В связи с развитием царского культа происходит глубинный процесс видоизменения основных форм египетской религии. Древние боги природы постепенно превращаются в государственных богов - покровителей государства, царя и царской власти.

Так, бог умирающей и воскресающей природы Осирис с течением времени превращается в царя загробного мира, первого царя Египта и покровителя царской власти и поэтому часто изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Жреческая пропаганда и в религиозной догматике и в изобразительном искусстве постоянно стремилась резко подчеркивать ту неразрывную связь, которая соединяла небесных богов с земным богом - обоготворенным царем.

Наиболее важные виды архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта и их особенности. Создание монументального стиля зодчества. Религиозная символика пирамид.

Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной «вечной жизни», а следовательно - сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы - «дома вечности» - явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души».

По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Гробницы знати, так называемые «мастаба», состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Для истории архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.

В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс. Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линии наращивания надземной массы здания, однако, горизонтальное увеличение последнего, в конце концов, не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась поэтому идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династии Джосера (ок. 3000 лет до н. э.)

Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное- здание начало расти вверх, и камень был определен как главный материал египетского зодчества.

Каждая из пирамид в Гизе была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизе показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамиды цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родичами. Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царских статуй. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знание конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах при пирамидах Гизы впервые в Египте встречаются свободно стоящие столбы. Вся декорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами, так же как аналогичное оформление зала ворот в долине составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера.

Э кспедиция Говарда Картера нашла каменный саркофаг фараона Тутанхамона.
С древних времён высокая культура Египта вызывала восторженное удивление у народов мира. Учёные и философы Греции приезжали в Египет в поисках знаний. В долину Нила привозили больных, так как египетские врачи считались лучшими целителями человеческих недугов. Но Египет - страна каменных чудес - манил своими ни с чем не сравнимыми памятниками искусства. В этом посте под КАТ много интересных фото с раскопок...

Гробница Тутанхамона - единственная неразграбленная гробница, была обнаружена в 1922 году двумя англичанами, египтологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Карнарвоном. Эта находка, спустя более трех тысяч лет дошедшая до нас практически в первозданном виде, считается одной из самых важных находок в археологии.

Гробница расположена в Долине Царей, где с 16 века до н. э. по 11 век до н. э. были построены гробницы для захоронения фараонов - царей Древнего Египта.


Luxor: King’s Valley, Photgrapher: Peter J. Bubenik

Долина находится на западном берегу Нила, напротив города Фивы (современный Луксор). Её поиски велись долго. В Долине Царей давно уже работали археологические экспедиции, которые как будто бы раскопали всё, что возможно, и новых находок не ожидалось. Однако Картер был уверен, что усыпальница Тутанхамона должна быть где-то здесь. Учёные не расставались с надеждой, что, быть может, удастся найти всё погребение целиком.


Меценат и организатор раскопок лорд Карнарвон за чтением книги на веранде дома Картера в Долине царей. Около 1923 г.

Картер имел репутацию педантичного учёного, скрупулезно ведущего регистрационные записи и заботящегося о сохранности древностей. Он разбил долину на квадраты и начал методично их проверять. В течение нескольких археологических сезонов экспедиция Картера вела раскопки в Долине Царей, однако достигнутые результаты по-прежнему оставляли желать лучшего.

В 1922 году лорд Карнарвон, истративший изрядные средства на археологические работы и обескураженный неудачами объявил Говарду Картеру о своём решении свернуть поиски гробницы в данном районе. И тогда Картер возобновил раскопки на оставленном им прежде без внимания участке возле группы разрушенных хижин. И удача им улыбнулась.

4 ноября 1922 года экспедиция Картера обнаружила вырубленную в скале небольшую ступеньку, а к концу следующего дня от песка была расчищена целая лестница, ведущая к двери. Картер отправил лорду Карнарвону срочную телеграмму, умоляя его приехать незамедлительно.

Фото у входа в гробницу. Они еще не знают что там их ждет...

26 ноября в присутствии лорда Карнарвона Картер проделал в углу двери отверстие и, освещая образовавшийся проём пламенем свечи, осторожно заглянул внутрь.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин открывают вход в массивное святилище в погребальной камере гробницы и впервые видят саркофаг Тутанхамона. 4 января 1924 г.

«Поначалу ничего не возможно было разглядеть, пламя слегка мерцало и колебалось в потоке тёплого воздуха, идущего из помещения. Лишь спустя некоторое время, когда мои глаза немного привыкли к свету, очертания комнаты стали постепенно проступать из темноты, странные животные, статуи и золото — блеск золота повсюду ». Говард Картер

Картеру понадобилось целых восемь лет, чтобы каждый предмет из разнообразного и многочисленного инвентаря был тщательно задокументирован и занесён в каталог, прежде чем гробница была полностью очищена. Всего различных драгоценных предметов окажется около трёх с половиной тысяч.

