Смутные времена неизменно родят сомнительных героев. Мутной политической волной конца 80-х начала 90-х годов прошлого века немало таковых было поднято к самым вершинам. И лишь сейчас у нас появилась возможность присмотреться к ним повнимательнее.

Итак, знакомьтесь: Комков Сергей Константинович, 1952 года рождения. Профессия – учитель истории. В 1980-1985 гг. – директор московской средней школы №1160. До начала 90-х – заместитель руководителя и даже в течение краткого времени руководитель Департамента образования Москвы. В настоящее время – руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения «Образование для всех».

Призвание – организация протеста. В настоящее время выступает главным оппонентом Федерального агентства по образованию в вопросе о законности и целесообразности единого государственного экзамена. В самый разгар его проведения распространил призыв ко всем образовательным учреждениям бойкотировать его и обещал бесплатную юридическую поддержку всем, кто на это согласится.

Оставим моралистам все этические соображения, вроде того, что подобными призывами достаточно легко подставить под удар и коллег-педагогов и многомиллионную армию абитуриентов, которые связывают с ЕГЭ свое будущее – возможность бесплатно и без взяток поступить в выбранный вуз, получить специальность, начать карьеру. Работа журналиста приучает, увы, на многое смотреть цинично. А потому давайте просто познакомимся с теми страницами жизни и деятельности нашего героя, которых нет в его официальной биографии.

Кто Вы, профессор Комков?

Традиционное правило «скажи, кто твой друг и я отвечу, кто ты» в нашем случае едва ли сработает. Г-н Комков обладает редкой способностью дружить со всеми политиками против всех.

Например, с представителями РПЦ он – просвещенный патриот, добивающийся обязательного преподавания основ православной культуры в средней школе. Вот, например, что говорится в его статье на сайте «АПН – Нижний Новгород»:

«Русская школа медленно, но уверенно, начала погружаться в пучину мистики и вандализма. Все эти процессы усугублялись пришествием на Русь всевозможных шарлатанов и «религиозных миссионеров» типа Сёки Асахары или Кашпировского, которые получили полную поддержку со стороны новоявленных «демократических правителей», и с утра до ночи «промывали мозги» россиянам по всем телеканалам.

… В столь сложной жизненной ситуации на пороге школы впервые появились духовные наставники из Русской Православной Церкви. Понимая огромную опасность духовного вакуума, возникшего в душах людей, они попытались заполнить столь важную воспитательную нишу. И тогда раздались недовольные вопли новоявленных «демократов» о нарушении прав человека, о свободе совести и клирикальном насилье. Как будто вакханалия вседозволенности и всеобщего хаоса, от которой пытаются оградить молодые неокрепшие души россиян духовные пастыри, и есть та желанная свобода, способная возвысить человеческую натуру».

Запомним внимательно эту цитату, которую мы специально привели столь подробно. К разговору о сектантах мы еще вернемся. Пока же заметим, что, в компании святых отцов и патриотов профессор Комков ругает, на чем свет стоит, всех «так называемых демократических правозащитников, которые на самом деле ничего общего не имеют ни с демократией, ни с правозащитой» (http://www.scepsis.ru/library/id_525.html).

«...Организация "Фридом Хаус", Гарвардский университет работают на развал России», - заявил он недавно в Тольятти на пресс-конференции под названием «Эта дорога не ведет к храму», а в статье «Льгота раздора» на сайте «Глазьев.ру» уточнил: «Несмотря на все разговоры о самостоятельной экономической политике, Россия продолжает следовать курсом, намеченным командой Гайдара-Чубайса, то есть в открытую пасть британо-американского капитала».

В своей книге «Русская воля» Сергей Константинович идет еще дальше:

«…Фашизм - это не что иное, как духовное и физическое единство единокровно-родственной и исторически сложившейся общности этнической группы людей - нации, в общегосударственной цели. Именно правая («фашистская») расовая идеология сможет сберечь (с Божией помощью, разумеется!) нашу Русскую нацию от реального бесславного исчезновения, потому, что так называемый «фашизм» - как единение Нации - это объективная гарантия продолжения Рода, это - будущее для Нации!».

Но все это отнюдь не мешает нашему герою давать совместные пресс-конференции с такими видными правозащитниками, как лидер Московской Хельсинкской Группы Людмила Алексеева и экс-омбудсмен Олег Миронов, когда речь идет о защите прав религиозных меньшинств. Здесь, православный Комков уже выступает в ипостаси одного из лидеров… исламского правозащитного движения «Хак-справедливость».

