Дети капризны и агрессивны. Тогда и возникают мысли, как научить ребенка слушаться родителей. Не всегда причина в психологии малыша. Зачастую, чтобы узнать, как научить ребенка слушаться, взрослые должны "заглянуть внутрь себя".

Воспитание ребенка очень трудоемкий процесс для родителей. Он требует полную отдачу энергии, терпения, понимания, самоконтроля и безграничной любви. До двух лет малыш не проявлял абсурдности в поведение. Теперь все изменилось.

Начиная проявлять свой характер, малыши пытаются показать свое место в семье. В это время взрослые часто задаются вопросом, как научить ребенка слушаться в 3 года, чтобы в дальнейшим не возникали более серьезные конфликты. Если родители принимают его некоторые условия, не выходящие за рамки возможного, то отношения также продолжают складываться в положительном резонансе. И это относится не только к раннему возрасту. Когда происходит межличностный конфликт в семье, связанный с непринятием определенных требований родителей или ребенка, возникают скандалы, иногда даже с наказанием и угрозами, истерики, заставляющие недоумевать взрослых. Для того, чтобы разобраться с причинами такого поведения, необходимо в первую очередь заглянуть внутрь себя и поискать источник конфликтов. В большинстве случаев именно реакция родителей вызывает соответствующую отдачу ребенка. И очень редко встречаются действительно психологические расстройства у детей, связанные с патологией нервной системы.

Ребенок - это губка не только для "поглощения" знаний, но и поведения, привычек, манеры разговаривать, доказывать свою точку зрения, отношения к посторонним людям. А где он этому может научиться? Конечно же в первую очередь у родителей. И это необходимо понимать. Если по отношению к ребенку взрослые позволяют себе применять грубость и любого рода оскорбления, то не стоит ожидать от своего чада вежливых и понимающих поступков. И на любые уговоры, иногда приказы, прекратить столь не уподобляющее поведение, ребенок начинает игнорировать высказывания, изображать глухоту, психовать, устраивать истерики и показывать полную отрешенность от требований.

Но если в семье царит гармония и согласие во всем, тогда почему есть место такому агрессивному поведению. В этой ситуации недоумевающие родители начинают искать важную информацию, объясняющую причину таких действий, а также решение, расписанное по пунктам. Но любая книга или квалифицированный психолог приведут к тому, что необходимо сначала задуматься над своими поступками, требованиями и найти конфликтный момент в сложившейся ситуации. И в такие периоды практически все родители задаются вопросом, как научить ребенка слушаться и понимать, что ему говорят. Существуют несколько правил для взаимоотношений, которые в первую очередь не должны нарушать взрослые. Ребенок еще не достиг того возраста, когда он полностью понимает, что от него требуют и осознает серьезность своих поступков, так же как и внутренние чувства старших. Он учится добиваться своих желаний эмоционально и чаще "Нет", после которого следуют истерики и, соответственно, родительское "Да", воспринимается, как "Попытайся еще".

Стоит внимательно слушать своего ребенка, не зависимо от степени занятости и важности сообщения. Давая понять, что его слова очень важны, он учится воспринимать высказывания других, придавая им важное значение. Именно с этого момента начинается, так называемое, перевоспитание. Для того, чтобы ребенок стал слушаться своих родителей, нужно набраться колоссального терпения и самоконтроля за эмоциями. Многие могут подумать, что в данном случае не все зависит от взрослых, но и напрямую от самих детей. Ведь, если они не захотят соблюдать принципы, то и эффективность будет минимальная. Это не совсем так. Если ребенок довольно долгое время воспитывался либо в слишком жестких, либо в через чур мягких, потакающих условиях, то быстрой положительной реакции придется добиваться довольно долго. Главное набраться терпения и из-за всех сил стараться держать свои эмоции под контролем. Не сегодня, так завтра ребенок начнет правильно реагировать на требования и просьбы, выраженные в нужной форме и с правильной интонацией.

Как уже говорилось, существует несколько основных принципов, которые помогут в дальнейшем не вспоминать о том, как научить ребенка слушаться родителей, и приведут к положительному результату. На них стоит остановиться поподробней.

При любых сложившихся, иногда даже абсурдных, обстоятельствах, следует к ребенку обращаться спокойно, тихо, даже немного понижая голос. Но если стоит выразить свое недовольство поведением, не желательно мягко разговаривать. Тон должен быть спокойным, но твердым, определяющий границу дозволенного.

