Иван Андреевич Крылов - это русский писатель, баснописец, драматург. Биография Крылова будет описана в этой статье. Мы расскажем не только о жизни писателя, но и о его творчестве. Вы узнаете, что Крылов Иван Андреевич является не только создателем басен. Им были написаны и другие произведения. Подробнее об этом читайте ниже.

Детские годы будущего писателя

Биография Крылова начинается следующим образом. Будущий писатель появился на свет в Москве. Конечно, читателям было бы интересно узнать также о времени рождения такого человека, как Иван Крылов. "Когда родился он?" - спросите вы. Отвечаем: Иван Андреевич появился на свет в 1769 году, 2 (13) февраля.

Учился будущий писатель бессистемно и мало. Когда умер Андрей Прохорович, его отец, служивший в Твери мелким чиновником, Ивану Андреевичу шел десятый год. Родитель Ивана "наукам не учился", однако читать очень любил и привил сыну свою любовь. Отец мальчика сам выучил его письму и чтению, а также оставил сундук книг в наследство сыну. Портрет Крылова Ивана Андреевича смотрите ниже.

Жизнь у Львова Николая Александровича

Крылов получил дальнейшее образование при покровительстве Львова Николая Александровича, писателя, который познакомился со стихами юного поэта. В детские годы интересующий нас автор много времени проводил в доме Львова, расположенном в том же городе, где родился Иван Андреевич Крылов (то есть в Москве). Он вместе с детьми этого человека учился, а также слушал разговоры художников и литераторов, посещавших Николая Александровича. Впоследствии сказались недостатки такого отрывочного образования. Крылов, например, был всегда слаб в орфографии, однако приобрел с годами довольно широкий кругозор и прочные знания, научился говорить по-итальянски и играть на скрипке.

Служба Ивана Андреевича

Иван Андреевич был записан в нижний земский суд на службу, хотя это была лишь формальность. Крылов никогда или почти никогда не ходил в присутствие, не получал и денег. В возрасте 14 лет произошел переезд в Петербург, где жил Крылов Иван Андреевич некоторое время после того, как туда отправилась его мать хлопотать о назначении пенсии. Будущий писатель перевелся в Петербургскую казенную палату на службу. Но не очень интересовали его служебные дела.

Первые пьесы Крылова

Среди увлечений Ивана Андреевича на первом месте находились литературные занятия, а также посещение театра. Не изменились эти пристрастия и после того, как он лишился матери в 17 лет и вынужден был заботиться о младшем брате. Крылов писал много для театра в 80-е годы. Им были созданы либретто таких комических опер, как "Бешеная семья" и "Кофейница", а также трагедии "Филомела" и "Клеопатра", комедия под названием "Сочинитель в прихожей". Произведения эти ни известности, ни денег молодому автору не принесли, однако помогли войти в круг литераторов Петербурга. Покровительствовал Крылову Я. Б. Княжнин, известный драматург, но самолюбивый юноша, решив, что над ним насмехаются в доме "мэтра", порвал со своим другом. Он написал комедию под названием "Проказники" - произведение, в котором главные герои, Таратор и Рифмокрад, сильно напоминали Княжнина и его супругу. Это было уже более зрелое творение, чем предшествующие пьесы, однако постановка данной комедии была запрещена. У Ивана Андреевича испортились отношения с театральной дирекцией, которая решала судьбу драматических сочинений.

Деятельность Ивана Андреевича в сфере журналистики

Основная деятельность с конца 80-х годов разворачивалась у этого автора в сфере журналистики. В течение 8 месяцев в 1789 году Иван Андреевич издавал журнал под названием "Почта духов". Проявившаяся уже в раннем творчестве сатирическая направленность здесь сохранилась, но несколько трансформировалась. Крыловым была написана карикатурная картина, изображающая современное общество. Свой рассказ он облек в форму переписки между волшебником Маликульмульком и гномами. Это издание было закрыто, поскольку у журнала было очень мало подписчиков - всего 80. Судя по тому, что в 1802 году "Почту духов" переиздали, появление ее для читающей публики не осталось незамеченным.

Журнал "Зритель"

В 1790 году биография Крылова отмечена тем, что Иван Андреевич вышел в отставку, приняв решение сосредоточиться на литературной деятельности. Писатель приобрел в январе 1792 года типографию и вместе с Клушиным, своим другом, также литератором, принялся издавать журнал под названием "Зритель", который пользовался уже некоторой популярностью.