Церемониальная кровать в форме небесной коровы, запасы продовольствия и другие предметы в комнате, которую Картер окрестил «прихожей» гробницы. Декабрь 1922 г.

Модели лодок в комнате, которую Картер окрестил «сокровищницей» гробницы. Около 1923 г.

Позолоченная кровать в форме льва, сундук для хранения одежды и другие предметы в «прихожей». Статуи охраняют замурованный вход в усыпальницу фараона. Декабрь 1922 г.

Под кроватью в форме льва в «прихожей» несколько коробок и ящиков, а также кресло из древесины эбенового дерева и слоновой кости, сделанное для Тутанхамона-ребёнка. Декабрь 1922 г.

Позолоченный бюст богини неба Мехурт, изображаемой в виде коровы, а также сундуки в «сокровищнице» гробницы. Около 1923г.

Сундуки в «сокровищнице» гробницы. Около 1923 г.

Украшенные замысловатой резьбой алебастровые вазы в «прихожей». Декабрь 1922 г.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие египтяне убирают перегородку, отделяющую «прихожую» от погребальной камеры. 2 декабря 1923 г.

16 февраля 1923 года британская экспедиция под руководством археолога Говарда Картера нашла главное сокровище пирамиды: каменный саркофаг фараона.

Внутри массивного святилища в погребальной камере огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающий ночное небо, закрывает вложенные друг в друга меньшие по размеру ковчеги. Декабрь 1923 г.

Говард Картер, Артур Мейс и рабочий египтянин осторожно сворачивают льняной покров. 30 декабря 1923 г.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие египтяне аккуратно демонтируют один из золотых саркофагов внутри погребальной камеры. Декабрь 1923 г.

Картер рассматривает саркофаг Тутанхамона. Октябрь 1925 г.

Когда в феврале саркофаг вскрыли, внутри оказался золотой гроб с его мумией. Саркофаг был золотым и содержал более 100 кг чистого золота, а находящееся там тело фараона было мумифицировано.

САРКОФАГ ТУТАНХАМОНА
1 — первый антропоидный гроб (дерево); 2 — второй антропоидный гроб (дерево, позолота); 3 — третий антропоидный гроб (литое золото); 4 — золотая маска; 5 — мумия Тутанхамона; 6 — ковчег из красного кварцита

Комната, где находился саркофаг, была наполнена таким множеством драгоценных предметов, что для их разборки понадобилось целых пять лет. Саркофаг с мумией Тутанхамона оставлен в своей гробнице в долине царей. Все найденные там сокровища ныне хранятся в Каирском музее.

Реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас изучают золотую колесницу из гробницы Тутанхамона за стенами «лаборатории» в гробнице фараона Сети II. Декабрь 1923 г.

Фараон правил около 9 лет, приблизительно с 1332 по 1323 годы до нашей эры (умер в 19-летнем возрасте).

Проклятие Тутанхамона

Первой жертвой стала птица, жившая в клетке в луксорском доме Картера. После того как они нашли гробницу, ее съела кобра — в мифологи египтян животное, поражающее врагов фараона. В прессе распространилось толкование, что это дурное предзнаменование для участников раскопок.

В загадочных смертях, последующих за открытием археологом Говардом Картером нетронутой гробницы Тутанхамона, сегодня винят плесень. Оказалось, что в тканях легких мумии жил плесневый грибок аспергиллус нигер, который может стать смертельным для людей с ослабленным иммунитетом или с поврежденной легочной системой.

Первая жертва «Тутанхамона» — организатор и спонсор раскопок Лорд Карнарвон еще задолго до обнаружения гробницы попал в страшную автомобильную аварию, в которой повредил легкое. Он умер от пневмонии спустя некоторое время после посещения гробницы.
Вслед за ним скончался и другой участник раскопок - Артур Мейс, который, по трагичной случайности, был тяжело болен до начала раскопок. Его ослабленная иммунная система стала идеальной средой для проявления смертоносных качеств плесени. Но люди связывают их смерть с проклятием.

Сам Говард Картер (на фото), который, казалось бы, первым должен был пасть жертвой «проклятия», умер спустя 16 лет после вскрытия гробницы, в возрасте 64 лет, и естественные причины его смерти не отрицают и сами адепты «проклятия». Но с проклятием вся эта история загадочней...

(С) разные источники интернета

Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] Элфорд Алан

ГРОБНИЦЫ ФАРАОНОВ?

ГРОБНИЦЫ ФАРАОНОВ?

Предполагалось, что в этой удивительной Великой пирамиде должно было быть три гробницы - на случай, если фараон умрет во время строительства. И это вполне серьезно утверждают учебники! Эксперты Британского музея объясняют «особенности внутренней конфигурации пирамиды изменением планов по ходу строительства». Это непосредственно связано с традиционной версией, согласно которой каждая из камер была предназначена для гробницы, и что, следовательно, строители изменили свои планы в ходе строительства.

