Якуб Колас и Янка Купала – два известных всему миру писательских имени. Трудно переоценить роль национальных классиков: с них, собственно, и начинается литературная слава белорусского народа. И, уникальный случай: двух самобытных и очень разных художников связала и личная дружба, и литературная судьба, и Россия, и даже хронология: в 2012 году отмечается 130 лет со дня рождения Ивана Доминиковича Луцевича (настоящее имя Янки Купалы) и Константина Михайловича Мицкевича, взявшего псевдоним «Якуб Колас».

Жизнь этих поэтов невозможно представить без России: так, свой псевдоним Колас выбрал, будучи увлечённым творчеством народовольца Петра Якубовича, у которого одно из стихотворений посвящено колосу. Имя определило судьбу – будущий поэт отсидел четыре года в минской тюрьме за созыв нелегального учительского съезда (революционер Якубович провел на каторге 15 лет). Освободившись из заключения, Колас учился в Москве в Александровском военном училище, в годы Первой мировой войны служил в запасном полку в Перми. После Октябрьской революции поэт работает несколько лет инспектором народных училищ в Курской области.

Русская литература оказала решающее влияние на формирование творческого почерка Якуба Колоса. Уже будучи народным поэтом Белоруссии, он вернёт долг сторицей, переводя на родной язык «Полтаву» Пушкина и стихи Лермонтова.

Первые поэтические успехи Янки Купалы (в литературном псевдониме легко угадывается название народного славянского праздника) так же связаны с Россией: в 1909-1913 годах он учится в Санкт-Петербурге на подготовительных общеобразовательных курсах. В городе на Неве выходит его первые поэтические сборники - «Жалейка» и «Шляхам жыцця», стихи Купалы переводит один из основоположников русского символизма Валерий Брюсов. Молодой поэт варится в петербургском интеллектуальном котле, он знакомится с Александром Блоком, Владимиром Короленко, Константином Бальмонтом и др. В 1915 году Янка посещает Московский городской народный университет, но вскоре его призывают в армию - он служит в дорожно-строительный отряде в Смоленске. Благодарность великой русской литературе в сердце Купалы осталась навсегда: он перевёл на белорусский «Слово о полку Игореве», «Медный всадник» Пушкина, стихи Некрасова, Кольцова, басни Крылова.

Первая встреча Колоса и Купалы состоялась 100 лет назад на хуторе Смольня Столбцовского района Минской области (теперь это место – популярный туристический маршрут, в бывшей усадьбе Мицкевичей открыт литературный мемориальный комплекс). В свои тридцать оба поэта - яркие представители протестного крыла национальной интеллигенции, они говорят о тяжелой доле белорусского крестьянина, о ненавистных эксплуататорах, о гнете антинародной власти и о значимости революционных преобразований.

Сто лет спустя классики национальной литературы вновь встретились, но теперь уже в России. В Пушкинском заповеднике «Михайловское» открыта выставка «Янка Купала и Якуб Колас – белорусские песняры». Основу экспозиции составили художественные работы Василия Шаранговича, Георгия Поплавского, Арлена Кашкуревича, Михаила Басалыги, Ивана Романовского, Анатолия Александровича, Лазаря Рана. Работы этих мастеров вошли в золотой фонд белорусской книжной графики XX – начала XXI столетия.

С одним из участников выставки, художником Георгием Поплавским, который в этом году стал лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства, мы говорим о том, как повлияли белорусские классики на его творческую судьбу. Впервые Поплавский проиллюстрировал произведения Якуба Коласа в 1968 году. Он сделал офорты к поэме «Новая земля», принесшие ему Почётный диплом на конкурсе в Лейпциге «Самые красивые книги всего мира». Несмотря на международное признание, эта работа не удовлетворяла его, и тогда он решился на более свободную интерпретацию темы в одноимённом литографическом триптихе. Удачей художника стал один из лучших его листов – «Зёрна», где Поплавскому удалось создать глубокий по психологической трактовке образ крестьянина. «Стихи Купалы и Колоса позволили, словно на машине времени, перенестись в дореволюционную эпоху, осознать то тяжелое положение, в котором находились простые люди, - говорит художник. - Я изучал творчество белорусских классиков не только как любитель поэзии, но и как этнограф, находя в их произведениях необходимую мне предметность – во что люди одевались, чем питались, как выглядели их жилища. К подробности, достоверности изображения я стремился и в своих работах».

Стихи Янки Купалы вдохновили Поплавского на создание «Сеятеля», «Жнеи», «Песняра» в литографических листах «Мой край». Романтические мечты поэта и идеалы художника воплотились в собирательных образах, одновременно конкретных и символичных. Настоящее не стареет – иллюстрации к поэме Купалы «Она и я» и к «Избранному» Коласа остаются образцами графического искусства.

А что сегодня? Не «забронзовело» ли творчество белорусских классиков? О значимости поэтической традиции в современной культурной жизни Белоруссии мы говорим с Андреем Скоринкиным, автором и руководителем музыкально-театрального проекта - рок-оперы «Курган». В 1910 году Янка Купала написал поэму с таким названием. Андрей рассказывает: «Эти стихи волновали меня с детских лет, я не мог их читать без слёз. Купала - глубоко национальный поэт! В начале 60-х композитор Игорь Лученок написал кантату «Курган» для хора и симфонического оркестра. В 1978 году Владимир Мулявин с ансамблем «Песняры» преобразил ее в поэму-легенду «Гусляр». В юности я был увлечён этим произведением, знал его наизусть. Была выпущена пластинка, «Песняры» на гастролях показывали «Гусляра» по всему Советскому Союзу. Когда Владимира Мулявина не стало, это произведение ушло из репертуара. Но тема-то вечная! И я понял, что должен к ней вернуться, тем более, что меня об этом попросил Игорь Михайлович Лученок».

Андрей Скоринкин – поэт, образование получил в Москве на Высших литературных курсах, а ещё он родственник Янки Купалы, его дед по материнской линии, Петр Антонович Луцевич, был троюродным братом белорусского классика. В рок-опере «Курган» Андрей исполнил главную партию – арию Гусляра. Премьера состоялась в 2010 году, зрители приняли постановку тепло. «Курган» - подарок национальной интеллигенции белорусскому народу, опера возрождена и доработана без привлечения государственных средств. В роли Князя выступил руководитель «Сябров» Анатолий Ярмоленко (его даже гримировать не пришлось), лирическую партию исполнил солист ансамбля «Верасы» Ян Майерс, а Валентин Дудкевич, руководитель Государственного ансамбля танца, стал автором хореографической идеи. В июне 2012 года очередное представление «Кургана» состоялось в Молодечно, в рамках фестиваля Национального фестиваля песни и поэзии. Создатели рок-оперы выдвинуты на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства.

Для любителей музыки и поэзии возможность познакомиться с «Курганом» предоставила студия «Вигма», выпустив диск с записью рок-оперы. В постановке в роли рассказчика принял участие Валерий Анисенко, в то время директор театра Белорусской драматургии. Встреча с поэзией оказалась для Валерия Даниловича провиденциальной – вот уже несколько месяцев он работает директором и художественным руководителем Национального академического драматического театра в Витебске, который с 1944 года носит имя Якуба Коласа.

