исследовательская работа

Введение
Борис Леонидович Пастернак родился в 1890 г. в Москве, в необычной
семье.
Отец поэта, Леонид Пастернак, был академиком живописи,
преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества, специализировался
на портретной живописи, писал портреты многих известных людей, в т. ч. и
Толстого. Мать поэта, урожденная Роза Кауфман, известная пианистка,
отказалась от карьеры музыканта, чтобы воспитывать детей: Бориса, его брата
и двух сестер. Несмотря на довольно скромный достаток, семья Пастернаков
вращалась в высших художественных кругах дореволюционной России, в их
доме бывали Рахманинов, Скрябин, Райнер Мария Рильке и Толстой, о
котором спустя много лет Пастернак сказал: «Его образ прошел через всю
мою жизнь».
Семья Пастернака была действительно удивительной.
Родителями его были люди, которые составляли гордость культуры
России /приложение №1/
Именно в такой семье и появился мальчик, который стал известным
писателем и поэтом.
Пастернак очень любил музыку (особенно Шопена) и прекрасно рисовал. И
хотя он не стал ни музыкантом, ни художником, но живопись и музыка вошли
в его стихи.
После окончания гимназии он обучался на философском факультете
Московского университета.
Смотришь на портрет этого человека и невольно восхищаешься: какое
прекрасное, одухотворённое лицо, огромные глаза, пухлые губы, взгляд
горделивый, мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый
звучный голос. Вдобавок ко всему ­ очень впечатлительная и ранимая душа.
2

А своими стихами и прозой Пастернак утверждает, что «искусство не просто
описание жизни, а выражение единственности бытия...»
Цель работы:
Развитие умения исследования текста.
Предмет и объект исследования: стихотворный текст
Задачи:
1. Закрепить знания о тропах, их роли в речи.
2. Развивать творческое воображение.
3. Помочь увидеть и почувствовать не только явление природы, но и
красоту слова.
Гипотеза: Если научусь исследовать данное стихотворное
произведение при помощи приёмов и художественных
троп, то в дальнейшем можно проводить исследования
любых произведений различных жанров.
.
3

Глава I.Поэтический мир Бориса Пастернака.
Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в
русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности.
Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках
указанного периода, но и в контексте всей русской литературы. Поэзии он
посвятил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно
возвысить человека над серостью обыденной жизни, вознести его до светлых
вершин бытия. Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию.
Поэт ставил перед собой цель - уловить неуловимое и передать в стихах
сиюминутность настроения, состояния, атмосферы с помощью различных
художественных средств и приемов. Мир в его стихах предстает в движении,
порыве,

Стихи Бориса Пастернака – неповторимый лирический мир.
Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы,
которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть
душевное; состояние лирического героя. Известно, что в стихах Пастернака
природа (пейзаж) и автор практически составляют единое целое, и часто не
Пастернак рассказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь о душевном
состоянии. Автор утверждает: «В искусстве человек смолкает и заговаривает
образ. И, оказывается, только образ поспевает за успехами природы»
Очеловечивание природы, очеловечивание неодушевлённых предметов,
неповторимых
отсветах
образах.
в

очеловечивание даже таких понятий, как будущее, пространство и время – это
универсальный приём поэтики Бориса Пастернака.
По подсчётам учёных, Пастернак ­ самый зимний из всех русских поэтов.
­ Ну а, снег, конечно, главная стихия русской зимы.
«Любимые пастернаковские образы – мелкие, дробные части природы:
капли, льдинки, звёзды, градинки, снежные хлопья – всё, что сыплется,
брызжет, катится… воплощающее кипение жизни» /приложение №2/

Глава II. Анализ стихотворения «Снег идёт».
Стихотворение «Снег идёт» написано в 1957 году. Оно входило в
последний сборник «Когда разгуляется…». Эта книга была написана в
самые тяжёлые для Пастернака 1956­1959 годы. Это время травли поэта,
когда Пастернаку запретили публиковаться, исключили из «союза
писателей» в связи с присуждением ему Нобелевской премии. Но,
несмотря на все тяготы, он ощущал себя счастливым человеком, не
переставая верить в «дух добра» «Я еле справляюсь с выпавшей мне на
долю странной судьбой. С одной стороны она до крайностей затруднена,
еле переносима. С другой – она не заслуженно светла и при жизни больше,
чем я вправе был надеяться, освобождена от несущественного и
случайного и отнесена куда­то выше», ­ писал Борис Пастернак.
Стихотворение «Снег идёт», как и все стихи этого цикла, проникнуто
любовью к жизни, к людям, к природе, в нём нет места обиде и
озлоблению.
Снег идет
5

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани

За оконный переплет.
Снег идет, и все в смятенье,
Bсё пускается в полет,
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой­густой.

