1. Понятие идеомоторной тренировки

Идеомоторная тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки специалиста.
Активное представление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования.

Представление движений можно классифицировать следующим образом:
. как идеальную картину (образец) реальных действий, которые, будучи программой двигательной деятельности, выполняют программирующую функцию;
. как образ, который помогает процессу освоения движения и выполняет таким образом тренирующую функцию;
. как образ, который возникает в процессе контроля и исправления движений по ходу их выполнения, как связующее звено и осуществляет тем самым регуляторную функцию.

Все три функции характеризуются синхронностью.

Механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям.

"Жизненность", или "реальность", представления идеомоторного двигательного акта определяет объем вовлеченных во "внутреннюю реализацию" уровней и этим самым эффективность идеомоторной тренировки.
Также оправдала себя следующая структура идеомоторной тренировки, разработанная на основе этих принципиальных научных позиций.

I. Внутренняя актуализация:

а) экспозиционная фаза (программа нижней ступени аутогенной тренировки; некоторые упражнения);
б) обсервативная фаза (наблюдения) - оптическое изображение двигательного цикла с особым акцентированием основных моментов с помощью кино- видеозаписей или кинограмм;
в) идеомоторная фаза (3-5-кратное повторение внутреннего представления в соответствии с письменным заданием).

II. Внешняя реализация:

а) имитационная фаза-элементы идеомоторного упражнения реально выполняются во временной последовательности в общих чертах ("намек" на движение) или как бы повторяя воображаемое;
б) фаза практической тренировки (упражнение, тренированное идеомоторным методом, выполняется практически).

2. Сущность идеомоторной тренировки

Сущность идеомоторной тренировки в следующем. Представляя движение, спортсмен как бы видит себя со стороны. Способность видеть себя со стороны является немалым подспорьем для подготовки спортсменов, и эту способность необходимо развивать.

Некоторые спортсмены лучше представляют себе фиксированные образы, чем движения в целом. В добавление к мысленному представлению своих движений путем визуальных представлений большинство спортсменов используют и мысленную самооценку кинестетических ощущений, связанных с воспоминанием о выполнении того или иного движения.

Очень важно для спортсмена иметь в своем арсенале способность к развитию и совершенствованию тех ощущений, которые соответствуют выполнению определенной деятельности. А это также отдельный аспект спортивной тренировки. Многие тренеры помогают своим воспитанникам заблаговременно вывести на необходимый уровень напряжение соответствующих мышечных групп. Спортсмены, которым необходимо повысить свою эмоциональную настройку перед выходом на старт, стараются представить себя в ответственных соревновательных ситуациях. Те же спортсмены, кому, наоборот, надо снять излишнее напряжение, стремятся увидеть себя отдыхающими или выполняющими упражнения в спокойных условиях Абрамова А.Н. Такая разная психология. - М.: Современник, 2002, 28 с..

Для понимания сущности идеомоторной тренировки нужно определить разницу между мысленным представлением движений и обычным процессом образных представлений человека. Идеомоторная тренировка включает тщательное целенаправленное изучение и повторение одного образа при целой серии представлений.

Визуальные и кинестетические мысленные представления реальных движений рекомендуется использовать гимнастам, акробатам, поскольку для них очень важно уметь осознавать и представлять себе точное положение своего тела в пространстве в любой момент действия. Мысленное повторение применяется для того, чтобы помочь спортсменам путем воспроизведения зрительных и кинестетических представлений лучше усвоить особенности техники выполнения сложного движения.

Развивая свои способности к образному представлению тех или иных ситуаций, вы через некоторое время обнаружите, что легко можете воспроизводить их в своей памяти. Вместо того, чтобы запоминать группы отдельных образов, а уже потом создавать из них в своем сознании целые картины, вы, напротив, можете видеть сразу полную картину действий в их развитии, а в случае необходимости вычленять из нее отдельные кадры.

Достижению успеха в идеомоторной тренировке способствуют следующие факторы: идеомоторная тренировка должна осуществляться только в состоянии активной деятельности; мысленно движения должны воспроизводиться в точном соответствии с ритмом реальных действий.

Техническое мастерство спортсмена во многом зависит от того, как он умеет пользоваться закономерностями, которым подчиняется процесс представления. Закономерности:

1. Чем точнее мысленный образ движения, тем точнее выполняемое движение.

2. Идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения связан с мышечно- двигательными ощущениями спортсмена.

3. Эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, когда они облекаются в точные словесные формулировки.

4. При разучивании нового движения надо представлять его исполнение в замедленном темпе.

5. При овладении новым движением следует представлять его в той позе, которая близка к реальному выполнению этого движения.

6. Во время идеомоторного представления движения оно начинает осуществляться настолько сильно и явственно, что спортсмен начинает невольно двигаться.

7. Перед выполнением упражнения не следует думать о конечном результате.

3. Идеомоторная тренировка и настройка к действию

Непосредственная подготовка к спортивному движению несет в основном психологическую направленность. Именно психическая готовность в короткое время непосредственной подготовки к движению в большей мере подвержена изменениям, чем функциональная или техническая.

Выделяется два этапа в непосредственной подготовке к движению. Задача первого этапа сводится к улучшению функциональных возможностей спортсмена и работоспособности организма. На этом этапе используются следующие средства: ходьба, бег, прыжки. Это есть так называемая разминка.

Задачей второго этапа является установление оптимальных взаимоотношений между структурой предстоящего движения и деятельностью центральной нервной системы.

Для составления индивидуальных идеомоторных программ необходимо знать, какими мыслями должно быть занято сознанием спортсмена. У большинства спортсменов в мыслительной деятельности центральное место занимает представление о предстоящем движении и тактическом действии.

При разработке индивидуально эффективных идеомоторных программ следует учитывать ряд моментов:

В начальной фазе в процессе выполнения некоторых основных упражнений должна повышаться внутренняя "готовность к воображению" и снижаться интенсивность воздействия внутренних и внешних помех;

Часто отвлекающиеся спортсмены, которым легко помешать, могут наговорить содержание программы на магнитофонную ленту и перед идеомоторной тренировкой прослушать запись. Благодаря этому им легче будет сосредоточиться и вообразить услышанное;

Число повторений в идеомоторной тренировке (2-5) зависит от уровня подготовленности спортсменов и задач обучения. Более сложные двигательные навыки отрабатываются с помощью более коротких повторений во время одного занятия, перерывы между которыми также должны быть сокращены;

Информация, которую получает спортсмен во время тренировки, должна быть сформулирована ясно и однозначно, должна сопровождаться объяснениями, как надо выполнять упражнения.

Во многих работах указывается, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. В то же время отдельные исследования (Д. Джонс, 1963; А. А. Белкин, 1965) показывают, что посредством только идеомоторной тренировки можно в глубокой форме овладеть новым упражнением (совсем незнакомым действием) без предварительного его выполнения. Но этой способностью обладают только отдельные высококвалифицированные спортсмены. Рядом исследований установлено, что идеомоторная тренировка дает возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, а может сопровождаться эффектом, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно.

4. Принципы идеомоторной тренировки

Процесс обучения идеомоторному методу надо строить на основе общеизвестных дидактических принципов: последовательности, доступности, индивидуализации. Кроме них необходимо учитывать и следующие специальные принципы:

1. Принцип мотивированной заинтересованности, предполагающий привитие спортсменам серьезного отношения к методу.

2. Принцип универсальной эффективности. Идеомоторная подготовка эффективна во многих аспектах: обучении технике, настройке на выступление, воспитании творческого отношения к тренировочному процессу.

3. Принцип доминирующей эффективности. В наибольшей степени тренирующий эффект проявляется в овладении пространственными характеристиками движения, затем временными.

4. Принцип отсроченного эффекта. Первые занятия по этому методу не дают результата. Это происходит из-за отсутствия программ представления движения и связей в коре головного мозга.

5. Принцип индивидуальности. Варианты идеомоторной настройки зависят от индивидуально- психологических различий спортсмена. Спортсмены с сильной нервной системой обычно начинают идеомоторные выполнения движения непосредственно перед стартом. Со слабой нервной системой проделывают это намного раньше, и используют ее чаще и намного эффективнее.

6. Принцип содержательной эффективности. Наибольший реальный тренирующий эффект представления движения достигается при идеомоторном воспроизведении в мышечно- двигательных образах узловых моментов действия, его результативной сути.

7. Принцип вербализации. Проговаривание или четкое словесное обозначение основных моментов действия усиливает тренирующий эффект представления движения.

