Для тех, кто изучает немецкий, слабое склонение (скл.) существительных (сущ.) – одна из многочисленных «мелочей», которые при своей кажущейся простоте доставляют немало хлопот.

С одной стороны, всё понятно: особенность этого скл. заключается в том, что сущ. во всех падежных формах, кроме Именительного падежа единственного числа (чис.), приобретают окончание –en. Артикли при этом склоняются как обычно.

С другой стороны, вспомнить, какие же слова принадлежат к этому скл. в момент говорения, бывает сложно. В первую очередь нужно отметить, что все эти сущ. мужского рода (за исключением das Herz). Итак, к слабому скл. в немецком языке относятся:

  • Сущ., обозначающие существ мужского пола (людей и животных), которые оканчиваются на –e: der Kollege, der Zeuge, der Kunde, der Knabe, der Sklave, der Geselle, der Hase, der Drache, der Affe, der Löwe и т.д.
  • Односложные сущ. с тем же значением: der Graf, der Held, der Mensch, der Fürst, der Prinz, der Zar, der Bär и т.д.
  • Названия всех национальностей, оканчивающиеся на –e: der Russe, der Pole, der Chinese, der Grieche, der Türke и т.д.
  • Иностранные (обычно греческие и латинские) слова с суффиксом -and-/ -ant-: der Doktorand, der Proband, der Elefant, der Musikant и т.д.
  • Иностранные слова с суффиксом -ent-, обозначающие лиц мужского пола: der Student, der Absolvent, der Produzent, der Präsident и т.д.
  • Иностранные слова с суффиксом -ad-/ -at-: der Kamerad, der Demokrat, der Diplomat, der Soldat, der Automat и т.д.
  • Иностранные слова с суффиксом -ist-: der Polizist, der Journalist, der Tourist, der Egoist и т.д.
  • Иностранные слова с суффиксом -loge-: der Psychologe, der Philologe, der Biologe, der Pädagoge и т.д.
  • Иностранные слова с суффиксом -eut-, -aut-: der Therapeut, der Pharmazeut, der Astronaut, der Kosmonaut и т.д.
  • Иностранные слова с суффиксом –graf-/ -graph-: der Telegraf, der Fotograf, der Geograph, der Paragraph и т.д.
  • Иностранные слова с суффиксом -t-: der Architekt, der Athlet, der Satellit, der Ästhet и т.д.
  • Некоторые слова, которые не вписываются в классификацию выше: der Astronom, der Philosoph, der Katholik, der Monarch, der Komet, der Planet, der Tatar и другие. Всего к этому скл. относятся около четырёх тысяч сущ.

Несколько особняком в данном списке стоят слова der Name, der Buchstabe, der Glaube, der Wille, der Friede, der Gedanke, der Same, der Funke , а также единственное сущ. среднего рода в этом списке – das Herz . Их особенность заключается в том, что в Родительном падеже единственного чис. они приобретают окончание -ens, т.е выглядят вот так: des Namens, des Buchstabens, des Glaubens….Во всех остальных формах они имеют характерное окончание –en.

Сущ. das Herz в Винительном падеже не имеет окончания –en:

Особое внимание стоит обратить на местоимение Herr, несмотря на то, что оно относится к слабому скл., его формы несколько отличаются от обычных:

К слабому скл. относится и сущ. Ungar, хотя при скл. оно приобретает окончание -n:

Изучая тему «Немецкий. Слабое склонение существительных», нужно помнить, что существует смешанное скл., и не путать одно с другим. К смешанному скл. относятся слова, которые в единственном чис. склоняются по сильному скл. (в Родительном падеже ед.ч имеют окончание -s), а во множественном – по слабому. Сюда относятся слова der See, der Staat, der Vetter, das Auge, das Ohr и др. Сюда же можно отнести сущ. der Bauer, der Nachbar и др., хотя они могут склоняться и по слабому скл. (с окончанием –n), и по смешанному:

Kasus/ падеж

Singular/ единственное чис.

Plural/ множественное чис.

