Алексей Иванович, а какие вопросы школы задают чаще всего?
- Несмотря на то что такая форма работы в Москве существует уже на протяжении трех лет и мы постоянно даем разъяснения по этой процедуре, к нам продолжают поступать различные вопросы, касающиеся организации и содержания внешних независимых диагностик.
- Тогда первый вопрос будет таким: зачем школе участвовать в диагностиках?
- В каждой школе существует система внутреннего мониторинга качества образования. Оценка учебных достижений обучающихся - важнейшая часть этого процесса. Если такой мониторинг ориентирован только на использование внутренних материалов (контрольных работ, диктантов), которые готовят учителя школы, то у педагогического коллектива может сложиться субъективная картина оценки учебных достижений. Кроме того, в этом случае отсутствует возможность сравнивать успехи своих школьников с достижениями учащихся других образовательных организаций. Таким образом, участие в независимых диагностиках учебных достижений позволяет школам получать объективную информацию о качестве обучения, сравнивать результаты своих учащихся с результатами по городу или округу, знакомиться с достижениями лучших образовательных организаций и ориентироваться на них. Анализ ошибок и недочетов по результатам каждой из диагностик позволяет своевременно корректировать процесс обучения для достижения в дальнейшем более высоких результатов.
- Сколько классов в параллели должны участвовать в независимой диагностике и кто это определяет?
- Школа сама решает, на какие диагностики записываться и сколько классов будут принимать в ней участие. Поскольку все диагностики проводят по годовому плану, то у администрации школы есть возможность еще до начала учебного года ознакомиться с перечнем мероприятий и включить выбранные диагностики в план внутреннего мониторинга качества образования. Конечно, здесь бывают свои крайности. Некоторые школы стремятся получить в независимых диагностиках самые лучшие результаты и выставляют на все мероприятия всегда один лучший класс в параллели. Другие пытаются весь внутренний мониторинг перевести на рельсы независимой диагностики и заявляют на каждую диагностику сразу все классы данной параллели. Конечно, не стоит придерживаться этих крайностей, ведь, например, в первом случае не достигается главная цель независимых диагностик - получение администрацией школы объективной информации о результатах обучения. Кроме того, расписание независимых диагностик таково, что в один день можно проводить по два мероприятия для одного и того же класса, например, в сентябре этого учебного года диагностики по русскому языку и математике для 7-го класса проводили 18 сентября, а для 9-го класса - 25 сентября. Понятно, что один класс не может принимать участие сразу в двух мероприятиях в один день, поэтому на каждом этапе в рамках одного направления диагностики (предметной или метапредметной) можно заявить только один класс. Во втором случае, когда на диагностику заявляется сразу вся параллель (например, десять классов), мероприятие становится крайне затратным, ведь в школу должны приехать 10 независимых наблюдателей, вряд ли это целесообразно. Поскольку варианты диагностических работ оставляют в школе, то лучше заявить на независимую диагностику 1-2 класса, а потом провести своими силами по тем же материалам диагностику и в остальных классах.
- Решение о диагностике принимает школа, а нужно ли при этом получать согласие родителей на участие в диагностике?
- Как правило, независимая диагностика учебных достижений такое же оценочное мероприятие, как контрольная работа или сочинение, которые обычно проводит учитель. В этом случае согласие родителей, как и на обычную контрольную работу, получать не нужно. Однако в Москве ежегодно проводится комплексная диагностика образовательных достижений в начальной школе, которая предполагает анкетирование детей и родителей. Здесь используются разнообразные личные данные, речь идет не только об учебных достижениях, но и о различных индивидуальных особенностях учащихся. Для участия ребенка в такой комплексной диагностике обязательно нужно получать согласие родителей.
- Что происходит, когда администрация заинтересована в объективной информации о результатах обучения, но не хочет, чтобы плохие результаты стали известны вне стен школы?