В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
6

Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятенье:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
Стихотворения можно разделить на две большие части: пейзажную
зарисовку и философские размышления автора о смысле жизни, о её
быстротечности. Название стихотворения определяет его тему. На первый
взгляд, это обычная пейзажная зарисовка, описание снегопада. Но за
простыми словами открывается второй план: глубокий автобиографический
смысл, размышления о жизни.
Строки «Снег идёт, снег идёт» как бы выделяются из общей картины
стихотворения, сразу привлекают наше внимание. Эти слова выполняют роль
повтора. Он возникает в тексте в 1, 2, 3 четверостишии, затем через два
возникает снова в 6, 7, 8 четверостишии. Таким образом, соблюдена
симметрия. Этот завораживающий повтор создаёт впечатление кружения
снега, усиливает эмоциональное впечатление. С этой же целью поэт
использует глаголы «идёт», «тянется», «пускается», «падают», деепричастия
«крадучись», «играя в прятки». С помощью этого приёма Пастернак передаёт
динамику полёта, читатель может представить себе эту снежную стихию,
ощутить даже движение времени. ­ Обратим внимание, глаголы в настоящем
времени. Снегу много, он падает, не кончается. Действие бесконечно.
Мы чувствуем, что поэт нежно, трепетно относится к снежинкам, любит их
разглядывать
«Цветы герани» ­ обычно этот цветок украшает простое небогатое жилище.
Но раз есть цветок, значит в доме тепло, уютно.
­ Что сказано о цветах герани?
Они тянутся, т.е. стремятся к солнышку, нуждаются в тепле, ласке.
Небосвод, небо у Пастернака в образе старого, много пережившего человека,
иногда ведущего себя, как чудак: ему хочется по­детски играть в прятки,
прокрасться неслышно.
В стихотворении «Снег идёт» большое значение играет фонетическая и
ритмическая организации стиха. Поэт использует кольцевую и перекрёстную
рифмы. Неодинаково и количество строк в строфе. Это делается для того,
чтобы достигнуть эффекта круговерти, движения. С этой же целью Пастернак
использует приём аллитерации. Можно отметить частое повторение
согласных «р», «с». Такое чередование аллитерации характерно для всего
7

стихотворения. Подобное фонетическое оформление стихотворения делают
стиль Пастернака неповторимым, индивидуальным.
Снег идёт так удивительно красиво, что кажется, будто за кружащимися
снежинками выступает силуэт какого­то очень старого человека. В ветхой
одежде, неторопливо, осторожно он спускается с небес на землю.
Вторая часть стихотворения – размышления лирического героя о
смысле жизни, её быстротечности, конечности. Дни нашей жизни пролетают
также быстро, как пушистые снежинки за окном. Основная мысль
подчёркнута риторическими вопросами:
Или стой же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идёт,
Или как слова в поэме?
Природа: снег кружится, ничего не разберёшь в буране;
Душа в смятенье. Чувства перепутались, тревожные настроения. Пастернаку
было очень тяжело в то время.
«Чёрной лестницы ступени». Почему прилагательное на первом месте?
До этого было много белого. А теперь рядом чёрный. Это антитеза. Поэт
хочет подчеркнуть, что такими же разными могут быть чувства и переживания
в душе человека.
Мы видим, что очеловечиваются даже такие понятия, как будущее,
время и пространство. Образы стихотворения: звёздочки герани.
Сходящий наземь небосвод, пускающиеся в полёт чёрная лестница,
перекрёстка поворот, незаметно уходящие время – как мы видим –
последовательно представляют неодушевлённое одушевлённым, делают всё в
этой жизни взаимосвязанным друг с другом. Это уже не просто пейзажная
зарисовка. Пастернак достигает этого за счёт использования метафор и
олицетворений:
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.
«Снег идёт» повторяется три раза. Мысль о бесконечности движения снега
усиливается;
Опять важные слова – «все в смятенье»; перечисляется, что именно –
« убеленный пешеход», удивлённые растения», «перекрёстка поворот».
Обратим внимание на существительные. Их значения очень важны.
Пешеход – человек, идущий пешком. Здесь – идущий по жизни,
размышляющий о ней. Поэт себя тоже мыслит пешеходом.
­ В каком значении слово «убеленный?»
1. Прямое значение ­ покрытый снегом.
2. Переносное значение ­ тот, кто много пережил, имеет седину,
8

умудренный годами.
­ Кого можно назвать такими словами? Самого автора – Пастернака.