Nominativ/ Именительный

Bauer Bauern
Nachbar Nachbarn

Genitiv/ Родительный

Bauers, Bauern Bauern
Nachbars, Nachbarn Nachbarn

Dativ/ Дательный

Bauer, Bauern Bauern
Nachbar, Nachbarn Nachbarn

Akkusativ/ Винительный

Bauer, Bauern Bauern
Nachbar, Nachbarn Nachbarn

Для тех, кто долгое время изучает немецкий язык, склонение (скл.) имён существительных (сущ.) в целом не представляет особой сложности. Падежная система состоит из четырёх падежей (пад.): Именительный (Nominativ), Родительный (Genitiv), Дательный (Dativ), Винительный (Akkusativ). Многие сущ. не имеют специальных падежных окончаний (оконч.), изменяются только их артикли. Однако здесь также есть несколько моментов, на которые нужно обратить внимание.

Существует три типа скл. сущ. мужского и среднего рода: сильное (s-Deklination), слабое (n-Deklination) и смешанное (gemischte Deklination). Существует также т.н. женское скл.

Почти все слова в Дательном пад. мн.ч. имеют оконч. –n:

das Buch (N. singl.) – die Bücher (N. pl) – den Bücher-n (D. pl),

die Mutter (N. singl) – die Mütter (N. pl) – den Müttern (D. pl),

der Vater (N. singl) – die Väter (N. pl) – den Vätern (D. pl).

В словах женского рода, в которых форма Именительного пад. множественного числа заканчивается на –n, форма Дательного пад. совпадает с ней (новая буква –n не появляется):

Die Studentin (N. singl) – die Studentinnen (N. pl) – den Studentinnen (D. pl).

Die Leserin (N. singl) – die Leserinnen (N. pl) – den Leserinnen (D. pl).

Вообще, сущ. женского рода обычно склоняются по т.н. женскому склонению . Его главная особенность заключается в том, что все формы единственного числа совпадают с Именительным пад., а оконч. во всех падежах множественного числа – en.

Kasus
Nominativ
Genitiv
Dativ
Akkusativ

К сущ., склоняющимся по сильному типу , относятся слова мужского и среднего рода и некоторые слова женского, которые в Именительном пад. мн. ч. имеют оконч. -er , -e или нулевое .

der Baum – die Bäume, die Erkenntnis – die Erkenntnisse, das Volk – die Völker, der Meister – die Meister.

Сущ. мужского и среднего родов Родительном пад. ед.ч. имеют оконч.–s или es :

der Baum – des Baums , der Meister – des Meisters .

Оконч. -es присоединяется:

  • Обычно к односложным сущ. (для благозвучия): das Volk – des Volk(e)s, der Tag – des Tag(e)s. Хотя в этих случаях возможно употребление и оконч. –s: des Volks, des Tags.
  • К сущ., оканчивающимся на –s, -ss, -ß, -tz, -x, -z . Das Haus – das Hauses, der Kuss – des Kusses, das Gesetz – des Gesetzes.

Таким образом, таблица оконч. сильного скл. выглядит следующим образом:

Kasus
Nominativ
Genitiv

+(e)s

+(e)s

Dativ
Akkusativ

Иногда в Дательном пад. у сущ., оканчивающихся на согласный, может появляться оконч. –e. Например, im Jahre…, dem Tage, dem Volke. Такие формы являются устаревшими и используются иногда в письменной речи (официальных документах).

Отдельным подвидом сильного скл. считается скл. существительных с оконч. –s во мн.ч.

Das Auto – die Autos, der Job – die Jobs, das Cafe – die Cafes.

Как и слова «обычного» сильного скл., они имеют оконч. –s в Родительном пад. ед.ч., но не имеют оконч. –n в дательном пад. мн.ч.

Kasus Singular Plural
Nominativ das Cafe die Cafes
Genitiv des Cafes der Cafes
Dativ dem Cafe den Cafes
Akkusativ den Cafe die Cafes

Главным отличием слабого скл. является оконч. –en, которое стоит во всех формах, кроме Именительного пад. ед.ч. К слабому скл. относятся обычно сущ. мужского рода, которые обозначают живые существа мужского рода, национальности и профессии, которые оканчиваются на -e, -af, -and, -ant, -ent, -ist, -loge и др.