Имеются ли какие либо доказательства в подкрепление все еще бытующего представления о том, что Великая пирамида действительно должна была служить гробницей? Такое предположение - что будто бы камера царя (или же царицы) в Великой пирамиде служили гробницей - разваливается перед лицом имеющихся у нас свидетельств. К удивлению многих, кто принимал теорию гробниц за чистую монету, в Великой пирамиде так и не было найдено ни останков, ни мумий, ничего, что имело бы какое бы то ни было отношение к захоронению или гробнице.

Арабские историки, которые описывали проникновение Мамуна в пирамиду, утверждают, что там не было никаких следов захоронения, равно как и никаких следов грабителей, так как верхняя часть пирамиды была очень тщательно запечатана и замаскирована. Ясно, что грабители могил не стали бы запечатывать ограбленную гробницу - они постарались бы поскорее убраться! Очевидный вывод из этих соображений заключается в том, что согласно замыслу, пирамида должна была оставаться пустой.

Кроме того, сама идея, что верхние помещения Великой пирамиды предназначались для захоронения, никак не совместима с тем обстоятельством, что гробницы египетских фараонов никогда не помещались высоко над уровнем земли. Более того, при исследовании множества других пирамид в Египте не было обнаружено никаких свидетельств того, что хотя бы одна из них использовалась в качестве гробницы.

Согласно традиционной точке зрения, мания строительства пирамид началась с одного из первых фараонов III династии Джосера примерно в 2630 году до РХ, несколько лет спустя после начала египетской цивилизации. По каким-то неясным для нас причинам фараон решил отказаться от простых гробниц, сложенных из глиняных кирпичей, которые применялись его предшественниками, и построил в Саккаре первую каменную пирамиду. Это был весьма амбициозный проект, по-видимому, уникальный и беспрецедентный в Египте (хотя в Месопотамии подобные зиккураты строились еще за несколько веков до того). В этом строительстве Джосеру помогал архитектор по имени Имхотеп - загадочная личность, о которой нам мало известно. Пирамида Джосера была выстроена с углом примерно 43,5 градуса.

В начале XIX века под пирамидой Джосера были найдены две «погребальные камеры», а при дальнейших раскопках были обнаружены подземные галереи с двумя пустыми саркофагами. С тех пор стали считать, что эта пирамида служила гробницей Джосера и членов его семьи, но в действительности останки его так и не были найдены, и нет никаких веских доказательств того, что Джосер действительно был похоронен в этой пирамиде. И даже напротив, многие выдающиеся египтологи ныне убеждены, что Джосер был похоронен в найденной в 1928 году величественной, богато украшенной гробнице, расположенной к югу от пирамиды. Они смогли лишь сделать заключение, что сама пирамида не предназначалась для того, чтобы служить гробницей, а была либо символической гробницей, либо хитроумным способом отвлечь внимание грабителей могил.

Преемником Джосера считается фараон Сехемхет. В его пирамиде также имеется «погребальная камера», а в ней - опять-таки пустой саркофаг . Официальная версия гласит, что гробница была ограблена, но на самом деле обнаруживший камеру археолог Закария Гонейм увидел, что саркофаг закрыт вертикальной раздвижной дверью, запечатанной цементом. И, опять-таки, нет никаких доказательств того, что эта пирамида предназначалась в качестве гробницы.

В других, менее известных пирамидах III династии такая же картина: ступенчатая пирамида Хабы оказалась совершенно пустой ; по-соседству с ней была найдена еще одна недостроенная пирамида с загадочным овальным - наподобие ванной - помещением - запечатанным и пустым ; а также еще три малых пирамиды, в которых не обнаружено никаких следов захоронений.

Первым фараоном IV династии, приблизительно в 2575 году до РХ, был Снофру. Теории пирамид-гробниц был нанесен очередной удар, так как предполагается, что Снофру построил не одну, а целых три пирамиды! Первая его пирамида в Медуме оказалась слишком крутой и рухнула. В погребальной камере не было обнаружено ничего, кроме обломков деревянного гроба, который, как предполагается, представляет собой более позднее захоронение. Вторая и третья пирамиды Снофру были построены в Дашуре. Вторая пирамида, известная под названием пирамиды Бента, как считают, строилась в то же время, что и пирамида в Медуме, так как угол наклона стен был внезапно, в середине строительства, изменен с 52 градусов до более безопасных 43,5 градуса. Стены третьей пирамиды, именуемой Красной - по цвету местного розового известняка, из которого она построена, возведены под безопасным углом примерно 43,5 градуса. В этих пирамидах имеются две и три «погребальные камеры» соответственно, но все они оказались совершенно пустыми .

