Рождаясь, новая личность получает в дар уникальный характер. Человеческая натура может состоять из черт, унаследованных от родителей, а может проявляться в совершенно ином, неожиданном качестве.

Натура не просто обуславливает поведенческие реакции, она специфично влияет на манеру общения, отношение к окружающим и собственной персоне, к работе. Черты характера человека создают у личности определенное мировоззрение.

От характера зависят поведенческие реакции человека

Эти два определения создают путаницу, ведь оба они участвуют в формировании личности и поведенческих реакций. На самом деле характер и темперамент разнородны:

  1. Характер формируется из перечня определенных приобретенных качеств психического склада личности.
  2. Темперамент – качество биологического характера. Психологи выделяют четыре его вида: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик.

Имея одинаковый склад темперамента, индивидуумы могут обладать абсолютно разным характером. Но темперамент оказывает важное влияние на вырабатывание натуры – сглаживая либо обостряя ее. Также и человеческая натура непосредственно воздействует на темперамент.

Что такое характер

Психологи, говоря о характере, подразумевают определенное сочетание черт индивидуума, стойких в своем выражении . Эти черты максимально воздействуют на поведенческую линию личности в разноплановых отношениях:

  • среди людей;
  • в рабочем коллективе;
  • к собственной личности;
  • к окружающей действительности;
  • к физическому и умственному труду.

Слово «характер» греческого происхождения, означает оно «чеканить». В обиход это определение ввел естествоиспытатель Древней Греции, философ Теофраст. Такое слово действительно, очень точно дает определение натуре индивидуума.


Теофраст первым ввел в обиход термин «характер»

Характер будто прорисовывается в качестве уникального рисунка, он рождает неповторимую печать, которую в единичном экземпляре носит личность.

Говоря проще, характер – совокупность, объединение устойчивых индивидуальных психических характеристик.

Как понять натуру

Чтобы понять, какой натурой обладает индивидуум, нужно проанализировать все его поступки. Именно поведенческие реакции определяют примеры характера и характеризуют личность.

Но такое суждение чаще бывает субъективным. Далеко не всегда человек реагирует так, как подсказывает ему интуиция. На поступки влияет воспитание, жизненный опыт, обычаи той среды, где личность проживает.

Но понять, каким нравом обладает человек можно. Наблюдая и анализируя долгое время поступки определенной личности, можно выявить отдельные, особенно устойчивые черты. Если личность в совершенно разных ситуациях ведет себя одинаково, проявляя схожие реакции, принимает такое же решение – это и говорит о присутствии у него определенной натуры .

Зная, какие черты характера проявляются и преобладают у личности, можно предсказать, как проявить она себя в той или иной ситуации.

Характер и его черты

Черта характера – важная часть личности, это стабильное качество, которое определяет взаимодействие человека и окружающей реальности. Это определяющий метод разрешения возникающих ситуаций, поэтому психологи рассматривают черту натуры, как прогнозируемое личностное поведение.


Разнообразие характеров

Особенности нрава человек приобретает в процессе всего жизненного срока, нельзя относить отдельные черты натуры к врожденным и характерологическим. Чтобы проанализировать и дать оценку личности, психолог не просто определяет совокупность индивидуальных особенностей, но и выделяет отличительные их признаки.

Именно черты характера определяются как первенствующие при изучении и составлении психологической характеристики личности.

Но, определяя, оценивая человека, изучая черты поведения в социальном плане, психолог использует и знание содержательной направленности натуры. Оно определяется в:

  • сила-слабость;
  • широта-узость;
  • статичность-динамичность;
  • цельность-противоречивость;
  • целостность-раздробленность.

Такие нюансы и составляют общую, полную характеристику определенного человека.

Перечень черт личности

Человеческая натура – сложнейшее совокупное объединение своеобразных черт, образующееся в уникальную систему . Этот порядок включает наиболее яркие, устойчивые личностные качества, выявляющиеся в градациях взаимоотношений человек-общество:

Система отношений Присущие черты индивидуума
Плюсовые Минусовые
К собственной личности Привередливость Снисходительность
Самокритичность Самовлюбленность
Кротость Хвастливость
Альтруистичность Эгоцентризм
К окружающим людям Общительность Замкнутость
Благодушие Черствость
Искренность Лживость
Справедливость Несправедливость
Содружественность Индивидуализм
Чуткость Черствость
Учтивость Беспардонность
К работе Организованность Расхлябанность
Обязательность Бестолковость
Исполнительность Неряшливость
Предприимчивость Инертность
Трудолюбие Ленивость
К предметам Экономность Расточительство
Тщательность Нерадивость
Опрятность Халатность

