Сегодня уже раскрыт подлог многих современных чудес, связанных с религией. Например, были засняты акты тайного прокалывания рук, чтоб на них получились стигматы. Экспертиза показала, что заплакавшая кровью статуя падре Пио в южной Италии, оказывается, рыдала женской кровью, видимо, одной их верующих. Этот факт подтвердил догадку об источниках кровавых излияний на других религиозных предметах – кровь просто подбрасывалась заинтересованными людьми. Католическая церковь Австралии исключила из чудес слезы, которые якобы источала статуя Девы Марии, привлекавшая тысячи паломников в окрестности города Перт на западе страны. Независимая комиссия пришла к выводу, что «слезы» в действительности представляли собой смесь растительного и парфюмерного масел с ароматом розы.

С богохульством богохульства пророк обвиняет Бога в трусости за то, что он обманул его, чтобы поверить в одно для другого! И, доверяя Господу, он разочарован. Пророческое служение принесло ему только послушание и презрение в результате объявлений и проповедей. Даже пророк приходит к решению не пророчествовать больше, то есть отказаться от подчинения Господу. Однако слово Божье в его сердце испускает непостижимый огонь, который затрагивает каждую клетку его существа и сжигает каждую решимость, даже самую решительную.

Ожидание тех, кто ждет, чтобы какая-либо жалоба вызвала и получила их. Даже друзья покинули его и плевали на его жизнь, ожидая, чтобы он впал в позор, чтобы воспользоваться своей слабостью и мести. 11: В то время как в убеждении, что он был соблазнен Богом, Пророк знает, что он не заброшен и видит поражение тех, кто его преследует. Они падут, терпят путаницу и терпят безошибочный позор. В этом отражении даже сожаление состоит в том, что он не был задушен акушерками, прежде чем даже вышел из матки и не имел в нем своего гроба!

Стоит отметить, что согласно данным Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» «Седмица.RU» (www.sedmitza.ru), с 1905 по 2002 годы католическая церковь после исследования 296 претендующих на божественную природу удивительных явлений признала чудесами только 12 из них. В православии тоже есть специальная комиссия «по чудесам». Большая часть явлений, претендующих на чудо, не признаются ею за божественные, так как раскрываются «фокусы» их возникновения.

Жизнь пророка находит здесь драматический синтез: от рождения до смерти - целое существование, совершаемое между печалями, мучениями и стыдом! Ключевое слово Ключевое слово этого отрывка можно найти в 9-м стихе, где пророк раскрывает свою внутреннюю драму.

Что говорит Бог При входе в жизнь Иеремии это расстраивает ее. Мы смотрим на призвание, не предупреждая его о том, что он сделает, чтобы выполнить свою миссию. И пророк соглашается жить честно даже неловко. Когда Господь призывает, он не обязан объяснять и раскрывать все свои планы. Таким образом, отношения тех, кто призван к нему, всегда послушаны, никогда не соглашались: директором этой религиозной типологии является Авраам. Чтобы привлечь Пророка, чтобы дать ему миссию, которая заставляет его страдать и которая иногда оставляет его в покое, Бог описывается смелым образом соблазнителя, а в других случаях его даже называют «неверным потоком».

Это же касается и чудес, творимых «святыми» людьми. Известный современный православный богослов Фома Хопко (1939 г.) в главе «Святые» в своей книге «Основы Православия», признает факты прибавления несуществующих чудес в перечень деяний святых:

«О «житиях» святых существует множество книг. Они могут быть очень полезны для постижения смысла веры и жизни, в них ясно выражено христианское видение Бога, мира и человека. Но поскольку они были написаны во времена, сильно отличные от наших, в них необходимо отделять главную суть от второстепенных, иногда и сильных приукрашений . В Средние Века, например, было принято писать жития святых по более ранним образцам , или даже «подгонять» жития малоизвестных святых под жития их более знаменитых предшественников. Также было принято приписывать им самые невероятные и сверхъестественные события, чтобы подтвердить их святость , подчеркнуть добродетели и вдохновить читателей на подражание. Во многих случаях описания чудес добавлялись для того, чтобы утвердить праведность и невинность святых перед лицом их гонителей».