"Зрителю" наибольший успех принесли написанные самим Крыловым произведения "Каиб", "Мысли философа о моде", "Речь, говоренная повесою в собрании дураков", "Похвальная речь в память моему дедушке". Росло число подписчиков.

"Меркурий"

Журнал в 1793 году переименовали в "Меркурий". Его издатели к тому времени сосредоточились на иронических нападках в адрес Карамзина и его сторонников. "Меркурию" реформаторское творчество этого писателя было чуждо, казалось излишне подверженным влияниям Запада, искусственным. Одной из излюбленных тем творчества Крылова в молодые годы, а также объектом изображения во множестве комедий, написанных им, является преклонение перед Западом. Карамзинисты, кроме того, отталкивали Ивана Андреевича пренебрежением к классицистической традиции стихосложения, этого писателя возмущал "простонародный", излишне незамысловатый слог Карамзина.

Издание "Меркурия" прекратилось в 1793 году, и Крылов уехал из Петербурга на несколько лет.

Жизнь и творчество писателя в период с 1795 по 1801 год

За период 1795-1801 гг. сохранились лишь отрывочные сведения о его жизни. Биография Крылова того времени представлена весьма кратко. Известно, что он путешествовал по провинции, гостил в поместьях своих товарищей. В 1797 году писатель отправляется к С. Ф. Голицыну и живет у него в качестве учителя детей и секретаря.

Пьеса под названием "Трумф, или Подщипа" была написана в 1799-1800 годах для домашнего спектакля Голицына. В злом, заносчивом, тупом вояке Трумфе угадывался царь Павел I. Ирония была настолько язвительной, что в России впервые опубликовали данную пьесу лишь в 1871 году.

Первые басни

Князь Голицын после смерти этого царя был назначен генерал-губернатором в Риге, и Крылов Иван Андреевич находился 2 года здесь в качестве его секретаря. Он опять вышел в отставку в 1803 году и путешествовал по стране, играл в карты. Именно в это время, о котором известно немного, и начал создавать Иван Андреевич Крылов басни.

В 1805 году писатель показал в Москве И. И. Дмитриеву, известному баснописцу и поэту, свой перевод двух басен Лафонтена - "Разборчивая невеста" и "Дуб и трость". Дмитриев высоко оценил проделанную Крыловым работу и отметил первым, что автор наконец нашел свое призвание. Иван Андреевич, однако, сам понял это не сразу. В 1806 году он издал лишь 3 басни, а затем вернулся опять к драматургии.

Три знаменитые пьесы в 1807 году

Писатель выпустил в 1807 году три пьесы, которые стали очень популярными и с успехом были поставлены на сцене. Это "Илья Богатырь", "Урок дочкам" и "Модная лавка". Наибольшим успехом пользовались последние две, высмеивавшие пристрастие представителей дворянства к французскому языку, нравам, моде и т. д. "Модная лавка" была поставлена даже при дворе.

Крылов Иван Андреевич, несмотря на долгожданный успех в театральной сфере, решил все-таки пойти по другому пути. Этот драматург прекратил создавать пьесы. Решил писать Иван Андреевич Крылов басни, созданию которых он уделял все больше внимания с каждым годом.

Крылов продолжает создавать басни

В 1809 году был выпущен первый сборник, который сразу же сделал по-настоящему знаменитым Крылова. Всего им было написано более 200 различных басен, объединенных в 9 книг. Творил Иван Андреевич до последних своих дней: знакомые и друзья писателя получили его последнее прижизненное издание в 1844 году вместе с сообщением о смерти писателя.

В творчестве Крылова сначала преобладали переложения и переводы басен Лафонтена ("Волк и Ягненок", "Стрекоза и Муравей"), после чего постепенно этот автор стал находить самостоятельные сюжеты, связанные со злободневными событиями действительности. Например, реакцией на политические события являются басни "Волк на псарне", "Лебедь, Щука и Рак", "Квартет". В основу "Пустынника и медведя", "Любопытного" и других легли более отвлеченные сюжеты. Но созданные "на злобу дня" басни стали очень скоро восприниматься как обобщенные.