8. Принцип дозирования. Целесообразно мысленно повторять задание 5 раз, а сложные задания- однократно.

5. Задачи и средства идеомоторной тренировки

При организации идеомоторной тренировки со спортсменами решаются следующие задачи:

Задача 1 - создать у занимающихся устойчивый интерес к идеомоторной тренировке, стремление полноценно использовать ее в тренировочном процессе.

А) Средства- беседы. Методические указания: разъяснить занимающимся, что качество выполняемого упражнения зависит в основном от того, какой образ движения складывается в сознании человека. Главная причина ошибок в технике- неправильное или расплывчатое представление о движении. Спортсмены, неумеющие сосредотачивать свое внимание на деталях техники движения, не способны прислушиваться к своему телу. Тренировка у них сводится к бездумному механическому повторению упражнений.

Б) Средства- анализ тренировочных занятий. Методические указания: необходимо выяснить, как понимает спортсмен направленность и значимость каждого занятия и выполняемых упражнений. Спортсмен должен понять, что при механическом, бездумном повторении движения в нем нередко закрепляются ошибки. Представления искажаются. Надо научить спортсмена прислушиваться к себе, ощущать свои мышцы, контролировать свое состояние.

В) Средства- анализ специальной разминки. Методические указания: спортсмену должно быть ясно, что очень часто они выполняют ее суетливо и поспешно, не всегда есть время для пробных попыток.

Г) Средства- сравнение сложившихся двигательных представлений с оптимальным эталоном движения. Методические указания: напомнить о том, что субъективные мышечно- двигательные представления только тогда способствуют успешному формированию навыка, когда они способствуют оптимальному варианту техники.

Задача 2 - научить спортсменов находить в движении основные моменты.

Средства: объяснение с анализом кинограмм, графических зарисовок, кинокольцовок и других наглядных пособий. Показ и самостоятельное выполнение действий. Самоотчет спортсмена.

Задача 3 - развитие у занимающихся умений вызывать мышечно- двигательные представления и ощущения.

Средства: самоанализ, самоконтроль. Мысленное выполнение упражнений и действий.

Итак, головной мозг - орган, где формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу. От того, насколько успешно функционируют программирующая и исполняющая системы, и от того, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата нашей деятельности.

Для того, чтобы мысленные образы будущего движения воплощались предельно эффективно, надо правильно пользоваться ими. Причем пользоваться совершенно сознательно, активно, а не просто полагаться на те процессы, которыми природа одарила наш организм. Представление, как психический процесс, подчиняется определенным законам.

Первое положение - чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, "чище" выполняемое движение.

Второе положение - идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека.
Мысленные представления могут быть "зрительными". В этом случае человек видит себя как бы со стороны, будто на экране телевизора. Надо хорошо уяснить, что такие "зрительные" представления обладают очень малым тренировочным действием. Ведь в этом случае импульсы, рожденные в головном мозгу, почти не передаются на мышцы, которые должны выполнять задуманное движение. Поэтому работа идет как бы вхолостую, не возникает достаточной активности в соответствующих мышцах. В этом можно убедиться и на опыте с висящим грузом. Мысленно представьте себя как бы в "зеркале", "посмотрите" на себя со стороны и попытайтесь, глядя на тот, "зеркальный", висящий сбоку груз, представить, что он раскачивается, - получится намного хуже.

Рассогласованность между программирующим органом - головным мозгом и исполняющим аппаратом - мышцами и суставами особенно хорошо заметна во время наблюдении за обнаженным телом неподвижно сидящего или лежащего с закрытыми глазами человека. В тех случаях, когда он мыслит идеомоторно, "пропускает" представления о движении "через себя", в его мышцах довольно отчетливо видны микросокращения и микрорасслабления. Если же представления имеют чисто зрительный характер, то никаких микродвижений в мышцах не возникает, хотя человеку кажется, что он "пропускает" мысленные представления через свой организм. Следовательно, наблюдая за мышцами человека во время идеомоторной тренировки, можно легко выяснить, насколько его мысленные представления о том или ином техническом элементе достигают цели.

Третье положение - исследования ряда авторов, в частности АД.Пуни, Ю. З. Захарьянц и В. И. Силина, Е. Н. Суркова и др. доказали, что эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других - непосредственно перед ним. Как поступать в каждом конкретном случае, - подсказывает практика. В том, что слова заметно усиливают эффект мысленного представления, легко убедиться во время опыта с висящим на пальце предметом. Если не просто представлять, что груз начинает раскачиваться, предположим, вперед-назад, а начать произносить слова "вперед-назад" вслух, то амплитуда колебаний сразу же увеличится.

