(14.03.1930 — 10.04.2017)

Кирилл Владимирович родился 14 марта 1930 года в бессарабском селе Ташлык (ныне Каменское Арцизского района Одесской области Украины) в болгарско-армянской семье. В 1954-м окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Работал журналистом в Кишинёве (1954 — 1959), консультантом в правлении Союза писателей СССР (1959 — 1970), заместителем главного редактора журнала «Советская литература» (на иностранных языках, 1970 — 1972), заведующим отделом журнала «Литературное обозрение» (1972 — 1977), заведующим отделом критики журнала «Юность» (1977 — 1990), главным редактором издательства «Московский рабочий» (1992 — 2000), с 2001-го по 2013-й руководил программой интернет-журнал «Пролог» (Фонд СЭИП), с марта 2013 года — главный редактор журнала СПМ «Кольцо А».

Член Союза писателей СССР с 1956 года, секретарь Союза писателей Москвы с 1992 года. Член Русского ПЕН-центра. Член редколлегии альманахов «Муза», журнала «Юность». Лауреат литературной премии Союза писателей Москвы «Венец» (2000), премии еженедельника «Поэтоград» (2010), премии журнала «Дети Ра» (2014), заслуженный работник культуры РФ (2006). Как поэт публиковался с 1947. Печатался в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Континент», «Октябрь», «Юность», «Огонёк», «Арион», «Нева» и других.

Автор ряда книг стихов («Испытание», 1955; «Голоса», 1972; «После полудня», 1981; «Книга лирики», 1993; «Невидимый порог», 1999); «Тебе. До востребования», 2003; «Зёрна», 2005); «Избранная лирика», 2007) и прозы (роман «Лиманские истории», 1970; «Свеча на сквозняке», 1996; «Обратный отсчёт», 2004). К 80-летию писателя вышло «Литературное досье. Кирилл Ковальджи» (2010), сборник новых стихотворений «Дополнительный взнос» (2012), «Моя мозаика, или По следам кентавра» (2013), «Сонеты» (2014). Переводил поэтов Молдавии — Андрея Лупана, Ем. Букова, Г. Менюка, П. Боцу, и др.; поэтов Румынии — М. Эминеску, Дж. Кошбука, Н. Стэнеску, М. Сореску, М. Динеску, Лео Бутнару и др. Стихи и проза Кирилла Ковальджи переводились на ряд европейских языков, отдельные издания выходили в Румынии, Польше, Болгарии, Молдавии.

Себя раздаривавший щедро,

Как ливень, мудрый Ковальджи

Дыханием большой души

Отменно наполнял шедевры.

Что жил не как поэт - он сам

Блестящей формулою вывел.

Не ищущий банальных выгод,

Словесный созидает сад.

Поэту смерть едва ль страшна,

А для оставшихся - прореха

В пространстве…

Но творений эхо

Останется на времена.

Пёстрая, разная литературная молодёжь гудела в коридоре одного из домов, некогда принадлежавших махине Союза писателей СССР, (а шёл 93-й год - и развал всего шёл полным ходом), и появление Кирилла Владимировича Ковальджи сразу создавало ощущение гармонии и порядка: он, как ядро, был готов объединить всех молодых и рьяных… Некогда ведший студию при «Юности» - студию, ставшую весьма известной в литературном мире, Кирилл Владимирович попробовал возродить её на новом уровне…

Мелькают пёстрые клочки воспоминаний 24-летней давности: каждый из молодых тянул одеяло на себя, и любому хотелось лидерства, и хотя Кирилл Владимирович выступал в роли мудрой объединительной силы, студии не получилось уже: развал страны отзывался развалом в сердцах.

Уход таких людей, как Ковальджи, обедняет социум, ибо Кирилл Владимирович раздаривал себя щедро, как июльский ливень - его хватало на всё - из учеников его можно составить рать, а в гипотетическом собрании его сочинений (будет ли издано когда-нибудь?) сверкает много перлов.

Переводчик и педагог.

Первоклассный поэт.

Мудрый человек.

Невозможно представить, чтобы он кричал или гневался.

Он жил поэзией, и растворился в океане её, чтобы остаться многими трудами, эхо которых будет долго звучать в чутких сердцах.