В свое время смеявшийся над стилем Карамзина за пристрастие к простонародным выражениям, Иван Крылов начал сам создавать понятные всем произведения. Он превратился в подлинно народного писателя.

Популярность Ивана Андреевича Крылова

Краткая биография Крылова была бы неполной без упоминания о том, что этот автор уже при жизни стал классиком. В 1835 году в статье под названием "Литературные мечтания" в русской литературе Виссарион Григорьевич Белинский нашел лишь четырех классиков, включая Крылова, которого он поставил в один ряд с Грибоедовым, Пушкиным и Державиным.

В 1838 году празднование 50-летнего юбилея творчества этого баснописца стало всенародным торжеством. С тех пор за прошедшие почти два века ни одно поколение в нашей стране не обошло стороной басни Крылова. На них и по сей день воспитывается молодежь.

Одним из атрибутов огромной популярности этого автора явилось множество полулегендарных рассказов о его якобы обжорстве, неряшливости, лени. Иван Андреевич жил долго и ни в чем не изменял своим привычкам. Поговаривали о том, что он полностью погрузился в гурманство и лень. Этот умный и не вполне добрый человек сжился в конце концов с ролью чудака, добродушного, нелепого обжоры. Пришелся ко двору придуманный им образ, и на склоне лет он мог позволить своей душе все что угодно. Иван Андреевич не стеснялся быть лентяем, неряхой и обжорой. Все считали, что умер этот писатель от заворота кишок вследствие переедания, хотя на самом деле он скончался от воспаления легких.

Смерть Ивана Андреевича

Иван Крылов умер в Санкт-Петербурге в 1844 году. Похороны Ивана Андреевича были пышными. Второй человек в русском государстве, граф Орлов, отстранил студента, несшего гроб, и сам понес его до дрог. Современники Крылова полагали, что Саша, дочь его кухарки, была рождена от него. Подтверждается это тем, что писатель отдал девочку в пансион, а после смерти кухарки воспитывал как дочь, кроме того, дал за нее богатое приданое. Все свое имущество, а также все права на сочинения перед своей кончиной Иван Андреевич завещал мужу Саши.

Так заканчивается в нашем изложении краткая биография Крылова. Теперь вы знаете, что этот человек создавал не только басни. Кроме того, вам может быть неизвестно о том, что А. Г. Рубинштейном положены на музыку такие его басни, как "Квартет", "Стрекоза и Муравей", "Осел и Соловей", "Кукушка и Орел". А Касьяник Ю. М. создал также вокальный цикл для фортепьяно и баса "Басни Крылова", который включает в себя произведения "Ворона и Лисица", "Осел и Соловей", "Прохожие и Собаки", "Троеженец". Все эти творения весьма интересны.

Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Проявив героизм и мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов не получил никаких наград и чинов. После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Должность председателя магистрата не приносила ощутимого дохода, семья жила в бедности. Умер Крылов-старший в 1778 году в чине капитана. Жизнь вдовы и детей (старшему сыну Ивану выполнилось лишь 9 лет) стала ещё бедней.

Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом Иван Крылов сносно выучил французский.

Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.


Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте Иван даже написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница». Это был его первый, пусть неудачный, но всё же дебют в литературе. Язык написания был очень богат, чему Крылов обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и разных простонародных увеселениях. «Благодаря» бедности, Иван Андреевич отлично был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем ему очень пригодилось.

Творчество

Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре. Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону. Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью.


Поначалу она была неудачной. Иван Крылов написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, но в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением. Но останавливаться молодой литератор не собирался.

За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков дарованием. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.

Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.

В 1789 году Иван Крылов вместе с Рахманиным начинает издавать журнал «Почта духов». Он стремится возродить ту сильную сатиру, которую раньше демонстрировали новиковские журналы. Но издание не пользуется успехом и в том же году прекращает свой выход. Но это не останавливает Крылова. Через 3 года он создаёт с группой единомышленников другой журнал, назвав его «Зритель». Ещё через год появляется журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях печатались некоторые прозаические произведения Крылова, наиболее яркие из которых повесть «Каиб» и довольно смелая для своего времени статья «Похвальная речь моему дедушке», обличающая помещичье самодурство.