- В Москве реализуют не только принцип добровольного участия в независимых диагностиках, но и возможность для школ самостоятельного принятия решения о сохранении результатов диагностик в общегородской информационной сети (Московский регистр качества образования - МРКО). В течение двух недель после размещения результатов диагностики в МРКО администрация образовательной организации может проанализировать полученные данные, используя пояснения и рекомендации специалистов МЦКО, которые размещают на сайтах МРКО (в личных кабинетах) и МЦКО, и на основе анализа решить, какие результаты сохранять в портфолио школы. Такая система позволяет школе проверять слабые классы, не рискуя «засветить» плохие результаты. Однако стоит напомнить, что если за две недели решение о невключении результата в МРКО принято не было, то результаты автоматически сохраняются. Подчас администрация выбирает для независимой диагностики те классы, в которых преподающие этот предмет учителя в ближайшем будущем планируют проходить аттестацию. Несомненно, это очень важное направление, тем более что сохраненные школой результаты автоматически попадают и портфолио учителей, а следовательно, в дальнейшем будут учитываться при аттестации.
- При записи на диагностику МЦКО запрашивает дополнительную информацию, например: имена и фамилии обучающихся, их отметки за последний этап промежуточной аттестации, учебники, по которым работают в данном классе. Обязательно ли вносить эти данные в МРКО?
- Что касается первой части вопроса, то без списка учеников МЦКО не сможет разместить результаты диагностики в личных кабинетах учащихся, значит, их родители не получат доступа к этой информации. Правда, скоро такая необходимость отпадет, так как МРКО - информационно-аналитическая система Департамента образования. В связи с этим уже произошла интеграция МРКО с реестром учреждений ДОгМ и запланирована интеграция с реестром «Контингент». Поэтому в ближайшее время необходимость заполнения ФИ учащихся при заявках на диагностику отпадет: они будут попадать в систему автоматически.
Отметки за промежуточную аттестацию позволяют оценить соответствие результатов диагностики школьным отметкам. Корреляция результатов тестирования со школьными отметками позволяет оценить надежность измерительных материалов, МЦКО постоянно следит за этим показателем качества тестов. С другой стороны, расхождения в 2 и более баллов между результатами диагностики и школьной отметкой сигнализируют учителю и администрации школы о несоответствии внутришкольного оценивания объективным результатам тестирования.
Что касается данных об используемых учебниках, то в МЦКО проводят анализ для всех участников диагностики в целом. Корреляционный анализ дает также возможность посмотреть на различия в результатах изучения отдельных тем или формирования отдельных видов деятельности при работе школ по разным учебно-методическим комплектам. Это позволяет выявлять достоинства и недостатки тех или иных учебно-методических комплектов (УМК) и в итоге делает выбор УМК учителями более осмысленным.
- В каких случаях результаты школы могут быть признаны недостоверными?
- Результаты независимой диагностики школы (или конкретного класса) могут быть признаны недостоверными, мы принимаем во внимание два фактора:
анализ бланков ответов учащихся;
анализ отзывов независимых наблюдателей о соблюдении технологии тестирования.
Результаты класса признаются недостоверными, если в большинстве бланков были исправлены ответы к нескольким заданиям. Кроме того, мы используем специальную программу, которая анализирует частотность одинаковых неверных ответов в классе и фиксирует, таким образом, списывание. При этом мы обязательно учитываем замечания, изложенные независимым наблюдателем в акте наблюдения: плохая дисциплина, подсказки учеников, несоблюдение технологии тестирования.
- Если день проведения диагностики, который указан в плане МЦКО, школе не подходит, может ли она заказать ее проведение на другой день?
- Независимая диагностика - удовольствие отнюдь не бесплатное. Если диагностика проходит, например, 2 октября, то после ее проведения варианты работы считаются открытыми и к работе именно с этими вариантами можно подготовиться, как это случалось с вариантами КИМ ЕГЭ, оказавшимися накануне экзаменов в Интернете. Соответственно на следующий день диагностику с независимым наблюдателем нужно проводить уже по новым материалам, что приводит к дополнительным затратам бюджетных средств. Поэтому лучше либо пересмотреть расписание своих мероприятий и принять участие в независимой диагностике в запланированный день, либо провести ее в режиме внутреннего мониторинга в другой день.
- Если в школе используют другую программу по предмету и предлагаемая диагностика ей не подходит, может ли она заказать диагностику с другим содержанием?
- Как правило, предметные диагностики, которые проводят в течение учебного года, ориентированы на программы наиболее распространенных в городе учебно-методических комплектов. В соответствии с заданием Департамента образования МЦКО готовит один комплект вариантов на каждую диагностику. Если школа хочет получить индивидуальные измерительные материалы, то она может их заказать за счет собственных финансовых ресурсов.
- Кто в школе принимает решение об участии классов в диагностике?