Александр Балтин

Ш естидесятник ли поэт Кирилл Ковальджи? Конечно, в известной мере да (приверженность к животворным иллюзиям, ориентация на собеседника, внятность образного строя), - хотя как раз в 60-е он был в тени тогдашних эстрадных знаменитостей. «Я чаще попадал в обойму “и др.”... это “и др.” и был мой псевдоним», - признался со свойственной ему мягкой самоиронией поэт в недавнем интервью.

Трагические пути русской истории и, соответственно, русской поэзии XX века складывались таким образом, что внутренняя гармония и мироприятие стали редчайшими чертами подлинной лирики. В последние 70 лет они были отданы на откуп официозной рифмованной имитации и почти непоправимо скомпрометированы ею. Мы разучились видеть в созидательном оптимизме полноценное диалектическое чувство. Мы разучились уважать в лирике праздничность и гармонию (а ведь их великими носителями были Пушкин и Пастернак), забывая, что гармония, оптимизм и созидательная энергия вовсе не виноваты в обилии окруживших их суррогатов и подделок.

Кирилл Ковальджи - один из немногих в нынешней русской поэзии органичных выразителей психологической нормы, «добра и света». На фоне трезво симулированной патологии и артистично сыгранного бреда это представляется мне смелостью. Твердостью и верностью себе.

Ещё одна важная черта лирики Кирилла Ковальджи - детская, при всей умудрённости, открытость и непосредственность. Любовная лирика этого поэта вобрала в себя благородные черты его натуры: вслед за Пастернаком он мог бы сказать, что с ранних лет ранен женской долей. Его стихи о женщине полны рыцарской нежности и сострадательного, но никогда не мстительного, не разрушительного, не губительного жара. Даже самые трагические точки бытия - как, например, неодолимое одиночество всякой творческой личности — поэт обращает в источник силы.

Кирилл Ковальджи жил и живёт в слове и деле как подлинный интеллигент XX столетия — мудрый, неравнодушный, прошитый «нитями кровного родства» со всем окрестным миром, с отчей историей и отбрасывающий свою тень, как; написал он сам, только здесь и теперь. Он в стихе с достоинством разделяет общую участь, не теряя единственности и не кичась избранностью.

Татьяна Бек

Первоисточник: «Антология шестидесятников», 1994

Его публично называют «великим поэтом»

К ирилл Ковальджи - поэт, прозаик, критик, переводчик. Родился в Бессарабии в 1930 году. Автор многих книг. Живёт в Москве…

Когда в свежем выпуске современного журнала перечитываешь такую биографию долго живущего поэта, стыдишься своего младенческого многословия о себе любимом. Давно замечено: чем больше и значительнее поэт, тем короче о нём биографические справки литературных изданий. Эту цитату для пролога я выудил в последнем выпуске журнала «Дети РА».

Впрочем, сам поэт написал о себе гораздо больше и точнее:

«Я никогда не старался делать карьеру. Ни служебную, ни литературную. Работу мне всегда предлагали, я её не искал. А с поэтическими знаменитостями не заводил полезных знакомств, — что было, то делалось само собой. Заслуга ли это? Что мной руководило? Кроме всяких приятных объяснений, есть и одно не очень похвальное: избалованность. Я с детства привык, что меня любят, ценят, восхищаются моими способностями. Привычка распространилась и на взрослую жизнь, я верил (порой подсознательно), что моё от меня никуда не уйдёт, верней — моё ко мне само придёт. Рано или поздно. В общих чертах так оно и вышло, хотя моё имя не попадало (и не попадёт) в так называемый мейнстрим. Нормальным людям мои книги нравятся, зато многие профессиональные критики, хоть и свыклись с моим присутствием в литературе, «чувствуют», что мои новые сочинения можно не читать, я не делаю погоды. Например, Аннинский, Рассадин (которым я дарил книги), не говоря уже о молодых волчатах (которым я книги не дарил). С другой стороны — среди «поклонников» бывали курьёзы: публично называли меня великим поэтом…»

Ковальджи словоохотлив и в разговоре порой любит пококетничать, но его устное слово не случайно, оно отточено долгими годами литературной работы и на бумаге, и в устной речи… Это ощущается во всём.