Схематически окончания можно представить следующим образом:

Kasus
Nominativ +(e)n
Genitiv +(e)n +(e)n
Dativ +(e)n +(e)n
Akkusativ +(e)n +(e)n

К разновидности слабого скл. относятся слова, которые в Родительном пад.ед.ч. имеют оконч. –ens . Эта группа слов немногочисленна – сюда относятся слова der Name, der Buchstabe, der Glaube, der Wille, der Friede, der Gedanke, der Same, der Funke , а также единственное сущ. среднего рода в этом списке – das Herz . Соответственно в Родительном пад. данные слова будут выглядеть: des Namens, des Buchstabens, des Glaubens, des Willens, des Friedens, des Gedankes, der Samens, des Funkens, des Herzens.

К слабому скл. относится и скл. существительного der Herr , хотя его оконч. в единственном числе немного отличаются от обычных:

Kasus Singular Plural
Nominativ der Herr die Herren
Genitiv des Herrn der Herren
Dativ dem Herrn den Herren
Akkusativ den Herrn die Herren

Рассмотрение темы «Немецкий язык. Склонение имён существительных» было бы неполным, если бы мы не рассмотрели смешанное склонение . Его особенность заключается в том, что сущ. в единственном числе склоняются по сильному скл. (приобретают в Родительном пад. ед.ч. оконч. –s или –es), а во множественном числе – по слабому скл. (во всех пад. имеют окончание –en).

Kasus
Nominativ

+(e)n

Genitiv

+(e)s

+(e)s

+(e)n

Dativ

+(e)n

Akkusativ

+(e)n

К этому скл. относятся слова: der See, der Staat, der Direktor, der Staat, der Schmerz, der Vetter, der Motor, das Ohr, das Drama, das Bett, das Auge, das Ohr, der Mast…

Present переводится как «настоящее» и говорит нам о том, что действие совершается в данный момент. Continuous переводится как «длительное/продолжительное» и говорит о том, что действие началось какое-то время назад и еще длится.

Present Continuous - это длительное время. Мы его используем тогда, когда хотим сказать, что что-то находится в процессе. Например, я плаваю, то есть я нахожусь в процессе плавания. Present Simple же показывает просто факт того или иного действия без процесса. Давайте рассмотрим примеры.

1. Present Simple

I drive a car.
Я вожу машину.

2. Present Continuous

I am driving a car.
Я веду машину.

По-русски эти два предложения переводятся почти одинаково, но на английском языке они выражают совершенно разный смысл:

1) просто факт того, что я умею водить машину: у меня есть права и я могу её водить.

2) я за рулем: я еду за рулем автомобиля уже некоторое время и сейчас я еще веду машину, то есть я нахожусь в процессе вождения.

А теперь давайте подробнее рассмотрим, в каких именно случаях мы используем Present Continuous.

Употребление времени Present Continuous Tense

Простое продолженное время употребляется в нескольких случаях.

1. Когда мы говорим о действии, которое происходит сейчас (в данный момент).

То есть действие началось какое-то время назад и сейчас все еще длится (находится в процессе).
Пример: «Она танцует» - она в процессе танца; «Дети играют в игрушки» - они в процессе игры.

2. Действие, которое совершается в настоящее время, но не обязательно в данный момент.

Этим самым мы подчеркиваем процесс его длительности.
Пример: «Он учится в университете» - он находится в процессе учебы; «Она работает над крупным проектом» - она в процессе работы над проектом.

Утвердительные предложения в Present Continuous Tense

Утвердительное предложение образуется с помощью вспомогательного глагола to be в форме настоящего времени (am, are, is) и окончания -ing, которое прибавляется к глаголу, обозначающему действие.

Тот, о ком идет речь + am/are/is + глагол + -ing.

I am
You
We are playing
They swimming
She cooking
He is
It

Например

They are watching TV.
Они смотрят телевизор.

I am drinking tea.
Я пью чай.

He is smoking now.
Он курит сейчас.

Правила прибавления окончания -ing

Есть несколько особенностей при добавлении окончания -ing к глаголам.

  • Если глагол заканчивается на , то букву e мы убираем и к глаголу прибавляем -ing:

dance - dancing - танцевать;
move - moving -; двигать.