- В большинстве школ план внутреннего мониторинга качества образования и участия в мероприятиях внешней диагностики обсуждают на педсоветах, и утверждает его директор школы. На основе этого плана ответственный за работу в МРКО администратор заявляет классы на участие во внешней диагностике.
- Как администрация должна работать с учителем, если его класс заявлен на независимую диагностику?
- Перед проведением диагностики нужно проследить, чтобы учитель своевременно ознакомился со спецификацией, кодификатором и демоверсией. Напомню, что эти документы размещают на сайте МЦКО уже за месяц до запланированного дня диагностики. Следующий немаловажный аспект - подготовка учащихся к бланковой форме тестирования. Здесь нужно изучить инструктивные материалы, которые также размещают на сайте, и заранее ознакомить учащихся с правилами оформления бланков и особенностями записи ответов на задания различного типа. После получения результатов диагностики они автоматически загружаются в кабинеты школ в МРКО, после чего необходимо зафиксировать обнаруженные проблемы, проследить, чтобы по всем неосвоенным элементам содержания или умениям была организована коррекционная работа. Поскольку все результаты помещают также и в личные кабинеты учеников, желательно, чтобы и коррекционные мероприятия (дополнительные задания, расписание консультаций) были там тоже отражены, чтобы и родители могли видеть, насколько успешно их ребенок ликвидирует выявленные пробелы. Помимо инструктивно-методических материалов, размещенных на сайте МЦКО в разделе «Мониторинг и диагностика», на этапах подготовки и анализа результатов в работе могут помочь материалы вебинаров, регулярно проводимых МЦКО (см. график вебинаров http://mcko.ru/webinar/). На вебинарах обсуждают вопросы, связанные с содержанием диагностических работ, порядком проведения тестирований, анализируют обобщенные результаты диагностик. Принимая непосредственное участие в вебинаре, школа и педагоги могут задавать интересующие их вопросы, делиться своим опытом, а скачивая записи прошедших вебинаров, использовать материалы для методических совещаний с учителями.
- Предположим, что после диагностики школы получили результаты по классу. Как определить, высокий или низкий результат они получили?
- В рекомендациях МЦКО, которые размещают в кабинетах школ в МРКО одновременно с результатами, есть информация об общих результатах по городу и пояснения по интерпретации результатов классов (школ). Среди показателей, которые получает класс - участник диагностики, есть показатель, который называется «коэффициент результативности». Он определяется по формуле: Ri = Xi / Хср., где Xi - результат выполнения диагностической работы обучающимися данного класса, Xср. - результат выполнения работы в среднем по всем ОУ, участвующим в такой диагностике. Коэффициент результативности Ri = 1 - это средний результат выполнения диагностической работы в целом по всем образовательным организациям, участвовавшим в диагностике. Значение Ri >1 означает превышение результатов класса над средними показателями по городу, наиболее значимыми считаются коэффициенты результативности, превышающие 1,2. Значения Ri < 1 говорят о более низких результатах, чем в среднем по городу, а критическими показателями здесь будут коэффициенты менее 0,8. Кроме этого, необходимо сравнить результаты выполнения по контролируемым элементам содержания или видам деятельности, сравнив их с общегородскими показателями.
- Какие диагностики МЦКО предлагает для школ, осуществляющих переход на стандарты второго поколения?
- Система диагностических мероприятий МЦКО предполагает использование измерительных материалов как в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, так и в соответствии с ФГОС. Если для стандартов предыдущего поколения разрабатывают лишь предметные тесты, то в качестве сопровождения введения ФГОС школам предлагают как предметные, так и метапредметные измерительные материалы. В этом учебном году запланированы мероприятия для 1-4-х классов начальной школы, 5-6-х классов основной школы и для 10-х классов, участвующих в пилотном проекте по введению ФГОС. Здесь мы предлагаем как процедуры независимой диагностики, так и широкий спектр измерительных материалов для внутреннего мониторинга учебных достижений в школах, реализующих ФГОС. Для оценки метапредметных результатов мы предлагаем измерительные материалы по пяти различным направлениям: диагностика познавательных метапредметных умений, межпредметных понятий, грамотности чтения, компетентности в области решения проблем и диагностика коммуникативных и регулятивных умений в рамках наблюдений за проектной деятельностью учащихся. В начале учебного года на сайте МЦКО мы публикуем распоряжение Департамента образования, в котором указаны не только название и даты проведения каждой диагностики, но и на оценку требований какого из стандартов направлено мероприятие.

