«Правильно сформулированная проблема – это наполовину решенная проблема»
Японская пословица

«Конечный продукт руководителя - решения и действия»
Питер Друкер

«Важность принятия решений в менеджменте не ставится под сомнение. Однако в ходе обсуждения основное внимание, как правило, уделяется решению проблем – т.е. получению ответов на возникшие вопросы. Это неверный подход. Одна из самых распространенных причин управленческих ошибок заключается в стремлении найти правильный ответ, а не правильное решение».
Питер Друкер

Тем не менее, между решением проблем и принятием решений лежит четкая граница. Прежде всего, она происходит из того, что в настоящее время понятие «разработка управленческих решений» распадается на две компонентные составляющие: «принятие решений» («decision – making») и «решение проблем» («problem – solving»). Однако сложность правильной идентификации этих понятий (определение той самой четкой границы между ними) привела к тому, что в научной и практической литературе происходит либо отождествление данных терминов, либо их крайнее противопоставление. Соответственно, представляется необходимым разобраться в сложившейся путанице.

Итак, прежде всего, стоит сформулировать саму проблему. «Четкая формулировка проблемы является обязательным условием ее решения... В случае ошибочного определения, ни одно решение не может быть верным и не поможет ни ликвидировать трудности в организации, ни предотвратить их появление вновь» (Перляки И., 1983). Можно выразить данную мысль и по-другому: «правильные решения устраняют проблемы».

Формулировка проблем имеет как объективные, так и субъективные трудности своего понимания.

Субъективной трудностью является отказ от существования проблемы из-за нежелания сталкиваться с самой проблемой, неумения ее правильной идентификации. Кроме того, многие люди ассоциируют термин «проблема» с нечто негативным и пораженческим. Примером такого отношения может служить следующий диалог:

Служащий: Питер, у меня есть одна проблема.
Менеджер: Нет-нет, у тебя есть возможность.
Служащий: Хорошо, у меня есть одна непреодолимая возможность.

Объективной трудностью является многозначность определения термина «проблема». Дело в том, что в настоящее время в научной и учебной литературе имеется очень большое количество трактовок данного понятия, что не способствует улучшению сложившейся ситуации в понимание что есть «проблема».

Приведем примеры.

  • Проблема – это ощущаемая трудность. (Дж. Дьюи).
  • Проблема – это различие между тем, что вы хотите, и что вы имеете (Э. де Боно).
  • Проблема – это отклонение от желаемого стандарта (Кепнер и Трегоу).
  • Проблема – это неудовлетворительное состояние дел. (Н. Рысев).
  • Проблема возникает тогда, когда человек имеет цель, но не знает, как ее достичь (Dunker, 1945).
  • Проблема – главное противоречие в ситуации, разрешение которого приближает ситуацию к поставленной цели (С.Н. Чудновская).
  • Двойственное понимание. С одной стороны – проблема понимается как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. С другой стороны – проблема означает расхождение между действительным и потенциально возможным. (О.А. Кулагин, 2001) и т.д.

Общими чертами всех определений являются восприятие проблемы как некоторой трудности, противоречия, которое надо преодолеть, и отсутствие готового варианта решения.

Понятие «решение» также неоднозначно и может рассматриваться как процесс поиска выхода из ситуации (той, которую обозначена как «проблема»), и как результат выбора того или иного способа уладить существующую проблему. Решение как процесс подразумевает наличие временного интервала, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как результат выбора представляется волевым актом, ориентированным на наличие вариантов решения проблемы, сопредельных целей и мотивов поведения принимающего решение.

Сложность и разноплановость проблем вызывает трудности и в их классифицировании. Дело это чрезвычайно сложное, учитывая неповторимость каждой отдельной ситуации и сопутствующих условий, в которых она возникает, а, следовательно, когда мы горим о классификации проблем, то речь идет именно о характеристиках условий, в которых эта проблема будет решаться. Отсюда следует, что характеристики самой проблемы становятся характеристиками приемов, методов и технологий, используемых в вопросах разрешения проблем. К вопросам классификации проблем ученые подходят по-разному. Ясно одно, что «категории проблем должны фокусироваться не вокруг трудностей, отклонений, неудовлетворенности ЛПР текущим положением дел, а вокруг целей, которые преследует ЛПР». Отклонение от этого принципа может привести к тому, что область поиска возможных решений будет неоправданно заужена, а предлагаемые варианты действий будут приходить в противоречие с целями ЛПР.

