Большинство учёных считают, что прародина народов уральской языковой семьи находилась на южном Урале. Прошли столетия, и сегодня финно-угорские и самодийские этносы расселены на других континентах: в Европе и Азии. Краткая характеристика расселения (включая сведения об этносах-соседях и основных этнических подразделениях каждого этноса) и природно-климатических условий этнической территории поможет составить представление об общих и особенных чертах культуры финно-угорских этносов.

Прибалтийско-финские этносы расселены наиболее компактно из финно-угорских этносов. Регион их расселения - бассейны Балтийского и Белого морей, Скандинавский п-ов, северо-запад Восточно-Европейской равнины.

Удмурты, марийцы, мордва, вепсы, водь, ижора, саамы. 25 млн.

Фино-угорская языковая группа, входящая в уральскую языковую семью состоит из следующих народов: эстонцы-карелы, вепсы-саамы-коми, коми-пермяки, удмурты, марийцы, мордовы

В конце 3 тыс. произошло отделение финов от угров.

Эстонский язык относился к западной или прибалтской ветви финских языков угоро-финской группы уральской семьи. В сельской местности у эстонцев распространены деревни и поселения типа хуторов

В Эстонии существовали жилые РИГИ - высокие срубленные постройки с соломенной крышей и печью, которая топилась по чёрному.

Коми и коми-пермяки формировались на территории Верхнего Прикамья.

Марийцы формировались на правобережье Волги, расселялись в восточном направлении вплоть до р.Вятки. Марийцы делятся на горных, луговых и восточных.

В материальной культе северных народов много общих черт. Гнездовой тип расселения - вокруг главного поселения располагались выселки.

Любопытно, что письменности долго не было, до 14 века. Основной язык - финский.

Финны

Большая их часть проживает на территории Финляндии (85% всех финнов) и соседних Швеции и Российской Федерации. Финны по вероисповеданию - лютеране. С 1917 Финляндия - независимое государство (столица - Хельсинки). Этнические соседи финнов - шведы, карелы, русские, саами и норвежцы. В народной культуре проявляются различия м.западными и восточными финнами Финляндии.

Значительная часть этнической территории финнов омывается водами Ботнического и Финского заливов Балтийского моря. Рельеф Финляндии - равнинный с грядами холмов. В стране насчитывается ок.60 тыс. озёр, занимающих 8% её территории. Более 60% территории покрыто лесами, преимущественно таёжными. Климат умеренный, на юго-западе - переходный от морского к континентальному, на северо-востоке - континентальный.

Эстонцы

Эстония - приморская страна (она находится на побережье Финского и Рижского заливов Балтийского моря), включает свыше 1,5 тыс. островов. Основной вид рельефа - равнинный, с грядами холмов. В Эстонии более 1 тыс.озёр (крупнейшее - Чудско-Псковское). Более 30% территории страны покрыто лиственными и хвойными лесами. Климат - переходный от морского к континентальному.

Карелы

Большинство представителей этого народа живет в Российской Федерации, расселены они также в Финляндии. В Российской Федерации ок.60% карел проживает в Карелии и более 20% - в Тверской области (тверские карелы), куда они переселились в XVII в.. Республика Карелия - государство в составе Российской Федерации (столица - Петрозаводск). Этнические соседи - финны, русские, вепсы, саами. Среди карел выделяются этнографические группы - носители ливвиковского (Приладожье) и людиковского (Прионежье) диалектов, близких к вепсскому языку, а также тверские (верхневолжские) карелы. По вероисповеданию большинство карел - православные. Территория Карелии на севере выходит к Белому морю, на юге - к Ладожскому и Онежскому озерам. Преобладает равнинно-холмистый рельеф. В Карелии очень много рек (наиболее протяженные - Кемь, Выг, Суна) и озёр. Более половины территории республики покрыто хвойными и смешанными лесами. Климат - переходный от морского к континентальному.

Вепсы (весь). Прибалтийско-финское (финно-угорское) племя в Приладожье и Белозерье (в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России). С IX в. - в составе Киевской Руси. Самоназвания - вепся, вепсляйжед, бепслаажед, людиникад; до 1917 вепсы официально именовались чудью. Древнейшее самоназвание "вепся" в XX в. почти не фиксируется. Предками вепсов являются средневековые финно-язычные племена веси, значительные группы которой сыграли важную роль в этногенезе карелов, а также участвовали в формировании северных русских и западных коми. Этноним "вепсы" распространяется уже в современное время. В бытовой русской речи употреблялись названия "чухари", "кайваны" (которые часто имели пренебрежительно-уничижительный оттенок). Поселения и могильники веси почти не изучены за исключением ряда курганов IX-XIII вв. в восточном Приладожье. Потомки веси - вепсы и, предположительно, карелы-людики. Славяне весью так же назвали небольшое сельское поселение.

Ливы

Потомки этого довольно многочисленного в прошлом народа живут в Латвии, всего в нескольких посёлках на берегу Рижского залива Балтийского моря, в соседстве с латышами. В настоящее время на ливском языке говорят не более 150 человек. По вероисповеданию - лютеране.

Водь и ижора. Прибалтийско-финское племя, жившее южнее Финского залива, в северо-восточной части Новгородской земли. Населяли так же Водскую пятину Новгородской земли. Упоминается с XI в. Процесс славянизации води завершился в XIX в. Водь, так же как ливы и ижора - маленький этнос (численность каждого - менее 500 человек). В настоящее время водь живёт на побережье Финского залива Балтийского моря, в Ленинградской области Российской Федерации. Относятся к беломорско-балтийской расе большой европеоидной расы. Водский язык, относящийся к прибалтийско-финской группе финно-угорских языков, имеет два диалекта: западный и восточный. Водь ("вожане") - древнейшее население Ингрии (Ингерманландии, Ижорской земли) начинает упоминаться в летописях с XI в Традиционные занятия - пашенное земледелие, рыболовство, лесные промыслы.

Саами

Этот небольшой, самый северный из финно-угорских, народ занимает обширную территорию на севере Скандинавии и Кольском п-ове. Саами - прямые потомки древнейшего коренного населения Северной Европы. Язык саами ближе всего к прибалтийско-финским, но отличается большим своеобразием - в нём сохранились многие слова, не находящие параллелей ни в одном из известных языков. Проживают представители этого народа на территории Норвегии (60% всех саами), Швеции (ок.30%), Финляндии и Мурманской области Российской Федерации. Этнические соседи - норвежцы, шведы, финны, карелы, русские. "Разбросанность" малочисленных саами по огромной территории породила различия в культуре (в т.ч. диалектные) этнографических групп этого этноса. По вероисповеданию скандинавские саами - лютеране, кольские - православные. Саами живут на побережье Норвежского, Баренцева и Белого морей, в зоне гористой тундры. Климат этой территории - в основном субарктический.