Мы сидели за одним столом в братском ресторане с известными поэтами современности. Любителей поговорить было гораздо больше, чем отпущенного нам для разговора времени, но Кирилл Владимирович не педалируя, не делая акцента на старшинство, умело вставлял мини главки своей жизни в нужном месте, в нужное время, когда все затихали и были настроены только внимательно выслушать другого. И эта редкая среди поэтов и удивительная способность известного писателя никого не перебить, никому не навредить даже словом, жестом, мимикой, меня очаровала…

Он мне нравился всё больше и больше. Хотя первое утреннее рукопожатие неловкого знакомства было сдержанным и не предвещало теплоты продолжения встречи в течение дня. Застигнутый врасплох, Кирилл Владимирович уклонился от разговора с ранним гостем. Он был маленький, уютный, сдержанный, хотя в его интервью, которые я читал прежде, рисовался образ задиристого забияки, и это начитанное не совпадало с реальным столкновением с действующим поэтом. Я давно хотел с ним познакомиться. И никогда не предполагал, что это произойдёт в моём родном Братске, куда Кирилл Владимирович завернул с командой на финише Байкальского фестиваля поэзии в 2006 году.

И вот мы общались целый день - от утреннего рукопожатия до ужина, после совместного выступления в братском драмтеатре. Я - задавал вопросы (мало), слушал стихи (ой, как мало), прислушивался к его опыту литературной жизни (тут и вовсе образовался голод).

А ещё раньше влюбился в его тексты, порой очень простые, но такие ёмкие своим внутренним содержанием точности первоосновы слова. И расстались мы, обменявшись книжками. Он мне подарил последнюю - толстую, наполненную текстами своей жизни, а я протянул тоненькую, которую можно осилить за пять минут. Впрочем, не знаю - нашёл ли поэт эти пять минут? Многое из подаренного поэтами в поездках по стране, осталось непрочитанным в его библиотеке, признаётся он. И я не обижаюсь, надеясь, что его библиотека не простая, и кто-то когда-то разберёт эти книги и, может быть, наткнётся на мою маленькую…

Он уехал в Москву, а я остался в Братске читать его прозу и стихи, подчеркивая в книге очаровавшие меня страницы. В этом постоянно читающем состоянии нахожусь и по сей день… Великий ли Ковальджи поэт, я пока не знаю… Но Кирилл Владимирович каждый день отвечает на мои вопросы, на которые я сам пока не находил ответов ни в душе, ни в своих стихах…

Русский поэт, прозаик, литературный критик и переводчик. Главный редактор журнала «Кольцо А». Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2006).

Родился в бессарабском селе Ташлык (ныне Каменское Арцизского района Одесской области Украины) в болгарско-армянской семье. Его отец - Владимир Иванович Ковальджи (1901-1984) - был помощником нотариуса, бухгалтером, мать - Маргарита Николаевна Урфалова (Урфалянц; 1899-1985) - домохозяйкой. Детство К. В. Ковальджи прошло в Кагуле и Аккермане.

В 1954 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Работал журналистом в Кишинёве (1954-1959), консультантом в правлении Союза писателей СССР (1959-1970), зам. главного редактора журнала «Советская литература» (на иностранных языках) (1970-1972), зав. отделом журнала «Литературное обозрение» (1972-1977), зав. отделом критики журнала «Юность» (1977-1990), главный редактор издательства «Московский рабочий» (1992-2000), с 2001 по 2013 - руководитель программы интернет-журнал «Пролог» (Фонд СЭИП), с марта 2013 года - гл. редактор журнала СПМ «Кольцо А».

Член Союза писателей СССР с 1956 года, секретарь Союза писателей Москвы с 1992 года. Член Русского ПЕН-центра. Член редколлегии альманахов «Муза», журнала «Юность». Лауреат литературной премии Союза писателей Москвы «Венец» (2000), премии еженедельника «Поэтоград» (2010), премии журнала «Дети Ра» (2014), Заслуженный работник культуры РФ (2006).