Исходя из того, что формулировка проблемы обязательно должна содержать цель (или цели), которую необходимо достичь, рассматриваются три категории проблем:

  • Проблемы стабилизации (проблемы естественно возникающих изменений). Возникновение проблем данного типа связано с наличием отклонений от «нормальных параметров» функционирования бизнеса, в то время как поддержание этих «нормальных» параметров вполне соответствовало бы внешним условиям и целям управления.
  • Проблемы адаптации (оптимизационные проблемы). Они возникают в ситуациях, когда бизнес функционирует без явных нарушений, однако изменяются требования среды к результатам деятельности.
  • Проблемы инновации (проблемы преднамеренных (целенаправленных) изменений). Наличие данного вида проблем связано с необходимостью обеспечить не просто выживание, но и развитие бизнеса за счет создания чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего.

Включение цели в формулировку проблемы требует так же четкости и ясности ее определения. И хотя целеполагание не является прерогативой теории принятия управленческих решений, важность формулировки цели неоспорима для обеспечения гарантий адекватности будущего решения в контексте решаемой проблемы.

Добиться такой постановки зачастую бывает и сложно и трудно. В условиях ограниченности времени могут возникать различные искажения формулировок, ведущие к искажению самого процесса разработки и принятия решений.

Прежде всего, довольно часто формулировку цели рассматривают как выбор из двух вариантов («Что мне делать в такой ситуации – выбрать вариант 1 или вариант 2?»), хотя правильно было бы поставить вопрос «Чего бы Вы хотели добиться, принимая данное решение?». Речь идет о разделении вопроса, связанного с решением и цели решения. Подобное искажение возникает из-за многогранности и сложности самих принимаемых решений, ведь с каждым решением связано множество целей, требований, сомнений и разных проблем. Но если все эти моменты включать в формулировку цели, то она станет слишком расплывчатой. Для того чтобы она стала конкретной, формулировка цели должна быть сосредоточена на одном параметре. Но и при этом возможно искажение формулировки за счет того, что цель окажется слишком узкой. Цель должна быть достаточно общей, широкой, чтобы она не ограничивала варианты решений и была связана с видением будущего развития бизнеса. Практической рекомендацией будет использование в формулировках конкретных глаголов действия «достичь, развить, получить, использовать...». Хорошим подспорьем будет начать с вопроса решения «Почему это важно?» и повторять его до тех пор, пока не будет обнаружена цель, отображающая основную причину, по которой имеется заинтересованность в решении. Не следует забывать и о личных целях. Зачастую интересы ЛПР и бизнеса находятся в конфликте или настолько тесно переплетены, что довольно сложно отделить их друг от друга. Тем не менее, при определении основной цели такое разделение крайне необходимо. Лучше всего осуществить согласование личных и бизнес-целей. При невозможности подобного процесса, обычно рекомендуется выбрать что-то одно.

Хорошим подспорьем при работе с проблемами является использование структурированного подхода и его инструментов: диаграмм причинно-следственных связей, концептуальных карт и карт мысли, графа проблем, составление списков и др. инструментов.

Более общим по отношению к понятию «проблема» является понятие «проблемной ситуации», поскольку представляет собой проблему в сочетании с конкретными условиями ее возникновения. Характеристика проблемной ситуации содержит:

  • Формулировку проблемы, понимаемой не как симптом, а как источник, причина неудовлетворительного состояния дел. «Проблема» не должна быть следствием других проблем. Например, если известно только, что имеет место «сокращение объемов продаж», то проблема не ясна, поскольку падение продаж является следствием каких-то проблем в дизайне, производстве, маркетинге, во внешней среде фирмы и т.п. В то же время потребность в расширении бизнеса – проблема, т.к. не нуждается в обосновании другими.
  • Ожидания ЛПР, под которыми понимаются представления о решении, конкретные в такой степени, что они позволяют оценивать допустимость и сравнивать привлекательность различных вариантов решений. Так, если ЛПР не удовлетворяют текущие объемы продаж, то «ожидания» включают его представления о том, какой объем удовлетворителен в данной ситуации. Такие представления могут отсутствовать.
  • Возможные пути решения проблемы, представляющие конкретные варианты действий, которые нужно не придумывать, изобретать и т.д., а лишь оценивать и сравнивать на предмет соответствия ожиданиям. Например, это может быть конкретное предложение по изменению дизайна продукта, направленное на изменение его привлекательности и увеличение продаж. Такие варианты могут быть в наличии, или отсутствовать.