Марийцы

Они проживают в Республике Марий Эл (ок.50% всех марийцев), а также в Татарии, Удмуртии, Башкирии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях Российской Федерации. Республика Марий Эл - государство в составе Российской Федерации (столица - Йошкар-Ола). Народ подразделяется на этнические группы: горные марийцы (правобережье Волги), луговые (междуречье Ветлуги и Вятки) и восточные (в основном в Башкирии, куда они переселились в XVI-XVIII вв.). Существенные различия м.группами выразились, в частности, в том, что у марийцев - два литературных языка (горно-марийский и лугово-восточный). Этнические соседи: русские, башкиры, татары. По вероисповеданию марийцы - в основном православные.



1. Название

Угро-финны были автохтонным населением междуречья Оки и Волги , их племена эсты , все , меря , мордва , черемис входили в готского королевства Германариха в IV в. Летописец Нестор в Ипатьевской летописи указывает около двадцати племен уральской группы (угрофинив): чудь, ливы, воды, ямь (Ӕмь), весь (таже Сѣверо ѿ них на Бѣлѣ ѡзерѣ сѣдѧть Вѣсь), карелы, Югры, пещеры, самоеды, пермяки (Пѣрмь), черемис, литья, зимѣгола, корсь, нером, мордва, меря (а на Ростовѣ ѡзерѣ Мерѧ а на Клещинѣ и ѡзерѣ сѣдѧть мѣрѧ же), мурома (а Ѡцѣ рѣцѣ кде втечеть въ Волгу ӕзыкъ Свои Мурома) и мещеры. Московиты все местные племена назвали чудью от коренного чудь , и сопровождали это название иронией, объясняя ее через московское чудить, чудак, странно. Сейчас эти народы полностью ассимилированы русскими, они исчезли с этнической карты современной России навсегда, пополнив собой число русских и оставив разве что широкий спектр своих этнических географических названий .

Таковы все названия рек с окончанием-ва: Москва , Протва, Косьва, Силва, Сосьва, Изьва и др.. Река Кама имеет около 20 притоков, названия которых заканчиваются на-ва, по-фински означает "вода". Московитским племена с самого начала почувствовали свое превосходство над местными угро-финскими народами. Однако финно-угорские топонимы встречаются не только там, где эти народы сегодня составляют значительную часть населения, образуют автономные республики и национальные округа. Ареал их распространения значительно больше, например, Москва .

Согласно археологическим данным, ареал расселения чудских племен в Восточной Европе оставался неизменным на протяжении 2 тысяч лет. Начиная с 9 века финно-угорские племена европейской части нынешней России постепенно ассимилировались славянскими колонистами, выходцами из Киевской Руси . Этот процесс составил основу формирования современной российской нации.

Финно-угорские племена принадлежат к урало-алтайской группы и тысячу лет назад были близки к печенегов , половцев и хазар , но находились на значительно более низком, чем остальные, уровне общественного развития, фактически, предки русских были теми же печенегами , только лесными. На то время это были примитивные и самые отсталые в культурном отношении племена Европы . Не только в далеком прошлом, но еще на рубеже 1 и 2 тысячелетий они были каннибалами . Греческий историк Геродот (5 в. до н.э.) называл их андрофаги (пожирателями людей), а Нестор-летописец уже в период Русского государства - самоеды (Самоѣдь) .

Финно-угорские племена примитивной собирательно-охотничьей культуры были предками русских . Ученые утверждают, что московский народ получил наибольшее примесь монголоидной расы через ассимиляцию угро-финнов, пришедших в Европу из Азии и частично вобрали в себя европеоидной примеси еще до прихода славян . Смесь финно-угорских, монгольских и татарских этнических компонентов увийщла к этногенеза русских, который сформировался при участии славянских племен радимичей и вятичей . Вследствие этнического смешения с угрофинамы, а позже татарами и частично с монголами , россияне имеют антропологический тип, отличный от киево-русского (украинского). Украинскому диаспора шутит по этому поводу: "Глаз узкий, нос плюску - совсём русский". Под влиянием финно-угорского языковой среды произошли формирования фонетической системы русских (аканье, гэканья, тиканье) . Согодня "уральские" черты присущи в той или иной степени всем народам России: средний рост, широкое лицо, нос, именуемый "курносым", негустая борода. У марийцев и удмуртов часто встречаются глаза так называемой монгольской складкой - эпикантус, у них очень широкие скулы, жидкая борода. Но при этом светлые и рыжие волосы, голубые и серые глаза. Монгольская складка иной раз встречается у эстонцев и у карел. Коми бывают разные: в тех местах, где есть смешанные браки с взрослеют, они темноволосые и раскосы, другие скорее напоминают скандинавов, но с чуть более широким лицом.

Согласно исследованиям меряниста Ореста Ткаченко , "В русского народа , по материнской линии связанного со славянской прародиной, отцом был финн. По отцовской линии русские произошли от финно-угров ". Следует отметить, что согласно современным исследованиям галотипив Y-хромосомы на самом деле ситуация была обратной - мужчины славяне женились с женщинами местного финно-угорского населения. По мнению Михаила Покровского, россияне являются этнической смесью, в которой финнам принадлежит 4/5, а славянам -1 / 5. Пережитки финно-угорской культуры в культуре русской прослеживаются в таких особенностях, которые не встречаются среди других славянских народов: женские кокошник и сарафан , мужская рубашка-косоворотка, лапти (лапти) в национальном костюме, пельмени в блюдах, стиль народной архитектуры (шатровые постройки, крыльцо), русская баня, священное животное - медведь , 5-ти тоновая гамма пения, а-касания и редукция гласных , парные слова типа стежки-дорожки, руки-ноги, жив-здоров, такой-сякой, оборот у меня есть (вместо я, характерного для других славян) сказочный зачин "жил-был", отсутствие русальной цикла, колядок , культа Перуна , наличие культа березы , а не дуба .

