Флаг русинов - полотнище из синей, белой и красной горизонтальных полос, при чём синяя полоса вдвое шире остальных. Существует с 1848 года, зародился во время национально-освободительной революции а Австрийской империи традиционное сочетание общеславянских цветов: Белого, синего и красного.

ПАНСЛАВЯНСКИЙ ФЛАГ

Подтверждения этому заявлению - о существовании флага с 1848 - я не нашёл. Нашёл, что в том году на съезде в Праге придумали панславянский флаг с цветами, как у российского триколора и тем же расположением полос, как на нынешнем русинском флаге:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Панславянские_цвета

Панславянские цвета, красный, синий (голубой) и белый - цвета, используемые на флагах большинства славянских государств и народов. Их использование символизирует общее начало славян. Панславянские цвета были введены 1848 на Первом панславянском съезде в Праге.

ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ В СОСТАВЕ ЧЕХОСЛОВАКИИ

Включение герба Подкарпатской Руси в средний и большой гербы межвоенной Чехо-Словацкой Республики:
http://zakarpattya.net.ua/comments.asp?id=17620&cp=8
Русин1 17/01/2008 11:33
Герб Подкарпатской Руси был составной частью, утверждённых Законом №252/1920 от 30 марта 1920 года Среднего и Большого гербов Чехословакии. Герб Подкарпатской Руси представлял собой рассечённое поле, в правой части которого на лазури три золотых пояса, в левой - на серебре червлёный лев.
см.http://www.senat.cz/zajimavosti/znaky_a_vlajky/index.html
Подкарпатский герб как свой символ приняло и современное русинское движение. В результате он стал национальным гербом русинов всего мира и официальным знаком Всемирного конгресса русинов и русинских организаций...

http://www.senat.cz/zajimavosti/znaky_a_vlajky/
Na základě ankety, kancelářský oficiál Archivu ministerstva vnitra, Jaroslav Kursa připravil návrh na realizaci malého, středního a velkého státního znaku, jenž vycházely z historických zemských znaků dotčených zemí. Samotné výtvarné provedení poté následně provedl František Kysela.
Existence těchto tří znaků ČSR byla potvrzena zákonem čís. 252/1920 Sb. z 30. března 1920.

Některé návrhy státního znaku ČSR:

Střední státní znak ČSR:

Velký státní znak ČSR:

V levém horním poli znak Podkarpatské Rusi: štít na zdél rozdělený, v pravém, modrém poli tři zlatá břevna, v levém, stříbrném poli stojící červený medvěd v pravo hledící.

Флаг Общества им. А.Духновича в Мукачово:
(ссылка)
Русин1 17/12/2007 11:53
К сожалению, государственные символы (флаги, гербы, ордена и пр.) не относятся к объектам авторского права. Таким образом, русины не станут преследовать гагаузов в судебном порядке.
Вол всяком случае, принятый в 1995 г. флаг гагаузской автономии если чем-то и напоминает флаг Общества им. А.Духновича, принятый 23.03.1923 г. в Мукачево , то это уже головная боль гагаузов.
И все претензии титанов украинского духа в нашем крае -к гагаузам...

Для сравнения гагаузский флаг принятый для их автономии в 1995 :
http://www.vexillographia.ru/moldova/gagauzia.htm

31 октября 1995 года за подписью главы Гагаузии Т.Д.Табунщика Национальной Ассаблеей (Халк Топлушу) был принят закон N2-IV/1 о новом флаге Гагаузии (Гагауз-Ери). Флаг состоит из трёх горизонтальных полос разной ширины. Верхняя синяя полоса составляет 6/10 ширины флага (6/10 S), затем идут белая и красная полоса, каждая шириной в 2/10 S. На синей полосе расположены треугольником три жёлтые звезды, диаметр окружности, описанной около звёзды, равен 15/100 S, расстояние между звёздами и от древка до центров двух крайних звёзд равно 3/10 S. Длина флага вдвое больше его ширины.

http://www.vexillographia.ru/ukraine/zakarpat.htm
Вопрос о флаге Закарпатья (тогда ещё Подкарпатской Руси - части Чехословакии) впервые встал в 1920-е годы. Первый губернатор Подкарпатской Руси Г.Жаткович обращался с вопросом о краевом флаге в центральное правительство в Праге (при этом предлагал свой проект - сине-жёлтое полотнище). В ответе министерства внутренних дел Чехословакии (1921) сине-жёлтый флаг не был поддержан, было рекомендовано включить во флаг все цвета герба: синий, жёлтый, красный, белый. Вопрос о флаге не был решён. Но в 1939 году флагом независимой Карпатской Украины на короткое время стало сине-жёлтое полотнище.
По материалам статьи А.Филиппова "Старый замок "Паланок" на сайте WWW.MUKACHEVO.NET


3 ДНЯ МЕЖДУ ЧЕХОСЛОВАКИЕЙ И ВЕНГРИЕЙ

http://www.vexillographia.ru/ukraine/zunr.htm

По Сен-Жерменскому мирному договору 1919 года Закарпатье перешло к Чехословакии как Подкарпатская Русь.
...
14 марта 1939 года Германия объявила ультиматум Чехо-Словакии и на следующий день германские войска заняли Чехию, Моравию и Чешскую Силезию, на территории которых 16 марта был создан имперский Протекторат Чехии и Моравии. Одновременно с этим, по рекомендации и поддержке Германии 14 марта 1939 года была объявлена независимость Словакии и Карпатской Украины. 15 марта 1939 года в городе Хусте состоялось заседание Сейма Карпатской Украины, который провозгласил независимость Карпатской Украины. Независимая Карпатская Украина просуществовала недолго, в течение 16-18 марта вся её территория была занята венгерскими войсками.
Флагом Карпатской Украины стало сине-жёлтое полотнище (Закон от 15 марта 1939 года, ч.1, § 5). В Законе оговаривалось, что синяя полоса вверху, а жёлтая внизу.
23 июня 1939 года был создан Регентский комиссариат. Cуществовали планы создать флаг комиссариата, но флаг так и не появился.


