На северном Кавказе компактными группами на землях своих древних предков проживают более 50 самобытных национальных этносов. Веками в ходе богатого событиями исторического процесса в данном регионе совершенно разные народы имели единую судьбу, и постепенно сформировалось так называемое общекавказское этнографическое единство.

Всего в Северо-Кавказском ФО проживает 9 428 826 человек, из них подавляющее большинство составляют русские – 2 854 040 жителей, но в национальных областях и республиках доля русских заметно меньше. Вторым по численности народом Северного являются чеченцы, их доля составляет 1 355 857 человек. И третьей нацией по численности на Северном Кавказе являются аварцы, их здесь проживает 865 348 человек.

Адыгейцы

Адыгейцы относятся к адыгской этнической группе и называют себя «адыгэ». Сегодня адыгейцы представляют собой самостоятельную в этническом отношении общность и имеют административную территорию проживания Адыгейскую АО в Краснодарском крае. Проживают они числом 107 048 человек в нижнем течении Лабы и Кубани на площади 4654 кв. км.

Благодатные края обширной равнины и предгорий с умеренно-теплым климатом и черноземными почвами, дубовыми и буковыми лесами прекрасно подходят для развития сельского хозяйства. Адыги издавна были аборигенами этой северо-кавказской местности. После отделения кабардинцев от единой общности адыгов, последующего их переселения, в родных краях на Кубани остались племена темиргоевцев, бжедугов, абадзехов, шапсугов, натухайцев, из которых образовалась единая адыгейская народность.

Численность всех адыгских племен к концу Кавказской войны доходило до 1 млн. человек, но в 1864 году много адыгов переселилось в Турцию. Российские адыги сосредоточились на небольшой площади исконных земель на и Лабе. После революции в 1922 году адыгейцев выделили по национальному признаку в автономную область.

В 1936 году область существенно расширена присоединением Гиагинского района и г. Майкопа. Майкоп становится столичным городом области. В 1990 году Адыгейская АССР выделена из Краснодарского края, а чуть позже в 1992 году образована самостоятельная республика . Со времен Средневековья адыгейцы сохранили традиционное хозяйство, выращивание пшеницы, кукурузы, ячменя, садов и виноградников, оседлое разведение скота.

Армяне

В регионе проживает 190 825 армян, и хотя армянский этнос исторически формировался заметно южнее на Армянском нагорье, часть этого народа проживает в пределах Северо-Кавказского ФО. Армяне древний народ, появившийся на исторической арене в XIII-VI вв. до н. э. в результате смешения большого количества разноязычных племен урартов, лувийцев и хурритов на Армянском нагорье. Армянский язык принадлежит к крупной индоевропейской семье языков.

Исторический процесс государственности армян насчитывает 2,5 тысячелетия, еще при Александре Великом была известна Малая Армения, затем в 316 г до н. э. Айраратское царство, позже Софенское царство. В III-II вв. до н. э. политический и культурный центр армян переместился в Закавказье в Араратскую долину. С IV в. н. э. армяне приняли христианство, здесь образовалась уважаемая в христианском мире Армянская апостольская церковь. Большинство армян после страшного геноцида 1915 года, произведенного турками-османами, сегодня проживают вне своей исторической родины.

Черкесы

Коренными жителями Карачаево-Черкесии, Адыгеи и некоторых районов Кабардино-Балкарии являются черкесы, северокавказский народ численностью 61 409 человек из которых 56,5 тысяч проживают плотно в 17 высокогорных аулах Карачаево-Черкесии. Древнегреческие историки называли их «керкет».

К данному этносу, по мнению археологов, относится древняя Кобанская культура, датируемая XIII в. до н. э. В образовании этнографической группы черкесов могли участвовать «проадыги» и «провайнахи». Ученые отрицают участие в образовании этноса черкесов участие древних скифов.

В 1921 году образована Горская АССР, а позже в 1922 году в РСФСР образовали национальную Карачаево-Черкесскую АО. Именно поэтому адыгов долго именовали соответственно черкесами, и прошло много времени до определения адыгов самостоятельным народом. В 1957 году в Ставропольском крае образована отдельная по этническому принципу Карачаево-Черкесская АО.

Основными традиционными занятиями черкесов издавна являются отгонное горное скотоводство, разведение коров, овец, коней, коз. В долинах Карачаево-Черкесии с древности растут сады и виноградники, выращивается ячмень, вес и пшеница. Черкесы славились среди других народов выделкой высококачественного сукна и изготовлением одежды из него, кузнечным ремеслом и изготовлением оружия.