Далеко не все знают, что в фамилиях Шукшин, Веденяпина, Пияшева ничего славянского нет, а происходят они от названия племени шукша, имени богини войны Ведено Ала, дохристианского имени Пияш. Так значительная часть финно-угров была ассимилирована славянами, а некоторые, приняв мусульманство, смешались с тюрками. Поэтому сегодня угрофины не составляют большинства населения даже в республиках, которым дали свое имя. Но, растворившись в массе россиян (рус. русских ), Угрофины сохранили свой антропологический тип, который теперь воспринимается как типично русский (рус. русский ) .

По мнению подавляющего большинства историков, финские племена имели чрезвычайно мирной и кроткий нрав . Этим сами московиты объясняют и мирный характер колонизации, заявляя, что военных столкновений не было, потому что письменные источники ничего такого не вспоминают. Однако, как отмечает тот же В.О.Ключевский , "в преданиях Великороссии уцелели некоторые смутные воспоминания о борьбе, которая вспыхивала в некоторых местах".


3. Топонимика

Топонимы меряно-ерзянсього происхождения в Ярославской, Костромской, Ивановской, Вологодской, Тверской, Владимирской, Московской областях составляют 70-80% (Векса, Воксенга, Еленьга, Ковонга, Колокса, Кукобой, лехт, Мелекса, Надокса, Неро (Инеро), Нукс, Нукша, Паленьга, Пеленг, Пеленда, Пексома, Пужбол, Пулохта, Сара, Селекша, Сонохта, Толгобол, иначе, Шекшебой, Шехрома, Шилекша, Шокша, Шопша, Яхреньга, Яхробол (Ярославская обл., 70-80%), Андоба, Вандога, Вохма, Вохтога, Ворокса, Лынгерь, Мезенда, Меремша, Монза, Нерехта (мерцают), Нея, Нотелга, Онга, Печегда, Пичерга, Покша, Понг, Симонга, Судолга, Тоехта, Урма, Шунга, Якшанга (Костромская обл., 90-100%), Вазополь, Вичуга, Кинешма, Кистега, Кохма, Ксты, Ландех, Нодога, Пакш, Палех, Парша, Покшенга, Решма, Сарохта, Ухтома, Ухтохма, Шача, Шижегда, Шилекса, Шуя, Юхма и др.. (Ивановская обл.), Вохтога, Сельма, Сеньга, Солохта, Соть, Толшмы, Шуя и др.. (Вологодская обл.),"" Валдай, Кой, Кокша, Койвушка, Лама, Максатиха, Паленьга, Паленька, Райда, Селигер, Сикша, Сышко, Талалга, Удомля, Урдома, Шомушка, Шоша, Яхрома и др.. (Тверская обл.), Арсемакы, Вельга, Войнинга, Ворша, Инекша, Киржач, Клязьма, Колокша, Мстера, Молокша, Мотра, Нерль, Пекша, Пичегино, Сойма, Судогда, Суздаль, Тумонга, Ундол и др.. (Владимирская обл.), Верея, Воря, Волгуша, Лама,

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Финно-угры , их место в истории русской нации и государства Российского – это вопрос академический. Однако, в последние двадцать лет на уровне жёлтой прессы вопрос с финнами и уграми взялись обсуждать делитанты. Я не отношу себя к специалистам в части антропологии, однако в состоянии определить основные проблемные стыковые точки, которые не позволяют украинцам и россиянам найти общий язык и придерживаться нити дискуссии.

Основными проблемами в вопросе с историей финно-угров, стоящими на пути к взаимопониманию, есть следующие

Низкий уровень образования в эпоху интернета . К сожалению, основная масса людей не стремятся к познанию академической (научной ) части вопроса славян (включая их внешность, украшения, мифы, сказки, религию и культуру ) в истории России. Увы, но читать академическую литературу сложно из-за способа изложения материала. И это так! Читать же жёлтую прессу на тему " славян " (или подобную) с громкими антиукраинскими фразами и крайними высказываниями очень просто и, что самое главное, запоминается легко и быстро! К сожалению! Более того, наличие доступа к интернет не помогает решить вопрос, а даже наоборот – усложняет. Захватывающие перспективы "заткнуть" рот оппоненту на форуме и перемешать всё в одну кучу перевешивает здравый смысл и – понеслась собственная мифология и зомбирование по поводу финно-угров…

Нежелание власти идти навстречу людям. Властям России такая позиция российских граждан крайне выгодня: никаких трат со стороны России на издание и агитацию академической литературы; жёлтую прессу издают не за счет государства , естественно, и она распространяется молниеносно. Множество такой литературы по теме финно-угров (и не только) было издано еще в прошлом-позапрошлом веке и сегодня новомодные умники ничего нового по этому вопросу не придумали, а ретранслируют те старые источники, даже не удосуживаясь их пересмотреть на предмет наличия опровержений. К тому же, управлять тупыми и озлобленными намного проще – покажи пальцем и скажи: "Фас!".

В итоге выплывает следующая проблема: ищет себя и не может найти (либо боится). Однако, Россию в своё время уже "нашёл" Карамзин . С тех пор та история Карамзина повлияла в некоторой степени на другого российского историка – Ключевского. Так и повелось с тех пор – перетекают основные выгодные положения истории Российского государства Карамзина из одного учебника в другой, забыв о населении и прировняв его к государству, что крайне неверно! По сути, история Карамзина стала первой заказной политической версией истории России , после чего история перешла из плоскости науки в плоскость политики. Возможно, что в России историей как наукой вообще никто до Карамзина не занимался. В противном случае Карамзину не пришлось бы писать её под заказ Царя.

Что может помочь в решении вопроса о финно-угорских народах?

Разделить вопросы языка и ДНК. Так получается, что по ДНК (корни, род) население России действительно состояло по большей части из финно-угров (читаем ниже ). Однако, кто сказал, что финно-угры не могут освоить славянский язык и, будучи по сути финно-уграми, говорить по-руссски и бить себя кулаком в грудь?

Начитавшись об украинцах всякой всячины времен царя Гороха, россияне, почему-то, обвиняют украинцев в нелюбви к угро-финнам. Мы (украинцы) не проявляем к финно-уграм нелюбовь . Мы выступаем против того, что сами россияне проявляют к финно-уграм нелюбовь, пытаясь откреститься от родства с ними. В результате, россияне пытаются отректись от большой части самих себя , а эту часть заполнить , к которой не имеют отношения. Я не говорю, что россияне не имеют ничего общего с , но ведь россияне ставят вопрос таким образом , что мы (украинцы) остаёмся не у дел. В итоге, сами россияне своим поведением и необразованностью вызывают негатив со стороны украинцев, обзывая . Ребята, украинцы не могут по определению! Вопрос в том, почему россияне открещиваются от своей части финно-угорского наследия???