Помимо черт характера, включенных психологами в градацию отношений (отдельной категорией) были выделены проявления натуры в моральной, темпераментной, познавательной и стенической сфере:

  • моральная: гуманность, жесткость, искренность, добродушие, патриотичность, беспристрастность, отзывчивость;
  • темпераментная: азартность, чувственность, романтичность, оживленность, восприимчивость; страстность, легкомысленность;
  • интеллектуальная (познавательная): аналитичность, гибкость, пытливость, находчивость, деловитость, критичность, вдумчивость;
  • стеническая (волевая): категоричность, настойчивость, упертость, упрямство, целеустремленность, робость, смелость, самостоятельность.

Многие ведущие психологи склоняются к мнению, что некоторые черты личности следует выделять в две категории:

  1. Продуктивные (мотивационные). Такие черты подталкивают человека к совершению определенных поступков и действий. Это цель-черты.
  2. Инструментальные. Придающие личности во время какой-либо деятельности индивидуальность и способа (манеры) действия. Это способы-черты.

Градация черт характера по Олпорту


Теория Олпорта

Известный американский психолог Гордон Олпорт, эксперт и разработчик градаций личностных особенностей индивидуума, черты личности распределил на три класса:

Доминирующий . Такие черты ярче всего выявляют поведенческую форму: поступки, деятельность определенной личности. К ним относятся: доброта, эгоизм, жадность, скрытность, мягкость, скромность, алчность.

Обычный . Они одинаково проявляются во всех многочисленных сферах жизни человека. Это: гуманность, честность, великодушие, зазнайство, альтруизм, эгоцентризм, радушие, открытость.

Второстепенный . Эти нюансы не оказывают особенного влияния на поведенческие реакции. Это не доминанты в поведении. К ним можно отнести музыкальность, поэтичность, старательность, исполнительность.

Между существующими у человека чертами натуры формируется прочная взаимосвязь. Эта закономерность и формирует окончательный характер индивидуума.

Но любая существующая структура имеет собственную иерархию. Не стал исключением и склад человека. Этот нюанс отслеживается в предложенной структуре градации у Олпорта, где второстепенные черты могут подавляться доминирующими. Но чтобы предугадать поступок личности, необходимо заострить внимание на всю совокупность черт натуры .

Что такое типичность и индивидуальность

В проявлении натуры каждой личности всегда находит отражение индивидуального и типичного. Это гармоничное объединение личностных качеств, ведь типичное служит основой для выявления индивидуального.

Что такое типичный характер . Когда у личности существует определенный набор черт, одинаковых (общих) для конкретной группы людей – такой склад называется типичным. Он как зеркало, отражает принятые и привычные условия существования конкретной группы.

Также типичные черты зависят от склада (определенного типа натуры). Они же являются условием для появления поведенческого типа характера, в категорию которого «записывают» человека.

Поняв, какие именно признаки присущи данной личности, человеку можно составить усредненный (типичный) психологический портрет и присвоить определенный тип темперамента. Например:

Положительное Отрицательное
Холерик
Активность Несдержанность
Энергичность Вспыльчивость
Общительность Агрессивность
Решительность Раздражительность
Инициативность Грубость в общении
Импульсивность Неустойчивость поведения
Флегматик
Настойчивость Низкая активность
Работоспособность Медлительность
Спокойствие Малоподвижность
Выдержанность Необщительность
Надежность Индивидуализм
Добросовестность Ленивость
Сангвиник
Общительность Неприятие монотонности
Активность Поверхностность
Доброжелательность Отсутствие настойчивости
Приспосабливаемость Плохая усидчивость
Жизнерадостность Легкомыслие
Смелость Опрометчивость в поступках
Находчивость Неумение сосредотачиваться
Меланхолик
Чувствительность Замкнутость
Впечатлительность Низкая активность
Исполнительность Необщительность
Сдержанность Ранимость
Сердечность Застенчивость
Аккуратность Плохая работоспособность

Такие типичные черты характера, соответствующие определенному темпераменту, наблюдаются у каждого (в той либо иной степени) представителя группы.