В глазах Бог Пророка кажется ненадежным, точно так же, как змея заявляет в описании первородного греха, в частности слабость Слова Божьего является истинным мотивом страданий пророка, он должен произносить оракулы, он должен призвать людей, которые не хотят слышать Слово Бог, чтобы пророк лежал с угрозой, которая не поколебала совесть, словом, которое не подразумевает ни страха, ни уважения. Это слово, которое так сильно пробило в его сердце, кажется открытой стрелой, когда дело доходит до аудитории и верных в целом.

Бог, который требует послушания и жертвы от своего пророка, кажется почти неспособен защитить его в ловушках. Послушный пророк не боится выкрикивать свое разочарование по поводу «ненадежного» поведения Бога. Важно подчеркнуть кризис Пророка. Его молитвенное обвинение в Боге является сильным и напряженным. который принял миссию и привязал ее к своей жизни, с такой же откровенностью и свободой, как апострофы Бога. Фактически, даже раскрывает свое решение больше не думать о нем, и только потому, что он неспособен принять решение, возвращается к своему Прекрасно, что молитва ясна и свободна, что заставляет его чувствовать себя близким к каждому человеку, который живет с трудными отношениями с Богом.

Безусловно, руками апостолов, пророков и первых христиан Бог творил много знамений. Но чудеса «святых» популярных ныне церквей, мы вынуждены поставить под сомнение. Ведь, если известны и признаются факты некоторых подлогов, то как можно доверять всем остальным подобным случаям с учетом прямого интереса церкви в популяризации культа святых. Я думаю, со временем будут раскрыты и другие псевдочудеса, хотя исторические церкви не особо допускают к этим расследованиям сторонних исследователей и экспертов.

Проницательность кризиса приходит к «скучной биографии», которая приходит в отчаяние, когда пророк заявляет, что предпочел бы никогда не родиться и не проклясть день, когда он увидел свет. Послушание Богу заставило его потерять вкус жизни, почти до этой страшной агонии в Гефсиманском саду. Однако, поскольку Господь Иисус безмятежно идет к Иерусалиму и его страсти, Пророк, похоже, испытывает только горечь и усталость послушания. Молитва выражает доброту в мстительном Боге, но, похоже, она прекращается: автор остается тонким утешением, чтобы увидеть, что Бог оправдывает своих врагов, но не дает ему радости жизни.

Пока остается загадкой происхождение «слез» на некоторых иконах. Однако, достоверно известные факты должны заставить задуматься здравомыслящих верующих. На Руси первое упоминание о мироточащей иконе по разным источникам датируется XI - XVIII веками. До этого почему-то иконы не плакали. После – относительно редко. А в конце XX века иконы заслезоточили более обильно. Сначала это были единичные случаи, которые были с восторгом приняты верующими. Соответственно, паломники сразу потянулись к чудесам. Затем число слезливых святынь начало увеличиваться. А после, иконы зарыдали десятками, причем не только деревянные, но и пластиковые и даже репродукции, фотографии и ксерокопии, к тому же не освященные в церкви. Уже доподлинно известно, что влага появляется сверху, а не исходит изнутри икон и других «святых» предметов, значит, она вполне может быть искусственно туда нанесена или с помощью химии вызваны физические процессы для ее конденсации. История даже знает факт фабрикации такого чуда непосредственно церковью. Рукотворность мироточения разоблачил Петр Первый. Он отодрал оклад от плачущей иконы и увидел с другой стороны доски у глаз специально положенное туда густое древесное масло, которое начинало вытекать из отверстий, нагреваясь от горящих свечей. После, как описано в «Деяниях Петра Великого, мудрого преобразителя России» (ч. 7), он сказал присутствующим:

Во всём этом на странице Иеремии описывается друг друга, где послушная вера, кажется, узкие ворота, путь вверх по дороге, и в любом случае все, кроме утешительных отношений. Размышления Страница Иеремии касается прежде всего тех, кто в Церкви сегодня имеет задачу проповедовать. Важно помнить об этом также и для верующих, чтобы они могли понять возможные профессиональные кризисы. Эта страница, по сути, кажется, говорит, что священник, далекий от защиты, иногда подвергается кризису не внешними мотивами, а прежде всего той же динамикой своей миссии, которая подвергает его непониманию, разочарованию в искушении Не думайте о Боге больше, он был предан служению Господу, доверяя ему.

«Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и злобного толкования этого ложного чуда ».