В 1977-м за спектакль «Сымон-музыка» (постановка В. Мазынского) по лиро-эпической поэме Коласа коллектив был награждён премией Ленинского комсомола Беларуси. В планах нового художественного руководителя вернуть на национальную сцену серьезность подхода отношения к жизни и творчеству: «К сожалению, репертуарная политика театра в последние годы выстраивалась на развлечении зрителя, преимущественно, на комедиях положений. В результате мы развратили и публику, и артистов. И это не только в нашем театре – таково веяние нового времени. Мы воспитали зрителей, отвыкших думать, они не знают, что такое слёзы потрясения от счастья или горя. Кругом сплошная «петросяновщина», куда подмешиваются записанные «насильно» аплодисменты. Пошлость абсолютная! Этого хватает и в Москве, я хорошо знаю российские театры».

Постановки в театре Якуба Коласа идут на белорусском языке, вот почему так важно развитие новой национальной драматургии. Чтобы жить, традиция должна иметь продолжение! Нам довелось побывать на репетиции спектакля «Лифт» по пьесе драматурга Юлии Чернявской. События происходят в замкнутом пространстве: в лифте застревают молодой человек и главная героиня. Перед зрителем разворачивается документальная драматургия сегодняшнего дня. Что роднит эту пьесу с произведениями белорусских классиков?! Прежде всего, острая социальность. «Надо, чтобы сегодняшние проблемы приходили с улицы на сцену, - убеждён Анисенко. – Для меня театр и искусство – положительный диагноз, свет в конце тоннеля, пусть даже через страдание, переживание и слёзы». Режиссер назвал имена талантливых современных белорусских драматургов: Николай Рудковский, Диана Балыка, Сергей Ковалёв, Елена Попова, Павел Пряжко, Сергей Гиргель… Некоторые из этих авторов получили международное признание, их ставят на зарубежных сценах, они получают престижные награды на известных театральных фестивалях. Как знать, может быть, впоследствии их именами тоже будут называть улицы и проспекты, библиотеки и театры?!

На Высших Литературных Курсах в Москве, в этой кузнице талантов (ВЛК, напомним, закончил Андрей Скоринкин, как, впрочем, и многие другие белорусские писатели) мы говорим о стихах национальных классиков с Валентином Сорокиным. Руководитель курсов, он много сделал для славянского единения не только как педагог, но и как поэт. В балладе «Аист» Сорокин размышляет об общности трёх народов и поэтических стихий: «И неспроста нащупывая трассу / Страстями, не на горе и беду, / Иду я, от Некрасова к Тарасу, / И от Тараса к Янко я иду».

Творчество Купалы и Коласа не только заложило основы национальной литературы, но и обогатило русскую культуру, языковую и музыкальную. Валентин Сорокин сумел сказать об этом поэтически-точно: «Чистейшая, рыдающая мова, / Сверкающие вишенки-слова, / Ты и сегодня выплываешь снова, / Как лебедь, из-под бела рукава».

Белорусская мова принадлежит белорусскому народу, а великие её письменники – всему миру. В своем творчестве Купала и Колос сумели выразить главное – стремление к красоте бытия, которое невозможно без правды и свободы. И потому неудивительно, что лаконичные слова из песни, написанные белорусской рок-групп «Ляпис Трубецкой» на стихи Янки Купалы «Хто ты гэткi?», сегодня популярны в русской аудитории: «Хлеба, солі! Зямлі, волі!», - скандирует молодежь на концертных площадках… Двойной юбилей удался – Янка и Якуб по-прежнему с нами, и участь забытых поэтов им пока не грозит.

Народный поэт Беларуси

Первый и самый народный поэт белорусской земли, заступник народных интересов, трибун национального Возрождения, он стал для белорусов литературным классиком и настоящим символом нации.

Творческая биография

Родился Янка Купала (Иван Луцевич) 25 июня (7 июля) 1882 года в фольварке Вязанка Вилейского уезда (теперь - Молодечненский район) в семье арендатора. Закончил Белорусское народное училище. После смерти отца в 1902 году занимался хозяйством, был учителем и писарем, приказчиком, практикантом и даже помощником винокура на частной пивоварне… Все это позволило ему изучить жизнь и обычаи земляков, народное творчество и фольклор.

К 26 годам среди его творческих наработок уже были первые стихи. На протяжении 1908-1913 годов один за другим в Петербургском издательстве «Загляне сонца і ў наша ваконца» выходят его поэтические сборники: «Жалейка», «Гусляр», «Шляхам жыцця». Параллельно Янка Купала работает в «Нашей ниве» - первой белорусской национальной еженедельной газете, где печатает стихи и заметки, критические статьи и передовицы. В 1914 году основатели газеты Александр Власов и братья Иван и Антон Луцкевичи предложили Янке Купале должность главного редактора, и он с охотой согласился, отдав этой работе два года.

К этому времени им уже были созданы произведения, которые станут бессмертными: поэмы «Адвечная песня» и «Сон на кургане», пьеса «Паўлінка».

В 1919 году он переезжает в Минск, и здесь из-под его пера выходят такие произведения, как «Раскіданае гняздо» и «Прымакі», «Магіла льва» и «Курган». Была среди этих произведений и «Тутэйшыя» - пьеса, которая принесет Янке Купале честь и славу, правда, через десятилетия. Он тонко и точно чувствовал глубинную сущность перемен в обществе и национальном сознании. Именно отражение этих перемен, показ процесса пробуждения белорусского народа и привели к тому, что трагикомедия «Тутэйшыя» почти 60 лет была под запретом для постановки и опубликования.

Жизнь поэта была наполнена не только творчеством, но и активной общественно-политической деятельностью, стычками с «сильными мира сего». Являясь кандидатом в члены и членом Центрального исполнительного комитета БССР, депутатом Верховного Совета республики, академиком Академии наук Беларуси и Украины, будучи награжден званием народного поэта БССР, тем не менее он всегда был «под прицелом» ОГПУ (потом - НКВД). Его пробовали склонить к сотрудничеству, заставить согласиться с ролью руководителя мифического Союза освобождения Беларуси, который якобы существовал в республике. В 1930 году Янка Купала предпринял попытку самоубийства, однако жена спасла его от гибели.

28 июня 1942 года, за несколько дней до своего 60-летия, поэт трагически погиб в Москве. Обстоятельства этой трагедии не выяснены до сих пор. В 1962 году урна с прахом белорусского классика перевезена в Минск и торжественно перезахоронена на Военном кладбище.

Музеи, улицы, чтения

О жизни и творчестве поэта сегодня рассказывают в Литературном музее Янки Купалы в Минске, в его филиалах в Вязанке, Левках, Хоруженцах, Яхимовщине. Именем поэта назван Институт языка и литературы Национальной Академии Наук Беларуси, Гродненский государственный университет, улица, парк и станция метро в Минске, проспект в Гродно, мемориальные заповедники в Вязанке и Левках, ландшафтный заказник в Окопах.

С 1959 года присуждается Литературная премия имени Янки Купалы (с 1965-го она имеет статус государственной).

Рассказать о жизни и творчестве первого народного поэта Беларуси призваны Купаловские чтения, которые со временем стали профессиональным форумом для обсуждения научных достижений и проблем купаловедения.

Памятники поэту установлены на его родине, в Вязанке, на Военном кладбище, в Минском парке имени поэта, в Левках, Радошковичах, Москве и Монро (США), существует мемориальная доска в Риге.