Если предстоит серьезная беседа, желательно избавиться от всех отвлекающих и раздражающих предметов, таких как телевизор, компьютер, домашние животные, одним словом все, что может отвлечь внимание ребенка.

Следует выяснить эмоциональное состояние и готовность своего чада к разговору. Нужный настрой поможет правильно принять поступающую информацию.

Не стоит выражать все свое недовольство его поступком на лице, но голос должен при этом быть строгим, не кричащим и не угнетающим.

Существующие в семье правила не стоит отменять, лишь бы угодить ребенку. Если принято в 0.0 садиться ужинать, в 2.0 - спать, распределены четкие обязанности по дому, то не желательно их нарушать.

Каждое свое распоряжение и просьбу необходимо формулировать четко, а также не задавать риторических вопросов типа "Почему беспорядок в комнате? " Более правильная фраза звучит следующим образом: "Убери в своей комнате игрушки по местам! "

Если у ребенка не появляется реакция на просьбу родителей ни с первого, ни со второго раза, не стоит его уговаривать и ждать от него соответствующего поведения. Лучше подойти, спокойно взять его за руку и отвести в то место, где он должен выполнить поручение.

Не стоит допускать разногласий в вопросе наказания и утвердительного решения между родителями. Это может привести к разному отношению самого ребенка, для которого один будет плохой, а другой хороший.

Не желательно прибегать к постоянной критике, контролю, выполнению каких-либо поручений. При этом вся нагрузка должна ориентироваться на способности малыша.

По возможности, нужно говорить ребенку периодически повторять все просьбы, которые адресованы ему. После того, как четко проговорено задание малыш понимает его лучше, запоминая нюансы выполнения.

Когда у ребенка не получается выполнить поручение, лучше предложить ему помощь. Это избавит от истерики при несоблюдении требования.

И последнее, все поведение взрослых отражается на поступках детей. Поэтому не стоит делать то, что запрещено ребенку.

Главное не терять любовь и веру в своего малыша. Он готов исправиться, но для этого ему необходимо немного помочь. А в этом случае именно терпение может принести в семью спокойствие и благополучие.

История взаимоотношений с родителями может быть очень простой. Родился человек, побыл в симбиозе с мамой, начал ходить, вначале при этом оглядывался на маму и, подбадриваемый ее, шел дальше, брал пример и поддержку от папы, и дальше все шел и шел более самостоятельно своей дорогой, а родители оставались позади и смотрели с любовью ему в след. А потом появляется собственная семья, собственный ребенок, который также уходит. И вот уже ты смотришь ему в след с любовью и надеждой, что он будет счастлив. То есть мы отделяемся от своих родителей, создаем свою семью, в которой появляются дети, которые в своё время отделяются от нас и выходят в собственное плавание. Все очень просто и гладко в такой последовательности. Ведь родители хотят нам счастья, хотят, чтобы мы становились сильными и могли сами идти по жизни. И мы хотим счастья своим детям, хотим, чтобы наши дети смогли научиться самостоятельности и могли уверенно ходить по жизни сами. Все вроде бы очень просто.

Но в жизни почему-то так просто бывает далеко не всегда. А чаще бывает сложно и запутано: родители совсем не готовы «смотреть своим детям в след», а продолжают «идти рядом, стараясь поддержать, оградить и наставить». А бывает еще и так, что родители «устраиваются у своих детей на руках» так, чтобы те «несли их», пока идут своим жизненным путем. И, что бывает еще чаще, родители готовы меняться с детьми этими ролями: то сами «понесут» своего взрослого ребенка, то «влезут ему на руки». Мама, продолжающая контролировать свою взрослую дочь или сына, и мама, которая ожидает, что она останется самым важным человеком в жизни дочери или сына, так как «мужья / жены приходят и уходят, а мама у тебя одна» - это одна из очень частых ситуаций, рассматриваемых во время психотерапии.

Очевидно, что для большинства родителей дети являются чем-то большим, чем просто детьми, которых надо научить определенным навыкам и пустить в сольное плавание. Давайте рассмотрим 3 наиболее частые причины, почему все так запутано, почему родители не оставляют детей идти самостоятельным путем, а идут рядом с ними. Хотя причин, несомненно, больше, но всех сразу не охватить.

