Сочинение

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдётся - враг исканий, ...
Они тотчас: разбои! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!!
А. С. Грибоедов

Заглавие в художественном произведении имеет очень важное значение: оно, эпиграф, первая и последняя фразы являются ударными в смысловом отношении, так как играют первостепенную роль в выражении идеи произведения. Отсюда особое внимание любого автора к названию произведения: из возможных вариантов он выбирает, как правило, многозначное заглавие, ибо оно заставляет читателя искать глубинный смысл в произведении. Заглавие повести Распутина «Пожар» может быть истолковано, по крайней мере, трояко.

Во-первых, пожар - это бедствие, опасное для жизни человека и его имущества. Единственное событие, которое описывается в повести, - пожар на складах при магазине в таёжном посёлке Сосновке. Пожар продолжается целую ночь, и автор подробно рассказывает, как жители пытаются спасти продукты и товары со складов и что в конце концов им удалось. Удалось, надо признать, немного: беспорядочная куча спасённых товаров свалена посреди складского двора; на пожаре погибло два человека (дядя Миша Хампо и архаровец Соня). Правда, пожар не перекинулся на жилые дома, и поэтому Сосновка уцелела.

Автор описывает Сосновку - посёлок «неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа» (3): сумрачные жители, на улицах волны окаменевшей грязи, перед домами голые палисадники. Пожар был как бы запрограммирован в бестолково, наспех построенном посёлке, где никто не думает о будущем, так как будущего у этого посёлка и его жителей нет: скоро весь лес в округе вырубят и надо будет перебираться на новое место.

Во-вторых, Распутин расширяет смысл заглавия и употребляет слово «пожар» в переносном смысле, как «страшное разорение» в душе главного героя - шофёра леспромхоза Ивана Петровича Егорова. Недаром писатель употребляет неожиданные метафоры - «обожжённая мысль» (7), «обгоревший голос» (10) - и выразительно передаёт душевное состояние героя: «Перед глазами всё смешалось - пожар изнутри и пожар настоящий, те и другие огни наплывали и плыли одновременно» (15). Внешне Иван Петрович - вполне благополучный человек: во время Великой Отечественной войны был танкистом и уцелел, вырастил троих детей, в доме полный достаток, всё заработано честным трудом, редкая любовь и взаимопонимание у него с женой Алёной. Но Ивану Петровичу мало личного благополучия, его по-настоящему волнуют беспорядки в окружающей жизни - в посёлке, в леспромхозе, в человеческих душах. Писатель сравнивает своего героя с пружиной: чем больше её сдавливать, тем больше она стремится разжаться. Иван Петрович негодует и выступает на разных собраниях по поводу возмутительных безобразий в Сосновке, а остальные жители предпочитают оставаться в стороне, не портить себе жизнь и нервы. Вероятно, они не верят, что можно что-нибудь изменить вокруг, а Иван Петрович считает, что сами люди должны устраивать свою жизнь и не надеяться на высокое начальство: до каких пор спрашивать за беспорядок с кого-то, а не с самих себя?

Пожар на складах убедил главного героя, что его жизненная позиция правильная: нельзя смиряться, отчаиваться и молчать. Об этом свидетельствует разговор Ивана Петровича и его друга Афони Бронникова наутро после пожара: «Тяжёлое это дело - жить на свете, а всё равно... всё равно надо жить» (18). Так пожар - большое несчастье - укрепляет душу главного героя и в этом смысле оборачивается для него благом.

Наконец, в-третьих, Распутин изображает опасное состояние современного общества, которое проявляется в равнодушии и бездуховности граждан. Слово «пожар» может употребляться в функции междометия со значением «караул!», «опасно!», «будьте осторожны и внимательны!». В своей реалистической повести автор создаёт картины, приобретающие значения символов. Пожар высветил беспорядок в душах сосновцев и явился закономерным возмездием для них. Потрясённые увиденным на пожаре (неразберихой, воровством, убийством калеки - дяди Хампо), люди наутро «оставили все труды, тихо было в гараже и на улицах, и ни звука не доносилось с нижнего склада. Ждали» (18). Может быть, теперь жители маленького таёжного посёлка поймут, что надо наводить порядок в своём доме (стране), иначе не выжить: «Проть чужого врага стояли и выстояли, свой враг, как и свой вор, пострашнее» (13).