Карачаевцы

Другой коренной тюркоязычной народностью, испокон веков проживающей в Карачаево-Черкесии по долинам Кубани, Теберды, Урупа и Большой Лабы являются довольно немногочисленные карачаевцы. В Северо-Кавказском ФО сегодня их проживает 211 122 человек.

Впервые о народности «корачее» или «карочае» упоминается в записях русского посла Федота Елчина в Мергелию в 1639 году. Позже о «харачаях», живущих на высоких вершинах Кубани и говорящих на «татарском» языке упоминается неоднократно.

В образовании этноса карачаевцев в VIII-XIV вв. участвовали местные аланы и тюрки-кипчаки. Ближайшими по генофонду и языку народностями к карачаевцам являются черкесы и абазины. После переговоров и решением старейшин в 1828 году земли карачаев вошли в Русское государство.

В ходе ВОВ Карачаевская АО долгое время 1942-1943 гг. находилась под фашистской оккупацией. Из-за пособничества врагам, показа фашистам перевалов в Закавказье, массового вступления в ряды захватчиков, укрывательства немецких шпионов осенью 1943 года вышло постановление СНК СССР о переселении 69 267 корочаевцев в Киргизию и Казахстан. Карачаевцев разыскивали в других регионах Кавказа, 2543 человек демобилизовали из армии.

Долго, в течение трех веков с XVI по XIX века шел процесс исламизации карачаевских племен, они все равно в своих верованиях сохраняли некую смесь язычества, поклонения высшему духу природы Тенгри, веры в природную магию, священные камни и деревья с христианским учением и исламом. Сегодня большинство карачаевцев являются мусльманами-суннитами.

Балкарцы

Одним из тюркоязычных народов региона, проживающим в предгорьях и горах в центре территории региона в верховьях Хазнидона, Чегема, Черека, Малки и Баксана являются балкарцы. Существуют две версии на происхождение этнонима, одни ученые предполагают, что слово «балкар» является видоизмененным от «малкар», житель Малкарского ущелья, либо от балканских болгар.

Сегодня основное население балкарцев 110 215 человек проживает в Кабардино-Балкарии. Разговаривают балкарцы на карачаево-балкарском языке, который практически не разделяется на диалекты. Балкарцы живут высоко в горах и считаются одним из немногих высокогорных народов в Европе. В длительном этногенезе балкарцев участвовали алано-осетинские, сванские и адыгские племена.

Впервые об этнониме «балкар» упоминает в своих записках IV в. Мар Абас Катина, эти бесценные сведения сохранились «Истории Армении», записанной в V веке Мовсесом Хоренаци. В русских исторических документах впервые этноним «басианы», относящийся к балкарцам появился в 1629 году. Осетины-аланы издавна называют балкарцев асами.

Кабардинцы

Более 57% населения республики Кабардино-Балкария составляет довольно многочисленная для данного региона народность кабардинцы. В пределах российской части региона представителей данного этноса проживает 502 817 человек. Ближе всего по языку и культурным традициям к кабардинцам стоят черкесы, абхазы и адыгейцы. Разговоривают кабардинцы на своем кабардинском языке, близком к черкесскому, который относится к абхазо-адыгской языковой группе. Кроме России крупнейшая диаспора кабардинцев проживает в Турции.

До XIV века у ближайших народов адыгов была общая история. Много позже разные из этих народов обрели свою историю. А древности с IV тыс. до н. э. под общим этнонимом адыги были потомками представителей самобытной майкопской культуры, именно из нее появились впоследствии северокавказская, прикубанская и кобанская культуры.

О стране косогов, современных кабардинцев впервые упоминает император Византии Константин Багрянородный в 957 г. В энтогенезе кабардинцев, по мнению многих исследователей, участвовали скифы и сарматы. С 1552 года кабардинские князья во главе с Темрюком Идаровым начинают политику сближения с Россией, дабы она помогла им защититься от крымского хана. Позже участвовали в захвате Казани на стороне Ивана Грозного, русский царь даже заключил политический брак с дочерью Темрюка Идарова.

Осетины

Основным населением Северной Осетии Алании и Южной Осетии являются потомки бесстрашных воинов древности алан, противостоящих, и так и непокоренных великим Тамерланом — осетины. Всего на северном Кавказе проживает 481 492 человека, чувствующих себя принадлежащими к осетинскому этносу.