Но вот ведь парадокс профессора Комкова, столь яркого друга исламских экстремистов и воинствующих русских патриотов веб-ресурс русской общины Израиля также представляет как «нашего единомышленника».

И среди действующих политиков у Сергея Константиновича, по его же собственным словам, друзей немало. Он дважды выдвигался кандидатом в депутаты Государственной Думы по Кыштымскому округу, Челябинской области от Аграрной партии (оба раза проиграл с большим отрывом). А потом, не выходя из АПР, примкнул к «Родине» и был даже помощником и доверенным лицом Сергея Глазьева, одновременно выдвигаясь в Мосгордуму от региональной группы «Народной воли» Сергея Бабурина – одного из главных глазьевских оппонентов.

Если кто-то из всего сказанного сделал вывод, что Сергей Комков – убежденный оппозиционер, он несколько поспешил. С властью у нашего героя тоже (опять же по его словам) крепкая дружба. К своим многочисленным титулам, коими он так гордится – доктор педогогических и философских наук, профессор, академик РАЕН, эксперт Госдумы, президент Европейского института развития образования и протчая, и протчая… - Сергей Константинович с присущей ему скромностью прибавляет «и доверенное лицо президента Путина». Правда, такой должности в межвыборный период в природе не существует. Однако в 2004 году профессор действительно агитировал москвичей за Путина. Это был, пожалуй, единственный случай, когда он вел кампанию «за», а не «против». Видно с непривычки и не преуспел: в столице его кандидат оказался куда менее популярен, чем в провинции.

Ну, да глава государства – не единственный «друг» профессора Комкова. Недавно на устроенном им импровизированном митинге против ЕГЭ козырял он и близкими отношениями сразу с двумя замами генпрокурора – Колесниковым и Фридинским, а особенно с главой московского Департамента образования г-жой Кезиной.

Не поленившись мы отыскали в Интернете лишь одно сочетание фамилий Комков и Кезина, очевидно, свидетельствующее об этой самой «дружбе».

«…Известный российский эксперт в области образования Сергей Комков утверждает, что г-жа Кезина имела касательство к печально известной секте “Аум-Сенрикё”. Деструктивная японская секта “Аум Синрике” смогла закрепиться в России благодаря поддержке вице-премьера Олега Лобова и руководителя Департамента образования правительства Москвы Любови Кезиной, пишет в своей книге “От третьего лица” президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. “Еще будучи заместителем Московского городского комитета образования, я видел, как Москву с благословения Кезиной наводняют различного рода иностранные сектанты. Ко мне постоянно приезжали с жалобами директора школ”. (Веб-ресурс «Русская линия», апрель 2005 г.)

Уж не знаем, связывают ли какого-то рода отношения Любовь Петровну с Сёко Асахарой, зато, есть основания полагать, что сам Сергей Константинович довольно близок с «конкурирующей лавочкой» под названием Церковь Объединения. Напомним, основана она «преподобным» Муном и признана во многих странах (в том числе и веротерпимой Европы) тоталитарной сектой. Ее лидер был неоднократно судим у себя на родине, в Корее - за двоеженство и нарушение общественного порядка – и в США – за уклонение от налогов.

С тех пор, как Россия распахнула все окна и двери всем ветрам с Запада и Востока, Церковь Объединения беспрепятственно действовала на ее территории, вербуя себе все новых и новых адептов. Последних их «духовные наставники» всеми правдами и неправдами вынуждали отдавать им свое имущество и попрошайничать на улицах. Однако после того, как возмущенная ее деятельностью общественность (далеко не только православная) потребовала от государства «власть употребить», муниты потеряли возможность проповедовать учение своего лидера легально и делают это теперь «под крышей» таких организаций, как федерация «За всеобщий мир», российское представительство Международного фонда образования Америки, Международная федерация образования», Федерация «Семьи за единство и мир во всем мире», Центр учительской инициативы, Фонд духовного и нравственного образования, Федерация женщин за мир во всем мире и иные, неизменно финансируемые из кармана «Солнцеликого Муна», как он сам себя называет.