Итак, Иван Петрович прожил на берегах рукотворного водохранилища двадцать лет после затопления родной деревни Егоровки. Пожар обозначил итоги-вопросы проживания на новом месте: что сталось с самим героем и его земляками, как устроился быт посёлка Сосновки, собранного из жителей шести затопленных деревень, почему леспромхоз вырубает подчистую весь лес вокруг? Кажется, автор надеется, что печальные итоги являются только промежуточными, что пожар показал сосновцам опасное положение дел и они найдут в себе силы изменить порядки в поселке (!). Недаром повесть кончается описанием весенней природы, которая только-только просыпается-оживает после зимнего сна.

Распутин выбрал для своего произведения тревожное название: пожар стал «знаком беды» и в то же время может стать знаком конца всеобщего неблагополучия, если люди услышат это предупреждение.

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина «Пожар»)

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдётся - враг исканий, ...
Они тотчас: разбои! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!!
А. С. Грибоедов

Заглавие в художественном произведении имеет очень важное значение: оно, эпиграф, первая и последняя фразы являются ударными в смысловом отношении, так как играют первостепенную роль в выражении идеи произведения. Отсюда особое внимание любого автора к названию произведения: из возможных вариантов он выбирает, как правило, многозначное заглавие, ибо оно заставляет читателя искать глубинный смысл в произведении. Заглавие повести Распутина «Пожар» может быть истолковано, по крайней мере, трояко.

Во-первых, пожар - это бедствие, опасное для жизни человека и его имущества. Единственное событие, которое описывается в повести, - пожар на складах при магазине в таёжном посёлке Сосновке. Пожар продолжается целую ночь, и автор подробно рассказывает, как жители пытаются спасти продукты и товары со складов и что в конце концов им удалось. Удалось, надо признать, немного: беспорядочная куча спасённых товаров свалена посреди складского двора; на пожаре погибло два человека (дядя Миша Хампо и архаровец Соня). Правда, пожар не перекинулся на жилые дома, и поэтому Сосновка уцелела.

Автор описывает Сосновку - посёлок «неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа» (3): сумрачные жители, на улицах волны окаменевшей грязи, перед домами голые палисадники. Пожар был как бы запрограммирован в бестолково, наспех построенном посёлке, где никто не думает о будущем, так как будущего у этого посёлка и его жителей нет: скоро весь лес в округе вырубят и надо будет перебираться на новое место.

Во-вторых, Распутин расширяет смысл заглавия и употребляет слово «пожар» в переносном смысле, как «страшное разорение» в душе главного героя - шофёра леспромхоза Ивана Петровича Егорова. Недаром писатель употребляет неожиданные метафоры - «обожжённая мысль» (7), «обгоревший голос» (10) - и выразительно передаёт душевное состояние героя: «Перед глазами всё смешалось - пожар изнутри и пожар настоящий, те и другие огни наплывали и плыли одновременно» (15). Внешне Иван Петрович - вполне благополучный человек: во время Великой Отечественной войны был танкистом и уцелел, вырастил троих детей, в доме полный достаток, всё заработано честным трудом, редкая любовь и взаимопонимание у него с женой Алёной. Но Ивану Петровичу мало личного благополучия, его по-настоящему волнуют беспорядки в окружающей жизни - в посёлке, в леспромхозе, в человеческих душах. Писатель сравнивает своего героя с пружиной: чем больше её сдавливать, тем больше она стремится разжаться. Иван Петрович негодует и выступает на разных собраниях по поводу возмутительных безобразий в Сосновке, а остальные жители предпочитают оставаться в стороне, не портить себе жизнь и нервы. Вероятно, они не верят, что можно что-нибудь изменить вокруг, а Иван Петрович считает, что сами люди должны устраивать свою жизнь и не надеяться на высокое начальство: до каких пор спрашивать за беспорядок с кого-то, а не с самих себя?