В статье рассмотрим, кем был Янка Купала. Это известный белорусский поэт, который прославился своим творчеством. Рассмотрим биографию этого человека, подробно остановимся на его творчестве, жизненном и карьерном пути. Янка Купала был довольно разносторонним человеком, который попробовал себя в роли редактора, драматурга, переводчика и публициста.

О ком идет речь?

Начнем с того, что герой нашей статьи занимался творчеством под псевдонимом. Настоящее его имя Иван Доминикович Луцевич. Это выдающийся белорусский деятель культуры, который считается представителем классического направления в литературе. Является лауреатом Сталинской премии первой степени, а также народным поэтом и академиком.

Детские годы

Будет логичным рассматривать биографию Янки Купалы с его детских годов. Мужчина появился на свет летом 1882 года в небольшом городке в Белоруссии. Семья была католической, очень религиозной. Родителями Ивана были бедные шляхтичи, которые арендовали землю для выращивания зерна и овощей. Однако род Луцевичей тянется от XVIII века.

Несмотря на это, детство мальчика прошло в постоянных трудностях. Он помогал отцу по дому и хозяйству. Регулярно приходилось тяжело трудиться, чтобы найти средства для проживания. Несмотря на то, что семья была шляхетского происхождения, она жила скромно и бедно. В 1902 году отец умер, и парню пришлось устроиться работать учителем. На его юные плечи свалилась забота о всей семье, и он стойко нес эту ношу. Также он пробовал себя в роли писаря, приказчика и т. д. Ему приходилось часто менять работу в поисках более высокой зарплаты, поэтому он перепробовал все, что только можно было. Он хватался за любой шанс работы, не чурался труда.

Был период, когда ему даже пришлось стать обычным рабочим на винном заводе. Там он трудился долгое время, несмотря на то, что тяжелая работа отнимала много свободного времени, и его практически не оставалось на то, чтобы заниматься самообразованием. Однако Янка Купала пытался уделять время саморазвитию, благодаря чему прочел все книги из отцовской библиотеки, которая была довольно богатой. В 1898 году герой нашей статьи закончил обучение в Народном училище.

Молодость

В 1908 году он переезжает в Вильнюс, где устраивается работать в редакцию белорусской газеты. Там он знакомится с прекрасной девушкой Владиславой Станкевич, которую в будущем назовет женой. Однако там же он встречает актрису Павлину Мяделку. Какое-то время он очень ею увлекался, и даже в честь девушки назвал главную героиню своей пьесы. Но это быстрое и мимолетное увлечение прошло, а позже завязались отношения с Владиславой.

Примерно в этот период жизни мужчина пишет стихотворение, которое его прославит и будет одним из самых известных. Он сочиняет стих под названием «А кто там идет?». Интересно, что изначально мужчина хотел назвать стих «Белорусы». На русский язык стихотворение было переведено Максимом Горьким, который назвал его суровым, но прекрасным. Именно Горький высказался о том, что это стихотворение будет народным гимном Беларуси. Так и случилось на самом деле.

После этого Янка Купала стихи писал еще активнее. Он творчески развивался и находился на пике вдохновения. Его творения переводили разные поэты, писатели и переводчики. По мотивам его стихотворения даже написали Национальный гимн Удмуртии.

Самосовершенствование

В 1909 году молодой человек начинает посещать общеобразовательные курсы А. Черняева в Питере. После этого, в 1915 году, он учится в Московском народном университете. Учебное заведение было основано благодаря влиянию довольно известного мецената Альфонса Шанявского и его семьи.

К сожалению, герой нашей статьи не смог закончить свое обучение, потому что началась мобилизация, связанная с Первой мировой войной. В 1916 году поэта призывают в армию, и он смело идет навстречу судьбе. Его определили в дорожно-строительный отдел, где он находился до начала Октябрьской революции. В это время поэт жил в Смоленске и работал.

Нежданно-негаданно он узнал о революции. С 1916 по 1918 гг. он не написал ни одного стиха. Позже в своем творчестве он обращался к вопросам существования человека и целого народа в исторические переломные моменты. Чтобы понять, как Янка видел этот период, необходимо обратиться к его стихотворениям, датируемым 1919 годом: «Для Отчизны», «Наследство», «Время», «Своему народу».

Когда закончилась революция, мужчина решил поселиться в Минске. Надо сказать, что советско-польская война не изменила его уклад жизни. Он стойко пережил польскую оккупацию и не покинул любимый город.

Публикации

Стихи Янки Купалы на польском языке активно публиковали в журналах и газетах. Первое стихотворение, которое он написал на белорусском языке, называлось «Моя доля». Считается, что оно было написано летом 1904 года. Дебютом поэта считают стих «Мужик», который был опубликован в 1905 году. Именно с него начался активный рост мужчины, как поэта. Для ранних творческих лет Янки характерны фольклорные темы.

В 1907 году он начинает активное сотрудничество с газетой «Наша Нива». Пишет несколько поэм, основная тема которых - угнетение крестьян и социальное неравенство.

Творчество

Два года, с 1911-го по 1913-й, Янка жил вместе со своими сестрами и матерью в семейном имении. Именно здесь он написал около 80 стихов, несколько пьес и поэм. Кстати, на сегодняшний день от этого имения остался только фундамент, небольшая беседка и старый колодец.

В 1912 году Купала пишет свою первую пьесу-комедию. Вскоре ее оставят на сцене в Питере, потом она появляется в театрах Вильнюса. До 1919 года он пишет еще несколько поэм, которые публика с восторгом принимает.

Поэт Янка Купала был свободолюбивым и вольным человеком, который следовал зову своего сердца. Его творчество изменилось после того, как началась Советская Эпоха.

В это время в его творчестве на первый план выходят мысли о светлом будущем. Поэт искренне верил, что белорусский народ заживет лучше, а советская власть сумеет провести коренные изменения и повысить уровень жизни людей.

Практически до Великой Отечественной войны он постоянно писал о светлом будущем. В этот период он выпустил несколько сборников, а именно «От сердца», «Песня строительству», «Наследство», «Тарасова доля» и т.д.

Самое интересное, что отношения с представителями Советской власти у поэта складывались не очень гладко. Это весьма странно, учитывая, что он в своем творчестве поддерживал режим.

Период с 1920 по 1930 гг. был очень сложным для поэта. Его обвинили в неблагонадежности, а газеты и журналы начали довольно жесткую травлю. Ему, в качестве основного обвинения, предъявляли националистический настрой. Говорилось о том, что в сложный исторический период он поддерживал движение национального освобождения Беларуси, и даже входил в состав.

Его долго и мучительно допрашивали в ГПУ, что итоге даже привело к попытке совершить самоубийство. В личных письмах он писал, что видимо у поэтов и писателей такая доля - быть непонятым и оболганным. Однако, чтобы избавиться от преследований и избежать различных проблем он написал открытое письмо. Сделать это его вынудило плохое состояние здоровье. Ивану был необходим покой, а не постоянные пытки и допросы. В письме мужчина признался во всех своих якобы совершенных грехах и публично пообещал, что больше не допустит таких ошибок.

Тем не менее стихи Янки Купалы - настоящий гимн, который утверждает права людей и народов на свою самобытность и путь развития.