Индивидуальное проявление . Отношения между личностями всегда носит оценочную характеристику, они проявляются в богатом разнообразии поведенческих реакций. На проявление индивидуальных черт индивидуума оказывает большое влияние возникающие обстоятельства, сформированного мировоззрения и определенного окружения.

Эта особенность находит отражение в яркости различных типичных черт индивидуума. Они неодинаковы по интенсивности и развиваются у каждой личности индивидуально.

Некоторые типичные черты настолько мощно проявляются у человека, что они становятся не просто индивидуальными, а уникальными.

В этом случае типичность перерастает по определению в индивидуальность. Эта классификация личности помогает выявить отрицательные характеристики индивидуума, которые мешают проявлять себя и добиваться определенного положения в обществе.

Работая над собой, анализируя и исправляя недостатки в собственном характере, каждый человек создает ту жизнь, к которой он стремится.

Жизнь оставляет свои отметины не только на поведенческом рисунке человека, но и на его лице, отражается на его походке, почерке, излюбленных приемах общения и т.д. Все это существенно расширяет «ассортимент» признаков, по которым определяется если не характер личности, то некоторые ее черты, склонности, особенности. К таким признакам можно отнести ситуативно-поведенческие, физиогномические, графологические и др.

Ситуативно-поведенческие признаки. Характер человека проявляется прежде всего в тех поступках, которые можно с высокой степенью уверенности ожидать от него. Такие поступки, как правило, осознаны, слабо зависят от конкретных обстоятельств, предсказуемы и предопределены прошлым опытом. «О будущем нужно спрашивать прошлое, ибо поведение людей остается неизменным. Так происходит потому, что люди жили, живут и будут жить одними и теми же страстями, приходя к одним и тем же результатам», - подметил Н. Макиавелли. На идее сложившегося поведенческого стереотипа построено много проективных тестов. Заметная стабильность поступков в различных ситуациях повседневной жизни - наиболее объективный критерий наличия тех или иных черт характера у данной личности. Не зря говорят, что «посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер».

Установлено, что в общем случае поведенческие акты в несколько раз информативнее и оказывают большее влияние на собеседников, чем вербальный канал. В актах коммуникаций слова, звуки и интонация занимают 45, а невербальная форма - 65 %. Поэтому, когда слова не совпадают с невербальными (поведенческими) сигналами, доверия возникает больше к последним.

Изучением связи поведенческих актов с отдельными чертами характера психология занимается давно. Конечно, накопленные результаты носят статистический характер и определяют лишь возможные тенденции, но не сами детерминированные факты. Более того, существует мнение, что акты телесной активности больше свидетельствуют об эмоциональном состоянии индивида, чем о его чертах характера. Тем не менее в ответственных разговорах партнеры внимательно вглядываются в поведение собеседника и пытаются не только увидеть его текущее состояние, но и спрогнозировать его черты характера.

Замечено, например, что если во время деловой беседы партнер проявляет чрезмерную немотивированную вариативность поз, это свидетельствует об общей незрелости личности. Стойка с частой переменой опорной ноги и позиций ступней выдает нетвердость характера, низкую самодисциплину, ненадежность. Привычка стоять с широко расставленными ногами выражает не столько уверенность в себе, сколь ко потребность в самоутверждении. Походка с заметно повернутыми наружу носками ног говорит о самоуверенности и тщеславности. Склонность сидеть сжав руками подлокотники стула и скрестив лодыжки дает основание подозревать, что этот человек не лишен чувства страха и даже малодушия (достаточно вспомнить свою позу в кресле зубного хирурга или позу при взлете самолета, чтобы убедиться в информативности этого поведенческого акта).

Вместе с тем, если вы увидите мужчину и женщину, беседующих спиной друг к другу, не торопитесь делать вывод о том, что перед вами поссорившиеся супруги. Просто вы находитесь в Кении и являетесь свидетелем диалога зятя с тещей согласно установившимся поведенческим стереотипам этой страны.

Вопреки желанию человека первичные сведения о его чертах характера может выдать и экспрессивное (мимико-моторное) поведение. Мимика - это «немая речь» лица, выражающаяся в его динамике. В основе мимики борьба и единство человеческой психики - разум и чувство. По манере смеяться, например, можно предположить наличие у человека нервозности, замкнутости или открытости.