ПЕРЕД ПРИЁМОМ В СССР
http://www.vexillographia.ru/ukraine/zunr.htm

Закарпатская Украина, 1945
12 января 1945 года Декретом №28 Народная Рада Закарпатской Украины утвердила государственный флаг Закарпатской Украины:
"Государственным флагом Закарпатской Украины по приложенному эскизу является флаг, который состоит из красного полотнища, с изображением в верхнем его углу, у древка, золотого серпа и молота, и над ними красной с золотой окантовкой пятиконечной звезды, с проведением золотистой краской надписи: "Да здравствует объединение Закарпатской Украины с Советской Украиной". Отношение ширины к длине флага - 1:2".
По материалам книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах"


СССР
http://www.zn.ua/3000/3150/32908/
«…щит, рассечённый вертикально, в правой половине в синем поле три золотых пояса, в левой половине в белом поле красный медведь, стоящий на задних лапах и смотрящий вправо
...
В 1990 году этот герб был принят решением областной рады как герб Закарпатской области.


ПОСЛЕ РАСПАДА СССР
http://www.hrono.ru/heraldicum/flagi/ukraine/party.htm

Русинское движение
В современной Украине существует множество организаций, ратующих за национальную самобытность русинов: Обществом подкарпатских русинов, Ужгородское общество подкарпатских русинов, Подкарпато-русинское общество имени Кирилла и Мефодия, Русинское научно-образовательное товарищество, Ужгородское общество А.Духновича.
Флаг русинов - полотнище из синей, белой и красной горизонтальных полос, при чём синяя полоса вдвое шире остальных.
Иногда, встречаются упоминания о сине-жёлтом флаге с гербом Подкарпатской Руси в центре.

КОНКУРС
http://www.zn.ua/3000/3150/32908/
так как решения советской власти в Украине утратили силу, да и герб не всех устраивал, то 30.08.2001, распоряжением главы Закарпатской ОГА № 443 был объявлен конкурс на флаг, герб и гимн Закарпатской области. Впрочем, не прошло и месяца, как глава ОГА это распоряжение признал утратившим силу. Скорее всего, чтобы не нагнетать обстановку.) Был принят и флаг - горизонтальный триколор с чередованием синей, белой и красной полос в отношении 2:1:1. Гимном Подкарпатской Руси стало стихотворение Александра Духновича «Гiмн подкарпатських русинов». Наравне с чешским гимном «Кде домов муй…» и словацким «Над Татроу са блиска» этот гимн составлял государственные гимны ЧСР и исполнялся вместе с ними на всей территории страны.

http://rusinpresent.narod.ru/

Закарпатский облсовет утверждает новый региональный флаг.
...депутат русин Жупан, который сообщил, что русины разработали проект флага Закарпатья и даже изготовили один экземпляр, который и показали присутствующим.
Газета "РИО" 30 декабря 2006 года № 52 (454)

http://www.news.uzhgorod.ua/news/20394
02.03.07 (09:22)
В Закарпатье назревает этнический конфликт: русины против сине-желтого флага

Разработка флага области может привести к этническому конфликту в Закарпатье. Областной совет еще в преддверии Нового года объявил конкурс на создание проекта флага области.

Конкурс начался 18 января нынешнего года и должен завершиться на днях, а вчера закончился прием заявок. Работы оцениваются экспертной комиссией. Победителю обещают премию в 2,5 тыс. грн.

За годы независимости Украины судьба флага Закарпатья решается третий раз. Впервые эту проблему подняли в 1990 году. Тогда же сессией облсовета было принято решение о принятии краевого герба, но вот с флагом не вышло. Из трех предложенных проектов не утвердили ни одного. Вторично вопрос символики области поднимался в 2001 году, но и тогда представители власти не пришли к соглашению.

Общественные организации коренного населения Закарпатья русинов, категорически против того, чтобы на флаге присутствовали национальные украинские цвета. "Наш проект флага это полотнище, которое состоит из горизонтальных полос (сверху вниз): синей 50%, белой 25% и красной 25%. Посреди флага настоящий герб Закарпатской области. Этот флаг является прототипом флага общества им. Духновича . За годы независимости Украины этот флаг уже около 15 лет утвержден как флаг русинов Закарпатья ", объяснил позицию русинов Евгений Жупан, председатель Народного совета русинов Закарпатья, депутат Закарпатского облсовета .
В то же время украинские национал-патриоты против проектов русинов. "Флаг должен иметь цвета, которые уходят корнями в его традиции синий и желтый", заявил представитель украинских национал-патриотов историк Иосиф Кобаль . В подтверждение своих слов он продемонстрировал два музейных экспоната, подаренные Марией-Терезией епископу Бачинському, конные доспехи и плитку с гербом графов Другетов; обе исторические памятки выполнены в сине-желтых цветах.
Русины подали на рассмотрение комиссии свой проект и настаивают на нем. Более того, в Ужгороде они провели конференцию по общей проблеме статуса русинов Закарпатья, на которую из США прибыл руководитель Всемирной организации русинов Роберт Магочи. Русины требовали национальной самоидентификации и даже надавили на местные власти, чтобы вынести на ближайшую сессию облсовета проект решения о признании национальности русин.

Руководитель Закарпатского областного научно-культурологического общества им. Духновича Михаил Алмаши сообщил, что русины резко выступают против принятия флага Закарпатья в сине-желтых цветах. "Каждый ли из нас, увидев сине-желтый флаг, способен ощутить приток радостных чувств и пережить горячее патриотичное вдохновение? Сине-желтые флаги, к сожалению, тесно связаны с кровопролитием в годы гражданской войны в России, а также в 1938-1945 годах, когда под этими знаменами воевали на стороне гитлеровских фашистов отряды ОУН-УПА", сказал Алмаши.

В экспертной комиссии, которая должна рассмотреть проекты, также нет единого мнения. Как сообщил член комиссии, профессор Ужгородского национального университета Сергей Федака, комиссия должна вынести свое решение до 6 марта, а 7 марта флаг может быть утвержен на сессии облсовета, сообщает "Цензор".

Поект проукраинского флага Закарпатской области:
http://h.ua/story/37134/
7 квiтня 2007 21:42:11

http://www.vexillographia.ru/ukraine/zakarpat.htm
Флаг Закарпатской области Украины пока не утверждён.

В 2007 году было предложено и рассмотрено большое количество проектов. Предлагались различные варианты: сине-бело-красный "русинский" флаг с гербом области, сине-жёлтый флаг с гербом области. А.Б.Гречило (УГТ) предложен проект "гербового" флага для области: у древка горизонтальные синие и жёлтые полосы, в вольной части на белом поле красный медведь.

Проект А.Филиппова: полотнище разделено по-вертикали на две части; у древка семь синих и жёлтых горизонтальных полос; в вольной части красная и белая горизонтальные полосы.