Информация к сведению

Федеральная служба по интеллектуальной собственности зарегистрировала в качестве правообладателя информационно-аналитической системы «Московский регистр качества образования» (ИАС МРКО) город Москву, от имени которого выступает Департамент образования (свидетельство №2013661983 от 20 декабря 2013 года).

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА
Инструкция по выполнению работы
Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить работу.
На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 60 минут.
Работа состоит из двух частей. Первая часть представляет собой контрольное списывание текста с пропущенными буквами и знаками препинания (задание 1). Вы должны переписать текст без ошибок, вставив там, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания.
Вторая часть состоит из 13 заданий (задания 2–14) с кратким ответом. Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно. Внимательно читайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Ответы записывайте в БЛАНК ОТВЕТА. Ответ оформляйте согласно требованиям задания.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Желаем успеха!
ВАРИАНТ 2
Прочитайте текст и перепишите его без ошибок, вставив там, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания.
(1)Пот…плело и от зари и до зари зал…ваются соловьи.(2) Майская прохлада укрощала их пение а теперь самое время слушать неугомонную серенькую невеличку. (3)Всю ночь не смолкает соловьиная трель в пр…брежных кустах (не)широкой, но кр…сивой речонки.
(4)Соловьи любят пр…речные кустарники заросли лесных низин, в которых по утрам расстилается густой туман. (5)Но не стоит заб…раться в лесную глушь, чтобы насладит…ся их пением. (6)Выйдите из дома ра…положитесь в тени душистой сирени.(7) Беспредельная радость охватит вас, когда вы услышите эти безыскусные чарующие переливы. (8)Голос певца то замирает, то громче возносится, и эхо вторит соловьиной песне.
(9) В птичьем хоре все покрыва…т его голос.(10) Его восп…вали в своих стихах поэты композиторы слагали о нем песни. (116 слов)
Прочитайте текст задания 1 и выполните задания 2–8.
Опираясь на главную мысль текста, продолжите предложение. Выпишите слово, которое должно стоять на месте пропуска.
Автор описывает, как красиво и необычно поют соловьи благодаря <……………………………………………….>.
[ 3] Из предложений 1–4 выпишите слово, которое имеет значение «беспрерывно, не переставая звучать».____________________________________
Укажите стиль речи, в котором написан текст._______________________
Из предложений 4-7 выпишите синоним к слову «ароматной».
________________________________________________________________
[ 6] Из предложения 7 выпишите имя существительное, в составе которого есть суффикс. __________________________________
Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.
____________________________________________________________________
Среди предложений 1–5 найдите сложные предложение. Укажите их номера (сложного предложения).__________________________________________
Прочитайте слова. Сравните произношение и правописание слов.
В квадратных скобках укажите звук, который произносится на месте выделенных в этих словах согласных:
пеВца – Всю – солоВьи – Вторит – Что происходит с согласными в словах певца, всю, вторит? Допишите предложение, вставив на месте пропуска слово (словосочетание):
При стечении согласных в середине слов происходит <………………………>.
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Запишите подобранные вами слова.
Насл…диться (пением) – _______________________________________
Сол…вьи (заливаются)– _________________________________________
Л…сных(низин) ___________________________________________
Восп…вали (в стихах) – _________________________________________
Выпишите слова, вставив пропущенную букву, где это необходимо.
под…ехать (к дому)_______________________________
в...езжать (в гараж)________________________________
(не стоит) забират…ся______________________________
(соловьи) заливаю…тся____________________________
(В хоре) птич…ем ________________________________
Выпишите слово, в котором правописание окончания зависит от спряжения глагола.
(в) ПТИЧЬЕМ (хоре)
УСЛЫШИТЕ (перпеливы)
ВОСПЕВАЛИ (поэты)
(насладиться) ПЕНИЕМ
(вторит) ПЕСНЕ
Ответ__________________________________
Узнайте по этимологической справке, какое слово с непроверяемой гласной в корне пропущено в предложении. Запишите это слово.
Ветер по морю гуляет/ И <…>подгоняет; / Он бежит себе в волнах / На поднятых <…>.
Этимологическая справка: И морское судно, и короб, и корыто первоначально представляли собой, сделанную из коры посуду.
Ответ_____________________________
По началу текста определите, каким будет его продолжение по типу речи, и укажите термин, называющий этот тип речи.
Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Вдруг остановился, осторожно осмотрелся вокруг и … .________________________________________________


Приложенные файлы

Проверочная работа по русскому языку. 6 класс.