Характеризует личность и то, как человек использует жизненное пространство в различных ситуациях (проксемические факторы). Так, по ассортименту и расположению предметов в каби?1ете (высота спинки кресла, наличие и месторасположение уголков для доверительных бесед с посетителем и др.) можно говорить об авторитарности или демократичности его хозяина. По манере сотрудника входить в кабинет руководителя (как стучит и открывает дверь, с какой скоростью входит, где делает первую остановку, войдя в кабинет) можно судить об уровне его самооценки, уверенности в себе.

Лингвистические и паралингвистические признаки. Л. Толстой то, что и как говорит человек, приравнивал к его поведению («...слово есть поступок»). Г. Мопассан и Б. Брехт были склонны одушевлять слово: «Слова имеют собственную душу». Известно отношение к слову и Сократа: «Заговори - и я узнаю, кто ты». Установлено, например, что;
- заметные колебания скорости речи характерны для легко возбудимых и неуверенных в себе людей;
- четкое произношение отдельных слов, окончаний, час-тип свидетельствует о внутренней дисциплинированности, целеустремленности; расплывчатое - об уступчивости, стремлении к покою; манерное с ударением на первом слоге ключевых слов - о собственной силе, решительности;
- падающая к концу предложения высота голоса при неизменной громкости предупреждает о возможной склонности к депрессии, мягкости и слабой воле; а изменяющаяся в широких пределах - об открытости и чувственности;
- чрезмерное подчеркивание своей честности («Честное слово, даю руку на отсечение, клянусь здоровьем...»), уклонение от прямого применения слов «да», «нет» («Я уже вам это говорил»...). Ответы вопросом на вопрос дают основание сомневаться в искренности и правдивости человека.

Физиогномические признаки. За физиогномикой -практика столетий. Она возникла в Китае более двух тысячелетий назад. Наряду с иглоукалыванием физиогномика относилась к медицине. Это целостная система, предполагающая тесную взаимосвязь сотен физических признаков лица, характеризующих индивидуальные особенности индивида. На лице человека отражается его прошлое, настоящее и будущее. Конечно, эта связь также не может признаваться однозначной, однако она может служить вспомогательным источником характерологической информации о данном человеке.

На возможность таких связей указывал Ч. Дарвин, утверждая, что в соответствии со своими склонностями индивид приводит в движение определенные мускулы лица. Именно это имел в виду А. Камю, отметив, что после тридцати лет каждый имеет то лицо, которое заслуживает.

Существует гипотетический эталон лица. Его никто не создавал, но принято говорить: «у него большой рот, широкое лицо, высокий лоб» и т.п. Никто не задумывался над тем, что такое «большой», «широкий» и «высокий», однако подразумевается наличие какой-то «нормы». Вполне естественно, появилась мысль о возможной корреляционной связи физических признаков (параметров) лица с чертами личности. Как это принято в психодиагностике, в первую очередь заинтересовались случаями крайнего отклонения параметров от «нормы». Результаты наблюдений содержат, конечно же, домыслы и субъективный взгляд, но некоторые из них заслуживают того, чтобы на них обратили внимание.

Например, форма рта с достаточной для практики точностью отражает оптимизм или пессимизм. Уголки губ, загнутые вверх, говорят о том, что они принадлежат оптимисту, который даже в грязной луже видит отражение звезд ночного неба. Уголки губ, опущенные вниз, свидетельствуют о пессимизме. Ничего удивительного: лицо, как говорят, дано человеку Богом, а рот он делает сам.

Еще пример. Около 80 % информации о человеке можно получить, заглянув ему в глаза. Глаза -окошечко в душу. Это зеркало общего интеллекта личности. Развитие глаз прекращается к семи годам (раньше всех других органов тела), и они считаются наименее управляемыми сознанием. Не зря же люди заглядывают в глаза друг другу, пытаясь определить склонность собеседника говорить неправду или жесткость характера и т.д. Так, замечено, что наличие полоски между нижним веком и радужной оболочкой глаза свидетельствует о преобладании в личности черт меланхолического склада (замкнутости на себя, эмпатичности и др.). Безусловно, этот признак может оказаться ситуативным: он проявлявляются как при глубоком переживании у лиц, не обладающих меланхолическими свойствами, так и у «чистыx» меланхоликов. Так что присмотреться к глазам следует не только поэтам, профессионально воспевающим их, но и психологам.

Графологические признаки. Черты характера человека отражаются в почерке через взаимодействие сфер сознания и бессознательного. Это подчеркивал в свое время Аристотель. Руку пишущего человека (как и стреляющего из ружья, рисующего картину) приводят в движение не мышцы, а психические процессы. «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, - заметил Гете, - с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем нам приходится соприкасаться». Психографология в настоящее время находит широкое применение как вспомогательный инструмент изучения личности в медицине, психологии, психиатрии, криминологии и криминалистике.