Отсутствие информации порождает слухи и выдумки . В вопросе с финно-угорским наследием на территории России дело обстоит аналогично. активно противится заполнению белых пятен в своей финно-угорской истории и это "вынуждает" украинцев (даёт все основания и повод) заполнять эти белые пятна за россиян, излагая при этом, естественно, своё видение вопроса . Но за это всю ответственность несут сами россияне – не молчите! Сами активно анализируйте (а не выдумывайте) и тем самым вы лишите своих оппонентов агрументов. Кто мешает?

Дополнительно по теме финно-угров …

По удачному сравнению академика Ореста Борисовича Ткаченко, всемирно известного меряниста (дисциплина в финно-угроведении, занимающаяся изучение народа мери): "У русского народа, по материнской линии связанного со славянской прародиной, отцом был финн. По отцовской линии русские восходят к финно-уграм " . Это объяснение делает понятными множество культурных фактов в жизни и развитии русской нации. В конце концов и Московская Русь, и Новгород развивались именно на землях заселенных финно-угорскими племенами чуди, мери и мещеры, а также на мордовских, вепсских, водьско-ижорских, карельских и пермских территориях.

Славяне не ассимилировали финские племен а. Это финно-угры адаптировались под новый язык и приняли часть византийской духовной культуры. Поэтому, у русских есть возможность выбора. Осознать свою укорененность на этой земле, разглядеть в предках не только и не столько славян, ощутить, что культура российского народа базируется на финно-угорской основе .

Кто такие финно-угры (литература по теме)

Финно-угры – этно-языковая общность народов, насчитывающая более 20 миллионов человек. Все финно-угорские народы являются коренными на своих территориях . Предки финно-угров жили в Восточной Европе и на Урале еще со времен неолита (новый каменный век). От Балтийского моря до Западной Сибири, от лесостепей Русской равнины до побережья Северного Ледовитого Океана – исконные земли финно-угорских и близких к ним самодийских народов.

В языковом отношении финно-угры делятся на несколько подгрупп. Пермско-финскую подгруппу составляют коми , удмурты и бесермяне . Волжско-финскую группу: мордва (эрзяне и мокшане) и марийцы . К прибалто-финнам относятся: финны , финны-ингерманландцы , эстонцы , сету , квены в Норвегии, загадочная водь , ижорцы , карелы , вепсы и потомки мери . К отдельной угорской группе принадлежат ханты , манси и венгры . Потомки средневековой мещеры и муромы, скорее всего, относятся к волжским финнам.

В антропологическом отношении финно-угорские народы неоднородны. Некоторые ученые выделяют особую уральскую расу, переходную между европеоидами и монголоидами . Всем народам финно-угорской группы присущи как европеоидные, так и монголоидные признаки. Обские угры (ханты и манси), часть марийцев, мордвы обладают более выраженными монголоидными чертами. У остальных, этих черт либо поровну, либо европеоидная составляющая доминирует. Но это не свидетельствует в пользу индоевропейского происхождения финно-угров, следует отличать индоевропейские антропологические черты от языковой индоевропейской общности.

Финно-угров по всему свету объединяет общая материальная и духовная культура. Все настоящие финно-угры живут в гармонии с природой, с окружающим их миром и с соседними народами. Только финно-угорские народы и в начале третьего тысячелетия сохранили в Европе в наиболее полном объеме традиционную культуру, в том числе, как это не парадоксально и русскую. Впрочем, этот парадокс объясним. В отличии от многих народов, финно-угорские стараются сохранить в своей культуре как можно больше обычаев и традиций, включая и (возможно в России этим и объясняется довольно большое количество сохранившихся древних традиций и элементов времён Руси ).

Карело-финский эпос "Калевала" сохранили для истории беломорские карелы, а не урбанизированные финны; почти все русские древнейшие сказки, былины и легенды (эпический фольклор – самый древний из всех форм устной народной культуры) были записаны этнографами в конце 19 века в районах проживания карел, вепсов и потомков финно-угорских народов в Архангельской губернии. Большинство памятников древнерусского деревянного зодчества достались нам в наследство из финно-угорских земель. Несколько лет назад записан и восстановлен эпос эрзянского народа "Масторава", что само по себе уникально.

Духовная жизнь финно-угра невозможна без народных верований. Даже давно крещенные народы сохранили у себя огромный пласт культуры, связанный с дохристианскими верованиями. А некоторые, как марийцы, до сих пор придерживаются, в основном, традиционной веры. Не надо путать эти верования с язычеством. Марийцы, эрзяне, часть удмуртов, обские угры имеют национальные религии.

Финно-угорский вопрос – это без сомнения и русский вопрос. Вопрос этнической идентификации великорусского этноса. На всех территориях Русской равнины, где теперь проживают русские, раньше проживали финно-угры. Большая проблема, каков был характер славянской колонизации. Ведь русские сохраняют одну и ту же материальную и духовную традиционную культуру именно с финно-угорскими народами, а не с южными славянами или тюрками. Психологические особенности населения, его национальный характер, особенно на севере, северо-западе и северо-востоке Европейской части России (самой коренной части России) у русских и финно-угров тоже общие.

Надеюсь, что изложенная выше информация по теме финно-угров и России поможет найти проблемные места в истории России и понять в каком направлении следует строить саму историю России, отложив в сторону политику.

Также по теме:

  • Криза національної та етнічної ідентичності як діагноз
  • Басни о правильных и неправильных нациях. Рождение наций.
  • Національність: як визначити національність людини (дитини) в наш час
  • Переламні моменти формування української нації: традиції, Іван Франко
  • Лист до молоді Івана Франка "Одвертий лист до галицької української молоді"
  • Життя нації. Використання топонімів Русь, Московія, Україна, Росія
  • Російська та українська історіографії. Політика та історія як наука - як відрізнити?
  • Право наций на самоопределение. Башкирский опыт в Российской Федерации
  • В Украине сформировалась настоящая государствообразующая нация и в ней нет места избирателям Крыма и Донбасса
  • Стратегия развития Украины - почему в Украине отсутствует стратегия государственного развития?
  • Российская дружба и её долговечность как некий коммерческий проект
  • Финно-угорский народ и русская культура. Финно-угры в крови россиян
  • Россия переписывает историю соседних народов и государств - почему?
  • Наслідки Бірюлєво - гастарбайтер в Росії – опора Росії
  • В Сочі робітникам не платять зарплату по три місяці - досвід Романа Кузнецова
  • Беспорядки в Бирюлево - передел рынка земли и политическое рейдерство против овощной базы