Вариант 3

Несколько часов брел охотник по лесу. 2) Трава в этом лесу не росла, и Емеля шёл по мягкому, светло-желтому мху, как по ковру. 3) Изредка хрустнет ветка под ногой. 4) Казалось, что прошёл пол леса, осматривая, нет ли где-либо следа, не сломал ли олень рогами ветки, не объедена ли трава на кочках. 5) Начало темнеть.6) Старик почувствовал усталость. 7) Но вот послышался слабый визг собаки. 8)Впереди затрещали ветки, и из-за деревьев показались ветвистые рога оленя. 9) Охотник прицелился, но в это мгновение старик припомнил, с каким геройством защищала олененка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. 10) Он опустил ружье и свистнул - животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

    Из предложений 2-5 выпишите слово, которое обозначает действие, производимое осторожными шагами охотника.

    Из предложений 1-4 выпишите синоним к слову «шёл»

    Из предложений 7-8 выпишите имя существительное, в составе которого есть суффикс

    Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.

    Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение. Укажите номер этого сложного предложения.

проСьба (…)

Сбавил-(…)

коСьба –(…)

Сделать-(…)

Скр…петь, упл…тнить, гр…знуля, зам…чать

Лис…его (хвоста) (надо) умыват…ся

(Дети) купают…ся С..езжать (с горы)

Выпишите слово, в котором на месте пропуска не пишется буква ь

Читаешь книгу, кататься на велосипеде, протянуть руку, испечь калач

К приезду императрицы Екатерины Великой посадили много цветов, а ей самой преподнесли (…) с розами.

Этимологическая справка: ко́рзити – плести из прутьев

На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А. Чехову)

Проверочная работа по русскому языку. 6 класс

Вариант 4

    Прочитайте текст и перепишите его без ошибок.

1)Я вышел на пригорок. 2) Передо мной р асстилался широкий скат. 3)Вдруг я увидел впереди себя какой-то странный свет. 4)Кто-то шел с фонарем.5)Я остановился и стал прислушиваться. 6) Ничего не было слышно. 7) Я умышленно громко кашлянул, стал напевать какую-то мелодию. 8)Тишина… 9)Тогда я громко спросил, кто идет. 10) Мне никто не ответил. 11) Фонарь двигался влево от меня.12) Когда он поравнялся со мной, я понял, наконец, что передо мной была шаровая молния. 13) Светящийся шар пересек мою тропу и стал взбираться на пригорок и вслед за тем скрылся за возвышенностью. 14) Шаровая молния пропала. 15)Долго я искал ее глазами и нигде не мог найти. 16) Она словно в воду канула.

    Опираясь на главную мысль текста, продолжите предложение. Выпишите слово, которое должно стоять на месте пропуска.

    Из предложений 6-8 выпишите слова, которые передают действия рассказчика

    Укажите стиль речи, в котором написан текст.

    Из предложений 1-4 выпишите синоним к слову «необычный»

    Из предложений 1-5 выпишите имя существительное, в составе которого есть суффикс

    Из предложения 11 выпишите грамматическую основу.

    Среди предложений 5-10 найдите сложное предложение. Укажите номер этого сложного предложения.

    Прочитайте слова. Сравните произношение и правописание слов. В скобках укажите звук, который произносится на месте выделенных в этих словах согласных:

булаВка(…) моркоВка (..) скаЗка(…) селеДка(…)

Что происходит с согласными в словах? Допишите предложение, вставив на месте пропуска слово (сочетание слов).

При стечении согласных в середине слов происходит ….

    Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Запишите подобранные вами слова.

К…рмушка (для птиц), см…шной (клоун), ст…пная (дорога), подп..вать (песню), сп..шу (текст)

    Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо.

Подъезжать (к мосту)

Встретить (друга)

Купаются (в речке)

Двигаться (вперед)

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква и

    Выпишите слово, в котором правописание окончания зависит от спряжения глагола.

в спелой ржи, бросил цветы, выступишь с трибуны, толкнуть плечом, по узким улицам

    Узнайте по этимологической справке, какое слово с непроверяемой гласной в корне пропущено в предложении. Запишите это слово.

Мы взяли в руки (…) и устроили уборку-тренировку на свежем воздухе.