  • Если глагол короткий, последнюю согласную мы удваиваем:

sit - sitting - сидеть;
ban - banning - запрещать.

Исключения: глаголы, заканчивающиеся на -x и - w :

mix - mixing - смешивать;
flow - flowing - течь.

  • Если глагол заканчивается на -ie, то мы заменяем это окончание на -y:

lie - lying - лежать;
tie - tying - связывать.

Слова-указатели времени

Помочь определить, что перед нами именно Present Continuous, нам могут следующие слова:

  • now - сейчас;
  • at the moment - в данный момент.

Давайте рассмотрим примеры.

They are running now .
Они сейчас бегают.

I am eating now .
Я кушаю сейчас.

We аre working at the moment .
Мы работаем в данный момент.

She is having a break at the moment .
Она на перерыве в данный момент.

Глаголы, не употребляющиеся в Present Continuous Tense


Некоторые английские глаголы никогда не используются в этом времени.

1. Глаголы, выражающие чувства

В Present Continuous не используются глаголы, которые связаны с органами чувств (зрение, слух, осязание и т. д.).

  • hear - слышать,
  • smell - чувствовать запах,
  • feel - чувствовать и т. д.

2. Глаголы, выражающие умственное состояние

  • forget - забыть,
  • know - знать,
  • understand - понимать и т. д.

3. Глаголы, выражающие эмоции и желания

  • love - любить,
  • want - хотеть,
  • like - нравиться и т. д.

4. Глаголы, выражающие владение чем-либо

  • have - иметь,
  • possess - обладать и т. д.

Почему же эти глаголы не используются в Present Continuous?

Как мы уже разобрали, это время используется, чтобы подчеркнуть, что действие находится в процессе: мы начали это делать какое-то время назад, делаем это сейчас, но через какое-то время мы закончим это делать.

Чтобы употребляться в нашем длительном времени, глагол должен уметь длиться. Например: готовить - вы начали готовить, готовите сейчас, через какое-то время закончите.

Возвращаясь к нашим глаголам-исключениям. Мы не можем начать smell (нюхать) или hear (слышать) и через какое-то время закончить этот процесс. Это то, что мы делаем постоянно. Мы говорим о том, что умеем smell и hear. Так же не могут быть процессами забывание, понимание или эмоции, потому что иначе получится, что эти процессы начались когда-то, сейчас длятся и когда-нибудь закончатся.

Отрицательная форма в Present Continuous Tense

Отрицание строится как утвердительное предложение, только к нашему глаголу to be прибавляется отрицательная частица not.

Тот, о ком идет речь + am/are/is + not + глагол + -ing.

I am
You
We are playing
They not cooking
She swimming
He is
It

Примеры

We are not doing our homework now.
Мы не делаем домашнюю работу сейчас.

She is not driving at the moment.
Она не за рулем в данный момент.

I am not listening music now .
Я не слушаю музыку сейчас.

Вопросительная форма в Present Continuous Tense


Для того, чтобы спросить, делает ли кто-то что-то прямо сейчас, глагол to be выносим на первое место.

Am/are/is + тот, о ком идет речь + глагол + -ing?

Am I
you
Are we playing?
they cooking?
she swimming?
Is he
it

Утверждение

I am reading the book.
Я читаю книгу.

You are swimming in a pool.
Ты плаваешь в бассейне.

She is cleaning her room now.
Она убирает комнату сейчас.

Вопрос и положительный ответ (наше «да») будут выглядеть следующим образом:

Вопрос Короткий ответ (содержит глагол to be) Полный ответ (строится как утвердительное предложение)
Am I reading the book?
Я читаю книгу?

Yes, I am .
Да, я читаю.

Yes, I am reading the book.
Да, я читаю книгу.
Are you swimming in a pool?
Ты плаваешь в бассейне?

Yes, you are .
Да, ты плаваешь.

Yes, you are swimming in a pool.
Да, ты плаваешь в бассейне.

Is she cleaning her room now?
Она убирает комнату сейчас?

Yes, she is .
Да, она убирает.

Yes, she is cleaning her room now.
Да, она убирает комнату сейчас.