Зачем фараону Снофру понадобились две стоящие рядом пирамиды и что должны были означать эти пустые камеры? Если уж были затрачены такие усилия - то почему же он был похоронен в другом месте? Для того чтобы сбить с толку грабителей гробниц было бы, разумеется, достаточно одной фальшивой гробницы?!

Но считается, что Хуфу был сыном Снофру, и, следовательно, мы можем установить предполагаемое время строительства Великой пирамиды в Гизе, не располагая ни малейшим доказательством того, что какая бы то ни было из пирамид вообще предназначалась для захоронения. А между тем во всех книгах, во всех путеводителях и документальных телевизионных фильмах категорически утверждают, что пирамиды Гизы, как и все пирамиды в Египте, были гробницами!

Вообще, мы видим в этом превосходный пример того, как может овладеть мыслями людей любая, самая нелепая теория. И тогда ученые вынуждены защищать принятую теорию, изобретая все более хитроумные доводы, как, например, то, что строители пирамид в Гизе «изменяли свои планы». Эти ученые слишком высокомерны, чтобы честно сказать нам - «не знаем», и слишком нерешительны, чтобы бросить вызов господствующему мнению. Ну, а мы - будем ли мы и впредь слепо верить тому, что внушают нам эти ученые?

Из книги Небесные учителя [Космический код древности] автора Дэникен Эрих фон

Глава 7 Свет для фараонов Электрические батареи из Багдада. - Энергия из глиняных бокалов. - Угроза фараонов. - Все виды изоляторов. - Крипта Дендеры. - Зажегся свет. - Атланты из Тулы. - Бабочки против здравого смысла.Как освещали древние египтяне свои подземные

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура автора Тодд Малькольм

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

Из книги Древние загадки фараонов автора Фахри Ахмед

Из книги Древние скандинавы. Сыны северных богов автора Дэвидсон Хильда Эллис

Из книги Ленин жив! Культ Ленина в Советской России автора Тумаркин Нина

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Из книги По следам древних кладов. Мистика и реальность автора Яровой Евгений Васильевич

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Из книги Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало автора Кузнецова Лилия Константиновна

Из книги автора

Из книги автора

Гробницы и мумии плато Укок Речь пойдет об археологической сенсации в самом прямом и сугубо научном смысле этого слова. После раскопок римских городов (Стабий, Геркуланум и Помпеи), уничтоженных извержением Везувия в 79 г. н. э., и открытия нетронутой гробницы Тутанхамона

Из книги автора

Чернильница в новомодном «стиле фараонов» Страна седых пирамид давно манила европейцев. Еще древние греки считали ее колыбелью искусства. Да и позднее неизменно привлекали своей таинственностью как странные египетские боги Осирис, Исида и Серапис, так и их жрецы,

Жизнь и смерть фараона

Правление Тутанхамона приходится на период Нового царства – расцвета древнеегипетского государства. Он стал последним представителем XVIII династии, но управлял страной недолго – предположительно, с 1332 по 1323 гг. до н.э. Умер фараон в возрасте 19 или 18 лет, и был похоронен в Долине Царей.

Считается, что Тутанхамон был сыном Эхнатона, знаменитого фараона-реформатора. Египетский трон достался Тутанхамону, когда ему исполнилось девять лет. Как следствие, в период его правления судьбой страны распоряжался не столько сам правитель, сколько бывшие соратники Эхнатона.

Предыдущий фараон был автором религиозной реформы, потрясшей устои древнего общества – замены язычества монотеистической религией, поклонением единому богу Солнца – Атону, а потом и самому фараону. Тутанхамон же решил вернуться к старым богам. Имя Эхнатона предали анафеме, а его бывшая столица Ахетатон была полностью разрушена.

До сих пор не утихают споры о причинах смерти Тутанхамона. Данные археологических исследований показывают, что он был худым и болезненным юношей. Да, пропорции его тела далеки от совершенства: в частности, у него были слишком длинные руки. Именно поэтому одна из самых популярных версий смерти фараона – предполагаемое тяжелое заболевание. Некоторые исследователи, впрочем, категорически не согласны с такими выводами, настаивая на том, что правитель Египта был полностью здоровым человеком. Согласно данным некоторых последних исследований, фараон умер под колесами повозки – на левом боку его тела остался след колеса. Как бы то ни было, одно можно сказать с полной уверенностью: фараон умер в ранней молодости и был похоронен по всем традициям.

Удивительная находка Говарда Картера

Авторами находки, потрясшей весь научный мир, стали археолог Говард Картер и его коллега лорд Карнарвон. Последний не был профессиональным археологом, но взял на себя значительную часть финансирования раскопок, начавшихся в 1914 году. В те годы современных археологических приспособлений еще не существовало, поэтому ученым приходилось работать в очень непростых условиях – долго и часто безрезультатно. К 1922 году лорд и вовсе разочаровался в своих изысканиях, поэтому прекратил и выделение средств.