Журнал Ивана Крылова "Почта духов"

Доподлинно неизвестно, что стало причиной временного отхода Ивана Крылова от литературной деятельности, и почему он покинул Санкт-Петербург. Возможно, начались некие притеснения со стороны властей, а может литературная неудача толкнула писателя уехать из города, но до 1806 года Крылов почти забросил писательство. В 1806 году Крылов возвращается к активной литературной деятельности.

Он пишет довольно талантливые переводы лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Переводы с лестной рекомендацией Ивана Дмитриева печатает столичный журнал «Московский зритель». В том же 1806 году Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну – «Урок дочкам». Общество, в связи с наполеоновскими войнами переживавшее подъём патриотических чувств, с большим воодушевлением встречает постановки. Ведь в них высмеивается французомания.

В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью. С этих пор Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика. Иван Андреевич возвращается к государственной службе. Сначала он поступает на заметную должность в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где работал с 1812-го по 1841-ый годы.

В этот период изменился Крылов и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен, ироничен и всё больше ленив. С 1836 года Иван Крылов уже ничего не пишет. В 1838-ом литературная общественность торжественно чествует 50-летие творческой деятельности баснописца. Умер писатель в ноябре 1844 года.


Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. Они ориентированы на всех, а не только на высокообразованную интеллигенцию. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников басен. На то время – небывалое явление. Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью и .

Личная жизнь

О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Ивана Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Вполне в его духе было положить в карман сюртука ночной чепчик вместо платка, вытянуть его во время пребывания в обществе и высморкаться. Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду. Казалось бы, такой человек никак не мог пользоваться вниманием у дам. Тем не менее сохранились сведения его современников, утверждавших, что личная жизнь Ивана Крылова хотя и не была бурной, но уж точно не отсутствовала.


В 22 года он полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему. Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.


Современники Ивана Крылова писали, что к неряшливому и сумасбродному баснописцу были неравнодушны именитые дамы. Якобы его любила балерина, бывшая содержанкой великого князя Константина Павловича. Но баснописец отшутился, что к браку непригоден. Говорят, что обаятельному толстяку очень симпатизировала сама императрица . И это несмотря на то, что Иван Андреевич осмелился появиться перед ней в дырявом сапоге, из которого торчал палец, да ещё и чихнуть, когда целовал руку императрице.


Иван Крылов так никогда и не женился. Официально у него нет детей. Но современники баснописца утверждали, что у Ивана Андреевича всё же наличествовала гражданская жена. Это была его домработница Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Тем не менее Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит факт, что после смерти Фени Саша осталась жить у Крылова. А после её замужества Крылов с удовольствием нянчил её детей и переписал всё свое имущество на имя мужа Александры. Во время кончины Ивана Крылова у его постели находились Саша, её муж и двое детей.

Басни

  • Стрекоза и Муравей
  • Лебедь, Рак и Щука
  • Ворона и Лисица
  • Волк и Ягнёнок
  • Мартышка и Очки
  • Квартет
  • Свинья под Дубом
  • Демьянова уха
  • Листы и корни
  • Разборчивая невеста

Елена Меркурьева

Задачи : углублять и расширять знания детей о творчестве И . А. Крылова , продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни , развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни .

Развивающая среда : портрет И. А. Крылова , иллюстрации к басням , театральная ширма, куклы би-ба-бо лиса и ворона, игрушечный сыр, маленькая ёлочка, сундучок.

Предварительная работа : чтение басен И. А. Крылова , рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов по сюжетам басен.

1. Ребята, сегодня мы свами продолжим знакомство с творчеством И. А. Крылова (демонстрация портрета автора) . Кто это? Чем знаменит этот человек? (Это И. А. Крылов , он писал басни ) . Вы уже знаете, что басня - это короткая , поучительная история. Басни придумываются для того, чтобы сделать людей лучше, показать им их недостатки, но при этом не обидеть. Поэтому в басне говорится про животных, но имеются в виду люди. С какими баснями вы уже знакомы ? (дети называют знакомые им басни ) . Вы молодцы, давайте сегодня поиграем в одну из басен.

2. Я принесла вам "Волшебный сундучок", в котором спрятала героев сегодняшней басни . Отгадав загадки, вы узнаете их. Готовы? Начинаем!

Окраской сероватая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона,

Кто она?. (ворона)

Молодцы, первую загадку вы отгадали (воспитатель достает куклу би-ба-бо - ворону) . Слушайте вторую загадку.

Рыжая плутовка,

Хитрая и ловкая.