Награды

Мужчина отмечен Сталинской премией первой степени, которую он получил в 1941 году за сборник под названием «От сердца». Зимой 1939 года он получил орден Ленина.

Творчество Янки Купалы в период Отечественной войны

Когда наступили военные действия, многие обратились к вселяющим надежду стихам поэта. Он мог словом вернуть людям мотивацию и побудить их бороться, сражаться. Поэтому Купала не прерывал свою творческую деятельность и активно писал патриотические стихи. Интересно, что они имели ярко выраженную антифашистскую направленность.

Поэт был вынужден уехать из Минска и поселиться в Печищах. Это небольшой населенный пункт, который находится возле Казани. Он попытался отстраниться от всего происходящего для того, чтобы сосредоточиться на своем творчестве. Как известно, поэтический талант автора формировался на основе классических традиций и белорусской литературы конца XIX века. Благодаря этому он смог органично соединить патриотические и народные мотивы, которые заряжали людей энергией и позволяли им с надеждой и уверенностью смотреть в будущее.

Переводчик

Помимо того, что Янка Купала писал собственные произведения, он активно занимался переводами. Так, именно он перевел «Слово о полку Игореве» на белорусский язык в 1919 году. Отметим, что это был первый литературный перевод данного произведения. Также он занимался переводами поэм Александра Пушкина, Тараса Шевченко, Николая Некрасова, Ивана Крылова, Марии Конопницкой и т. д.

Янка Купала перевел «Интернационал». Это международный гимн пролетариев. Ради справедливости надо отметить, что произведения самого автора тоже переводились на множество языков. Его сборники переводились даже на идиш.

Семья

Мужчина был женат на Владиславе Луцевич. В браке не было детей, но пара прожила долгую и счастливую жизнь. У поэта еще была сестра Леокадия Романовская.

О личной жизни мужчины практически ничего неизвестно, потому что при жизни он старался не распространяться о ней. Жена тоже избегала публичных заявлений и интервью.

Интересно, что в одном из редких публичных выступлений, она рассказывала, что при первой встрече будущий муж не произвел на нее совершенно никакого впечатления. Семья Янки Купалы состояла из его жены, сестры и родителей. До сих пор точно неизвестно, почему в паре не было детей. От того ли, что супруги не хотели, а может и по другим причинам.

Гибель

Причина смерти Янки Купалы до сих пор остается довольно туманным вопросом.

Итак, начнем с того, что в июне 1942 года поэт остановился в гостинице «Москва». Именно там он совершенно неожиданно умер. Изначально предполагали, что он был в состоянии алкогольного опьянения, из-за этого упал с лестницы. Но это совершенно необоснованная версия по той простой причине, что мужчина никогда не пил и имел серьезные противопоказания касательно алкоголя.

Также подозрительно, что всего за несколько часов до своей загадочной смерти он был очень веселым, радостным и полным надежд. Он общался с друзьями, угощал их и всячески зазывал на свой будущий юбилей. Именно поэтому известие о гибели шокировало всех, кто его знал. Никто не поверил, что он действительно мог оступиться на лестнице между девятым и десятым этажом. Однако смерть наступила мгновенно.

На сегодняшний день практически никто не верит в официальную версию гибели поэта. До сих пор ходят слухи о том, что он погиб не случайно. Были версии, связанные с самоубийством или убийством. Однако первый вариант маловероятен, потому что тот период жизни мужчины был довольно интересным и насыщенным, и у него не было причин для того, чтобы покончить с собой. Он переживал гораздо более худшие времена.

Существует версия, согласно которой мужчину незадолго до смерти видели в компании женщины. Утверждают, что это была та самая Павлина Мяделка - увлечение юности.

Изначально поэта похоронили на Ваганьковском кладбище в столице России. Однако на сегодняшний день могила Янки Купалы находится в Минске на военном кладбище. Прах поэта был перенесен туда в 1962 году. Рядом с ним лежит его мать, которая умерла на следующий день после того, как скончался ее сын. Она не знала о его трагической кончине, и погибла в оккупированном Минске. Над могилой поэта возвели большой красивый мемориал.

Память

Поэт был увековечен в истории. В 1982 году о нем вышла биографическая книга из серии «Жизнь замечательных людей». В честь поэта назвали большое количество улиц и населенных пунктов, а также различных организаций в Белоруссии.

В Минске в его честь названы: Национальный Академический театр, городская библиотека, станция метро, парк, институт литературы. Во многих городах Беларуси есть улицы, названные в его честь, также они есть в России, Украине. В израильском городе Ашдоде есть площадь Янки Купалы, которая была переименована в его честь 2012 году. В Польше также есть улицы, названные в честь поэта. В 2003 году было издано полное собрание произведений автора, которое выпустили в 9 томах.

Действует литературный музей Янки Купалы в Минске, который был открыт в 1945 году. Филиалы этого музея есть на хуторе Акопа. Небольшой музей, посвященный творчеству и жизни поэта, есть в селе Печищи.

Памятники

Памятники выдающемуся поэту установлены в Минске, Москве, в родном селе Вязынка. Также памятник установлен в Гродно и Арайпарке (США).

В 1992 году Российский банк выпустил медно-никелевую монету, номиналом 1 руб., посвященную 110-летию со дня рождения поэта. В 2002 году национальный Белорусский банк выпустил медно- никелевую монету, номиналом 1 руб., посвященную 120-летию со дня рождения великого укротители литературы. В честь мужчины также была написана музыкально-театральная опера, принадлежащая руке Андрея Скоринкина.

Творчество поэта и его биография не раз экранизировались. Так, он упоминался в тех или иных фильмах в 1952, 1971, 1972, 1981 годах. В 2007 году вышел мюзикл «Павлинка», режиссера Александра Бутора.

Интересно, что у группы есть две песни, написанные на стихи Янки Купалы.

Подводя итог отметим, что мужчина был прекрасным поэтом и смелым человеком, который не боялся следовать за своей мечтой вопреки всему. Ему не раз приходилось сталкиваться с притеснениями и унижением, но он стойко отстаивал права народа.

Он не шел напролом, умел вовремя промолчать, но тем не менее никогда не отказывался от своих основополагающих идей и мыслей. Считал своим долгом поддерживать народ и возрождать его боевой дух. За это его любили не только в Беларуси, но и по всему миру.

Невероятно, что память о Янке Купала есть в разных уголках планеты до сих пор. Он сделал огромный вклад не только в белорусскую, но и мировую литературу, который невозможно переоценить. К сожалению, этот выдающийся человек погиб в возрасте 60 лет. Возможно, он бы написал еще большое количество поэм и стихотворений, которые радовали и восторгали публику. Нам остается только беречь память о поэте и популяризировать его творчество среди молодежи.


Янка Купала
Родился: 25 июня (7 июля) 1882 года.
Умер: 28 июня 1942 (59 лет) года.

Биография

Янка Купала (настоящее имя Иван Доминикович Луцевич, белор. 25 июня (7 июля) 1882 - 28 июня 1942) - белорусский поэт, драматург, публицист.

Классик белорусской литературы. Народный поэт БССР (1925). Академик АН БССР (1928) и АН УССР (1929). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Родился 25 июня (7 июля) 1882 года в деревне Вязынка (ныне Молодечненского района Минской области Беларуси) в семье Доминика Онуфриевича Луцевича и Бенигны Ивановны Луцевич (дев. Волосевич).