КОЛХОЗЫ (коллективные хозяйства, сельскохозяйственные артели), в СССР крупные полугосударственные сельскохозяйственные предприятия, в которых обобществлялись труд крестьян и все основные средства производства (инвентарь, хозяйственные постройки, товарно-продуктовый и рабочий скот и др.); земля, занимаемая колхозом, являлась государственной собственностью, закреплялась за колхозом в бессрочное (вечное) пользование. Созданы главным образом в 1929-37 годах в процессе коллективизации индивидуальных крестьянских хозяйств с целью установления государственного контроля за производством и распределением сельскохозяйственной продукции, замены натурального и мелкотоварного укладов крупным обобществлённым товарным производством сельскохозяйственной продукции. Наряду с совхозами оставались основной формой аграрного производства в социалистической экономике. В 1917-29 термин «колхоз» нередко употреблялся применительно к любым формам коллективного хозяйства - коммунам сельскохозяйственным, товариществам по совместной обработке земли, сельскохозяйственным, рыболовецким, охотничьим и другим артелям.

Основной формой колхозов постановлением ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» (январь 1930) была признана сельскохозяйственная артель с высокой степенью обобществления труда и средств производства, что фактически исключало возможность добровольного объединения товарных хозяйств (в отличие от кооперативов, основанных на добровольном объединении производства, сбыта или кредитных операций). С созданием колхозов в личной собственности крестьян оставались жилые и хозяйственные постройки на крестьянском дворе, мелкий инвентарь, скот в количестве, предусмотренном Примерным уставом сельскохозяйственной артели (принят в марте 1930, в новой редакции - в феврале 1935), а в пользовании - небольшой приусадебный участок земли для ведения личного подсобного хозяйства. В колхозы принимались крестьяне с 16-летнего возраста, кроме тех, кто был причислен к кулакам, а также лиц, не имевших избирательных прав (исключение при определённых условиях могло быть сделано для их детей).

Обычный колхоз начала 1930-х годов представлял собой предприятие, организованное на базе инвентаря и тягловых лошадей крестьян, которое, как правило, охватывало одно село и имело среднюю пахотную площадь около 400 га. Основной формой организации труда в колхозе являлась постоянная производственная бригада - коллектив колхозников, за которым на длительный срок закреплялись земельный участок и необходимые средства производства. Механизированная обработка земли в колхозе осуществлялась с помощью государственных предприятий - машинно-тракторных станций (МТС; создавались с 1929). Формально высшим органом управления в колхозе было общее собрание колхозников, которое избирало председателя, правление и ревизионную комиссию. Фактически все важные решения принимались под жёстким административным давлением и контролем партийных и государственных органов. На должность председателя колхоза избирались люди по рекомендации или по прямому указанию райкомов партии, часто - городские жители, мало понимавшие в аграрном производстве. С введением паспортной системы в СССР (постановление ЦИК и СНК СССР от 27.12.1932) колхозники были исключены из числа лиц, получавших паспорта, что затрудняло их свободное перемещение и трудоустройство вне колхоза.

Взаимоотношения колхозов с государством первоначально строились на основе контрактационных договоров. Размеры хлебосдачи определялись государственным планом, который составлялся летом в соответствии с видами на урожай и часто менялся в сторону увеличения. В январе 1933 были введены обязательные, имевшие силу налога, поставки колхозов государству (заготовки) зерновых, риса, подсолнечника, картофеля, мяса, молока, шерсти, а также погектарное (с 1936 - подоходное) обложение. Учитывался не амбарный урожай, а биологический (был на 20-30% выше фактических обмолотов). Государственные заготовительные цены, как правило, не превышали затраты колхоза. Оставшуюся после обязательных поставок основную продукцию или некоторые второстепенные виды сельскохозяйственной продукции (пух, перо, щетину и пр.) колхозы могли продать государству по твёрдым (более высоким, чем заготовительные) ценам. Продажа сельскохозяйственной продукции именно государству поощрялась предоставлением колхозу и колхозникам права покупать дефицитные промышленные товары по ценам закупочного фонда. Ещё одним каналом перераспределения сельскохозяйственной продукции в пользу государства являлась обязанность колхозов оплачивать работу МТС зерном, по мере роста численности МТС размеры оплаты росли (к 1937 - около 1/3 урожая).

Между членами колхоза продукция распределялась по трудодням на основе остаточного принципа: после расчёта с государством по заготовкам, возвращения семенных ссуд, оплаты МТС, обновления семенного и фуражного фондов и продажи части продукции государству или на колхозном рынке. По такому же принципу распределялся и денежный доход колхоза. Средняя оплата по колхозному трудодню составляла до середины 1950-х годов около 36% средней дневной оплаты промышленного рабочего, а годовой заработок был в 3 раза меньше, чем в совхозах, и в 4 раза меньше, чем в промышленности.

Большую часть потребляемых самими колхозниками продуктов питания, за исключением хлеба, давали личные приусадебные хозяйства (становились единственным источником поступления продуктов для крестьян в неурожайные годы, когда трудодни практически не оплачивались). Часть произведённой в них животноводческой продукции поступала в государственный фонд через натуральные сельскохозяйственные налоги и сборы или реализовывалась крестьянами на рынке. Поэтому государство, с одной стороны, было заинтересовано в развитии приусадебных хозяйств, с другой стороны, опасалось этого развития, видя в приусадебных хозяйствах угрозу возрождения частной собственности и главную причину отвлечения крестьян от работы в колхозах. Постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» и «О мероприятиях по развитию общественного животноводства в колхозах» (оба 1939) предписывалось отрезать от приусадебных участков «излишки» сверх установленных норм (в том же году было отрезано 2,5 миллиона га земли) и было активизировано изъятие у колхозников «лишнего» скота. Действенной формой ограничения размеров личных приусадебных хозяйств являлось налогообложение.

Великая Отечественная война нанесла тяжёлый удар по колхозам. Посевные площади в 1941-1945 годах уменьшились на 20%, а обеспеченность колхозов основными производственными фондами снизилась на четверть. Поголовье крупного рогатого скота составляло менее 80% от довоенного, свиней - около половины. Основной рабочей силой в колхозах стали женщины и подростки. В помощь колхозникам для сбора урожая стали посылать бригады, сформированные из городских жителей. Несмотря на уход большей части мужского населения колхозов на фронт, трудности военного времени, снижение валовых сборов хлеба и потерю хлебных районов, занятых германскими войсками, колхозы в 1941-44 заготовили около 70 миллионов тонн зерна (в 1-ю мировую войну было заготовлено и закуплено около 23 миллионов тонн).