Проект, подготовленный русинским движением, и представленный в облсовете депутатом Жупаном: сине-бело-красный триколор с гербом Закарпатской области.

http://www.ua-reporter.com/print/24809?o=11


Два проекти обласного прапору - русинський і український - запропоновано на чергову сесію Закарпатської обласної ради
Автор uzhgorod


Раздел:
Теги: ,

Перед Новым годом на Украине разыгрался очередной скандал, отошедший в тень на фоне газовых войн. Проживающие в Закарпатье русины приняли решение объявить независимость, ну и по накатанной дорожке (вслед за Южной Осетией и Абхазией) попросили российскую Госдуму эту самую независимость признать. Та, в свою очередь, пообещала подумать.

Обуреваемой политическим кризисом стране, и без того расколотой на два лагеря - Западный и Восточный, денно и нощно сражающейся за дешевый газ, только русинской независимости и не хватало для полного счастья. Но ничего не поделаешь, реагировать как-то надо - и прокуратура возбуждает уголовное дело по статье «посягательство на территориальную целость Украины», а Служба безопасности страны начинает таскать русинских общественных деятелей на допросы.

Надо сказать, что новоявленные сепаратисты долго и терпеливо вызывали официальные власти на диалог. Они объясняли, что и без того много натерпелись, и что теперь в период всеобщей либерализации и свободы воли очень хотели бы немножко повозрождаться сами, а заодно и повозрождать свою культуру. Между прочим, очень древнюю - предки русинов пришли в эти земли еще во II веке н.э. Но многочисленные ветви власти были заняты войной друг с другом. Президент распускал парламент, тот его отлучал от власти, и до прошений какой-то там кучки националистов под руководством православного батюшки Петра Грецко дела особо никому не было. Кстати, первоначально выходить из состава страны никто не собирался - просили автономии. Хоть и широкой.

Как мы уже писали, предки русинов начали заселять эти земли в II веке н.э. И надо сказать, что с независимостью им не везло с самого начала. Украина - не первая страна, негативно воспринявшая их желание самоопределиться. Русинские земли входили то в состав Аварского каганата, то в Великую Моравию, а в средневековье были захвачены венгерским королем. Но самые большие несчастья обрушились на них в ХХ веке. Дело в том, в Австро-Венгрии (а именно в ее составе находились тогда русинские земли) крайне косо смотрели на любое проявление славянизма - что неудивительно. Габсбургам выше крыши хватило проблем с венграми, вылившихся в превращение их страны из Австрийской империи в Австро-Венгрию. А уж Австро-Венгро-Руси они могли просто не пережить. Cлавян же в стране было множество. Причем самых разных. К тому же отношения с Россией становились все более прохладными. В общем, к 1903 году тем, кому хотелось спокойно жить под сенью сиятельной Вены, не стоило подчеркивать, что они, например, русины.

Но уж очень всем надоела ветхая империя, да и после венгерской борьбы и признания прав венгров запахло свободой. Вот и русины решили доказать, что они тоже народ. Самобытный, самостоятельный и, кстати, настроенный дружить с Россией. Начался массовый переход из греко-католической веры в православие. Несмотря на то, что исповедовать эту религию австрийские законы позволяли, подобная акция была воспринята однозначно - сепаратизм. Ответ тоже был прост - суд и тюрьма для 32 лидеров национального движения.

А потом началась Первая мировая… И вот тут уже без всяких экивоков любое русофильство стало называться государственной изменой. А ввиду того, что русинские земли оказались на территории военных действий, с «изменниками» не церемонились - чуть что, сразу тюрьма. Не предназначенная для таких нагрузок пенитенциарная система не справлялась, а потому было построено несколько концентрационных лагерей - среди них Талергоф, Терезин и др. Любое нарушение каралось смертью. Охрана стреляла без предупреждения. За три года террора погибло более 150 тыс. русинов.

Кстати, сегодня некоторые из радикальных сторонников национального движения любят подчеркивать, что значительную роль в гонениях на их народ сыграли украинские националисты.

После войны недолгое время существовала независимая Подкарпатская Русь. Правда, потом она добровольно вошла в состав Чехословакии. По итогам Второй мировой, а вернее, в результате соглашения Чехословацкой Социалистической Республики и СССР Подкарпатская Русь была присоединена к Закарпатской области Украинской ССР.

Свою нынешнюю позицию вождь русинов - священник, а ныне премьер-министр пока не признанного государства Петр Гецко объяснил просто: раз на наши просьбы об автономии не реагируют, будем требовать независимости.

Кстати, не менее оригинально он объясняет и причины, по которым Киев не хочет идти навстречу самоопределившемуся народу - дескать, во всем виновата все та же набившая всем оскомину труба. Священник-премьер говорит, что четверть бюджета Украины - это доходы от транзита газа, проходящего по территории воссозданной республики Закарпатская Русь.

Особенно следует отметить, что некогда Виктор Ющенко, тогда еще кандидат в президенты, обещал русинам признать их самостоятельность, а после обещание как-то забылось. Напомнил о нем не кто-нибудь, а сам Маккейн, а после - и второй номер в американской президентской гонке со стороны консерваторов Сара Пэйлин.

Очередная попытка кого бы то ни было отделиться от Украины, вообще говоря, выглядит со стороны воплощением некой высшей справедливости: Киев в свое время с большим восторгом отзывался о даровании независимости Косово.

А что же Кремль? Наиболее красноречиво его позицию, пожалуй, выразил Замглавы комитета Госдумы России по делам СНГ Константин Затулин. Он снисходительно отнесся к идее независимости, но подчеркнул, что «по факту, конечно, закарпатские русины не являются независимыми и подлинных возможностей и условий для того, чтобы признать их независимость в скором времени, нет». Тем не менее, это не помешало ему «вставить шпильку» украинскому президенту. Он обвинил его в «форсированной украинизации», «репрессиях» и «жестоком подавлении».

С другой стороны, самоосвободительные потуги русинов не одобряет никто. Даже русины, живущие в других странах. Вот, например, их словацкие братья заявили - да, самоопределение - это здорово, а то, что Украина - единственная страна в мире, не признающая русинов нацией, конечно, никуда не годится. Но! Украинцы и русины в данном государстве - один народ, и разделять его нельзя. Да и словацкие русины тоже назвали все заявления о независимости сепаратистскими.