Четвертое положение - начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так, как мы это видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид-методом. Замедленное промысливание технического элемента позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеет возможные ошибки.

Пятое положение - при овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента.

Когда человек, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление о движении, становится легче "связываться" с исполняющим аппаратом - опорно-двигательным. Другими словами, у человека появляется возможность более осознанно отрабатывать необходимый технический элемент.

Вот почему так полезны тренажеры, позволяющие принимать самые различные позы, особенно, где движения часто происходят в воздухе, после отрыва от точек опоры. Побывав в состоянии своеобразной невесомости человек начинает лучше чувствовать тонкие элементы техники движения и лучше представлять их.

Шестое положение - во время идеомоторного промысливания движения оно иногда осуществляется настолько сильно и явственно, что человек начинает невольно двигаться. И это хорошо, так как говорит о налаживании прочной связи между двумя системами - программирующей и исполняющей. Поэтому такой процесс полезен - пусть тело как бы само по себе включается в исполнение того движения, которое рождается в сознании. Такую картину приходилось видеть наиболее часто при занятиях с фигуристами. Стоя на коньках с закрытыми глазами, они неожиданно для себя начинали плавно и медленно двигаться вслед за мысленными идеомоторными представлениями. Как они говорили, их "ведет".

Вот почему в тех случаях, когда идеомоторные представления реализуются не сразу, с затруднениями, можно рекомендовать сознательно и осторожно связывать идеомоторные представления с соответствующими движениями тела и таким способом соединять мысленный образ движения с мышцами, выполняющими его.

Несколько слов о так называемых имитациях. Имитируя, выполняя как бы в намеке реальное движение или часть его, человек помогает формированию более четкого представления о нужном ему техническом элементе, идя, так сказать, от периферии, от мышц, к центру, к головному мозгу. Так что имитация самых разных движений, которую нередко можно увидеть во время разминки - хорошее подспорье в подготовке к выполнению того или иного трудного упражнения.

Но, имитируя, нужно сознательно связывать исполняемые движения с их мысленным образом. Если же имитации проводить формально или думать о другом, пользы имитирующие действия не принесут.

Седьмое положение - неправильно думать о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Это одна из довольно распространенных ошибок.

Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное - представление о том, как достичь этого результата. Вот и выходит, что, например, стрелок думает о том, что ему необходимо попасть в "десятку", эта мысль начинает мешать точным представлениям о тех технических элементах, без выполнения которых попасть в "десятку" просто невозможно. Поэтому он и не попадает. "Перестарался, очень хотел", - говорят в таких случаях, забывая о том, что для достижения желаемого результата надо думать не о нем, а опираться на мысленные образы тех действий, которые ведут к этому результату.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). - М.: Физкультура и спорт, 1978, 224с.

2. Забельский С.Ю. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Ставрополь: Сервисшкола, 2005, 24с.

3. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. М., 152 с.

Жизнь с пессимистом нельзя назвать сладкой: он не тешит себя иллюзиями, не пытается превратить жизнь любимой в романтическую сказку, потому что сам - реалист до мозга костей. Но, оказывается, даже эту категорию мужчин можно разделить на несколько подкатегорий. Для чего нужна такая классификация? Чтобы понять психологию конкретного человека и найти ключик к его сердцу. Итак, виды мужчин-пессимистов .

Убежденный реалист

Этот человек критикует все, что по его мнению не соответствует действительности . Под его взглядом даже самое совершенное выступление или мастерски сделанное кино рассыпается на ряд нелепостей и ляпов. Он достаточно агрессивен, способен высмеять то, что вам дорого, а после даже не извиниться, потому что, если рассуждать логически, он прав. Жизнь с таким циником не сладкая, потому что он доставляет немало переживаний и заставляет сомневаться в себе. Чтобы сделать совместное проживание радостнее, старайтесь не посвящать его в свои планы, отвоевывайте уголок для своих увлечений, в который ему доступ будет закрыт.