Пока до конца не раскрыта тайна появления Благодатного огня на православную Пасху у гроба Гоподня. Однако и это чудо уже давно многими людьми поставлено под сомнение. Первые упоминания о нем датируются IX веком. А в XII веке мусульманином Ибн-ал-Каланиси было сделано предположение о его возникновении:

Внезапно он понимает, что Слово слабое, не имеет успеха, оно поставлено под сомнение, не имеет силы творить чудеса и изменять Некоторые люди слушают его и несколько высмеивают его, игнорируют его проповедь, оставляя его разочарованным и расстроенным. Опыт Иеремии связан не только с теми, кто имеет миссию, аналогичную миссии пророка, но она также применима ко всем тем, кто принимает слово Господа, которые доверяют, а затем оказываются разочарованными соблазнительным Богом. Где спросить силу веры?

Какая польза от того, чтобы следовать учению Церкви? Мы узнаем, что если иногда слово Господа успокаивает и успокаивает наши беды, оно многократно напоминает обоюдоострый меч, проникающий в наше сердце и нашу жизнь. Поэтому Бог в первую очередь заботится о том, чтобы быть Богом и не стремиться к непревзойденным утешениям, но не гарантирован. Страдание очистило веру пророка. Это также очищает нас, потому что драма пророка не столько ощущается, как преданный Богом, а скорее в том, что она привлекает и любит любовь к Богу, который соблазняет его, а затем заставляет его страдать.

«Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость , чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом».

Как мы видим, у естествоиспытателей того времени уже были вещества, способные вызывать самовозгорание при взаимодействии. Причем, это далеко не единственный огненный состав, известный с давних времен. Самовоспламенение вызывает смесь концентрированной серной кислоты с порошком марганцовки или хроматом калия. Позолоченные изделия в древних цивилизациях изготавливались при помощи царской водки - смеси азотной и соляной кислот. Обе эти кислоты получались только действием серной кислоты на их соли - селитру и поваренную соль. Значит, серная кислота была известна уже давно. А хромат калия издревле использовался для дубления кожи, то есть также был доступен древним химикам.

Он не может забыть этого Бога, который становится для него мучением. Эти признания Иеремии напоминают нам наконец о слабости воплощенного Слова, о слабости Вифлеема и Голгофы. Напоминание, которое нас никогда полностью не убеждает, и соблазн всегда готов противостоять нам, потому что Господь не уничтожает врагов, потому что он не дает своей Церкви силы, славы, экономических возможностей, шансов на успех в средствах массовой информации? Почему христиане должны бороться с любыми трудностями? Эта слабость является особенностью министерства миссии и очень хорошо выражена в беднейшей и самой неизбежной реальности, которая существует: Евхаристия.

Существуют и иные любопытные свидетельства о чуде Благодатного огня. Известный православный ученый-востоковед, епископ Чигиринский Порфирий (Успенский) (1804–1885 гг.) в труде «Книга бытия моего» рассказывал о неком иеродиаконе Григории, который забравшись в часовню гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто от спрятанной там лампады. В этой же книге Порфирий приводит рассказ, услышанный из уст митрополита Дионисия, который, по его словам, был свидетелем признания наместника Иерусалимского патриарха митрополита Мисаила в том, что в кувуклии тот зажигает огонь от лампады, скрытой за движущейся мраморной иконой Воскресения Христова.

Нет ничего более слабой, более неспособной действовать, более пассивной, чем хлеб, вино, Евхаристия; но в этом Бог делает все возможное для откровения своей любви. Наконец, мы все, священники и верные, воспользуемся этим последним уроком с этой страницы.

Когда Слово терпит неудачу, когда в нас слабо, что мы ощущаем разочарование и отчаяние, мы всегда слуги Господа, и страдания, которые мы переживаем, заставляют нас быть хромыми ягнятами. Поэтому не противоречить священному или супружескому призванию испытывать усталость, отвращение, дискомфорт, отвращение, слабость; если мы откроем глаза, мы поймем, что в таких условиях Господь действительно присутствует. Пасхальный огонь освещается в пасхальную ночь перед большинством церквей.