По всей видимости, с «империей Муна» связан и руководимый Сергеем Комковым Всероссийский фонд образования – организация крайне примечательная, если судить по учредительным документам. Начнем с того, что зарегистрирован он 12 апреля 1991 г., а 24 августа 1992 г. …ликвидирован. Учредителей у фонда 20, личность одного из них автору знакома. Это учитель истории из г. Судиславль, бывший депутат Верховного Совета РСФСР Олег Плотников. Доброжелатели, в числе которых все российские геи, ставят ему в заслугу отмену 121-й статьи старого Уголовного кодекса, а недруги называют его чуть ли не главным провокатором кровавых октябрьских событий 1993 г. Дело в том, что депутат внес в Конституцию поправку, автоматически отстраняющую президента от власти, если он попытается ограничить права парламента. В ответ Ельцин вспылил и… Интересно, много в комковском фонде столь же яркой публики?

Впрочем, заботой мунитских организаций охвачено в России немало и респектабельных, авторитетных политиков и общественных деятелей, в числе которых, например, старший советник Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО МИД РФ Валерий Сахаров, заведующий кафедрой философии и политологии Дипломатической Академии МИД РФ Константин Долгов, сопредседатель Совета Института Свободы Совести Сергей Бурьянов, завкафедрой Внешней политики РАГС при Президенте РФ Александр Михайленко, уже упоминавшийся экс-уполномоченный по правам человека РФ Олег Миронов, а также бывшие главы государств Украины, Белоруссии и Грузии.

Что до нашего героя, то он для окружения «преподобного» Муна далеко не последний человек. Ведь не даром же на проведенной мунитами в Сеуле «Ассамблее-2003» г-ну Комкову была оказана высокая честь сделать доклад о необходимости реформы ООН на основе объединения мировых религий. Да, такая дружба во всех смыслах дорогого стоит.

Ах, как хотелось бы созвать, например, на 65-летний юбилей Сергея Константиновича Комкова в будущем году всех его «друзей» и посмотреть на выражение их лиц, когда они соберутся в одном зале. Право, это было бы шоу похлеще любых «Кукол». Но что бы сказало нам столь пестрое собрание о личности юбиляра? Кто он – правозащитник, националист, исламист, мунит? А может, что в смутное время обходиться без убеждений проще? Не даром же говорят, что «ласковый теленок двух маток сосет»…


Скандалы со сдачей Единого государственного экзамена вызывают много вопросов о качестве образования в нашей стране. Своим мнением делится президент Всероссийского фонда образования, академик РАЕН Сергей КОМКОВ.

Сергей Комков. ИТАР-ТАСС

- Сергей Константинович, есть ли какие-то плюсы у системы ЕГЭ?

Государственный итоговый экзамен, безусловно, должен существовать. Весь вопрос - каким образом и в какой форме его проводить? ЕГЭ в том виде, в котором он существует сегодня в России, никаких плюсов не имеет. Потому что в нём заложена грубейшая технологическая ошибка. Он проводится в обезличенной форме с использованием тестовых заданий. А это подразумевает широкое поле для фальсификаций.

Чрезмерное увлечение тестами приводит к изменению всего процесса образования. Вместо глубокого изучения основ наук мы получаем грубое натаскивание на правильное решение тестовых заданий. Как следствие - учащиеся старших классов практически прекращают работать в штатном режиме и все усилия направляют на подготовку к ЕГЭ.

Тестовая форма имеет право на существование. Но только в качестве рабочего инструмента преподавателя для корректировки учебного курса.

Применять тесты в итоговой аттестации весьма опасно - любой тест всегда несёт элемент случайности. И это может привести к трагическим последствиям для экзаменующегося. Именно поэтому с развитием ЕГЭ резко выросли суицидальные настроения у выпускников.

Если кратко подытожить, в результате введения ЕГЭ мы получили: резкое снижение качества знаний, резкий рост фальсификаций и коррупции, резкий рост психических расстройств и суицидальных настроений среди выпускников школ.

Все эти факторы стали причиной отмены ЕГЭ в США. В январе 2010 года президент Обама потребовал немедленно отменить все формы итоговой тестовой аттестации и запросил у Конгресса на возврат к традиционной классической форме итоговой аттестации 4 миллиарда долларов.

Многие утверждают, что система российского образования пришла в полный упадок. В какой степени с этим можно согласиться?

За последние 20 лет российская система образования значительно отстала от ведущих стран мира. В 80-е годы мы входили в тройку самых передовых стран в области образования, сегодня Россия занимает лишь 27-е место. Виной тому - полная утрата национальной самоидентификации в этой важнейшей социальной сфере жизни государства.

Сегодня все реформы в системе образования России проводятся при непосредственном участии специалистов Всемирного банка и американских советников. А в 90-е годы даже учебники разрабатывали по заказу западных «спонсоров».