Родители были обедневшие белорусские шляхтичи, арендовавшие земли в помещичьих угодьях. Род Луцевичей известен с начала семнадцатого века. Дед поэта арендовал землю у Радзивиллов, но был ими изгнан с родных мест. Этот факт лёг в основу купаловской драмы «Раскіданае гняздо».

В детстве будущему поэту приходилось много помогать отцу, который, несмотря на своё шляхетское происхождение, по сути принадлежал к числу безземельных крестьян и вынужден был обрабатывать съёмные участки (у Здзеховских и др.), платя крупные суммы в качестве аренды за использование угодий.

После смерти отца в 1902 году работал домашним учителем, писарем в помещичьем имении, приказчиком и на других работах. В обнаруженной в белорусском Национальном историческом архиве анкете призывника Луцевича Ивана Доминиковича указаны его вероисповедание - римско-католическое и национальность - русский.

Позже Иван устроился чернорабочим на местный винокуренный завод, где продолжал трудиться в поте лица. Хотя тяжёлая работа отнимала у молодого человека много времени, ему удавалось выкраивать свободные часы на занятие самообразованием; таким образом, вскоре будущий Янка Купала ознакомился практически со всеми книгами из отцовской и помещичьей библиотек. В 1898 году закончил народное училище в местечке Беларуч.

В 1908-1909 годы жил в Вильне, где работал в редакции первой белорусской газеты «Наша Ніва». Там же познакомился с будущей женой - Владиславой Станкевич - и актрисой Павлиной Мядёлкой, которой Купала одно время был сильно увлечен и в честь которой назвал героиню своей первой пьесы - комедии «Паўлінка».

В 1909-1913 годах начинающий поэт учился в Санкт-Петербурге на подготовительных общеобразовательных курсах А.Черняева, затем в 1915 году проучился в Московском городском народном университете, который был основан на средства известного в Российской империи золотопромышленника и мецената Альфонса Леоновича Шанявского и его жены в 1908 году; университет находился в Москве и носил имя мецената.

Янка Купала поступил в народный университет в сентябре, однако его намерениям продолжить учёбу помешала всеобщая мобилизация, объявленная в связи с наступлением Первой мировой войны. Уже в начале 1916 года поэта-студента призвали в армию и тот поступил в дорожно-строительный отряд, в составе которого работал вплоть до наступления событий Октябрьской революции.

В это время Янка Купала обосновался в Смоленске, работал в сфере строительства дорог, где его и застала врасплох революционная стихия. В период с 1916 по 1918 годы им не было создано ни одного произведения, однако позже Янка Купала в своей лирике обратился к теме выживания отдельной личности и народа в целом в годину исторического перелома. Следует упомянуть такие программные произведения послевоенно-революционного периода, как «Время», «Для отчизны», «Наследство», «Своему народу», которые датируются 1919 годом.

После революции Янка Купала поселился в Минске. События Советско-польской войны существенно не повлияли на образ жизни поэта: он пережил годичную польскую оккупацию Минска, в котором и остался жить до следующей войны.

Первые публикации

Первые произведения Купалы - несколько лирических стихотворений на польском языке, опубликованы в 1903-1904 годах в журнале «Ziarno» («Зерно») под псевдонимом «К-а». Первое стихотворение на белорусском языке - «Мая доля» (датируется 15 июля 1904 года). Стихотворение «Мужык», опубликованное в 1905 году в минской газете «Северо-Западный край», можно считать успешным дебютом в печати и началом восхождения Янки Купалы на литературный белорусский олимп. Его ранние стихи типичны для фольклора в белорусской поэзии XIX века.

С 1907 года Янка Купала начинает первое кратковременное сотрудничество с газетой «Наша Ніва». В 1906-1907 годах написаны поэмы «Зімою» (Зимой), «Нікому» (Никому), «Адплата каханнем» (Отплата любовью), 18 декабря 1908 году «Наша Ніва» публикует поэму «У Піліпаўку». В том же году закончена работа над поэмами «Адвечная песьня» и «За што?». Тема этих произведений - социальная несправедливость и гнет помещиков.

Виленский и петербургский периоды

Осенью 1908 года Купала переехал в Вильно, где продолжал работу в редакции «Нашай Нівы». В виленский период пишется множество известных стихотворений: - «Маладая Беларусь», «Заклятая кветка» (Заговоренный/заколдованный цветок), «Адцьвітаньне» и другие, «Наша Ніва» публикует их у себя.

В 1908 году в Петербурге издан первый сборник Купалы под названием «Жалейка» («Дудочка»). В конце года Санкт-Петербургский комитет по делам печати при МВД решил конфисковать сборник как антигосударственный, а его автора - привлечь к ответственности. Вскоре арест был снят, но в 1909 году тираж книги повторно конфискован, уже по приказанию Виленского генерал-губернатора. Чтобы не испортить репутацию «Нашей Нівы», Купала прекратил работу в редакции. Тем не менее, петербургский период его жизни и творчества можно назвать одним из самых успешных и продуктивных: в первую очередь потому, что Янке Купале довелось свести знакомства со многими представителями белорусской интеллигенции, например, оформившимся как поэт и снискавшим себе славу к началу 1910-х годов Якубом Коласом и Э. Пашкевич , которая работала под псевдонимом Тётка. Ещё в Вильно поэт познакомился с выдающимся деятелем русского символизма В. Я. Брюсовым, который обратил внимание на активно публикующегося автора и изъявил неподдельный интерес к его поэтическому творчеству. Позже Брюсов и Янка Купала продолжили тесно сотрудничать на литературных собраниях в Петербурге; Брюсов стал первым русским автором, который начал переводить белорусского поэта на русский язык.

В конце 1909 года Купала уехал в Петербург, где проживал по адресу 4-я линия, 45. 8 июля 1910 года отдельной книгой вышла поэма «Адвечная песьня» (Вечная песнь), а 13 марта 1910 года - сборник «Гусьляр» (Гусляр). В апреле 1910 года была завершена поэма «Курган», а в августе того же года - драма «Сон на кургане», одно из величайших творений Янки Купалы, символ бедного существования народа в тогдашней Беларуси, попытка выявить его глубинные причины. Отдельным изданием поэма была опубликована в 1912 году в Санкт-Петербурге.

В 1911-1913 годах Купала жил с матерью и сестрами в имении Акопы. В Акопах мать Купалы, Бенигна Луцевич, арендовала помещичий хутор. Здесь написано более 80 стихотворений, пьесы «Паўлінка», «Тутэйшыя», «Раскіданае гняздо», поэмы «Магіла льва», «Бандароўна» и др. На сегодняшний день от хаты Луцевичей сохранился лишь фундамент, колодец и беседка.

3 июня 1912 года Купала завершил первую свою пьесу-комедию «Паўлінка», которая в том же году была издана в Санкт-Петербурге, затем поставлена на сцене сперва в Санкт-Петербурге, затем в Вильно. В июне 1913 года в Акопах завершена историческая поэма «Бандароўна», следом за ней - поэмы «Магіла льва», «Яна і я», а также комедийная пьеса «Прымакі». Тогда же была написана драма «Разорённое гнездо» (1913), опубликованная в Вильне в 1919.