Этноним «осетин» появился по названию региона, где издавна проживали представители данного народа «Осети». Так называли эту область в кавказских горах грузины. Слово «оси» происходит от самоназвания одного из родов алан «асы». В известном кодексе воинов «Нартском эпосе» еще одно самоназвание осетин «аллон», от которого произошло слово «алан».

Осетинский разговорный язык принадлежит к иранской группе и является единственным среди языков мира, ближе всего стоящим к древнему скифо-сарматскому языку. В нем лингвисты различают два родственных диалекта по двум субэтническим группам осетин: иронский и дигорский. Первенство по числу носителей принадлежит иронскому диалекту, он стал основой для литературного осетинского языка.

В этногенезе осетин участвовали древние аланы, потомки понтийских скифов, они смешивались с местными племенами. Бесстрашные аланы еще в Средневековье представляли большую опасность для хазар, были интересны как доблестные воины и союзники для Византии, сражались на равных с монголами и противостояли Тамерлану.

Ингуши

Коренным народом Ингушетии, Северной Осетии и Сунженского района Чечни являются упоминаемые еще Страбоном «гаргареи» – северокавказские ингуши. Их предки были носителями родной для многих кавказских народов кобанской культуры. Сегодня на родных землях здесь проживает 418 996 ингушей.

В средневековом периоде ингуши были в союзе аланских племен, вместе с предками балкарцев и осетин, чеченцев и карачаевцев. Именно здесь в Ингушетии находятся руины так называемого Экажевско-Яндырского городища, по мнению археологов, столичного города Алании – Магаса.

После разгрома Алании монголами и столкновения алан с Тамерланом остатки родственных племен ушли в горы, и там началось образование ингушского этноса. В XV столетии ингуши предприняли несколько попыток вернуться на равнину, но в походе 1562 года князя Темрюка вынуждены вернуться в горы.

Переселение ингушей в Тарскую долину закончилось уже после присоединения к России только в XIX веке. В составе России ингуши находятся после решения старейшин с 1770 года. При строительстве через земли ингушей Военно-Грузинской дороги в 1784 году на берегу Терека была основана крепость Владикавказ.

Чеченцы

Коренным население Чечни являются чеченцы, самоназвание вайнахского племени «нохчий». Впервые народ с названием «сасан», тождественного «нохча», упомянут в летописи перса Рашида-ад-Дина XIII-XIV вв. Сегодня в регионе проживает 1 335 857 чеченцев, большинство из них именно в Чечне.

Горная Чечня вошла в Русское государство в 1781 году решением почетных старейшин 15 сел южной части республики. После затяжной и кровопролитной Кавказской войны более 5 тысяч семей чеченцев ушли в Османскую империю, их потомки стали основой диаспор чеченцев в Сирии и Турции.

В 1944 году более 0,5 миллиона чеченцев переселены в Среднюю Азию. Причиной депортации стал бандитизм, здесь действовали до 200 бандформирований числом до 2-3 тыс. человек. Мало, кто знает, что серьезной причиной депортации стала работа с 1940 года подпольной организации Хасана Исраилова, целью которой было отделение региона от СССР и уничтожение здесь всех русских.

Ногайцы

Еще одним тюркским народом региона являются ногайцы, самоназвание этноса – «ногай», иногда их называют ногайскими татарами или крымскими степными татарами. В образовании этноса участвовало более 20 древних народов, среди них сираки и уйгуры, нойманы и дормены, кереиты и асы, кипчаки и булгары, аргыны и кенегесы.

Этноним «ногай» принадлежит к имени золотоордынского политического деятеля XIII века темника Беклербека Ногая, объединившего все разрозненные протоногайские этнические группы в единый этнос под своим началом. Первым государственным объединение ногайцев стала так называемая Ногайская Орда, появилась она на исторической арене с распадом Золотой Орды.

Становление ногайского государства продолжилось при золотоордынском темнике Эдыге, легендарный и героический правитель, проповедник ислама продолжил объединять ногайцев. Он продолжил все традиции правления Ногая и полностью отделил ногайцев от власти ханов Золотой Орды. Ногайская Орда упоминается в летописях и русских посольских книгах за 1479, 1481, 1486 гг., письмах европейских правителей, короля Польши Сигизмунда I, в грамотах и письмах Руси и средневековой Польши, крымских ханов.