В то время Картер проводил раскопки в Долине Царей и 4 ноября совершенно случайно обнаружил вход в новую гробницу. На запечатанной двери стоял знак королевской крови – символ захоронения египетской знати. О своей находке археолог немедленно сообщил лорду Карнарвону, который в то время находился в Англии.

Тут надо остановиться и сказать, что еще до вскрытия гробницы с Картером произошел на первый взгляд ничем не примечательный случай. Дело в том, что при раскопках Картера сопровождал питомец – маленькая канарейка. И вот однажды в жилище ученого забралась кобра и съела птичку. Сам археолог не придал этому никакого значения, а вот его прислуга, состоявшая из местных жителей, восприняла это знаком надвигающейся беды. Кобра – один из символов египетских фараонов.

Но вернемся к обнаруженной Картером двери. 24 ноября Карнарвон и Картер решили поближе рассмотреть странную находку. Они просунули лампу в проделанное отверстие и - о, чудо! – увидели роскошную усыпальницу фараона. Увы, сразу стало ясно, что археологи были не первыми посетителями гробницы. Воры несколько раз наведывались сюда за сокровищами, однако каждый раз по какой-то неведомой причине они вынуждены были бежать. Это казалось очевидным: внутри все было перевернуто вверх дном, хотя сокровища фараона были на месте. Но исследовать обстоятельства попыток ограбления у археологов вышло далеко не сразу. Ученые долго дожидались разрешения властей на проведение работ в склепе.

Работы в нем начались 16 февраля 1923 года. Археологи увидели, что склеп состоял из четырех помещений, главным из которых была комната с мумией фараона. В гробнице ученые нашли многочисленные золотые украшения, оружие, посуду, статуэтки, символы царской власти. Потом среди содержимого гробницы обнаружатся еще два тела, принадлежавшие мертворожденным дочерям фараона.

Загадочная смерть

Новость об археоло­ги­чес­кой сенсации всколыхнула весь научный мир. Это и понятно, ведь речь шла об одной из самых выдающихся находок за все время исследования Древнего Египта! Вряд ли Говард Картер мог тогда представить, что вскоре гробница Тутанхамона прославит его еще больше. Правда, подобной славы не пожелаешь никому.

Весной того же года другое «ничем не примечательное событие» произошло уже с Карнарвоном: его укусил комар. Спустя несколько дней лорд порезался в месте укуса, а вскоре обратил внимание, что небольшая царапина подозрительно долго не заживает. Опасения Карнарвона оправдались, когда у него началась лихорадка. Вскоре он скончался. Потом говорили, будто бы комар, укусивший лорда, был «ядовитым». Таинственности истории добавил тот факт, что в момент смерти лорда в Каире внезапно погас свет. Причину аварии установить так и не удалось, но и это еще не все загадочные совпадения. Примерно в то же время, когда сердце Карнарвона остановилось, умерла и его собака, находившаяся в этот момент у него дома в Англии. Конечно, все это можно объяснить обыкновенными совпадениями, раздутыми желтой прессой. Но смерть лорда и все, что было с ней связано, стала лишь первым звеном в цепи зловещих событий.

Лорд Карнарвон скончался 5 апреля 1923 года, спустя четыре месяца после посещения гробницы Тутанхамона. А уже через несколько дней умер Артур Мейс, один из археологов, входивших в экспедицию Картера. Насколько можно было судить, причиной гибели Мейса стало отравление мышьяком. По возвращении в Англию гибель настигла еще одного специалиста тех раскопок – радиолога Арчибальда Рейда. За раскопками гробницы наблюдал и американский финансист Джордж Гоулд. Он умер полгода спустя, подхватив лихорадку.

От укуса насекомого погибла жена лорда Карнарвона, а его сводный брат вскоре покончил жизнь самоубийством. Наконец, в 1928 году умер молодой секретарь Говарда Картера Ричард Бартель. Смерть наступила в результате остановки сердца, хотя Бартель не жаловался на свое здоровье. Все эти люди занимались исследованием мумии фараона. Кроме этого, жертвами «проклятия» стали профессор Ла Флер, рентгенолог Вид и некоторые другие ученые. Всего же в разное время скончались, по разным данным, от 22 до 25 человек, так или иначе связанных с захоронением египетского фараона. Казалось, будто отмщение Тутанхамона настигнет каждого, кто осмелится потревожить его покой…

Тем не менее, сторонники эзотерического подхода иногда упускают один важный момент: главная мишень «проклятия фараона», археолог Говард Картер, умер естественной смертью в 1939 году. На тот момент ему исполнилось 65 лет.