Литературная студия Кирилла Ковальджи

Из литературной студии Кирилла Ковальджи вышли «сегодня вошедшие во все антологии и даже хрестоматии: Иван Жданов (недавняя премия Аполлона Григорьева), Александр Ерёменко (легендарный „Король поэтов“ восьмидесятых), Юрий Арабов (премия Каннского кинофестиваля за лучший киносценарий), Нина Искренко (у нас и в США, проходит поэтический фестиваль её имени), Алексей Парщиков (наш стенфордский магистр искусств, переведённый на двунадесять языков), Владимир Тучков (номинант последних то ли Букеров, то ли Антибукеров), а ещё Виктор Коркия, Марк Шатуновский, Владимир Друк, всех имен и регалий и не перечислишь.» (из статьи Евгения Бунимовича).

Студию Ковальджи посещали такие поэты, как Игорь Иртеньев, Вилли Брайнин-Пассек (в 1980-е), позднее Александр Переверзин, Елена Дорогавцева, Наталья Полякова, Елена Лапшина, Евгений Никитин и др. Традиции студии возрождались в 2007-2009 годах в Московском поэтическом клубе при Stella Art Foundation, председателем которого был Кирилл Ковальджи.

Творчество

Публикуется как поэт с 1947. Печатался в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Континент», «Октябрь», «Юность», «Огонёк», «Арион», «Нева» и других. Автор ряда книг стихов («Испытание», 1955; «Голоса», 1972; «После полудня», 1981, «Книга лирики» (1993), «Невидимый порог» (1999), «Тебе. До востребования» (2003) «Зёрна» (2005). «Избранная лирика» (2007).) и прозы (роман «Лиманские истории»(1970), «Свеча на сквозняке» (1996), «Обратный отсчёт» (2004). К 80-летию писателя вышло «Литературное досье. Кирилл Ковальджи» (2010). Сборник новых стихотворений «Дополнительный взнос» (2012). «Моя мозаика или По следам кентавра» (2013), "Сонеты" (2014). Переводил поэтов Молдавии - Андрея Лупана, Ем. Букова, Г. Менюка, П. Боцу, и др. поэтов Румынии - М. Эминеску, Дж. Кошбука, Н. Стэнеску, М. Сореску, М. Динеску, Лео Бутнару и др.

Стихи и проза Кирилла Ковальджи переводились на ряд европейских языков, отдельные издания в Румынии, Польше, Болгарии, Молдавии. На стихи К.Ковальджи написан ряд песен, в том числе: «Новогодний вальс» и «О Ленинграде», автор музыки - композитор Михаил Чистов.

К середине 12-го столетия в Киевской Руси сформировалось 15 малых и больших княжеств. К началу 13-го века их число увеличилось до 50-ти. Распад государства имел не только отрицательный (ослабление перед нашествием татаро-монголов), но и положительный результат.

Русь в период феодальной раздробленности

В отдельных княжествах и вотчинах начался бурный рост городов, стали формироваться и развиваться торговые отношения с Прибалтикой и немцами. Заметны были и изменения в местной культуре: создавались летописи, возводились новые сооружения и прочее.

Крупные регионы страны

В государстве было несколько больших княжеств. Такими, в частности, можно считать Черниговское, Киевское, Северское. Однако наиболее крупными считались три на юго-западе, Новгородское и Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке. Это были основные политические центры государства того времени. Стоит отметить, что все они имели свои отличительные черты. Далее поговорим о том, какими были особенности Новгородского княжества.

Общие сведения

До сих пор не совсем ясны истоки, с которых началось развитие Новгородского княжества. Древнейшие упоминания о главном городе региона относятся к 859-му году. Однако предполагается, что в то время летописцы не использовали погодные записи (они появились к 10-11 веку), а собирали те легенды, которые были наиболее популярны в народе. После того как Русь переняла византийскую традицию составления сказаний, авторы должны были составлять рассказы, самостоятельно прикидывая даты, до начала погодных записей. Разумеется, такое датирование далеко неточно, поэтому доверять ему полностью не следует.