- Какие проблемы в образовании в РФ требуют скорейшего решения?

Самой важной, ключевой проблемой в развитии системы образования России является её хроническое недофинансирование.

Мы расходуем на образование лишь 3,5% своего ВВП. Европейские страны расходуют на те же цели 7-8% ВВП. США - 11%, Япония - 14%, Финляндия - 16,4% ВВП. Но больше всех расходует на образование Южная Корея - 23-25% ВВП. Отсюда и знаменитое «юго-восточное экономическое чудо».

Второй проблемой является низкий социальный статус системы образования в целом и школьного учителя в частности. Школьный учитель сегодня стоит на самой низшей ступени социальной лестницы. Поэтому в школу не идут работать наиболее опытные и авторитетные педагоги.

Задача - значительно повысить уровень материального обеспечения учителей и их социальный статус.

Третья проблема: полная чехарда в государственных образовательных стандартах. Практически сегодняшняя школа работает без единых, утверждённых федеральными законами стандартов образования. И при этом учащихся заставляют сдавать ЕГЭ, тесты которого должны соответствовать госстандартам (которых нет в природе).

И коренная проблема: наши доморощенные «реформаторы» объявили, что образование теперь является сферой коммерческих услуг. А это не просто ошибка. Это - удар по российской государственности. Потому что образование во все времена и во всех странах мира - всегда важнейшая социальная сфера, ответственность за которую несёт государство.

- Есть ли необходимость в радикальном пересмотре системы образования в России?

Образование всегда и во все времена являлось самой консервативной системой. Поэтому к каким-либо изменениям в этой системе надо подходить очень продуманно и обоснованно. Без радикализма. Любой радикализм для этой системы губителен. Потому что в основе системы образования лежит принцип передачи подрастающему поколению научного, культурного и исторического опыта предыдущих поколений. И лишь на этой основе нужно вести развитие новых подходов. Если эта связь разрывается, образование превращается в разрушительную силу.

Сегодня систему образования в России, безусловно, надо реформировать. Но делать это надо спокойно, последовательно, без рывков, с учётом опыта, накопленного лучшими умами нашей страны, и тщательно просчитав возможные последствия.

Беседу вёл Иван Москвин

Все, что связано с образованием, вызывает в обществе неподдельный интерес. С 1 сентября в программу российской школы включен курс основ православной культуры. Об этом – беседа Виталия Ушканова с президентом Всероссийского фонда образования Сергеем Комковым .

Наш гость не считает ситуацию с введением в школьную программу нового предмета скандальной. "Это не религиозный предмет, а культуроведческий, – говорит он. – Я был научным рецензентом этого курса. Там нет закона Божьего, как иногда это пытаются представить. Курс фактически позволяет ребенку познакомиться с национальной культурой, которая неразрывно связана с православной верой. Курс весьма интересный, взвешенный. А в том, что законодатели четырех областей приняли решение и ввели этот курс в качестве регионального компонента в состав учебных предметов, в этом нет ничего противозаконного".

По словам Сергея Комкова, "мы пожинаем плоды 15-летней бездуховности. Эти годы прошли у нас под знаком всевозможных реформ – экономических, социальных, правовых. Но мы совсем забыли про школу, которая осталась за бортом. Еще в 1992 году из школьных программ был исключен воспитательный компонент, и сегодня у нас есть скинхеды, националисты, шовинисты, наркоманы"…

– А у вас есть уверенность, преподавание не будет подменено проповедью?

Комков: Все возможно. Но и уроки химии можно превратить в уроки подготовки террористов, и на физкультуре можно готовить бандитов.

– Но это же будет воздействовать на сознание детей. Бесспорно, это заполнит нишу духовности, но не получится ли так, что будет перейдена некая грань?

Комков: Все зависит от того, кто и как будет преподавать. Одна из болевых проблем школы сегодня – личность учителя, который выходит к ребенку.

– Кто должен преподавать, священники?

Комков: Нет, курс должны преподавать специально подготовленные учителя или специалисты в области культуры, но при помощи и с некоторым участием священников. Кстати, среди русских православных священников очень много не просто грамотных и умных, но уникальных людей.

– Курс должен быть факультативным?

Комков: Все могут решить местные законодатели. Если проблема духовного воспитания стоит серьезно, местные законодатели могут принять решение ввести такой предмет. Но это должно быть не преподавание религии, а преподавание культуры.