Хвост пушистый,

Рыжий, золотистый.

Живёт в норе, в лесах.

Кто это?. (лиса)

Здорово, вторая загадка отгадана. Достаём вторую игрушку. Посмотрите (воспитатель одевает кукол на руки и "оживляет" их) , вы догадались, в какую басню мы сегодня играем ? ("Ворона и лисица") Дети вместе с воспитателем выставляют ширму и начинают разыгрывать басню по ролям . Театрализованная игра повторяется 2 - 3 раза. Педагог следит, чтобы басня рассказывалась близко к тексту. Для первого выступления можно вызвать заранее подготовленных детей . Молодцы! Аплодисменты нашим артистам!

3. Подумайте, за что можно похвалить человека (Ответы детей ) . Хвалить - это значит перечислять заслуженные достоинства людей. Подумайте, лиса хвалила ворону заслуженно? (нет) Она ворону не хвалила, а льстила ей. Чем лесть отличается от похвалы? (хвалят за дело, а лесть - это неискренняя похвала. Кто в этой сказке был льстецом? (лиса) Как вы думаете, зачем она льстила вороне (хотела её обмануть, полакомиться сыром) . Какой в этой басне нам автор показывает ворону? (глупая, наивная, доверчивая) . А лисица какая? (хитрая, коварная)

4. О какой басне мы сегодня говорили ?

Кто её написал? Какие басни Крылова вы знаете ?

После занятия можно предложить детям нарисовать или слепить героев басни .

Мы высоко ценим людей, добившихся выдающихся результатов в той или иной области. В деле написания басен непревзойдённый мастер – Иван Андреевич Крылов.

Появился будущий знаменитый баснописец на свет 2 февраля 1768 года. Детские годы маленького Вани были далеко не радужными. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, был бедным армейским офицером, по долгу службы вынужденный часто менять место своего пребывания.

Вскоре после рождения сына, в самый разгар Пугачёвского бунта он получил распоряжение отправиться в город Оренбург. Вскоре туда прибыла и его супруга, Мария Алексеевна вместе с сыном Ваней.

При защите Яицкой крепости от Пугачева, отец Крылова проявил лучшие свои качества, а после окончания военных операций перешёл на гражданскую службу. Его новое рабочее место – председатель губернского магистрата. Заниматься сыном ему было некогда, и все заботы о маленьком Ване легли на мать, Марию Алексеевну. Желая дать сыну хорошее образование, она договорилась с богатым помещиком Львовым, и Ваня начал посещать уроки учителя-француза вместе с барскими детьми. Однако учеба с иностранным учителем шла туго.

Но даже её пришлось бросить на одиннадцатом году жизни мальчика. Мария Алексеевна овдовела, и семья осталась без средств к существованию. Мать Крылова вынуждена была устроить сына на работу, подканцеляристом в суд, а в 12 лет мальчик был переведён на должность канцеляриста в тверской магистрат.

Свободного времени у юного Крылова оставалось по-прежнему много, и он любил проводить его на улицах и площадях города, среди простого народа. Его чуткое ухо улавливало остроты и шутки, он проявлял интерес к простонародным рассказам, прислушивался к говору обычных людей. Именно эти впечатления детства, простые русские лукавинки, прибаутки, услышанные в народе, навсегда запали в душу будущего литератора.

Воспитанием и образованием сына продолжала заниматься мать. Дальнейшему развитию юного Крылова помогали и книги, оставшиеся после отца. С усердием и интересом мальчик прочитывал всё подряд, не выбирая особо тематику. Иван Андреевич и сам решил попробовать себя на литературном поприще; и на пятнадцатом году жизни из-под его пера выходит комическая опера «Кофейница», созданная по образу и подобию тогдашних модных вещиц.

А между тем средств к существованию в семье по-прежнему катастрофически не хватало, и Мария Алексеевна принимает решение ехать в Петербург, в надежде выхлопотать себе пенсию и удачно пристроить сына.

Двадцать пять рублей в месяц – новое жалованье будущего поэта, получаемое им в казённой палате в Петербурге, куда он прибыл вместе с Марией Алексеевной в 1783 году. Денег немного, и приходилось на всём экономить.

Но это было ничто по сравнению со смертью матери, которой Крылов лишился в 1788 году. Для него это был большой удар. О матери, с большой сердечностью Иван Андреевич вспоминал до конца своих дней.