Нежный пессимист

Классический Пьеро . Помните героя сказки о золотом ключике? А теперь представьте, Каково дружить с ним или любить. Его психическая конституция очень нежная: каждая неудача глубоко ранит, а предательство и вовсе ставит его на грань сердечного приступа . Пьеро тяготит обязанность быть сильным и мужественным, поскольку будь он женщиной, все было бы гораздо проще. Из-за ощущения собственной никчемности, он может впадать в затяжные депрессии. Ужиться с ним сможет только невероятно чуткая женщина, которая очень тактична и способна не унывать, пока ее мужчина неделями ходит под стрессом.

Погруженный в себя пессимист

Для него не важно доказательство своей правоты. Если он в чем-то уверен, он будет верить в это до конца, не важно, кто что об этом думает. Он может смириться с тем, что его все обходят на карьерной лестнице, что уводят его любимую. Другим его мысли могут показаться безрадостными, но для него пассивное восприятие мира естественно. Такие пессимисты безобидны для общества, но строить отношения с ними сложно, потому что он не будет проявлять настойчивость и бороться за вас .

Нытик

Его жизнь не так плоха, как он любит рассказывать. О своих бедах он готов рассказывать всем близким и едва знакомым людям . Нытик предпочитает выставлять на показ свои несчастья , чтобы кто-то не дай бог не вздумал ему завидовать. Именно поэтому друзей у него почти нет, ведь мало кто выдержит постоянный негатив, который идет от этого человека. И не дай бог выразить ему сочувствие из вежливости: он так подсядет на уши, что избавиться от него будет невозможно без скандала. Если вы тактичны и не умеете отказывать другим, обходите этот тип людей за три версты.

Все зависит от того, с пессимистом какого типа вам пришлось столкнуться. Наш эксперт - психолог Ольга Агеева.

От природы

Некоторым свойственен от рождения. Психологи называют таких пессимистов конституциональными, а биологи пытаются понять, чем такие люди отличаются от других. Например, исследователи из Мичиганского университета (США) выяснили, что в мозге пессимистов меньше особых нейропептидов. Из-за этого они эмоциональнее реагируют на негативные сообщения, чем те, у кого нейропептидов больше. Пока это только теория. Однако факт: пессимизм - способ мышления таких людей, переделать их не получится.

Учитесь принимать такого человека. Его пессимизм вас раздражает? Зато у него наверняка есть качества, которые вам нравятся, сконцентрируйтесь на них.

Учитесь переводить высказывания пессимиста на свой язык. То, что он оценивает как «ужасно», вам может показаться «не очень хорошим» или «нормальным». Это позволит менее эмоционально реагировать на его слова, не даст им испортить вам настроение.

Оставляйте человека в покое, когда его настроение особенно мрачное.

Жизнь заставила

Не реже бывает и так: в юности , а годам к 40-50 становится «махровым» пессимистом. В этом «виноваты» жизненные обстоятельства: цели, которых он не смог достичь, люди, не оправдавшие его ожиданий.

У таких людей изначально не слишком высокая самооценка, а неудачи еще больше ее «роняют». Пытаясь удержать ее на уровне, человек заранее программирует себя на то, что ничего не получится, начинает скептически относиться к любой затее. Увы, делает он это в отношении не только себя, но и окружающих. Например, мамы говорят детям, что тем будет очень сложно (а то и невозможно) поступить в институт, создать семью, получить хорошую работу.

Такие прогнозы из уст близкого раздражают (тем более что зачастую не сбываются). Но не стоит злиться и обижаться. За подобными речами кроется желание застраховать вас от неудач, так пессимист проявляет любовь к вам.

Порой к прогнозам стоит прислушаться. начинают строить планы на будущее, фантазировать. Умение пессимистов видеть худший результат дает возможность реально оценить ситуацию, а во многих случаях и «подстелить соломки».

Близкого-пессимиста многие стремятся перенастроить на позитив. Бывают случаи, когда это возможно. Однако зачастую пессимизм уже настолько укоренился, что стал вторым естеством. Пытаться менять такого человека бесполезно, не тратьте на это время.

На показ

Существуют и демонстративные . Они стремятся поведать о своих неурядицах окружающим, добиться от них сочувствия. Часто для этого выбирают «жилетку» - человека, который из вежливости и сострадания соглашается их слушать. И при этом не только заряжается негативом, но и тратит массу энергии на то, что не дает ему никакой отдачи.