Что касается необжигающих свойств огня, то и этому чуду есть простое объяснение. Химикам хорошо известен так называемый холодный огонь. Им горят многие эфиры органических и неорганических кислот. Температура такого горения зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. Горящим эфиром можно обтирать тело, а его облако вполне может перемещаться в пространстве, так как тяжелее воздуха. То есть можно заблаговременно изготовить «специальные» свечи и затем продать приезжим (в храме предлагают зажигать связки свечей по 33 штуки, которые продаются неподалеку). Естественно, эфир быстро сгорает, поэтому «чудо» может длиться только непродолжительное время. Далее «волшебный» огонь приобретает обыкновенные свойства обжигать все, к чему он прикасается. Естественно, данные комментарии не особо популярны, поэтому не известны широкой публике. Чудо Благодатного огоня можно проверить – зажечь от него после несшествия привезенную с собою свечку и потрогать пламя рукой.

Огонь и свет - самые древние природные символы, указывающие на присутствие Бога и силу Бога. Огонь также символизирует Божью любовь, которая засажена и нагревается посреди холода и тьмы. Для человека огонь - необходимое условие земной жизни: оно придает тепло, дает свет, приносит радость и радость. Это также древний символ смерти и очищения. Все это мешает пасхальной символике парадоксов: жизни и смерти, любви и очищения. И только к огню начинаются пасхальные церемонии. Огонь перед церковью.

Пасхальная церемония состоит из нескольких частей. Начальная часть церемонии - «Праздник света», в которой выражается христианская вера в то, что Иисус Христос является светом этого мира. Церемония «великой ночи = Пасха» обычно начинается после захода солнца. Все огни гаснут в церкви, и верующие собрались перед церковью, где горит страшный огонь. Помощник священника приходит из церкви в белых одеждах, а пасхальная свеча называется «пашкаль».

Но, наверное, самым серьезным свидетельством против чуда Благодатного огня является таинственность его появления. Почему церковь не позволяет независимым экспертам зафиксировать факт чуда? Зачем Богу скрывать Свою силу? Если Господь и так по какой-то причине дает ежегодно это знамение, то Он сразу «утрет нос» сомневающимся. Ведь при пророке Илии Господь явил Свою Славу, ниспослав огонь на жертвенник, залитый водой, в присутствии сотен свидетелей (см. 3 Цар. 18:32-38).

Зажгите пасхальную свечу - «Пашкаль»

После благословения огня следует благословение пасхальной свечи - «пашкала», на которой находится май. дается текущая дата. Затем священник зажигает свечу от горящего огня и говорит: «Пусть славное воскресение Христа превратит нашу тьму в свет». Свечи поднимаются и поют: «Свет Христа», и все отвечают: «Слава Господу». Пылающие свечи символизируют Иисуса Христа.

Свеча зажигается в затемненную церковь во главе процессии

Затем священник, который несет горящую пешку, создает парад верующих, идущих в темную церковь. Процветание горящей свечи символизирует слова Христа: «Я свет миру; кто последует за мной, не будет ходить в темноте, но будет иметь свет жизни». У входа в темную церковь священник во второй раз поднимает пешку и поет «Свет Христа». Затем все присутствующие из пашкалы и друг от друга сжигают свои свечи. Свет настолько впечатляет среди людей и освещает тусклое пространство. Каждое из присутствующих становится получателем света, носителем света и тем, кто дает свет дальше.

Я думаю, сейчас не помешает напомнить о том, что у чуда могут быть разные «источники»: Бог и дьявол. Ведь и сатана может подделывать чудеса Бога. Поэтому апостол Иоанн в книге Откровение предупреждал людей:

«Он (зверь. – Прим. авт.)… творит великие знамения , так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами , которые дано было ему творить … он обольщает живущих на земле» (Откр. 13:12-14).

Потемневший храм также может быть символом могилы или мира без любви, в который постепенно распространяется свет и любовь Воскресших. Когда дело доходит до Пасхи, большинство людей, очевидно, будут побаловать себя, яйца и бесплатные понедельники. Но почему слово «Пасха» скрывает великие слова и ночь? Что это связано с праздником Весны? Почему бы нам не сказать яйцо?

День освобождения рабыни

Название «Пасха» несет старую историю, которая произошла тысячи лет назад в Египте. В то время была небольшая этническая группа - Евреям. Египтяне после различных ночей изгнания покинули страну, потому что они не хотели заниматься рабской работой. Эта ночь была настолько значительна для евреев, что они назвали ее Великой. Таким образом, этот праздник был и тесно связан с идеей свободы.