Дети как реализация мечты родителей.

Мама не имела возможности защитить кандидатскую, научиться кататься на коньках или водить машину. Теперь взрослая дочь или сын время от времени выслушивает от мамы, как важно современной женщине (современному человеку) иметь водительские права, кандидатскую степень или некоторую коньковую спортивность. Интенсивность внедрение мамы со своими мечтами в жизнь дочери или сына будет зависеть от того, насколько эти мечты были важны для нее самой, насколько она не смирилась с тем, что их не реализовала и на сколько дочь или сын в момент такого внедрения является продолжением мамы, а не отдельным человеком.

Дети как смысл жизни.

Типичная ситуация: вечно «плохая» дочь, которая «все делает не так» и мама вынуждена ей указывать на ее ошибки. Такая дочь выходит замуж не за того человека, воспитывает своих детей неправильно, работает не там и не в той должности. И ведь часто дочь пытается что-то исправить. Иногда даже разводится. Правда, все равно находится то, что «не так, неправильно». Дочери может казаться, что мама будет удовлетворена, если она что-то исправит в своей жизни. Но парадокс в том, что маме нужно, чтобы дочь было «плохой», так как исправлять ее, указывать на ее ошибки, переживать за нее, сердиться на нее - все это и составляет смысл жизни. Жизнь станет пустой, если в ней исчезнет борьба с «бестолковостью» дочери. Поэтому, попытки дочери стать лучше обречены на провал - матери нужна именно привычно «плохая» дочь, чтобы было ради чего жить. Естественно, то же самое может происходить и в паре мама - сын.

Ребенок как заменитель супруга.

Конечно, речь идет не о сексуальном использовании детей. Мы говорим о среднестатистических родителях, которые любят своих детей и не хотят наносить им вред. Ребенок может заменять супруга в психологическом плане. В чем функции супругов? Что они дают друг другу кроме секса? Психологическую поддержку, совет, возможность поговорить, выговориться по поводу проблем, если нужно, возможность просто провести время вместе. Когда супруги отходят эмоционально друг от друга по тем или иным причинам (сейчас не об этих причинах речь), один из них может начать втягивать в отношения ребенка. И тогда мама и дочь становятся «подружками». А когда приходит время выходить замуж, альянс двух женщин может оказаться более прочным, чем любые отношения с мужчинами. В результате отношения с мужчинами кратковременные, подтверждающие, что «мужчины будут приходить и уходить, а мама forever».

Или сын становится маленьким мужчиной для своей мамы. Мама умиляется, что, когда она плачет после ссор с мужем, маленький мальчик гладит её по голове и утешает. А потом они ходят вместе в театр. Иногда их даже принимают за пару, если женщина достаточно молода. И когда он становится взрослым, мама убеждена и убеждает сына, что «он не сможет найти женщину, которая была бы достойна его».

Конечно, взрослые дети могут жениться (или выйти замуж), но мамы будут вмешивать в их семейную жизнь, потому что … ну, вы понимаете.

И тогда происходит следующее. Или взрослые дети вынуждены «прорываться», отделяться, рвать, иногда «с кровью» и с болью свою связь с родителями, для того, чтобы получить свое право на самостоятельность, собственную семью и собственное развитие. Или детям приходится, как это не грустно, оставаться «детьми», «пока смерь не разлучит их» с родителями. Хотя и после их смерти мы несем родителей в себе, в своей голове, в своей психике. Несем их запреты, их взгляды на нас, их взгляды на жизнь. Но это уже, как говорится, другая история.

Анекдот в тему:

Утро. Женщина готовит завтрак. Крик из туалета:

- Мама. Я покакал!

Она оборачивается и с заботой отвечает:

- Поздравляю, дорогой. Вытри попу и иди завтракать. Ты опаздываешь на работу!

Реальный диалог на тренинге:

- Я вырастила очень хорошего мальчика. Я растила его одна. Я горжусь, что он вырос у меня хорошим и послушным. Теперь мы ищемнам хорошую девочку.

А сколько вашему мальчику лет?

Последнее время я все чаще и чаще встречаю женщин, которые вырастили своих детей сами, отдали им всю себя, отказались от личной жизни, работали на многих работах и т.д., чтобы дать своему любимому чаду все возможное и невозможное. И все было бы хорошо, если бы не последствия их действий….