В конце 1940-х - начале 1950-х годов благодаря начавшейся реализации масштабных государственных программ, направленных на укрепление материально-технической базы и совершенствование организации колхозного хозяйства, удалось восстановить сельскохозяйственное производство. В 1952 оно составило 101% к уровню 1940. Однако сельская экономика ещё далеко не оправилась от ущерба, нанесённого войной и мобилизационными мероприятиями государства в первые послевоенные годы. Неурожай 1953 года и угроза нового голода вынудили правительство для покрытия продовольственных нужд разбронировать значительную часть государственного резерва.

После смерти И. В. Сталина в 1953 и отмены репрессивных мер, направленных на принуждение крестьян к работе, новое советское руководство по инициативе председателя СМ СССР Г. М. Маленкова сделало попытку для преодоления кризиса сельскохозяйственного производства повысить заинтересованность колхозников в результатах своего труда путём ослабления нажима на колхозы, усиления их экономической самостоятельности, поддержки приусадебных хозяйств. В сентябре 1953 пленум ЦК КПСС впервые поставил вопрос о необходимости повышения уровня жизни колхозников, призвал местные органы прекратить практику ущемления их интересов в отношении подсобного хозяйства. С хозяйств колхозников списывались все недоимки по обязательным поставкам животноводческой продукции государству. Были значительно снижены нормы государственных поставок сельскохозяйственных продуктов, существенно повышены заготовительные и закупочные цены. Вместо подоходного налога с личных приусадебных хозяйств, в результате действия которого в убытке оказывались самые рачительные крестьяне, был введён налог с площади приусадебной земли по твёрдой ставке независимо от размера общей суммы доходов. Суммы налога были снижены в 1953 на 50% и в 1954 на 30% с хозяйств, не имевших коров. В то же время для семей колхозников, в которых отдельные члены не выработали в истекшем году установленного минимума трудодней, налог увеличивался вполовину. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» (9.3.1955) обязывало местные органы власти доводить до колхозов только общие показатели по объёму заготовок, колхозы получили право осуществлять конкретное планирование производства по своему усмотрению. Новый Устав сельхозартели 1956 предоставил колхозам право самим определять размеры приусадебных участков крестьян, количество скота, находившегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, вносить изменения в Устав сельхозартели применительно к местным условиям. В колхозах вводилось ежемесячное авансирование труда и форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам. Летом 1957 ЦК КПСС и СМ СССР приняли совместное постановление «Об отмене обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству хозяйствами колхозников, рабочих и служащих» (вступало в действие с 1 января 1958). Поставка сельскохозяйственной продукции стала осуществляться в форме государственных закупок на основе долгосрочных планов с распределением плановых заданий по годам. Устанавливалась выдача беспроцентных денежных авансов. Одновременно руководители государства и КПСС, главным образом Н. С. Хрущёв (продолжил реформирование сельского хозяйства после освобождения Маленкова с поста председателя СМ в январе 1955), сделали ставку на достижение резкого подъёма сельского хозяйства путём создания крупных хозяйств и расширения производства: зернового - за счёт целинных земель освоения (с 1954), животноводческого - за счёт повсеместного распространения посевов кормовой кукурузы (с 1955). Укрупнение колхозов и их преобразование в совхозы сопровождались централизацией руководства, агротехнической, инженерной служб, строительством центральных усадеб; сотни тысяч деревень объявлялись «неперспективными». Колхозам продавалась сельскохозяйственная техника упраздняемых МТС (согласно закону «О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» от 31.3.1958). Эта оправданная, но поспешная и плохо подготовленная мера привела к непомерным финансовым издержкам, подрыву ремонтной базы колхозов, массовой «утечке» механизаторов из деревни.

«Полевые работы не ждут!». Плакат. Художник В. И. Говорков. 1954.

За 1953-58 годы валовая продукция сельского хозяйства возросла почти в 1,5 раза, животноводческая - вдвое, объём товарной сельхозпродукции увеличился в 1,8 раза (в 1953-1958 денежные и натуральные доходы колхозников возросли в 1,6 раза, выдача денег на трудодень увеличилась втрое), однако в 1959 началось падение сбора зерновых, в том числе и на целинных землях. Расход зерна впервые превысил государственные заготовки (в 1963 руководство вынуждено было закупить его за рубежом, такая практика приняла систематический характер). Чтобы выполнить завышенные планы по мясомолочной продукции (в 1957 поставлена задача догнать в ближайшие 3-4 года США по производству мяса, масла и молока на душу населения), колхозы стали прибегать к припискам, а также насильственному выкупу коров у крестьян, угрожая не выделять им корма и пастбища. В свою очередь, крестьяне начали резать скот. Кормовая проблема обострилась: «кукурузная кампания» провалилась (осуществлялась повсеместно, в том числе и в климатически непригодных зонах), а традиционные многолетние кормовые травы были перепаханы. В 1956-60 поголовье скота в личных приусадебных хозяйствах заметно сократилось (с 35,3% по отношению к общему поголовью продуктивного скота в стране до 23,3%), в колхозах - незначительно выросло (с 45,7% до 49,8%). Выкупая технику у МТС (часто принудительно), колхозы попадали в долги. Всё это привело к ухудшению продовольственного положения в стране. В 1961 в СССР возникла серьёзная нехватка мяса, молока, масла, хлеба. Пытаясь решить продовольственную проблему, правительство в 1962 увеличило закупочные цены на мясо и птицу в среднем на 35% и соответственно повысило розничные цены на мясомолочную продукцию на 25-30%, что привело к волнениям в ряде городов, в том числе Новочеркасске (смотри Новочеркасские события 1962).