Княжество "Новгородская земля"

Каким был этот регион в обозначает "новый называли укрепленные поселения, окруженные стенами. Археологами было найдено три поселения, находившихся на территории, которую занимало Новгородское княжество. Географическое положение этих районов указано в одной из летописей. Согласно сведениям, область находилась на левом берегу Волхова (там, где сейчас расположен Кремль).

С течением времени поселения объединились в одно. Жители соорудили общую крепость. Она и получила название Новгорода. Исследователем Носовым была развита уже существовавшая точка зрения о том, что историческим предшественником нового города было Городище. Оно располагалось несколько выше, недалеко от истоков Волхова. Судя по летописям, Городище являлось укрепленным поселением. В нем пребывали князья Новгородского княжества и их наместники. Местные краеведы даже высказывали достаточно смелое предположение, что в резиденции жил и сам Рюрик. Учитывая все это, можно вполне утверждать, что от этого поселения и пошло Новгородское княжество. Географическое положение Городища можно считать дополнительным аргументом. Оно стояло на балтийско-волжском пути и считалось в то время достаточно крупным торгово-ремесленным и военно-административным пунктом.

Характеристика Новгородского княжества

В первые столетия своего существования поселение было небольшое (по меркам современности). Новгород был полностью деревянным. Он располагался по двум сторонам реки, что было достаточно уникальным явлением, поскольку обычно поселения находились на холме и на одном берегу. Первые жители сооружали свои дома неподалеку от воды, но не вплотную к ней, из-за довольно частых наводнений. Улицы города строились перпендикулярно Волхову. Чуть позже их соединили "пробойными" переулками, которые шли параллельно реке. С левого берега возвышались стены Кремля. В то время он был намного меньше, чем тот, что стоит в Новгороде сейчас. На другом берегу в Словенском поселке располагались усадьбы и княжеский двор.

Русские летописи

Новгородское княжество упоминается в записях достаточно мало. Однако эти немногочисленные сведения имеют особую ценность. В летописи, датированной 882-м годом, рассказано о из Новгорода. В результате объединились два восточнославянских крупных племени: полян и ильменских славян. Именно с того времени и начинается история Древнерусского государства. Записи 912-го года говорят о том, что Новгородское княжество платило скандинавам в год по 300 гривен за поддержание мира.

Записи других народов

Новгородское княжество упоминается и в византийских летописях. Так, например, император Константин VII писал о руссах в 10-м веке. В скандинавских сагах также фигурирует Новгородское княжество. Самые ранние сказания появились со времен правления сыновей Святослава. После его смерти между двумя его сыновьями Олегом и Ярополком разгорелась борьба за власть. В 977-м году произошла битва. В результате нее Ярополк разгромил войска Олега и стал великим князем, посадив в Новгороде своих посадников. Был еще третий брат. Но опасаясь быть убитым, Владимир бежал в Скандинавию. Однако его отсутствие было сравнительно недолгим. В 980-м году он вернулся в Новгородское княжество с наемными варягами. Тогда он разгромил посадников и двинулся на Киев. Там Владимир сверг Ярополка с престола и стал Киевским князем.

Религия

Характеристика Новгородского княжества будет неполной, если не говорить о значении веры в жизни народа. В 989 произошло крещение. Сначала оно было в Киеве, а затем и в Новгороде. Власть усилилась за счет христианской религии и ее единобожия. Церковная организация была построена по иерархическому принципу. Она стала мощнейшим инструментом становления русской государственности. В год крещения в Новгород был прислан Иоаким Корсунянин (византийский священник). Но, надо сказать, что христианство не сразу прижилось. Многие жители не спешили расставаться с верой своих предков. Согласно археологическим раскопкам, многие языческие обряды сохранились вплоть до 11-13 столетий. А, например, Масленица празднуется и сегодня. Хотя этому празднику придана несколько христианская окраска.