Исходя из условия наличия или отсутствия одного из терминов, проблемная ситуация классифицируется по следующим типам.


Классификация типов проблемной ситуации

Тип ПС Проблема Ожидания Пути решения
Задача Известна Известны Известны
Структурированная проблема Известна Известны Не известны
Неструктурированная проблема Не известна Известны Не известны
Структурированное поле возможностей Известна Не известны Известны
Неструктурированное поле возможностей Известна Не известны Не известны
Решения, ищущие приложения Не известна Не известны Известны
Поиск идей Не известна Известны Известны
Неопределенные возможности Не известна Не известны Не известны

Если перед лицом, принимающим решение (ЛПР), возникает задача, тот от него требуется принятие решения. Если перед ним - неопределенные возможности – то от ЛПР требуется решение проблем. Остальные типы проблемной ситуации располагаются в континууме между этими понятиями.

греч. problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением П. Разрешение всякой П. можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска.

Цель П. достигается лишь тогда, когда вырабатывается идея, могущая выполнить роль необходимого и достаточного средства для получения такого решения. Тем самым П. преобразуется в задачу, решаемую по правилам преобразования ее условий. Возникновение П. детерминировано предшествующим знаниям и господствующими ценностными установками и определяется, в конечном счете, социальными потребностями людей. Благодаря ценностным установкам в П. вводятся компоненты, считающиеся важными, необходимыми для того или иного этапа творческой деятельности и содержащие критерий приемлемости или предпочтительности отыскиваемого решения, запрещающую и разрешающую информацию для ведения стратегии и тактики его выработки. Вместе с тем условия, необходимые для возникновения П., не обязательно являются условиями, необходимыми для ее разрешения. В процессе вызревания П. многие из них отбрасываются как избыточные или противоречивые. Вместе с тем противоречия познания и П. - не тождественные понятия. Появление противоречия может свидетельствовать о необходимости запрета на определенные этапы или результаты деятельности, но не выдвижения П. Кроме того, противоречие вызывает постановку П. лишь при надлежащей ценностно-познавательной ориентации человека, а именно, когда он руководствуется в своей деятельности идеалами единства и непротиворечивости ее результатов. В процессе творчества происходит отделение действительных от мнимых и сомнительных П., необходимо сопутствующих творчеству. Критерии отделения могут быть подразделены на два класса - в зависимости от того, относятся ли они к форме или содержанию П.

К важнейшим критериям формального характера относится соблюдение правил языка, применяемого для формулирования П. Критерии содержательного характера могут быть сформулированы по отношению к предпосылкам (условиям) и выдвигаемой цели. Предпосылки формулирования действительных П. должны: а) содержать истинные положения; б) заключать в себе знания и ценностные ориентиры, имеющие необходимый характер для данного этапа творчества; в) формулироваться ясно. Цель соответственно должна: а) выражаться на языке предпосылок; б) не вступать в противоречие со средствами своего достижения; в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств; г) удовлетворять требованию последовательности при выдвижении; д) предполагать наличие надежного способа проверки результата; е) формулироваться ясно.

Пожалуй, нет ни одного человека, полностью удовлетворённого своей внешностью.

Кому-то не даёт покоя нос буратинкой, кому-то – ручки грабельками, кому-то – пузико бочечкой. Но большинство людей об этих неприятностях вспоминает лишь перед зеркалом, а в остальное время они живут себе, как ни в чём не бывало.

Но есть и такие, все помыслы которых обращены на свой телесный недостаток. Это и называется дисморфофобия.

В случае подозрения на дисфорфофобию перед пластической операцией...

Одиночество, его размер и сила не имели предела. Одиночество это не тогда когда ты один в пустом доме, а когда среди шумных людей, в весёлой компании, понимаешь что эти люди для тебя чужие. Одиночество это когда ты понимаешь, что ни один человек не узнает, всего что ты хотел бы сказать, но не скажешь, потому что ты сам не хочешь этого знать.

Одиночество это когда ты говоришь с человеком, и замечаешь, что он не слышит тебя, что он сам пытается тебе что-то сказать, но ты его не слышишь. Тебе не...

В этой статье мы приведем несколько советов о том, как правильно распорядится своим потенциалом, как превратить недостатки в Ваши достоинства, да и просто, как воспользоваться всем тем, что мы имеем.