Написанная Крыловым «Кофейница» «не давала ему покоя» и он решил обратиться к владельцу типографии Брейткопфу с просьбой купить его произведение. Брейткопф заинтересовался и предложил плату за труд – шестьдесят рублей ассигнациями. Но сочинитель денег не взял, на всю сумму он решил набрать книг. Он предпочёл выбрать Расина, Мольера и Буало. Мольер и Буало стали впоследствии его учителями в плане изучения сатирических начал, а благодаря Расину Крылов проявил интерес к героям Греции и Рима.

Находясь под влиянием книг, а также посещения театральных спектаклей, Иван Андреевич выдаёт новое произведение – трагедию «Клеопатра». Эта вещь – подобие французским трагедиям. Судьба у пьесы осталась незавидной, её в пух и прах раскритиковал знаменитый актёр Дмитревский, к которому обратился Крылов за отзывом. Но, выслушивая критику актёра, Крылов одновременно получил и первые уроки словесности, которые пригодились ему в дальнейшем.

Детские и юношеские годы Крылова были непростыми. Но так, как сложились обстоятельства его жизни, именно они способствовали появлению того оригинального отпечатка, который в дальнейшем и определил характерную особенность басен Крылова.

Но до написания первой басни было ещё далеко. Лишь в 1806 году, в Москве, Крылов случайно знакомится с Иваном Ивановичем Дмитриевым, которому показывает две свои басни «Дуб и трость» и «Разборчивую невесту» (перевод из Лафонтена). Дмитриев сразу разглядел оригинальность бесенных произведений Крылова, всячески нахвалил начинающего баснописца и уговорил его не покидать этот род литературы.

Цели:

  1. Обобщить и проверить знания учащихся по творчеству И.А.Крылова;
  2. Развивать навыки грамотной речи, творческую инициативу учащихся, образное и логическое мышление, умение переключать и сосредотачивать внимание;
  3. Воспитывать интерес к творчеству И.А. Крылова, культу речи, творческое отношение к учению, чувство прекрасного.

Оформление:

1. Высказывания:

  1. Крылов - истинно народный поэт / А. С. Пушкин. /
  2. Поэт и мудрец слились в нём воедино /Н. В. Гоголь/
  3. … в его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум…. /В. Г. Белинский/

2. Детские иллюстрации к басням И. А. Крылова.

  1. Портрет И.А.Крылова. Худ. Брюллов, 1841г.
  2. Иллюстрации, лист 26
  3. Паст. Крылова, юбил. Медали, лист 34
  4. Лист 32, иллюст. к басням худ. Дезарно и Рачова
  5. Крылов на прогулке.
  6. Лист 27. Крыл. Пущк. 1 издание басен.
  7. Лист 36 - памятник в Летнем саду Санктъ-Петербурга.
  8. Детские игрушки, изображающие животных из басен Крылова.
  9. Маршрутный лист.

I. Организационный момент.

1. Приветствие. Целевая установка.

Слово учителя: Здравствуйте. Сегодня у нас с вами заключительный урок по творчеству И. А. Крылова. С произведениями этого писателя вы встретитесь, и то ненадолго, теперь только в старших классах.

Чтобы урок прошел интересно и помог запомнить полюбившиеся вам произведения, совершим заочное путешествие в Санктъ-Петербург, во время которого мы побываем и экскурсоводами, и биографами, и знатоками, и артистами.

2.Знакомство с маршрутом.

С.У.: Давайте познакомимся с маршрутом нашего путешествия. (Маршрутный лист)

3. Эмоциональный настрой

С.у.: Для путешествия сегодня день просто замечательный, настроение у всех отличное, гороскоп предсказывает удачу художникам, экскурсоводам, артистам, просто любителям басен И. А. Крылова. Некоторых из нас ожидает сюрприз.

II. Повторение изученного.

1. С. у: Сейчас мы находимся на сборном пункте, т.е. в начале нашего путешествия. Давайте проверим, как мы к нему готовы.

Вопрос: Чем знаменит И.А. Крылов?

Что мы о нём знаем?

А теперь познакомимся с тем, что говорили и писали о великом баснописце его современники. Совпадает ли наше представление о писателе с их мнением? Внимание на доску.

Что такое басня?