Нейропсихологические признаки. В основе взаимосвязей с чертами характера здесь лежат закономерности работы мозга как парного органа в трех анализаторных системах - моторной, слуховой и зрительной. Эта типология - перспективное направление, отличающееся более полным (системным) охватом самых различных психических явлений. Между характером, этим своеобразным «психологическим статусом» личности, и закономерностями процессов межполушарной асимметрии, как это было изложено выше, имеется очень тесная связь.

Очевидно, что ни один из перечисленный выше признаков не может служить абсолютно объективным средством изучения характера человека. Достоверность получаемой характерологической информации можно повысить за счет их комплексного использования наряду со специально разработанными для этого диагностическими процедурами.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Черты характера
Рубрика (тематическая категория) Психология

Характер представляет собой неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт харак­тера) . Под чертами характера понимают индивидуальные привыч­ные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черты характера крайне важно рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто совершенно различное, исходя из ее соотношения с другими чертами. К примеру, смелость как чер­та характера приобретает качественно различное значение в за­висимости от того, сочетается ли она с осторожностью или с импульсивностью, с высокими моральными чувствами или с чувством мелкого тщеславия. Настойчивость имеет положитель­ное значение только в сочетании с высокой идейностью и кри­тичностью, без них она может выродиться в упрямство. Осторож­ность без сочетания с решительностью может сделать человека бездеятельным.

Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных черт харак­тера, рассмотрим характеры как целостное образование. Характе­ры можно рассматривать с точки зрения цельности, выделяя, с одной стороны, цельные характеры, а с другой - противоре­чивые. Цельные характеры - это характеры, в которых отсутст­вуют какие-либо противоречия. Такого человека отличает единство мыслей, чувств и поведения. Человек с противоречивым характером отличается наличием противоречий, несовместимых Друг с другом жизненных целœей и мотивов, разладом убеждений и поведения, что часто приводит к внутреннему конфликту.

Черты характера принято делить на две основные группы.

Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т. е. система отношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результа­там, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности).

Направленность определяет цели и устремления человека, но ведь очень важно и то, реализуются ли в жизни эти цели и устремления, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют вторую группу черт характера - волевые черты. Учитывая зависимость отразвития у человека волевых черт характера говорят о сильном или слабом характере. Слабоволие дает отрицательную оценку характеру в целом даже при наличии положительной направ­ленности. Не имеет ценности постановка высоких, благородных целœей, в случае если они не реализуются в жизни. В то же время и сильный характер при ложной направленности не будет цепным качеством личности.

Черты характера, выражающие отношение к обществу, кол­лективу, другим людям. К этим чертам прежде всœего относится коллективизм - черта характера, выражающая стремление быть в коллективе, участвовать в его жизни, бороться за цели, которые он ставит, оказывать товарищескую помощь всœем членам кол­лектива. Коллективист рассматривает себя как неотделимую часть коллектива, его личные интересы, личные цели и стремления подчинœены интересам, целям и стремлениям коллектива. Ученик, у которого хорошо развита эта черта характера, привязан к кол­лективу, к своим товарищам. Он охотно помогает отстающим, радуется успеху товарищей, готов в любой момент поддержать их. Такому ученику легко отказаться от поступков, которые приносят пользу или удовольствие только ему одному в ущерб товарищам.

Отрицательная черта характера, противоположная коллекти­визму,- эгоизм. Действия эгоиста направляются корыстными интересами, стремлением в первую очередь заботиться о личном благополучии, о собственной выгоде.

Учащиеся с зачатками эгоизма встречаются иногда в нашей школе. Вот Катя С. Она отличается полным равнодушием к людям. Откровенно радуется плохим отметкам одноклассников, успехи же их переживает болезненно. Пренебрегает интересами класса. Как правило, эгоизм детей - следствие неправильного поведения родителœей, безмерно балующих ребенка, не отказываю­щих ему ни в чем, не приучающих его к труду. Учитель должен вовремя обратить особенное внимание на таких учащихся и наметить в отношении их специальную воспитательную работу.

С коллективизмом связана такая черта͵ как чуткость - внима­тельное, участливое, бережное отношение к людям, их чувствам, заботам, постоянная готовность помочь человеку, умение сообра­зить, какая именно помощь нужна в том или ином случае.