Ответьте для себя на вопрос: «Зачем Богу такие чудеса – слезы, огонь и др., ведь они лишь повышают интерес к святыням, не являя ни мудрости, ни любви Господней?». А вот лукавому такие чудеса на руку, так как они отвлекают людей от Живого Бога, который всегда рядом (см. Пс. 32:13,15 , Пс. 138:3,5 , Деян. 17:27 , Пс. 15:8 , 1 Пар. 28:9), Его мудрого закона, направляя их внимание к мертвым святыням.

Иисус был распят в Иерусалиме на Пасху

Спустя несколько сотен лет, на Пасху, когда евреи напомнили им о своем выходе из Египта, еврей в честь Иисуса был распят в Иерусалиме. Он утверждал, что существует не только буквальное рабство, но и рабство, когда человек делает то, чего не хочет и не может помочь. В то же время он утверждал, что знает способ познания Бога лично. Когда они спросили его, как выглядит способ познания Бога, он ответил, что он сам был. Он утверждал, что тот, кто верит в него, обретет вечную жизнь. Он был наконец казнен за эти слова.

А третий источник чуда, как мы с вами увидели, – это человек. Он, как мы знаем, тоже заинтересован в сохранении и преумножении чудес.

Закончить этот раздел хотелось бы повторением объективных фактов:

1. Ветхий Завет запрещает почитание кумиров, изображений и служение им.

2. Во времена Ветхого Завета святыням не поклонялись.

3. В ветхозаветное время храм на земле был только один, и все святыни «принадлежали» только ему. По разным городам верующие святынь не имели и по домам их не хранили.

4. В ветхозаветный храм никто не входил, кроме священников – левитов из рода Аарона. Утварь храма, в том числе ковчег никто кроме них не видел. Согласно Божьему закону, даже в случае необходимости перемещения, все предметы святилища перед выносом из него предварительно тщательно заворачивались.

5. Служение в ветхозавтеном храме не было похоже на современное. Оно было кратковременным: добавление масла в семисвечник, каждение фимиамом перед завесой святая-святых, возложение хлебов предложения.

6. Евреи никогда не почитали кости мертвых «святых» как чудотворные, не рисовали изображения пророков, не совершали паломничества к святым местам – только в Иерусалим во исполнение закона Моисея по установленным праздникам и для жертвоприношения;

7. Новый Завет запрещает любое почитание идолов.

8. Нет археологических данных и письменных свидетельств, подтверждающих почитание первыми христианами (I в. – первая половина IV в.) изображений и святынь.

9. Стремительно популярность святынь начала расти после превращения христианства в государственную религию в IV веке, когда добровольно-принудительно были оцерквлены большие массы язычников.

10. Нет археологических данных и письменных свидетельств I в. – начала IV в., подтверждающих наличие у христиан в это время храмов или зданий их напоминающих. Храмы, как культовые сооружения, христиане начали строить в IV веке после возвеличивания церкви и ее служителей в связи с переходом под крыло государства. До этого, христиане проводили собрания в частных владениях, молитвенных домах и катакомбах.

11. Представители православия, как мы упоминали в главе «Изображения в Библии и молитвенных домах первых христиан» , сами признают, что самыми ранними , дошедшими до настоящего времени произведениями «настенного» христианского изобразительного искусства являются росписи катакомб. А их стиль далек от иконографии.

12. Первые христиане «настенные» изображения использовали так, как они применялись в ветхозаветном святилище – только для оформления.

13. Иконы, якобы принадлежащие Евангелисту Луке, не отдаются на всеобщее исследование независимым экспертам, чтобы подтвердить их возраст. В то же время по стилю и способу изготовления они сильно отличаются от античного изобразительного искусства первых веков нашей эры.

14. Христиане первых столетий (II в. – первая половина IV в.) в многочисленных богословских трудах и переписках почитание изображений, святынь и возведение храмов, как культовых сооружений, называли сугубо языческими обычаями и считали невозможным применение этих форм богопоклонения в христианстве.

Явление благодатного огня в Иерусалиме сегодня считает чудом только одна из христианских церквей - русская православная. Остальные честно признаются, что это просто обряд, имитация, а никакое не чудо.