Возьмите листок бумаги, разделите его на две колонки. В одну колонку выпишите все Ваши достоинства, а в другую все недостатки, пробелы. Попросите кого-нибудь из Ваших близких друзей, которые, наверняка, будут с вами откровенны, трезво оценить информацию на листе и...

Болгарские ученые-психологи после длительного изучения причин распадов семей выработали для женщин, желающих иметь хорошую семью, следующие правила:

1. Не думайте, что профессия, карьера и социальный престиж заменят вам семью и детей. Как это ни трудно, но надо научиться сочетать их. И не забывать, что женщина должна уделять необходимое внимание своей внешности, одежде и всем остальным видимым и невидимым атрибутам женственности.

2. Хорошая семья не падает с неба, не достается даром, не...

О гипнозе можно говорить долго... Здесь, мы затронем частный вопрос взаимоотношений гипноза и психоанализа.

Надо сказать, что психоанализ вышел, "вылупился" из гипноза. На Фрейда, во времена его Парижской стажировки, произвели большое впечатление гипнотические опыты Шарко, когда тот под гипнозом вызывал (и снимал) психические симптомы у своих пациентов.

Фрейд также присутствовал на экспериментах другого француза Бернгейма, речь шла о так называемом постгипнотическом внушении. Все эти...

Первые уроки того, как быть идеальной хозяйкой, мамой и женой, мы получали от своих мам, которые, в свою очередь, учились этому искусству у бабушек. Нередко в своей борьбе за кубок с надписью «Лучшая жена в мире» мы забываем о том, что и на солнце есть пятна, но солнце от этого не светит менее ярко.

И существует целый ряд недостатков, которые делают женщин в глазах мужчин более привлекательными. И просто необходимо расслабиться и научиться позволять себе эти маленькие очаровательные «огрехи...

Привычка находить положительные стороны в родных, подкрепленная верностью и уважением, сможет принести в вашу семью мир и счастье.

Все знают, что счастливая семейная жизнь складывается из нескольких факторов. Одним из таких является умение не обращать внимания на недостатки своих близких.

Но кто может похвастаться такой способностью? В любой семье есть проблемы, и нам очень сложно не замечать негатив, когда он происходит у нас на глазах. Это очень сложная задача для любого человека...

Если тебе кажется, что жизнь твоя развивается единственно правильным путем, что она достаточно интересна или же полезна таковой каковой является, что в ней совершенно нечего менять, что ты – человек широких взглядов, сделай сегодня так.

Обрати внимание на человека, совсем на тебя не похожего, с которым как тебе кажется у тебя нет ничего общего.

Представь, каков его распорядок дня; его обязанности от которых он не может отступиться; его социальные ограничения – будь то низкий уровень...

Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трапсперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Самыми видными представителями этого направления были К. Юнг, Р.Ассаджоли, А. Маслоу. Мощным рычагом для нового движения послужили клинические исследования с применением психоделических препаратов (ЛСД), методов холотропного погружения и ребёрфинга (С. Гроф). В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») - так называемые - измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Современным представителем направления является Станислав Гроф. Эмпирическое подтверждение трансперсонального подхода к пониманию человека дали 30-летние исследования Станислава Грофа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания:

1. сенсорный барьер;

2. индивидуальное бессознательное;

3. уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);

4. трансперсональная область.

По мнению С.Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом - взаимоотношение, в настоящее время непостижимое. Можно предположить по этому поводу, что где-то в ходе перинатального развития происходит странный количественно-качественный скачок. Когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.

Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью.

Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, но человеку свойственна странная двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т.е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта. Первый из них можно назвать хилотропическим сознанием: он подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном времени в мире материальных объектов. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием: он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Жизненный опыт, ограниченный хилотропическим модусом, в конечном счете лишен завершенности и чреват потерей смысла, хотя может обходиться без больших эмоциональных невзгод. А выборочный и исключительный фокус на холотропическом модусе несовместим (в то время, пока такое переживание длится) с адекватным функционированием в материальном мире.

Терапевтическая работа в рамках трансперсональной психологии - это работа с глубокими слоями бессознательного. Путь достижения этих глубоких слоев - главным образом через измененные состояния сознания, а именно - трансовые медитативные техники. С. Гроф первоначально использовал в терапевтических целях галлюциноген ЛСД; позднее он разработал методику, позволяющую достигать аналогичных эффектов без применения наркотика. Методика получила название «холотропное дыхание»; оно представляет собой сочетание особой техники дыхания со специально подобранной музыкой.