Получается, что вся природа у Пастернака осмысливает ход времени, его
движение, так как она мудра. Поэт с благоговением относится к природе, к
жизни; это чудо – данное Богом.
А существительное перекрёсток?
Перекрёсток – это место, которое мы не можем миновать, не пробежим
быстро, мы остановимся, оглядимся, чтобы выбрать верное направление.
И поэт предлагает каждому выбрать свое направление в жизненном
движении.
Размышляя о чём – то вечном, поэт упоминает и слова, которые близки и
дороги простому народу:
А в заплатанном салопе – слово обозначает день зимнего солнцестояния;
Не оглянешься и святки
В православной традиции «Святки» ­ двенадцать святых дней. Праздник
конца декабря и начала января. Это время зимнего солнцестояния и
нарастания силы солнца, это обновление мира: солнце начинает свой
очередной годичный путь, когда начинается новый год в природе, а значит, и в
жизни человека. «Эта пора закладывает основу будущего года, а потому на
Руси было принято проводить святки весело, в любви и согласии с близкими».
Естественно было задуматься о том, каким будет новый год, что он принесёт
природе и человеку. В предугадывании будущего (погоды, урожая, судьбы)
проходили святки. Поэт не мог об этом не упомянуть.
Заключение.
Прочитывая данное произведение, понимаешь, что лирический герой,
наблюдая за снегопадом, с лёгкой грустью думает о быстротечности
человеческой жизни, промелькнувшей, как пушистые снежинки за окном. Но
эта печаль сродни пушкинской: есть ещё ожидание будущего. «Перекрёстка
поворот» ­ это поворот судьбы, то, что ждёт нас завтра. А «убелённый
пешеход» ­ это не просто человек, покрытый снежными хлопьями. Это
убелённый сединами, проживший жизнь, одинокий странник. Что же ждёт его
за этим поворотом, какое испытание приготовила судьба? Об этом и
размышляет лирический герой.
9

Поэтический мир Пастернака предстаёт перед нами во всём богатстве
ассоциаций, которые обновляют наше понимание знакомых предметов и
явлений, во всей динамичности сменяющихся картин природы и жизни
человека.
Я думаю, что каждое новое прочтение как этого стихотворения « Снег
идёт», так и других его стихов вызывает массу ассоциаций, и каждый раз
открывает новые смыслы. У него учились и учатся многие поэты и писатели, а
строки из его стихотворений становятся названиями для новых романов и
пьес. На многие стихи Пастернака написана музыка.
Список литературы.
1. Толковый словарь иностранных слов Л.П. Крысина. ­ М: Русский
язык, 1998.
2. Словарь литературных терминов, издания Л.Д. Френкель. М – Л.,
1995.

:// meloimaginist
3. http
4. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.–
. narod

Ru.
М.:Прогресс, 1992.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1:
Родители поэта: Отец ­ Леонид Пастернак, был академиком живописи.
Мать ­ Роза Кауфман, известная пианистка.
10

ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Любимые пастернаковские образы.
11

«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Зима», «Зимнее небо», «Метель», «Первый снег», «После вьюги»… Этот ряд можно продолжать ещё и ещё. Все стихотворения принадлежат замечательному поэту, лауреату Нобелевской премии Борису Леонидовичу Пастернаку. Объединяет их тема зимы. Почему зима? Я думаю, автор любил это время года, оно было сродни его характеру, его судьбе.

М. Цветаева писала о Пастернаке: «Его грудь заполнена природой до предела… Кажется, с первым вздохом он вдохнул, втянул её всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает её, но никогда не выдохнет».

Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идёт» – одно из них. Оно было написано в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году и входит в сборник, который называется «Когда разгуляется».

О чем это лирическое произведение?