Чем она отличается от других литературных жанров? (мораль басни)

Как Крылов работал над баснями?

/Над баснями Крылов работал очень старательно и долго, отделывая их до совершенства. Не имея возможности в детстве получить образование, он самостоятельно выучил несколько европейских языков, а в 50 лет - и греческий. Друг Крылова Н.И. Гнедич, переводчик поэмы Гомера "Илиада”, читая свой перевод, не желал принимать критики Крылова. "Ведь ты не знаешь греческого языка; ну и молчи”, - сказал он другу.

Тогда Крылов выучил язык и, к изумлению Гнедича, доказал свою правоту, разбирая соответствующее место в подлиннике по-гречески. (А.Б.Галкин)/

Кого из баснописцев вы знаете ещё? (Ломоносов, Сумароков, Эзоп, Кантемиров)

С.у.: Молодцы. Я вижу: мы готовы к путешествию.

Какай день в году считается Днём памяти И.А.Крылова? Почему?

Интереснее всего его провести в Санктъ-Петербурге, в городе, в котором писатель провел самые лучшие и самые трудные дни своей жизни, в город, который он больше всего любил, в город, где очень любят дедушку Крылова и взрослые и дети.

III. Санктъ- Петербург. У Памятника Крылову.

1. Знакомство с памятником Крылову в Летнем саду Санктъ-Петербурга.

С.у.: Вы готовы отправиться в путь?

Пристегните ремни: мы воспользуемся уже привычным методом. Закрыли глаза. Слушаем мой голос и рисуем картину.

… Морозный день. Ощущается легкий ветерок. Парк, запорошенный снегом. Под ногами скрипит снежок. Мы идем по аллее. Остановились. Перед нами памятник с удивительным постаментом. Всматриваемся в него и узнаем. Мы в Летнем саду Санктъ-Петербурга. Открыли глаза.

Вопрос: Что это за памятник? (Какой памятник поставлен в Летнем саду Санктъ-Петербурга И.А.Крылову?)

Чем он отличается от других памятников, поставленных в других городах России?

Кто архитектор? (барельеф, герои басен Крылова).

С.у.: Обычно у памятников писателей в день Памяти произносятся торжественные речи или читаются стихи, отрывки из их произведений.

Как вы думаете, что предпочёл бы услышать И.А.Крылов? Почему вы так решили? (21 июня умер, а 22 раздавали его последний сборник родным, друзьям, близким)

2. Интонационный этюд 1.

Скороговорка: Шалунья мартышка сидит на вышке и бросает оттуда шишки.

1)

Произнести хором.

Повторить, только быстро.

2)

1 группа произносит, любуясь мартышкой, хваля её – так ловко у неё всё получается.

2 группа произносит, жалуясь на мартышку: "Она в меня бросает, а мне больно”

З. Чтение басен у памятника.

Вопрос: Как читаются произведения у памятников? (Выразительно, торжественно)

С.у.: Золотухина Катя написала своё стихотворение, посвящённое Ивану Андреевичу. Катя и откроет наши крыловские чтения.

Крылов – мой любимый писатель.
Нелегко пришлось ему жить:
Ведь отец его умер так рано,
Сам зарабатывать стал он на жизнь.
Сочинять научился он басни,
Негодяев высмеивать в них.
Басни Крылова любимы
За то, что живой их язык.
Много юмора в них и сатиры
И героев забавных, смешных.
Наделил он своих животных
Человеку присущей чертой:
Ведь лисица его – плутовка,
А волк – кровожадный злодей.

  • "Свинья под дубом”
  • "Слон и Моська”
  • "Осел и соловей”
  • "Лебедь, щука и рак”

4. Прощание с памятником.

С.у.: А теперь тихонечко постоим в Летнем саду, послушаем морозную тишину. Подумаем о прочитанных баснях. Прикоснёмся сердцем к творчеству Крылова.

IV. В картинной галерее.

1. Знакомство с картинами известных художников, посвящённых Крылову.

С.У.: Постояли, помечтали, и в путь. Закрыли глаза… Мы в автобусе... Перед нами мелькают улицы, мчатся машины, торопятся люди. Остановка. Огромное здание с парадным крыльцом. По краям небольшие колонны. Это музей. Открываем с трудом тяжёлую дверь. Тишина… Проходим по коридору. На стенах висят картины. Гулко

отдаются шаги в тишине. Слышно, как где-то тихонько журчит голос экскурсовода.