Отрицательные ответы (наше «нет») будут выглядеть так:

Вопрос Короткий ответ(содержит глагол to be + not) Полный ответ(строится как отрицательное предложение)
Am I reading the book?
Я читаю книгу?

No, I am not .
Нет, я не читаю.

No, I am not reading the book.
Нет, я не читаю книгу.
Are you swimming in a pool?
Ты плаваешь в бассейне?

No, you are not .
Нет, ты не плаваешь.

No, you are not swimming in a pool.
Нет, ты не плаваешь в бассейне.
Is she cleaning her room now?
Она убирает комнату сейчас?

No, she is not .
Нет, она не убирает.

No, she is not cleaning her room now.
Нет, она не убирает комнату сейчас.

Примеры

Are they playing tennis?
Они играют в теннис?

Yes, they are .
Да, они играют.

Are they playing tennis?
Они играют в теннис?

No, they are not .
Нет, они не играют.

Is he sleepingnow?
Он спит сейчас?

Yes, he is sleeping now.
Да, он спит сейчас.

Is he sleeping now?
Он спит сейчас?

No, he is not sleeping now.
Нет, он не спит сейчас.

Специальные вопросы в Present Continuous Tense

Когда мы задаем вопрос со следующими вопросительными словами:

      • what - что;
      • where - где;
      • who - кто;
      • which - какой;
      • why - почему.

Эти слова ставятся на первое место в предложении, а дальнейший порядок слов будет таким же, как и в обычном вопросе. Схема такая:

Вопросительное слово + аm/are/is + тот, о ком идет речь + глагол + -ing?

am I
you
What are they reading?
Where we playing?
Why she cooking?

Задание на закрепление

А теперь немного практики. Переведите следующие предложения на английский язык. Будьте внимательны, среди них спрятались предложения, которые относятся к Present Simple.

1. Она летит в самолете в данный момент.
2. Ты учишься сейчас? Да, я учусь.
3. Она ходит пешком на работу.
4. Сейчас дождь не идет.
4. Они учатся в школе? Нет, они не учатся.
5. Я рисую картину сейчас.
6. Он не летает самолетами.
7. Кошка лежит на столе.
8. Что они читают? Они читают новые журналы.
9. Моя подруга понимает физику.

Свои ответы, как всегда, оставляйте в комментариях под статьей.

Утвердительная форма

Подлежащее + to be (am, is, are) + Present Participle (инфинитив без to с окончанием -ing )

1. I am typing a message – Я пишу сообщение (сейчас).

  • typing – инфинитив type + окончание -ing

2. Boris is playing the piano now – Борис сейчас играет на пианино.

  • playing – инфинитив play + окончание -ing
  • now (сейчас) – слово, обозначающее момент речи

3. We are watching the football match – Мы смотрим футбольный матч (сейчас).

  • watching – инфинитив watch + окончание -ing

Отрицательная форма

Подлежащее + to be (am, is, are) + not + Present Participle (инфинитив без to с окончанием -ing )

1. I am not having a bath – Я не принимаю ванну (сейчас).

2. It is not snowing – Снег не идет (сейчас)

  • is – вспомогательный глагол to be
  • not – отрицательная частица
  • snowing – инфинитив snow + окончание -ing

3. My parents are not sleeping – Мои родители не спят (сейчас).

  • are – вспомогательный глагол to be
  • not – отрицательная частица
  • sleeping – инфинитив sleep + окончание -ing

Вопросительная форма

to be (am, is, are) + подлежащее + Present Participle (инфинитив без to с окончанием -ing )

1. Is he cutting bread now? – Он сейчас режет хлеб? (общий вопрос)

  • is – вспомогательный глагол to be стоит на первом
  • cutting – инфинитив cut + окончание -ing

2. Is the plane taking off right now? – Самолет взлетает прямо сейчас?

  • is – вспомогательный глагол to be стоит на первом месте для образования вопроса
  • taking – инфинитив take + окончание -ing

3. Why are you shouting at him? – Почему ты кричишь на него? (специальный вопрос)

  • are – вспомогательный глагол to be стоит после вопросительного слова why и перед подлежащим
  • shouting – инфинитив shout + окончание -ing

#2 Случаи употребления Present Continuous

1. Длительное действие, которое происходит в момент речи.

