебя! - сказал я и побежал домой.

» Дорогой Дедушка Мороз, я хочу, чтобы моя мама, никогда не пила, и не пускала в дом своих друзей. Помоги мне пожалуйста! » - я несколько раз перечитал письмо, и бросил его в окошко, как учила меня незнакомая девочка.

Я решил сразу лечь спать, ведь утром, моё желание должно было сбыться. За стенкой раздавался громкий смех и крики, это моя мать веселилась с подругами. » Ну ничего, завтра всё будет по другому» - подумал я, и уснул.

Проснувшись утром, я сразу вспомнил о своем письме, и побежал к матери чтобы проверить, сбылось ли моё желание. Мама сидела с подругой на кухне и продолжала пить. Растерявшись, я заплакал, ведь я думал, что весь этот кошмар уже закончился.

К вечеру, меня стало морозить и очень разболелось горло, я понял, что простудился вчера, когда долго сидел на скамейке.

Мама, мне холодно и горло болит. Сделай мне пожалуйста теплого чая.

Виталик, у нас давно уже нет чая! Пойди к тёте Любе, засеешь её и попросишь чайка сделать, - произнесла мать заплетающимся голосом.

Увидев меня, соседка испугалась.

Виталик, что с тобой? Ты почему такой красный? Да у тебя температура! Зайди ко мне, я таблеточку тебе дам.

Соседка потеряла мне температуру, дала лекарство и напоила горячим чаем с лимоном.

Оставайся у меня сегодня. У тебя ночью снова, может подняться температура, мать твоя вряд ли заметит это.

Прошло несколько лет, а в моей жизни ничего не изменилось. Мать продолжала в том же духе, а я ждал и надеялся, что когда-то она остепениться.

В тот день, я получил паспорт и решил похвастаться перед мамой.

Сынок, вырос уже! Как быстро время летит! Ты извини меня, я очень виновата перед тобой. Обещаю, что с сегодняшнего дня, пить не буду. Ты, мне веришь?

Конечно верю! Скоро я пойду работать, и мы с тобой заживем как люди, ремонт сделаем, - обрадовался я.

Придя вечером домой, я застал привычную картину. Мать со своей подругой сидела на кухне.

Вот сынок, мы отмечаем получение паспорта!

Мама, ты же обещала, что больше не будешь пить! - закричал я.

Ты как с матерью разговариваешь? Неблагодарный! Зоя, гони его в шею, что он себе позволяет? - вмешалась Люся, мамина подруга.

Вон из дома! Чтобы я больше не видела тебя! - кричала моя мать.

В тот момент, у меня что-то щелкнуло внутри, я понял, что больше не могу так жить.

Хорошо, мама. Но я обязательно вернусь, и остановлю весь этот беспредел!

Я ушел из дома. Не буду рассказывать, как я стал на ноги, это было трудно и долго. Но к 40 - годам, я достиг всего о чем мечтал. У меня была квартира, хорошая работа, надежные друзья. Не было только семьи.

Все эти годы, я не забывал о матери, и мечтал о встрече с ней. Сев в автомобиль, я проехал несколько сотен километров, пока добрался до своего дома.

За все эти годы, в моем доме ничего не изменилось. Вернее, изменения некоторые были, моя мать, она была на самом дне. Женщина не узнала меня. Я пытался объяснить ей кто я, но это оказалось бесполезным занятием.

Я определил мать в частную наркологическую клинику, в которой она провела больше года. Мне позвонил доктор, и сообщил, что мама хочет видеть меня и готова к выписке.

Увидев мать, я обрадовался тем изменениям, которые произошли с ней. Теперь она была похожа на ухоженную пожилую женщину, которая была опрятно одета и мило улыбалась.

Сынок, спасибо, что вытащил меня из этого болота! - заплакала мать. - Прости меня если сможешь, я так виновата перед тобой!

Всё нормально, мама. Дома поговорим.

Пока мать собиралась, я зашел поблагодарить доктора.

В общем, лечение прошло успешно. Больная прошла период восстановления и адаптации. Далее, всё зависит от нас. Ей нужны положительные эмоции, и полная смена привычной ей обстановки.

Спасибо, я всё понял, и буду следовать вашим рекомендациям.

Я забрал мать к себе. Конечно, со здоровьем у неё были проблемы, но в общем, мама держалась молодцом. Она стала нормальным, жизнерадостным человеком. Я был рад тому, что смог достичь всего о чем мечтал, и хоть на старости, сделал свою мать счастливой.