Весной 1913 года был издан третий сборник Купалы - «Шляхам жыцця» (Дорогой жизни), в который была включена драматическая поэма «На папасе». Осенью 1913 году Купала возвратился в Вильно, где сначала работал секретарем Белорусского издательского товарищества, а потом вновь работал в «Нашей Ніве». С 7 апреля 1914 года Купала стал редактором газеты.

С наступлением советской эпохи лирические настроения Янки Купалы подверглись некоторым изменениям. На первый план в его стихотворениях вышел мотив ожидания светлого будущего; поэт возлагал искренние надежды на коренные изменения в жизни белорусского народа под влиянием новой эпохи. На протяжении двух следующих десятилетий (вплоть до наступления Великой Отечественной войны выходили в свет следующие лирические сборники белорусского поэта: «Наследство» (1922), «Безымянное» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), «От сердца» (1940), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и некоторые другие.

Несмотря на издания оптимистически настроенных поэтических сборников, отношения между белорусским поэтом и советской властью складывались отнюдь не безоблачно. Не всё казалось таким однозначным: в течение десятилетия (с начала 1920-х до начала 1930-х) Янка Купала был вынужден, без всякого преувеличения, пройти через множество страданий. Сперва последовало несправедливое обвинение в неблагонадёжности, в советских СМИ по указанию обвинителей свыше началась методичная травля поэта. Главным обвинением, которое выдвигалось Янке Купале, были националистические воззрения: якобы в непростой исторический период конца 1910-х годов Янка Купала всячески поддерживал Организацию Национального освобождения Белоруссии и «запятнал» себя вхождением в её состав. Пьеса «Тутэйшыя» была запрещена за национализм. Её перевод на польский язык вызвал протест польских шовинистов. Поэт не избежал длительных, изнурительных допросов в ГПУ, попытки самоубийства. В письме на имя председателя правительства БССР Александра Червякова Купала писал: «Видно, такая доля поэтов. Повесился Есенин, застрелился Маяковский, ну и мне туда за ними дорога». В итоге, дабы избежать дальнейших нежелательных разбирательств, которые могли окончательно подорвать его и без того подкосившееся здоровье, поэт опубликовал покаянное «Открытое письмо», в котором вынужден был повиниться во всех грехах и пообещать, что подобных идеологических ошибок больше не повторится. После написания этого письма блюстители идеологической нравственности, наконец, оставили в покое Янку Купалу. И всё-таки, несмотря на несколько стихотворений, которые тематически были посвящены апологии «отца народов», Янка Купала, как было отмечено выше, создал ряд поэтически ценных лирических произведений, в которых не переставал отстаивать право народа на самобытность, на развитие по традиционному направлению в условиях нового времени.

Переводы

Помимо собственных стихотворных сочинений, Янка Купала занимался активной переводческой деятельностью. В частности, им на белорусский язык было переведено «Слово о полку Игореве». Прозаический перевод древнерусского памятника был выполнен поэтом в 1919 году; это был первый литературный перевод «Слова…» на белорусский язык.

Занимался другими переводами: поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», ряда стихотворений и поэм Т. Г. Шевченко, некоторые произведения Н. А. Некрасова, И. А. Крылова, А. В. Кольцова, А. Мицкевича, Владислава Сырокомли, М. Конопницкой, Ю. И. Крашевского, В. Броневского, Е. Жулавского и других знаковых поэтов прошлых эпох.

Также перевёл «Интернационал», польский текст в пьесах В. Дунина-Марцинкевича «Идиллия» и «Залёты», либретто оперы «Галька» С. Монюшки.

Произведения самого Янки Купалы были переведены на языки многих народов СССР и зарубежных стран. Так, например, в БССР 1920-30-х годов его произведения часто печатались в периодической печати на языке идиш; в 1936 году в Минске вышел сборник стихов Янки Купалы в переводе на идиш З. Аксельрода.

Музеи

В 1945 году в Минске открыт музей Купалы. Филиал столичного Литературного музея Янки Купалы открыли в 2 км от хутора Акопы - в деревне Хоруженцы (к 110-летию со дня рождения). Музей Янки Купалы в селе Печищи около Казани.

Памятники

Памятник Янке Купале в Минске
Памятник Янке Купале в Москве
Бюст Янке Купале на родине поэта в дер. Вязынка
Памятник Янке Купале в купаловском заповеднике «Левки»
Памятник Янке Купале возле филиала «Акопы» литературного музея Янки Купалы в Хоруженцах
Надгробный памятник на Военном кладбище в Минске
Памятник-бюст поэта в Арайпарке (США)
Памятный знак в честь Янки Купалы на одноименной площади в израильском городе Ашдоде (установлен в 2015)

.

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА

Учреждение образования

Минский государственный профессионально-технический

колледж электроники

Производственное обучение «Компьютерный практикум»

Выполнила:

учащаяся гр. 372 С

А.В.Дрожжа

Проверила:

мастер производственного обучения

Г.Ф.Босянок


1.ВВедение 5

Краткая характеристика Янки Купалы 6

2. Биография 7

2.1.Детство и юность 7

2.2.Первые публикации 8

2.3.Виленский и петербургский периоды 8

3.Перипетии советской эпохи 9

3.1.Награды и премии 10

4.Публицистическая деятельность в Великую Отечественную войну 10

5.Переводы 11

6.Загадочная смерть 11

7.В произведениях культуры 11

8.Объекты, названные в честь Янки Купалы 11

9.Библиография 12

9.1.Сборники стихов 12

9.2.Поэмы 12

9.3.Пьесы 12

9.4.Переводы 12

10.Интересные факты 13

Список литературы 14

Приложение 15

    ВВедение

Я́нка Купа́ла (настоящее имя Ива́н Домини́кович Луце́вич, белор. Іва́н Даміні́кавіч Луцэ́віч; 7 июля (25 июня) 1882, Вязынка, Минская губерния, Российская империя (ныне Молодечненский район, Минская область) - 28 июня 1942, Москва) - классик белорусской литературы (в том числе и белорусской советской), народный поэт Белоруссии (с 1925 года), драматург, публицист, академик АН БССР (с 1928) и АН УССР (с 1929). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

    Краткая характеристика Янки Купалы

Имя при рождении: Іван Дамінікавіч Луцэвіч

Псевдонимы: Адзін з «парнасьнікаў»; Вайдэльота; Здарэнец; Левы; Марка Бяздольны; Ня-Гутнік; Стары Мінчук; Янук з-пад Мінска; Янук Купала; К.; І.К.; Я. К.; К-а; Л.; І.Л.; Л.І.