Даже исполнительный секретарь Мирового совета русинов Александр Зозуляк прямо сказал: «Мы дистанцируемся от стремления создать автономию или государство. В сегодняшнем мире это нереально. Мы стремимся, напротив, к ускоренному вступлению Украины в Евросоюз, чтобы пали всякие преграды в виде границ». Так что господин Затулин неправ, сравнивая русинов с курдами. Тут, по большей части, никто к созданию независимого государства не стремится. И уж тем паче не готов к вооруженной борьбе.

И вот тут возникла еще одна неприятная ситуация. Весь мир инициативу Гецко и компании осудил, а Россия высказалась как-то невнятно - дескать, о независимости речь не идет, но вообще, конечно, они все молодцы, а Ющенко все равно неправ. Естественно, сразу же поползли слухи о «руке Москвы». Кремлю тут же припомнили поддержку Южной Осетии и Абхазии и общую неприязнь к правящему украинскому режиму. Местный прозападный истеблишмент в один голос заговорил, что тема независимости - это поле для политических спекуляций. Директор политических программ центра им. Разумкова Валерий Чалый заявил: «Если говорить о проблеме русинов, то она вполне решаемая и давно уже решалась на Украине на разных уровнях. Законодательство позволяет свободно развиваться в том числе и этому меньшинству. А что касается игр, то если кто-то хочет использовать это как какую-то технологию, то я думаю, что у гражданского общества и государства найдутся силы остановить это».

Есть и более оригинальное мнение. Дескать, тему с русинами используют, чтобы применить силу против тех, кто ведет разговоры про раскол Украины на Западную и Восточную. Глава центра политического анализа «Пента» Владимир Фесенко считает: «Проблему русинов могут использовать в предвыборном контексте как один из аргументов, что нужно бороться за территориальную целостность Украины против российских провокаторов, «пятой колонны России», которая хочет «расколоть Украину».

Вот и разбирайся тут кто прав, кто виноват…

Народность русинов живет не только в Украине, значительное их количество есть в Словакии, Польше и Сербии. Там, кстати, они официально признаны национальными меньшинствами - никто не стремится считать их поляками или словаками. Они спокойно говорят на своем языке, а кое-где он даже имеет официальный статус.

Русины. Географическая справка

В основном русины живут в Закарпатской области Украины, в Восточной Словакии на северо-востоке Прешевского края и в части польских Бескидов. Многочисленные диаспоры имеются в Венгрии, Сербии, Румынии, Молдавии, Хорватии, США, Канаде, Австралии и России. Одной из самых влиятельных считается диаспора в США, причем не только в силу многочисленности, но и за счет богатства.

Согласно последним переписям, в Закарпатской области Украины было зарегистрировано 10 069 русинов, в Польше - 5863, в Воеводине - 15 626 и в Венгрии - 2079. Наибольшее их число живет в Словакии - 24 201 человек. В Сербии также проживает значительное число представителей этого этноса - 15 626 человек. Исконно русинским здесь считается край Воеводина. Один из государственных языков края - русинский.

Русины

Рутены (нем. Russinen, Ruthenen) - употребляемое преимущественно поляками и немцами название русского населения австро-венгерских земель, в отличие от русских (русских подданных), причем название рутены - средневековое латинское название вообще русских, а Р. - неправильное образование множественного числа от единственного числа русин. Сами Р. зовут себя в единственном числе русин, во множественном числе - русскими, веру свою - русской, свой народ и язык - русскими. Р. живут по обоим склонам Карпат, в Галиции, Буковине и Венгрии, и принадлежат к южнорусской части русского племени, отличаясь от малорусов (украинцев) как особенностями языка, так и физическим складом и этнографическими признаками, вследствие условий жизни и давнего отделения "закордонной Руси" от основного племени. В 1890 г. в Австро-Венгрии насчитывалось 3105221 Р., но эта цифра, без всякого сомнения, гораздо ниже действительности. В Австро-Венгрии счет при переписи ведется не по национальностям, а по разговорному языку; между тем, многие русские, в особенности городские учителя и служащие, или вовсе не пользуются русским языком в домашнем обиходе, или же находят для себя более выгодным или удобным выдавать себя за немцев и поляков - в Галиции, за мадьяр - в Венгрии, за немцев и румын - в Буковине. Нередки случаи, что даже вышедшие из народа интеллигенты отказываются от своей народности (например, известный артист Мишуха), а сельские священники дома, в своей семье, говорят по-польски или по-мадьярски.