Переводите диалог в конструктивное русло. При первых жалобах говорите: «Да, тебе несладко. Что я могу для тебя сделать? Я готов». В большинстве случаев такие люди ничего предпринимать не хотят, поэтому быстро находят новую «жертву».

Если разорвать отношения вы не можете, старайтесь меньше вникать в проблемы «нытика»: «Да, ситуация у тебя действительно - не позавидуешь, даже не знаю, что посоветовать». Это позволяет выразить сочувствие, но не погружаться в негатив самому. А главное - не вовлекаться в диалог, который никому ничего не даст.

«Жили рядом Ох и Ах – друг от друга в двух шагах». Такими словами начинался забавный советский мультик о дружбе неутомимого оптимиста и закоренелого пессимиста. В реальности же от пессимистов предпочитают держаться подальше, ведь навеять грустные мысли оптимисту гораздо легче, чем внушить оптимизм пессимисту. Так можно ли дружить с пессимистом и не заразиться от него хандрой? И как быть, если пессимист – ваш близкий родственник или коллега?

Учимся принимать

«Уже несколько лет я встречаюсь с замечательным мужчиной. Мои родители от него без ума – он серьезный, ответственный и очень внимателен ко мне. От семейной жизни с ним меня удерживает только его недоверие к жизни. По его мнению, вместо инфляции нужно ждать кризиса, вместо жаркого лета – засуху, и вообще, каждый год будет сложнее предыдущего. Есть ли шанс изменить его отношение к жизни?»

Строить серьезные отношения с пессимистом можно, но при одном условии – научиться принимать человека таким, каков он есть. Для некоторых личностей отрицательные суждения являются врожденной особенностью: их мрачный взгляд на жизнь объясняется особенностями нервной системы и меланхолического темперамента. Следовательно, нет достаточных оснований полагать, что в мышлении таких людей произойдут коренные изменения.

Вместе с тем у пессимистов есть свои преимущества. Замечено, что людям такого склада свойственен высокий интеллект, они точнее прогнозируют свой успех или неудачу, склонны учитывать потребности других, иными словами – пессимисты не только мрачнее, но и мудрее.

Однако психологи отмечают, что устойчивая склонность к пессимизму у некоторых людей может быть такой же непроизвольной реакцией, как рассеянность, вспыльчивость, склонность к лидерству, то есть попросту речь идет о привычке. Такой тип пессимистов в какой-то мере способен к изменениям.

Автору письма стоит задать себе вопрос: сможет ли она спокойно игнорировать подобную особенность близкого человека, акцентируя внимание на его достоинства? Кстати, это вполне возможно, если человек сам обладает достаточным запасом оптимизма и осознанно строит отношения с пессимистом.

Если же вы склонны поддаваться меланхолии или чувствуете раздражение, слыша подобные рассуждения, то вам такие отношения не пойдут на пользу. И не обольщайтесь надеждой переделать человека. Кроме того, стоит хорошенько подумать, прежде чем заводить отношения с агрессивным пессимистом. Такие люди презирают веселье, злоупотребляют грубой критикой и склонны унижать окружающих. Пожалуй, это самый безнадежный или даже опасный вид пессимизма.

Учимся уважать

«Моя жена творческий и талантливый человек. Но, мне кажется, ей не хватает радости в жизни. Она предпочитает драматические фильмы и музыку. Время от времени с ней случаются приступы настоящей тоски. Могу ли я ей чем-то помочь и сделать ее жизнь более веселой?»

В данном случае речь так же идет о так называемом конституционном пессимизме. Это врожденная особенность характера, которую надо принимать как данность. Находиться рядом с такими людьми, безусловно, не просто. И если вы любите такого человека, то должны уяснить для себя несколько правил: не стоит считать, что близкий вам человек страдает без веселья. И уж тем более не следует полностью брать на себя ответственность за его настроение. Хотя не исключено, что в некоторых случаях вам будет по силам «заразить» своего партнера более оптимистичным взглядом на жизнь. И помните: периоды меланхолии помогают таким людям восстанавливать эмоциональные и физические силы. Нередко грустные мысли служат для них отличным трамплином к творческой деятельности. Немало великих произведений вышли из-под пера мастеров в периоды их душевного кризиса.