В 1980 году увидело свет интервью с Ричардом Адамсоном – последним живым исследователем из экспедиции Картера. Адамсон также решительно отверг миф о проклятии египетского царя. Строго говоря, почти все умершие ученые к моменту своей смерти находились в очень преклонном возрасте. Участники экспедиции Картера прожили в среднем 74 года.

Но нередко на счет египетского правителя записывают не только погибших ученых, но и простых туристов. Случаи необъяснимых смертей имеют место даже в наше время.

Истоки легенды

Для начала попробуем разобраться в том, откуда появился миф о проклятии. Это прозвучит странно, но сам по себе он является всего лишь газетной уткой. Стараясь обеспечить покой усопшим, древние египтяне, действительно, прибегали к всевозможным заклятиям и заговорам. По мнению современных специалистов, иероглифы содержат некоторые предостережения, но нередко они воспринимаются слишком буквально. С подачи журналистов трактовка некоторых предупреждений порой оказывается искажена до неузнаваемости.

Надписи в усыпальницах предостерегают незадачливого путника от осквернения гробницы или запрещают посещение усыпальницы человеку с дурной репутацией. В случае с Тутанхамоном исследователи установили лишь то, что здесь имеет место заклинание, оберегающее покой египетского царя и защищающее его от песков пустыни.

Автором сообщения о проклятии Тутанхамона стал один из журналистов Daily Express. Свою лепту внесла и писательница Мария Корелли, автор многочисленных произведений на тему мистики. Уже после гибели Карнарвона Мария Корелли и Артур Конан Дойл (тоже большой любитель мистики) утверждали, будто бы они предостерегали незадачливых археологов. Еще раньше к подобной тематике обратилась британская писательница Джейн Лоудон Вебб. Ее мистическое произведение «Мумия» увидело свет в далеком 1828 году. Впоследствии авторы художественной литературы и дальше будут эксплуатировать якобы ужасающие предостережения. Именно так в массовом сознании сформировался зловещий мистический образ египетских фараонов.

«Проклятие фараона Тутанхамона» сделало древнеегипетскую тематику одним из самых популярных мистических направлений в массовой культуре. Одним из последних художественных произведений на эту тему стал вышедший в 2006 году фантастический фильм «Тутанхамон: Проклятие гробницы».

Невидимый убийца

Несмотря на это, «проклятие фараона» действительно может существовать, и объясняется оно вполне естественными факторами.

Поначалу никто из участников экспедиции Картера не обратил внимания на странный налет на стенах усыпальницы. Вопреки первоначальной версии о потрескавшейся росписи, причиной настенных пятен был грибок. Спустя 30 лет после череды загадочных смертей медик Джоффри Дин обратил внимание, что симптомы заболевания ученых, посетивших гробницу, напоминают так называемую «пещерную болезнь». Ее причина – микроскопические грибки. Понятно, что сырые и темные помещения, вроде усыпальницы Тутанхамона, стали благодатной средой для их распространения. Позже египетский биолог Эззеддин Таха подтвердит справедливость этой догадки, обнаружив грибок в организме многих археологов, занятых исследованием Древнего Египта.

В наш век антибиотики сводят опасность таких микроорганизмов на нет. Но если иммунитет человека ослаблен, заражение грибком может иметь довольно тяжелые последствия. В 1990-е годы ученые взяли пробу выделений из легких туристки, умершей после посещения гробницы Тутанхамона. Было установлено, что в организме погибшей находился грибок, который и мог стать причиной ее гибели.

Участники экспедиции Картера тоже могли стать жертвами вредных микроорганизмов, которыми они заразились, находясь рядом с мумией. В пользу этой версии говорит одно важное обстоятельство. Спустя 3000 лет масла, которые использовались для мумификации, превратились в клей. Чтобы извлечь фараона из гроба, Картер пошел на решительный шаг – он разрезал мумию. В те годы египтологи редко использовали специальные защитные средства, и при контакте с мумией вредные микроорганизмы легко могли проникнуть в дыхательные пути, вызвав тяжелые заболевания.

Тутанхамон принадлежал к XVIII династии фараонов – одной из самых известных в истории Древнего Египта. Время ее правления приходится на эпоху Нового царства. Основатель династии Яхмос I объединил разрозненные территории Египта, и его потомки правили страной в 1550-1292 годах до н. э. Представителями династии были несколько могущественных правителей, изменивших историю своей страны, а также ряд женщин-фараонов.

Современные исследователи отмечают, что работа с мумией может быть опасна, поскольку мумифицированное тело может содержать вредоносные бактерии. Существует и обратная сторона вопроса: занесенные извне бактерии могут разрушить мумию.

На наш взгляд, версия о том, что причиной гибели посетителей гробницы Тутанхамона был грибок, звучит вполне правдоподобно. Но официальной точки зрения относительно череды загадочных смертей не существует до сих пор. Как не существует и доказательств того, что ученых и простых туристов убивали вредные микроорганизмы.