В Галиции Р. живут почти сплошной массой в восточной части страны, до реки Сана или Сяна, за которым начинается польское (мазурское) население. Они составляют, главным образом, сельское население; в городах преобладают поляки, евреи и немцы. Высших классов (дворян или панов) Р. не имеют, так как эти классы полонизованы или онемечены еще в давние годы. Еще недавно в Галиции совсем не было русской интеллигенции; русинами были только "хлоп да поп", а все прочее было польским или немецким. Теперь у них своя интеллигенция, вышедшая преимущественно из крестьянского и духовного звания. Р. в Галиции насчитывается 2835674. Они распадаются (по местностям) на мелкие племенные группы, отличающиеся особенностями языка, нравами, обычаями и нарядами. Покутяне живут в Покутье ("угле", от южнорусского "кут" - угол), между реками Чечвой и Днестром и Карпатскими горами. Главным городом этой местности считается город Куты; но так как лежащий здесь же город Коломые больше Кут, то покутяне называют себя также коломыйцами. Гуцулы живут в округах Коломыйском, Станиславовском и Косовском, а так как эти округа лежат преимущественно в горах, то гуцулы зовут себя также горянами, горцами, горскими людьми и т. д. Подоляне (иначе ополяне, поляне, поляницы) живут, главным образом, в равнинах или долинах к северу от Днестра. В соседстве с гуцулами и подолянами живут бойки, главным образом в округах Стрыйском и Симбирском, отличающихся гористым местоположением, вследствие чего жители их называют себя верховинцами, горянами или подгорянами, название же бойков дано им соседями. В горах между рекой Сяном и долиною реки Попрада, в Сяндецком округе, живут лемки, прозванные так соседями из-за употребления частицы лем (= лишь, только), а сами себя называющие русняками. Главных местных говоров в Галиции 4: подольский, гуцульский, бойковский и лемковский. Они отличаются один от другого или особым произношением отдельных звуков или слов, или употреблением особых слов. Так, одни говорят що, другие - шо, третьи - што ; одни - батько, другие - тато, третьи - дьедьо. В наречии лемков много заимствований из польского и словенского языков; в говоре гуцулов встречаются слова, взятые от румын, армян, мадьяр и др. В гористых местностях Галиции Р. смуглы, стройны и высоки ростом; характер их твердый и пылкий. В равнинах Р. отличаются белизной и бледностью лица, ростом невысоки, телосложения слабого; их характер более спокойный и мягкий. Общая черта русских простолюдинов в Галиции - покорность и приниженность, иногда низкопоклонство перед лицами высших классов. Это - результат многовековой, почти рабской зависимости от польских панов и ксендзов, которые русского хлопа (впрочем, не только русского) считали "быдлом". Наряд Р. в Галиции различается по местностям, но в основных частях состоит из следующего: белая холщовая рубаха поверх широких белых холщовых штанов летом и в будни, или широких (красных, синих) суконных штанов зимой и в праздники; вместо пояса - ремень с медными пряжками или шерстяная тесьма; поверх рубахи "киптарик" (вроде жилета или короткой куртки без рукавов) из овчины, гладкий или вышитый разноцветной бумагой и украшенный кусочками белого и черного козьего меха; через плечо висит обыкновенно цветная суконная сумка или холщовая серая торба; поверх всего этого накидывается на плечи суконный "сердак", вроде широкого пиджака; на ногах - постолы или ходаки (вроде лаптей, из куска кожи с подвернутыми краями), с онучами и волоками (шнурами), или черевики (полусапожки, ботинки), или высокие чоботы (из конской кожи); на голове шляпа поярковая или соломенная или барашковая шапка. Ко всему этому прибавляется еще кафтан, расшитый шнурами. Волосы Р. носят или длинные, лежащие по плечам (например, бойки, лемки), или подстриженные спереди над бровями и от уха до уха и отпущенные сзади почти до плеч (гуцулы), или подстриженные по-городскому. Женский наряд в главных чертах состоит из длинной белой рубахи с вышивкой по плечам, у ворота и обшлагов, передника и куска толстой шерстяной (цветной) материи, обернутой вокруг стана вроде юбки. Украшения - монисты, кораллы, бусы и т. д.

Р. в Буковине живут в северной и северо-западной части страны, составляя значительное большинство населения в округах Коцманском, Черновицком, Выжницком и Серетском; всего в 1890 г. их считалось 268367 человек. По своему языку, внешнему виду, характеру и одежде они делятся на 2 племенные группы: 1) подоляне, иначе поляне или поляницы, живущие в равнинах и долинах северной, средней и восточной частях Буковины, и 2) гуцулы - в горах западной и юго-западной Буковины. Различие между ними приблизительно то же, как и между жителями равнин и гор в Галиции.

Р. в Венгрии - около 400000 человек - живут по южному склону Карпат, в северо-восточной части страны, почти сплошной массой в северо-восточных частях комитатов Шаришского, Ужгородского, Бережско-Угочского и Мармарошского; значительное число Р. живет в комитатах Земненском (Спишском) и Абауйварском; меньше их в комитатах Торненском, Боршодском, Сатмарском, Саболчском, Гемерском, Бигачском и др. На этом пространстве Р. Венгрии соприкасаются на севере и востоке с Р. Галиции и Буковины, на юге с румынами, на юго-западе с мадьярами, на западе со словаками. Они делятся на верховинцев, долинян и ословаченных русских. Верховинцы (обитатели верхов или гор), иначе горешняне, непосредственные соседи галицких Р., к которым они ближе всего по языку, живут в возвышенных частях комитатов Мармарошского, Бережского и Ужгородского. Они лучше других сохранили свой первоначальный тип сильного пастушеского племени. Обыкновенно флегматичные, в минуту опасности они обнаруживают большое мужество и даже на медведя решаются выходить с одним ножом в руках. Скотоводство - любимое занятие верховинцев. Склонность к спиртным напиткам часто порождает между ними душевные болезни. Долиняне - жители долин (иначе долешняне или влахи, блахы) - живут в долинах тех же комитатов, где в горах обитают верховинцы, а кроме того в комитатах Сатмарском, Саболчском и Угочском. Они подвижнее и предприимчивее верховинцев. Рядом со скотоводством они занимаются земледелием и промыслами: плотничают, сплавляют плоты, копают руду, извозничают, рубят дрова, жгут уголь. По языку, долиняне отличаются от своих горных собратий обилием иноязычных, преимущественно немецких слов: цверна (Zwirn) вместо нитка, грунт вместо верховинского засид (участок земли), фриштиковати вместо снидати (завтракать) и т. д. Ословаченные русские - иначе спишаки или крайняне - обитают в комитатах Земненском, Абауйском, Шаришском и Спишском и отдельными поселками в других частях Венгрии; они представляют собой переходную ступень от русского племени к словацкому, с преобладанием русских элементов. И в физическом, и в умственном отношении эта часть Р. значительно уступает и верховинцам, и долинянам: они низкорослы, слабого телосложения, безбороды. По языку они делятся на сотаков, произносящих "что" как "со", и чотаков, произносящих "чо". Кроме этих трех главных разновидностей Р., в Венгрии есть еще небольшое число "русских горалей" (в Спишском комитате), отличающихся предприимчивостью и ловкостью и говорящих языком, близким к польскому, но с русской акцентовкой. Язык Р. Венгрии имеет наибольшее сходство с северным малорусским наречием; значительная часть русского населения Венгрии вышла из тех мест нынешней России, где господствует северно-малорусское поднаречие (губерния Черниговская и смежные). Главные фонетические особенности говора: переход о в i : конь-кiнь, бог-бiг; о в у : зубов-зубув, от-уд, он-вун, горький- гурький и т. д.; о в ю : конь-кюнь и кунь, (с)колько-кюлько; jo (ё) в ю: пёк-пюк, утёк-утюк, тётка-тютка и кютка. В спряжении ае стягивается в а - загадашь, кусат; 3 л. един. числа наст. времени обыкновенно без т - спевае, рубае. Ы сохранилось, как великорусское, и употребляется после гортанных: кыдати, гынути. Й произносится и как g (латинское), и как x . Согласные ж, ч, ш, щ и ц произносятся мягко, как бы с последующим ь (=j =й ): жаль - как жяль, час - чjac; д и т смягчаются в дж и тш: медже-меж, чуджий-чужой, ходжу-хожу. Начальный гласный йотируется или принимает в : jедин, йострый, вотдай-отдай, вутки-утки. Полногласие не везде соблюдается: глава-голова, драгый-дорогой. Губные смягчаются чаще через ь чем л : робью-роблю (делаю), спью-сплю. Прошедшее совершенное (perfect.) употребляется часто со вспомогательным глаголом: любили сме одну двое; села"м себе в темном лесе; мало"м спочивала. 1 л. множ. ч. наст. вр. оканчивается на ме: знаеме, ходиме, просиме.