Место рождения: д. Вязынка, Минская губерния, Российская империя (ныне) Молодечненский район Минской области

Место смерти: Москва, СССР

Род деятельности: прозаик, поэт, драматург

Годы творчества: 1903-1940

Язык произведений: белорусский

Премии:

Награды:

    Биография

    1. Детство и юность

Родился 7 июля (25 июня по старому стилю) 1882 году в деревне Вязынка под Минском. Родители были обедневшие шляхтичи, арендовавшие земли в помещичьих угодьях. В детстве будущему поэту приходилось много помогать отцу, который по сути, несмотря на своё шляхетское происхождение, принадлежал к числу безземельных крестьян и вынужден был обрабатывать съёмные участки, платя крупные суммы в качестве аренды за использование угодий. После смерти отца в 1902 году работал домашним учителем, писарем в помещичьем имении, приказчиком и на других работах. В обнаруженной в белорусском Национальном историческом архиве анкете призывника Луцевича Ивана Доминиковича указаны его вероисповедание - римско-католическое и национальность - русский. Позже Иван устроился чернорабочим на местный винокуренный завод, где продолжал трудиться в поте лица. Хотя тяжёлая работа отнимала у молодого человека много времени, ему удавалось выкраивать свободные часы на занятие самообразованием; таким образом, вскоре будущий Янка Купала ознакомился практически со всеми книгами из отцовской и помещичьей библиотек. В 1898 году окончил народное училище в местечке Беларуч. В 1908-09 г.г. жил в Вильно, где работал в редакции первой белорусской газеты "Наша Ніва". Там же познакомился с будущей женой - Владиславой Станкевич и актрисой Павлиной Мядзёлкой, которой Купала одно время был сильно увлечен и в честь которой назвал героиню своей первой пьесы-комедии "Паулінка". С 1909 по 1913 году начинающий поэт учился в Санкт-Петербурге на подготовительных общеобразовательных курсах А.Черняева, затем в 1915 году проучился в Московском городском народном университете, который был основан на средства известного в Российской империи золотопромышленника и мецената Альфонса Леоновича Шанявского и его жены в 1908 году; университет находился в Москве и носил имя мецената. Янка Купала поступил в народный университет в сентябре, однако его намерениям продолжить учёбу помешала всеобщая мобилизация 1 , объявленная в связи с наступлением Первой мировой войны. Уже в начале 1916 года поэта-студента призвали в армию и тот поступил в дорожно-строительный отряд, в составе которого работал вплоть до наступления событий Октябрьской революции. В это время Янка Купала обосновался в Смоленске, работал в сфере строительства дорог, где его и застала врасплох революционная стихия. В период с 1916 по 1918 годы им не было создано ни одного произведения, однако позже Янка Купала в своей лирике обратился к теме выживания отдельной личности и народа в целом в годину исторического перелома. Следует упомянуть такие программные произведения послевоенно-революционного периода, как «Время», «Для отчизны», «Наследство», «Своему народу», которые датируются 1919 годом. После революции Янка Купала поселился в Минске. События Советско-польской войны существенно не повлияли на образ жизни поэта: он пережил двухлетнюю польскую оккупацию Минска, в котором и остался жить до следующей войны.

      Первые публикации

Первые произведения Купалы - несколько лирических стихотворений на польском языке, опубликованы в 1903 - 1904 годах в журнале «Ziarno» («Зерно») под псевдонимом «К-а». Первое стихотворение на белорусском языке - «Мая доля» (датируется 15 июля 1904 года) в газете «Северо-Западный край». После этой публикации Купала начал систематически появляться в печати; стихотворение «Мужик», опубликованное в этом же году, можно считать его успешным литературным дебютом и началом восхождения на литературный белорусский олимп. Его ранние стихи типичны для фольклора в белорусской поэзии XIX века.

С 1907 года Янка Купала начинает первое кратковременное сотрудничество с поэтическим журналом «Наша Ніва». В 1906 - 1907 годах написаны поэмы «Зімою» (Зимой), «Нікому» (Никому), «Адплата каханнем» (Оплата любовью), 18 декабря 1908 году «Наша Ніва» публикует поэму «У Піліпаўку». В том же году закончена работа над поэмами «Адвечная песня» и «За што?». Тема этих произведений - социальная несправедливость и гнет помещиков.

Осенью 1908 года Купала переехал в Вильно, где продолжал работу в редакции «Нашай Нівы». В виленский период пишется множество известных стихотворений: - «Маладая Беларусь», «Заклятая кветка» (Заговоренный / заколдованный цветок), «Адцьвітаньне» и другие, «Наша Ніва» публикует их у себя.

В 1908 году в Петербурге издан первый сборник Купалы под названием «Жалейка» («Дудочка»). В конце года Санкт-Петербургский комитет по делам печати при МВД решил конфисковать сборник как антигосударственный, а его автора - привлечь к ответственности. Вскоре арест 1 был снят, но в 1909 году тираж книги повторно конфискован, уже по приказанию Виленского генерал-губернатора. Чтобы не испортить репутацию «Нашей Нівы», Купала прекратил работу в редакции. Тем не менее петербургский период его жизни и творчества можно назвать одним из самых успешных и продуктивных: в первую очередь потому, что Янке Купале довелось свести знакомства со многими представителями белорусской интеллигенции, например, оформившимся как поэт и снискавшим себе славу к началу 10-х годов Якубом Коласом и Э.Пашкевич, которая работала под псевдонимом Тётка. Ещё в Вильно поэт познакомился с выдающимся деятелем русского символизма В.Я.Брюсовым, который обратил внимание на активно публикующегося автора и изъявил неподдельный интерес к его поэтическому творчеству. Позже Брюсов и Янка Купала продолжили тесно сотрудничать на литературных собраниях в Петербурге; Брюссов стал первым русским автором, который начал переводить белорусского поэта на русский язык.

В конце 1909 года Купала уехал в Петербург. 8 июля 1910 года отдельной книгой вышла поэма «Адвечная песня» (Вечная песнь), а 13 марта 1910 года - сборник «Гусляр». В апреле 1910 года была завершена поэма «Курган», а в августе того же года - драма «Сон на кургане», одно из величайших творений Янки Купалы, символ бедного существования народа в тогдашней Беларуси, попытка выявить его глубинные причины. Отдельным изданием поэма была опубликована в 1912 году в Санкт-Петербурге.

В 1911-1913 годах Купала жил с матерью и сестрами в имении Акопы. В Акопах мать Купалы, Бенигна Ивановна Луцевич, арендовала помещичий хутор. Здесь написано более 80 стихотворений, пьесы «Паўлінка», «Тутэйшыя», «Раскіданае гняздо», поэмы «Магіла льва», «Бандароўна» и др. На сегодняшний день от хаты Луцевичей сохранился лишь фундамент, колодец и беседка.

3 июня 1912 года Купала завершил первую свою пьесу-комедию «Паўлінка», которая в том же году была издана в Санкт-Петербурге, затем поставлена на сцене сперва в Санкт-Петербурге, затем в Вильно. В июне 1913 года в Акопах завершена историческая поэма «Бандароўна», следом за ней - поэмы «Магіла льва», «Яна і я», а также комедийная пьеса «Прымакі». Тогда же была написана драма «Раскіданае гняздо» (1913), опубликованная в Вильне в 1919. Большое влияние на драматическое творчество одного из основателей новой белорусской литературы (наряду с Якубом Коласом) оказал один из корифеев русского литературного мира Максим Горький.

Весной 1913 года был издан третий сборник Купалы - «Шляхам жыцця» (Дорогой жизни), в который была включена драматическая поэма «На папасе». Осенью 1913 году Купала возвратился в Вильно, где сначала работал секретарем Белорусского издательского товарищества, а потом вновь работал в «Нашей Ніве». С 7 апреля 1914 года Купала стал редактором газеты.