Через столичный город Ногайской Орды Сарайчик на речке Урал проходили караванные пути между Средней Азией и Европой. В состав Русского государства ногайцы вошли решением старейшин родов в 1783 году, сто подтвердилось Манифестом Екатерины II. Отдельными группами ногайцы еще боролись за независимость, но полководческие талант А. В. Суворова не оставил им шанса. Только малая часть ногайцев укрылась в междуречье Терека и Кумы, на территории современной Чечни.

Другие народы

В предгорьях Кавказа проживает множество других этносов и народностей. Аварцев здесь проживает 865 348 человек, кумыки численностью 466 769 человек, лакцев насчитывается 166 526 человек, даргинцев по результатам последней переписи населения 541 552 человека, 396 408 человек — лезгинов, 29 979 человек – агулы, 29 413 человек — рутульцы, 127 941 – табасараны и другие.

Коммунисты поздравили своих союзников нацистов по случаю взятия Парижа

14 июня 1940 г. гитлеровцы оккупировали Париж. Через три дня, 17 июня 1940 года, с образцовой победой своих близких союзников-фашистов поздравил Кремль, о чем сообщил своему руководству в телеграмме посол Шуленбург.

"Поздравительная телеграмма" Сталина Гитлеру по случаю "взятия Парижа" требует небольшого уточнения, ибо превращается в исторический миф, получающий широкое распространение в соцсетях после упоминания об этом в одной из телепередач "Дискавери", чьи программы часто следует оцениват весьма критически.

Единственный документ, в котором сообщается о советских поздравлениях по вышеупомянутому случаю, была срочная телеграмма №1167 от 17 июня 1940, которая опубликована во 2-м томе книги "СССР - ГЕРМАНИЯ 1939-1941. Документы и материалы о советско-германских отношениях с сентября 1939 г. по июль 1941 г." (VILNIUS, "MOKSLAS", 1989). Это документ обозначен - № 35 - телеграмма посла Германии в СССР Шуленбурга в МИД Германии:

Молотов пригласил меня сегодня вечером в свой кабинет и выразил мне самые теплые поздравления советского правительства по случаю блестящего успеха германских вооруженных сил. Далее Молотов информировал меня о советских действиях по отношению к прибалтийским государствам. Он сослался на доводы, опубликованные в газетах, и добавил, что стало необходимо положить конец всем интригам Англии и Франции, пытающихся посеять недоверие и разногласия между Германией и Советским Союзом в прибалтийских странах.
Для переговоров о формировании там новых правительств советское лравительство, в дополнение к аккредитованным там полпредам, послало следующих особо уполномоченных лиц: в Литву - заместителя Народного комиссара иностранных дел Деканозова; в Латвию - Вышинского, представителя Совета Министров; в Эстонию - ленинградского партийного лидера Жданова.
В связи с бегством Сметоны и возможным переходом границы подразделениями [бывшей] литовской армии, Молотов заявил, что литовская граница охраняется явно недостаточно. Советское правительство, поэтому, если потребуется, окажет литовскому правительству помощь в охране границ.

Шуленбург"

Как видно, то не Сталин - а Молотов, не Гитлеру - а Шуленбургу, не послал поздравительную телеграмму - а выразил поздравления в устной форме в своем рабочем кабинете.
В то же время следует отметить, что, конечно, "теплые поздравления" министра иностранных дел СССР Молотова не могли быть высказаны без ведома и одобрения Сталина, Также, не исключена и письменная форма поздравления. Все как полагается по дипломатическому протоколу - министр иностранных дел пригласил посла дружественной страны и не только тепло поздравил, но и поделился своими планами и успехами по оккупации Прибалтики согласно совместному сговору по разделению Европы.

Следует обратить внимание на последний абзац - СССР «помогает» Прибалтике. Каким образом? Вооруженным вторжением на их территорию и окупацитей на 50 лет? Конечно, в все времена находятся жители страны, приветствующие появление чужих войск на своей территории.

Как иронически выразился один из Российских блогеров:

Россияне забыли еще об одной круглой дате, которой почему-то не гордятся. Так что, дорогие тролли-ольгинцы, пользуйтесь - теперь вы можете хохлам рассказывать, что «деды с союзниками францию разгромили». Ровно 75 лет назад. Отмечайте!
Источники: timenote.info

По чудесному совпадению поздравления Гитлера Сталину были опубликованы ровно через четыре месяца после того, как два диктатора заключили союз. Союз Людоедов.