Ср. Szüjski, "Die Polen und Ruthenen in Galizien" (Вена, 1882); Kupczanko, "Die Schicksale der Ruthenen" (Лейпциг, 1887); Kaindl und Monastyrski, "Die Ruthenen in der Bukowina" (Черновцы, 1890); Biderman, "Die ungarischen Ruthenen, ihr Wohngebiet, ihr Erwerb und ihre Geschichte" (Инсбрук, 1862 и 1868); Де-Волан, "Угрорусские народные песни" (СПб., 1885); Семенович, "Об особенностях угрорусского говора", в "Сборнике статей по славяноведению, сост. и изд. учениками Вл. И. Ламанского" (СПб., 1883).

Ир. П.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Русины" в других словарях:

    РУСИНЫ, этническая группа украинцев (см. УКРАИНЦЫ), живут на западе Украины в Галиции, Буковине, Закарпатье. Численность на Украине 10,2 тысячи человек (2000). Наибольшее распространение термин «русины» имел во времена владычества Австро Венгрии … Энциклопедический словарь

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

    - (от Русь) название украинцев западно украинских земель Галиции (См. Галиция) (Галичины), Буковины (См. Буковина), Закарпатской Украины (См. Закарпатская Украина), имевшее наибольшее распространение во время их пребывания под гнётом Австро … Большая советская энциклопедия

    Мн. 1. Название, которое по отношению к украинскому населению Галиции, Прикарпатья и Буковины применялось в официальной австро немецкой, польской и русской литературе до 1940 г. 2. Представители этого населения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    - (Russinen, Ruthenen), немецкое название русского населения западнорусских земель, захваченных Австро Венгрией, живущего по обеим сторонам Карпат в Галиции, Буковине и Северной Венгрии. Принадлежат к малороссийской ветви русского народа. В н. XX в … Русская история

    русины - рус ины, ов, ед. ч. рус ин, а … Русский орфографический словарь

    Паннонские русины Общая численность: 20000 чел. Расселение: … Википедия

Сегодня учёные затрудняются сказать, сколько в мире людей, считающих себя русинами. Если формально суммировать результаты переписей населения, проведённых в последние десятилетия на территории Украины, Словакии, Сербии, Хорватии, Польши, Венгрии и Румынии, то речь идёт примерно о 55 тыс. человек.

Однако активисты некоторых русинских организаций настаивают, что на самом деле к русинам себя причисляют от 1,5 до 5 млн людей, живущих в Восточной Европе и имеющих двойную национальную самоидентификацию.

Впрочем, главный вопрос, стоящий сегодня перед учёными и политиками, сводится даже не к численности русинов, а к тому, кем их следует считать в принципе. Если на территории бывшей Югославии, в Польше, Чехии, Словакии и даже в комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации русинов признают национальным меньшинством, то в Киеве их называют этнографической группой украинцев, а за попытки доказать обратное возбуждают уголовные дела.

В тени веков

Судя по текстам летописей, самоназвание «русин» активно использовалось на Руси ещё в Средние века для обозначения любого представителя восточнославянского населения или древнерусской народности. В частности, его можно легко найти даже на страницах «Повести временных лет». На территориях, которые занимает современная Россия, оно широко использовалось вплоть до XVII—XVIII веков, но было постепенно вытеснено словами «русский» и «россиянин». Зато в юго-западных землях бывшего Древнерусского государства термин «русин» не только остался, но и приобрёл в XVI столетии форму множественного числа — «русины». Использовался он как синоним слова «русские» применительно ко всему восточнославянскому населению Речи Посполитой и в широком смысле на подконтрольных Австро-Венгрии землях сохранялся вплоть до ХХ века.

  • Картина Яна Матейко «Люблинская уния»

В польском языке вместо «русин» зачастую использовалось слово «рутен». В XIX столетии, после раздела Речи Посполитой, австро-венгерская администрация, опасаясь актуализации общерусской самоидентификации населения Галичины, Буковины и Закарпатья, пыталась популяризовать слово «рутен» как единственно верное самоназвание жителей Западной Украины, но оно не прижилось.

На волне революции

Русинский национальный вопрос в Австрии резко стал актуален в ходе революции 1848 года. На фоне национальных и социально-политических волнений в Венгрии и Италии русины 2 мая 1848 года создали во Львове свою политическую организацию — Головну руску раду. Несмотря на то что обычно официальная Вена негативно реагировала на любые русинские проявления, в этот раз им мешать не стали. У русинов были плохие отношения с венграми, что превратило их в ситуативных союзников австрийской монархии.

  • Униат Григорий Яхимович
  • Wikipedia

Председателем Рады был избран униат Григорий Яхимович. Примерно в 50 городах Галиции по инициативе Головной рады возникли рады окружные. С 15 мая Головная рада начала выпуск собственной газеты — «Зоря галицкая». В своих статьях и прокламациях представители Рады писали, что считают великороссов своими единокровными соплеменниками, но при этом называли австрийцев братьями и обещали им верность в борьбе с общими врагами — венгерскими революционерами.

При таинственных обстоятельствах у русинского движения появился жёлто-голубой флаг, ставший со временем символом украинства. 25 июня неизвестные вывесили сине-золотистую хоругвь на львовской ратуше. По городу поползли слухи, что это новое русинское знамя. По словам историков, тогда острожное руководство Рады запаниковало, опасаясь гнева официальной Вены, однако австрийская администрация отреагировала на произошедшее спокойно и даже благожелательно. Поэтому, по мнению учёных, есть основания считать, что к появлению нового флага мог приложить руку австрийский губернатор Галиции Франц Стадион фон Вартгаузен. Было объявлено, что сине-голубые цвета восходят к символике Галицко-волынского княжества, хотя на самом деле они были взяты с герба бывшего наместником польского короля в Галиции Владислава Опольчика.