Открыли глаза. В картинной галерее нам потребуется экскурсовод, да не один. Дома вы подготовили словесные зарисовки на героев басен И. А. Крылова. Это поможет вам справиться с данной ролью.

Посетители галереи дослушивают описание до конца, не выкрикивают, а поднимают руку. После услышанного ответа экскурсовод показывает картину. Шуметь в музеях нельзя.

Вопрос: Для чего необходима тишина в музеях, на выставках? (Чтобы посетитель мог наедине побыть с творениями великих художников)

2. Рассказы экскурсоводов. (Проверка творческих работ учащихся).

V. В концертном зале.

1. С.у.: После тишины строгих комнат хочется шума и зрелищ, поэтому мы поторопимся в концертный зал, где встретимся снова с героями басен И. А. Крылова.

Заняли в автобусе свои места. Артисты уже проводят последнюю репетицию. Потренируемся и мы.

2. Интонационный этюд 2.

Разомнём свои язычки, пошумим. Почувствуем интонацию.

Скороговорка: На инструментах так, играли, что с инструментов струны содрали.

1)

Произнести хором.

Повторить, только быстро.

2)

1 группа произносит, объясняя почему на инструментах нет струн.

2 группа произносит, сердясь за то, что поломали инструменты.

3. Подготовка к концерту.

С.у.: Мы в театре. И нам нужен ведущий - очень сообразительный, быстро ориентирующийся в обстановке, с громким голосом. Кто это у нас? На сцену!

Вот здесь заявки на участие в концерте.

Пока наш конферансье составляет программу, мы эмоционально настроимся на концерт.

4. Эмоциональный настрой

СУ. Закрыли глаза. Из репетиционного зала мы быстро поднимаемся по мраморной лестнице. Входим в огромный зал, он полон зрителей, мы быстро и осторожно, чтобы не помешать другим, занимаем свои места. Звучит последний звонок. Смотрим на сцену. Медленно-медленно поднимается тяжелый бархатный занавес. На сцене ведущий концерта – конферансье.

Открыли глаза.

5) Концерт. (Во время "концерта” звучит выразительное чтение басен, показываются инсценировки)

Конферансье - Семёнова Настя открывает концерт своими стихами:

  1. "Зеркало и обезьяна”
  2. "Лисица и виноград”
  3. "Мартышка и очки”
  4. "Кукушка и петух”
  5. "Свинья под дубом”
  6. И другие по выбору учащихся.

В заключение программы Рябовол Дарина нам прочитает свои стихи.

Концерт наш открываем,
Крыловским басням посвящаем.
Иван Андреевич - наш кумир,
Своими баснями весь мир он покорил.

Увы, я не поэт, конечно,
И им, наверное, не стану.
Но хочется сказать стихами:
Конечно, жизнь не бесконечна.
Крылов же будет вечно
Среди народа с нами жить,
Пока с литературой будем мы дружить.
Его лиса, мартышка, волк
Всем преподносят нам урок.
И если басни будем мы читать,
Немножечко умнее можем стать

VI. Парад героев басен И.А.Крылова (парад игрушек).

А теперь парад героев басен И.А.Крылова (парад игрушек).

VII. Подведение итогов.

С.У. Время неумолимо. Нам пора возвращаться. Занимаем свои места. Пристегиваем ремни. Закрываем глаза. Дышим ровно и глубоко. Мы немного устали, но довольны своим путешествием. Все сложилось благополучно. Нигде не отстали, никого не обидели. Перед нами школьное крыльцо. Бегом по коридору, и мы в своем кабинете. Открываем глаза.

Подведем итоги путешествия.

1. Вопрос:

– Можно ли сказать, что басни И.А.Крылова устарели? Почему?

С.у.: Басни Ивана Андреевича Крылова (1769-1844) уже давно называют копилкой народной мудрости. И в нашей сегодняшней повседневности мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, смелость с трусостью, талант - с бездарностью. Не ушли в прошлое ни чинный и правильный труженик Муравей, ни легкомысленная бездельница попрыгунья Стрекоза, ни наперебой нахваливающие друг друга Петух с Кукушкой. А как злободневны ныне строки крыловской басни "Купец”:

  • Индивидуальное задание. Кто хочет стать биографом поэта?