  • The cat is playing with its tail – Кошка играет со своим хвостом. (сейчас, в данный момент)
  • Don"t make a noise, Mary is working – Не шумите, Мария работает.

2. Длительное действие продолжается сейчас , но не обязательно в момент речи.

  • I"m looking for a book the Codex Leicester – Я ищу книгу «Лестерский кодекс». (человек ищет книгу, но не в момент речи. Действие началось, но еще не закончилось)

Present Continuous показывает то, что в настоящий период времени человек ищет эту книгу, но обычно (вообще) он этим не занимается.

В данном случае не употребляется Present Simple, так как значение такого предложения было бы иным.

I often buy history books – Я часто покупаю исторические книги. (Present Simple выражает действие, которое происходит обычно, вообще. В данном случае подразумевается, что человек обычно покупает исторические книги).

Еще несколько подобных примеров.

  • Have you heard about John? He is writing a book about bodybuilding – Слышал про Джона? Он пишет книгу о бодибилдинге. (в настоящее время, но не в момент речи)
  • My brother is working on a new online shop – Мой брат работает над новым интернет-магазином. (в настоящее время, но не в момент речи)

3. Выражение действия в будущем , когда речь идет о намерении или заранее намеченном действии.

  • We are going to the cinema tonight – Сегодня вечером мы идем в кино.
  • Our manager is leaving London tomorrow – Наш менеджер завтра уезжает из Лондона.

4. Со словами always (всегда), constantly (постоянно) и т.д. Present Continuous выражает действие, которое повторяется снова и снова . Обычно в таких предложениях говорящий выражает нетерпение, неодобрение .

  • He is always losing his keys! – Он вечно теряет ключи!
  • Why are you always criticising her? – Почему ты всегда критикуешь ее?
  • She is constantly stealing our images – Она постоянно ворует наши изображения.

5. Present Continuous используется, чтобы показать изменение ситуации или тенденцию .

  • The weather is improving – Погода улучшается.
  • The climate is changing rapidly – Климат быстро меняется.
  • The cars are becoming more and more expensive – Машины становятся все более дорогими.

#3 Оборот TO BE GOING TO

Глагол to go в Present Continuous + инфинитив образует оборот to be going to , который имеет значение собираюсь, намерен.

  • I am going to work with them – Я собираюсь работать с ними.
  • She is going to complain to the manager about your behaviour – Она собирается пожаловаться менеджеру на твое поведение.
  • How long are you going to wait for him? – Как долго ты собираешься ждать его?
  • We are going to invite her – Мы собираемся пригласить ее.

#4 Глаголы, которые не употребляются в Present Continuous

Глаголы, перечисленные ниже, не употребляются во временах группы Continuous . Как правило, данные глаголы употребляются во временах группы Indefinite . Это объясняется тем, что данные глаголы отражают чувства и состояния , а не действия.

Например:

  • I am wanting some coffee (неверно)
  • I want some coffee (верно)
Чувство/восприятие
  • to feel* – чувствовать
  • to hear – слышать
  • to see* – видеть
  • to smell – чувствовать запах
  • to taste – пробовать (на вкус)
Мнение
  • to assume – допускать, предполагать
  • to believe – верить
  • to consider – полагать, считать
  • to doubt – сомневаться
  • to find (= to consider) – считать
  • to suppose – предполагать
  • to think – думать
Состояние ума
  • to forget – забывать
  • to imagine – воображать
  • to know – знать
  • to mean – иметь в виду
  • to notice – замечать
  • to recognise – узнавать
  • to remember – помнить
  • to understand – понимать
Эмоции/желания
  • to envy – завидовать
  • to fear – бояться
  • to dislike – испытывать неприязнь
  • to hate – ненавидеть
  • to hope – надеяться
  • to like – любить, нравиться
  • to love – любить
  • to mind – возражать
  • to prefer – предпочитать
  • to regret – сожалеть
  • to want – хотеть
  • to wish – желать
Измерение
  • to contain – содержать в себе
  • to cost – стоить
  • to hold – содержать в себе, вмещать
  • to measure – измерять
  • to weigh – весить
Другие
  • to seem – казаться
  • to have (when it means "to possess")* – иметь, обладать
  • to belong – принадлежать
*Исключения

Глаголы восприятия (see, hear, feel, taste, smell) обычно употребляются с can : I can see... – Я вижу... Эти глаголы могут употребляться и в Continuous, но с другим значением.