Головна руска рада просуществовала в общей сложности около трёх лет. Она выступала за слияние всех восточнославянских земель в рамках Австрийской империи в одну территориально-административную единицу и за введение образования на русинском языке. Кроме того, она участвовала в формировании отрядов добровольцев для борьбы с революционерами и организовала в 1848 году Собор русских учёных, на котором обсуждались перспективы ведения просветительской работы в Галиции.

Учитывая «общерусские» нотки, звучавшие в заявлениях русинских активистов, Головна руска рада наткнулась на противодействие со стороны польских национальных организаций, которые были на хорошем счету у австрийского руководства. Поэтому официальная Вена, хоть и гарантировала русинам некоторые национально-культурные свободы, стала воспринимать в штыки их политическую активность, и из-за этого в 1851 году деятельность Рады сошла на нет.

Украинский вопрос

Ещё в первой половине XIX века в Российской империи возникло движение, направленное на изучение этнографических особенностей населения Малороссии, Галиции и Буковины, а также поиска между ними культурного и языкового сходства. Российские власти изначально реагировали на подобные изыскания благожелательно: они создавали идеологическую базу для воссоединения всех территорий бывшего Древнерусского государства под властью Москвы. Кроме того, таким образом официальный Санкт-Петербург пытался нивелировать попытки польских националистов проводить антироссийскую агитацию среди униатского восточнославянского населения.

  • Русины. Рисунок 1863 года

Однако поляки сумели перехватить у российских властей инициативу и начали пропагандировать «единство» населения Поднепровья и Галиции, только не в рамках русского народа, а в составе отдельного национального проекта — южнорусов или украинцев. Более того, жителей Малороссии польские агитаторы стали подбивать к антироссийскому восстанию.

Планы по развязыванию братоубийственной войны на Поднепровье были выявлены, в частности, в польских документах времен восстания 1863—1864 годов.

Спровоцировать бунт в Малороссии поляки не смогли, но озвученная ими идея понравилась австрийским властям, развернувшим «украинскую» агитацию среди русинов.

Жителей Галиции начали убеждать, что они являются соплеменниками обитателей Поднепровья, но никак не русских в целом. Однако австрийская агитация натолкнулась на сопротивление со стороны части местной интеллигенции, считавшей «украинофильство» исторической фальсификацией.

«Во второй половине XIX века на Галицкой Руси начинает развиваться движение москвофилов, или русофилов, направленное на укрепление культурно-духовных связей с Россией», — рассказал в интервью RT ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья, политолог Эдуард Попов.

Австрийские власти, в свою очередь, пытались оказывать на русофилов давление, устанавливать за ними полицейский надзор. Параллельно официальная Вена поддерживала украинофилов, доказывающих инаковость украинцев и русских.

Если вплоть до начала ХХ века австрийские власти больше применяли агитацию, чем давление, то с переходом в 1914 году к открытым боевым действиям против России ситуация изменилась.

«После начала Первой мировой войны в Австро-Венгрии против русинов были развернуты масштабные репрессии», — отметил Эдуард Попов.

Попасть в австрийские концлагеря либо подвергнуться казни русин мог лишь за подозрение в симпатиях к России.

Всего за время войны австро-венгерские власти при содействии коллаборационистов, считавших себя украинцами, уничтожили, по разным оценкам, от 140 до 300 тыс. русинов.

Сотни тысяч людей прошли через аресты и содержание в концлагерях. Поэтому российскую императорскую армию в Галиции встречали с радостью, а когда она отступала, вместе с ней отошли на территорию Российской империи около 200 тыс. карпатских русинов.

В ХХ веке этноним «украинец» в Галиции окончательно вытеснил термин «русин», но он сохранился в Закарпатье и в Буковине.

Русины Закарпатья

В наши дни русинами считают себя преимущественно жители земель, оказавшихся по итогам Первой мировой войны за пределами СССР и Польши. Речь идёт в первую очередь о Закарпатье и прилегающих к нему территориях, ставших в 1918 году частью Чехословакии и Румынии. Местная интеллигенция склонна возводить родословную русинов напрямую к древним русичам, а то и вовсе к славянским племенам белых или чёрных хорватов.

В отличие от остальных «русинских» территорий, Закарпатье находилось под властью русских князей совсем недолго, и откуда на его территории взялось славянское русскоязычное население со стопроцентной уверенностью сказать нельзя. Это могут быть как потомки племён, живших на этих территориях еще в I тыс. н. э., так и правнуки переселенцев XIII—XIV веков.

«Сегодня существует мнение, что русины наравне с русскими, украинцами и белорусами являются отдельным восточнославянским народом», — рассказал RT академик Академии политических наук РФ, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.

С точки зрения сторонников этой теории, закарпатские русины связаны с другими «историческими» русинами только названием и представляют собой самостоятельный этнокультурный феномен, пояснил эксперт.

Согласно другим версиям, современные русины всегда являлись частью той восточнославянской общности, на базе которой образовались украинцы, но благодаря стечению политических обстоятельств им удалось сохранить старый этноним. «На Украине сегодня их чаще всего характеризуют как часть украинского народа», — отметил Кошкин.

Сейчас, по словам эксперта, серьёзное опасение внушает тот факт, что киевские власти пытаются перевести научную дискуссию об этнической принадлежности закарпатских русинов в политическую плоскость.

«С началом войны в Донбассе киевский националистический режим склонен в чём угодно видеть проявления сепаратизма, русинские активисты теперь подвергаются репрессиям со стороны украинских спецслужб просто за желание их народа получить официальный статус национального меньшинства. Такая политика в отношении русинского народа недопустима», — резюмировал Андрей Кошкин.

Все противники русинов хором обвиняют их в том, что инициатором русинского национального возрождения является Москва. Но мало кто из них хочет знать настоящую правду: в России сегодня мало интересна судьба этого удивительного народа.

Когда-то давно жили на южных склонах Карпат славяне, которые поддерживали у себя древнерусские традиции. Попав в окружение народов, которые исповедовали разные религии и говорили на разных языках, они стремились сохранить всё то, что считали признаком Руси(нства) - византийский обряд и православную веру, славянский язык и культуру.

Жили русины себе, никого не трогали, пока потомок московского (!) рода Черкасских Александр Духнович не выдвинул теорию, что русины ближе по своей ментальности и духовности к русским Российской империи, чем к полякам, австрийцам, словакам или венграм. В тот же момент, как назло, часть малороссов, живших в географической области Украина, объявили себя отдельным народом. Они смело отказывались от русскости и начали писать по этому поводу много статей и стихов. Духнович, как истинный предводитель своего народа, целенаправленно исключил влияние украинофильских идей из русинской идеологии, так как считал, что новые украинцы используют чужие идеи в своем «украинстве». Чтобы противостоять этому влиянию, а также ассимиляции русинов среди венгров и словаков, Духнович, вместе со своими единомышленниками, приходит к выводу, что использование русского языка как литературного будет гарантией для русинов от пагубного влияние народов, проживающих возле.