Чуткость не имеет ничего общего с мягкотелостью, со снисхо­дительностью к человеческим слабостям. Внимательное и забот­ливое отношение к человеку, уважение к нему выражается в стремлении помочь ему исправить свои ошибки, недостатки, отрицательные черты. По этой причине прямая, честная и справедливая товарищеская критика выступает как особая форма чуткого отношения к человеку, как средство взаимопомощи.

Отрицательная черта характера, выражающая недостойное, не­чуткое отношение к людям, - грубость - распространенный недо­статок поведения в школьном возрасте. Причины возникновения этой черты самые разнообразные. Сказываются ошибки воспита­ния: отсутствие такта в отношении взрослых к школьнику, особенно подростку, недостаточное уважение его личного достоин­ства, стремление в какой-либо форме подавить его самостоя­тельность, назойливый контроль и мелочная опека. Грубостью нередко реагируют подростки на несправедливое отношение взрослых. Учитель должен знать, что наряду с действительно несправедливым отношением встречаются и такие случаи, когда школьник ошибочно убежден в несправедливом кнему отношении.

Иногда грубость школьников объясняется наличием у них неправильных моральных суждений. Некоторые ребята считают грубость и резкость признаком взрослости, мужественности, прямоты характера. Грубость школьников должна быть следствием подражания некоторым взрослым или товарищам. Грубость должна быть также следствием слабости воли: часто подросток еще не умеет сдерживать своих чувств, порывов, бывает склонен к импульсивности и даже к аффектам.

Одна из важнейших черт характера, выражающих отношение человека к обществу и другим людям,- честность. Для честного человека характерна безупречная чистота поступков. Честность выражается не только в уважении к чужой и особенно социали­стической собственности, которую советский человек оберегает от расхищения и порчи. Честный человек добросовестно выпол­няет свои обязанности, не мирится с формальным и безответ­ственным отношением к делу со стороны других. Правдивость, добросовестность и прямота отличают всœе поступки такого чело­века. Оп никогда не лжет, не хитрит, не обманывает, не лице­мерит, крепко держит слово, не способен на низость, никогда не вступает в сделку с собственной совестью, не кривит душой.

Положительная черта характера, выражающая отношение к людям,- общительность, если, разумеется, она основана на чув­стве коллективизма, а не исходит из корыстных мотивов. Общи­тельные люди находят радость и удовлетворение в общении и совместной деятельности с другими людьми и испытывают тяго­стное чувство, находясь вне коллектива.

Встречаются люди и с противоположными чертами характера, такими, как замкнутость, скрытность. Замкнутость и скрытность у школьника имеют различные корни. Часто это проявление меланхолического темперамента͵ иногда стойкое проявление обиды на незаслуженное наказание или отрицательную оценку со стороны взрослых, порой реакция на неудачу.

Черты характера, выражающие отношение к труду. Трудолю­бием называют черту характера, выражающую желание трудиться, это желание связано с чувством удовлетворения, радости, удо­вольствия от процесса труда и его результатов. Настоящая любовь к труду сочетается с добросовестностью и аккуратностью, потребностью не просто выполнять работу, а выполнять ее всœегда наилучшим образом.

Коммунистическое общество будет основано на внутренней потребности всœех его членов добровольно трудиться для общественного блага. По этой причине в центре воспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к труду у всœех членов общества. Передовой советский человек трудится с подлинным энтузиазмом, презирает бездельников, лентяев, не мирится с формальным отношением к труду. Чуждые нашим людям черты характера, как лень, небрежность, выражаются в отрицательном или безразличном, нерадивом отношении к труду, формальном выполнении заданий.

Особую ценность трудолюбие приобретает в сочетании с такой чертой характера, как инициативность. Инициативный человек - человек с развитым чувством нового. Он творчески относится ктруду, общественной деятельности, стремится найти более совер­шенные, более производительные методы работы, что и лежит в базе широкого новаторского движения среди наших рабочих, колхозников.

Противоположные инициативности черты характера - косностъ, консерватизм - выражаются в отрицательном отношении новому, передовому, в склонности к рутинœе, слепом отношении традициям.