Пожар на складах убедил главного героя, что его жизненная позиция правильная: нельзя смиряться, отчаиваться и молчать. Об этом свидетельствует разговор Ивана Петровича и его друга Афони Бронникова наутро после пожара: «Тяжёлое это дело - жить на свете, а всё равно... всё равно надо жить» (18). Так пожар - большое несчастье - укрепляет душу главного героя и в этом смысле оборачивается для него благом.

Наконец, в-третьих, Распутин изображает опасное состояние современного общества, которое проявляется в равнодушии и бездуховности граждан. Слово «пожар» может употребляться в функции междометия со значением «караул!», «опасно!», «будьте осторожны и внимательны!». В своей реалистической повести автор создаёт картины, приобретающие значения символов. Пожар высветил беспорядок в душах сосновцев и явился закономерным возмездием для них. Потрясённые увиденным на пожаре (неразберихой, воровством, убийством калеки - дяди Хампо), люди наутро «оставили все труды, тихо было в гараже и на улицах, и ни звука не доносилось с нижнего склада. Ждали» (18). Может быть, теперь жители маленького таёжного посёлка поймут, что надо наводить порядок в своём доме (стране), иначе не выжить: «Проть чужого врага стояли и выстояли, свой враг, как и свой вор, пострашнее» (13).

Итак, Иван Петрович прожил на берегах рукотворного водохранилища двадцать лет после затопления родной деревни Егоровки. Пожар обозначил итоги-вопросы проживания на новом месте: что сталось с самим героем и его земляками, как устроился быт посёлка Сосновки, собранного из жителей шести затопленных деревень, почему леспромхоз вырубает подчистую весь лес вокруг? Кажется, автор надеется, что печальные итоги являются только промежуточными, что пожар показал сосновцам опасное положение дел и они найдут в себе силы изменить порядки в поселке (!). Недаром повесть кончается описанием весенней природы, которая только-только просыпается-оживает после зимнего сна.

Распутин выбрал для своего произведения тревожное название: пожар стал «знаком беды» и в то же время может стать знаком конца всеобщего неблагополучия, если люди услышат это предупреждение.

День пятый.
Викторина по произведениям о пожаре.
цель: приобщать детей к литературе, к чтению, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил противопожарной безопасности.

1 Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
Поросенок- с решетом
И козел – с фонарем.
(С. Маршак «Кошкин дом»)

2
В) Спички лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт-
Вот и маленький костер
(Г.Остер «Вредные советы»)
«Огоньки»
3
Г) «Что за дым над головою?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом
Сто зевак стоит кругом.
Ставит лестницы команда
От огня спасает дом»
(С. Михалков «Дядя Степа»)

4
Д) Заклубился дым угарный
Гарью комната полна
На руках Кузьма – пожарный
Вынес Лену из окна.
(С. Маршак. «Пожар»)

5
Е) Третий этаж,
И четвертый,
И пятый…
Вот и последний,
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена,
Рвется наружу
Огонь из окна.
(С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»).

6
«Море пламенем горит.
Выбежал из моря кит
«Эй, пожарные, бегите
Помогите, помогите»».
[К.И.Чуковский «Путаница»].

7.«Что за дым над головою?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом
Сто зевак стоит кругом.
Ставит лестницы команда
От огня спасает дом»
[С.Михалков «Дядя Стёпа»].

8. «Только мать сошла с крылечка
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверку Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам».
[С.Я.Маршак «Пожар»].

9. «Один раз загорелся дом, и когда пожарные приехали, к ним выбежала женщина. Она
плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба»
[Л.Н.Толстой «Пожарные собаки»].