Эти женщины на тренингах с отчаянием пытаются узнать ответ на вопрос: «Что делать с моим ребенком? Он ничего не хочет. Ничего не делает. Сидит у компьютера и играет в игры целыми днями. На вопрос «Что ты собираешься дальше делать?» отвечает «Что ты скажешь!»». При опросе выясняется, что «хороший ребенок» — это «мальчики» 19, 20, 25, 35 или 40 лет.

Вопросы из серии «Что делать?» задают и мамы «хороших девочек». Но их проблемы начинают проявляться позже, когда «хорошей девочке» лет 30 или 35, а то и все 50-60. Она так и не вышла замуж со своими 2-мя высшими образованиями и знание 3-х иностранных языков. Страшная картина, когда по улице идут две похожие пожилые женщины, поддерживая друг друга. И в одной угадывается одинокая женщина лет 60, дочь, а в другой ее мама 80-лет, цепко держащаяся за руку своей дочери….

Почему физически взрослые люди так и остаются детьми, жизнью и мышлением которых управляют их родители (чаще родительницы)?

Можно, конечно, говорить об особенностях «Поколения Y» или общей инфантильности молодежи, но … дело, похоже, совсем в другом.

ПРИЧИНЫ

Вот несколько причин , почему родители не отпускают в свободное жизненное плавание своих детей и этим, в большинстве случаев, полностью ломают им жизнь:

  1. В нашей культуре нет четкой грани, после которой человек считается взрослым. Нет признанных всеми ритуалов перехода или инициализации.

В нашей культуре нет ритуалов перехода человека из одной стадии своей жизни в другую. У нас не установлен возраст, в котором человека все окружающие должны признать взрослым и имеющим право принимать собственные решения.

Нет, конечно, считается, что после получения паспорта и получения права голосовать на различного рода выборах, человек становиться взрослым. Но для большинства родителей это ничего не значит. Ведь их такой «хороший мальчик» или «такая хорошая девочка» столько еще не знают и столько ошибок могут совершить в этом страшном мире, что их просто нельзя в этот мир отпускать. И все аргументы, основанные на том, что кто-то в прошлом веке считался полностью взрослым человеком, командовал армией в 16 или выходил замуж в 14, наталкиваются на серьезный барьер непонимания у современного родителя.

В сообществах, живущих даже сегодня по правилам первобытно-общинного строя где-то в Африке или джунглях Амазонки, этот вопрос регламентирован очень четко. Юноши при достижении определенного возраста отделяются от сообщества, проходят ритуал инициализации и, возвращаясь после него в селение, считаются взрослыми и равноправными членами этого сообщества. Юношам дают новые имена. И никто, даже мать, не имеет право относиться к нему как к ребенку. Просто и мудро.

В нашем таком современном и цивилизованном обществе такие ритуалы не существуют. И многие современные родители, особенно в нашей культуре, похоже, пользуются поговоркой, что «Плох тот родитель, который не содержит своего ребенка до пенсии… до его пенсии… »

  1. Вторая причина, по которой матери (большей частью) не хотят отпускать в самостоятельную жизнь своего ребенка - это страх.

Когда дети подрастают одинокими матерями (иногда мамами-домохозяйками) овладевает жуткий страх смерти … Да, да! Только смерти не реальной, а психологической.

Итак, представьте себе, что молодая девушка забеременела. Это случилось по любви и в браке или случайно по молодости и ветрености, но ребенок появился на свет. А потом, она осталась одна. Отец ребенка или вообще не знает о его существовании или ушел из семьи, когда ребенок был еще очень-очень маленький. И «Молодая мама» (вполне возможно вместе с такой же одинокой бабушкой) с головой погружается в заботу о своем единственном «Свете в оконце». Молодая женщина ставит все на карту и отдает свою жизнь и все свои силы на воспитание и обеспечение своего ребенка, чтобы никто не мог сказать, что ее ребенок одет, обут и живет хуже, чем его сверстники из полных семей.