Я думаю, оно о быстротечности человеческой жизни:

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

«Снег идет» – так называется стихотворение, с этих слов оно и начинается:

Снег идет, снег идет…

Эта фраза рефреном проходит через всё произведение: она повторяется в каждой строфе, кроме четвертой и пятой, а в последней звучит трижды. Благодаря олицетворениям «снег идет», «сходит небосвод» подчеркивается единство лирического героя с окружающим его миром, их эмоцоинально-психологическое равенство. Всё, что видит лирический герой, окутано белым покрывалом. Его взгляд скользит сверху вниз, с предмета на предмет.

«Белые звездочки», «цветы герани», «оконный переплет», «черной лестницы ступени», «перекрестка поворот», «небосвод» – все попадает в поле зрения сквозь падающий снег. Постепенно снегопад усиливается: «белые звездочки» превращаются в хлопья, а в шестой строфе – «снег идет густой-густой».

Все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого волшебного, завораживающего, сказочного действа. И мы, сами того не подозревая, погружаемся в этот мир и, подхваченные снежинками, оказываемся в круговороте.

Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени («тянутся», «пускаются», «сходит», «проходит»). Особую роль играет глагол «идет», который употребляется в тексте десять раз.

Интерес вызывает лексико-стилистический строй лирического произведения, который разнообразен. Анафора «снег идет» придает стихотворной речи более плавное, напевное звучание. Параллелизм строчек «снег идет» – «жизнь не ждет» подчеркивает идейный замысел стиха.

Книжная лексика «стопами», «в смятеньи», «наземь», «салоп», «ступени» гармонично соседствует с общеупотребительной «прятки», «поворот», «лестничная площадка» и помогают нарисовать волшебную картину зимнего дня. Сказочность придают и сравнения: «…словно…в заплатанном салопе», «словно с видом чудака».

Переживания, чувства лирического героя отражает не только речевой строй, но и звуковая организация стиха. Например, в нем рифмуются как оканчивающиеся строки, так и любые слова внутри «густой» – «той же», «идет» – «поворот». Это одна из особенностей пастернаковского стиха. Характерно также своеобразное звуковое уподобление слов, находящихся рядом. Чередующиеся опоясывающая и перекрестная рифмы придают особое звучание.

Особую роль в этом стихотворении играет лирический герой. Он глубоко чувствует, но не увлекается своими чувствами и переживаниями. Видя окружающую его красоту, мы тоже постигаем смысл мироздания, в этом я и вижу прелесть стихов Б.Л. Пастернака.

Стихотворение Бориса Пастернака «Снег идет» только с первого взгляда кажется рядовым представителем пейзажной лирики, на самом деле в не присутствуют очень глубокие мысли и переживании, относящие произведение скорее к лирике философской. Чтобы эти мотивы и эмоции прочувствовать, необходимо провести анализ стихотворения «Снег идет».

С самого начала, в первых строфах мы видим картину падающего снега. Сильный снегопад подчеркивается тем, что поэт использует большое количество глаголов, которые помогают создать картину движения, бесконечного и упорядоченного - как сильный зимний снегопад. Все в смятении, вся природа тревожится, и, кажется, не хлопья падают, а небосвод. Все вокруг погружается в картину падающего снега: и цветы герани, и ступени лестницы.

Но во второй части стихотворения начинают звучать совсем другие ноты. И начинается это настроения с первого же стиха пятой строфы: «потому что жизнь не ждет». Тут лирический герой уже видит не просто идущий снег, не просто зимнюю вьюгу за окном. Он уже смотрит дальше, сквозь белую пелену, сквозь природу, сквозь все земное. И что же видит поэт в белых снежинках? Что за таинство открывается ему в картине снежной метели? Жизнь. Поэт видит и делится со своим читателем тем, насколько быстротечна и угасающа наша земная жизнь. Как снежинки за окном в своем вечном танце падают на землю, так и жизнь человека быстро проходит от начала до конца своего пути и тает, упав на землю.

Поэт пишет о том, насколько быстро сменяют друг друга разные моменты нашей жизни, вот сегодня «святки», а совсем скоро уж «там и новый год». Не успеваешь оглянуться, как одни события сменяют другие, и тебе остается только бежать вслед за свое жизнью.

В последней строфе поэт повторяет все свои мысли, а в последней картине появляется странник. Кто этот странник? Убелен ли он хлопьями снега, которые кружат вокруг него в зимней метели или же он убелен сединами, потому что вместе с хлопьями снега прошла и вся его жизнь? Он находится рядом с перекрестком - еще одним символом жизни, символом ее поворотов и перемен.