Деятельность Ярослава

После того как Владимир стал киевским князем, он отправил в Новгород сына Вышеслава, а после его кончины - Ярослава. С именем последнего связана попытка избавиться от влияния Киева. Так, в 1014-м году Ярослав отказался платить дань. Владимир, узнав об этом, стал собирать дружину, однако в ходе подготовки внезапно умер. На престол взошел Святополк Окаянный. Он убил своих братьев: Святослава Древлянского и причисленных впоследствии к лику святых Глеба и Бориса. Ярослав был в достаточно трудном положении. С одной стороны, он был совершенно не против захватить в Киеве власть. Но с другой - его дружина была недостаточно сильна. Тогда он решил обратиться к новгородцам с речью. Ярослав призывал народ захватить Киев, вернув, таким образом, себе обратно все, что было отобрано в виде дани. Жители согласились, и через некоторое время в битве у Любеча Святополк был на голову разбит и бежал в Польшу.

Дальнейшее развитие событий

В 1018-м году вместе с дружиной Болеслава (своего тестя и короля Польского) Святополк возвратился на Русь. В битве они разбили основательно Ярослава (он бежал с четырьмя дружинниками с поля). Он хотел отправиться в Новгород, а затем планировал двинуться в Скандинавию. Но жители не дали ему это сделать. Они порубили все ладьи, собрали деньги и новое войско, дав возможность князю продолжать сражаться. В это время, уверенный в том, что достаточно крепко сидит на престоле, Святополк поссорился с польским королем. Лишенный поддержки, он проиграл битву на Альте. Ярослав после сражения отпустил новгородцев домой, дав им особые грамоты - "Правду" и "Устав". По ним они должны были жить. В течение следующих десятилетий Новгородское княжество также зависело от Киева. Сначала в качестве наместника Ярослав прислал своего сына Илью. Затем он отправил Владимира, который в 1044-м году заложил крепость. В следующем году по его велению было начато строительство нового каменного собора вместо деревянного Софийского (который сгорел). С того времени этот храм символизирует новгородскую духовность.

Государственный строй

Он складывался постепенно. В истории выделяется два периода. В первом существовала феодальная республика, где властвовал князь. А во втором - управление принадлежало олигархии. В течение первого периода в Новгородском княжестве существовали все главные органы госвласти. Высшими институтами считались Боярский совет и вече. Исполнительной властью были наделены тысяцкий и княжеский суды, посадник, старосты, волостели и управляющие волостелями. Вече имело особое значение. Оно считалось верховной властью и обладало здесь большей силой, чем в других княжествах. Вече решало вопросы внутри- и внешнеполитического характера, изгоняло или выбирало правителя, посадского и прочих должностных лиц. Оно также являлось высшей судебной инстанцией. Другим органом являлся Совет бояр. В этом органе сосредотачивалась вся городская система управления. В составе Совета присутствовали: именитые бояре, старосты, тысяцкие, посадники, архиепископ и князь. Власть самого правителя была значительно ограничена в функциях и объеме, но при этом, безусловно, занимала ведущее место в органах управления. Сначала кандидатура будущего князя обсуждалась на Совете бояр. После этого он приглашался для подписания договорной грамоты. В ней регламентировался правовой и государственный статус и обязанности властей по отношению к правителю. Князь проживал со своим двором в предместье Новгорода. Правитель не имел права издавать законы, провозглашать войну либо мир. Вместе с посадником князь командовал войском. Имевшиеся ограничения не позволяли правителям закрепляться в городе и ставили их в подконтрольное положение.

Наименования | Правители | Хронология Портал «Россия»

В период наибольшего развития доходила на север до Белого моря , а на востоке распространялась за Уральские горы . Охватывала почти весь современный северо-запад России .

Административное деление

Административно к концу Средневековья делилась на пятины , которые, в свою очередь, со второй половины XVI века делились на половины (пятин). Пятинное деление наложилось на более раннее - на волости , уезды (присуды), погосты и станы , причём, по данным летописей , основы этого административного деления заложила в X веке княгиня Ольга , которая установила в Новгородской земле места погостов и уроки . В «Повести временных лет » даётся определение как «великой и обильной земли».

После вхождения Новгородской земли в состав Русского государства территориальное деление было сохранено, а территории с конца XV века названы пятинами, прежде Новгородская земля делилась на земли, а в XII веке на ряды - носившие одинаковое название с пятинами - Вотьская земля, Обонежский и Бежецкий ряд, Шелонь, Дерева. В каждой пятине было по нескольку присудов (уездов), в каждом присуде (уезде) - по нескольку погостов и волостей .