За 16-18 лет женщина привыкает к такой жизни и ответственности. Она находится в роли «Матери» 24 часа в сутки и 365 дней в году. Эта роль вытеснила все остальные роли. Разве можно думать о себе, своих развлечениях, своем удобстве и т.д., когда самому главному человеку в жизни, ребенку, постоянно чего-то не хватает?… Ему не хватает игрушек, хорошего детского сада, престижной школы, дорогих джинсов и современных гаджетов. Даже если у такой женщины и появляются мужчины на горизонте, то она не обращает на них внимание: «Знаю я вас! Все вы св….и! Да и кто будет любить чужого ребенка? И кому он нужен, кроме меня?»… И мужчины исчезают и на горизонте появляются все реже и реже.

И самое страшное начинает происходить тогда, когда подросший ребенок в подростковом возрасте начинает пробовать самостоятельно думать, действовать и что-то решать. Когда у него начинается подростковый кризис и он взрослеет.

Сами подумайте, что произойдет с такой женщиной, когда ее «Единственный смысл жизни» уйдет из ее жизни (поедет учиться в институт в другой город, пойдет в армию, женится или выйдет замуж и уедет в другой дом к супругу или супруге и так далее)? С одной стороны у нее освободиться все время, которое теперь не понятно на что тратить. С другой стороны у нее уйдет главная роль ее ролевой системы, которая занимала 99% ее жизни. Роль «Матери». Ну не совсем уйдет … Она потребует существенной трансформации и урезания функций и времени жизни. И что теперь делать? Где искать смысл жизни? Раньше он был понятен. Ребенок! А теперь? Ведь другие роли давно и надежно забыты или замурованы где-то внутри. Она давно забыла, как быть «Женщиной» или «Любимой Женщиной». Она давно забыла, как быть «Заботящейся о себе». «Подругой». «Путешественницей», «Развивающейся личностью». Она давно забыла, что можно жить ради себя…. Она многое забыла. И так вот просто, в один момент, эти роли не возродятся. Их нужно реанимировать.

Вот и получается, что если взрослый ребенок уходит в свою самостоятельную жизнь, его мама понимает, что у нее больше ничего не остается. Жить нечем . Это событие равносильно смерти.

А теперь угадайте с трех раз, что будет делать такая мама? … Правильно! Всеми силами будет стараться остаться для ребенка самым близким и значимым человеком, чтобы всеми силами «оберегать его от ошибок жизни» («эта работа тебе не подходит», «эта девочка (мальчик) не для тебя», «она стерва (он сволочь) и не достойны моего сынули (доченьки)» и так далее).

Мамы держатся за своих взрослых детей, чтобы не остаться наедине с самими собой и не потерять единственно знакомый смысл своего существования .

С некоторыми нюансами то же самое происходит с матерями-домохозяйками, которые посвятили свою жизнь семье и детям. Особенно, если отношения с мужем не сложились, хоть они и продолжают жить вместе. .

3. Чем еще страшны описываемая ситуация?

Тем, что дети перенимают матрицу отношений с противоположным полом у своих родителей. И дальше, даже если им удалось вырваться из под крыла своей родительницы, повторяют печальную программу ее жизни. Девочки выходят замуж, рожают ребенка, разводятся с «этим недостойным тебя человеком» и растят свое чадо одни. А мальчики, привыкнув, что мир вращается вокруг них, вносят эту же идею в свою молодую семью, часто получают отпор и возвращаются к маме, к ее огромному облегчению и счастью.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Совет 1.

Уважаемые «Сумасшедшие Мамы» «Самых замечательных Детей в мире»!. Вы хотите, чтобы ваши дети были счастливы? … Тогда будьте счастливы сами!

Разделите свою жизнь на сектора, реанимируйте свои роли . Пусть роль «Мамы» будет не единственной сильной вашей ролью. Пусть она будет одной из ролей вашей ролевой системы.

Покажите своим детям, что такое настоящая счастливая жизнь . Станьте для них примером.

А «Мама» всегда будет мамой. Просто счастливая, самореализовавшаяся личность может быть лучшей мамой, чем загнанная и озлобленная на жизнь женщина.

Совет 2.

Если захочется, то спросите совета у хорошего психолога или подумайте сами, по каким критериям вы будете принимать решение о том, вырос ли ваш ребенок или еще нет, стал он взрослым или еще остается ребенком.

Что вы должны увидеть, услышать или почувствовать , чтобы понять, что ваш ребенок уже взрослый человек? Какие события должны произойти, чтобы вы поняли , что при всем том, что он(а) не все знает и не полностью подготовлен(а) к жизни, его(ее) можно уже выпускать в самостоятельное плавание ?