В настоящее время подвергнуто сомнению и утверждение о том, что пессимисты отличаются более слабым здоровьем. Конституционные пессимисты обычно не испытывают сильных эмоций, отчего их организм работает в щадящем режиме. Кроме того, пессимисты склонны прислушиваться к недомоганиям, прибегая к профилактике и своевременному лечению. Получается, что спасать-то и некого.

Учимся видеть мотивы

«Порой с моей мамой невозможно разговаривать. Хотела пойти на курсы иностранного языка, а она говорит: «Зачем ты будешь тратить время и деньги, он тебе все равно не пригодится». Загорелась накопить на машину, мама тут же начала вспоминать все аварии. Как можно быть такой пессимисткой?!»

Такой тип пессимизма называется возрастным. Нередко такие люди в молодости были куда легкомысленнее и смелее в своих планах, однако, обжигаясь, становились более прагматичными и осторожными. Разумеется, неприятно в молодости, находясь на пике своего воодушевления, скатываться к безрадостным прогнозам близкого человека. Однако способы восстановить гармонию существуют. Для начала надо попытаться понять близкого человека.

Во-первых, заранее прогнозируя неудачу, пессимист защищает себя от болезненного разочарования. Так ему спокойнее – не выгорит дело, так он уже был к этому готов, а если выгорит – что же, есть повод немного порадоваться. Во-вторых, высказывая опасения, пессимист таким образом проявляет свою любовь и заботу. Попробуйте услышать за фразой «зачем тебе это надо» другой смысл: «я за тебя волнуюсь». Ну и, в-третьих, суждения возрастных пессимистов зачастую не лишены здравого смысла. Вспомните шутку: самолет придумали оптимисты, а парашют – пессимисты. Поэтому не «выплескивайте младенца вместе с водой», позвольте себе обдумать доводы, которые приводит пессимист.

Учимся защищаться

«Не хочу, чтобы мелочи портили мне жизнь, но мне тяжело сохранять оптимизм в общении с коллегой. Каждый рабочий день начинается с информационной ленты неприятностей, которые она успела пережить или узнать. Пробовала ее переубеждать, получается только хуже».

Такая ситуация наблюдается довольно часто. Даже если ваше близкое окружение – это жизнерадостные люди, не исключено, что вашим случайным попутчиком, соседом или коллегой окажется показной пессимист или, в просторечии, нытик. Все разговоры сведутся к его болезням, семейным проблемам и несправедливой жизни. Положительные контраргументы послужат лишь «дровами в огонь», которые раззадорят нытика с новой силой отстаивать свое право быть несчастным. Что можно предпринять?

Как правило, показной пессимист не ищет решения проблемы. Зачастую он просто пытается привлечь к себе внимание. Такой пессимист, сам того не осознавая, сильно сгущает краски, стремясь добиться всеобщего сочувствия, а может быть, даже и каких-то услуг. Каждый вправе выбирать себе жизненную позицию, однако никто не вправе навязывать ее другим. Если вы заподозрили манипуляцию со стороны нытика, смело защищайтесь. Можно сказать нейтральным тоном: «Ваша ситуация очень сложная, даже не знаю, сможет ли вам кто-нибудь помочь». Если человек начинает обобщать, например: «кругом одни бездельники», «порядочных людей не осталось» и т. п., можно уклониться от темы фразой: «не все так считают» или «это только ваша точка зрения».

Если так просто ретироваться не получается, можно попробовать обезоружить показного пессимиста, опередив его рассказ вопросом, например: «Что сегодня выкинули твои ненормальные соседи?» или «Кто тебе сегодня первым испортил настроение – бестолковый муж или хам в автобусе?» Желательно в вопросах использовать именно ту терминологию, которую применяет нытик, чтобы он увидел себя со стороны. Как правило, человек испытывает эффект холодного душа, и может даже отреагировать на ваши вопросы агрессивно. Вы рискуете потерять доверие нытика, но, положа руку на сердце, невелика потеря. Однако случается и так, что человек осознает всю нелепость своего поведения и меняется в лучшую сторону.

Если к показному пессимизму склонен ваш любимый человек, защититься от этого будет сложнее. Так или иначе, близких нужно внимательно выслушивать, даже если они бесконечно жалуются. Затем было бы хорошо сказать: «Это непростая ситуация. Чем я могу тебе помочь? Я готов». Или: «Какие есть варианты решения проблемы, на твой взгляд?» Обычно это помогает сохранить доброжелательные отношения, и при этом перевести разговор в конструктивное русло.