  • This coat feels nice and warm – Эта куртка кажется (ощущается) теплой и симпатичной. (ощущение качеств куртки)
  • John"s feeling much better now – Сейчас Джон чувствует себя намного лучше. (его здоровье улучшается)
  • She has three dogs and a cat – У нее есть три собаки и кошка. (владение чем-либо)
  • She"s having supper – Она ужинает. (она ест)
  • I can see Anthony in the garden – Я вижу Энтони в саду. (восприятие)
  • I"m seeing Anthony later – Я встречусь с Энтони позже. (мы планируем встретиться)

Образование Present Continuous
(am/is/are + … -ing)

Present Continuous (Present Progressive) образуется при помощи to be в настоящем времени (am, is, are ) и формы причастия настоящего времени смыслового глагола: I am smiling . При добавлении к глаголам окончания –ing иногда происходят изменения в их написании, например have/having . Дополнительно о .

Сокращенные формы :

‘m = am
‘re = are
‘s = is
aren’t = are not
isn’t = is not

Употребление Present Continuous

1. Длительное действие, совершающееся в момент речи (now – сейчас, at the present moment – в настоящий момент, at this moment – в этот момент ).

Примеры: What are you doing ? – Что Вы делаете? (сейчас)
You are not listening to me. – Ты меня не слушаешь. (сейчас)
My mother is reading a book now. – Моя мама сейчас читает книгу.

2. Длительное действие, совершающееся в настоящее время, но и не обязательно в момент речи.

Примеры: What are you doing here in Munich? – Что Вы делаете здесь, в Мюнхене?
You’re working too much these days. – Вы работаете слишком много в эти дни.

3. Запланированное будущее действие, особенно с глаголами, обозначающими движение (to go – идти/ехать, to come – приходить, to leave – покидать/уезжать, to arrive – прибывать/приезжать, to start – отправляться/пускаться в путь ), когда выражается намерение совершить действие, или речь идет о заранее намеченном действии. В предложении обычно имеются обстоятельства времени, указывающие на будущее время.

Примеры: She is leaving for another city tonight. –Она уезжает в другой город сегодня вечером.
He is taking an exam on Monday. – Он сдает экзамен в понедельник.

4. Выражение действия в будущем (вместо ) в обстоятельственных и , которые вводятся союзами if, when, while и т.д.

Примеры: If I am working when you come, don’t disturb me. – Если я буду работать, когда ты придешь, не беспокой меня.

5. Present Continuous (Present Progressive), как правило, не употребляются с:

  • глаголами эмоционального состояния (to wish – желать, to desire – желать, to love – любить ),
  • глаголами мыслительной деятельности (to agree – соглашаться, to believe – верить, to remember – помнить, to think – считать/полагать* ),
  • глаголами ощущения (to hear- слышать* , to see – видеть* , to taste –иметь вкус* , to smell -пахнуть* ),
  • группой глаголов обладания, отношения (to be* – быть, to consist – состоять, to belong – принадлежать .

Примечание .Глаголы отмеченные * могут употребляться в форме Continuous, но только с изменением значения. Дополнительно о .

Примеры: I know what I am doing. – Я знаю, что я делаю.
I think she is beautiful. – Я думаю, что она красива. (мое мнение)
Be quite! I’m thinking . – Тихо! Я думаю. (мыслительная деятельность)

Примечание .Для выражения намеченного или запланированного действия в будущем вместо часто употребляется . Данная конструкция означает намерение выполнить действие в самом близком будущем или придает оттенок обязательности, неизбежности выполнения действия, обозначенного инфинитивом.

Примеры: I’m going to have dinner with Bob tomorrow. – Я собираюсь завтра обедать с Бобом.
He is going to be a surgeon. – Он собирается быть хирургом.