"Факт заключения договора с Германией показывает, что между Сталиным и Гитлером много общего, теперь у нас нет разницы в режимах. В Германии это называется фашизм, а у нас - социализм", - слова некой Троицкой зафиксированы в спецдонесении советских спецслужб.

Из этого же спецдонесения НКВД мы знаем только, что Троицкая в августе 1939 года жила в Харькове, ее муж был осужден за участие в троцкистской контрреволюционной организации, а сама она "отрицательно в озлобленном тоне высказывалась в отношении советско-германского договора о ненападении".

Советская пресса сообщала о заключении Пакта на первых полосах


Секретные архивы советских спецслужб до сих пор хранят множество подобных свидетельств. Харьковчане, киевляне и жители других городов и сел советской части Украины в своих ощущениях реальности разделились. НКВД внимательно фиксировал высказывания и тех, кто позитивно оценивал союз Гитлера и Сталина, и тех, точка зрения которых никогда не попадала на страницы газеты "Правда".

НКВД доносил: СССР жил предчувствием войны уже несколько месяцев.

"Марусенька, что будет, не знаю, по-моему, будет что-то страшное"

На пляжах Крыма летом 1939 года было полно народу. Но далеко не все отдыхающие и жители полуострова были счастливы: с каждым днем становилось все более тревожно.

Еще в июле 1939 года из Крыма доносили: "Жена лейтенанта 8-го полка Кутузова говорит: "Вчера ночью я уже спала, когда пришел муж, он сначала меня не разбудил, а когда я проснулась, то увидела, что он стоит у меня над головой у кровати и плачет. Мне стало тяжело, и я стала плакать. Затем муж мне говорит: "Марусенька, что будет, не знаю, по-моему, будет что-то страшное".


Ялта, набережная. 1939 год


25 июля возле казармы в Феодосии собралась толпа из 500 - как писали сотрудники НКВД - "иждивенцев". Они заполнили всю улицу. Были слышны крики: "Мы не хотим воевать, отдайте наших мужей!" Установить личности кричащих сотрудникам НКВД не удалось.

Весь Крым бурлил новостями и слухами. Работавший на кирпичном заводе в Симферополе Смаил Муратов говорил: "Как бы советская власть ни готовилась к войне, Япония и Гитлер все равно победят. Крестьянство советской властью недовольно".

Разрабатываемый 3-м отделом НКВД бывший дворянин Раков: "Нам нужно немного потерпеть, и такая жизнь кончится, уже близок час, война началась".



НКВД сообщал, что греки из Алупки - Пашнахиди, Пасиди, Дракондиди, Илиопуло и др. - массово распродают имущество: "Скоро нагрянет война, и все равно нас вышлют из Крыма".

Тогда же НКВД зафиксировал, что население начало массово забирать вклады из Сбербанка. В Симферополе "отлив" вкладов подскочил с 11 тысяч рублей в день до 83 тысяч, а еще через день - до 124 тысяч рублей. Уже через несколько дней будет введено ограничение на выдачу не больше 50 рублей в день.

"Народ желает поскорее забрать деньги, чтоб запастись продуктами, так как уже научены опытом прошлых войн, когда деньги обесценивались и теряли свое значение", - объяснял ситуацию Степан Трофимович Осиюк, старший инспектор Киевского облфинотдела.

Июль подходил к концу. Необъявленная никем мобилизация шла полным ходом. Начинался грозный август 1939 года.

Кажется, над нами висит угроза войны

По другую сторону советской границы, наоборот, было тихо.

Молодой профессор Виленского университета Станислав Свяневич вывез свое многочисленное семейство в деревню - небольшое имение тестя недалеко от польско-советской границы.

Август - время университетских вакаций, жары, жатвы и сенокосов. Места были тихие, чтобы не сказать - глушь. Ближайшая железнодорожная станция - Радошковичи - находилась в восьми километрах. Не было ни телефона, ни радио, и даже газеты приходили с опозданием.



Жизнь текла медленно. На Успение Богородицы съездили на ярмарку в соседнее местечко. Через несколько дней пограничники при участии местных дивчин устроили представление, рисующее мужество и находчивость населения в поимке и разоблачении большевистских диверсантов. Жизнь среди быстрых ручьев и зеленых холмов была приятной и ангельски спокойной.