Заселение

Заселение территории Новгородской земли началось в районе Валдайской возвышенности со времён палеолита и мезолита , вдоль границы Валдайского (Осташковского) оледенения , а на северо-западе Приильменья , в районе будущего территориального центра - со времён неолита .

Традиционно считается, что в VI веке сюда пришли племена кривичей , а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-Европейской равнины пришло племя ильменских словен . На этой же территории проживали финно-угорские племена , оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озёр. Трактовка дославянской топонимии как исключительно финно-угорской подвергается сомнению многими исследователями .

Время славянского заселения датируют, как правило, по типу курганных групп и отдельных курганов, расположенных на этой территории. Псковские длинные курганы - традиционно соотносят с кривичами, а курганы в форме сопки со словенами. Существует также так называемая Курганная гипотеза , исходя из которой возможны различные предположения о путях заселения этой территории.

Археологические исследования в Старой Ладоге и Рюриковом Городище показывают наличие среди жителей этих первых крупных поселений в том числе и скандинавов, традиционно называемых в древнерусских (средневековых) литературных источниках варягами .

Демография

История

Древнейший период (до 882 года)

Новгородская земля была одним из центров образования Древнерусского государства. Именно в Новгородской земле начала княжить династия Рюриковичей , и возникло государственное образование, получившее в историографии названия Новгородская Русь, Верхняя Русь, Поволховская Русь , от которого принято начинать историю русской государственности [ ] .

В составе Киевской Руси ( -)

В конце IX - начале X века (в летописной датировке в 882 году) центр государства Рюриковичей перемещается из Новгорода в Киев. В X веке Ладога подверглась нападению норвежского ярла Эрика. В 980 году новгородский князь Владимир Святославич (Креститель) во главе варяжской дружины свергнул киевского князя Ярополка . В 990-х Новгород отказался принять христианство, и встал за свою веру c волхвом верховным над славянами Богумилом Соловьём и Угоняем тысяцким. Новгород насильно с нечеловеческой жестокостью «огнём да мечом» был крещён : были убиты многие новгородцы, а весь город сгорел. В -1019 годах новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый свергнул киевского князя Святополка Окаянного .

Наибольшую угрозу новгородской независимости представляли владимирские князья (добившиеся усиления личной власти в своём княжестве после разгрома старого ростово-суздальского боярства в 1174-1175 годах), поскольку в их руках был эффективный рычаг воздействия на Новгород. Они несколько раз захватывали Торжок и перекрывали подвоз продовольствия из своих «низовых» земель.

Новгородцы также предпринимали походы в Северо-Восточную Русь, в частности, ещё под руководством Всеволода Мстиславича 26 января 1135 года бились у Жданой горы , а в 1149 году вместе со Святополком Мстиславичем разорили окрестности Ярославля и ушли из-за весеннего паводка, также в рамках борьбы против Юрия Долгорукого.

В 1392 году в Новгороде делегацией вендских городов был официально подписан Нибурский мир .

В 1610 году царь Василий Шуйский был низвержен и Москва присягнула королевичу Владиславу . В Москве образовалось новое правительство, которое начало приводить к присяге королевичу и другие города Русского государства. В Новгород был послан для приведения к присяге и для оберегания от шведов, явившихся в это время на севере и от воровских шаек И. М. Салтыков. Новгородцы и, вероятно, во главе их и Одоевский, бывший постоянно в хороших отношениях с новгородским митрополитом Исидором , имевшим большое влияние на новгородцев, да, по-видимому, и сам пользовавшийся среди новгородцев уважением и любовью, согласились не раньше впустить Салтыкова и присягнуть королевичу, чем получат из Москвы список с утверждённой крестоцеловальной грамоты; но и получив грамоту присягнули только после того, как взяли с Салтыкова обещание, что он не введёт с собой в город поляков.

Скоро в Москве и во всей России возникло сильное движение против поляков; во главе ополчения , поставившего своей задачей изгнать поляков из России, стал Прокопий Ляпунов , вместе с некоторыми другими лицами составивший временное правительство, которое, вступив в управление страной, начало рассылать и воевод по городам.