– Мне кажется, вопрос настолько серьезный, что региональный компонент, о котором вы говорите, здесь совершенно неуместен. Такое решение должно было приниматься на федеральном уровне. Большинство наших сограждан поддерживают нововведение, но уверены, что процесс этот нельзя отдавать регионам.

Комков: Абсолютно согласен. Я, кстати говоря, считаю это огромным упущением центральной власти и Министерства образования. Так получилось, что на протяжении последних лет министерство не просто игнорировало эту проблему, а всячески пыталось сделать из нее точку противодействия между православными в России и Министерством образования.

– Было же некоторое время назад принято решение преподавать историю мировых религий…

Комков: Это было не совсем оправдано. Я, например, противник, преподавания такого курса. Тем более что у нас нет специалистов, которые могли бы такой курс сделать. Кроме того, такой предмет может вызывать обратный эффект. Прочитав о неизвестной у нас религии, дети могут удариться в нее. И тогда в своей стране мы получим религию с "острова Суахили", и сделать ничего будет нельзя. В курсе истории можно рассказать о религиях, но специальный курс – это опасно.

Досье
Комков Сергей Константинович , президент Всероссийского фонда образования.
Родился в 1952 г. в Подмосковье.
Поступил в Московский авиационный институт, но с третьего курса перевелся на исторический факультет МГПИ имени Ленина.
Отслужив в армии, работал в родной школе старшим пионервожатым, воспитателем, учителем, заместителем директора. В 27 лет стал директором другой средней школы, затем возглавлял школу при советском посольстве в Югославии.
Был начальником Управления международных связей в столичном Комитете по образованию.
С 1991 г. – во Всероссийском фонде образования. В 1993 г. избран его президентом.
Доктор педагогических и философских наук, профессор.
Действительный член Российской академии естественных наук. Академик Европейской академии информатизации, многих международных академий.
Автор многих публикаций и книг.
Член Союза писателей Москвы.
Женат, в семье есть дочь.

Президент Всероссийского Фонда Образования; доктор педагогических наук, доктор философских наук; родился 19 апреля 1952 г. в Высоковск Московской области; после окончания школы в 1969 г. поступил на радиофакультет Московского Авиационного Института (МАИ), но со второго курса перевелся на исторический факультет Московского Государственного педагогического института, в результате перевода был лишен отсрочки и направлен служить в ряды Советской Армии; восле службы в армии в 1973 г. поступил на работу в среднюю школы N 709 города Москвы в качестве старшего пионерского вожатого, работал в этой школе до 1980 г. пионервожатым, воспитателем, учителем, заместителем директора по воспитательной части; в апреле 1980 г. был переведен в школу N 1160 города Москвы на должность директора школы (в это время школа 1160 занимала в Москве одно из "первых" мест по преступности и правонарушениям, в 1982 г. на профилактическом учете в милиции уже не было ни одного ученика данной школы), в школе 1160 был создан один из первых в Москве и в СССР Школьных Советов, для учащихся работало более 15 творческих коллективов, сам директор вел спортивную секцию каратэ; в 1986 г. был направлен на работу в Югославию в качестве директора школы-интерната при Посольстве СССР; вернувшись в Москву, с 1989 по 1991 год работал в Московском городском комитете по образованию начальником отдела и начальником Управления международных связей; в 1991 г. перешел на работу во вновь созданный по инициативе Верховного Совета РСФСР Всероссийский Фонд Образования, был назначен исполнительным директором Фонда, а в 1993 г. возглавил Всероссийский Фонд Образования в качестве президента; член-корреспондент Российской Академии Естественных Наук (РАЕН), вице-президент Международной академии духовного единства народов мира (МАДЕНМ), член Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), член Международной академии наук Сан-Марино, член Европейской академии информатизации (Бельгия), ведущий эксперт Центра независимых судебных экспертиз Российского экологического фонда "Техэко", член Экспертного совета по проблемам молодежной политики Московской городской Думы; член Союза писателей Москвы; автор более 100 научных публикаций по проблемам образования и воспитания; автор известных книг: "От третьего лица", "Год Сурка", "Кремлюди", "Тихая заводь: Охотный ряд, дом 1", "Черные слезы России", "Стерва", "Ваххабит", "День дурака", "Резервная территория"; член ряда общественных организаций и движений: "За достойную жизнь" (председатель - Сергей Глазьев), "Образование для всех" (председатель - Олег Смолин), "Общественный комитет по спасению детских организаций" (сопредседатели: Анатолий Карпов, Людмила Алексеева, Сергей Комков).