Потребовались меры, направленные на интенсификацию сельскохозяйственного производства на основе широкого применения удобрений, развития орошения, комплексной механизации и внедрения достижений науки и передового опыта для быстрейшего увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Им было уделено серьёзное внимание на пленумах ЦК (в декабре 1963, феврале 1964, марте 1965). С середины 1960-х годов вновь предпринимались попытки повысить производительность колхозного производства путём усиления материальной заинтересованности колхозников и расширения хозяйственной самостоятельности колхозов. План обязательных закупок зерна был снижен и объявлен неизменным на предстоящие 10 лет. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повышены в 1,5-2 раза. Предусматривались 50%-ные надбавки за сверхплановую продукцию, снижены цены на технику и запчасти. С колхозов списали все долги. Количество отчётных показателей, спускаемых сверху, было уменьшено. Колхозам предоставлялось право самостоятельного планирования в пределах государственных заданий. Это привело к увеличению производства сельскохозяйственных продуктов и положительно сказалось на торговле колхозных рынков. Увеличилось поступление мяса, молочных продуктов, овощей, фруктов, заметно снизились цены. В 1964 колхозники получили право на государственное пенсионное обеспечение по старости (мужчины в 65 лет, женщины в 60 лет), инвалидности и в случае потери кормильца. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 16.5.1966 «О повышении материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного производства» колхозы стали переходить на гарантированную ежемесячную оплату труда, исходя из тарифных ставок соответствующих категорий работников совхозов (в 1969 перешло более 95% колхозов). Для обеспечения гарантии в оплате труда Госбанку было разрешено предоставлять кредиты (при недостатке собственных средств у колхозов) сроком на 5 лет с началом погашения их через 3 года. Новый Примерный устав (1969) предусматривал установление в колхозах нормированного рабочего дня, введение оплачиваемых отпусков, пособий по нетрудоспособности и другие меры по расширению прав колхозников. Были оптимизированы сроки проведения сельскохозяйственных работ, резко увеличилась поставка минеральных удобрений. Однако в целом реформы 1960-х годов не привели к ожидаемому повышению эффективности колхозной системы, так как оплата труда колхозников не была связана с увеличением объёмов аграрной продукции и снижением её себестоимости.

Стремясь стимулировать производительность труда колхозников, государство в конце 1970-х годов стало поощрять коллективный подряд, создание коллективов интенсивных технологий, в которых оплата труда зависела от конечного результата. С 1976 в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР» (1974) колхозникам, как и всем советским гражданам, выдавались паспорта (с 1959 колхозникам, уезжавшим на работу в город, выдавались временные паспорта). Неуклонный рост государственных инвестиций в развитие колхозов и сельского хозяйства в целом (3,5 миллиарда рублей в середине 1960-х годов, 55 миллиардов рублей в середине 1980-х годов) сопровождался уменьшением отдачи от них. Денежные средства и поставляемая в село техника использовались в форме неделимых фондов, экономически не связанных с материальными интересами колхозников. А наращивание объёмов финансирования сопровождалось усилением централизации и, как следствие, бюрократизацией в сфере регулирования сельскохозяйственного производства. Ежегодные темпы роста сельскохозяйственной продукции постепенно снижались: 4,3% в 1966-70, 2,9% в 1971-75, 1,8% в 1976-80, 1,1% в 1981-85. К 1980 уровень рентабельности в колхозах составил 0,4%, производство 7 из 13 главных видов сельскохозяйственной продукции являлось убыточным. Ежегодное привлечение рабочей силы из городов на помощь колхозам помогало в уборке урожая, но не могло вывести колхозный строй из кризиса. Продовольственная программа 1982 предусматривала оздоровление аграрного сектора на основе индустриальной модернизации сельскохозяйственного производства, но не предполагала качественного преобразования колхозно-совхозной системы. Поэтому она имела лишь временный эффект благодаря крупным финансовым вливаниям в агропромышленный комплекс.

Во 2-й половине 1980-х годов был взят курс на масштабное и повсеместное внедрение коллективного, семейного и индивидуального арендного подряда, однако процесс «раскрестьянивания» деревни зашёл слишком далеко и эти меры не помогали. В ходе осуществления радикальных рыночных реформ 1990-х годов стоимость сельскохозяйственной техники, горючего, электроэнергии постоянно росла, цена на готовую продукцию колхозов падала; в связи с курсом правительства на развитие фермерских хозяйств прекратилась государственная поддержка колхозов. В начале 1990-х годов многие колхозы и совхозы были реорганизованы в паевые товарищества (акционерные общества) с полной или ограниченной ответственностью, часть из них распалась, 2,9 тысяч (8,8% всех сельскохозяйственных предприятий) преобразовались в сельскохозяйственные кооперативы с сохранением названия «колхоз».

Источн.: Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации 1927-1932 г. М., 1996; Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1939: Документы и материалы. М., 1999-2006. Т. 1-5.

Лит.: Венжер В. Г. Колхозный строй на современном этапе. М., 1966; Зеленин И. Е. Аграрная политика Н. С. Хрущева и сельское хозяйство. М., 2001; Рогалина Н. Л. Колхозы в системе государственного социализма в СССР (1930-е - 1970-е годы) // Экономическая история. Ежегодник. 2003. М., 2004.

Дискуссии о с/х земле опять подняли вопрос о том, кто же может быть эффективным собственником. В суете споров вспомнили и о советских методах хозяйствования в сельском хозяйстве. И как часто бывает в пылу спора, перепутали все и вся, поэтому стоит напомнить одним и рассказать другим.

По многочисленным просьбам читателей, редакция дока продолжает публикацию на тему сельского хозяйства СССР.

Головоломка на экзамене истории

Преподаватели истории КПСС любили нерадивым студентам задавать вопрос на засыпку: "Когда появились совхозы?" Многие студенты вспоминали фильм "Поднятая целина" и начинали угадывать, что совхозы появились или в конце 20-х или в начале 30-х годов. Но, ответ оказывается прост. Первые совхозы появились в 1918 году, как первые социалистические хозяйства, которые должны были по задумке их создателей, показать, как хорошо умеют социалисты вести сельское хозяйство, чтобы из зависти все крестьяне побежали работать в эти совхозы. Но, не получилось. И оказалось, что в середине 20-х годов, самыми эффективными собственниками были кулаки. Так что появление колхозов было неспроста. Просто таким способом коммунисты решили в очередной раз поправить свое материальное состояние за чужой счет. Как проходила коллективизация можете прочитать или в диссидентской литературе, или, если хотите, в статье товарища Сталина в газете "Правда" "Головокружение от успехов". И там и там показано, что именно коллективизация уничтожила зачатки частного бизнеса в сельском хозяйстве и вернула времена крепостного права.