Отец Тутанхамона Эхнатон был одним из самых выдающихся религиозных реформаторов в истории. Именно он впервые ввел в Египте монотеизм, «отменив» весь пантеон египетских божеств и оставив лишь бога Солнца – Атона. Скорее всего, целью такого нововведения было укрепление личной власти фараона. Реформа могла быть использована и для централизации египетской державы.

С просьбой прокомментировать этот вопрос мы обратились к действительному члену Международной Ассоциации египтологов, президенту Ассоциации по изучению Древнего Египта Виктору Солкину. Он сказал:

– По сути, скоропостижной и отчасти странной можно назвать только смерть Джорджа Герберта Карнарвона, который был меценатом экспедиции. Срезав укус москита во время бритья, лорд скончался от сепсиса, после чего все, что связано с Египтом, стало восприниматься крайне негативно в его семье, а большая часть его превосходной коллекции была продана в США. Остальные смерти – вовсе не такие многочисленные, как об этом нередко пишут в прессе. Они были связаны, прежде всего, с тем, что после открытия гробницы юного царя члены экспедиции Картера работали в Долине царей, не покладая рук, в том числе и в летние месяцы, когда температура в Долине порой превосходит отметку 50 градусов жары. Умерло несколько членов экспедиции – все пожилые люди, которые просто физически с трудом переносили выпавшие на их долю испытания климатом и песками Египта. Сам Говард Картер, казалось бы, главный виновник открытия царской гробницы, скончался в преклонном возрасте и от естественных причин. С момента открытия гробницы прошло почти 17 лет. Кроме того, в первой трети XX века все «египетское» было по-прежнему связано с мистицизмом, спиритуализмом и другими явлениями, сопровождавшими европейский «египетский восторг». Пресса и салонное общество не удержалось от того, чтобы не увидеть в нескольких инфарктах пожилых ученых нечто потустороннее.

Нужно сказать, что в древнеегипетском мировоззрении вообще нет представлений о том, что проклятие грабителям гробниц должно вызвать скоропостижную смерть. Сохранившиеся образцы текстов, направленных против тех, кто угрожает умершему, наоборот, говорят о гневе богов в загробном мире. «Что до того, кто пальцем коснется пирамиды этой, и этого храма, принадлежащих мне и моему Ка (двойнику, жизненной силе) – будет он осужден девятью богами, и будет ему небытие, и дом его будет в небытии, будет он тем, кого осудили, тем, кто пожирает сам себя» – эта цитата, приведенная от имени царя, встречается в знаменитых «Текстах пирамид», которые появились на стенах царских гробниц в XXV веке до н.э. Посмертное воздаяние, небытие в мире богов было куда более серьезным наказанием в глазах египтян, чем банальная смерть физического тела – важной, но не главной составляющей сущности человека. В гробнице Тутанхамона вообще не было текстов проклятий. Пресловутая «глиняная табличка с проклятиями», якобы найденная археологами, газетная утка. Известен ее автор – археолог Артур Вейгалл, который испытывал неприязнь к Картеру и слухом о «проклятии» порядком усложнил жизнь выдающегося археолога, и так осаждаемого прессой. СМИ не имели достаточного количества информации, так как исключительное право на репортажи из гробницы получила по решению лорда Карнарвона лондонская Times.

Женой Тутанхамона была царица Анхесенамон, дочь того же Эхнатона. От нее Тутанхамон имел двух дочерей, родившихся мертвыми. Скорее всего, братом Тутанхамона был Сменхкара – еще один фараон из этой же династии. Сменхкара правил сразу после смерти своего отца вплоть до прихода к власти девятилетнего Тутанхамона.

Наш эксперт:

Виктор Солкин, действительный член Международной Ассоциации египтологов, президент Ассоциации по изучению Древнего Египта

2 – Усыпальницы.

Об искусстве Древнего царства, начиная с 3-й династии, дают нам понятие почти одни только гробницы великих и знатных египтян. Немногие сохранившиеся развалины храмов - подлинные памятники начального религиозного зодчества Египта - указывают на то, что между обиталищами богов и усыпальницами мертвецов существовала тесная связь. Образцами сооружений этого рода могут служить, во-первых, открытый Петри небольшой храм-усыпальница фараона Снофру, близ пирамиды в Медуме, из двух зал, не имеющих никаких украшений, и из двора, во-вторых, храм Сфинкса в Гизе, относящийся ко времени постройки пирамид. План его (без прилегающего к нему огороженного пространства) в общих чертах представляет два зала, примыкающих один к другому и образующих подобие буквы Т. Плоский каменный потолок поддерживался в поперечном зале шестью гладкими четырехгранными столбами, в продольном зале - десятью такими же столбами, стоявшими в два ряда. У этих колонн нет плинтов ни в основании, ни над вершиной. Каменные балки потолка покоятся непосредственно на столбах. Храм этот - образец каменного сооружения самого древнего типа, происходящего, быть может, прямо от дольменов, но отличающийся тщательностью и правильностью кладки. Ни живописи или иных украшений, ни надписей нет в этом простом здании; зато его столбы высечены из розовато-красного гранита, а стены и потолок сложены из алебастра, так что от этого небольшого архитектурного памятника древности веет благородной, изящной простотой.