На протяжении всего стихотворения поэт повторяет одни и те же слова: «снег идет». Это создает картину движения, но не только движений природы, таких как снег, но и движений жизни, которая также проходит за окном. Все это помог понять нам анализ стихотворения «Снег идет» Бориса Пастернака.

.

Если вы ищите где найти или скачать Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Снег идёт, то Вам точно к нам!

Похожие произведения

(восприятие, истолкование, оценка)

Стихи Бориса Пастернака – неповторимый лирический мир, стремительный поток ярких красок, солнечного света. Любые явления природы, будь то снегопад, весеннее пробуждение, яркое летнее солнце или осенний дождь, под пером автора становится необычным, похожим на живое существо.

Пейзаж существует рядом с человеком, лирическим героем стихов. Пастернак очень тонко чувствует окружающий его мир, умеет видеть то, что неподвластно взгляду обычного человека.

Стихотворение «Снег идет» написано в 1957 году. Мы можем разделить его на две большие части: пейзажную зарисовку и философские размышления автора о смысле жизни, ее быстротечности. Название определяет тему стихотворения. Но эти слова выполняют и роль динамичного повтора. С помощью такого приема читатель может представить себе, как на землю падают тяжелые хлопья снега. Повтор играет особую роль и в ритмической организации стиха. Хорей, основной размер стихотворения, нарушается спондеем – утяжеленной стопой, где рядом стоят два ударных слога. Строки «Снег идет, снег идет» как бы выделяются из общей картины стихотворения, привлекают наше внимание.

В первой части нельзя не заметить и необычные метафоры – олицетворения:

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Нет, природа не умирает зимой, она лишь засыпает. И милые комнатные растения напоминают нам об этом. Повторяющиеся глаголы передают динамику полета, снежной вьюги. В этих строках можно встретить и антитезу: белый снег и «черной лестницы ступени». Низкое зимнее небо как будто падает на землю, но посмотрите, какое олицетворение-сравнение мы встречаем у Пастернака:

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходить небо с чердака.

Вторая часть стихотворения – размышления лирического героя о смысле жизни, ее быстротечности, конечности. Дни нашей жизни пролетают так же быстро, как пушистые снежинки за окном.

Основная мысль подчеркнута риторическими вопросами:

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

И я думаю, что лирический герой, наблюдая за снегопадом, сожалеет о прожитой жизни, промелькнувшей, как пушистые снежинки за окном. Возможно, в ней не все удалось и сложилось так, как он хотел.

Последняя строфа перекликается и с первой, и со второй частью стихотворения. Повторяющиеся слова наполняются новым смыслом. «Перекрестка поворот» это поворот судьбы, то, что ждет нас завтра. А «убеленный пешеход» это не просто человек, покрытый снежными хлопьями. Это убеленный сединами, проживший жизнь одинокий странник. Что же ждет его за этим поворотом, какое испытание приготовила судьба – об этом размышляет лирический герой.

В стихах Б. Пастернака большое значение играет фонетическая организация стиха. Для более яркой передачи пейзажа поэт использует разную аллитерацию. Если внимательно перечитать первую строфу, можно отметить повторение согласного «р». Такое фонетическое оформление помогает читателю представить снежную вьюгу. В первых строках второй строфы и третьей строфе аллитерация создается с помощью свистящего согласного «с», который будто бы передает полет снежинок по зимнему городу. И такое чередование аллитерации характерно для всего стихотворения.

Рифма в строфах тоже неодинакова. Если в первой, третьей и пятой строфе рифма кольцевая, то во торой и четвертой – перекрестная.

В четных строфах мужские (с ударным окончанием) и женские (с безударным) рифмы чередуются, причем строфа начинается с женской рифмы, то в нечетных мужские рифмы как бы опоясывают строфу, подчеркивая кольцевую рифмовку. Неодинаково и количество строк в строфе. Если первые пять строф представляют собой традиционные четверостишия, то пята и седьмая – уже пятистишие, а шестая – трехстишие. С нарушением количества строк в строфе меняется и рифма: мы можем наблюдать как кольцевую, так и перекрестную рифмовку.

Фонетическое и ритмическое оформление стихотворения делают стиль поэта неповторимым, индивидуальным.