На излете лета профессором Свяневичем овладело беспокойство: уж очень все напоминало затишье перед бурей: "Я решил съездить в Вильно и узнать, что происходит в мире. С женой я договорился, что следующий день она будет ждать моего звонка у ближайшего телефона в почтовом отделении в Радошковичах".



Перед отъездом профессор встретил знакомую - молодую, очень милую и деликатную девушку с Волыни, выпускницу высшей сельскохозяйственной школы.

Кажется, над нами висит угроза войны, - сказал ей Свяневич.

Конечно, война должна быть, - ответила она.

Почему должна?

Потому что немцы ведут себя в последнее время так, что просто необходимо призвать их к порядку.

Значит, вы себе представляете так, что наши полки из Лиды, Молодечно и Луцка браво промаршируют до Берлина, накажут ужасных немцев и, овеянные славой, вернутся в свое расположение? - профессор не смог удержаться от ехидства.

Ну да. - милая собеседница Свяневича не видела другого способа разрешения польско-германских проблем.

После Версальского мира в Германии росло чувство несправедливости и жажда реванша. Свяневич как специалист в области тоталитарной экономики видел, что с приходом Гитлера к власти на фоне какой-то истерической экзальтации всего немецкого общества происходит мощнейшая мобилизация всех ресурсов этой страны.


Позже Свяневич напишет в воспоминаниях о своих тогдашних впечатлениях: "Уезжал я из Германии 1937 года с ощущением, что страна эта, пребывающая в истерическом состоянии, принесет миру еще один сюрприз, но война, и особенно война польско-немецкая, не представлялась мне неизбежностью". Уже в 1938 году Свяневич начинает задумываться о новом глобальном конфликте.

Тогда, в 1938-м, события начали развертываться с калейдоскопической быстротой. В марте произошел аншлюс - присоединение Австрии к Германии. В сентябре начался Судетский кризис, а скоро - и мюнхенская встреча западных держав с Гитлером, на которую главная заинтересованная сторона - чехи - даже не была приглашена.

Мюнхен не только не принес мира, обещанного британским премьером Невиллом Чемберленом, - аппетиты нацистов не угомонились, но только начали нарастать.

У Гитлера был свой счет к Польше. Основная часть польско-немецких противоречий лежала в сфере территориальной: немцев раздражал "польский коридор" - полоска земли, связывающая материковую Польшу с балтийским берегом. Эта полоса разъединяла западные германские земли и Восточную Пруссию и была постоянным источником недоразумений в вопросах транзита немецких грузов через польскую территорию. Нацисты также ставили под сомнение гарантированные Польше права в Вольном городе Гданьске.



Эти противоречия нарастали еще со времен "Гданьского кризиса" в 1932 году. Но если Веймарская республика склонялась к решению польско-немецких противоречий вокруг общей границы путем международного арбитража с участием Лиги Наций, то Гитлеру в 1939 году на Лигу Наций было плевать.

Кроме того, к старым претензиям Германии добавилась ставшая официальной теория захвата жизненного пространства для германской нации.

С другой стороны Польши находился Советский Союз - другая огромная страна, которая также не была удовлетворена Версальской системой. Об этом не говорилось вслух, но Сталин взял курс на восстановление старых границ распавшейся в 1918-м Росийской империи.

В ответ на подписание Польшей военного пакта с Англией Гитлер разорвал договор о ненападении. Одновременно Сталин снял с поста наркома иностранных дел Максима Литвинова, который был неудобным переговорщиком с нацистами ввиду своего еврейского происхождения и был сторонником диалога с западными демократиями. Литвинова заменили Вячеславом Молотовым.

В том контексте все это выглядело, как будто СССР протягивает руку Третьему Рейху.

И все это пахло войной.

"Любое наше вступление в войну на Западе, - записал позже Станислав Свяневич, - одновременно будет означать занятие наших восточных территорий Россией. Естественно, я не мог предсказать, на каком именно этапе войны и под каким предлогом Советский Союз займет наши земли: то ли как враг, то ли как "друг", то ли как союзник Германии, то ли, что тоже было возможно, как умиротворитель Запада.

Безусловно, это будет зависеть от конкретных условий. Я также нисколько не сомневался, что вступление Советской России в наши восточные воеводства будет означать для них конец существовавшему там польскому влиянию и отрыв этих территорий от Польши.