Этимологическая справка: -лоп- - широкий, похожий на ладонь лист

    По началу текста определите тип речи и укажите его.

Пёстрый дятел целый день летал по лесу и сообщал всем о приходе весны. Но звери не обращали на него никакого внимания. Каждый был занят своими очень важными и нужными делами. Ведь весна – это время хлопот!

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА

Инструкция по выполнению работы

Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить работу.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 60 минут.

Работа состоит из двух частей. Первая часть представляет собой контрольное списывание текста с пропущенными буквами и знаками препинания (задание 1). Вы должны переписать текст без ошибок, вставив там, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания.

Вторая часть состоит из 13 заданий (задания 2–14) с кратким ответом. Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно. Внимательно читайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Ответы записывайте в БЛАНК ОТВЕТА. Ответ оформляйте согласно требованиям задания.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Желаем успеха!

ВАРИАНТ 2

Прочитайте текст и перепишите его без ошибок, вставив там, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания.

(1)Пот…плело и от зари и до зари зал…ваются соловьи.(2) Майская прохлада укрощала их пение а теперь самое время слушать неугомонную серенькую невеличку. (3)Всю ночь не смолкает соловьиная трель в пр…брежных кустах (не)широкой, но кр…сивой речонки.

(4)Соловьи любят пр…речные кустарники заросли лесных низин, в которых по утрам расстилается густой туман. (5)Но не стоит заб…раться в лесную глушь, чтобы насладит…ся их пением. (6)Выйдите из дома ра…положитесь в тени душистой сирени.(7) Беспредельная радость охватит вас, когда вы услышите эти безыскусные чарующие переливы. (8)Голос певца то замирает, то громче возносится, и эхо вторит соловьиной песне.

(9) В птичьем хоре все покрыва…т его голос.(10) Его восп…вали в своих стихах поэты композиторы слагали о нем песни. (116 слов)

Прочитайте текст задания 1 и выполните задания 2–8.

Опираясь на главную мысль текста, продолжите предложение. Выпишите слово, которое должно стоять на месте пропуска.

[ 3] Из предложений 1–4 выпишите слово, которое имеет значение «беспрерывно, не переставая звучать».____________________________________

Укажите стиль речи, в котором написан текст._______________________

Из предложений 4-7 выпишите синоним к слову «ароматной».

________________________________________________________________

[ 6] Из предложения 7 выпишите имя существительное, в составе которого есть суффикс. __________________________________

Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.

____________________________________________________________________

Среди предложений 1–5 найдите сложные предложение. Укажите их номера (сложного предложения).__________________________________________

Прочитайте слова. Сравните произношение и правописание слов.

В квадратных скобках укажите звук, который произносится на месте выделенных в этих словах согласных:

пе В ца –

В сю –

соло В ьи –

В торит –

Что происходит с согласными в словах певца, всю, вторит ? Допишите предложение, вставив на месте пропуска слово (словосочетание):

При стечении согласных в середине слов происходит <………………………>.

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Запишите подобранные вами слова.

Насл…диться (пением) – _______________________________________

Сол…вьи (заливаются)– _________________________________________

Л…сных(низин) ___________________________________________

Восп…вали (в стихах) – _________________________________________

Выпишите слова, вставив пропущенную букву, где это необходимо.

под…ехать (к дому)_______________________________

в...езжать (в гараж)________________________________

(не стоит) забират…ся______________________________

(соловьи) заливаю…тся____________________________

(В хоре) птич…ем ________________________________

Выпишите слово, в котором правописание окончания зависит от спряжения глагола.

(в) ПТИЧЬЕМ (хоре)

УСЛЫШИТЕ (перпеливы)

ВОСПЕВАЛИ (поэты)

(насладиться) ПЕНИЕМ

(вторит) ПЕСНЕ

Ответ__________________________________

Узнайте по этимологической справке, какое слово с непроверяемой гласной в корне пропущено в предложении. Запишите это слово.

Ветер по морю гуляет/ И <…> подгоняет; / Он бежит себе в волнах / На поднятых <…>.

Этимологическая справка: И морское судно, и короб, и корыто первоначально представляли собой, сделанную из коры посуду.

Ответ_____________________________

По началу текста определите, каким будет его продолжение по типу речи, и укажите термин, называющий этот тип речи.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Вдруг остановился, осторожно осмотрелся вокруг и … .

________________________________________________