Когда вы будете думать над ответами на эти вопросы примите к сведению, что

  • Ваш 16-17-летний сын или ваша дочка, конечно же, не знают жизнь так как вы. В этом их большой плюс перед вами и большой минус в ваших глазах. Почему плюс? Потому что у них нет ваших ограничений и для них все дороги открыты. И они, могут никогда не наступить на те грабли, на которые наступили вы и от которых вы хотите их предостеречь. Взрослость - это не количество информации о жизни. Взрослость - это готовность встречать жизненные вызовы, совершать ошибки или побеждать и брать на себя ответственность за свои действия.
  • Ваши дети — люди другого поколения. Они по-другому думают и живут в другом мире. Тому, что знают и умеют они, вы, вполне возможно, не научитесь никогда. Например, я до сих пор встречаю людей 40-50 лет, которые не умеют работать на компьютере и боятся современных телефонов (дай бог это не про вас будет сказано). А ведь это же чьи-то родители и их детям как раз лет 18-25. Чему такие родители могут научить людей из другого мира, в котором старые правила не работают?

И еще одна идея, напоследок. Скорее вопрос: «Как себя вести с выросшими детьми?». Я посвящу этому и подростковому кризису одну из следующих статей. Сейчас меня интересует ваше мнение.

Вы многие годы учились быть родителями вашим маленьким детям. Наконец-то научились. И тут.. Они выросли… А нас никто не учил как быть родителями взрослых детей.

  • Что нужно и что уже не нужно делать, когда ребенок вырос?
  • Как общаться с подростком и молодым человеком? О чем говорить?
  • Как отдать им ответственность за их жизнь?
  • Как перестать контролировать все и вся…

Может быть, нужно поддерживать их, объяснять им как быть взрослым, понимать ошибки и помогать им самим во всем разбираться, научиться не лезть во взрослые дела своих выросших детей… А как этому научиться?

Об этом я хотела бы пообщаться с вами лично. Для обсуждения многих вопросов, которые я хотела бы затронуть на страницах моего проекта «Restart of Life» я открыла группу пока только в Фейсбуке. Регистрируйтесь и присоединяйтесь к обсуждению. Делясь друг с другом опытом и читая мнения других мы можем найти новые ответы на серьезных для нас вопросы. Прямо сейчас Вы можете

За долгие годы родители так привыкают к совместному проживанию с детьми, что желание ребенка переехать от родителей воспринимается последними, мягко говоря, в штыки. Особенно привязаны мамы, которые настолько привыкают заботиться о своем чаде и оберегать его, что даже взрослого ребенка продолжают считать маленьким и беспомощным. Особенно мнительные мамы, услышав желание дочери или сына жить отдельно, могут сразу же нарисовать себе ужасные сценарии дальнейшего развития событий от банального голода до попадания в сексуальное рабство.

Еще одна причина, по которой некоторые родители не отпускают от себя взрослых детей – страх одиночества. Чаще всего такой страх преследует одиноких матерей. Им может казаться, что с переездом ребенка их жизнь померкнет, станет скучной и бессмысленной. Если сын или дочь переезжают к своей второй половинке, у некоторых матерей даже появляется чувство ревности.

Как подготовить родителей к своему переезду

Если вы решили переехать от родителей, вам придется их заранее к этому подготовить. Конечно, некоторые родители спокойно отпускают детей во взрослую жизнь, но чаще можно столкнуться с неприятием такого решения. В этом случае нужно понять, что именно беспокоит родителей. Если они считают вас еще не достаточно самостоятельным, объясните, что прекрасно справитесь с приготовлением пищи и уборкой без посторонней помощи. Расскажите родителям о своих заработках, убедите их, что этого вам вполне хватит. Чтобы родители сильно не переживали, дайте им свой новый адрес, оставьте ключи, пусть приходят, когда захотят. Пообещайте, что будете часто приходить в гости. Если мама и папа пользуются интернетом, установите им на компьютер «Скайп». Так они смогут слышать и видеть вас хоть каждый день.

Постарайтесь найти в своем переезде плюсы не только для себя, но и для родителей. Например, маме теперь можно меньше готовить, освободится дополнительная комната и станет больше места, ваши друзья теперь не будут засиживаться допоздна и шуметь и т.д. Тяжело только первое время, вскоре родители поймут, что они выполнили свой родительский долг, выпустили ребенка во взрослую жизнь и отныне имеют полное право жить для себя.