    Перипетии советской эпохи

С наступлением советской эпохи лирические настроения Янки Купале подверглись некоторым изменениям. На первый план в его стихотворениях вышел мотив ожидания светлого будущего; поэт возлагал искренние надежды на коренные изменения в жизни белорусского народа под влиянием новой эпохи. На протяжении двух следующих десятилетий (вплоть до наступления Великой Отечественной войны выходили в свет следующие лирические сборники белорусского поэта: «Наследство» (1922), «Безымянное» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), «От сердца» (1940), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и некоторые другие.

Несмотря на издания оптимистически настроенных поэтических сборников, отношения между белорусским поэтом и советской властью складывались отнюдь не безоблачно. Не всё казалось таким однозначным: больше десятилетия (с начала 20-х до начала 30-х) Янка Купала был вынужден, без всякого преувеличения, пройти через множество страданий. Сперва последовало несправедливое обвинение в неблагонадёжности, в советских СМИ по указанию обвинителей свыше началась методичная травля поэта. Главным обвинением, которое выдвигалось Янке Купале, были националистические воззрения: якобы в непростой исторический период конца 10-х годов Янка Купала всячески поддерживал Организацию Национального освобождения Белоруссии и «запятнал» себя вхождением в её состав. Поэт не избежал длительных, изнурительных допросов в ГПУ, сидения в неудобной камере, попытки самоубийства. В итоге, дабы избежать дальнейших нежелательных разбирательств, которые могли окончательно подорвать его и без того подкосившееся здоровье, поэт опубликовал покаянное «Открытое письмо», в котором вынужден был повиниться во всех грехах и пообещать, что подобных идеологических ошибок больше не повторится. После написания этого письма блюстители идеологической нравственности, наконец оставили в покое Янку Купалу. И всё-таки, несмотря на несколько стихотворений, которые тематически были посвящены апологии вождя всех времён и народов, Янка Купала, как было отмечено выше, создал ряд поэтически ценных лирических произведений, в которых не переставал отстаивать право народа на самобытность, на развитие по традиционному направлению в условиях нового времени.

      Награды и премии

Сталинская премия первой степени (1941); за сборник стихов «От сердца»

орден Ленина

    Публицистическая деятельность в Великую Отечественную войну

С наступлением военных действий стала пользоваться популярностью яркая публицистика Янки Купалы, способная зажечь людей для сражения; вместе с тем Янка Купала не прерывал стихотворной деятельности, его новым патриотическим стихотворениям, написанным во время войны, была присуща уничижительная антифашистская направленность. Уехав из Минска, Янка Купала обосновался в Печищах, маленьком населённом пункте недалеко от Казани, в котором попытался обрести покой для того, чтобы с головой окунуться в антифашистскую публицистику. Поэтический талант Янки Купалы развился на основе устоявшихся традиций белорусской литературы и фольклора середины и конца XIX века, равно как и более раннего периода, когда только происходило становление канонов народного литературного творчества. Его лирические произведения органично передают тональность и мелодику напевов народных песен, а также их звуковое единство и метафоричность, которые и обуславливают общий настрой лирики Янки Купалы.

    Переводы

Помимо собственных стихотворных сочинений, Янка Купала занимался активной переводческой деятельностью. В частности, им на белорусский язык было переведено «Слово о полку Игореве». Прозаический перевод древнерусского памятника был выполнен поэтом в 1919 году; это был первый литературный перевод «Слова…» на белорусский язык. Занимался переводами пушкинских сочинений: можно упомянуть «Медного всадника». Также переводил произведения Т. Г. Шевченко, А. Мицкевича, М. Конопницкой, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. А. Крылова и других знаковых поэтов прошлых эпох. Что касается произведений самого Янки Купалы, то они переведены на многие языки народов СССР и зарубежных стран.

    Загадочная смерть

28 июня 1942 года Янка Купала, остановившийся в гостинице «Москва», неожиданно странно и загадочно погибает. Будучи за несколько часов до нелепой и трагической смерти абсолютно весёлым и полным радужных планов на ближайшее и отдалённое будущее, Иван Доминикович общался с друзьями, угощал их кондитерскими изделиями и приглашал на своё шестидесятилетие. Тем более шокирующим оказалось известие о его гибели: поэт сорвался в лестничный пролёт между 9-м и 10-м этажами гостиницы, смерть была мгновенной. Свидетелей его гибели нет. До сих пор тайна его смерти не раскрыта и не умолкают слухи о том, что смерть могла оказаться неслучайной, выдвигаются версии о самоубийстве или убийстве, так как мало кто верит, что падение в лестничный пролёт могло произойти по какой-то трагической неосторожности. Похоронен на Военном кладбище в Минске.

Награждён орденом Ленина. В 1945 в Минске открыт музей Купалы. Филиал столичного Литературного музея Янки Купалы открыли в 2 км от хутора Акопы - в деревне Хоруженцы (к 110-летию со дня рождения).

    В произведениях культуры

«Сны аб Беларусі - драма, по пьесе «Калыска чатырох чараўніц». По произведениям Янки Купалы и Владимира Короткевича. Посвящён юбилею. Автор инсценировки и режиссёр-постановщик - белорусский режиссёр Владимир Савицкий.

    Объекты, названные в честь Янки Купалы

    Гродненский государственный университет

    Улица и станция метро - «Купаловская»

    Библиотека имени Янки Купалы.

    Библиография

    1. Сборники стихов

«Жалейка» (1908)

«Гусляр» (1910)

«Шляхам жыцця» (1913)

«Спадчына» (1922)

«Ад сэрца» (1940)

«Зімою» (1907)

«Нікому» (1907)

«Адплата каханнем» (1907)

«У Піліпаўку» (1908)

«За што?» (1908)

«Адвечная песня» (1908)

«Курган» (1910)

«Сон на кургане» (1910)

«Бандароўна» (1913)

«Магіла льва» (1913)

«Яна і я» (1913)

«На папасе» (1913)

«Безназоўнае» (1924)

«З угодкавых настрояў» (1927)

Доска в Вильнюсе

Над ракой Арэсай» (1933)

«Тарасова доля» (1939)

«Паўлінка» (1912)

«Прымакі» (1913)

«Раскіданнае гняздо» (1913)

«Тутэйшыя» (1922)

      Переводы

Перевёл «Слово о полку Игореве» (прозой и стихами), «Интернационал», польский текст в пьесах В. Дунина-Марцинкевича «Идилия» и «Залёты», либретто оперы «Галька» С. Манюшки, поэму А.С. Пушкина «Медный всадник», ряд стихотворений и поэм Т.Г. Шевченко, некоторые произведения Н. А. Некрасова, И.А. Крылова, А.В. Кольцова, А. Мицкевича, Владислава Сырокомли, М. Конопницкой, Ю.И. Крашевского, В. Броневского, Е. Жулавского и др.

В 2003 г. завершено издание полного собрания произведений Янки Купалы в 9-ти томах.

    Интересные факты

Купала писал легендарных персонажей «Паўлінкі» с жителей Хоруженцев. В этих же местах родилось выражение «тудэма-сюдэма». Неподалеку от близлежащей деревни Карпиловка находилась усадьба друга и соратника Купалы, родоначальника белорусской прозы Ядвигина Ш. (Антона Левицкого).

Список литературы

Приложение

1 Мобилизовать - произвести призыв военнообязанных на службу в армию в с вязи с объявлением войны или с достижением призывного возраста.

1Арест - запрещение распоряжаться имуществом или денежным средствами, которое налагается судебными органами.