Еще одна интересная и важная трансперсональная система — психосинтез — разработан итальянским психиатром Р. Ассаджиоли. Его концептуальная система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал.

Структура личности, по Ассаджиоли, сложна и складывается из семи динамических составляющих. Низшее бессознательное управляет базовыми психологическими активностями, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное, ассимилирующее опыт, прежде чем он достигнет сознания, соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сверхсознания — местонахождение высших чувств и способностей, таких, например, как интуиция и вдохновение.

Важным элементом психосинтеза Ассаджиоли является понятие субличностей — динамических подструктур, которые обладают относительно независимым существованием. В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от субличностей других людей. Можно проанализировать, выделить эти субличности и дать каждой субличности «свое имя», некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Саботажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека становятся деструктивными в том случае, если человек не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Одна из целей самонаблюдения — больше понять центр, сущность собственного «Я», усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями. Терапевтический процесс психосинтеза включает четыре стадии: на первой стадии пациент узнает о различных составляющих своей личности. Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами субличностями — и приобретение способности их контролировать. После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно достичь психосинтеза и интеграции всех самостей вокруг нового центра. Некоторые субличности (которые в упражнениях по фантазированию могут принимать вид более или менее абстрактных интрапсихических структур) в ходе самоисследования с использованием ребёфинга, методики контролируемого дыхания и музыки отражают подлинные древние, филогенетические, расовые и реинкарнационные матрицы или опыт вхождения в сознание других людей, животных и пр.

КРИТИКА.

Одну из первых критических оценок трансперсонального направления психологии предоставил экзистенциальный психолог Ролло Мэй, поставивший под вопрос концептуальные основы трансперсональной психологии. В частности Мэй считал, что трансперсональные психологи уделяют мало внимания «тёмной стороне» человеческой природы и экзистенциальному страданию.

Когнитивный психолог Альберт Эллис поставил вопрос о научном статусе трансперсональной психологии и её отношении к религии и мистике.

Некоторые исследователи предлагают всё же различать трансперсональную психологию как науку — с одной стороны, и популярное культурное движение, действующее вне академического контекста — с другой.

Трансперсональная психология подвергается критике со стороны отдельных представителей религиозных конфессий из-за того, что трансперсональные психические состояния являются универсальными и не имеют религиозной принадлежности.

Аллан Б. Чинен (профессор психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Франциско) указывает на три основные проблемы в практическом применении разработок трансперсональной психологии: 1) возможное превращение психотерапевта в псевдогуру, который ведёт себя как духовный учитель, а не как терапевт; 2) стремление интерпретировать эмоциональные проблемы как проявления духовного развития; 3) упор на высшие состояния сознания и недостаточное внимание к межличностным и социальным процессам. чрезмерное внимание к мистическим культам; использование психотехник, которыми могут злоупотреблять различные «тренеры», «психологи-целители» и другие шарлатаны; некритическое отношение к галлюцинаторным и галлюцинаторноподобным переживаниям, далеко не всякое из которых имеет психотерапевтическую ценность.

В работах ряда критиков трансперсональная психология обвиняется в неомистицизме и рассматривается как форма паранауки или квазинауки.

В наше время стало очень модным заниматься самосовершенствованием – занятие спортом, правильное питание, чтение книг… Это все очень хорошо, однако далеко не все правильно понимают суть самосовершенствования. Многие пытаются исправить недостатки своего характера. Но работать нужно над тем, чтобы стать лучше, чем ты есть в данный момент, а не над тем, чтобы стать не таким, каким ты есть сейчас.

Некоторые люди думают, что смогут стать более счастливыми и успешными, если избавятся от своих недостатков. Хотя весь секрет кроется как раз в том, чтобы сохранить свой характер и научиться использовать эти недостатки с пользой для себя.

Что такое недостатки? Это те сформированные черты личности, которые, по каким-то причинам, не принимались родителями, друзьями, сотрудниками, или другими окружающими людьми.

То есть, по сути, это те ваши черты характера, от которых вам нужно избавиться, чтобы достичь совершенства. Но что такое совершенство? Это высшая степень какого-то мастерства, качества или способности. Так можно ли достичь совершенства, если избавиться от тех особенностей своего характера, которые, по словам окружающих являются вашими недостатками? Конечно же, нет.