10. «С треском, щёлканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Вернулся кот Василий
И кошка вслед за ним
И вдруг заголосили:
«Пожар! Горим! Горим!»
[С.ЯМаршак «Кошкин дом»]

11.«Третий этаж, и четвёртый и пятый
Вот и последний пожаром объятый
Чёрного дыма висит пелена,
Рвётся наружу огонь из окна
Встал, задыхаясь в дыму, на карниз
Девочку взял и спускается вниз».
[С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»].

12.Отгуляли гости на свадьбе и восвояси подались. Много ли, мало ли прошло времени, только родился у Воды и Огня сын – богатырь. Горяч, как тётушка Молния. Хорошее имя дали богатырю – Пар» [Е.Пермяк Сказка «Как Огонь Воду замуж взял»]

Вопросы:

1. Почему при пожаре набирают номер «01»?
Ответ: «01» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь
Вед. Следующий вопрос для команды «Огоньки»
2 Вспомните ребята, какого цвета пожарная машина и почему она такого цвета?
Ответ: Красная, чтобы из далека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня.
3. Какую одежду надевают пожарные, выезжая на пожар?
Ответ: Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от удара защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.
4. Чем опасен пожар, кроме огня?
Ответ: страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.
5. Ребята, представьте, что вам на Новый год подарили пиротехнические изделия: замечательные фейерверки, бенгальские огни, хлопушки. Где их зажигать? Кто может зажигать?
Ответ: Бенгальские огни можно зажигать только со взрослыми и подальше от елки, а еще лучше вне дома.
6. Что надо делать, если в квартире много дыма? Ответ: Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.
7. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? Ответ: необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя, и что горит.
8. Люди какой профессии борются с пожарами?
9. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками? Ответ: Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара
10. Какую пользу приносит огонь?
Ответ:Сегодня без огня не обойтись: он согревает и кормит нас.

Викторина «Не шути с огнем»

На основе материалов наших коллег из г. Челябинска и из г. Акбулака можно составить сценарий детско-родительского праздника или игрового занятия для малышей, в процессе которого участники получат возможность продемонстрировать свои знания и навыки в области противопожарной безопасности. Ну а подготовка к такому празднику - прекрасный стимул познакомить детей с ситуациями, в которых огонь может стать врагом человека.

Играть могут две команды: детская команда против команды родителей, смешанные детско-взрослые команды двух разных групп или две детские команды.
Вопросы викторины могут быть написаны на карточках, которые игроки команд по очереди вытягивают из общей стопки или из какого-нибудь «тайника». Роль тайника прекрасно выполнит картонный макет огнетушителя, ведерко или каска пожарного.
Карточки может вытягивать ведущий.
Ответы на вопросы пишутся на обратной стороне карточки (если карточку тянет ведущий) или на парной карточке, если жеребьевку проводят сами члены команд.
За каждый правильный ответ игроки получают значки с изображением огнетушителя, или пожарного, который тушит пожар, или картинку-иллюстрацию к детской потешке «Тили-бом».
Так как в викторину включены вопросы разной сложности, то и ответы оцениваются разным количеством баллов и соответственно значков.
Побеждает та команда, которая по окончании игры наберет больше значков.

Вопросы и ответы викторины

Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (1 балл)

Пожарные

Почему пожарных вызывают по телефону именно «01»? (1 балл)

«01» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.

Почему пожарная машина красная? (1 балл)

Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет - цвет огня.

Как одеваются пожарные? (2 балла)

Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

Назови произведения, где упоминается о пожаре? (2 балла)

С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»; К.Чуковский «Путаница»;
Л.Толстой «Пожарные собаки»; Е.Пермяк «От костра до котла»; «Огонь - опасная игра».

Чем опасны пожары? (1 балл)

При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.

Чем еще опасен пожар, кроме огня? (2 балла)

Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.

Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город? (1 балл)

Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.

Чем можно тушить начинающийся пожар? (1 балл)

Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.

Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками? (1 балл)

Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.

От чего бывают пожары? (1 балл)

Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем.

Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (2 балла)

Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.

Что надо делать, если в квартире много дыма? (2 балла)

Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.

Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? (2 балла)

Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.

Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом? (2 балла)

Лифт во время пожара - настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.

Чем опасна печь в деревенском доме? (2 балла)

В деревне или на даче детям в отсутствие взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом.

Почему без разрешения взрослых нельзя трогать печную заслонку? (2 балла)

Если печную заслонку закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ и можно задохнуться.

Может ли загореться искусственная елка? (2 балла)

Искусственная елка может загореться. Правда, искусственная елка разгорается не так быстро, как настоящая, но зато горящая пластмасса выделяет ядовитые вещества.

Вам на Новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы будете из зажигать? (2 балла)

Фейерверки, свечи, бенгальские огни можно зажигать только со взрослыми и подальше от елки, а еще лучше вне дома.

Вопросы викторины разработаны педагогами
МДОУ № 426 г. Челябинска

И.БАБУШКИНЫМ, Н.ЗАЙЦЕВОЙ, Г.КОМАРОВОЙ, С.ЩЕРБАК

Заметим, что использование условных форм творчества харак­терно для современной литературы. Таковы, к примеру, образы «царского лиственя» и загадочного существа — Хозяина остро­ва в упоминавшейся выше повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

«Помянешь, ох, помянешь Матеру…» предчувствовал и предупреждал В. Распутин, которого тревожил вопрос о том, «как все будет», не слишком ли дорогую цену платим мы за скоропалительные хозяйственные решения. Не только в художе­ственных произведениях, но и в реальной жизни писатели С. Залыгин, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, О. Гончар вели борьбу против многочисленных «проектов века», грозящих на­рушением экологического равновесия и непредсказуемыми последствиями для человека. Активная позиция писателей способ­ствовала привлечению общественного внимания к экологическим проблемам, отмене целого ряда необоснованных проектов переброски рек, строительства каналов и дамб, загрязняющих среду предприятий.

Столь долгое невнимание к проблемам природы и к людям не могло не сказаться на духовном мире человека, что убеди­тельно показал В. Распутин в повести «Пожар» (1986). Автор словно бы заглянул через двадцать лет в тот поселок, куда были переселены жители из многих затопленных, подобно Матере, деревень. Не только земли и леса пошли под воду. Разрушены были веками выработавшиеся законы человеческого общежи­тия, которые давали людям опору в суровых жизненных испы­таниях. В результате «то, за что держались еще недавно всем миром, что было общим неписаным законом, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность и чуть ли не в предательство». Так же, как героя Ф. Абрамова Михаила Пряслина, распутинского Ивана Петровича больше всего вол­нует отсутствие у многих людей привычки к труду, их стремле­ние жить, не пуская глубоко корни, без семьи, без друзей, без привязанностей, желание «урвать» побольше для себя. Не слу­чайно избран В. Распутиным сюжетный прием пожара. Он выс­ветил и неуютный, неопрятный вид этого строившегося не по- людски поселка, и хозяйственную неразбериху, и, главное, беспорядок в душах людей, в их отношениях. Страшное по сво­им последствиям явление исследует В. Распутин, показывая «архаровцев» — людей без памяти, без совести, объединивших­ся не ради общего доброго дела, а ради пьянства. Они и на по­жаре спасали в первую очередь не хлеб и продукты, а водку и цветастые тряпки. Символическим смыслом наполнен эпизод, завершающий рассказ о тушении пожара: убит добрый и безот­казный дед Миша Хампо, пытавшийся остановить воров, а вместе с ним и один из «архаровцев».

Пожар, как и всякая беда, издавна сплачивал людей, а на этот раз выявил глубочайшую пропасть, разъединявшую их. Но автор не остановился только на констатации этого явления.

«И до каких же пор мы будем сдавать то, на чем вечно дер­жались? Откуда, из каких тылов и запасов придет желанная подмога?» — размышляет Иван Петрович. Писатель возлагает свою надежду на таких людей, как его герой, — человек совест­ливый, трудолюбивый, неравнодушный, чувствующий кровную связь с людьми и родной землей. «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».