Вот какая статья мне попалась на глаза.Захотелось ее Вам переслать.
сли ты хочешь изменить мир, люби мужчину, по-настоящему люби его.
Выбери того, чья душа ясно зовёт твою, кто видит тебя; того, кто достаточно смел, чтобы даже бояться.
Прими его руку и веди его осторожно к своему сердцу, где он сможет почувствовать твоё тепло и отдохнуть в нём. Сожги его тяжёлый груз своим огнём. Посмотри в его глаза, загляни глубоко внутрь и увидишь, что там дремлет, и что пробуждено, что нерешительно, и что выжидающе.
Посмотри в его глаза и найди там его отцов и дедов, и все и безумства, через которые они прошли в какой-то стране, в какое-то время. Взгляни на их боль и борьбу, на муки и вину, без всякого суждения - и отпусти всё это.
Почувствуй его родовое бремя и знай, что то, что он ищет это безопасное убежище в тебе. Позволь ему раствориться в твоём пристальном взгляде и знай, что тебе не нужно отражать гнев и ярость, потому что в тебе есть чрево, сладкий глубокий вход для омовения и исцеления старых ран.
Если ты хочешь изменить мир, люби мужчину, по-настоящему люби его. Сядь перед ним в полном величии своей женственности, в дыхании своей уязвимости, в игре твоей детской невинности, в глубине твоей смерти, приглашая, тихо уступая, позволяя его мужской силе совершить шаг навстречу тебе…и поплавать в утробе Земли, в безмолвном знании, вместе.
И когда он отойдёт…потому что он сделает это…в страхе убежит в свою пещеру…собери вокруг себя своих бабушек…укройся их мудростью, слушай их мягкий шёпот, успокаивай сердце своей испуганной девочки, убеждая его расслабиться…и терпеливо жди его возвращения. Сиди и пой под его дверью песню воспоминаний, которая может быть успокоит его ещё один раз.
Если ты хочешь изменить мир, люби мужчину, по-настоящему люби его.
Не вытягивай его маленького мальчика хитростью, уловками, обольщением, обманом, только чтобы заманить его…в паутину разрушений, в место отвращения и хаоса, более страшное, чем любая пережитая его братьями.
Это не женственность, это месть. Это яд спутанных линий неправильных действий сквозь все времена, изнасилование нашего мира. Это не даёт женщине силы, это ослабляет её, потому что она отрезает ему яйца. И это убивает нас всех. Неважно, согрела ли его мать или не смогла, покажи ему сейчас настоящую мать.
Держи его, веди его в свои глубину и благодать, теплясь в центре ядра Земли. Не наказывай его за те раны, которые как тебе кажется не удовлветворяют твоим потребностям и критериям. Плачь по нему сладкие реки, выпусти всё это обратно домой.
Если ты хочешь изменить мир, люби мужчину, по-настоящему люби его. Люби его настолько, чтобы быть голой и открытой. Люби его настолько, чтобы раскрыть своё тело и душу круговороту рождений и смертей, и благодари его за возможность вместе танцевать сквозь бушующие ветра и тихие леса. Будь достаточно смелой, чтобы быть слабой и позволь ему напиться из мягких, пьянящих лепестков твоего существа.
Позволь ему понять, что он может поддержать тебя и защитить. Упади в его руки и доверься, что он поймает, даже если тебя роняли тысячу раз до этого. Научи его как уступать, уступая самому себе и слейтесь в сладкое ничто, сердце этого мира.
Если ты хочешь изменить мир, люби мужчину, по-настоящему люби его. Поддерживай его, корми его, позволяй ему, слушай его, держи его, лечи его, и он, в свою очередь, будет лелеять, поддерживать и защищать тебя своими сильными руками, ясными мыслями и чёткими намерениями. Потому что он может, если ты позволишь ему, быть всем о чём ты мечтаешь.
Если ты хочешь любить мужчину, люби себя, люби своего отца, люби брата, своего сына, прошлого мужчину; от самого первого мальчика, которого ты целовала, до последнего, которого оплакивала. Благодари за подарки по пути к этой встрече, за того, который стоит сейчас перед тобой.
И найди в нём семя для всего нового и солнечного. Семя, которое ты сможешь питать и помочь его посадить. Чтобы вырастить новый мир вместе.