В процессе труда развивается и такая ценная черта характе­ра, как бережливость, которая выражает отношение человека к результатам своей работы и деятельности других людей. Уважая труд, человек начинает бережно относиться к тому, что создано умом и руками человека, стремится избежать излишнего, нера­ционального расходования материалов, орудий и продуктов тру­да. Бережливость одинаково далека как от мотовства или хищ­нического отношения к материальным ценностям, так и от ску­пости и скаредности.

Черты характера, выражающие отношение к самому себе. Скромность как черта характера проявляется в том, что человек никогда не подчеркивает и не преувеличивает своих заслуг, достижений и личных качеств. Он убежден, что и окружающие его люди наделœены достоинствами, быть может, даже в большей степени, чем он сам. Скромность - это простота и естественность в обращении с людьми, в поведении, костюме, манерах, в речи.

Скромность тесно связана с самокритичностью, т. е. требова­тельностью к себе, умением трезво оценивать свою работу, ви­деть свои ошибки, выявлять свои недостатки и, признавая их честно и открыто, принимать меры к их устранению. Самокри­тичный человек больше думает не о том, чего он уже достиг, а о том, чего он еще не достиᴦ.

Скромность всœегда должна сочетаться с чувством собственного достоинства, самоуважением, основанным на осознании своих успехов в общественно полезном труде, в борьбе за общие цели. Это рождает уверенность в своих силах, дает человеку право уважать себя, не чувствовать себя никчемным, ненужным. Само­уважение не имеет, однако, ничего общего с зазнайством, заносчи­востью, высокомерием - неправомерно высокой оценкой своей личности, преувеличенным самомнением.

Зазнайство, хвастовство детей обычно следствие переоценки взрослыми успехов детей, их достижений, способностей, постоян­ного подчеркивания превосходства одних детей над другими, захваливания их.

Волевые черты характера. Волевые черты характера выра­жаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям.

Волевые черты характера нельзя оценивать и воспитывать, не учитывая направленности личности. Целœеустремленность и настойчивость карьериста͵ смелость хулигана никак не являются положительными чертами. Волевые черты характера ценны лишь при условии морально воспитанной воли.

К волевым чертам характера относят целœеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, мужество и смелость, дисциплинированность (см. гл. XIII).

Черты характера - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Черты характера" 2017, 2018.

Каждый человек обладает уникальным набором качеств, определяющих его личность. Интересно, а какие бывают черты характера, какие есть виды качеств и как они влияют на характер человека?

Какие есть черты характера?

Зачем разбираться с тем, какие существуют черты характера? Для того, чтобы уметь определять вид характера собеседника. А зная, какой тип характера у человека, легче предсказать его действия, а это поможет избежать различных неприятных ситуаций.

Даже не будучи знакомым с темой можно назвать множество черт характера, как же понять, какие из них являются определяющими для конкретного человека? В психологии существует понятия ведущих и второстепенных черт характера. То есть не каждая черта будет с одинаковой силой проявляться в поведении человека. К примеру, правдолюбивый и боязливый человек постоянно будет терпеть насмешки от окружающих, наедине с собой рассуждая, как они неправы, если у него ведущей является боязливость. А вот если преобладает правдолюбие, то он будет всем рассказывать, кто они есть на самом деле, в глубине души опасаясь последствий.

Поэтому черты характера классифицируются по отношению к различным аспектам жизни.

  1. Отношение к другим людям: грубость, правдивость, тактичность, лживость, замкнутость, общительность, дружелюбие.
  2. Отношение к делу: добросовестность, ответственность, трудолюбие, леность.
  3. Отношение к себе: самовлюбленность, самокритичность, скромность, гордость, самоуверенность.
  4. Отношение к собственности: жадность, бережливость, щедрость, расточительность, неряшливость, аккуратность.

Главной группой является отношение к другим людям, потому что именно в обществе формируются основные черты характера, без оценки поведения с другими людьми характер человека не может быть понят. Если у человека чрезмерно развиты какие-то определенные черты характера, то это называют акцентуацией

Какой бывает характер у человека при акцентуации?

Наиболее известно разделение на интровертов и экстравертов, замкнутых и общительных людей, соответственно. Но существует еще и такая классификация видов характера человека при акцентуации.

4 вида характера

Разобраться, какой бывает характер у человека, непросто, потому что классификаций существует множество. Со школы нам известны понятия холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик – это типы темперамента, но часто их смешивают с видами характера человека. Темперамент действительно оказывает огромное влияние на характер. Поэтому, чтобы разобраться с тем, какие бывают типы характера, обязательно необходимо принимать во внимание темперамент человека.