Я думаю, что если перечитаю это стихотворение спустя какое-то время, у меня могут возникнуть и иные ассоциации. Этим мне и нравится лирика Пастернака, своей необычностью. У него учились и учатся многие поэты и писатели, а строки из его стихотворений становятся названиями для новых романов и пьес. Борис Пастернак – один из выдающихся поэтов, которыми Россия может гордиться.

Стихи Бориса Пастернака – неповторимый лирический мир, стремительный поток ярких красок, солнечного света. Любые явления природы, будь то снегопад, весеннее пробуждение, яркое летнее солнце или осенний дождь, под пером автора становится необычным, похожим на живое существо. Пейзаж существует рядом с человеком, лирическим героем стихов. Пастернак очень тонко чувствует окружающий его мир, умеет видеть то, что неподвластно взгляду обычного человека.

Стихотворение «Снег идет» написано в 1957 году. Мы можем разделить его на две большие части: пейзажную зарисовку и философские размышления автора о смысле жизни, ее быстротечности. Название определяет тему стихотворения. Но эти слова выполняют и роль динамичного повтора. С помощью такого приема читатель может представить себе, как на землю падают тяжелые хлопья снега. Повтор играет особую роль и в ритмической организации стиха. Хорей, основной размер стихотворения, нарушается спондеем – утяжеленной стопой, где рядом стоят два ударных слога. Строки «Снег идет, снег идет» как бы выделяются из общей картины стихотворения, привлекают наше внимание.

В первой части нельзя не заметить и необычные метафоры – олицетворения:

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Нет, природа не умирает зимой, она лишь засыпает. И милые комнатные растения напоминают нам об этом. Повторяющиеся глаголы передают динамику полета, снежной вьюги. В этих строках можно встретить и антитезу: белый снег и «черной лестницы ступени». Низкое зимнее небо как будто падает на землю, но посмотрите, какое олицетворение-сравнение мы встречаем у Пастернака:

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходить небо с чердака.

Вторая часть стихотворения – размышления лирического героя о смысле жизни, ее быстротечности, конечности. Дни нашей жизни пролетают так же быстро, как пушистые снежинки за окном.

Основная мысль подчеркнута риторическими вопросами:

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

И я думаю, что лирический герой, наблюдая за снегопадом, сожалеет о прожитой жизни, промелькнувшей, как пушистые снежинки за окном. Возможно, в ней не все удалось и сложилось так, как он хотел.

Последняя строфа перекликается и с первой, и со второй частью стихотворения. Повторяющиеся слова наполняются новым смыслом. «Перекрестка поворот» - это поворот судьбы, то, что ждет нас завтра. А «убеленный пешеход» - это не просто человек, покрытый снежными хлопьями. Это убеленный сединами, проживший жизнь одинокий странник. Что же ждет его за этим поворотом, какое испытание приготовила – об этом размышляет лирический герой.

В стихах Б. Пастернака большое значение играет фонетическая организация стиха. Для более яркой передачи пейзажа поэт использует разную аллитерацию. Если внимательно перечитать первую строфу, можно отметить повторение согласного «р». Такое фонетическое оформление помогает читателю представить снежную вьюгу. В первых строках второй строфы и третьей строфе аллитерация создается с помощью свистящего согласного «с», который будто бы передает полет снежинок по зимнему городу. И такое чередование аллитерации характерно для всего стихотворения.

Рифма в строфах тоже неодинакова. Если в первой, третьей и пятой строфе рифма кольцевая, то во торой и четвертой – перекрестная.

В четных строфах мужские (с ударным окончанием) и женские (с безударным) рифмы чередуются, причем строфа начинается с женской рифмы, то в нечетных мужские рифмы как бы опоясывают строфу, подчеркивая кольцевую рифмовку. Неодинаково и количество строк в строфе. Если первые пять строф представляют собой традиционные четверостишия, то пята и седьмая – уже пятистишие, а шестая – трехстишие. С нарушением количества строк в строфе меняется и рифма: мы можем наблюдать как кольцевую, так и перекрестную рифмовку.

Фонетическое и ритмическое оформление стихотворения делают стиль поэта неповторимым, индивидуальным.

Я думаю, что если перечитаю это стихотворение спустя какое-то время, у меня могут возникнуть и иные ассоциации. Этим мне и нравится лирика Пастернака, своей необычностью. У него учились и учатся многие поэты и писатели, а строки из его стихотворений становятся названиями для новых романов и пьес. Борис Пастернак – один из выдающихся поэтов, которыми Россия может гордиться.