В то же время я не был против передачи этих воеводств независимым Украине и Белоруссии, если бы такие существовали, но не видел смысла в передаче их Советскому Союзу".

Польше ничего не угрожает

В Вильне Станислав Свяневич поспешил к приятелю - редактору газеты "Слово" Станиславу Мацкевичу. Тот пребывал в глубоких размышлениях: "Риббентроп полетел в Москву!"

Знаете, - сказал Мацкевич вошедшему Свяневичу, - столько времени собирали деньги, чтоб отправить собственного корреспондента в Лондон, три дня тому отправили Вацлава Збышевского. Сегодня звоню: "Вацку, диктуй - уже пишу!" А он - мне: "Не могу диктовать - язык у меня отнимается!" Что это значит: Риббентроп в Москве - так уже и говорить не о чем?!"

Мацкевич горячился, но Свяневич, кажется, разделял панические настроения корреспондента Збышевского: пакт между Гитлером и Сталиным развязывал руки Германии, война с этого момента казалась им неминуемой.

14 июня 1940 г. гитлеровцы оккупировали Париж. Через три дня, 17 июня 1940 года, с образцовой победой своих близких союзников-фашистов поздравил Кремль, о чем сообщил своему руководству в телеграмме посол Шуленбург.

"Поздравительная телеграмма" Сталина Гитлеру по случаю "взятия Парижа" требует небольшого уточнения, ибо превращается в исторический миф, получающий широкое распространение в соцсетях после упоминания об этом в одной из телепередач "Дискавери", чьи программы часто следует оцениват весьма критически.

Единственный документ, в котором сообщается о советских поздравлениях по вышеупомянутому случаю, была срочная телеграмма №1167 от 17 июня 1940, которая опубликована во 2-м томе книги "СССР - ГЕРМАНИЯ 1939-1941. Документы и материалы о советско-германских отношениях с сентября 1939 г. по июль 1941 г." (VILNIUS, "MOKSLAS", 1989). Это документ обозначен - № 35 - телеграмма посла Германии в СССР Шуленбурга в МИД Германии:

Молотов пригласил меня сегодня вечером в свой кабинет и выразил мне самые теплые поздравления советского правительства по случаю блестящего успеха германских вооруженных сил. Далее Молотов информировал меня о советских действиях по отношению к прибалтийским государствам. Он сослался на доводы, опубликованные в газетах, и добавил, что стало необходимо положить конец всем интригам Англии и Франции, пытающихся посеять недоверие и разногласия между Германией и Советским Союзом в прибалтийских странах.
Для переговоров о формировании там новых правительств советское лравительство, в дополнение к аккредитованным там полпредам, послало следующих особо уполномоченных лиц: в Литву - заместителя Народного комиссара иностранных дел Деканозова; в Латвию - Вышинского, представителя Совета Министров; в Эстонию - ленинградского партийного лидера Жданова.
В связи с бегством Сметоны и возможным переходом границы подразделениями [бывшей] литовской армии, Молотов заявил, что литовская граница охраняется явно недостаточно. Советское правительство, поэтому, если потребуется, окажет литовскому правительству помощь в охране границ.

Шуленбург"

Как видно, то не Сталин - а Молотов, не Гитлеру - а Шуленбургу, не послал поздравительную телеграмму - а выразил поздравления в устной форме в своем рабочем кабинете.
В то же время следует отметить, что, конечно, "теплые поздравления" министра иностранных дел СССР Молотова не могли быть высказаны без ведома и одобрения Сталина, Также, не исключена и письменная форма поздравления. Все как полагается по дипломатическому протоколу - министр иностранных дел пригласил посла дружественной страны и не только тепло поздравил, но и поделился своими планами и успехами по оккупации Прибалтики согласно совместному сговору по разделению Европы.

Следует обратить внимание на последний абзац - СССР «помогает» Прибалтике. Каким образом? Вооруженным вторжением на их территорию и окупацитей на 50 лет? Конечно, в все времена находятся жители страны, приветствующие появление чужих войск на своей территории.

Как иронически выразился один из Российских блогеров:

Россияне забыли еще об одной круглой дате, которой почему-то не гордятся. Так что, дорогие тролли-ольгинцы, пользуйтесь - теперь вы можете хохлам рассказывать, что «деды с союзниками францию разгромили». Ровно 75 лет назад. Отмечайте!

Нет связанных событий

Источники : timenote.info