Психология: недостатки человека

Если же недостатки являются просто особенностями характера, то почему люди так пытаются скрыть их или избавиться от них? Родители часто говорят своим детям такие фразы, как: «Если ты будешь так делать, то я перестану тебя любить», «Будешь вести себя так, я оставлю тебя, мне не нужен такой ребенок» и т.д. Дети, в свою очередь, не понимают, что их родители не это имеют в виду, они воспринимают все слова взрослых буквально и начинают испытывать страх. В результате ребенок понимает, что любят хороших детей, а плохих – не любят. Тогда он начинает вести себя так, как будет удобно его родителям, чтобы соответствовать их требованиям и не разочаровывать их. И, со временем, когда ребенок вырастет и начнет жить своей жизнью, ему все равно будет казаться, что его, например, стеснительность – это недостаток, ведь так говорили родители. И он будет бороться с этой чертой своей личности уже во взрослой жизни. Это – основная причина возникновения тех черт характера, которые мы считаем недостатками.

К тем недостаткам, которые нашли у нас родители, прибавляются также те, о которых сообщили нам воспитатели в детском саду, учителя в школе, преподаватели… В общем, если прислушиваться ко всем этим замечаниям, то необходимо будет посвятить целую жизнь искоренению недостатков, чтобы избавиться от них всех . Но кому это нужно – вам или тем, кто вас окружает? Если вы хотите избавиться от каких-то своих недостатков, чтобы заслужить чью-то любовь – то это, скорее всего, невозможно. Они все равно найдут к чему придраться, и вам придется менять себя еще больше. Стоит ли оно того? Естественно нет. Чтобы стать счастливым необходимо не менять себя, чтобы быть удобным для кого-то, а принять свое несовершенство, чтобы удобно стало вам.

Естественно, есть определенные социальные нормы, которых нужно придерживаться, но они точно не запрещают человеку быть стеснительным, или, к примеру, очень энергичным. Наоборот, именно эти черты человека дополняют его как отдельную личность, и когда он начинает бороться с ними, то, получается, борется сам с собой. А в борьбе с самим собой, человек всегда будет оставаться проигравшим.

Исправить недостатки или использовать их?

Главное, что нужно помнить, это то, что недостатков, как таковых, не существует. Они являются лишь теми чертами характера, которые в детстве не принимали или подавляли наши родители. Как же решить эту проблему?

Во-первых нужно понять, что единственный способ не страдать из-за недостатков – это принять их и научиться с ними жить, а не пытаться исправить.

Во-вторых, следует перестать ждать одобрения родителей и не только, ведь если им не удалось понять и принять поведение ребенка в детстве, то они не смогут сделать этого и сейчас.

Есть несколько шагов для принятия своих недостатков:

Недостатки вашей личности

Сначала нужно написать список, почему вы считаете себя несовершенным . Возьмите лист бумаги, ручку и напишите все черты своего характера, которые вас раздражают, которые вы ненавидите и из-за которых вам сложно жить. Возможно, что, проведя своеобразную классификацию недостатков, вы обнаружите, что всё гораздо проще, чем вам казалось.

Психологическая ценность

Подумайте, в чем состоит ваша выгода от каждого недостатка? Это – эффективный шаг психологической самопомощи: осознать, в чем ценность для вас каждого вашего недостатка. Если у вас есть какая-то черта характера, то она должна выполнять соответствующую функцию. Напишите возле каждого пункта в списке, для чего вам нужна эта черта характера. Если сразу понять это не получается, то можете даже написать письмо этой черте, спросить, почему она у вас есть, а затем написать себе ответ от ее имени. Это действительно работает!

Сила недостатков

Разрешите себе быть собой. Теперь, когда вы поняли, откуда у вас эти черты личности и что они вам дают, пришло время их принять. Избавившись от представления о том, что какие-то черты вашего характера – это недостатки, вы сможете использовать их в полную силу. Попробуйте прочитать их вслух в таком предложении: «Я разрешаю себе быть застенчивым» «Я разрешаю себе быть импульсивным», и т.д. Вот увидите, когда вы сможете принять себя таким, каким вы есть, то и другие люди начнут воспринимать вас по другому.

Естественно, работа будет намного эффективнее, если она будет проводиться под присмотром специалиста. Поэтому лучше всего обратиться за помощью к психотерапевту.