Род Александра Духновича имел российское происхождение, его предок по мужской линии происходил из Москвы и имел фамилию Черкасский

Под действием идей первых русинских будителей в Подкарпатской Руси развиваются русофильские взгляды, где всех восточных славян считали одним русским народом. Но украинские мигранты (куда же без них), совместно с властями Австро-Венгрии, решили задавить у русинов любовь к России, как гаранта их (русинов) идентичности. Всех «любителей» России всячески преследовали и репрессировали.

Особенно раздражало австро-венгерские власти переход русинов из греко-католичества в православие, что для врагов русинов стало синонимом предательства, а для русинов - возвращение к истинной вере предков.

Русофильство с новой силой распространилось между двумя мировыми войнами. И не только в Карпатах. Русинские общины в Сербии, США, Канаде, Словакии так прониклись русофильской идеологией, что многие представители русинских организаций стали ощущать себя собственно этническими русскими, а русинство оставлять на втором плане (что нельзя, разумеется, считать позитивным для русинов примером, но для современных русских это должно вызвать гордость привлекательности русской идентичности того времени). Русский язык русины стали использовать как родной. Даже власти Чехословакии, в момент вхождения туда русинской автономии, считали русинов русскими (что видно из переписей населения).

После Второй мировой войны ситуация изменилась. Джугашвили - Сталин объявил русинов украинцами, а Подкарпатскую Русь в качестве Закарпатской области присоединил к Украинской ССР. Любовь русинов к России «советских русских» не интересовала. Особенно ярых русофилов советская власть посылала «любить Россию» в ГУЛАГи. Нерусская Россия (СССР) русских русинов боялась. Русофильство, основанное на русской духовной культуре, было чуждо строителям коммунизма. Срочным образом русинам делали новые паспорта с новой национальностью - украинец, а в школы стали присылать учительниц-украинок, которые учили детей «правильному языку».


Цвета флага русинов напоминает украинским националистам флаг России

Вот так и жили русины более сорока лет, без права на собственное имя и культуру, пока с конца 80-х русины снова не заявили о себе как об отдельном народе. И, о чудо, опять стали русофильствовать. Эта преданность к общерусской идеи и православной Цивилизации, привитая А. Духновичем и другими будителями, стала очень раздражать власти уже независимой Украины. И не удивительно, в момент расцвета украинского национализма, группа русинов мозолила глаза официальному Киеву. И она решила с этой проблемой что-то делать. Лучшего ничего не придумали, как провести в 1996 году насильственную культурную ассимиляцию русинов в украинской этнической среде. Для этого даже приняли особый План по «решению проблемы русинов-украинцев». Этот План, мягко сказать, провалился. А вот этих «русинов-украинцев» (русинов, которые считают себя украинцами) государство стало активно поддерживать, и не только внутри страны. В Польше, Словакии, Румынии, Сербии и в других странах, где русины проживают как национальные меньшинства, были созданы параллельные организации для развития украинской идеи. Русинов-русинов (русинов, считающих себя собственно русинами) не поддерживает никто. Даже не имея возможности развиваться в полном объеме, русинское движение приобретает новых сторонников и снова признается в любви к России, пока что в одностороннем порядке…

Россия официальная

Многие русины сегодня с сожалением говорят, что Россия на современном этапе в национальном вопросе унаследовала политику Советского Союза. «Дружба народов» выдавливает, по их мнению, русскость. И это не так уж далеко от правды. Любой человек, открыто заявивший о своей русской идентичности, обществом часто воспринимается как националист (в плохом смысле этого слова). Тема национальности в России табу. Быть открыто русским там - некультурно! Прячась за словами многонационального государства, уже сегодня многие политики выдвигают идеи об искусственном формировании в России «российской нации», но народ, к удивлению этих властей, активно сопротивляется «россиянизации». Поэтому русинам не стоит сильно обижаться на властные круги Российской Федерации. Когда Россия не может обеспечить развитие русского народа внутри страны, о каких русинах может идти речь? Русофильство русинов (как и в советские годы) воспринимается властью негативно и странно. Но, несмотря на свою слабую заинтересованность русинским вопросом, во время Всероссийских переписей населения в 2002 и 2010 годах, русинов выделили в качестве отдельной национальности. Это дает право говорить, что Россия признает русинский народ. Как признают его и другие государства, где русины проживают в качестве национального меньшинства. Естественно, кроме Украины.

Русинские активисты с грустью заявляют, что Россия, имея такой русофильский «подарок» в центре Европы, не хочет взять русинов под свое покровительство. Объяснений этому масса. Не желая портить отношения с официальным Киевом, Москва эту тему старается просто не трогать. Может быть это действительно правильно, с точки зрения глобальной политики. Но вот только в памяти всплывают многочисленные заявления украинских высокопоставленных политиков и чиновников, которые неоднократно делали заявления по поводу принадлежности к украинскому народу жителей Кубани, Воронежской области и некоторых других областей. Хотя население этих территорий себя украинцами даже не считает. А русины считают себя русинами. Как они говорят, самыми первыми русскими.

Уж кто действительно активно и с радостью поддерживает русинское движение, так это русские национальные и православные организации. Легко почувствовав русофильство русинов, они активно начали информационно поддерживать все русинские проекты и начинания. Но и тут есть проблемы. Настойчивое и часто навязчивое отождествление русинов как русских (великороссов) вызывает отторжение среди русинского движения. И их можно понять. Борьба за национальные права больно ударила по русинскому самосознанию, поэтому грубо влезать в русинскую самоидентификацию неправильно.

В сухом остатке

Смотря на историю русинов можно констатировать, что оно формировалась на русофильских идеях, которые помогали русинам сохранять свою идентичность. Это могло быть интересно российским властям по разным причинам, но они практически не интересуются русинским движением. Русинское движение смотрят на Россию, как на государство, сохраняющее традиции Древней Руси. Русины верят, что решив идеологические противоречия внутри страны, Россия вспомнит о своей русскости, а значит и о своих братьях по языку, культуре, истории и вере.