К вопросу о формах собственности

Для советских людей слова о существовании коллективной собственности в условиях СССР это был пустой звук. Формально колхоз считался коллективным хозяйством, к удивлению самых колхозников. Считалось, что совхозом руководит директор, которого назначают представители государственных местных органов власти, по согласованию с райкомом партии, а вот председателя колхоза избирают сами колхозники на собрании. На практике, все выглядело по-другому. На собрание приезжал представитель райкома партии и указывал, кто может быть председателем колхоза. Само голосование было сплошная фикция, и крестьяне прекрасно знали, что "голосуй не голосуй, все равно все по (вырезано цензурой)". По факту и директор совхоза, и председатель колхоза зависел от доброй воли райкома партии. При этом он знал, что снять его с работы или назначить могут только с одобрения того же райкома партии. Мало того, в случае совершения им уголовного преступления, он мог ничего не бояться, если за него заступился райком партии и его не исключили из партии. Так как существовало неписаное правило, члена КПСС осудить было нельзя, только общественное порицание. Не удивительно, что те же директора совхозов и председатели колхозов в своих хозяйствах вели себя, как помещики в своих имениях. Крестьяне, хотя и материли на чем свет своих руководителей, но и боялись, так как очень сильно от них зависели и понимали, что при желании, тот же председатель колхоза может запросто упечь бунтаря на пару годков лес в тайге рубить.

Кто управлял сельским хозяйством

В СССР была плановая экономика, а это значит, что все жили по планам, которые им давали вышестоящие организации. Первоначально Госплан СССР и Госснаб СССР разрабатывали план по народному хозяйству, а в том числе и по сельскому хозяйству. Несмотря на наличие громадных НИИ при Госплане и Госснабе, которые были обязаны объективно подсчитать, сколько и какой сельхозпродукции надо произвести для того, чтобы хватало всему народу, в реальности при планировании использовали проверенный метод "стеля". Это когда брали цифры прошлых лет, смотрели на потолок (стеля) и придумывали новые задания на новый год и следующую пятилетку. В результате, планы были не сбалансированы, и реально их выполнить было невозможно, так как эти планы не учитывали ни природно-климатические условия, ни наличие техники и посадочного материала, а тем более специфики проведения аграрных работ.

Планы, разработанные в Москве, спускались в республики. Потом уже Госплан УССР распределял плановые задания по облпланам, а они уже по райпланам, они в свою очередь уже доводили планы до конкретного совхоза и колхоза. Причем этот процесс был вечный. Весь предыдущий год плановые задания согласовывали и перераспределяли между совхозами и колхозами, но только начинался новый год, как в план начинали вносить бесконечные коррективы, которые вносились весь календарный год. В конце года, когда надо было отчитываться о выполнении плана, очень тяжело было понять, какой же план был первоначальный. В результате, все дружно занимались приписками и очковтирательством, начиная от председателя колхоза заканчивая секретарем ЦК КПСС по сельскому хозяйству. Все это знали и дружно играли в эту игру.

Умный председатель колхоза или директор совхоза, так грамотно умел организовать поездку партийного и советского начальства на рыбалку или охоту, что в результате в стране появлялись колхозы и совхозы рекордсмены. Им просто безбожно занижали плановые задания и в результате руководители этих хозяйств и отдельные доярки с комбайнерами получали Героя Социалистического труда. Но продуктов питания, как не было на прилавках магазинов, так и не было дальше.

О сельскохозяйственном производстве в условиях СССР

Проблема сельского хозяйства заключалась в том, что оно не имело реального собственника. Как результат, руководитель колхоза или совхоза воровал машинами, а рядовые колхозники мешками. Причем, это воровство не считалось чем-то преступным, так как система оплаты труда в советском сельском хозяйстве, как бы подсказывала "тебе мало зарплаты, так пойди, укради". Официально заработная плата в сельском хозяйстве была на 30-40% ниже, чем в промышленности.

Произведенная продукция колхозов и совхозов выкупалась только государством. Соответственно, так как был один покупатель, то он устанавливал заведомо заниженные цены на с/х продукцию. Был момент, когда литр молока стоил дешевле литра столовой минеральной воды. Но даже заниженные цены на сельхозпродукцию во времена СССР были не проблема. Самая большая проблема, что на совхозы и колхозы наряды на товары распределяли в последнюю очередь. В СССР деньги на счету мало имели значение. Отдельные колхозы на счету в банке имели миллионы рублей, но это ничего не значило. Так как получить технику, топливо, другие промышленные товары и бытовые можно было только при наличии наряда на получение товара, который выдавался местным отделом Госснаба. В первую очередь Госснаб наряды выдавались предприятиям ВПК, промышленным и строительным предприятиям и только уже напоследок совхозам и колхозам. Поэтому достать самые элементарные промышленные товары для сельских предприятий была проблема.

Вот так и соревновались колхозы с заводами. Колхозы норовили, как можно меньше работать и как можно меньше сдать государству продуктов питания, а заводы норовили, как можно меньше производить продукцию и жаловались на нехватку продуктов питания.

Но, кроме производства продуктов питания, в СССР была самой большой проблемой это хранение и переработка продукции сельского хозяйства. Согласно советским гостам потери овощей и фруктов при хранении допускались в размере 30-40%. На практике больше половины выращенного урожая овощей и фруктов погибало. Не хватало элеваторов, складов и самих предприятий пищевой промышленности. На каждом съезде КПСС призывали больше строить заводов и фабрик пищевой промышленности. И строили, но все как-то мешало, и в результате уже в начале 1980 года начался товарный голод, который уже в конце 80-х и похоронил СССР с его методами хозяйствования.

Очень кратко о кредитовании сельского хозяйства в СССР

Экономика плановая, поэтому был план по выдаче кредитов сельскому хозяйству на календарный год с разбивкой по месяцам. Директора совхозов и колхозов всеми руками и ногами упирались, чтобы не брать эти кредиты. Время от времени, за недобор кредитов согласно плану, они получали взбучку в бюро райкома партии. И приходилось им через не хочу брать эти кредиты. Ставки были ничтожные 3-4%, были даже кредиты под 0,5% годовых. Но и эти кредиты они очень часто не возвращали и проценты не платили. Во-первых, им просто не нужны были деньги, им нужны были наряды Госснаба. Во-вторых, они знали, что время от времени эти кредиты аннулируют и все остаются довольными. Госбанк по этим кредитам не имел возможности взыскать залог, а тем более каким-то образом наказать должника. Зато на каждом съезде КПСС очень любили рассказывать, сколько денег было инвестировано в сельское хозяйства и сколько было выдано кредитов для его развития.