25 мая 1613 года начинается восстание против шведского гарнизона в Тихвине. Восставшие посадские люди отбили у шведов укрепления Тихвинского монастыря и выдерживали в них осаду до середины сентября, вынудив отряды Делагарди отступить. С успешного тихвинского восстания начинается борьба за освобождение Северо-Западной Руси и Новгорода, завершившаяся подписанием Столбовского мирного договора в 1617 году.

Несмотря на то, что после 882 года центр русской земли отодвигался в Киев, Новгородской земле удается сохранить свою независимость.

В 980 году новгородский князь лишает власти киевского князя при помощи варяжской дружины;

Во второй половине 12 века Владимиром Мономахом были приняты различные меры для укрепления позиций центральной власти в Новгородской земле. В 1117 году, несмотря на недовольство новгородских бояр, на престол в Новгороде взошел Всеволод Мстиславович.

Новгородские и , располагавшиеся на северо-западе, в 12 веке были в составе Киевской земли. В 1348 году Псков, входящий в состав Новгородской земли, стал большим торговым и ремесленным центром и отделился от Новгорода, став самостоятельной республикой.

Государственный и политический строй Новгородской феодальной республики

Главной политической особенностью Новгородской земли в 12 веке, являлась республиканская форма правления в отличие от других русских княжеских земель.

Высшим государственным органом Новгородской республики считалось (парламент-митинг).

Вече выбирало (изгоняло) князей, решало вопросы, касаемо войны и мира, составляло законодательные акты и свершало суд над руководителям высших исполнительных органов государственной власти.

Князь (как правило, из ) призывался на управление вечем. Князь являлся символом государства. Вместе с посадником князь выполнял судебные функции, назначал судей и судебных приставов.

Архиепископ - глава церкви, обладал некоторыми привилегиями, в том числе в суде, также он являлся председателем Боярского совета, называемый в Новгороде «Оспода», а в Пскове - «Господа».

Посадник - выбирался вечем на определенный срок, имел определенные судебные полномочия, решал вопросы, касаемо жизни Новгородской республики.

Экономика Новгородской земли

Большая часть населения в Новгороде занималась сельским хозяйством. До 13 века сельское хозяйство в Новгородской земле развивалось крайне медленно. Этому поспособствовали внешние факторы: низкая урожайность, эпидемии, гибель скота, набеги грабителей. В 13 веке подсеку (система земледелия, основанная на вырубке и выжигании леса) заменила новая трехпольная система, которая являлась более эффективной. Самым добываемым из зерновых тут была рожь. Также выращивались и другие зерновые. Выращивались и некоторые виды овощей. В Новгородских водах водилась рыба, которую успешно продавали. Было развито бортничество (промысел меда). Благодаря изобилию в Новгородских лесах разных видов зверей, Новгород считался огромным экспортером мехов в Европу.

Культура Новгородской земли

Новгородцы пользовались берестяными грамотами для передачи письменной информации. Новгородские стили архитектуры и живописи тоже широко известны. Основной религией тут было православие. Новгородский язык отличался от языка других русских княжеств, называемый «новгородским диалектом».

Падение Новгородской республики

С 14 века , Московское, и Тверское княжества пытались подчинить Новгород себе. Новгородская верховная власть была против сбора дани Москвой и просила поддержку у Литвы.

Московский князь встревоженный назревавшим новгородско-литовским союзом обвинил Новгород в предательстве и после Шелонской битвы (1471 г.), а также последующего совершенного им похода на Новгород в 1478 году способствовал присоединению Новгородской республики к . Благодаря этому, Москва унаследовала прежние отношения Новгородской республики с соседями. Территория Новгородской земли в эпоху Московского царства (16 - 17 вв.) разделялась на 5 пятин: Водскую, Шелонскую, Обонежскую, Деревскую и Бежецкую. С помощью погостов (единица административного деления) определялось географическое местоположение селений, и производился подсчет населения с их имуществом для подати.

21 марта 1499 года Великим князем Новгородским и Псковским стал сын Ивана 3 - . В апреле 1502 года Василий стал соправителем Ивана 3, а после его кончины в 1505 году - единоличным монархом.