Если у вас возникло желание переехать от родителей, значит, вы уже достаточно самостоятельны. Однако важно помнить, что жизнь в своей квартире будет существенно отличаться от жизни в отчем доме. Так, если вы раньше не оплачивали коммунальные услуги, то теперь у вас появятся дополнительные расходы, также придется следить за своевременностью погашения данных счетов.

Понятно, что для родителей дети всегда остаются детьми, независимо от того, сколько им лет: 3, 33 или даже 63. Бывают анекдотичные случаи, когда родителям за восемьдесят, а они считают, что их 60‑летняя дочь, у которой у самой трое детей и пятеро внуков, ровным счётом ничего не понимает в жизни. И продолжают наставлять ее на путь истинный. Почему же родители вмешиваются в жизнь взрослых (а порой - очень взрослых!) детей?

Пять причин

Одни считают ребёнка своей собственностью, поэтому постоянно ему советуют, диктуют, требуют отчёта по любому поводу. Ими движут банальный эгоизм и стремление всё контролировать.

Другие боятся одиночества. Им не даёт покоя тот факт, что ребенок будет жить в другом месте, обзаведётся семьёй, а им, родителям, в его жизни места почти не найдётся. Многим так сложно с этим смириться, что они вцепляются в наследника мёртвой хваткой, прибегая порой к откровенным манипуляциям: «После известия о твоём переезде я «скорую» вызывала - сердце прихватило».

Третьи хотят предостеречь «дитятко» от беды: «За кого ты собралась замуж? У него отец пил, дед пил, и твой тоже будет алкоголиком». Или не желают, чтобы ребёнок повторял их ошибки: «Я тоже окончила этот факультет и сижу без работы. Хочешь такой же участи?»

Четвёртые банально ревнуют детей, а пятые даже… завидуют. Например, одинокие пожилые женщины иногда разрушают семьи своих дочерей, потому что подсознательно завидуют их женскому счастью. Вот и вмешиваются без конца в жизнь молодой семьи, цепляясь то к дочери, то к зятю.

Вот так сюрприз!

Однако дети не желают разбираться в этих причинах. Большинство из них хотят одного - чтобы старшее поколение перестало навязчиво лезть в их жизнь. Ведь родители и дети по-разному смотрят на заботу. С точки зрения родителей, сюрприз, который они преподнесли на сорокалетие сына, - весьма подержанная машина - это проявление заботы. А с точки зрения наследника - головная боль.

Такие же «заботливые» родители могут, пока дочь в командировке, сделать в её комнате ремонт и обставить новой мебелью. А то, что дочь терпеть не может обои в цветочек или старомодные стенки, их не волнует. Они же о ней позаботились! Сэкономили её деньги, время.

Вот только дети воспринимают такую опеку как насилие над личностью. Ничего, кроме злости и обиды, это не вызывает: «Ну почему вы постоянно суёте нос в мои дела?» Родители, естественно, обижаются в ответ. И разгораются семейные войны…

Как любить, но не мешать?

Психологи уверены: когда ребёнок вырастает - перестаёт зависеть от родителей финансово, сам решает, где ему учиться, на ком жениться и всё прочее, - нужно его отпустить. Мамы и папы могут ему дать подсказку или предостережение, но прислушается он к этому или нет - дело его. И на это нельзя обижаться.

Если же «несмышлёныш» созрел для семейной жизни, тем более нельзя вмешиваться. Даже если старшим родственникам не нравится его избранник или избранница. Когда человек влюблён, бесполезно взывать к здравому смыслу - он в плену чувств. Со временем он может осознать, что родительские опасения были не напрасны. Но должен пройти этот путь сам. И ошибиться - тоже сам. Возможно, даже не раз. Понятно, что любому родителю больно это наблюдать. Но люди извлекают уроки только из своего жизненного опыта. И, увы, никто не может на это повлиять.

Если же родители всё же заставят ребенка подчиниться, он потом может обвинить их в том, что именно они разрушили его жизнь. Такое грубое вмешательство способно привести к полному разрыву отношений, что, конечно, часто чревато непоправимыми последствиями.

Юлия НЕРОВНОВА