Накануне православной Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня, Бог сотворяет удивительное чудо - зажигает огонь. Этот огонь, однако, «самовозгорается» не у всех на виду. Два священника высокого ранга заходят в небольшую каменную каморку, которую называют кувуклией. Это особое помещение внутри храма, типа часовенки, где якобы располагается каменное ложе, на котором лежало тело распятого Христа. Зайдя внутрь, они закрывают за собой дверь, а через некоторое время выносят из кувуклии огонь - горящую лампаду и пучки пылающих свечек. К ним тут же кидаются толпы фанатиков, что-бы зажечь от благодатного огня принесенные с собой свечки. Считается, что огонь этот в первые минуты не жжется, поэтому впавшие в экстаз паломники, которые до этого много часов томились в ожидании, «омывают» им свои лица и руки.

«Во-первых, огонь этот не обжигает, что является доказательством чуда, - пишут сотни верующих на десятках форумов. - А во-вторых, чем, как не Божьим чудом, можно объяснить, что при такой скученности народу и таком количестве огня в храме никогда не было пожаров?»

На самом деле, храм уже несколько раз горел, что не удивительно при старой постройке и такой тесноте прихожан с огнем. Во время одного из пожаров в храме заживо сгорели 300 человек. А в другой раз из-за пожара у храма обвалился купол, серьезно повредив при этом кувуклию. Технология огня, который не обжигает, проста - возить огнем по лицу в районе подбородка или проводить рукой сквозь пламя надо быстро. Именно так паломники и делают, в чем может убедиться каждый, посмотрев телевизионную хронику с места события. И многие из них - те, что недостаточно проворны, - таки обжигаются «нежгущим» огнем! Они выходят из храма с ожогами и опаленными бородами.

Ещё в середине XX века профессор кафедры Священного писания Ветхого Завета и кафедры древнееврейского языка, магистр богословия и протоиерей Александр Осипов, обработав огромный исторический материал, показал, что никакого регулярного «чуда самовозгорания» не было. А был древний символический обряд благословения огня, который зажигали священники над Гробом Господним в кувуклии.

Примерно в то же время, что и Осипов, похожую работу провел магистр богословия, доктор церковной истории, почетный член Московской духовной академии, а также член двух Поместных Соборов профессор Н. Успенский. Человек он в церкви не последний и очень уважаемый, награжденный многими церковными орденами... Так вот, в октябре 1949 года на Совете Духовной академии он сделал обширный научный доклад об истории иерусалимского огня, в котором констатировал факт обмана паствы, и даже объяснил причины возникновения легенды о самовозгорании.

«Перед нами стоит еще вопрос: когда появляются сказания о чудесном происхождении Святого огня, и что было причиной к их возникновению?.. Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве об истинном смысле обряда Святого огня, в дальнейшем иерархи оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось - совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог "как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы"».

А что касается морального аспекта этого обмана, Успенский восклицает: «Сколь велика и священна в православном отечестве молва о возжжении Святого огня, столь тягостно для взоров и сердца самое зрелище оного в Иерусалиме!»

Выслушав доклад Успенского, церковники возмутились: зачем выворачивать грязное белье перед верующими? Тогдашний ленинградский митрополит Григорий Чуков выразил общее мнение: «Я не хуже вас знаю, что это только благочестивая легенда. По существу - миф. Знаю, что есть в практике церкви немало и других мифов. Но не разрушайте легенд и мифов. Ибо, сокрушая их, вы можете сокрушить в доверчиво верующих сердцах простых людей и саму веру».

По его мнению, простые люди - это простаки, которые без обмана верить не смогут... Ну что тут скажешь, кроме того, что возмутитель спокойствия Успенский - честный человек?..

Вот и недавно Армянская апостольская церковь, непосредственно участвующая в церемонии схождения благодатного огня, рассказала правду о природе огня, выносимого из Гроба Господня. «Чуда не происходит, мы никогда об этом не заявляли, что огня не было, и он с небес сходит» - прокомментировал настоятель церкви святых архангелов Иерусалима архимандрит Гевонд Оганесян.

На фоне политических конфликтов была создана легенда о сверхъестественном схождении благодатного огня, что приводило очень много паломников в Иерусалим, в частности из России. «По словам очевидцев, на протяжении последних пятидесяти лет до времени захождения греческого патриарха и армянского архимандрита лампада там уже горела» - сообщил Гевонд Оганесян.