Усыпальницы египетских вельмож древнего царства.

Усыпальницы египетских царей - это пирамиды; усыпальницами же для вельмож служили восьмиугольные могильные сооружения с плоской кровлей и со стенами, имевшими снаружи вид откосов Эти гробницы называются мастаба. Самые значительные пирамиды и мастаба находятся вблизи древней столицы Египта Мемфиса, в пустынной местности на западном берегу Нила. На западе ежедневно заходят божественные небесные светила, а потому египтяне предполагали там существование царства, где умершие находятся в блаженном единении с богами.

Пирамиды Древнего царства - усыпальницы фараонов.

Пирамиды - наиболее грандиозные и типичные памятники искусства рассматриваемого тысячелетия. Погребальные склепы в пирамидах, проникать в которые надо было по длинным коридорам или шахтам, помещались иногда в сплошной, сложенной из камня или кирпича толще самого здания или под ним, в каменистой почве. Покои, служившие для принесения жертв или посвященные культу усопшего, устраивались обычно в виде особого здания, с восточной стороны пирамиды. В художественном отношении заслуживает внимания в пирамидах преимущественно их вид. Представляя собой окаменелый, получивший правильную стереометрическую форму гигантский могильный курган, они поражают зрителя массой нагроможденных в них друг на друга камней и своей стройной четырехгранностью. Впоследствии древний греко-римский мир назвал пирамиды одним из чудес света. С точки зрения законов исторического развития представляется несомненным, как это и признается всеми, что древнейшая из всех пирамид - гробница Джосера, фараона 3-й династии, уступчатая пирамида в Саккаре, состоящая из шести огромных, уменьшающихся с приближением к вершине частей из известняка и достигающая высоты 60 метров. Мы уже видели раньше, что уступчатая форма есть не что иное, как первоначальное, появившееся уже у некоторых первобытных народов стилизование земляного кургана; пирамиды тоже строились сперва в виде уступов, но потом дополнялись каменными плитами так, что под конец представляли гладкие грани. Саккарская уступчатая пирамида скрывала под своей тяжеловесной массой выложенную зеленоватым кафелем камеру, которая была реставрирована во время 20-й династии, отличавшейся любовью к старине; но, судя вообще по ее украшениям, она построена при царе Джосере. Узор стенной облицовки, куски которой попали в Берлинский музей, походит на рогожное плетение. Фараону Джосеру наследовал фараон Снофру, усыпальница которого - пирамида в Медуме - имеет уже не ступенчатую, а гладкую форму. Переход от одного типа пирамид к другому мы находим в Дашуре, там пирамида как бы поставлена на другую, усеченную и имеющую более крутые грани. Во всяком случае, пирамиды с гладкими гранями являются наиболее чистыми и полными выразителями идеи подобных сооружений Величайшие и известнейшие из таких пирамид находятся близ Гизы. Это гробницы трех царей 4-й династии Хуфу (Хеопса), Хафре (Хефрена) и Менкере (Микерина). Самая большая и самая древняя из них - пирамида Хеопса, имеющая в основании 233 метра как в длину, так и в ширину, и достигающая в высоту 145 метров. Немногие еще сохранившиеся части ее каменной облицовки состоят из белого известняка, который, будучи выкрашен в различные цвета, должен был некогда производить впечатление сочетания нескольких драгоценных горных пород. Вторая пирамида, усыпальница Хефрена, была несколько меньшей величины. Высота ее равнялась 135 метрам, облицовка нижней ее части состояла из розовато-красноватого гранита. Третья, пирамида Микерина, имела высоту только 66 метров. В нижней своей части она была облицована сиенитом, а в верхней - известняком. В ней был найден наделавший много шума саркофаг синевато-черного базальта с мумией фараона в деревянном гробу, утонувший во время его перевозки морем в Лондон, но известный по рисункам. Он дает нам понятие о виде и стиле древнеегипетских глинобитных и деревянных построек. Но так как немецкая египтология недавно признала его произведением времен 26-й династии, реставрировавшей гробницы древних царей в измененном виде, то вместо этого саркофага типичным образцом древнеегипетской архитектуры может служить великолепный саркофаг Хуфу-Онка (4-я династия) из розового гранита, находящийся в музее Гизы; он также представляет собой подобие глиняно-деревянного сооружения с дверями и окнами, хотя с менее разработанным устройством рам и косяков.